История создания цикла о прекрасной даме блок. Краткий анализ: Блок, "Стихи о прекрасной даме". Кому посвятил Блок Стихи о Прекрасной Даме

ГБПОУ Уфимский государственный колледж технологии и дизайна

Методическая разработка занятия

Дисциплина

Литература

Тема

«Жизнь уже давно сожжена и рассказана…»

(Жизнь и творчество А. А. Блока. Анализ стихотворений из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»)

Уфа – 2018

Пояснительная записка

« Творчество Александра Блока - целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого. Славнейший мастер-символист Блок оказал огромное влияние на всю современную поэзию», - сказал в своей статье «Умер Александр Блок» В. В. Маяковский.

Это, действительно, так как Блока читают и сегодня, читает молодежь, потому что его слово, его стихи – это наша жизнь, наше чувство, наша любовь или нелюбовь. Сама личность поэта-символиста, его творчество оказали огромное влияние на А. Ахматову, М. Цветаеву и др.

Родился в Петербурге, умер в Петрограде. Прошла целая эпоха… Отец был профессором права в Варшавском университете, а мать - литературной переводчицей. Юность провел с дедушкой - ректором Петербургского университета, где изучал юриспруденцию и филологию. Он стал самым известным поэтом России.

Первая часть данного занятия подготовлено творческой группой студентов (были выучены наизусть стихотворения А. А. Блока) под руководством преподавателя. Она поможет студентам познакомиться с жизнью и основными этапами творчества поэта. Вторая часть посвящается анализу стихотворений из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», которая поможет студентам вникнуть в мир слова и чувств поэта-символиста.

Технологическая карта занятия

Преподаватель А. М. Халимова

Дисциплина литература

Группа Б-17-19

Вид занятия комбинированный

Тип занятия интегрированный

Тема занятия «Жизнь уже давно сожжена и рассказана…» (Жизнь и творчество А. Блока. Анализ стихотворений из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»)

Цели занятия

Образовательные: раскрыть своеобразие личности и творчества поэта-символиста А. Блока, определить его место и роль в литературном процессе 20 века, его значение в развитии русской поэзии; научить студентов читать, понимать стихотворения поэта-символиста А. Блока; выработать навыки самостоятельной оценки изображаемых явлений и лирического героя;

Развивающие: развивать творческое и ассоциативное мышления, умение анализировать и сопоставлять лирические произведения; развивать навыки связной речи, культуру речи;

Воспитательные: воспитывать общую культуру, культуру учебного труда.

Наглядные пособия, ТСО : мультимедийная доска, слайд-шоу «А. Блок»

План занятия:

    Организационный момент

2.1. Детство. Юность. Первая любовь

2.2. А. Блок и Прекрасная Дама (Л. Д. Менделеева)

2.3. «Незнакомка»

2.4. А. Блок и «Снежная маска» (Н. Волохова)

2.5. А. Блок и его «тревожная поэзия»

3. Анализ стихотворений из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»:

А) Вхожу я в темные храмы…(1902)

Б) «Я, отрок, зажигаю свечи…»

В) «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

План анализа стихотворений:

    Выводы

4. Итоги занятия. Оценивание. Домашнее задание: написать эссе «Любовь – это…»

Литература:

1) Русская литература. 11 класс. Методическое пособие. Дрофа, М.: 2001

2) А. Блок. Стихотворения. М.: 1999

Конспект занятия

    Организационный момент

    «Жизнь уже давно сожжена и рассказана…» (О жизни и основных этапах творчества А. Блока)

    1. Детство. Юность. Первая любовь

И вновь наступила зима, холодная, полуголодная зима 21-го года, и он вдруг отчетливо, без малейшей душевной боли, понял, что и этот падающий снег, и это замороженное солнце, и эти оголённые ветви деревьев в заиндевевшем окне он видит в последний раз. И вся жизнь вновь и вновь проходила в это время перед его глазами, перед глазами Александра Блока: детство, мать, Ксения, Люба, Наталия, Кармен, Россия, революция… (слайд «А. Блок») .

Даже родиться ему довелось в доме, принадлежавшему Петербургскому университету. А приняла его в руки прабабка, в молодости тесно связанная со многими из близких друзей Пушкина. И оба эти, в общем-то случайные, обстоятельства в отношении Блока приобретают значение поистине символическое. (слайд «Дом, где родился А. Блок»)

С младенчества Блок дышал атмосферой живого культурного предания. Окружение его родных – Бекетовых и Карелиных – это Боратынские, Тютчевы, Аксаковы, Коваленские, Рачинские, Соловьевы – наследственная, можно сказать, «столбовая», интеллигенция России.

Гоголь, Некрасов, Тургенев были в семье Бекетовых, воспитавшей Блока, не только почитаемыми писателями, но и добрыми знакомыми. Всю жизнь у Блока в кабинете стоял старинный диван, на котором сиживали Достоевский и Щедрин. (слайд «Кабинет А. Блока»)

В семье царил культ науки, литературы и искусства, господствовали высокие представления об их ценностях, идеалах и традициях. Здесь все не покладая рук трудились во славу и благо русской культуры, русского просвещения.

Дед – крупнейший учёный, «отец русской ботаники», активный общественный деятель, гуманист, профессор, ректор Петербургского

университета. Бабка – известная переводчица, женщина оригинального ума. Старшая тётка – одарённый поэт и прозаик, младшая – постоянно что-то писала, переводила. (Слайд «Дед и бабушка Блока»)

В такой творческой атмосфере прошло детство Блока. Неудивительно, что он очень рано, в 5 лет, написал свой первый стишок (слайд «Детство»):

Вышел зайчик погулять,

Да морковки поискать,

Да капустки пощипать,

Да водицы похлебать,

Вдруг увидел он волчину –

Настоящего мужчину.

Съел волчина тут зайчишку, -

Не балуйте, ребятишки!

В последних классах гимназии Блок был редактором рукописного журнала «Вестник» и писал стихи, полные радостного мироощущения и духовной красоты:

О, весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха - позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога -

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах...

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита...

Никогда не откроешь ты плечи...

