Приобретение ос за счет двух источников финансирования. Оприходование ос, приобретенного из разных источников финансирования. Как оформить приобретение ос за счет нескольких источников финансирования

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 4

Приобретение основных средств за счет внебюджетных средств - довольно типичный случай для бюджетных организаций. Это могут быть капитальные вложения в основные средства за счет доходов от коммерческой деятельности либо пожертвований юридических или физических лиц и других целевых поступлений. При этом у бухгалтеров возникают вопросы, связанные с определением первоначальной стоимости основных средств, учетом НДС. Довольно часто основные средства приобретаются за счет нескольких источников. Особый интерес при этом представляют операции, в которых наряду с внебюджетными источниками задействованы бюджетные средства. По какому коду вида деятельности (18-й разряд счета) ставить на учет такое основное средство? Можно ли учесть при определении налогооблагаемой прибыли расходы на его приобретение? Можно ли принять к вычету НДС с той части стоимости основного средства, которая оплачена за счет приносящей доход деятельности, облагаемой НДС? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Авансовые платежи за счет внебюджетной деятельности

У работников бюджетных организаций часто возникает вопрос о размере авансовых платежей за счет средств от приносящей доход деятельности: нужно ли соблюдать предел в 30% по предоплате, если товары, работы, услуги оплачиваются за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности? Дело в том, что до 2008 г. законодательство РФ не содержало норм, ограничивающих право получателей средств федерального бюджета предусматривать авансовые платежи в размере 100% при заключении договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих оплате за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Размер авансовых платежей при оплате договоров за счет бюджетных средств устанавливается либо постановлением Правительства РФ о мерах по реализации федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, либо самим законом. Так, в 2007 г. указанные правила были установлены ст. 115 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год". Данный Закон не содержал оговорки, что правила распространяются на закупку основных средств за счет приносящей доход деятельности. В 2008 г. размер аванса при оплате договоров (государственных контрактов) предусмотрен п. 6 Постановления Правительства РФ N 778 <1>. В соответствии с изменениями, внесенными в указанное Постановление Постановлением Правительства РФ N 65 <2>, с 1 января 2008 г. получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи:

в размере до 100 процентов суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

в размере до 30 процентов суммы договора (контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

<1> Постановление Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
<2> Постановление Правительства РФ от 11.02.2008 N 65 "О внесении изменения в пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".

Таким образом, при оплате основных средств за счет внебюджетных источников авансовые платежи за счет таких источников должны быть предусмотрены в размере не более 30%.

Первоначальная стоимость основного средства, приобретенного за счет внебюджетных средств

Правила формирования первоначальной стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета установлены Инструкцией N 25н <3>. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. В свою очередь, первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств. При формировании первоначальной стоимости используют счет 106 01 000 "Капитальные вложения в основные средства". Особенностью приобретения основных средств за счет внебюджетных источников является учет (неучет) в стоимости основного средства сумм НДС, предъявленных поставщиками и подрядчиками. В случае если основные средства приобретаются за счет приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, сумма налога, предъявленная поставщиками, не учитывается в первоначальной стоимости основного средства, а по правилам гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ принимается к вычету. При этом должно быть выполнено условие о том, что и в дальнейшем основное средство будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС.

<3> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

В бухгалтерском учете приобретение основного средства за счет приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, отражается следующим образом:

  1. Получено основное средство:

Кредит счета 2 302 19 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств" - на сумму предъявленного счета-фактуры без НДС.

  1. Выделен НДС со стоимости основного средства согласно счету-фактуре, предъявленному поставщиком:

Дебет счета 2 210 01 560 "Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"

Кредит счета 2 302 19 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств" - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре.

  1. Принят к вычету НДС со стоимости основного средства:

Дебет счета 2 303 04 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"

Кредит счета 2 210 01 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре.

Если приносящая доход деятельность не облагается НДС, то суммы налога, предъявленные поставщиками основного средства, формируют его первоначальную стоимость. При этом делается только одна проводка:

  1. Получено основное средство:

Дебет счета 2 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства"

Кредит счета 2 302 19 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств" - на сумму предъявленного счета-фактуры, в том числе НДС.

Если основное средство приобретается для использования как в облагаемых, так и не облагаемых НДС операциях, то к возмещению принимается налог, рассчитываемый пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. Невозмещаемая сумма НДС в этом случае должна быть включена в первоначальную стоимость имущества (дебет счета 2 106 01 310), а оставшаяся часть выделена на счет 2 210 01 560. Причем налогоплательщику предоставлено право не применять вышеуказанное правило к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не облагаются НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Итак, мы выяснили, что особенностью формирования первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за счет внебюджетных источников, является включение (невключение) в ее состав НДС, предъявленного поставщиками и подрядчиками.

Теперь выясним, что можно отнести к фактическим затратам на приобретение в бюджетном учете? В соответствии с п. 12 Инструкции N 25н вложениями в приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются связанные с приобретением основных средств суммы:

  • уплачиваемые поставщику (продавцу);
  • уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • уплачиваемые организациям за информационные, консультационные, посреднические услуги;
  • регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей;
  • таможенных пошлин;
  • затрат по доставке основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;
  • иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический надзор.

Перечень фактических затрат по приобретению основных средств не является закрытым, поэтому в стоимость последних включаются все затраты, непосредственно связанные с их приобретением.

