Какую взять тему для исследовательской работы по химии. Исследовательский проект по химии "обыкновенное чудо". Азот как биогенный элемент

Исследовательская работа

ТЕМА: Моющие средства для посуды и их свойства. Влияние моющих средств на коррозию металлов.

Введение стр. 2-3

Глава 1. Общие сведения о средствах для мытья посуды стр. 4-5

1.1 Средства для мытья посуды стр. 4

1.2 Состав средств для мытья посуды стр. 4-5

Глава 2. Диагностика моющих средств для посуды стр. 6-8

2.1.Диагностика использования средств для мытья посуды стр.6

2.2. Состав, свойства и особенности применения моющих средств стр. 7

2.3. Физико – химические свойства средств для мытья посуды. стр. 7-8

2.4. Влияние растворов моющих средств для посуды на стр.8

протекание процессов коррозии железных предметов.

Заключение стр. 9

Список литературы стр. 10

Приложение стр. 10

Введение

Двадцать первый век – время, когда информация стала тем фундаментом, на котором держатся все сферы человеческой жизни. Поэтому каждый человек должен быть уверен в том, что информация, которой владеет он – достоверная и не принесет ему и окружающим духовного или физического ущерба. Потоки информации доносятся до нас отовсюду, но основной источник – это СМИ. И зачастую даже образованный и умудренный жизненным опытом человек не может определить, пытаются ли нас обмануть, использовав рекламные уловки или только немного преувеличивают достоинства товаров, предлагаемых услуг. Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Иногда она действительно помогает сориентироваться в многообразии товаров и услуг, а иногда обещает просто «чудеса». Благодаря активной рекламной политике производителей, сегодня почти в каждой семье для мытья посуды используют специальные средства. Так, учеными подсчитано, что российская семья из 4-х человек ежегодно моет около 5 тонн грязной посуды! Первые МС появились более 5000 лет назад на Ближнем Востоке. Но их роль в нашей жизни не изменилась до сих пор. МС в настоящее время употребляют для удаления различных видов загрязнений: пятна на одежде, ржавчина, грязная посуда и т.д.

По своему составу средства для мытья посуды близки к шампуням, гелям для душа. То есть к средствам гигиены. А к ним предъявляют особые требования по безопасности. Все это хорошо, однако, средства для мытья посуды числятся как средства бытовой химии. Это значит, что на них гигиенический сертификат, гарантирующий безопасность, не нужен. Требования что к средству для чистки унитазов, что для посуды - одни и те же. Производители могут подвергнуть свою продукцию испытанию на безопасность, но добровольно. Химики признают: этот сертификат гарантирует только то, что в момент использования вы не отравитесь, не испортите кожу рук. А вот что с течением времени происходит в организме, в который постоянно попадают остатки моющего средства,- таких исследований не проводили.

В условиях постоянного увеличения количества новых химических веществ, поступающих в обращение, актуальной проблемой является их изучение в целях получения информации о потенциальной опасности веществ и разработки профилактических мероприятий, предусматривающих предотвращение неблагоприятного воздействия на организм человека и окружающую среду. Среди комплекса факторов окружающей среды, подлежащих гигиеническому контролю, большого внимания заслуживают товары бытовой химии (ТБХ) в связи с их массовым производством и использованием, разнообразием компонентов, входящих в состав рецептур, а также с возможным прямым воздействием на организм человека. Как известно, после использования все химикаты попадают в окружающую среду и пагубно на нее влияют, но мы об этом не задумываемся. Поэтому мы решили посвятить нашу работу именно бытовой химии и, изучив состав МС для посуды, определить, насколько безопасно их использование.

Мы считаем, что наша работа очень актуальна на сегодняшний день. Мы не можем обойтись без МС, но и их использование зачастую вредит нашему миру. Чтобы понять, как бороться с вредом, наносимым нам МС мы, прежде всего, должны узнать о них больше, чем сообщается в рекламе. Мы решили провести исследование в нашей школе, чтобы выявить средства, пользующиеся наибольшим спросом, и проанализировать, чем обоснован выбор участников нашего исследования. Говорить да или нет МС дело каждого человека, но если соблюдать определенные правила, то риск для здоровья будет минимальным.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученную информацию по результатам исследовательской работы можно использовать для просвещения населения поселка о вреде определенных моющих средств, об отрицательном влиянии СМС на здоровье человека, на усиление коррозии металлов, из которых изготавливается сантехника.

Цель работы: исследовать физико-химические свойства моющих средств, исследовать влияние моющих средств на коррозию металлов, из которых изготавливается сантехника.

Задачи :

1. Изучить литературу по данному вопросу;

2. Выявить наиболее часто используемые в домашних условиях марки моющих средств для посуды;

3. Изучить состав, данные моющих средств для посуды, используя их этикетки.

4. Исследовать физико- химические свойства моющих средств;

5. Рассмотреть влияние моющих средств на металлические предметы (гвоздь).

Объект исследования : жидкие средства для мытья посуды .

Предмет исследования : свойства и безопасность применения моющих средств для посуды, коррозия металлов.

Гипотеза: если владеть полной информацией о составе и свойствах моющих средств, то можно сохранить здоровье человека, предотвратить повреждение сантехники, изготовленной из железа.

В соответствии с задачами исследования были использованы методы систематизации теоретического материала, исследовательские методы и методы наблюдения, обобщение накопленного материала.

Глава 1. Общие сведения о средствах для мытья посуды

1.1 Средства для мытья посуды и их свойства

Специальные посудомоющие средства впервые появились в 1950-х годах. Средства для ручного мытья посуды выпускаются в виде жидкости или геля. Гелеобразные средства считаются более эффективными по сравнению с жидкими.

Основными свойствами средства является его моющая способность. Большой плюс средства - его способность эффективно справляться с масляными и жировыми загрязнениями в холодной воде, это достигается благодаря подбору оптимальной композиции ПАВ.

Ещё одним важным свойством средства для ручного мытья посуды является его мягкое воздействие на кожу рук. Стоит отметить, что заявления производителей о том, что уровень pH их продукции равен 5,5, ни в коем случае не может гарантировать, отсутствия раздражения, особенно у людей склонных к аллергии. Поэтому во время мытья посуды коже требуется защита. Средство должно содержать умягчающие компоненты и не стоит забывать о том, что руки можно уберечь от вредного воздействия средства с помощью обыкновенных резиновых перчаток.

Многое о средстве для мытья посуды может сказать его состав.

1.2 Состав средств для мытья посуды

Основу моющего средства составляют поверхностно-активные вещества (ПАВ). Именно они и определяют его моющую способность.

ПАВы подразделяются на два типа: ионные и неионогенные (неионные).

Принципиальное отличие заключается в том, что неионогенные ПАВы не подвержены электролитической диссоциации, т.е. они не распадаются в воде на положительно и отрицательно заряженные ионы; ионные ПАВы при взаимодействии с водой распадаются на ионы, одни из которых обладают адсорбционной (поверхностной) активностью, другие (противоионы) – адсорбционно неактивны.

Ионные ПАВы называются анионными, если поверхностно-активные ионы несут отрицательный заряд, и катионными, если поверхностно-активны положительно заряженные ионы. Некоторые ПАВы в зависимости от условий, в которых они применяются, проявляют свойства или анионных, или катионных, поэтому их называют амфотерными или амфолитными. Анионные ПАВы – органические кислоты и их соли. Катионные – основания, обычно амины, и их соли. В мировом производстве поверхностно-активных веществ большая часть анионные вещества.

Синтетические моющие средства обязательно содержат ряд вспомогательных веществ, улучшающий их моющую способность. В состав моющих композиций иногда включают щелочные соли слабых неорганических кислот (карбонат и бикарбонат натрия, силикаты натрия, фосфаты различного состава), нейтральные соли (хлорид натрия), соли перекисных кислот, обладающие отбеливающими и дезинфицирующими свойствами (перборат и перкарбонаты натрия). Именно эти химические вещества и вступают в химические реакции с металлами, из которых изготавливают сантехнику, под действием этих веществ и происходит коррозия металлов. Коррозия приводит ежегодно к миллиардным убыткам, и разрешение этой проблемы является важной задачей. Основной ущерб, причиняемый коррозией, заключается не в потере металла как такового, а в огромной стоимости изделий, разрушаемых коррозией. Вот почему ежегодные потери от неё в промышленно развитых странах столь велики.

