Где оказался пискарев проследовав за понравившейся. Контрольный тест по литературе по произведению Н. В. Гоголя "Невский проспект". Шиллер, жестяных дел мастер

Повесть была завершена в октябре 1834 г. Цензурное разрешение датировано 10 ноября 1834 г. Перед предоставлением в цензуру рукопись Н. п. по просьбе Гоголя, опасавшегося придирок цензоров, просмотрел А. С. Пушкин, который в начале ноября 1834 г. успокоил автора: «Перечел с большим удовольствием; кажется, все может быть пропущено. Секуцию жаль выпустить: она, мне кажется, необходима для полного эффекта вечерней мазурки. Авось Бог вынесет. С Богом!» Впоследствии, в 1836 г., А.С. Пушкин назвал Н. п. «самым полным» из гоголевских произведений. Н. п. открывал цикл петербургских повестей в 3-м томе «Сочинений» Гоголя, вышедшем в 1842 г.

В Н. п. в конспективном виде присутствуют сюжеты других повестей этого цикла. Так, намерение пьяного немца-жестянщика Шиллера отрезать собственный нос предвосхищает историю майора Ковалева из повести «Нос»: «Шиллер сидел, выставив свой довольно толстый нос и поднявши вверх голову; а Гофман держал его за этот нос двумя пальцами и вертел лезвием своего сапожнического ножа на самой его поверхности…

Я не хочу, мне не нужен нос! - говорил он, размахивая руками. - У меня на один нос выходит три фунта табаку в месяц… Двадцать рублей сорок копеек на один табак. Это разбой!… Двадцать рублей сорок копеек! Я швабский немец; у меня есть король в Германии. Я не хочу носа! режь мне нос! вот мой нос!

И если бы не внезапное появление поручика Пирогова, то, без всякого сомнения, Гофман отрезал бы ни за что ни про что Шиллеру нос, потому что он уже привел нож свой в такое положение, как бы хотел кроить подошву».

Первоначально сцена наказания поручика Пирогова была изображена более подробно, и со всей определенностью говорилось о том, что герой был высечен: «Если бы Пирогов был в полной форме, то, вероятно, почтение к его чину и званию остановило бы буйных тевтонов. Но он прибыл совершенно как частный, приватный человек, в сюртуке и без эполетов. Немцы с величайшим неистовством сорвали с него все платья. Гофман всей тяжестью своей сел ему на ноги, Кунц схватил за голову, а Шиллер схватил в руку пук прутьев, служивших метлою. Я должен с прискорбием признаться, что поручик Пирогов был очень больно высечен». Оптимизм Пушкина, что цензура пропустит «секуцию» в неизменном виде, не оправдался. По требованию цензоров эту сцену пришлось смягчить, однако в тексте сохранились ясные намеки на то, что поручика пороли розгами.

По настоянию цензуры пришлось исключить другой колоритный эпизод встречу Пискарева в борделе с офицером, знакомым красавицы (очевидно, цензоры боролись за честь офицерского мундира): «„Боже! помоги мне вынесть!“ - произнес отчаянным голосом Пискарев и уже готов был собрать весь гром сильного, из самой души излитого красноречия, чтобы потрясти бесчувственную, замерзшую душу красавицы, как вдруг дверь отворилась и вошел с шумом один офицер. „Здравствуй, Липушка“, - произнес он, без церемонии ударивши по плечу красавицу. „Не мешай же нам, - сказала красавица, принимая глупо-серьезный вид. - Я выхожу замуж и сейчас должна принять предлагаемое мне сватовство“. О, этого уже нет сил перенести! бросился он вон, потерявши и чувства, и мысли».

В письме матери от 30 апреля 1829 г. Гоголь следующим образом передавал свои впечатления от Невского проспекта, ставшего главным пространством повести, организующим ее сюжет: «В Петербурге много гуляний. Зимою прохаживаются все праздношатающиеся от двенадцати до двух часов (в это время служащие заняты) по Невскому проспекту». В этом же письме Гоголь делится своими впечатлениями от столицы: «Петербург вовсе не похож на прочие столицы европейские или на Москву (в прочих европейских столицах, равно как и в первопрестольной, Гоголь к тому времени еще ни разу не бывал. - Б. С.). Каждая столица вообще характеризуется своим народом, набрасывающим на нее печать национальности, на Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похоже на иностранцев, а русские в свою очередь обиностранились и сделались ни тем ни другим. Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, всё служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их. Забавна очень встреча с ними на проспектах, тротуарах; они до того бывают заняты мыслями, что поравнявшись с кем-нибудь из них слышишь, как он бранится и разговаривает сам с собою, иной приправляет телодвижениями и размашками рук. Петербург город довольно велик; если вы захотите пройтиться по улицам его, площадям и островам в разных направлениях, то вы наверно пройдете более 100 верст и, несмотря на такую его обширность, вы можете иметь под рукою всё нужное, не засылая далеко, даже в том самом доме. Дома здесь большие, особливо в главных частях города, но не высоки, большею частию в три и четыре этажа, редко очень бывают в пять, в шесть только четыре или пять по всей столице, во многих домах находится очень много вывесок. Дом, в котором обретаюсь я, содержит в себе 2-х портных, одну маршанд де мод, сапожника, чулочного фабриканта, склеивающего битую посуду, дегатировщика и красильщика, кондитерскую, мелочную лавку, магазин сбережения зимнего платья, табачную лавку, и наконец привилегированную повивальную бабку. Натурально, что этот дом должен быть весь облеплен золотыми вывесками».

