Скачать презентацию на тему в крестьянской избе. Презентация "русская изба". связывали крестьяне разные части дома

Слайд 2

Паспорт проекта Вид проекта:коллективный, познавательно – творческий. Реализация проекта: сентябрь 2014г - апрель 2015г Участники проекта: дети старшей группы №14, воспитатель Маслова Н.Л, помощник воспитателя Файзулина Н.И, родители. Интеграция образовательной деятельности: «Безопасность»; «Познание»; «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Театрализованная драматизация» «Музыкальное восприятие»

Слайд 3

Аннотация Данный проект охватывает темы: «Убранство русской избы»; «Уклад и образ жизни русского народа»; «Древние корни народного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»; «Народные промыслы»; «Народные традиции и обычаи русского народа» Практическая работа позволяет воспитанникам глубоко усвоить темы и расширить словарный запас: «Внутренний мир русской избы», «Конструкция и декор предметов народного быта», «Народный костюм», « Народный фольклор в театральной драматизации»

Слайд 4

Цель проекта Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Слайд 5

Задачи проекта *Вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа; *Познакомить детей с разными формами устного народного фольклор *Познакомить детей с особенностями народного быта; *Воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю; * Расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа; * Развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии; *Развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен; *Познакомить детей с разными видами народного творчества; *Развивать художественно - творческие способности детей. *Осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

Слайд 6

Слайд 7

Разделы проектной деятельности

Слайд 8

Разделы проектной деятельности

Слайд 9

Разделы проектной деятельности

Слайд 10

Разделы проектной деятельности

Слайд 11

Разделы проектной деятельности

Слайд 12

Разделы проектной деятельности

Слайд 13

Разделы проектной деятельности

Слайд 14

Разделы проектной деятельности

Слайд 15

Разделы проектной деятельности

Слайд 16

План проектной деятельности Сентябрь *Создание мини музея в группе по теме проекта. *Участие родителей в создании мини музея.* Сбор информации, иллюстративных пособий по теме проекта. *Беседы с детьми про быт, уклад, праздники, обычаи русского народа, как средство воспитания патриотического воспитания. *Просмотри презентаций «Русская изба». Октябрь *Беседа с детьми «Безопасность в деревянном доме» *Посещение музея «Русская изба» на базе СП №1 *Посещение музея «Русская изба» на базе СП №5 *Составление творческих рассказов «Что мы видели в музее» *Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок. * Просмотри презентации «Русский народный костюм»

Слайд 17

План проектной деятельности Ноябрь *Открытоеинтегрированное занятие по развитию речи «Русская изба». *Знакомство с народным декоративным прикладным искусством. «Хохлома», « Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Богородская резная игрушка» *Роспись ложек по технике «Хохлома» Декабрь *Беседа на тему « Традиции и празднование Нового года русским народом» *Знакомство детей с народным мызыкальным творчеством (слушание русских народных песен) *Использование предметов русского и народного костюма быта в постановке новогоднего утренника.

Слайд 18

План проектной деятельности Январь *Просмотр мультипликационных фильмов где демонстрируется русская изба и её интерьер: «Два клёна», «По щучьему велению», Серебряное копытце». *Чтение художественной литературы: Сказка « Каша из топора», « Русская матрёшка» С.Жулькова, «Пёстрый хоровод» Е.Гулыга, «Кошкин дом» С.Я Маршак. * Перессказ русской народной сказки «Каша из топора» по иллюстрациям из сказки. Февраль *Беседа на тему «Весеннии праздники на Руси» *Знакомство детей с народным творчеством (заклички, потешки, частушки) * Викторина «Русская Изба»

Слайд 19

План проектной деятельности Март *Беседа с детьми русский народный костюм для разных слоёв населения России. *Рассматривание иллюстраций и картин с изображением русского народного колорита в одежде. * Использование русских народных костюмов, предметов утвари, музыкального сопровождения, стихотворной формы подачи материала на утреннике к празднику 8 марта. Апрель *Систематизировать и обобщить знания по теме проекта. *Создание книги энциклопедии «Русская изба» *Создание папки « Наши работы»

Слайд 20

Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить нашу родину, узнав её, стать подлинным патриотом. С. Михалков.

