Сравнение дислалии и дизартрии. Сопоставительный анализ стертой дизартрии и дислалии. Клинико-педагогическая характеристика дислалии

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

При стертой дизартрии наблюдаются:

1. Отягощенный анамнез: патология внутриутробного раз­вития (токсикозы, психотравмы, гипертония, нефропатия и другие заболевания матери). Характерны затяжные роды, легкая асфиксия новорожденных («закричал после шлепков»). Раннее моторное развитие - держание голо­вы, сидение, ползание - в норме. Более сложные локо­моторные функции несколько задержаны (ходьба с 1 г. 2 мес. - 1 г. 3 мес). Характерна моторная неловкость, неумение бегать, прыгать, держать ложку, быстрое уста­вание при ходьбе. Дети предпочитают жидкую пищу, густую пищу жуют медленно, долго держат за щекой. Позднее: при рисовании не могут провести ровной линии, не соблюдают форму и размеры рисунков. Речь развивается с задержкой: первые слова в 1,5-2 года, фразовая речь - к 2-3 годам, но непонятна окружаю­щим. К 4-5 годам многие звуки появляются спонтанно, речь становится яснее, но в целом остается фонетически неоформленной;

2. Неточность и слабость артикуляционных движений;

3. Вялость и ограниченность движений языка: она обуслов­лена гиперкинезами, вследствие которых язык постоян­но подвижен, он как бы не находит нужного положения. Особенно это видно при движении языка вперед, вверх и в стороны. Повторение движения вызывает быстрое утомление, замедляется темп движений, быстро наступает потеря точности движений. При дальнейшем повторе­нии движения появляется дрожание (тремор языка);

4. В состоянии покоя язык неспокоен, напряжен, лежит бугром, постоянно оттягивается вглубь рта, иногда на­блюдается западание правой или левой половины языка, тогда он постоянно кренится в одну сторону. При по­буждении к действию он сразу становится узким и длин­ным. Это состояние говорит об изменении тонуса мышц языка в одной или обеих его половинах. Часто кончик языка слабо выражен, т.е. передний край его не вытя­гивается (при нормальной подъязычной связке). Ребе­нок не может произвести движения кончиком языка, долго не ощущает его положения во рту, что говорит о паретическом состоянии мышц языка;

5. Может быть парез подъязычного нерва и изменения тону­са, его следствием является стертая, нерезко выраженная нейродинамическая симптоматика: движения, хотя и вы­полняются в полном объеме, замедлены, напряжены, бы­стро истощаемы, требуют от ребенка усилий;

6. Характерна мозаичность симптоматики с преобладанием то лицевого, то языкоглоточного, то подъязычного нер­вов, определяющая особенности и разнообразие фоне­тических нарушений. При нарушении лицевого и подъ­язычного нервов страдают губные и язычные звуки. При нарушении подъязычных нервов имеются отклонения кончика языка в сторону пареза, ограничение подвиж­ности кончика и средней части спинки языка. При подъ­еме кончика языка зазубно средняя часть спинки языка быстро опускается на стороне пареза, что обусловливает боковую струю воздуха при произношении шипящих звуков и звука [Р]. При нарушении языкоглоточных нер­вов имеются расстройства фонации, назализации, нару­шения произношения звуков [К], [Г], [X]; нечеткое произношение гласных звуков, а при функци­ональной дислалии согласные звуки сохранны;

7. Нарушено произношение простых и сложных по артику­ляции согласных звуков, а при функциональной дислалии только сложных (свистящих, щипящих, [Л], [Р]). Кроме того, при функциональной дислалии нарушается произношение отдельных согласных звуков или группы звуков, и это является единственным нарушением.

При дизартрии часто встречается нарушение произноше­ния следующих согласных звуков: межзубное произношение [Т], [Д], [Н], [Л]; отсутствие звука [Р]; горловое (велярное или увулярное) [Р]; боковое произношение свистящих, шипящих и звуков [Р], [Р"]; замена звуков [Р], [Р"] на [Д], [Д"]; форми­рование шипящих звуков в более простом, нижнем произно­шении; замена шипящих звуков свистящими звуками; дефек­ты звонкости как частичное нарушение голоса; смягченность речи вследствие спастического напряжения средней части спинки языка. Дети со стертой дизартрией часто испытывают трудности в обучении грамоте. Недостатки устной речи - на­рушения озвончения, трудности в овладении структурой слога, замены звуков - отражаются на письме.