Примечание. В налоговом учете, который должен быть организован по правилам НК РФ, в первоначальную стоимость амортизируемого имущества не включаются таможенные платежи. В соответствии со ст. 264 НК РФ они относятся на расходы, связанные с производством и реализацией.

Кроме того, в бюджетном учете нет стоимостного критерия отнесения объектов к основным средствам. Так, в соответствии с п. 10 Инструкции N 25н к основным средствам относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев. То есть основным критерием является срок полезного использования.

В налоговом учете, наоборот, основным критерием является стоимость основного средства. В целях применения гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ). Имущество стоимостью менее 20 000 руб. относится к материальным расходам. Его стоимость списывается на затраты организации в момент ввода в эксплуатацию.

В бюджетном учете единовременно на расходы относится имущество стоимостью до 10 000 руб. При этом на имущество стоимостью до 1000 руб. амортизация не начисляется, то есть объект списывается со счета учета материальных ценностей в момент ввода в эксплуатацию, а на имущество стоимостью от 1000 до 10 000 руб. начисляется амортизация. Таким образом, в налоговом и бухгалтерском учете стоимость основных средств, учтенных по внебюджетной деятельности, и амортизационные отчисления по ним не будут совпадать.

Пример 1 . Музей приобрел легковой автомобиль стоимостью 295 000 руб. (в том числе НДС - 45 000 руб.) за счет приносящей доход деятельности, облагаемой НДС. Автомобиль будет использоваться как в деятельности, облагаемой НДС, так и в деятельности, не подлежащей обложению данным налогом. При приобретении автомобиля уплачена госпошлина в размере 300 руб. В данном налоговом периоде стоимость отгруженных услуг, операции по реализации которых не подлежат обложению НДС, в общей стоимости услуг, отгруженных за налоговый период, составляет 40%. Сумма авансового платежа равна 88 500 руб.

Прежде чем привести схему проводок указанных операций, необходимо рассчитать сумму НДС, предъявленную продавцом автомобиля, которую надо включить в первоначальную стоимость автомобиля. Она составит 40% от всей предъявленной суммы НДС, или 18 000 руб.

Произведена предоплата автомобиля

Получен автомобиль

Учтен НДС по приобретенному

автомобилю

Зачтен ранее выданный аванс

поставщиком автомобиля

Уплачена госпошлина

Учтена в составе первоначальной

стоимости автомобиля госпошлина,

уплаченная за регистрацию автомобиля

Автомобиль введен в эксплуатацию

Предъявлен к вычету НДС по

приобретенному автомобилю

Приобретение основных средств за счет двух источников

Приобретая основное средство за счет бюджетной и внебюджетной деятельности, учреждение должно иметь в виду, что учесть такое основное средство сразу по двум кодам в 18-м разряде счета нельзя, поскольку это вызовет путаницу в учете. Так, при инвентаризации один объект должен быть отражен в двух ведомостях - по бюджетной и внебюджетной деятельности. Налицо раздвоение объекта с одним инвентарным номером.

Можно ли такое основное средство оприходовать в учете с кодом "2" - приносящая доход деятельность? Ответ на этот вопрос однозначный: нельзя. И вот почему. В соответствии с БК РФ бюджетные расходы возмещаются за счет внебюджетных средств, при этом погашение внебюджетных расходов за счет бюджетных средств недопустимо, поскольку, по сути, это нецелевое использование последних (ст. 289 БК РФ). То есть, если часть бюджетных затрат будет отражена в учете с кодом "2" - приносящая доход деятельность, проверяющие вправе квалифицировать такую операцию как нецелевое использование средств.

Таким образом, всю стоимость транспортного средства нужно отнести на бюджетную деятельность, то есть в бухгалтерском учете оно должно быть отражено по коду "1" - бюджетная деятельность.

Однако открытым остается вопрос: как в этом случае отражать операции в учете, ведь суммы оплаты проходят как по бюджетному, так и по внебюджетному лицевому счету (соответственно, у них разный код 18-го разряда счета)? Можно ли делать проводки с отражением по дебету и кредиту счетов с различных кодов 18-го разряда счета? По мнению автора, Инструкция N 25н исключает такую возможность. В этом случае целесообразно собрать расходы за счет внебюджетной деятельности на счете 2 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства", а затем списать их в дебет счета 2 401 01 241 "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям". В учете по бюджетной деятельности увеличение капитальных вложений в основные средства следует отразить с использованием счета 1 401 01 180 "Прочие доходы".

Как отрицательные для учреждения в этом случае можно назвать следующие моменты:

  1. При расчете налогооблагаемой прибыли по внебюджетной деятельности затраты, учтенные на счете 2 106 01 310, в расходы не включаются. Они также не подлежат распределению в целях налогообложения прибыли согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ. В данной статье речь идет не о приобретении основных средств, а о том, что нужно распределить между бюджетной и внебюджетной деятельностью пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования) транспортные расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала, затраты на коммунальные услуги, все виды ремонта, услуги связи.
  2. Как известно, стоимость основного средства переносится на себестоимость продукции, работ, услуг посредством начисления амортизации. При определении налоговой базы по налогу на прибыль к расходам, связанным с осуществлением платной деятельности, относятся суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от этой деятельности, и используемому для ее осуществления. Случаи приобретения основного средства за счет двух источников в Налоговом кодексе не рассмотрены. Таким образом, учреждение не может учесть в составе расходов при исчислении прибыли суммы амортизации, начисленные по таким основным средствам.
  3. Существует еще один отрицательный аспект в данной ситуации: поскольку все расходы по приобретению основного средства будут отражены по бюджетной деятельности, предъявить сумму "входного" НДС, оплаченного за счет средств, полученных от оказания платных услуг, нельзя. В соответствии с Инструкцией N 25н и пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ основные средства, приобретенные в рамках бюджетной деятельности, должны приниматься к учету по стоимости, включая НДС.

