Ребенок царя давида от вифи. Давид псалмопевец. Грехопадение святого царя

Одним из удивительных обстоятельств на земле является то, что разные люди уживаются вместе! С разными мировоззрениями и характерами, привычками и опытами. Порою диву даёшься, как могут сосуществовать диаметрально противоположные личности? Если такое согласие достигнуто в масштабе одной семьи – удивляешься вдвойне! В таком случае индивидуумы (читай: антиподы) сходятся под одной крышей. В Библейской истории встречалось подобное…
У человека «по сердцу Бога» наблюдается полигамия (или многожёнство). Поразительны пути, которые прошли его будущие супруги. Часто они оказываются непохожими и, даже, противоположными. Только принадлежность к царской семье Давида, впоследствии, объединяла жён помазанника Божия. Две женщины, две вдовы, две истории, две судьбы, два урока… У обеих есть схожесть и есть различие. Обе до брака с помазанником Божиим имели свои семьи.
На Вирсавию обратил внимание царь в то время, когда она купалась в непосредственной близости от царя (2Цар.11:2). По крайней мере, она находилась в поле зрения отдыхающего на крыше правителя. До конца невыясненными остаются намерения красивой леди. Знала ли, имеющая мужа женщина о том, что за ней наблюдает глава государства? Можно предположить, что и не догадывалась, хотя сегодня визит в маленький городок, даже не первого лица страны, а его полномочного представителя, вряд ли останется незамеченным. Возможно, что место жительства Вирсавии было в непосредственной близости от царской резиденции и, ничего не подозревающая домохозяйка спасалась от палестинского солнцепёка? Так или иначе, но царь увлёкся красотой замужней женщины, да так, что дошло дело до греха...
Муж у Вирсавии описан человеком благородным и честным. Урия являлся настоящим патриотом своего народа. Такое заключение можно сделать по его отказу зайти в свой дом, в то время как его товарищи «пребывают в поле» (2Цар.11:11).
Согрешивший правитель искал возможность избавиться от улик своего блуда и, в конечном счёте, он достиг цели. Муж красивой женщины погиб смертью храбрых в сражении за свою родину и за свою семью (2Цар.11:17). Теперь царь свободен, взять в жёны чужую супругу, чем он и воспользовался официально после того, как закончились дни плача по убиенному герою (2Цар.11:26-27).
На этом закончим изложение библейской истории прежней жизни вдовы Урии. (Мы также не станем анализировать причины отпадения многожёнца Соломона, как человека, видевшего с детства отрицательные примеры супружеской жизни). Нашей задачей являлось проследить путь Вирсавии до царского замужества. Её муж Урия был настоящим мужчиной. Как говорят люди: «это был самый мужчинистый мужчина!» Он являлся патриотом своего народа, защитником отечества и замечательным человеком. Прямо или косвенно, но жена стала причиной его смерти.
Другая супруга царя Авигея до сочетания с Давидом была замужем за человеком, который представлен в Библии как «человек жестокий и злой нравом», хотя сама «женщина была весьма умная и красивая лицем» (1Цар.25:3). Первый муж Навал, в отличие от Урии (мужа из первой истории) не был зависим от царя, не занявшего ещё престол и находящегося в гонениях. Давид по сложившимся обстоятельствам был вынужден послать к Навалу десять отроков, как к человеку богатому с просьбой дать что-нибудь из того, что найдёт рука его (1Цар.25:5-8). Навал проигнорировал просьбу будущего монарха, оскорбив его, причисляя к категории «рабов, бегающих от господ своих» (1Цар.25:10). Над безрассудным богачом реально возникла угроза физического уничтожения. Давид сказал людям своим: «опояшьтесь каждый мечём своим… и пошли …около четырёхсот человек…» (1Цар.25:13). Авигея, услышав о том, как обошёлся супруг с посланниками Давида, не стала информировать главу своей семьи о своих намерениях, но предприняла меры по спасению нечестивого мужа. Навьючив на ослов 200 хлебов, мехи с вином, зерно, связки с изюмом и смоквами она отправилась на встречу мстителям (1Цар.25:14-19). Она падала «на лице своё», кланялась до земли, падала к ногам Давида, исповедывалась в грехах, объясняла причину безумия своего Навала (имя которого означает «безумный»). Будущий царь сменил гнев на милость, пояснив, что если бы она «не поспешила и не пришла на встречу» ему, то «до рассвета утреннего» тот не оставил бы никого в живых из мужского пола (1Цар.25:23-34). Хоть Навал всё-таки умер от возможного инфаркта («замерло в нём сердце его, стал он как камень» (1Цар.25:37), но руки Давида не было на нём. Супруга сделала всё возможное для спасения мужа, пройдя через унижения, и проявив мудрость и смекалку. Она стала женой Давида (1Цар.25:39-43).
Итак, две жены царя Давида: Вирсавия и Авигея. Две женщины, две истории, две судьбы, два урока… У обеих судьбы похожие, но есть и различия.
Одна имела национального героя (впоследствии ставшего знаменитым и в международных кругах) и погубила своего прежнего супруга, пусть даже и косвенно, т.е. не своими руками. Другая спасла человека, который не заслуживал этого, потому что был злым. Одна была красивой видом, а другая, бывши красивой лицом, прослыла мудрой. Что лучше? В народе говорят: «не родись красивой, но родись счастливой»!
Каждая супруга призвана созидать свой дом, потому что именно она, как говорят в народе, является хранительницей домашнего очага. В современной семье находятся авигеи и вирсавии. Кто-то старается спасти своего мужа от его пусть даже неправильных поступков, а кто-то ругает главу семьи за мудро принятые решения. Да благословит Господь каждую христианку, имеющую семью, строить взаимоотношения с домашними и близкими людьми на любви и доверии!
И ещё один урок, который вытекает из сопоставления этих историй. В Невесте Христа, которую именуют Церковью, находят покой разные люди. Разные по характеру, по темпераменту, по прошлому опыту. Но в Иисусе они становятся одной семьёй. Как важно любить друг друга независимо от того, считаем ли мы кого-то людьми злыми или добрыми! Как необходимо заступаться за другого члена Божьей семьи по примеру мудрой женщины Авигеи!

Древний израильский народ был разделен на двенадцать колен, которые назывались по именам их прародителей. Колено, в котором родился будущий царь и пророк Давид , носило имя Иуды. Имя отца - Иессей, он занимал один из высоких постов в городе Вифлеем.

Отроческие годы

Давид является дальним предком Его мнимого отца Иосифа (Праведный Иосиф был обручен с Пресвятой Девой Марией). Предположительно, будущий царь родился около 1040 г до н.э. Об этом повествует житие святого царя Давида.

