Как импровизировать во время разговора с грубиянами. Импровизация об импровизации. Что важно для импровизации

Словесная импровизация


Этот тренинг построен только на самостоятельных практических упражнениях. Вы легко можете проверить силу и результат этих упражнений и техник, если начнете практиковаться хотя быть по пять минут в день (!) . Вся практика, которая дана здесь, успешно разработана и отработана мной лично и автоматически уже применяется в жизни на автомате. У меня теперь нет вопроса «Что сказать» или утверждения «Я не знаю, что сказать». Этот вопрос и утверждение я закрыл раз и навсегда за один месяц практики по пять-десять минут в день!

Здесь нет теории или научного объяснения и другой воды, которую некоторые авторы специально добавляют т.к. тренинг внезапно закончился, а клиенты деньги заплатили и чем-то надо заполнить еще 80% времени.
Только практика, только хардкор и лайт и медиум тоже есть

Какие проблемы решает тренинг


Я не знаю, что сказать, о чем говорить
Например, у вас свидание, и вы не знаете, о чем говорить с парнем или девушкой. После двух недель практики вы будете получать комплименты в виде: «Ты случайно не диктором на радио работаешь?» или «Вы, наверное, журналист?» или «Ты так интересно рассказываешь».

Я сам по себе человек не словоохотливый
Через месяц (если захотите) своими словами обгоните самого лучшего вашего друга экстраверта (если такой у вас есть). И не просто вы будете болтать не по делу. Нет! У вас появится нечто большее – это цеплять людей своим повествованием.

Не люблю говорить тосты, я всё время теряюсь
Вы забудете, что когда-то терялись. Представьте, что у вас всего пять секунд, чтобы подготовиться к тосту. И представьте еще, что через тридцать секунд, вы рассказываете нечто такое, что у всех рты пооткрывались в восторге от ваших слов. Подготовка всего за пять секунд и такой эффект? Я думаю это хороший результат.

На собеседовании задают иногда каверзные вопросы, и я не знаю, что сказать
Когда после второго месяца тренировки я был на собеседовании и мне задали банальный вопрос, я удивился своей реакции, когда начал рассказывать историю вместо стандартного ответа на вопрос. В этот момент я про себя думал, когда рассказывал историю HR-менеджеру: «Вау! Матерь Божья! Вот это да! Импровизация работает!»

Вот краткий список проблем, который решает этот тренинг
Для кого этот тренинг. Так и хочется написать, что для всех. А ведь подождите!? Тренинг же на самом деле для всех! Кто хочет свою речь обогатить новыми красивыми словами, кто хочет интересно рассказывать истории, кто хочет вести за собой людей и наслаждаться наконец решённой проблемой «Что говорить».

А еще этот тренинг для:
· Ораторов, которые продолжают развиваться
· Для тренеров, наставников, преподавателей, учителей, которые обучают
· Для руководителей, которые хотят стать профессионалами в ведении подчинённых
· Для мам и пап, которые хотят быть хорошими рассказчиками для своих детей
· Для людей, которые всё время что-то презентуют
· Для людей, которые хотят развить свой навык общения

Программа тренинга

Вы помните, что я говорил в самом начале? Только упражнения (техники, фишки, примочки) ориентированные на самостоятельное развитие себя, на самостоятельную прокачку себя. Себя как мастера слова, себя как уверенного коммуникатора.

Практика
1. Слово, два слова, три слова
2. История, в которой я играю роль
3. История в истории и возврат обратно.
4. Фотография в помощь (умение говорить комплименты как истории)
5. Прошедший день
6. Картинка в голове
7. Последнее слово
8. Что происходит сейчас. Чувства в помощь
9. Последнее слово + две сенсорики
10. Реальность + образ = развитие истории
11. Открыть три темы, закрыт четыре темы
12. Слово + образ к слову и рассказ
13. Рассказ истории и там развитие другой
14. Берем любой предмет на вооружение
15. Увеличение словарного запаса
16. Выход в состояние снаружи (чтобы не было ступора)
17. Как самостоятельно практиковаться, чтобы было интересно
18. Умение торговаться с собой
19. Двадцать часов, и ты мастер слова

Что входит в тренинг :
1) Текстовый мануал в формате pdf
2) Аудио примеры от меня (во время прохождения тренинга)
3) Ответы на вопросы
+ БОНУС Индивидуальное составление программы обучения (по желанию)

Личная история: Мне пришлось разработать свою систему обучения словесной импровизации и упражнения к этой теме (в том числе) т.к. упражнения, которые даны в интернете либо непонятные, либо тяжелые, либо вовсе не дают результата. Начал разрабатывать все эти упражнения и практику еще в далекие годы, когда работал гидом в жарких странах. Задача гида на протяжении всей поездки говорить! Бывает так, что автобус с туристами мог добираться до места назначения три часа, а текст, который дала компания уже закончился на тридцатой минуте Уже тогда я интуитивно начал находить практические упражнения словесной импровизации, которые помогли мне зажечь аудиторию и заработать чаевых водителю и себе

+ Первый бонус "Как создать мотивацию, от которой трудно увернуться, убежать и появится желание тренироваться " . (если наберем 70 человек)
И это не только будет работать на тренировке по словесной импровизации. Метод был испытан по обучению английскому языку, рукопашному бою, по переговорам, по продажам, по хождению в качалку, по бегу на улице

Что конкретно будет в бонусе:
1. Глобальная постановка, микропостановка
2. Страшилки будущего и конфеты будущего
3. Играем с картинками, чтобы мотивация запустилась
4. Торг с собой по времени
5. Торг с собой по тренировке
6. Заражение неудачей от близкого окружения
7. Работа с окружением (как окружение разрушает мотивацию)
8. Сопротивление мира

+ Второй бонус "Как обучаться, тренироваться самостоятельно, чтобы в короткие сроки появился результат " . (если наберем 100 человек)
Опять же, это работает не только на тренировке по словесной импровизации. Метод был испытан на йоге, обучению игры на гитаре, рукопашному бою, на беге, на качалке (тренажерный зал), по тренировке написанию продажных текстов, английский и еще пару навыков.