Но над нами - хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель - я знаю -

Все равно: принимаю тебя!

В 1897 году гимназистом 8-го класса Александр приехал в небольшой немецкий городок Бад-Наугейм. Вместе с теткой он сопровождал мать для лечения на водах. Здесь он «случайно» познакомился с Ксенией Михайловной Садовской. «Рай» был взорван, он ощутил биение сердца, первое нахлынувшее чувство туманило его разум. Завязался лёгкий флирт: он был польщен вниманием зрелой женщины, а ей было приятно и забавно, что за нею ухаживает юноша, почти мальчик. Ксении Садовской было уже 38, а ему ещё 18. Она была ровесницей его матери. Она была женой действительного статского советника, а он – недоучившийся гимназист. Их встречи продолжались и в Петербурге. Она поняла, что потеряла голову. Но через год мальчик повзрослел, охладел; встречи становились редки. Ей он посвятил лирический цикл «Через 12 лет…»(слайд «К. М. Садовская»):

Луна проснулась. Город шумный

Гремит вдали и льет огни,

Здесь все так тихо, так безумно,

Там все звенит,- а мы одни…

Но если б пламень этой встречи

Был пламень вечный и святой,

Не так лились бы наши речи,

Не так звучал бы голос твой!

Ужель живут еще страданья,

И счастье может унести?

В час равнодушного свиданья

Мы вспомним грустное прости…

    1. А. Блок и Прекрасная Дама (Л. Д. Менделеева)

Ещё в 14 лет он увидел однажды Любочку Менделееву и влюбился.

Я – Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетёт коварство сети,

И в сердце – первая любовь

Жива к единственной на свете,-

писал тогда Блок.

Вскоре Блок делает официальное предложение Любови Менделеевой и получает согласие ее родителей на брак. Через полгода, в августе 1903 года, они обвенчались. А еще через полгода вышел его первый сборник под названием «Стихи о Прекрасной Даме», на который вдохновила его Любовь Менделеева. « Ты - мое Солнце, мое Небо, мое Блаженство. Ты первая моя тайна и последняя моя надежда. Если мне когда-нибудь удастся что-либо совершить и на чем-нибудь запечатлеться, оставить мимолетный след кометы, то это будет Твое, во имя Тебя и для Тебя. Я – твой раб, слуга, пророк и глашатай», - писал Блок молодой жене во время разлуки. Ей он посвятил великое множество стихотворений (слайд «А. Блок и

Л. Менделеева»):

Целый день передо мною,

Молодая, золотая,

Ярким солнцем залитая,

Шла Ты яркою стезею.

Так, сливаясь с милой, дальней,

Проводил я день весенний

И вечерней светлой тени

Шел навстречу, беспечальный.

Дней блаженных сновиденье -

Шла Ты чистою стезею.

О, взойди же предо мною

Не в одном воображеньи!

(Слайд «Блок и К. Чуковский»). Корней Чуковский вспоминал: «Когда я познакомился с ним, он казался несокрушимо здоровым – широкоплечий, рослый, красногубый, спокойный; буйное цветение молодости чувствовалось и в его великолепных кудрях, которые каштановыми прядями окружали его лоб как венок. Никогда ни раньше, ни позже я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно, ощутимо и зримо исходил магнетизм. Трудно было в ту пору представить себе, что на свете есть девушки, которые могут не влюбиться в него. Правда, печальным, обиженным и даже чуть-чуть презрительным голосом читал он свои стихи о любви. Казалось, он жалуется на неё, как на какой-то невесёлый обряд, который вынужден исполнять против воли»:

Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди - на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний

Не приемлет лазурная тишь...

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло..

И твое золотое весло.

    1. «Незнакомка»

Далее Чуковский вспоминал: «Я помню ту ночь, перед самой зарей, когда он впервые прочитал «Незнакомку», - кажется, вскоре после того, как она была написана им. По нашей неотступной мольбе уже в третий, четвёртый раз прочитал он эту бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным, безвольным, трагическим голосом… И вдруг, как только он произнёс последнее слово, из Таврического сада какой-то воздушной волной донеслось до нас многоголосое соловьиное пение…»(слайд: репродукция картины И. Крамского «Незнакомка», звучит аранжировка «Незнакомка», В. Новожилов)):

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
(24 апреля 1906, Озерки)

    1. А. Блок и «Снежная маска» (Н. Волохова)

(Слайд Н. Волохова). 30 декабря 1906 года Блок вместе с Любой пришел на «Бумажный бал», проходивший после успеха «Балаганчика», где играла молодая актриса Наталия Волохова. Люба вовсю кокетничала с Чулковым, а он сам ни на шаг не отходил от Волоховой. Они отпускали друг другу иронические реплики, но что-то в этой иронии таилось неопределённое, волнующее, ускользающее… Они балансировали на грани, и оба знали это, и оба в тот вечер не решились через эту грань переступить. Когда под утро они расставались, Волохова попросила его написать для неё стихи, которые могла бы читать со сцены.

На новый 1907 год Александр Блок прислал ей коробку роз и стихи: «Я в дольний мир вошла, как в ложу». За десять дней, с 3 по 13 января, он написал цикл из 30-ти стихотворений – «Снежную маску».

Я в дольний мир вошла, как в ложу.

Театр взволнованный погас.

И я одна лишь мрак тревожу

Живым огнем крылатых глаз.

Они поют из темной ложи:

"Найди. Люби. Возьми. Умчи".

И все, кто властен и ничтожен,

Опустят предо мной мечи.

И все придут, как волны в море,

Как за грозой идет гроза.

Пылайте, траурные зори,

Мои крылатые глаза!

Взор мой - факел, к высям кинут,

Словно в небо опрокинут

Кубок темного вина!

Тонкий стан мой шелком схвачен.

Темный жребий вам назначен,

Люди! Я стройна!

Я - звезда мечтаний нежных,

И в венце метелей снежных

Я плыву, скользя...

В серебре метелей кроясь,

Ты горишь, мой узкий пояс -

Млечная стезя!

