Существительные общего рода список слов. Общий род существительных в русском языке: определение, примеры. Общий род существительных

В русском языке одной из основных характеристик имен существительных является их род. Попробуем разобраться, а также узнать суть этого термина, научиться определять, находить у различных текстов эту категорию, а также рассмотрим возможные исключения из правил. Закрепим материал таблицами.

Конечно, многие возразят: зачем это нужно? Сейчас, в век информационных технологий, абсолютно всё можно найти онлайн в интернете – достаточно, лишь, забить искомое в поисковую строку.

А ответ прост – знания грамматики русского языка делает человека более образованным: ведь всё, что говорит, пишет человек, показывает его культуру.

Что такое род имен существительных

Что нужно знать человеку про такой элемент этой части речи? В целом эта категория распространена практически во всех языках мира (за исключением армянского, некоторых языков кавказских стран).

Под этим термином понимают возможность имени существительного сочетаться с разными формами согласуемых слов в зависимости от их родовой принадлежности.

Выделяют 3 рода:

  • мужской;
  • женский;
  • средний.

Стоит отметить: у разных языков одно и то же слово может принадлежать к совершенно разному роду.

Кроме того, русский язык имеет отдельную разновидность этой части речи – общий род, об этом будет говориться ниже.

Формально определить эту характеристику части речи можно так:

Имена существительных мужского рода имеют следующие признаки:

Признаки женского рода имен существительных:

Для среднего рода имен существительных характерны признаки:

Как определить род существительного

Самое простое – задать вопрос. Затем посмотреть на падеж, сравнить с признаками, представленными выше. Если это не помогло, то необходимо запомнить несколько правил.

Основные особенности

Во-первых, профессии распределяются по этому признаку в зависимости от окончания – при этом не важно, какого пола человек, принадлежащей к ней (хирург – муж. р., нянечка – жен. р.).

Во-вторых, предыдущее правило характерно также для животных (кошка – женского р., дятел – мужского). При этом, если по окончанию невозможно определить род, то грамматически он будет соответствовать признаку определяющего его понятия: гну – сложно определить, а вот антилопа (обозначает вид копытного) – женского р., то соответственно искомое слово будет того же рода.

В-третьих, для слов через дефис, определяющей является главная часть (по лексическому значению или изменяемость). Например: квартира-музей – женского р.

В-четвертых, для некоторых слов сейчас сложно найти объяснение этого понятия, поэтому их проще запомнить:

  1. рельс, шампунь – м.р.;
  2. ваниль, мозоль – ж.р.

В-пятых, аббревиатуры определяются по роду в зависимости от ключевого слова их полной расшифровки (ООН – организация – женского р.).

Более сложные случаи

Первое, на что следует обратить внимание, обобщающие признаки:

  • для мужского:
  • для женского:
  • для среднего:

Определение рода географических названий:

  • род определяется по его понятию: река Миссисипи (женский), город Дели (мужской), озеро Байкал (средний);
  • зависит от лексики
  1. Чили – значение «страна» — женского р.;
  2. Чили – значение «государство» — среднего р.

Примите во внимание: нельзя определить род у слов множественного числа (например: ножницы, ворота).

Общий род существительных

Таблица-памятка «Склонение имен существительных»

Ниже приведена памятка по склонению для каждого рода.

Особую группу среди имен существительных составляют так называемые слова общего рода. Грамматическое своеобразие их заключается в том, что род этих существительных меняется в зависимости от пола обозначаемого ими лица (а значит, меняется и род согласующихся с ними слов). Например: "- Петр Алексеевич у нас запевала - и какой!" (Тург.); и: "Не успел он договорить, как запевала заиграла другую песню, и девки потянули друг дружку" (Л.Т); "В детстве я был большой рева" (Верес.); и: "Удивительно, как сильно может измениться человек - чумазая, лохматая рева стала видной, умной девушкой" (А.Кожевн.).

