Андреа мантенья юдифь и олоферн. История персонажа. Смотреть что такое "юдифь" в других словарях

Ассирийский царь пошел войной на царя мидийского, который засел в городе Экбатаны за высокими стенами. Стал царь Ассирии просить помощи у своих соседей - персов, иудеев, и даже до Египта доходили его послы, но каждый считал его ровней и безбоязненно отправлял царских послов без подарка.
Очень разгневался ассирийский царь и дал клятву безжалостно отомстить соседям. А поскольку мидийцев он все-таки победил, почуял он в сердце чрезмерную гордость. Решил он стать богом всего мира и сказал полководцу своему Олоферну:
- Собери большое войско и отправляйся в поход. Пусть все западные страны тебе покорятся, а не то всю их землю покроют стопы моего войска и все живое я ограблю и предам смерти.
Собрал Олоферн войско, и города один за другим не выдерживали напора - Олоферн грабил, жег, убивал, так что многие селения в стране посылали сказать: «Мы рабы твои и делай с нами, что хочешь».
Ассирийцы сметали все местные божества, вырубали священные рощи, чтобы на всех языках звучало одно только имя - имя ассирийского государя.
Бросились сыны израильские укреплять стены своих городов, готовили запасы к осаде, делали засады на вершинах гор и в долинах, взывали к Богу, чтобы не выдал врагу их жен и детей.
Сильно разгневался Олоферн, когда узнал, что готовятся они к бою. Созвал князей ближайших земель и спросил:
- Расскажите о тех, кто не хочет мне подчиниться. В чем их сила? Почему они непокорны?
И сказал ему Ахиор, предводитель аммонитян:
- Их Бог для них самая большая охрана. Он вывел их из Египта, по дну моря провел так же просто, как по земле, и давно известно: как только отходят они от Бога, сразу же попадают в неволю. Сейчас тебе, господин мой, необходимо узнать: согрешили они перед своим Богом или нет. Если есть на них грех, они падут, если нет, то мы только людей насмешим.
- Один Бог есть на свете - царь ассирийский, - сказал Олоферн и приказал связать Ахиора и бросить врагам.
- Если ты прав, то останешься жив, а нет - погибнуть тебе вместе с ними!
Так и сделали с Ахиором: связали и бросили к подножью горы.
Взяли его сыны израильские, развязали веревки и отвели в ближайший город Ветилуй. Весь город сошелся послушать его рассказ. И все хвалили аммонитянина.
На другой день воины Олоферна окружили город, и князья покоренных племен посоветовали Олоферну не воевать понапрасну, но перекрыть единственный водный источник.
- Жажда выгонит их из города. Они сами тебе сдадутся, наш повелитель! - сказали князья.
Так и сделал Олоферн.
Осада длилась тридцать четыре дня. В городе не было уже ни капли воды, люди не могли ходить и падали на перекрестках.
- Почему мы не сдались ассирийцам?! - кричали жители города. - Легче погибнуть от их руки, чем от жажды.
- Подождите еще пять дней. Если за это время Бог нам не поможет, будь по-вашему, откроем ворота ассирийцам, - предложил старейшина, и все согласились.
Весть об этом решении дошла до вдовы по имени Юдифь. Была она всеми уважаемая красавица, никто никогда не молвил о ней худого слова. Несколько лет назад муж ее скончался от солнечного удара, когда следил за уборкой снопов. Муж оставил Юдифи большое богатство, но она скромно проживала в светлице вместе со служанкой и не снимала с себя убора вдовы.
Пригласила Юдифь старейшин к себе и сказала:
- Зачем вы искушаете Бога установлением сроков? Может быть, он поможет нам раньше, чем через пять дней.
- Ты права, - согласились старейшины.
- Я освобожу вас от врага, - сказала Юдифь. - Сегодня ночью выпустите из города меня и мою служанку. Не спрашивайте, что я собираюсь делать. Все узнаете после.
