История гаданий. Гадания на святки Предсказание с помощью радио

Мы привыкли считать гадания суеверием, если хотите, баловством, забавой для взрослых. А ведь история гаданий исчисляется тысячелетиями. Чем же объяснить такое удивительное долголетие? Не тем ли, что в гадании кроется некое рациональное зерно, которое знали и ценили наши предки?

Гадания появились еще на заре человечества, вероятно, тогда, когда человек впервые задумался о том, что его ждет, что готовит ему грядущее, а вместе с тем, можно ли это будущее изменить. Стремясь обрести в будущем поддержку и разгадать его тайну, люди совершали паломничества к оракулам, пифиям, вопрошали жрецов, шаманов, предсказывали будущее по полету птиц, внутренностям жертвенных животных, кофейной гуще, искали ответы в священных книгах и текстах.

Первыми мастерами гадательных систем были древние шаманы — они предсказывали, каким будет следующий год, будет ли урожай, выздоровеет ли заболевший человек или нет. Со временем гадательные техники совершенствовались, и к настоящему времени мы имеем целый арсенал всевозможных методов предсказания будущего, начиная от рун и карт Таро и заканчивая И-цзин и астрологией.

В каждом сообществе, начиная с древних времен, можно найти следы более или менее развитых гадательных систем. Упоминания о многочисленных видах гадания встречаются среди различных памятников Египта, Халдеи (Вавилона) и древней Греции.

У славян гаданием занимались преимущественно жрецы, ведуны, знахари, ворожеи, кудесники и колдуны. В древней Руси гадание было особенно распространено в эпоху теремного затворничества. В длинные зимние вечера сенные девушки, боярыни и боярышни коротали время и пытались проникнуть в область таинственной судьбы и разгадать свое будущее.

В целом, гадания древнего мира, значительная часть которых имеет хождение и в наше время, делят на несколько групп.

Аеромантия объясняет будущие события на основе различных метеорологических явлений, падения звезд и т.п.

Гидромантия основывается на предсказании будущего по движению и цвету воды в природных источниках (главным образом, в ручьях и родниках).

Гонтия совершается посредством вызывания духов и теней умерших для предсказательных целей.

Дактиломантия — гадание, производимое при помощи кольца (маятника).

Капномантия — гадание по дыму от сжигаемых жертвенных подношений.

Керомантия представляет собой гадание на воске, при этом толкуется значение фигурок, которые образовал расплавленный воск. На Руси этот вид гадания был известен как «восколей ».

Леканомантия — гадания, в которых использовалась вода из природных источников. Предсказание делалось на основе звуков, раздававшихся в сосуде с водой, когда в него опускали золотые и серебряные предметы.

Ливаномантия — предсказания, получаемые из курения благовонных смол и ароматических веществ.

Метеоромантия выводит предсказания из объяснения и толкования некоторых природных явлений, в частности, грома и молнии.

Миомантия — гадания по крысам и мышам, основанные на их поведении и повадках.

Онихомантия представляет собой гадания по отметинам на ногтях.

Тефраномантия позволяет разрешить вопросы о будущем при помощи золы от сжигаемых жертвоприношений (зерна или плодов, определенного сорта древесины и т.д.).

Энонтомантия — гадания на зеркалах, получившее распространение в Фессалии — родине колдовства.

Естественно, объять необъятное невозможно, поэтому в книге собраны только народные, легкие в исполнении и не требующие особой подготовки гадания. Каждый читатель сможет попробовать применить их и убедиться... а вот в чем убедиться — уже личное дело каждого.

С одной стороны, следует выделить гадания, в которых многое зависит от интуиции и проницательности ворожеи или толкователя. К ним в первую очередь относится известное гадание на кофейной гуще. С другой стороны, имеется обширная группа гаданий «массового пользования» . Если к гаданиям первой группы прибегали практически в любой момент, обращаясь к специалисту, то гадания второй группы были в ходу в определенные периоды, благоприятные для мантических действий. К примеру, на Руси таким периодом всегда были святки. Святочным гаданиям мы посвятим отдельную главу нашей книги.

Все гадания, а также перемена личины, т.е. маскарад, в свое время осуждались церковью и считались делом нечистым. Вот почему в народных обычаях время гаданий обязательно приурочивалось к 12 часам ночи. Наиболее удачными днями гадания считаются святки, ночь под Новый год, под Крещение, и летом — день Ивана Купала.

Все народы древности следовали правилам, по которым проводились обряды гаданий.

Правила гадания

1. Прежде чем приступать к гадальным ритуалам, отметьте, в каком состоянии находится природа: идет ли дождь, светит ли солнце и т.д. К гаданию приступайте только при ясной безветренной погоде или в тихую звездную ночь.

2. Если у вас есть личный набор гадательных принадлежностей, никому его не одалживайте, не оставляйте на виду без присмотра и не смешивайте с другими вещами. От этого предметы, используемые для гаданий, могут лишиться своей предсказательной силы.

3. Никогда не гадайте в присутствии человека, иронично относящегося к вашим занятиям.

4. Не гадайте человеку, если он вам откровенно неприятен — велика вероятность ошибки.

5. Гадая любимому человеку, оставайтесь беспристрастны, чтобы не вносить сумятицу в толкования.

6. В комнате, где происходит гадание, должно быть как можно меньше шума. Необходимо устранить любые помехи — телевизор, разговоры, кашель, шум машин за окном.

7. Как спрашивающему, так и самому гадателю лучше не скрещивать руки или ноги: это приводит к сужению канала связи, и вам придется прилагать усилия, чтобы проникнуть через «барьеры» скрещенных рук и ног.