К словам общего рода относятся:

1) собственные несклоняемые существительные - иноязычные фамилии на гласную (Моруа, Депардье, Савари), иноязычные по происхождению фамилии на согласную (Саган, Книпович), а также русские, славянские фамилии на -о (Нестеренко, Дурново, Живаго) и на -ых/-их (Борзых, Чутких);

2) нарицательные несклоняемые существительные, значительное большинство которых составляют названия лица как принадлежащего к какой-либо народности (банту, бурунди, гереро, кечуа, манси, удэге, ханты и т.д.), а также некоторые наименования лиц разных тематических групп (визави, протеже);

3) неофициальные собственные склоняемые имена на -а/-я (Валя, Геня, Женя, Лера, Паша, Саша и т.д.);

4) нарицательные склоняемые существительные на -а/-я, в подавляющем большинстве характеризующие лицо по склонности, пристрастию к чему-либо, по какой-либо особенности характера и т.д. и свойственные преимущественно устно-разговорному стилю (задира, кривляка, мямля, невежа, недотепа, плакса, пьяница, разиня, хитрюга и т.д.). К ним примыкают некоторые стилистически нейтральные слова (запевала, книгоноша, сирота) и книжное коллега.

От оценочных слов общего рода (типа злюка, разиня, хитрюга) следует отличать слова-характеристики типа ворона, лиса, тряпка, язва. Их характеристическое оценочное значение возникло в результате метафорического переноса, а потому они сохраняют род (женский) своего прямого значения и тогда, когда используются по отношению к лицу мужского пола. Например: "Вчера в этом Варьете (непечатные слова) какая-то гадюка фокусник сеанс с червонцами сделал..." (М.Булг.). Ряд слов на -а является существительными мужского (а не общего) рода: вышибала, громила, детина, заправила, повеса, расстрига, рубака, рубаха (в роли приложения: рубаха-парень), староста, старшина, судья, тамада. В одних случаях принадлежность слов именно и только к мужскому роду объясняется характером занятия лица как требовавшего большой физической силы (вышибала, громила) или как присущего когда-то или вообще лишь мужчине (рубака, расстрига, тамада), в других - традицией употребления характеристики лишь в отношении мужчины (детина, заправила, повеса, рубаха), в третьих - грамматической традицией (староста, старшина, судья).

Примечание. Остаются всегда существительными мужского рода названия профессий, должностей, званий и т.д. на согласную (врач, геолог, директор, сержант), которые используются применительно к лицам обоего пола. Называя должность, профессию и т.д., занимаемую женщиной, такие слова диктуют свой род (мужской) стоящим при них определениям (прилагательным, причастиям: "известный геолог", "практикующий врач"). Сказуемое же может иметь форму не только мужского, но и женского рода ("врач назначила лечение", "директор возмущена этим заявлением", "кассир была права"). Ср., например: "- Я понимаю, отчего мой редактор отвергла сценарий: достать деньги для его реализации было практически невозможно" (Дом кино. 1990. Май).

Существительные общего рода на -а/-я в современной речи служат нередко характеристикой предметов или животных, птиц, рыб и т.п. Например: "В жаркий полдень стань на колени, склонись над малюткой деревцем, и ноздри уловят молодой и нежнейший запах сосновой смолы" (М.Шол.); "Идут автобусы, грузовые такси, и просто такси, и "частники", т.е. чьи-либо личные машины, но больше всего деловые работяги автомобили" (Вл.Сол.); "Виноград начинает поспевать, и лакомки птицы хлопотливо выискивают побуревшие зерна" (Сераф.). Каким является род подобных слов-характеристик и определений к ним? Поскольку в таких употреблениях существительные общего рода выступают в роли изобразительного олицетворяющего средства, т.е. уподобляют неживой предмет или животное человеку, постольку грамматический род названия предмета (животного) становится своеобразным показателем "пола". Значит, использованные применительно к предметам (животным), существительные общего рода должны иметь определения в грамматических формах того рода (мужского или женского), к которому принадлежат названия характеризуемых ими предметов. Например: "Там, в душном пырее, в диком кудрявом клевере, звенели косы, плыл над людьми прилежный работяга день" (Фад.); "Всю ночь работает кондиционер. Весь день приглушенно шумит в углу неутомимый трудяга" (Лит. газ. 1981. № 41); "Она очень большая неженка, эта машина" (Н.Тих.). Если же название предмета относится к среднему роду (малютка деревце), а он не имеет соответствия с реальным, биологическим полом, то определение к существительному общего рода, характеризующему такой предмет, должно стоять в форме женского рода: "Дынное дерево - большая неженка". Эту форму диктует морфологический "облик" существительного общего рода (с окончанием -а: неженка).

