Диагностика фонематических процессов. Диагностика у детей фонематического восприятия Методики обследования фонематического восприятия у дошкольников
Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить.* Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.
Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.
Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков нехстойчмвпй_ артикуляции, искажение звуков, правильно произн осимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.
Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.
Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.
С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:
\/" узнавание, различение и сравнение простых фраз;
\у выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);
\/" различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);
\у- запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА); v запоминание звуковых рядов.
Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.
Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)
Ребенку предлагают повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ТТТА-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА--ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.
Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость - глухость), в то время как другим нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.
Могут быть случаи, когда ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться от одного звука к другому.
При исследовании фонематического восприятия следует использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.
^ Выявлению затруднения фонематического восприятия помогает подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и Ш, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплекты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перетасованном виде.
\Г Следует проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса - крыша, день - тень, булка - белка). Ребенок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восп риятия. Менее отчетливые трудности в различении звуков речи мо- гут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и синтеза и процесса письма.
Некоторые представления о степени развития фонематическ ого восприятия дают наблюдения за тем, как ребенок контролиру ет свое неправильное произношен ие и насколько он способен р азличать, правильна ли предъявляена ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения ив чужой речи.
В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные дефекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.
В течение всего коррекционного обучения необходимо проводить учет состояния произносительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать улучшения в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.
ГЛАВА II. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Понимание речи, или «смысловое восприятие речи», является необходимым условием общения. Оно включает восприятие звуков речи (фонем), узнавание слов, понимание значения слов, отношений между словами, фраз и смысла обращенной речи.
Дефекты понимания речи могут проявляться при нарушении различных лингвистических операций и имеют разную патопсихологическую характеристику в зависимости от формы речевой аномалии.
Обследование понимания речи детьми с речевой патологией является очень важным в теоретическом и практическом плане.
Отклонения в понимании речи тормозят развитие активной речи у детей и влияют на весь процесс коррекционного обучения. Своевременное выявление особенностей импрессивной речи дает возможность найти наиболее адекватные методы формирования нормальной речи.
Прежде чем приступить к обследованию импрессивной стороны речи, логопед должен убедиться в том, что у обследуемого ребенка полностью сохранен физический слух. Имея объективные данные о нормальном состоянии физического слуха, логопед приступает к исследованию фонематического слуха. Напомним, что грубое нарушение фонематического слуха, являясь одним из главных признаков сенсорной афазии, не остается изолированным ее симптомом, а приводит к целому ряду вторичных расстройств, составляющих ее структуру. В этих случаях испытуемый не в состоянии выделить смыслоразличительные признаки речевых звуков, и они воспринимаются нечленораздельно. Этот первичный дефект приводит к непониманию смысла слов. Дети с первичными сенсорными расстройствами - редкое явление в логопедической практике, и описание структуры их речевого дефекта требует особого рассмотрения.
У детей с частичным нарушением фонематической системы особенности импрессивной стороны речи во всех ее звеньях могут быть весьма различными. Кроме того, у детей с первичным дефектом моторной стороны речи вторично страдает понимание сложных форм импрессивной речи.
Подчеркнем, что и в этих случаях исследование степени понимания речи является необходимым, т.к. до сих пор встречается определение нарушения речи по типу «моторной алалии» как дефекта, при котором дети хорошо понимают обращенную речь, но испытывают большие трудности только в самостоятельном пользовании речью. Логопеды часто проводят обследование таких детей лишь со стороны более выраженного дефекта активной речи. Вопрос о понимании речи у детей этой категории был впервые поставлен в специальном исследовании Г.И. Жаренковой, свидетельствующем о том, что у детей с общим речевым недоразвитием, к которым могут быть отнесены и дети с моторной ала-лией, имеется целый ряд отклонений в понимании речи. Часто это остается незамеченным благодаря хорошей ориентировке и опоре детей на ситуацию общения и относительной сохранности лексических значений. Однако детальное обследование с использованием специальных приемов, которые исключают опору на ситуацию, дает возможность выявить различные степени отклонения в понимании грамматических форм («импрессивный аграмматизм»).
Трудно обследовать раздельно экспрессивную и импрессивную речь ребенка. Целесообразнее чередовать приемы, направленные на выявление особенностей собственной речи ребенка и понимание им речи окружающих. Это обусловлено сложным системным строением речевой функции, при котором нарушение фонематического восприятия приводит к вторичному нарушению артикулирования и влияет на экспрессивную речь, а нарушение артикуляторных механизмов сказывается на восприятии речи и понимании ее смысла.
Проводя обследование, логопед должен учитывать, что в зависимости от того, какие стороны речи окажутся наиболее нарушенными, дефект речи ребенка будет квалифицироваться по-разному и направления коррекционной работы будут также различными.
Обследование понимания слов
Это один из существенных этапов исследования импрессивной стороны речи. Полноценным понимание слов может быть только при наличии достаточно развитого фонематического восприятия у ребенка и прочной связи между стабильным звуковым комплексом и предметом, действием, качеством, отношением, которые он обозначает.
