Реформирование и модернизация жкх. Полная замена оборудо­вания — модернизация или реконструкция Модернизация технологического оборудования системы жкх

Модернизация отрасли ЖКХ требует внедрения инновационных технологических и управленческих решений, повышения инвестиционной привлекательности и эффективности. Об этом на заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России заявил Председатель Правительства Дмитрий Медведев. Мероприятие прошло 1 октября на подмосковном Климовском трубном заводе.

Глава Правительства указал на огромный инновационный потенциал отрасли, основные фонды которой изношены на 60%. Так, в процессе транспортировки теряется до 27% воды, тепла - не менее 15%. Объем инвестиций в отрасль оценивается в 9 трлн рублей.

Государственная поддержка в виде финансирования инновационных проектов в ЖКХ через институты развития – фонд «Сколково», «Роснано», Внешэкономбанк, Российскую венчурную компанию и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – составила не менее 53 млрд рублей.

Государство участвует в обновлении жилищно-коммунального сектора через федеральные целевые программы, через Фонд содействия реформированию ЖКХ. Но даже несмотря на то, что мы все понимаем, этих средств, как и всегда, не хватает. Надо, тем не менее, чтобы они работали эффективно, стимулировали внедрение самых современных технологий, долговечных и энергосберегающих материалов», – дал поручение Дмитрий Медведев.

Удельный вес инноваций, товаров, работ и услуг в сфере ЖКХ составляет примерно 0,4%, по сравнению с 2009 годом показатель сократился в 4 раза, сообщил министр регионального развития Игорь Слюняев.

Выстраивание эффективной системы управления является главным условием масштабного внедрения инноваций в жилищно-коммунальную сферу», – отметил он.

Потенциал повышения эффективности отрасли составляет не менее 40%, указал руководитель рабочей группы Экспертного совета при Правительстве, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис.

Если брать только по группе «население», то в деньгах это можно оценить как ежегодную экономию порядка 360 млрд рублей», – отметил эксперт.

У предприятий ЖКХ нет мотивации для внедрения новых технологий, посетовал Андрей Чибис. Система стимулирования должна заработать с 2014 года.

Модернизация сферы ЖКХ, повышение прозрачности отрасли, контроль за госрасходами и госинвестициями – приоритеты работы Открытого правительства. В Экспертном совете при Правительстве РФ создана рабочая группа по развитию ЖКХ, которая занимается разработкой и экспертным сопровождением процесса законотворчества и правоприменения. В частности, речь идет о законодательстве, о долгосрочном тарифном регулировании и концессионных соглашениях, которые призваны привлечь частные инвестиции для модернизации отрасли. Совместно с Минрегионом подготовлен законопроект, регулирующий отношения между потребителями, поставщиками услуг ЖКХ и управляющими компаниями.

Важный аспект модернизации отрасли – сокращение потерь и потребления ресурсов. «Наши эксперты подготовили соответствующий законопроект, устраняющий препятствия по заключению сервисных договоров об обслуживании жилья», – указал Андрей Чибис. За счет фиксации платежей у компаний появится возможность финансировать внедрение энергосберегающих технологий. Андрей Чибис предложил под эгидой Экспертного совета выбрать пилотные регионы для реализации проектов по внедрению инноваций в сферу ЖКХ.

Рабочая группа по развитию ЖКХ также проводит методологическое сопровождение новой системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и участвует в развитии государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ).

ГИС ЖКХ позволит анализировать бюджетно-тарифные решения, контролировать качество и объемы инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, наладить учет коммунального ресурса и коммунальных услуг на всех этапах (производство, распределение, транспортировка, потребление) и объемов коммунальных платежей, а также обеспечит учет жилого фонда», – рассказал на заседании президиума Совета по модернизации глава Минрегиона Игорь Слюняев.