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.

Разделы: Преподавание русского языка

Конспект урока

Тип урока: урок сообщения нового материала.

Тема: Имена существительные общего рода.

Цели урока:

а) познавательные:

– познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных;

б) практические:

– сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, тексте;

– формировать умения употреблять в речи существительных общего рода.

Метод обучения : проблемный урок.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент. Подведение к новой теме.

Сообщаются тема, цель урока

Фронтальный опрос :

Что такое род? (грамматическое значение)

Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода?

(знаменательные)

Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? (не имеют числительные и наречия)

Сколько родов в русском языке? (называют)

II. Повторение пройденных тем:

Задание : распределить имена существительные по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе

Под диктовку учителя 3 ученика работают у доски, остальные - в своих тетрадях.

Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умницы.

Молодцы, ребята! Мы еще вернемся к слову «умница», а теперь посмотрим на доску.

III. Мотивация. Введение в новую тему. Создание проблемной ситуации.

Вопросы:

1. Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного

Существительные могут быть нарицательными или собственными, одушевленными или неодушевленными, относится к одному их 3-х родов: женскому, мужскому, среднему.

2. Итак, род один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда

На доске появляются слова умница, непоседа, соня

3. Определите, какого рода данные существительные (предъявление факта).

Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие – женского (возникновение проблемной ситуации).

Рядом со словами появляются имена дочка, внучок, брат

4. Скажите, а сейчас мы сможем определить род имен существительных умница, непоседа, соня

(предъявление второго факта)

Ученики определяют

умница – женский род

непоседа – мужской род

соня – мужской род

Учитель меняет местами имена собственные и получается

Внучок, доченька, сестра

5. А так можно сказать?

Да.

6. Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода.

7. Но род – это постоянный морфологический признак имен существительных. Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров? Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке? (побуждение к формулированию проблемы)

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос)

IV. Открытие новых знаний, формулирование темы урока.

Формулируется определение “общий род”.

II. Работа по новой теме

1. Работа с текстом.

Учитель. А сейчас прочитайте четверостишие, которое, наверно, не раз читали с родителями, когда были совсем маленькими:

Вот подходит к детворе,

Затевает драку.

Все боятся во дворе

Так___ забияку

Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Прочитайте.

Ученики. Такого забияку.

Учитель. А разве девочки не дерутся?

Ученики. Бывает.

Учитель. Так какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка…

Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то женского пола, называются существительными общего рода.

В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.

Такие имена существительные называются существительными общего рода.

8. Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока?

Имена существительные общего рода (тема записывается на доске и в тетрадях)

V. Воспроизведение нового материала. 2. Работа с учебником.

Учитель. Давайте проверим себя по учебнику : стр. 91, параграф 41. Что ещё вы узнали, прочитав параграф 41?

Ученики. Существительные общего рода имеют окончание –а (-я). Прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде.

3. Наблюдение за речью героев (сценка).

Учитель. А вот какая история произошла однажды в нашем лагере отдыха. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старший вожатый, ученик 11-го класса, взялся его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.

Ученики.

– Вот видишь, ты такая большая неряха.

– Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.

– Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.

– Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая и даже маленькая неряха. Зачем такое говоришь?

Учитель. Вожатый, недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пытался приводить всё новые, ещё более убедительные доказательства, но всё было напрасно. Почему сопротивлялся его маленький собеседник?