Роман актрисы и поэта длился два года и был для него мучительным и нерадостным. Любовь к Волоховой его томила, она не несла желанного успокоения, нервы были напряжены, он готов был в любую минуту взорваться. А. Белый, его друг, кузен, и тоже поэт,- единственный, кто разглядел в нём глубоко таившуюся душевную боль. Надо было либо решительно рвать с Любой и жениться на Наталии, либо рвать с Натальей и возвращаться к Любе. Он не мог решиться ни на то, ни на другое. Люба нервничала, их семейная жизнь давно была на изломе, атмосфера в доме становилась все невыносимее. В 1908 году 1 марта Наташа укатила в Москву, он вернулся к Любе.

    1. А. Блок и его «тревожная поэзия»

Мощное движение русской жизни в начале XX века захватило Блока. Бурный ветер перемен, идущее со всех сторон брожение, явные признаки кризиса и раздела старой культуры, стремительный водоворот событий – всё это нахлынуло на Блока, ворвалось в его внутренний мир, создало музыку, краски, атмосферу его «тревожной поэзии».

В поэме «Возмездие» сам Блок так охарактеризовал свое время:

Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

Пожары дымные заката

(Пророчества о нашем дне),

Кометы грозной и хвостатой

Ужасный призрак в вышине,

Безжалостный конец Мессины

(Стихийных сил не превозмочь),

И неустанный рев машины,

Кующей гибель день и ночь,

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлет аэроплана

В пустыню неизвестных сфер...

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...

Обратим внимание на слова: «И страсть, и ненависть к отчизне». 9 декабря 1908 года блок писал К. Станиславскому: «В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела, прямой, как стрела… Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно, произношу я имя: Россия. Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель».

В этот же период произошла личная драма в отношениях с Любовью Дмитриевной: она ушла к его самому близкому другу – поэту Андрею Белому. Блок, безмерно любивший обоих, великодушно простил им эту двойную измену, он не опустился до злой ревности и мести. Это ей – своей жене, своей Прекрасной Даме, посвятил он полное драматизма и трагизма стихотворение, написанное в форме любовного послания героя, обуреваемого страстным желанием вернуть ушедшую любовь:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем.,

Вино и страсть терзали жизнь мою...

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла;

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла...

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

В стихотворении признание в любви завершается осознанием её невозвратимой утраты. Любовь к женщине была такой всепоглощающей, что заставляла героя забыть об иных ценностях: «о доблестях, о подвигах, о славе».

После такого признания Любовь Менделеева вновь вернулась к мужу, но отношения были холодными. Поэт, который написал об одной только женщине - Прекрасной даме 687 стихотворений подряд, вдруг замолчал на целых 2 года. Ни одной строчки о любви! Наступила полоса раздумий и разочарований в любви, в революции и смысле жизни.

Наступила осенняя ясность тридцатилетнего, потом тридцатипятилетнего возраста. К тому времени Блок овладел всеми тайнами своего мастерства. Прежнее женственно-пассивное непротивление звукам сменилось мужественной твёрдостью мастера. Но его тяжкая грусть стала ещё более тяжкой и словно навсегда налегла на него. Губы сделались мрачны, суровы, требовательны. В лице появилась даже как будто надменность, лицо стало казаться ещё более неподвижным, застывшим…

К Октябрьской революции у Блока было особое отношение. О ней не говорить он не мог. В 1918 году, когда появилась поэма «Двенадцать», он сделал такую запись в дневнике: «Сегодня я гений!»

«Двенадцать» - самое загадочное творение поэта. Это было нечто, написанное от лица народа, во имя народа и для народа.

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком - ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит - ах, бедняжка!

От здания к зданию

Протянут канат.

На канате - плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию!»

Старушка убивается - плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат,

Такой огромный лоскут?

Сколько бы вышло портянок для ребят,

А всякий - раздет, разут...

……………………………………………..

И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Их винтовочки стальные
На незримого врага...
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга...
Да в сугробы пуховые -
Не утянешь сапога...

Так идут державным шагом,

Позади - голодный пес,

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

Впереди этого шествия – Иисус Христос «в белом венчике из роз». Вечным вопросом останется образ Христа, замыкающий поэму. Сам Блок объяснял этот образ тем, что во время прогулки в метельную ночь ему привиделось нечто летящее над заснеженными улицами города. И он поверил, что видение это было страдающим богом.Пожалуй, никогда до конца не будет разгадан христианский финал поэмы.

Вечерами все кружилось в безумном вихре и исчезало во вьюжной пелене. Когда Блок забывался в коротком тревожном сне, и его обступали маски и тянули в разные стороны, он не сопротивлялся, давал вовлечь себя в игру, прекрасно сознавал, что под одной из них прячется Ксения, под другой Люба, под третьей - Наталья, под четвёртой – русская Кармен.

Вскоре поэт окончательно простился со всеми в стихах:

Та жизнь прошла,
И сердце спит,
Утомлено.
И ночь опять пришла,
Бесстрашная - глядит
В моё окно.

И выпал снег,
И не прогнать
Мне зимних чар…
И не вернуть тех нег,
И странно вспоминать,
Что был пожар

Вскоре Блок перестал слышать музыку окружающего мира. Связь времен прервалась, мир потерял устойчивость, поэт, человек – точку опоры. Его всё больше и больше угнетало чувство непомерной усталости. Взвалив на себя все беды мира, он надорвался от непосильного груза. Он не мог больше освобождать звуки от хаоса, придавать им форму и осуществлять предназначение поэта – нести гармонию в мир. Вместе с поэзией уходила и жизнь. Быть стало невмоготу. Жить без божества, без вдохновения он не мог… Он убедился, что жизнь без всего этого бессмысленна.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века,
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала.
Аптека. Улица. Фонарь.

Не так уж и плохо, потому что и в этом страшном мире звучит парадоксальная идея бессмысленности смерти: «Умрешь – начнешь опять сначала…». Значит, есть жизнь, значит, есть он, поэт Александр Блок, значит, будет он всегда!