Слайд 21

Наш мини музей в группе №14

Слайд 22

Музей «Русская изба» на базе ДО №1

Слайд 23

Слайд 25

Слайд 26

Открытое интегрированное занятие по развитию речи «Русская изба»

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Цель: Воспитывать чувство патриотизма и любовь к родине. Приобщать дошкольников к культуре и традициям русского народа. Расширять представления детей дошкольного возраста о быте русского народа. Активизировать познавательную и творческую деятельность детей. Задачи: Знакомить детей с предметами быта русского народа. Закреплять знания о жизни и быте русского народа, предметах обихода и домашней утвари. Формировать у детей изобразительные навыки и умения в росписи домашней утвари. Наглядный материал для создания внутреннего убранства русской избы: Русская печь, утюг, прялка, сундук, рубель, рогач, самовар, чугунок, глиняные миски, кувшин, кружки, лавки, стол. Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Русская изба»

Слайд 30

Ход занятия На столе стоит макет русской избы, фигурки человечков, расписной платок, бусы, вышитые салфетки, лапти, деревянные игрушки: матрёшка, мишка. Воспитатель предлагает внимательно посмотреть вспомнить детям, кому принадлежат эти вещи, кто жил в таких дома и из какого материала они сделаны. Воспитатель: Россия-это наша родина, у которой есть своя история, традиции, уклад жизни. Воспитатель: Ребята, а в какой стране мы живём? Дети: В России Воспитатель: Издавна на Руси строили дома из дерева – бревен. Как вы думаете почему? Ответы детей. Сегодня я Вам предлагаю отправиться в путешествие на много лет назад и своими глазами увидеть, как же жил русский народ. Поможет мне в этом волшебная палочка, а отправимся мы, в гости в русскую деревню. Воспитатель: Ребята давайте встанем со стульчиков, возьмёмся за руки и закроем глаза. Я произнесу волшебные слова и мы отправимся в путешествие.

Слайд 31

В руки палочку возьму Волшебство я призову, Чудо в гости к нам придет, В старину нас унесет. Воспитатель. Вот мы и у порога, оказывается при входе в избу можно было споткнуться! Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. Алёнушка: Ой, за окошком слышится шум, смех – гости идут! Спортивное упражнение «Перешагни и не задень» (2е ленты «порог» и «притолка») Воспитатель: Ребята, а знаете почему ещё люди входя в дом через порог наклонялись, не только для того чтобы не ударится, они кланялись дому в который входят, приветствовали его. Алёнушка: Проходите гости званные, желанные. (поклон) Воспитатель: Вот мы и в русской избе. Алёнушка: Гости дорогие, а зачем Вы пожаловали и откуда путь держите? Ответы детей

Слайд 32

Алёнушка: Ну раз, вы специально прибыли для того чтобы узнать как мы живём, то я вам расскажу. Центральное место в русской избе занимает печь. Печь ставили так, чтобы она хорошо освещалась, и подальше от стены чтобы не случилось пожара. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, кочергу, совок. На шесте у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком дрова. Ребята, а зачем нужны дрова в избе? Ответы детей. Алёнушка: А у Вас чем обогреваются дома? Ответы детей. Алёнушка: Ой ребятки, мальчишки и девчонки у меня очень много дел по дому: за водой сходить, печь растопить, обед сварить, пряжу спрясть, холсты постирать, ребёнка укачать, а помощника у неё нет. Что же делать? Ответы детей. Алёнушка: Вашей помощи я рада! Алёнушка: А с чего же мы начнём? А начнём с места в русской избе, где трудилась хозяйка, готовила еду, стирала, купала детей. Называлось это место «бабий кут». Ответы детей.

Слайд 33

Алёнушка: Правильно! это место у Русской печки. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояла разная посуда. (кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки) Показ музейных экспонатов. Ответы детей. Алёнушка: Скажите ребята а из каких материалов изготавливали посуду? А если это глиняная посуда, кто её делал? Ответы детей. Алёнушка: Ребята, а для чего ещё нужна была русская печка в избе? Ответы детей. Алёнушка: Ребята, мне матушка наказала щи наварить к обеду и мне понадобится Ваша помощь. Вы готовы мне помочь? Ответы детей. Алёнушка: Подскажите с чего же мне начать? растопить печь, принести воды, заложить овощи в чугунок и поставить в печь вариться? Алёнушка: А в чём сейчас мы готовим пищу и в какой посуде? Ответы детей. Алёнушка: В печке жарко, горячо, как же нам поставить чугунок с щами в печь, а потом вытащить? Какой предмет нам поможет? Дети ищут ухват (показ музейного экспоната)