Кроме Давида, в семье было еще семеро сыновей. Он был младше их всех. В отрочестве он работал пастухом овец в хозяйстве своего отца. Уже в то время он стал ощущать в своем теле богатырскую силу, а в душе - талант песнопевца. Его покой нарушали львы, медведи и другие дикие звери, которые покушались красть овец. Но отрок без оружия, с голыми руками гнался за хищником и отнимал овцу, а если зверь проявлял агрессию - могучий отрок мог без оружия убить его.

В свободное время отрок сделал себе струнный инструмент и под его аккомпанемент слагал песни. Впоследствии инструменты этого типа получили название псалтирион (или псалтирь), а вдохновенные песни, которые он сочинял в течение всей жизни, легли в основу Псалтири - одной из основных молитвенных книг православных христиан.

Царь Давид (Герриг ван Хонтхорст, 1611)

Как Царь Саул прогневал Бога

Около 1029 г до н.э. во главе Израильского царства стал Саул из колена Вениаминова, помазанный пророком Самуилом. Но правитель не проявил должного послушания Воле Божьей.

В начале войны с филистимлянами он самовольно принес всесожжения, не дождавшись прихода Самуила. Позднее он не выполнил волю Божию, переданную через пророка, - не уничтожил полностью побежденный варварский народ амаликитян. С того момента Самуил объявил ему, что он навлек на себя Гнев Божий. После этого царствование продолжалось всего несколько лет.

Читайте о других пророках Ветхого Завета:

Кроме того, он заболел психическим недугом - стал впадать в тяжелую депрессию с приступами раздражительности и гнева.

Новый избранник Бога

По повелению Господнему пророк Самуил пришел в Вифлеем, дождался прихода Давида и помазал его елеем на царство. С того дня на отроке была благодать Божья.

Через некоторое время стало известно о психической болезни Саула. Его приближенные старались найти способы облегчить его состояние. Тогда они решили пригласить искусного музыканта и певца. Выбор пал на Давида.

Отроку своей игрой удавалось временно облегчать состояние господина, и юноша был возведен в ранг царского оруженосца.

Поединок с Голиафом

В то время началась очередная война с филистимским народом. Правитель выступил против них во главе войска. Филистимляне предложили потягаться силами и выставили чудовищного великана Голиафа. Никто из израильских воинов не нашел в себе достаточно храбрости, чтобы выйти против него. Голиаф становился все высокомернее и громко ругался на израильтян. Так продолжалось сорок дней.

Интересно. Рост Голиафа составлял почти три метра.

В израильском войске были все сыновья Иессея, кроме Давида. Отец послал его принести братьям пищу. В этот момент он увидел нагло ведущего себя Голиафа и внутренне возмутился. Отрок попросил у царя разрешения выступить против вражеского великана. Правитель согласился. Сначала юношу облекли в воинские доспехи, но он снял их, надел свою обычную пастушескую одежду и взял пращу.

Когда Давид выступил на поединок, Господь такую меткость и силу вложил в его руки, что Голиаф намертво был сражен камнем, пущенным из пращи. Шокированные филистимские воины бежали с поля боя.

Праведный Давид Псалмопевец

Начало вражды

Господин был обрадован этим известием и поставил псалмопевца в ранг военачальника. Войско возвращалось домой с победой, по дороге женщины встречали их песнями, ставившими военные подвиги Давида выше, чем подвиги Саула. Подобное содержание песен очень не понравилось господину. С того времени он начал таить в душе вражду против псалмопевца. Приступы его душевной болезни стали возвращаться.

Занятие - успокаивать музыкой Саула - было очень опасным. Во время особенно тяжких припадков царь два раза метнул в юношу копье, но Бог сохранил его живым. Затем Давид был поставлен начальником над тысячей воинов. Это был хитрый ход правителя, который отправил юношу в опасность на войну, надеясь, что он там погибнет.

Саул, в случае успеха на войне, пообещал выдать за него свою дочь Мерову, но не сдержал обещание, когда воин вернулся с победой.

Господин предложил другую дочь - Мелхолу - и отправил воеводу на войну снова. Тот снова вернулся с победой, и брак состоялся. Саула это раздражало еще больше. Между тем, дружескими чувствами к Давиду проникся Ионафан, один из сыновей господина.

После этого господин больше не скрывал своей ненависти. Когда воин в очередной раз вернулся с войны, царь снова метнул в него копье, а потом послал своих воинов расправиться с ним. Он был окружен в своем доме, но Господь не допустил его смерти, и жена помогла ему спастись.

Годы гонений

С того момента началось открытое преследование избранника. В израильских городах под страхом смертной казни запрещено было принимать его. Мелхола была выдана за другого. Бог послал извещение избраннику через пророка Гада, и тот укрылся в гористой местности вблизи Вифлеема. К нему стали присоединяться другие люди, обиженные правителем. Вскоре собрался небольшой отряд воинов.

Царь со своим войском продолжал преследовать его. Случилось так, что Саул зашел в ту самую пещеру, в которой скрывался Давид. У избранника была возможность убить своего гонителя, но он только отрезал край его мантии. Когда господин вышел из пещеры, Давид показал ему кусок ткани в доказательство того, что он не воспользовался возможностью убийства. Юноша просил примирения и заверял, что в его замыслах зла нет. Сначала это произвело впечатление на гонителя, и тот временно оставил святого в покое.

Мирное настроение длилось недолго. Через некоторое время он опять двинулся во главе войска против помазанника.

И снова произошел подобный случай - Давиду удалось незамеченным проникнуть в шатер, где Саул спал, и взять его копье. Затем он вышел и издали показал копье. Это благородство снова впечатлило гонителя, и он ушел.

Воцарение Давида

Но помазанник не имел полного доверия к обещаниям своего гонителя. Он переселился в филистимский город Секелаг. Как раз началась очередная война между филистимским и израильским народами. Давид вынужден был исполнить свой воинский долг и со своим отрядом пойти против своего родного народа.

Но, Промыслом Божиим, филистимские военачальники потеряли к нему доверие и отправили обратно в Секелаг. К тому моменту город как раз был разорен амаликитянами. Военачальник догнал их, наказал и вернул пленных обратно.

Тем временем шли сражения между Израилем и филистимлянами. Саул потерпел поражение, попал в окружение филистимских лучников и был тяжело ранен. Не желая попадать в руки ненавистного врага и отчаявшись, он покончил самоубийством. Он приказал амаликитянину убить его мечом.

Важно. Это один из трех случаев самоубийств , которые имеют место в Библии (два других - самоубийства Иуды и богатыря Самсона).

В той войне погиб и Ионафан. Амаликитянин с радостью отправился к Давиду, надеясь получить награду. Но реакция помазанника была прямо противоположной - он восскорбел о своем обидчике и приказал казнить вестника.

Памятник царю Давиду в Иерусалиме

Новый царь

После смерти гонителя помазанник стал правителем одной из частей Израильского государства. Остальной территорией правил сын прежнего господина Иевосфей. Продолжалось это недолго. Собственные телохранители предали и убили Иевосфея. Они пришли к Давиду, рассчитывая на награду. Но тот в очередной раз восскорбел о гибели своего соперника и приказал казнить предателей.