Важную роль играют органические компоненты ПАВов: карбоксиметилцеллюлоза, предотвращающая повторное отложение загрязнений из моющего раствора на отмытую поверхность, и так называемые гидротропы, увеличивающие растворимость и ускоряющие растворение ПАВов в воде.

Некоторые моющие средства содержат ферменты, обеспечивающие удаление нерастворимых белковых загрязнений, органические бактерициды, стабилизаторы пены.

Во многие моющие средства добавляют ароматические вещества (отдушки), призванные устранить неприятные запахи и придать вымытой поверхности свежий аромат. Правда, запах яблока, лимона или, например, лесных ягод не означает наличие в данном средстве экстрактов выше названных плодов.

Также в состав средств для мытья посуды могут входить вещества, смягчающие негативное воздействие на кожу рук. Самые распространенные добавки – глицерин, силикон и растительные экстракты. Глицерин и силикон обладают похожим действием, они создают на коже защитную плёнку, препятствующую её высыханию. Одновременно поверхностная плёнка, создаваемая силиконом, способна защитить от проникновения вредных для кожи веществ, содержащихся в моющем средстве.

Растительные экстракты смягчают кожу, обладают успокаивающим действием, снимают раздражение, которое может быть вызвано отдельными компонентами ПАВов (таким действием обладает, например, молочко «алоэ-вера»). Но даже при всех несомненных достоинствах этих добавок невозможно гарантировать вашей коже полную безопасность.

Глава 2. Диагностика моющих средств для посуды

    1. Диагностика использования средств для мытья посуды.

Для того, чтобы выяснить какие из средств являются наиболее используемыми мы опросили учащихся, учителей и работников школы. В опросе приняли участие 50 человек.

Данные опроса показывают, что наиболее популярным средством является «Fairy ». Его используют 19 человек из числа опрошенных, что составляет 38%. Далее по убыванию популярности идут: «АОС» - 11 человек, 22%; «Миф» - 7 человек, 14%; « SORTI » - 7 человек, 14%; «Капля » - 6 человек, 12%.

2.2. Состав, свойства и особенности применения моющих средств.

Для исследования состава, свойств, особенностей применения моющих средств для посуды изучались этикетки средств, указанных при анкетировании пользователей. Как правило, инструкций по мытью посуды никто не читает, но это не освобождает производителя от необходимости нанесения этой информации на этикетку.

Данные исследования приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Состав, свойства и особенности применения моющих средств.

Fairy

АОС

МИФ

SORTI

Капля

    Объем/мл

    Цена/руб.

    Срок годности

18 мес.

18 мес.

18мес.

18 мес.

24 мес.

    Состав

5-15% анионные и неионогенные ПАВ, отдушка, консервант, цитронеплол, лимонен и линалоол.

5-15% анионные и неионогенные ПАВ, соль этилендиаминтетрауксусной кислоты, ароматизирующие добавки, консерванты

анионные и неионогенные ПАВ, хлорид натрия, лимонная кислота, консервант, парфюмерная композиция, лимонная кислота

Вода, анионные и неионогенныеПАВ, соль этилендиаминтетрауксусной кислоты, ароматизирующие добавки, консерванты,

Вода, ПАВ,

хлорид натрия, лимонная кислота, консервант, парфюмерная композиция, лимонная кислота,

нанести небольшое количество средства на влажную губку

Несколько капель средства капнуть на влажную губку

Несколько капель средства капнуть на влажную губку

Небольшое количество средства нанести на влажную губку

6. Меры предосторожности

При попадании в глаза промыть водой

Беречь от детей

Предохранять от солнечных лучей. Хранить вдали от отопительных приборов. Беречь от детей. При попадании в глаза промыть водой.

Беречь от детей, избегать попадания в глаза.

Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы:

При равном объеме моющего средства цена средств не одинакова.

К более дорогим средствам можно отнести «Fairy », «АОС», более дешевыми средствами являются «Миф», « SORTI » и «Капля ».

Срок годности всех средств почти одинаковый.

Основным компонентом МС являются ПАВ.

кроме ПАВ в составе моющих средств имеются красители, консерванты, парфюмерная композиция, но не указана маркировка этих веществ, что не позволяет сделать вывод о их безопасности для человека.

На упаковках не указано точное количество средства, необходимого для использования. Лишь написано «нанесите небольшое количество на губку или на посуду» или «капнуть несколько капель…».

Практически все средства, кроме « Fairy » содержат предупреждение: «Беречь от детей» и описывают действия при попадании средства в глаза.

Большое внимание уделяется на этикетке МС рекламным данным: производители указывают, что все средства эффективно удаляют жир не только в горячей, но и в холодной воде, легко смываются водой, не оставляя разводов. На этикетке средства « Fairy » указано, что соответствует стандарту РФ по смываемости с посуды.

2.3. Физико – химические свойства средств для мытья посуды.

Опыт 1: Исследование рН раствора.

Одним из требований к использованию моющих средств для посуды является то, что они должны обладать нейтральным или слабокислым значением pH раствора (pH =5,5-7).

Мы для определения pH раствора взяли 0,1% раствор каждого средства, исследовали при помощи прибора для определения рН растворов. Результаты опыта приведены в таблице 2. Вывод: Все средства рН- нейтральны.

Таблица 2:

Химические свойства средств для мытья посуды.

Показатель

Fairy

AOC

Миф

SORTI

Капля

1. рН раствора

7,68

7,7

7,7

6,0

6,0

    Содержание

фосфатов

-

-

-

-

-

Опыт 2 : Содержание фосфатов в средствах для мытья посуды .

Наличие фосфатных добавок в моющих средствах приводит к значительному усилению токсических свойств ПАВов. Они проникают в микрососуды кожи, всасываются в кровь и распространяются по организму. Это приводит к изменению физико-химических свойств самой крови и нарушению иммунитета.

0,1% раствор каждого средства испытывали нитратом серебра. В пробирках не было желтого или белого осадков. Желтый осадок показывает на присутствие в пробах фосфат-ионов (Ag 3 PO 4), белый осадок показывает присутствие в пробах хлорид-иона (AgCl ). Результаты опыта приведены в таблице 2.

Вывод: Фосфатные добавки в моющих средствах не обнаружены.

2.4. Влияние растворов моющих средств для посуды на протекание процессов

коррозии железных предметов.

При утилизации, использованные растворы моющих средств для посуды непосредственно соприкасаются с металлическими трубами канализации, а при мытье с металлической посудой.

Для исследования приготовили 0,1% раствор каждого моющего средства и в каждый опустили железный гвоздь длиной 80 мм. Эксперимент проводился при комнатной температуре. В качестве контрольного образца использовалась водопроводная вода. Опыт проводился с трехкратным повторением.

В первый день появилась ржавчина на гвоздях в следующих средствах: «АО S », «капля SORTI ». На второй день появился налет ржавчины в пробирке с водопроводной водой и на гвозде, опущенном в « Fairy » . В средстве «МИФ» ржавчина в пробирке появилась на третий день, при этом гвоздь оставался чистым. В последующие дни налет ржавчины на гвоздях увеличивался, причем быстрее всего в средствах: « Fairy », «АО S », «капля SORTI ». На дне пробирок откладывалась ржавчина - бурый осадок. К концу наблюдения высота осадка была разной в пробирках: «АО S » - 10мм, « Fairy »-7мм, «капля SORTI »- 9мм, «МИФ»- 4мм, «Капля»-9 мм, вода- 3мм.