Слайд 34

Алёнушка: Ой ребята посмотрите, что это стоит на шостке, как Вы думаете? (показ музейного экспоната- чугунный утюг). Ответы детей. Алёнушка: А Вы знаете, как им гладить? Ответы детей. Алёнушка: Правильно ребята! Нам нужны угли для нагрева утюга. А чем мне достать угли из печи может знает кто? Ответы детей. Алёнушка: Вот спасибо молодцы! подсказали мне. А когда я поглажу, как вы думаете, куда же я сложу выглаженное бельё? Ответы детей. (сундук. убираем вещи в сундук) Алёнушка: Молодцы ребята! Справились и с этой задачей. Ох ребята, пока мы с Вами трудились, в люльке проснулась моя сестрёнка, и плакать начала? Алёнушка: Надо нам его укачать и спеть колыбельную. Ребята, снова нужна наша помощь! Давайте споём колыбельную моей сестричке.

Слайд 35

Баю-баюшки –баю Баю деточку мою. Приди, котик ночевать, Нашу детку покачать. Уж, как я тебе коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока Ты ешь, пей не кроши, Больше, котик не проси. Алёнушка: Ай да помощники! Ай да Молодцы! Славно мы потрудились с вами. За хорошую работу, милости просим к столу. Ребята, место где располагался стол, лавки и икона называли « Красный угол», что означает –красивый. Именно здесь принимали гостей и обедали. Алёнушка: Ребята, а вы знаете пословицы о гостеприимстве. Ответы детей. Алёнушка: «Что есть в печи все на стол мечи». «Не красна изба углами, а красна пирогами». Алёнушка: Хорошо вы потрудились! Устали? Ответы детей

Слайд 36

Алёнушка: Посидите отдохните. Я сейчас попрошу моего волшебного кота позагадывать загадки, он мастер на это. (приносит кота-волшебника) Руки в боки, как начальник, Раньше всех на стол встает, Сам себе плита, и чайник - Сам заварит, сам нальет. Ответы детей -(самовар) Если хочешь выпить чай - Так меня и получай, Распрекрасную милашку, Всю в цветочках, с блюдцем...(чашку) Если я пуста бываю, Про себя не забываю, Но когда несу еду, Мимо рта я не пройду. (Ложка) Круглая, глубокая, Гладкая, широкая, Гончаром кручённая, В печи обожжённая, От кувшина – низка Глиняная …(миска)

Слайд 37

Алёнушка: Молодцы ребята! Хочу я предложить Вам поиграть в русскую народную игру«Бубенцы» Количество игроков: любое, встают в круг, выбирается «жмурка» и «бубенчик» Дополнительно: колокольчик Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют: Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы: Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон! .Воспитатель: Хорошо мы потрудились и поиграли! Но нужно прощаться с Алёнушкой. Дети прощаются с Алёнушкой. Алёнушка: Ой, ребята погодите, хотела я Вас попросить ещё вот о чём! Приходят в мой дом гости часто, а ложек у меня на всех не хватает. Хочу Вас попросить, распишите мне красивые ложки для моего замечательного дома.

Слайд 38 Слайд 42

Вывод Музейная педагогика – симбиоз творческой деятельности педагога, который знакомит дошкольников с краеведением, укладом, бытом, традициями русского народа, народно прикладным искусством.

Слайд 43

*Знакомство детей с предметами народного творчества и декоративно прикладного искусства, быта, уклада русского норода, оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества и развитие связной речи. *Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие - эффективные средства для развития у детей умственной активности, речевого развития и всестороннего развития ребёнка в целом.

Слайд 44

*Творчество народных мастеров воспитывает у ребят эстетический вкус, формируют духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости. * Народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей по всем направлениям образовательной деятельности.

Слайд 45

Итог проекта «Русская изба» *Педагогом и родителями был собран наглядный материал, художественная литература по ознакомлению детей с традициями русского быта, народными промыслами, со старинными русскими праздниками. * Создан мини музей в группе при участии родителей. *У детей сформированы более глубокие знания об истории русского народного быта, уважение и интерес к истории своей родины и традициях русского народа.