- Иди, если хочешь. Пусть Бог тебе поможет, - решили старейшины.
Сняла Юдифь одежды вдовы, омылась последней водой, которая была в доме, намазалась душистыми мазями, расчесала волосы и украсила голову, надела самое красивое платье, в котором нравилась покойному мужу, обулась в лучшую обувь, убрала себя драгоценными камнями и стала так прекрасна, как только может быть прекрасна женщина в лучшую свою пору.
Служанке она дала вина, немного масла, муки и хлеба.
Выпустили Юдифь из города, пришла она к ассирийцам и сказала:
- Я знаю, что город мой скоро падет, и хочу показать князю вашему Олоферну путь, на котором он без потерь возьмет все города.
Ассирийцы глаз с нее не сводили. Никогда еще не видели они женщину такой красоты.
- Твое решение спасло тебе жизнь, - сказали они и отвели Юдифь к Олоферну.
Олоферн лежал за пурпурной завесой, прошитой золотом и украшенной дорогими камнями.
Встал Олоферн, когда ввели Юдифь, и она пала перед ним на землю.
- Поднимись, женщина, и не бойся. Скажи, почему ты пришла ко мне? - спросил Олоферн.
- Сегодня мой город наказан за большие грехи. Он скоро падет, и я послана Богом сказать тебе это. Позволь мне остаться у тебя, а ночами ходить в долину молиться, чтобы Бог мне сказал, когда он отдаст тебе город.
- Хорошо сделал твой Бог, коли послал тебя ко мне, - обрадовался Олоферн.
И тут же приказал поселить Юдифь в шатре, в котором хранилось серебро, и кормить ее со своего стола.
- Я буду есть только то, что принесла с собой моя служанка, - отвечала Юдифь.
- А что ты будешь делать, когда твой запас кончится? - возразил Олоферн.
- Не успею я съесть и того, что имею, как Бог сделает свое дело, - усмехнулась Юдифь и пошла в свой шатер.
Юдифь немного поспала, еще до зари отправилась в долину, умылась там у колодца, помолилась, а потом вернулась в шатер, и никто ее не останавливал, ибо так повелел Олоферн.
Три дня ходила она так в долину.
На четвертый день Олоферн созвал пир и пригласил на него Юдифь.
- Не смею отказать моему господину, - отвечала Юдифь. - Это очень высокая честь для меня.
Пришла и села у ног Олоферна. У него даже сердце сжалось от восхищения ее красотой.
- Пей и веселись вместе с нами, - сказал Олоферн.
Пила она вместе с ними, но ела лишь то, что давала ей служанка.
Долго длился тот пир, очень весел был Олоферн и пьянел от веселья и от вина. Наконец упал он на свое ложе и крепко уснул. Все гости разошлись, и Юдифь осталась с Олоферном одна.
Осторожно, чтобы не нашуметь, взяла она меч, который висел у изголовья ложа военачальника, взмолилась про себя и двумя ударами отрубила Олоферну голову. Потом столкнула тело с ложа, сняла пурпурную завесу, вышла наружу и позвала служанку свою.
В мешок, в котором прежде была еда, положила Юдифь голову Олоферна и туда же сунула завесу.
Как обычно, вышли они из лагеря, и никто их не остановил.
Когда вернулись они в свой город, началось великое торжество. Прибежал Ахиор и едва не упал в обморок, увидев голову Олоферна. Ободрились мужи израильские, повесили на городскую стену голову Олоферна и взялись за оружие.
- Сегодня же нападем на ассирийцев, - решили старейшины.
С первыми лучами солнца распахнулись ворота, и сыны израильские ринулись в бой.
Увидели ассирийцы, что распахнулись городские ворота, пошли будить Олоферна, но когда нашли его бездыханное тело, страшно перепугались. Стали искать Юдифь и поняли: это она убила полководца и скрылась.
Страх напал на ассирийцев, и побежали они в разные стороны, так что мужи израильские гнались за ними и убивали бегущих.
Завесу Олоферна Юдифь отправила в храм Иерусалимский.