При дизартрии очень затруднена автоматизация звуков, что связано с плохой подвижностью артикуляционного аппа­рата при переключении от фонемы к фонеме, от слога к слогу (в более тяжелых случаях), а в более легких случаях затрудне­но переключение от слова к слову. Новый звук может произ­носиться в словах с более легкой конструкцией - в двухслож­ных словах из двух открытых слогов. При более сложной сло­говой структуре слов (стечение согласных, закрытые слоги) вновь поставленный звук опускается или искажается.

Наблюдаются нарушения сенсорных функций (зритель­ная агнозия, нарушения фонематического слуха), которые приводят к появлению оптических и акустических ошибок.

При дизартрии могут быть не только фонетические, но и фонационные, просодические и дыхательные нарушения.

Требуется комплексная и специальная коррекционная работа: помимо логопедических занятий необходимо про­водить медикаментозное лечение, физиотерапию, ЛФК, ло­гопедический массаж, логопедическую ритмику.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИСЛАЛИИ, ДИЗАРТРИИ И РИНОЛАЛИИ Подготовила: Маковкина В.А.

2 слайд

Описание слайда:

ДИСЛАЛИЯ нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Нарушения звукопроизношения определяется как уклонение в произношении звуков в речевом потоке от норм, общепринятых в данной языковой системе. Обычно страдает произношение согласных и звуков, наиболее сложных по артикуляции (тех, которые позже усваиваются в процессе развития). Гласные и простые согласные звуки нарушаются очень редко.

3 слайд

Описание слайда:

ДИСЛАЛИЯ Нарушения звукопроизношения выражаются в следующих формах (или сочетаниях): 1. Пропуск (элизия), при котором звук не опознается, выпадает. Наблюдается полное отсутствие звука (рыба - ыба). 2. Замена (субституция) звуков, при которой вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости (рыба - лыба). 3. Смешение звуков, при котором ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи. 4. Искажение звуков, при котором вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе родного языка.

4 слайд

Описание слайда:

ДИСЛАЛИЯ В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, звуковые нарушения подразделяются на две разноуровневые категории: 1. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или как фонематические (Р. Е. Левина), или как сенсорные (О. А Токарева) дефекты, при которых нарушена система языка. 2. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические (Р. Е. Левина), или моторные (О. А Токарева) дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи.

5 слайд

Описание слайда:

ДИСЛАЛИЯ О. В. Правдина выделяет три уровня нарушенного произношения:  неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука

6 слайд

Описание слайда:

ДИЗАРТРИЯ нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушением восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи.

7 слайд

Описание слайда:

ДИЗАРТРИЯ Классификация дизартрии по принципу локализации поражения мозговых структур: Корковая (очаговые поражения двигательных зон коры мозга, ответсветнные за наиболее тонкую иннервацию речевой мускулатуры и за формирование речевого праксиса) Подкорковая (экстрапирамидная) (поражение подкоркового ядра, ответсветнные за регуляцию мышечного тонуса и эмоциональную выразительность речи) Мозжечковая (поражение ядра и проводящие пути мозжечка, ответственные за синхронность (координированность) в работе дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата и за эмоциональную выразительность речи) Псевдобульбарная (поражены проводящие системы, обеспечивающие проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам продолговатого мозга) Бульбарная (поражены ядра периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга)

8 слайд

Описание слайда:

ДИЗАРТРИЯ Классификация дизартрии по степени выраженности: Анартрия – отсутствие речи из-за полного паралича речедвигательных мышц. Дизартрия – нечленораздельная речь из-за частичных параличей (парезов) речедвигательных мышц. Стёртая дизартрия – Менее выраженная форма дизартрии, связанная с «точечным» поражением головного мозга и проявляющаяся в основном в специфических нарушениях произношения отдельных групп звуков.

