Конвергентная журналистика: понятие, типы. Новые технологии в журналистике. Рожденные в «цифре». кто такие «цифровые аборигены»? Слияние медийных и коммуникативных технологий в единую журналистскую сферу

Рукопись подготовлена в рамках грантового проекта НИУ ВШЭ по изданию авторских учебников

Рецензент – кандидат филологических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ А.Н. Архангельский

А.Г. Качкаева

(От редакторов, гл. 1, пп. 4.2, 4.3, 4.4);

С.А. Шомова

(От редакторов, гл. 2); А.А. Мирошниченко (гл. 3);

Е.Г. Лапина-Кратасюк

(Интеллектуальная пауза); И.В. Кирия (пп. 4.1, 5.1, 6.1);

Г. Амирханова

(пп. 4.3, 4.4); О.М. Силантьева (пп. 4.5, 6.2, 6.3);

Ю.П. Пургин

(п. 5.2); М.С. Корнев (п. 6.4); М.В. Петрушко (п. 6.5)

Под общей редакцией А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой

В оформлении обложки использованы фотографии А. Качкаевой и А. Гердо: «Медиа-Двор на Хитровке» – специальный арт-проект в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства (2013) на территории факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ

От редакторов

Эта книга задумывалась как классический учебник. Но очень быстро, уже в пору создания первых глав, стало ясно: никакая «классичность», подразумевающая длительную стабильность, обязательную упорядоченность и соответствие строгим правилам, не применима к миру, главными характеристиками которого стали яркие, динамичные изменения и едва ли не ежедневные технологические прорывы.

Только представьте себе: еще десять лет назад не было смартфонов, в YouTube тогда едва выложили первое видео, а слово «дрон» было известно только военным. К 2025 г. человечеству – на некоторых территориях его земного проживания – обещают вхождение в непосредственный биологический контакт с роботизированным и оцифрованным миром, иную экономику, другое здравоохранение и образование. А помимо этого – «Интернет всего»; «дополненную и виртуальную реальность»; безграничную коммуникацию всех со всеми и подключение к сотням миллиардов приборов по сбору разнообразных данных (гео, тач, био); «умные сообщества», которые перестанут разделять непонятные языки (на то существуют программы распознавания и мгновенные переводчики) и которым будет доступна вся информация поисковых сервисов, все знания, накопленные человечеством за века…

Скорость изменений современной жизни позволяет считать, что эта картина будущего – не такая уж фантастика. Меняется мир, меняются индустрии и профессии, приспосабливаясь к требованиям цифровой среды. Меняемся и мы.

В 2015 г. «The Wall Street Journal» опубликовал занимательную статистику с ссылкой на 100-страничный доклад экономистов Оксфордского университета «Технологии в работе: будущее инноваций и занятости» . Эти цифры – наглядная демонстрация того, что происходит с информацией, интересами мировой публики и скоростями, в которых приходится работать современным медиа. По данным оксфордских исследователей, чтобы достичь цифры в 50 млн пользователей, телефонным компаниям потребовалось 75 лет. Радио получило этот результат за 38 лет, телевидение – за 13, Интернет за 4 года. У Facebook на это ушло 3,5 года, а игра «Angry Birds» смогла получить аудиторию в 50 млн пользователей за 35 дней . Эта же игра побила рекорд и по другим показателям – к июлю 2015 г. ее скачали 3 млрд раз. И это (вплоть до появления «Pokemon Go», многопользовательской ролевой игры дополненной реальности для мобильных устройств, которая за неделю после появления летом 2016 г. была установлена 10 млн раз) самое успешное, современное, мультимедийное медиа в мире.

После 2012 г. из цифрового медийного мира в Оксфордский словарь как «слова года» вошли понятия «селфи», «смеющийся смайлик со слезами» (эмодзи-смайлик) и «постправда».

В этой книге мы попробовали рассказать о тенденциях, подходах, технологиях и, самое главное, об особенностях и принципах работы журналистов в новом цифровом мультимедийном формате. В XXI в. количественные изменения в журналистике и медиакомпаниях большинства стран мира перешли в качественные. Эти изменения связаны прежде всего с возникновением избыточной информационной среды, становлением мультиплатформенности и мультиканальности, новым типом публики, «включенной» в сеть. Иммерсивная журналистика, дата-журналистика, журналистика дополненной и виртуальной реальности… Все эти словосочетания – результат революционных изменений, которые происходят в меняющемся мире, становящемся все более неопределенным, непредсказуемым, неоднозначным.

Перед авторами этого учебника стояла почти невыполнимая задача. Если вы сейчас держите его в руках, то он, признаться, уже устарел: за время, пока его печатали, в мире появились новые программы, инструменты и платформы, поступившие в распоряжение мультимедийного журналиста. Это с одной стороны. С другой, сегодня – как и во все времена – невозможно постоянно оправдываться перед читателем острой динамикой коммуникационных процессов и неизбежностью появления новых технологий – тогда никакой учебник не был бы написан. Поэтому, пока не придумано иного способа сопровождать вас в увлекательном путешествии по профессии в цифровом мире (кроме практики, разумеется), мы предлагаем вам познакомиться с самой книгой, а в перспективе, в будущем – возможно, и с ее сайтом-спутником. Цифровая книга – это часть нашей теперь уже обычной реальности.

Конечно, это не совсем традиционный учебник (время классических учебных пособий, увы, прошло) – скорее, проводник и помощник. Авторы не претендуют на всеохватность проблем мира мультимедийной журналистики, на единственно правильную, линейную логику размышления о ее сегодняшнем дне. Мы предлагаем читателю комплекс авторских взглядов на те или иные фрагменты современного бытования мира цифровых технологий, открытую и честную дискуссию специалистов о том, что такое мультимедийная среда и каково прошлое, настоящее и будущее мультимедийной журналистики.

В книге сделана попытка зафиксировать ускользающие процессы движения коммуникаций и показать, что современная цифровая реальность – это реальность текучая и скоростная. Понимание этого главного закона современной мультимедийной среды, надеемся, поможет читателю легче сориентироваться в ее рамках и привыкнуть к тому, что все будет меняться еще не раз, что все мы должны учиться жить в ситуации изменений, непрерывного образования и информационных перегрузок.

Сам факт того, что вы прочтете эту книгу, еще не даст вам единого и всеобъемлющего набора знаний, умений и опыта, которые понадобятся для того, чтобы сделаться журналистом или специалистом в области медиакоммуникаций. Зато мы – авторы – рассчитываем на то, что наша работа поможет вам понять, что такое мультимедийная журналистика, готовы ли вы и хотите ли этим заниматься, в каком направлении в сфере медиакоммуникаций имеет смысл двигаться дальше.

