Изучение основных характеристик жизненной стратегии человекаизучение основных характеристик жизненной стратегии человека. Исследование жизненных стратегий в отечественной и зарубежной литературе Формирование стратегии в жизни

Введение

Жизненная стратегия – способ организации человеком собственной жизни, способность к приведению жизненных условий в соответствие с собственными ценностями и индивидуальным своеобразием. Жизненная стратегия личности – достаточно устойчивое образование, в основе которого лежат ценностные ориентации человека. Ценности можно описать как некие идеальные цели, задающие точку отсчета при оценивании тех или иных событий; наиболее общие смысловые образования, придающие личности определенную целостность; наиболее устойчивые мотивационные образования, соотносимые с жизнедеятельностью в целом и обладающие высокой степенью стабильности; критерии выбора, по которым человек строит свое отношение к миру, окружающим, самому себе. Таким образом, основываясь на ценностях, жизненные стратегии представляются стабильными, устойчивыми образования, которые организуют целостность жизнедеятельности, определяют способ бытия человека. Такая устойчивость обеспечивает человеку относительную независимость поведения от влияний внешней среды. Жизненная стратегия – один из регуляторов социального поведения.


Проблемы жизненного пути личности

Впервые понятие жизненного пути и идея субъекта жизни были предложены С.Л. Рубинштейном в середине 30-х годов.

В отличие от многих психологов С.Л. Рубинштейн не только видел психологический аспект проблемы жизненного пути, выделял субъективную картину жизни, но подчеркивал необходимость учета объективных проявлений субъекта, его способность реально изменить жизнь. Для Рубинштейна жизненный путь – это не только движение человека вперед, но и движение вверх, к лучшим проявлениям человеческой сущности, к достижению личностного совершенства. Сознание, активность, зрелось личности рассматриваются Рубинштейном как "высшие личностные образования", которые выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути человека как субъекта деятельности. Основным определяющим фактором в теории С.Л. Рубинштейна выступает активность и творчество личности как организатора и преобразователя своей жизни.

В 60-х годах в СССР конкретными исследованиями жизненного пути занялся Б.Г. Ананьев. Ему принадлежит самое крупное лонгитюдное исследование личности и ее жизненного пути, на основе которого была определена возрастная периодизация и онтогенез развития личности: детство, юность, выбор профессии, зрелость, пик карьеры, старость. Заслугой Б.Г. Ананьева является осуществление детальной проработки проблемы жизненного пути человека.

Б.Г. Ананьев считал, что жизненный путь – это история формирования и развития личности в определенном обществе. Согласно его мнению, жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху, и как история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства жизни. Он разработал понятие индивидуальности как высшего уровня развития человеком своей личности, достижения им вершины жизни.

Исследования жизненного пути человека проведенные С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым положили начало разработке проблемы жизненных стратегий.

Сам термин "жизненная стратегия личности был введен К.А. Абульхановой-Славской, под которым она предполагает принцип опоры на собственные силы, преобразование условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности. Согласно ее мнению, индивидуальность – это не только неповторимость жизни, которая обычно подчеркивается понятием судьбы, как якобы независимой от человека, она еще состоит в способности организовать ее по собственному замыслу.

В настоящее время жизненные стратегии становятся предметом многих психологических исследований. Так психологи Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов выделили несколько типов жизненных стратегий: пассивную типичность, активную типичность, пассивную индивидуальность и творческую уникальность. Они вывели данные типы способов организации жизни из сочетания критериев индивидуального своеобразия и творческой активности личности.

Созонтов А.Е., проведя исследование основных жизненных стратегий студентов выявил две основные тенденции в конструировании молодыми людьми собственной жизни - ориентацию или на бытие, или на обладание.

Кроме того, была создана экспериментальная методика и на ее основе проведено исследование жизненных стратегий в юношеском возрасти М.О. Мдивани и П.Б. Кодесс. Ими было обнаружено, что в каждый определенный период времени можно выделить две характеристики жизненной стратегии: содержание и степень осознанности.


Переживания в становлении личностного выбора

В процессе изучения теоретических аспектов проблемы личностного выбора в психологии мы пришли к выводу, что динамика развития способности совершать внутренне детерминированный выбор, так или иначе, рассматривается в качестве одного из ключевых факторов развития личности в большей части "классических" персонологических концепций, разработанных в рамках бихевиорального, когнитивного, психоаналитического и экзистнециально-гуманистического направлений. В результате теоретического анализа было установлено, что личностным является выбор, в процессе которого актуализируются и трансформируются психологические феномены, являющиеся результатом самосознания и определяющие личность как иерархически организованную целостность, не выводимую из отдельных элементов. К таким феноменам относятся: система ценностных ориентаций и личностных смыслов, система идентичности, мотивационная иерархия, системы аттитюдов и личностных установок. Соответственно, ситуация личностного выбора характеризуется предъявлением требования цельно-личностного опосредствования принятия решения, т.е. актуализации и целесообразной трансформации организующих личность систем.

Личностный выбор является способом и элементарным актом систематизации и структурирования субъективной реальности, чем и определяется его роль в динамике функционирования личности.

В результате проведенного теоретического поиска было выяснено, что предметно проблематика личностного выбора разрабатывалась в сравнительно узком ряду психологических исследований, основными из которых являются: теория самодетерминации личности Э. Деси и Р. Райана, теория целенаправленного поведения Н.Ф. Наумовой и формирующаяся в настоящее время концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева. По мнению последнего, одной из актуальных проблем изучения личностного выбора остается проблема изучения, условий, способствующих и, наоборот, препятствующих формированию личностного потенциала, как интегральной характеристики уровня личностной зрелости, главной формой проявления которой является феномен самодетерминации личности.

