Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Презентация на тему "Ф. Достоевский как ревизионист-фундаменталист" Философские взгляды достоевского презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Лев Николаевич Толстой Граф по происхождению, Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне, Тульской губернии. В детстве он получил хорошее домашнее образование. В 1851-1854 гг. служил на Кавказе, участвовал в битве за Севастополь. Многие прочили ему карьеру военного, однако Лев Николаевич предпочел писательство.

4 слайд

Описание слайда:

Философия Льва Толстого Толстой считал, что драматизм человечества состоит в постоянном противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Также человек представлялся Толстому «ареной», на которой борются два начала – плотское и духовное. Телесная бренна и конечна, только отрекаясь от нее, человек приближается к истинной жизни. Суть ее в особой, неэгоистической любви к миру, свойственной именно духовному «я» человека. Такая любовь помогает осознать тщетность желаний животного «я»: мирские блага, наслаждение богатством, почестями, властью – конечные блага, их сразу же отнимает смерть. Толстой создал свою собственную метафизику на основе некоторых положений христианства. Он отрицал Божество Христа, отрицал Его Воскресение; он решился по-своему переделывать текст Евангелия во многих местах, чтобы удержать в Евангелии то основное, что, по его мнению, возвестил миру Христос.

5 слайд

Описание слайда:

Основные положения прочитанной книги Этическая доктрина писателя носила во многом синкретический, нецелостный характер. Он черпал свое морализаторское вдохновение из различных источников: А. Шопенгауэр, И. Кант, буддизм, конфуцианство, даосизм и т.д. 1. «Если ты любишь, если ты молишься, если ты страдаешь, - то ты человек». Индийское изречение. 19. «Вечно новым и постоянно возрастающим удивлением и благоговением две вещи наполняют душу, чем чаще и постояннее ими занимается размышление: звездное небо надо мною и закон нравственности во мне». И. Кант. 27. «Корень зла есть незнание истины», - сказал Будда. «Хотя люди не знают, что такое добро, но они имеют его в себе». Конфуций.

6 слайд

Описание слайда:

Глубоким и сохранившим свое значение в последующие годы было влияние на молодого Толстого идей Ж. Ж. Руссо. Критическое отношение писателя к цивилизации, проповедь «естественности», вылившаяся у позднего Л. Толстого в прямое отрицание значения культурного творчества, в том числе и своего собственного, во многом восходят именно к идеям французского просветителя. «Тысячи путей ведут к заблуждению; к истине - только один». Ж.-Ж. Руссо. «Имейте в виду, что никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими». Ж.-Ж. Руссо.

7 слайд

Описание слайда:

Нравственное совершенствование человека Толстой отождествлял с вопросом о сущности жизни. Он оценивает сознательную, культурную и социальную жизнь с ее условностями как жизнь лживую, призрачную и в сущности ненужную людям. И это относится прежде всего к цивилизации. Толстой рассматривает ее как отсутствие у людей потребности сближения, как стремление к личному благосостоянию и игнорирование всего, что прямо не относится к собственной особе, как убеждение в том, что лучшее благо мира - деньги. Цивилизация, считает Толстой, калечит людей, разъединяет их, искажает все критерии оценки человека и лишает людей наслаждения общения, наслаждения человеком. 28. «Когда ясно выяснено, в чем заключается истинная нравственность, то всё остальное будет ясно». Конфуций. 16. «Много ли, думаете вы, найдется теперь таких людей, из числа любителей денег, которые повесились бы из сострадания к кому бы то ни было, казненному из-за них?» Джон Рёскин.

8 слайд

Описание слайда:

Для Толстого подлинной, не замутненной цивилизацией является «природная» первожизнь, которая включает в себя вечную природу и звездное небо, рождение и смерть, труд, жизнь, какой ее представляет непредвзятый взгляд на мир простого человека. Именно такая жизнь и является единственно нужной. И все жизненные процессы, направляет непогрешимый, всемирный, всепроникающий Дух. Он в каждом человеке и во всех людях, взятых вместе, он вкладывает в каждого стремление к тому, что должно, велит людям бессознательно жаться друг к другу, дереву расти к солнцу, цветам увядать к осени. И его блаженный голос заглушает шумное развитие цивилизации. Только такое натуральное начало жизни и ее первозданная гармония могут способствовать земному счастью человека. «Всё еще истинное благо и истинная слава мира должны быть добыты трудом и слезами. И каждая правдивая душа должна всегда задать себе вопрос, есть ли у нее такая вера, есть ли нечто такое дорогое, за что она радостно готова умереть» Джон Рёскин. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело - одежды?»