9 слайд

Описание слайда:

ДИЗАРТРИЯ При дизартрии нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания.

10 слайд

Описание слайда:

РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса (гнусавость) и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости, такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба.

11 слайд

Описание слайда:

РИНОЛАЛИЯ В зависимости от причины возникновения выделяют органическую (механическую) и функциональную; врожденную и приобретенную ринолалию. Выделяют три формы ринолалии: открытая – патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое небо при произнесении звуков сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого неба) или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость. закрытая – речевой выдох направлен только через рот при всех звуках, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика носовых звуков м, н, м’, н’ и тембр голоса. смешанная – состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный небно-глоточный затвор. На произношение это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при открытой ринолалии.

12 слайд

Описание слайда:

Сравнительный анализ дислалии, ринолалии, дизартрии. ЭТИОЛОГИЯ ДИСЛАЛИЯ РИНАЛОЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Врожденное наследственность внутриутробная патология травмы рахит соматически ослаблен наследственность внутриутробная патология (4-8нед. беременности – краснуха, корь, токсоплазмоз) асфиксия родовая травма неблагоприятное протекание беременности кесарево сечение Приобретенное привычка долгого сосания пальца речевое окружение неправильное речевое воспитание педагогически запущен Причиныцентрального характера Причиныперифирическогохарактера гемолитическая болезнь инфекционные заболевания черепно-мозговые травмы нарушение мозгового кровообращения опухоли головного мозга

13 слайд

Описание слайда:

Сравнительная характеристика дислалии, ринолалии, дизартрии Структура речевого дефекта Речевые симптомы ДИСЛАЛИЯ РИНОЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Первично: недоразвитие фонематической стороны речи, недоразвитие речевого дыхания (короткий выдох, слабая воздушная струя). Вторично: нарушения письменной речи. Первично: недоразвитие фонетической стороны речи (пропуски, искажение, замена, смешение звуков) нарушениезвукоголосовойструктуры слова нарушения тембра голоса, интонации недостатки лексико-грамматического строя Первично: недоразвитие фонетической стороны речи (чаще пропуски, искажения) недоразвитие физиологического и фонационного дыхания нарушение голоса (тембра, силы, высоты) нарушение просодической стороны речи Вторично недоразвитие фонематического слуха лексико-грамматическое недоразвитие нарушения письменной речи

Описание слайда:

Сравнительная характеристика дислалии, ринолалии, дизартрии Особенности нарушений звукопроизношения ДИСЛАЛИЯ РИНОЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Мономорфное и полиморфное. Полное отсутствие звука. Замена другим правильно произносимым звуком Непродолжительное смешение вновь усвоенного звука с бывшим субститутом Устойчивое смешение звуков Искаженное звучание звука Нарушаются гласные и согласные звуки (нарушения дифференциации по признаку ротовой – носовой, глухой – звонкий, переднеязычный - заднеязычный) Нарушаются гласные и согласные звуки (нарушение дифференциации по артикуляторным признакам: место, способ образования звука) Нарушение произношения не только согласных, но и гласных звуков. Неотчётливое произношение гласных звуков Преобладание межзубного и бокового произношения щелевых согласных. Смягчение твёрдых согласных Общая «смазанность» звукопроизношения в спонтанной речи Трудность автоматизации вновь воспитанных звуков в связной речи Нарастание общейсмазанностиречи при увеличении речевой нагрузки Нередко рецидивы дефектного звукопроизношения при недостаточном закреплении правильных речевых навыков

16 слайд

Описание слайда:

В настоящее время проблема стертой дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом и коррекционно-логопедическом аспектах. Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение амнестических данных. Сравнивая симптоматику речевых и неречевых признаков у детей с дислалией и дизартрией, можно определить диагностические значимые отличия.

Так, у детей со стертой дизартрией кроме нарушения звукопроизношения отмечается нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения. Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные движения рук. Выявленные моторная неловкость, недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомоторных навыков.

В работе О.Ю. Федосовой проводится сопоставление дислалии и стертой дизартрии.