В другом письме матери, от 24 июля 1829 г., Гоголь описал встречу с проституткой на Невском, отразившуюся в статье «Женщина» и давшую один из сюжетных ходов Н. п.: «Везде совершенно я встречал одни неудачи, и что всего страннее там, где их вовсе нельзя было ожидать. Люди, совершенно неспособные, без всякой протекции легко получали то, чего я с помощью своих покровителей не мог достигнуть; не явный ли был здесь надо мною промысл Божий? не явно ли он наказывал меня этими всеми неудачами в намерении обратить на путь истинный? Что ж? я и тут упорствовал, ожидал целые месяцы, не получу ли чего. Наконец… какое ужасное наказание! Ядовитее и жесточе его для меня ничего не было в мире. Я не могу, я не в силах написать… Маминька! Дражайшая маминька! Я знаю, вы один истинный друг мне. Но верите ли, и теперь, когда мысли мои уже не тем заняты, и теперь при напоминании невыразимая тоска врезывается в сердце. Одним вам я только могу сказать (далее зачеркнуто: только скажу это, будучи уверен, что (одно слово неразборчиво). - Б. С.)… Вы знаете, что я был одарен твердостью, даже редкою в молодом человеке… Кто бы мог ожидать от меня подобной слабости. Но я видел ее… нет, не назову ее… она слишком высока для всякого, не только для меня. Я бы назвал ее ангелом, но это выражение низко и некстати для нее. Ангел - существо, не имеющее ни добродетелей, ни пороков, нe имеющее характера, потому что не человек, и живущее мыслями в одном небе. Но нет, болтаю пустяки и не могу выразить ее. Это божество, но облеченное слегка в человеческие страсти. Лицо, которого поразительное блистание в одно мгновение печатлеется в сердце; глаза, быстро пронизающие душу. Но их сияния, жгущего, проходящего насквозь всего, не вынесет ни один из человеков… О если бы вы посмотрели на меня тогда… правда, я умел скрывать себя от всех, но укрылся ли от себя? Адская тоска с возможными муками кипела в груди моей. О какое жестокое (зачеркнуто: убивственное. Б. С.) состояние! Мне кажется, если грешникам уготован ад, то он не так мучителен. Нет, это не любовь была… я по крайней мере не слыхал подобной любви… В порыве бешенства и ужаснейших душевных терзаний я жаждал, кипел упиться одним только взглядом, только одного взгляда алкал я… Взглянуть на нее еще раз - вот бывало одно единственное желание, возраставшее сильнее и сильнее с невыразимою едкостью тоски. С ужасом осмотрелся и разглядел я свое ужасное состояние, всё совершенно было для меня тогда чуждо, жизнь и смерть равно несносны, и душа не могла дать отчета в своих явлениях. Я увидел, что мне нужно бежать от самого себя, если я хотел сохранить жизнь, водворить хотя тень покоя в истерзанную душу. В умилении (зачеркнуто: в благоговении. - Б. С.) я признал невидимую десницу, пекущуюся о мне, и благословил так дивно назначаемый путь мне. Нет, это существо, которое он послал лишить меня покоя, расстроить шатко-созданный мир мой, не была женщина. Если бы она была женщина, она бы всею силою своих очарований не могла произвесть таких ужасных, невыразимых впечатлений. Это было божество, им созданное, часть его же самого! Но, ради Бога, не спрашивайте ее имени. Она слишком высока, высока». Можно предположить, что неудача на любовном фронте, как следствие рано проявившейся импотенции, укрепила писателя в том, что его миссия лежит вне обычной любви и семейной жизни, что сам Бог подвиг его на иной путь духовного подвига посредством литературы, и женщины могут лишь увести его с избранного пути.

В Н. п. нашли отражение впечатления Гоголя от знакомства с художниками А. Г. Венециановым, А. Н. Мокрицким, К. П. Брюлловым и др., а также собственный опыт занятий живописью. В 1830–1833 гг. писатель посещал в качестве вольнослушателя классы Академии художеств. 3 июня 1830 г. он описывал в письме к матери свои занятия живописью: «…После обеда в 5 часов отправляюсь я в класс, в академию художеств, где занимаюсь живописью, которую я никак не в состоянии оставить, - тем более, что здесь есть все средства совершенствования в ней, и все они кроме труда и старания ничего не требуют. По знакомству своему с художниками и со многими даже знаменитыми, я имею возможность пользоваться средствами и выгодами, для многих недоступными. Не говоря уже об их таланте, я не могу не восхищаться их характером и обращением; что это за люди! Узнавши их, нельзя отвязаться от них навеки, какая скромность при величайшем таланте! Об чинах и в помине нет, хотя некоторые из них статские и даже действительные советники. В классе, который посещаю я три раза в неделю, просиживаю два часа; в семь часов прихожу домой…»

В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) восторженно отозвался о Н. п. Он подчеркнул, что Гоголь «здесь расширил свою сцену действия и, не оставляя своей любимой, своей прекрасной Малороссии, пошел искать поэзии в нравах среднего сословия в России. И, Боже мой, какую глубокую и могучую поэзию нашел он тут! Мы, москали, и не подозревали ее!.. „Невский проспект“ есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное; это две полярные стороны одной и той же жизни, это высокое и смешное о-бок друг другу. На одной стороне этой картины бедный художник, беспечный и простодушный, как дитя, замечает на Невском проспекте женщину-ангела, одно из тех дивных созданий, которые могло производить только его художническое воображение; он следит за нею, он дрожит, он не смеет дохнуть, ибо он еще не знает ее, но уже обожает ее, а всякое обожание робко и трепетно; он замечает ее благосклонную улыбку… Задыхаясь от упоения и трепетного предчувствия блаженства, он входит за нею в третий этаж большого дома, и что же представляется ему?.. Она, все так же прекрасная, очаровательная, она смотрит на него глупо, нагло, как бы говоря ему: „Ну! что же ты?..“ Он бросается вон. Я не хочу пересказывать его сна, этого дивного, драгоценного перла нашей поэзии, второго и единственного после сна Татьяны Пушкина: здесь г. Гоголь поэт в высочайшей степени. Кто читает эту повесть в первый раз, для того в этом дивном сне действительность и поэзия, реальное и фантастическое так тесно сливаются, что читатель изумляется, узнавши, что все это только сон. Представьте себе бедного, оборванного, запачканного художника, потерянного в толпе звезд, крестов и всякого рода советников: он толкается между ними, уничтожающими его своим блеском, он стремится к ней, и они беспрестанно разлучают его с ней, они, эти кресты и звезды, которые смотрят на все без всякого упоения, без всякого трепета, как на свои золотые табакерки… И какое пробуждение после этого сна! и как можно жить после такого пробуждения? И он, точно, не живет более в действительности, он весь в грезах… Наконец, в его душе блеснул обманчивый, но радужный луч надежды: он решается на самоотвержение, он хочет принести ей в жертву, как Молоху, даже честь свою… „А я только что теперь проснулась, меня привезли в семь часов утра, я была совсем пьяна“, - это говорит ему она, все так же прекрасная, очаровательная… После этого можно ли было жить даже и в грезах?.. И нет художника, он сошел в темную могилу, никем не оплаканный, и мир не знал, какая высокая и ужасная драма была разыграна в этой грешной, страдальческой душе… На другой стороне этой картины вы видите Пирогова и Шиллера… того Шиллера, который хотел отрезать себе нос, чтобы избавиться от излишних расходов на табак; того Шиллера, который говорит с гордостью, что он швабский немец, а не русская свинья и что у него есть король в Германии; того Шиллера, который „еще с двадцатилетнего возраста, с того времени, которое русский живет на-фуфу, измерил всю свою жизнь и положил себе, в течение 10 лет, составить капитал из 50 тысяч и у которого это было уже так верно и неотразимо, как судьба, потому что скорее чиновник позабудет заглянуть в швейцарскую своего начальника, нежели немец решится переменить свое слово“; наконец того Шиллера, который „положил целовать жену свою в сутки не более двух раз и чтобы как-нибудь не поцеловать лишний раз никогда не клал перцу более одной ложечки в свой суп“. Чего вам еще? Тут весь человек, вся история его жизни!.. А Пирогов?.. О, об нем об одном можно написать целую книгу!.. Вы помните его волокитство за глупою блондинкою, с которую он составляет такую отличную пару, его ссору и отношения с Шиллером; помните, какие ужасные побои претерпел он от флегматического Отелло, помните, каким негодованием, какою жаждою мести закипело сердце поручика, и помните, как скоро прошла его досада от съеденных в кондитерской пирожков и прочтения „Пчелы“?.. Чудные пирожки! Чудная „Пчела“! Пискарев и Пирогов - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!.. Да, господа, скучно на этом свете!..» О Пирогове Белинский писал: «Святители! да это целая каста, целый народ, целая нация!.. Ты многообъемлющее, чем Шейлок, многозначительнее, чем Фауст!.. Это символ, мистический миф, это, наконец, кафтан, который так чудно скроен, что придет по плечам тысяч человек!»