9 слайд

Описание слайда:

Толстой не верит в божественность Христа, не считает его Богом, но искренне верит словам Христа. Он всей душой воспринял учение Христа о путях жизни, рассматривая его как учителя и наставника, проповедника нравственных ценностей, необходимых для достижения земного блаженства. Христос, считает Толстой, дал некий нравственный закон, следуя которому человек спасается, т.е. становится счастливым в земной жизни, опираясь только на свои силы. «Истинное богопочитание свободно от суеверия; когда в него проникает суеверие, то оно разрушается. Христос указал нам, в чем истинное богопочитание. Он учил, что из всего того, что мы делаем в своей жизни, одно есть свет и счастие людей, это - наша любовь друг к другу; он учил, что счастия нашего мы можем достигнуть только тогда, когда будем служить людям, а не себе». «Как хорошо бывает человеку, когда он истомится в напрасных поисках за благом в мирской жизни и протянет, усталый, свои руки ко Христу». Влас Паскаль.

10 слайд

Описание слайда:

Философская позиция Л.Н. Толстого Что первично? Познаваем ли мир? Монизм – первичное что-то одно. Объективный идеализм – существует только мировой разум, который первичен. «Следовательно, если бы мир сам по себе был неодушевлен, то он был бы одушевлен разумом человеческим. Но мир бесконечен, разум же человека ограничен, и потому разум человека не может быть разумом всего мира. Из этого видно, что мир должен быть одушевлен разумом, и разум этот должен быть бесконечен». Конфуций. Рационализм – истинное достоверное знание может быть выведено только из разума «Душа и плоть - вот что человек считает своим, о чем беспрестанно печется. Но знай, что сам ты, сущность твоя - в духе. Проникайся этим сознанием, вознеси свой дух выше плоти, соблюдай его от всякой житейской внешней грязи, не давай плоти подавлять его, не отождествляй своей жизни с плотью, а слейся с жизнью духа твоего, тогда исполнишь всякую правду и безмятежно проживешь во власти бога, исполняя призвание свое». Марк Аврелий. «Когда мир начал существовать, разум сделался его матерью. Тот, кто знает свою мать, знает, что он ее дитя, и, зная это, он находится вне всякой опасности. Когда он закроет уста и затворит врата своих чувств в конце жизни, он не испытает никакого беспокойства». Лао-Тсе. «Всё наше преимущество заключается в нашей способности разуметь. Одно только разумение возвышает нас над остальным миром. Будем же ценить и поддерживать наше разумение, и оно осветит нам всю нашу жизнь, укажет нам, в чем добро, в чем зло». Влас Паскаль.

Философские и этические взгляды
Ф.М. Достоевского
«Человек есть тайна. Ее надо
разгадать, и ежели будешь ее
разгадывать всю жизнь, то не говори,
что потерял время; я занимаюсь этой
тайной, ибо хочу быть человеком»
Ф.М. Достоевский

Введение
Характерная черта русской философии – ее связь с литературой – ярко проявилась в
произведениях великих художников слова – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя,
Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого и др.
Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Федора Михайловича
Достоевского (1821 – 1881), относящееся к высшим достижениям русского национального
самосознания. Его хронологические рамки – 40-70-е гг. XIX в. – время интенсивного
развития отечественной философской мысли, формирования главных идейных течений.
Достоевский принял участие в осмыслении многих философских и социальных идей и
учений своего времени – от возникновения первых социалистических идей на русской
почве до философии всеединства В. С. Соловьева.

