Ндфл обособленных подразделений в одном городе. Порядок уплаты ндфл, в том числе обособленными подразделениями. Обособленные подразделения расположены в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам

Порядок уплаты НДФЛ обособленными подразделениями достаточно точно урегулирован пунктом 7 статьи 226 Налогового Кодекса РФ. Согласно указанному пункту, налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, то есть по месту учета налогового агента в налоговом органе. Однако при исчислении и уплате налогов возможно совершение ошибок, например, перечисление налога не по месту учета обособленного подразделения, а по месту учета головной организации. В этом случае у бухгалтера возникает вопрос – правомерно ли начисления пеней, если НДФЛ уплачен подобным образом? С одной стороны, можно считать, что обязанность по уплате налога исполнена, а с другой, что исполнена ненадлежащим образом. Однако вопрос о взаимосвязи между начислением пеней и распределением сумм налоговых сборов между бюджетами головной компании и обособленного подразделения налоговым законодательством не урегулирован. Ответ на этот вопрос был дан Федеральной налоговой службой в письме от 07 апреля 2015 года № N БС-4-11/5717@. Давайте рассмотрим.

Понятие обособленного подразделения установлено статьей 11 НК РФ. Это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца. Причем, признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Налогоплательщики - российские организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных ими на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Постановка на учет осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, направляемых этой организацией по форме N С-09-3-1 (утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@) в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения.

Отметим, что исполнение организацией обязанности по сообщению о создании обособленного подразделения не ставится в зависимость от наличия у этого обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Также у налогового агента-организации существует обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ (п.2 ст. 230 НК РФ).

Эти сведения о доходах работников обособленного подразделения должны быть предоставлены в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, в который производится перечисление НДФЛ с доходов этих работников. Данная позиция обосновывается тем, что налоговые агенты должны представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган в таком же порядке, в каком производится уплата самого налога (Письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17). Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.02.2012 N 20-15/016463@).

Таким образом, головная организация должна перечислять сумму налога, удержанного с заработной платы и иных доходов физических лиц, полученных за работу в обособленном подразделении, по месту нахождения такого подразделения. Статья 75 НК РФ не содержит положений, предусматривающих зависимость начисления пеней от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней. Поэтому в случае уплаты налога на доходы физических лиц не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации о нарушении сроков уплаты налога речь не идет.

Придерживаются данной точки зрения и суды. Так, например, ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении указал, что что поскольку сумма налога перечислена по местонахождению головной организации полностью, повторная уплата налога налоговым агентом за счет собственных средств по месту учета обособленного подразделения противоречит пункту 9 статьи 226 НК РФ. Начисление пеней возможно только в случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом. В данном случае начисление пеней неправомерно (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2011 по делу N А56-94715/2009). Подтверждение также можно найти и в Постановлении ФАС Московского округа от 08.10.2008 по делу N А40-48736/07-114-270, Постановлении ФАС Московского округа от 17.01.2011 по делу N А40-4800/10-115-55 и других (Письмо от 07 апреля 2015 года № N БС-4-11/5717@).

Еще в 2007 году УФНС по г. Москве указало, что производить уплату налога централизованно, одним платежным поручением по месту нахождения головной организации как за работников головного офиса, так и за работников обособленного подразделения нельзя (Письмо УФНС по г. Москве от 05.06.2007 N 28-11/052734).

Однако из данного правила есть исключение, речь идет о нахождении нескольких обособленных подразделений организации в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам. В этом случае, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно (п.4 ст. 83 НК РФ).

В этом случае НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании должен быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения (письмо Минфина России от 22.06.2012 N 03-04-06/3-174).

Обращаем Ваше внимание, что возможность уплаты НДФЛ и предоставления отчетности за обособленные подразделения, находящиеся в том же муниципальном, что и головной офис, контролирующими органами не опровергается, но и не подтверждается (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17). Следовательно, можно сказать, что в уведомлении о выборе налогового органа организация может указать и налоговый орган головного офиса. При этом суммы НДФЛ с работников обособленного подразделения, уплаченные в бюджет по месту нахождения головной организации, при условии, что зачисляется в один и тот же бюджет, не могут рассматриваться как налоговая (письмо ФНС от 31.10.2005 N 04-1-02/844).