Рукопись подготовлена в рамках грантового проекта НИУ ВШЭ по изданию авторских учебников


Рецензент – кандидат филологических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ А.Н. Архангельский


А.Г. Качкаева

(От редакторов, гл. 1, пп. 4.2, 4.3, 4.4);

С.А. Шомова

(От редакторов, гл. 2); А.А. Мирошниченко (гл. 3);

Е.Г. Лапина-Кратасюк

(Интеллектуальная пауза); И.В. Кирия (пп. 4.1, 5.1, 6.1);

Г. Амирханова

(пп. 4.3, 4.4); О.М. Силантьева (пп. 4.5, 6.2, 6.3);

Ю.П. Пургин

(п. 5.2); М.С. Корнев (п. 6.4); М.В. Петрушко (п. 6.5)


Под общей редакцией А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой


В оформлении обложки использованы фотографии А. Качкаевой и А. Гердо: «Медиа-Двор на Хитровке» – специальный арт-проект в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства (2013) на территории факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ

От редакторов

Эта книга задумывалась как классический учебник. Но очень быстро, уже в пору создания первых глав, стало ясно: никакая «классичность», подразумевающая длительную стабильность, обязательную упорядоченность и соответствие строгим правилам, не применима к миру, главными характеристиками которого стали яркие, динамичные изменения и едва ли не ежедневные технологические прорывы.

Только представьте себе: еще десять лет назад не было смартфонов, в YouTube тогда едва выложили первое видео, а слово «дрон» было известно только военным. К 2025 г. человечеству – на некоторых территориях его земного проживания – обещают вхождение в непосредственный биологический контакт с роботизированным и оцифрованным миром, иную экономику, другое здравоохранение и образование. А помимо этого – «Интернет всего»; «дополненную и виртуальную реальность»; безграничную коммуникацию всех со всеми и подключение к сотням миллиардов приборов по сбору разнообразных данных (гео, тач, био); «умные сообщества», которые перестанут разделять непонятные языки (на то существуют программы распознавания и мгновенные переводчики) и которым будет доступна вся информация поисковых сервисов, все знания, накопленные человечеством за века…

Скорость изменений современной жизни позволяет считать, что эта картина будущего – не такая уж фантастика. Меняется мир, меняются индустрии и профессии, приспосабливаясь к требованиям цифровой среды. Меняемся и мы.

В 2015 г. «The Wall Street Journal» опубликовал занимательную статистику с ссылкой на 100-страничный доклад экономистов Оксфордского университета «Технологии в работе: будущее инноваций и занятости»1
Technology at Work: The Future of Innovation and Employment , 2(2015).

(дата обращения 30.04.2015).

. Эти цифры – наглядная демонстрация того, что происходит с информацией, интересами мировой публики и скоростями, в которых приходится работать современным медиа. По данным оксфордских исследователей, чтобы достичь цифры в 50 млн пользователей, телефонным компаниям потребовалось 75 лет. Радио получило этот результат за 38 лет, телевидение – за 13, Интернет за 4 года. У Facebook на это ушло 3,5 года, а игра «Angry Birds» смогла получить аудиторию в 50 млн пользователей за 35 дней2
50 Million Users: The Making of an “Angry Birds” Internet Meme // The Wall Street Journal , (2015). (дата обращения 30.04.2015).

Эта же игра побила рекорд и по другим показателям – к июлю 2015 г. ее скачали 3 млрд раз. И это (вплоть до появления «Pokemon Go», многопользовательской ролевой игры дополненной реальности для мобильных устройств, которая за неделю после появления летом 2016 г. была установлена 10 млн раз) самое успешное, современное, мультимедийное медиа в мире.

После 2012 г. из цифрового медийного мира в Оксфордский словарь как «слова года» вошли понятия «селфи», «смеющийся смайлик со слезами» (эмодзи-смайлик) и «постправда».

В этой книге мы попробовали рассказать о тенденциях, подходах, технологиях и, самое главное, об особенностях и принципах работы журналистов в новом цифровом мультимедийном формате. В XXI в. количественные изменения в журналистике и медиакомпаниях большинства стран мира перешли в качественные. Эти изменения связаны прежде всего с возникновением избыточной информационной среды, становлением мультиплатформенности и мультиканальности, новым типом публики, «включенной» в сеть. Иммерсивная журналистика, дата-журналистика, журналистика дополненной и виртуальной реальности… Все эти словосочетания – результат революционных изменений, которые происходят в меняющемся мире, становящемся все более неопределенным, непредсказуемым, неоднозначным.

Перед авторами этого учебника стояла почти невыполнимая задача. Если вы сейчас держите его в руках, то он, признаться, уже устарел: за время, пока его печатали, в мире появились новые программы, инструменты и платформы, поступившие в распоряжение мультимедийного журналиста. Это с одной стороны. С другой, сегодня – как и во все времена – невозможно постоянно оправдываться перед читателем острой динамикой коммуникационных процессов и неизбежностью появления новых технологий – тогда никакой учебник не был бы написан. Поэтому, пока не придумано иного способа сопровождать вас в увлекательном путешествии по профессии в цифровом мире (кроме практики, разумеется), мы предлагаем вам познакомиться с самой книгой, а в перспективе, в будущем – возможно, и с ее сайтом-спутником. Цифровая книга – это часть нашей теперь уже обычной реальности.

Конечно, это не совсем традиционный учебник (время классических учебных пособий, увы, прошло) – скорее, проводник и помощник. Авторы не претендуют на всеохватность проблем мира мультимедийной журналистики, на единственно правильную, линейную логику размышления о ее сегодняшнем дне. Мы предлагаем читателю комплекс авторских взглядов на те или иные фрагменты современного бытования мира цифровых технологий, открытую и честную дискуссию специалистов о том, что такое мультимедийная среда и каково прошлое, настоящее и будущее мультимедийной журналистики.

В книге сделана попытка зафиксировать ускользающие процессы движения коммуникаций и показать, что современная цифровая реальность – это реальность текучая и скоростная. Понимание этого главного закона современной мультимедийной среды, надеемся, поможет читателю легче сориентироваться в ее рамках и привыкнуть к тому, что все будет меняться еще не раз, что все мы должны учиться жить в ситуации изменений, непрерывного образования и информационных перегрузок.

Сам факт того, что вы прочтете эту книгу, еще не даст вам единого и всеобъемлющего набора знаний, умений и опыта, которые понадобятся для того, чтобы сделаться журналистом или специалистом в области медиакоммуникаций. Зато мы – авторы – рассчитываем на то, что наша работа поможет вам понять, что такое мультимедийная журналистика, готовы ли вы и хотите ли этим заниматься, в каком направлении в сфере медиакоммуникаций имеет смысл двигаться дальше.