Внедрению инновационных решений в отрасли должно способствовать и изменение системы государственного заказа, с вступлением в силу Федерального закона 44-ФЗ о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Одним из факторов модернизации отрасли является также повышение ее прозрачности. В Указе Президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству и регионам поручено обеспечить условия для создания сети общественных организаций по контролю за предприятиями сферы ЖКХ. Эта работа ведется рабочей группой Экспертного совета, НП «ЖКХ Развитие», Фондом содействия реформированию ЖКХ, Счетной палатой и Общественной палатой.

Кроме того, на площадке Открытого правительства подготовлена Концепция создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Документ утвержден 19 сентября распоряжением Председателя Правительства Дмитрия Медведева. Предполагается, что на региональном уровне будут создаваться межотраслевые советы потребителей . В частности, приоритет отдается контролю над инвестпрограммами монополий, работающих в сфере услуг по передаче электро- и тепловой энергии, а также водоснабжения и водоотведения. Потребители смогут участвовать в планировании строительства тех или иных объектов, а также участвовать в процедуре технологического и ценового аудита, где приоритет должен отдаваться наилучшим технологическим решениям.

В титуле стройки фигурирует слово - «модернизация». По сути дела идет полная замена оборудо­вания и всех инженерных систем промышленного здания в пределах существующего цеха.

При определении стоимости работ у проектировщиков возник вопрос, как следует понимать и к че­му относить модернизацию? В частности, следует или не следует при определении стоимости работ применять коэффициента 1,15 и 1,25?

Ответ

Многие нормативные правовые акты начинаются с определений понятий и терминов, применяемых в документе. В тех случаях, когда для ключевых терминов нет четкого и однозначного определения, при­менение норм законодательства на практике вызывает массу вопросов и спорных ситуаций.

Для инженеров-сметчиков таким документом является, в первую очередь, «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» . В пунктах 3.2. - 3.8. даются определения нового строительства, реконструкции, технического перевооружения, капи­тального и текущего ремонта. В указанных пунктах «модернизация» упоминается при описании терминов «реконструкция» и «техническое перевооружение», но отдельной, детальной расшифровки термина «мо­дернизация» нет.

Упоминается «модернизация», но без детальной расшифровки, и в п. 2. ст. 257 Налогового кодекса РФ: «2. Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудова­ния, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соот­ветствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изме­нением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми ка­чествами.

В целях настоящей главы к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико­экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях уве­личения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико­экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения пере­довой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производи­тельным ».

Более подробное определение «модернизации» приводится в «Правилах обследования несущих строи­тельных конструкций зданий и сооружений» СП 13-102-2003, принятых и рекомендованных к примене­нию постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 г. .4» 153: «Модернизация здания - частный случай реконструкции, предусматривающий изменение и об­новление объемно-планировочного и архитектурного решений существующего здания старой по­стройки и его морально устаревшего инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к эстетике условий проживания и эксплуатационным па­раметрам жилых домов и производственных зданий ».

Близкое к такому определению «модернизации» (применительно к сфере ЖКХ) приведено в «Мето­дических рекомендациях по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (утв. Госкорпора­цией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 15.02.2013).

«...Модернизация здания - комплекс мероприятий, предусматривающий обновление функцио­нально устаревшего планировочного решения существующего здания, используемых материалов и его инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к условиям проживания и эксплуатационным параметрам жилых домов. Сущность модер­низации жилищного фонда заключается в улучшении его потребительских качеств путем повыше­ния уровня благоустройства, а также в приведении зданий в соответствие с функциональными тре­бованиями путем применения современных строительных конструкций, материалов ...».

Итак: модернизация - это коренное переустройство сооружения в связи с его моральным старением. Модернизация направлена на полное обновление объекта недвижимости, приведение его в соответствие с существующими техническими условиями, нормами, требованиями, показателями качества. В сфере промышленности модернизация - это изменение имеющихся объектов с целью наладить выпуск совре­менной продукции и повысить конкурентоспособность конкретного завода, фабрики.