Поэтому учреждение, принимая решение об оплате основных средств за счет двух источников, одним из которых являются бюджетные средства, должно быть готово к указанным налоговым потерям.

Пример 2 . Театр заключил договор на приобретение 100 кресел на сумму 737 500 руб. (в том числе НДС - 112 500 руб.) по цене 7375 руб. за кресло. Предоплата в размере 221 500 руб. была сделана за счет приносящей доход деятельности. Оставшаяся сумма уплачена за счет бюджетных средств. За услуги по сборке кресел сторонней организации уплачено 50 000 руб. за счет приносящей доход деятельности.

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом:

Перечислен аванс поставщику кресел

Получены кресла

Зачтен ранее выданный аванс

Произведен окончательный расчет с

поставщиком кресел

Приняты услуги по сборке кресел

Списаны на безвозмездные и

безвозвратные расходы затраты на

приобретение кресел по внебюджетной

деятельности

Приняты на бюджетную деятельность

расходы, произведенные за счет

внебюджетных средств

Введены в эксплуатацию кресла

Ю.Васильев

генеральный директор

Произведена поставка оборудования 5 106 21 310 5 302 31 830 500 000 Произведен зачет аванса 5 302 31 730 5 206 31 660 150 000 Произведена окончательная оплата контракта 5 302 31 730 5 201 11 610 350 000 Переведены капитальные вложения на код вида деятельности 4 при приобретении оборудования за счет целевых субсидий 5 304 06 830 5 106 21 410 500 000 4 106 21 310 4 304 06 730 500 000 Принято к учету приобретенное оборудование 4 101 24 310 4 106 21 410 500 000 Далее рассмотрим пример, отражающий ситуацию, когда учреждению не хватает суммы субсидии для приобретения необходимого оборудования. В этом случае привлекаются средства, заработанные учреждением от оказания платных услуг. Разъяснения Минфина относительно того, как учреждению следует действовать в данной ситуации, отсутствуют. Инструкции N N 174н, 183н также не содержат корреспонденции счетов по этому вопросу. В силу норм ст.

Как оформить приобретение ос за счет нескольких источников финансирования?

Во-вторых, для учета активов на едином КФО целесообразно использовать «транзитный» счет 30406 «Расчеты с прочими кредиторами». В частности, в п.146 Инструкции 174н указывается, что «…принятие к учету вложений в нефинансовые активы при приобретении (создании) объекта за счет разных источников финансового обеспечения отражается по кредиту счета 430406730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 410600000 «Вложения в нефинансовые активы».

Внимание

Рассмотрим приобретение ОС на конкретном примере. Управление образования приобретает школьный автобус за 760000 рублей. Учреждению выделяется целевая субсидия для покупки на сумму 700000 рублей, оставшиеся 60000 рекомендовано оплатить за счет приносящей доход деятельности.

Школьный автобус указано принять к учету как особо ценное движимое имущество.

Приобретение объекта ос за счет двух источников финансирования

Инфо

ГК РФ, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 8 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное и бюджетное учреждения вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует данным целям, при условии что такая деятельность указана в их учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Поэтому с законодательной точки зрения медицинское учреждение может направить средства, полученные им от оказания платных услуг, на приобретение основных средств, по которому не хватило сумм целевых субсидий.

Изготовление ос из двух источников финансирования

Важно

Рассмотрим порядок оформления данной операции на конкретном примере.Пример: На приобретение 3-х автомобилей (одной марки по одной стоимости) была выделена целевая субсидия (КФО 5) в размере 1 500 000 руб., однако по результатам торгов необходимую технику можно было приобрести только за 1 800 000 руб. Недостающая сумма (300 000 руб.) была уплачена за счет средств приносящей доход деятельности (КФО 2) и отражена как внереализационный расход.

На закладке “Основные средства” следует ввести информацию о принимаемых к учету объектах. Если поступила группа однотипных объектов, приобретенных по одной цене, можно воспользоваться сервисом группового добавления элементов справочника “Основные средства”.(Смотрите Рис.14) (Рис.14) Закладка “Амортизация” заполняется в обычном порядке.

Приобретение основных средств за счет двух источников финансирования

Списание следует оформлять через счет учета прочих расходов: дебет счета 2 401 20 290 «Прочие расходы» кредит счета 2 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства». Одновременно эта же сумма приходуется по основной деятельности: дебет счета 1 201 11 510 кредит счета 1 401 10 180 «Прочие доходы».

Все остальные проводки (по формированию первоначальной стоимости объекта и его оприходованию в составе основных средств) оформляются на счетах бухгалтерского учета рабочего плана счетов по основной деятельности учреждения. Денежные средства не являются объектом обложения НДС, то есть при таком варианте развития событий налог начислять не надо.

Важно запомнитьЕсли средства, полученные в рамках предпринимательской деятельности, потрачены для покупки активов, которые планируется использовать в бюджетной деятельности, учитывать их в налоговом учете не надо.