Как устроен учебник

Учебник состоит из двух больших разделов. Первый посвящен социокультурным и историческим факторам становления мультимедийной журналистики. Здесь рассматривается не только генезис этого феномена и связанные с ним трансформации профессии, но и цифровая среда, в которой эти явления зародились и существуют, особенности нового «цифрового» поколения и его образа жизни, а также те кардинальные изменения в мире медиа, которые произошли под влиянием вовлечения аудитории в производство цифрового контента.

Второй раздел повествует о специфических творческих, экономических и организационных принципах работы мультимедийной редакции. В нем идет речь о самых разных (но при этом одинаково значимых) проблемах профессиональной деятельности журналиста в эпоху инноваций и мультимедийного сторителлинга – от новых принципов создания новостей, гибридности форматов и жанров, инструментов создания мультимедийного материала до экономической логики медиапроизводства в современной среде, организации работы конвергентной редакции и многозадачности ее сотрудников.

Текст учебника насыщен «золотыми правилами», которые все вместе представляются нам, конечно, не столько прописью абсолютных истин, сколько своеобразным сводом закономерностей бытования журналистской профессии в наши дни; эти правила важны для понимания условий становления мультимедийной журналистики, факторов ее динамического изменения, механизмов творческого функционирования. Каждая глава снабжена вопросами для обсуждения и заданиями, требующими осмысления и дискуссий.

А теперь немного про авторов

Из нашего введения вы уже, наверное, поняли, что текст этой книги, как и сама мультимедийная журналистика, о которой мы пишем, – это многоэлементный пазл из идей, подходов, правил, заданий, обзоров, интервью и мнений многих и многих наших коллег, российских и зарубежных практиков и теоретиков медиаиндустрии. Поэтому и состав нашего коллектива – это мозаика из авторов. Преподавателей, тренеров, исследователей, журналистов. Профессоров и недавних выпускников магистратуры. Репортеров и медиаэкспертов.

Скажем несколько слов о каждом.

Юрий Пургин – создатель и глава крупнейшего и успешного регионального издательского холдинга «Алтапресс» (Барнаул).

Илья Кирия – глава департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, руководитель Лаборатории медиаисследований ЦФИ НИУ ВШЭ, специалист в области теории и истории медиа, медиакапитала, медиамаркетинга, профессор, автор книг и статей в ведущих российских и зарубежных журналах.

Оксана Силантьева – первый в России магистр мультимедийной журналистики – получила степень в одном из университетов Англии; медиаконсультант и медиатренер, автор «карты медиакомпетенций» и глава компании Silamedia, которая занимается обучением, консалтингом и продюсированием проектов в сфере журналистики и медиабразования.

Андрей Мирошниченко – один из самых известных в России медиааналитиков, автор книг о теории и практике журналистики, создатель футурологической теории «смерти газет» и концепции «вирусного редактора», колумнист («Republic», «Colta» и др.), автор блога .

Марина Петрушко – преподаватель, практик, редактор мультимедийных проектов и сайтов СМИ («Московские новости», «Радио Свобода»), шеф-редактор интернет-проектов фонда «Президентский центр Б.Н. Ельцина», кандидат филологических наук.

Гулим Амирханова – известный блогер (Best App. Просто о мультимедиа – ), преподаватель и медиатренер, координатор проекта «Развитие новых медиа в Центральной Азии» (Казахстан).

Максим Корнев – эксперт аналитической компании в сфере онлайн-медиа MediaToolBox (), доцент кафедры ТРИТ факультета журналистики РГГУ и преподаватель департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, редакционный директор медиагруппы «Журналист».

Екатерина Лапина-Кратасюк – специалист в области цифровой культуры, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник ЛИКИ ШАГИ РАНХиГС, доцент МВШСЭН, сделавшая для этой книги интервью с одним из самых знаменитых в мире исследователей Software Culture и Cultural Analytics, Львом Мановичем. Это интервью – своеобразная «интеллектуальная пауза» в ходе наших размышлений, разговор не столько о журналистике, сколько о бытовании нынешних цифровых медиа – помещено между двумя разделами нашего учебника.

Дополнительных «цифровых» красок этой книге добавили манифесты и документы современных медиа, как российских, так и зарубежных, а также включенные в текст глав и в приложения экспертные интервью со специалистами-практиками в области мультимедийного сторителлинга и вебдокументалистики, подготовленные магистрами мультимедийной журналистики Гулим Амирхановой (выпуск 2016 г.) и Екатериной Ворончихиной (выпуск 2015 г.).

Стоит добавить также, что эта книга вряд ли появилась бы на свет, если бы не наши замечательные студенты созданного в 2011 г. на базе отделения деловой и политической журналистики НИУ ВШЭ факультета медиакоммуникаций, преобразованного в 2014 г. в департамент медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна. Программа по мультимедийной журналистике создавалась для них и с ними – в результате обсуждений на лекциях и семинарах, защищенных выпускных работ и магистерских диссертаций.

Мы, редакторы учебника, – Анна Качкаева , журналист, медиакритик, автор трудов по теории и истории телевизионной индустрии, мультимедийной журналистике, медиакоммуникациям, руководитель проектов по медиаинформационной грамотности, профессор департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, и Светлана Шомова , доктор политических наук, автор трудов по политическим коммуникациям, журналистике, рекламе и PR, автор учебных курсов по журналистской деонтологии и новостной грамотности, профессор департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ – благодарны всем авторам и коллегам, участвовавшим в этом проекте.

Скажем в заключение, что – очень может быть! – это одна из последних напечатанных книг про мультимедийную журналистику. Своеобразный памятник уходящей эпохе традиционных медиа. Мы убеждены, что про стремительно меняющийся мир медиа можно и нужно – не говоря уж об удобстве – говорить и писать в цифре. Что мы и намерены сделать после публикации книги, когда этот учебник можно будет продолжать в реальном времени в цифровой среде. Не только нам, авторам, но и вам – читателям.