По мнению Э. Деси и Р. Райана, становление самодетерминации личностного выбора раскрывается в развитии внутренней мотивации через процесс интернализации и следующей за ней интеграции в "Я" личности системных регуляторов поведения – ценностно-смысловых ориентаций личности. Такая позиция буквально согласуется с положениями теории деятельности о логике развития высших психических функций из категорий интерпсихических в интрапсихические. Однако в своей концепции Э. Деси и Р. Райан также небезосновательно замечают, что "дети появляются на свет с врожденными психологическими потребностями – в автономии, в компетентности и в связи с другими людьми…, что идет рука об руку с мотивированием их продолжающихся стремлений к внутриличностной и межличностной согласованности". Это положение напрямую ассоциируется с одним из основных постулатов экзистенциально-гуманистической психологии о наличии особого класса врожденных психологических "метапотребностей" – развития, психологического роста, самоактуализации и т.п. Указанные положения, безусловно, являются адекватными познавательными конструкциями, однако трудно согласуются между собой, поскольку первое предполагает источником "высших ценностей" человеческую культуру, отраженную в конкретных социальных и межличностных отношениях; второе же с необходимостью требует, чтобы источником этих ценностей была сама природа личности, которая являясь социальной, основывается на врожденных, естественных свойствах человека, как носителя сознания.

Для непротиворечивого согласования идеи существования врожденных психологических потребностей роста и идеи социума, как носителя, в том числе, высших культурных ценностей, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на существование достаточно яркого психологического явления, соотносящего индивидуальное сознание личности с более широким сознанием социума, явления обеспечивающего их интеграцию, в понимании Э. Деси и Р. Райана. Очевидно, что переживание интеграции характеризуется как переживание безусловной, почти абсолютной значимости интегрируемых ценностей, становящихся ценностно-смысловыми доминантами, надстраивающимися над личностной системой и реорганизующими, вследствие того, что мы условно обозначили как высокий генерализационный потенциал последних. Очевидно также, что описываемый процесс не может проходить в обход сознания, поскольку субъектом процесса является самый центр сознания, называемый "Я" личности. Кроме того, важно отметить, что интеграция возможна только при условии личностной готовности к принятию конкретных ценностей (количественная характеристика уровня зрелости личности, отражающая представленность в опыте необходимых отдельных структурных элементов формирующейся системы), внутренней экзистенциальной потребности психологического роста и, конечно, ситуации, являющейся триггером процесса интеграции. Основным итогом интеграции метаценностей, по нашему мнению, является формирование личностной убежденности, выражаемой фразой такого типа: "Для меня это ценно не потому что мир так устроен, что это хорошо или общество это одобряет, но потому что знаю, что я сам так устроен". Из вышесказанного следует, что процесс интеграции является значительным психологическим событием в жизни личности, сопровождающимся яркими эмоциональными переживаниями и когнитивными трансформациями, проявляющими для человека его интернальные метапотребности.

Человек, живя в обществе, постоянно сталкивается с множеством требований, предъявляемых к нему со стороны родителей, учителей, друзей, посторонних лиц и т.д. Каждая личность, в свою очередь, обладает собственными потребностями, желаниями, интересами, которые стремится реализовать. В реальных жизненных обстоятельствах часто происходит столкновение объективных требований действительности и потребностей личности, что рождает разного рода жизненные противоречия. Степень интеграции жизненных требований с потребностями, интересами, ценностями личности приводит к формированию различных жизненных стратегий.

В зарубежной и отечественной психологии количество работ, посвященных рассмотрению жизненной стратегии и ее разновидностей, ограничено. Данный аспект подробно изучался К.А. Абульхановой-Славской и Р. Пехунен в рамках исследования вопроса жизненного пути личности.

В широком смысле К.А. Абульханова-Славская дает следующее определение жизненной стратегии – это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию» . В узком смысле – это разработка определенного жизненного решения для преодоления жизненных противоречий.

В своих работах Р. Пехунен отмечает, что жизненная стратегия вырабатывается личностью. Личность в этом плане разделяется на три подсистемы на основе выполняемой жизненной функции – системы управления, действия и обратной связи. Каждая из подсистем отвечает за различные аспекты жизненной стратегии.

Система управления регулирует целеполагающие характеристики жизненной стратегии:

Ø наличие представления о своем будущем;

Ø избегание либо стремление к нему;

Ø степень иерархии жизненных целей;

Ø экстернальность/интернальность локуса контроля собственной жизни;

Ø наличие временной перспективы (связь прошлого, настоящего и будущего);

Ø диапазон жизненных интересов;

Ø внешняя/внутренняя направленность целей.

Система действий отвечает за достижение жизненных целей.

Ø уровень планирования действий по достижению поставленных целей;

Ø ригидность/пластичность в использовании средств достижения;

Ø специфика установления социальных контактов и деятельности в целом.

Система обратной связи характеризует степень открытости выражения эмоции успеха либо неудачи.

В качестве основания классификации жизненных стратегий Р. Пехунен предлагает рассматривать способ, которым личность разрешает возникающие жизненные конфликты между требованиями и возможностями социальной среды и привычным образом жизни личности . Исходя из вышесказанного, Пехунен выделяет две общие разновидности жизненных стратегий: на этапе обнаружения конфликта и на этапе его преодоления.

