Описание жизни христа ради юродивых. О святых людях — Юродивые Христа ради. Тропарь и кондак

СТАРЕЦ ИСИДОР

Величайшие умы своего времени, ученые, писатели, политики стремились к старцам. В их келье они оставляли свою ученость, все свои мирские успехи. Суть старческого служения в художественных образах пытались выразить Достоевский, Гоголь, Толстой и К.Леонтьев. Их произведения на эту тему известны большинству "читающей публики". Но на наш взгляд лучше всего написать о старце - гармонично объединив совершенную художественность и совершенную правдивость - удалось только П.А.Флоренскому в его малоизвестном очерке "Соль земли".

Очерк посвящен духовному отцу Павла Александровича - Гефсиманскому старцу Исидору. Написан он в стиле древних народных житий и одновременно содержит философские рассуждения, важные для понимания Флоренским сути старческого служения. "Он был воистину носителем Духа Божия. Вот почему замечательное слово аввы Исидора продолжает быть неуловимым для наших слов, неосязаемым для нашего рассудка. Цельный и единый сам по себе - авва делается противоречивым весь насквозь, когда мы пытаемся выразить его в словах, сказать: вот, он таков-то и таков-то. Да, он - постник: но он же - нарушитель поста. Да, он - смиренный, но он же - независимый. Да, он отрешенный от мира, но он же любит тварь, как никто. Да, он - живущий в Боге; но он же - читающий газеты и занятый стишками. Да, он кроткий, но он же - строгий. Одним словом, для рассудка - одно сплошное противоречие. Но для очищенного разума он - единый, как никто. Духовное единство и является как рассудочное противоречие. Он был в мире - и не от мира. Не пренебрегал ничем; и всегда оставался в горнем. Он был духовным, духо-носным, и на нем можно было уразуметь, что есть христианская духовность".[1 ]

Сказанное отцом Павлом о старце Исидоре можно сказать о всяком старце, тем более о юродивом Христа ради, каким был гефсиманский духовник. Юродство это проявлялось и в том, что вместо мебели у него стояли пни и коряги, а вместо посуды консервные банки, вместо цветов на подоконнике стояли сорняки, а главной собеседницей и "сомолитвеницей" его была лягушка. Далее продолжим рассказ по очерку Флоренского.

"Любезный читатель, ты вероятно желаешь узнать, как стал старец Исидор таковым, каким он был. В удовлетворение твоего вопроса я сообщу тебе то немногое из жизнеописания старца, что знаю сам.

Авва Исидор родился в селе Лыскове Макарьевского уезда Нижегородской губернии и во Святом Крещении был наречен Иоанном. Родителями его были дворовые крестьяне князей Грузинских; звались они Андрей и Параскева, по фамилии - Козины. Год рождения Иоанна в точности не известен. По сообщению скитского старца Авраамия, Иоанн родился в тот самый год, когда преставился преподобный Серафим Саровский чудотворец... Так или иначе, но в жизнь Иоанна вошел луч от сияния преподобного Серафима. Еще нося в лоне своем Иоанна, мать его ходила в Саров к старцу Серафиму; святой вызвал ее из громадной толпы народа, поклонился ей при всех до самой земли и предсказал, что от нее произойдет великий подвижник и что имя ему будет Исидор...

О детстве, отрочестве и юности Иоанна известно весьма немногое - то, что рассказывал сам он. Сюда, первее всего относится его участие в домашнем театре князей Грузинских. Но, несмотря на вкус к таким - мирским - забавам юноша не забывал души своей. Уже тогда возжелал он иноческого подвига.

"Отец с матерью бывало станут заниматься ночью семейными делами, - рассказывал он, незадолго перед смертью - а я отвернусь к стенке, смотрю все на картину угодников Зосимы и Савватия, и видятся мне зеленые луга и обители".

От одного знамения эти юношеские думы превратились в твердое решение. Однажды юноша Иоанн молился в Покровском храме на своей родине. Молния в виде полного месяца, - как описывал впоследствии сам старец, - светло сияя, прошла вдоль иконостаса и разорвалася со громом. Несчастий с людьми никаких не произошло, только иконостас почернел. Знамение это (его помнят старожилы) подействовало на Иоанна, как выразился один из братии: "Ударила молния, - его и согрела". "У меня мысль пошла на Афон" - сказывал сам старец. Однако эту мысль осуществить тогда не удалось, и Иоанн поступил в Гефсиманский скит, устроенный митрополитом Филаретом. <...> Наместник Антоний взял его к себе в келейники. Тогда Иоанн был еще безусым и безбородым юношей. Он прислуживал отцу наместнику, полууставом писал пещерный синодик о здравии и упокоении, читал в церкви и пел на клиросе легоньким басом. <...>

В 1860 году брат Иоанн был пострижен в мантию одновременно с отцом Германом, будущим настоятелем Зосимовой пустыни. Духовным отцом их стал старец Александр, который был духовником и старца Варнавы.Достойное внимания совпадение, что эта троица духовных старцев - Исидор, Герман и Варнава - оказывается связанною между собою узами духовного братства, причем Исидор почитался среди них за старшего. В 1863 году он был рукоположен в иеродиакона, а в 1865 в иеромонаха. <...> Подвизался он в новом скиту Параклит, побывал на Афоне. В Параклите претерпел гонение, клевету и изгнание. Вернулся в Гефсиманский скит, где и подвизался до своего преставления - 3 февраля 1908 года".[2 ]

ДЯДЯ КОЛЯ

Проживая в двадцать первом веке, мы - верующие люди - пожалуй больше всего волнуемся вопросом: как не потерять тропинку в Царствие Небесное в дебрях новейшего времени, как пройти по бурным волнам истории, не потонув в них?

Поэтому всякая книга, в которой говорится об опыте современных подвижников, воспринимается нами как откровение. Настоящим духовным событием стало издание биографии епископа Варнавы (Беляева, +1963). В ней мы обретаем не парадно-официозный, пусть и благочестивый, шаблон, а описание жизни как она есть. В жизнеописании Христа ради юродивого "дяди Коли" мы видим, как свет Христов преодолевает, преображает самую жестокую прозу жизни. Владыка Варнава учил своих духовных чад: от соблазнов в новейшее время не заслониться, их надо препобеждать; главное - не застывать на месте, а двигаться, творчески учиться, расти, искать различные пути служения Богу. Но внутренняя суть любого христианского пути в "мире сем" - юродство: верующие ХХI века так или иначе встают на путь юродства. Вот как об этом сказано в дневнике владыки Варнавы: "...теперь с изменением политической и культурной мировой обстановки, к концу времен, блаженные будут вести себя не так, как во времена древние. На них можно будет увидеть изящные модные ботинки, безукоризненно сшитый костюм, накрахмаленный воротничок и манжеты; они будут бриться, а не ходить взлохмаченными... Но существо юродства останется. Весь подвиг внутреннего самоумерщвления, отказ от окаянного ложного своего разума ветхого человека и восприятие нового, светлого, по образу Христову... Раньше юродивые были простецы и говорили обычной речью или зашифрованно символичной. Юродивые ХХ века и дальнейшие будут употреблять научные термины и иностранные слова, воспользуются всем научным аппаратом современного, самого утонченного восприятия культурного человека, но будут говорить так же в Духе".

Владыка Варнава, получивший благословение на тягчайший подвиг юродства от великого старца Алексия Зосимовского и блаженной Марии Ивановны Дивеевской, учил своих чад сохранению подлинной православной традиции в условиях современного мира. "Сколько нужно веры, чтобы не прийти в отчаяние, когда все рушится?" - задавали люди вопрос юродивому подвижнику. Его ответы были рождены опытом всей жизни. "Все должно быть направлено на достижение постоянного "плача". Помочь в этом может усердная с принуждением себя молитва, особенно молитва Иисусова". "Плачь безпрерывно, будь в обществе, смейся, а душой плачь и плачь".

Ныне здравствующая 94-летняя келейница владыки Варнавы монахиня Серафима свидетельствует: "Епископ ничего "духовного" не требовал, кроме самоукорения. Главный порок, который мешает спасению и покаянному подвигу, считал он, да и всей духовной жизни, - это самооправдание". И, в конце концов, ответ на вопрос, как не погибнуть духовно во враждебном Христу мире, краток: надежда умирает последней, всегда надейся на благодать. "В руках Его все неминуемые кресты, гонения и мучения уравновешиваются силой благодати, которой мир лишен и которую не знает. Только она одна в состоянии дать человеку утешение в самых трудных обстоятельствах жизни, почти безнадежных и непереносимых".