Законодательно закреплено обязательство налоговых агентов составлять 6-НДФЛ по обособленным подразделениям. Форма подается в контролирующий орган с поквартальной периодичностью. Шаблон документа закреплен Приказом, изданным ФНС 14.10.2015 г., № ММВ-7-11/450. Особенность бланка в том, что он отображает накопленные с начала годы величины доходов и удержаний из них не по отдельно взятому человеку, а сразу по всем наемным работникам и другим физическим лицам, по отношению к которым отчитывающееся предприятие является налоговым агентом.

Отчетность обособленных подразделений

Организация учета на объектах, признаваемыми обособленными подразделениями налогового агента, сопровождается необходимостью содержания отдельного штата бухгалтерских работников в таких структурах. Потребность в привлечении дополнительных специалистов обусловлена требованиями по самостоятельному начислению зарплаты обособленными подразделениями и подготовке отчетных данных.

По головной организации и каждой обособленной структуре заполняется ежеквартальный Расчет по подоходному налогу. Куда сдавать 6-НДФЛ по обособленному подразделению – отчетная форма должна быть направлена в два адреса:

  • в налоговый орган, к которому относится головная структура;
  • в отделение ФНС, обслуживающее обособленное подразделение (основание – налог перечисляется с привязкой к месту нахождения агента).

При заполнении бланка Расчета должны быть учтены суммы доходных поступлений и налогов по ним в отношении наемного персонала подразделения и лиц, сотрудничество с которыми основывается на соглашениях ГПХ. Правило закреплено п.2 ст. 230 НК РФ. Для крупнейших налоговых агентов предусмотрен особый порядок сдачи 6-НДФЛ. Таким организациям предоставлены полномочия самостоятельного выбора одного из двух вариантов:

  • подача формы может осуществляться в несколько отделений ИФНС с привязкой к местам нахождения обособленных структур предприятия;
  • допускается отправка заполненного документа только в ту инспекцию, в которой учреждение числится в качестве крупнейшего агента.

О формление титульного листа – шифр места представления

При наличии у предприятия обособленных структур форма Расчета по подоходному налогу должна направляться в два отделения ФНС. Чтобы идентифицировать, какой из бланков подается по месту регистрации головного офиса, а какой с привязкой к месту нахождения обособленного подразделения, на Титульном листе бланка проставляются разные кодовые обозначения.

Порядок уплаты НДФЛ обособленными подразделениями достаточно точно урегулирован пунктом 7 статьи 226 Налогового Кодекса РФ. Согласно указанному пункту, налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, то есть по месту учета налогового агента в налоговом органе. Однако при исчислении и уплате налогов возможно совершение ошибок, например, перечисление налога не по месту учета обособленного подразделения, а по месту учета головной организации. В этом случае у бухгалтера возникает вопрос – правомерно ли начисления пеней, если НДФЛ уплачен подобным образом?

С одной стороны, можно считать, что обязанность по уплате налога исполнена, а с другой, что исполнена ненадлежащим образом. Однако вопрос о взаимосвязи между начислением пеней и распределением сумм налоговых сборов между бюджетами головной компании и обособленного подразделения налоговым законодательством не урегулирован. Ответ на этот вопрос был дан Федеральной налоговой службой в письме от 07 апреля 2015 года № N БС-4-11/5717@. Давайте рассмотрим.

Понятие обособленного подразделения установлено статьей 11 НК РФ.

Это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца. Причем, признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Налогоплательщики - российские организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных ими на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Постановка на учет осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, направляемых этой организацией по форме N С-09-3-1 (утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@) в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения.

Отметим, что исполнение организацией обязанности по сообщению о создании обособленного подразделения не ставится в зависимость от наличия у этого обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Также у налогового агента-организации существует обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ (п.2 ст. 230 НК РФ).

Эти сведения о доходах работников обособленного подразделения должны быть предоставлены в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, в который производится перечисление НДФЛ с доходов этих работников. Данная позиция обосновывается тем, что налоговые агенты должны представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган в таком же порядке, в каком производится уплата самого налога (Письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17). Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.02.2012 N 20-15/016463@).


