Блаженная мария самарская. Житие аврамия затворникаи блаженной марии Мария ивановна дивеевская ругалась матом

Мария Захаровна Федина родилась в конце 60-х или в начале 70-х годов ХIХ столетия в селе Голеткове Елатемского уезда Тамбовской губернии. Родители ее, Захар и Пелагия Федины, умерли рано. Отец скончался, когда Марии едва минуло тринадцать лет. После смерти мужа Пелагия поселилась с дочерью в доме старшего сына. Но здесь им не было житья от невестки, и они переселились в баньку.

Мария с детства часто ходила в церковь, была молчалива и одинока, никогда ни с кем не играла, не веселилась, не занималась нарядами, всегда была одета в рваное, кем-нибудь брошенное платье. В то же время девочку отличал неспокойный характер и многие странности. Господь особенно о ней промышлял, зная ее будущую ревность по Богу, и во время работ она часто видела перед глазами Серафимо-Дивеевский монастырь, хотя никогда там не бывала.

Через год после смерти отца умерла мать Марии, и девочке совсем не стало житья от родных.

Однажды летом несколько женщин и девушек собрались идти в Саров. Мария отпросилась пойти с ними и домой уже не вернулась. Не имея постоянного пристанища, она странствовала между Саровом, Дивеевом и Ардатовом - голодная, полунагая, гонимая. Ходила, не разбирая погоды, зимой и летом, в стужу и жару, в половодье и в дождливую осень одинаково - в лаптях, часто рваных, без онуч. Так однажды шла она в Саров на Страстной неделе в самую распутицу - по колено в воде, перемешанной с грязью и снегом; ее нагнал мужик на телеге, пожалел и предложил подвезти, но она отказалась. Летом Мария, по-видимому, жила в лесу: когда она приходила в Дивеево, ее тело было сплошь усеяно клещами, и многие ранки уже нарывали.

Мария часто посещала Серафимо-Дивеевский монастырь. Некоторые сестры любили ее, чувствуя в ней необыкновенного человека; давали чистую и крепкую одежду вместо лохмотьев, но через несколько дней Мария вновь приходила во всем рваном и грязном, искусанная собаками и побитая злыми людьми. Иные монахини не понимали ее подвига, не любили и гнали, ходили жаловаться на нее уряднику, чтобы он освободил их от этой «нищенки». Урядник забирал Марию, но, поскольку она изображала из себя совершенную дурочку, сделать ничего не мог и отпускал ее. Тогда она снова шла к людям и часто, как бы ругаясь, обличала их тайные грехи, за что многие не любили ее.

Никто никогда не слышал от Марии ни жалобы, ни стона, ни сетования на человеческую несправедливость, не замечал уныния или раздражительности. Часто внешне неприметное смирение блаженной скрывалось под видом грубости. И Сам Господь за ее богоугодную жизнь, величайшую кротость и терпение прославил Марию Ивановну среди жителей. Они начали замечать: что она скажет или о чем предупредит, то сбывается, и у кого остановится, те получают благодать от Бога.

В Серафимо-Дивеевском монастыре существовала удивительная преемственность блаженных стариц. Первую из них, Пелагию Ивановну Серебренникову, благословил жить в Дивееве сам батюшка Серафим, при личной встрече сказавши: «Иди, побереги моих сирот-то!..» Пелагия Ивановна «берегла сирот» в течение 47 лет и незадолго до кончины благословила остаться в монастыре блаженную Пашу (схимонахиню Параскеву), подвизавшуюся 30 лет в саровском лесу, а затем почти столько же в Дивееве.

Мария Ивановна, в свою очередь, духовно окормлялась у Прасковьи Ивановны, приходила к ней за советом. Впоследствии Марию спрашивали, отчего она называет себя по отчеству «Ивановна», а не «Захаровна», а она отвечала: «Это мы все, блаженные, Ивановны: по Иоанну Предтече». Блаженная Прасковья Ивановна, предчувствуя кончину, говорила близким: «Я еще сижу за станом, а другая уже снует, она еще ходит, а потом сядет». А Марии Ивановне, благословив ее остаться в монастыре, сказала: «Только в мое кресло не садись».

В день смерти блаженной схимонахини Параскевы, 22 сентября/5 октября 1915 года, Мария Ивановна была в монастыре. Раздосадованные ее странностями, монахини выгнали ее, не велев вовсе сюда являться, а иначе угрожали прибегнуть к полиции. Ничего на это не сказала блаженная, повернулась и ушла.

Перед внесением в церковь гроба с телом блаженной Параскевы в монастырь приехал крестьянин и сказал:

Какую рабу Божию прогнали вы из монастыря, она мне сейчас всю мою жизнь сказала и все мои грехи. Верните ее в монастырь, иначе потеряете навсегда.

За Марией Ивановной тотчас отправили посыльных. Она не заставила себя ждать и вернулась в монастырь, когда гроб с телом Прасковьи Ивановны еще находился в церкви. Блаженная вошла и, оборотясь к старшей ризничей монахине Зиновии, сказала:

Ты меня, смотри, так же положи, вот как Пашу.

Та рассердилась на нее: как она смеет себя сравнивать со схимонахиней Параскевой? - и дерзко ей ответила. Мария Ивановна ничего не сказала. С тех пор она окончательно поселилась в Дивееве.

Почти с первого года жизни в обители Марии Ивановны келейницей к ней приставили Параскеву (в монашестве Дорофею), которая вначале не любила Марию Ивановну и пошла к ней келейницей за послушание. А Мария Ивановна еще прежде говорила, что к ней служить приведут Пашу.

В монастыре Мария Ивановна жила сначала у монахини Марии, а затем игумения дала ей отдельную комнату. Комната была холодная и сырая, особенно пол. В ней блаженная прожила почти восемь лет. Здесь она приобрела сильнейший ревматизм. Ее келейница мать Дорофея сильно скорбела, видя, как постепенно Мария Ивановна наживает мучительную болезнь и лишается способности ходить, но сделать ничего не могла. Лишь тогда, когда народу, приходящего к блаженной, стало столько, что невозможно было поместиться в тесной комнате, игумения разрешила перевести ее в домик блаженной Параскевы Ивановны, где Мария Ивановна прожила два года.

Тех, кто с ней жил, она приучала к подвигу; благодаря молитвам блаженной и послушанию ей подвиг их становился посильным. Так, матери Дорофее блаженная не давала спать кроме как на одном боку, и если та ложилась на другой бок, кричала на нее. Сама Мария Ивановна до крови расщипывала у себя место на ноге и не давала ранке заживать.

Когда блаженная из-за ревматизма слегла, монахиня Дорофея уставала до изнеможения, всю ночь поднимая Марию Ивановну, и все - «на минуточку». Однажды под утро она ослабела до такой степени, что сказала: «Как хочешь, Мария Ивановна, не могу встать; что хочешь делай». Мария Ивановна притихла. И вдруг Дорофея просыпается от страшного грохота: блаженная решила слезть сама, да поднялась в темноте не в ту сторону, упала рукой на стол и сломала ее в кисти. Мария Ивановна кричала: «Караул!» - однако призвать доктора и завязать руку в лубок, как тогда делали, отказалась. Она положила руку на подушку и пролежала шесть месяцев в одном положении, не вставая и не поворачиваясь. У нее образовались такие пролежни, что оголились кости и мясо висело клочьями. И опять все мучения Мария Ивановна перенесла безропотно. Только через полгода рука начала срастаться, но срослась неправильно, что видно на некоторых фотографиях.


с сестрой Серафимо-Дивеевского монастыря

Однажды мать Дорофея ушла в кладовую за молоком, далеко от келии старицы, а горячий самовар оставила на столе. Возвращается и слышит крик Марии Ивановны: «Караул!» Сначала растерянная келейница ничего не поняла, а потом так и обмерла от ужаса. Мария Ивановна в ее отсутствие решила налить себе чаю, открыла кран, а завернуть не сумела, и кипяток лился ей в колени до прихода матери Дорофеи. Обварилась блаженная до костей. Все тело сплошь покрылось волдырями, которые потом прорвались. Случилось это в самую жару, в июне. Но Господь хранил Свою избранницу, и только чудом она поправилась.

В Дивеевской обители много лет жил юродивый Онисим, говоривший о себе в женском роде. Близкий к Богу душой, рассудком и речью он был, как младенец. Мария Ивановна называла его своим «женихом». Пока она могла ходить, оба блаженных расхаживали под ручку по монастырю и пели «Со святыми упокой…», наводя ужас на окружающих. Это было в страшные годы войны и революционных переворотов 1917 года.

Всю ночь с 16 на 17 июля 1918 года Мария Ивановна страшно ругалась и бушевала. Келейницу поразили слова: «Царевен - штыками, жиды проклятые!» Позднее в монастыре стало известно, что в эту ночь была убита царская семья.