    Анализ стихотворений из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»

Цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»

Стихи, посвященные Любови Дмитриевне Менделеевой;

В этой книге Любовь принимает характер возвышенного служения, молитв не обыкновенной женщине, а «Владычице Вселенной»;

Стихи этого цикла - своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний;

Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему, а конкретно - любви

План анализа стихотворения:

    Выразительное чтение стихотворения;

    Работа над текстом стихотворения (тема, мысль, образы, мотивы и др.)

    Выводы

Вхожу я в темные храмы…(1902)

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

А) Какова эмоциональная атмосфера стихотворения?

Таинственная, волшебная, загадочная, манящая

Б) Какими средствами художественной выразительности создается эта атмосфера? Каковы предметный ряд, цветововая гамма стихотворения?

С помощью антитезы (контрастная цветовая гамма - «темные», «красные»)

С помощью деталей (лампада, колонны)

Возвышенное, тайный мир…

В) Каким предстает лирический герой? Чем он занят, кого ждет? Каково его психологическое состояние? Какой частью речи передается его состояние?

Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряжения, ожидания Прекрасной Дамы;

Его состояние передается выразительными глаголами «вхожу», «жду», «дорожу».

Г) Какой предстает Прекрасная Дама? Прорисованы ли ее внешний облик? Какими средствами создается ее образ?

Героиня лишена внешних черт, ее облик возникает лишь в воображении героя. «Бесплотность» героини подчеркивается автором («Только образ, лишь сон о ней…»)

Т.о., Прекрасная Дама предстает в неясном, туманном облике.

Д) Какие важные мотивы участвуют в создании образа Прекрасной Дамы?

Обстановка храм;

Глубокие цвета;

Величественные имена, которыми лирический герой наделяет ее («Величавая Вечная Жена», «Святая», «Милая», «Милая», «Прекрасная Дама»), т. е. благозвучные эпитеты;

Эмоциональное состояние героя.

Все это создает образ возвышенной, божественной, неземной Прекрасной Дамы. Лирический герой испытывает благоговейное поклонение и трепет.

Е) Общий тон стихотворения (музыкальность, ритмик) каков?

В создании образа Прекрасной Дамы участвуют музыка стиха (стихотворение строится на ассонансе – повторении похожих по звучанию гласных звуков).

Ж) Кого напоминает Прекрасная Дама?

Выводы: символический образ Прекрасной Дамы сливается с образом традиционно религиозным – образом Богоматери, животворящего начала. Ощущается молитвенно-возвышенное состояние души, ждущей откровения, преображения с появлением Прекрасной Дамы, с появлением Ее.

З) Повторное выразительное чтение стихотворения.

«Я, отрок, зажигаю свечи…»


Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.


Люблю вечернее моленье

У белой церкви над рекой,

Передзакатное селенье

И сумрак мутно-голубой.


Покорный ласковому взгляду,

Любуюсь тайной красоты,

И за церковную ограду

Бросаю белые цветы.


Падет туманная завеса.

Жених сойдет из алтаря.

И от вершин зубчатых леса

Забрезжит брачная заря.

А) Каковы предметный ряд и цветовая гамма стихотворения?

Детали храма: свечи, кадильный огонь, вечернее моленье, белая церковь, церковная ограда, алтарь;

Цветовая гамма:

Белый - символ святости, образ невесты.

Б) В каком облике предстает лирический герой?

Герой – отрок, полностью отдающий себя ожиданию, которое переживается им как служение идеалу. Образ героя наделен психологической глубиной, ему приданы черты послушника, рыцаря – земного человека.

В) Как изображена Прекрасная Дама?

Героиня по-прежнему невидима и неслышима («Она без мысли и без речи»), она «бесплотна», «непостижима».

Г) Какой мотив господствует в стихотворении?

Мотив сна, передаваемый через мотивы сумрака и тумана («Сумрак голубой», «Туманная завеса»), создает ощущение недосказанности.

Д) В чем сходство лирического сюжета двух рассмотренных стихотворений?

Лирический герой все в том же ожидании явления возлюбленной, а Прекрасная Дама все принадлежит идеальному, неземному миру.

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...
О прекрасной даме * * *
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
4 июня 1901 (Шахматово)

А) Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного стихотворения по сравнению с рассмотренными выше?

Мотив ожидания, становящегося все более напряженным по мере приближения встречи («Предчувствую тебя…»), соединяется с мотивом страха («Но страшно мне…»).

Б) Какова атмосфера стихотворения?

Соединение двух мотивов создает особый драматизм, который подчеркивается образом – символом огня («весь горизонт в огне»), эпитетами «нестерпимо», «горестно», «низко», контрастирующими со словами «ясен», «лучезарность».

В) Чем объясняется страх героя?

Страстно жаждущий идеала лирический герой боится разочарования, обмануться, потому что, обретя земное воплощение Прекрасная Дама может оказаться несхожей с его представлениями о ней, может утратить свою «идеальность», свою божественность.

Г) Почему Блок во всех этих стихотворениях местоимения «ты», всегда пишет с заглавной буквы?

Блок этим подчеркивает, что Прекрасная Дама для лирического героя – божество.

Выводы: т.о. рядом с желанием встречи возникают сомнения в ее осуществимости, в достижимости воссоединения земного и небесного.

__________________________________________________________________

3. Читаются выразительно стихотворения из книги «Стихи о Прекрасной Даме»

«Мне снились веселые думы…» (1903)

«Скрипка стонет под горой» (1903)

«Девушка пела в церковном хоре…» (1905)

Выводы: Стихи о Прекрасной Даме выделяются три облика и три плана лирической героини:

1. в космическом плане – Душа Мира;

2. в религиозном плане – Царица Небесная;

3. в повседневном плане – возлюбленная, в которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой.

    Итоги занятия. Оценивание. Домашнее задание

Творчество А. Блока всегда будет волновать читателей, так кА он писал о вечном, о том, что волновало людей: о жизни, о счастье, о любви. В 1925 году в цикле «Медальоны» Игорь Северянин его сравнит с Демоном Врубеля, скажет о нем всю правду:

Красив, как Демон Врубеля, для женщин
Он лебедем казался, чье перо
Белей, чем облако и серебро,
Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем...