Ученики. Надо, разговаривая с мальчиком (а это лицо мужского пола), говорить “большой неряха”, “такой неряха”.

Учитель. Действительно, горе-вожатый когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не понял секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?

Ученики. Имена прилагательные и похожие на них местоимения должны стоять в мужском роде при существительном общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола, и в женском, если речь идёт о девочке или женщине.

Учитель. А если о животном-забияке? Например, о коте или кошке?

Ученики. Тогда надо придерживаться такого же правила: “Васька – страшный забияка”, “Муська – страшная забияка”.

VII. Формирование навыков употребления в речи существительных общего рода.

На доске представлены предложения:

Совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями.

1. Мой брат Витя – настоящ… забияка.

1.Найдем в предложении существительные общего рода.

2. Сестренка Оля – всем известн… тихоня.

2. Определим к лицу мужского или женского пола оно относится.

3. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть покойно ни минуты.

3. Если мужского, то существительное общего рода и окончания прилагательного и местоимения будут соответствовать мужскому роду.

Задание: допиши окончания прилагательных и местоимений.

4. Если женского рода, то и существительное общего рода и прилагательное будут женского рода.

Например: 1) Забияка – существительное общего рода, относится к существительному Витя.

2) Витя – брат, мальчик, обозначает лицо мужского пола.

3) Забияка – мужской род, значит “Мой брат Витя – настоящий забияка”.

Работа с учебником.

Работа над материалом. Упражнение №229

На доске:

10. Записать слова в два столбика:

1 столбик – существительные общего рода, которые называют непривлекательные черты характера человека

2 столбик – другие существительные общего рода

1 вариант

задира, обжора, растяпа, подлиза, ябеда, плакса, рева, забияка, разиня, придира, зануда, грязнуля, зазнайка

2 вариант

сластена, чистюля, сладкоежка, тихоня, умница, непоседа, бедняжка

11. Какая группа получилась больше?

В первом столбике слов больше. Скорее всего это разговорный стиль, реже художественный

12. Попробуйте предположить в каком стиле речи чаще всего используются слова этой группы.

6. Слово учителя об использовании существительных общего рода в устном народном творчестве.

Учитель. Нравятся вам люди такого сорта?

Ученики. Нет.

Учитель. И мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки (слова написаны на доске). Давайте послушаем.

Ученики.

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можно простудиться.

Учитель. Но особенно в старину не любили жадных людей.

Ученики.

Жадина-говядина,

Три копейки дадено,

На четвертую копейку

Расшибётся об скамейку.

Учитель. А эту корилку (от корить, ругать) вы закончите сами:

Что за шум, что за рёв?

Тут не стадо ли коров?

Нет, это не коровушка,

Это Таня …

Ученики. … рёвушка..

Учитель. А сейчас проверим вашу внимательность. Запишите в тетрадь, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества: “плакса”, “жадина”, “рёвушка”.

13. Работа со словарём.

Учитель. Слово дежурному по словарю.

Дежурный по словарю. Невежа – м. и ж., грубый, невоспитанный человек. Невежда – м. и ж., малообразованный, малосведущий человек. Полный невежда в музыке.

Учитель. Часто и в письменной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. О ком это?

“Он два раза в неделю страдал от обжорства”.

“Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”.

Ученики. Это о Троекурове – герое романа Пушкина “Дубровский”.

Учитель. А какими существительными общего рода (очень кратко) мы охарактеризовали бы Троекурова в устной (разговорной) речи.

Ученики. Он обжора и невежа.

Учитель. Видите, как точно и хлестко характеризуют человека эти маленькие словечки. Запишите их в тетрадь.

Учитель. Что-то мы сегодня всё о плохом да о плохом! А разве нет среди существительных общего рода слов, которые характеризуют человека положительно?

Ученики. “Молодчина”, “умница”.