В отличие от реконструкции модернизация не приводит к увеличению объема здания или сооруже­ния. Проводимые работы нацелены исключительно на качественное изменение объекта, изменение его основного функционального назначения и всегда осуществляются в существующих габаритах объекта недвижимости.

Учитывая вышеизложенное, при определении стоимости работ модернизацию следует рассматривать, как частный случай реконструкции. Порядок применения коэффициентов К = 1,15 и К = 1,25 по пункту 4.7 при выполнении работ по модернизации должен быть таким же, как для работ по реконструкции.

ООО «ТВЕНКО» предлагает услуги по комплексной модернизации технологического оборудования, установок и систем управления как собственного производства так и других поставщиков. Мы делим модернизацию на несколько групп:

  • Модернизация устаревшего оборудования из-за износа и отсутствием необходимых комплектующих на рынке для замены и обслуживания;
  • Модернизация системы управления, с целью повысить эффективность производства. Например, перевод работы установки из полу-ручного режима на полностью автоматическое управление или увеличение точности выдержки технологических параметров;
  • Модернизация существующей системы АСУ для подготовки обмена данными с системами верхнего уровня ERP, MRP. Установка системы ERP/MRP.
  • Модернизация оборудования и системы управления с целью изменения технологического процесса;
  • Модернизация системы управления, т.к. существующая АСУ неудовлетворительного качества, огромное количество простоев вызванное функционированием системы, качеством узлов и исполнения, непригодность для диагностики, отказ поставщика обслуживать существующую систему и предоставлять сервис на выгодных условиях (сроки реагирования, стоимость сервиса и т.п.), либо полное отсутствие сервиса.
  • Дооснащение. Связанных с решением увеличить мощность установки, либо дооснащение существующей установки какой либо опцией, позволяющей расширить линейку продукции и т.п.

Конечно у заказчика может быть и другая причина проведения модернизации и дооснащения существующего оборудования. Наша компания готова предложить в данном случае различные решения и условия по реализации данной задачи.

Проводя модернизацию мы предлагаем гибкие условия по реализации проекта. Мы понимаем, что данная задача должна быть выполнена таким образом, чтобы максимально минимизировать простои производства, вызванные монтажными работами и во время проведения пуско-надаки. Мы максимально чётко прорабатываем весь проект, алгоритмы шагов и план работ, чтобы исключить риски простоев и возможной поломки существующего оборудования из-за неверных шагов.

Наши поставщики и мы постоянно совершенствуем наши продукты в зависимости от изменений потребностей рынка и от прогресса развития в той или иной отрасли. Мы стараемся предлагать нашим Заказчикам наиболее свежие и современные решения, основанные на текущих потребностях и бюджете. Со временем потребности могут измениться, поэтому модернизация и дооснащения поставляемого нами оборудования является частью нашего сервиса на протяжении всего жизненного цикла оборудования и систем.

Примеры возможной модернизации

  • Замена старого контроллера Siemens S5 на современный и более мощный Siemens S7 с сохранением функционала системы, либо с его улучшением;
  • Модернизация шкафа управления. Замена реле и отдельных регуляторов на контроллер, замена кнопочного поста управления на панель оператора;
  • Установка частотных преобразователей на насосы или двигатели. Добавление логики в программу управления АСУ;
  • Установка системы сбора и учета данных производства;
  • Дооснащение системы СИП дополнительным контуром промывки;
  • Модернизация системы транспортировки. Дооснащение дополнительными конвейерами, распределителями потока. Контроль позиционирования и заторов;
  • Замена смесителя в установке БСУ на более производительный;
  • Установка датчиков уровня- сонаров на ёмкости хранения и интеграция в систему управления;
  • Замена ручных клапанов и задвижек на автоматические и интеграция с существующей системой управления либо разработка новой системы;
  • И многое другое.