Благожелательный к меньши́м и мéньшим,
Дерзал - поэтно - видеть в зле добро.
Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел.
Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.

Он тщетно на земле любви искал:
Ее здесь нет. Когда же свой оскал
Явила смерть, он понял: Незнакомка...

У рая слышен легкий хруст шагов:
Подходит Блок. С ним - от его стихов
Лучащаяся - странничья котомка...

Вот в этом был весь Блок

Сочинение

Стихи о «Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его
многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое
гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения...

Стихи о «Прекрасной Даме» были написаны в конце 19 века и начале 20 века, сложное, смутное время; время
переоценки ценностей, пересмотра жизненных принципов; время репрессий и революций, протеста, унижений и
игнорирования человека, как личности. Страдали все от крестьянина до дворянина. Таким образом, люди
измученные безжалостной реальностью искали отдушину, покоя в мистическом.

Огромное влияние на формирование мировоззрений многих современников Блока оказала философия Соловьева,
особенно тезис: «сама любовь мира открыта через любовь к женщине…в любви – спасенье наше…» , так же и наш
поэт, создавая свои маленькие произведения, пытался укрыться от серой, грубой реальности, искал спасенья в
райском, возможно даже утопическом, мире своей бесконечной любви к "Прекрасной Даме", в красоте ее,
"Вечной Женственности». Поэт целиком растворялся в омуте прекрасных грез, поклонии этой небесной богине, он
отчетливо видел каждую черту её лица, знал все о сотворенном его мыслью существе, он был рабом своей мечты:

Твоих страстей повержен силой,

Под игом слаб.

Порой - слуга; порою - милый;

И вечно - раб.

Блок почему-то предчувствовал приход этой удивительной девы, боялся что по пути в реальность нежное создание
потеряет часть своей первозданной красоты:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В страхе перед ужасным, обжигающим и разъедающем все на своем пути стихийным миром, Александр Александрович
сам начинает искать свою "Прекрасную Даму": мягкий, завораживающий голос в суетливых магазинчиках, тихое
дыхание в шуме не утихающей улицы, скромный взгляд в толпе прохожих... Ищет бездушное, бессловесное творенье
свое - находит еще более прекрасную, настоящую, живую женщину, независимую и свободную, как ветер легкую и
прозрачную... Душа его была переполнена радостью, надеждой на счастье, он хотел взять свою любимую под руку и
лететь к свободному будущему. Сила красоты Лидии Дмитриевны Менделеевой (Это была поистине «Прекрасная Дама»:
грациозна, воспитана. Она озаряла всех не только светом добра сердца своего, но и внешне была подобна золотому
лучику солнца в серой пыли настоящего: русая коса аккуратно спускалась до пояса, огромные сапфировые глаза
нередко будили искренние улыбки на усталых лицах обычных людей.) была настолько велика и светла, что он не
страшился пораниться об острые шипы всепоглощающего времени, о злые «кроличьими взгляды пьяниц»,насмешки
«двенадцати» в том долгом и бездонном пути к сияющей где-то вдали звездочке высшего довольства:

И полны заветной дрожью

Долгожданных лет,

Мы помчимся к бездорожью

В несказанный свет.

Так поэт полюбил земную женщину, навсегда похоронив где-то в недрах своей души образ мечты своей. Вот что он
тогда ощущал:

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло…

И твое золотое весло.

Но тем не менее «Прекрасная Дама» была все еще жива, она просто перевоплотилась, как и чувства Блока. Они
стали еще более возвышенны и одновременно ближе к действительности. Александр Александрович все еще до конца
не верил в реальность существования Лидии Дмитриевны. Он любил её чистой, искренней, божественной любовью,
дрожал от мысли спугнуть ее, верил в то, что она упорхнет, как бабочка, если услышит шаги вблизи, и потому
очень долго просто любовался совершенством её красоты:

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

В те моменты влюбленный точно знал, что именно эта девушка и есть его «Величавая Вечная Жена», та самая
половинка, которую ему посчастливилось встретить в самом начале жизни:

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

Это была действительно она. В январе 1903 года состоялось торжественное бракосочетание Александра
Александровича Блока и Лидии Дмитриевной Менделеевой.

С этой женщиной великий поэт прожил до последнего дня своей жизни, и до последнего вздоха он не переставал её
любить. С годами чувство это крепло, в самые тяжелые минуты только мысль о любимой помогала выжить и давала
силы вновь и вновь подниматься и идти дальше к своей заветной цели, хоть немного отвлечься от злой
несправедливости бытия:

…А там, наточив топоры,

Веселые красные люди,

Смеясь, разводили костры…

Со мною – весенняя дума,

Я знаю, что Ты не одна…

Скрипки стон неутомимый

Напевает мне: «Живи!»

Образ девушки любимой –

Повесть ласковой любви.

Именно это нежное чувство и освещало весь жизненный путь поэта.

Блок смог гениально изобразить его в своем цикле стихотворений о «Прекрасной Даме». Каждое
из которых есть маленький шедевр, так как было написано под влиянием эмоций, мгновений, обрывков… Все эти
отдельные и слаженные фрагменты живы,каждый из них дышит любовью, и, если прислушаться можно даже ощутить
ритм биения сердца его:

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны!

Поэт перелил бушующую музыку своих чувств в стихи, и теперь каждый из нас может наслаждаться этим чудесным
созвучием в цикле «О прекрасной даме».

В 1904 году впервые опубликовал Александр Блок "Стихи о Прекрасной даме". Анализ, проведенный исследователями его творчества, показывает, что это первый серьезный сборник стихотворений поэта. Он сразу же выделил Александра Александровича среди других художников слова. В нашей статье мы проведем анализ о Прекрасной даме" - одно из лучших творений Александра Александровича.

Чувство к Л. Менделеевой

Интересующий нас цикл был создан под влиянием чувства, которое Блок испытывал к Любови Менделеевой, в будущем ставшей его женой. Боблово, усадьба Менделеевых, была расположена возле Шахматова, родового имения Александра Александровича. Благодаря этому он мог часто видеться со своей будущей супругой. На фото ниже - Блок с Л. Менделеевой.