14. Определите, к какому виду деятельности нам предстоит перейти сейчас? Один древнегреческий философ однажды заметил: “Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут”

Физкультурная минутка

(проводят сами учащиеся)

(Выходит ученица и декламирует дразнилку, показывая при этом движения). Зарядка-дразнилка: “Сони, плаксы и задиры, выше руки, ноги шире …”

Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода по плану:

1 предложение – положительные черты характера;

2 предложение – отрицательные черты характера;

3 предложение – свое отношение.

Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух.

Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю.

VII. Подведение итогов урока.

15. Какова была тема урока? Что нового узнали? Чему научились?

Существительные общего рода.

Существительные общего рода могут быть женского рода, если обозначат лиц женского пола и могут быть мужского пола, если обозначают лиц мужского пола.

Научились употреблять их в речи и правильно согласовывать с прилагательными, местоимениями, глаголами в прошедшем времени.

Оценки за урок.

Домашнее задание упражнение №230

В конце урока игра “Наоборот”:

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово “высоко”

А ты ответишь

“низко”

Скажу я слово “далеко”

А ты ответишь

“близко”

Скажу тебе я слово “трус”

Ответишь ты

“храбрец”

Теперь “начало” я скажу

Ну, отвечай:

“конец!”


«Имя существительное» - Имя существительное. 2 склонение: аквариум?, растени-е, Месяц?, неб-о. Несклоняемые имена существительные: метро, кофе, пальто, кино, шоссе. Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?, что? Дательный падеж - вопросы Кому?Чему? Средний род: солнце, растение, сердце, лицо (оно, моё).

«Существительное 5 класс» - Работа с учебником теории. Повторительно – обобщающая беседа. Ненависть Ненастье Небрежность Враг – неприятель Горе – несчастье Ложь - неправда. 4 блок: правописание гласных О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Не большая, а маленькая книга. 3 блок: правописание суффиксов -ек- (-ик-) в существительных.

«Имя существительное 6 класс» - 8. Объяснительный диктант. Суффиксы имен существительных. 5. Подберите 2-3 существительных с таким же суффиксом. 4. Найдите существительное, строение которого соответствует схеме: 2. Подберите по 2 однокоренных существительных с данными корнями: 6. Составьте предложение, в котором грамматическая основа выражена именами существительными.

«Род существительных урок» - Драчун, зачинщик ссор и драк. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Ночные тени, Тени без конца. Серебрянка – мелкая речонка. Докажите. Составить два предложения. Найдите однокоренные слова. Определить род имён существительных. Задание: Написать сочинение по картине, используя имена существительные.

Основное содержание маршрутного листа. Падеж имен существительных. Что вдевают в ухо? Самостоятельно выбрать уровень сложности. Куда несут посылки? Правописание суффиксов и окончаний. Русский язык. Много ли детей в семье? Определите лишнее слово. Использование данной технологии направлено на осуществление психолого-педагогической поддержки обучающихся.

«Род имён прилагательных» - Проблема. Знаем. Береза пальто ковер. Проверь. 1. Способ определения рода у имен прилагательных. Алгоритм. Тема урока Род имен прилагательных. Какое лишнее? ая, ой, ый, ий. Как определить род имен прилагательных? 1.У существительных 3 рода (м.р., ж.р., ср.р.). 2. Способ определения рода у имен существительных.

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы Старотябердинская сош Кайбицкий район

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — дать понятие о существительных общего рода, научить правильно употреблять их в речи; развитие умений в определении род таких существительных; воспитание уважительного и доброго отношения к товарищам.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

мультимедиа- проектор, диск «Русский язык. Морфология. 5-6 классы», слайды

Краткое описание: — В русском языке очень много сущ-ных, которые характеризуют различные качества человека. Значения многих из них вы еще и не знаете.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.