Анна Качкаева,

Светлана Шомова

Раздел I
Цифровая среда журналистской деятельности

Глава 1
Медиасреда и «человек коммуникационный»

Последние 30 лет мы живем в бурном ритме коммуникационных и IT-технологий. Нынешние 20-летние, не говоря уже о школьниках и дошкольниках, с самого рождения адаптированы к конвергентной, интерактивной, максимально визуализированной коммуникационной среде, о наступлении и вызовах которой социологи и теоретики медиакоммуникаций заговорили с середины 60-х (работы Л. Белла, Ю. Хабермаса, Б. Латура, П. Бурдье и др.). Новая социальная ситуация – это ситуация «цифрового разрыва», «цифровой социализации», «цифрового гражданства» и, в результате, нового образа жизни. При этом цифровизация – это объективный процесс вытеснения всего аналогового из технологии, культуры, экономики (как когда-то люди переходили от рукописи к печатному станку, от конной тяги к паровозу и автомобилю). Цифровая реальность с ее феноменом «больших данных», повсеместной интерактивностью и геймификацией, все более незаметным «переходом» из офлайна в онлайн и обратно – от науки до здравоохранения, от банковского дела до системы образования и жилищно-коммунального хозяйства, – можно сказать, «оцифровывает» и нас, накапливает наши «цифровые следы», опережая не только наши вычислительные машины, но и воображение.

Специалисты ожидают, что к 2020 г. число устройств, подключенных к Интернету, перевалит за 20 млрд и в несколько раз превысит число не только пользователей, но и живущих людей. Конвергенция3
Конвергенция – в данном контексте процесс сближения, слияния различных медиаплатформ, различных средств передачи информационного материала. Чаще всего, употребляя этот термин, вспоминают цитату известного американского ученого – профессора Массачусетского технологического института Итьеля де Сола Пула о том, что это стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон, почта, телеграф, и как средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение. Очевидно, что границы могут исчезать как на этапе производства медиасообщений, так и на этапе их приема. Норвежские ученые Андерс Фагерйорд и Танья Сторсул наиболее полно выразили этот феномен в термине «конвергенция», выделив как минимум шесть ее интерпретаций: конвергенция сетей, конвергенция терминалов, конвергенция услуг, конвергенция рынков, конвергенция жанров и форматов, конвергенция регулирования. Подробнее о конвергенции – в следующих главах.

Как всеобъемлющий процесс влияет не только на медиатехнологии, медиаэкономику, медиасодержание, но и на медиапотребителя, который становится медиапроизводителем и медиатворцом новой коммуникативной «публичной сферы». Все плотнее «сливаясь» с личным, мобильным и все более универсальным коммуникационным устройством, привычно пребывая «всегда на связи/в сети/в сообществе», естественным образом – благодаря скорости развития технологий – погружаясь в виртуальные и когнитивные пространства цифровой среды, современный человек стал «человеком коммуникационным» и «человеком цифровым».

Что же это новое состояние (не только окружающей оцифрованной среды, но и новых нас) означает для тех, кто будет работать в медиа и журналистике?

1.1. «цифровое поколение» и новый образ жизни
Рожденные в «цифре». кто такие «цифровые аборигены»?

Вы, конечно, видели, как годовалый ребенок пытается «раздвигать» изображение на окне или – еще не умея говорить – ловко ориентируется в меню родительского гаджета, нажимая на «иконки» звука, игр, фото. Если понаблюдать за тем, как современные школьники делают уроки, то станет понятно, что они находятся одновременно в нескольких коммуникационных средах и «живут» в различных информационных потоках (музыка в ушах с айпада, чат в одной из сетей и переписка в одном из мессенджеров с друзьями, скачивание материалов и создание презентации онлайн, варианты – SMS-ки, обмен файлами, общение в Skype и проч.).

Помимо естественной привычки к экранам и мобильным устройствам, дети, подростки, студенты уже умеют существовать в новой технологической среде, в которой заранее заложена необходимость знать элементы программирования (добавим, что оно как элемент школьной программы введено в более чем 40 странах мира). Знание компьютерного кода (кодинг) и работа с картинкой, как со знаком, корректирует процесс познания и меняет модель образования: детям в процессе самообучения и самовыражения все меньше нужен ментор (как правильно думать) и все больше единомышленник и соучастник (как лучше найти, обсудить, придумать). Десятки миллионов детей в мире уже владеют компьютерным кодом, изучая компьютерную грамотность наравне с письменной, а то и раньше ее. Для «рожденных цифровыми» уже созданы специальные веселые языки программирования и интерактивные обучающие среды – такие, например, как Scratch (Скретч)4
В метафоричном названии Scratch (от англ, «каракули, царапина, скрип, перо») слышится отсылка к хип-хоп культуре и действиям диджеев, которые «смешивают» музыкальные фрагменты на крутящемся виниле (scratching). Главный персонаж, с которым происходят все кодинговые и мультимедийные метаморфозы, – веселый кот (еще одна связь с названием). Scratch базируется на традициях языка Лого и использует технологию известного в нашей стране конструктора ЛЕТО. Ученые Массачусетского технологического института создали Scratch специально для того, чтобы дети и подростки 8-16 лет использовали его самостоятельно. Эта новая технологическая среда позволяет им не только выразить себя в компьютерном творчестве, но и думать креативно (созидательно, как говорят разработчики), решать проблемы системно, работать в команде, обмениваться созданным и «доделывать» проекты с помощью единомышленников из разных стран мира. Scratch, оперирующий мультимедиаязыком (в основном, визуальным), интуитивно понятен детям. Это инструмент для создания разных (но одинаково медийных и игровых по сути) проектов: мультфильмов, игр, анимированных открыток, музыки, «живых» рисунков, интерактивных историй и презентаций, компьютерных моделей, обучающих программ и т. д. Scratch – это не только среда программирования, но и социальная сеть, которая объединяет пользователей из разных стран. Здесь можно опубликовать свои проекты и посмотреть чужие, скачать их, изменить. Есть целые сообщества скретчеров (в том числе и русскоязычное: ).

Программировать в которой могут даже дошкольники. С этим поколением и наступает «цифровой разрыв», поскольку все те, кому 30 лет и больше, – новые технологии освоили , поколение же «миллениума» рождается и растет с ощущением медиа как бытования, чувствования, сопереживания, самовыражения. Человек из завтра будет не столько потреблять медиаконтент, сколько общаться с медийным содержанием. Сегодняшние подростки вырабатывают привычку общаться с помощью Snapchat и Instagram Stories, посылая короткие видео, фотографии, словечки, восклицания, пиктограммы – мгновенные производные эмоции, – не задумываясь, что весь этот «контент» исчезнет через несколько часов в цифровой вселенной.