Образы немецких ремесленников в Н. п. отразили взгляд Гоголя на немцев, отразившийся, в частности, в письме С. Т. Аксакову о К. С. Аксакове от 22 декабря н. ст. 1844 г.: «Константин Сергеевич не смекает, что в эту пору лет, в которой он находится, не следует вовсе заботиться о логической последовательности всякого рода развитий. Для этого нужно быть или вовсе старику или вовсе немцу, у которого бы в жилах текла картофельная кровь, а не та горячая и живая, как у русского человека».

Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1873 г. высоко оценил образ Пирогова: «Поручик Пирогов, сорок лет тому назад высеченный в Большой Мещанской слесарем Шиллером, был страшным пророчеством, пророчеством гения, так ужасно угадавшего будущее, ибо Пироговых оказалось так безмерно много, так много, что и не пересечь. Вспомните, что поручик сейчас же после приключения съел слоеный пирожок и отличился в тот же вечер в мазурке на именинах у одного видного чиновника. Как вы думаете: когда он откалывал мазурку и вывертывал, делая па, свои столь недавно оскорбленные члены, думал ли он, что его всего только часа два как высекли? Без сомнения, думал. А было ли ему стыдно? Без сомненья, нет».

В образе Шиллера отразилось негативное отношение Гоголя к Германии и немцам, вынесенное еще из первой поездки в Германию в 1829 г. 30 мая н. ст. 1839 г. он писал из Рима М. П. Балабиной: «Вы не поверите, как грустно оставить на один месяц Рим и мои ясные, мои чистые небеса, мою красавицу, мою ненаглядную землю. Опять я увижу эту подлую Германию, гадкую, запачканную и закопченную табачищем… Но я позабыл, что вы ее так любите, и чуть было не сказал еще несколько приличных ей эпитетов. Впрочем, совершенно не понимаю вашей страсти. Или, может быть, для этого нужно жить в Петербурге, чтобы почувствовать, что Германия хороша? И как вам не совестно! Вы, которая так восхищались в письме Шекспиром, этим глубоким, ясным, отражающим в себе, как в верном зеркале, весь огромный мир и всё, что составляет человека, и вы, читая его, можете в то же время думать о немецкой дымной путанице! И Можно ли сказать, что всякий немец есть Шиллер?! Я согласен, что он Шиллер, но только тот Шиллер, о котором вы можете узнать, если будете когда-нибудь иметь терпение прочесть мою повесть „Невский проспект“. По мне, Германия есть не что другое, как самая неблаговонная отрыжка гадчайшего табаку и мерзейшего пива. Извините маленькую неприятность этого выражения. Что ж делать, если предмет сам неопрятен, несмотря на то, что немцы издавна славятся опрятностью?»

Гибель Пискарева происходит от того, что высокое искусство не выдерживает столкновения с пошлой прозой жизни. В. В. Зеньковский в «Истории русской философии» так передает содержание Н. п.: «…Гоголь рассказывает о художнике, в душе которого царит глубокая вера в единство эстетического и морального начала, но эта вера разбивается при встрече с жизнью. Художник встречает на улице женщину поразительной красоты, которая оказывается связанной с притоном разврата. Художником овладевает отчаяние; он пытается уговорить красавицу бросить ее жизнь, но та с презрением и насмешкой слушает его речи. Бедный художник не выдерживает этого страшного раздора между внешней красотой и внутренней порочностью, сходит с ума и в порыве безумия кончает с собой». Фактически здесь Гоголь предсказал собственную судьбу. Его трагическая гибель - род самоубийства, когда писатель сознательно уморил себя голодом, была вызвана осознанием невозможности примирить эстетику и мораль.

Не исключено, что фамилии героев Н. п. значимы для их характеристики. «Пирогов» символизирует сытость, а «Пискарев» - то, что носитель этой фамилии - «маленький человек», ничто перед сильными мира сего (пескарь мелкая рыбка; фамилия ассоциируется также с писком ребенка, что подчеркивает наивно-детское восприятие героем действительности). Неслучайно именно вкусные пирожки заставляют Пирогова забыть о позорной порке, учиненной ему Шиллером. В чем-то Пирогов - это предтеча Чичикова, который не только столь же практичен, как этот герой Н. п., и обладает столь же завидным аппетитом, но и умеет очень быстро забывать о неприятностях и позоре, пускаясь в новое дело. Кстати сказать, во времена Гоголя слово «пескарь» писалось через «ять», а это буква тогда соответствовала особому звуку, среднему между «е» и «и», а в данном случае в безударном положении этот звук произносился как «и». Фамилии же Шиллер и Гофман даны людям практичным и чуждым всякой поэзии по контрасту с носившими те же фамилии великих романтиков - поэта и писателя.