При сложной функциональной дислалии:

  • · страдает артикуляция только согласных звуков;
  • · четкое нарушение артикуляции определенных звуков в различных условиях их реализации;
  • · закрепление сформированных звуков не вызывает затруднений;
  • · не отмечается нарушений темпо-ритмической организации речи;
  • · изменения дыхания не типичны;
  • · фонационные расстройства не отмечаются;
  • · дискоординация дыхания, голосообразования и артикуляции отсутствует.

При стертой дизартрии:

  • · возможно смазанное неясное произношение гласных звуком с легким носовым оттенком;
  • · изолированно звуки могут быть сохранены, а в речевом потоке произносятся искаженно, неясно;
  • · процесс автоматизации затруднен: поставленный звук может не использоваться в речи;
  • · характерен ускоренный или замедленный темп речи;
  • · дыхание поверхностное, отмечается речь на вдохе, укорочен фонационный выдох;
  • · страдает координация указанных процессов.

Анализ случаев детей с дислалией и легкой дизартрией показывает, что патология речи (нарушение звукопроизношения) ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей его личности, в ряде случаев является причиной отрыва от коллектива. Стесняясь своего речевого дефекта, ребенок становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. Дефекты речи в большинстве случаев являются причиной неуспеваемости его в школе.

Кроме того, ослабление только отдельных компонентов психики - внимания и памяти ребенка - отрицательно отражалются на его успехах по устранению речевого дефекта. Особое влияние на речевую, следовательно, и психические функции, оказывает наличие органической неврологической симптоматики. Таким образом, мы пришли к выводу, что наиболее плодотворным является такой подход к ребенку, при котором внимание исследователя сосредотачивается не только на изолированных симптомах (речи), но и на расстройстве целостной сложной системы всего организма. С этой целью было проведено всестороннее клинико-педагогическое исследование детей с функциональной дислалией, легкой дизартрией и детей с нормальной речью.

  • 1. Результаты исследования физического статуса. Дети с легкой формой дизартрии и функциональной дислалией по физическому развитию несколько отстают от детей с нормальной речью.
  • 2. Результаты исследования неврологического статуса. У детей с нормальной речью и функциональной дислалией симптомов органического поражения центральной нервной системы не отмечалось. Изменения со стороны вегетативной нервной системы в форме устойчивого дермографизма, похолодания кистей рук, нарушение потоотделения и влажности дистальных отделов конечностей (кистей и стоп) наблюдалось у большинства детей с дислалией. Неврологическая симптоматика у детей с легкой формой дизартрии при одноразовом исследовании в поликлинических условиях, часто не выявлялась и поэтому такие дети причислялись к дислаликам. При тщательном обследовании и применении функциональных нагрузок (повторные движения, силовые напряжения) можно выявить симптомы органического поражения центральной нервной системы в форме стертых парезов, изменения тонуса мышц, гиперкинезов в мимической и артикуляционной мускулатуре, патологических рефлексов. Основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с поражением подъязычных нервов (XII пары), которое проявляется в виде некоторого ограничения движения языка в сторону гиперкинезов... Повторные движения языка вверх, вперед и в стороны вызывают быстрое утомление, выражающееся в замедлении темпа движений, а иногда и легкого посинения кончика языка. Все эти нарушения обусловлены паретичностью мышц языка. Ограничение объема движений глазных яблок (III - IV - VI пары) в виде легкого недоведения до наружной спайки наблюдалось у некоторых детей. При пробе на аккомодацию и конвергенцию отмечались легкие парезы конвергенции. У одного ребенка было отмечено косоглазие. Со стороны тройничных нервов (V пара) у детей грубых парезов не наблюдалось. Однако при боковых движениях нижней челюсти у некоторых детей появлялись синкенезии в виде поворота головы, языка, реже губ в ту же сторону. Асимметрия лицевых нервов (VII пара) имелась у детей, главным образом, за счет сглаженности правой или левой носогубной складки. Тяжелых расстройств со стороны языкоглоточных и блуждающих нервов (IX, Х пары) у обследуемых детей не наблюдалось. Однако было отмечено недостаточное сокращение мягкого нёба. Голос у детей был тихим, глуховатым с небольшим носовым оттенком. Перечисленные состояния черепно-мозговых нервов при легкой форме дизартрии в большинстве случаев носят стойкий характер, т. к. они обусловлены органическим поражением центральной нервной системы.