ЮДИФЬ И ОЛОФЕРН

Ассирийский царь пошел войной на царя мидийского, который засел в городе Экбатаны за высокими стенами. Стал царь Ассирии просить помощи у своих соседей - персов, иудеев, и даже до Египта доходили его послы, но каждый считал его ровней и безбоязненно отправлял царских послов без подарка.

Очень разгневался ассирийский царь и дал клятву безжалостно отомстить соседям. А поскольку мидийцев он все-таки победил, почуял он в сердце чрезмерную гордость. Решил он стать богом всего мира и сказал полководцу своему Олоферну:

Собери большое войско и отправляйся в поход. Пусть все западные страны тебе покорятся, а не то всю их землю покроют стопы моего войска и все живое я ограблю и предам смерти.

Собрал Олоферн войско, и города один за другим не выдерживали напора - Олоферн грабил, жег, убивал, так что многие селения в стране посылали сказать: «Мы рабы твои и делай с нами, что хочешь».

Ассирийцы сметали все местные божества, вырубали священные рощи, чтобы на всех языках звучало одно только имя - имя ассирийского государя.

Бросились сыны израильские укреплять стены своих городов, готовили запасы к осаде, делали засады на вершинах гор и в долинах, взывали к Богу, чтобы не выдал врагу их жен и детей.

Сильно разгневался Олоферн, когда узнал, что готовятся они к бою. Созвал князей ближайших земель и спросил:

Расскажите о тех, кто не хочет мне подчиниться. В чем их сила? Почему они непокорны?

И сказал ему Ахиор, предводитель аммонитян:

Их Бог для них самая большая охрана. Он вывел их из Египта, по дну моря провел так же просто, как по земле, и давно известно: как только отходят они от Бога, сразу же попадают в неволю. Сейчас тебе, господин мой, необходимо узнать: согрешили они перед своим Богом или нет. Если есть на них грех, они падут, если нет, то мы только людей насмешим.

Один Бог есть на свете - царь ассирийский, - сказал Олоферн и приказал связать Ахиора и бросить врагам.

Если ты прав, то останешься жив, а нет - погибнуть тебе вместе с ними!

Так и сделали с Ахиором: связали и бросили к подножью горы.

Взяли его сыны израильские, развязали веревки и отвели в ближайший город Ветилуй. Весь город сошелся послушать его рассказ. И все хвалили аммонитянина.

На другой день воины Олоферна окружили город, и князья покоренных племен посоветовали Олоферну не воевать понапрасну, но перекрыть единственный водный источник.

Жажда выгонит их из города. Они сами тебе сдадутся, наш повелитель! - сказали князья.

Так и сделал Олоферн.

Осада длилась тридцать четыре дня. В городе не было уже ни капли воды, люди не могли ходить и падали на перекрестках.

Почему мы не сдались ассирийцам?! - кричали жители города. - Легче погибнуть от их руки, чем от жажды.

Подождите еще пять дней. Если за это время Бог нам не поможет, будь по-вашему, откроем ворота ассирийцам, - предложил старейшина, и все согласились.

Весть об этом решении дошла до вдовы по имени Юдифь. Была она всеми уважаемая красавица, никто никогда не молвил о ней худого слова. Несколько лет назад муж ее скончался от солнечного удара, когда следил за уборкой снопов. Муж оставил Юдифи большое богатство, но она скромно проживала в светлице вместе со служанкой и не снимала с себя убора вдовы.

Пригласила Юдифь старейшин к себе и сказала:

Зачем вы искушаете Бога установлением сроков? Может быть, он поможет нам раньше, чем через пять дней.

Ты права, - согласились старейшины.

Я освобожу вас от врага, - сказала Юдифь. - Сегодня ночью выпустите из города меня и мою служанку. Не спрашивайте, что я собираюсь делать. Все узнаете после.

Иди, если хочешь. Пусть Бог тебе поможет, - решили старейшины.

Сняла Юдифь одежды вдовы, омылась последней водой, которая была в доме, намазалась душистыми мазями, расчесала волосы и украсила голову, надела самое красивое платье, в котором нравилась покойному мужу, обулась в лучшую обувь, убрала себя драгоценными камнями и стала так прекрасна, как только может быть прекрасна женщина в лучшую свою пору.

Служанке она дала вина, немного масла, муки и хлеба.

Выпустили Юдифь из города, пришла она к ассирийцам и сказала:

Я знаю, что город мой скоро падет, и хочу показать князю вашему Олоферну путь, на котором он без потерь возьмет все города.

Ассирийцы глаз с нее не сводили. Никогда еще не видели они женщину такой красоты.