"Дядя Коля", как и всякий юродивый, не бежал от низкой жизни. И в лагере, и в ссылке, и в психбольнице, и в последние киевские свободные годы он внимательно всматривался в разные человеческие типы. Записывал свои наблюдения, делал фотографии. Читал газеты и журналы и современную советскую и западную литературу. Так открывались горизонты истории, рождался масштабный взгляд на вещи, обретался язык, "на котором должен говорить миссионер последних времен". Главный труд владыки Варнавы - многотомник "Основы искусства святости" - написан на этом языке. Книга эта вызывала и вызывает у некоторых ее читателей недоумение. Вот что отвечал на это юродивый Христов: "Как не хочется писать о пороке... Душа задыхается от нестерпимого зловония, гнусных страстей, содрогается от стыда. Но необходимо, необходимо говорить обо всем этом. Необходимо, потому что народ гниет в полном смысле этого слова. Не помню, сколько раз рука порывалась сжечь все написанное, боязнь загрязнить чистые души.

Вижу, что нужно писать обо всем, что считается неприличным и на самом деле таково, потому что духовническая практика среди людей самого утонченного высшего культурного круга и простого народа, как моя собственная, так и многих старцев, духовных отцов, известных на всю Россию (а они делились со мной с полной откровенностью), показывает, что молчать нельзя. Чего монаху бояться? Конечно, не злословий, насмешек, издевок, поруганий, обвинений в щекотании своих собственных страстей, но только соблазна малых сих, неповинных сердцем. Но вот духовническая-то практика - не моя, а старцев: среди тысяч людей чистых людей очень и очень мало, но что, наоборот, зло прилежит человеку от юности его (Быт. 8:21).

Я решил говорить о "запретных вещах" потому, что другие молчат. А почему молчат те, кому надо бы говорить, а говорят часто те, кому говорить не надо? Почему пастыри стыдятся говорить о вещах плотской жизни человека, а не стыдятся слушать, когда другие говорят об этом, занимая их место, перенимая на себя их достоинство? Почему теперь привилегии в этом отношении остаются за врачами и юристами? Почему не скажет свое веское слово здесь ни один пастырь? Если человек состоит из тела и души, то понятно, что врачевства ему нужны и телесные, и духовные. Почему же они не только в печати, но и с аналоя перестали применяться? Забыли разве... как архиепископы Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и прочие неустанно вещали об этом, называя вещи своими именами? Думаю, что враг рода человеческого не хочет, чтобы ясно было дело его. Вот он свое ложное, демонское целомудрие и внушает. Но я не хочу сего целомудрия. Прочь его. Елей же грешного да не намастит главы моея".

На страницах всех четырех томов "Основ" владыка обороняется от духа агрессивного безбожия, а также от мечтательной духовности. "Основы" написаны не в жанре высокопарного поучения, а с учетом сложной психологии людей нового времени. Аскетику владыка считал краеугольным камнем спасения, но мудрую, рассудительную аскетику. Так, он любил перечитывать то место из Дивеевской летописи, где повествуется, как некая строгая стряпуха в мельничной общинке стала жестоко ограничивать в еде своих духовных сестер. Причем делала это по благословению начальницы Ксении Михайловны. Узнав об этом, прп. Серафим потребовал стряпуху к себе и строго и грозно ей выговаривал. А на оправдания провинившейся, ссылавшейся на то, что она выполняла волю начальницы, сказал: "Пусть начальница-то говорит, а ты потихонечку давала, да не запирала еду, тем бы и спаслась!" Пересказывая этот эпизод из Летописи, вл. Варнава восклицал: "Чему учил преподобный! Не правда ли, странная пошла аскетика? Ученым и неученым богословам и простецам на рассмотрение. А мне она очень нравится".

За этими словами различается мысль о том, что перед верующими, особенно в эпоху нравственного одичания, всегда стоит проблема распознавания духа времени, различения его соблазнов и проблем, нахождения узкой тропы среди обманов мира.

Юродивый Христа ради, православный епископ данною ему от Бога властью, призывал в своих писаниях (многие из которых написаны в жанре повестей и романов) своевременно распознавать загадку исторического момента, чтобы противопоставить его угрозам и страхам христианское упование. Чтобы найти путь света и отвергнуть путь тьмы.

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ КАВКАЗСКИЙ

С иконы на нас смотрит благообразный старец в рубашке в цветах - такое необычное изображение. Точная копия фотографии таинственного старца Феодосия. Почему таинственного? Потому что прожил почти сто лет (а по некоторым данным и более ста), и где только он не бывал и не живал - и на Горе Афон, и у Гроба Господня в Иерусалиме, и на горах, и в пещерах. И имя себе, приняв подвиг юродства Христа ради, взял таинственное - все юродивые "Ивановичи" да "Петровичи" или с уменьшительными суффиксами к своим же именам, а он назывался "дедушкой Кузюкой".

Благодарная народная память собрала множество примеров прозорливости старца, из уст в уста передаваемых верующими, запомнились его краткие поучения и весь его светящийся облик и необычный его путь к старчеству.

Родился Федор Федорович Кашин в 1841 году на Пермской земле в бедной крестьянской семье. Малым ребенком он уже молился ночи напролет. А однажды вышел на берег реки, увидел там баржу, на которую вносили груз и входили пассажиры. Вошел и Федор вместе с ними на палубу, никто не обратил на него внимания, думая, что он едет с родителями. Только через два дня, когда баржа была далеко от дома, обратили на него внимание и стали спрашивать, где его родители, Он ответил, что у него нет родителей, тогда у него спросили: "Куда ты едешь?" - "На Афон в святую обитель". Оказались на барже и попутчики, так мальчик попал на Афон и был принят игуменом монастыря Положения пояса Богоматери в число братии.[3 ] В монастыре отрок претерпел обиды от позавидовавших его особой приближенности к игумену монахов. В житии говорится, что они так его били, что даже зубы выбили, и всячески притесняли.

Когда Федору исполнилось 14 лет, игумен вознамерился облечь его в иноческий чин - совершить над ним постриг, но, узнав, что родители его живы, отправил его в далекую Пермь просить у них благословения. Подошел он к дому, где жили родители, и попросился на ночлег, мать впустила его и на его расспросы стала рассказывать о своей семье, а потом со слезами призналась, что самая большая беда - пропавший в лесу сын, про которого она так и не знает, как его поминать - за здравие или за упокой.

Федор спросил у матери, были ли какие-то особые приметы у мальчика, она ответила, что за правым ушком была большая родинка. Тогда Федор, не выдержав нахлынувшего волнения, рукой отбросил прядь волос с правой стороны и показал за правым ухом большую родинку. Мать, увидев родинку, вглядевшись в его лицо, со слезами радости припала к груди найденного сына... Родители благословили Федора на монашество, и он снова отбыл на Афон, где и принял постриг с именем Феодосий. Спустя короткое время его рукоположили во иеродиакона, а потом и в иеромонаха. И вскоре местом его служение стала Святая Земля - у Гроба Господня прослужил он полвека. Потом опять вернулся на Афон, где стал настоятелем своего первого монастыря, а потом опять был вызван к Гробу Господню, где был пострижен в схиму.

В 1908 году отец Феодосий переезжает в Россию и будет разделять со своим народом все беды и испытания. Жил он до революции неподалеку от города Крымска Ростовской губернии, где был монастырь Темные Буки. И в мирное время почитал народ старца Феодосия, а как грянули испытания, так стал он для всех "дедушкой", на помощь и совет которого уповали сотни людей. Отовсюду ехали они в дальнюю пустыньку схимника. Некоторые из этих людей еще живы. Писательница Анна Ильинская собрала их воспоминания и опубликовала в книге "Дивный старец Феодосий" (М., 2001). В книге перед нами проходят десятки трагических человеческих судеб. И можно сказать, что если бы не помощь "Иерусалимского батюшки" (так звали отца Феодосия верующие в то время), то не остались бы в живых ни эти рассказчики, ни их дети и внуки.

В 1925 году за две недели до Пасхи батюшка велел печь пасхи и красить яички. Все очень удивились, но послушание выполнили. В Страстную пятницу отслужили обедню, освятили пасхи и яички, и отец Феодосий сказал: "Будете разговляться без меня, меня с вами не будет". И вскоре приехали трое военных из Новороссийска. "Я вас жду", - сказал батюшка. Чрез месяц этапом старец был отправлен на Соловки. Через 6 лет - в 1931 году - в Минводы батюшка вернулся уже "дедушкой Кузюкой" - он взял на себя подвиг юродства. Теперь он говорил очень мало, а предсказывал людям ожидавшие их бедствия чрез странные поступки: зайдет к соседу и начнет веником все выметать, на следующий день приезжают с конфискацией имущества; подбросит белую простыню в сени - везут покойника, подойдет к человеку и именно до того места дотронется, где болит - и болезнь пройдет.

За год до начала войны отец Феодосий предсказывал: "Будет война такая страшная, как Страшный Суд. Люди будут гибнуть, как пепел. Такие недорогие они пред Богом, забыли они Бога, и разнесет их ветер войны, как пепел. А кто будет призывать Бога, того Господь спасет от бедствий".

Когда началась война, немцы подступили к Минводам. Был такой случай: быстро-быстро подбегает "дедушка Кузюка" к детсаду и кричит детям: "Гулю-гулю, деточки, бегите за мной". Дети решили, что с ними играют, побежали. Воспитательница стала догонять. В это время снаряд угодил прямо в здание детсада. Но никто не погиб: все ушли за дедушкой. И это не единственный сохранившийся в памяти народной случай, когда старец спасал людей от неминуемой смерти от голода, от бомб, от расстрела, от крушений, от болезней.