Что конкретно будет в бонусе:
1. Показать намерение
2. "святые" 20 часов
3. В какое время лучше встраивать навык
4. Фиксация времени
5. Вкусности
6. Разрешайте себе многое

+ Третий бонус "Как начать читать и как не бросить читать. Как читать больше пяти книг в месяц. Как читать так, чтобы чтение было не просто приятным времяпрепровождением, а вложением в себя в жизни" (если соберем 130 человек)

Для этого минитренинга я хотел создать отдельную тему в авторских складчинах, а здесь он будет бонусом т.к. для словесной импровизации это прекрасное дополнение

Что будет в бонусе:
Почему просто чтение ничего не дает
Как сделать так, чтобы чтение помогало в жизни
Как читать пять книг в месяц. И для тех кто читает пять книг в месяц, как читать еще больше
Для монстров, как читать тридцать книг в месяц
Как читать с удовольствием
Как не бросить читать
Чтение на автопилоте
Как найти свою книгу
Как наше окружение влияет на чтение
Ставить реальные цели, понять для чего мы будем читать
Что выбрать - пафосные слова из пабликов "Чтение открывает для тебя новый мир" или получать реальные результаты от чтения?
Как войти в любую сложну тему быстро (предметы в университете, рабочий процесс и т.д.)
Как решить проблему сосредоточения
Как изгнать из себя зубрилу, который много читает и, а все остальные тлен (и почему это мешает в жизни)

+ Четвертый бонус "Как поддерживать себя в хорошей физической в форме не напрягая себя. Как получать кайф от физических тренировок и не бросать тренироваться через месяц" (если наберем 285 человек )

Что будет в бонусе:
Ошибки начинающего
Ради кого и чего тренироваться?
Как получать удовольствие от нагрузки
Действительно можно получать кайф от любой физической нагрузки
Как не бросить тренировку через три дня
Цели должны быть правильные
Сколько нагрузки в граммах, килограммах
Быть быстрее, сильнее других, умнее других
Подсознание знает, что делать
На примере пивного живота VS кубики за месяц
Когда надо вовремя остановится
Тренировки на автопилоте
Повысить уверенность за счет тренировок на автопилоте

+ Пятый бонус "Антидот от заражения неудачей " (если наберем 450 человек)

Случай из жизни : Представьте. Вы устроились на работу. Вам нравится эта компания. Вы чувствуете энергию и готовность работать и зарабатывать. А через некоторое время вы увольняетесь усталым, без энергии и энтузиазма. Почему??? Оказывается, что более опытный сотрудник говорил вам одни минусы работы в этой компании. Наслушавшись некоторое время таких историй, вы говорите своему более "опытному" коллеге, что решитесь скорее всего уволиться. На что он вам отвечает: "Молодец! Я тоже так сделаю, но чуть позже! У меня там кредиты закрыть надо, детей в детсад отдать. А потом я тоже уволюсь к чертовой матери с этой ужасной компании! А ты молодец! Если есть такая возможность беги отсюда, бегииии!". Вы увольняетесь, "опытный" сотрудник остается. Приходит после вас опять новичок, А встречает его с унылым лицом и новыми "ужасными" историями тот самый, более "опытный" сотрудник. И так по кругу

Эта информация помогла нашей компании решить проблему с текучкой кадров. Эта информация помогла директорам магазинов создавать сильные команды продавцов. Эта информация помогла мне, когда я устраивался на новую работу, У меня есть принцип, никакой лишней воды и одной теории. Никакой болтовни не проверенной на практике.

Что будет в бонусе:
Отследить заражение неудачей
Создание антидота от неудачи
Помогите своему окружению
Правильное окружение (новое)
Почему заражают именно вас (новое)
Заражение на работе (новое)
Заражение на учебе (новое)
Заражение в семье (новое)

+ Шестой бонус "Необходимое лидерство. Когда вам придется взять управление группой на себя" (если наберем 700 человек)
Хотел назвать "Ситуационное лидерство", но это название означает немного другое. В смысле застолбил это название профессор Пол Херси еще в 1960 году.

А в этом бонусе будет вот это
1) Если группа не знает, что делать дальше
2) Если у группы появилось два лидера и тянет каждый на свою сторону
3) Если никто не может решиться что-то предложить сделать
4) Работа с паникой в группе
5) Работа с сомнением в группе
6) Пошаговый план переориентрования группы на действия для достижения определенного результата

Новости от 2.01.2015
Если проверяющие скажут, что все ок и будет проведена складчина.
И будет конечно же повтор.
Но внимание!
Внимание-внимание!
Бонусы в повторе будут выставляться и достигаться также как и в этой складчине. Чем больше людей, тем больше бонусов. И не факт, что соберется участников столько же, сколько собралось сейчас. Поэтому, если кто-то сомневается, записываться ли или ждать повтора, то вот вам хороший стимул записаться в эту складчину именно сейчас.

Новости от 4.01.2015
Если проверяющие скажут "ок", если всё с проведением будет тоже "ок".
А потом будет повтор.
Ну конечно же будет повтор.
То цена не будет такой как сейчас.
Цена будет выше
Поэтому решайтесь, возьмите себя наконец в руки и записывайтесь сейчас

Новости от 16 января 2015

Добавил в тренинг ну очень классное бонусное упражнение по развитию общения. Там и словесная импровизация прокачивается и общение.
Что вы развиваете этим бонусным упражнением
1) Умение поддерживать любую тему
2) Автоматически включаться в любой разговор
3) Умение слушать (вам не будет скучно слушать собеседника)
4) Умение вести собеседника по темам

Новости от 24.01.2015
Анонсировал шестой бонус

Здравствуйте, друзья!

Как поживаете? Каких новых успехов добились за прошедшие дни? Как помогают Вам знания о правилах и секретах мастерства публичного выступления? Мои хорошие новости – в минувшую неделю провел два тренинга (которые анонсировал в рассылке). И на первой ступени («Словесная импровизация») в формате интенсивных выходных, и на второй («Видеотренинг. Работа в жанрах»), прошедшей традиционно в будние вечера, были прекрасные, очень творческие и активные участники! Все отлично поработали и успели подружиться – как обычно на наших занятиях. Отзывы участников — на странице «События». Сейчас вместе – и мы, и они (даже не знаю, кто больше J) – ждем 11 ноября , начала работы на тренинге 3 ступени, который называется «Эффективная презентация» .

Третья ступень посвящена работе над содержанием Вашего выступления. За пять вечеров мы подробно разберем добрый десяток главных блоков, из которых складывается структура презентации. Каждый элемент потренируем в отдельности. Соберем все элементы вместе в интегрирующих упражнениях.