8. Гадатель, как и врач, имеет дело с людьми, у которых отнюдь не все в порядке. Если вы будете принимать чужие проблемы слишком близко к сердцу, «болея » за каждого и переживая за исход его жизненных событий, вас ненадолго хватит.

Поэтому, во-первых, желательно использовать хотя бы один из методов психологической защиты (к примеру, аутотренинг); во-вторых, соразмеряйте объем и тяжесть взятой на себя работы со своими силами и возможностями. Есть люди, которым частое общение с больными или чем-то опечаленными лицами вообще противопоказано.

1.После каждого сеанса рекомендуется проводить хотя бы краткий цикл очищения. Из принятых средств очищения наиболее просты и удобны в применении медитация и холодная вода. Получасовая медитация, прохладный душ или просто омовение рук и стоп холодной водой «стирают» значительную часть информации, оставшейся от проведенного сеанса гадания.

2.Приступать к гаданиям можно только с чистыми мыслями.

Попытки увидеть будущее с помощью магии уходят корнями в глубокую древность. Упоминания о различных способах, которые применялись для этого, обнаруживаются в старинных манускриптах Египта, Греции, Древнего Рима. Но, безусловно, и в до письменный период развития человечества использовалась практика гаданий. И об этом свидетельствуют древние наскальные рисунки, на которых изображаются опыты первобытной магии. Таким образом, в самой сущности человека заложено желание узнать о собственном будущем и при возможности с помощью магических приемов изменить его.

Загадки будущего

Следует отметить, что большинство населения планеты в любые времена мало интересовали судьбы мира. У магов, оракулов и жрецов простые люди стремились получить ответы на более насущные вопросы. К примеру, нужно было узнать о том, будет ли урожай или как скоро вернуться мужчины из похода. Таким образом, гадания в древнем мире носили больше прикладной характер.

Властителей древних государств, безусловно, больше интересовали глобальные вопросы, к примеру, исход войны или собственное долголетие. И здесь, следует отметить, что далеко не все маги могли рассчитывать на благополучную, обеспеченную и спокойную жизнь. Правда, сказанная в лицо, сильному мира сего могла ему не понравиться и быть смертельно опасной.

Существует легенда о том, как гадатель предсказал императору Рима Домициану гибель от молнии. И тут же последовал встречный вопрос о том, как умрет сам маг. Колдун сказал, что его растерзают собаки. Домициан ухмыльнулся и приказал убить предсказателя, а его труп сжечь. Изумлению его не было предела, когда на следующее утро пришло сообщение о том, что труп убитого и якобы сожженного на центральной площади города рвут собаки. Все оказалось просто, пошел дождь и палачи ушли, не дожидаясь, когда костер догорит. Таким образом, предсказание сбылось.

В Древнем Риме

Наибольшую популярность гадания имели в Древней Греции, Риме, Ассирии, Египте и Вавилоне. Так, в Древнем Риме гаданиям был присвоен ранг государственных обрядов, и ни одно важное событие не происходило без участия магов и колдунов. В древней Греции власть гадалок и жриц была настолько велика. Что они пользовались огромным успехом в обществе.

Но с приходом христианства отношение к гаданиям изменилось. Согласно религиозным догмам магические предсказания были отнесены к запрещенным мероприятиям. Колдуны и гадалки стали гонимыми, так как они, по мнению церкви, занимались греховным делом.

Славянские гадания на Древней Руси отличались особым колоритом. Это связано, прежде всего, с тем, что в представлении древних русичей мир вокруг них был населен разнообразными сказочными существами, духами и божествами. Все они были осведомлены о человеческих судьбах, а, следовательно, можно было, обратившись к ним, получить нужный ответ. Примечательно то, что православная церковь негласно приняла языческие обряды. Не поощряя применение магии, церковные служители православной церкви относят гадания к мистической сфере.

Святочные гадания

Наиболее популярными, дошедшими даже до наших времен являются Святочные гадания. Святки – это две праздничные недели, которые длятся от Рождественского Сочельника (6 января) до Крещения (19 января). Считается, что гадания в этот период является всегда достоверным.

Магических обрядов, направленных на то, как узнать собственную судьбу на святки, было придумано огромное множество. Но и в древние времена, и сегодня наиболее привлекательными являются ритуалы на суженого. Оптимальным временем для проведения гадания являлась ночь или раннее утро, до того как взошло солнце и прокричали петухи.

Для всех гаданий существуют особые правила, которых обязательно нужно придерживаться, что бы получить достоверную информацию:

  • Необходимо снять все обереги и нательный крестик, чтобы выйти из-под защиты веры;
  • Следует развязать все возможные узлы на одежде и распустить волосы, причем в былые времена девушки часто раздевались донага перед обрядом.
  • Выбрать уединенное место и побеспокоится о том, чтобы в комнате не было животных.

Из древности также пришло гадание на картах таро. Появившись в Европе в 12 веке, они изначально использовались в качестве азартной игры. Первые упоминания об их применении в качестве атрибута во время гаданий датируются 1526 годом. Как правило, погадать на картах таро предлагали кочующие цыгане, которые в то время проникли в Европу. Поскольку происхождение этого народа часто связывают с Древним Египтом, то карты таро приобрели некоторую загадочность и интерес к ним возрос.

Особую популярность карт таро, как гадального инструмента, ученые объясняют тем, что они позволяют человеку отвлечься от событий недавнего прошлого и настроится на будущее. Кроме этого такое гадание может быть полезным, если его использовать для самопознания.

Жизнь не стоит на месте, и современная магия предлагает вместо сложных древних ритуалов и обрядов, требующих специальной подготовки, более простые способы. Как выяснилось для этого можно использовать любые бытовые приборы.