Со стороны двигательной сферы у детей был слабо выраженный парез с денерваторными изменениями мышечного тонуса. Сила мышц у детей была удовлетворительной. Однако большинство детей не сразу включалось в активное сопротивление. Активные движения у всех обследованных совершалось в полном объеме, но были замедленными, неловкими, недифференцированными. В рефлекторной сфере у детей отмечалось оживление сухожильных и периостальных рефлексов. В ряде случаев наблюдались рефлексы орального автоматизма, а также непостоянные, истощающиеся патологические рефлексы Бабинского и Пуссепа. Помимо вышеперечисленные нарушений в неврологическом статусе у детей с легкой формой дизартрии были отмечены изменения со стороны вегетативной нервной системы, которые проявлялись преимущественно в виде потливости ладоней и стоп, наличии стойкого красного демографизма.

Таким образом, было установлено, что у большинства детей с легкой формой дизартрии имелась легкая (стертая) неврологическая симптоматика, которая выявлялась при тщательном исследовании и указывала на органическое поражение центральной нервной системы.

3. Результаты исследования психолого-педагогического статуса.

Внимание у детей с функциональной дислалией и особенно с легкой формой дизартрии менее устойчивое, чем у детей с нормальной речью. Проведенное исследование отдельных заданий на внимание позволило выявить пониженный уровень устойчивости и переключаемости внимания у детей с легкой формой дизартрии и функциональной дислалией. Нарушение механизма устойчивости и переключаемости внимания, по-видимому, зависит от недостаточной подвижности основных нервных, процессов в коре больших полушарий.

Память. Характер выполнения задания на зрительную память у детей с функциональной дислалией и легкой формой дизартрии аналогичен результатам исследования их на переключаемость внимания, что по-видимому связано с нарушением нейро-динамических связей в коре больших полушарий. Слабость процесса запоминания слов у детей с функциональной дислалией и легкой формой дизартрии связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения.

Таким образом, проведенное исследование памяти по заданиям показало, что у детей с функциональной дислалией имелись незначительные, а у детей с легкой формой дизартрии значительные отклонения, которые можно объяснить не только нарушением их фонематического слуха, но и расстройством активного внимания...

Мышление. Дети с нормальной речью и функциональной дислалией дали одинаковое количество правильных ответов. Дети с легкой формой дизартрии дали меньшее количество правильных ответов, причем качество их работы было ниже. При выполнении заданий дети с легкой формой дизартрии были неуверенны, пассивны, быстро истощались, проявляли негативизм. Однако некоторое ослабление их мыслительной деятельности не носило характер умственной отсталости, а проходило по типу астенизации с выраженным снижением функции внимания и памяти.

Речь. Все дети понимали обращенную к ним речь. Дети с нормальной речью и функциональной дислалией имели достаточный словарь, полную фразу, громкий голос и нормальный темп речи. В отдельных случаях у детей с функциональной дислалией темп речи был убыстренным. У детей с легкой формой дизартрии активный словарь был несколько ограниченным, фраза - короткая, голос - у некоторых тихий, речь быстрая, неотчетливая. Характерным признаком как для детей с функциональной дислалией, так и с легкой формой дизартрии было нарушение звукопроизношения. Фонетические расстройства проявлялись виде замены одних звуков другими, смешения звуков, отсутствия звуков, нечеткое искаженное произношение звуков. У детей с легкой формой дизартрии отмечалось расхождение между умением произносить звуки изолированно и в речевом потоке. Изолированно звуки произносились чище, правильнее, в речевом потоке - неясно, нечетко, так как слабо автоматизировались и недостаточно дифференцировались. У некоторых детей с легкой формой дизартрии, кроме нарушения согласных звуков, неясно произносились и гласные звуки, с легким носовым оттенком. Фонематический слух у детей в большинстве случаев был снижен.

5. Проведенное исследование психологических особенностей у детей с легкой формой дизартрии и функциональной дислалией показало, что работа логопеда не должна ограничиваться постановкой и исправлением только дефектных звуков, но должна иметь более широкий диапазон коррекции личности ребенка в целом.