Вывод: все исследуемые растворы моющих средств для посуды способствуют усилению коррозии железных предметов, а значит негативно действуют на трубы канализации и металлическую посуду.

    Заключительная часть

Выводы:

    Наибольшей популярностью среди населения пользуются средства: «Fairy »,

«AOS ».

    Этикетки моющих средств содержит большой объем рекламных обещаний,

но не полную информацию о составе и маркировке инградиентов, о способе применения.

    Все средства хорошо растворимы в воде.

4. Все средства рН-нейтральны.

5. Средства не содержат вредные фосфатные добавки.

6. Все исследуемые растворы моющих средств для посуды способствуют усилению коррозии железных предметов, а значит негативно действуют на трубы канализации и металлическую посуду.

Мы хотим посоветовать вам, более ответственно относится к выбору моющих средств и не позволять рекламам обманывать себя. Не забывайте о том, что на этой планете будут жить наши дети и внуки, и мы должны заботиться об их будущем и здоровье. Так же не стоит забывать о том, что от использования некоторых моющих средств страдает наша окружающая среда. Также мы хотим посоветовать вам, осторожнее обращаться с моющими средствами и не забывать о том, что в их состав входят компоненты, которые могут вызвать сыпь, химические ожоги, раздражения и аллергию. Всегда читайте меры предосторожности, написанные на обороте упаковки, и храните моющие средства подальше от детей.

Мы отдаем себе отчет в том, что потребление моющих средств людьми невозможно остановить, и даже сократить. Более того, с увеличением численности населения нашей планеты неизбежно возрастает количество и разнообразие моющих средств, которые пагубно влияют не только на человека, но и на окружающую среду.

Мы надеемся, что в ходе прогресса будут изобретены более безопасные моющие средства, которые будут иметь возможность полностью растворяться в воде, не образуя вредных химических соединений. Полученная информация во время проведения исследовательской работы может быть использована при преподавании школьного курса химии, биологии, экологии, на классных часах, при беседах с учениками и родителями, на факультативных занятиях по химии и экологии.

    Литература:

1. Амбрамзон А.А. и др. Поверхностно-активные вещества. Синтез, анализ, свойства,

применение. Л., 1988.

2.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно- методическое пособие /Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Агар, 2000.

3.Богданов И.И. Беседы об экологии: Учеб. пособие. – Омск, 1995.

4. Шпаусус З. Путешествие в мир химии. М.: «Просвещение», 1967.

    Шварц А., Пери Д. Поверхностно-активные вещества: их химия и технические применения. М., 1953.

    Харлампович Г.Д. и др. Многоликая химия. – М.: «Просвещение», 2004

Приложения

Наблюдение:4.11.15

    Наблюдение:10.11.15






В данном разделе вы можете подобрать интересные темы проектов по химии . Руководителю стоит обратить внимание на уровень сложности той или иной темы и её сопоставление с уровнем знаний ученика. Исследовательский процесс подразумевает консультации учителя и подбор им литературы.

Рекомендуем внимательно выбирать интересные темы исследовательских работ по химии учащимся 7, 8, 9, 10 и 11 класса и определять подходящую для себя тему по сложности, интересу и собственным увлечениям.

Также, вы можете подобрать актуальную тему проекта по химии менее сложного уровня, расширить или обобщить ее в дальнейшем.

Представленные школьникам темы исследовательских работ по химии носят актуальный характер и подразумевают проведение исследований и изучения новой более углубленной информации по предмету. В дальнейшем, полученные знания можно применить на уроках химии, а также брать за основу в последующих исследованиях. По ссылкам вы можете найти темы исследований по предмету химия для учеников старшей школы.

Данные темы исследовательских проектов по химии будут интересны ученикам 7, 8, 9, 10 и 11 класса, увлекающимся химией, проведением различных интересных опытов и экспериментов, которые желают узнать и понять, найти ответы на интересующие их вопросы в процессе увлекательных исследований.

Приведенные ниже темы отсортированы по алфавиту, они являются примерными и базовыми для использования в исследовательской деятельности обучающихся по предмету химия.

Темы исследовательских работ по химии

Примерные темы исследовательских проектов по химии:


Автомагистраль, снег, почва, растения.
Автомобиль как источник химического загрязнения атмосферы.
Автомобильное топливо и его применение.
Агрономия. Эффект минеральных удобрений.
Азот в пище, воде и организме человека.
Азот и его соединения
Азот как биогенный элемент.
Акварельные краски. Их состав и изготовление.
Аквариум как химико-биологический объект исследования.
Активированный уголь. Явление адсорбции.
Актиноиды: взгляд из прошлого в будущее.
Алмаз - аллотропная модификация углерода.
Алмазы. Искусственный и естественный рост.
Алхимия: мифы и реальность.
Алюминий - металл XX века.
Алюминий и его сварка.
Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?
Алюминий. Сплавы алюминия.
Анализ качества родниковой воды.
Анализ лекарственных препаратов.
Анализ прохладительных напитков.
Анализ содержания аскорбиновой кислоты в некоторых сортах смородины.
Анализ чипсов.
Аномалии воды.
Антибиотики.
Антисептики.
Антропогенное влияние сточных вод на воды родника.
Аромат здоровья.
Ароматерапия как способ профилактики простудных заболеваний.
Ароматерапия.
Ароматизаторы на основе сложных эфиров.
Ароматические масла - бесценный дар природы.
Ароматические эфирные масла и их использование.
Ароматы, запахи, флюиды.
Аскорбиновая кислота: свойства, физиологическое действие, содержание и динамика накопления в растениях.
Аспирин - друг или враг?
Аспирин - польза или вред.
Аспирин как консервант.
Аспирин: за и против.
Аэрозоли и их применение в медицинской практике.
Белки - основа жизни.
Белки и их значение в питании человека.
Белки и их питательная ценность.
Белки как природные биополимеры.
Бензапирен - химико-экологическая проблема современности.
Биогенная классификация химических элементов.
Биологически активные вещества. Витамины.
Биологически активные добавки: профанация или польза?
Биороль витаминов.
Благородные газы.
Бумага и ее свойства.
Бутерброд с йодом, или Вся правда о соли.
Была бы жизнь на Земле без существования железа?
Бытовые фильтры для очистки водопроводной воды и способ их регенерации.
В мире кислот.
В мире коррозии металлов.
В мире полимеров.
В удивительном мире кристаллов.
В чём вкус хлеба?
Важнейший показатель экологического состояния почвы - рН.
Великая тайна воды.
Великий ученый М.В. Ломоносов.
Великобритания в жизни и деятельности Д.И. Менделеева.

Темы проектов по химии (продолжение)

Примерные темы исследовательских работ по химии:


Виды химической связи.
Витамин С и его значение.
Витамины в жизни человека.
Витамины и витаминная недостаточность.
Витамины и здоровье человека.
Витамины как основа жизнедеятельности живых организмов.
Вклад Д.И. Менделеева в развитие агрохимии, его значение для современного сельского хозяйства.
Вклад Д.И. Менделеева в развитие нефтяной промышленности.
Вклад М.В. Ломоносова в развитие химии как науки.
Влияние автомобильного транспорта на степень загрязнения воздуха.
Влияние металлов на женский организм.
Вода – вещество номер один.
Вода - вещество привычное и необычное.
Вода - основа жизни.
Вода удивительная и удивляющая.
Вода: смерть или жизнь? Исследование качества воды в водоемах и водопроводе.
Водород в промышленности, получение и формы сбыта.
Водородный показатель в нашей жизни.
Воздух - природная смесь газов.
Воздух, которым мы дышим.
Воздух-невидимка.
Все тайны янтаря.
Выделение винной кислоты из исследуемого сорта винограда.
Выращивание в домашних условиях монокристаллов из насыщенного раствора солей и квасцов.
Выращивание кристалла в домашних условиях.
Выращивание кристаллов в домашней лаборатории.
Выращивание кристаллов при различных внешних условиях.
Газированная вода - вред или польза.
Газированные напитки – яд малыми дозами.
Газированные напитки в жизни подростка.
Газированные напитки: польза или вред?
Газировка. Вкусно! Полезно?
Глютамат натрия - причина пищевой наркомании.
Горный хрусталь - символ скромности и чистоты помыслов.
Да здравствует мыло душистое!
Декоративная косметика и ее влияние на кожу.
Грани яркой натуры. Д.И. Менделеев.
Детское питание.
Диетический заменитель сахара аспартам - токсичное вещество.
Для чего нужен йод?
Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах.
Домашняя аптечка.
Дюжина пряностей глазами химика.
Есть, или не есть - вот в чем вопрос!?
Жевательная резинка. Миф и реальность.
Жевательная резинка: польза или вред?
Железо - элемент цивилизации и жизни.
Железо и его соединения.
Железо и здоровье человека.
Железо и окружающая среда.
Жесткость воды: актуальные аспекты.
Живопись и химия.
Жидкие средства для мытья посуды.
Жизненная ценность мёда.
Жизнь без глютена.
Жиры: вред и польза.
Защитные свойства зубных паст.
Знаки на пищевых упаковках.