Таким образом, головная организация должна перечислять сумму налога, удержанного с заработной платы и иных доходов физических лиц, полученных за работу в обособленном подразделении, по месту нахождения такого подразделения.

Статья 75 НК РФ не содержит положений, предусматривающих зависимость начисления пеней от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней. Поэтому в случае уплаты налога на доходы физических лиц не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации о нарушении сроков уплаты налога речь не идет.

Придерживаются данной точки зрения и суды. Так, например, ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении указал, что что поскольку сумма налога перечислена по местонахождению головной организации полностью, повторная уплата налога налоговым агентом за счет собственных средств по месту учета обособленного подразделения противоречит пункту 9 статьи 226 НК РФ. Начисление пеней возможно только в случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом. В данном случае начисление пеней неправомерно (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2011 по делу N А56-94715/2009). Подтверждение также можно найти и в Постановлении ФАС Московского округа от 08.10.2008 по делу N А40-48736/07-114-270, Постановлении ФАС Московского округа от 17.01.2011 по делу N А40-4800/10-115-55 и других (Письмо от 07 апреля 2015 года № N БС-4-11/5717@).

Еще в 2007 году УФНС по г. Москве указало, что производить уплату налога централизованно, одним платежным поручением по месту нахождения головной организации как за работников головного офиса, так и за работников обособленного подразделения нельзя (Письмо УФНС по г. Москве от 05.06.2007 N 28-11/052734).

Однако из данного правила есть исключение, речь идет о нахождении нескольких обособленных подразделений организации в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам. В этом случае, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно (п.4 ст. 83 НК РФ).

В этом случае НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании должен быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения (письмо Минфина России от 22.06.2012 N 03-04-06/3-174).

Обращаем Ваше внимание, что возможность уплаты НДФЛ и предоставления отчетности за обособленные подразделения, находящиеся в том же муниципальном, что и головной офис, контролирующими органами не опровергается, но и не подтверждается (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17). Следовательно, можно сказать, что в уведомлении о выборе налогового органа организация может указать и налоговый орган головного офиса. При этом суммы НДФЛ с работников обособленного подразделения, уплаченные в бюджет по месту нахождения головной организации, при условии, что налог зачисляется в один и тот же бюджет, не могут рассматриваться как налоговая недоимка (письмо ФНС от 31.10.2005 N 04-1-02/844).

"Российский налоговый курьер", 2010, N 13-14

Российские организации признаются налоговыми агентами по НДФЛ, одной из обязанностей которых является правильность и своевременность исчисления и удержания у налогоплательщиков - физических лиц указанного налога и перечисление его в бюджет. Рассмотрим, как эту обязанность должны выполнять организации, имеющие обособленные подразделения.

Справка. Обособленное подразделение

Определение обособленного подразделения приведено в п. 2 ст. 11 НК РФ. Так, обособленным считается подразделение, если оно территориально отделено от организации и по его месту нахождения оборудованы стационарные рабочие места.

Признание подразделения организации обособленным производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах данной организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет другой налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. При этом рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Это следует из Постановлений ФАС Московского округа от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А и от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А.

Если сотрудниками организации выполняется работа на основании трудового договора и при этом для них не созданы стационарные рабочие места, то оснований для постановки на учет в налоговых органах организации по месту выполнения такой работы не возникает (Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-02-07/1-493).

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны уплачивать исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ).

Сумма НДФЛ, перечисляемая в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы налогооблагаемого дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ). Поэтому если сотрудник организации в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с его доходов головная организация исчисляет и уплачивает в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого обособленного подразделения исходя из продолжительности времени в налоговом периоде, отработанного в них налогоплательщиком. В случае когда обособленное подразделение зарегистрировано в середине месяца, головная организация уплачивает в бюджет НДФЛ по месту учета обособленного подразделения пропорционально доле дохода, начисленного сотруднику за время его работы в данном подразделении.

Допустим, сотрудник в течение месяца работает и в обособленном подразделении, и в головной организации, тогда НДФЛ с его доходов уплачивается и по месту нахождения обособленного подразделения, и по месту нахождения головной организации - исходя из отработанного в них периода времени.