В 40-е гг. молодой Достоевский примкнул к
просветительскому направлению русской мысли: он
становится сторонником теоретического социализма.
Эта ориентация привела писателя в социалистический
кружок М. В. Буташевича-Петрашевского. В апреле 1849
г. Достоевский был арестован, в вину ему вменялось
распространение «преступного о религии и
правительстве письма литератора Белинского».
Приговор гласил: лишить чинов, всех прав состояния и
подвергнуть смертной казни расстрелянием. Казнь была
заменена четырехлетней каторгой, которую Достоевский
отбывал в Омской крепости.

Идейное содержание его творчества после
каторги претерпело значительное изменение.
Писатель приходит к выводу о бессмысленности
революционного преобразования общества,
поскольку зло, как полагал он, коренится в
самой человеческой натуре. Достоевский
становится противником распространения в
России «общечеловеческого» прогресса и
признает важность «почвеннических» идей,
разработку которых начинает в журналах
«Время» (1861 – 1863) и «Эпоха» (1864-1865).

Главное содержание этих идей выражено в
формуле: «Возврат к народному корню, к
узнанию русской души, к признанию духа
народного». Одновременно Достоевский
выступал противником буржуазного строя, как
безнравственного общества, подменившего
свободу «миллионом». Он порицал
современную ему западную культуру за
отсутствие в ней «братского начала» и
чрезмерно разросшийся индивидуализм.

Главной философской проблемой для
Достоевского была проблема человека, над
разрешением которой он бился всю свою
жизнь. Сложность, двойственность,
антиномизм человека, отмечал писатель,
сильно затрудняют выяснение
действительных мотивов его поведения.
Причины действий человека обычно гораздо
сложнее и разнообразнее, чем мы их потом
объясняем. Зачастую человек проявляет
своеволие из-за своего бессилия изменить
что-либо, из-за одного несогласия с
«неумолимыми законами», подобно герою
«Записок из подполья» (1864) Достоевского.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
- это произведение, посвященное истории того, как
долго и трудно шла через страдания и ошибки
мятущаяся человеческая душа к постижению истины.
«Преступление и наказание» - социальнофилософский, психологический роман. Главное в нем
– борьба идей, сложные философские искания самого
автора. Основное в произведении не преступление и
его раскрытие, а мотивы преступления. Автор уделяет
большое внимание нравственной оценке действий
Раскольникова, решению вопроса, виноват ли
преступник. Большая часть романа посвящена
изображению нравственного наказания, которое
последовало за убийством. Писателю важно заглянуть
в самые глубины души человека, пролившего кровь, и
показать, какими страданиями он расплачивается за
это.

Вершиной философского творчества Достоевского явился роман
«Братья Карамазовы» (1879-1880) – последнее и наиболее крупное его
произведение, в которое включена философская поэма о Великом
инквизиторе. Здесь сталкиваются два истолкования человеческой
свободы, представленные Великим инквизитором и Христом. Первое –
понимание свободы как благополучия, обустройства материальной
стороны жизни. Второе – свобода как духовная ценность. Парадокс
заключается в том, что, если человек откажется от свободы духовной в
пользу того, что Великий инквизитор назвал «тихим, смиренным
счастьем», тогда он перестанет быть свободным. Свобода,
следовательно, трагична, и нравственное сознание человека, будучи
порождением его свободной воли, отличается двойственностью. Но
таково оно в действительности, а не в воображении сторонника
абстрактного гуманизма, представляющего человека и его духовный
мир в идеализированном виде.

Достоевский в своих романах возрождает
традицию платоновских диалогов. В сценах
бесед между братьями он с огромной силой
раскрывает сложную картину
драматической борьбы идей. Достоевский в
своем романе связывает самые личные,
интимные вопросы жизни героев с общими
философскими, социальными и этическими
проблемами. Достоевский помогает понять
читателю, что менять обстоятельства,
условия существования, социальное
устройство невозможно, если сам человек
не будет стремиться меняться к лучшему,
нравственно самосовершенствоваться.

Заключение
Достоевский как писатель и мыслитель оказал
огромное воздействие на духовную атмосферу XX
в., на литературу, эстетику, философию (прежде
всего на экзистенциализм, персонализм и
фрейдизм), и особенно на русскую
философию.Достоевский раскрыл многие
стороны человеческой души, которых до того
времени не касалась или почти не касалась
литература. Недаром Лев Толстой говорил:
«Достоевский для меня дорогой человек и, может
быть, единственный, которого я мог бы спросить
о многом и который бы мне на многое мог
ответить».