Блаженная Мария Ивановна говорила быстро и много, иногда очень складно и даже стихами. После 1917 года она много и очень грубо ругалась. Сестры не выдерживали и спрашивали:

Мария Ивановна, что ты так ругаешься? Мамашенька (Прасковья Ивановна) так не ругалась.

Хорошо было ей блажить при Николае! А ты поблажи-ка при советской власти!

5/18 августа 1919 года красноармейский отряд, нагрянувший в село Пузо, после зверских побоев и издевательств расстрелял блаженную Евдокию и ее келейниц Дарию, Дарию и Марию. Когда Марии Ивановне рассказали об этом, она произнесла:

Моим именем Пузо три раза сгорит, - и три раза хлопнула в ладоши. - Вон Дунины тряпки горят, ее кровь догорает!

И действительно, на третий день после этого случился пожар: горел дом той женщины, которая больше всех грабила Дунино добро. Осенью 1919 года село Пузо горело трижды. Мария Ивановна ругала пузовских жителей: «Предатели! На что Дуню предали?! За то-то они наказаны Богом будут». И говорила, что Дуня «выйдет мощами, понесут ее четыре епископа, будет четыре гроба, и народу будут тысячи, и тогда все восплачут, и неверующие уверуют». И еще сказала про колодец в селе Пузо: «Будет колодец до скончания века, все источники посохнут, а этот нет, и все из него будут пить».

Келейница Марии Ивановны жаловалась, что блаженная наводит на нее «головную боль». Однажды в советские годы, во время голода, к блаженной приехал военный. Мать Дорофея предупредила Марию Ивановну:

Человек «строгий» приехал. Ты чего не скажи! Про Царя не скажи!

Не скажу.

Как только «строгий» вошел, Марию Ивановну «прорвало»:

Когда правил Николашка, так была крупа и кашка! Николай хоть был «дурак», а хлеб стоил-то пятак! А теперь новый режим - все голодные лежим…

Келейница была в ужасе от испуга, но неприятностей не последовало.

Священномученик Серафим (Чичагов) писал в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», что Господь Бог посылает в Дивеево блаженных, Христа ради юродивых, чтобы они охраняли души сестер монастыря от дьявольских искушений, ведомых блаженным по присущему им дару прозорливости.

Схимонахине Анатолии (Якубович) за четыре года до ее выхода из затвора блаженная кричала:

Схимница-свинница, вон из затвора.

Мать Анатолия была в затворе по благословению отца Анатолия (саровского схимника Василия). Когда ей стала являться умершая сестра, мать Анатолия напугалась, оставила затвор и стала ходить в храм. Мария Ивановна говорила: «Ее бесы гонят из затвора, а не я».

Однажды к Марии Ивановне пришел мальчик, и она сказала:

Вот пришел поп Алексей.

Впоследствии действительно став саровским иеромонахом, он очень чтил ее и часто к ней ходил. Один раз пришел, сел и молчит. А она вдруг говорит: «Я вон мяса не ем, стала есть капусту да огурцы с квасом, и стала здоровее». Он ответил: «Хорошо», - и с тех пор перестал употреблять мясо, которое начал было есть из-за боязни разболеться.

Отцу Евгению Мария Ивановна сказала, что его будут рукополагать в Сарове. Он ей очень верил и заранее всем об этом рассказал. Но неожиданно его вызвали в Дивеево и рукоположили. Мать Дорофея с упреком сообщила об этом Марии Ивановне, а та смеется и отвечает:

Тебе в рот, что ли, класть? Чем тут не Саров? Сама келия преподобного и все вещи его тут!

Один архиерей решил зайти к блаженной из любопытства, не веря в ее прозорливость. Только он собрался войти, как Мария Ивановна закричала:

Ой, Дорофея, сади, сади меня скорее на судно!

Села, стала браниться, ворчать, жаловаться на болезнь. Владыка пришел в ужас от такого приема и молча ушел. В пути же у него началось расстройство желудка; он мучился всю дорогу, стонал и жаловался.

Домик-келия блаженной Прасковьи Ивановны, в котором поселили Марию Ивановну, стоял у самых ворот. Известность и авторитет Марии Ивановны в 1920-е годы были так велики, что со всех сторон России люди тянулись к ней за советом и духовным утешением. Представители советской власти сочли нужным вмешаться, видя опасность «пропаганды». Была вызвана игумения монастыря, и ей в самой резкой и грубой форме заявили, что если хоть один человек появится у блаженной, то она будет арестована вместе с ней и выслана «куда следует». После этого никто к блаженной не допускался из опасения, что угроза будет приведена в действие. Марию Ивановну перевели в богадельню, где она и жила до закрытия монастыря. Игумения разрешила тайно обращаться к блаженной, передавать записки. А. П. Тимофиевич, посетивший Дивеево в 1926 году, передал записку с именами близких ему людей, прося молитв и благословения. Когда блаженной прочитали записку, она перекрестилась и сказала: «А ведь среди них будут епископы!» Через 15 лет юный келейник его друга детства, чье имя значилось в записке, стал епископом в эмиграции.

Однажды дивеевская сестра Прасковья Гришанова, будущая схимонахиня Никодима, была в недоумении и не знала, как поступить; блаженная находилась под замком, спросить было не у кого. Она пошла к дому, где жила Мария Ивановна, ходит вокруг, а блаженная ей и говорит в окошко: «Паша, открывай меня!» - «Мамашенька, да как же я тебя открою?» - «А ключами, что у тебя на пояске висят». Паша взяла первый попавшийся ключ и открыла большой замок. Получив совет от Марии Ивановны, Прасковья в недоумении спросила: «Мамашенька, а как закрою-то? Каким ключом отпирала - не помню». - «А ты любым».

В 1925–1927 годах в Дивееве жили ссыльные архиереи Серафим (Звездинский) и Зиновий (Дроздов).

Епископ Зиновий, бывший прежде на Тамбовской кафедре, спросил Марию Ивановну:

Ты поп, а митрополит Сергий - архиерей.

А где мне дадут кафедру? В Тамбове?

Нет, в Череватове.

Епископ Зиновий никогда более никакой епархией не управлял. Он не принял Декларации митрополита Сергия (Страгородского) и в конце 1927 года сам попросил митрополита об увольнении. Епископ Зиновий был арестован и скончался в заточении.

Советами блаженной пользовался и епископ Серафим (Звездинский). В Дивееве он сетовал Марии Ивановне на то, что у него нет полного единомыслия с игуменией Александрой.

На одной лошади вывезут, - ответила блаженная.

Через несколько месяцев при разгоне Дивеевского монастыря владыку Серафима и игумению Александру арестовали и увезли в Нижний Новгород на одной телеге.

В свое время блаженная Параскева Ивановна сказала архиепископу Петру (Звереву) о «трех тюрьмах». Трижды отсидев, владыка перестал опасаться: «Четвертой не будет». Но блаженная Мария Ивановна через одну сестру остерегала его: «Пусть владыка сидит тихо, а то Царица Небесная от него откажется». В 1926 году его снова арестовали, приговорили к ссылке на Соловки на 10 лет. Когда владыку увозили, на вокзале он закричал: «Есть ли тут дивеевские?» В толпе были две дивеевские сестры. Он воскликнул: «Передайте от меня поклон блаженной Марии Ивановне!» Он надеялся на ее молитвы и прощался с ней - из Соловецкого лагеря ему не суждено было вернуться. Он скончался от тифа 25 января/7 февраля 1929 года.

31 декабря, под новый 1927 год, блаженная сказала: «Старушки умирать будут… Какой год наступает, какой тяжелый год - уже Илия и Енох по земле ходят…» И правда, с 1 января на протяжении двух недель постоянно умирали сестры, и даже не по одной в день.

На Крестопоклонной неделе Великого поста власти разогнали Саровский монастырь, а после Пасхи явились в Дивеево. Во всем монастыре был устроен обыск, описывали казенные и проверяли личные вещи. В эти тяжелые дни Соня Булгакова (впоследствии монахиня Серафима) пошла к Марии Ивановне. Та сидела тихая, безмятежная.

Мария Ивановна, поживем ли мы еще спокойно?

Поживем.

Сколько?

Три месяца.

Начальство уехало. Все пошло своим чередом. Прожили так ровно три месяца, а под Рождество Пресвятой Богородицы, 7/20 сентября 1927 года, всем велели покинуть монастырь.

После закрытия монастыря Мария Ивановна жила три месяца в селе Пузо, затем ее перевезли в село Елизарьево, после в Дивеево, потом в Вертьяново, а в 1930 году перевезли на хутор возле села Починок и наконец в Череватово.