Для исследования понимания слов (номинативной функции слова) можно использовать следующие приемы:
1. Ребенок должен показать называемые логопедом предметы. 15олее легким является называние предметов, изображения которых он видит на предъявленных ему картинках: молния, клюв, ноготь, сачок, весло, вывеска, табуретка, калитка, сковородка перчатка, шапка, кепка, шляпа, жук, муравей, комар, кузов, кабина и т.д.
Ребенку предъявляют ряд картинок (3-4-5) и предлагают показать, где клюв, где весло и т.п.
Для детей 5-6 лет можно условия обследования усложнить, расширив объем воспринятого на слух. Перед ребенком раскладывают 6-8 картинок, и он должен показать последовательно 2-3 предмета: «Где стакан, книга, ручка, где перчатки, фартук, сачок?-». Можно использовать также следующий прием: логопед называет и просит показать предметы, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке: «Покажи глаз, ухо, нос. Покажи колено, локоть, подбородок, брови. Покажи окно, подоконник, форточку, замок».
А.Р. Лурия рекомендует использовать многократное повторение слов или группы слов для проверки понимания в затрудненных условиях. Например: «Покажи стакан, книгу, карандаш., стакан, книгу». Необходимо обратить внимание, возникает ли «отчуждение» смысла слова. В этом случае у ребенка может страдать не дифференцированное восприятие звуков, а удержание их последовательности и объема. Нарушение смысловой стороны речи в этих случаях выступает более отчетливо при отсутствии соответствующей картинки или предмета и менее отчетливо, когда предъявляемое на слух слово сопровождается показом названного предмета.
Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок. Например: на одной картинке изображен ученик, читающий книгу, на другой - книга. Логопед называет слово «читает» - ребенок должен показать соответствующую картинку.
Известно, что дефекты фонематического восприятия не всегда сопровождаются нарушением всех форм слухового анализа. В некоторых случаях может сохраниться дифференциация ритмических отношений, составляющая основу овладения слоговой структурой слова. Поэтому большое значение для восприятия слова приобретает длина слова, т.е. общий звуко-слоговой рисунок слова. Ребенок с негрубо нарушенным фонематическим восприятием легко воспримет слова, различающиеся по слоговой структуре, и допустит ошибки при восприятии слов, различающихся 1-2 фонемами.
Особое внимание должно быть обращено на понимание слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ. Слова, выбранные для обследования, должны иметь сходную звуко-слоговую структуру, но различаться как гласными, так и согласными звуками. Известно, что восприятие на слух звонких и глухих фонем, т.е. фонем, различающихся по акустическим признакам, представляет специфическую трудность для детей с фонематическим недоразвитием. Восприятие гласных звуков и звуков, сходных по артикуляции («гоморганных»), может представлять трудность для детей с некоторыми формами дизартрии и для детей с врожденными расщелинами нёба.*
Предъявляются пары «конфликтных» картинок, и логопед называет одну из них. Это же задание может быть использовано для исследования понимания чтения. Тогда одно из слов, обозначающих предметы, пишется на отдельной карточке, и ребенок, прочитав, указывает соответствующую картинку. Например:
2) Ворона |
Ворона Ворота и т.д.
Для выявления особенностей понимания слов детьми, владеющими фразовой речью и имеющими более стертые проявления речевого недоразвития (условно - III уровень), следует использовать сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте.
Различные виды заданий, предполагающие выбор слов различных лексических типов: синонимов, антонимов, многозначных слов, - направлены на выявление этой языковой способности. Для правильного выполнения подобных заданий необходим более высокий уровень понимания речи, на котором в большей степени взаимодействуют речевые и мыслительные операции.
Описание экспериментальных методик по обследованию фонематического восприятия
Исследование состояния фонематических функций ребенка представляет собой определенную последовательность:
1 Фонематическое восприятие:
Дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа:
- повторение за логопедом слов-квазиомонимов (с несмешиваемыми и смешиваемыми в произношении звуками);
- повторение серий слогов;
Дифференциация фонем на основе слухового восприятия;
Дифференциация фонем по представлению (6-7лет).
2 Способность к фонематическому анализу и синтезу:
Выделение ударного гласного в начале слова;
Выделение звука из слова;
Определение первого, последнего звука в слове;
Способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез (6-7лет):
- определение последовательности и количества звуков в слове
- составление слова из последовательно названных звуков;
3 Фонематические представления (6-7лет):
Нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук;
Подбор слов с заданным звуком.
Методика исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня была составлена с использованием заданий авторов методик:
- Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной . Программа обучения и воспитания детей с ОНР. В пособии представлены приемы, направленные на узнавание, различение и сравнение простых фраз, выделение и запоминание определенных слов слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу) различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу). Приемы помогают выявить картину владения фонематического восприятия.
- Н. И. Дьякова . Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. Данное пособие содержит исследование фонематического восприятия, фонемного анализа, звукового синтеза.
- В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Авторы предлагают обследование и анализ состояния фонематического слуха, готовности к звуковому анализу, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.