Отец Феодосий говорил притчами: "Широкая-широкая дорога, а на этой дороге большой камень, а на нем золотыми буквами написано "Раев камень". Люди проходят мимо и не замечают этого камня".

Люди разгадывали притчу так - он это о себе говорит, у него вера, как камень, принесена из рая, а люди проходят и не замечают, идут по широкой дороге в ад.

Верным же своим чадам не притчами, а просто говорил все время одно и тоже: "Постоянно читайте молитву Иисусову и правильно креститесь". И еще говорил, что если бы люди знали, что ожидает их после смерти, то день и ночь молились бы Богу.

8 августа 1948 года прп. Феодосий отошел ко Господу. Но недаром в книгах о нем рассказы о его "посмертных чудесах" составляют ровно половину всего объема. И по смерти "иерусалимский батюшка" продолжает участвовать в жизни людей. Так же исцеляет от болезней, утешает в горе, помогает разобраться в трудностях житейских. Недаром в сонном видении одной женщине прп. Феодосий явился вместе с прп. Серафимом Саровским и, указывая на него, сказал: "Он - мой брат". Здесь вспоминаются слова Божьей Матери, сказанные прп. Серафиму: "Сей из нашего рода".

Род святых Божиих человеков хранит нашу землю, и их молитвами мы живем и поныне.
Мощи прп. Феодосия находятся в кафедральном соборе в Минводах.

ИВАН ПЕТРОВИЧ

Иван Петрович Жуковский родился в священнической семье. Закончил Одесскую семинарию и работал секретарем епархии. По некоторым сведениям он принял священический сан, но служащим священником его никто не помнит, помнят только в облике юродивого. Всегда, зимой и летом он ходил в одной и той же самотканой одежде из грубого холста. Из широкого распахнутого ворота рубашки выглядывал нательный крест на простой веревке. Зимой он еще надевал иногда сюртучок из шинельного сукна, старый и заплатанный. Ходил Иван Петрович босиком в любую погоду.

Жил Иван Петрович при Свято-Михайловском монастыре на конюшне. Послушанием его было кормить странников и прихожан в малой трапезной. Ко всем приходившим он относился с любовью, провидя скорби и недуги их жизненного пути, и таинственными иносказательными действиями или словами помогал переносить горе, утешал, укреплял, предсказывал будущее.

Приведем случаи, открывающие прозорливость старца. В церкви служба. Обычно старец молился перед входными дверями, на лестничной площадке, не заходя в храм и стоя, продуваемый холодными сквозняками. Но в данный момент он отсутствовал - был на конюшне. Внезапно сестры видят поспешно входящего старца, который устремляется к панихидному столу. Панихида еще не началась, но стол уже был заставлен разными приношениями. Подбегая к столу, Иван Петрович выхватывает из средины пакет с мукой и с размаху выбрасывает его в открытое окно. После чего стремительно удаляется.

Пока все рядом стоящие удивлялись, вдруг раздался плач. Рыдающая женщина выступила из толпы и рассказала, как она шла в монастырь на богослужение, встретила по дороге соседку, попросившую ее отнести на панихиду муку за упокой своих родственников, а она тайком зашла домой и поменяла муку высшего сорта на свою, первого сорта.

Еще один пример того, что Иван Петрович видел, "что в человеке": послушница Иулиания как-то во время всенощной, стоя близ алтаря, в усталой полудреме забылась мыслями о сестре своей Насте, мысленно слагая ей письмо. Подоспело время звонить на "Честнейшую Херувим". Выходит она из храма и в темноте лестничной площадки сталкивается со старцем и слышит: "Что, написала письмо Насте?"

Подобных примеров прозорливости юродивого Христа ради можно привести очень много. Общаясь с прихожанами, он обогащал их духовно, очищал их совесть от грехов, обличал, наставлял.

Жил Иван Петрович в крайней бедности, но не терпел нечистоты. Постоянно ходил с веником в руках и с совком. Бывали случаи, когда он мел мусор особенно тщательно. "Смотрите, как метет, - говорили сестры. - Значит, владыка скоро приедет". Так и случалось.

Блаженный старец обладал даром исцеления, - в этом проявлялась его особенная любовь к людям. Молитва старца была всецелым общением с Богом, некоторые из сестер удостаивались видеть его во время молитвы - в слезах и самоуглублении.

На Одесской земле пережил Иван Петрович войну, жил на кладбище, скитался, спал прямо на могилах. К нему прибегали в течение нескольких десятилетий покинутые чада священномученика, почитаемого на Украине и входящего в Собор Санкт-Петербургских святых отца Павла (Гайдая), за советом и молитвенной помощью.

Скончался Иван Петрович 29 марта 1960 года. На Одесской земле ныне ожидают прославления, официальной канонизации доныне благоговейно почитаемого в народе блаженного Иоанна.

"СЛУЖКА СЕРАФИМОВ"

"Служка Серафимов" - так называл себя нравственный мученик и исповедник Православия в XIX веке Николай Александрович Мотовилов. Всякому почитателю преподобного Серафима его имя хорошо известно. Но, думается, его духовная мощь, значение его свидетельства о цели христианской жизни для нашего времени еще недостаточно оценены.

Родился Н.А.Мотовилов 3 мая 1809 года в семье потомственного дворянина. Любовь к Вере, Царю и Отечеству с юных лет стала основой жизни Мотовилова. В его характере удивительно сочетались верность вековым православным традициям и религиозная пытливость. С 12 лет он стал мучаться вопросом о цели христианской жизни. И ни от благочестивых мирян, ни от священников, ни от архиереев он не получил живого, личным опытом обретенного ответа.

В 16 лет Мотовилов остался полным сиротой с сестрой на попечении. И в таком юном возрасте предстояло ему вступить в схватку с "духом злобы поднебесной" и его служителями. Один из влиятельных в свете старших друзей Мотовилова предложил ему вступить в масонскую ложу. В ответ на отказ князь Б. "поклялся, что я никогда и ни в чем не буду иметь успеха, потому что сетями масонских связей опутана не только Россия, но и весь мир".

Слова эти вскоре сбылись на деле. Мотовилова нигде не принимали на службу, да к тому же и ославили сумасшедшим, чинили ему препятствия и в устройстве личной жизни - сватовстве к любимой с юности девушке.

Все это стало причиной нервного расстройства и страшного физического расслабления: ноги были скорчены в коленях, не двигались, язвы пролежней были у страдальца на спине и на боках - и терпел он эту муку более трех лет. А исцелил его преподобный Серафим одним словом. Знаменательно, что при этом он призвал Мотовилова исповедовать его веру в Господа Иисуса Христа и Божию Матерь - тем самым предсказывая исповеднический подвиг Мотовилова, который предстоял ему после кончины преподобного.

Горячность, мужественность, решительность характера Николая Александровича показывают несколько случаев из его жизни, о которых он сам рассказал в "Беседе о цели христианской жизни".

Прождав преподобного Серафима в дальней его пустыньке целый день без еды и отдыха, паломники стали расходиться, страшась остаться в лесу на ночь глядя. И только Мотовилов сказал: "Нет, батюшка Гурий, поезжайте вы одни назад, если боитесь чего, а меня пусть хоть и звери растерзают здесь, а я не отойду от двери батюшки отца Серафима, хоть бы мне и голодною смертью при них пришлось умереть; я все-таки стану ждать его, покуда отворит он мне двери святой кельи!"

На следующий день, когда преподобный Серафим говорил ему о стяжании Духа Святого, Мотовилов слушал не безмолвно, а пытливо задавал ему вопросы и признался: "Надобно, чтобы я понял это хорошенько!" А в конце беседы Николай Александрович засвидетельствовал со свойственной ему горячностью, что достоверность всего рассказанного он "готов подтвердить и присягою".

Решимость, горячность, живая вера - все то, что преподобный, как мы знаем из его жития, прежде всего ценил в своих чадах духовных, были в превосходной степени присущи Мотовилову. Поэтому именно ему он доверил по-настоящему вселенское служение (хотя, пожалуй, это до сих пор не оценено). Вот как об этом сказано в "Беседе": "Я мню, - отвечал мне отец Серафим, - что Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти вашей... не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мира, чтобы вы сами, утвердившись в деле Божием, и другим могли быть полезными".

Преподобный Серафим, беседуя с Мотовиловым, показал нам образ истинного христианства, и, благословив его быть питателем Дивеевской общины и свидетелем того, что все он делал по благословению Божией Матери - предвидел, что его "служке" придется столкнуться с лжехристианством. Только такой богатырь духовный - а назвать его так мы дерзаем, потому что по попущению Божию ему дано было при жизни претерпеть настоящие адские муки, а потом терпеть явные нападения бесовские в течение 30 лет - только он мог не смутиться "видом благочестия" и смело противостать лжи. Распространяли ее саровский послушник Иоанн Тихонов - в монашестве Иоасаф и его ставленница, обманом ставшая дивеевской игуменией, монахиня Гликерия.