После закрытия обители сестры оказались в миру. Мария Ивановна ободряла их, говорила, какие кого ждут испытания, кому сколько лет назначено сидеть в тюрьме. Сестра Евфросиния Лахтионова, будущая схимонахиня Маргарита, рассказывала о том, как сестры спрашивали блаженную:

Маменька, когда же обратно в монастырь?

Будет, будет вам монастырь, мы с матушкой казначеей (а матушка казначея к тому времени уже 5 лет, как покойницей была) начнем вас в монастырь вызывать. Только называться вы будете не по именам, а по номерам. Вот тебя, Фрося, будут звать «триста тридцать восемь». Мы тебя позовем с казначеей: «338!»

В тюрьме Евфросинии дали именно этот номер.

Матушке Никодиме Мария Ивановна сказала, что ей назначено воспитывать сирот, и дала ей двенадцать конфет. Действительно, спустя много лет ей пришлось воспитывать двенадцать детей-сирот.

Мария Ивановна многим открывала их будущую жизнь. И вот однажды одна из сестер сказала блаженной:

Ты все говоришь, Мария Ивановна, - монастырь! Не будет монастыря! - Будет! Будет! Будет! - и застучала изо всех сил по столу. И так, по своему обыкновению, разошлась, что разбила бы себе руку, если б не помешали подложенные подушки.

Всем сестрам она назначала послушания в будущем монастыре: кому Канавку чистить, кому сено сгребать, кому что, а Соне Булгаковой никогда ничего не говорила. Та расстраивалась и однажды спросила:

Мария Ивановна, а я доживу до монастыря?

Доживешь, - ответила та тихо и крепко сжала ей руку, до боли придавив к столику.

И действительно, монахиня Серафима дожила до возобновления церковной жизни в Дивееве. Некоторые случаи прозорливости, старческого окормления, обличения в тайных и явных грехах, случаи исцелений и различной помощи по молитвам блаженной Марии Ивановны приводятся ниже по ее воспоминаниям.

У женщины по имени Пелагия было двенадцать детей, и все они умирали в возрасте до пяти лет. В первые годы ее замужества, когда у нее умерло двое детей, Мария Ивановна пришла к ним в село, подошла к окнам ее дома и запела: «Курочка-мохноножка, народи детей немножко».

Окружившие блаженную женщины сказали ей:

У нее нет совсем детей.

Нет, у нее много, - ответила Мария Ивановна.

Да нет у ней никого, - настаивали они.

Тогда Мария Ивановна пояснила:

У Господа места много!

В другом случае она торопила одну женщину, говоря: «Ступай, ступай скорее, Нучарово горит». Женщина была из Рузанова. Пришла в Рузаново: все на месте, ничего не случилось. Стояла в недоумении, а в это время закричали: «Горим!» - и все Рузаново выгорело с начала до конца.

Однажды к Марии Ивановне пришел мужичок. Он был в отчаянии и не знал, как жить дальше: разорили полностью. Блаженная посоветовала: «Ставь маслобойку». Он послушался, занялся этим и поправил свои дела.

Однажды пришла к Марии Ивановне интеллигентная дама с двумя мальчиками. Блаженная сейчас же закричала своей келейнице:

Дорофея, Дорофея, давай два креста, надень на них.

Мать Дорофея говорит:

Зачем им кресты, они сегодня причастники.

А Мария Ивановна продолжает скандалить и кричать:

Кресты, кресты им надень!

Келейница вынесла два креста, расстегнула детям курточки - крестов на них в самом деле не оказалось.

Дама очень смутилась, когда мать Дорофея спросила ее:

Как же вы причащали их без крестов?

Та в ответ пробормотала, что перед дорогой сняла их, а то они будут детей беспокоить.

Вслед за дамой пришла одна схимница.

Зачем надела схиму, сними, сними, надень платочек и лапти, да крест надень на нее, - говорит Мария Ивановна.

С трепетом мать Дорофея подошла к ней: оказалось, что и она без креста. Сказала, что в дороге потеряла.

Однажды приехала к блаженной некая барыня из Мурома. Как только вошла, Мария Ивановна ей говорит:

Барыня, а куришь, как мужик.

Она действительно курила двадцать пять лет и тут вдруг заплакала и сказала:

Никак не могу бросить, курю и по ночам, и перед обедней.

Возьми, Дорофея, у нее табак и брось в печь.

Та взяла изящный портсигар и спички и все это бросила в печь. Через месяц мать Дорофея получила от нее письмо и платье, сшитое в благодарность. Писала она, что о курении даже и не думает: все как рукой сняло.

Римма Ивановна Долганова страдала беснованием; оно выражалось в том, что она падала перед святыней и не могла причаститься. Когда она стала просить у блаженной благословения поступить в монастырь, то получила ответ:

Ну, куда там такие нужны…

А я поправлюсь? - с надеждой спросила Римма Ивановна.

Перед смертью будешь свободна. Этой же ночью Римма Ивановна заболела скарлатиной и сама пошла в больницу, сказав, что уже больше не вернется. Она скончалась, незадолго до кончины исцелившись от беснования.

У Арцыбушевых была очень породистая телка, но за лето она не огулялась, и, следовательно, в течение всего года семья должна была оставаться без молока. А у них малые дети, средств никаких. Они задумали продать ее и купить другую, и пошли к Марии Ивановне за благословением.

Благослови, Мария Ивановна, корову продать.

Да она нестельная, куда ее нам.

Нет, - отвечает Мария Ивановна, - стельная, стельная, говорю вам, грех вам будет, если продадите, детей голодными оставите!

Вернулись домой в недоумении, позвали опытную деревенскую женщину, чтобы она осмотрела корову. Та признала, что корова нестельная. Арцыбушевы опять пошли к Марии Ивановне:

Корова нестельная, баба говорит.

Мария Ивановна заволновалась, закричала:

Стельная, говорю вам, стельная!

Даже побила их. Но они не послушались и повели корову на базар, за нее им предложили десять рублей. Они оскорбились и не продали, но для себя все-таки присмотрели новую телку и дали задаток - десять рублей.

А Мария Ивановна все одно: ругает их, кричит, бранит. И что же? Позвали фельдшера, и он нашел, что корова действительно стельная. Прибежали они к Марии Ивановне и - в ноги ей:

Прости нас, Мария Ивановна! Что нам теперь делать с телушкой? Ведь мы за нее десять рублей задатка дали.

Отдайте телушку, и пусть задаток пропадет.

Они так и сделали.

Михаил Петрович Арцыбушев был предан блаженной всей душой. Он был директором астраханских рыбных промыслов. Без ее благословения он ничего не делал. Как-то врачи прописали ему пить йод. Он спросил Марию Ивановну, как быть? Та ответила:

Йод прожигает сердце, пей йодистый калий.

Михаила Петровича поразил ответ блаженной. Ведь она неграмотная, и вдруг такая ученость. Спросил:

Ты где училась?

Я окончила уни-вер-си-тет.

Как-то после отъезда Михаила Петровича из Дивеева его мать и сестры надоели блаженной, приступая к ней с одним и тем же вопросом, как он живет, как себя чувствует, на что она сказала:

Мишенька наш связался с цыганкой.

Те пришли в ужас, потому что она всегда говорила о нем безошибочно. Когда Михаил Петрович через год опять приехал в Дивеево, сестры решились спросить его о «цыганке». В ответ он залился смехом. Потом сказал:

Ну и блаженная! Я много лет не курил, а тут соблазнился и купил в ларьке папиросы «Цыганка».

Михаила Петровича («Мишеньку», как его называла блаженная) безвинно арестовали и расстреляли в 1931 году сразу после смерти Марии Ивановны, перед праздником Воздвижения Креста Господня.

Когда блаженной задавали праздные вопросы, касающиеся предузнания чего-либо, она отвечала: «Я не гадалка».

Как-то приехали к Соне Булгаковой три ее давние подруги. Та повела их к блаженной. Вводит первую.

Не та, не та, - и говорить не хочет.

Вводит вторую.

Опять не та.

Вводит третью.

Ах, вот она! У тебя мать-старушка слепая, поезжай к матери, а то умрет, не застанешь.

Девушка не обратила внимания на эти слова. Вскоре ей пришла телеграмма, что мать умирает, и она уже не застала ее в живых.

Одному молодому человеку, желавшему принять сан, блаженная открыла всю его прошлую жизнь, после чего уже не могло быть и речи о принятии им священства.

Знакомая Сони Булгаковой просила узнать через Марию Ивановну о сыне: у него не ладилось дело с женитьбой, и она очень волновалась.

Блаженная ответила:

Он подвижник, он вериги будет носить.

Мать возмутилась ее ответом. Но через некоторое время сына арестовали, он тяжело заболел и умер в лагере. Вот и «вериги»!