- Г. А. Волкова Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Пособие содержит задания, направленные на выявление состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.
В процессе проведения обследования детям оказывалась помощь при непонимании смысла инструкции (показывали образец выполнения) и забывании задания (повтор задания).
Методика обследования состояла из 6 заданий, целью которых являлось выявление состояния фонематического восприятия у детей.
Задание 1. «Поймай звук» - выделение заданного звука из ряда звуков.
Инструкция:
а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с].
Материал: ряд звуков
ж, с, ч, ц, ш, т, с, с, ш, ц, т, с, ч, з.
Инструкция:
б) Подними синий кружок, если услышишь слог со звуком [л] - выделение звука из ряда слогов.
Материал: ряд слогов
ло, бо, лы, ла, то, во, мо, лэ, ло, ны, но, ра, лы, ру, ва.
Инструкция:
в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [ш] - выделение звука из ряда слов.
Материал: ряд слов
шапка, лыжи, шишка, санки, подушка, чайник, карандаш, щетка, чашка, ложка, щетка, часы, шкаф, шар, капуста, ручка, собака, жук, стрекоза, машина, лиса, груша.
Критерии оценки:
1) Правильное выделение звука в ряду звуков - 1балл.
2) Правильное выделение звука в ряду слогов - 1 балл.
3) Правильное выделение звука в ряду слов - 1 балл.
4) Ошибки при выполнении данного подпункта - 0 баллов.
Ошибкой считался пропуск элемента (звука, слога, слова), содержащего данный звук; выделение элемента, не содержащего данный звук.
Результаты выполнения всех заданий суммируются.
Задание 2. «Слушай и показывай» - узнавание на слух слов, различающихся одним звуком.
Материал: пары предметных картинок, названия которых отличаются согласными звуками различной степени акустической и артикуляторной противопоставленности (коса – коза, бочка – почка, дочка – точка, вата – фата, рак – лак, чёлка – щёлка, удочка – уточка, крыса – крыша, дрова – трава, мышка – мишка, роса – роза, плащ – плач, суп – зуб, гости – кости, игра – икра, лес – лещ).
Инструкция: посмотри на картинки и покажи ту, название которой услышишь.
Критерии оценки:
1) Правильное выполнение всего задания - 1балл.
2) Не более 3 ошибок - 0,5 балла.
3) Более 3 ошибок - 0 баллов.
Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.
Задание 3. «Повтори за мной» - выявление способности детей воспринимать на слух слоговые сочетания, удерживать их в памяти и переводить акустические образы в артикуляторные.
Инструкция: послушай. Повтори так же.
Материал: серии слогов
на-та-ка, ма-па-ба, ба-бо-бу-бы, ты-ти-ди, ко-хо-го, па-ба-та, но-ни-но.
Критерии оценки:
1) Правильное повторение всех рядов - 1 балл.
2) Частичное выполнение задания - 0.5 балла.
3) Ошибки при повторении всех рядов - 0 баллов.
Ошибкой считалось изменение последовательности и количества элементов в ряду, перестановка и замена звуков, слогов, слов.
Задание 4. «Внимательные ушки» - выявление особенностей сформированности фонематического восприятия
Материал: 4 предметные картинки с изображением груши, шапки, раскладушки, сушки.
Инструкция: покажи картинку, если произнесу слово правильно. Груша, гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.
Шапка, фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.
Сушка, суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.
Раскладушка, йасладушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадуска, раскладушка.
Критерии оценки:
2) Ошибки при показе одной – двух картинок - 0,5 балла.
3) Ошибки при показе более двух картинок - 0 баллов.
Ошибкой считался показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.
Задание 5. «Найди ошибку» - различение слов в предложении, близких по звуковому составу, но разные по смыслу.
Инструкция: послушай. Правильно ли я сейчас сказала?
- У Марины болит суп, а в тарелке вкусный зуб.
- У Марины болит зуб, а в тарелке вкусный суп.
- На лугу пасутся козы, выросли на клумбе розы.
- На лугу пасутся розы, выросли на клумбе козы.
- На столе с салатом мышка, в своей норке сидит миска.
- На столе с салатом миска, в своей норке сидит мышка.
Критерии оценки:
1) Правильное определение всех текстов с ошибками - 1 балл.
2) Правильное определение 1-2 текстов с ошибками - 0,5 балла.
Задание 6. «Разложи картинки по группам» - дифференциация фонем по представлению.
Инструкция: разложи картинки по группам, не называя их. (Все картинки перемешаны).
Материал - предметные картинки: миска, нос, лес, коса, суп, сом, автобус, мишка, крыша, шар, шапка, шуба, кошка, машина.
Оценка результатов:
1) Правильное выполнение всех заданий - 1 балл.
2) Одна - две ошибки - 0,5 балла.
3) Другие варианты - 0 баллов.
Согласно современным представлениям о структуре дефекта, для дошкольников с ФФНР типично сочетание нарушений произношения и восприятия фонем родного языка. Отличительным признаком является незаконченность процесса формирования произношения и восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. В то же время, поскольку развитие речи взаимосвязано с такими психическими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей работы.