Из книги Я думал: это давно забыто автора Галлай Марк Лазаревич

Проспект Королева После смерти таинственного (правда, только для великого советского народа, во всем мире это секрета не составляло) «Главного конструктора» - лидера нашего ракетостроения и практической космонавтики Сергея Павловича Королева - и правительственных

Из книги Палата № 7 автора Тарсис Валерий Яковлевич

1 Проспект сумасшедших Каждый старается как можно меньше походить на самого себя. Каждый принимает уже указанного хозяина, которому подражает. Однако можно иное прочесть в человеке. Но не смеют. Не смеют перевернуть страницу. Законы подражания - я называю их законами

Из книги Эйзенштейн автора Шкловский Виктор Борисович

«Александр Невский» Картину «Александр Невский», снятую в 1938 году, после возвращения Эйзенштейна из Мексики и после «Бежина луга», многие считали компромиссной и, удивляясь на историчность темы, даже упрекали ленту в оперности.Жизнь человека закрепляется в матрицах Из книги Вокруг и около автора Баблумян Сергей Арутюнович

Георгий Иванов. НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ Из трех газетных мемуарных циклов Георгия Иванова два имели долгую судьбу. С 1924 года в парижском еженедельнике «Звено» начинают выходить очерки под общим заглавием «Китайские тени» с подзаголовком: «Литературный Петербург 1912–1922 гг.».

Из книги ОбрАДно в СССР автора Троицкий Сергей Евгеньевич

Тот самый проспект…

Из книги Загадка Таля. Второе «я» Петросяна автора Васильев Виктор Лазаревич

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПРОСПЕКТ Моё детство прошло на московской улице Севастопольский проспект, и, по всей видимости, это название сразу запрограммировало мой мозг на дикое котирование Крымских васюков и тамошних напитков.В то время мой папаша работал в институте МЛ при ЦК

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

Из книги Путешествие из Ленинграда в Москву с пересадками автора Мунц Наталья Оскаровна

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ Раньше Бетанкур никогда не ходил пешком по улицам Санкт-Петербурга. В России это было не принято для человека в чинах. Единственный, кто позволял себе пешие прогулки по городу, был царь.Карета существовала не только как признак богатства, роскоши, но и как

Из книги Гоголь автора Степанов Николай Леонидович

Большой проспект, дом 50, кв. 9 «Динамо». 1945

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ Накрапывал дождь. Гоголь возвращался домой, на Малую Морскую. Невский проспект был освещен синеватым светом газовых фонарей и керосиновых ламп в витринах магазинов. В неверных отблесках света он казался фантастически-необычным. Лишь скользящие силуэты

Из книги Недавние были автора Бражнин Илья Яковлевич

Александр Невский 1 Близкой сечи душа не дождется, Как трава грозы и дождя. В нетерпенье радостном бьется Соколиное сердце вождя. То же знамя, что было в Копорье, Словно кречет, рвется в полет… Только ветер с Варяжского взморья, Снег и ветер да рыхлый лед! Блещет сталью

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

ПРОСПЕКТ ПАВЛИНА ВИНОГРАДОВА После поездки вместе с Поскакухиным на остров Мудьюг я вернулся в Архангельск, разыскал ещё кое-кого из бывших мудьюгских каторжан, поработал в архангельском истпарте и в областном архиве. В поисках документов, относящихся к гражданской

Из книги автора

«НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», повесть. Опубликована: Гоголь Н. В. Арабески. СПб., 1835. Первые наброски Н. п. относятся к 1831 г. Они сохранились в одной тетради с набросками «Ночи перед Рождеством» и «Портрет».Повесть была завершена в октябре 1834 г. Цензурное разрешение датировано 10

Повесть «Невский проспект» Гоголь написал в 1833–1834 годах. Произведение вошло в цикл автора «Петербургские повести». Как и в других повестях цикла, в «Невском проспекте» Гоголь развивает проблему «маленького человека», ставшую одной из главных в русской реалистической литературе. Композиция повести состоит из трех частей: реального описания Невского проспекта, историй Пискарева и Пирогова и изображения автором особого метафизического пространства, мифологического уровня восприятия Невского проспекта.

Главные герои

Пискарев – бедный художник, мечтатель; был очарован брюнеткой, которая оказалась проституткой.

Пирогов – поручик, «имел множество талантов» , любил «все изящное» , ему нравилось проводить время в обществе; ухаживал за женой немца Шиллера.

Другие персонажи

Шиллер – «совершенный немец» , «жестяных дел мастер в Мещанской улице» , муж блондинки.

Гофман – «сапожник с Офицерской улицы» , друг Шиллера.

Блондинка – жена Шиллера.

Брюнетка – проститутка.

«Нет ничего лучше Невского проспекта». «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга». Ранним утром проспект пуст. До 12-ти часов «постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады» . После 12-ти тут появляются «гувернеры всех наций» с воспитанниками.

Ближе к 2-ум часам – родители детей, а затем люди, «окончившие довольно важные домашние занятия» . Здесь можно увидеть все и всех. В 3 часа проспект «покрывается весь чиновниками в зеленых вицмундирах» . С 4-ех часов он пуст. «Но как только сумерки упадут на домы и улицы, <…> тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться».

По Невскому проспекту прогуливаются поручик Пирогов с приятелем. Пирогову понравилась некая блондинка, тогда как его товарищу – брюнетка, поэтому молодые люди расходятся, устремившись за дамами.

Приятель Пирогова, художник Пискарев, следуя за брюнеткой, подошел к четырехэтажному дому и поднялся по лестнице. Они вошли в комнату. Осмотревшись по сторонам, Пискарев понял, что попал в публичный дом. Прекрасной незнакомке, пленившей художника, было 17 лет. Однако услышав, как девушка разговаривает – «так глупо, так пошло» , он сбежал.

После полуночи, когда Пискарев уже собирался спать, к нему неожиданно постучал лакей в богатой ливрее. Гость сказал, что барыня, у которой художник был несколько часов назад, прислала за ним карету. Лакей привез Пискарева на бал. Среди роскошно одетых людей художник замечает прекрасную незнакомку. Она пыталась рассказать Пискареву, что на самом деле не принадлежит «к тому презренному классу творений» , и хотела открыть какую-то тайну, но их прервали. Неожиданно художник очнулся в своей комнате и понял, что это был только сон.

С того момента Пискарев стал одержим прекрасной незнакомкой, пытаясь снова и снова увидеть ее во сне. Молодой человек начал принимать опиум. Незнакомка снилась ему почти каждый день, во сне он видел ее своей женой. Наконец художник решил на самом деле жениться на девушке.

Пискарев «тщательно принарядился» и пошел в публичный дом. Молодого человека встретил «его идеал, его таинственный образ» . Собравшись духом, Пискарев «начал представлять ей ужасное ее положение» . Художник сказал, что хотя он и беден, но готов трудиться: он будет рисовать картины, она вышивать или заниматься другим рукоделием. Девушка же неожиданно прервала его, сказав, что она не прачка и не швея, чтобы заниматься такой работой. Пискарев «бросился вон, потерявши чувства и мысли» . Молодой человек заперся в своей комнате и никого не пускал. Когда же дверь выломали, то нашли его мертвым – он покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло. «Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев».