После этого помазанник был поставлен правителем над всем Израилем. Столицей нового государства стала одна из крепостей, которую назвали Иерусалимом. Сюда был перенесен Ковчег Завета. Новый царь планировал построить здесь Храм Божий, но через пророка получил извещение о том, что это дело будет доверено его преемнику.

Наступил период справедливого царствования.

Грехопадение святого царя

Но если скорби и гонения оказываются бессильными сломить дух праведника, то впоследствии против него могут начать борьбу роскошь и удовольствия. Царь был пленен красотой замужней женщины и не захотел бороться против греховного желания. То была Вирсавия, жена Урии - одного из воевод.

Давид совершил два тяжких греха - прелюбодеяние и убийство . Он взял себе Вирсавию, а Урию послал на смерть в опасную точку на поле боя, где тот погиб. Возможно, если бы не случилось этой победы дьявола над избранником Божьим, жизнь правителя и его народа могла бы пойти по совершенно другому пути.

Господь через пророка Нафана обличил грехи царя. И хотя тот раскаялся в содеянном, но впоследствии понес тяжкие наказания от Бога.

Важно. В раскаянии Давид сочинил пятидесятый псалом , который позднее станет одной из покаянных молитв христиан.

Читайте о других псалмах Давида:

Наказания за грех

Начались бедствия для царя и народа. Сначала произошла распря между двумя сыновьями царя от разных жен - Амноном и Авессаломом. Авессалом подло убил Амнона и бежал. Но через несколько лет отец простил его. Авессалом не оценил великодушия отца и начал возбуждать против него восстания в народе.

Давид снова, как в годы юности, вынужден был покинуть столицу. Сопровождали его не только сочувствующие, но и враги - они поносили его.

Началась гражданская война. Вокруг законного правителя объединилась верная ему часть народа. Давид особенно беспокоился о том, как бы не был убит Авессалом в сражении, но вопреки его приказам, один из воевод убил Авессалома. Скорбь святого не знала границ.

Гнев Божий был также излит в виде голода и моровых язв для народа. Правитель все принял со смирением.

Мирное окончание царствования Давида

Последние годы правления святого царя прошли в благоденствии и мире. Царь приготовлял для своего наследника материалы для строительства Храма. От Вирсавии родился новый сын Соломон, и именно его Господь избрал в качестве будущего царя. Соломон был помазан на царство еще при жизни отца. Правление святого царя продолжалось сорок лет, и умер он в мире и старости.

Интересно. По одной из версий, гробница царя Давида находится на Сионской горе. На той же горе расположено место, в котором прошла Тайная Вечеря.

Блажен муж

По слову богодухновенного святителя Игнатия Брянчанинова, Давид имел все земные утешения - богатство, силу, славу, красоту, жен и детей, но ни в одном из них не признал блаженства. Человеческое блаженство было найдено им в послушании Воле Божьей и хранении себя от грехов: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…»

Важно! Этому святому молятся о даре покаяния, о защите Отечества от врагов, о милости от правителей, о православном воинстве, о помощи в плотских искушениях.

Посмотрите видео о царе Давиде

Святой царь и пророк Давид вошёл в историю в образе идеального царя, национального героя и псалмопевца.

Является потомком колена Иудина из которого, согласно пророчеству, должен произойти Мессия. Он был избран Богом править народом Израиля за кротость свою и веру.

На царство был помазан трижды: в отрочестве пророком Самуилом, в 27 лет – на царство Иудейское, и в 30 – на объединённое царство Израиля.

Житие Давида

Давид был младшим сыном одного из старейшин Вифлеема Иессея. Будучи юношей, пас стада овец, показывая бесстрашие в схватках с дикими зверями. Благодаря своему кроткому характеру и глубокой вере ещё в отрочестве получил благословение от Бога стать царём Израиля.

Саул, правивший государством в это время, стал неугоден и оставлен Господом за непокорность, был одержим приступами неконтролируемого гнева. Прослышав о Давиде, который стал искусным музыкантом, пригласил его ко двору для усмирения своей боли.

Вскоре, в возрасте 18 лет, победил самого сильного воина филистимлян – Голиафа, прекратив войну. После этого был назначен тысячником еврейской армии и женился на младшей дочери царя Мелхоле. Своей смелостью и воинскими успехами снискал любовь и уважение народа, чем навлёк на себя покушения и гонения от царя Саула, которые продолжались до самой смерти последнего.

Спасаясь от преследований, Давид со своими сторонниками (600 воинов) бежал в земли прежних врагов – филистимлян. Король Анхус позволил ему поселиться в городе Секелаге. Давид с небольшим войском совершали набеги на амаликитян, живших в округе, часть добычи отдавали Анхусу. Мелхолу же в его отсутствие выдали замуж.

Меч Давида

После того как Давид отсёк голову Голиафу, он овладел его мечом, но не желая пользоваться им как оружием, относит в Нову.

Для Давида меч – это символ победы веры в Бога над оружием. Именно поэтому, когда он бежал от Саула, он забирает у священника Ахимелеха этот меч.

Царь Саул в это время продолжал воевать с филистимлянами. После гибели его и старшего сына Ионафана и поражения израильтян, Давид был провозглашён царём Южного царства со столицей в Хевроне. Младший сын Саула Иевосефей два года вёл войну с Давидом, но был предательски убит собственными военачальниками. С момента Давид становится властелином всего Израиля.

Царство Давида

Давид царствовал 40 лет, из которых 7 – управлял Иудеей, 33 – Израилем. В XI веке до н.э. израильтяне в ходе завоеваний заняли город Иерусалим.

Царь Давид построил дворец на месте старого города и провозгласил Иерусалим столицей Израиля, значительно расширив его. Постройка скинии и перенос в неё Ковчега завета – служили цели превращения Иерусалима в главный культовый центр государства. Давид провёл ряд успешных завоевательных походов, присоединив Моавию, Сирию и Идумею.

Земли еврейского царства простирались от Евфрата до Газы. Правление Давида принесло Израилю могущество и благополучие.

Царь Давид был глубоко верующим человеком, его личность приобретает черты святости. Он установил порядок храмовой службы , ввёл в неё музыку, сочинял хвалебные песнопения – псалмы.

В религиозном экстазе ему являлись пророческие видения о событиях жизни и смерти Спасителя. Эти новшества были не всем по душе. По этой причине мятежи, которые под конец жизни Давида устраивали его сыновья Авессалом и Адония, находили сторонников. Чтобы прекратить смуту, по совету старейшин, Давид передал трон младшему сыну Соломону.

Книга Давида

Царь Давид создал книгу псалмов – Псалтырь. Это сборник из 150 гимнов религиозно-лирического содержания, которые в своё время исполнялись в сопровождении струнного щипкового инструмента псалтерия – отсюда и название.