Предсказание с помощью радио

Особой популярностью являются предсказание с помощью радио. Для этого нужно включить радио на первой волне и прослушать строчку песни, которая звучала. Она и является предсказанием, которое нужно интерпретировать в применении к конкретному дню или сложившейся ситуации. Это довольно не просто и нужно будет применить всю свою фантазию. Говорят для того, чтобы не нарушить достоверность таких предсказаний, процедуру нужно выполнять один раз в день и лучше по утрам.

Старинный древнерусский обычай

Другое современное гадание трансформировано из старинного древнерусского обычая. Необходимо было пройтись по улице в крещенский вечер, при этом первый встречный мужчина являлся суженым. Теперь прогулку можно заменить телевизором. Для этого нужно включить телевизор в крещенский вечер и первый увиденный мужчина в телепрограмме представляет прототип суженого. Именно поисками такого человека и нужно будет заняться в следующем году.

Погадать можно также с помощью телефона. Для этого нужно набрать произвольным набором цифр любой номер телефона:

  • Если идут короткие гудки, то в ближайшее время вас ждут пустые хлопоты;
  • Если длинные гудки, то следует ожидать неприятностей в жизни, связанных с болезнями и одиночеством;
  • Если трубку взяла незнакомка, то можно ожидать бурной жизни, наполненной приключениями;
  • Если в трубке услышан мужской голос, то это предвещает проблемы на работе или в бизнесе.

Оригинальное гадание, похожее на игру – это гадание на подарках. Как правило, оно проводится на Новый год, так как именно этот праздник немыслим без подарков. Выберите один из подарков, на котором есть штрих-код, и сложите все его цифры до получения однозначного числа.

Затем посмотрите результат гадания:

  • 1 - возможны кардинальные изменения в жизни.
  • 2 – ожидайте новых приятных знакомств и интересных путешествий.
  • 3 – можно ожидать успеха в финансовой сфере и карьерного роста.
  • 4 – возможно скорое замужество;
  • 5 – могут наступить трудные времена, но у вас достаточно сил, чтобы выстоять.
  • 6 – все начинания будут успешными.
  • 7 – могут возникнуть проблемы со здоровьем у вас или ваших родственников.
  • 8 – мечта сбудется в ближайшее время.
  • 9 – в скором времени взгляды на жизнь изменятся.

Интернет-гадание

Гадать в современном мире можно также и с помощью Интернета. Для этого можно воспользоваться множеством специализированных сайтов. Кроме того по аналогии с телевизором можно в поисковике задать вопрос, а потом интерпретировать по ситуации первую полученную ссылку.

Все современные способы гадания не имеют никакого отношения к магии. Но с другой стороны к ним следует относиться как к подсказке, а иногда даже как к руководству к действию. Но к более серьезным видам гадания нужно относиться очень осторожно. Опасность заключается в том, что можно запрограммировать себя на определенную судьбу, а это вряд ли следует делать, ведь у человека всегда имеется выбор жизненного пути.

19.04.11

Гадания наблюдались и наблюдаются до сих пор у всех народов. Яркая картина поразительных совпадений видов и способов гадания дана в книге Тейлора «Первобытная культура». Основа гадания кроется в свойствах мышления по внешним ассоциациям. Верящий в гадания убеждён, что сходство между двумя в действительности совсем разнородными явлениями означает их внутреннюю связь. Установление аналогий между наблюдаемыми во время гадания предметами или явлениями с лицами или фактами, по поводу которых происходит гадания, создаёт целую вереницу знаков и символов, у некоторых народов в известные эпохи слагавшихся в сложные системы прорицательского искусства.

Широко было развито искусство гадания в Ассирии и Вавилоне, в Египте, в древней Греции и Риме.

В последнем гадания играли большую роль и в государственной жизни. По преданию, в эпоху Тарквиния Гордого малоазиатский оракул из г. Кум был перенесён в Рим, причём будто бы прославленная тогда кумская прорицательница Сивилла принесла несколько так называемых «Сивиллиных книг», заключавших в себе очень много изречений пророческого характера. Эти книги долгое время служили основным источником государственных гаданий, производившихся специальной коллегией жрецов.

Как в Греции, так и в Риме подобные касты прорицателей и жрецов должны были оказывать большое влияние на сохранение суеверных представлений людей. С принятием христианства как официальной религии гадания, подобно многим другим явлениям языческой культуры, подвергались осуждению и гонению со стороны церковной и светской власти. Гадание из разряда священных явлений переносилось в разряд явлений дьявольских и нечистых, простонародных, суеверных.
При этом, в XII веке Анна Комнина отмечала, что предсказания – «Это новейшее изобретение - такой науки не существовало в древности. Способы предсказаний не были известны во времена ученейшего астронома Евдокса, не имел понятия об этом Платон, и даже астролог Манефон не был искушен в этой науке»

Многие христианские проповедники и практические деятели, с горячностью нападая на гадателей, вместе с тем не подвергали сомнению действенность их «дьявольских» поступков. В иных случаях допускалась возможность признавать и объективную правду за некоторыми языческими прорицаниями, если удавалось истолковать их в желательном для христианства смысле. Так, например, в Западной Европе была признана авторитетность некоторых глав из «Сивиллиных книг», а изображения Сивиллы иногда украшали стены христианских храмов и страницы благочестивых рукописей. В средние века наблюдается та же двойственность в отношениях церкви и литературы к гаданиям. С одной стороны, гадания приравниваются к греховным колдовским поступкам, а с другой - чрезвычайно развивается гадательная литература.