Знаменитые напитки. Плюсы и минусы напитков «Пепси» и «Кока-Кола», «Спрайт» и «Фанта».
Зубные пасты
Из жизни полиэтиленового пакета.
Из чего состоит одежда. Волокна.
Изучаем силикаты.
Изучение свойств шампуней.
Изучение секретов приготовления клея.
Изучение состава и свойств минеральной воды.
Изучение состава мороженого.
Изучение способности и динамики накопления тяжелых металлов лекарственными растениями (на примере одного вида лекарственных растений).
Изучение характеристик мороженого как продукта питания.
Индексы пищевых добавок.
Индикаторы в быту.
Индикаторы вокруг нас.
Индикаторы. Применение индикаторов. Природные индикаторы.
Инертные газы.
Искусственные жиры - угроза здоровью.
Использование дафний для определения пороговых значений ионов тяжелых металлов.
Использование дрожжей в пищевой промышленности.
Исследование pH-растворов некоторых сортов мыла, шампуней и стиральных порошков.
Исследование влияния жевательной резинки на организм человека.
Исследование жесткости воды и способов ее снижения.
Исследование качества воды в городе и пригороде.
Исследование свойств аспирина и изучение его влияния на организм человека.
Исследование свойств серной кислоты.
Исследование уровня коррозии памятников города.
Исследование физико-химических свойств молока разных производителей, имеющих экологический сертификат.
Исследование физико-химических свойств натуральных соков разных производителей.
Исследование химического состава воды для определения эффективности применения фильтра «Барьер-4».
Исследование химического состава местных глин.
История возникновения шоколада.
Йод в продуктах питания и влияние его на организм человека.
Йод в продуктах питания и его влияние на организм человека.
Как определить качество мёда.
Какое мороженое вкуснее?
Кальций и его соединения в организме человека.
Катализ и катализаторы.
Каша - здоровье наше.
Кварц и его применение.
Кислотность рН-среды и здоровье человека.
Кислотные дожди.
Кислотный дождь и его влияние на экологию.
Кислоты и щёлочи в быту.
Клюква - северный лимон?
Колбаса - это вкусно и полезно?!
Количественное определение ртути в энергосберегающих лампочках.
Коррозия металлов и способы ее предупреждения.
Кофе в нашей жизни.
Кофеин и его влияние на здоровье людей.
Красители и продукты питания.
Кремний и его свойства.
Кумыс - национальный напиток казахов.
Кумыс и его целебные свойства
Лекарства и яды в древности.
Лекарственные растения.
Лекарство или яд?
Майонез - знакомый незнакомец!
Менделеев и Нобелевская премия.


Металлы – элементы жизни.
Металлы в жизни человека.
Металлы в искусстве.
Металлы в космосе.
Металлы в организме человека.
Металлы древности.
Металлы и сплавы, их свойства и применение в радиоэлектронной аппаратуре.
Металлы на теле человека.
Металлы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Металлы-биогены.
Микроэлементы в организме
Микроэлементы: зло или благо?
Минеральные вещества.
Мир воды. Тайны водопроводной, секреты минеральной.
Мир пластмасс.
Мир стекла.
Молоко: за и против.
Молочные продукты.
Мы живем в мире полимеров.
Мыло: вчера, сегодня, завтра.
Мыло: друг или враг?
Мыло: история и свойства.
Мыльная история.
Наличие в продуктах питания йода и его биологическая роль.
Напиток «Кока-кола»: новые вопросы старой проблемы.
Нефть и нефтепродукты.
Обнаружение содержания воды в бензине.
Определение в шоколаде жиров, углеводов и белков.
Определение ионов свинца в травянистой растительности парков города.
Определение йода в йодированной поваренной соли.
Определение количества витамина С в лимоне.
Определение примесей в водопроводной воде.
Определение физико-химических показателей молока.
Органические яды и противоядия.
Осторожно - пиво!
Пектин и его влияние на организм человека.
Перекись водорода.
Периодическая система Д.И. Менделеева как основа научного мировоззрения.
Пищевые добавки дольше сохраняют свежесть хлеба.
Поваренная соль - всего лишь приправа?
Поваренная соль - кристаллы жизни или белая смерть?
Поваренная соль – минерал необычайной важности.
Почему гибнут каштаны в промышленном районе города.
Почему овощи и фрукты кислые?
Применение хлорофилла в синтезе акриламидных гидрогелей.
Проблема йодного дефицита.
Проблема утилизации. Переработка отходов.
Пряности глазами химика.
Психоактивные вещества в повседневной жизни человека.
Растворимое смертное (яды).
Рецепты красоты.
Роль слюны в формировании и поддержании кариесрезистентности зубной эмали.
Сахар и сахарозаменители: за и против.
Сборник стихотворений «Химия и жизнь».
Секреты белозубой улыбки.
Сера и ее соединения.
Синтетические высокомолекулярные соединения (ВМС).
Синтетические моющие средства для стиральных автоматических машин.
Синтетические моющие средства и их свойства.
Сода: знакомая и незнакомая.
Содержание нитратов в питьевых и столово-минеральных водах.
Сок как источник аскорбиновой кислоты.

Состав воздуха и его загрязненность.
Состав и свойства зубных паст.
Состав и свойства растительных масел.
Состав моющих средств.
Состав чая.
Состояние атмосферных осадков на пришкольном участке и за чертой города.
Средства для мытья посуды.
Стиральные порошки: обзор и сравнительная характеристика.
Стоит ли есть пуд соли?
Тихая сила ядов.
Удивительные "серебряные" реакции.
Фосфор, его свойства и аллотропные изменения.
Химический анализ водопроводной воды в моей школе на определение органолептических показателей, содержания хлорид-ионов и ионов железа.
Химический анализ воды в речке.
Химия – союзник медицины.
Химия красок.
Химия кремния и его соединений.
Химия марганца и его соединений.
Химия меди и ее соединений.
Хлорирование воды: прогнозы и факты.
Чего боится белок?
Чернобыль. Это не должно повториться.
Чипсы: вред или польза?
Чипсы: лакомство или яд?
Чипсы: польза или вред?
Что мы знаем о шампуне?
Что нужно знать о пищевых добавках.
Что полезнее - чай или кофе?
"Что скрывается за буквой "Е"?
Что содержится в чашке чая?
Что такое кислотные дожди и как они образуются?
Что такое нефть и как она появилась на Земле?
Что такое сахар и откуда он берется.
Что у нас в солонке и в сахарнице?
Чугун и его сварка.
Чудеса из стекла.
Шелк натуральный и искусственный.
Шоколад - пища богов.
Шоколад: вред или польза?
Шоколад: лакомство или лекарство?
Экологическая безопасность в быту.
Экологические проблемы космического пространства.
Экспертиза качества мёда и способы его фальсификации.
Экспертиза органолептических свойств пшеничного хлеба.
Элемент номер один.
Энергетические напитки - напитки нового поколения.
Энергосберегающие лампы и экологический кризис.
Эти вкусные опасные чипсы.
Я - на диете!
Янтарь - волшебные слезы дерева.