Участники третьей ступени выбирают для работы реальные темы из собственной учебной, общественной или бизнес-практики. Соответственно, кроме прочих результатов, по окончании тренинга Вы имеете готовую блестяще отработанную презентацию для решения собственной реальной задачи!

Словом, приглашаю Вас на тренинг – чем сто раз читать, лучше один раз попробовать. Конечно, максимум эффекта третья ступень принесет, если Вы уже прошли первую и вторую. Однако, если есть большое желание и насущная потребность, можно прийти сразу на третью – в процессе заодно определите, насколько Вам нужны ступени 1 и 2, а также 4 и 5.

А сейчас перейдем к разговору об умении, которое смело можно назвать одним из наиболее важных и полезных для любого выступающего публично человека. Называется оно

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Как приятно слушать музыканта, вдохновенно и свободно импровизирующего на своем инструменте – он словно становится частью музыки, парит в ней, легко раскрывает новые и новые темы, зачаровывая восхищенных зрителей. Таким же магическим, завораживающим может стать и впечатление от импровизации профессионала публичного выступления.

«…Говорите, говорите, я молчу…
О полотнах и о моде,
о вещах и о погоде,
и вообще, о чем угодно —
Вы же знаете, я слушать Вас хочу.
Говорите, говорите, я молчу…»

(Александр Дольский)

Действительно, умение свободно импровизировать, легко подхватывать и развивать любую тему, словно бы она была известна и близка оратору сто лет, с давних времен придавало его счастливому обладателю прямо-таки мистический ореол, печать гениальности:

« - Что? - спросил импровизатор, - каково?

- Удивительно, - отвечал поэт. - Как! Чужая мысль чуть коснулась вашего слуха и уже стала вашею собственностию, как будто вы с нею носились, лелеяли, развивали ее беспрестанно… Удивительно, удивительно!..

Импровизатор отвечал:

- Всякой талант неизъясним… никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею - тщетно я сам захотел бы это изъяснить»

(А,С, Пушкин. «Египетские ночи»)

Пожалуй, когда речь идет о музыке и поэзии, я соглашусь – без высочайшего мастерства и крупицы гениальности тут не обойтись. Но что Вы думаете о мастерстве словесной импровизации в публичных выступлениях? Божий дар или техника? Непостижима или тренируема? И если тренируема – то почему у нас так много чудовищно унылых нудных неинтересных «пономарей»? Ведь стаж говорения каждого из нас практически равен возрасту, а результат – ну… Вы знаете…

Начнем с определения.

Словесная импровизация (для краткости пусть будет СИ) – так мы называем уверенное умение говорить на любую тему без предварительной подготовки, экспромтом . Кстати – если здесь поставить точку, мы получим определение ПАССИВНОЙ СИ .

АКТИВНАЯ СИ отличается от пассивной небольшим, но принципиальным дополнением: …и умение незаметно для собеседника перевести беседу на нужную оратору тему.

Теперь – об основном вопросе))

С удовольствием делюсь хорошей новостью – словесной импровизации можно научиться . Причем – довольно быстро. Познакомившись с приемами импровизации и постоянно практикуясь, участники наших тренингов уже после первой ступени уверенно показывают хороший уровень владения этой очень эффективной техникой.

Плюсы от владения таким полезным инструментом очевидны. Умение импровизировать в публичных выступлениях – это умение:

— излагать тему своими словами, не «выступая», а разговаривая с аудиторией;

— если мы неожиданно потеряем мысль, собьемся, не замолкать растерянно, а «обыграть» ситуацию. Это значительно укрепляет уверенность оратора в своих силах и, следовательно, помогает управлять волнением и выглядеть более профессионально.

— легко отвечать на любые вопросы из зала, а также спокойно реагировать на вопросы не по теме, неуместные или провокационные;

— спокойно реагировать на любую неожиданность, происходящую во время выступления – от звонка мобильного телефона до вышедшей на сцену кошки – и уметь обернуть ее (ситуацию, а не кошку) в свою пользу;

— изменять по необходимости энергетику выступления, «встряхивать» утомившихся от большого количества информации зрителей, разбавляя презентацию яркими рассказами, интересными примерами, смешными анекдотами;

— при подготовке выступления не зазубривать текст наизусть, а хорошо запомнить основные тезисы – и затем импровизировать, продвигаясь от одного к другому.

— если вдруг возникла необходимость, смело выступать без подготовки, использовать спонтанную аргументацию в подтверждение собственной позиции.

Важно отметить, что умение импровизировать ни в коем случае не значит, что к выступлениям больше не нужно готовиться! Не обольщайтесь. Успешного выступления без подготовки не бывает, это аксиома. Навык словесной импровизации можно сравнить со страховочной веревкой альпиниста – она придаст уверенности и выручит в трудную минуту, но не заменит отточенного мастерства и головы на плечах.

ПРИЕМЫ СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ.

Обычно на тренингах мы проводим демонстрацию – тренер импровизирует на заданную слушателями тему, а слушатели потом называют приемы, с помощью которых создавалась импровизация. Иногда удается «вычислить» их практически сразу, иногда – с некоторыми задержками. Но, так или иначе, мы находим их довольно легко – потому что они просты и, в принципе, «лежат на поверхности». Прислушайтесь – и Вы обнаружите их в речи многих и многих людей вокруг себя в самых разных сферах общения. Мы интуитивно применяем их постоянно, но неосознанно и случайно. И поэтому сильные приемы с мощным потенциалом так малоэффективны – в нашем «любительском» исполнении.

Что же это за приемы? Сколько их? Как и когда их правильно применять?

Ответы на эти и другие важные вопросы о приемах словесной импровизации мы – в соответствии с классическими законами многосерийного жанра – получим в последующих выпусках рассылки

Как обычно, буду рад Вашим рассуждениям, идеям, вопросам и о теме сегодняшней, и о мастерстве публичного выступления в целом. Делитесь опытом, рассказывайте истории, спрашивайте.

Оставляйте комментарии, пишите на почту [email protected]

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте журнала на страничке новостей

Как поживал наш Мастер после того, как блоху подковал? Разогналась силушка телесная, робость прошла, ребятишек собирать стал по вечерам да показывать-рассказывать, делу своему обучать. Бывало, по привычке наступит ему страх на горло и хохочет. Мастер пару фраз заветных скажет, встряхнется, на слушателей поглядит – и ну говорить!

Уже не страшно, а что? Свое дело назубок выучил, много секретов в запасе.