Хотя авторство традиционно приписывается Давиду, очевидно, что это результат коллективного творчества, многие стихи созданы гораздо позже. Псалмы были введены в храмовый ритуал при царе Давиде, а после того как были переведены на другие языки, стали основой христианского богослужения.

Псалтырь делится на 20 разделов, каждый из которых, в свою очередь, делится на три части. В наше время полностью прочитывается в храме в течение недели единожды, а во время Великого поста – дважды.

Жена Царя Давида

Царь Давд неоднократно вступал в брак, исследователи сходятся на том, что жён было 8. Первая жена, дочь Саула, после воцарения Давида в Иудее, была возвращена ему от второго мужа. Но вскоре царь охладел к ней и удалил от себя.

Однажды Давиду приглянулась красавица Вирсавия, жена военачальника Урии, которого он отправил на верную смерть, чтобы жениться на ней. От Вирсавии родится Соломон – будущий легендарный царь Израиля. Известны также имена Авигея, Ахиноама, Маахи, Аггифа, Авитала, Эгла.

Дети царя Давида

От жён и многочисленных наложниц у Царя было много детей. В Хевроне у него родилось шесть сыновей, в Иерусалиме – семь. И все они претендовали на трон и ссорились между собой, но наследником стал десятый сын – Соломон, рождённый любимой женой Вирсавией.

Потомки царя Давида

Давид основал царскую династию, правившую объединённым царством Израиля и Иудеи на протяжении 400 лет.

Его преемник, Соломон, прослыл своей мудростью и справедливостью. Он воплотил в жизнь замысел отца, построив Иерусалимский Храм. Считается что одна из ветвей правила в Эфиопии с XIII века нашей эры.

Где похоронен царь Давид

Умер царь Давид в возрасте 70 лет, погребён в Иерусалиме на горе Сион. Его правление, а также и его сына Соломона, называют «золотым веком» государства Израильского.

В трёх ведущих мировых религиях – иудаизме, христианстве и исламе почитается как праведник и пророк.

Премия царя Давида

С 1963 года в Израиле учреждена премия «Арфа Давида», которую вручают по результатам общественных опросов лучшим актёрам, режиссёрам, танцорам и певцам.

VIII. Сыновья Давида

После того как первенец, родившийся у Давида и Вирсавии, умер, «утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней и спал с нею; и она родила сына, и нарекла ему имя: Соломон. И Господь возлюбил его» (II Цар. 12, 24).

Но Соломон далек от начала очереди сыновей, поскольку его мать - в самом конце списка жен. Порядок сыновей ясен и точен: первый Амнон от Ахиноамы из Изрееля; второй Далуиа от Авигеи, вдовы глупого кармилитянина Навала; третий Авессалом от Маахи, дочери гессурского царя Фалмая; четвертый Адония от Аггифы; пятый Сафатия от Авиталы; шестой Иефераам от Эглы.

Эти сыновья родились у Давида в его южной столице Хевроне. Позже, когда Давид стал царем не только Иудеи, но и Израиля, возник новый перечень сыновей, родившихся в Иерусалиме, но и там Соломон не первый. Иерусалимские сыновья появлялись в таком порядке: Самус, Совав, Нафан, Соломон, Евеар, Елисуа, Нафек, Иафиа, Елисама, Елидае и Елифалеф.

Дочерей в этот каталог имен не включают, но дочь фигурирует в первой же истории о сыновьях Давида. Эта история, следующая сразу за рассказом о Давиде и Вирсавии, тоже сексуальная и тоже некрасивая:

«И было после того: у Авессалома, сына Давидова, [была] сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею» (II Цар. 13, 1–2).

«Что-нибудь сделать с нею» - на грубом, даже утилитарном языке переводчиков короля Иакова эти слова имеют не просто уголовное, но определяющее значение. Амнон, старший в очереди, наследник Давида и сын Ахиноамы, хочет «что-нибудь сделать» со сводной сестрой Фамарью (Тамар), которая приходится родной сестрой Авессалому, сыну Маахи. А Авессалом - второй по старшинству после Амнона. (Сын Авигеи Далуиа, видимо, умер, хотя существует странная традиция, согласно которой Далуиа был настолько праведным и прилежным, что ему позволили живым войти в рай.) Даже при беглом взгляде на жизнь и обычаи этих принцев - юношей-воинов, или узаконенных бандитов, или неутомимых баловней судьбы (конечно, ни то, ни другое, ни третье не верно) - становится ясно, что наши представления и аналогии, которые мы можем найти, здесь не подходят.

Как бы то ни было, поскольку Фамарь была девица, Амнону было трудно сделать с ней что-нибудь. Однако он нашел уловку, которая чем-то напоминает лживое поведение Давида перед Урией. Правда, первенец Амнон еще не превратился в законченного негодяя, и ему в этом деле необходим советчик и помощник:

«Но у Амнона был друг, по имени Ионадав, сын Самая, брата Давидова; и Ионадав был человек очень хитрый. И он сказал ему: отчего ты так худеешь с каждым днем, сын царев, - не откроешь ли мне? И сказал ему Амнон: Фамарь, сестру Авессалома, брата моего, люблю я» (II Цар. 13, 3–4).

Уязвлявшие гордость и надменное сердце Давида многочисленные, теснящие друг друга братья, которым он мальчиком по поручению отца приносил сыры, возрождаются в следующем поколении, и появляется хитроумный и коварный кузен Ионадав, готовый услужить царскому сыну. Первый шок от отвратительной интриги почти скрыл маленькое разочарование: резвый Давид оказался простофилей. В этом контексте он напоминает не Гамлета или Лаэрта, а обманутого Полония или доверчивого отца из римской комедии:

«И сказал ему Ионадав: ложись в постель твою, и притворись больным; и когда отец твой придет навестить тебя: скажи ему: „пусть придет Фамарь, сестра моя, и подкрепит меня пищею, приготовив кушанье при моих глазах, чтоб я видел, и ел из рук ее”» (II Цар. 13, 5).

Человек, который обманул филистимлян, пуская слюну и притворяясь сумасшедшим, который когда-то спасся от Саула, выпрыгнув в окно и оставив вместо себя чучело, который когда-то самоуверенно бросился на злополучного Голиафа и который совсем недавно с гениальным двуличием спрашивал Урию о делах на войне, - здесь этот человек играет роль покладистого, невидящего глупца:

«И послал Давид к Фамари в дом сказать: пойди в дом Амнона, брата твоего, и приготовь ему кушанье» (II Цар. 13, 7).