Перечень тем индивидуальных проектов, которые были реализованы по дисциплин химия и биология в 2016-2017 уч. году.

ТЕМА:

«Великий русский гений-Михаил Васильевич Ломоносов»

Проблема: Многие предполагают, что достаточно родиться гением, чтобы сделать какое-либо научное открытие. Гении для этого ничего не делают, они уже родились такими и образование тут не причём.

Цель : Выявить истоки развития одарённости и таланта М.В. Ломоносова и ответить на вопрос: «Гениями рождаются или становятся?»

Объект исследования: влияние образования и наследственности на гениальность

Предмет исследования : биографии и научное наследие М.В. Ломоносова.

Гипотеза: даже ярко-выраженную гениальность нужно развивать и тренировать.

1.Изучим научное понимание гениальности и влияние образования на развитие интеллектуальных способностей.

2. Изучим биографию М.В. Ломоносова.

3. Ознакомимся открытиями и достижениями учёного в разных областях науки.

задачи:

1.Изучить научное понимание гениальности и влияние образования на развитие интеллектуальных способностей.

2. Изучить биографию М.В. Ломоносова.

3. Ознакомиться открытиями и достижениями учёного в разных областях науки.

Методы исследования:

Новизна исследования определяется получением новой информации об отношении студентов ОГБПОУ УТП к образованию и к самообразованию.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации информации о влиянии образования на развитие умственных способностей человека.

Практическая значимость работы определяется разработанными приложениями к исследовательской работе и возможностью использования материалов работы в проведении мероприятий с целью привлечения внимания студентов к проблеме нежелания учиться.

ТЕМА:

«Белок в организме человека»

Проблема исследования: Многие не понимают значение животного белка для организма человека, едят только растительную пищу и заставляют своих детей придерживаться такого рациона питания.

Цель исследования: ответить на вопрос: «Зачем кушать мясо, рыбу, яйца» .

Объект наблюдения: влияние отсутствия животного белка в рационе питания на развитие и здоровье подростка.

Предмет исследования : функции белка в организме человека.

Гипотеза: подростку для роста и развития нужен животный белок.

Ответить на вопрос будет возможным, если:

1.Изучимстроение и функции белка.

2.Изуим процессы биосинтеза белка

3.Ответим на вопрос: « Незаменимые аминокислоты- что это?»

4. Изучим медицинскую литературу о последствиях дефицита белка.

5.Разработан диагностический материал для проведения исследования (анкетирование).

6.Проведедём анкетирование студентов УТЖТ и обработаны результаты.

7.Проанализируем полученный теоретический материал и обработаем результаты.

Задачи исследования:

1.Изучитьстроение и функции белка.

2.Изуить процессы биосинтеза белка.

3.Ответить на вопрос: «Незаменимые аминокислоты- что это?»

4. Изучить медицинскую литературу о последствиях дефицита белка.

5.Разработать диагностический материал для проведения исследования (анкетирование).

6.Провести анкетирование студентов УТП и обработать результаты.

7.Проанализировать полученный теоретический материал и обработать результаты.

Методы исследования: поисковый, сравнительный, описательный, анкетирование.

Новизна исследования определяется получением новой информации об отношении студентов ОГБПОУ УТП к проблеме рационального питания.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации информации о влиянии рационального питания на здоровье подростка.

Практическая значимость работы определяется разработанными приложениями к исследовательской работе и возможностью использования материалов работы в проведении мероприятий с целью привлечения внимания студентов к проблеме правильного питания.

ТЕМА:

« Коррозия металлов в различных средах».

Проблема: Коррозия металлов сложный физико-химический процесс, зависящий от многих факторов. Влияет ли на скорость коррозии среда в которой находиться металл?

Цель исследования: исследование коррозии металлов в различных средах.

Объект исследования: явление коррозии металлов.

Предмет исследования: зависимость скорости коррозии металлов от среды.

Гипотеза:

Исследовать коррозию металлов в различных средах будет возможно, если будут:

    Изучены теоретические основы коррозии металлов.

    Проведены опыты, подтверждающие зависимость скорости коррозии металла от среды.

    Проанализирован полученный теоретический и практический материал и обработаны результаты.

На основании выдвинутой гипотезы сформулированы следующие задачи:

    Изучить теоретические основы коррозии металлов.

    Провести опыты, подтверждающие зависимость скорости коррозии металла от среды.

    Проанализировать полученный теоретический и практический материал, обработать результаты и сделать выводы.

Методы исследования: поисковый, сравнительный, описательный, наблюдение, эксперимент.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации информации о явлении коррозии металлов.

Практическая значимость работы определяется разработанными приложениями в виде рекомендаций по удалению ржавчины с металлических изделий в домашних условиях.

ТЕМА:

«Открытие ПСХЭ Д. И. Менделеевым случайность или закономерность».

Проблема

Многие ошибочно предполагают, что в открытии Периодического закона и ПСХЭ заслуги Д. И. Менделеева нет, т.к. он увидел Периодическую систему во сне.

Цель : опровергнуть ошибочные предположения о заслуге великого учёного.

Объект исследования: влияние продолжительной и целенаправленной работы на достижение поставленных целей: открытие Периодического закона и создание ПСХЭ.

Предмет исследования : жизнь и деятельность Д. И. Менделеева дооткрытия закона.

Гипотеза: если перед собой поставить цель и работать над поставленной целью он будет достигнут.

Ответить на вопрос будет возможным, если:

1.Изучим «состояние» химии в период научной деятельности учёного.

2. Изучим биографию Д. И. Менделеева

3. Ознакомимся научными работами учёного до открытия Периодического закона.

4.Разработаем диагностический материал для проведения исследования (анкетирование).

5.Проведём анкетирование студентов УТП и обработаем результаты.

6.Проанализируем полученный теоретический материал и обработаем результаты.

На основании выдвинутой гипотезы сформулированы следующие задачи:

1.Изучить «состояние» химии в период научной деятельности учёного.

2. Изучить биографию Д. И. Менделеева

3. Ознакомиться научными работами учёного до открытия Периодического закона.

4.Разработать диагностический материал для проведения исследования (анкетирование).

5.Провести анкетирование студентов УТП и обработать результаты.

6.Проанализировать полученный теоретический материал и обработать результаты.

Методы исследования: поисковый, сравнительный, описательный, анкетирование.

Новизна исследования определяется получением новой информации об отношении студентов ОГБПОУ УТП к заслугам Д.И. Менделеева в открытии Периодического закона и к целенаправленной работе на достижение поставленных целей.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации информации о влиянии целенаправленной работы на достижение поставленных целей.

Практическая значимость работы определяется разработанными приложениями к исследовательской работе и возможностью использования материалов работы в проведении мероприятий с целью привлечения внимания студентов к проблеме неумения ставить и добиваться определённых целей.

ТЕМА:

«Электронным сигаретам-нет»

Проблема

У многих людей существует ошибочное представление, что электронные сигареты -это не вредно.

Цель проекта : доказать, что электронные сигареты опасны для здоровья.

Объект исследования : студенты техникума, их отношение к электронным сигаретам.

Предмет исследования : электронные сигареты.

Гипотеза: предположим, что электронные сигареты опасны для здоровья.

Ответить на поставленный вопрос будет возможно, если будут:

1.Изучены теоретические основы вредного влияния электронных сигарет на живые организмы, в том числе организм человека;

2.Изучены химический состав жидкостей, которыми заправляются электронные сигареты;

3.Разработан диагностический материал для проведения исследования;

4.Проведено анкетирование студентов УТП и обработаны результаты.