В средние века как на Западе, так и в России была очень популярна библиомантия, существовало большое количество гадательных книг; в России, например, переписывались переводные «лунники», «колядники», «трепетники», «лопаточники», «сносудцы», «громники», а также и разные астрологические книги: «планетники» и др.

Эта литература, распространяясь в народных массах, в течение ряда веков оказывала огромное влияние на народные суеверия, поддержав многие из тех, которые корнями уходят в первобытный анимизм, и, с другой стороны, прививая ложные выводы средневековых тайных наук.

Но и в более позднее время - в XVIII-XIX века - малокультурные слои населения получают достаточные запасы суеверных представлений из популярных книг. Так например совершенно исключительную популярность в мещанской, в ремесленнической и крестьянской среде в XVIII веке получил изданный в 1709 знаменитый Брюсов календарь, наряду с точными календарными сведениями дававший таблицу разных предсказаний по планетам.

Среди лубочных изданий гадательного характера нужно указать так называемое «Коло» (колесо фортуны), «Случаи описания» и «Голову Соломона», являющиеся по своему типу продолжениями средневековых «рафлей».

Принцип гадания во всех этих рукописных и печатных изданиях - бросание зерна по разграфлённым листам бумаги, на которых в клеточках обозначены цифры изречений или самые изречения. Одной из разновидностей таких гаданий, по изречениям, являются известные способы вынимания счастья попугаем, щеглом, мышью из ящиков бродячих шарманщиков.

При помощи лубочных изданий был сильно поддержан интерес к толкованию сновидений посредством «сонников», один из которых (Мартына Задеки) помянут в «Евгении Онегине».

В более образованном обществе гадания уже издавна превращались в светскую забаву, в салонное развлечение. Интересна в этом отношении французская книжка XV века, изданная по рукописи А. Бобринским и охарактеризованная А. Н. Веселовским в «Вестнике Европы» за 1886. Такова судьба и многих других гаданий: от серьёзного, хотя и наивного стремления познать мир и судьбу - к культурному переживанию в форме лёгкого суеверия, развлечения, игры.

Что касается элементов словесного поэтического творчества в разных видах, так называемых народных гаданий, то многие из них довольно тесно связаны с некоторыми из соседних фольклорных жанров, в первую очередь с заговорами. Подобно тому как в заговорах словесная формула зачастую является лишь пояснением магического обряда, произносимая при гадании формула (прозаическая или песенная) описывает нередко лишь совершаемое при гадании действие. Например, при завивании венков девушка произносит:

«Вью, вью колечко на барашка,
Другое колечко на матушку,
Третье колечко сама на себя,
Четвертое колечко на своего жениха».

Так называемые подблюдные песни, исполняемые на святочных гадания с кольцами, поочерёдно вынимаемыми из покрытого платком блюда, иногда тоже содержат в себе описание действия.

Как и в заговорах, словесная формула, с течением времени оторвавшись от обряда, становится самостоятельной. Например, первоначальная форма гадания требовала, чтобы девушка, желающая увидеть во сне жениха, запирала на замок колодец со словами: «Суженый, ряженый, приходи ко мне за ключом (от колодца) коня поить», затем стали делать из лучинок модель колодца и класть её под подушку, далее ограничивались лишь тем, что под подушку клали какой-либо ключ; наконец всё гадание было сведено к произнесению приведённой словесной формулы. Так закономерно совершается переход от обрядового синкретизма к обособленному словесному творчеству.

При гаданиях часты молитвенные обращения к сверхъестественной силе- как к христианской, так и к «нечистой»: например, «черти, черти, не утайте, мне милого покажьте». Многие из гадальных формул имеют ритмический строй и рифмы: «пояс мой, пояс, покажи мне милого поезд» или «кольцо, кольцо, покажи мне милого лицо» и т. д.

Тематика ряда подблюдных песен и других гадальных формул содержит в себе яркие указания на направленность житейских желаний и устремлений той среды, в которой гадания в настоящее время бытуют. Среда эта - преимущественно крестьянство во всех своих слоях и прослойках, затем городское мещанство.

В виде уже только игры или забавы гадания практиковались и в широких слоях интеллигенции, по существу воспроизводящей традиционные формы народных гаданий. Но, рассматривая гадания, бытующие в крестьянстве, зачастую, как и в других фольклорных жанрах, легко вскрыть элементы психологии и быта иных социальных групп древности: боярства, купечества и т. д.

В крестьянстве, по-видимому, усвоено было далеко не все то, что бытовало в господствовавших классах, а лишь то, что соответствовало или не противоречило крестьянской психологии. Особенно сильна тенденция к личному обогащению, к хозяйственному довольству, к внешнему почёту. Отсюда сохранение в гадальных формулах и в подблюдных песнях упоминаний о богатых боярах, торговых купцах и пр.

При чём здесь не механическое заимствованием фразеологии и обычаев из вышестоявшей экономически и культурно среды, а идеализированные образы, достаточно рельефно обрисовывающие социальные тенденции.

Большинство же гаданий и сопровождающих их словесных формул и вовсе своим содержанием уходит вглубь чисто крестьянского быта с думами об урожае, приплоде, удачном браке. Сам обряд оформляется в действиях, обусловленных явлениями крестьянского быта и хозяйства - гадания у колодца, у овина, у сарая, в бане, в поле на перекрёстках, на меже и т. д., с привлечением домашнего и рабочего, живого и мёртвого крестьянского инвентаря: сохи, бороны, прялки, кудели, льна, петуха, курицы, коровы, лошади, овцы и пр.

Бурное развитие компьютерных технологий и интернета, в наше время, внесли существенный коррективы в способы гаданий, да и в гадательную культуру в целом. В интернете есть огромное количество сайтов, посвященных гаданиям. Особую популярность приобрели виртуальные гадания , которые приняли столь уникальные формы, что оставили далеко позади своих прародителей.