Приобретаем активы за счет разных источников финансирования

ОМС в учреждении, по результатам которой составили акт, отразив в нем факт нецелевого расходования учреждением средств ОМС. По мнению проверяющих, приобретение учреждением за счет средств ОМС основных средств не предусмотрено тарифом.
Учреждение здравоохранения было вынуждено обратиться в суд. В ходе судебных разбирательств судьями были изучены нормы ст.
ст. 10, 13, 38, 289 БК РФ, ст. 4, п. 1 ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 20, ч. 1, 2 и 4 ст. 30, ч. 1, 7 и 9 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ, положения Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1074 (нарушение было выявлено в 2013 г., сейчас действует Программа на 2015 г.), территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Учет финансового результата автономного учреждения

Обратите внимание! Оплачивать товары (в том числе активы), работы, услуги за счет выделенных субсидий можно в том случае, если они необходимы для выполнения государственного задания в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. Как оформить приобретение ос за счет нескольких источников финансирования? Важно Порядок учета ОС Порядок учета основных средств, приобретенных за счет разных источников финансирования, не установлен ни Инструкцией № 157н, ни Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (далее - Инструкция № 174н), утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (в ред.

от 16.11.2016). Поэтому учреждение должно самостоятельно разработать и утвердить порядок принятия на учет таких объектов в своей учетной политике. Кроме того, необходимо запросить разрешение на проведение таких операций у главного распорядителя.

Новости компании

Когда возникает необходимость использовать средства двух источников, чтобы приобрести основное средство? Как правильно отразить приобретенные за счет разных источников финансирования активы в бухгалтерском учете бюджетных учреждений? Как платить налог на прибыль и НДС в таких случаях? Источники финансирования Необходимость приобретения основных средств (ОС) за счет двух источников финансирования возникает в случае, если у учреждения на лицевом счете недостаточно субсидии, выделенной из соответствующего бюджета на покупку основных средств. Тогда учреждение оплачивает недостающую часть денежных средств за счет средств, полученных им от иной приносящей доход деятельности (т.

е. предпринимательской). При приобретении учреждением актива надо учитывать тот факт, что бюджетное законодательство РФ допускает возмещение бюджетных расходов за счет средств от предпринимательской деятельности.

Приобретение ос за счет различных источников финансирования

Рассмотрим порядок постановки на учет ОС, приобретаемых за счет двух источников финансирования. Учреждение приобретает лабораторный прибор «Иономер» стоимостью 59 000 руб.

для использования в основной бюджетной деятельности по выполнению государственного задания.

На момент оплаты актива денежных средств на лицевом счете в ОФК у учреждения недостаточно, так как финансирование в виде бюджетных ассигнований на статью КОСГУ 310 получено в сумме 40 000 руб., т. е. меньше, чем необходимо для покупки прибора. Недостающая часть будет оплачена за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности.

Бухгалтерские проводки: 1. Произведена частичная оплата за основное средство (прибор) за счет субсидии: Дебет счета 4.302.31.830 Кредит счета 4.201.11.610 - 40 000 руб.

Одновременно такая же сумма отражалась на счетах учета основных средств по основной деятельности в корреспонденции со счетом учета прочих доходов. Применительно к операциям по приобретению (строительству) объектов основных средств схема может быть трансформирована следующим образом: затраты, оплаченные за счет разных источников, отражаются на счетах 1 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 2 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».

По завершении процесса формирования первоначальной стоимости объекта, затраты, аккумулированные на счете 2 106 00 000, списываются в дебет счета 2 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям». Одновременно затраты, учтенные на счете 1 106 00 000, увеличиваются на сумму затрат, оплаченных за счет средств от предпринимательской деятельности (равной сумме, списанной с кредита счета 2 106 00 000).

В приложении к письму Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 приведены бухгалтерские записи по приобретению имущества за счет субсидий на иные цели. (Смотрите Рис.1) (Рис.1) Следует отметить, что хотя в названии операции 2.2.4 упоминается “особо ценное” имущество, в аналитической группе счета 106 указан символ “x”, то есть на КФО 4 может быть переведено и иное движимое имущество. Рассмотрим порядок оформления данной операции на конкретном примере. Пример: На приобретение 3-х автомобилей (одной марки по одной стоимости) была выделена целевая субсидия (КФО 5) в размере 1 500 000 руб., однако по результатам торгов необходимую технику можно было приобрести только за 1 800 000 руб. Недостающая сумма (300 000 руб.) была уплачена за счет средств приносящей доход деятельности (КФО 2) и отражена как внереализационный расход.
Переведен актив с внебюджетной деятельности на бюджетную 2 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» 2 106 31 410 «Уменьшение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения» 17 400 Отражены в бюджетном учете затраты за счет внебюджетных средств 1 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения» 1 401 10 180 «Прочие доходы» 17 400 Оприходовано оборудование 1 101 34 310 «Увеличение стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения» 1 106 31 410 «Уменьшение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения» 35 400 Перевод источника финансирования Более рационально и безопасно (с точки зрения рисков допущения ошибок в налоговом учете) рассматривать ситуацию как оформление перевода источников финансирования (но не материальных активов).