На основании выдвинутой гипотезы сформулированы следующие задачи:

1.Изучить теоретические основы вредного влияния электронных сигарет на живые организмы, в том числе организм человека;

2.Изучить химический состав жидкостей, которыми заправляются электронные сигареты;

3.Разработать диагностический материал для проведения исследования;

4.Провести анкетирование студентов УТП и обработать результаты;

5.Разработать информационный материал в виде буклета, содержащий результаты анкетирования, факты о вредном воздействии химических веществ, используемых в электронных сигаретах на здоровье человека;

Методы исследования:

Поисковый, сравнительный, описательный, анкетирование.

Новизна исследования определяется получением новой информации об отношении студентов к электронным сигаретам.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации информации о влиянии веществ, которые используются в электронных сигаретах на живые организмы получением актуальной информации для оценки ситуации, связанной с использованием электронных сигарет студентами ОГБПОУ УТП.

Практическая значимость работы определяется разработанными приложениями к исследовательской работе и возможностью использования материалов работы в проведении мероприятий с целью привлечения внимания студентов к проблеме вредного воздействия веществ, используемых в электронных сигаретах, на здоровье человека и популяризации идеи ЗОЖ среди студентов УТП, распространением опыта работы среди других образовательных организаций.

Работы: Все Избранные В помощь учителю Конкурс «Учебный проект» Учебный год: Все 2015 / 2016 2014 / 2015 2013 / 2014 2012 / 2013 2011 / 2012 2010 / 2011 2009 / 2010 2008 / 2009 2007 / 2008 2006 / 2007 2005 / 2006 Сортировка: По алфавиту По новизне

  • How did Nobel Prize Winners from Great Britain and Russia contribute to the progress of Humanity

    История создания Нобелевской премии и ее создатель. Британские Нобелевские лауреаты. Русские Нобелевские лауреаты. Влияние Нобелевской премии на прогресс человечества.

  • "Quindecim miracula" Амурской области

    Цель проекта: раскрыть понятие «quindecim miracula» Амурской области; охарактеризовать имеющиеся минеральные источники Приамурья, изучить их химический состав и влияние на организм человека.

  • А наша водица - здоровья частица, или…

    Описано исследование по комплексной гигиенической оценке качества питьевой воды из различных источников на территории МО Рождественское сельское поселение. Исследовались 12 проб колодезной и водопроводной воды визуально-колориметрическим, органолептическим методами (методика А.Г. Муравьёва), методом титрования. Предложены рекомендации по улучшению качества воды.

  • Автомагистраль, снег, почва, растения

    В работе выясняется влияние автомагистрали на содержание ионов свинца и хлора в снеге, почве и растениях. Доказывается отрицательное воздействие высоких концентраций этих ионов на живые организмы.

  • В последнее время автомобиль становится конкурентом человека в борьбе за жизненное пространство. Объект исследования: проблема загрязнения окружающей среды автотранспортом и ее профилактика в условиях современного общества. В ходе проведения работы исследовался уровень загрязнения атмосферы Кузнецкого района г. Новокузнецка выбросами выхлопных газов автомобилей. Также были разработаны мероприятия по защите окружающей среды от влияния автотранспортных средств.

  • Автомобильное топливо и его применение

    Данная работа показывает межпредметную связь химии с профессиональным циклом предметов по профессии "Автомеханик". В работе описаны основные виды автомобильного топлива, области его применения, процессы, происходящие при сгорании топлива.

  • Агент 000, или Щит и меч

    Всем известна роль озона для планеты Земля: озоновый щит защищает все живое от агрессивного ультрафиолетового излучения. Но озон одновременно является и мечом. Знаменитый Джеймс Бонд был агентом 007, нули перед семёркой означали, что агент имел право на убийство. Кодовое обозначение озона еще грознее – три нуля, 000. Озон – агент с правом на массовое убийство бактерий и всевозможных вредных примесей. Цель работы – изучение свойств озона и поиск реактивов для его обнаружения. Описано открытие озона; роль озонового слоя Земли; рабочие профессии озона. В экспериментальной части работы озон получали физическим способом – с помощью непрерывного искрового разряда; химическим методом – действуя концентрированной серной кислотой на пероксосульфат калия. Изучали отбеливающие действия озона на красители. Подобрали более чувствительный реактив для обнаружения озона – смесь растворов сульфата двухвалентного железа и роданида калия.

  • Агрономия. Эффект минеральных удобрений

    В работе приведена информация по истории агрономии. Дана характеристика макро- и микроудобрений, их биологическая роль для роста и развития растений. Особое внимание уделено нитратам в части последствий их использования человеком.

  • Агрохимическое исследование почвы пришкольного участка школы "Жасыл Алан"

    В работе рассмотрены вопросы плодородия почвы, проведен количественный анализ на содержание ионов сульфата, карбоната и хлорида с пробы пришкольного участка земли. Также сделан бактериологический анализ совместно с районной ветеринарной лабораторией и определено количество нитратов и рН почвы вместе с районной санэпидемстанцией.

  • Агрохимия для восьмиклассников

    Мною были поставлены задачи: определить физическое и химическое состояние почвы с дачного участка, провести сравнительный анализ произрастания комнатных растений и овощных культур на исследуемой почве с минеральными удобрениями и без них, в качестве минерального удобрения использовать промышленные азотсодержащие сточные воды от производства NPK (г. Россошь). Опираясь на результаты моего исследования, можно утверждать, что удобрения являются стимулятором роста растений, но только в дозах, ему необходимых.

  • Адсорбция уксусной кислоты активированным углем

    Целью нашей работы было изучить адсорбцию уксусной кислоты и выбрать модель процесса (модели адсорбции Ленгмюра и Фрейндлиха). Определяя экспериментальным путем разность между концентрацией раствора до и после адсорбции для растворов различной концентрации и зная массу адсорбента, мы получили данные об удельной адсорбции в зависимости от равновесной концентрации раствора.

  • Азот в пище, воде и организме человека

    В работе дана информация о роли азота для организма человека, воды, воздуха. Описаны методы определения (обнаружения) связанного азота в различных веществах: пище, воде, воздухе. Проведен анализ пищевых продуктов (мука, крахмал, сыр, хлеб, вода и др.) и воздуха на присутствие в них азота. Показано значение белковой пищи для человека. Оценивается опасность модных белковых диет.

  • Азот и его соединения

    В работе рассмотрены строение, свойства и применение азота и его соединений; показано значение азота, его влияние на живые организмы; круговорот азота в природе; приведены диаграммы получения азотных удобрений и их использование в севообороте.

  • Азот как биогенный элемент

    Работа посвящена изучению биологической роли азота. В ней рассматривается значение важнейших соединений этого элемента, а также его взаимосвязь с бобовыми растениями. Материал содержит интересные сведения о замораживании живых структур в жидком азоте.

  • Оглянемся вокруг. Природа рядом с нами наполнена множеством прекрасных сочных красок. Вот я и решила позаимствовать у нее частичку этого разноцветья. В работе описаны виды красок и история их изобретения; способ изготовления акварельных красок. Описан способ извлечения красящих веществ из различных растений, приготовление из них красок, пригодных для рисования.

  • Акварельные краски. Их состав и изготовление

    Работа посвящена исследованиям физико-химических свойств акварельных красок. Рассмотрены свойства и особенности красок. Дана характеристика основным составным частям акварели. Затронут вопрос промышленного производства акварельных красок. Дано описание способа извлечения красителей из растений. Приведена методика получения основы для акварельных красок на основе доступного сырья.

  • Аквариум как химико-биологический объект исследования

    Многие начинающие аквариумисты мечтают завести в своих аквариумах таких рыб, как, например, лабео, не зная, что не всегда вода в них соответствует естественным условиям обитания этих рыб. В данном проекте излагаются простые и доступные методы исследования физических и химических параметров аквариумной воды.

  • Активированный угль. Явление адсорбции

    «Адсорбция» (от латинского «ad» – на, при, и «sorbeo» – поглощаю) – поглощение какого либо вещества (адсорбата) из газообразной среды или раствора поверхностным слоем жидкости или твердого тела (адсорбентом). Адсорбция играет важную роль во многих природных процессах. Именно благодаря адсорбции осуществляется первая стадия поглощения различных веществ из окружающей среды клетками и тканями биологических систем. В работе исследована адсорбционная способность активированного угля. Показано применение этого свойства на практике.