Д.Д. Огородников , член - корреспондент Академии экономических наук, д.э.н., член совета, председатель Методического совета саморегулируемой организации союз «Профессиональное объединение энергоаудиторов»

Сможем ли мы воспользоваться современными рыночными инструментами при модернизации жилищно-коммунального хозяйства? Что нас может ожидать в процессе реализации? Что нужно предпринять, чтобы идеи, заложенные в этих инструментах, сработали? Содержат ли они самые эффективные и зарекомендовавшие себя рецепты выживания и роста, которые могут быть масштабированы и тиражированы по всей стране в сложных экономических условиях? Поищем ответы на эти вопросы.

Модернизация. О чем это?

Для начала определимся, насколько сегодня правомочно сосредоточится на вопросах модернизации ЖКХ и в каких частях хозяйственного комплекса актуальна именно модернизация. Мы помним, что жилищно-коммунальное хозяйство является одной из наиболее технически отсталых отраслей экономики со многими проблемами, которые в последнее время имеют тенденцию обострения. Для начала нам потребуется научиться различать разные по существу процессы, такие как реформирование, реорганизация, трансформация и модернизация . И чтобы понять, что должно явиться предметом модернизации по ходу проведения реформы ЖКХ, нам нужно определиться с ее характерными признаками.

Напомним, что сущность реформ заключается в усовершенствовании одного или нескольких элементов системы (требующих изменений) при сохранении всех остальных (остающихся традиционными). Закономерен вопрос, какие элементы системы ЖКХ реформируются, а какие подлежат модернизации; как соотносятся между собой модернизация и реформа?

Большинство наших реформ проводило и проводит государство, которое, как известно, по смыслу предназначено в большей мере для стабилизации, а не для реформирования. Отечественная наука эти вопросы пока оставляет без четких ответов. А на практике извращение привычной модели управления по целевым ориентирам достигло, кажется крайних пределов.

В отличие от реформирования, модернизация является моделью опережающего развития , когда власть определяет направления «прорыва» и сосредотачивает усилия на достижении мирового либо регионального лидерства в определенных экономических сферах. В отношениях властей и хозяйственного комплекса при его модернизации просматривается следующее:

  • цели и задачи модернизации определяют органы власти, направления определяются среднесрочным и стратегическим экономическим планированием;
  • модернизация - это совместные действия государственного и частного капитала, иностранных, внутренних и государственных инвестиций в условиях централизации управлением бюджетными ресурсами;
  • частный капитал и иностранные инвесторы, участвующие в программах модернизации, мотивированы льготами и преференциями;
  • главный враг модернизации - коррупция, которая размывает ресурсы и отпугивает инвесторов. Поэтому борьба с коррупцией - необходимое условие модернизации;
  • главный друг модернизации - полный суверенитет над локальными политической системой и экономическими регуляторами;
  • как самой модернизации, так и созданию всех необходимых для нее условий и предпосылок требуется политическая воля.

Ключевым отличием модернизации от реформы является опора на сохранившиеся или сохраняемые, (живые) элементы обновляемой системы.

Во всем многообразии моделей жилищно-коммунального хозяйства нам желательно выбрать такую модель, в которой возможно без существенного ущерба отобрать элементы системы, подлежащие именно модернизации. Применяемая в экономиках развитых стран современная теория «базиса и надстройки» позволяет понять и построить прозрачную модель ЖКХ, как материальную экономическую систему. В моделях сложных систем каждый компонент, элемент, блок включает базис и надстройку. Базис характеризуют производственные процессы, происходящие в хозяйственном комплексе, это способ производства на определенном этапе его развития. Не лишне уточнить, что раз уж мы говорим о базисе, мы имеем в виду процесс, а не состояние системы. Многие развитые экономики сегодня характеризуется созданием нового технического базиса производства, который создает возможности перехода к новым условиям экономического роста. А значит и нам необходимо основываться на особенностях и содержании ключевого (доминирующего) объекта производственной технологии.