Твое решение спасло тебе жизнь, - сказали они и отвели Юдифь к Олоферну.

Олоферн лежал за пурпурной завесой, прошитой золотом и украшенной дорогими камнями.

Встал Олоферн, когда ввели Юдифь, и она пала перед ним на землю.

Поднимись, женщина, и не бойся. Скажи, почему ты пришла ко мне? - спросил Олоферн.

Сегодня мой город наказан за большие грехи. Он скоро падет, и я послана Богом сказать тебе это. Позволь мне остаться у тебя, а ночами ходить в долину молиться, чтобы Бог мне сказал, когда он отдаст тебе город.

Хорошо сделал твой Бог, коли послал тебя ко мне, - обрадовался Олоферн.

И тут же приказал поселить Юдифь в шатре, в котором хранилось серебро, и кормить ее со своего стола.

Я буду есть только то, что принесла с собой моя служанка, - отвечала Юдифь.

А что ты будешь делать, когда твой запас кончится? - возразил Олоферн.

Не успею я съесть и того, что имею, как Бог сделает свое дело, - усмехнулась Юдифь и пошла в свой шатер.

Юдифь немного поспала, еще до зари отправилась в долину, умылась там у колодца, помолилась, а потом вернулась в шатер, и никто ее не останавливал, ибо так повелел Олоферн.

Три дня ходила она так в долину.

На четвертый день Олоферн созвал пир и пригласил на него Юдифь.

Не смею отказать моему господину, - отвечала Юдифь. - Это очень высокая честь для меня.

Пришла и села у ног Олоферна. У него даже сердце сжалось от восхищения ее красотой.

Пей и веселись вместе с нами, - сказал Олоферн.

Пила она вместе с ними, но ела лишь то, что давала ей служанка.

Долго длился тот пир, очень весел был Олоферн и пьянел от веселья и от вина. Наконец упал он на свое ложе и крепко уснул. Все гости разошлись, и Юдифь осталась с Олоферном одна.

Юдифь и Олоферн

Осторожно, чтобы не нашуметь, взяла она меч, который висел у изголовья ложа военачальника, взмолилась про себя и двумя ударами отрубила Олоферну голову. Потом столкнула тело с ложа, сняла пурпурную завесу, вышла наружу и позвала служанку свою.

В мешок, в котором прежде была еда, положила Юдифь голову Олоферна и туда же сунула завесу.

Как обычно, вышли они из лагеря, и никто их не остановил.

Когда вернулись они в свой город, началось великое торжество. Прибежал Ахиор и едва не упал в обморок, увидев голову Олоферна. Ободрились мужи израильские, повесили на городскую стену голову Олоферна и взялись за оружие.

Сегодня же нападем на ассирийцев, - решили старейшины.

С первыми лучами солнца распахнулись ворота, и сыны израильские ринулись в бой.

Увидели ассирийцы, что распахнулись городские ворота, пошли будить Олоферна, но когда нашли его бездыханное тело, страшно перепугались. Стали искать Юдифь и поняли: это она убила полководца и скрылась. Азимов Айзек

Олоферн Когда была завоевана Мидия, Навуходоносор готов был уже вернуться на запад. Иудифь, 2: 4–6…Навуходоносор… призвал главного вождя своего войска Олоферна… и сказал ему:…вот ты пойдешь от лица моего… и выступишь против всей земли на западе за то, что они не

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Юдифь Когда вавилонский царь Навуходоносор начал завоевывать Иудею, в одном из ее городов, Ветилуе, жила богатая вдова по имени Юдифь. Были у нее пашни и пастбища, тучные стада и множество слуг. К тому же Юдифь отличалась ослепительной красотой. Однако ни красота, ни

Юдифь, как известно, была богатой вдовой иудейского города Ветилуя, осажденного вавилонским полководцем Олоферном. Когда её родной город осадило ассирийское, Юдифь надела лучшее своё платье и направилась в неприятельский лагерь. Олоферну, очарованному её красотой, женщина сказала, что боги открыли ей его будущее: вскоре героя ждёт блестящая победа. Три дня и три ночи пировал Олоферн, принимая Юдифь как почётную гостью. На четвёртую ночь она отсекла ему голову и бежала обратно в Ветулию, унося с собой страшный трофей. Войско Олоферна, лишённое военачальника, отправилось восвояси, и город был спасён. До сих пор, в Хануку принято есть молочные продукты в память о том, как Юдифь угощала
Олоферна сыром, вызывающим жажду, чтобы он пил много вина и быстро пьянел.