Повествование, которое иногда проскакивает мимо массовых убийств, упомянув о них одной общей фразой, здесь становится мучительно детальным:

«И пошла она в дом брата своего Амнона; а он лежит. И взяла она муки и замесила, и изготовила пред глазами его и испекла лепешки, и взяла сковороду и выложила пред ним; но он не хотел есть. И сказал Амнон: пусть все выйдут от меня. И вышли от него все люди, и сказал Амнон Фамари: отнеси кушанье во внутреннюю комнату, и я поем из рук твоих. И взяла Фамарь лепешки, которые приготовила, и отнесла Амнону, брату своему, во внутреннюю комнату» (II Цар. 13, 8-10).

Кинематографическая нарочитость присутствует во всем этом: повторяющиеся «моя сестра», «твой брат», «ее брат», описание приготовления лепешек и роспуск присутствующих - все это усиливает ужас от процесса. Читатель, наблюдающий за подготовкой к кровосмесительному изнасилованию, должен почувствовать положение Давида, ни о чем не подозревающего отца Фамари, Амнона и Авессалома и дяди коварного племянника Ионадава. Это похоже на кино, особенно если представить, что эта картина при монтаже соединена с другой, изображающей Давида, невиннейшим образом выспрашивающего о новостях Урию Хеттеянина. Если Ионадав обладает фамильной смекалкой, то Амнон демонстрирует хотя бы на несколько минут актерский дар притворства, присущий его отцу. Впрочем, вскоре настает минута, когда ему больше нет нужды симулировать болезнь или слабость:

«И когда она поставила пред ним, чтоб он ел, то он схватил ее, и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя. Но она сказала: нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле; не делай этого безумия. И я, куда пойду я с моим бесчестием?» (II Цар. 13, 11–13)

В ее вопросе о бесчестии нет ничего непонятного или труднообъяснимого. Но следующие слова Фамари, обращенные к Амнону, требуют комментария:

«И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе» (II Цар. 13, 13).

Женитьба на сводной сестре во времена Давида разрешалась, запрет на это появился позже. Поэтому заведомо безнадежные (и лишенные всякого энтузиазма) слова Фамари «Он не откажет отдать меня тебе» прямо относятся к Давиду и к его роли в этой истории. Амнон не щадит прекрасную сестру, а повествование не щадит читателя, шокируя его буквальным и психологическим реализмом:

«Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею» (II Цар. 13, 14).

Более того: «Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистию, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней; и сказал ей Амнон: встань, уйди» (II Цар. 13, 15).

Как у боя, в котором Авенир пронзил Асаила, и вероломного убийства Давидом Урии Хеттеянина, у этого происшествия будут далеко идущие последствия. Отвратительность Амнона оттеняется чистотой Фамари. Вот как она отвечает на его царственное «встань, уйди»:

«И [Фамарь] сказала ему: нет, прогнать меня - это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать ее. И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон, и запри дверь за нею. На ней была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери-девицы. И вывел ее слуга вон, и запер за нею дверь» (II Цар. 13, 16–18).

Подобное смертоносному вероломству Давида против Урии, еще более отвратительное, чем убийство, которое повлекло за собой месть Иоава против Авенира, это внутрисемейное изнасилование рвет ткань жизни, и разрывы эти не заделать. Для Фамари изнасилование стало полной неожиданностью, но создается впечатление, что Авессалом знает о происшедшем и поэтому говорит с сестрой тоном почти виноватым; теперь это дело касается уже не Фамари, а его, второго человека в линии наследования:

«И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила. И сказал ей Авессалом, брат ее: не Амнон ли, брат твой, был с тобою? - но теперь молчи, сестра моя; он - брат твой; не сокрушайся сердцем твоим об этом деле. И жила Фамарь в одиночестве в доме Авессалома, брата своего» (II Цар. 13, 19–20).

«Не сокрушайся сердцем своим»! «Молчи»! Хотя Авессалом велит Фамари не сокрушаться и не говорить о происшедшем, для него это дело вовсе не закончено. Не закончено оно и для других мужчин, которых касается:

«И услышал царь Давид обо всем этом, и сильно разгневался. Авессалом же не говорил с Амноном ни худого, ни хорошего; ибо возненавидел Авессалом Амнона за то, что он обесчестил Фамарь, сестру его» (II Цар. 13, 21–22).

Это последнее упоминание о Фамари. Она превратилась в легенду у тех же мудрецов, которые придумали, что Урия Хеттеянин получил Вирсавию, потребовав у Давида жену-израильтянку в награду за то, что снял доспехи, покрывавшие тело Голиафа. В талмудическом трактате Санхедрин сказано, что поскольку Фамарь родилась до того, как ее мать обратилась в иудаизм, то ее отношения с Амноном менее греховны, чем если бы они были в строгом смысле слова еврейскими братом и сестрой.

Молчание между Амноном и Авессаломом, двумя старшими братьями, продолжается в атмосфере сгущающегося гнева у одного и чувства вины у другого в течение двух лет, по прошествии которых Авессалом объявил праздник стрижки овец, куда пригласил Давида. И когда Давид отклонил приглашение, не желая обременять бюджет сына содержанием царской свиты, Авессалом предложил, чтобы вместо него присутствовали Амнон и все остальные царские сыновья. Вопрос Давида («Зачем ему идти с тобою?» (II Цар. 13, 26)) предполагает взаимопонимание с Авессаломом и новое, хотя и бесплодное, качество в отношениях с поколением, выросшим после проклятия Нафана.

Все сыновья Давида собрались на устроенный Авессаломом праздник стрижки овец в Ваал-Гацоре, и Авессалом позаботился, чтобы Амнон не пережил этой встречи. Это уже не то время, когда царь Саул собственноручно швырял в Давида копье, - личное участие в убийствах, вроде того, когда Иоав отвел Авенира в сторонку для частной беседы и вонзил в него меч, больше не практикуется. У этих царских сынков есть не только слуги, чтобы выпроваживать жертву после изнасилования, но и мелкие сошки для совершения братоубийства:

«Авессалом же приказал отрокам своим, сказав: смотрите, как только развеселится сердце Амнона от вина, и я скажу вам: „поразите Амнона", тогда убейте его, не бойтесь; это я приказываю вам, будьте смелы и мужественны» (II Цар. 13, 28).

Так и произошло: Авессалом скомандовал и прислужники убили его брата Амнона. И становится ясно, что это все еще продолжается история Давида. Реакция других сыновей царя, которые присутствовали при неожиданном убийстве посреди братской вечеринки, может показаться странной: они бегут в страхе за свои жизни, и их бегство описано лаконичнее, чем приготовление лепешек Фамарью: «Тогда встали все царские сыновья, сели каждый на мула своего, и убежали» (II Цар. 13, 29). Сыновья всеобщего любимца, изобретателя кольчуги и сочинителя псалмов, наследники мальчика, который убивал львов и медведей, а потом заколол великана, сбежали, показав себя не членами семьи, а россыпью трусливых аристократов, испугавшихся мятежа. Этот страх нельзя списать просто на нервы или слабохарактерность.