Вот эта модель: ЖКХ является сложной технологической системой, главной доминантой которого (базисом) является извлечение из поверхностных источников или подземных горизонтов воды, ее очистка, нагрев, доставка в точки потребления, отведение стоков, их очистка и возврат в поверхностные водоемы. В этой главенствующей технологии сосредоточены основные затраты ЖКХ. Безусловно, к этой системе подключаются и иные ресурсы, такие, как электроэнергия, топливо и обеспечение воздухообмена в точках потребления. Но они являются компонентами внутри водооборотного комплекса и требуют существенно меньших затрат.

Мы, безусловно, помним, что ЖКХ - это еще и система связей и правоотношений. На протяжении десятилетий в отрасли господствовали административные методы хозяйствования и экстенсивные подходы, которые являлись следствием жестко централизованного управления с советских времен. Материальная база отрасли всегда развивалась на основе остаточного принципа ресурсообеспечения, находилась в неудовлетворительном состоянии во все времена, но наиболее заметно деградирует в последние годы, несмотря на то, что на жилищно-коммунальное хозяйство расходуется значительная доля (иногда до трети) расходов местных бюджетов. Однако все эти факторы и обстоятельства являются надстройкой . И точно надстройкой, которой далее в рамках выбранной модели будет ограничено внимание, является сложный сплав взаимоотношений организационно-правового и управленческого профилей. В упомянутой выше цепочке реформирование, реорганизация, трансформация и модернизация, первые три процесса именно то, что происходит внутри системы управления отраслью. Еще до конца не понятно, замена саморегулирования на лицензирование УК, это реорганизация или трансформация? Система капитального ремонта реформируется или строится заново? Но точно изменения во всей этой сети управленческих связей не модернизация в рамках понятий базиса и надстройки.

Доминирующим, ключевым для отбора на модернизацию, согласно выбранной модели ЖКХ, является водооборотный комплекс, и именно на нем мы далее сосредоточимся при анализе применимости инструментов новой экономики: энергосервиса, концессий и лизинга. Это не значит, что в поле нашего зрения будут только отопительные системы и водоканалы. Потребуется учитывать сопутствующие технологии, такие как электротехника соответствующих профилей (начиная с когенерационных блоков, ВИЭ, двигателей в циркуляции, ЧРП и пр.), и техника топливообеспечения. Просто базис модернизации, основная, доминантная технология та, на которую приходится максимум затрат . Раз мы заботимся о модернизации в ЖКХ, то главными задачами целесообразно признать модернизацию генерации тепловой энергии и доставки теплоносителя и горячей воды к потребителю .

Энергосервис

Энергосервис является сравнительно новым инструментом, существо которого для любой отрасли состоит в планомерном наращивании энергетической эффективности на аутсорсинге. Опытные управленцы в Европе и США давно и накрепко усвоили, что специальные работы или услуги лучше всего покупать у профессионалов на условиях аутсорсинга. Принцип аутсорсинга: «Оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».

Эффективные организации стремятся к концентрации на основном виде деятельности (в школе - на учебном процессе; на производстве - на выпуске продукции; в коммунальном комплексе - на управлении эксплуатацией зданий и сооружений).

Эффективные организации аутсорсингом получают доступ к внешним знаниям и навыкам. На аутсорсинг их мотивирует сложность самостоятельного поддержания на высоком уровне показателя «цена-качество» (понуждающая к росту зарплат, компенсирующая недостаток собственного высококвалифицированного персонала). Их очень устраивает сокращение сроков при исполнении непрофильных обязательств (профессионал делает работу быстрее). Им выгодна на аутсорсинге доступность к новым технологиям, инструментам и методикам. Экономить энергию выгодно на аутсорсинге через энергосервис. А он в свою очередь не просто бизнес, а является одной из форм государственно - частного партнерства.

Путь к такому партнерству возможен:

  • через поправки в Жилищном кодексе, позволяющие создавать нужные организационные и организационно-правовые конструкции;
  • через образование, учебное и учебно-консультационное информирование служащих муниципального сектора и управляющих компаний;
  • через переход от состояния «эксплуатация» к состоянию «экономия на издержках» в рамках энергосервисных контрактов;
  • через переход от «натурального хозяйства» (у домоуправа свой водопроводчик, электрик, маляр, разнорабочий), к рациональному партнерству с аутсорсерами.