Влияние учения В. Соловьева

Интересующий нас сборник создан также под влиянием учения В. Соловьева о вечной женственности. Согласно этому философу, Вечная Женственность может примирить небесное и земное, божественное и мирское. Благодаря ей обновляется душа поэта. Чувство, которое испытывал А. Блок к Л. Менделеевой, было переосмыслено Александром Александровичем в духе учений о мировой душе Платона и о Вечной Женственности, выступающей в качестве нетленного божественного начала.

Позиция Соловьева полностью соответствует мнению Блока этого периода. Философ смотрит на Вечную Женственность как на явление, имеющее космический масштаб. Поэт также видит в своей возлюбленной воплощение божественного начала. Мы можем судить об этом по письмам, адресованным Любови Менделеевой. Эти взгляды Александра Александровича и определили общий характер его поэтического цикла под названием "Стихи о Прекрасной даме". В героиня цикла - мистический, непостижимый образ ("Святая, "Дева", "Непостижимая"). Порой это и реальная женщина, которая имеет конкретные черты: высока, стройна, всегда надменна и сурова.

Мистический ореол

Мистическим ореолом отмечен сборник его позволяет заметить, что ощущение нереальности всего происходящего усиливают поэтические эпитеты, такие как в тихой заводи, неведомые тени, белое платье. Они окружают мистическим ореолом чувство автора. Любовь лирического героя переходит в поэзию полутонов, символов, намеков. Это чувство - состояние души. Оно одновременно заставляет переживать лирического героя и пленяет его. Александр Александрович обращается к символу, переводящему восприятие из мира реально-конкретных вещей в таинственный, непостижимый, смутно угадываемый мир. Такой взгляд на искусство и определил общий символический характер интересующего нас цикла.

"Девушка пела в церковном хоре..."

Давайте обратимся к этому стихотворению, проводя общий о Прекрасной даме" - цикл, одним из самых известных произведений которого является именно оно. наполнено следующими символами: "белое платье", "белое плечо" и сияющий луч на нем, "голос, летящий в купол". В этом произведении эпитет "белый" подчеркивает ощущение умиротворения, покоя, тишины, исходящее от голоса героини, который характеризуется как "летящий в купол". Девушка поет об ушедших в море кораблях, о людях, оказавшихся в чужом краю, о тех, кто забыл свою радость. Финал этого стихотворения мистичен. Он вовсе не оставляет нам ощущение счастья. Блок пишет, что ребенок, "причастный тайнам", плакал о том, что никто не вернется назад.

"Вхожу я в темные храмы..."

Продолжим Блока. "Стихи о Прекрасной даме" - цикл, в котором представлено множество интересных произведений. Одно из них - "Вхожу я…". Это творение Александра Александровича было создано в 1902 году. Оно является центральным произведением цикла "Стихи о Прекрасной даме" (Блок). Анализ стихотворений, включенных в него, позволяет выявить некоторые интересные особенности. В частности, в рассматриваемом нами произведении лирическому герою лишь чудится образ "Вечной Жены", величавой Прекрасной Дамы. Это символ настоящей любви. Вместе с тем лирический герой ждет встречи с Милой, а также боится собственного чувства.

Цикл "Распутья"

Цикл "Распутья", созданный в период с 1902 по 1904 год, замыкает книгу "Стихи о Прекрасной даме" (Блок). Анализ его позволяет заметить, что он стоит как будто стоит особняком от других произведений книги. В этих стихотворениях Блока возникает мотив растерянности, тревоги. У лирического героя появляются мысли о том, что в реальной жизни обретение гармонии невозможно. Внимание автора переключается на современную ему действительность. Он изображает реальный город, его интересует мистика страсти и природы.

"Трилогия вочеловечивания"

Первый том этого цикла составляют в основном "Стихи о Прекрасной даме". Блок, анализ стихотворений которого и в наше время проводит множество исследователей, самостоятельно подготовил свой сборник к изданию. Он распределил его по 3-м книгам, объединив их под названием "Трилогия вочеловечивания". Вместе с тем в первом томе намечены и другие темы. Это связь с "повседневностью", социальные вопросы ("Из газет", "Плачет ребенок…", "Фабрика" и др.). Возникает мотив "конца мира", как показывает анализ стихов Блока. "Стихи о Прекрасной даме" наполняются новыми мотивами. Полный теней, оборотней, призраков современный город напоминает читателю картины Апокалипсиса. Плачущий ребенок оказывается не нужным никому, женщины выбрасываются из окон… Несмотря на то что в этих стихотворениях представлено обилие реалистических деталей, автор все-таки сохраняет их символистскую сущность. В произведении "Фабрика" черный и желтый цвета ("черный кто-то", "окна желты" и т. д.) символизируют сущность людей, которые наделены деньгами и властью. Они оказываются бездуховными. Поэт, который слышит все "со своей вершины", не участвует в происходящем.

Итак, мы вкратце охарактеризовали "Стихи о Прекрасной даме" (Блок). Анализ наш вы можете дополнить собственными размышлениями, поскольку мы отметили лишь основные особенности данного цикла.

Особенности класса: индивидуальное надомное обучение.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Проблема и обоснование использования ИКТ: в настоящее время ученики, в большинстве своем, не проявляют интереса к поэзии, часто не понимают смысла того или иного поэтического произведения. Использование ИКТ на данном уроке направлено на создание зрительно воспринимаемого образа лирической героини цикла “Стихи о Прекрасной Даме”, на формирование интереса к поэзии.

Цели урока:

  • показать особенности поэтики первой книги А.Блока (ANTE LUCEM, “Стихи о Прекрасной Даме”);
  • уточнить представление о символизме;
  • формировать интерес к художественному слову.

Оборудование урока: схема урока <приложение1 > , презентация к уроку <приложение2 > , компьютер.

Методические приемы:

  • лекция с элементами беседы;
  • комментированное выразительное чтение учеником.

Ход урока

I. Организационный момент: сообщение темы и целей урока.

II. Опрос-уточнение:

Символизм (старшие символисты, младшие символисты – основные принципы:сходства и отличия).