Только все чаще и ребята, и взрослые ученики стали вопросы ему задавать. Да не только по кузнецкому делу, а с подвывертом, знаешь!

- Как Вам удалось стать таким успешным Мастером? - Нуууу…. Это как. Просто все. Работай!

- Ваши изделия – это результат давно изученной методики или импровизация? - Чего? Какая …ммммМпровизация?

- А расскажите, как в других ремеслах такую настойчивость проявлять?

- А знаете ли вы, что нынче закон приняли об обучении? Как вы относитесь к нему?

Вопросы, вопросы, вопросы. Слова ведь нужны, отвечать-то. Да не простые, а яркие, быстрые, точные, сами с языка слетающие! Где ж найти-то столько слов? Да выковать узор такой, чтобы все ахнули!

И каждый раз лихоманить стало Мастера. Как же говорить-то, когда не знаешь точно! Мастер точность любил во всем! А тут на тебе! Темы не знакомые, законы какие-то… ремесла другие… А им, ишь, все интересно!

Закручинился Мастер да отправился к Мудрецу мериканскому, что жил у них на деревне и детишек говорить учил. Помоги, мол, мне, мериканец ты мой ненаглядный, как на темы рассуждать незнакомые. Боюсь ляпнуть чего, вот и молчу, да ученики недовольны…

Мериканец тот на Мастера посмотрел. Дааа, говорит, могу помочь, и дань с тебя совсем небольшая будет. Выполняй все задания мои, что даю тебе. И выйдет успех и счастье!

А рассказал он ему вот о чем…

О той самой импровизации, которая в любом выступлении помогает.

Оставим Мастера у своего учителя риторики. Пусть слушает внимательно, мы мешать не будем.

И поговорим вот о чем : сколько в процентном соотношении мы в жизни говорим на заготовленную тему из сферы личной или профессиональной компетенции (= ЗНАЮ ОТЛИЧНО!), а сколько нам приходится импровизировать (= ЗНАЮ НЕ ОЧЕНЬ)?

50 на 50? Больше заготовок? А, может, неподготовленных речей?

Видел ли ты ораторов, речь которых льется плавно, красиво, кажется, что он знает обо всем на свете?

Хочешь так же?

Тогда будем обучаться навыку словесной импровизации .

ЧТО ЭТО?

Умение легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему в любой компании. Нашего Мастера просили рассказать и об успехе, и о настойчивости как основной черте характера, и о политике, и о творческом процессе. Если бы он владел навыком, это не составило бы труда.

ВАЖНО!

Словесная импровизация далека от того, что в народе иногда именуют генерацией бреда. Да, есть люди, которые много и не по делу говорят, не умолкая, но это не значит, что они владеют словесной импровизацией.

СИ – это искусство, которому может обучиться каждый и которое выручает выступающего постоянно! Словесная импровизация – это танец слов, которые не кучкуются за сценой, т.е. в мозгах и на языке оратора, а смело складываются в виртуозные, полные смысла и харизмы танцевальные па. Более того, в паре всегда есть двое: оратор ведет в танце. Аудитория следует за ним.

ГДЕ ПРИГОЖДАЕТСЯ? ФУНКЦИИ?

1. Ответы на вопросы.

Ты хорошо подготовлен, тема – твоя, родная! И туууут! Бац! Вопрос!

Вспоминается адвокат из мюзикла «Чикаго», бивший чечетку, когда в паузах между танцевальными фигурами он выслушивал вопрос, а затем отбивал четкий ритм ответа. Много разных, в т.ч. каверзных вопросов – и четкий дробный ответ, ведущий его к нужному результату. По большому счету в том танце было много импровизации, ведь мы никогда не можем заранее предугадать, какой вопрос нам зададут.

Как выручает СИ? Еще не зная ответа, вы можете поимпровизировать на смежную более близкую вам тему, а затем плавно перевести к той, на которую был задан вопрос (ведь вы уже успели обдумать ответ). Второй вариант тоже обоснован: начать с ответа на вопрос слушателя, а затем плавно встроить новые интересные факты, импровизируя и давая ценные знания. Вам легче! Слушателям интереснее.

СИ позволяет заполнить паузу для обдумывания ответа!

2. Открытие словесного потока. Снятие пауз-зависаний.

Как считаешь, слушатели запомнят такую паузу-растерянность? Конечно! А если она не одна в течение выступления? Тягостное ощущение от вас обеспечено.

СИ помогает избавиться от пауз-зависаний, сделать речь непрерывной, открыть свободный и легкий речевой поток.

3. Тезисная подготовка. Свобода донесения текста.

Наверняка многие из нас присутствовали на презентациях и выступлениях, где оратор, зазубривший текст наизусть, ни на шаг не мог позволить себе отойти от него. А если, не дай Бог, забывал – катастрофа! Что там у меня дальше в тексте-то? Ээээ…

Поэтому такая стратегия подготовки не очень подходит для людей, желающих обучиться плавности и красоте речи. Готовиться лучше по ключевым тезисам – остальное лучше добавлять по ходу выступления, обтягивая костяк текста тканью СИ.

СИ дарит свободу от заучивания текста!

4. Поддержка аудитории.

Джерри Вайсман, очень известный бизнес-презентатор и автор книг по презентациям, одним из ключевых понятий для оратора считает понятие «поддержка аудитории». Если вы не позаботитесь о них, то кто же?

Не убивайте свою аудиторию простым перечнем фактов, цифр, аргументов. Даже если это скучнейший годовой отчет. Через какое-то время аудитория устанет и не сможет воспринимать нужную информацию. Важно уметь вовремя это заметить и сменить состояние аудитории: поимпровизировать, рассказать историю из жизни, байку, которая будет к месту. Мы все люди. Даже самой серьезной аудитории нужны эмоции!

СИ позволяет оратору сменить встряхнуть аудиторию, дать ей передышку!

5. Высокая энергетика.

Однажды я смотрела видеоролик, в котором один из западных ораторов выбегал на сцену ярко! На высокой энергетике! Махал руками! Зажигал! Призывал! А затем…. Подбегал обратно к кафедре и …про себя быстро читал, что же там далее по тексту… потом опять выбегал! Зажигал! И такая беготня раз 5 в течение выступления!

В эти моменты у меня возникал резонный вопрос: в тексте было написано: «Взмахни рукой и возопи?»)))

