Сравнительный анализ стихотворений а. фета « печальная береза», с. есенина «береза». «Печальная берёза…» А. Фет История создания печальная береза фет

Цели урока:

1) научить детей сопоставлять поэтические тексты;
2) способствовать формированию умения пользоваться выразительными средствами языка для создания художественного образа;
3) воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Оборудование: портреты С.Есенина, А.Фета, иллюстрации, тексты стихотворений

Ход урока

1. Вступительное слово.

Хочу начать урок с загадки.

Есть дерево об четыре дела:
Первое дело – мир освещать,
Другое дело – мир унимать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело-чистоту соблюдать.

А вы знаете загадки, стихи о березе? (на проекторе)

  • Все эти стихи, загадки напоминают нам о том, что береза – самое любимое дерево русского народа и одно из наиболее почитаемых у славян.

2.

Сегодня на уроке мы будем работать по исследованию двух текстов. Это стихотворение С.Есенина “Береза” и А.Фета “Печальная береза”

Наша задача – выяснить, какие языковые средства используют поэты для создания художественного образа и выражения своих чувств;

Сопоставив их, найти, что общего в данных стихотворениях и в чем их различие.

Итак, перед нами два стихотворения (на проекторе). Портреты поэтов.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.

Печальная береза
у моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, –
И радостен для взгляда
Их траурный наряд.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу с ветвей.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Выразительно прочитайте стихотворения.

Какова тема?

– береза;
– человек и природа;
– взаимоотношение человека и природы.

Она раскрывается на конкретном примере художественного образа березы и чувств лирического героя.

Прочитайте высказывание Н.В.Гоголя.(на проекторе)

…человек идет рядом с природой, с временами года, соучастник и собеседник всего, что совершается в творении.

– Прокомментируйте его в связи с данными стихотворениями.

Обратите внимание на первые две строчки стихотворений.

  • Слово какой части речи свидетельствует о сопереживании лирического героя, о его сопричастности?

– притяжательное местоимение мой

  • А в каком стихотворении появляется и личное местоимение?
  • Как вы думаете, для чего?

– Оно придает оттенок искренности, взволнованности, выразительности

Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза.

У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки.

Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых…

  • Какие чувства вызывает у вас образ белой березы?

– Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни…

– Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной…

Учитель : Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.

…В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно… Н.В.Гоголь.

(На проекторе)

Назовите глагольные формы в первых четверостишиях, которые работают на создание образа.

– В чем разница? Прокомментируйте.

У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой, и стремление спрятать, сберечь то, что таится внутри.

Можно подобрать контекстуальный синоним – принарядилась

О чем говорит краткая форма причастия “ разубрана”?

Прихоть – капризное желание, причуда.

– Какие строчки убеждают нас, что в отличие от есенинской кокетливой красавицы береза Фета печалится, ее не радует зимний наряд?

И радостен для взгляда
Весь траурен наряд.

Использование краткой формы не случайно. Она свидетельствует о переменном, изменчивом во времени признаке. Краткая форма придает особую экспрессию

Отличаются ли по настроению березы?

У Есенина кокетливая красавица, легкая, изящная.

У Фета печальная, ее не радует зимний наряд

Какие тропы помогают увидеть красоту зимнего наряда берез?

– Сравнения.

У Есенина – “точно серебром”, “белой бахромой”

У Фета – “как гроздья винограда”

– Эпитеты:

Итак, природа прекрасна в любое время года. И настроение лирического героя Есенина созвучно с настроением зимней березы. Настроение покоя, тишины, умиротворенности.

Какой еще образ возникает в стихотворениях?

– Он оттеняет красоту берез.

– Заря-денница (устар., книжн., поэт.)

Какими строчками Есенина можно пояснить метафору Фета “игра денницы”

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,

– Почему эта игра происходит в “ сонной тишине”?

Интересно об этом явлении пишет К.Паустовский:

…Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово “заря” – одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. “Развидняет”, как говорят об этой поре суток в народе”.