Эта библейская притча была хорошо известна, она волновала умы многих, куртуазные поэты изменили её смысл: красота и ум Юдифи пленили Олоферна, и он, удовлетворив свою страсть, безмятежно уснул в своем шатре. Юдифь же схватила его меч и отсекла врагу голову...
Данное сказание стало для всех историей коварной обольстительницы и мужчины, который потерял голову из-за женской красоты.В одноименной опере Серова роль Олоферна виртуазно исполнил сам Федор Иванович Шаляпин.
Толкование образа Юдифи весьма неоднозначно: ее подвиг стал символом, с одной стороны, самоотверженной женщины, с другой же - коварной обольстительницы...Эта женщина привлекала многих художников.
В эпоху Возрождения эта история заставила мир по-другому взглянуть на роль женщины, которая может проявить способность к агрессии и волю к победе - качества, которые в то время считались несвойственными женщинам.
Одним из первых Юдифь изобразил Андреа Мантеньи- представитель раннего Возрождения(1431-1506). Его Юдифь малоэмоционаальна, ее взгляд обращен в вечность, это изображение наиболее близко к изображениям святых.
Абсолютно иной изобразил Юдифь Кристофано Аллори.

Юдифь у Аллори необычайно красива: ее лицо чувственно и в то же время сурово. Она стоит перед нами, явно осознавая себя героиней, без труда добившейся своей цели. Но чистота и изящество женщины делают несоответствие ее внешности и поступка еще более тревожащим и возбуждающим. Отрубленная голова жестокого тирана выделяется на фоне парчового наряда Юдифи и резко контрастирует с ее изящной головкой. Ощущение контраста усиливается благодаря тому, что художник расположил обе головы почти на одной вертикали. Лицо пожилой служанки создает контраст с лицами Юдифи и мертвого Олоферна. Ее полный благоговейного ужаса взгляд помогает понять великое значение подвига, который совершила Юдифь. Под пышными одеждами угадывается хрупкое тело очень молодой женщины, все же решившейся на страшный поступок. Ее платье выглядит очень дорогим и роскошным. Аллори, как последователь маньеризма, любил изображать великолепие дорогих тканей, но в картине больше запоминается простой головной убор, обрамляющий испуганное лицо старухи, помощницы Юдифи.
Неоднократно изображал Юдифь и Лукас Кранах старший,

который был не в силах не поддаться искушению и не облачить Юдифь в экстравагантную шляпу с пышными бархатными полями и легкомысленными перьями. На его Юдифи изысканное ожерелье и ее одеяние усыпано роскошными украшениями. Меч женщина держит в руке, одетой в перчатку (под которой видны ее перстни).
Кранах писал Юдифь неоднокатно,в образе Юдифи представлял он всех трех сестер саксонской династии, в том числе и Сибиллу Клевскую, свою госпожу и музу. В её руки, затянутые в модные перчатки, он хотел вложить свою собственную голову, но не решился - аллегорию могли истолковать в том смысле, что сам художник лишился головы от любви. Тогда мужу Сибиллы, курфюрсту Саксонскому, предложили «одолжить» свою голову для картины. Иоганн Фридрих согласился.
Эту картину художник подарил императору Карлу V Габсбургу, когда явился к нему просить пощады для Иоганна Фридриха, которому угрожала смертная казнь. Пленнику была дарована жизнь. Через три года после этого Кранах уладил домашние дела и отправился в Вену разделить плен своего господина и друга. Он поддерживал его в темнице, а затем последовал за ним в изгнание. Кранах умер в Веймаре, за год до смерти своих господ.