Тезис звучит следующим образом: НЕВОЗМОЖНО, работая на высокой энергетике, при этом пользоваться бумажкой! Вдобавок к энергетике вам также необходим дар импровизатора, чтобы это смотрелось искренне и ненатужно.

СИ позволяет выступать на высокой энергетике!

6. Подковать блоху = снизить страх.

Владение навыком словесной импровизации является одним из приемов снижения волнения. Человек выходит на сцену, полностью уверенный: «я найду нужные слова»!

Ты можешь быть менее осведомленным (раз уж так порой случается) – но уметь вовремя вытянуть нужные факты, цифры, аргументы, цитаты с помощью навыка СИ.

СИ снимает страх!

7. Светская беседа.

Однажды приходит ко мне девушка на тренинг и рассказывает: «Презентации я делаю давно. Партнеры в восторге. Но вот когда после деловых переговоров и презентаций все идут просто в ресторан – я впадаю в ступор и не знаю, как поддержать беседу! А они же мужики: темы классические: охота, рыбалка…»

О чем говорит случай? О том, что в обычном, неформальном общении, без навыка СИ просто не обойтись. Никто не хочет прослыть дураком или тихоней!

Другие ситуации светской беседы нам с вами тоже хорошо известны: свидание, вечеринка, дружеские посиделки.

Владея навыком СИ, вы станете душой любой компании!!!

ТРЕНИРОВКА. ПРИЕМЫ. АЛГОРИТМ.

Как же научиться непринужденно импровизировать на любую тему?

Как научить слова легко танцевать в вашей речи и складываться в фигуры красиво и плавно?

Ниже мы предлагаем вам простейший алгоритм развития навыка, который включает 5 простых шагов или этапов.

5 конкретных танцевальных шагов по овладению

СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

У нас в компании друзей есть такая традиция: когда мы поем песни под гитару, то перед некоторыми особо любимыми мелодиями мы подбадриваем гитариста: «Спой так, чтобы душа сначала развернулась… а потом свернулась!» Первые три этапа освоения СИ – это как раз попытка развернуть арсенал, разложить все приемы и техники по полочкам, а затем свернуть, схлопнуть его в один быстрый мгновенный процесс поиска решения здесь и сейчас, на сцене!

Этап 1. Буги-вуги в стиле осьминог.

Техника заключается в том, что вы берете любую ассоциацию, связанную с основной темой выступления, и начинаете развивать эту тему.

Важно! Необходимо подбирать не любые, а максимально близкие к теме и яркие интересные ассоциации.

Словом, мы с вами учимся танцевать, как тот осьминог из детской песенки, который освоил «буги-вуги в стиле 8 ног». Осьминог – ваша основная тема, которой требуется подспорье для лучшей передачи информации. Захотел – раскатал, развернул, распространил новые темы, захотел – свернул обратно, вернувшись к основной теме.

Возвращаться действительно стоит. Иначе оратор, который «утанцевал далеко» в своей импровизации, будет восприниматься как минимум несерьезно. Таким образом, мы пробуем развернуть одну ассоциацию (первая ножка осьминога), затем возврат, вторую и т.д. В итоге мы не только раскрываем центральную тему, но и представляем ее более объемно, ярко, интересно.

На одном из тренингов мне задали весьма незатейливую тему для импровизации «самолет». Осьминог танцевал вовсю: в результате я затронула тему полетов («Почему люди не летают как птицы?»), тему богов и людей (из книги «Полеты богов и людей»), тему свободы, сопоставила виды транспорта и плавно всех подвела к мысли о красоте и свободе такого вида передвижения, как самолет.

Потренируемся?

Упражнение 1: лучшая импровизация – та, приемы которой вы освоили заранее. Попросите кого-нибудь задать вам тему для импровизации. Набросайте самые различные ассоциации к теме в голове или на карточке (минимум 10). Постарайтесь развить минимум 3-5 из них в течение 3 минут. Например, вам задают тему «успех», и вы быстро набрасываете ассоциации лидерство, деньги, известность, возможности, примеры успешных людей, литература на тему, критерии успеха и т.п. Таким образом, вы проводите так называемый этап мозгового штурма. Джерри Вайсман называет первый этап извержения идей – методом «шлеп», за которым следует «шлифовка», к которой мы приступим позже.

Итак, прием СИ № 1: Ассоциации.

Этап 2. Степ и чечетка.

То есть «шлеп» и «шлифовка». Действительно, мало набросать в голове ряд ассоциаций, важно сделать переходы плавными и красивыми. Точно как в танце, отбивая чечетку, танцор перемещается мелкими шажками вправо, еще правее, еще правее! И на каждом отрезке отбивает несколько тактов. Точно так же и мы с тобой, читатель, можем использовать особый прием: переход по последнему слову, который помогает справиться с раскрытием темы, когда ассоциации в голову не идут.

Суть приема в том, что оратор переключается на одно из последних слов, которое прозвучало в его речи, и начинает раскрывать его как новую тему.

Самолет…

Сочиняем первое предложение.

Некоторые люди предпочитают летать самолетом по России и за границу.

Цепляемся к последнему слову:

Заграница – понятие, абсолютно закрытое для людей советского периода (многие помнят о т.н. «железном занавесе»), сейчас во всей красе открыта нам, в наше демократическое время.

Снова берем последнее слово:

Кстати, о демократии. Демократия как форма политической организации общества в чистом виде встречается только в США, в стране, для которой эта форма стала наиболее естественной.

И опять зависли. Что же делать! Беремся за естественность !

Чувствуете стиль перемещения? Шаг вправо – еще правее – еще правее!

И бьем чечетку импровизации, словно упомянутый герой Ричарда Гира в мюзикле «Чикаго».

Потренируемся?

Упражнение 2: снова берете свою учебную тему для импровизации. Продумываете переходы от темы к теме. Встраиваете прием «переход по последнему слову».

Прием № 2: Переход по последнему слову.

Этап 3. Танцевальный вызов.

Однако наш любимый танцор-чечеточник по ходу фильма успевал не только отбивать такт, но и бросал вызовы аудитории, пытаясь взбодрить ее вопросами! Что это за прием? Предположим, вы снова не знаете, что дальше говорить. Тогда естественным и красивым ходом будет вопрос к аудитории: закрытый (требуется ответ ДА/НЕТ) или риторический (не требующий ответа).

Что это нам дает? Выигрыш времени. Вовлечение аудитории. Кроме того, вы узнаете, что интересно слушателям в выступлении. Важно задавать именно закрытые или риторические вопросы, чтобы избежать появления второго оратора.