В стадии обнаружения конфликта личность, по мнению автора, способна проявлять защитные стратегии двух подтипов: консерватизм и избегание. Суть консервативной стратегии заключается в стремлении личности сохранять привычный образ жизни, не обращая внимания на изменившиеся внешние условия. Консервативная жизненная стратегия обладает нежеланием и неспособностью изменяться в новых условиях жизнедеятельности, четкой и ригидной иерархией жизненных целей, пунктуальностью выполнения повседневных занятий, ограниченностью жизненных интересов.

Стратегия избегания проявляется либо в усилении активности личности в менее конфликтных сферах (активное избегание), либо в изоляции (пассивное избегание). Для личности с такой стратегией свойственно восприятие будущего как угрозы и неизвестности, что приводит к непостоянству жизненных целей, не учитывающих реальных возможностей личности. Во временной перспективе наблюдается преобладание настоящего с ориентацией на удовлетворение собственных потребностей. Эмоциональная сфера характеризуется преобладанием депрессивности и тревожности.

После того, как личность обнаружила жизненный конфликт, считает Пехунен, она способна демонстрировать одну из трех подтипов жизненных стратегий, характеризующих поведение личности в сложной жизненной ситуации:

Ø Стратегию отказа;

Ø Стратегию приспособления;

Ø Стратегию развития.

Стратегия отказа проявляется в том случае, когда жизненные трудности воспринимаются личностью в качестве неразрешимых, что приводит к прекращению борьбы с ними. На субъективном уровне данная стратегия проявляется в наличии чувства беспомощности, которое отражается на картине жизненного пути в целом в виде сужения социальных контактов человека и сфер деятельности. Для личности, проявляющей жизненную стратегию отказа, характерно восприятие жизни в виде многочисленных жизненных неудач, негативное восприятие будущего, что приводит к отсутствию его планирования. В жизненной перспективе наблюдаются преобладание настоящего, эгоцентрический характер жизненных целей, ограничивающихся необходимостью выживания. Такая личность постоянно нуждается во внешней помощи, проявляя консерватизм в плане выбранных способов действия. Возможна постепенная потеря интереса к прошлому, прекращение активного поиска социальных контактов.

В случае наличия приспособительной стратегии личность принимает изменившиеся жизненные ситуации, вследствие чего стремится изменить свой образ жизни и саму себя. Пехунен выделяет три разновидности возможного приспособления: пассивное, активное и в виде адаптивного самоограничения. Если человек придерживается стратегии пассивного приспособления, то возникшие жизненные трудности воспринимаются им как должное и необратимое. В итоге ответственность за собственную жизнь такая личность возлагает на внешние инстанции. В случае стратегии пассивного приспособления жизни личность находится под контролем внешних сил (подчинение власти, религии, обществу, воле других, полагаясь на обстоятельства). Жизненная перспектива ограничена настоящим с отсутствием четкой иерархии целей. Социальные контакты ограничены поиском поддержки, подчинением. Возможна определенная неудовлетворенность текущего положения дел.

Личность же с активным приспособлением способна изменить собственное отношение к своим занятиям и выработать новые способы поведения и деятельности при ограничениях, задаваемых сложившейся ситуацией. Активное приспособление характеризуется наличием жизненной перспективы, обладающей широким потенциалом возможностей в будущем. В настоящем проявляется поиск новых возможностей, построение планов их реализации. Жизнь подчинена собственным, иерархически выстроенным целям при наличии разнообразного арсенала средств, позволяющего легкое приспособление к меняющимся жизненным ситуациям. Социальные контакты и занятия характеризуются широтой с присутствием особо значимой сферы.

В случае адаптивного самоограничения личность выполняет только те занятия, которые являются привычными, не осваивая новые, учитывая изменившиеся условия. Жизненная перспектива включает несколько жизненных целей, в которых не выделяется доминирующая. Жизненные цели основаны на целях общества. Такая личность удовлетворена настоящим, проявляя стремление поддержания привычного образа жизни, используя в деятельности общепринятые способы. Социальные контакты ограничены.

Стратегия развития представляет собой преодоление жизненного конфликта, проявляющееся в поиске и овладении новых жизненных сфер деятельности.

К.А. Абульханова-Славская в одной из своих работ подробно рассматривает вопрос типологии жизненных событий. Автор отмечает, что принципиальной стороной жизненной стратегии является вопрос соотнесения типа личности со способом жизни, в связи с чем выделяются два критерия жизненных стратегий – внутренний и внешний. К внутреннему критерию относится степень активности личности в построении собственной жизни. Внешним критерием выделения жизненных стратегий являются объективные требования социальной реальности. Активность – ведущий параметр, пронизывающий все сферы жизни человека. Она проявляется как «способность к оптимальному балансу между желаемым и необходимым» . Исходя из этого, все жизненные стратегии делятся на два общих типа - активные и пассивные. Кроме того, Абульханова выделяет две формы активности: инициативу и ответственность. Их соотношение может быть оптимальным либо неоптимальным. Активные стратегии могут быть с преобладанием инициативы либо с преобладанием ответственности.