III. Слово учителя

Раздел первой книги А. Блока ANTE LUCEM является прологом цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.“Ante lucem” – то есть “до света” – так Блок иносказательно называл момент перед встречей с Л.Д.Менделеевой.

Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” был вдохновлен Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью знаменитого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Стихи, составившие ядро первой книги лирики А.Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюбленности поэта. В дневнике 1919 года Блок написал: “…когда я носил в себе великое пламя любви”. Эта книга – истинное начало, исток всего творчества А.Блока.

В марте 1908 года поэт писал: “Стихи о Прекрасной Даме” – ранняя утренняя заря, те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество, мгла, тишина – закрытая книга бытия, которая пленяет недоступностью…. Там все будущее – за семью печатями. В утренней мгле сквозит уже чародейный, Единый Лик, который посещал в видениях над полями и городами….”.

Книга написана в одиночестве. В ней деревенское преобладает над городским. Это повесть о том, как молодой человек из своей возлюбленной создал образ Лучезарной Девы, а весь окружающий ее деревенский пейзаж преобразил в неземные селения.

Тема всей книги – “Вечно женственное, несомненное”.

В ранних стихотворениях А.Блока часто встречаются такие слова:

“Кто-то ходит…кто-то плачет”,
……………………………………….
“Кто-то зовет…кто-то бежит”,
………………………………………
“Кто-то крикнул…кто-то бьется”.

Кто-то, а кто, неизвестно. Будто приснилось во сне. Вместо точных подлежащих – туманные. А если и сказано кто, то невнятно:

“Белый смотрит в морозную даль”,
……………………………………….
“Прискакала дикой степью
На вспененном скакуне”.

Прискакала, а кто, неизвестно. Подлежащего не было. Поэт мыслил одними сказуемыми, которые, чаще всего, стояли в начале стихотворения:

“Блеснуло в глазах. Метнулось в мечте.
Прильнуло к дрожащему сердцу”.

А что блеснуло, метнулось, прильнуло – это оставалось несказанным. Такие бесподлежащные строки отлично затуманивали речь. А мы знаем, что один из главных принципов поэтов-символистов – недосказанность, тайна намека.

Такой прием придавал повествованию дремотную смутность”. Таким сбивчивым и расплывчатым языком поэт повествовал о той тайне, которая долгие годы была его единственной темой. Этот язык как бы создан для тайн. Недаром само слово “таинственный” играет такую огромную роль в ранних стихотворениях А.Блока. Он прилагал это слово ко многим предметам и окрашивал им свои ранние стихи.

Релаксация (обращение к ученику):

Закрой глаза, нарисуй в своем воображении образ Прекрасной Дамы на основе впечатлений от самостоятельно прочитанных стихотворений из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.

Продолжение лекции.

Таинственный сумрак, таинственный мол, таинственное дело – всюду у него были тайны и таинства. И тайной для него была та Таинственная, которой он посвятил свою первую книгу стихов. эту Таинственную он величает: (комментированное, выразительное чтение учеником) Мадонной:

“Она молода и прекрасна была
И чистой мадонной осталась,
Как зеркало речки спокойной, светла.
Как сердце мое разрывалось!..”

“Она молода и прекрасна была...”

Вечно Юной:

“То Вечно-Юная прошла
В неозаренные туманы”.

Язычницей младой:

Мне непонятно счастье рая
Грядущий мрак, могильный мир…,
Назад! Язычница младая
Зовет на дружественный пир!”

“Измучен бурей вдохновенья..”

Девой, Зарей, Купиной

“Белая ты, в глубинах несмутима,
В жизни строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима
Дева, Заря, Купина”.

“Странных и новых ищу на страницах…”

Милым другом, Красотой:

“Милый друг! Ты юною душою
Так чиста!
Спи пока! Душа моя с тобою,
Красота!”

“Милый друг! Ты юною душою…”

Виденьем и Спасеньем:

“Торжественно звучит на небе звездный хор.
Меня клянут людские поколенья,
Я для Тебя в горах зажег костер,
Но ты – виденье.
Ищу спасенья.
………………………
Я ждал Тебя. Я дух к тебе простер,
В Тебе – спасенье!”

“Ищу спасенья…”

Царевной:

“Терем высок и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Кто поджигал на заре терема,
Что вдохновляла Царевна Сама?”

“Отдых напрасен, дорога трудна…”

Подругой желанной:

“Встану я в утро туманное.
Солнце ударит в лиц
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?”

“Встану я в утро туманное…”

Волшебницей:

“Ты в белой вьюге, в снежном стоне
Опять волшебницей всплыла”,

“Я долго ждал – ты вышла поздно…”

Таинственной Девой:

“Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву”.

“Ночью вьюга снежная…”

Владычицей, Красотой:

“Все виденья так мгновенны –
Буду ль верить им?
Но Владычицей вселенной,
Красотой неизреченной,
Я, случайный, бедный, тленны
Может быть, любим”.

“Сны раздумий небывалых…”

Хранительницей:

“Я знал Тебя, мой вечный друг,
Тебя, Хранительница-Дева”.

“Любил я нежные слова…”

Прекрасной Дамой:

“Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад”.

“Вхожу я в темные храмы…”

Недоступной мечтой:

“Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему.
Я примчуся верней порою,
В упоеньи мечту обниму

“Ты горишь над высокой горою”

Величавой Вечной Женой, Святой:

“О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!

“Вхожу я в темные храмы…”

Таинственность была главным свойством лирической героини Блока. Мы не знаем, кто она, какая она. Знаем только, что она таинственна. Ее образ вечно зыблется, клубится, двоится: не то она звезда, не то женщина, не то икона.

Только уклончивая, сбивчивая, невнятная, дремотная речь Блока могла передать Таинственность образа. Если бы поэт не смог говорить таким языком, то эта тема иссякла бы на первой же странице. Всякое отчетливое слово убило бы Прекрасную Даму.

Но он всегда говорил о ней так, будто он уже за чертой человеческой речи, будто он собирается рассказать несказанное, будто все его слова – только намеки на какую-то неизреченную тайну.