При составлении диагностического комплекса для исследования фонематического восприятия у детей былииспользованы методики, разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г., Коноваленко В.В., Коноваленко В.С., Волковой Г.А., Дьяковой Н.И., методика диагностики речи детей 6-7 лет Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. В диагностический пакет вошли следующие задания.
I блок
1. Отражённое воспроизведение рядов слогов и слов.
1) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
Если ребёнок дефектно произнесёт звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.).
ДА-ТА-ДА, ТА-ДА-ТА
ГА-КА-ГА, КА-ГА-КА
БА-ПА-БА, ПА-БА-ПА
КА-ХА-КА, ХА-КА-ХА
СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА
СА-ША-СА, ША-СА-ША
ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША
ЧА-ТЯ-ЧА, ТЯ-ЧА-ТЯ
СЯ-ЩА-СЯ, ЩА-СЯ-ЩА
РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА
ВА-ФА-ВА, ФА-ВА-ФА
2) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
КОТ-ГОД-КОТ
ТОМ-ДОМ-ТОМ
ПОЧКА-БОЧКА-ПОЧКА
ТАПКИ-ТЯПКИ-ТАПКИ
Критерии оценки:
5 баллов—все задания точно воспроизводятся;
4 балла—имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;
3 балла—задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно;
2 балла—большинство заданий выполняются только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно—слоговые (словесные) пары;
II блок
2. Дифференциация звуков в произношении слов.
1) Инструкция: повтори пары слов.
КРЫША—КРЫСА
РОЖИ—РОЗЫ
ЧЁЛКА—ТЁЛКА
ЦАПЛЯ—САБЛЯ
КАСКА—КАЧКА
ЧЁЛКА—ЩЁЛКА
ГАЛЬКА—ГАЙКА
ГАЛКА—ГАЛЬКА
РАК—ЛАК
МАРКА—МАЙКА
МОРЯК—МАЯК
ПОЧКА—БОЧКА
ДОЧКА—ТОЧКА
КОСТИ—ГОСТИ
МЫШКА—МИШКА
КОСА—КОЗА
2) Инструкция: повтори за мной предложение.
СТАРШИЙ БРАТИШКА РАССКАЗЫВАЛ СТРАШНУЮ СКАЗКУ.
СТАРУШКА СУШИЛА ПУШИСТУЮ ШУБУ.
РЕКА ТЕЧЁТ, А ПЕЧКА ПЕЧЁТ.
ЮЛЯ УРОНИЛА ФАРФОРОВОЕ БЛЮДЦЕ.
ЧАЙКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦАПЛИ.
У СОНИ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК.
ЖУТКО ЖУКУ ЖИТЬ НА СУКУ.
В ДОМИШКЕ ЖИЛИ МЫШКИ.
Критерии оценки:
4 балла—встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в несколько замедленном темпе);
3 балла—задания выполняются в замедленном темпе, много ошибок;
2 балла—задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно;
1 балл—неадекватные ответы, отказ от выполнения.
3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений.
1) Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно—не хлопай.
Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.
ШАНКИ-ФАНКИ-СЯНКИ-САНКИ-ТАНКИ
ПТЕНЕЦ-ПТЕНЕСЬ-ТИНЕТЬ-ПТИНЕЧ
ФТАРУФКА-ШТАРУШКА-СТАЛУСКА-СТАРУШКА-СТАЮСЬКА
СЛЯПА-ШЬЯПА-ФЛЯПА-ШЛЯПА-ХЛЯПА
2) Инструкция: повтори за мной предложения.
ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.
СТЕРЕГЛА ЦЫПЛЯТ ВАРВАРА, А ВОРОНА ВОРОВАЛА.
НЕ ВОДИЛИ ФАНЮ В БАНЮ, ИСКУПАЛИ В ВАННЕ ФАНЮ.
Критерии оценки:
5 баллов—все задания выполняются верно;
4 балла—часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;
3 балла—ошибки исправляются после повторного воспроизведения;
2 балла—часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 балл—задания не выполняются.
III блок
4. Звуковой анализ слов.
1) выделить первый и последний звуки в словах:
АИСТ—ОСЛИК—УГОЛ;
2) назвать все звуки в слове по порядку:
РЫБА—МУХИ—КОТИК—ЖАБЫ;
3) определить количество слогов в слове:
ДОМ—РУКА—МЕТРО—КЕНГУРУ;
4) определить 2-ой, 3-ий, 4-ый звук в словах:
2-ВРАЧ, 3-МЫШКА, 4-КРОТ, ЛОДКА;
5) добавить звук в словах:
ВОР—ДВОР, ВОЛ—ВОЛК, ЁЛКА—ТЁЛКА;
6) заменить звук в словах:
СОК-СУК-ЛУК, ЛИСА-ЛИПА-ЛУПА.
Критерии оценки:
3 балла—правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;
2 балла—правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется;
1 балл—задания не выполняются.
5. Звуковой синтез слов.
Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки.
1) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 3с), и воспроизвести его слитно:
Р-О-Г; Р-О-С-А, Г-Р-О-Т, К-А-С-К-А;
2) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы даётся звуковой сигнал), и воспроизвести его слитно:
К-Л-А-Н, Б-У-С-Ы, К-У-С-Т-Ы;
3) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно:
Н-С-Ы—СЫН, Р-Г-У-К—КРУГ, ШАД-ЛО-КА—ЛОШАДКА.
Критерии оценки:
5 баллов—правильно выполняются все задания;
4 балла—единичные ошибки, исправляются самостоятельно;
3 балла—правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда—название звука или слога);
2 балла—правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется;
1 балл—задания не выполняются.
Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики равно 25. Если принять эту цифру за 100%, то по аналогии с оценкой успешности выполнения заданий, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения тех или иных речевых проб или всех заданий методики и соотнести её с одним из пяти уровней:
5 уровень (очень высокий)—100% (25 баллов)
4 уровень (высокий)—80-97% (20-24 балла)
3 уровень (средний)—40%-79% (10-20 балла)
2 уровень (низкий)—13%-39% (4-10 баллов)
1 уровень (очень низкий)—12% (3 балла)
Можно дать следующую краткую характеристику данных уровней сформированности фонематического восприятия:
5 уровень—развитие фонематического восприятия выше нормы;
4 уровень—развитие фонематического восприятия в норме;
3 уровень—развитие фонематического восприятия чуть ниже нормы;
2 и 1 уровни свидетельствуют о системной речевой патологии, где отмечается несформированность фонематических процессов.
Сложив баллы за все перечисленные показатели, можно получить искомые величины, сравнить их с максимальной оценкой и между собой. Эта информация должна быть учтена при разработке стратегии коррекционного воздействия. При качественном анализе результатов выполнения речевой методики выявляются наиболее нарушенные стороны фонематического восприятия и анализируется соотношение речевых нарушений с отклонениями со стороны различных сторон познавательной деятельности.
Литература
1. Винарская Е.Н. Возрастная фонетика / Е.Н. Винарская. - М.: АСТ,
2005.
2. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей / Г.А. Волкова.- М: «Сайма», 1993.
3. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева.- Спб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
4. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н.И. Дьякова.- М.: Сфера, 2010.
5. Коноваленко В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко // Пособие для логопедов. - М.: Гном и Д`, 2001.
6. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - С-П.: «Союз», 2001.
7. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2005.
8. Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. - М.: Аркти, 2003.
9. Орфинская В.К. О воспитании фонематических представлений в младщем школьном возрасте / В.К. Орфинская // Уч. записки ЛГПИ им. Герцена, 1946.
10. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим нарушением / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: «Гном и Д», 2000.
11. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / Н.А. Чевелёва // Дефектология, 1986.- № 3.
Цель: диагностика звукопроизношения, артикуляционной моторики и артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, слоговой структуры слова.
Источник: Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 45 с.
Автором отмечено, что при подборе методик логопедического обследования были использованы рекомендации по обследованию детей дошкольного возраста, предложенные в исследованиях Р.И. Лалаевой, Е.Н. Российской, Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломаха, Е.Ф Соботович, М.Ф. Фомичевой, Т.Б. Филичевой, Г. В. Чевелевой и др.
- Обследование звукопроизношения
У ребенка нарушение звукопроизношения может затрагивать все группы звуков, включая и гласные. Гласные звуки обследуются в следующем порядке: [а], [э], [о], [ы], [у], [и]. Отмечается, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляции во время произнесения гласных звуков. Обследование согласных звуков проводится в следующей последовательности: губно-губные и губно-зубные, заднеязычные, язычно-зубные, язычно-альвеолярные (сонорные), язычно-передненебные (шипящие и свистящие). Для обследования звукопроизношения используется набор рисунков, картинок. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях: в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются.
Примерный список слов, на которые можно подобрать картинки:
(с) – санки, оса, нос;
[с’] – семь, апельсин, гусь;
|з] – замок, коза;
[У] – зима, магазин;
[ц| – цапля,овца, палец;
[ш] – шапка, машина, мышь;
[ж] –жук, лыжи;
[ч] – чайник, качели, мяч;
[щ] -- щука, овощи, плащ;
[л] – лампа, балалайка, дятел;
[л’| – лимон, пальма, фасоль;
(р) – ракета, картошка, комар;
[р"| – репка, карета, дверь;
[к] – кошка, окно, летчик;
[г] – город, огород, дог;
(х) – хлеб, охота, ах.
Фиксируется характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).
Результаты обследования должны отражать:
- форму нарушенного произношения (при изолированном произнесении): норма, отсутствует, заменяется, искажается;
- положение нарушенного звука: в начале, в середине, в конце слова;
- наличие синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.
По результатам обследования всех звуков определяется уровень нарушенного звукопроизношения.
Первый уровень (низкий, 1 балл) – у ребенка нарушено более 5 групп звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют место синкинезии, гиперки- незы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – у ребенка нарушены 3-4 группы звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют местосинкинезии, ги- леркинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.