Пирогов же, преследуя блондинку, вышел вслед за ней на Мещанскую улицу – «улицу табачных и мелочных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф» , поднялся по лестнице и вошел в большую комнату. Слесарные инструменты и железные опилки говорили о том, что это квартира мастерового. Незнакомка прошла в боковую дверь, Пирогов за ней. В комнате сидели пьяные мужчины: жестяных дел мастер Шиллер и его друг сапожник Гофман. Гофман собирался отрезать Шиллеру нос, так как тому не нужен был нос, на который «выходит три фунта табаку в месяц» . Внезапное появление Пирогова прервало этот процесс. Возмущенный Шиллер прогнал поручика.

На следующий день Пирогов зашел в мастерскую Шиллера. Его встретила та самая блондинка. Пирогов сказал, что хочет заказать шпоры. Блондинка позвала мужа – им оказался сам Шиллер. Немец, не желая связываться с поручиком, назвал высокую цену и долгие сроки, но Пирогов все равно настоял на том, что хочет заказать именно у Шиллера.

Пирогов начал часто захаживать к немцу якобы спрашивая, когда будут готовы шпоры, но на самом деле, чтобы ухаживать за женой Шиллера. Когда шпоры были готовы, поручик заказал оправу для кинжала. Ухаживания Пирогова за блондинкой возмущали флегматичного Шиллера, он пытался придумать, как избавиться от поручика. Пирогов же в кругу офицеров уже хвалился интрижкой с хорошенькой немкой.

Как-то Пирогов пришел к немке тогда, когда Шиллера не было дома. Но только поручик начал целовать ножку женщины, как немец вернулся, а с ним его друзья – Гофман и Кунц. Все они были пьяны и тут же набросились на Пирогова. После случившегося поручик хотел было сразу пойти жаловаться на немцев к генералу, но зашел в кондитерскую и «вышел уже не в столь гневном положении» . К 9 часам поручик совсем успокоился и отправился на вечер, где отличился в мазурке.

«О, не верьте этому Невскому проспекту!». «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него <…> и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

Заключение

В повести «Невский проспект» Гоголь использует литературный прием двойничества, который, прежде всего, применяется при изображении Невского проспекта: он одновременно существует в двух мирах: в реальном и в ирреальном, романтическом. Двойственно и изображение двух главных героев – Пискарева и Пирогова, а также историй, которые с ними случаются. Пирогов относится к жизни просто, поверхностно, ему не свойственно мечтать и идеализировать. Пискарев же живет в мире своих грез, приснившиеся события становятся для него словно частью реально произошедших.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 2067.








Замысел и первые наброски «Невского проспекта» Николай Васильевич Гоголь сделал в 1831 году. В 1833-1834 годах он работал над произведением, а уже в 1835 году повесть вышла в тираж.

Петербург сыграл большую роль в творчестве писателя, ведь он прожил довольно долго в столице.

Петербург в «Невском проспекте» особенный - он иллюзорный и лживый. Всё роскошество, утопающее в блеске огней, кажущееся прекрасным и ликующим, по сути, оказывается равнодушным, пустым, и даже глупым.

Бездушие города и неприглядность показана на жизненных примерах двух товарищей, Пирогова и Пискарева, которые очень разные, и по складу характеров, и по роду деятельности, но по иронии судьбы приятельствуют.

Сам же Невский проспект, словно весёлая маскарадная маска, надетая для того, чтобы скрыть всю неприглядность существующих порядков, где всё завуалировано и сокрыто, а холодный блеск роскоши не позволяет найти ни правды, ни защиты.

Данное произведение не выглядит комедийным, хотя без юмора здесь не обошлось. За внешней обыденностью описанных ситуаций, Николай Васильевич показал социальные отклонения от общепринятых норм, окрасив их в сатирические цвета. Гротеск всегда был сильной стороной писателя, и «Невский» не стал исключением.

Главные герои

Тысячи обывателей в течение дня проходят по проспекту. Из этой толпы автор выхватил случайных прохожих. О них и пойдёт речь в повести.

Поручик Пирогов - самодовольный и самонадеянный нахал, принадлежавший к какому-то среднему классу общества, считавший себя учёным и воспитанным человеком. Природа наградила его своеобразными талантами. Он читает стихи, пускает дым кольцами, умеет рассказывать анекдоты.

Несмотря на офицерский мундир, все замашки у поручика мещанские. Та страсть к изящному, и покровительство художнику Пискареву, обусловлены желанием получить от него свой портрет. На отчаянный поступок он не готов. Это пошлый, вульгарный и трусливый тип.

Офицер думает, что его чин даёт ему полное право на внимание со стороны женщин, искренне считая, что ему и отказать-то ни в чём нельзя.

Художник Пискарев - застенчивый, робкий, тонкий романтик. Несмотря на боязливость, душа молодого человека готова к чувствам открытым и глубоким, тем чувствам, которые могут превратиться в пламя из маленькой искорки. Из такой же маленькой искорки, может разгореться и его талант, не оцененный пока в полной мере.

Как человек приближённый к искусству, в женщине он ищет Музу, восторгается ею и боготворит. Его влюблённость в проститутку Гоголь сравнивает с жемчужиной, сначала найденной, а затем безвозвратно утерянной.

Молодой мужчина настолько не испорчен, что даже зная, кем является предмет его интересов, ищет ей оправдания. В своих снах, он ищет и находит подтверждение о чистоплотной нравственности девушки. Но это только сон, а реальность намного жёстче.

Гоголь не сжалился над своим персонажем даже перед смертью, оставив его в полном одиночестве, показывая читателю всю бесполезность прожитой жизни. Художник не смог проявить себя ни как представитель искусства, ни как нравственный спасатель. Его труды не были оценены, он умер всеми оставленный и всеми забытый.

Женщины в поэме

Писатель рассказал две разные судьбы молоденьких и хорошеньких женщин, не наделив умом ни одну из них, будто подчёркивая, что на Невском женской глупости больше чем разумности и целомудрия.

Брюнетка

Милейшее создание, предмет очарования романтичного художника. Это девушка семнадцати лет, с ангельским белым личиком тронутым румянцем, обрамлённым агатовыми волосами, спадающими интересными локонами из-под шляпки, с голосом как струны арфы. И в этой милой девушке, в которой ещё так много осталось от детства, оказалась падшая женщина.