Обособленные подразделения организации могут иметь, а могут и не иметь отдельный баланс и расчетный счет. Рассмотрим, как организации следует уплачивать НДФЛ в каждом случае.

Обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета

В подобной ситуации головная организация должна вести учет доходов, полученных от нее физическими лицами, отдельно по головной организации и отдельно по обособленному подразделению. Кроме того, головная организация обязана уплачивать исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц с доходов работников как по месту своего учета, так и по месту учета обособленных подразделений. При этом необходимо оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием в них КПП, присвоенного подразделениям при постановке на учет, а также соответствующего кода ОКАТО <1> муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.

<1> Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) утвержден Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.

Головная организация вправе перечислить суммы НДФЛ, удержанного с доходов работников обособленных структурных подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования, одним платежным поручением, если эти обособленные подразделения зарегистрированы в одном налоговом органе и имеют один и тот же КПП <2>.

<2> Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153.

Таким образом, начислением и выплатой доходов работникам обособленного подразделения, которое не имеет отдельного баланса и расчетного счета, занимается головная организация. Она же должна отчитаться о доходах, полученных указанными работниками, представив в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения соответствующие сведения.

Рассмотренный выше порядок уплаты НДФЛ применим в случаях, когда обособленные подразделения не выделены на отдельный баланс и не имеют расчетного счета. Что происходит, если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и исполняет обязанности налогового агента?

Обособленное подразделение выделено на отдельный баланс и имеет расчетный счет

Обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс, может исполнять обязанности юридического лица как налогового агента по начислению и выплате доходов работникам подразделения, исчислению и удержанию с производимых выплат НДФЛ, а также по перечислению налога в бюджет. Кроме отдельного баланса, подразделение должно иметь расчетный счет и осуществлять выплаты в пользу физических лиц. Руководству головной организации также следует назначить руководителя обособленного подразделения своим уполномоченным представителем. Таким образом, руководителю обособленного подразделения выдается доверенность на представление интересов юридического лица в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения <3>.

<3> Письмо Минфина России от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2.

Примечание. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (ст. 19 НК РФ).

В соответствии с положениями ст. 230 НК РФ рассматриваемое обособленное подразделение обязано:

  • вести учет доходов, которые оно выплачивает, и сумм налога, которые оно удерживает у физического лица в бюджет;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога.

Если обособленное подразделение имеет отдельный баланс и расчетный счет, само выплачивает доходы работникам, удерживает с них НДФЛ и уплачивает его в бюджет, то оно самостоятельно представляет сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога в налоговый орган по месту своего учета. В данном случае повторно представлять те же сведения в налоговый орган по месту учета головной организации не требуется.

Следовательно, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленного подразделения, должны быть уплачены в бюджет по месту учета соответствующего обособленного подразделения независимо от того, имеет оно отдельный баланс или нет.

Обособленные подразделения расположены в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам

В п. 1 ст. 83 НК РФ предусмотрено следующее. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения, если она не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из них. Причем данное подразделение организация выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы.

Вывод первый. Итак, организация имеет несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Поэтому она встает на учет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, выбранного ею. Основание - п. 4 ст. 83 НК РФ. В данном случае НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании, должен быть перечислен в бюджет по месту учета названного обособленного подразделения.

Вывод второй. Организация встает на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Тогда суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, исчисляемого и выплачиваемого работникам этих подразделений <4>.

<4> Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 15.03.2010 N 03-04-06/3-33.

Если исчисленную сумму НДФЛ удержать невозможно

Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Бывает, что доход, подлежащий обложению НДФЛ у налогового агента, налогоплательщик получил, например, в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде ему не производилось. В этом случае налоговый агент не может удержать НДФЛ у такого налогоплательщика <5>. Однако налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога. Основание - пп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ. Указанное положение действует с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ). Напомним, что до 2010 г. налоговые агенты сообщали о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика только в налоговый орган в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

<5> Постановление ФАС Уральского округа от 10.06.2009 N Ф09-3923/09-С2 по делу N А47-3113/2008-АС-32.