Святки - 12 дней от Рождества до Крещения - время гаданий, традиция и развлечения прошлых столетий.

«Наступили святки - самое поэтическое время для русских людей. В деревне, во дворе и в барском доме все пришли в движение, все одушевились… Вечера, посвященные на переряженье и гаданье, пролетали незаметно…» (И.И. Панаев «Актеон»)
Другие даты гаданий – новогодняя ночь и ночь на Андрея Первозванного (30 ноября).


Гадание. Рис. С. Кожин (2008 год)
О гаданиях писал А.С. Пушкин в поэме «Евгений Онегин».

Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно...
Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна...

Чу... снег хрустит... прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя?
Смотрит он
И отвечает: Агафон.

Гадание с петухом
В разложенные на полу кольца или браслеты насыпали зернышки и выпускали петуха. Из чьего кольца (браслета) петух начинал клевать зерна, тому будет удача, счастливый брак, богатый год (в зависимости от желания, на которое гадают).
Был и другой вариант гадания. На пол сыпали зерна и ставили плошку с водой. Если петух начинал есть зерна - муж будет богатый, а если пить воду - пьяница.


Гадание с петухом. Рис. К. Маковской


Гадание с петухом. Рис. Ю. Сергеев
«Мы клали все по кольцу на пол, и в каждое кольцо насыпали овса, потом являлся на сцену петух. Испуганный криками, с которыми его встречали, он топырил крылья и бросался из угла в угол. Тогда все умолкали и присаживались на корточки около места, усеянного овсом. Каждый следил с напряженным вниманием за малейшими движениями петуха, который мало-помалу приходил в себя, оглядывался и начинал робко прогуливаться между кольцами.
«Что ж, девки, - говорила няня, - пора бы запевать»; и вдруг возвышался какой-нибудь тонкий голос; другие подхватывали хором, и раздавалась песнь о красной девушке, поджидавшей милого дружка. Тут начиналась пророческая роль петуха: из чьего кольца он начинал клевать зерна, той судьба сулила в будущем жениха по сердцу и счастливый брак. Следовали и другие песни, гласившие о почестях и о богатстве, и петух точно так же предвещал кому следовало и богатство и почести»
(Т. Толычева).


В городских домах тоже развлекались галаниями
Гравюра 19 века

Гадание на воске (олове, яичном белке, бумаге)
Расплавленный воск (олово) выливали в холодную воду, и обсуждали, что могут значить получившиеся фигурки. Или выливали белок в кипяток.
Распространено также было гадание на бумаге, смятые листы поджигали, а потом смотрели на тени, от получившихся комочков пепла - гадая, что они могут значить.

«Она любила гадать на Рождество - гаданье она не считала предрассудком. Вместе с своей горничной она выливала олово или жгла бумагу на подносе, а потом смотрела, какие из олова или из жженой бумаги выходили на тени фигуры. Выходили всегда офицеры с султанами, в санях или в колясках, а вдали церковь. И горничная всегда замечала барышне:
- Вот, барышня, вы уж непременно выйдете нынешний год замуж за военного.
Однако пророчество горничной не сбывалось»
(И.И. Панаев «Барышня»).


Гадание. Рис. И. Крамской
«Когда олово растопилось, я взяла ковш и, по совету Марьи, вылила больше половины в деревянную чашку с водою. В эту минуту что-то стукнуло у дверей. Не желая, чтоб меня застали в таком упражнении, я вдруг обернулась, ударилась по неосторожности локтем об стену и пролила остаток олова себе на руку.
Ты можешь себе представить, какую это причинило боль. Я закричала. …В это время Марья, с довольным видом, подойдя ко мне, шептала мне на ухо: «Забудьте вашу боль, сударыня! Вас ожидает счастие, счастие, какого я и рассказать не умею. Не пройдет шести недель и у вас, вспомните мое слово, будет муженек, такой добрый, такой хороший…»
(«Святочное гадание», 1822 год)


Рис. М. Пимоненко

«Еще прибегают к помощи белка: выливают белок яйца в стакан воды. Белок, как и воск, принимает причудливые формы. Говорят, белок всегда принимает форму церкви или кладбища. Предсказание здесь очевидное. А то берут лист бумаги, делают на нем складки (гофрируют) и жгут его, а потом подносят к стене и смотрят, какие тень от него производит фигуры. При малейшем движении воздуха, сожженная бумага изменяет свою форму, и на стене показываются то мальчики пляшущие, то черти, и по ним гадают. В этом случае много помогает известным образом настроенное воображение…»

Гадание на воске описал А.С. Пушкин:

Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней...


Гадание Татьяны, иллюстрация

Башмачок за ворота
Как у Василия Жуковского:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали»

В какую сторону носок башмачка укажет - с той стороны жениха ждать.

Иногда такое гадание заканчивалось курьезом:
«Все мы построились в шеренгу против ворот; я была в середине, итак, начинать было не мне; поочередно каждая снимала свой башмак, оборачивалась спиною к воротам и бросала башмак через голову и через ворота. Все мы бежали опрометью смотреть, как он лег, в которую сторону носком; девица надевала его, и мы опять становились во фрунт. Дошла очередь до меня; я скинула свой атласный светло-голубой башмак, оборотилась спиною к воротам… В это время послышался скрып полозьев; но мимо дома нашего проезжали так же, как и мимо всякого другого, итак, этот скрып не помешал мне сказать моему башмаку, что куда я поеду, чтоб туда он упал носком. С последним словом я бросила его через голову за ворота. Башмаки моих подруг падали тотчас подле ворот; но я была сильнее их, итак, башмак мой полетел выше и далее. В то самое время, как он взвился на воздух из руки моей, какой-то экипаж быстро подкатился, остановился и восклицание: «Что это!..» оледенило кровь мою; я окаменела от испуга: это была матушка!.. Она приехала, и башмак мой упал к ней в повозку» (Н. Дурова).