«Ф.М.Достоевский» - Возвращение Достоевского в литературу. Начало литературного труда Достоевского. «Дневник писателя». Достоевский в Инженерном училище (1838-43). Роман имел огромный успех. Происхождение Федора Михайловича Достоевского. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. В училище оформились первые литературные замыслы.

«Достоевский и Гоголь» - Традиция. Энциклопедия»; Гипотеза: Если изучить материалы, характеризующие ведущие тенденции развития русской литературы второй половины 30-ых-40-ых гг. XIX века 1.1.«Натуральная школа» в литературе 40-ых гг. - Имя героя «Записки сумасшедшего» Аксентий (от Авксентий) происходит от греческого «увеличиваться», «расти», а Поприщин отсылает к идее карьеры, поприща.

«Фёдор Михайлович Достоевский» - Дом в Семипалатинске. Дом во Флоренции. Петропавсловская крепость. Больница, где родился писатель. Сын Фёдор. Достоевский в Петербурге. Дом в Старой Руссе. Кабинет. Дом в Женеве. Михаил Андреевич. Фёдор Михайлович Достоевский 1821-1881 гг. Инженерный замок. Мария Дмитриевна Исаева. Первая жена. Вторая жена.

«Жизнь и творчество Достоевского» - Назовите цель поездки. Ф. М. Достоевский. Участники: обучающиеся 5-11 классов, зав. библиотекой, учителя литературы, рук. музея. Где Достоевский отбывал каторгу? Викторина. Событие приурочено к 190-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. М.Д. Исаева. Участником какого кружка стал Достоевский в 1848году?

«Достоевский биография» - 1880 год. Черновые наброски романа «Бесы». 1845 – 1848 годы кружок буташевича -петрашевского. Кабинет Ф. М. Достоевского, в доме на углу Кузнецкого переулка и Ямской улицы в Петербурге. Словарная работа: Мариинская больница для бедных, левый флигель. 1872 год. 1 февраля - погребение Достоевского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

«Рассказы Достоевского» - Весна 1857 года –Достоевский женится на вдове Марии Дмитриевне Исаевой. 1844 – 1845 годы – работа над первым романом «Бедные люди». Мать - Мария Федоровна, урожденная Нечаева, происходила из купеческой семьи. Федор Михайлович Достоевский 1821-1881. МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ- старший брат Федора.


Введение Значительную роль в распространении гуманистических идей в России в XIX в. и в последующее время сыграли русские писатели и поэты. К числу наиболее крупных писателей этого времени относят Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. Крупнейшими поэтами выступают А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов. Они благодаря своему творчеству стали подлинными властителями дум молодежи своего времени. Особое влияние на умонастроения второй половины XIX в. в России имело творчество Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.


Ф ЕДОР М ИХАЙЛОВИЧ Д ОСТОЕВСКИЙ Ф. Достоевский () - писатель-гуманист, гениальный мыслитель. Занимает огромное место в русской и мировой философии. В общественно-политических исканиях Ф. Достоевского различаются несколько периодов. 1) увлечение идеями утопического социализма (кружок петрашевцев); 2) перелом, связанный с усвоением религиозно- нравственных идей. Начиная с 60-х гг. XIX в. исповедовал почвенничество: религиозно-философское осмысление судеб русской истории. Вся история человечества - история борьбы за торжество христианства. Самобытен путь России в этом движении: на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата».


Ф. Достоевский - выразитель начал, которые стали основанием нашей национальной нравственной философии. Он - искатель искры Божьей во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора - идеал великого мыслителя. «Русское решение» социальных проблем - отрицание революционных методов борьбы, разработка темы особого исторического призвания России, способной объединить народы на основе христианского братства. Религиозные мотивы в философском творчестве Ф. Достоевского иногда сочетались с отчасти даже богоборческими, с религиозными сомнениями. Ф. Достоевский - скорее великий прозорливец, чем последовательный мыслитель. Повлиял на религиозно- экзистенциальное и персоналистское течения в русской и западной философии.