Все хаотично в этих дремотных стихах, но с самого начала в них четко и резко выделились два слова, два образа: Свет и Тьма.

Всю первую книгу А. Блока можно было бы назвать “Книга о Свете и Тьме”:

“Пусть светит месяц – ночь темна…”
……………………………………………..
“Ступлю вперед – навстречу мрак,
Ступлю назад – слепая мгла”.

И единственным огнем его ночи была та, кого он называл “Лучезарная”. Все, что в природе есть огненного, было связано для него с ее образом, а все, что не она – была тьма.

Стоило ему упомянуть о ней, возникало видение огня: либо светильника, либо зари, либо маяка, либо пожара, либо звезды.

И к звукам он прислушивался только к таким, которые говорили о Ней. Все другие звуки мешали ему слушать Ее:

“Кругом о злате иль о хлебе
Народы шумные кричат…”

Но что ему до шумных народов. К людям в то время поэт относился холодно. Он еле следил за их смутными мирскими делами. Вся жизнь человечества казалась ему суетными мирскими делами, от которых чем дальше, тем лучше.

А когда ему пришлось на миг оторваться от видений, сновидений и взгянуть на суетливые мирские дела, то он увидел в них только бессмысленную боль.

Святость его возлюбленной была для него непререкаемой истиной:

“О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!”

Ее образ часто являлся ему в окружении церковных святынь и был связан с колокольным звоном, хором ангелов, иконами, соборами.

Замечательно, что он никогда не чувствовал ее слишком близкой к себе. Ему неизменно казалось, что она неблагосклонна и сурова, надменно строгая и забыла о нем, но он медлит, прислушивается, шепчет: “Приди…”.

Любовь принимает характер возвышенного служения, молитв, возносимых не простой женщине, а Владычице Вселенной:

“…Здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты”.

“Прозрачные, неведомые тени...”

Можно отметить три облика лирической героини цикла “Стихи о Прекрасной Даме”: в космическом плане – Душа Мира; в религиозном плане – Царица Небесная; в повседневном плане – Возлюбленная.

Символ становится знаком иного мира. Мир и все в этом мире рассматривается как символ бесконечного. Весна, заря, туманы, сумрак, тени, сны становятся сквозными образами книги. А.Блок метафорический смысл превращает в символы: сквозь привычный смысл просвечивает тайный, запредельный – и мир романтически преображается, становится таинственным. Постичь его можно лишь мистически.

Так символы призваны были стать своеобразными ключами к постижению тайн.

Для А.Блока назначение поэзии – откровение бесконечного в конечном, откровение тайн.

Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические предзнаменования переполняют стихи поэта. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую Блок воссоздает в отвлеченных или обобщенных символистских образах.

Вопросы к ученику:

  1. Назови поэтические особенности цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.
  2. Имеют ли названные тобой поэтические особенности какое-либо отношение к принципам символистов и, если – да, то какое?

Домашнее задание

Разобрать (по выбору ученика) стихотворение по схеме:

  • история создания;
  • тема;
  • идейный замысел;
  • многообразие символов;
  • центральный образ.

Александр Блок поэт-символист, который жил на рубеже веков, в смутное время, когда велась переоценка ценностей, пересмотр принципов жизни. И вдруг «Стихи о Прекрасной Даме»? Во времена протестов, репрессий, подавления человека, как личности независимо крестьянин ты или дворянин. В такое время хотелось хоть как-то спастись от действительности. Вот как раз писатели и стали прибегать к символизму, дабы найти отдушину, стали прибегать к мистическому и нереальному.

Стихи о Прекрасной Даме история создания

Блок нашел свою отдушину в любви, в том чувстве, которое окрыляет и возводит до небес. В любви к «Прекрасной Даме», которую стал излагать на листах бумаги. Так появились у Блока «Стихи о прекрасной Даме». В каждом своем произведении он искал спасения, скрывался от серости будней и это ему удавалось. Он, когда писал, попадал в райское место, в мир любви к «Прекрасной Даме», образ которой он сотворил в своих мыслях и стал ему поклоняться «порой — слуга, порою — милый; и вечно — раб»,- как пишет в стихах поэт.

Блок боялся, что в реальном мире он не найдет такой женщины, потеряется созданный им образ: «Но страшно мне: изменишь облик Ты». Однако Блок продолжает искать «Прекрасную даму», он ищет ее везде, слышит ее голос, дыхание на улицах, ищет ее взгляд и находит. Находит намного прекраснее женщину, настоящую, живую.

Он встретил свое счастье, свою любовь в образе Менделеевой Лидии. Его любовь с еще большим рвением стала отображаться на бумаге. Он боялся спугнуть ее, он не хотел, чтобы она упорхнула, будто бабочка, поэтому долго лишь следил за ней, любовался издали, но он понимал, это та самая женщина, та самая «Величавая Вечная Жена», его половинка «не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая — Ты». И он решился сделать предложение. С годами чувства не угасли, а только разгорались, о чем свидетельствуют произведения, вошедшие в цикл под названием «Стихи о Прекрасной Даме».

Кому посвятил Блок Стихи о Прекрасной Даме?

Отвечая на вопрос: «Кому посвятил Блок «Стихи о Прекрасной Даме», с уверенностью можно сказать, ей, Лидии Менделеевой, которая прожила с ним до последнего его дыхания. Только ей одной и прекрасному чувству любви были посвящены такие замечательные шедевры.

Краткий анализ ранней лирики Блока в Стихах о Прекрасной Даме

Работая над «Стихами о Прекрасной Даме» Блока и делая анализ, мы можем сказать, что здесь переплелось «двоемирие»: небо и земля, материальное и духовное. Все стихи, наполнены возвышенными чувствами, здесь ощущается разрыв с действительностью, создание неземных идеалов. Когда читаешь стихи о прекрасной женщине, начинаешь понимать все чувства, которые испытывал поэт и кажется, будто бы читаешь его жизнь, ведь не зря же раннюю лирику Блока «Стихи о Прекрасной Даме» назвали лирическим дневником поэта.