Рис. С. Васинов

Вещие сны
В волшебные ночи святок сны считались вещими, гадалки хотели получить во сне ответ на самый волнующий вопрос. Вот некоторые из способов гаданий.

«Старинное гадание… Берут тарелку, налитую до половины водой; затем поперек над водою, по краям тарелки, устраивают из лучинок мосток: вода в тарелке должна изображать реку. В воображении же гадающей, когда она ставит тарелку под кровать девушки, на которую загадывает, должно являться пожелание той девице судьбы или жениха. Гадальщица убеждена, что девушка та, под кроватью которой поставлена ею тарелка, увидит сон, в течение которого ей приснится суженый, который ее переведет через мостик над рекою. Это гадание проделывается во время святочных ночей и вечеров, имеющих якобы таинственную силу навевать пророческие сны» (Е.А. Сабанеева)

Теперь я расскажу о моем гаданье на новый 1832 год. Меня научили прочесть сорок раз «Отче наш» и положить сорок земных поклонов, потом, ложась спать, сказать: «Суженый-ряженый, приснися мне».
(Е. Сушкова «Записки»).

«Городская барышня, ложась спать, молится Богу, чтобы приснился ей суженый. Такие сны вызываются даже искусственно. Так, девушка берет наперсток воды, муки и соли, печет лепешку и ест ее на ночь, а под кровать ставит стакан с водою, наверху которого устраивает мостик из прутьев. Ночью, когда ей захочется пить, ей приснится суженый, который переведет ее через мост (мифический символ брака). В другом случае барышня на ночь под подушку кладет гребень и верит, что приснится милый, который ее расчешет» («Гадания накануне Андрея Первозванного», 1888 год).

«Святки сопровождались гаданиями. Накануне этого праздника, по захождении солнца, из разных домов собирались девушки в одну, назначенную ими, комнату, брали красное деревянное блюдо, покрывали его большим платком и клали на него небольшой кусок хлеба и уголь. После этого девушки загадывали на перстнях, на кольцах, на запонках и других подобных вещах, касались ими краев блюда и клали их под платок. Затем усаживались все рядом и запевали песнь хлебу… Окончив пение, ломали хлеб и делили кусочки между собою. Эти кусочки завертывали они в рукав и спали с ним, чтобы пригрезились вещие сны» (А.В. Кубинцев).

Мистическое зеркало
Самое страшное гадание - ночное гадание с зеркалом. Девушка накрывала стол на два прибора в пустой комнате (в бане, на чердаке). Ровно в полночь садилась перед зеркалом, которое освещали две свечи, и говорила "Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать".
Есть вариант гадания, когда два зеркала ставятся друг против друга, образуя зеркальный коридор, освещенный свечами. Суженый должен показаться в зеркале...

«Шли в пустую комнату, где стояло на столе зеркало с зажженными по сторонам свечами; гадающая девушка садилась пред ним и, загадывая, произносила: «суженый, ряженый, покажися мне в зеркале!» Зеркало начинало тускнеть, и девушка протирает его нарочно приготовленным полотенцем. Наконец суженый является и смотрит из-за ее плеч в зеркало; рассмотрев его черты, девушка кричит: «чур сего места!» и нечистый пропадает.» (А.В. Кубинцев).

«Там прислужливая бригадирша предложила третие и самое верное гаданье: в Васильев вечер, то есть накануне Нового года, в княгининой теплой кладовой, в самом верхнем этаже, накрыть стол, поставить на нем два прибора, три большие восковые свечи и зеркало, а невесте, севши за ним, загадать: суженый-ряженый, приди со мной ужинать, и кто покажется в зеркале, за тем и быть. Хотя это гаданье и не пугало княжны, но ей казалось неприличным идти перед полночью почти на чердак: притом и кастелянша, у которой ключ от кладовой, может сказать матушке… Если суженый покажется в зеркале, стоит только промолвить три раза: «чур меня!», легонько ударить по стеклу и он мигом исчезнет» (А. Шаховской «Нечаянная свадьба»).

В детстве я слышала страшилку о девочке, которая решила погадать ночью. Она увидела в зеркале гроб и умерла от страха. Оказывается, эту страшилку рассказывали еще в 19 веке. И в те времена тоже удивлялись - откуда известно, что девочка увидела в зеркале, если она умерла и не могла рассказать об этом.

Вот так эта история описана в позапрошлом столетьи:
«При этом рассказывался обыкновенно анекдот, как одна деревенская барышня захотела увидеть в зеркале своего суженого и как все необходимое для гаданья приготовила тихонько от всех в бане; она отправилась туда в полночь одна, стала смотреть в зеркало и, вместо суженого, увидела себя в гробу, упала без чувств и утром найдена была мертвою. Кто передал о том, что видела барышня в зеркале, если она была найдена мертвою? Этот простой вопрос никому не приходил в голову, но в истине анекдота никто и не думал сомневаться» (И.И. Панаев «Прошедшее и настоящее»)

О гадании с зеркалом в стихах.
Афанасий Фет

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.

Страшно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной, нет огня...
Тяжкое что-то над шеею белою
Плавает, давит меня!

Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми

Выглянет вдруг из-за плеч!

Ленты да радуги, ярче и жарче дня...
Дух захватило в груди...
Суженый! золото, серебро!.. Чур меня,
Чур меня – сгинь, пропади!