Третий уровень (средний, 3 балла) – у ребенка нарушено 7–11 звуков,"относящихся к двум группам звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гипер- кинезовлицевых, мимических мышц.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – у ребенка нарушено 1-6 звуков, относящихся к одной группе звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – ребенок все звуки артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.
- Обследование артикуляционной моторики
Выявление особенностей артикуляционной моторики производится в процессе выполнения ребенком по указанию логопеда определенных действий.
- Исследование подвижности губ.
Для выявления подвижности губ ребенку предлагается по подражанию вы пол нить следующие движения:
- вытянуть губы вперед и округлить;
- отвести их угол ки в стороны;
- поднять верхнюю губу;
- опустить нижн юю губу;
- облизнуть губы;
- усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ;
- надуть щеки – втянуть их.
- Исследование подвижности языка.
Для выявления подвижности языка ребенку предлагается по подражанию:
- сделать язык сначала узким, а потом широким;
- поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним;
- подвигать языком, как «маятником».
- Исследование подвижности нижней челюсти.
Для выявления подвижности нижней челюсти ребенку предлагается по подражанию:
- опустить челюсть;
- выдвинуть челюсть вперед;
- установить, нет ли контрактуры.
- Исследование подвижности мягкого нёба.
Для выявления подвижности мягкого неба ребенку предлагается произнести звук [а]. При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки. Пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки, одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки. При выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка «комком» в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинезы, синкинезии, замедление темпа при повторных движениях. При анализе состояния артикуляционной моторики за основу могут быть взяты следующие параметры.
5. Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
- Объем движений: полный, неполный.
- Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
- Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует п оследовательность движений.
- Наличиесопугствующихи насильственныхдвижений(указать какие).
- Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
- Длительность удерживания артикуляторов вопределенной позиции.
По результатам обследования артикуляционной моторики определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл) – ребенок затрудняется в движениях артикуляторных органов, наблюдается невозможность выполнения большинства движений губами, языком. Не может по подражанию вытянугь губы вперед, отвести их уголки в стороны, подмять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, облизнуть их, вызвать вибрацию губ, надуть щеки, втянуть их. При выполнении движения языком отмечается неумение выполнить упражнение на последовательность движений, на распластыванне языка (язык «комком») при повышенном тонусе. При пониженном тонусе (языктонкий, вялый) может быть тремор, гиперкинезы, синкинезии, гиперсаливация. Отмечается отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, отсутствие рефлексов задней стенки глотки.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – отмечается невозможность выполнения многих движений органами артикуляционного аппарата, неполный объем движений, тонус мускулатуры напряженный или вялый, движения неточные, отсутствует последовательность движений, имеются сопутствующие, насильственные движения, отмечается саливация, темп движений или замедленный, или быстрый. При этом ребенок недостаточно удерживает артикуляторы в определенной позиции.
Третий уровень (средний, 3 балла) – при выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов, но явных нарушений не отмечается. При обследовании фиксируется ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения речевых органов, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Может иметь место тремор, замедление темпа при повторных движениях.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – артикуляционная моторика сформирована, объем движений полный, но они являются замедленными, неловкими, недифференцированными. Движения характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. Во время выполнения движений органами артикуляционного аппарата нет синкинезий, гиперкинезов, саливации.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) артикуляционная моторика сформирована полностью. Движения артикуляторного аппарата активные, объем движений полный, тонус мускулатуры нормальный, движения точные, темп нормальный, сопутствующие движения отсутствуют.
3.Обследование строения артикуляционного аппарата
Выявление особенностей строения артикуляционного аппарата производится в процессе наблюдения.
- Исследование губ.
Узкие, мясистые, ахейлия (отсутствие губ), синхейлия (срастание боковых отделов губ), брахихейлия (короткая средняя часть верхней губы), утолщение и укорочение уздечки верхней губы, в пределах нормы.
- Исследование зубного ряда.
Гигантские (с несоразмерно большими коронками), мезио- дистальное смещение (вне челюстной дуги), адентия (отсутствие одного или несколько зубов), сверхкомплектные, дефор,мированные, кривые, мелкие (с несоразмерно маленькими коронками), редкие, шиповидные, уродливые.
Вестибулярное отклонение (смешение зубов кнаружи от зубного ряда), оральный наклон (смешение зубов кнутри от зубного ряда), супраокклюзия (высокое расположение зуба, не доходящего до плоскости смыкания зубных рядов), инфраокклюзия (выдвинутое, низкое по отношению к окклюзионной плоскости положение зуба), тремы, диастемы, поворот зуба вокруг продольной оси, скученное расположение зубов.
- Исследование прикуса.
Прогнатия (выдвинутая вперед верхняя челюсть), прогения (выдающаяся наружу нижняя челюсть), открытый передний прикус (искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов), открытый боковой прикус, трансверзальные суженные зубные ряды (несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов), прямой, плавающий, глубокий.
- Исследование языка.