Вместе с тем остался прежним порядок уведомления налогового органа в отношении доходов по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок о невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ. Так, согласно п. 18 ст. 214.1 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога (полностью или частично) налоговый агент (брокер, доверительный управляющий, лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, агентскому договору в пользу налогоплательщика, иное лицо, признаваемое налоговым агентом в соответствии с Налоговым кодексом) в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится в соответствии со ст. 228 НК РФ.

Обязанность налогового агента сообщать в налоговый орган в письменном виде о невозможности удержать НДФЛ у налогоплательщика и сумме налога обусловлена необходимостью наличия в налоговом органе по месту жительства физического лица доказательной базы для обеспечения процедуры взыскания с налогоплательщика НДФЛ, не удержанного налоговым агентом.

Примечание. Обязанность представления сведений о доходах физических лиц напрямую связана с обязанностью уплачивать НДФЛ по месту учета налогового агента в налоговом органе. То есть сведения о доходах работников обособленных подразделений подаются в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (в тот налоговый орган, в который производится перечисление НДФЛ).

Форма сообщения и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Однако в настоящее время специальной формы для представления таких сведений пока нет.

Вместе с тем в п. 3 Приказа ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ <6> налоговым агентам при направлении в налоговые органы указанных сведений рекомендовано использовать форму 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20___ год", утвержденную упомянутым Приказом.

<6> Действует в редакции изменений и дополнений, утвержденных Приказами ФНС России от 20.12.2007 N ММ-3-04/689@, от 30.12.2008 N ММ-3-3/694@ и от 22.12.2009 N ММ-7-3/708@.

Представление сведений в налоговый орган о невозможности удержать с физического лица исчисленную сумму налога не освобождает налогового агента от обязанности представлять сведения по форме 2-НДФЛ в отношении данного физического лица и по итогам налогового периода в порядке, установленном п. 2 ст. 230 НК РФ. Напомним, что согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Примечание. Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

Пример. ООО "Альфа" в марте 2010 г. выдало грузчику А.А. Петрову доход в натуральной форме. До окончания года общество не производило денежных выплат указанному работнику.

Поскольку доход выдан только в натуральной форме, то у ООО "Альфа" отсутствует возможность удержать НДФЛ с доходов, полученных А.А. Петровым. Следовательно, организация до 31 января 2011 г. должна сообщить в письменном виде в налоговый орган по месту учета, а также налогоплательщику о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога.

Кроме того, сведения о доходах А.А. Петрова по форме 2-НДФЛ ООО "Альфа" обязано направить в налоговый орган по месту учета не позднее 1 апреля 2011 г. Тогда общество как налоговый агент выполнит обязанности в отношении представления сведений о доходах физических лиц.

Ж.В.Кузьмина

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"

Мы благодарим нашу читательницу, Худову Светлану Михайловну, аудитора ООО «БИНАР на Маросейке», г. Москва, за тему статьи.

Наша читательница попросила помочь разобраться в ее ситуации. Организация состоит на учете в одной из ИФНС города, разделенного на районы, и у каждого района свой код ОКАТО (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге). В этом же городе она открыла обособленное подразделение (ОП). Оно было поставлено на учет в другой ИФНС этого же города, не в той, в которой зарегистрирована сама организация. При этом коды ОКАТО территорий, где находятся организация и ОП, разные.

Кстати, возможна и такая ситуация: организация и ее ОП находятся в разных городах области, у каждого города свой ОКАТО, но все они состоят на учете в одной межрайонной ИФНС области. К примеру, к межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области относятся городские поселения Люберцы, Красково, Малаховка, Октябрьский, Томилино, городские округа Котельники, Дзержинский, Лыткарино. И у каждого из них свой код ОКАТО.

НДФЛ за всех сотрудников организация перечисляла только по месту своего нахождения и в платежках указывала реквизиты самой организации: ИНН, КПП и ОКАТО. Правильно ли она делала? Не будет ли претензий у налоговиков в этом случае? И если претензии возможны, как их избежать?