Принять основное средство к учету по разным видам деятельности нельзя. Порядок учета основных средств, приобретенных за счет разных источников финансирования, законодательством не установлен. Официальных разъяснений контролирующих ведомств по этому поводу нет. Поэтому учреждение может самостоятельно разработать порядок учета таких активов и утвердить его в учетной политике. Разработанный порядок согласуйте с учредителем. Порядок отражения в учете операций по приобретению основных средств за счет нескольких источников финансового обеспечения зависит от того, в какой деятельности планируется использовать основное средство. Предлагаемая корреспонденция счетов приведена в ответе.

При этом следует учитывать, что возместить расходы на приобретение ОС за счет целевых субсидий, учреждение может только в случае, если это прописано в соглашении на предоставлении субсидии.

1. Ситуация: Как бюджетному и автономному учреждению отразить в бухучете приобретение основного средства за счет двух источников: частично за счет средств субсидий и частично за счет средств от приносящей доход деятельности.

Принять основное средство к учету по разным видам деятельности нельзя. Это связано с тем, что объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Следовательно, один объект основного средства не может представлять собой отдельные инвентарные объекты , учтенные с разными признаками финансового обеспечения. Такой вывод следует из пунктов 41 , 45 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*

Порядок учета основных средств, приобретенных (созданных) за счет разных источников финансирования, законодательством (в частности, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н , инструкциями 174н , 183н ) не установлен. Официальных разъяснений контролирующих ведомств по этому поводу нет. Поэтому учреждение может самостоятельно разработать порядок учета таких активов и утвердить его в учетной политике (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н ).

Главбух советует: в связи с отсутствием разъяснений, связанных с учетом имущества, приобретенного за счет разных источников финансового обеспечения, разработанный порядок согласуйте с учредителем.*

Следует отметить, что в частных разъяснениях сотрудники контролирующих ведомств высказывают следующую позицию.

Оплатить товары, работы, услуги (в т. ч. основные средства) за счет средств субсидий (полностью или частично) можно при условии, что они необходимы для выполнения госзадания и их покупка предусмотрена планом финансово-хозяйственной деятельности. Соответственно, учитывать такие товары (работы, услуги) нужно по коду вида финансового обеспечения 4 - «субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания».

Оплачивать за счет средств субсидий товары (работы, услуги), которые планируется использовать в предпринимательской деятельности, нельзя. Объясняется это тем, что субсидии предоставляются учреждению на конкретные цели (в частности, выполнение госзадания, содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств учредителя). Такой вывод следует из пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 6 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, частей 3 , 4 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Поэтому, если за счет средств субсидий были оплачены товары (работы, услуги), которые предназначены для использования в предпринимательской деятельности (например, в случае отсутствия на счете средств от приносящей доход деятельности), остаток на счете по учету субсидий необходимо восстановить после появления средств от платной деятельности. А товары (работы, услуги) учесть по коду вида финансового обеспечения 2 - «приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)». Для восстановления остатка субсидий (или иного источника финансирования) предусмотрен счет 0.304.06.000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 145-147 Инструкции № 174н , п. 173-175 Инструкции № 183н ).*

Порядок отражения в бухучете операций, связанных с приобретением основного средства за счет нескольких источников, зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Порядок отражения в учете операций по приобретению основных средств за счет нескольких источников финансового обеспечения зависит от того, в какой деятельности планируется использовать основное средство.

ОС планируется использовать в рамках приносящей доход деятельности

Если основное средство планируется использовать в рамках приносящей доход деятельности, а на момент оплаты на лицевом счете недостаточно средств по данному виду финансового обеспечения, в учете сделайте проводки:

Дебет 2.302.31.830 Кредит 2.201.11.610
- отражена оплата части стоимости основных средств за счет средств от приносящей доход деятельности;

Кредит 18 (код КОСГУ 310)

Дебет 4.304.06.830 Кредит 4.201.11.610
- отражена оплата части стоимости основных средств за счет субсидий (принятие к учету дебиторской задолженности в части оплаты стоимости основных средств за счет средств субсидий) (на основании справки по форме № 0504833 и выписки с лицевого счета);

Кредит 18 (код КОСГУ 310)
- отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 2.302.31.830 Кредит 2.304.06.730
- отражено принятие к учету кредиторской задолженности в сумме средств, полученных учреждением за счет субсидий и направленных на исполнение обязательств, принятых в рамках предпринимательской деятельности (на основании справки по форме № 0504833 );

Дебет 2.106.31.310 (2.106.11.310, 2.106.21.310) Кредит 2.302.31.730
- отражены затраты на приобретение основного средства;

Дебет 2.101.36.310 (2.101.11.310, 2.101.26.310...) Кредит 2.106.31.310 (2.106.11.310, 2.106.21.310)
- принято к учету основное средство по первоначальной стоимости.

При поступлении средств от платной деятельности восстановите на счете сумму субсидий, израсходованную на приобретение основных средств (на основании справки по форме № 0504833 ). При этом движение средств на лицевом счете не происходит. В учете сделайте записи:

Дебет 4.201.11.510 Кредит 4.304.06.730
- отражено восстановление на счете суммы субсидий, привлеченной на приобретение основных средств;

Дебет 18 (код КОСГУ 310)
- отражено восстановление кассовых расходов на счете по учету субсидий;


- отражено уменьшение задолженности в сумме субсидий, привлеченных на приобретение основных средств, за счет поступивших на лицевой счет средств от платной деятельности;

Кредит 18 (код КОСГУ 310)
- отражено выбытие средств со счета по учету средств от платной деятельности.