Гадание на картах
Рис. А. Веницианов

Другие гадания
Еще несколько способов гадания в 19 веке.

И городские девицы, как и деревенские, вечером и на ночь забавляются гаданьями. Обыкновенно берут несколько блюдец и накрывают ими пуговицу военную, штатскую, хлебные зерна, перо, а одно блюдце оставляют пустым. Девицы поднимают блюдца: которая откроет военную пуговицу, значит, выйдет замуж за военного, если откроет зерна - выйдет за помещика, если блюдце будет пустое - останется без жениха.

Затем бросают в стакан воды кольцо и смотрят туда, пока пред утомившимся зрением не промелькнет чья-нибудь фигура, по большей части того, о ком усиленно думают. («Гадания накануне Андрея Первозванного», 1888 год).

«...пели подблюдные песни; за каждой песнею вынимали из блюда вещи и, по значению песенных слов, гадали о судьбе той, чья вещь вынулась» (А.В. Кубинцев).

Закончить тему хочу мистической балладой В. Жуковского "Светлана". После прочтение которой задумаешься, что лучше не гадать.

Василий Жуковский
«Светлана»

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.


Светлана
Рис. К. Брюллов

Тускло светится луна
В сумраке тумана -
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом
При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался - вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Тёмно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье...
Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок.
Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит...
Вот... легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Занялся от страха дух...
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Оглянулась... милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
Повода шелковы.

Сели... кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут... пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:

На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий...
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися... и вмиг
Из очей пропали:
Koни, сани и жених

Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться - следу нет...
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит...
Дверь шатнулася... скрыпит...
Тихо растворилась.

Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой...
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

Все утихло... вьюги нет...
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится...
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье...
Чу, Светлана!.. в тишине
Легкое журчанье...
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом...
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится...
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь - на лбу венец,
Затворёны очи.
Вдруг... в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы...
Что же девица?.. Дрожит...
Гибель близко... но не спит
Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул...
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами...
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась...
Глядь, Светлана... о творец!
Милый друг ее - мертвец!
Ax!... и пробудилась.

Где ж?.. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит... Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он -
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,

Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий...
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет.
Кто?.. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!

Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава - нас учили - дым;
Свет - судья лукавый.

Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон;
Счастье - пробужденье».

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо - Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.

Осенние гадания, заговоры, обряды, популярные у московских горожанок в XXVIII–XIX веках

Гадали, начиная с Семёнова дня и вплоть до конца сентября, до дня Веры, Надежды, Любви, Софии.

1. Для того, чтобы завладеть сердцем мужчины произнесите заговор:

«Сорок сороков

лесных волков

лося загнали.

Как они о лосе думали, тосковали,

мяса его желали,

так бы и (имя) обо мне думал да гадал,

ждал да трепетал.

Как волки лося разрывали да пожирали,

так бы и (имя) по мне страдал,

сох да усыхал.

2. Данный обряд подойдет тем, кто не состоит в браке, не имеет возлюбленного и ждет свое счастье. Возьмите красный маленький мешочек. В него положите цельные зерна пшеницы по числу ваших полных лет и от новолуния до полнолуния днем и ночью держите пшеницу при себе. В день накануне полнолуния присыпать к пшенице три щепотки крупной соли, приговаривая: «Было горюшко – да все вышло, тосковало сердечко – да друга нашло, надеялась голубушка – да голубя повстречала». В день полнолуния (или на следующий день после, если точное время полнолуния пришлось на ночь), отправляйтесь на поле. Там надо обратиться лицом на восток, поклониться трижды, а затем высыпать соль и пшеницу в ладонь левой руки и бросить. Произнесите заговор: «Расти, пшеница, унеси соль водица; как дождик пройдет – девица друга найдет!»

3. Возьмите три боба (можно использовать простую фасоль) с красным или красно-коричневым цветом кожуры. В течение суток носите эти три боба на теле у сердца. Затем произнесите заговор: «Сила семени, душу избавь от бремени, мой или не мой, правду мне открой», оберните бобы влажной тряпочкой, положите в тарелочку. Поставьте тарелочку под кровать или вблизи от изголовья вашего возлюбленного, чтобы он не видел блюдца.

Если через три дня семена засохнут, заплесневеют, погибнут – между вами нет любви. Не стоит тратить время на этого человека.

Если два или три боба дали росточки – вы будете счастливы вместе.

Если проросло всего лишь одно бобовое зернышко – вы любите своего избранника, а он вас – нет.

4. Предположим, вас обхаживают несколько поклонников. Вы не знаете, кому отдать предпочтение. Тогда отправляйтесь в деревню и нарвите там диких яблок. Отнесите их на сухой чердак, куда не сможет зайти посторонний. Сложите из плодов инициалы своих кавалеров. Не заглядывайте сюда вплоть до самого Михайлова дня, 29 сентября. По состоянию яблок вы легко поймете, кто из претендентов действительно достоин стать вашим супругом. Если свежей осталась лишь одна пара инициалов, значит, мужчина, которому они принадлежат, любит вас по-настоящему. Если несколько яблочек все же испорчены, он все равно будет вам хорошим супругом. Если испортились все яблоки, выложенные на полу, о замужестве пока что забудьте.

5. Незамужние девушки могут испытать судьбу следующим способом. Для этого понадобится помощь одной или двух женщин постарше.

На стол ставят три кувшина. В один наливают чистую воду, в другой – мутную, а третий оставляют пустым. Все девушки сначала выходят из комнаты, а затем поочередно с завязанными глазами подходят к столу, ведомые кем-то из старших подруг, и опускают палец в один из кувшинов.