  • Актиноиды: взгляд из прошлого в будущее

    В работе представлены данные о семействе элементов-актиноидов (№ 89-103 ПСХЭ): общая характеристика элемента, история открытия, получение. В отдельной главе приводятся сведения о ядерном топливе, его классификации, устройстве ядерных реакторов.

  • Актуальность педагогических взглядов Д.И. Менделеева в свете модернизации современного российского образования

    В работе проанализированы работы Д.И. Менделеева по проблемам образования. Цель работы – сравнение задач модернизации российского образования, требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и взглядов Д.И. Менделеева на развитие образования в России и обоснование актуальности этих взглядов на сегодняшний день.

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа №7

Исследовательская работа по теме

« ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕДНЫХ ДЛЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ИОНОВ В НАПИТКАХ.»

« Хлор-,Сульфат- и Нитрат-ионы в популярных напитках».

Выполнила ученица 9 класса

Мизина Юлия

Руководитель: Прокопьева Любовь Сергеевна

П.Первомайский

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 Предисловие

1.2 Этапы исследования

1.3 Обзор литературы

1.4 Цель и задачи

2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

4. ВЫВОДЫ

Источники

Аннотация.

Поисково-исследовательская работа «Определение наличия опасных ионов в популярных напитках» составлена и проведена учителем биологии и химии Прокопьевой Любовь Сергеевной с ученицей 9 класса. Работа проведена с целью способствуя развитию познавательного интереса учащихся к предмету, что является целенаправленной многоуровневой деятельностью, способом познания мира через логические умозаключения .

Продолжительность 3 дня.

1.Введение

1.1 Предисловие .

Прописная истина гласит - «человек состоит из воды». Мозг взрослого человека состоит из воды на 74,5%, кровь - на 83%, в мышцах воды 75,8%, в костях - 22%. Человеческий зародыш - сплошная вода: в трехдневном эмбрионе ее 97%, в трехмесячном - 91%, а в восьмимесячном - 81%.Мы очень заботимся о качестве нашей воды, но не очень понимаем, что пьем. Я имею в виду напитки промышленного производства. Покупая баночку « FANTA » вы не задумываясь ее выпиваете, а вы читали ее состав? Вы знаете, что это за вещества и как они влияют на Ваш организм?

1.2 Этапы исследования

1. выбор темы и направления исследования

    постановка цели и задач исследования

    выбор методов проведения исследования

    получение результатов в ходе использования обозначенных методов

    обобщение, сравнение, установление закономерностей и прочее

    формулирование выводов по проведённому исследованию

    подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов

Если работа педагога станет интересной и ему самому, то это будет в равной степени способствовать проявлению самостоятельности и интереса у учащихся.

1.3 Обзор литературы

Чтобы работа имела значимость, знание литературы необходимо.

Это позволяет

    оценить потребности науки и выбрать задачу

    выбрать методику работы в данной области

В первую очередь мы в своей работе использовали популярные и научные статьи, опубликованные на сайтах сети интернет. Это:

    история исследуемых напитков

    влияние вредных ионов на организм человека

    методические разработки

Данная информация прорабатывалась, анализировалась.

1.4 Цель и задачи

Цель:

    Определение нахождения вредных ионов в напитках;

    Актуализация проблемы здоровья человека;

    Развитие познавательного интереса на уроках биологии, химии;

    Осмысление знаний, формирование обобщённых способов работы.

Задачи

    Обнаружение нитрат-ионов в напитках;

    Обнаружение сульфат-ионов в напитках;

    Определение хлорид - ионов в напитках;

а также:

    Развитие мышления;

    Развитие элементов творческой деятельности;

    Развитие самостоятельности;

    Воспитание трудолюбия, патриотизма;

    Воспитание активной жизненной позиции.

2. Материал и методика

    1. Характеристика места исследования

отобрали образцы напитков + контроль водопроводная не фильтрованная вода

Образцы:

№1-кока-кола

№2 –пепси

№3–фанта

4- контроль(водопроводная вода)

    1. Методика исследований

Предисловие.

Наше исследование началось с опроса учеников 5-11 классов (212 человек) и преподавательского состава (30 человек). Мы получили следующие результаты:

Pepsi предпочитают130 человек, что составляет-53,7%

Coca -cola –30 человек-12,4%

Fanta -22 человека -9,09%

«Я такое не пью» -30 человек -12,4%.

Младшее поколение выбрало один из трех напитков и только взрослые ответили, что такие напитки не предпочитают.

Как все начиналось: PEPSI -COLA - один из самых популярных прохладительных напитков, продающихся во всем мире. А началось все в далеком 1893году. Фармацевт из Северной Каролины в очередной раз экспериментировал, пытаясь создать прохладительный напиток, и как показывает история эксперимент увенчался успехом, на свет появился «НАПИТОК БРЭДА»- он впоследствии получил название PEPSI . Его самый первый рецептурный состав включал в себя сахар, газированную воду, ваниль, масло и орехи «кола». С позиции предложения напиток являлся « укрепляющим, веселящим, улучшающим пищеварение». В 1923 году был опубликован рецепт PEPSI .Этот рецепт не имеет веществ, которые могут быть опасными для здоровья.

С тех пор наука химия шагнула далеко вперед, выйдя на новый уровень, и многие натуральные ингредиенты заменили на искусственно синтезированные ароматизаторы, регуляторы кислотности и т.п. Остался ли напиток безвредным для человека…

Май 1886 года, Атланта. Юг страны все еще зализывает раны, болезненно переживая свое поражение в Гражданской войне; люди ищут утешения в фундаменталистской религии и патентованных лекарственных средствах. Универсальные средства, рекламируемые как «лекарства от всех болезней», ввозились из северных штатов. Как правило, они представляли собой спиртовые настойки, а южане как раз в тот момент развернули активную кампанию за здоровый образ жизни, включающую непримиримую борьбу с пьянством. Поэтому их фармацевты уже начали заменять спирт другим ингредиентом, считавшимся безопасным, не вредным для здоровья и «морально чистым». Этим ингредиентом был... кокаин. Местному фармацевту Джону Ститу Пембертону пришлось под давлением активистов Общества трезвенников изменить рецептуру напитка, называвшегося «Французская винная кока - идеальный тоник для стимуляции работы мозга», и устранить спирт, заменив его веществом, дающим не меньший тонизирующий эффект. Такое вещество он нашел в орехах колы, стимулятора, завезенного рабами из Африки. Рабы говорили, что кола похмельную головную боль «как рукой» снимает. Пембертон смешал экстракт орехов колы с напитком кока, впервые соединив эти два сильнейших стимулятора. Получившаяся жидкость была действительно мощным тонизирующим средством. Вот только вкус у напитка был отвратительным, и седобородый Пембертон вынужден был истратить еще уйму времени упорного труда, бесконечно компануя различные масла, травы и экстракты. Неприятный вкус нового психотропного снадобья требовалось заглушить, и это удалось. Тогда «Кока-Кола» еще не была газированной.

Жидкость представляла собой густой, сладкий сироп бурого цвета в бутылках из-под пива.

Знаменитый газированный напиток появился на свет в 1940 году в Германии на заводе Coca-Cola,

в разгар Второй мировой войны.

Из-за эмбарго, наложенного антигитлеровской коалицией, была приостановлена поставка в Германию ингредиентов, необходимых для производства Coca-Cola.

Нужно было полностью сворачивать производство или… изобретать что-то новое!

Макс Кайт, который отвечал за работу подразделения Coca-Cola в Германии, принял решение создать напиток на основе ингредиентов, которые были доступны в стране в то непростое время. Основными компонентами нового напитка стал яблочный жмых и молочная сыворотка.Формулу, которая легла в основу напитка, производители в шутку называли «фантастической»: ведь она появилась на свет благодаря человеческой фантазии и помогла спасти от разорения местный бизнес. Именно так родилось знаменитое название – Fanta (сокращенно от «fantastic»).