Например, тема моего выступления по-прежнему «самолет». И я встраиваю в свое выступление несколько нужных мне вопросов:

Есть ли в зале люди, которые ни разу не летали на самолете?

Кто из вас боится/любит летать самолетом?

Согласны со мной, что этот вид транспорта очень удобен?

Почему в современном мире важно перемещаться быстро? Да потому что…

Замечаете ли вы, что сейчас уже многие могут позволить себе летом слетать за границу?

Потренируемся?

Упражнение 3: посмотрите на ассоциации, выписанные к вашей теме. Переделайте все ассоциации в вопросы, например, Свобода : - Считаете ли вы себя свободным человеком? Люди и птицы: - А вы помните миф о Дедале и Икаре? И продолжаете до конца списка. Создаете 3-минутное выступление со встроенными вопросами. Сейчас важно попробовать сместиться именно в сторону этого приема.

Прием № 3: Вопросы в зал.

Продолжаем.

Помните, читатели, цитату в начале нашего алгоритма? «…чтобы душа развернулась, а потом свернулась!»

После освоения каждого приема в отдельности советуем взять новую тему для импровизации и встроить все три приема. Причем без предварительной подготовки свернуть все три этапа мозгового штурма в один – сразу здесь и сейчас, на сцене.

Итог (этапы 1-3):

Словесная импровизация – это мозговой штурм в свернутом виде!

Этап 4. Спонтанная хореография.

Как мы осваиваем СИ? Правильно: практика, практика и еще раз практика! Мало знать приемы. Надо их использовать! Спонтанная реакция на любые словесные ситуации рождается именно при наработке этого навыка.

Наступает этап тренировки вне всяких рамок. Пора осваивать спонтанную хореографию!

Потренируемся?

Упражнение 4: Берем любую хорошо известную вам тему. Ставим перед собой задачу рассказать ее минимум 5 раз в течение дня разным людям с незначительными модификациями. На следующий день берем малоизвестную тему – и в бой. На третий день – анонс фильма, анекдот, байку – и поехали. На 4-й день просим кого-нибудь задать тему посложнее – и осуществляем еще 5 рассказов!

Техника называется «открытие словесного потока» или «Скажите «А»… Здесь важно начать и минимум 4 дня рабочей недели практиковаться в импровизации осознанно!

Итог: СИ = процесс, который позволяет достать из сознания УЖЕ ИМЕЮЩИЙСЯ БАГАЖ ЗНАНИЙ!!!

Этап 5. Танго для продвинутых .

Многие участники тренингов по ораторскому мастерству задавали мне после освоения техники словесной импровизации один и тот же резонный вопрос: «Как мне сделать мою импровизацию еще более виртуозной? Да, я знаю приемы. Да, открыл смелость импровизировать. Но я не хочу переливать из пустого в порожнее. Мне нужен следующий этап».

Действительно, словесная импровизация есть не что иное, как модель, крепкая основа, костяк приемов, фрейм, рамка – для вливания туда новых и новых знаний. Здесь полностью соглашусь с Тони Бьюзеном и его методикой развития вербального интеллекта: читать словари, читать книги… но! «Читайте больше» – это слишком общая рекомендация. Да и время сейчас такое быстрое, что просто некогда осваивать тома книг.

Хорошо, предлагаю вам новый танец для продвинутых: танго с его четкой рамкой, с его прописанной структурой и огромной долей импровизации. Соединить знания и СИ – что может быть лучше?

Если ты хочешь больше, читатель, следуй за мной.

Итак, красивым продолжением и наращиванием ОСОЗНАННОЙ СПОНТАННОСТИ является встраивание новых знаний (необязательно по специальности) в рамку словесной импровизации . Для этого читать мы с вами будем. Но в свете всемирного ускорения осваивать книги будем очень быстро.

Потренируемся?

Упражнение 5:

1. Итак, вы берете любую интересующую вас книгу, лучше в бумажном варианте (намного проще и быстрее!!!). Содержание: НЕ художественная литература (это могут быть любые книги по бизнесу, продажам, психологии, маркетингу, вашей специальности, философии, это может быть публицистика, история и.т.д.).

Пролистываете книгу по методике : обложка полностью, очень вдумчиво вчитываетесь в содержание и усваиваете структуру книги, затем пролистываете ВСЮ книгу без остановки. Пробегая глазами ТОЛЬКО КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ. В хороших книгах обычно жирным шрифтом или курсивом выделены основные мысли.

Очень важно успеть сделать это за 20 минут. Если захочется вчитаться подробнее – приготовьте заранее закладки, и затем в свободном режиме вы сможете вернуться к интересующим вам фрагментам. Но пока что помните, что мы с вами создаем новую базу для словесной импровизации. И таким образом, осваиваете одну книгу за 20 минут. Что мы затем делаем с новыми знаниями?

2. Пролистав таким образом одну книгу – вы РАССКАЗЫВАЕТЕ ее содержание – все, что запомнили минимум 3 разным людям! И только затем вечером можете записать абзац текста (отточенный заранее) и сделать пометки. До этого книга хранится в вашей голове в устном варианте. Именно поэтому вы сможете гибко импровизировать на заданную тему книги.

Такая методика позволяет оратору расширить границы импровизации, узнать много нового за короткое время, научиться не хоронить новые знания в голове и быстро забывать их, а эффективно встраивать, повышая уровень запоминания и оттачивать умение танцевать словом! Создавайте копилку своих новых тем! Повышайте осознанную спонтанность!

Итог шага № 5: СИ = рамка для вливания и структурирования новых знаний!

Краткое резюме алгоритма освоения Словесной импровизации:

1. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Ассоциации .

2. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Переход по последнему слову .

3. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Вопросы в зал .

4. Словесная импровизация как процесс реализации багажа знаний.

5. Словесная импровизация как фрейм=рамка для встраивания новых знаний.

Таким образом, СИ – это одновременно и свобода, и основа! Она поможет вам сделать любую речь осмысленной, структурной и при этом живой, яркой, необычной!

В статье использованы идеи и материалы:

Сергей Шипунов (СИ+ приемы)

Феномен импровизации я начал исследовать (конечно, вспоминаю об этом сейчас с улыбкой), когда мне было лет 13. Началось все с некоторых обстоятельств.