Многие родители современных детей понимают, что имеют дело с новым, «цифровым поколением», которое обгоняет их в освоении возможностей коммуникационных технологий. В то же время с точки зрения теоретического осмысления жизнь и социализация «цифрового поколения» изучается лишь недавно, поэтому вопросов сегодня пока больше, чем ответов. Жизнь в сети и с сетью – это чрезмерное увлечение или новый образ жизни? Связь цифровой среды с мозгом будет означать повышение скорости психических процессов или, напротив, создаст дефицит формирования необходимых нейронных связей? Цифровое бытование – это интернет-зависимость или отработка навыков, необходимых для успеха в условиях нового образа жизни? Эгоцентризм, инфантилизм, аутизм – это отрицательное воздействие новой среды на личность человека или свидетельство непонимания между «цифровым» и не цифровым поколением?

Психологи обращают внимание на несколько ключевых изменений5
См. об этом, например: Солдатова Г. Цифровое поколение. (дата обращения 10.02.2016).

Которые уже влияют на формирование будущего. Интернет как новое культурное орудие влияет на высшие психические функции (речь, внимание, память). Вместе с опасениями по поводу снижения способности к запоминанию, концентрации, воображению, сопереживанию, с тревогами по поводу интернет-зависимости и сетевой депрессии, проблемами с приватностью и безопасностью, ученые фиксируют и кардинальные и неизбежные перемены, связанные с цифровой средой. Это и появление «трансактивной памяти», когда люди начинают опираться на память друг друга, и «эффект гугла», когда важнее алгоритм и скорость поиска, нежели запоминание фактов, и «рассеянность внимания», связанная с «феноменом многозадачности», когда необходимость навигации в сетевых потоках тренирует распределение внимания и восприятия, и многие иные феномены. Вполне возможно, что зафиксированные изменения механизмов мышления, внимания, памяти, восприятия, речи – это адаптация людей к немыслимым ранее объемам информации и глобальной коммуникации; способность к многозадачности – своего рода маркер привыкания к другому темпу жизни; а девальвация привычного понятия «дружба» и уход от реального общения, приобретение «цифровых друзей» и образование «сетевых сообществ» – это накопление социального капитала для будущей жизни. Вместе с тем симулирующие возможности цифровые технологии VR и AR, которые уже несколько десятилетий приспосабливает для своих нужд, например, медицина, могут создавать и новую социализацию, когда «новые друзья», живое общение и объединение в сообщества в реальности происходит благодаря цифровым играм с дополненной реальностью. В целом человечество не становится умнее или глупее – оно меняется, приспосабливая мозг к взаимодействию с сетью, ищет новую цифровую идентичность, экспериментирует со своим социальным сетевым «я», устанавливает новые – виртуальные (надгосударственные и наднациональные) – связи, отрабатывает новые способы поведения и социальные практики, моделируя отношение к агрессии в цифровой среде (сдерживающие механизмы здесь еще несовершенны), к проблеме доступа и использования персональных данных, к выработке роботизированной (самоуправляемые машины – роботы-военные, шахматисты, авторы и проч.) этики и ее сочетанию с этикой человеческой (биоэтика).

Поколение новых пользователей будущего медиаконтента и работников наступающей «экономики впечатлений» называют:

Многозадачным (привычка к одновременному использованию 3–4 коммуникативных устройств и включенность сразу в несколько медиасред);

«смотрящим» (мир все больше воспринимается через визуализацию информации с помощью «картинок»);

Безграничные информационные возможности наших дней задают стремительный вектор развития не только лишь в объёмах и качестве информации, но также и в методах её представления широкой аудитории. И главным двигателем всего этого механизма конвергенции, при которой границы и барьеры во многих планах попросту перестают существовать, является появление новейших информационно-коммуникационных технологий.

В первую очередь их влияние ощутимым образом сказывается на преобразованиях в журналистике, благодаря чему СМИ осваивают новые информационные площадки и более технологичные методы подачи контента.

Истоки современной тенденции

Привычное современное значение конвергенции для журналистики в 1970 г. ввёл в обиход американский социолог Дэниеэл Белл - автор теории формирования На тот момент под этим термином подразумевалась слияние компьютеров, телефонов, телевизоров в единые технологические приспособления.

Однако лишь с началом 90-х годов, когда Интернет получил быстрое и широкое распространение среди миллионов пользователей, конвергентная журналистика получила мощный импульс от «периодически обсуждаемой темы» до наиболее перспективного формата информационного вещания. И в последние 20 лет начало серьезно обсуждаться в профессиональных кругах.

Процессы глобальной интеграции

Слияние медийных и коммуникативных технологий в единую журналистскую сферу

Постоянно видоизменяющийся медиа-ландшафт (совокупность наиболее популярных коммуникационных технологий/сервисов в мире) тем или иным образом привносит тонкое размежевание в ряды современных СМИ, с учётом которого можно выделить целые жанры конвергентной журналистики:

  1. Медиа - издания достаточно локального плана, ориентированные в основном на определённый регион. Их деятельность ограничивается на одном из компонентов СМИ: газета, радио, телевидение или Интернет-ресурс. Именно подобный тип наиболее полным образом отображает то, что сегодня читатели называют «традиционными новостями». Что касается конвергенции, то в этой категории она обычно реализуется не дальше 1-2 описанных ранее уровней.
  2. Гипермедиа - этот жанр конвергентной журналистики не ограничивается лишь одной медиа-платформой для предоставления своего контента. Например, онлайн-газета, которая издаётся ещё и в печатном виде. Именно их чаще всех остальных подразумевают под понятием «мультимедиа»/ - сочетание в материале текста визуального ряда, аудио, графиков и прочих средств представления информации. Интеграция в гипермедиа, соответственно, протекает на всех трёх уровнях.
  3. Трансмедиа - довольно неоднозначный жанр, споры о котором не утихают до сих пор. Особое внимание уделяется социальным сетям (один из примеров трансмедиа), которые по своей сути лишь отчасти обладают признаками и функциями СМИ. В этом случае ставится под сомнение сама информативность контента, т. к. его созданием и редактированием занимаются не журналисты, а пользователи, склонные в большинстве своём к более коммуникативным (разговорным) средствам оповещения. К тому же, подобную медиа-платформу, выходящую по своему функционалу и практическому применению далеко за рамки одной журналистской деятельности, многие эксперты призывают не воспринимать в качестве серьёзной инновации. Ведь трансмедиа предоставляют пользователям не только публицистические труды, но и рекламу, развлекательный контент и многое другое.

Кросс-медийный синоним

Понятие "конвергентная журналистика" часто заменяют более профессиональным - обусловлено близостью сути этих терминов. Но при всем сходстве, разница между ними заключается в менее обобщённом значении последнего.

Кросс-медиа обязательно подразумевает использование изданием как минимум двух платформ вещания (печать, телевидение, цифровая и т.д.), а также распространение контента на целый ряд технических устройств (телевизоры, планшеты, смартфоны и др. гаджеты). Именно упор на различные типы платформ в своей деятельности и делает журналистику кросс-медийной.