Что и говорить, самое страшное на свете - война между своими. Еще страшнее, когда приходится, отстаивая правду, противостать лицам духовным, даже архиереям. Тут уже нужен дар юродства Христа ради. Мотовилов его имел. Недаром блаженная Параскева Дивеевская говорила о нем: "Николка - он безумный! Он такой же, как я!" И недаром старец называл Мотовилова - "Ваше Боголюбие" - знал он его душу, знал, что Божью правду он ставил выше чинов и званий. К тому же преподобный Серафим не раз предсказывал Николаю Александровичу: "Будет время, когда нечестие архиереев русских превзойдет то нечестие архиереев греческих, которое было во времена императора Феодосия Юнейшего и исполнится сказанное: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Мя языком, сердца же их далече отстоят от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учением заповедям человеческим . Ибо под предлогом церковного и христианского прогресса, в угоду требованиям мира сего будут изменять и извращать догматы (учение) и уставы святой Церкви, забывая, что они имеют начало от Самого Господа Ииcуса Христа... Всякое желание внести якобы усовершенствование, изменения в правила и учение святой Церкви есть ересь, желание создать свою особую Церковь по измышлению разума человеческого, отступление от постановления Духа Святого и есть хула на Духа Святого, которая не простится вовек... По этому пути пойдут архиереи русской земли и духовенство, и гнев Божий поразит их. Иисус Христос вчера, днесь и вовек все Тот же, и учения заповедей Его и все постановления утверждены Им раз навсегда без изменения".

Благодаря бесстрашию и энергии Мотовилова - он попал на прием к ныне иже во святых Митрополиту Филарету (Дроздову) - Государь Николай I назначил Св. Синоду разобраться в беспорядках в Дивеево.

"Непонятым жил этот человек, неоцененным и умер", - писал о Николае Александровиче С.Нилус, который впервые расшифровал и опубликовал "Беседу о цели христианской жизни".

Живой образ преподобного Серафима (Мотовилов сохранил для нас даже такую черточку жития старца - он сам себя называл "Серахфим") напугал, был непонятен многим из тех, кто привык к трафаретным житиям святых. Нилус побоялся при жизни своей публиковать записанные Мотовиловым пророчества преподобного Серафима о судьбах России и об антихристе. Он знал, что царские чиновники, которым по завету святого Николай Александрович посылал его предупреждения о будущих бедствиях, отвечали ему: "Государь не склонен читать эти записи", в рапортах своих аттестовали его как "тихопомешанного".

Для тех, кто чтит память Николая Александровича Мотовилова, напомним, что, добиваясь аудиенции у государей Николая I и Александра II, он подолгу несколько раз жил в нашем городе. Вот памятные адреса "служки Серафимова" в Санкт-Петербурге: Большая Миллионная улица, дом 4; Кирочная улица, дом 23.
Скончался раб Божий Николай 14 января 1879 года, погребен в Дивееве возле Казанской церкви.

СНОСКИ :
1. Свящ. Павел Флоренский. Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского скита иеромонаха аввы Исидора. Платина, 1984, с. 95-96.
2. Там же, с. 82-83.
3. См.: Старец Феодосий Иерусалимский. Житие, подвиги, чудеса. М., 1994, с. 3-8.

В современном христианстве практически не осталось истинных юродивых, которые ради Христа, по собственной воле и в полном здравии ума, отказались от удобств этого мира и правил поведения в нем.

Да и в истории православия их было не так много, только 16 причислены к лику блаженных.

Кто такие юродивые Христа ради

Когда появились первые юродивые, трудно проследить. Первых христиан, добровольно изменивших образ жизни, многие принимали, как безумных. Они переносили поношения от людей и шли на смерть во имя Иисуса.

Для церковного человека юродство - одна из форм святости

В отличие от обычных христиан юродивые своим поведением провоцируют окружающих на проявление их пороков.

Важно! Блаженные при христианских церквях внешне кажутся безумными, но это абсолютно здоровые люди, которые по собственной воле приняли на себя этот подвиг юродства.

Часто люди путают юродивых с умалишенными людьми. По мнению несведущих людей, это умственно отсталые дурачки. Разъяснение об этих странных людях дано в проповедях святого Димитрия Ростовского, который называет их подвижниками добровольного мученичества, скрываемого за маской.

Русский народ всегда с уважением, снисхождением, милостиво относился к этим странным людям, почитая их святыми, скрывающие святость под маской безумия, возможно, поэтому юродство почитаемо только в православии. Странные с первого взгляда действия и слова, отличающихся от общества людей, порой носят глубокий смысл, часто обличают действия определенных христиан и целого правительства.

Апостол Павел часто в своих посланиях говорил о безумстве Христа ради. Действительно, кто безумен в этом мире? Тот, кто ради наживы, богатства идет на убийство, отказ от человеческих ценностей, подлость, подкуп и при этом у него прямая дорога в ад? Или те, кто отказался от всех благ земной жизни ради познания другой стороны жизни, воли Божьей в ней и ищущие Царства Небесного на земле?

Почему безумные Христа ради наполнены святостью и просветленными лицами, что видят они, глупые по понятиям людей, такого, чего не дано увидеть основной массе христиан. В своем послании Павел пишет, что тот, кто считает себя мудрым, стань безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор.3:18).

Истинная мудрость этого мира в познании мудрости Божьей и открытии законов вечной жизни. Разве не глупо заботиться о часе, пренебрегая вечностью?

Что побуждает подвижников к подвигу юродства

Трудно описать мотивы, которые двигали блаженными стать юродивыми Христа ради, что можно сравнить с монашеством.

Святой Лаврентий, Христа ради юродивый

Добровольный отказ от обычных норм жизни, возможно, продиктован:

  • желанием очистить себя от гордыни, ненависти, недовольства и непрощения;
  • умалением собственного я ради возвеличивания имени Иисуса;
  • попранием тщеславия ;
  • принятием смирения через унижения и оскорбления;
  • избавлением от греха грехов - гордости.
Важно! Сознательное принятие юродства возможно только при достижении высокой степени духовности, что невозможно достичь без здравого ума и светлой памяти.

Желание служить Богу втайне скрывается за юродством, маской душевнобольного, через принятия оскорбления наполняться смирением. Юродивый Христа ради всегда трезво оценивает свои действия, пребывая в благодатном состоянии, наполненном силой Господней. Это отличает блаженных от душевнобольных, которые не контролируют ни слова, ни эмоции.

Святые юродивые России

  • Иоанн Грозный не раз был обличен Василием Блаженным , который считался при дворе прозорливым. Никто не мог понять, почему блаженный разбил икону Божьей Матери, пока не обнаружили под слоем краски рожу дьявола. Василий предвидел смерть людей и выражал это через действия. Он разбрасывал товар нечестных купцов, и дарил золото нищим.
  • Первый святой юродивый Петр Устюжский, некогда богатый немецкий купец, познав истинное почитание Творца в Великом Новгороде, раздал все свое богатство и удалился в Устюг. Он спал на голой земле и постоянно молился в храме. Петра не воспринимали всерьез до одного случая, когда блаженный кричал в храме и призывал всех покаяться. Никто не послушал его, только посмеялись. Однако, увидевшие приближение страшной тучи, ощутив землетрясение, люди сбежались в церковь и стали взывать к иконе Богоматери, чем отвели беду от города.

(Новг.)
13. Илия Даниловский, Ярославский (Ростов.)
14. (Екат.; Сибир.)
15. (С. 16; Н. 25, Ростов.)
16. Иоанн Можайский (Моск.)
17. (Ил. 16, Волог.; Моск.; Ростов.)
18. , прп., спостник прп. Симеона юродивого (Авг. 3)
19. Иоанн Сезеновский (Тамбовский), прп. (Лип.; Тамб.)
20. Иоанн Соловецкий (Новг.; Солов.)
21. Иоанн Соловецкий (другой) (Новг.; Солов.)
22. Иоанн Сольвычегодский (Волог.)
23. , прп. (Июн. 11, Волог.)
24. , прп. (Ок. 4, Волог.)
25. Иродион Сольвычегодский (Волог.)
26. (М. 27, Ростов.)
27. (Влад.)
28. Киприан (Иван.)
29. (Екат.; Сибир.)
30. (Авг. 23)
31. Леонтий Устюжский (Волог.)
32. (Авг. 26; Н. 24, Моск.)
33. , иерей (Ян. 29, Волог.)
34. (Ян. 24, Новг.)
35. Михаил Сольвычегодский (Волог.)
36. (Авг. 9, Новг.)
37. (Март 12/13, Псков.)
38. Онисифор Романовский, Ярославский (Ростов.)
39. Парфений Суздальский (Влад.)
40. (Ян. 3)
41. (Ил. 21, Волог.)
42. (Ил. 21, Волог.)
43. Сергий Переяславский, схим. (Ростов.)
44. , прп. (Авг. 3)
45. (М. 23; Н. 17, Иван.; Костр.)
46. Стефан Ростовский (Ростов.)
47. Тимофей Вороничский (Псковский), пастух (Псков.)
48. (Ф. 1, Новг.)
49. , прп. (Н. 10)
50. , прп. (М. 7)
51. Фома Сольвычегодский (Волог.)