Слайд 46

* В процессе проектной деятельности дети в свободной форме овладели информацией о разных видах русской избы, её строении, предметах быта, орудиях труда, ремёсел, народного костюма и традиций русского народа. * Обогатился словарный запас детей словами редко используемых в современной жизни. (наличники, сруб, землянка, дымник, лучина, притолка, вилы, серп, рубель, рогач, чугунок, туесок, крынки, ушат, ковш-черпак, чарка, прялка, веретено и т.д)

Слайд 47

Подготовила воспитатель Маслова Наталья Леонидовна Москва 2015г Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

1 слайд

2 слайд

Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.

3 слайд

4 слайд

С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. По народным поверьям, под печью или за нею живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный - в других. В системе поведения, где существенно такое противопоставление, как "свой" - "чужой", отношение хозяев к гостю или незнакомому человеку изменялось, если ему довелось посидеть на их печи; как человек, отобедавший с семьей хозяина за одним столом, так и тот, кто сиживал на печи, воспринимался уже как "свой". Обращение к печи происходило во время всех обрядов, основной идеей которых был переход в новое состояние, качество, статус.

5 слайд

Что же до печки... подумаем серьезно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы - Домовой,- могла ли она олицетворять "тьму"? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье. Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв.м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи.

6 слайд

Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым. Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях

7 слайд

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым. Традиционная неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в женском углу.

8 слайд

Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними - врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил - полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья - пол, примост. Вся эта неподвижная обстановка избы строилась вместе с домом и называлась хоромным нарядом. Печь играла главную роль во внутреннем пространстве русского жилища на протяжении всех этапов его существования. Недаром помещение, где стояла русская печь называли "избой, истопкой". Русская печь относится к типудуховых печей, в которых огонь разводится внутри печи, а не на открытой сверху площадке. Дым выходит через устье - отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход. Русская печь в крестьянской избе имела форму куба: обычная ее длина 1,8-2 м, ширина 1,6-1,8 м, высота 1,7 м. Верхняя часть печи плоская, удобная для лежания. Топка печи сравнительно больших размеров: высотой 1,2-1,4 м, шириной до 1,5 м, со сводчатым потолком и плоским дном - подом.

9 слайд

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

10 слайд

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи.

11 слайд

красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "святым". Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол, лишь в ряде мест Псковской и Великолукской губ. его ставят в простенке между окнами - против угла печи. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, - две полки полавочника; отсюда западно-южнорусское название угла "сутки" (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища).

12 слайд

Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.

13 слайд

На полутёмном фоне интерьера крестьянской избы у стола на скамье сидит крестьянка с плачущим ребёнком на руках и замахивается ложкой на мальчика

14 слайд

15 слайд

Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины. Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб. Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю. Лавка судная - лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков.

ВНУТРЕННИЙ МИР

РУССКОЙ ИЗБЫ


1 . Из какого материала строили избы на Руси?


1 . Из какого материала строили дома на Руси?



2. Как называлась часть крестьянского дома,

сделанная из обработанных бревен?



3. С какими символическими понятиями

связывали крестьяне разные части дома?



ИЗБА – комната отапливаемая печью

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил»



БОЖНИЦА

Главное украшение дома была икона.

Иконы ставились на полочку-божницу.

Кроме икон на божнице хранились освящённые в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо.



ПЕЧЬ-душа дома,

главный оберег семьи,

семейный очаг.

ПЕЧЬ – жилище

домового.



ШЕСТОК – широкая толстая доска, на которой

размещались горшки, чугунки, домашняя утварь





С чего начать рисунок русской избы?

  • Определить, что Вы будете изображать: женскую половину, красный угол, мужскую половину, печь…
  • Продумать компоновку рисунка.
  • Определить где в рисунке будет изображение пола, потолка, стен.

Приступаем к практической части урока, внимательно прочитайте задание.


Последовательность построения перспективного изображения избы

Выполняя практическую работу обращайтесь к тесту на слайде. На первом уроке по этой теме вы должны выполнить линейное построение рисунка избы и начать расположение предметов быта в графике.




Красный угол

стол

скамейка


Не красна изба углами,

а красна пирогами!


Презентация подготовлена по программе Б.М.Неменского к уроку ИЗО в 5 классе на тему «Внутренний мир русской избы».

Cлайд 1

Cлайд 2

Преобладающее большинство построек в русской деревне делалось из дерева, использовали сосну, ель, березу, дуб. Наиболее прочными были постройки из сосны и дуба, так как они сохранялись до 200 лет. Из такого прочного материала строили не только жилища, но и амбары, в которых хранили зерно.