Блаженная Мария Ивановна обладала от Господа даром исцеления душевных и телесных болезней. Женщине по имени Елена исцелила глаз, помазав его маслом из лампады.

У одной монахини была экзема на руках. Три года ее лечили лучшие доктора в Москве и в Нижнем Новгороде, но улучшения не было. Все руки покрылись ранами. Ею овладело такое уныние, что она уже хотела уйти из монастыря. Когда пришла к Марии Ивановне, та предложила помазать руки маслом из лампады. Монахиня испугалась, потому что врачи запретили касаться руками масла и воды, но по вере к блаженной согласилась, и после двух раз исчезли даже следы от ран.

Однажды Соня Булгакова пришла к Марии Ивановне. В это время у нее сидела «порченая» молодая женщина. Она рассказала, что ей под венцом посадила беса золовка.

Мария Ивановна приказала настойчиво:

Не выходит. Тогда велела надеть на нее четки. Враг ходил по болящей явно: то рука раздуется, то нога, то живот. Когда надели четки, раздулась шея. Больная стала задыхаться.

Выходи, выходи!

На источнике выйду, - был ответ.

Женщину повели в Саров. Наутро видели, как Мария Ивановна сидела и хлопала в ладоши:

Вон он, побежал, побежал!

К вечеру вернулись из Сарова и рассказали, что больная исцелилась, когда шли с источника.

Когда Соня Булгакова в 1924 году поступила в монастырь, у нее от истощения появились нарывы на руках. Пробовала мазать их лампадным маслом от святых мощей, но исцеления не получила. Пошла к Марии Ивановне и рассказала об этом. Блаженная спросила:

А как ты мажешь? Просто так? Мажь крестиком и окружай.

Намазала так, и все прошло. Бородавки на руках блаженная велела мазать травой чистотелом таким же образом, и все прошло бесследно.

В Дивеевском монастыре и ныне живет лично знавшая блаженную Марию Ивановну схимонахиня Домника (Грашкина). В 1925 году в монастырь уже не принимали. Александре (в будущем схимонахине Домнике) было 17 лет, и ей очень хотелось поступить в обитель. Мария Ивановна жила тогда в богадельне, и монахиня Клавдия, старшая сестра в богадельне, привела Александру к блаженной. Взглянула она на нее, да как захохочет:

Ха-ха! Сначала на костыль, а потом в монастырь! В стро-о-гий монастырь! Тогда никто ничего не понял, но эти слова оказались точным предсказанием. Когда открылся монастырь в 1991 году, мать Домника уже была пострижена в монашество и, так как достигла преклонных лет, уже ходила с палочкой. А когда в монастыре ее постригли в схиму, то и получился «строгий монастырь».

Когда Мария Ивановна жила в Большом Череватове, на четвертый день Святок ее пришли навестить Александра, певчая Казанской приходской церкви в Дивееве, и регент их хора, дивеевская монахиня Агафия Романовна Уварова. В дороге Александре очень захотелось пить, она решила поесть снега, но Агафия Романовна не разрешила, боясь, что та потеряет голос. «Умираю, - говорит Александра, - пить хочу!» «Придем, - отвечает Агафия Романовна, - чего-нибудь тепленького попьешь». Так и пришлось терпеть, пока шли 12 верст. Когда пришли, Мария Ивановна с сестрами только что попили чай - келейницы убирали со стола посуду. Блаженная увидела пришедших, схватилась за живот, раскачивается из стороны в сторону и кричит:

Умираю, пить хочу! Умираю, пить хочу!

Келейницы в недоумении - ведь она только что три чашки чая выпила. Но, делать нечего, стали опять ставить самовар и собирать на стол. А Мария Ивановна приказывает: и то несите, и то несите, и это несите! Так сестер и напоили, и накормили.

«Она истинно святая была, - вспоминает мать Домника. - Как кто к ней придет, она его словно насквозь видит и все будущее его расскажет».

В советское время люди не переставали ходить к блаженной. В конце 20-х годов в стране началась коллективизация. Тем, кто спрашивал, как избежать «раскулачивания», сохранить жизнь свою и близких, Мария Ивановна советовала немедленно уезжать из деревни в город.

Сельсовет установил слежку за домом, где жила блаженная. Принимать людей стало опасно и для хозяев дома, и для самой Марии Ивановны. Посетители приходили к ней по ночам, проходя огородами.

25 мая 1931 года блаженную арестовали и допросили. В обвинении было записано: «Монашка Федина Мария Ивановна… является членом монархической контрреволюционной организации, принимая у себя на квартире монахов, проводя собрания, ставя своей целью свержение советской власти». На допросе Мария Ивановна продолжала «блажить». Отвечая на вопросы следователя, она сказала: «Я, Федина Мария Ивановна (блаженная), жила в Милеевском монастыре около полутора лет монашкой. Принимала в доме монахов, угощала чаем, знаю… лишь только Тамбовских, так как я там родилась. В конце марта собиралась полна изба народу, где мне не было места, и я, Федина Мария Ивановна, ушла на двор».

Cвоей келейнице блаженная сказала, что та не увидит ее смерти. И действительно, мать Дорофея, не понимая, что Мария Ивановна отходит, вышла из комнаты по каким-то делам, а когда вернулась, блаженная уже умерла. Это было 26 августа/8 сентября 1931 года. В этот день была страшная гроза, которую старожилы запомнили на всю жизнь. Кончина блаженной Марии Ивановны была тихой, безболезненной, мирной. Она умерла в возрасте около 70 лет.

Рака с мощами св. блж. Марии в Казанской церкви
Свято-Троицкого Дивеевского монастыря.
Фото В. Алексеева

Дивеевские сестры вспоминали, что юродивый Онисим в то время, как умирала блаженная, очень радовался. Его чистая душа ощущала, что душе блаженной Марии Ивановны уготованы вечные обители.

Перед смертью Мария Ивановна всем близким к ней сестрам сказала, сколько они по ней прочитают кафизм до 40-го дня, и все это исполнилось в точности, а Соне Булгаковой, когда та была у нее в последний раз в октябре 1930 года, сказала: «А ты обо мне ни одной кафизмы не прочитаешь». Она действительно ничего не прочитала и вспомнила эти слова лишь на сороковой день.

Блаженная Мария Ивановна была похоронена на кладбище в селе Большое Череватово. Причт Покровской церкви села с местными жителями, а также духовенство и сестры Дивеевской обители в памятные дни всегда служили на могиле блаженной панихиды. Многие замечали, что, предприняв незначительный труд отправиться в Череватово и поклониться могиле блаженной Марии Ивановны, они непременно получали подкрепление в силах, мир, тишину и Пасхальную радость, а иногда получали вразумление, как некую осеняющую человека мысль.

Несомненно, что эта помощь и благодатное утешение подаются по молитвам блаженной Марии, которая, единого Господа возлюбивши, презрела земное и суетное и Ему единому отдала всю свою жизнь.

31 июля 2004 года блаженная Мария Ивановна была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии, в октябре того же года Архиерейский собор благословил ее общецерковное почитание. Ныне честные мощи святой блаженной Марии, обретенные 14 сентября 2004 года на кладбище села Большое Череватово, почивают в Казанском храме Серафимо-Дивеевского монастыря вместе с мощами святых блаженных стариц Пелагии и Параскевы Дивеевских.

Родилась около 1870 года в селе Голеткове Елатемского уезда Тамбовской губернии. Впоследствии она называла себя Ивановной, и когда ее спрашивали почему, то отвечала: «Мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече».

Тринадцати лет она осиротела. Однажды с попутчицами Мария пошла в Саров, да так и осталась странствовать между Саровом, Дивеевым и Ардатовом. В любую погоду она ходила босиком, во всем рваном и грязном, искусанная собаками. За то, что она, как бы ругаясь, обличала людей в тайных грехах, многие ее не любили и не раз избивали. При этом никто никогда не слышал от нее жалоб на свою жизнь и на людскую несправедливость, и уже в молодости стали замечать в ней дар прозорливости.

22 сентября/5 октября 1915 года, монахини прогнали Марию Ивановну из обители за ее странности. Она молча ушла, а вскоре приехал один крестьянин и говорит: «Какую рабу Божию прогнали вы из монастыря! Она мне сейчас всю мою жизнь сказала и все мои грехи. Верните ее в монастырь, иначе потеряете навсегда». Тотчас за Марией Ивановной послали, и с тех пор она окончательно поселилась в Дивеевском монастыре. Блаженная с удивительным терпением переносила многие тяжкие болезни. Из-за сильнейшего ревматизма она вскоре перестала ходить.

В 1920-е годы со всех концов России люди тянулись к ней за советом и духовной поддержкой. Представители советской власти увидели опасность «пропаганды» и пригрозили игумении арестом их обеих, если хоть один человек появится у блаженной.