ОС планируется использовать в рамках выполнения госзадания

Если основное средство планируется использовать в рамках выполнения госзадания, а на момент оплаты на лицевом счете недостаточно средств по данному виду финансового обеспечения, в учете сделайте проводки:

Дебет 4.302.31.830 Кредит 4.201.11.610
- отражена оплата части стоимости основных средств за счет средств субсидий;

Кредит 18 (код КОСГУ 310)
- отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 2.304.06.830 Кредит 2.201.11.610
- отражена оплата части стоимости основных средств за счет средств от платной деятельности (принятие к учету дебиторской задолженности в части оплаты стоимости основных средств за счет средств от платной деятельности) (на основании справки форме № 0504833 ) и выписки с лицевого счета);

Кредит 18 (код КОСГУ 310)
- отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 4.302.31.830 Кредит 4.304.06.730
- отражено принятие к учету кредиторской задолженности в сумме средств, полученных учреждением за счет средств от платной деятельности и направленных на исполнение обязательств, принятых в рамках выполнения госзадания (на основании справки

Представим ситуацию: учреждению необходимо приобрести актив, но бюджетных средств на его покупку недостаточно и руководство принимает решение недостающую сумму доплатить за счет средств от приносящей доход деятельности. Допускает ли законодательство приобретение активов за счет разных источников финансирования? Как правильно оприходовать такой актив, избежав ошибок в бухгалтерском и налоговом учете? В настоящей статье на эти вопросы отвечает , консультант «Бухгалтерии Онлайн» по вопросам бюджетного учета.

Можно ли купить ОС за счет разных источников финансирования?

Бюджетное законодательство РФ допускает возмещение бюджетных расходов за счет средств от приносящей доход деятельности. А вот погашение внебюджетных расходов за счет бюджетных средств недопустимо. По сути это будет нецелевое использование бюджетных средств ( БК РФ), которое повлечет ответственность по КоАП РФ. То есть штраф для должностных лиц в размере от 4 тысяч рублей до 5 тысяч рублей; для юридических лиц — от 40 тысяч рублей до 50 тысяч рублей.

Типичная ошибка

Как известно, номер счета бюджетного учета состоит из 26 разрядов и включает в себя источник финансирования. На первый взгляд, принятие к учету объекта, приобретенного за счет разных источников финансирования, необходимо отразить на нескольких счетах бюджетного учета. Однако такой подход недопустим, поскольку приведет к многочисленным ошибкам в учете.

Рассмотрим ситуацию на конкретном примере:

Пример 1

Бюджетное учреждение приобретает многофункциональное устройство стоимостью 15 800 рублей, в том числе НДС — 2 410,17 рублей.

Из бюджетных средств выплачено 10 000 руб., остальная часть приобретенного актива оплачена за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности — 5 800 руб. Предположим, что налогом на добавленную стоимость внебюджетная деятельность учреждения не облагается.

Порядок отражения операций в бюджетном учете:

3. Отражены затраты по оборудования за счет средств от приносящей доход деятельности:

4. Отражены затраты по приобретению оборудования за счет бюджетных средств:

Внимание! Следующая бухгалтерская проводка неверна:

Оприходовано многофункциональное устройство:
Дт 1 101 34 310 Кт 1 106 31 410 — 10 000 рублей
Дт 2 101 34 310 Кт 2 106 31 410 — 5 800 рублей.

Какие же проблемы могут возникнуть вследствие отражения объекта, приобретенного за счет разных источников финансирования, на нескольких счетах бюджетного учета? Такой учет приведет к ошибкам при начислении амортизации, проведении инвентаризации и переоценки, при внутреннем перемещении и списании такого объекта.

Отразите порядок в учетной политике

На первый взгляд, самый простой выход — не приобретать основные средства за счет нескольких источников, поскольку это вносит излишнюю путаницу в учет. Но такой подход не всегда приемлем. Если для покупки основного средства недостаточно бюджетных средств, учреждение может привлечь средства, полученные в рамках предпринимательской деятельности.

Попробуем разобраться, как это сделать.

Итак, учреждение принимает решение приобрести объект основного средства за счет двух разных источников финансирования.

Поскольку действующим законодательством не определено, как оприходовать актив в такой ситуации, необходимо разработать и утвердить порядок учета таких операций в учетной политике учреждения. Например, так:

«При оплате объектов основных средств за счет нескольких источников финансирования (бюджетных средств и средств, полученных от приносящей доход деятельности) принятие к учету таких объектов производить следующим способом…»

Кроме того, необходимо запросить разрешение на проведение таких операций у Главного распорядителя.

На практике известны два способа учета основных средств, приобретенных за счет разных источников финансирования.

Способ № 1: перевод нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную

Самый распространенный способ учета основных средств, приобретенных за счет разных источников основан на переводе нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную. Порядок такого перевода приведен в письме Минфина России от 25.05.06 № 02-14-10A/1354. Правда, там речь идет не о частичном финансировании, а о переводе основных средств, которые приобретены за счет средств от коммерческой деятельности, в состав активов, используемых в основной деятельности. Однако такой методологический подход позволяет корректно списывать расходы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Необходимо отметить, что бухгалтерские записи приведены в письме на основании уже недействующей Инструкцией по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 10.02.06 № 25н). Поэтому при составлении бухгалтерских записей для современного государственного учреждения необходимо использовать действующую Инструкцию по бухгалтерскому учету, на основании которой работает учреждение (Инструкция по бюджетному учету для казенных учреждений, Инструкция по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений, либо для автономных учреждений).