Похоже на правду, что слух о происшедшем дошел до Давида очень быстро. Его сыновья еще разбегались с праздника стрижки овец, каждый на своем муле, а их отец уже поверил слуху:

«Когда они были еще на пути, дошел слух до Давида, что Авессалом умертвил всех царских сыновей, и не осталось ни одного из них. И встал царь, и разодрал одежды свои, и повергся на землю, и все слуги его, предстоящие ему, разодрали одежды свои» (II Цар. 13, 30–31).

Эффект этого события состоит в том, что оно переносит внимание читателя с несчастной Фамари (ею пренебрегли трижды: насильник Амнон, мститель Авессалом и отец Давид) и всех ее братьев на Давида, который не только может вообразить массовое братоубийство, но и верит в него. Чтобы показать, сколь велика тень, брошенная на славу и власть Давида проклятием пророка Нафана, при царе появляется шустрый и хитроумный заговорщик, советчик Амнона Ионадав:

«Но Ионадав, сын Самая, брата Давидова, сказал: пусть не думает господин мой, что всех отроков, царских сыновей, умертвили; один только Амнон умер, ибо у Авессалома был этот замысел с того дня, как [Амнон] обесчестил сестру его; итак пусть господин мой, царь, не тревожится мыслью о том, будто умерли все царские сыновья: умер один только Амнон» (II Цар. 13, 32–33).

И когда сыновья в облаке пыли возвращаются домой, каждый на своем муле, кузен Ионадав, который столь же скрытен, сколь много знает, завоевывает доверие царя: «Тогда Ионадав сказал царю: это идут царские сыновья; как говорил раб твой, так и есть» (II Цар. 13, 35). Юный манипулятор хладнокровно успокаивает Давида, и это наглядно демонстрирует ту сеть подозрений, интриг и насилия, в которую, согласно пророчеству Нафана, попал Давид в наказание за злодеяние в отношении Вирсавии и Урии.

Перворожденный Авессалом бежит из страны в Гессур, где правит отец его матери. Давид скорбит по Амнону, но эхом повторяется история, когда от его горя по умершему первому ребенку Вирсавии довольно быстро не осталось и следа: «И не стал царь Давид преследовать Авессалома; ибо утешился о смерти Амнона» (II Цар. 13, 39).

Итак, сердце Давида - с живым сыном. Но Авессалом совершил преступление: он убил наследника царя Давида. Связанный противоречивыми чувствами или политическими интересами, Давид не может не мудрствуя лукаво простить изгнанного сына, по которому он скучает, - во всяком случае, он не может сделать этого до истечения определенного временного интервала. По прошествии трех лет Иоав придумывает способ убедить Давида (или, скорее, помогает царю убедить себя) распорядиться о том, чего жаждет его душа, - о возвращении Авессалома. Не исключено, что другие сыновья, бежавшие каждый на своем муле, противостояли возвращению братоубийцы Авессалома. Но три года кажутся Иоаву достаточным интервалом, чтобы страхи и осуждение поутихли. Иоав, чтобы добиться прощения или оправдания Давидом Авессалома, послал к Давиду «умную женщину» и «вложил в уста ее что сказать» (II Цар. 14, 3).

Иоав подучил женщину переодеться плакальщицей. Она вошла к царю и рассказала историю о двух сыновьях, которые поссорились в поле, и некому было разнять их, и один убил другого. А теперь, сказала она, как научил ее Иоав, ее семья требует, чтобы выживший своей жизнью искупил смерть убитого им брата: «И так они погасят остальную искру мою, чтобы не оставить мужу моему имени и потомства на лице земли» (II Цар. 14, 7).

И конечно, когда Давид обещает ей, что ее сына пощадят, она захлопывает капкан и просит его - в подобающе раболепном тоне - вернуть того, кого изгнал он сам: «ибо господин мой царь, как Ангел Божий, и может выслушать и доброе и худое. И Господь Бог твой будет с тобою» (II Цар. 14, 17).

Давид остается Давидом - он поддался на козни Ионадава, но не поглупел. Давид стремится увидеть истину за неподвижным, непроницаемым туманом почтения:

«И отвечал царь, и сказал женщине: не скрой от меня, о чем я спрошу тебя. И сказала женщина: говори, господин мой царь. И сказал царь: не рука ли Иоава во всем этом с тобою? И отвечала женщина и сказала: да живет душа твоя, господин мой царь; ни направо, ни налево нельзя уклониться от того, что? сказал господин мой, царь; точно, раб твой Иоав приказал мне, и он вложил в уста рабы твоей все эти слова» (II Цар. 14, 18–19).

Драма чувствуется и когда он разговаривает с «умной женщиной», и - во всей полноте - когда он угадывает в этом маскараде руку Иоава. Царь вызывает Иоава. Военачальник простирается перед царем, опустив лицо к земле. И Давид приказывает Иоаву отправиться в Гессур и доставить Авессалома в Израиль; впрочем, юноше пока не разрешается видеть отца: «И оставался Авессалом в Иерусалиме два года, а лица царского не видал» (II Цар. 14, 28).

Следующий шаг Авессалома на пути к полному восстановлению в правах экстравагантно своеволен, как в какой-нибудь легенде, или в рассказах о мафиози, или в мифах о древнегреческих героях. Его поступок, поразительный в своем сумасбродстве, напоминает разрубание волов Саулом, он одновременно символичен и нарочито буквален. Но у Авессалома манеры получше, нежели у Саула, когда тот был только что помазан, - он молодой аристократ (его дед по матери - иноземный царь, а со смертью Амнона он стал старшим сыном Давида).

Авессалом хочет, чтобы Иоав еще раз вступился за него, ведь тот уже однажды помог ему, обеспечив через посредство умной женщины разрешение Давида на возвращение Авессалома. Он хочет увидеть лицо царя, своего отца. Но сначала Авессалом должен привлечь внимание Иоава - он дважды посылал за Иоавом, но военачальник не ответил; тогда Авессалом предпринимает еще одну попытку, столь же характерную для него, как использовать лицедейство умной женщины было характерно для Иоава, который предпочел не ответить на приглашения Авессалома:

«И послал Авессалом за Иоавом, чтобы послать его к царю; но тот не захотел придти к нему. Послал и в другой раз; но тот не захотел придти. И сказал [Авессалом] слугам своим: видите участок поля Иоава подле моего, и у него там ячмень; пойдите, выжгите его огнем. И выжгли слуги Авессалома тот участок поля огнем. И встал Иоав, и пришел к Авессалому в дом, и сказал ему: зачем слуги твои выжгли мой участок огнем? И сказал Авессалом Иоаву: вот, я посылал за тобою, говоря: приди сюда, и я пошлю тебя к царю сказать: зачем я пришел из Гессура? Лучше было бы мне оставаться там. Я хочу увидеть лице царя. Если же я виноват, то убей меня» (II Цар. 14, 29–32).