Мультимедийный подход к поиску материала

Конвергентная журналистика всегда предполагает использование в публикациях различных аудио-, видео- и фотоматериалов, распространяя их на максимально широкий круг устройств вещания. Именно на таком простом теоретическом принципе строится довольно непростой на практике процесс поиска, обработки и оформления добытой информации журналистами:

  • Репортажи с мест событий непременно должны вестись с использованием видеокамер и последующего монтажа наиболее значимых моментов. К примеру, работа печатных СМИ если и предполагает в иных случаях съемку видеоматериала, то исключительно лишь для партнёрских ТВ-каналов.
  • Помимо этого, непременно требуются и соответствующие фотоснимки.
  • Полная интеграция всего рабочего персонала в создании медиа-контента. Команды журналистов из разных отделов мультимедийной компании в той или иной форме организуются в работе друг с другом, осуществляя не только лишь комплексный поиск материала, но и составляя визуальное оформление контента. При этом идёт совместная работа над базой данных, инфографиками и прочими медиа-элементами.
  • Наконец, не исключается и сотрудничество между различными мультимедийными СМИ в создании совместных проектов, поиске и редактированию материала.

Порой к статусу конвергентных СМИ приравнивают ещё и онлайн-журналистику, что является достаточно неточной оценкой этих информационных ресурсов. Так как они размещены в сети Интернет, то мультимедийный подход к созданию материала для них является лишь дополнительным элементом в подаче контента, но отнюдь никак не стандартным форматом вещания.

Эпоха цифры

В свою же очередь, издания, основа которых напрямую базируется в Интернете, получили отдельное название для своей категории - цифровая журналистика. Иногда для этого термина используется синоним «флеш-журналистика» (происходит от программы Adobe Flash, которая является лёгким и популярным инструментом в создании, публикации и редактированию мультимедийного контента в режиме онлайн).

Помимо использования возможностей Всемирной паутины для создания и продвижения своего контента, цифровые издания также предполагают поиск источников в среде различных сетевых ресурсов. В их число входят блоги, новостные сайты, RSS-каналы, социальные сети.

Цифровая журналистика (будь то онлайн-газета, новостной сайт и т. д.) напрямую связана с конвергентной по признакам своих мультимедийных возможностей и использованию платформы Интернет для публикации контента.

Из заметок критиков

Однако слияние различных жанров журналистики в единый информационный ресурс не обошлось без скептиков и ярых противников. Так, к отрицательным сторонам конвергентных СМИ относят прежде всего вопрос качества подаваемого материала.

Не утихают жаркие споры и о том, могут ли медиа-компании работать так же профессионально с одним и тем же контентом, представляя его сразу на нескольких разных платформах. Причём подобным вниманием наделена не только лишь западная, но и отечественная журналистика, которая также на сегодня имеет немало крупных мультимедийных представителей СМИ.

Что в итоге получает дорогой издательству читатель?

Развитие мультимедиа не только позволило синтезировать в контенте фото, видео и аудио, но и привнесло возможность добавлять в публикации гиперссылки на другие ресурсы, вводить интерактивные формы голосования, рейтингов и комментариев. Нельзя не согласиться, что такой подход представляет не только более информативный и разнообразный контент, но также существенно влияет на его восприятие в целом. К примеру, если в традиционных жанрах текст зачастую выполнял основную информативную роль, то в мультимедийных изданиях эта функция уже может быть возложена на видео или фоторяд. А слова при этом отходят на второй план, выполняя роль поясняющих комментариев, уточнений, заголовков.

Что касается аудитории, то её пассивный потребительский характер претерпел значительные изменения и теперь отличается большей активностью читателей, обладающих, в свою очередь, средствами влияния на информационное поле. При этом пользователи получили широкие возможности для индивидуального выбора желаемого формата, тематики и объёма необходимой информации.

На чём сегодня стоит новая журналистика

Стремительная глобализация информационных рынков с неминуемым исчезновением каких-либо границ между ними провоцируют вслед за собою конвергенцию компьютерных, вещательных и между собой.

Нынешние медиа-ресурсы в основном ориентированы именно на экран. Показ видео, фото, графиков значительно повышает удобство восприятия информации, представляя полный её объём в более лаконичном виде. Одновременно осуществляются различные комбинации звука, изображения и текста; причём уровень качества этого процесса ограничивается лишь творческими навыками рабочего коллектива и материальной базой.

К тому же, далеко не последнюю роль в формировании новой журналистики играет и общественное мнение, получившее широкую свободу выражения благодаря появлению интерактивных элементов в медиа-ресурсах. Сотни комментариев, тысячи голосов в опросах, общественные рейтинги и голосования - всё это стало пользовательским инструментом реального влияния на информационную среду, что также сказывается на векторе развития медиа-контента.

Медиасреда определяет сознание

Объединение разносторонних медиа-средств в одном продукте задаёт новые стандарты и нормативы в работе журналистов, которые обязаны сегодня владеть целым рядом актуальных навыков для качественной подачи материала в нужном формате. Достижение таких целей требует от новых журналистов универсальности в медиа-сфере, а также умелой работы с материалами различного типа и характера.

Для наиболее точного предоставления контента в нужном формате и содержании универсальный медиа-работник должен уметь профессионально выполнять целый перечень разноплановых функций. Среди них:

  • умение записи видеоматериала;
  • написание информативного и грамотного текста;
  • запись аудио-подкастов;
  • навыки монтажа;
  • опыт работы с блогерской сферой.

Охарактеризуй свой профиль, новый журналист

Нынешние требования предполагают наличие особого, мультимедийного типа мышления у каждого работника описанной сферы. И отображаться он должен, прежде всего, в профессиональных навыках:

  • в умении снимать видеорепортажи и делать фотосъёмки;
  • работать с различными компьютерными программами (в основном это касается знаний работы программ монтажа);
  • ориентироваться в сети Интернет, работая с качественными и информативными источниками;
  • качественно и быстро производить новостные материалы для сетевых ресурсов;
  • обрабатывать и передавать объёмные пакеты данных аудио- и видеоматериалов;
  • ориентироваться в блогерской сфере (в том числе сюда входит не только поиск информации, но и непосредственно ведение различных блогов);
  • быть доступным для руководства и команды в любой момент дня и ночи.

В итоге, именно подобный набор профессиональных качеств и умений журналиста определяет планку качества в создании далеко не самых простых по своей структуре мультимедийных публикаций.