Преобладание инициативы в жизненной стратегии приводит к тому, что человек находится в состоянии постоянного поиска, неудовлетворенности достигнутым. Состояние удовлетворения может возникать не на конечном этапе деятельности, а в процессе нее, когда присутствует новизна и осознание огромного количества возможностей. Проявляя активность, такая личность ориентируется в основном только на желательное, а не на возможное. При столкновении с реальностью, которая часто отличается от воображаемого, в данном случае проявляется неспособность самостоятельно обозначить цели, средства и этапы выхода из сложившейся ситуации, обозначить зависящее и независящее от личности. Внешние показатели жизненного пути могут ограничиваться небольшим набором жизненных событий, но на субъективном уровне жизнь воспринимается весьма насыщенной, так как «такой человек постоянно создает противоречия» . Таким образом, инициативная жизненная стратегия характеризуется постоянным расширением круга жизненных занятий, наличием личностной перспективы, проявляющейся в построении большого количества многоступенчатых жизненных планов, постоянным поиском новых жизненных условий.

По способу жизненного самовыражения можно выделить подтипы жизненных стратегий инициативных людей. У одних способ жизненного самовыражения заключается в самоотдаче и саморастрате. Такие люди активно «вовлекают многих людей в круг своих творческих поисков, берут на себя ответственность не только за их научную, но и за личную судьбу» . У других инициатива ограничивается «благими и добрыми намерениями», которые практически никогда не воплощаются в реальность. Степень активности определяется характером притязаний личности и особенностями связи с ответственностью. Внешне жизненный путь такой личности состоит из большого количества событий, которые проявляются только во внешней смене прежнего образа жизни, т.е. в данном случае наблюдается тенденция к внешней динамичности жизни.

В том случае, когда в жизненной стратегии личности проявляется преобладание ответственности, личность «всегда стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подготовиться к преодолению трудностей» .

По мнению автора, ответственность может быть различного вида , что приводит к развитию разнообразных жизненных стратегий. Для исполнительного типа характерна низкая способность самовыражения, неуверенность в собственных силах, ориентация на поддержку окружающих, подчиненность внешнему контролю, боязнь перемен, желание сохранить привычный ход и устой жизни, отсутствие собственного жизненного пространства.

Самопожертвующий (зависимый) тип находит самовыражение в выполнении «долга», что приводит к удовлетворенности. В результате зависимости от окружающих происходит постоянная утрата собственного «Я». Прекращение ответных чувств со стороны окружающих расценивается в качестве жизненного краха.

Консервативный тип имеет детально выделенные этапы жизни, отсутствие дальних перспектив. Такая личность удовлетворена привычным ходом жизни, одна мысль о возможных переменах является пугающей. В процессе жизнедеятельности чаще наблюдается отказ от собственных интересов, желание выполнять чужие требования.

Одинокий тип характеризуется разнообразием жизненного пути в результате реализации ответственности в различных ролях. Превалирующей является установка на возможность выживания только в одиночестве.

В качестве оптимальной жизненной стратегии Абульханова называет такую, при которой человек соотносит свои возможности с жизненными задачами, при этом постоянно развивая свой потенциал. Человек устанавливает соответствие своих жизненных интересов и условий жизни на основе критериев, избираемых им самим или получаемых извне .

Кроме активных, Абульханова признает наличие различных разновидностей пассивных жизненных стратегий. Основной является стратегия психического ухода, внутри которой выделяется стратегия надежды и стратегия жизненного тупика. При преобладании стратегии надежды проявляется уход от определенного жизненного противоречия в другую область. При этом человек признает свою неспособность найти выход из сложившейся ситуации, имея новые перспективы в других областях. В ситуации же внутреннего тупика личность не видит ни одной альтернативы для продолжения реальной жизни.

На наш взгляд, для выделения основных параметров жизненных стратегий необходимо использовать три системы планирования деятельности – притязания, саморегуляцию и удовлетворенность, предложенные Абульхановой-Славской. Притязания определяют контуры жизнедеятельности, ее пределы, внутренние и внешние опоры. Они дифференцируют жизненное пространство, обусловливая то, что будет делать сам субъект, и то, что он относит к внешним условиям, ожидая результаты от окружающих либо от складывающихся обстоятельств. После дифференциации жизненного пространства включается система саморегуляции, т.е. система средств и способов достижения поставленных целей, а также возможности преодоления жизненных трудностей. В характеристике данной системы важно обращать внимание на меру затрачиваемых усилий, настойчивость, уверенность, точность критериев достижения, деление жизненного пространства на зависящее и независящее от личности. Основным критерием является опора личности при достижении результата – либо на себя самого, либо на окружающих. Кроме этого, важно обозначить, насколько разнообразен и гибок арсенал средств личности, ее поведение в ситуации неодобрения. Под удовлетворенностью Абульханова понимает «форму обратной связи личности со способами ее объективации в жизни (достижениями личности, оценками окружающих и т.д.)» .

Подводя итог описанию вопроса жизненной стратегии, выделим наиболее значимые, на наш взгляд, ее структурные компоненты и параметры:

· Наличие представлений о прошлом, настоящем и будущем;

· Целостность/разобщенность жизненного пути;

· Наличие/отсутствие смысла жизни;

· Наличие/отсутствие средств и способов достижения поставленных жизненных целей;

· Необходимость внешней поддержки при постановке целей и преодолении трудностей;

· Степень осознаннности собственной жизни;

· Способность к самопознанию и жизненной рефлексии;

· Степень реализации жизненных планов;

· Жизненная удовлетворенность/неудовлетворенность.

_____________________

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М., 2000.

2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Общ. ред. Е.В. Шорохова. М., 1987.