Предать огню ячменное поле, принадлежащее союзнику, - сумасбродство, но очевидно, что это сознательный поступок: это и наказание для Иоава, и свидетельство серьезности Авессалома. В первый раз Иоав ходил к Давиду ходатайствовать за Авессалома, потому что «заметил, что сердце царя обратилось к Авессалому» (II Цар. 14, i). Возвращения Авессалома царь хотел в любом случае, и Иоав нашел путь, как это осуществить. Но теперь Иоав уходит от ответа на послания Авессалома - возможно, потому, что опытный военачальник и придворный понимает непростой характер юноши и хочет, ради мира в царской семье, увести мысли Давида подальше от Авессалома. Однако предпринятая Авессаломом гангстерская тактика сожжения ячменного поля, кажется, не оставляет Иоаву выбора. Он идет к Давиду, говорит от имени Авессалома, и царь смягчается и посылает за сыном: «И позвал [царь] Авессалома; он пришел к царю, и пал лицем своим на землю пред царем; и поцеловал царь Авессалома» (II Цар. 14, 33).

Прошли годы с тех пор, как Амнон рассказывал Ионадаву о вожделении, которое он испытывал к своей младшей сестре. Авессалом уже сам стал отцом: «И родились у Авессалома три сына и одна дочь, по имени Фамарь; она была женщина красивая» (II Цар. 14, 27).

Итак, Авессалом восстановлен в правах, признан царем и вновь присутствует в столице в качестве старшего среди своих братьев, которые после убийства Амнона разбежались каждый на своем муле. Авессалом, может быть, слегка безумен, но он не просто горячая голова. Он расчетлив и амбициозен:

«После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов. И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой, тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя. И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде. И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его. Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян» (II Цар. 15, 1–6).

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста. Ветхий завет. Часть первая. [(Иллюстрации - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)] автора Дестунис София

VIII. Иосиф и сыновья Иаковлевы в Египте. Казалось, что предстояло наконец успокоиться Иакову по возвращении своем на родину, где он мог жить независимо и свободно при самостоятельно устроившейся своей жизни среди многочисленной своей семьи. Но не был счастлив детьми

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

VIII. Св. Иоанн Дамаскин (VIII век) «Точное изложение православной веры» , автором коего обычно считается св. Иоанн Дамаскин, в учении о богопознании находится в явной связи с творениями св. Дионисия Ареопагита и св. Максима Исповедника. Оно открывается (кн. I, гл. I) учением об

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

13. И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством; а говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их; 14. и сказали им (Симеон и Левий, братья Дины, сыновья Лиины): не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

23. Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. 24. Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. 25. Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. 26. Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии С

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

13. И вот сыновья Рагуила: Нахаф и Зерах, Шамма и Миза. Это сыновья Васемафы, жены Исавовой. 14. И сии были сыновья Оливемы, дочери Аны, сына Цивеонова, жены Исавовой: она родила Исаву Иеуса, Иеглома и Корея Перечисляются ближайшее потомки Исава от двух других жен: 4 рода от

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

15. Вот старейшины сынов Исавовых. Сыновья Елифаза, первенца Исавова: старейшина Феман, старейшина Омар, старейшина Цефо, старейшина Кеназ, 16. старейшина Корей, старейшина Гафам, старейшина Амалик. Сии старейшины Елифазовы в земле Едома; сии сыновья Ады. 17. Сии сыновья

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

20. Сии сыновья Сеира Хорреянина, жившие в земле той: Лотан, Шовал, Цивеон, Ана, 21. Дишон, Эцер и Дишан. Сии старейшины Хорреев, сынов Сеира, в земле Едома. 22. Сыновья Лотана были: Хори и Геман; а сестра у Лотана: Фамна. 23. Сии сыновья Шовала: Алван, Манахаф, Эвал, Шефо и Онам. 24. Сии

Из книги автора

12. И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им; 13. и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре Отмечается та точность, с какою Иосиф

Из книги автора

Ной и его сыновья 18 Сим, Хам, Яфет сыновья Ноя, которые пережили потоп и вышли с отцом из ковчега. (Хам это отец Ханаана.) 19 Эти трое были сыновьями Ноя, и их потомки заселили землю.20 Ной занимался земледелием, он был первым, кто начал выращивать виноград. 21 Однажды, выпив вина,

Из книги автора

Сыновья Ноя 18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были Сим, Хам и Иафет (Хам - отец Ханаана). 19 Эти трое - сыновья Ноя, и от них произошли люди, которые рассеялись по земле.20 Ной принялся возделывать землю и сажать виноград a. 21 Однажды, выпив вина, он опьянел и лежал обнаженный в

Из книги автора

Сыновья Давида 2 В Хевроне у Давида родились сыновья. Его первенцем был Амнон, сын изреельтянки Ахиноамь;3 вторым был Килеаб, сын Авигайль, вдовы Навала из Кармила;третьим - Авессалом, сын Маахи, дочери гешурского царя Талмая;4 четвертым - Адония, сын Аггифы;пятым -

Из книги автора

Другие сыновья Давида (1 Пар. 3:5–8; 14:3–7)13 Покинув Хеврон, Давид взял себе в Иерусалиме еще наложниц и жен, и у него родились еще сыновья и дочери. 14 Вот имена детей, которые родились у него там: Шаммуа, Шовав, Нафан, Соломон, 15 Ивхар, Елисуа, Нефег, Иафия, 16 Элишама, Елиада и

Из книги автора

Сыновья царя Давида (2 Цар. 3:2–5; 5:13–16; 1 Пар. 14:4–7)1 Вот сыновья Давида, которые родились у него в Хевроне:первенец Амнон от изреельтянки Ахиноамь;второй сын - Даниил a от кармилитянки Авигайль;2 третий - Авессалом, сын Маахи, дочери Талмая, царя Гешура;четвертый - Адония, сын

Из книги автора

Сыновья Ноя Были у Ноя сыновья - Сим (Шейм), Хам и Напет, вышедшие вместе с ним из ковчега. От этих трех населилась земля. Начал Ной возделывать землю и насадил виноградник. Прекрасен был первый урожай земли, напоенной водами потопа. Отжав грозди, приготовил Ной

Из книги автора

XXXV Последние годы царствования Давида. Исчисление народа и наказание. Последние распоряжения и кончина Давида С подавлением восстания Савея в государстве водворился внутренний мир, продолжавшийся почти до конца царствования Давида. Внутренние враги не дерзали больше

Царь Давид – второй царь израильтян. Его царствование продолжалось 40 лет. При нём было образовано единое Израильское царство со столицей в Иерусалиме. Точные годы правления этого владыки неизвестны. Ориентировочно 1005 г. до н. э. – 965 г. до н. э. Следует также сказать, что подлинность данной личности многие специалисты подвергают сомнению. Нет прямых доказательств существования данного царя, как нет доказательств существования единого и неделимого Израильского царства. Вся информация взята из библейских рассказов, а поэтому она больше напоминает легенду, чем правду.