Пример 2

Порядок отражения операций в бюджетном учете будет следующий:

1. Отражена оплата за счет средств от приносящей доход деятельности:
Дт 2 302 31 830 Кт 2 201 11 610 — 5 800 рублей

2. Отражена оплата за счет бюджетных средств:
Дт 1 302 31 830 Кт 1 304 05 310 — 10 000 рублей

3. Отражены затраты по приобретению многофункционального устройства за счет средств от приносящей доход деятельности:
Дт 2 106 31 310 Кт 2 302 31 730 — 5 800 рублей

4. Отражены затраты по приобретению многофункционального устройства за счет бюджетных средств:
Дт 1 106 31 310 Кт 1 302 31 730 — 10 000 рублей

5. Произведен перевод расходов с внебюджетной деятельности на бюджетную:
Дт 2 401 20 241 Кт 2 106 31 410 — 5 800 рублей

6. Отражены затраты по поступлению основных средств за счет внебюджетных средств и доходы бюджета:
Дт 1 106 31 310 Кт 1 401 10 180 — 5 800 рублей

7. Оприходовано многофункциональное устройство:

Обратите внимание: при принятии всей уплаченной за основное средство суммы на бюджет учреждение не вправе рассчитывать на возмещение НДС, поэтому основное средство принимается к учету по стоимости, включающей соответствующие суммы НДС.

Способ № 2: перевод источника финансирования

При переводе источника финансирования суммы задолженности учреждения перед поставщиками ОС (а также перед поставщиками и подрядчиками сопутствующих работ и услуг) отражаются на счетах бюджетного учета по основной деятельности.

Далее средства по приносящей доход деятельности списываются. Причем, в данном случае применение счета 2 401 20 241 (безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям) будет неправомерным. Списание следует оформлять через счет учета прочих расходов.

Пример 3

Условия совпадают с условиями примера 1.

1. Отражены затраты по приобретению многофункционального устройства за счет бюджетных средств:
Дт 1 106 31 310 Кт 302 31 730 — 15 800 рублей

2. Оприходовано оборудование:
Дт 1 101 34 310 Кт 1 106 31 410 — 15 800 рублей

3. Отражена частичная оплата оборудования за счет бюджетных средств:
Дт 1 302 31 830 Кт 1 304 05 310 — 10 000 рублей

4. Оформление перевода источника финансирования:
Дт 2 401 20 290 КТ 2 201 11 610 — 5 800 рублей
Дт 1 201 11 510 КТ 1 401 10 180 — 5 800 рублей

5. Перечислена оставшаяся сумма задолженности за многофункциональное устройство:
Дт 1 302 31 830 Кт 1 201 11 610 — 5 800 рублей.

Поскольку денежные средства не являются объектом обложения НДС, то при таком способе учета налог начислять не надо ( НК РФ).

Кроме того, необходимо отметить, если основное средство планируется использовать в основной деятельности, то затраты на его покупку, понесенные в рамках приносящей доход деятельности в налоговом учете не отражаются. Такой вывод следует из положений главы 25 НК РФ.

Какой способ выбрать?

Некоторые эксперты и консультанты по бюджетному учету склоняются к тому, что второй способ более рационален и безопасен (с точки зрения рисков допущения ошибок в налоговом учете). Такой способ учета основных средств подразумевает именно оформление перевода источников финансирования, а не материальных активов.

Однако, на наш взгляд, более правильным и понятным как для бухгалтеров, так и для контролирующих органов будет именно первый способ (перевод нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную). Ведь второй способ подразумевает списание денежных средств с лицевого счета учреждения без оправдательных документов. А это противоречит требованиям законодательства, и контролирующие органы могут расценить такую операцию как неправомерный расход.

Отражение в 1С

Рассмотрим оформление операций с объектом основных средств, приобретенных за счет разных источников финансирования, в программе 1С исходя из данных примера № 2.

Операции 1,2 оформляются документами «Заявка на кассовый расход»; операции 3,4 — «Покупка ОС».

Операции 5,6 — не типичные, поэтому оформляются документами «Операция бухгалтерская», в результате заполнения которых (форма по ОКУД 0504833). Данные записи можно ввести в одном документе.

Как оформить приобретение ОС за счет нескольких источников финансирования?



Получили субсидию на иные цели (КФО 5) на приобретение объектов ОС. Денег не хватило , поэтому частично оплатили с предпринимательской деятельности (КФО 2). Купили автомобили. Какими бухгалтерскими записями оформить данную операцию и как отразить ее в программе? Учреждение - бюджетное, на субсидиях.

Письмом Минфина России доведены разъяснения об отражении в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений приобретения имущества за счет субсидий на иные цели (КФО 5). В частности предусмотрено принятие к учету вложений в особо ценное имущество , произведенных за счет субсидий на иные цели, по виду деятельности "4" (КФО 4) на основании Справки (ф. 0504833 ).

В приложении к письму Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 приведены бухгалтерские записи по приобретению имущества за счет субсидий на иные цели.

(Смотрите Рис.1)

(Рис.1)

Следует отметить, что хотя в названии операции 2.2.4 упоминается “особо ценное” имущество, в аналитической группе счета 106 указан символ “x”, то есть на КФО 4 может быть переведено и иное движимое имущество.