3.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

4.Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е В. Шорохова. М., 1987.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ

РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

Формирование жизненных стратегий развивающейся личности приобретает сейчас особое значение, поскольку трансформации, происходящие в различных сферах нашего общества, влияют на ценности, определяющие выбор молодыми людьми способов конструирования собственной жизни.

В тоже время, в сознании молодежи все больше укореняются западно- ориентированные жизненные стандарты, которые формируют завышенные, не обоснованные притязания. Невозможность их реализовать чаще приводит к разочарованиям и замещению нравственных оценок и, безусловно, влияет на выбор учащимися критериев социального успеха и на отношение к образованию.

Проведенное анкетирование молодежи в Челябинской области лишь подтверждает современную модель жизненного успеха: наивысшим достижением считается максимальная независимость от общества. Типичными формулировками на вопрос «Что необходимо сделать сейчас, чтобы быть успешным в жизни завтра?» стали: «надо иметь хорошее образование и высокооплачиваемую работу, чтобы ни от кого не зависеть». При этом общественная жизнь и политика заняли последние места в списке их интересов и активностей. Объясняя свои ответы, респонденты чаще указывали на нестабильность, неопределенность, непредсказуемость российского общества, а это, по их мнению, «мешает осуществлению личных планов».

Таким образом, «трансформирующееся общество России», формирующееся в сложной социально-экономической и политической ситуации. Типичные жизненные стратегии наших родителей все чаще оказываются не востребованы, а новые типы жизненных стратегий, адекватных новым социально-экономическим условиям, еще не сформировались.

Термин «жизненные стратегии» пришел из социальной психологии.

Вслед за исследователями К.А. Абульхановой-Славской, Т.Е. Резник и Ю.М. Резник, мы рассматриваем понятие «жизненные стратегии» как способ сознательного конструирования собственной жизни, (способ жизненного самоопределения и самореализации), базирующийся на смысложизненных и ценностных ориентациях развивающейся личности, ее планах и прогнозах самоосуществления.

Понятие «жизненная стратегия личности» также можно рассматривать и в следующих аспектах:

    это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.

    это система, состоящая из следующих, связанных друг с другом и взаимовлияющих элементов, которые можно отразить в двух направлениях.

С одной стороны, это содержание будущего жизненного пути. Оно определяется выбором жизненной позиции (обобщение субъективных и объективных личностных достижений, открывающих ту или иную перспективу жизненного движения, совокупность жизненных ценностей индивида, позволяющих так или иначе строить образ идеального будущее) и жизненных целей личности (характеризующих доминирующую сферу жизни личности и определяющих идеальный образ будущей жизни человека).

С другой стороны, можно говорить об организационных характеристиках жизненной стратегии, которые одновременно выступают критериями ее сформированности. Это протяженность временной перспективы (насколько далеко в будущее человек планирует собственную жизнь и насколько глубоко в прошлое обращается за необходимым жизненным опытом), направление временной перспективы (прошлое-настоящее-будущее), то есть психологическая ориентация во времени и, соответственно, жизненные планы, и, наконец, структурированность планируемого жизненного пути (насколько насыщены событиями различные планируемые периоды жизни человека, какие этапы жизненного пути более структурированы, какие менее).

Таким образом, жизненная стратегия личности является внутренним образованием личности. Мы можем характеризовать ее как сформированную при условии наличия осмысленных жизненных целей, системы ценностных ориентаций и определенной жизненной позиции. Личность со сформированной стратегией жизни планирует свою жизнь далеко в будущее, жизненный путь разрабатывается подробно, каждый его этап насыщен предполагаемыми событиями. Жизненная цель представлена на каждом этапе в виде шагов по ее реализации.

Человек анализирует события своей жизни, их изменения, влияние на нее, оценивает собственные возможности и личностные особенности. Он способен выходить за пределы собственного «Я» в анализе ситуации и прогнозирует дальнейшие изменения своей жизни. В соответствии с этим происходит планирование будущего и выстраивается жизненная стратегия личности.

В современной отечественной социально-психологической литературе можно выделить два основных подхода к исследованию жизненных стратегий, различающихся по тому, что выбирается в качестве основания для их типологизации.

Первый подход (Н.Ф. Наумова и др.) характеризуется тем, что за основу типологизации жизненных стратегий берется тип социальной адаптации человека. Так, Н.Ф. Наумова выделяет три типа стратегий в зависимости от социальных и личностных функций, выполняемых человеком в обществе переходного периода:

    cтратегия успешной внешней адаптации;

    cтратегия эффективной внутренней адаптации;

    cтратегия выживания.

Стратегия успешной внешней адаптации ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, идентификация направлена на первичные (семья и др.) и профессиональные группы. Стратегия эффективной внутренней адаптации ориентирована на прошлое и отдаленное будущее, идентификация направлена на большие группы – страна, народ. И, наконец, третья стратегия – стратегия выживания – характеризуется невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением индивида, который идентифицирует себя с группами людей похожей судьбы.

Второй подход (Ю.М. Резник и др.), в качестве основы типологизации жизненных стратегий выделяет позицию, которую занимает человек по отношению к своей собственной жизни и связанную с этим активность. Считается, что человек может занимать три разные, хотя и взаимосвязанные позиции:

    «иметь» (рецептивная активность);

    «достигать» (мотивационная или «достиженческая» активность);

    «быть» (творческая или «экзистенциальная» активность).