Известно множество случаев исцелений по молитвам блаженной, а прозорливость ее простиралась до наших дней. Многим дивеевским сестрам она предсказала и лагеря, и ссылки, а когда одна из сестер как-то сказала: «Не будет монастыря!» - «Будет! Будет! Будет!» - и блаженная застучала изо всех сил по столу.

После закрытия монастыря (сентябрь 1927 г.) Марию Ивановну перевозили из одного села в другое. В 1931 году она была арестована, но вскоре ее отпустили. Скончалась 8 сентября 1931 года и была похоронена на кладбище села Большое Череватово.

Открытие мощей святой произошло в сентябре 2004 года, через 73 года после ее блаженной кончины. При раскопке могилы вокруг разлилось сильное благоухание похожее на запах черемухи. У руководителя раскопок археолога Ю.А.Смирнова спросили уверен ли, что обретены мощи именно этой святой, поскольку при большевиках могила неоднократно разрушалась и осквернялась. Юрий Александрович, ответил, что в этом нет сомнений, поскольку обретение святых мощей обычно сопровождается исцелениями, в данном же случае известны уже два или три исцеления монастырских работников. У одного прекратились боли в желудке, а у другого перестало болеть сломанное ребро.

Родители святой Марии умерли рано, другие родственники о ней не заботились, и девочке пришлось много поскитаться, не имея ни еды, ни одежды, ни крыши над головой. Никто не слышал от нее упреков на несправедливость или жалоб. Однако со временем жители стали замечать, что слова Марии сбываются, а дома которые она посещают, Бог оделяет Своей благодатью.

Однажды Марию Ивановну выгнали из Серафимо-Дивеевского монастыря за ее странности, но быстро вернули обратно благодаря такому случаю. Крестьянин, приехавший в монастырь, сказал монахиням, что они только что прогнали великую рабу Божию, которая рассказала ему всю его жизнь и грехи. После этого блаженная стала жить в монастыре, всячески угнетая свою плоть и являя многочисленные примеры прозорливости. Она была последней из череды преемственных дивеевских стариц, первую из которых (блаженную Пелагию Ивановну) благословил окормлять монахинь святой .

Духовное служение Марии Ивановны пришлось на страшное для Церкви время революции и последующих гонений. Многим Мария Ивановна открывала их будущее в эти тяжелые времена: кому смерть, кому тюрьму, а кому предсказала увидеть вновь открытым , что, как известно, случилось уже в конце 20 века. Конечно, все ее предсказания сбылись. Саму блаженную арестовали в 1931 году за монархическую и контрреволюционную деятельность. На следствии она продолжала юродствовать. Из протокола допроса:

«Я Федина Мария Ивановна – блаженная, жила в Милеевском монастыре около полутора лет монашкой. Принимала в доме монахов, угощала чаем, знаю … лишь только Тамбовских, так как я там родилась. В конце марта собралась полна изба народу, где мне не было места и я, Федина Мария Ивановна, ушла на двор».

В августе этого же года в своей келье блаженная тихо безболезненно и мирно отошла ко Господу. Еще при жизни святая обладала даром исцелений. Мирянке Елене она излечила глаз, помазав маслом от лампады. Другой монахине излечила тяжелейшую экзему, которую три года та пыталась вылечить в больницах Москвы и Нижнего Новгорода. У блаженной был свой особый способ, который она советовала болящим: нарисовать святым маслом на больном месте крестик, и обвести его. Так в 1924 года монахиня Софья (Булгакова) излечила нарывы. Этот способ, записанный монахиней в «Дивеевских преданиях», дошел и до нашего времени.

Так больной раком из Тбилиси, некий В., отказался от операции, ища помощи Божией и регулярно причащаясь. Когда В. стал мазать опухоль маслом, освященном у мощей преподобного (рисовать крест), он заметил, что она стала все время перемещаться от места помазания, будто бы “убегая”. Прочитав в “Дивеевских преданиях” о совете блаженной «окружать», он последовал ему. После этого с каждым днем опухоль уменьшалась, пока больной полностью не перестал ее чувствовать и возблагодарил Господа. Известны случаи, когда молитвенное заступничество блаженной помогало так же людям излечиться от болей в суставах, болей головы.

Ныне святые мощи Блаженной Марии Ивановны покоятся в Казанском храме монастыря в селе Дивеево Нижегородской области.

М ария Захаровна Федина родилась в селе Голеткове Елатемского уезда Тамбовской губернии. Впоследствии ее спрашивали, почему она называется Ивановна. «Это мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече»,— отвечала она.

Родители ее Захар и Пелагея Федйны умерли, когда ей едва минуло тринадцать лет. Первым умер отец. После смерти мужа Пелагея поселилась с Машей в семье старшего сына. Но здесь им не было житья от невестки, и они переселились в баньку. Мария с детства отличалась беспокойным характером и многими странностями, часто ходила в церковь, была молчалива и одинока, никогда ни с кем не играла, не веселилась, не занималась нарядами, всегда была одета в рваное, кем-нибудь брошенное платье.

Господь особенно о ней промышлял, зная ее будущую ревность по Богу, и она часто во время работ видела перед глазами Серафимо-Дивеевский монастырь, хотя там никогда не бывала.

Через год по смерти отца умерла мать. Тут ей совсем житья не стало от родных.

Однажды летом несколько женщин и девушек собрались идти в Саров, Мария отпросилась пойти с ними. Домой она уже не вернулась. Не имея постоянного пристанища, она странствовала между Саровом, Дивеевом и Ардатовом — голодная, полунагая, гонимая.

Ходила она, не разбирая погоды, зимой и летом, в стужу и жару, в полую воду и в дождливую осень одинаково — в лаптях, часто рваных, без онуч. Однажды шла в Саров на Страстной неделе в самую распутицу по колено в воде, перемешанной с грязью и снегом; ее нагнал мужик на телеге, пожалел и позвал подвезти, она отказалась. Летом Мария, видимо, жила в лесу, потому что, когда она приходила в Дивеево, то тело ее было сплошь усеяно клещами, и многие из ранок уже нарывали.

Чаще всего бывала она в Серафимо-Дивеевском монастыре; некоторые сестры любили ее, чувствуя в ней необыкновенного человека; давали чистую и крепкую одежду вместо лохмотьев, но через несколько дней Мария вновь приходила во всем рваном и грязном, искусанная собаками и побитая злыми людьми. Иные монахини не понимали ее подвига, не любили и гнали, ходили жаловаться на нее уряднику, чтобы он данной ему властью освободил их от этой «нищенки», вшивой и грубой. Урядник ее забирал, но сделать ничего не мог, потому как она представлялась совершенной дурочкой, и он отпускал ее. Мария снова шла к людям и часто, как бы ругаясь, обличала их в тайных грехах, за что многие особенно ее не любили.

Никто никогда не слыхал от нее ни жалобы, ни стона, ни уныния, ни раздражительности или сетования на человеческую несправедливость. И Сам Господь за ее богоугодную жизнь и величайшее смирение и терпение прославил ее среди жителей. Начали они замечать: что она скажет или о чем предупредит, то сбывается, и у кого остановится, те получают благодать от Бога.

У одной женщины, Пелагеи, было двенадцать детей, и все они умирали в возрасте до пяти лет. В первые годы ее замужества, когда у нее умерло двое детей, Мария Ивановна пришла к ним в село, подошла к окнам ее дома и запела: «Курочка-мохноножка, народи детей немножко».

Окружившие ее женщины говорят ей:

— У нее нет совсем детей. А она им отвечает:

— Нет, у нее много.

Они настаивают на своем:

— Да нет у ней никого.

Тогда Мария Ивановна им пояснила:

— У Господа места много.

Однажды говорит она одной женщине:

— Ступай, ступай скорее, Нучарово горит.

А женщина была из Рузанова. Пришла в Рузаново, все на месте, ничего не случилось; встала в недоумении, а в это время закричали: «Горим». И все Рузаново выгорело с конца до конца.

Духовное окормление Мария Ивановна получала у блаженной Прасковьи Ивановны, с которой приходила советоваться. Сама Прасковья Ивановна, предчувствуя кончину, говорила близким: «Я еще сижу за станом, а другая уже снует, она еще ходит, а потом сядет»,— а Марии Ивановне, благословив ее остаться в монастыре, сказала: «Только в мое кресло не садись» (В келье блаженной Паши Мария Ивановна прожила всего два года).

В самый день смерти блаженной Пашеньки Саровской вышло у Марии Ивановны небольшое искушение. Раздосадованные ее странностями, монахини выгнали ее из монастыря, не велев вовсе сюда являться, а иначе они прибегнут к помощи полиции.

Ничего на это не сказала блаженная, повернулась и ушла.