Итак:

  • Что объединяет эти два стихотворения? (художественный образ березы).
  • А в чем различие?
  • Что помогает поэту раскрыть образ? (художественно-изобразительные средства языка).

Вывод:

Одно и то же явление природы воспринимается каждым поэтом по-своему, вызывает разные ассоциации, чувства. Для раскрытия одного и того же образа поэты используют свои неповторимые языковые средства.

3.

Попробуйте угадать, какие эпитеты подобрал А.Прокофьев в стихотворении “Береза”.

На проекторе:

Люблю березу русскую,
То ……… , то ………. ,
В беленом сарафанчике,
С. ............. застежками,
С ………… сережками.
Люблю ее нарядную,
………… , ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То ………., ………… .
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

(А.Прокофьев)

Слово “береза” в общеупотребительном смысле означает дерево. Но в поэтической речи приобретает другой смысл. Это и образ Родины, и образ русской женщины, образ русской природы.

4.

Представьте себя художником.

Леонардо да Винчи сказал: “Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят”.

С помощью каких красок вы попытались бы представить картину, изображенную с помощью слова, в стихотворениях Фета, Есенина?

– ярких, белых, голубых, серебристых…

  • Обратите внимание на репродукцию картины Игнатия Эммануиловича Грабаря “Февральская лазурь”.
  • Смог ли художник красками передать настроение, ощущение радости, счастья от созерцания березы?

Средства создания художественного образа у поэта и художника могут быть разные, но их объединяет способность увидеть необычное в обыкновенном, прекрасное в обыденном.

Это же стремление по-своему представить одно и то же явление, увидеть “свою” березку, выразить свои чувства, ассоциации я ощутила в ваших ответах, над которыми вы работали на сегодняшнем уроке.

5.

Д/з: выучить наизусть или сочинить самим стихотворение о березе.

Цели урока:

1) научить детей сопоставлять поэтические тексты;
2) способствовать формированию умения пользоваться выразительными средствами языка для создания художественного образа;
3) воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Оборудование: портреты С.Есенина, А.Фета, иллюстрации, тексты стихотворений

Ход урока

1. Вступительное слово.

Хочу начать урок с загадки.

Есть дерево об четыре дела:
Первое дело – мир освещать,
Другое дело – мир унимать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело-чистоту соблюдать.

А вы знаете загадки, стихи о березе? (на проекторе)

  • Все эти стихи, загадки напоминают нам о том, что береза – самое любимое дерево русского народа и одно из наиболее почитаемых у славян.

2.

Сегодня на уроке мы будем работать по исследованию двух текстов. Это стихотворение С.Есенина “Береза” и А.Фета “Печальная береза”

Наша задача – выяснить, какие языковые средства используют поэты для создания художественного образа и выражения своих чувств;

Сопоставив их, найти, что общего в данных стихотворениях и в чем их различие.

Итак, перед нами два стихотворения (на проекторе). Портреты поэтов.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.

Печальная береза
у моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, –
И радостен для взгляда
Их траурный наряд.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу с ветвей.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Выразительно прочитайте стихотворения.

Какова тема?

– береза;
– человек и природа;
– взаимоотношение человека и природы.

Она раскрывается на конкретном примере художественного образа березы и чувств лирического героя.

Прочитайте высказывание Н.В.Гоголя.(на проекторе)

…человек идет рядом с природой, с временами года, соучастник и собеседник всего, что совершается в творении.

– Прокомментируйте его в связи с данными стихотворениями.

Обратите внимание на первые две строчки стихотворений.

  • Слово какой части речи свидетельствует о сопереживании лирического героя, о его сопричастности?

– притяжательное местоимение мой

  • А в каком стихотворении появляется и личное местоимение?
  • Как вы думаете, для чего?

– Оно придает оттенок искренности, взволнованности, выразительности

Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза.

У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки.

– Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых…

  • Какие чувства вызывает у вас образ белой березы?

– Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни…

– Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной…

Учитель : Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.

…В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно… Н.В.Гоголь.

(На проекторе)

Назовите глагольные формы в первых четверостишиях, которые работают на создание образа.

– В чем разница? Прокомментируйте.