В заключение о главном

Все современные читатели информационных изданий различных тематик и форматов так или иначе становятся свидетелями масштабных перемен. Перспективы развития конвергентной журналистики не упираются лишь в переход на сетевую платформу вещания и создание собственного сайта. Подобные полумеры, которые чаще всего использует конвергентная журналистика в малых СМИ регионального и корпоративного уровня, наоборот являются регрессом в развитии концептуально нового типа масс-медиа.

Суть перехода к новым форматам в условиях конвергенции заключается в использовании огромного количества всевозможных способов и инструментов представления информации в едином публикуемом материале. Разнообразие вариаций текстового наполнения, продвинутые графические технологии, анимации, фото, видеоматериалы, звук, внедрение в ресурс интерактивных элементов для аудитории - вот всё, на чём действительно держится интегрированная информационная журналистика, дающая пользователям приятный, удобно воспринимаемый информативный материал с максимальной наглядностью и возможностью свободного выражения личных рассуждений.

Единственный насущный вопрос, актуальность которого будет только возрастать в течении всего времени развития конвергентных СМИ, - это компетентность новых рабочих кадров, навыки и мышление которых должны быть способны предоставить аудитории мультимедийный контент по-настоящему высокого качества.

Если редакция не знает, зачем ей идти в мультимедийность, то лучше пока не начинать

Мультимедийная журналистика - это определенный способ представления журналистского материала. Это медиапродукт, который посвящен одной теме и сочетает в себе несколько форматов - фото, видео, текст, инфографика, интерактив. Комбинации форматов могут быть разные, но у этого материала всегда есть общий смысл, цель, тема, идея, проблема. Мультимедийная журналистика в этом понимании встает в один ряд с телевизионной, радио, газетной журналистикой.

Интервью для журнала медиафорума «Байкальская пресса - 2013».

В большинстве своем под термином «мультимедийный журналист» понимается человек, который способен сделать материалы в газету, на сайт, снять видеоролик и прочее. Но, судя по вашим интервью, вы закладываете другой смысл в мультимедийную журналистику. Какой?

Это - другой способ подачи информации, другой способ творческого мышления. Как телевизионщик отличается повышенной чувствительностью к хорошему кадру и движению, как радийщик улавливает “правильные” звуки и полутона интершума, как “текстовик” владеет печатным словом, так мультимедийщик отличается умением комбинировать.

В мультимедийной журналистике есть разные специализации, в том числе и та, которая стала популярным образом - мобильный журналист с мультимедийным рюкзаком. Человек, владеющий и словом, и картинкой, и интерактивом. Да, такие есть. Но это - одна из специализаций, ею мультимедийная журналистика не исчерпывается.

В отличие от распространенного мнения, мультимедийная журналистика - это не дело одиночек. Это - командная работа, причем высококвалифицированная. Есть мультимедийные журналисты, есть одномедийные. И это нормально. Совершенно необязательно всех в редакции переучивать на “рюкзачников”.

Дальше встает вопрос грамотного менеджмента - как увязать множество разнообразных бизнес-процессов в редакции, чтобы медиапродукты были экономически эффективны, интересны аудитории, а работа в редакции не приводила к перегрузу и нервным срывам. Сейчас уже есть наработанные схемы, алгоритмы, по которым можно проводить аудит работы редакций и принимать решения, какие изменения нужно внести. Но это не задача журналистов. Это задача медиаменеджеров.

Таким образом, я бы разделила три понятия, которые обчно смешивают. Во-первых, мультимедийная журналистика - это определенный способ представления журналистских материалов. Она не равна газетному тексту, в который на сайте врезали телевизионный сюжет. Во-вторых, мультимедийный журналист - это не только и не столько человек, который может писать, снимать и монтировать. Это человек, который умеет мультимедийно думать, который может взять на себя разные роли в команде создателей мультимедийных проектов. В-третьих, мультимедийная редакция состоит из множества разнообразных специалистов, и не все из них есть или должны быть мультимедийными журналистами.

Исходя из вашей практики, как мультимедийная журналистика приживается в России? Что тормозит ее развитие: техническая сторона или человеческий фактор?

Есть российские проекты, которые сделаны не хуже, а иногда и лучше многих западных. Мы редко попадаем в мировые рейтинги и обзоры исключительно потому, что наши материалы написаны на русском. Международные жюри редко по своей инициативе смотрят на неанглоязычные проекты. Но инфографиков наших, например, на Западе знают.

Мультимедийная журналистика - дело достаточно дорогое. И с точки зрения стоимости квалифицированного труда, и с точки зрения организации процесса. Поэтому далеко не все редакции готовы выделять ресурсы на развитие в своих недрах мультимедийных команд. К тому же мультимедийные проекты совершенно необязательно прибыльны, совершенно необязательно имеют высокую посещаемость. И это тоже останавливает многие редакции.

Те, кто на эту тропинку встал, столкнулись с массой вопросов, на которые подчас нет готового ответа - отрасль очень молодая, опыта наработано не так много. Это еще сокращает количество экспериментаторов.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, стоит сказать, что мультимедийная дорога - не для всех. И это нормально. Если редакция не знает, зачем ей идти в мультимедийность, то лучше пока не начинать. С грустью смотрю на редакции, руководители которых говорят: “Всё, через две недели начинаем работать как мультимедийная редакция. Все должны будут плюсом к текстам приносить фото и монтировать видео”. И журналисты здесь не виноваты. Виноват менеджер, который не вник, не продумал, не подготовил, не распланировал переход.

Техника давно уже не проблема. И даже журналистов, которые хотят делать мультимедийные проекты, сегодня найти или выучить гораздо проще, чем 4 года назад. Вот с чем сейчас действительно трудно - это с неким ощутимым количеством менеджеров мультимедийных редакций. Организаторов процесса, понимающих, как работают мультимедийные проекты и как собирать для их создания творческие команды.

Конвергентная редакция в районных СМИ - это утопия или завтрашний день?

Я знаю примеры, когда это - сегодняшний день. Таких примеров немного, но они есть. Это не вопрос веры - возможно это или нет. Это вопрос практики, экспериментов и анализа сделанного. Я даже далека от мысли, что всем районным СМИ нужны сайты. Потому что запустить вменяемый сайт не дешевле, чем запустить новую газету или районное телевидение.

Внешняя простота - студент нам сваяет сайтик за 6 тысяч рублей, а мы потом туда будем наши газетные материалы выкладывать - плохо сказалась как на самой идее интегрированных редакций, так и на практике. Когда редакция не понимает, зачем она делает сайт, она делает плохой продукт. А таскать на себе обузу, которую не любишь, не ценишь, в развитии которой не заинтересован, никому не хочется.