Рассмотрим порядок оформления данной операции на конкретном примере.

Пример:

На приобретение 3-х автомобилей (одной марки по одной стоимости) была выделена целевая субсидия (КФО 5) в размере 1 500 000 руб., однако по результатам торгов необходимую технику можно было приобрести только за 1 800 000 руб. Недостающая сумма (300 000 руб.) была уплачена за счет средств приносящей доход деятельности (КФО 2) и отражена как внереализационный расход. Согласно Учетной политике учреждения по КФО 5 ведется учет по бюджетной классификации – в Структуре рабочего плана счетов учреждения для КФО 5 установлен тип КПС “Бюджетная классификация”.

Формирование фактической стоимости ОС

В программе “1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8” формирование вложений в объекты основных средств (операция 2.2.2) отражается документом “Покупка ОС и НМА ” с соответствующей операцией.
При приобретении ОС за счет средств субсидий на иные цели в документе “Покупка ОС и НМА ” следует указать КФО – 5.

(Смотрите Рис.2)



(Рис.2)

На закладке “Капитальные вложения ” документа “Покупка ОС и НМА ” указывается элемент справочника “Основные средства ”.

Важно! Если объект приобретен за счет нескольких КФО, в справочник “Основные средства” для группы однотипных ОС следует ввести одну позицию с видом НФА “Капитальные вложения”. Остальные реквизиты можно не заполнять. (Смотрите Рис.3)

(Рис.3)

В документе “Покупка ОС и НМА ” для этой позиции следует указать количество поступивших объектов однотипных ОС и сумму вложений за счет целевой субсидии.

(Смотрите Рис.4)

(Рис.4)

Формирование капитальных вложений за счет средств приносящей доход деятельности оформляется в том же порядке. В документе “Покупка ОС и НМА ” следует указать КФО – 2.

Важно! В качестве Объекта капвложения должен быть тот же элемент справочника “Основные средства” с видом “Капвложения”, на который были отнесены затраты по КФО 5. Количество объектов указывать не следует. (Смотрите Рис.5)


(Рис.5)


Отнесение затрат на другой вид деятельности

Операция по принятию к учету по виду деятельности "4" вложений в особо ценное имущество , произведенных за счет субсидий на иные цели (операция 2.2.4), в программе “1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8” оформляется документом "Перенос затрат по НФА на другой КФО , КПС " (находится в меню «ОС, НМА, НПА» – «Прочие операции»).

В шапке документа в качестве реквизита “Счет ” следует выбрать аналитический счет, по которому необходимо выполнить перенос данных, в условиях примера - 106.31.
На закладке "Общая " в группе "Реквизиты Списания " следует указать КФО и КПС , с которых надо перенести вложения, а также счет (Счет списания ), через который производится списание затрат со старого КФО (КПС), и его аналитику.

В группе "Реквизиты оприходования " следует указать КФО и КПС , на которые переносятся вложения, а также счет (Счет оприходования ), через который производится списание затрат на новые КФО, КПС, и его аналитику.(Смотрите Рис.6)


В соответствии с положениями письма Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 (операция 2.2.4) при переносе вложений с КФО 5 на КФО 4 в качестве транзитного счета следует указывать счет 304.06.


(Рис.6)


На закладке "Капвложения " следует указать объект, капвложения по которому следует перенести на другой КФО (КПС). Количество и стоимость, учтенные по объекту, будут указаны автоматически. (Смотрите Рис.7)


(Рис.7)

Операция по принятию к учету по КФО 4 вложений, произведенных за счет средств приносящей доход деятельности (КФО 2), также оформляется документом "Перенос затрат по НФА на другой КФО , КПС ".

По КФО 2 документ "Перенос затрат по НФА на другой КФО, КПС " оформляется в том же порядке, как по КФО 5, с учетом следующих особенностей.

1. Поскольку на счете 2.106.31 учитывается только сумма капитальных вложений, в шапке документа следует включить флажок "Передача капитальных затрат ".

2. Следует отметить, что для переноса вложений с КФО 2 на КФО 4 следует использовать счета 401.20.241 и 401.10.180 , поскольку по КФО 2 необходимо отразить внереализационные расходы. Поэтому в качестве Счета списания следует указать счет 401.20.241 , в качестве Счета оприходования следует указать счет 401.10.180 . (Смотрите Рис.8)


(Рис.8)

3. На закладке "Капвложения " следует указать тот же элемент справочника “Основные средства” с видом “Капвложения ”, на который изначально были отнесены затраты по КФО 5.

Выбор объектов в таблицу можно производить при помощи кнопки “Подбор ”, которая открывает либо справочник “Основные средства ”, либо таблицу с уже отобранными объектами, учитываемыми на указанном счете по старым КФО и КПС.

Если подбор производится из справочника “Основные средства ”, определение стоимости объекта производится по нажатию кнопки “Рассчитать ” на панели таблицы. (Смотрите Рис.9)


Поскольку на счете 2.106.31 учитывается только сумма капитальных вложений, количество не указывается.


(Рис.9)

Если сформировать стандартный отчет “Оборотно-сальдовая ведомость по счету 106 ” с группировкой по КФО и отбором по субконто “Основные средства ” по объекту, на котором собирались затраты, то увидим, что все капитальные вложения отнесены на КФО 4. (Смотрите Рис.10)