Первый тип активности человека (рецептивная или «приобретательская») является основой стратегии жизненного благополучия, второй тип активности выступает предпосылкой стратегии жизненного успеха и третья (творческая, «экзистенциальная») активность характерна для стратегии самореализации личности.

При определенных различиях в подходах можно провести некоторые аналогии между жизненными стратегиями в обоих случаях и свести их в таблицу

Таблица 1. Типологии жизненных стратегий.

Если первые две аналогии не вызывают особых сомнений, то в третьем случае бросается в глаза некоторое несоответствие терминов – «стратегия выживания» и «стратегия жизненного благополучия». Действительно трудно совместить благополучие и выживание. Эти типы жизненных стратегий наиболее распространены и, может быть, более удачным названием для них было бы – повседневные или обыденные стратегии.

В зависимости от выбора основания для определения типа жизненной стратегии можно предположить наличие различных типов жизненных стратегий. Попытаемся систематизировать различные основания, по которым можно произвести классификацию жизненных стратегий:

    по степени осознания индивидом – сознательные и бессознательные;

    по направленности изменений, происходящих в индивиде – прогрессивные, регрессивные (конструктивные, деструктивные);

    по характеру активности индивида – активные, реактивно-адаптивные, пассивные;

    по локусу контроля – экстернальные, интернальные (экзогенные, эндогенные);

    по способу восприятия условий жизни – гедонистические и основанные на чувстве долга, ответственности;

    по степени совпадения с целями и задачами общества – просоциальные, асоциальные и антисоциальные;

    по степени реализации – эффективные (целедостигающие), малоэффективные и неэффективные;

    по характеру и способу самореализации – стратегии самоактуализации и манипуляции;

    по характеру соотношения эмоциональности и рациональности – аффективные, когнитивные;

    по приоритетности в социальном обмене – присваивающие, отдающие или сбалансированные (гармоничные);

    по наличию элемента творчества – креативные (созидающие) и обыденные (повседневные) или стратегии выживания (последняя - по Наумовой Н.Ф.);

    по типу активности – успеха, благополучия и самореализации (по Резник Т.Е. и Резник Ю.М.);

    по «базисным тенденциям» (Ш. Бюллер) – стратегии удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установлением внутренней гармонии;

    по целям и средствам (Р. Мертон) – подчинения, инновации, ритуализма, ретретизма, мятежа;

    по типу личностной организации времени и отношения к нему (Ковалев В.И.) – обыденная, функционально-действенная, созерцательно-рефлексивная и созидательно-преобразующая стратегии жизни личности;

    по типу приспособления к меняющейся внешней социальной среде (по Федотовой Н.Н.): две пассивные – рефлексивно-запаздывающая и умеренно-приспособительная; три активные – карьерная, инструментальная, криминальная;

    по степени аффилиации – индивидуальная и коллективистская.

Выбор жизненных стратегий зависит от социально-экономического состояния общества, уровня развития его культуры, определяется способом производства и отношениями собственности, уровнем и качеством жизни, принадлежностью к определенной социальной страте и когорте, влиянием традиций, идеалов и ценностей, доминирующих в обществе в данный исторический момент времени. Можно предположить, что выбор жизненных стратегий личности зависит также от пола, возраста, национальности, социального положения и других социально значимых признаков.

Таким образом, жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям, но в целом их можно дифференцировать на несколько основных типов: стратегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обыденные) стратегии. Жизненные стратегии можно представить как динамическую систему представлений личности о будущей жизни, реализующуюся в повседневном поведении посредством соответствующих способов и ресурсов.

Рассмотрим одну из технологий определения и осмысления нашей жизненной стратегии. Технология «Кораблик»:

Рассмотрим все элементы данного рисунка:

Стрелка, условно обозначает ветер, который подгоняет кораблик двигаться быстрее в направлении. Стрелкой мы обозначим наши мотивы, то есть все то, что мотивирует нас двигаться быстрее, например, время, интерес, предвкушение результата;

Волны, они условно обозначают сопротивление, которое преодолевает кораблик на своем пути. Волны – это наши страхи, сомнения, размышления, например, страх о том, сто я буду не таким как все, меня не поймут, или не примут, или не оценят;

Корма кораблика, условно обозначает его основание, его опору, говоря о жизненных стратегиях, корма – это наши жизненные ценности, это то, что нерушимо для каждого из нас, например, семья, друзья, забота о близких, доверие, понимание, помощь;

Флаг корабля – это наши цели, достижение которых нас двигает в жизни, двигает вперед к нашей главной цели.

Задание: нарисуйте свой кораблик жизненной стратегии, определите в нем каждую составляющую и опишите ее. У вас должно быть по 7 пунктов в каждой составляющей, то есть 7 мотивов, 7 страхов, 7 ценностей и 7 целей.

Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества.

Понятие «стратегия» означает способ рационального отношения к жизни. В справочных изданиях термин «стратегия» определяется чаще всего как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» . Он обозначает так же определенное направление деятельности организации, связанное с обоснованием, разработкой и претворением в жизнь концепций и решений производственного и социального характера . Однако в отличие от других способов жизни (жизненных целей, планов и т.д.) - это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего. Оно конкретизирует содержание понятий «жизненный мир» и «жизненный путь». Отметим, что далеко не все ученые рассматривают стратегию только как рациональное образование, формирующееся в определенной структуре деятельности личности. Часть из них полагает, что стратегии - суть явления деятельности мозга. «Исходным материалом, - пишут В.А. Горянина и И.К. Масалков, - для декодирования субъективного опыта являются стратегии. Стратегия представляет собой отрабатываемую мозгом последовательность репрезентаций и операций, ведущую к конкретной цели, но при этом независимую от содержательной направленности поведения. Каждый фрагмент стратегии - это этап ментального процесса (программы), для которого характерно использование одного из пяти чувств (внутреннего или внешнего)» .