Считается, что библейское повествование о Давиде и его царстве было ничем иным как идеологическим мифом, созданным в VI веке до н. э. иудейским первосвященником Ездрой и еврейским наместником Иудеи Неемией. Эти люди и их сподвижники придумали и царя, и царство, чтобы показать народу Израиля какие у него глубокие и могучие исторические корни.

Отдельные историки и археологи полагают, что Давид в действительности существовал, но являлся всего лишь князем, контролировавшим небольшую территорию в Хевроне. Косвенным доказательством существования этого человека является стела из библейского города Тель-Дан, датируемая IX – VIII веками до н. э. На ней имеется надпись на арамейском языке. Она гласит, что царь Арама победил царя Израиля. В тексте упоминается династия Давида. Это с большой натяжкой можно рассматривать как подтверждение реальности царя Давида.

Краткое повествование о царе Давиде

Давид приходился младшим сыном Иессеи. А тот, в свою очередь, происходил из древнейшего иудейского рода и был сыном Овида. Именно от потомков Иессеи должен был появиться Мессия, которого христиане отождествили с Иисусом Христом. То есть род Иессеи – это род Иисуса Христа.

Мальчика Давида описывают как красивого, румяного и белокурого. Он пас овец и не раз защищал их от медведей и львов. Его смелость и решительность заинтересовали Бога. Тот отверг царя израильского народа Саула за капризность и непокорность и велел пророку Самуилу помазать Давида на царство. После помазания на молодого человека снизошёл Божий дух.

Давид пришёл в израильское войско навестить своих братьев. Израиль в то время воевал с филистимлянами, и юноша вызвался сразиться с великаном Голиафом. Он поразил пращой этого могучего филистимлянина и тем самым обеспечил израильтянам победу. После этого царь Саул взял его в своё окружение, не подозревая, что храброго юношу уже помазали на его трон.

Давид сражается с Голиафом

Очень быстро Давид стал популярен в народе и затмил славу царя. Последний воспылал ревностью и попытался убить составившему ему конкуренцию юношу. Он даже сам метнул копьё в Давида, и тот вынужден был бежать в Раму. Но Саул послал следом убийц, а те под воздействием Божьей воли отказались от злодейства и стали пророчествовать.

После этого наш герой, спасаясь от Саула, нашёл убежище в Адолламской пещере, где пребывал с родственниками и притесняемыми людьми. Вскоре к нему пришёл пророк Гад и передал повеление Бога идти и освободить от филистимлян город Кеил. Узнав о том, что Давид пребывает в Кеиле, Саул организовал его преследование, которое продолжалось несколько лет.

Давид вынужден был укрыться у филистимлян. И их царь Анхус пожаловал изгнаннику небольшой пограничный городок Секелаг. В нём наш герой организовал подобие базы для разбойников и начал грабить местное население, отсылая часть добычи Анхусу. Всё это продолжалось до тех пор, пока филистимляне не разбили израильтян в битве возле подножия горы Гелвуй. В этом сражении погибли три царских сына, а сам Саул, потрясённый поражением, бросился на меч. Узнав о гибели своего главного врага, Давид оплакал его смерть погребальным плачем.

Он воспользовался временным безвластием, захватил иудейский город Хеврон, сделал его столицей Иудеи и провозгласил себя иудейским царём. Тем временем в Израиле на трон вступил сын Саула Иевосфей. После этого началось противостояние двух еврейских государств. Продолжалось оно два года и закончилось победой Давида. Так он стал царём всего Израиля.

После вступления на трон царь Давид начал войну с иевусеями. Это древний народ, который основал город Иерусалим. Предполагается, что иевусеи состояли в родстве с хеттами. Вот против них и выступил новый израильский правитель. Он захватил Иерусалим и сделал его столицей своего государства. В этом городе у Давида родилось множество сыновей, среди которых появился на свет и будущий израильский царь Соломон.

Иерусалим стал религиозным иудейским центром. В нём, на горе Сион, был помещён ковчег завета , отобранный у филистимлян. Духовная власть была подчинена царской. Священники стали подчиняться первосвященникам, и все слуги Господа официально вошли в государственный аппарат. В планы царя входило построить для ковчега завета Храм. Но это строительство было осуществлено только в годы правления царя Соломона.

Таким Давида изобразил Микеланджело

При царе Давиде прошла перепись населения, что вызывало недовольство Бога. Он наслал на людей язву, а к царю явился пророк Гад и передал волю Господа установить алтарь в том месте, где по милосердию божьему был над Иерусалимом остановлен ангел с разящим мечом. Этим местом оказалось гумно Орны-иевусеянина. Именно там Соломон и начал впоследствии строительство Храма.

При новом правителе земли Израильского царства расширились. Был организован поход в Сирию против полукочевого народа арамеев. Благодаря этому походу, израильтяне вышли к берегам Евфрата. Была присоединена Идумея, находящаяся на юге. У филистимлян и финикийцев остались только узкие прибрежные территории, а границы Израиля дошли до Аравийской пустыни.

Находясь на вершине могущества, царь Давид впал в страшный грех. Он увидел красивую женщину, купающуюся в озере. Ему сказали, что это Вирсавия, жена военачальника Урии. Того не было дома, так как шла война с аммонитянами, и царь приказал привести к нему чужую жену и согрешил с ней. Однако женщина забеременела, и Давид велел вызвать из похода Урию, чтобы тот переспал с женой и решил, что будущий ребёнок от него.

Но вернувшийся муж отказался у всех на глазах войти в свой дом. Он вернулся обратно в войско, а царь повелел его командирам направить Урию в самое опасное место, чтобы мужчину как можно быстрее убили. Вскоре Урия пал на поле боя, а жена родила сына.

Пророк Нафан требует, чтобы Давид передал власть Соломону

Всё это вызывало у Бога гнев, и он наслал на Давида четыре кары: кончину младшего сына, изнасилование дочери братом Амноном, смерть Амнона от руки другого брата Авессалома, предательство Авессалома и его убийство воинами царя. А вот у Вирсавии родился мальчик, которого назвали Соломоном.

Согласно библейскому повествованию смерть Авессалома наступила на 40-й год царствования Давида. То есть в самом конце его правления. В это время авторитет израильского владыки сильно пошатнулся. К нему явился пророк Нафан и настоятельно посоветовал передать власть своему сыну Соломону . Царю ничего не оставалось делать, как выполнить волю божьего человека. Он передал власть сыну, рождённому от Вирсавии, и умер в 70-летнем возрасте. Тело его похоронили в Иерусалиме на горе Сион, где впоследствии прошла Тайная вечеря – трапеза Иисуса Христа с 12-ю учениками.