Но Гоголю мало показать, что прелестная внешность и внутреннее содержание девочки - полный диссонанс. Он капнул глубже, в самую суть проблемы. Писатель будто даёт шанс героине к «правильной» жизни и посылает к ней влюблённого художника, который непросто готов помочь - он желает жениться.

Тут и вскрывается социальный порок в полном безнравственном свете. Девчонка не желает ничего менять в своей жизни. Её устраивает тот разврат, в котором она, несомненно, погрязнет.

Блондинка

Лёгкое создание, порхавшее перед поручиком, изначально казалось недоступным, а её глупость составляла особенную прелесть. Писатель замечает, что все её душевные недостатки были как-то по-особенному привлекательны.

Эта женщина не лишена нравственности, но её ограниченность носит патологический характер и высмеивается автором при каждом случае.

Герои второго плана

Каждый персонаж в произведении выполняет определённую миссию, раскрывая обитателей Невского проспекта с разных сторон.

Шиллер - это совершенный немец, так называет его автор. Он ещё в двадцать лет чётко определил собственные приоритеты и не делал себе никаких поблажек. Жестяных дел мастер поставил себе цель - собрать за десять лет капитал в пятьдесят тысяч, и шёл к своей цели. В точное время подъём, обед, а пьянка только в воскресенье, и то закрывшись с товарищами в отдельном помещении. Он был верен своему слову.

Он и в личной жизни имел чёткий порядок. Например, целовал жену не более двух раз в сутки, кроме воскресенья. Да, в воскресенье позволял себе.

Но флегматичный характер не делает его размазнёй. Проявляется и наглость - он смеет называть цену за свою работу, увеличивая её в несколько раз. Обнаруживается и решительность - застав Пирогова со своей женой, немец не дал ему спуску, несмотря на то, что перед ним был офицер.

Гофман и Кунц - это друзья жестянщика Шиллера. Несмотря на воскресные попойки, немцы не бездельники. Гофман сапожник, Кунц столяр. Эти ремесленники живут своей диаспорой, держатся вместе, приходят друг другу на помощь.

Немцы показали себя достаточно слаженным коллективом, во время расправы над любителем чужих жён, Пироговым. Это не делает им чести, но говорит о коллективной сплочённости.

Запах гулянья разливается по Невскому проспекту. Это место встреч, развлечений, знакомств. Все дела свои можно позабыть, оказавшись на проспекте.

Утром отовсюду разливается аромат только что выпеченного хлеба. А нищие рассчитывают у кондитерской получить вчерашнюю выпечку. Мужики спешат на работу и можно услышать бранную речь. Бегут мальчишки, спешат служащие. Только просыпаются держатели магазинов.

В двенадцать часов Невский проспект превращается в педагогическую зону. Он заполонён гувернёрами-иностранцами со своими воспитанниками. К двум часам появляются родители этих воспитанников, и чиновники по особым поручениям. Всем есть о чём поговорить, что обсудить. В это время здесь всё исполнено приличием, ведь все готовились к выходу на Невский: наряжались, причёсывались, обливались духами.

Но уже в три часа новая перемена - это время чиновников в мундирах, в головах которых вечный ералаш. А в четыре всё пустеет. До самого вечера здесь каждого видно как на ладони.

Приходит вечер и снова всё «начинает шевелиться». Теперь на Невском заманчиво. Выходят на прогулку секретари и секретарши, по большей части холостые.

Здесь же прогуливаются два приятеля. Рассматривают хорошеньких женщин, и начинают друг другу выражать восторг. В итоге приятели разошлись. Пирогов почти заставил художника проследовать за брюнеткой, а сам отправился за блондинкой.

Приключение Пискарева с летальным исходом

С трепетом отправился молодой человек за милой девушкой в пёстром плаще. Он так спешил, что сбивал прогуливающихся людей, а это было совсем несвойственно его робкой натуре.

Когда девушка взглянула на него, художник чуть не ослеп от такой красоты. И хотя взгляд был гневным, Пискарёв посчитал его обворожительным. Когда девочка улыбнулась, земля просто ушла у него из-под ног. Теперь он не шёл, он летел за ней.

Вот и четырёхэтажный дом, где незнакомка, приложив палец к губам, приказывая вести себя тихо, увлекла его за собой. Неопределённая потребность любви влекла художника, и он взбежал за красавицей на четвёртый этаж.

Молодой человек не раздумывая принял приглашение. А в комнате куда он попал, оказались и другие девушки. Но его незнакомка была вне конкуренции. Молодость и свежесть выделяли её от других женщин.

Вокруг было не прибрано, а из соседней комнаты долетал смех. И только тут Пискарев понял, что он находится в отвратительном приюте, а попросту в публичном доме. Да и красавица его стала говорить. Из её уст летели глупости, и художнику показалось, что вместе с порочностью ум покинул эту милую головку. Несчастный Пискарёв бросился вон.

Происшествие настолько поразило молодого человека, что он никак не мог сопоставить девичью красоту с тем развратом, в котором её нашёл. Долго он сидел неподвижно, уже и сон стал его одолевать, когда вдруг стук в дверь заставил встрепенуться.

Это был лакей, принёсший приглашение от барыни. И хотя у художника были сомнения, он отправился на приём, организованный в самых лучших традициях. Всё здесь было роскошно. Пискарёв растерялся.

Но вот он увидел её: лучшую, очаровательную, блистательную. И тут заметил, что он-то сам не переоделся. Приехал в рабочем сюртуке, перепачканном красками, какой конфуз.

Желание прикоснуться к прекрасной незнакомке заставляет забыть обо всём на свете. Произошло объяснение, и незнакомка подтвердила свою непричастность к публичному дому. А после художник потерял её из виду, и, бегая из комнаты в комнату, искал повсюду. Тут Пискарев проснулся - это всё ему приснилось.

Романтик согласен хоть во сне видеть свою возлюбленную, но она больше не снится ему. Каждый день художник засыпает с мыслью увидеть свою незнакомку, но нет, не снится. Мужчина потерял покой. Чтобы восстановить своё состояние и побороться с бессонницей он раздобыл опиум.

Опиум помог. Незнакомка стала приходить во сны влюблённого. Однажды ему приснилось, что красавица стала его женой. Проснувшись, парень задумался. Может быть, девочка вынужденно стала проституткой, может быть, она хочет вырваться из этого лона разврата. Так я ей помогу! Я совершу подвиг - женюсь.