Как платить НДФЛ за работников ОП

По закону НДФЛ, удержанный с дохода работников ОП, нужно перечислять в бюджет именно по месту нахождения ОПп. 7 ст. 226 НК РФ . Поэтому налоговые органы давно настаивают на оформлении отдельных платежек на перечисление НДФЛ за каждое ОП. В платежках они рекомендуют указывать реквизиты конкретного ОП, а именно его КПП и код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится ОППисьмо ФНС России от 03.08.2011 № АС-4-3/12547 ; Письма УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 № 20-15/3/068888 , от 24.01.2008 № 28-11/006047 . Как объясняют налоговики, это нужно для того, чтобы НДФЛ попал в бюджет того муниципального образования, где расположено ОП. В общем-то, такой же позиции придерживается и Минфин. Правда, только в том случае, если каждое ОП стоит на учете в своей ИФНСПисьма Минфина России от 09.12.2010 № 03-04-06/3-295 , от 29.03.2010 № 03-04-06/55 , от 29.03.2010 № 03-04-06/54 .

В рассматриваемой нами ситуации НДФЛ за всех работников организации был перечислен одной платежкой с реквизитами самой организации. То есть, исходя из позиции налоговиков, организация неправильно уплачивала НДФЛ. Ведь коды ОКАТО муниципальных образований (например, в г. Москве - внутригородских муниципальных образований), на территориях которых находятся организация и ОП, разные.

Что будет за «неправильное» перечисление НДФЛ

По мнению налоговиков, нарушение порядка перечисления НДФЛ приводит к образованию недоимки в бюджете конкретного муниципального образования. Ведь несмотря на то что НДФЛ - налог федеральныйст. 13 НК РФ и перечисляется на единый казначейский счет, впоследствии он распределяется по нормативам между бюджетами разных уровней. И часть налога идет в бюджет муниципального образованияп. 2 ст. 56 , п. 2 ст. 61 , п. 2 ст. 61.1 , . А поскольку налог распределяется по коду ОКАТО, то часть НДФЛ (причитающаяся муниципальному образованию) попадет в бюджет того муниципалитета, код ОКАТО которого указан в платежном поручениип. 16 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации... утв. Приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н .

Например, если организация и ее ОП находятся в г. Москве и при перечислении налога организация указала код ОКАТО по месту своего нахождения, то НДФЛ попадет только в бюджет того внутригородского муниципального образования г. Москвы, на территории которого находится организация. А бюджет другого внутригородского муниципального образования, где расположено ОП, ничего не получитподп. 1 п. 1 , п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 № 53 «О бюджете города Москвы на 2011 год» ; приложение № 9 к этому Закону . И налоговики считают, что в этом бюджете имеется недоимка. Поэтому они при проверке начисляют пенип. 1 ст. 75 НК РФ ; Письмо ФНС России от 17.01.2006 № 04-1-03/21 .

Кстати, ранее проверяющие еще и налагали на организацию за неправильное перечисление НДФЛ штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислениюст. 123 НК РФ . Но в последнее время они этого не делают. Ведь Высший арбитражный суд сначала в 2005 г., а потом и в 2009 г. указывал, что в НК РФ не предусмотрена ответственность за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. И если налог со всех работников организация удерживала и в полном объеме своевременно перечисляла в бюджет (пусть даже только по месту своего нахождения), то оштрафовать ее за неперечисление НДФЛ по ст. 123 НК РФ нельзяПостановления Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08 , от 23.08.2005 № 645/05 . Но если вдруг ИФНС попытается оштрафовать вашу организацию, вы можете этот штраф оспорить, ссылаясь на позицию ВАС РФ.

Что возразить в суде

Если налоговики потребуют заново перечислить НДФЛ с реквизитами ОКАТО каждого подразделения и начислят вам пени, можно попытаться решить этот вопрос сначала в досудебном порядке (на стадии рассмотрения разногласий по акту проверки). Ну а если это не удастся, то можно поспорить и в суде. Шансы на успех велики.

1. На требование заново перечислить НДФЛ по месту нахождения ОП вы можете возразить, что вообще-то налог с работников вы уже удержали и в бюджет перечислили, пусть даже и по неправильным реквизитам. Если же вы вновь перечислите налог, то делать это придется за счет собственных средств. А это прямо запрещено гл. 23 НК РФп. 9 ст. 226 НК РФ . В качестве дополнительного аргумента вы можете сослаться на разъяснение самой же ФНС, которая указала, что если организация перечислила в бюджет сумму НДФЛ, превышающую сумму налога, удержанную из доходов работников, то эта сумма не является НДФЛ . Это просто деньги, принадлежащие организации, «ошибочно перечисленные в бюджетную систему РФ». И организация может только вернуть их на свой расчетный счет, написав заявление .