По сути энергосервис - это и переход от общества самообслуживания к современному рыночному обществу взаимообслуживания. Находится такая команда, которая предлагает заказчику (в том числе и муниципалитету) профессиональные услуги по повышению энергетической эффективности, самостоятельно привлекает в процессы все необходимые ресурсы (финансовые, кадровые, материальные), а взамен просит только делиться прибылью, возникающей от экономии энергоресурсов.

На первом этапе энергосервиса всегда и неизбежно проводится квалифицированный энергоаудит. И на выходе такого аудита должен быть не просто энергетический паспорт и табличка на здании с показателями энергоэффективности, а концепция на проектирование. Сегодня принято такую форму именовать инвестиционный энергоаудит . А далее следуют этапы проектирования, строительно-монтажный, пуско-наладочный (с повторным энергоаудитом). И завершается энергосервис - эксплуатацией и замыканием финансового оборота. Наконец-то свершится замысел законодателя, заложенный в 261-ФЗ!

Однако окно возможностей энергосервиса в жилищно-коммунальном комплексе не так велико. Безусловно, это связано главным образом с теплоснабжением, о чем упоминалось выше. Чаще всего в «меню» окажется установка узлов автоматического управления подачи тепла, индивидуальных тепловых пунктов, датчиков присутствия в системе освещения мест общего пользования. Более сложные проекты выходят за срок окупаемости в 4-5 лет, и то, это в идеальных условиях.

Зарубежный опыт перформанс-контрактинга (так именуют энергосервис в международной практике) показывает, что оперативное обеспечение обслуживаемого объекта новейшим оборудованием, это решение проблем только на 20%. Остальные 80% проблем - обеспечение неотвратимого возврата денежных средств за весь долгосрочный период действия энергосервисного контракта.

Главным ограничением в развитии энергосервиса на сегодня является стоимость кредитных ресурсов . Пока что коммерческие кредиты возможны под очень высокий процент. И наряду с типовыми рисками достижения требуемого эффекта, очень велики финансовые риски. При этом отсутствует баланс рисков между энергосервисной компанией (заемщиком) и клиентами (выгодополучателями в аутсорсинге). И сюда же накладывается фактор правовых рисков, которые возникают из недостаточной проработанности правоотношений, запаздыванием государства в отработке необходимой для становления энергосервиса нормативно-правовой базы. Именно по этой причине энергосервисных компаний в России всего лишь несколько десятков, хотя законодатель создал этот инструмент более пяти лет назад.

Чаще всего энергосервисные компании сегодня заняты решением проблем с освещением . Но в коммунальной отрасли, как выше упоминалось, доминантная задача - решение проблем теплоснабжения и водоснабжения. Однако это только начало. Необходима разработка на местах дорожных карт по развитию энергосервиса. Но эти карты должны быть такие, чтобы навигация по ним была предельно точной. И именно расчетливое и взвешенное развитие энергосервиса в муниципальных ЖКХ явится стимулом для применения инструментов концессии и лизинга.

Концессионные соглашения

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» был принят еще десять лет назад, в июле 2005 года. Это так же форма государственно-частного партнерства. Она может способствовать выходу из инфраструктурного тупика, в котором находится жилищно-коммунальное хозяйство страны. Однако сегодня, спустя десять лет с момента принятия закона, известны лишь единицы реализуемых концессионных проектов . И это в условиях, когда власти ориентируются на принудительную передачу хозяйственных комплексов в концессию (если МУП, такие, как теплоснабжающие и водоснабжающие, организации убыточны в течение трех лет, а таких по стране около 28%).