Перед внесением в церковь гроба с телом блаженной Паши в монастырь приехал крестьянин и говорит:

— Какую рабу Божию прогнали вы из монастыря, она мне сейчас всю мою жизнь сказала и все мои грехи. Верните ее в монастырь, иначе потеряете навсегда.

За Марией Ивановной тотчас отправили посыльных. Она себя не заставила ждать и вернулась в монастырь в то время, когда Прасковья Ивановна лежала в гробу в церкви. Блаженная вошла и, оборотясь к старшей ризничей монахине Зиновии, сказала:

— Ты меня, смотри, так же положи, вот как Пашу.

Та рассердилась на нее, как она смеет себя сравнивать с Пашей, и дерзко ей на это ответила.

Мария Ивановна ничего не сказала.

С тех пор она окончательно поселилась в Дивееве. Сначала она жила у монахини Марии, а затем игумения дала ей отдельную комнату. Комната была холодная и сырая, особенно полом, в ней блаженная прожила почти восемь лет; здесь она окончательно лишилась ног и приобрела сильнейший ревматизм во всем теле.

Почти с первого года ее жизни в монастыре к ней в послушницы приставили Пашу (в монашестве Дорофею), которая поначалу не любила Марию Ивановну и пошла к ней служить за послушание. Мария же Ивановна еще прежде говорила, что к ней служить приведут Пашу.

Сильно скорбела Паша, видя, как постепенно Мария Ивановна наживает мучительную болезнь и лишается ног, но сделать ничего не могла.

Лишь тогда, когда народу, приходящего к блаженной, стало столько, что невозможно было поместиться в тесной комнате, игумения разрешила перевести ее в домик Паши Саровской.

Домик этот стоял у самых ворот, и советские власти, видя большое стечение людей, воздвигли гонение на блаженную, так что в конце концов ее перевели в отдельную комнату при богадельне, где она прожила до закрытия монастыря.

Блаженная Мария Ивановна говорила быстро и много, иногда очень складно и даже стихами и сильно ругалась, в особенности после 1917 года. Она так ругалась, что монахини, чтобы не слышать, выходили на улицу. Келейница Прасковьи Ивановны Дуня как-то спросила ее:

— Мария Ивановна, почему ты так ругаешься. Маменька так не ругалась.

— Хорошо ей было блажить при Николае, а поблажи-ка при советской власти.

Не довольно было блаженной подвигов предыдущей скитальческой жизни, болезней, молитвы, приема народа. Однажды послушница Марии Ивановны мать Дорофея ушла в кладовую за молоком, довольно далеко от кельи старицы, а самовар горячий подала на стол. Возвращается и слышит неистовый крик Марии Ивановны: «Караул!»

Растерянная послушница сначала ничего не поняла, а потом так и осела от ужаса. Мария Ивановна в ее отсутствие решила налить себе чаю и открыла кран, а завернуть не сумела, и вода лилась ей в колени до прихода матери Дорофеи. Обварилась она до костей, сначала весь перед и ноги, а между ног все сплошь покрылось волдырями, потом прорвалось и начало мокнуть.

Случилось это в самую жару, в июне месяце. Дорофея боялась, что в оголенном и незаживающем мясе заведутся черви, но Господь хранил Свою избранницу, и каким чудом она поправилась, знает только Бог. Не вставая с постели, она мочилась под себя, все у ней прело, лежала она без клеенки, поднимать ее и переменять под ней было трудно, и все же она выздоровела.

В другой раз до изнеможения устала Дорофея, всю ночь поднимая Марию Ивановну и все на минуточку; под утро до такой степени она ослабела, что говорит: «Как хочешь, Мария Ивановна, не могу встать, что хочешь делай».

Мария Ивановна притихла, и вдруг просыпается Дорофея от страшного грохота: блаженная сама решила слезть, да не в ту сторону поднялась в темноте, упала рукой на стол и сломала ее в кисти. Кричала: «Караул!», но не захотела призвать доктора завязать руку в лубок, а положила ее на подушку и пролежала шесть месяцев в одном положении, не вставая и не поворачиваясь. Опять мочилась под себя, потому что много пила и почти ничего не ела. Сделались у нее пролежни такие, что оголились кости и мясо висело клочьями. И опять все мучения перенесла Мария Ивановна безропотно, и только через полгода рука начала срастаться и срослась неправильно, что видно на некоторых фотографиях.

Под утро она проснулась и удивилась, что это Мария Ивановна не встает и ее не зовет. Подошла к ней, а она не спит, смеется и вся лежит, как в болоте, по ворот обмочившись, и говорит:

— Вот я ни разу не встала.

Мать Дорофея упала блаженной в ноги:

— Прости меня, Христа ради, мамушка, никогда больше не буду считать и любопытствовать о тебе и о твоих делах. Тех, кто жил с Марией Ивановной, она приучала к подвигу, и за послушание и за молитвы блаженной подвиг становился посильным. Так, матери Дорофее блаженная не давала спать, кроме как на одном боку, и если та ложилась на другой бок, она на нее кричала. Сама Мария Ивановна расщипывала у себя место на ноге до крови и не давала ему заживать.

Истинная подвижница и богоугодный человек, она имела дар исцеления и прозорливости.

Исцелила женщине по имени Елена глаз, помазав его маслом из лампады.

У одной монахини была экзема на руках. Три года ее лечили лучшие доктора в Москве и в Нижнем — не было улучшения. Все руки покрылись ранами. Ею овладело такое уныние, что она хотела уже уходить из монастыря. Она пошла к Марии Ивановне. Та предложила помазать маслом из лампады;

монахиня испугалась, потому что врачи запретили касаться руками масла и воды. Но за веру к блаженной согласилась, и после двух раз с кожи исчезли и самые следы от ран.

Пришел однажды к Марии Ивановне мужичок—в отчаянии, как теперь жить, разорили вконец. Она говорит: «Ставь маслобойку». Он послушался, занялся этим делом и поправил свои дела.

О Нижегородском архиепископе Евдокиме (Мещерякове), обновленце, блаженная еще до его отступничества говорила:

— Красная свеча, красный архиерей.

И даже песню о нем сложила: «Как по улице, по нашей Евдоким идет с Парашей, порты синие худые, ноги длинные срамные».

Один владыка решил зайти к блаженной из любопытства, не веря в ее прозорливость.

Только он собрался войти, как Мария Ивановна закричала:

— Ой, Дорофея, сади, сади меня скорее на судно.

Села, стала браниться, ворчать, жаловаться на болезнь.

Владыка пришел в ужас от такого приема и молча ушел.

В пути с ним сделалось расстройство желудка, он болел всю дорогу, стонал и жаловался.

Схимнице Анатолии (Якубович) блаженная за четыре года до ее выхода из затвора кричала:

— Схимница-свинница, вон из затвора.

Она была в затворе по благословению о. Анатолия (схимника Василия Саровского), но ей стала являться умершая сестра. Мать Анатолия напугалась, вышла из затвора и стала ходить в церковь. Мария Ивановна говорила: «Ее бесы гонят из затвора, а не я».

Пришел однажды к Марии Ивановне мальчик, она сказала:

— Вот пришел поп Алексей.

Впоследствии он действительно стал Саровским иеромонахом о. Алексеем. Он очень чтил ее и часто к ней ходил. И вот однажды пришел, сел и молчит. А она говорит:

— Я вон мяса не ем, стала есть капусту да огурцы с квасом и стала здоровее.

Он ответил: «Хорошо».

Он понял, что это о том, как он, боясь разболеться, стал было есть мясо. С тех пор бросил.

Отцу Евгению Мария Ивановна сказала, что его будут рукополагать в Сарове. Он ей очень верил и всем заранее об этом рассказал. А его вдруг вызывают в Дивеево. Келейница блаженной мать Дорофея заволновалась, и ему неприятно. Рукополагали его в Дивееве. Дорофея сказала об этом Марии Ивановне, а та смеется и говорит:

— Тебе в рот что ли класть? Чем тут не Саров? Сама келья Преподобного и все вещи его тут.

Однажды приехала к блаженной некая барыня из Мурома. Как только вошла она, Мария Ивановна говорит:

— Барыня, а куришь, как мужик.

Та действительно курила двадцать пять лет и вдруг заплакала и говорит:

— Никак не могу бросить, курю и по ночам, и перед обедней.

— Возьми, Дорофея, у нее табак и брось в печь.

Та взяла изящный портсигар и спички и все это бросила в печь.

Через месяц мать Дорофея получила от нее письмо и платье, сшитое в благодарность. Писала она, что о курении даже и не думает, все как рукой сняло.

Римма Ивановна Долганова страдала беснованием; оно выражалось в том, что она падала перед святыней и не могла причаститься. Стала она проситься у блаженной поступить в монастырь.