Таким образом, в определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко - как система целей, планов и ценностных ориентации. Так, Е.И. Головаха предпочитает использовать вместо понятия «стратегия жизни» понятие «жизненная перспектива», обосновывая это тем, что последнее не так жестко и формально фиксирует рамки будущего жизненного пути. «...Жизненную перспективу, - подчеркивает он, - следует рассматривать как целостную картину будущего сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» . На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе.

Исследованиями жизненных стратегий в отечественной науке занимались К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов, известные своими работами по проблемам социологии и психологии личности.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность выступает активным субъектом своей жизни, способным к самоорганизации и саморегуляции. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. Качества личности как субъекта деятельности не зависят напрямую от возрастных этапов или стадий жизненного пути. Жизненную стратегию как способ организации жизни необходимо отличать также от других способов - жизненной позиции и жизненной линии. В отличие от них стратегия является интегративной характеристикой жизненного пути. «Жизненная стратегия в самом общем виде - это постоянное приведение в соответствие личности (ее особенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности…» .

Стратегия есть интегральная характеристика жизненного пути. В основе ее построения лежит поиск соответствия типа личности со способом жизни. Другими словами, построение жизненной стратегии должно осуществляться с учетом типологических различий индивидуальной траектории жизни личности. При этом этот процесс происходит только в активном состоянии личности. Активность есть предпосылка построения стратегии жизни. Она определяет меру соответствия и баланса между желаемым и необходимым, личным и социальным . Н.Ф. Наумова предприняла попытку осмыслить стратегию жизни человека в условиях переходного общества, в качестве которого она рассматривает Россию. «Общество в переходный период, - поясняет она, - это особая, неустойчивая система, которая не соединяет его старое и новое состояния, а интенсивно и почти неуправляемо формирует последнее» . Именно поэтому, по ее мнению, нельзя применять к изучению сознания людей, живущих в данном обществе, структурно-функциональные и близкие к ним подходы, которые эффективны лишь при анализе стабильных социальных систем.

По мнению Н.Ф. Наумовой, теории постсовременности не могут дать в полной мере ответ на вопрос о том, что представляет собой сегодня человек, находящийся в ситуации неопределенности и стремящийся, ориентироваться в будущем. Такие существенные характеристики постсовременного общества, как страх перед неизвестностью, экзистенциальная неопределенность, роль солидарности и воображаемых сообществ, плюрализм власти и исключительная роль выбора, не могут выразить основные тенденции развития переходного периода. Нормативизм и склонность к обобщениям приводят в тупик теорию постмодерна. Поэтому она не может служить объяснительной схемой для изучения переходного общества.

«Представляется, - подчеркивает Н.Ф. Наумова, - что сегодня наиболее перспективные подходы к исследованию переходного общества и формирующихся в нем жизненных стратегий связаны, во-первых, с применением теории сложных, развивающихся систем и, во-вторых, с анализом, обобщением того огромного первичного эмпирического материала, который собран в рамках социологии катастроф, изучения социального стресса и экстремальных ситуаций, социальных проблем и кризисов» .

В работах Ю.М. Резника, Т.Е. Резник, Е.А. Смирнова стратегии жизни рассматриваются как символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания идеальные образования, реализующиеся в поведении человека ориентиры и приоритеты. Идеальность стратегии проявляется, с одной стороны, субъективно как нечто, содержащее уникальные и неповторимые, ситуативно возникающие и надситуативные личностные смыслы и цели, с другой - объективно как нечто, включающее культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности, усвоенные человеком в процессе социализации. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий. Идеальность стратегии тесно связана с ее реальностью, т.е. стратегическим поведением, под которым понимается внешняя, предметно-чувственная форма выражения жизненной стратегии .

В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.

Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него -- это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.

К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в создании новых граней собственной личности. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.

Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек -- активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.

По А. Адлеру каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве. Жизненные цели всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели - амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека". Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно - они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу - это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Человек формирует свою личность.

Основные типы жизненных стратегий в современном обществе : стратегии благополучия, успеха и самореализации.

Для более детального рассмотрения данного вопроса необходимо учесть социальное расслоение российского общества для выяснения того, что индивид, принадлежащий к определенному слою, какую имеет жизненную позицию.

Различают такие классы, как рабочий класс, крестьянство и буржуазия.

Буржуазия - это господствующий класс капи­талистического общества, владеющий средствами производства и эксплуатирующий наемный труд.

Рабочий класс - это наемные -работники, не имеющие средств производства и живущие за счет продажи рабо­чей силы, то есть своей способности к труду.

Рабочий класс является основной производитель­ной силой индустриального общества. В индустри­ально развитых государствах происходит изменение состава рабочего класса. В категорию работающих по найму в настоящее время кроме промышлен­ных и сельскохозяйственных рабочих включаются конторские и торговые служащие, работники сфе­ры услуг.

Крестьянство - класс, который имеет двой­ственную природу, так как совмещает функции хозяина и работника в одном лице.

Понятие «класс» активно используется в совре­менной науке. Вслед за К. Марксом (1818-1883) и М. Вебером (1864-1920) современные исследовате­ли рассматривают экономические признаки в ка­честве основных для выделения классов.