Концессионное соглашение, это целая система договоров. Существо концессионного соглашения состоит в том, что частная компания (концессионер) принимает на себя обязательство за свой счет создать или реконструировать объект недвижимости, не получая за это со стороны властей (заказчиков) никакой платы или иных встречных благ. По завершению строительных работ, когда определенный концессионным соглашением объект будет создан, исполнитель получит его на определенный срок в аренду от заказчика с условием внесения ему арендных платежей ( концессионной платы). Цель и ценность для концессионера в таком соглашении состоят в том, что созданные объекты, которые он получает в аренду, представляют для него интерес с точки зрения их прибыльности и извлечения дохода от деятельности, связанной с их использованием. Именно концессионный договор имеет своей главной целью привлечение частных инвестиций в строительство и реконструкцию объектов государственной и муниципальной инфраструктуры.

Организация частно-государственного партнерства на основе концессионного механизма требует (так же, как и в энергосервисе) оптимального распределения рисков между его участниками. Проекты на основе концессионного соглашения, как и во всяком бизнесе, содержат общие и специфические риски. Общие риски - это такие, которые характерны для любого аналогичного инвестиционного проекта. Специфические (особенные) риски участников концессионного соглашения связаны с выбранной ими формой партнерства. Общие риски являются внутренними рисками проекта (риски на этапе проектирования, строительства, эксплуатации). К ним же относятся риски, порождаемые внешними факторами (макроэкономические, финансовые, институциональные, риски форс-мажорных обстоятельств).

Специфические риски для частного инвестора включают риск экспроприации, конфискации, несоблюдения органами власти обязательств, которые призваны обеспечивать поддержку партнерству (выдача в положенный срок всех разрешительных документов, невмешательство в реализацию проекта). Муниципальная власть, доверяя частному инвестору объект инфраструктуры и его эксплуатацию, получает на своей территории «частного монополиста». Свободная воля инвестора и властей априори служит источником и предметом наибольших противоречий . Специфические риски, связанные с их действиями, могут принимать заранее не прогнозируемые формы: риск неэффективного расходования инвестированных средств, риск остановки работ и обслуживания населения, риск невозможности заменить концессионера и ряд иных.

Главным ограничением в становлении института концессионных соглашений сегодня, как и во многих областях, является стоимость денег, а также сложность и многоплановость урегулирования интересов между партнерами по концессии. Но на базе концессий уже совсем иные масштабы проектов по модернизации ЖКХ. Это не отдельные котельные, а крупные отопительные «кусты», масштабные системы водоснабжения и водоотведения, объекты локальной генерации и когенерации.

Лизинг

Лизинговая форма финансирования достаточно часто применяется при закупке необходимого технически сложного оборудования. Владелец хозяйственного комплекса в сфере ЖКХ (в том числе и концессионер) обычно сам принимает участие в процессе заключения лизинговой сделки. Он совместно с лизинговой компанией определяет основные условия финансирования: срок аренды, сумму и периодичность арендной платы, фиксированную или плавающую процентную ставку, условия расчетов, а также условия закупки объекта лизинга у поставщика (вид и комплектность изделия, цену и т.д.).

Лизинговая компания сама привлекает кредиты, закупает оборудование и передает его в лизинг клиенту, который может тут же приступить к работе, оплатив первоначально до 30% стоимости. Через лизинг обновляются основные фонды при оптимальном использовании собственных финансов. Затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия лизингового договора, что высвобождает средства для использования в других хозяйственных целях. Практически на условиях лизинга можно получать новое оборудование «под ключ», предоставив осуществление всех формальностей лизинговой компании, и благодаря этому сконцентрировать усилия на решении других вопросов. Лизинговые платежи, как правило, фиксированные, что способствуют стабильности финансового состояния владельца объекта ЖКХ.