Стертые формы дизартрии довольно часто смешивают с дислалией. Однако при детальном изучении встречаются различия.

Архипова Ф.Е. разработала параметры сравнения детей со стертой формой дизартрии и дислалией, внеся тем самым вклад в вопрос дифференциальной диагностики дизартрии и дислалии.

5. Общая моторика

· дизартрия отмечается моторная неловкость \плохо бегают, часто спотыкаются\.недостаточность координации движений.

· дислалия нет нарушен со стороны моторики. Невропатолог при обследовании не обнаруживает у него неврологической симптоматики.

6. Мелкая моторика

  • У ребенка с дизартриейпоздно формируются навыки самообразования. Плохо держат карандаш, сильно напрягают мышцы руки. И, наоборот, из-за снижения тонуса мышц рук, ребенок недостаточно нажимает на карандаш, линии рисунка вялые. При работе с вырезной картинкой сложенный рисунок сдвигается с места, части его точно не смещаются одна с другой. Кажется, что ребенок неаккуратен при выполнении работы, но на самом деле это нарушение моторики. Впервые проявляется дефект нарушения ориентировки на листе бумаги вследствие нарушения пространственных представлений. В школьном возрасте это приводит к зеркальному письму, недостаточной ориентировки в тетради. Дети могут испытывать трудности на уроке черчения в старшем возрасте при выполнении геометрических заданий. При обследовании ребенок не выполняет пальчиковые упражнения. Характерным является поиск движений, требующих тонкой дифференцированной работы пальцев: «замок», «коза».
  • У ребенка с дислалиейсо стороны моторики таких нарушений нет.

7. Артикуляционный аппарат

  • У ребенка со стертой дизартрией выявляются:

Гипертонус: лицо ребенка маскообразное, мышцы при пальпации твердые; губы – характерно положение верхней губы – она натянута и прижата к верхней десне, а во время речи она неподвижна; язык всегда толстый (или меняет форму «осеннего огурчика»); голос ослабленный, отсутствуют модуляции (не может изобразить как мычит корова); не выполняет задание «Эхо»; речь немного ускоренная; ослаблен речевой выдох; страдают согласные и гласные звуки.

Гипотонус: лицо гипомимично (мимика недостаточная); при пальпации мышцы лица дряблые; рот приоткрыт; ребенок не удерживает позу закрытого рта (но надо исключить лорпатологию); речевое дыхание поверхностное; ребенок не договаривает окончаний слов, как бы допускает грамматические ошибки, страдают обычно согласные.

Гиперсаливация: (повышенное слюноотделение) особенно при увеличении нагрузки. При этом надо исключить заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, состояние голода).

Девиация языка (отклонение языка от средней линии) при функциональной нагрузке на речевой аппарат. Например, при выполнении упражнения «маятник» нужно посмотреть в какую сторону отклоняется язык.

Гиперкинезы: (насильственные движения языка) выделяются степени гиперкинезов: тяжелая (язык подергивается в переднее-заднем направлении), средняя (по языку пробегают волны, то в продольном, то в поперечном направлении, иногда, это наблюдается только при функциональной нагрузке), легкая (тремор кончика языка при функциональной нагрузке, иногда сопровождается цианозом – посинением).

Нарушение качества артикуляционных движений: движения выполняются, но страдает их качество; ослаблена мышечная сила (много щелчков языком сделать не может, страдает ритмичность); сокращено время удержания артикуляционной позы.

  • У ребенка с дислалиейобычно нет таких симптомов.

8. Звукопроизношение

· При стертой дизартриипостановка звуков ведется по классической схеме, т.е. способы те же, приемы, можно использовать фонетическую ритмику. Причем здесь звуки ставятся легко, но длителен процесс автоматизации. Иногда, приходится отрабатывать в спонтанной речи каждую позицию звука в слове.

· При дислалиипостановка звука также ведется по классической схеме, но поставленный звук усваивается в речи ребенка надолго и не требует длительного процесса автоматизации.