У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой, и стремление спрятать, сберечь то, что таится внутри.

Можно подобрать контекстуальный синоним – принарядилась

О чем говорит краткая форма причастия “ разубрана”?

Прихоть – капризное желание, причуда.

– Какие строчки убеждают нас, что в отличие от есенинской кокетливой красавицы береза Фета печалится, ее не радует зимний наряд?

И радостен для взгляда
Весь траурен наряд.

Использование краткой формы не случайно. Она свидетельствует о переменном, изменчивом во времени признаке. Краткая форма придает особую экспрессию

Отличаются ли по настроению березы?

У Есенина кокетливая красавица, легкая, изящная.

У Фета печальная, ее не радует зимний наряд

Какие тропы помогают увидеть красоту зимнего наряда берез?

– Сравнения.

У Есенина – “точно серебром”, “белой бахромой”

У Фета – “как гроздья винограда”

– Эпитеты:

Итак, природа прекрасна в любое время года. И настроение лирического героя Есенина созвучно с настроением зимней березы. Настроение покоя, тишины, умиротворенности.

Какой еще образ возникает в стихотворениях?

– Он оттеняет красоту берез.

– Заря-денница (устар., книжн., поэт.)

Какими строчками Есенина можно пояснить метафору Фета “игра денницы”

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,

– Почему эта игра происходит в “ сонной тишине”?

Интересно об этом явлении пишет К.Паустовский:

…Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово “заря” – одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. “Развидняет”, как говорят об этой поре суток в народе”.

Итак:

  • Что объединяет эти два стихотворения? (художественный образ березы).
  • А в чем различие?
  • Что помогает поэту раскрыть образ? (художественно-изобразительные средства языка).

Вывод:

Одно и то же явление природы воспринимается каждым поэтом по-своему, вызывает разные ассоциации, чувства. Для раскрытия одного и того же образа поэты используют свои неповторимые языковые средства.

3.

Попробуйте угадать, какие эпитеты подобрал А.Прокофьев в стихотворении “Береза”.

На проекторе:

Люблю березу русскую,
То ……… , то ………. ,
В беленом сарафанчике,
С. ............. застежками,
С ………… сережками.
Люблю ее нарядную,
………… , ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То ………., ………… .
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

(А.Прокофьев)

Слово “береза” в общеупотребительном смысле означает дерево. Но в поэтической речи приобретает другой смысл. Это и образ Родины, и образ русской женщины, образ русской природы.

4.

Представьте себя художником.

Леонардо да Винчи сказал: “Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят”.

С помощью каких красок вы попытались бы представить картину, изображенную с помощью слова, в стихотворениях Фета, Есенина?

– ярких, белых, голубых, серебристых…

  • Обратите внимание на репродукцию картины Игнатия Эммануиловича Грабаря “Февральская лазурь”.
  • Смог ли художник красками передать настроение, ощущение радости, счастья от созерцания березы?

Средства создания художественного образа у поэта и художника могут быть разные, но их объединяет способность увидеть необычное в обыкновенном, прекрасное в обыденном.

Это же стремление по-своему представить одно и то же явление, увидеть “свою” березку, выразить свои чувства, ассоциации я ощутила в ваших ответах, над которыми вы работали на сегодняшнем уроке.

5.

Д/з: выучить наизусть или сочинить самим стихотворение о березе.

Стихотворение «Печальная береза» принадлежит к раннему творческому периоду А.А. Фета. Написано в 1842 году. Оно краткое, всего три четверостишья, но емкое. Поэт сумел заключить глубокий смысл в небольшом объеме стиха. Произведение представляет собой описание вида из окна лирического героя, а именно зимней березы, припорошенной снегом, в лучах закатного солнца.

Она является основным образом стихотворения. Сама береза как образ ассоциируется с представлениями о России. На Руси существовало достаточное количество поверий, определяющих ассоциации с ней. Например, считалось, что береза оберегает землю. Вместе с тем на ней могли жить нечистые создания, такие как русалки или черти. Образ березы символичен и в скандинавских странах. Там ее воспринимают как метафору перерождения, смерти и следующего за ней воскрешения.