А у вас при повторном перечислении налога как раз и получается такая ситуация. Ведь в бюджет в этом случае вы перечислите уже не налог, удержанный из доходов работников (вы его уже перечислили по месту нахождения самой организации), а свои собственные деньги. И потом их же придется возвращать из бюджета по вашему заявлению.

2. На требование уплатить пени вы можете привести такие аргументы:

  • пеня - компенсация потерь бюджета в результате неполучения сумм налога в срокОпределение КС РФ от 04.07.2002 № 202-О ; Постановление КС РФ от 17.12.96 № 20-П . А при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП бюджет муниципального образования в целом налог получил полностью. Например, у бюджета г. Москвы особый статус и бюджеты внутригородских муниципальных образований - составная часть единого бюджета г. Москвы. И НДФЛ в бюджет города зачисляется в размере 100%пп. 2, 3 ст. 56 , п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ ; п. 1 ст. 2 , подп. 1 п. 1 , п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 № 53 ; приложение № 9 к этому Закону .

А раз недоимки по НДФЛ нет, то нет и оснований для начисления пенип. 1 ст. 75 НК РФ . И многие суды эту позицию разделяютПостановления ФАС ДВО от 11.10.2011 № Ф03-4920/2011 ; ФАС СЗО от 20.10.2010 № А66-15290/2009 ; ФАС ЗСО от 13.05.2010 № А45-9320/2009 .

Но хотим вас предупредить, что есть суды, которые считают правомерным начисление пеней при непоступлении НДФЛ в местный бюджетПостановления ФАС УО от 22.12.2010 № Ф09-10219/10-С2 ; ФАС ЦО от 13.02.2009 № А64-2317/08-26 ;

  • обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денег на соответствующий счет Федерального казначейства (при наличии нужной суммы на расчетном счете)подп. 1 п. 3 , п. 8 ст. 45 НК РФ . Так что при правильном указании счета Казначейства сумма налога поступает в бюджетную систему, и недоимки в этом случае нет. А тот факт, что в этой платежке указан не тот код ОКАТО, значения не имеет. С тем, что нет оснований для начисления пеней при неправильном указании кода ОКАТО в платежках на перечисление НДФЛ, согласны и судып. 7 ст. 45 НК РФ ; Постановления ФАС МО от 29.07.2011 № КА-А40/7917-11 , от 30.06.2011 № КА-А40/6142-11-2 , от 08.10.2010 № КА-А40/11919-10 , от 17.02.2010 № КА-А40/368-10 ; ФАС ВСО от 01.09.2011 № А33-3885/2010 , от 26.04.2010 № А19-13821/09 , от 11.11.2008 № А33-2043/08-Ф02-5509/08 ; ФАС СЗО от 14.03.2011 № А05-4762/2010 ; ФАС ЦО от 08.07.2010 № А64-6646/09 ; Восемнадцатого ААС от 25.05.2010 № 18АП-3779/2010 .

А можно ли уточнить платеж?

Налоговым кодексом предусмотрено, что, если ошибка в платежке не повлекла непоступление налога в бюджет на нужный счет Федерального казначейства, ее можно исправить. Для этого в ИФНС надо подать заявление с просьбой уточнить платежп. 7 ст. 45 НК РФ .

Как мы уже выяснили, при неверном указании кода ОКАТО налог в бюджет все равно поступает. И, к примеру, суд Западно-Сибирского округа, разбирая подобный спор, указывал, что ошибка в коде ОКАТО при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП может быть исправлена путем подачи заявления об уточнении платежаПостановления ФАС ЗСО от 23.06.2010 № А27-19112/2009 , от 23.06.2010 № А27-14315/2009 .