Узкий, мясистый, анкилоглоссия (короткая подъязычная связка), микроглоссия (маленький), макроглоссия (большой), глоссотомия (частичное или полное удаление языка), глоссоптоз (аномалия развития).
- Исследование твердого и мягкого нёба.
Твердое нёбо: готическое, куполообразное, узкое, низкое, уплощенное. Мягкое нёбо: короткое, врожденное изолированное недоразвитие.
- Исследование нижней челюсти.
Деформированая, микрогнатия (малые размеры верхней челюсти), макрогнатия (большие размеры верхней челюсти), микрогения (малые размеры нижней челюсти), макрогения (большие размеры нижней челюсти). При обследовании отражаются особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).
По результатам обследования строения артикуляционного аппарата определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл) – у ребенка имеются грубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, большой язык, малые или большие размеры верхней или нижней челюсти, готическое небо, прогнатия, прогения, открытый передний прикус, мезио-дистальное смещение зубного ряда и т.д. Выделенные нарушения усугубляют речевое недоразвитие, обусловленное дизартрией.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – у ребенка имеются грубые и негрубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, твердое нёбо – узкое, низкое, уплощенное, зубной ряд – кривые, мелкие, редкие, шиповидные, уродливые; прикус – прямой, плавающий, глубокий и т.д. Выделенные нарушения усугубляют речевое недоразвитие, обусловленное дизартрией.
Третий уровень (средний, 3 балла) – у ребенка имеются негрубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, твердое нёбо – узкое, низкое, уплощенное; зубной ряд – кривые, мелкие, редкие, шиловидные, уродливые; прикус – прямой, плавающий, глубокий и т.д.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – у ребенка имеется нарушение в строении артикуляционного аппарата, но оно негрубое.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – у ребенка нет нарушений в строении артикуляционного аппарата.
4.Обследование фонематического восприятия
- Исследование состояния физиологического слуха.
Исследование слуха проводится шепотной речью. Рекомендуется использовать две группы слов: первая группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 м; вторая – обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20 м. К первой группе относятся слова, в состав которых входят гласные |у|, |о], из согласных – [м], |н], [в], [р], например: ворон, двор, море, номер, нора и т.п.; во вторую группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных – [а], |и], [э|: час, ши, чашка, чижик, заяц, шерсть и т.п.
- Исследование дифференциации неречевых звуков.
Для этого ребенок должен ответить на вопросы: «Что гудит?» (машина), «Что проехало?» (трамвай), «Кто смеется?» (девочка), «Угадай, что звучит?» (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
- Исследование слуховой памяти и понимание речи.
Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, «Дай мне кубик, а на столе возьми мяч», «Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне».
- Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками.
Для этого ребенок должен повторить за исследователем:
- ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа –ша, са –за;
- мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза;
- семь машин на шоссе;
- пастушок быстро шел;
- висел железный замок;
- ручное зеркало упало.
- Исследование фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет).
Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:
- определить, есть ли звук [с] в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;
- определить количество звуков в слове и место звука [с| в словах: сок, оса, нос;
- составить слово из звуков: [л], [о), [т], [с]; [к|, [а], [р]; |р|, [ш];
- придумать слово на заданный звук: [с], [ш], |л], |р];
- из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.
Первый уровень (низкий, менее I балла) – у ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Фонематический слух нарушен.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – у ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.
Третий уровень (средний, 3 балла) – у ребенка фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок иногда затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – у ребенка фонематическое восприятие сформировано неполностью. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок может допустить отдельные ошибки при определении наличия звука и количества звуков в словах, при составлении слова из звуков, при придумывании слов на заданный звук, при отборе картинок, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух не нарушен.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – у ребенка фонематическое восприятие полностью сформировано. Фонематический слух развит.
- Обследование слоговой структуры слова
Слог – минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, изсло- говсо стечениями согласных звуков. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Материалом исследования слоговой структуры слова служат предметные картинки. В процессе предъявления картинок дается инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и назови, кто или что это.
- Исследование произнесения слов сложного слогового состава.
Трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография, под мухомором, балерина, милиционер, регулировщик, парикмахерская, сковородка, со сковородки, полотенце, ящерица, сквозняк, температура, простокваша.
- Исследование произнесения слов различного слогового состава.
Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух- и трехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами, со стечениями согласных звуков:
- – двухсложные слова из двух открытых слогов (мама, уха);
- – трехсложные слова из открытых слогов (панама, пионы);
- – односложные слова (мак, лев);
- – двухсложные слова с одним закрытым слогом (каток, Алик);
- –двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка);
- – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, Павлик);
- –трехсложные слова с закрытым слогом (котенок, пулемет);
- – трехсложные слова со стечением согласных (конфета, калитка);
- –трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, маятник);
- – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (винтовка, морковка);
- – односложные слова со стечением согласных в начале слова (кнут, клей);
- –двухсложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка, клетка);
- – четырехсложные слова из открытых слогов (паутина, батарея).
- Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях.
- Мальчик слепил снеговика.