Имена женские

1. Домна Томская, старица (Сибир.)
2. Евдокия Суздальская (Влад.)
3. , прп. (М. 23)
4. (Ф. 6; Июн. 6, Петерб.)
5. Любовь Рязанская (Сухановская) (Ряз.)
6. Марфа Московская (Моск.)
7. , исп. (Ил. 29, Новомуч.; Ряз.)

Неканонизированные юродивые

Гриша.
В 1920-е прошлого века в одном из русских монастырей появился юродивый Гриша. Ко времени появления в обители ему было 78 лет. Любил спать на сундуке. Очень любил детей, живущих при монастыре и часто беседовал с ними. Иногда Гриша исчезал из монастыря на некоторое время, потом появлялся вновь. Куда он исчезал – никто не знал. В монастыре все знали, что юродивый Гриша прозорлив и монахини любили беседовать с ним. О прозорливости Гриши знали не только в монастыре, многие прихожане стремились поговорить с ним, получить ответ на свой вопрос. В 1932 году юродивого отправили в тюремный дом для сумасшедших, где, скорее всего, и закончилась его жизнь.
В Сборнике «Блаженные Санкт-Петербурга: От святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской» о Грише даются такие сведения:
«Ему часто задавали вопрос:
– А сколько тебе лет, Гриша?
– Десять,– отвечал он.
Никто не знал, конечно, что через десять лет Гришу заберут отсюда навсегда, что ещё десять лет он проживет здесь.
Гришу хорошо знали и любили в городе. Это настолько раздражало власти, что в прессе даже появились издевательские заметки некоего рабочего И. Станковского с названием, которое по сути дела и отражало действительное положение вещей – «Кандидат в святые».
Со всех концов города приходили люди, чтобы поговорить с Гришей. Когда он исчез, все поняли, что Гришу арестовали. Случилось это 29 Марта 1932 года». (Из ст.: Трикстер. Алесь Красавин)


Хотя и был Иван Яковлевичем юродивым московским, но ехали к нему за советом и молитвой со всех концов России. Ясновидящий, прорицатель и блаженный не был канонизирован, но до сих пор на его могилу возле Ильинской церкви в Москве идут люди со своей нуждой. Родился он в семье священника в городе Смоленске, но, закончив Духовную Академию, священником не стал. Определился учителем в Духовное училище им уже там, наставляя отроков, притворялся сумасшедшим. Между тем, жители города Смоленска его и боялись, и обожали.
Он до тончайших деталей предсказывал то или иное событие: смерть, рождение, сватовство, войну. Выбрав юродство сознательно Иван Яковлевич среди блаженных выделялся ореолом романтичности: подписывался, например, «студент холодных вод». Прославляли его самые знаменитые люди 19 века: святитель , писатели Лесков, Достоевский, Толстой, Островский. И все же результатом всего стало помещение Ивана Яковлевича в сумасшедший дом в Москве на Преображенке.
Оставшиеся 47 лет жизни стен больниц для душевнобольных он уже не покидал. Занимал он в большой комнате маленький уголок у печки, остальное пространство было полностью занято посетителями. Можно сказать, на Ивана Яковлевича ходила вся Москва и многие из любопытства. А посмотреть было на что! Лечил он экстремально: то девицу на колени посадит, то почтенную матрону нечистотами обмажет, то подерется с жаждущим исцеления. Говорят, терпеть не мог настоящих дураков и нелепых вопросов. Зато с такими важными и умными господами как, например, филолог Буслаев, историк Погодин, по одной из легенд – Гоголь, говорил помногу и при закрытых дверях.

Иван Босый.
Киевский юродивый Иван Босый (1807–1855). Начало его жизни было вполне благополучным: мальчик рос, опекаемый родителями, успешно учился в гимназии. Но когда ему было 14 лет, он остался круглым сиротою. Гимназию пришлось бросить. К тому же, Ивану предстояло позаботиться о своей маленькой сестре. Поиски заработка привели его на рутинную чиновничью службу. Претерпев многие обиды и унижения, Иван Григорьевич в 1834 году был вынужден выйти в отставку, и оказался совершенно без средств существования. Пристроив сестру, несколько лет он странствовал по святым местам, питаясь одним подаянием, а в 40-х годах, наконец, смог поселиться в Киево-Печерской лавре, возложив на себя подвиг юродства.
Существует мнение, что личность Ивана Григорьевича Ковалевского послужила художественным материалом для Николая Гоголя, создавшего известный литературный образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель».
Одевался Иван Ковалевский довольно странно: летом ходил в сапогах, а зимой, наоборот, босым, за что и был прозван Иваном Босым. Бывало, собирая цветные стеклышки, камешки, щепки, он дарил их людям с разными притчами и поговорками, в которых те находили для себя особый смысл.
Скончался Иван Григорьевич 7 июня 1855 года и был погребен в Киево-Печерской лавре, но могила его не сохранилась до наших дней. (Из ст.: Трикстер. Алесь Красавин)