Караваджо

В 1740-е годы Пьяцетта наряду с алтарными образами обращается к новому для себя жанру пасторали, пишет картины на мифологические и библейские сюжеты. Небольшие полотна «Ревекка у колодца» (ок. 1740, Милан, Пинакотека Брера), «Юдифь и Олоферн» (1740-е, Милан, частное собрание; Рим, Академия Святого Луки) по-венециански декоративны, в решении сцен присутствует театральность.
Юдифь и Олоферн. 1740-е

Артемизия Джентилески. Юдифь и Олоферн. 1620 г.

Средневековая миниатюра

А вот картина Алонсо Беруджетти,датируемая 1486годом

У Сандро Боттичелли есть диптих, состоящий из двух картин: "Возвращение Юдифи в Ветилую" и "Нахождение тела Олоферна" (1472-1473)

Кажется, что сцена наполнена воздухом и светом. Юдифь и служанка, несущие спасение родному городу, ступают стремительно и легко, и в такт их шагам одеяния развеваются ветром. О подвиге свидетельствуют- символические атрибуты - меч п оливковая ветвь победы в руках героини, а в самом ее облике читаются хрупкость и даже робость.

Группа людей, испытывающих страх, отчаяние и скорбь, окружила ложе со смятыми простынями и покрывалом, на котором распростерто обезглавленное тело их военачальника. Атмосферу ужаса подчеркивает мрачный колорит, в особенности удары красного, проходящие через всю композицию. В нагнетании ужаса участвуют все детали, даже занавес, тяжело нависший над входом в шатер, даже глаза лошади
В той же галерее(Уфицци) можно увидеть совсем иное воплощение Юдифи в работе Якопо Пальма Старшего(или Пальма Веккьо).
Крепкая полногрудая молодая женщина стоит, облокотившись мощной рукой на голову Олоферна, излучая спокойствие и уверенность.К сожалению сама картина на сатй не поддается копипасту, и показать ее я не могу.
Юдифь также изображал и Джорджоне(1504г, Эрмитаж):

Основной целью данной картины было передать сложность внутреннего душевного мира человека, таящегося за кажущейся ясной прозрачной красотой его благородного внешнего облика.
На фоне спокойного предзакатного ясного пейзажа под сенью дуба стоит, задумчиво облокотись на балюстраду, стройная Юдифь. Плавная нежность ее фигуры по контрасту оттеняется массивом ствола могучего дерева. В руке она держит опертый острым концом в землю большой обоюдоострый меч, холодный блеск и прямизна которого контрастно подчеркивает гибкость полуобнаженной ноги, попирающей голову Олоферна. По лицу Юдифи скользит неуловимая полуулыбка.
Вот так Юдифь изобразил Тициан:

В 1901 г. в Вене зрителям была представлена «Юдифь» Густава Климта. Его Юдифь переполнена эротизмом:

Позировала для этой картины Аделъ Блох-Бауэр, жена венского банкира. Работа над картиной, растянувшаяся на несколько лет, положила начало очередному роману. Доказательства этого факта обычно не приводятся - одной из главнейших "улик" тут выступает само полотно, с головой накрывающее зрителя своей мощной чувственной аурой. Юдифь испытывает чувственную удовлетворенность, держа в руке отрубленную голову Олоферна.
В 1927 г. большой резонанс получила работа Франца фон Штука «Юдифь и Олоферн». .
Современная по технике исполнения и шокирующе откровенная в изображении убийства после интимной близости, эта картина стала событием в мире искусства

А вот современное изображение Юдифи и Олоферна, откорое я нашла на сайте «Иероглиф» у Михаила Губина:

В довершении не могу не написать, что при поиске материалов для этой статьи наткнулась на упоминание о спектакле, поставленном Вадимом Данцигером по пьесе Елены Исаевой "Юдифь".
- Принципиальное отличие от всем известной Юдифи было в том, что не только ассирийский полководец Олоферн влюбляется в Юдифь, что есть в сказании, но и Юдифь влюбляется в Олоферна. А дальше возникает проблема выбора: ее народ, ее родина либо ее чувство. И Юдифь выбирает долг……

Легенда

Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии Навуходоносора , вторгшейся в Иудею . Вавилоняне осадили город Ветилую, в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он заснул пьяным, она отрезала ему голову и вернулась в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.