Лев Николаевич Толстой Л. Н. Толстой () - самобытный мыслитель. Критикуя общественно-политическое устройство России, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Исторический прогресс, считал он, решал вопрос о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который должна была дать созданная им «истинная религия». В ней Л. Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты и роль церкви в общественной жизни. Самосовершенствование человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви.


По Л. Толстому «царство Божие - внутри нас», и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо. Считая всякую власть злом, Л. Толстой пришел к отрицанию государства. В общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, а упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему душевный и социальный порядок, то полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могло. В этом - противоречие принципов и выводов. Философия Л. Толстого утопична. Сущность познания состоит в уяснении смысла жизни - основного вопроса всякой религии. Она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия: зачем мы живем, каково отношение человека к окружающему бесконечному миру.

Слайд 2

Перерождение убеждений. Итоги

В итоге «перерождения убеждений» возникает другой человек, человек иного сознания, иных ценностных приоритетов, иного видения мира. Пройдя через критические состояния, через неустойчивость и неопределенность, личность преодолевает состояние неизвестности, хаоса и переходит на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности, глубины, силы, устойчивости и эффективности.

Слайд 3

Бифуркация с минусом:о русской каторге

Точка бифуркации — критическое состояние системы, при котором она становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. ХАОС: «Сколько в этих странах погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уже все сказать; ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно...»

Слайд 4

СИЛЬНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ

Личность - это существо, признакам которого являются: «высочайшее развитие» личного начала, «высочайшее могущество», «высочайшее самообладание», «высочайшая свобода собственной воли».

Слайд 5

Великая ревизия как процесс освобождения

По своей сути человек-ничто - это отрицание и отвержение всего. Что отвергает «подпольный человек»? Он отвергает прежде всего то, что ближе всего к этому человеку-ничто, т.е. идеи. Они - непосредственная действительность его внутреннего мира просто исчезают, отрицаются. Идет борьба центростремительной рефлексии с контентом внутреннего мира. Ревизия питается отчаянной жаждой самоидентификации, обретения себя - подлинного, настоящего, беспримесного.

Слайд 6

Великая ревизия

ПОДПОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК ОТРИЦАЕТ ВСЕ: МОРАЛЬ - Я НЕ ЗОЛ И НЕ ДОБР… СОЗНАНИЕ (РАЗУМ, МЫШЛЕНИЕ, ЛОГИКУ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, НАУКУ), ТАК КАК ЭТО БОЛЕЗНЬ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, НЕОБХОДИМОСТЬ, «СТЕНУ», ТАК КАК Я НЕ ХОЧУ БЫТЬ «КЛАВИШЕЙ». ПРОТИВ ИСТОРИИ, ЕЕ «МУРАВЕЙНИКОВ» И «ХРУСТАЛЬНЫХ ДВОРЦОВ». РЕТРОГРАДНОСТЬ (НЕ ВПЕРЕД И НЕ НАЗАД. САМОДОСТАТОЧНОСТЬ ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ КАК СПОНТАННОСТИ И СВОБОДЫ) ЛЮБЫЕ ТЕОРИИ И ИДЕИ: ОТ ТЕОКРАТИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ДО ТЕРОРРИСТИЧЕСКИХ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ И ГУМАНИСТИЧЕСКИХ В КОНЦЕ КОНЦОВ ЧЕЛОВЕК-НИЧТО - ЭТО БУНТ (КОЛОЧЕНИЕ ГОЛОВОЙ О СТЕНУ) И ВОССТАНИЕ ПРОТИВ МИРА (МИРУ ПРОВАЛИТЬСЯ…) ТАКОВО ПРОТИВОСТОЯНИЕ, ОТСЫЛАЮЩЕЕ К ПОЛНОПРАВНОЙ ЦЕННОСТИ ПОДПОЛЬНОГО Я.

Слайд 7

Фундаментальная ревизия

Сознания. Науки. Социализма и лозунгов свободы, равенства и братства. Истории. Мира. Религии. Самого себя. РЕВИЗИЯ ВО ИМЯ ЧЕГО? ВО ИМЯ ТОГО, ЧТО БЫ УБЕДИТЬСЯ В ТОМ, ЧТО В СВОЕМ ПОДПОЛЬЕ, В СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ОБИТЕЛИ, В СВОЕМ НИЧТО Я - ВСЁ И ВСЯ.