— Ну, куда там такие нужны...

— А я поправлюсь? — с надеждой спросила Римма Ивановна.

— Перед смертью будешь свободна.

И этой же ночью она заболела скарлатиной и сама пошла в больницу, сказав, что уже больше не вернется. Она скончалась, незадолго до смерти исцелившись от беснования.

Пошла однажды Вера Ловзанская (впоследствии инокиня Серафима) к Марии Ивановне проситься в монастырь. Та увидев ее, закричала:

— Не надо! Не надо ее! Не надо!

А потом рассмеялась и говорит:

— Ты же будешь на старости лет отца покоить. Иди к владыке Варнаве, он тебя устроит.

Впоследствии вышло так, что инокине Серафиме пришлось до самой смерти покоить своего духовного отца — епископа Варнаву (Беляева).

В монастыре жил юродивый Онисим. Он был очень дружен с блаженной Марией Ивановной. Бывало, сойдутся они и всё поют: «Со святыми упокой».

Онисим всю жизнь прожил в монастыре и уже называл себя в женском роде: она. Когда государь Николай Александрович приезжал на открытие мощей преподобного Серафима, то народу было столько, что пришлось на время закрыть ворота. А Онисим остался за воротами и кричит: «Ой, я наша, я наша, пустите, я наша».

Однажды Мария Ивановна говорит Вере Ловзанской:

— Вот, Ониська увезет мою девчонку далеко-далеко.

Только тогда, когда епископ Варнава сам примет подвиг юродства, и она уедет за ним в Сибирь, только тогда станет понятно, о чем говорила блаженная Мария Ивановна.

Перед тем как поехать в Среднюю Азию, Вера Ловзанская отправилась к Марии Ивановне — проститься и взять благословение. Дивеевский монастырь был закрыт, и Мария Ивановна жила в селе.

Вера сошла рано утром в Арзамасе, надо было идти шестьдесят километров до Дивеева. Был декабрь, холодно. Вышла она на дорогу, видит, мужичок едет на розвальнях. Остановился:

— Вы куда?

— Я в Дивеево.

— Хорошо, я вас подвезу.

Доехали до села Круглые Паны. Здесь трактир. Возчик пошел закусить и изрядно выпил. В пути его развезло, сани постоянно съезжали с дороги и увязали в снегу, но лошадь как-то сама собой выбиралась и, наконец, остановилась у дома, где жила Мария Ивановна.

Был час ночи. Мужик проснулся и стал изо всей силы стучать в окно. Монашки открыли. Рассказывают. Все это время блаженная бушевала, стучала по столу и кричала:

— Пьяный мужик девчонку везет! Пьяный мужик девчонку везет!

— Да какой пьяный мужик, какую девчонку? — пытались понять монахини. А блаженная только кричала:

— Пьяный мужик девчонку везет!

Однажды пришла к Марии Ивановне интеллигентная дама с двумя мальчиками. Блаженная сейчас же закричала:

— Дорофея, Дорофея, давай два креста, надень на них.

Дорофея говорит:

— Зачем им кресты, они сегодня причастники. А Мария Ивановна знай скандалит, кричит:

— Кресты, кресты им надень.

Дорофея вынесла два креста, расстегнула детям курточки, крестов и в правду не оказалось.

Дама очень смутилась, когда Дорофея спросила ее:

— Как же вы причащали их без крестов? Та в ответ пробормотала, что в дорогу сняла их, а то они будут детей беспокоить.

Вслед за ней пришла схимница.

— Зачем надела схиму, сними, сними, надень платочек и лапти, да крест надень на нее,— говорит Мария Ивановна. С трепетом мать Дорофея подошла к ней: оказалось, что она без креста. Сказала, что в дороге потеряла.

Епископ Зиновий (Дроздов) спросил Марию Ивановну:

— Ты поп, а митрополит Сергий — архиерей.

— А где мне дадут кафедру, в Тамбове?

— Нет, в Череватове.

У Арцыбушевых была очень породистая телка, и вот она за лето не огулялась, и следовательно, семья должна быть весь год без молока, а у них малые дети, средств никаких, и они задумали продать ее и купить другую и пошли к Марии Ивановне за благословением.

— Благослови, Мария Иванова, корову продать.

— Да она нестельная, куда ее нам.

— Нет,— отвечает Мария Ивановна, — стельная, стельная, говорю вам, грех вам будет, если продадите, детей голодными оставите.

Пришли домой в недоумении, позвали опытную деревенскую женщину, чтобы она осмотрела корову. Та признала, что корова нестельная.

Арцыбушевы опять пошли к Марии Ивановне и говорят:

— Корова нестельная, баба говорит. Мария Ивановна заволновалась, закричала.

— Стельная, говорю вам, стельная.

Даже побила их.

Но они не послушались и повели корову на базар, им за нее предложили десять рублей. Оскорбились они и не продали, но для себя телку все-таки присмотрели и дали задаток десять рублей.

А Мария Ивановна все одно — ругает их, кричит, бранит. И что же? Позвали фельдшера, и он нашел, что корова действительно стельная. Прибежали они к Марии Ивановне и в ноги ей:

— Прости нас, Мария Ивановна, что нам теперь делать с телушкой, ведь мы за нее десять рублей задатка дали.

— Отдайте телушку, и пусть задаток пропадет.

Они так и сделали.

31 декабря 1926 года, под новый 1927 год, блаженная сказала: «Старушки умирать будут... Какой год наступает, какой тяжелый год — уже Илья и Енох по земле ходят...». И, правда, с 1 января две недели все время покойницы были, и даже не по одной в день.

В неделю мытаря и фарисея приехали начальники разгонять Саров, и это длилось до четвертой недели Великого поста.

Выгонять монахов было трудно. У них были почти у всех отдельные кельи с отдельными входами и по нескольку ключей. Сегодня выгонят монаха, а он завтра придет и запрется. Служба в церкви еще шла. Наконец в понедельник на Крестопоклонной неделе приехало много начальства — собрали всю святыню: чудотворную икону Живоносный источник, гроб-колоду, в котором мощи преподобного Серафима пролежали в земле семьдесят лет, кипарисовый гроб, из которого вынули мощи преподобного Серафима, и другие святыни. Все это сложили вместе, устроили костер и сожгли.

Мощи преподобного Серафима сложили в синий просфорный ящик и запечатали его. Люди разделились на четыре партии и на санях поехали все в разные стороны, желая скрыть, куда увезут мощи. Ящик с мощами повезли на Арзамас через село Онучино, где остановились ночевать и покормить лошадей. Когда тройка с мощами въехала в село Кременки, на колокольне ударили в набат. Мощи везли прямо в Москву.

После разорения монастыря служба в Сарове прекратилась, и монахи разошлись кто куда.

После Пасхи власти явились в Дивеево.

По всему монастырю устроен был обыск, описывали казенные и проверяли личные вещи. В эти тяжелые дни Соня Булгакова (впоследствии монахиня Серафима) пошла к Марии Ивановне. Та сидела спокойная, безмятежная.

— Мария Ивановна, поживем ли мы еще спокойно?

— Поживем.

— Сколько?

— Три месяца.

Начальство уехало. Все пошло своим чередом. Прожили так ровно три месяца, и под Рождество Пресвятой Богородицы, 7/20 сентября 1927 года, всем предложили покинуть монастырь.

По благословению епископа Варнавы блаженной Марии Ивановне была построена келья в селе Пузо. Туда ее отвезли сразу же после закрытия монастыря; руководила устройством Марии Ивановны Валентина Долганова и дело поставила так, что никому не стало доступа к блаженной.

В Пузе Мария Ивановна пробыла около трех месяцев.

Когда игумения Александра поселилась в Муроме, к ней приехала мать Дорофея.

— Зачем ты Марию Ивановну в мир отдала? Бери обратно, — сказала ей игумения.

Та поехала за ней.

— Мария Ивановна, поедешь со мной?

Положили ее на возок, укрыли красным одеялом и привезли в Елизарово. Здесь она прожила до весны, а весной перевезли ее в Дивеево, сначала к глухонемым брату с сестрой, а в 1930 году на хутор возле села Починок и, наконец, в Череватово, где она и скончалась 26 августа/8 сентября 1931 года.

Многим Мария Ивановна говорила об их будущей жизни. Кто-то сказал блаженной:

— Ты все говоришь, Мария Ивановна, монастырь! Не будет монастыря!

— Будет! Будет! Будет! — и даже застучала изо всей силы по столику.

Она всегда по нему так стучала, что разбивала руку, и ей подкладывали под руку подушку, чтобы не так было больно.