  1. Общее речевое развитие
  • Детей со стертой дизартриейусловно можно разделить на три группы:

Дети, у которых нарушено звукопроизношение, просодика, но у них хороший фонематический слух, богатая лексика, не нарушен грамматический строй языка – ФН (нарушение погранично с дислалией, их трудно дифференцировать).

Дети, у которых не закончился процесс формирования фонематического слуха. Это группа ФФН + стертая форма дизартрии. Таких детей может быть до 50%.

Дети, у которых недоразвитие фонематического слуха сказывается на недоразвитии слоговой структуры слова; бедный словарный запас, агграматизмы в речи. В 5 лет такой ребенок может сказать «на санок» вместо «на санках». Эта группа детей у которых формируется ОНР + стертая форма дизартрия. Их в группе с ОНР может быть 80%.

  1. Просодика
  • У детей со стертой формой дизартрииотмечается невнятная, неразборчивая речь – «каша во рту». Бедные интонации, тихий голос, иногда нозальный оттенок речи. Чаще темп речи быстрый, ускоренный, ребенок не договаривает окончаний слов и очень сокращает произношение гласных звуков (редуцирует до минимума). У ребенка угасающий голос, начинает говорить громко, спадает по мере речевой нагрузки. Интонационная окраска ухудшается. Для детей с дизартрий характерно ухудшение качества речи с увеличением нагрузки.
  • У дислаликовс повторением упражнений качество речи улучшается.

Дифференциальная диагностика дислалии от дизартрии . Дислалия : 1.У соматически ослабленных детей. Органики нет 2.Неврологическая симптоматика отсутствует. 3.Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. 4.Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный. 5.Голос звонкий, громкий, богато модулированный. 6.Речевая активность повышена. 7.К своему дефекту ребенок критичен. 8.Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи. 9.Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко; внешне ребенок опрятен. 10.Сон спокойный без ночных страхов и сновидений. 11.Диафрагмально-речевое дыхание в норме. 12.В контакте ребенок входит легко, поведение адекватное. 13.Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект – в норме, редко наблюдается ЗПР. 14.Ребенок активен, подвижен, занимается охотно, без особого труда переключается с одного вида деятельности на другой. Стертая форма дизартрии: 1.Связана с поражением центральной нервной системы. 2. Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пореза губ; сглаженность носогубных складок. 3.Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика. 4.Наряду со звукопроизношением страдает просодика; поставленные звуки автоматизируются с трудом. 5.Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый. 6.Речевая активность снижена. 7.К дефекту относится безразлично. 8.Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности. 9.Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом, ребенок неопрятен. 10.Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения. 11.Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое – не сформировано. 12.Поведение неровное, часты перепады настроения. 13.Память снижена, кратковременна; внимание неустойчивое; низкая работоспособность; интеллект снижен (ЗПР, олигофрения) 14.Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

Дети со стертой формой дизартрии напоминают дислаликов. Однако при обследовании обнаруживаются неблагоприятные факторы в анамнезе, органическая микросимптоматика в неврологическом статусе, а также затруднения при проведении логопедических мероприятий. Если при дислалии речевой дефект связан с неправильным произношением отдельных звуков или групп, то при дизартриях страдает не только звукопроизношение, но и голос, темп, плавность, модуляция, дыхание и т.д.Исправление произношения при функциональной форме дислалии проходит без особого труда в короткий срок (от нескольких занятий до одного месяца). Новое произношение легко усваивается ребенком, и он забывает о своем неправильном произношении

51. Обследование лиц с дизартрией. Схема логопедического обследования ребенка с дизартрией.

52. Методика логопедической работы при дизартрии.

53. Система логопедической работы при дизартрии:

54. Методика работы при различных формах дизартрии и при различной степени проявления нарушений двигательной, психической и речевой сферы лиц с дизартрией.

55. Коррекция нарушений произносительной стороны речи при стертой дизартрии.

56. Задания на демонстрацию приемов выявления и преодоления речевых нарушений (например, продемонстрировать и объяснить приемы диагностики минимальных проявлений дизартрии, приемы работы по формированию слухового восприятия у дошкольников; комплекс упражнений пассивной артикуляционной гимнастики, приемы формирования артикулем гласных и согласных звуков у детей с открытой ринолалией и т.п.).