В сентябре 1980 года мы с женой приехали в Псково-Печерский монастырь и после литургии оказались в храме, где отец Адриан отчитывал бесноватых. Когда отчитка закончилась, мне захотелось поскорее выбраться из монастыря, добраться до какой-нибудь столовой, поесть и отправиться в обратный путь. Но случилось иначе. К нам подошел Николка. Я заприметил его еще на службе. Был он одет в тяжеленное драповое пальто до пят, хотя было не менее 15 градусов тепла.
– Пойдем, помолимся, – тихо проговорил он, глядя куда-то вбок.
– Так уж помолились, – пробормотал я, не совсем уверенный в том, что он обращался ко мне.
– Надо еще тебе помолиться. И жене твоей. Тут часовенка рядом. Пойдем.
Он говорил так жалобно, будто от моего согласия или несогласия зависела его жизнь. Я посмотрел на жену. Она тоже устала и еле держалась на ногах. Николка посмотрел ей в глаза и снова тихо промолвил:
– Пойдем, помолимся.
Шли довольно долго. Обогнули справа монастырские стены, спустились в овраг, миновали целую улицу небольших домиков с палисадниками и огородами, зашли в сосновую рощу, где и оказалась часовенка. Николка достал из кармана несколько свечей, молитвослов и акафистник. Затеплив свечи, он стал втыкать их в небольшой выступ в стене. Тихим жалобным голосом запел «Царю Небесный». Мы стояли молча, поскольку, кроме «Отче наш», «Богородицы» и «Верую», никаких молитв не знали. Николка же постоянно оглядывался и кивками головы приглашал нас подпевать. Поняв, что от нас песенного толку не добьешься, он продолжил свое жалобное пение, тихонько покачиваясь всем телом из стороны в сторону. Голова его, казалось, при этом качалась автономно от тела. Он склонял ее к правому плечу, замысловато поводя подбородком влево и вверх. Замерев на несколько секунд, он отправлял голову в обратном направлении. Волосы на этой голове были не просто нечесаными. Вместо них был огромный колтун, свалявшийся до состояния рыжего валенка. (Впоследствии я узнал о том, что у милиционеров, постоянно задерживавших Николку за бродяжничество, всегда были большие проблемы с его прической. Его колтун даже кровельные ножницы не брали. Приходилось его отрубать с помощью топора, а потом кое-как соскребать оставшееся и брить наголо.) Разглядывая Николкину фигуру, я никак не мог сосредоточиться на словах молитвы. Хотелось спать, есть. Ноги затекли. Я злился на себя за то, что согласился пойти с ним. Но уж очень не хотелось обижать блаженного. И потом, мне казалось, что встреча эта не случайна. Я вспоминал житийные истории о том, как Сам Господь являлся под видом убогого страдальца, чтобы испытать веру человека и его готовность послужить ближнему. Жена моя переминалась с ноги на ногу, но, насколько я мог понять, старалась молиться вместе с нашим новым знакомцем. Начал он с Покаянного канона. Когда стал молиться о своих близких, назвал наши имена и спросил, как зовут нашего сына, родителей и всех, кто нам дорог и о ком мы обычно молимся. Потом он попросил мою жену написать все эти имена для его синодика. Она написала их на вырванном из моего блокнота листе. Я облегченно вздохнул, полагая, что моление закончилось. Но не тут-то было. Николка взял листок с именами наших близких и тихо, протяжно затянул: «Господу помолимся!» Потом последовал акафист Иисусу Сладчайшему, затем Богородице, потом Николаю Угоднику. После этого он достал из нагрудного кармана пальто толстенную книгу с именами тех, о ком постоянно молился. Листок с нашими именами он вложил в этот фолиант, прочитав его в первую очередь. Закончив моление, он сделал три земных поклона, медленно и торжественно осеняя себя крестным знамением. Несколько минут стоял неподвижно, перестав раскачиваться, что-то тихонько шепча, потом повернулся к нам и, глядя поверх наших голов на собиравшиеся мрачные тучи, стал говорить. Говорил он медленно и как бы стесняясь своего недостоинства, дерзнувшего говорить о Боге. Но речь его была правильной и вполне разумной. Суть его проповеди сводилась к тому, чтобы мы поскорее расстались с привычными радостями и заблуждениями, полюбили бы и поняли, что Церковь – это место, где происходит настоящая жизнь, где присутствует живой Бог, с Которым любой советский недотепа может общаться непосредственно и постоянно. А еще, чтобы мы перестали думать о деньгах и проблемах. Господь дает все необходимое для жизни бесплатно. Нужно только просить с верой и быть за все благодарными. А чтобы получить исцеление для болящих близких, нужно изрядно потрудиться и никогда не оставлять молитвы.
Закончив, он посмотрел нам прямо в глаза: сначала моей жене, а потом мне. Это был удивительный взгляд, пронизывающий насквозь. Я понял, что он все видит. В своей короткой проповеди он помянул все наши проблемы и в рассуждении на так называемые «общие темы» дал нам совершенно конкретные советы – именно те, которые были нам нужны. Взгляд его говорил: «Ну что, вразумил я вас? Все поняли? Похоже, не все».
Больше я никогда не встречал его прямого взгляда. А встречал я Николку потом часто: и в Троице-Сергиевой лавре, и в Тбилиси, и в Киеве, и в Москве, и на Новом Афоне, и в питерских храмах на престольных праздниках. Я всегда подходил к нему, здоровался и давал денежку. Он брал, кивал без слов и никогда не смотрел в глаза. Я не был уверен, что он помнит меня. Но это не так. Михаил, с которым он постоянно странствовал, узнавал меня и, завидев издалека, кричал, махал головой и руками, приглашая подойти. Он знал, что я работаю в документальном кино, но общался со мной как со своим братом-странником. Он всегда радостно спрашивал, куда я направляюсь, рассказывал о своих перемещениях по православному пространству, сообщал о престольных праздниках в окрестных храмах, на которых побывал и на которые еще только собирался. Если мы встречались в Сочи или на Новом Афоне, то рассказывал о маршруте обратного пути на север. Пока мы обменивались впечатлениями и рассказывали о том, что произошло со дня нашей последней встречи, Николка стоял, склонив голову набок, глядя куда-то вдаль или, запрокинув голову, устремляя взор в небо. Он, в отличие от Михаила, никогда меня ни о чем не спрашивал и в наших беседах не принимал участия. На мои вопросы отвечал односложно и, как правило, непонятно. Мне казалось, что он обижен на меня за то, что я плохо исполняю его заветы, данные им в день нашего знакомства. Он столько времени уделил нам, выбрал нас из толпы, сделал соучастниками его молитвенного подвига, понял, что нам необходимо вразумление, надеялся, что мы вразумимся и начнем жить праведной жизнью, оставив светскую суету. А тут такая теплохладность. И о чем говорить с тем, кто не оправдал его надежд?! Когда я однажды спросил его, молится ли он о нас и вписал ли нас в свой синодик, он промяукал что-то в ответ и, запрокинув голову, уставился в небо.
Он никогда не выказывал нетерпения. К Михаилу всегда после службы подбегала целая толпа богомолок и подолгу атаковала просьбами помолиться о них и дать духовный совет. Его называли отцом Михаилом, просили благословения, и он благословлял, осеняя просивших крестным знамением, яко подобает священнику. Поговаривали, что он тайный архимандрит, но поверить в это было сложно. Ходил он, опираясь на толстую суковатую палку, которая расщеплялась пополам и превращалась в складной стульчик. На этом стульчике он сидел во время службы и принимая народ Божий в ограде храмов. Я заметил, что священники, глядя на толпу, окружавшую его и Николку, досадовали. Иногда их выпроваживали за ограду, но иногда приглашали на трапезу.
Во время бесед отца Михаила с народом Николке подавали милостыню. Принимая бумажную денежку, он медленно кивал головой и равнодушно раскачивался; получая же копеечку, истово крестился, запрокинув голову вверх, а потом падал лицом на землю и что-то долго шептал, выпрашивая у Господа сугубой милости для одарившей его «вдовицы за ее две лепты».
В Петербурге их забирала к себе на ночлег одна экзальтированная женщина. Она ходила в черном одеянии, но монахиней не была. Говорят, что она сейчас постриглась и живет за границей. Мне очень хотелось как-нибудь попасть к ней в гости и пообщаться с отцом Михаилом и Николкой поосновательнее. Все наши беседы были недолгими, и ни о чем, кроме паломнических маршрутов и каких-то малозначимых событий, мы не говорили. Но напроситься к даме, приватизировавшей Михаила и Николку, я так и не решился. Она очень бурно отбивала их от почитательниц, громко объявляла, что «ждет машина, и отец Михаил устал». Услыхав про машину, отец Михаил бодро устремлялся, переваливаясь с боку на бок, за своей спасительницей, энергично помогая себе своим складным стульчиком. Вдогонку ему неслось со всех сторон: «Отец Михаил, помолитесь обо мне!» «Ладно, помолюсь. О всех молюсь. Будьте здоровы и мое почтение», – отвечал он, нахлобучивая на голову высокий цилиндр. Не знаю, где он раздобыл это картонное изделие: либо у какого-нибудь театрального бутафора или же сделал сам.
Картина прохода Михаила с Николкой под предводительством энергичной дамы сквозь строй богомолок была довольно комичной. Представьте: Николка со своим колтуном в пальто до пят и карлик в жилетке с цилиндром на голове, окруженные морем «белых платочков». Бабульки семенят, обгоняя друг друга. Вся эта огромная масса, колыхаясь и разбиваясь на несколько потоков, движется на фоне Троицкого собора, церквей и высоких лаврских стен по мосту через Монастырку, оттесняя и расталкивая опешивших иностранных туристов.
Любовь русских людей к юродивым понятна. Ко многим сторонам нашей жизни нельзя относиться без юродства. Вот только юродство Христа ради теперь большая редкость. Таких, как Николка и отец Михаил, нынче не встретишь. (Александр Богатырев, Православие.ру. Публикуется с сокращениями.)

Аннушка.
При Николае I в Петербурге большой популярностью пользовалась юродивая старушка «Аннушка». Маленькая женщина, лет шестидесяти, с тонкими красивыми чертами лица, бедно одетая и с неизменным ридикюлем в руках. Происходила старушка из знатной фамилии, бегло болтала по-французски и по-немецки. Говаривали, что в молодости она была влюблена в офицера, который женился на другой. Несчастная покинула Петербург и явилась обратно в город через несколько лет юродивой. Аннушка ходила по городу, собирала милостыню и тут же раздавала ее другим.
Большей частью проживала она то у того то у иного добросердного человека на Сенной площади. Бродила по городу, предсказывала события, которые не преминули сбываться. Добрые люди определили ее в богадельню, но там милая старушка с ридикюлем проявила себя на редкость вздорной и отвратительной особой. Устраивала с богаделками частые ссоры, вместо платы за провоз могла отходить извозчика палкой. Зато на родной Сенной площади пользовалась невероятной популярностью и уважением. На ее похороны, которые она сама себе и устроила, на Смоленское кладбище пришли все обитатели этой известной площади: торговцы, мастеровые, чернорабочие, духовные лица.

Юродивый: А у меня копеечка есть

Мальчишка: Неправда! Ну, покажи. (Вырывает копеечку и убегает)

Юродивый (плачет): Взяли мою копеечку, обижают Николку!

(А.С.Пушкин «Борис Годунов»)

Юродивыми в Православной Церкви называют людей особого ранга. С точки зрения этики это были «неправильные» люди. Они могли прямо высказать человеку все, что о нем думают, ходить обнаженными по улице, устраивать в храмах погромы. Порою их повадки и привычки были настолько эксцентричными, что приводили в гнев окружающих. Юродивых неоднократно били, осуждали, но они сносили все, тем самым прославляя Христа.

Суть подвига юродства

Так уж случилось, что в России термины «юродивый» и «блаженный» стали синонимичными. Однако между данными словами есть различия. Блаженный – это расширенное, обобщенное понятие. Блаженный есть всякий, кто лицезреет Господа. И в эту категорию подходят юродивые. Но кто же они такие?

Юродство – особый духовный подвиг. Он заключался в намеренном старании казаться безумным или, как минимум, глупым. Само слово «юродивый» произошло от старославянского «оуродъ» («дурак», «безумец»). Суть такого поведения заключалась в следующем. Человек, принявший юродство, полностью отрекался от мирских ценностей и забот, от дома и семьи. Дабы не быть похожими на монахов, юродивые не подчинялись никакой (за исключением Божией) власти и правилам общественного поведения. Разумеется, для большинства людей они становились «низкими», «ущербными», но тем самым приравнивались к Христу и Его первым последователям, которых всячески унижали иудеи и римляне. Поликарп, епископ Смирнский, призывал: «Будем подражателями Его терпения; и если будем страдать за имя Его, прославим Его». Также юродивые буквально воспринимали Библейские строки. Ими были и слова Христа о «блаженных нищих» из Нагорной проповеди, и высказывания апостола Павла в Послании к Коринфянам. Другим авторитетным святым являлся преподобный Антоний Великий. Он говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: «Ты безумствуешь», - потому что он не подобен им».