Слайд 8

Страдание и сознание

Отчаяние и страдание - исходные экзистенциалы. «Страдание есть сомнение, есть отрицание... » Страдание рождает сознание: «Страдание — да ведь это единственная причина сознания». «Слишком сознавать - это болезнь, настоящая, полная болезнь… не только очень много сознания, но даже и всякое сознание болезнь». Сознание - это мышление. Мышление - это дурная бесконечность. В процессе мышления «...всякая первоначальная причина тотчас же тащит за собой другую, еще первоначальнее, и так далее в бесконечность. Такова именно сущность всякого сознания и мышления».

Слайд 9

АВТОР – ПОДПОЛЬЩИК – ФИЛОСОФСКИЕ ТИПЫ: КАК ОНИ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ?

Подпольный человек - «голый» человек, человек-ничто. Философские типы - герои, прикрытые той или иной идеей. Именно поэтому они превращаются из нигилистов и чистых скептиков, в идею, которую автор подвергает скептическому испытанию. Автор, в отличие от человека-ничто, не способен жить вне и без идей. Но он способен занять промежуточную позицию - позицию скептика. Так рождается особый, метафизический скептицизм, а идеи превращаются в «кегли».

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Почему идеи становятся кеглями? Почему они «жгут руки» Достоевскому?

На один из источников скептицизма Ф. Достоевского - на ужас от господства идеи над человеком - указывает Л. Шестов. По его словам, после «перерождения убеждений», случившегося после приговора к смертной казни, Достоевский «не то, что не может, он не хочет пытаться как-нибудь растворить свою личность в высшей идее, слиться с "первоединым", природой и т. п., как рекомендуют философы». Шестов Л. Достоевский и Ницше. Философия трагедии / Шестов Л. Сочинения. М.: Раритет, 1995, с. 102.

Слайд 16

Что такое метафизический скептицизм?

Типы скепсиса: тотальный (практический, перерастающий и нигилизм и цинизм), селективный (познавательный). Все они связаны с возможностью познать и высказать истину. Здесь же мы имеем дело с метафизическим скептицизмом - особым видом скепсиса, родившемся в России и представленным Ф. Достоевским и Л. Шестовым. Его можно назвать и антропологическим, провозглашаемым во имя свободы и подлинности человека

Слайд 17

Человек-ничто как скептик

В тексте «Записок…» сомнение выражается как напрямую, через употребление этого слова, так и через слова, обозначающие колебания, неуверенность. Они придают сослагательное наклонение* не только предложениям, но и самому герою, наделяют его «самонедовечивостью». В тексте около 100 раз повторяется слово «может». Около 50 раз в первой части и примерно столько же во второй. Около 25 раз слово «наверно» и 27 раз выражение «если б». *Сослагательное наклонение (конъюнктив, субъюнктив) — ряд особых форм глагольного наклонения, выражающих через субъективное отношение возможное, предположительное, желательное или описываемое действие.

Слайд 18

Ф. Достоевский – скептик

В «Записках…» мы имеем феномен сомневающегося, вероятностного мышления, взвешивания вероятностей. Но именно эта установка позволяет двигаться в любом направлении и открывать что-то принципиально новое. Сомнение ложится здесь на свою аутентичную базу - неизвестность. «Онтологический», метафизический исток сомнения - неизвестность. Действительно, откуда берется сомнение, вопрос, вопрошание, колебания?.. Из неизвестности, неопределенности… Сомнение - это голос неизвестности в человеке.

Слайд 19

Метафизика сомнения: негативная сторона

Сомнение корениться в неизвестности, в которой есть и «да» и «нет». Это нет, отсутствие - негативно. Оно - злит. Но подпольный человек не имеет зла и злится на то, чего у него нет. Это и есть негативная диалектика подполья, в котором энергия сомнения связана с удвоением ничто: зло от того, что даже зла нет. Негатив здесь в том, что отсутствие зла не порождает добра. Минус на минус, отрицание минуса не даёт здесь плюса. Это - пробуксовка скепсиса.