Всем сестрам в будущем монастыре она назначала послушания: кому сено сгребать, кому канавку чистить, кому что, а Соне Булгаковой никогда ничего не говорила. И та однажды спросила:

— Мария Ивановна, а я доживу до монастыря?

— Доживешь, — ответила она тихо и крепко сжала ей руку, до боли придавив к столику.

Перед смертью Мария Ивановна всем близким к ней сестрам сказала, сколько они по ней до сорокового дня прочитают кафизм. Все это исполнилось в точности, а Соне Булгаковой сказала, когда та была у нее в последний раз в октябре 1930 года: «А ты обо мне ни одной кафизмы не прочитаешь». Она, действительно, ничего не прочитала, но вспомнила об этом уже на сороковой день.В ночь на 4/17 июля 1918 г. в Екатеринбурге большевики убили Царскую Семью: Царя, Царицу, четырех Великих Княжен и 14-летнего Наследника Престола. На одной из стен подвала, в котором была расстреляна Царская Семья, неизвестным "евреем с черной, как смоль, бородой" после убийства была оставлена каббалистическая надпись буквами из трех языков, смысл которой гласил: "Здесь, по приказу тайных сил, Царь был принесен в жертву для разрушения государства. О сем извещаются все народы". Обстоятельства гибели Царской Семьи, состав участников и организаторов расстрела, как и надписи на стенах подвала, не оставляют сомнений в ритуальном характере данного убийства. Подтверждением этого может служить и тот факт, что еще в 1911 г. в западных областях Российской Империи в еврейской среде распространялись открытки с изображением иудейского раввина, который держит в руке жертвенного петуха с головой Николая II и с подписью по-еврейски: "Это мой выкуп, это моя замена, это мое жертвоприношение". Нет никаких сомнений, что иудеи, одержимые навязчивой мессианской идеей властвовать над всем миром, не могли мириться с существованием могущественной Православной Империи, стоявшей на пути реализации их замыслов. Убийство Православного Царя рассматривалось ими, как уничтожение главного носителя идеала христианской государственности и противника еврейского идеала государства - царства антихриста. Для многих наших современников этот факт мало что значит, как и мало кто из нас - современных русских - усматривает в нем взаимосвязь с нынешними бедами и скорбями России. Однако именно это событие сыграло значительную, едва ли не ключевую роль в судьбе нашего народа. Современный русский человек, воспитанный в духе безбожия и индивидуализма, уже не воспринимает свой народ как единую семью, и уж тем более не задумывается об историческом предназначении своей нации, как, впрочем, и о своем собственном. Каждый пытается устроить свою жизнь, невзирая на окружающую разруху, а порой, уподобляясь мародерам времен стихийных бедствий, ловко пользуется нынешней неразберихой и беззаконием, не понимая, что строит "дом на песке". Но невозможно длительное благополучие в нестабильном государстве, как невозможно приятное путешествие на тонущем корабле. Россия гибнет у нас на глазах и пока мы не осознаем этого факта, пока не задумаемся о причинах наших бедствий, мы будем обречены на еще более тяжкие испытания. При этом совершенно безсмысленно искать причины в сферах политики и экономики, причины эти давно известны и носят духовный характер. О них еще задолго до революции в лице своих святых, предвидя грядущие бедствия, говорила Русская Православная Церковь. Прежде всего, мы изменили своей исторической миссии народа-богоносца, встав на путь строительства безбожного государства. И, как говорил уже в этом веке преподобный Лаврентий Черниговский, "...попустили жидовскому нечестию в России, не защитили помазанника Божия Царя, церкви Православные и монастыри, сонм мучеников и исповедников святых и все русское святое. Презрели благочестие и возлюбили бесовское нечестие". Наши прадеды не смогли, а многие и не захотели защищать свое национальное государство, свою Богом установленную власть. Многие равнодушно взирали на попрание национальных и религиозных святынь, а иные добровольно встали на сторону разрушителей. Сегодня кровные и духовные наследники разрушителей России пытаются внушать нам, что сам факт канонизации Царственных Мучеников, как и других новомучеников Российских, уже есть проявление осознания и покаяния народа в грехе своих отцов. Но не следует забывать, что проявлением истинного осознания и покаяния является исправление или, как минимум, стремление к нему. Исправить же грех своего народа можно лишь вернувшись на путь своего исторического предназначения, восстановив законную национальную власть. Законной же властью для России может быть только православная монархия. Однако наивен тот, кто надеется в 2-3 года поднять Россию из руин и восстановить ее в былой силе и славе. Недалеко ушли и те, кто тешит себя иллюзиями, будто все утрясется само собой. Путь этот долог и труден, и только общими усилиями и общей волей народа к подлинной национальной свободе мы сможем вернуть к жизни наше многострадальное Отечество. В середине ХХ столетия, задолго до падения большевистского режима, известный русский православный философ Иван Ильин писал: "Это есть великая иллюзия, что легче всего возвести на Престол законного Государя. Ибо законного Государя надо заслужить сердцем, волею и делами. Мы не смеем забывать исторических уроков: народ, не заслуживший законного Государя, не сумеет иметь его, не сумеет служить ему верою и правдою и предаст его в критическую минуту. Монархия не самый легкий и общедоступный вид государственности, а самый трудный, ибо, душевно самый глубокий строй, духовно требующий от народа монархического правосознания. Республика есть правовой механизм, а монархия есть правовой организм. И не знаем мы еще, будет ли русский народ после революции готов опять сложиться в этот организм. Отдавать же законного Государя на растерзание антимонархически настроенной черни было бы сущим злодеянием перед Россией. Посему: да будет национальная диктатура, подготовляющая всенародное религиозно - национальное отрезвление!".

Икона Мария блаженной представляет собой образ святой, которая была племянницей преподобного Авраамия затворника. Они подвизались в Хидане, который был расположен вблизи Эдессы. Их соотечественник Ефрем Сирин позднее написал о жизни праведников.
В рассвете своей жизни преподобный Авраамий начал свой подвиг уединенного жития.

Покинув свой отчий дом, святой Авраамий поселился в пустынном месте вдали от людских соблазнов. Он большее время проводил в молитвах. Свое наследство, которое досталось ему после смерти родителей, он попросил родичей раздать нищим. Это был кроткий, человеколюбивый, поэтому к нему стремились попасть многие люди желающие обрести благословение и обучиться молитве Господней. Авраамия назначили быть пресвитером в одном из языческих селений в Месопотамии. Это было для Авраамия особым испытанием.

В течение трех лет он пытался просветить язычников. Преподобный Авраамий разрушил языческое капище и построил на его месте храм Божий. Он спокойно переносил все поругания и побои от злых идолопоклонников. Авраамий постоянно твердил: “Призри, Владыка, на раба Твоего, услыши мою молитву, укрепи меня и освободи рабов Твоих от уз диавольских и даруй им познать Тебя, Единого Истинного Бога”. И ему было даровано – язычники стали верить в Иисуса Христа. Преподобный всех уверовавших сам крестил.

После проделанного благого дела он вернулся в пустыню и там продолжил прославлять Господа Бога. Но диавол попытался прельстить его гордостью после полученной победы. Во время очередной молитвы ему послышался голос, который сказал: “Блажен ты, блажен, как никто из людей!” Но Авраамий сказал, что он обычный грешный человек, который молится о спасении и помощи Господней и что он не боится диавола. В другой раз перед святым Авраамием предстал юноша, который стал петь псалом: “Блажены непорочнии в путь ходящие в законе Господни”. Авраамий понял, что это козни бесовские и, перекрестившись, старец спросил: “Если ты знаешь, что непорочнии блажены, то зачем ты беспокоишь их?” На что диавол ответил, что он досаждает для того, чтобы отвратить людей от благого дела. Тогда преподобный сказал: “Ты одерживаешь победу над отступившими от Бога по своей воле, а от любящих Бога ты исчезаешь, как дым от ветра”. После этих слов диавол исчез. Вот так преподобный Авраамий победил врага. Пятьдесят лет преподобный Авраамий служил благому делу и вел подвижническую жизнь. Он тихо отошел к Господу Богу.

Племянница пресвятого Авраамия преподобная Мария выросла назидаемая наставлениями своего дяди. Однако диавол все-таки смог совратить деву, и она ушла из своей келии, отправившись в другой город, где стала вести распутный образ жизни. Когда же преподобный Авраамий узнал об этом, он оделся в воинские доспехи, чтобы быть неузнаваемы и направился в тот самый город. Авраамий разыскал свою племянницу. Мария приняла покаяние и вернулась в свою келию. Там всю оставшуюся жизнь она провела в молитвах и плакала от раскаяния. Господь наградил ее даром исцеления различных болезней. Через пять лет после смерти преподобного Авраамия отошла к Богу и Мария.
Икона святая блаженная Мария помогает обрести спокойствие в душе раскаявшихся людей.