Как правило, налоговики делают уточнение всего платежа целиком. А в рассматриваемой ситуации нужно уточнить только часть неправильно перечисленного НДФЛ. То есть в заявлении об уточнении платежа надо указать, что такая-то сумма НДФЛ из платежки, которой налог был перечислен по месту нахождения организации, причитается к уплате по работникам ОП с таким-то кодом ОКАТО. ИФНС, в принципе, может принять решение о частичном уточнении платежа по НДФЛ, никаких препятствий для этого нет .

Если же налоговики откажут вам в частичном уточнении платежа и скажут, что могут перебросить на другой код ОКАТО только всю сумму НДФЛ, указанную в платежкеПриказ ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/187@ , то соглашаться на это не стоит. Ведь если сделать такое уточнение, у вас будет недоплата НДФЛ уже по месту нахождения организации.

Также не имеет смысла делать уточнение лишь по некоторым платежам (например, весь январский НДФЛ перебросить на ОП, весь февральский оставить на организации). На первый взгляд кажется, что это поможет распределить платежи между организацией и ОП и уменьшить сумму пени. Но на самом деле возникнут сложности, если в какие-то моменты по работникам ОП будет переплата. Как мы уже сказали, ФНС считает, что сумма, перечисленная в бюджет и превышающая налог, удержанный у работников, не является переплатой по НДФЛПисьмо ФНС России от 04.07.2011 № ЕД-4-3/10764 . И такие излишне уплаченные суммы налоговики не зачтут в счет будущих платежей по НДФЛ.

Как упростить себе жизнь?

Проблем с неправильным перечислением НДФЛ можно избежать. Для этого надо поставить все свои подразделения на учет в одной налоговой инспекции. Ведь когда организация открывает несколько ОП в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным ИФНС (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге), то НК РФ позволяет выбрать ответственное ОП и все подразделения поставить на учет в одной ИФНС по его местонахождениюп. 4 ст. 83 НК РФ .

Причем так можно сделать и в том случае, если вы сначала встали на учет по месту нахождения каждого ОП, а потом захотели их перерегистрировать. Как нам разъяснили в ФНС России, уведомление о выборе налогового органа по форме № 1-6-Учетприложение № 4 к Приказу ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@ можно направить в любой момент. При этом неважно, сколько времени прошло со дня постановки на учет этих подразделений. ИФНС по месту нахождения ответственного ОП поставит ваши подразделения на учет, а инспекции, в которых ранее эти ОП состояли на учете, снимут их у себя с учетап. 2.6 Письма ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623@ .

А когда все ОП стоят на учете в одной ИФНС, то и проблем с перечислением НДФЛ нет. Как разъяснил Минфин России, НДФЛ за работников всех ОП можно перечислять в бюджет по месту учета ответственного ОППисьма Минфина России от 21.09.2011 № 03-04-06/3-230 , от 21.02.2011 № 03-04-06/3-37 , от 15.03.2010 № 03-04-06/3-33 . В этом случае надо составлять одну платежку и указывать в ней КПП и ОКАТО ответственного ОП.

Вывод

Если у вас несколько ОП, зарегистрированных в разных налоговых инспекциях, платить без проблем НДФЛ одной платежкой вы сможете только после того, как зарегистрируете все ОП в одной налоговой инспекции.

Если не хочется спорить с налоговиками, то вы можете:

  • <или> повторно заплатить НДФЛ по месту нахождения каждого подразделения, указав правильные коды ОКАТО, а инспекцию по месту нахождения организации попросить вернуть излишне уплаченный НДФЛ;
  • <или> подать в ИФНС по месту нахождения организации заявление на зачет НДФЛ, уплаченного по этому месту нахождения, в счет НДФЛ, подлежащего уплате по месту нахождения подразделений.

Но имейте в виду, что и при повторной уплате НДФЛ, и при зачете налоговая инспекция начислит вам пени за период со дня, когда НДФЛ должен был быть перечислен по месту нахождения ОП, до дня его повторного перечисления или вынесения инспекцией решения о зачетепп. 1, 3 , пп. 5, 7 ст. 75 НК РФ . И отбиться от этих пеней уже вряд ли получится. Ведь, предприняв указанные действия, вы тем самым «признаете себя виновными» в неправильном перечислении НДФЛ. Так что лучше попробовать уточнить платежки.