Первое. Я не очень то любил уроки в музыкальной школе, в первую очередь сольфеджио, которые вел директор. Зато я любил хоровое пение и особенно те дни, когда штатного аккомпаниатора заменял Виктор Иннокентьевич, мой учитель по классу фортепиано. Он редко играл по нотам, обычно он импровизировал! (Правда, тогда я еще не знал этого слова). Придя в хоровой класс, Виктор Иннокентьевич у кого-то спрашивал, что за песню мы разучиваем, в какой тональности, затем начинал играть, и... это было волшебство! Мы никогда не знали, как сегодня начнется та или иная песня, какой будет аккомпанемент, инструментальный проигрыш, какие «фишечки» он сегодня применит...

Второе. В 7-м классе я смастерил свою первую электрогитару и пробовал научиться играть на ней. В 8-м классе мы с друзьями собрали свою первую группу. Все это, на фоне моего слабого желания учиться в ДМШ, не очень нравилось моей маме. Правда, через год она привезла мне из Чехословакии (в 1973 году еще была такая страна) «фирменную» электрогитару Star 5, (тогда этот инструмент был, пожалуй, первым настоящим в нашем небольшом городке... И для школьника это было очень престижно!).

Поскольку ГИТАРА, АНСАМБЛЬ, я решил, что надо как-то понять:

КАК ИГРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ НОТЫ ВСЕГДА
произвольно, без партитуры, без выучивания заранее?

Цель поставлена! И теперь за пианино я уже не ощущал себя наказанным учеником, я чувствовал себя исследователем, занятым разгадываем секрета! Сейчас я понимаю, что тогда я применил то, что можно было бы назвать «системным подходом»... Так вот, в итоге я прошел несколько шагов:

Шаг 1. Открытие пентатоники

Как-то бренча на пианино, я сам обнаружил ПЕНТАТОНИКУ! Для Ля-минора это были ноты: Ля, До, Ре, Ми, Соль . (Естественно, я, как и многие, больше любил белые клавиши). Название этого лада я узнал намного позже. А тогда для меня пентатоника стала волшебным набором нот . В песне в Ля-миноре * их можно играть в любом порядке, в любом месте и все будет звучать правильно! Ну и понятно, что, зная этот набор для одной тональности, его можно обнаружить (построить) и для другой.

Шаг 2. Преобразование пентатоники в блюзовый лад

Конечно, 5 нот из 12 - достаточно скромный выбор и мне захотелось как-то пентатонику, волшебный набор , расширить. Так в результате экспериментов я нашел еще две ноты, которые не только не «ломали» общую картину, но и придавали звучанию явную «взрослость» и «фирменность». Эти ноты для Ля-минора были Ре# и Соль# . Значительно позже я узнал, что этот новый волшебный набор из 7-ми нот - БЛЮЗОВЫЙ лад!

Конечно, эти две новые ноты нужно было применять намного осторожнее. И они значительно лучше подходили на роль «проходящих», например, в движение вверх Ре, Ре#, Ми, Соль или в Соль, Соль#, Ля, До с акцентом на последнюю ноту, чем для нот, которые попадают на сильную долю.


Шаг 3. Применение оставшихся ступеней минорной гаммы

Но в гамме Ля-минор оставалось еще 2 «законные» ноты - Си и Фа . Они были не столь универсальны, как ступени пентатоники, и не столь радикальны, как «блюзовые». В общем, их можно было использовать достаточно часто, но, обращая чуть большее (чем требовала пентатоника) внимания на текущий аккорд. Таким образом, этот новый набор составлял уже 9 нот. Явный прогресс!


А в «запрещенных» оставались всего 3 ноты из 12 - Ля#, До# и Фа# .

Шаг 4. Перенос волшебных наборов на гриф гитары

Вот, обнаружив на пианино «правильные» ноты, я стал разбираться, где находятся эти же волшебные наборы на грифе гитары. Тут я сделал свое следующее открытие: в отличие от пианино, на гитаре один и тот же интервал, трезвучие или «музыкальный ход», фраза, могли быть сыграны одним и тем же приемом , поскольку нужные ноты всегда располагались одинаково на грифе. Для изменения тональности надо было лишь сместить позицию руки на грифе! Иными словами, на грифе гитары не было «черных клавиш»!** И это было так замечательно!

** по этой причине импровизация у гитаристов может почти не отличаться, будь она сыграна в До-миноре или в До#-миноре. Сейчас, когда акустические пианино на сцене используются крайне редко, клавишники, чтобы при смене тональности получить такое же удобство, какое имеют гитаристы, меняют строй синтезатора на каждую новую композицию, «продолжая играть» в своей любимой тональности, т е. по тем же клавишам. Конечно, представители, «старой школы», будь то «классики» или джазовые музыканты, рассматривают такой способ как свидетельство недостаточного профессионализма, но... Я бы не разделил их категоричность - это просто жизнь!

В общем, еще не очень хорошо зная ноты на гитаре, и чтобы каждый раз не высчитывать, где какая, я сделал специальные карточки-таблички, расчертив их на клетки: шесть струн по горизонтали, 6 колонок по вертикали. (Как потом оказалось - правильно было бы называть их ТАБУЛАТУРЫ). Так вот, на «струнах» я нарисовал кружки разного цвета:

  • зеленые - для набора пентатоники,
  • синие - для двух дополнительных нот, которые превращают пентатонику в блюзовый лад,
  • желтые - для двух оставшихся нот лада,
  • а остальные 3 - красными (так как играть их не следовало).

Понятно, на самом деле кружков получалось больше, чем 12, так как в подобной табулатуре, охватывающей заметный фрагмент грифа, один и тот же тон мог быть извлечен на разных струнах.

Сначала я свои табулатуры рисовал в простой тетрадке, а потом сделал их на картонках, причем так, что размеры клеток примерно соответствовали размерам ладов на гитарном грифе. Это позволяло носить картонки с собой в кармане и, прикладывая пальцы на «струны», разучивать «ходы» даже на уроке в обычной школе:-). Я помещаю картинку с фрагментом грифа, чтобы показать, как я раскрашивал лады. «Запрещенные ноты» - те, что помечены красными кружками, можно, в принципе, и не отмечать. Для тренировки вполне достаточно остальных.


Как только я немного освоился с волшебными табулатурами, пальцы привыкли и «запомнили» правильные и «неправильные» ноты (места на грифе), я смог ИГРАТЬ СВОБОДНО, я начал импровизировать!