Девушка, обмакнувшая палец в чистую воду, выйдет замуж за юношу. Та, что выбрала мутную воду, соединит свою жизнь с человеком много старше себя, возможно, вдовцом. Палец в пустом кувшине – предупреждение для вашей невинности.

6. Соберитесь девичьей компанией, число участниц которой должно быть нечетным, не превышая девяти. Каждая из вас нанизывает на ниточку жёлуди по количеству девушек в компании.

Обвяжите бусами полено и положите в огонь; дождитесь, пока они прогорят. Затем в полной тишине отправляйтесь спать. Перед сном вы должны думать о своём суженом, и он непременно вам присниться.

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Античность. Том 1 автора Постников Михаил Михайлович

Легенда о «темных веках» Вторым, еще более важным, последствием апокрифирования средневековой науки в древность явилось представление о стагнации науки в средние века, создание популярного мифа о «темных веках средневековья» как мрачных столетиях материального и

Из книги Очищение. Том.2. Душа автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Практическая магия современной ведьмы. Обряды, ритуалы, пророчества автора Миронова Дарья

Обряды и заговоры на любовь Заговор на любовь Этот заговор читайте три раза подряд, загадав человека, любовь которого вы хотите вызвать. Впрочем, можно вообще никого не загадывать – тогда заговор принесет вам любовь с кем-то еще не знакомым. Считается, что заговор

Из книги Заговоры уральской целительницы против порчи и сглаза автора Баженова Мария

Обряды и заговоры для похудения На листочке бумаги надо напишите следующее:«ВИТОСАП АНАЗАПТА ОХОЛА 13 26 79 СИРИТАНОС(далее напишите в столбик свое имя столько раз, сколько вам лет)».Выберите комнату, окно которой выходит на восток. В любой четверг на закате встаньте к нему

Из книги Тайна имени автора Згурская Мария Павловна

Обряды и заговоры для снятия сглаза Снятие сглаза детям Дети чаще всего страдают от дурного глаза. Я уж говорила о том, что они наиболее беззащитны. Именно поэтому новорожденных деток старайтесь никому не показывать, даже самым близким людям.Как уберечь новорожденного

Из книги Ванга. Заговоры на здоровье автора Макова Ангелина

Осенние натуры Мудрая осень, ассоциирующаяся в нашем сознании со зрелостью, опытом, неспешностью, одарила и людей, родившихся в это время, соответствующими чертами. Дети, родившиеся осенью, реалисты. Мало кому верят на слово, обязательно все проверяют сами. Прежде чем

Из книги Астрология имени автора Глоба Павел Павлович

Заговоры и обряды с водой Заговор на ветки березы и дуба для детского здоровьяВ старину этот заговор читали на березовый или дубовый веник, которым в бане легонько парили ребенка. Но даже если вы не ходите в баню, вы можете прочесть такой заговор на свежие березовые (для

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Популярные и редкие имена В древности считали, что личные имена, которыми называют детей, должны даваться примерно в равной пропорции, чтобы не было доминирования, преобладания в обществе нескольких имен в ущерб остальным. Но с течением времени это правило стало

Из книги Ваши защитные силы. Защитная магия от сглаза, порчи, проклятия автора Кашин Сергей Павлович

Глава 1 Январь. Гадания. Обряды. Приметы. Заговоры. Предсказания Январь своим названием обязан двуликому римскому богу Янусу. Славяне же называли этот месяц «просинец». То есть из-за туч начинается показываться синева, кусочки синего неба. Появляется солнце. Именно в

Из книги Тайна мужского имени автора Хигир Борис Юрьевич

Следующие гадания пользовалось особенной популярностью у горожанок XVIII–XIX веков 1. Гадание «разбитые сердца» Это гадание скорее похоже на игру, поэтому оно прекрасно подходит для дружеских рождественских и святочных вечеринок.Для его проведения необходимо вырезать из

Из книги Тайна женского имени автора Хигир Борис Юрьевич

Глава 4 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы Римляне называли месяц «март» в честь бога войны Марса, который был призван также защищать мирный труд.На Руси у марта существовало множество названий: на севере он назывался «сухий» из-за весеннего тепла, а

Из книги автора

Глава 7 Июнь. Зелёные Святки. Троица. Крещение кукушки. Духов день. Летние гадания. Заговоры В древнерусском календаре июнь назывался «светозар», что означает озаренный светом. Светозар у славян олицетворял юность, молодость, силу. Также существовали другие названия: изок,

Из книги автора

Гадание горожанок на опавших осенних листьях Гадание № 1.Для гадания нужно собрать опавшие листья трёх цветов: зелёные, жёлтые и красные (по девять листьев каждого цвета).Собранные осенние листья необходимо положить в коробку, а затем хорошо потрясти её. Не глядя, вынуть

Из книги автора

Обряды и заговоры для снятия порчи Обряд и заговор 1Поставить на стол икону Святой Троицы и зажечь перед ней церковную свечку. Налить воды в таз, насыпать туда гречку или рис, после чего читать заговор в течение пятнадцати минут, не отводя взгляда от плавающих

Из книги автора

Осенние натуры Осенняя пора наделяет родившихся в это время года людей ранней зрелостью, неспешностью, расчетливостью. Они сто раз подумают, прежде чем что-либо сделать. Среди «осенних» мужчин немало педантов. Они принципиальны и дипломатичны. В работе усердны и

Из книги автора

Осенние натуры Мудрая осень, ассоциирующаяся в нашем сознании со зрелостью, опытом, неспешностью. Она одаривает и людей, родившихся в это время, соответствующими чертами. «Осенние» женщины довольно расчетливы и педантичны. Прежде чем что-то сделать, долго думают.