Юродивые славились необыкновенной внутренней силой и отсутствием страха говорить правду. Они совершали такие вещи, на которые у обычного человека не хватало ни «пороха в пороховницах», ни искренней Христовой любви. При внешней слабости они не поддавались таким страстям как положение, материальное богатство, власть. Все это, наоборот, добровольно сбрасывалось. В результате, юродивый становился свободным от грехов, обретал способность рационально мыслить и видеть наперед. За это их нередко звали «совестью народа».

У истоков духовного подвига


Изначально юродство являлось особым род монашеской аскезы. Оно возникло приблизительно в IV- V вв. в среде восточных монастырей. Церковные предания называют имена первых людей, принявших притворно-безумную жизнь. Ими стали Исидора Тавенская и Фома Сирийский. Монахиня Исидора жила в египетской Тавеннийской обители. Она намеренно покрывала голову рваным тряпьем, выполняла самую грязную работу и вела себя таким образом, что среди монахинь считалась душевнобольной. Однажды, по велению ангела, в монастырь пришел отшельник Питирим, который увидел над головой Исидоры нимб, указывающий на ее святость. Другой блаженный, Фома Сирийский, был иноком одного из монастырей Антиохии. Выходя в город, он примерял на себе маску юродивого.

Но почему для рядовых жителей юродивые выглядели аморальными. Возможно, на это оказала влияние не только Библия, но и история. Известно, что в конце V в. в восточных регионах существовали аскеты-вегетарианцы («травоядцы»). Со временем они перешли из пустыни в мир, но продолжали жить своими привычками. Они ходили в набедренных повязках, строго постились и притворялись безумными. Другим историческим фактом является так называемая «бесноватая житейская модель». Около церквей, построенных на мощах святых, стали образовываться, как бы их сейчас назвали, коммуны больных бесноватых людей. Нередко, благодаря молитвам и силе нетленных мощей, безумцы излечивались от недуга, но продолжали жить при храме, выполняя определенные послушания. Вполне вероятно, что юродивые брали за образец именно таких, раскрепощенных и знающих то, о чем говорят, людей.

Известно, что подвиг юродства не получил особого распространения в Византии. Довольно часто, люди становились юродивыми «раз от разу», проводя больше времени в аскезах другого типа. Также есть мнение, что юродивым было становиться невыгодно. К их словам не прислушивалась официальная Церковь. Так как блаженные безумцы являлись совестью и гласом нации, они выливали на церковное начальство много грязи. За это же юродивых чествовали в народе. Нередко в домах Византии в особом месте дома вешались не иконы, а вериги. Разумеется, церковную власть, это не устраивало. Она стремилась привлечь истинных христиан к монашескому образу жизни с его четким уставом и послушаниями. Но духовенство не могло наложить табу на подвиг юродства. Поэтому оно практиковалось как вид неофициального образа жизни монахов.

Первые российские юродивые


Предполагается, что юродство пришло на Русь вместе с Великим крещением 988 г. Со временем оно превратилось в особое, интересное, русское явление. В первых упоминаниях о юродивых говорилось как о людях Божьих, не от мира сего. Они одевались в суровые или рваные одежды, совершали, казалось бы, необдуманные поступки, но именем Господа творили чудеса.

Первым в России юродивым принято считать преподобного Исаакия Печерского. Согласно житию, он был богатым купцом, который раздал имущество бедным и подвизался в Киево-Печерском монастыре. Там он выкопал пещеру, где провел в молитвенном подвиге семь лет. В одну из ночей к нему в облике Христа и ангелов пришли бесы. Исаакий, забыв сделать крестное знамение, поклонился им, отчего тяжко заболел. После исцеления от своего недуга, монах ответил чертям: «Вы одолели меня в пещере, но теперь я буду в монастыре и не поддамся на ваши искушения». Он взял на себя подвиг юродства, начал ходить в суровых одеждах и рваной обуви. Зимой, когда Исаакий стоял на молитве, его ноги примерзали к каменному полу храма, но инок не шевелился. Раньше других братьев он уходил на работу, где начинал выполнять чужие послушания. Иногда он, по примеру Христа, звал к себе детей но, рассказывая о Боге, одевал их в монашеские ризы. За это его часто ругали и били. В итоге, Исаакий вновь оказался в затворе. Однажды он решил растопить в своей келье печь, но очаг был стар, и пламя грозилось выйти из-под контроля. Исаакий встал голыми ногами в огонь и пробыл в таком положении, пока тот не погас. Вскоре он смог возыметь силу над нечистью, и это признали даже бесы.

Если преподобный Исаакий Печерский был первым юродивым Руси, то первым широко известным стал святой Прокопий Устюжский. До юродства он был германским купцом. Как-то прибыв в Великий Новгород, он поразился величием города и красотой его храмов. Прокопий не стал возвращаться на родину, раздал товары и имущество нуждающимся и начал жить при Варлаамо-Хутынском монастыре. Новгородцы полюбили Прокопия за праведность, что сильно ему льстило. Тогда бывший католик решил стать юродивым. Вскоре он покинул Новгород и отправился в Великий Устюг. Там он предрек людям страшные бедствия, сопровождаемые огнем, камнями и разрушениями. Летом 1290 г. вследствие падения метеорита город едва не был стерт в буквальном смысле градом из камней. Жители нашли спасение в храме. Они вместе со святым припали к иконе Благовещения и просили Пресвятую Деву заступиться за них. Тогда произошло два чуда. Градовая туча отошла от Великого Устюга, а икона Благовещения замироточила, став первой в России плачущей иконой.

Почему люди становились юродивыми?

Причины, по которым человек становился юродивым, могли быть разными. Среди распространенных: обет, данный Господу, вынужденное отречение от мира, дабы не увязнуть в грехах. Иные видели реальную жизнь и при помощи мнимого слабоумия пытались обнародовать грехи, показать, как не должно быть. Некоторые, находясь в юродстве, вымаливали грехи чужого человека. А встречались и те, кто был от рождения калекой, поэтому и посвящал себя только Господу.

Святая Ксения Петербургская так сильно любила мужа, что после его неожиданной смерти взяла себе его имя и одежду. Также она под именем покойного супруга творила добрые дела, прося за него прощение на Небесах.

Юродивый Козьма Верхотурский с детства страдал болезнью ног. Но любовь к Богу была выше телесного недуга, поэтому он ходил в храм ползком на коленях. При переносе мощей святого праведного Симеона из Меркушино в Верхотурье юродивый следовал в конце процессии. Когда он сильно уставал и вопрошал об отдыхе, гроб с телом святого Симеона останавливался, и никто не мог сдвинуть его с места.

Николка Салос видел несправедливость властей, и смог прямо высказывать это Ивану Грозному. После завоевания Новгорода, царь прибыл в Псков, чьи жители встречали его с хлебом-солью. Лишь юродивый Николка протянул Иоанну IV кусок мяса. Когда царь сказал, что не будет вкушать такую пищу, ибо шел пост, Салос ответил, что в эти кровавые дни он ест и пьет людскую кровь, забыв о посте и о Боге.


Принято считать, что вериги были неотъемлемым атрибутом юродивого. Для тех, кто не в курсе, это железные цепи, полосы или кольца, которые христиане-аскеты носили на голом теле. Их целью было усмирение плотского желания, уничтожение похоти. Кроме цепей вериги могли иметь форму железной шапки, металлических ботинок или больших медных икон, носимых на груди.

Изначально веригами пользовались монахи, но впоследствии их взяли себе и юродивые. Ношение такого груза было добровольным.

Юродивый Стахий Ростовский носил железный камзол весом в 29 кг, к которому было подвешено две кувшинообразные гири по 65 кг. Пелагея Серебренникова, отличавшаяся весьма крутым нравом, надела 8-килограммовый металлический пояс, который врос в ее тело. Инокиня Алипия Голосеевская носила цепь. Иоанн Большой Колпак получил свое прозвище из-за железной шапки, в которой гулял по улицам.

Язык действий

Юродивые всегда выражали протест. Это могло заключаться не только во внешнем виде, но и в поступках. Однако какими бы провокационными они ни были, с их помощью блаженные изобличали людей в маловерии, заставляли их задуматься. Если можно так выразиться, действия юродивых были одновременно их языком.

Небезызвестный Василий Блаженный как-то покусился на образ Богоматери, расположенный над Варваринскими воротами. В те времена эта икона почиталась чудотворной. Люди схватили юродивого после того, как он разбил ее камнем, и начали пинать. Но блаженный, лежа не земле просил: «Вы поскребите красочку». К счастью, его услышали, и когда сняли верхний слой краски, обнаружили на доске изображение беса.