Слайд 20

Метафизика сомнения: позитивная сторона

Позитив сомнения состоит в рефлексии, осмыслении самого этого сомнения как состоянии сознания и человека в целом. Происходит прояснение не только предмета сомнения, но и сомнения как реального состояния скептика. Это - рефлективный скепсис, расщепленный внутри себя. В конечном счете мы имеем акт «усиленного мышления», акт страстного познания скепсиса, сомнения и связанных с ним психических и интеллектуальных состояний. Таков гнозис, познание агностического состояния.

Слайд 21

Метафизика сомнения

«Злость, конечно, могла бы все пересилить, все мои сомнения, и, стало быть, могла бы совершенно успешно послужить вместо первоначальной причины именно потому, что она не причина». Как это понимать? Зло - изначально как первородный грех? Зло - это врожденная спонтанность, она не от мира сего, а из меня самого? Если оно не причина (необходимость), то она свобода?

Слайд 22

Но сомнения и колебания вновь и вновь всё погружают в хаос

Злоба у меня опять-таки вследствие этих проклятых законов сознания химическому разложению подвергается. Смотришь — предмет улетучивается, резоны испаряются, виновник не отыскивается, обида становится не обидой, а фатумом, чем-то вроде зубной боли, в которой никто не виноват, а следовательно, остается опять-таки тот же самый выход — то есть стену побольнее прибить. Hу и рукой махнешь, потому что не нашел первоначальной причины. А попробуй увлекись своим чувством слепо, без рассуждений, без первоначальной причины, отгоняя сознание хоть на это время; возненавидь или полюби, чтоб только не сидеть сложа руки.

Слайд 23

Опять Лев Шестов

«с чего бы человеку начать лазить в глубину своей души, зачем проверять верования, несомненно блестящие, красивые, интересные?.. из-за методологического правила человек ни за что не согласится терять под собой почву. Скорей, наоборот - потерянная почва полагает начало всякому сомнению». "Это "прекрасное и высокое" сильно-таки надавило мне затылок в мои сорок лет", - говорит у Достоевского его подпольный человек. Остается одно: оставить бесплодную борьбу и пойти вслед за скептицизмом и пессимизмом, посмотреть - куда они приведут человека».

Слайд 24

Особенность скептицизма Достоевского

Метафизический скепсис - плод метафизика, сомневающегося в философии, в метафизике. Метафизический скептик сомневается в отношении тотальностей: прежде всего в отношении картин мира, философских и мировоззренческих тотальностей. Но внутренне, он как процесс колебательный смыкается и с тотальным скепсисом, и с догматизмом буриданова осла. Метафизический скептицизм есть сомнение в метафизическом познании (познании первооснов) и соответственно в достижении умудренной жизни или просто мудрости как единства знания первореальностей и соответствующей реализации этого знания в жизни.

Слайд 25

Сила скептицизма Достоевского состоит в последовательном проведении принципа скептицизма; в обращении его на самые фундаментальные принципы и предпосылки и на сам инструмент скептического исследования - разум и даже на сознание. Скептицизм становится инструментом освобождения человека, способом выявить его подлинное величие и ценность.

Слайд 26

скептицизм Достоевского метафизический, и потому, что он ставит под сомнение сами метафизические (догматические и враждебные человеку) предпосылки всякого мировоззрения. Метафизический (беспредпосылочный) скептицизм оказывается антиметафизическим. «Последняя, подлинно достоверная истина, на которой рано или поздно согласятся люди, заключается в том, что в метафизической области нет достоверных истин». (Л. Шестов)

Слайд 27

Открытость, безосновность, беспредпосылочностьсомнения - это состояние целостного человека, его стартовая познавательная позиция, один из краеугольных камней жизнестояния. Смысл такого стояния - обрести и не упускать вероятность успеха в нашем выборе, вызове и творческом порыве.

Слайд 28

Скептицизм Достоевского и его вера

«Я - дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стóит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И однако же Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято.

Слайд 29

Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной». Достоевский Ф.М. Пол. собр. соч.: в 30 т. - Л., 1985. - Т. 28, кн.1 - С. 176.

Слайд 30

Слайд 31

Посмотреть все слайды