О, как это было здорово играть наобум и почти не ошибаться! В общем, мой музыкальный уровень, как соло-гитариста в нашей школьной группе резко вырос. И когда у нас появилась возможность использовать электро-орган, то меня мои друзья уже от гитары не отпускали.

Шаг 5. Понимание, какие ноты используют звезды

Но заключительный «прорыв» произошел после того, как мы с ребятами «сняли» (то есть на слух подобрали ноты) и разучили пару фирменных композиций. Первая - July Morning (Uriah Heep), другая - Smoke On The Water (Deep Purple). О, конечно, сейчас я без улыбки не могу представить, что же на самом деле мы могли тогда играть, пытаясь копировать звезд! Вряд ли там даже 25% нот были правильными, но! Главное вот в чем. Снимая реальные, «правильные» композиции:

ПЕРВОЕ - я увидел, что очень большая , непонятная мне ранее часть музыки , казавшаяся, особенной, специальной - на самом деле это те же самые волшебные наборы , которые я уже открыл для себя - пентатоника, блюзовый лад. Этим небольшим количеством нот, оказывается, играется море импровизаций и мелодий , причем и в очень известной музыке!

ВТОРОЕ - я понял, что «фирменные» ходы прекрасно «ложатся» на мои табулатуры! Оказалось, что благодаря проделанным исследованиям и тренировкам, мои пальцы уже давно были на правильных местах, и дело теперь лишь в том, чтобы поучиться тому, какие ноты и в какой последовательности играют известные гитаристы...

В общем, сделать тогда самостоятельно все эти открытия было очень здорово и полезно! Вполне возможно, что именно эти ранние импровизации, первые опыты музыкального самовыражения, позволили мне сохранить интерес к музыке, развить свои музыкальные способности , выбрать в последующем своей профессией разработку музыкального оборудования и программ, сделать сочинение, аранжировку и исполнение музыки любимым увлечением.

Так что я верю, что импровизации может научиться «с нуля» любой музыкант и уже тем более тот, у кого за плечами музыкальное учебное заведение. Я знаю, что вам нужны лишь 3 вещи:

Первое - Верить!
Второе - Пробовать!
Третье - Хорошее Настроение!

Я искренне надеюсь, что мои советы и приемы позволят вам выявить у себя способность к импровизации, развить этот навык или заметно повысить ваш уровень в этом искусстве, если вы уже им владеете. Вы готовы? Вперед!

Алексей Устинов,
создатель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК "Агат-7(9)" (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов "Музыкальная информатика", "Музыкальная акустика" и "Звукорежиссура" в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму "Miss California". Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

Возможно, вы хотели бы заняться импровизацией серьезно и получить максимум материалов (видео-уроки, фонограммы, ноты и пр.). Ознакомьтесь с видео-курсом «Импровизировать может каждый!». Судя по всему, этот продукт - лучшее пособие на русском языке для желающих овладеть искусством джазовой импровизации.

Ведущий предлагает играющим различные творческие задания. Участники игры, уяснив их смысл, тут же начинают действовать, на ходу придумывая диалоги и разыгрывая сценки.

Вы - агент по продаже надувных игрушек, а вы - пассажиры электрички. Начали!

Вы - продавец газет, журналов. Попробуйте уговорить кого-нибудь купить хоть один экземпляр вашей газеты.

Вы все - участники стихийного митинга «За доброту и гуманизм», каждый может стать оратором.

Идет конкурс исполнителей анекдотов. Вы - члены комиссии. Вы - претенденты, борющиеся за победу.

Вы - первый космонавт, побывавший на Марсе, а вы - журналисты.

Вы - журналист, проводящий социологический опрос. А вы - прохожие на улице, которых он останавливает.

Микроновость

Каждый участник игры должен придумать объявление. Объявления могут быть и шутливые. Текст объявлений краткий, информативный.

Продолжение следует

Играют несколько человек.

Вариант 1

Задается какая-нибудь известная история (сказка, басня, рассказ). От каждого играющего требуется продолжение этого, казалось бы, законченного повествования (с новым концом). Глубокая проработка сюжета не нужна, достаточно лишь в общих чертах описать, что произошло. Выигрывает тот, кто представит наиболее оригинальную и занимательную версию.

Вариант 2

Игра проводится так же, только игрокам заранее дается набор из нескольких случайных слов, которые надо использовать в рассказе.

Вариант 3

Среди игроков устанавливается определенная очередность. Первый игрок начинает свою историю. Каждый следующий подхватывает и развивает сюжет, добавляя одно предложение. Повороты сюжета могут быть самыми неожиданными, главное - отвечать быстро. Кто замешкается - выбывает из игры.

Бесконечное предложение

Играют несколько человек. Водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком образовавшееся предложение. Слова можно добавлять в любое место (начало, конец, середину) предложения, но обязательно с учетом его смыслового содержания. Например, исходное слово солнце:

Светило солнце;

Ярко светило солнце;

На небе ярко светило весеннее солнце;

На небе ярко светило и играло весеннее солнце;

На небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

На голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

На голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

На голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...

Найди пару

Ведущий называет слово. Задача играющих состоит в том, чтобы каждому слову подобрать пару на основе первой возникшей ассоциации - назвать дополняющее слово. Полученный набор фраз может быть использован в качестве опоры для придумывания связного рассказа, истории, сказки.

Вариант 1

Ведущий называет слово, игрок отвечает, называя первое пришедшее в голову слово-ассоциацию (можно назвать глагол, существительное, прилагательное).

Например: стол - комната, качается, большой.

Вариант 2

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное ведущим, необходимо называть только нарицательные существительные.

Например: стол - тарелка.

Вариант 3

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное ведущим, необходимо называть только прилагательные.

Например: стол - круглый.

Вариант 4

В качестве словесной ассоциации необходимо использовать только глаголы (стол - стоит).

Спрятанные слова

Играют несколько человек. Цель игры - угадать слово, замаскированное во фразе.

Водящий, которого выбирают по жребию или по желанию, выходит из комнаты. Остальные участники игры загадывают слово. Вернувшись, водящий начинает задавать вопросы по очереди всем играющим. Вопросы могут быть самыми разнообразными, об их количестве договариваются заранее. Отвечающие используют в ответе «спрятанное» слово. Понятно, что они должны постараться «спрятать» слово так, чтобы оно не выделялось среди других. Успех отгадчика зависит от его внимательности и способности удержать в памяти сразу несколько ответов, сравнивая которые, он и определяет загаданное слово.