Фет описывает березу в мрачных тонах, что в большей степени обусловлено временем года. Зимой все живое замирает, чтобы снова расцвести весной. Даже в названии она указана как печальная. Как ни странно, лирический герой наслаждается этим «траурным» зрелищем. Ему нравится наблюдать за безжизненными ветвями, покрытыми снегом, и играющими на ней последними отблесками света.

Во многом зимняя береза передает состояние героя. Он сам печален и погружен в собственные тяжелые мысли. Именно поэтому он чувствует единение с заснеженным деревом под окном. Герой переносит свое состояние на березу, что позволяет ему даже найти особую эстетику в грустном пейзаже за окном. Не зря говорят, человеку свойственно видеть и переносить свои эмоции и переживания на посторонние объекты. Цветущая весенняя береза не принесла бы ему успокоения. Остается лишь надеяться, что он сам переживет эту зиму, а с наступлением тепла оттает и его душа, вновь возродившись ото сна.

Часто стихотворение Фета сравнивают с написанным позднее произведением Есенина. Их объединяет тематика описания березы под окном. Однако насколько отличается посыл этих стихов. У Есенина береза нарядная и счастливая, как невеста. Фет же изображает ее в траурном саване. При этом у последнего явно выражен лирический герой, восприятие которого и передает поэт. У Есенина есть место только для березы, а герой лишь упоминается в самом начале.

Анализ 2

Это стихотворение автор написал в раннем периоде своего творчества. Главным сюжетом служит береза, ее описывает автор в стихотворении. Она растет у окна и стоит печальная, причина в том, что на улице зима, все ветви заснежены, дерево находиться в периоде покоя.

Но снег так красиво окутал ветви березы, что Фет пишет, что не хотел бы, чтобы птицы разрушили эту красоту. Вот именно благодаря зимнему описанию береза становиться красивой, спящей красавицей.

Еще с незапамятных времен именно береза стала оберегом всего русского народа, и многие поколения из года в год пишут стихи, картины рисуя образ этого гибкого, тонкого дерева с красивыми ветвями.

Так же поэт пишет, что дерево носит траурный наряд, имеется в виду то, что на зиму дерево впадает в сон, на нем нет листвы. А снег служит именно траурным нарядом, так как вместо листьев береза укутана вся в снег.

Причиной печали деревца может быть душевное состояние героя, может он грустит о том, что деревце мерзнет на ветру. И все же именно «печальная береза», эти строки самые грустные в стихотворении.

У Фета же дерево получило траурный наряд, хотя снег наоборот защищает деревце от леденящего, пронизывающего холода и ветра. Поэтому образы березы можно встретить в абсолютно разном обличии.

На ветвях вновь появятся зеленые листочки и кисточки, на улице будет светить солнышко и природа проснется ото сна. Но, а пока деревья стоят унылые, укутанные слоем снега и ждут своей поры, кода вновь побегут ручьи, растает снег и придет весна.

Поэтому это стихотворение является выражением чувств автора, переживания, настроения, личных эмоций и всего, что твориться в душе поэта. Он боится, что снег упадет с ветвей и этот печальный миг раствориться, как сон. Именно с помощью березы автор выражает свое настроение, эмоции и взгляд на зимнюю пору года.

Стихотворение очень грустное, навевающее какую-то странную печаль и в то же время, читая его, представляются картины заснеженной природы, деревни. И все вокруг порыто снегом, когда снег налипает и держится какое, то время на ветвях. Красавица зима украшает все вокруг и придает повод для раздумий над смыслом жизни.

Анализ стихотворения Печальная береза по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Брожу ли я вдоль улиц шумных

    Написано это философское стихотворение Пушкиным в канун своего тридцатилетия. Стихотворение русского классика показывает его философское отношение к жизни. Важно, что оно осознаётся самим поэтом в молодости.

  • Анализ стихотворения Слово Гумилева

    Многие люди пренебрегают словом и ценностью слова, они более ценят дела, поведение. Тем не менее, трудно спорить со значимостью слова в этом мире, с высокой ценностью нужных слов.

  • Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова 8 класс

    Произведение является стихотворением зрелого творчества поэта, основной тематикой которого представляется проблема вынужденного затворничества в виде узничества, связанного с трагическим одиночеством.

  • Анализ стихотворения Натюрморт Бродского

    Созданию произведения послужило событие в жизни поэта, связанное с помещением его в лечебное учреждение в связи с серьезной болезнью с возможностью смертельного исхода. Поэтому автор выбирает в качестве названия стихотворения

  • Анализ стихотворения Сестра Фета

    Стихотворение поэт написал 1857 году. Чтобы понять его сюжет, следует изучить автобиографию Фета. Поэт посвятил стихотворение своей погибшей возлюбленной - Марии Лазич.

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Анализ стихотворения «Печальная берёза» Фета

Афанасий Афанасьевич Фет является известным русским поэтом. Поэт уникален своей простотой в обращенности к теме природы, а так же формой слов, которые он использует для наиболее яркой передачи смысла. В стихотворении «Печальная берёза», поэт обращает взор на берёзу, которая зимняя, оттого и печальная, но прекрасна и удивительна.

Фет в стихотворении использует различные средства художественной выразительности, которые помогают приблизить читателя к состоянию бёрёзы.
В центре стихотворения стоит лирический герой, он же автор, он наблюдает за природой, за её изменениями. Автора привлекает и печальная берёза, она так прекрасна в своём облике: радостен для взгляда траурный наряд, но в то же время ему будто хочется, чтобы пришла весна и берёза преобразилась.

В стихотворении автором используется такой эпитет, как: печальная берёза. С помощью данного эпитета в произведении описывается собственное состояние души автора. Поэт наделяет её неосязаемой красотой человека, и ему жаль, даже думать, что птицы стряхнут красу ветвей. Простой слог в обращении к природе помог Афанасию Афанасьевичу Фету передать ту красоту зимы, которую видит он сам. Но в тоже время передать всю трепетность и печальность, через существительное «краса» и через страдательное причастие «разубрана», каждое слово автор подбирал тщательно, для создания полного образа.

В заключительных строках стихотворения автор общается к размышлениям: «люблю игру денницы», а денница это ведь последняя утренняя звезда, данное обращение добавляет некой печальности и сентиментальности. Автор пытается сказать, что в любых своих состояниях и временах года природа красива по-своему, нужно только уметь видеть это. Лирический герой погружен в то же состояние, что и берёза, он переживает всё, что она чувствует, вместе с ней. Стихотворение написано трёхстопным ямбом, который часто используется в описании природной тематики, потому, что он так же плавен и раскатист, как и сама природа.

В своём творчестве Афанасий Фет, описывая природу, передаёт своё внутреннее состояние: эмоции, чувства, переживания. С помощью такого стиля написания произведений автор помогает читателю приблизиться к состоянию природы и своим внутренним переживания. Это стихотворение из раннего творчества автора, такая просто пейзажная зарисовка из трёх четверостиший на деле погружает в глубинный мир чувств и эмоций.

Читать стих «Печальная береза» Фета Афанасия Афанасиевича нужно, помня о том, что он принадлежит к первым пробам пера поэта. Несмотря на это, в нем уже преобладают печальные интонации, которые будут пронизывать практически все будущие шедевры Фета.

Основной образ произведения - дерево-символ родины Фета – береза. Белоствольная красавица не только отображает настроение лирического героя, она поддерживает и утешает его своим присутствием. Автор с любовью говорит о березе, даже траурный наряд дерева вызывает у него радость. Весь текст стихотворения Фета «Печальная береза» посвящен описанию дерева, посредством которого автор передает и свои эмоции. Для выражения настроения он ограничивается двумя словами с темой «грусть» – «печальная» и «траурный», однако их вполне достаточно, чтобы донести основную мысль до читателя.

Учить стихи на уроках литературы в 6 классе следует после ознакомления с индивидуальной манерой Фета-пейзажиста. Вы можете прочитать произведение полностью онлайн или скачать его по ссылке.