Cлайд 3

Периметр будущего дома отмечался прямо на земле с помощью веревки. Для фундамента по периметру дома выкапывали яму глубиной 20-25 см, засыпали ее песком, закладывали каменными глыбами или просмоленными бревнами. Позже стали использовать кирпичный фундамент. Сверху плотным слоем укладывали берестяные пласты, они не пропускали воду и предохраняли дом от сырости. Иногда в качестве фундамента использовался четырехугольный бревенчатый венец, установленный по периметру дома, а уже на него складывали бревенчатые стены. По старым языческим обычаям, которые даже и сегодня у русского человека уживаются с истинной христианской верой, под каждый угол венца закладывали клочок шерсти (для тепла), монетки (для богатства и благополучия), ладан (для святости).

Cлайд 4

Покатая крыша выкладывалась щепками, соломой, осиновыми дощечками. Как бы ни было странно, самой долговечной была соломенная крыша, потому что она заливалась жидкой глиной, высыхала на солнце и становилась крепкой. Вдоль кровли укладывали бревно, украшенное с фасада искусной резьбой, чаще всего это был конь или петух. Это был своеобразный оберег, защищающий дом от бед.

Cлайд 5

Бытовое назначение разных частей жилого помещения зависело от материального состояния хозяина, от его вкуса, а также от внутренней планировки жилища. Но общим для всех видов домов было наличие русской печи.

Cлайд 6

В русской избе обычно была одна комната. Главное место в ней занимала печь. Чем больше была печь, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети. С печью было связано много обрядов и верований. Считалось, что за печью живет домовой. Сор из избы выносить было нельзя, и его сжигали в печи. Когда в дом приходили сваты, девушка забиралась на печь и следила оттуда за разговором родителей с гостями. Когда ее звали, она слезала с печи, и это означало, что она согласна выйти замуж, а свадьба неизменно заканчивалась тем, что в печь бросали пустой горшок: на сколько черепков разобьется, столько и детей будет у молодых.

Cлайд 7

Готовили пищу в чугунах, использовали при этом ухваты, кочергу, чапельник. В каждом доме обязательно был самовар, у которого за чаепитием собиралась вся семья.

Cлайд 8

Cлайд 9

Здесь же располагался обеденный стол с лавками. Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки, которые служили украшением дома, или хранились нужные в хозяйстве вещи. В углу между печью и дверью под потолком была вделана широкая полка – полати.

1 слайд

2 слайд

Изба на территории музея в Покровском монастыре в Суздале. ИЗБА, срубное жилище у русских; отапливаемое жилое помещение в доме. В Древней и Московской Руси избой называли присутственное место; первоначальное название в 16 веке (Поместная изба, Посольская изба).

3 слайд

Постройка избы Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. И при этом каждый крестьянин верил в традиции предков. При строительстве было важно место расположения дома. Люди считали, что если дом построить на «несчастном месте» (где проходила дорога, стояла баня, где прежде хоронили людей), то у жителей дома не будет благополучие, будут ссоры, недуги… Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии.

4 слайд

Общий вид избы Пол в избе порою делался земляным, но чаще - деревянным, приподнятым над землей на балках-лагах, врубленных в нижний венец. В этом случае в полу устраивали лаз в неглубокий погреб-подполье. К избе нередко пристраивали своего рода прихожую - сени около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. Такое жилище археологи называют "двухкамерными", имея в виду, что в нем два помещения. Согласно письменным источникам, начиная с X века распространились неотапливаемые пристройки к избам - клети. Сообщались они опять-таки через сени. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой - своеобразным "холодильником". Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни.

5 слайд

Внутреннее пространство избы Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.

6 слайд

Интерьер горницы отличался от интерьера внутреннего пространства избы присутствием голландки вместо русской печи или вообще отсутствием печи. В остальном хоромный наряд, за исключением полатей и помоста для спанья, повторял неподвижный наряд избы. Особенностью горницы было то, что она всегда была готова к приему гостей.

7 слайд

8 слайд

Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте - в красном углу, в котором находились иконы. Главное украшение домов составляли иконы. Иконы ставились на полочку или открытый шкафчик называемый божницей. Она изготовлялась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Кроме икон на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо, иногда Евангелие.

9 слайд

Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.