Герой отправляется в дом терпимости. Дверь открыла Она. Юная проститутка не стесняясь рассказывает, что только утром, совершенно пьяной попала домой, и спрашивает, зачем он пропал в прошлый раз.

Обескураженный художник провёл свою агитационную работу, о том как плохо быть ночной бабочкой, и попытался разрисовать прелестную жизнь с таким обычным работягой, как он.

Странно и удивительно девчонка отреагировала на проповедь. Ей это ничего не нужно! Влюблённый понял, её жизнь - это разврат, пустота и праздность. Он бросился вон.

Обезумевший художник, вернувшись домой, заперся и никого не впускал. Через неделю выломали дверь и нашли несчастного с перерезанным горлом. Бритва лежала рядом.

Над покойником всплакнул только пьяный сторож. Даже покровитель его, Пирогов, не пришёл, занятый своими делами.

Приключение Пирогова

Между тем поручику некогда было скучать. Расставшись с Пискарёвым, он отправился за блондинкою и провожал её пока не узнал адрес - это была квартира-мастерская. Заправлял здесь известный в округе жестянщик Шиллер.

Комната, куда впорхнула женщина, пройдя через мастерскую, была опрятна. Там и наткнулся Пирогов на хозяина со своим другом-сапожником Гофманом. Немцы были пьяны и раздумывали, как бы отрезать нос Шиллера. Ведь из-за большого носа уходит много табака, а это дорого.

Приём был оказан поручику самый нелицеприятный, его послали вон. И хотя Пирогов оскорбился и ушёл, уже утром он явился и стал заигрывать с блондинкой. Он нашёл повод, и стал заказывать себе шпоры у Шиллера. Даже завышенная цена и сроки выполнения заказа его не отпугнули.

Хотя немка оказала явный отпор, Пирогов решил не отступать от ухаживаний. Ему она стала ещё интересней. Повод ходить сюда у него был - узнавать как изготовляются шпоры, он и приходил каждый день. Получив свой заказ, поручик так расхвалил шпоры, что Шиллер возгордился собой и сменил свой гнев на милость. Теперь немец согласился изготовить оправу к кинжалу.

Уходя из мастерской, поручик позволил себе поцеловать блондинку прямо в губы, и прямо при её муже. Такой поступок вызвал в немце что-то похожее на ревность. А Пирогов уже хвастал перед офицерами, что у него интрижка с замужней хорошенькой немкой.

В один из дней глупенькая блондинка рассказала поручику, что по воскресеньям мужа не бывает дома, он встречается с друзьями. И в ближайшее воскресенье офицер решил этим воспользоваться. Он явился в дом Шиллера.

Пирогов был очень почтителен и любезен. Не стал пугать девушку, приятно шутил и предложил потанцевать. Большая охотница к танцам, блондинка с удовольствием приняла такое предложение. В танце поручик не удержался и бросился целовать женщину. Немка стала кричать, но мужчина не мог остановиться.

Остановиться, однако, пришлось. На пороге явился муж блондиночки, вместе со своими друзьями. И хотя все ремесленники были абсолютно пьяны, гнев и негодование их были самыми настоящими. Отбиться от трёх пьяных работяг Пирогов не смог, задали ему немцы. Его раздели и высекли.

Изначально оскорблённый офицер решил жаловаться генералу, в главный штаб, и даже в государственный совет, чтобы немецких ремесленников наказали. Но он быстро успокоился, зайдя по дороге в кондитерскую. Съел два пирожка, почитал газету, и гнев отпустил его.

А прогулявшись по Невскому проспекту, попав в гости к правителю контрольной коллегии, потанцевав и отличившись в мазурке, вовсе успокоился.

Анализ произведения

События не переносят читателя в другое время, а описывают текущий период, то есть двадцатые-тридцатые годы XIX века. Тогда не было социальных сетей, и в определённом смысле, проспект является той сетью, где можно кого угодно встретить, что угодно узнать, посплетничать.

Гениальность сочинения Николая Васильевича, заключается в том, что он показал Невский проспект, как выставку людей. И на этой живой, движущейся и дышащей выставке есть место абсолютно разным экспонатам. Литератор не выбирал лучшие экспонаты. Напротив, он словно брёл по Невскому, замечая каждого. А после случайно остановился на двух товарищах - Пискарёве и Пирогове.

К тому аромату интеллигентности, который раскрывается с первых строк рассказа, постепенно примешивается душок уродливой реальности. Действительность не так иллюзорна, как рисует её в своих романтических мечтах художник. Судьба не благосклонна к нему, посылая влюблённость к проститутке. А все его попытки найти решения тщетны.

Гоголь не зря подобрал своему герою говорящую фамилию - Пискарёв. Все призывы художника похожи на писк. Он не может донести своей возлюбленной чувства и благие намерения, а получая от красавицы отказ, вовсе не может справиться с жизненной ситуацией. Перед сложившейся проблемой парень оказался беззащитен, а смерть, как выход из ситуации, выглядит театром абсурда.

О полном сосредоточении на физиологической стороне жизни говорит и фамилия поручика - Пирогов. Кругозор, ограниченный желаниями бездуховными и безнравственными, основная проблема офицера.

К теме безответной любви, Гоголь искусно привязал тему одиночества больших городов. Ведь будь кто-то рядом возле несчастного художника, возможно, он остался бы жив. Но в огромном городе не нашлось человека, который протянул бы руку помощи, в момент духовного кризиса влюблённого. Даже в последний путь проводить несчастного никто не пришёл.

В конце повести Николай Васильевич уже не так оптимистичен. И если с первой строки автор заявлял: «Нет ничего лучше Невского проспекта», в конце произведения он печально делает вывод: «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект».

На протяжении трех лет с 1830 года Гоголь ходил на занятия, которые проводились на территории Академии искусств. Там он был вольноприходящим студентом, поэтому посещал далеко не все мероприятия и занятия, а только те, которые вызывали у него неподдельный интерес. Именно посещение этих занятий отражается на произведении «Невский проспект», которое появляется в печати намного позже.

Сам Гоголь о том, как он посещал академию искусств пишет следующее. Туда он отправлялся только после пяти часов, где на протяжении долгого времени наслаждался занятиями по живописи. Ему особенно нравилось место занятий, потому что там, он мог совершенствоваться, а труда и старания для этого было больше чем достаточно. Он старается точно передать все, что ему преподают, поэтому проводит в заведении достаточно времени и радуется тому, что может приобщаться к высокому искусству.