Война закончилась, а Fanta – осталась, превратившись в один из самых любимых напитков. Все знали: там, где продается Coca-Cola, есть и Fanta! Однако в те времена Fanta имела совсем не тот вкус, который мы все так хорошо знаем.

Что объединяет все это напитки? Они разрабатывались в сложный период и служила радовать людей своим вкусом. Но так ли они сейчас безопасны? Мы проведем ряд опытов на нахождения в них опасных для человека ионов.

Влияние хлора на организм человека недооценивается. Cодержащийся в употребляемых жидкостях хлор представляет серьезную угрозу для нашего здоровья. Хлор, образуя различные соединения (всего их насчитано 11), тем самым превращается из защитника здоровья в его медленного убийцу. Различные производные хлора (хлориды, хлороформ, хлорфенол, остаточный хлор…) имеют онкогенные (канцерогенные) и мутагенные свойства, и способны влиять на человеческий генетический аппарат, а также вызывать онкологические процессы. Большое количество растворенного в воде хлора, равно как и его соединений, провоцируют респираторно-вирусные болезни, онкологические заболевания, пневмонию, гастриты. По данным исследований национального Американского онкологического института по причине содержащегося в питьевой воде хлороформа, можно отнести возникновение примерно 2% от всех случаев заболеваний рака печени и почек.

В мировой науке о нитратах знали уже гораздо раньше. Сейчас общеизвестно, что нитраты обладают высокой токсичностью для человека:

    Нитраты под воздействием фермента нитратедуктазы восстанавливаются до нитритов, которые взаимодействуют с гемоглобином крови и окисляют в нем 2-х валентное железо в 3-х валентное. В результате образуется вещество метгемоглобин, который уже не способен переносить кислород. Поэтому нарушается нормальное дыхание клеток и тканей организма (тканевая гипоксия), в результате чего накапливается молочная кислота, холестерин, и резко падает количество белка.

    Особенно опасны нитраты для грудных детей, т.к. их ферментная основа несовершенна и восстановление метгемоглобина в гемоглобин идет медленно.

3) Нитраты способствуют развитию патогенной (вредной) кишечной микрофлоры, которая выделяет в организм человека ядовитые вещества токсины, в результате чего идёт токсикация, т.е отравление организма.

4) Нитраты снижают содержание витаминов в пище, которые входят в состав многих ферментов, стимулируют действие гормонов, а через них влияют на все виды обмена веществ.

5)У беременных женщин возникают выкидыши, а у мужчин – снижение потенции.

6) При длительном поступлении нитратов в организм человека (пусть даже в незначительно дозах) уменьшается количество йода, что приводит к увеличению щитовидной железы.

7) Установлено, что нитраты сильно влияют на возникновение раковых опухолей в желудочно-кишечном тракте у человека.

8)Нитраты способны вызывать резкое расширение сосудов, в результате чего понижается кровеносное давление.

При всём вышеизложенном следует помнить, вред наносят организму человека не сами нитраты, а нитриты, в которые они превращаются при определённых условиях.

Сульфаты проникают в ткани и органы: печень, глаза, сердце, почки, мозг. Вещества эти там оседают и накапливаются, концентрация их постепенно растет. В результате может измениться белковый состав клеток, что в свою очередь провоцирует развитие различных заболеваний (например, катаракты). Особенно это касается детей. Сульфаты способны повредить иммунную систему и вызвать мутации клеток. Печенью данные вещества почти не выводятся.

Взяв необходимые нам образцы + контроль проведем опыты на выявления таких опасных ионов.

Лабораторная работа №1

«Обнаружение хлорид - ионов в напитках».

Цель работы: познакомить учащихся с различными способами определения хлорид - ионов, развивать способность к анализу полученных результатов, получить сведения о наличии в воде хлорид - ионов.

Определение хлорид-ионов целесообразно провести параллельно в стандартных растворах, содержащих хлорид-ионы в водном образце источника.

Материалы и оборудование: напитки + контроль; концентрированный раствор нитрата серебра; пробирки.

Ход работы:

    Налили в пробирку 2мл испытуемого раствора

    Долили к нему 1мл концентрированного раствора AgNO 3 .

    Имеющиеся хлориды в растворах дают устойчивый белый осадок хлорида серебра (AgCI ).

Лабораторная работа №2

«Обнаружение нитрат - ионов в напитках».

Цель работы: познакомить учащихся с различными способами определения нитрат - ионов, развивать способность к анализу полученных результатов, получить сведения о наличии в растворах нитрат- ионов.

Материалы и оборудование:

водные растворы; концентрированный раствор едкого натра (NaOH ), цинковая пыль, спиртовка, зажим, фенолфталеиновая бумага, лакмусовая бумага, дистиллированная вода, пробирки.

Ход работы:

    Налили в пробирку 1мл испытуемого раствора

    Для ускорения реакции смесь подогрели.

    Имеющиеся нитраты в растворах восстанавливаются до аммиака. Аммиак определяется по покраснению бесцветной фенофталеиновой бумаги или по покраснению лакмусовой бумаги, смоченных в дистиллированной воде и внесённых в пары.

Лабораторная работа №3

«Обнаружение сульфат - ионов в напитках».

Цель работы: познакомить учащихся с различными способами определения сульфат - ионов, развивать способность к анализу полученных результатов, получить сведения о наличии в растворе сульфат- ионов.

Материалы и оборудование:

водные растворы, 10% раствор соляной кислоты (HCL ), гидроксид бария (ВaOH ), пробирки.

2. Наблюдайте в течение 3 мин. за помутнением раствора .

3. Имеющиеся сульфаты в растворах проявляются в соединении сульфат бария (BaSO 4 ), который даёт белый осадок.

    Результаты исследований.

Образец№1 (COCA-COLA )

Л.р. №1 обнаружение хлор-ионов: при добавлении концентрированного раствора нитрата серебра осадка не образовалось. Хлор-ионы отсутствуют.

Л.р.№2обнаружение нитрат-ионов: при проведении опытов нитратов не обнаружено.

Л.р№3 обнаружение сульфат-ионов: при проведении опыта наблюдалось помутнее испытуемого раствора, что говорит нам о присутствии сульфатов.

Образец №2(PEPSI -COLA )

Л.р №1 обнаружение хлор-ионов: при добавлении концентрированного раствора нитрата серебра осадка не образовалось. Хлор-ионы отсутствуют.

Л.р. №3 обнаружение сульфат-ионов: при проведении опыта наблюдалось помутнее испытуемого раствора, что говорит нам о присутствии сульфатов.

Образец№3(FANTA )

Л.р. №2обнаружение нитрат-ионов: при проведении опытов нитратов не обнаружено.

Контроль(водопроводная нефильтрованная вода).

Л.р№1 обнаружение хлор-ионов: при добавлении нитрата серебра образовался белый осадок, что говорит о наличии в испытуемом растворе хлоридов.

Л.р. №2обнаружение нитрат-ионов: при проведении опытов нитратов не обнаружено.

Л.р.№3обнаружение сульфат-ионов: при проведении опыта наблюдалось помутнее испытуемого раствора, что говорит нам о присутствии сульфатов.

4. Выводы

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

    Не один из представленных образцов не прошел даже самый элементарный тест сделанный в простой школьной лаборатории с минимальным набором реактивов и оборудования.

    Пить эти напитки в больших количествах не рекомендуется, это может привести к непоправимым последствиям.

    Как показал опрос нескольких торговых точек, эти напитки покупают в основном школьники с 1 по 11 классы, что может пагубно отразится на последующих поколениях.

Кроме того:

    В такой деятельности есть осмысление знаний, формирование обобщённых способов работы.

    Развитие познавательного интереса на уроках биологии, химии.

Источники