Пелагея Серебренникова в момент раскола Дивеевской обители бегала по монастырю, круша все на своем пути. Однажды она ударила архиерея, тем самым показав свое отношение к сложившейся ситуации.


Блаженный Симеон Юрьевицкий также прославился агрессивным поступком. В 1580-х гг. произошло несчастие – загорелся город Юрьевец. Тогда местный воевода Третьяков (Третьяк) приказал юродивому Симеону сделать все, что в его силах, чтобы огонь потух. Тогда блаженный наотмашь ударил Третьякова (звук удара расслышали все в доме), а после - показал на город. Пожар сам собой утих.

Однако не следует думать, что действия юродивых были сугубо агрессивными. У них имелись и другие знаки, предупреждающие людей о чаяниях или радостях. Так юродивая Паша Саровская молилась перед портретом императора Николая II еще при его жизни. Тем самым она предрекала: царь будет страстотерпцем. Переславский юродивый Миша-Самуил плакал перед домами, где скоро случатся похороны. Вологодский блаженный Алексей (Бушуев) послал болевшей монахине кафтан, и ее недуг сошел на «нет».

Можно сказать точно - подвиг юродивых непостижим для обычного человека. Не всегда ясно, что своими действиями хотел передать блаженный, что донести. Но отчего это? Определяются ли их деяния нашим менталитетом? Или они живут в каком-то своем мире? Почему юродство обрело в России особую популярность? Скорее всего, на эти вопросы еще долго не будет однозначного ответа.

К юродивым , «городским сумасшедшим» наши предки относились с глубоким уважением. Казалось бы, с чего такая честь полубезумным оборванцам, несущим какой-то бред? Однако эти люди, ведущие более чем, на наш взгляд, странный образ жизни, выбирали свой, особый путь служения Богу. Ведь недаром многие из них обладали чудесной силой, а после смерти были причислены клику святых.

Блаженные Христа ради

Юродивые были известны еще на заре христианства. Апостол Павел в одном из своих посланий говорил, что юродство есть сила Божия. Блаженные скитальцы, отказавшиеся от благ повседневной жизни, всегда пользовались уважением у окружающих. Считалась, что устами юродивых говорит Господь, многим из них дарована способность прозревать будущее.

Особое отношение к Божьим людям было отмечено еще в Византийской империи. Юродивые Константинополя могли публично изобличать пороки сильных мира сего, их неблаговидные поступки, не опасаясь расплаты за свою дерзость.

Надо сказать, что власть имущие редко подвергали репрессиям блаженных, а, напротив, внимательно прислушивались к их словам и по возможности «пересматривали» свое поведение. Богатые дамы столицы империи даже вывешивали в своих домовых церквях вериги юродивых и поклонялись им как святыням.

Однако более всего почитали блаженных Христа ради на Русской земле. Ведь за несколько столетий Православная церковь причислила к лику святых 56 «божьих странников». Самыми известными из них являются Максим Московский, Марфа Блаженная и Иоанн Большой Колпак, чьи предупреждения не раз спасали людей от бед и несчастий.

Надо сказать, что не только во времена седой старины юродивые пользовались большим уважением. Так, в начале прошлого века блаженный дурачок Митька из города Козельска был несколько раз приглашен ко двору царя Николая II, где молился вместе с ним и великими княжнами, пил чай с вареньем, а затем отправлен на родину царским поездом.

Образ блаженного, как ни странно, был близок и Сталину. Во время прослушивания оперы «Борис Годунов» в 1941 году «отец народов» так проникся маленькой ролью Ивана Козловского, певшего партию юродивого, что распорядился выдать артисту Сталинскую премию.

Рожденный на паперти

Один из самых известных святых юродивых в России - Василий Блаженный (Нагой), живший в конце XV - первой половине XVI века. Его именем назван прекрасный храм, возведенный в центре столицы.

Свой жизненный путь Василий начал на паперти Богоявленского собора в деревне Елохово (сегодня это один из районов Москвы), где его мать скоропостижно разрешилась от бремени.

С детских лет Василий поражал родных своими точными предсказаниями. При этом он был добрым и трудолюбивым мальчиком, а подвиг юродства принял на себя в 16 лет, когда был определен подмастерьем в сапожную мастерскую. Однажды к хозяину Василия пришел богатый купец и заказал себе дорогие сапоги. Когда же посетитель удалился, мальчик разразился громким плачем, говоря окружающим, что торговец «решил справить поминальную обувку, которую ни разу на ноги не наденет».

И действительно, заказчик на другой день скончался, а Василий, покинув сапожника, стал бродить по Москве. Вскоре юродивый, ходивший зимой и летом нагим по улицам города, прикрывая голое тело лишь тяжелыми железными веригами, стал известен не только в столице, но и в ее окрестностях.

Сохранились предания, что первым чудом Василия было спасение Москвы от набега крымского хана. По его молитве приближавшийся к столице захватчик вдруг развернул свое войско и ушел в степи, хотя перед ним лежал практически беззащитный город.

Вся жизнь Василия была направлена на помощь нищим и обездоленным. Получая богатые подарки от купцов и бояр, он раздавал их тем, кто особенно нуждался в помощи, и старался поддержать людей, стеснявшихся просить окружающих о милосердии.

Предания гласят, что даже сам царь Иван Грозный почитал и побаивался юродивого. Так, после подавления мятежа в Новгороде приказом царя на протяжении нескольких недель в городе шли жестокие казни. Видя это, Василий после церковной службы подошел к царю и протянул ему кусок сырого мяса. Иван Васильевич резко отшатнулся от такого подарка, на что юродивый заявил, что это, мол, самая подходящая закуска пьющему кровь людскую. Поняв намек юродивого, царь тут же распорядился прекратить казни.

Надо сказать, что до самой смерти Иван Грозный уважал юродивого и прислушивался к его словам. Когда в 1552 году Блаженный готовился отойти в мир иной, царь вместе со всем своим семейством пришел с ним проститься. И тут, к удивлению окружающих, Василий указал на младшего сына Грозного Федора и предрек, что именно ему предстоит править Московским царством. Когда Блаженный скончался, царь с ближними боярами отнес его гроб на Троицкое кладбище и предал тело земле.

Спустя несколько лет царь распорядился построить близ места погребения юродивого храм в честь взятия Казани, который ныне известен нам как храм Василия Блаженного.

В 1588 году патриарх Иов причислил Василия к лику православных святых, его мощи были помещены в серебряную раку и выставлены в одном из приделов храма. Сегодня они являются одной из главных святынь Москвы и славятся многочисленными чудесами.

Хранительница Петербурга

Другой особо почитаемой святой юродивой России считается блаженная Ксения Петербургская . Родилась она в 20-е годы XVIII столетия в благородной семье и была выдана замуж за придворного певчего Андрея Федоровича Петрова.

Но спустя несколько лет супруг Ксении скоропостижно скончался, и после его похорон молодая вдова резко изменила свой образ жизни. Она сняла женское платье, надела одежду мужа, раздала все имущество знакомым и отправилась бродить по городу. Блаженная заявляла всем и каждому, что Ксения умерла, а она - ее почивший супруг Андрей Федорович, и отзывалась теперь только на его имя.

Скитаясь по улицам, блаженная Ксения стойко сносила все насмешки городской ребятни, отказывалась от подаяния, лишь изредка принимая денежку с «царем на коне» (старые копейки), и всячески старалась помочь людям советом или своевременным предсказанием. Так, остановив на улице одну женщину, Ксения протянула ей медную монетку, сказав, что она поможет огонь потушить. И действительно, вскоре женщина узнала, что в ее отсутствие дома вспыхнул пожар, но его удалось потушить очень быстро.

Поздним вечером Ксения уходила за город и молилась там в чистом поле до утра, кладя поклоны на все четыре стороны. Вскоре блаженная стала известна всему Петербургу. На Сытном рынке она была желанной посетительницей, так как считалось, что, если она попробует какой-либо продукт, его владельцу обеспечена счастливая торговля. В домах, куда заходила отдохнуть или пообедать
Ксения, воцарялись удача, мир и достаток, поэтому многие люди старались заполучить под свой кров такую гостью.

Было замечено, что если Ксения просила у человека что-нибудь, то того в скором времени ожидала беда, а вот если, наоборот, одаривала любой мелочью, это сулило счастливчику огромную радость. Завидев на улице юродивую, матери спешили подвести к ней своих детей. Считалось, что, если та приласкает их, малыши будут расти крепкими и здоровыми.

Скончалась блаженная Ксения в 1806 году и после смерти была похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. И вскоре со всех уголков страны на место ее упокоения потянулись больные и страждущие, желая заручиться помощью усопшей юродивой. В начале XX века на пожертвования верующих была построена над могилой Ксении просторная каменная часовня, и поток паломников здесь не иссякал даже в советское время.

Блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику православных святых лишь в 1988 году. Считается, что она помогает всем людям, обратившимся к ней за помощью. Чаще всего верующие просят ее даровать им счастливую семейную жизнь и здоровье своим детям.

Елена ЛЯКИНА, журнал "Тайны ХХ века", 2017