В некотором смысле лизинг напоминает передачу на аутсорсинг функции снабжения на хозяйственном объекте (профессионалам закупок более высокого уровня). Компания-лизингодатель обычно заинтересована в закупке у поставщика оборудования по минимальным ценам. Лизинговые компании благодаря своим устоявшимся рыночным связям имеют большие возможности для достижения минимальных контрактных цен, чем заведомо менее профессиональный арендатор. Такие арендодатели с одной стороны мастера оптовых закупок, а с другой очень часто специализируются на определенных объектах лизинга, на рынках сбыта конкретных отраслей или товарных групп. Обычно лизингом занимаются банки и другие кредитные учреждения. Развитие лизинга создает им благоприятную конкурентную среду и в известной степени способствует снижению банковского процента. Лизинговое финансирование связано с меньшим риском, чем предоставление банковских ссуд для хозяйственников, которыми являются и владельцы инженерной инфраструктуры ЖКХ.

Несомненно, специфика хозяйствования в ЖКХ диктует и некоторые ограничения на применение лизинга. Например, коммунальщик, не будучи собственником объекта лизинга, ограничен в распоряжении им до момента выкупа по остаточной стоимости. А реальная рыночная цена оборудования по окончании срока лизинга может оказаться ниже зафиксированной в лизинговом контракте остаточной стоимости. И причина достаточно проста - жесткий эксплуатационный режим и износ оборудования в силу постоянства нагрузки. Или еще одна возможная проблема, требующая от коммунальщиков мастерства договороспособности. Лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции, что снижает налоговую нагрузку предприятия ЖКХ, но вносит эти затраты в тариф за коммунальные услуги . А значит, за обновление материальной базы заплатит в итоге конечный потребитель.

О первоочередном и насущном

Краткий анализ применимости во многом нового для коммунального сектора инструментария в области хозяйственно-финансового обеспечения изменений в отрасли был бы не полон, если не увязывать открывающиеся возможности, с тем состоянием, в котором сегодня находится отечественная экономика. В стадии разработки и реализации сегодня находится несколько федеральных и региональных программ государственно-частного партнерства, как в коммунальном секторе, так и в энергетике. На многих экспертных площадках звучат оценки: на модернизацию и реформирование отечественного ЖКХ требуется от 10 до 13 трлн рублей, в то время как в «Комплексной программе модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ» из всех источников предусмотрено несколько более 4 трлн рублей. И видимо это обстоятельство вынужденное, хотя оценки и расчеты были выполнены в период, предшествовавший кризисным явлениям последнего периода. Они же стали основой позиции власти, по ориентации на привлечение частного капитала в отрасль. Возможно сохранение такой пропорции, возможно и увеличение, но вполне вероятен сдвиг по времени на три - пять лет вперед. Некоторые надежды появляются в связи с политикой по возврату капитала, выведенного за рубеж. Но инвестиционная привлекательность коммунального сектора появится тогда, когда функционирование ЖКХ перейдет из состояния планово-убыточного в долговременно прибыльное. Если добавить в предприятия сектора порядок на рабочих местах и объектах, вовлеченный в процесс непрерывного совершенствования персонал, оптимизированные потоки создания ценности для жителей, собственную школу менеджеров и мастеров, благоприятную среду для работы - выстраивается надежда на будущее. Таковы проблемы нашей обыденной жизни в столкновении с тем, какой наша жизнь могла бы стать.

Несомненным и сравнительно малозатратным вкладом в будущее, пусть и отдаленное развитие, сегодня может стать интенсивное обучение и повышение квалификации персонала всех уровней, работающего в коммунальной отрасли. Важно избежать ошибок, ярко видных в параллельной социально ответственной отрасли - здравоохранении. Государство инвестировало в его модернизацию, потратила гигантские денежные средства, насытив страну высокотехнологичным медицинским оборудованием, которое не первый год простаивает, т.к. работать на нем некому. Несмотря на то, что для внедрения энергосервиса, концессий и лизинга не совсем время, а деньги достаются все дороже и дороже, вложиться в обучение и подготовку персонала вполне по средствам и самое время. Тогда надежда на улучшение в инженерной инфраструктуре городов и поселков появится, и к этому нужно готовиться всем.

По материалам публикации в журнале
«Региональный гид».