- Водопроводчик чинит водопровод.
- Полицейский ездит на мотоцикле.
- Регулировщик стоит на перекрестке.
Оцениваются:
- особенности нарушений слоговой структуры слова (ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному);
- элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
- парафазии, перестановки при сохранении контура слов;
- итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);
- контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
По результатам обследования нарушения слоговой структуры слова определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл) –ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. Например, ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному, наблюдаются элизии слогов, опускание согласных в стечениях, парафазии, перестановки при сохранении контура слов, итерации, персеверации, добавление звуков (слогов), контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого). При произнесении слов различного слогового состава имеются нарушения не всех групп.
Третий уровень (средний, 3 балла) – имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. При произнесении слов различного слогового состава нарушений почти нет.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – имеются нарушения слов сложного слогового состава.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – нет нарушений у слоговой структуры слова.
Скачать готовый расчет по данной методике
|
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Просмотр содержимого документа
«Обследование фонематического восприятия»
Обследование фонематического восприятия
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение - в «решетке фонем».
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Ф. в. Может страдать в совокупности с дефектами звукопроизношения, но в ряде случаев встречается самостоятельное проявление фонематического недоразвития при благополучном формировании остальных сторон речи.
Недоразвитие ф.в. является одним из ведущих факторов риска возникновения дисграфии и дислексии в процессе школьного обучения. Поэтому обследование ф.в. является обязательным разделом обследования речи детей дошкольного возраста и предшкольного, даже если у этой группы детей не диагностировались нарушения речи.
Обследование начинается с того, что детям предъявляются для отраженного проговаривания ряды слогов, содержащие оппозиционные согласные, которые он може произносить. Для детей младше 5 – 5,5 лет предлагаются для прослушивания и воспроизведения 2 слога, для детей старше 5-5,5 лет – 3 слога. Количество слогов в каждом случае зависит от уровня развития ребенка. В эти слоги включаются согласные, которые наиболее часто страдают на письме, противопоставленные по признакам мягкости – твердости, звонкости-глухости, месту образования, способу образования.
В обследование включаются прямые слоги, в которых представлено чередование согласных, причем чередование пары дается несколько раз. Каждый раз в ряду слогов меняется порядок их следования (са-ша-са, са-са-ша, ша-са-ша).
При обследовании ребенок и логопед сидят друг напротив друга, рот логопеда закрыт экраном. Логопед предъявляет слоги в более замедленной форме, четко произносит их, не утрируя, голосом средней громкости. Ребенок должен повторять ряды слогов в точном соответствии с образцом, только после того, как логопед закончит слоговой ряд. Не допускается сопряженное проговаривание ряда. В случае проявления затруднений можно изменить условия предъявления материала: уменьшение количества слогов до двух; изменение скорости и громкости произнесения; увеличение уровня контроля и мотивации (внимательно послушай и повтори за мной, а потом мы с тобой поиграем)
Если ребенок не повторяет слоги, то это свидетельствует о несформированности произвольной деятельности (сознательная постановка цели и ее реализация) и несформированности фонематического слуха первичного генеза.
При проведении данного обследования можно использовать картинки. Для детей, имеющих отклонения в формировании произносительной стороны речи, видоизменяется набор оппозиционных звуков.
Детям предлагается различение тех оппозиционных звуков, которые пропускаются, смешиваются, заменяются в их собственной речи, поэтому в задания включают различение свистящих и шипящих, сонорных р и л.
При заполнении протокола обследования и речевой карты логопед отмечает все пары, которые ребенок различает нечетко, а в индивидуальном плане к речевой карте – пути коррекции, способствующие качеству различения.
У детей предшкольного возраста состояние фонематического анализа (определение позиции звука в слове, количества гласных/согласных звуков в слове, ударение, количество слогов) изучается через возможность услышать наличие или отсутствие звука в слове. Ребенку предлагается классифицировать материал с точки зрения наличия заданного звука в слове. При этом может изучаться возможность выделений 1 звука или пары оппозиционных звуков. Данный тест имеет несколько уровней сложности:
1 уровень. Наиболее сложное задание, при котором ребенок молча работает с картинками. Ребенку даются картинки, в названии которых сожержатся определенные звуки и предлагается разложить эти картинки на соосветствующие группы. В ходе выполнения упражнений у детей активизируются внутренние представления об образах слов.
2 уровень. Задание аналогично первому, но ребенку разрешается проговаривать слова вслух, прежде чем определить, к какой группе эта картинка относится. В этом задании реализуется сочетание артикуляционных кинестезий и слуховых образов слов.
3 уровень. Совместная работа ребенка с логопедом. Ребенок берет картинку, ее название проговаривает логопед, затем ребенок, после чего ребенок пытается определить наличие данного звука в слове и классифицировать эти картинки.
4 уровень. Логопед произносит слова, ребенок слушает, и с помощью условного звука (хлопка), он отмечает слова, в которых присутствует данный звук.
5 уровень. Ребенку предлагается проговорить слово и определить, есть заданный звук в слове или нет.