Там он познакомился со многими учеными и деятелями искусства, которые помогали ему, он считал знакомство с ними достаточно выгодным и приятным, а также возможностью расширять свои литературные горизонты. Он с особой любовью относится к занятиям, которые он посещает с регулярностью, ведь никто не заставляет его посещать занятия, он приходит, когда у него есть потребность. Там же он общается с другими людьми, которые помогают ему создать собственный профессиональный опыт и разнообразить его тем, как окружающие люди воспринимают окружающий мир.

Вовремя обучение и общения с разными великими людьми, возможностью созерцать искусство и создавать его своими руками, в 1831 году у него появляется замысел произведения, который он начинает потихоньку развивать.

Говорят, что основой становиться несколько нарисованных картин, на которых он изображает невские пейзажи. Он завершает работу над повестью в 1834 году, при этом получает цензурное разрешение от государственных властей, которое позволяет публиковать данное произведение для широкой публики.

Впервые печатается произведение в сборнике, который получил название «Арабески». Потом оно будет опубликовано еще и в других сборниках, где будут собраны и другие произведения Гоголя.

  • Сергей Королев - доклад сообщение

    Космос, ракета, первый полет. Когда говорим об этом, то даже и не подразумеваем, что в этой области много сделал гениальный ученый Сергей Павлович Королев.

  • Жизнь и творчество Евгения Евтушенко

    Евгений Александрович Евтушенко - советский, а позднее российский поэт, пик творческого подъема которого пришёлся на середину прошлого века. На его замечательные стихи были написаны не менее прекрасные песни

  • Лотос - сообщение доклад (из красной книги)

    Лотос – цветок небесной красоты, его лепестки бывают чаще всего желтого и розового цвета, но есть и другие цвета, сам он растет из илистой воды. Он имеет мистическое значение во всех народах, о чем и пойдет речь далее.

  • Лицейские годы Пушкина кратко

    Александром I был основан Царскосельский лицей - привилегированное учебное заведение для детей дворян. Первый класс был набран 19 октября 1811 года. В него входил и Александр Пушкин.

  • Черное море сообщение доклад (2, 3, 4 класс окружающий мир)

    Многие ученые предполагают, что Черное море около 8 тыс. лет назад было бессточным пресным озером. Поднятие уровня Мирового океана в послеледниковом периоде привело к формированию турецких проливов: Дарданеллы, Мраморного моря, Босфора.

Название этого произведения говорит о том, что основной образ и своего рода главный участник событий, которого создал Гоголь, ‒ Невский проспект. Краткое содержание, безусловно, не сможет так ярко рассказать об этой улице, что так и «пахнет гулянием». Итак, постараемся вспомнить, о чем эта книга.

Описание Невского проспекта

Обратимся к тому, как начинает Н.В. Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этого произведения стоит начать именно с описания этой улицы. Богатый язык писателя очень живо передает нам атмосферу Петербурга того времени. Мы так и видим людей, проходящих по главной улице этого города. С утра на Невском можно встретить нищих, рабочих людей, чиновников. В полдень там появляются гувернантки с детьми, и этот проспект смело можно назвать «педагогическим». С двух до трех часов на проспекте можно увидеть настоящий «парад чинов». Это настоящая выставка дамских шляпок, туфелек, башмачков, платьев, мужских бакенбард и усов. После четырех часов проспект пустеет и вновь оживает с наступлением сумерек, так пишет Гоголь. Повесть «Невский проспект», краткое содержание которой мы рассматриваем, знакомит нас далее с двумя действующими лицами.

Встреча Пирогова и Пискарева

Вечером на проспекте встречаются два товарища. Так продолжает Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание книги невозможно без описания этих двух персонажей. Пирогов - самовлюбленный поручик, уверенный в своем успехе у женщин. Пискарев напротив, застенчивый и робкий художник, не смеющий надеяться на взаимное внимание со стороны юных особ. На Невском поручик обратил внимание на очаровательную блондинку, а художнику приглянулась брюнетка. Далее молодые люди разминулись.

Прекрасная незнакомка

Следует заметить, что центральное произведение в цикле "Петербургские повести" Гоголя ‒ "Невский проспект". Краткое содержание этого произведения заставляет нас проследовать вместе с Пискаревым за прекрасной молодой девушкой. Ему только хотелось узнать, где она живет ‒ ни о чем другом он и не мечтал. Однако улыбка, с которой незнакомка обернулась на молодого человека, окрылила его. А что с ним стало, когда, подойдя к дому, барышня жестом велела ему идти за ней!

Разочарование

Пискарев шел за незнакомкой, питая самые нежные и возвышенные чувства. Дверь им открыла женщина. Квартира, в которую они вошли, поразила Пискарева: он понял, что попал в приют разврата. Потрясенный молодой человек сбежал.

Сны и мечты

Оказавшись дома, Пискарев заснул. Ему приснился сон. Именно этим эпизодом продолжает Николай Васильевич Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этой повести далее расскажет нам, что приснилось молодому человеку.

Итак, Пискарев увидел, что за ним пришел лакей, и, сказав, будто его прислала та самая барыня, велел следовать за ним. Он оказался на бале в великолепном особняке. Все дамы были прекрасны, но блистательнее всех, конечно, была Она. Девушка пыталась что-то сказать Пискареву, но им постоянно мешали. Он проснулся. Жизнь потеряла смысл для молодого человека. Чтобы лучше спать, он купил опиум. Его существование обретало смысл только в сновидениях.

Пискарев представлял, что женится на этой девушке, и она сойдет с того ужасного пути, по которому шла. Однажды он решился сделать ей предложение. Отправившись в тот дом, он вновь увидел ее и рассказал о своем плане. Ответом на его слова было презрение. Пискарев вновь бежал и несколько дней не выходил из своей комнаты. Когда дверь взломали, то нашли молодого человека с перерезанным горлом.

О Пирогове

Рассказом о друге несчастного Пискарева продолжает Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этой повести отправляет нас по следам блондинки и Пирогова в дом жестянщика Шиллера, чьей женой и была светловолосая девушка. Кроме Шиллера в комнате был еще сапожник Гофман. Вместе они выставили Пирогова, но тот решил не сдаваться и, придя на следующий день, стал заигрывать с молодой женщиной. Она пригрозила тем, что пожалуется мужу. Пирогов заказал у Шиллера шпоры, чтобы иметь повод для того, чтобы появляться в этом доме снова. Наглое поведение Пирогова вывело жестянщика из себя. Он, сговорившись с женой и друзьями, решил проучить его. Блондинка пригласила его к себе в комнату, куда через некоторое время ворвался Шиллер с друзьями и, побив молодого человека, выставил его.

Однако Пирогов недолго досадовал. Подкрепившись пирожками, поручик снова начал радоваться жизни.