Традиционно сегодня выделяют такие классы, как: 1) высший класс, 2) средний класс, 3) рабочий класс, 4) крестьяне.

Высший класс представлен людьми, владеющи­ми собственностью или осуществляющими непос­редственный контроль за ее распоряжением, то есть имеются в виду крупные промышленники, финан­совые магнаты.

Средний класс - это служащие, так называемые «белые воротнички» и специалисты.

И наконец, рабочий класс - это люди, занятые преимущественно промышленным физическим тру­дом.

Маргиналы - это особая социальная группа. Маргинальность, если перевести с латыни, означа­ет «находящийся на краю». Примером маргиналов могут послужить бродяги. Как правило, маргиналы занимают пограничное, промежуточное положение по отношению к каким - либо социальным общностям, на­пример классовым, национальным, культурным. У маргиналов нарушается социальная регуляция поведения, их поведение становится асо­циальным.

В зависимости от принадлежности личности к различным социальным группам определяется, в основном социальный статус личности.

В рамках социологического знания огромное значе­ние имеет изучение положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида. Это положение определяется понятием «социальный статус». Социальный статус включает в себя атрибутивные (принадлежность к коллективу, классу, социальной группе и пр.), функциональные, оценочные (престиж) и нормативные признаки. В этой связи поведение, поступки личности оцениваются другими в соответствии с социальным статусом.

Социальныесвязи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций (ролей, например, учитель, шофер, отец, дочь и т. п.), которые обозначают положение людей в социальной структуре общества. Под социальным статусом личности и понима­ют положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т. д. Иными словами, речь идет о правах, обязанностях, социально-экономическом положении и уровне жизни индивида.

Человек в жизни исполняет множество ролей и под­чиняется множеству ролевых предписаний. В поликли­нике он - больной, в театре - зритель, на службе - занимает определенную должность и т. д. Можно сде­лать вывод о том, что социальная роль - это ожидаемое от индивида поведение, совокупность действий, кото­рые он должен выполнить, занимая определенное поло­жение в обществе, т. е. обладая определенным соци­альным статусом.

Но индивид не только обладает определенным соци­альным статусом и ролевым набором, его постоянно оценивают другие индивиды, группы и общество, в котором он живет. Эта оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами, называется престижем. А степень признания обществом личных и деловых качеств кого-либо определяется как авторитет.

Некоторые черты, влияющие на социальное положе­ние человека, имеют объективный характер, т.е. не за­висят от его желаний (национальность, пол, происхож­дение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж лич­ности сегодня, - это образование, квалификация и дру­гие личные и социально значимые качества, которые при реализации гарантируют благополучие и успех в личной и общественной жизни. Стратегия благополучия и успеха присуща всем индивидам вне социальной принадлежности. Чертами этой стратегии можно считать:

1. Наличие здоровья и физического совершенства как и стремления к этому совершенству.

2. Получение престижного образования и работа в фирме за значительное денежное вознаграждение и продвижение по служебной лестнице.

3. Благополучный брак и крепкая семья.

4. Наличие собственного жилья (европейского образца).

5. наличие легкового автомобиля (автомобилей).

6. Наличие дачи, яхты, вертолета, самолета и других существенных благ, позволяющих жить комфортно.

7. Здоровый моральный образ жизни и участие в престижных морально-нравственных проектах.

8. Высокая духовность, нравственность и душевная красота.

9. Трансформация добра и неприятие зла.

10. Другие существенные черты преуспевающего и благополучного человека.

Самореализация личности – это процесс и состояние уровня достигнутого при определенном возрасте. Уровне – позволяющем себя реализовать (образование, воспитание, профессия, уровень научности, социальной активности), то есть свое оформившееся «Я» материализовать в жизни при этом, несомненно достичь благополучия, успеха и признания обществом своего вклада в ту или иную сферу человеческой деятельности.

В жизни, как правило, процесс и факт самореализации осуществляется не полностью. В этом случае личность, ее качественные и другие характеристики, способности и желания не востребуются обществом. Личность так и не реализуется как личность в силу того, что процесс самореализации ограничен по возрасту (нижний предел – это возраст активной деятельности, а верхний активный предел – это пенсионный возраст. Однако, и после ухода на отдых отдельные личности продолжают процесс самореализации, но это более как исключение, а не правило.

Интересы.

Современное поколение вступает в мир не только новых ры­ночных отношений, духовных ценностей и идеалов, но и возрас­тающих материальных возможностей. И надо уметь правильно соотносить материальные и духовные потребности. Интересы людей выливаются в сохранении или преобразовании тех усло­вий (институтов, норм взаимоотношений), от которых зависит распределение благ. Бывает, к сожалению, и так, что следование выбранному образу принимает форму чисто внешнего подража­ния. В таких случаях человек, исходя из определенных интере­сов, играет ту или иную роль, не совпадающую с его действи­тельной сущностью. Так, робкий играет роль повесы, жизнерадо­стный надевает «маску» пессимиста, трусливый стремится пре­вратиться в эдакого «супермена» и т.д. В обществе существуют различные интересы: индивидуальные, групповые интересы об­щества в целом. По направленности интересы делятся на эконо­мические, социальные, политические, духовные, личные. Дея­тельность людей проявляется в различных сферах жизни обще­ства, ее направленность, содержание, значение бесконечно многообразны.


Похожая информация.