Исторический контекст

Юдифь убила Олоферна за то, что тот напал на её народ и пытался заставить евреев поклоняться Навуходоносору вместо Иеговы . Он был язычником, и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога. Это делало её поступок очень актуальным на фоне контрреформации , восстановления инквизиции и подавления ереси католической церковью. В то время Юдифь была примером в глазах многих религиозных фанатиков, а в современных Караваджо памфлетах , призывавших к убийству еретиков, Юдифь представлялась образцом добродетели.

Черты лица Юдифи на картине Караваджо выражают не триумф или страсть, а скорее решимость и отвращение. Она убивает беззащитного Олоферна без применения большой силы, стараясь держаться подальше от своей жертвы. Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это сделал несколько лет спустя Кристофано Аллори , а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа». Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Мадаллена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года , «околачивалась на Пьяцца Навона », что было эвфемизмом для занятия проституцией.

Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Караваджо, напротив, запечатлел сам момент обезглавливания, когда голова наполовину отделена от тела, но жертва всё ещё жива. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. Караваджо был зачарован процессом обезглавливания, которое тогда было привычной формой казни для преступников из аристократической среды. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи , убившей своего отца, и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь». Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию «Жертвоприношение Исаака» (1603), «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) и «Давида и Голиафа» (1610). Есть версия, что лицо Олоферна - это автопортрет, в котором художник выражал мазохистские желания быть жертвой насилия.

Галерея

Литература

  • Hibbard, Howard Caravaggio. - New York, 1983.
  • Hinks, Roger Michelangelo Merisi da Caravaggio, his life, his legends, his works. - London, 1953.
  • Röttgen, Herwarth Il Caravaggio, ricerche e interpretazioni. - Roma, 1974.
  • Rose-Marie & Rainer Hagen What Great Paintings Say. - Taschen, 2005. - Т. 1. - С. 302-307. - ISBN 978-3-8228-4790-9

Юноша с корзиной фруктов (1593) · Маленький больной Вакх (1593-1594) ·

В следующем посте вы увидите, как отображена легенда о Юдифи и Олоферне в западноевропейской классической живописи.

Продолжу я этот пост все же с вопроса: БЫЛА ЛИ ЮДИФЬ?

Хотя верующие считают Юдифь историческим лицом, с точки зрения специалистов по древности здесь далеко не все так просто.
«Книга Юдифи» содержит ряд исторических анахронизмов, и большинство учёных оценивают её как вымысел — притчу, или даже первый исторический роман.
Как в историческом романе, сцены «Книги» оживлены, им предана конкретика обозначением определённого времени и места действия (пусть и не точных), и, как во всех исторических романах, она расцвечена именами важных исторических личностей.

Самые первые строчки — это не классические «Однажды давным-давно», а строго конкретные «В 12-й год царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии…».
Родной город Юдифи называется Ветилуя, о котором говорится, что он занимает важное стратегическое место на пути в Иудею, скорее всего — вымышленный географический пункт, хотя некоторые отождествляют его с городом Meselieh. Место, где разбил свой лагерь Олоферн, отождествляют с районом Shechem.

Внушает подозрение и имя героини. Слово «Юдифь», точнее «Иудифь», буквально означает «иудеянка», т.е. «еврейка», а не является именем собственным.
Навуходоносор был не ассирийским, а вавилонским царем, и при нем Ассирии уже не было, как и ее столицы Ниневии. Этот великолепный город, «логовище львов», как его в другом месте называет Библия, был взят, разграблен и разрушен союзным войском вавилонян, мидян и скифов в 612 г. до н.э.
Царь мидян Арфаксад, против которого будто бы воевал Навуходоносор, никогда не существовал.
Олоферн - персидское или иранское, а не ассирийское или вавилонское имя. Совершенно исключено, чтобы перс был главным военачальником Навуходоносора - времена были не те.
Наконец, действие, согласно легенде, происходит уже после возвращения евреев из вавилонского плена, что вносит еще больше путаницы в попытку восстановить более или менее правдоподобную хронологию описываемых событий.
Главной погрешностью истории является утверждение о том, что подвиг Юдифи остановил вторжение Навуходоносора и разгром Иудеи, в то время, как Навуходоносору на самом деле эту страну завоевать удалось.