Автоматически свой негатив журналисты транслируют на сам мультимедийный подход и говорят: “Пробовали мы вашу мультимедийную редакцию. В два раза больше работы за те же деньги. Не хотим.” Но ведь это неправда. Никакого отношения “двойной оброк” к мультимедийной редакции не имеет. И мы опять возвращаемся к вопросу о недостатке менеджерских знаний в этой области.

Есть уже вполне понятный и четкий список вопросов, который должны задать себе редакторы СМИ, задумывающихся о переходе на мультимедийную редакцию. Если на все эти вопросы ответить “да”, можно начинать плавный переход. Я не знаю редакций, у которых этот путь перехода занял бы меньше двух лет. Вне зависимости от крупности СМИ. Два года системной методичной работы по перестройке работы редакции, переобучению сотрудников, экспериментам и анализу результатов.

Срок в два года обусловлен и психологией людей, их способностью к адаптации и изменению своих профессиональных привычек. Так что каждая редакция решает сама - поверить в утопию интегрированных редакций, проверить мультимедийных подход на себе или следовать своей собственной стратегии, которая совершенно необязательно должна быть мультимедийной.

Довольно часто приходится в журналистской среде, что падает доверие к нашему брату со стороны читателей, зрителей, слушателей. В чем вы видите проблемы взаимодействия СМИ и аудитории? Какое решение проблемы вы видите?

Проблема, безусловно, существует. И о недоверии к журналистам гораздо больше говорят не внутри профессиональной среды, а как раз за ее пределами.

Масса журналистов “вложилась” в наш теперешний имидж. Своей небрежностью по отношению к фактам, отсутствием принципиальной позиции по важным для сообщества темам, перепечатыванием пресс-релизов. Здесь “постарались” все - и федеральные, и региональные, и районные СМИ. У каждого есть скелетик в шкафу, который портит доверие к журналистике в целом.

Основная проблема, которую я вижу сейчас, - это распространение “телефонной”, “пресс-релизной” и “копипастной” журналистики. Когда из СМИ выхолащиваются живые истории, реальные проблемы, а читателя накрывает волна сухих сообщений ни о чем. Журналисты часто в погоне за мифическими ценностями - кликами, рейтингами, наполнением полос - забывают о живых людях, которые нас читают и смотрят.

Мы уверены, что знаем, что должно быть первой новостью, но забываем хотя бы иногда спрашивать наших читателей, что их по-настоящему волнует. Мы заняты переписыванием новостей, “ведь наши конкуренты про это уже написали” вместо того, чтобы поискать жизненные истории и разобраться в проблемах, которые вызовут живой отклик и дискуссию.

Эти проблемы существуют вне зависимости от того, федеральное это СМИ или районное. Есть хорошие примеры на разных уровнях. Но эти хорошие примеры взаимодействия со своими читателями - это исключения, уникальные кейсы, а не естественная, регулярная практика наших журналистов.

И не стоит думать, что на Западе или Востоке по-другому. Кризис доверия к профессиональной журналистике развивается сейчас по всему миру. Но от нас зависит, как мы будем себя в этой ситуации вести. Обвинять кого-то в недоверии к нам или своими поступками формировать другое к себе отношение. Это сложно.

Как сложно заслужить уважение одному человеку, так и редакции это сделать сложно. Не лгать в историях, которые публикуешь, не лгать в редакторских колонках, признавать свои ошибки, спрашивать совета у читателей и приглашать их на дискуссии, не бросать начатые истории, не выдергивать слова героев материалов из контекста, открыто заявлять о своей позиции и выполнять обещания. При этом, как и в случае с отдельным человеком, зарабатывается доверие и авторитет трудно, а теряется очень быстро.

Все успешные истории, которые мы знаем, это результат работы конкретных людей. Которые думали, пробовали, советовались, учились, обсуждали, расстраивались, пробовали снова, радовались, думали ещё. И это - единственный путь к достижению успеха.

Почему она так называется?
Мультимедийная журналистика - это раздел в журналистике, который ориентирован на размещение информации на цифровых носителях, в том числе и в сети Интернет. Это определяет и требования к предоставляемому журналистом материалу: упор на визуальный ряд, интерактивность, и комплексность. Это медиапродукт, который посвящен одной теме и сочетает в себе несколько форматов - фото, видео, текст, инфографику, интерактив. Комбинации форматов могут быть разные, но у этого материала всегда есть общий смысл, тема, идея.
Мультимедийный журналист рассказывает аудитории одну историю,
но использует различные формы подачи информации. Мультимедийного
журналиста часто называют универсальным. Мультимедийный журналист - это не только и не столько человек, который может писать, снимать и монтировать. Это человек, который умеет мультимедийно думать, который может взять на себя разные роли в команде создателей мультимедийных проектов.
Наиболее популярным жанром журналистики становится лонгрид – это статьи, созданные для длительного чтения. Текст в них обычно (однако это не является строгим правилом) разбит на части с помощью разнообразных мультимедийных элементов: инфографика, фотографии и проч. Такой формат статьи помогает читать материал с любого электронного носителя. Кроме того, подобное расположение текста способствует полному погружению читателя в тему.
Советы: как стать грамотным
мультимедийным журналистом?
- Чем больше инструментов, тем лучше. Журналист, который хочет работать на мультимедийной платформе должен уметь рассказать свою историю, используя все имеющиеся в наличии инструменты и приложения.
- Дополняйте, не повторяйте. Будьте изобретательны и экспериментируйте со всеми инструментами, что вы имеете в наличии, но не используйте различные форматы для того, чтобы сказать то же самое. «Все элементы должны дополнять, а не повторять информацию.»
- Планируйте. Мультимедийный журналист должен знать, как планировать. При работе над репортажем вы должны изучить заранее информацию об интервьюируемом, тему или событие, чтобы решить какой способ лучше всего подходит для создания данного мультимедийного текста.
- Проверяйте ваше оборудование. Убедитесь, что у видеокамеры есть батареи. Не забудьте захватить запасные.
- Продвигайте вашу работу. Любой мультимедийный журналист, и, особенно, недавний выпускник, должен присутствовать в социальных медиа, а также иметь образцы своих материалов, опубликованных в Интернете. Стильное портфолио – удачное средство для достижения нужной цели.
- Умейте работать в команде, чтобы добиться большего. Пока один человек сосредоточился на интервью, другой может снимать видео или фото, а третий создавать графики.
- Не полагайтесь на ваш смартфон. Новые телефоны, которые снимают видео и фото, записывают аудио, очень полезны, но в подготовке материала вы не должны полагаться только на них. Мобильные приложения удобны для заметок и записи аудио и видео, но в результате вы немного жертвуете качеством изображения или звука.