Казалось бы, история Юдифи представляет собой вымысел от начала до конца.
Однако историки установили, что в середине IV в. до н.э., когда в Персидском царстве правил жестокий и надменный Артаксеркс III, ему пришлось подавлять восстание в Египте, Сирии и Палестине.
Главнокомандующим персидским войском тогда был Олоферн, а важную роль при дворе играл евнух Багой, который в легенде выступает в роли управляющего Олоферна. Позднее Багой стал фактическим хозяином Персидской державы, по своему усмотрению свергая царей и возводя на престол новых, пока сам не был убит Дарием III - тот заставил его самого выпить чашу с ядом, уже приготовленную им для царя. Дарию III было суждено стать последним правителем Персии: он был разгромлен Александром Македонским и, спасаясь бегством, погиб от руки своих приближенных.

Таким образом, не исключено, что в Книге Иудифь мы имеем дело с отзвуками реальных событий, хотя и искаженных до неузнаваемости.

Теперь, когда мы знаем все "за" и "против" приглашаю в "Галерею имени Юдифи"!

Сандро Боттичелли Обнаружение тела Олоферна 1472 г.
Сандро Боттичелли Возвращение Юдифи

Сандро Боттичелли Юдифь с головой Олоферна 1495-1500 г.г.

Андреа Мантенья Юдифь и Олоферн
Андреа Мантенья Юдифь 1491 г.

Донателло Юдифь и Олоферн 1455 г.

Микеланджело Юдифь и Олоферн Фреска Сикстинской капеллы 1508-12 г.г.
Микеланджело Юдифь и Олоферн Фреска Сикстинской капеллы (фрагмент) 1508-12 г.г.
Микеланджело Юдифь с головой Олоферна 1511-12 г.г.

Джорджо Вазари Юдифь отрубает голову Олоферну

Джорджоне Юдифь 1504 г.

Лукас Кранах Старший Юдифь с головой Олоферна 1530 г. (три варианта)

История Юдифи была, конечно, хорошо известна при дворе курфюрста Саксонского. Игривые умы куртуазных поэтов изменили её смысл, она стала для всех историей коварной обольстительницы и мужчины, который потерял голову из-за женской красоты. Кранах написал в образе Юдифи Сибиллу Клевскую, свою госпожу и музу. В её руки, затянутые в модные перчатки, он хотел вложить свою собственную голову, но не решился — аллегорию могли истолковать в том смысле, что сам художник лишился головы от любви. Тогда мужу Сибиллы, курфюрсту Саксонскому, предложили «одолжить» свою голову для картины. Иоганн Фридрих согласился.
Эту картину художник подарил императору Карлу V Габсбургу, когда явился к нему просить пощады для Иоганна Фридриха, которому угрожала смертная казнь. Пленнику была дарована жизнь.

Я.С.Хемессен Юдифь 1540 г.

Я.Массес Юдифь 1540 г.

Паоло Веронезе Юдифь

Доменико Беккафуми Юдифь с головой Олоферна

Антонио Корреджо Юдифь

Караваджо Юдифь, убивающая Олоферна 1598 г.

Кристофано Аллори Юдифь с головой Олоферна 1613 г.

Артемизия Джентилески Юдифь убивает Олоферна (картины 1611-12 и 1612-21 годов)

Артемизия Джентилески Юдифь и служанка 1613 г.

Джованни Бальони Юдифь и Олоферн

Тинторетто Юдифь и Олоферн
Тинторетто Юдифь и Олоферн
Тинторетто Юдифь убивает Олоферна

Питер Пауль Рубенс Юдифь с головой Олоферна 1616 г.
Питер Пауль Рубенс Юдифь с головой Олоферна 1620-22 г.г.

Антонио Дзаки Юдифь с головой Олоферна 1660-70 г.г.

Франсиско Гойя Юдифь

Теодор Шассерио Юдифь

Гюстав Доре Юдифь и Олоферн 1864-66 г.г.

П.А.Стек Юдифь конец 19 века

Густав Климт Юдифь с головой Олоферна 1901 г.
Густав Климт Юдифь

Леон Бакст Юдифь с головой Олоферна (картина с торгов "Кристи")
Серия сообщений "