Цель урока:
. дать понятие о существительных общего рода, научить правильно употреблять их в речи;
. развитие умений в определении род таких существительных;
. воспитание уважительного и доброго отношения к товарищам.
Оборудование:
. мультимедиа- проектор, диск «Русский язык. Морфология. 5-6 классы», слайды

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Подведение к новой теме.
Сообщаются тема, цель урока.
Фронтальный опрос. Игра «Да-нетка». Я буду вам читать вопросы. Если вы согласны с вопросом, пишете «+», а если нет, пишем «-». Готовы?
— 1. Имя существительное — это главный член предложения?
+2. Имя существительное обозначает предмет?
+ 3. Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам?
— 4. Слово «Казань» нарицательное сущ-ное?
+ 5. Имя существительное имеет 3 рода?
— 6. Все эти слова сущ-ные: дом, тетрадь, зимний?
+7. Человек - это одушевленное сущ-ное?
-8. Все ли эти слова сущ-ные ср.р.: окно, на столе, поле, море?
+9.Все ли эти сущ-ные 1 склонения: папа, дядя, мама?
+10. В предложении сущ-ные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами?

2. Повторение пройденных тем:
(слайд 2) Вставьте пропущенные буквы и определите род и склонение сущ-ных
глубок… ноч… , остр… нож… , детск..плач… , спел… рож…
дружеск… помощ… , лесн… глуш… , зелен… камыш…

3. (слайд 3) Укажите строчку, в которой встречаются слова мужского, женского и среднего рода.

а) От улыбки хмурый день светлей.
б) Вдруг запляшут облака, и кузнечик запиликает на скрипке.
в) С голубого ручейка начинается река.
г) От улыбки в небе радуга зажжется.

(слайд 4) Следующее задание мы сделаем в группах: 1 вар.- распределите слова по строкам таблицы следующие слова: карандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка, небо, станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо, сосна, окно, морковь, тетрадь, человек, качество, дом.
2 вар.- распределить имена существительные по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе.
Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умницы.
— А теперь давайте проверим, справились ли мы с работой? (слайд 5)
Молодцы, ребята! А теперь вернемся к слову «умница» в первом предложении слайда 6. Отгадайте, о ком идет речь- о мальчике или девочке?
З. Изучение новой темы.
.

1. «Умница!» — сказала бабушка внуку.
2. Тихоня не торопился домой.
3. Наша Маша - хвастунишка.
— Как можно определить, к кому роду относятся слова умница, тихоня, хвастунишка? Какие слова помогут нам в определении рода данных сущ-ных? (умница - к мальчику, тихоня - к мальчику, хвастунишка - к девочке)
— Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)
Вывод: УМНИЦА, ТИХОНЯ, ХВАСТУНИШКА - слова общего рода. Таким образом, сегодня на уроке мы будем говорить о существительных общего рода. Это имена существительные с окончанием -а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Род этих сущ-ных нужно определять по опорным словам.
умница - внук (мужской род)
тихоня - торопился (а не торопилась) , (мужской род)
хвастунишка - Маша (женский род)
Вывод: Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода, и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода.

А теперь давайте послушаем объяснение новой темы в электронном учебнике.

(работа с диском — электронным учебником)
— Поняли тему. А теперь, опираясь на полученные знания, будем делать задания.

(слайд 10) Определить род подчеркнутого сущ-ного:

Маша - сирота
Сережа - забияка
Таня - зазнайка
Оля - непоседа
Кирилл - всезнайка

(слайд 11) Поставьте правильное окончание прилагательного или глагола в прошедшем времени: (письменно)

1. К нам приехал… известн… врач Иванов.
2. К нам приехал… известн… врач Иванова.
3. Знаменит… дирижер Семенов был… рад… приглашению за рубеж.
4. Знаменит… дирижер Семенова был… рад… приглашению за рубеж.

(слайд 12) Исправьте ошибки в согласовании существительных общего рода с глаголами и прилагательными.

Петя - круглая сирота.
Лена - большая умница.
Валера - большая кривляка.
Марина- большой работяга.
Главная инженер нашего завода Сидорова
пригласила всех на совещание.
Водитель трамвая Петрова был признан лучшей на маршруте.

В русском языке очень много сущ-ных, которые характеризуют различные качества человека. Значения многих из них вы еще и не знаете. Давайте ознакомимся с толкованием таких сущ-ных.
(слайд 13)
. Пустомеля - пустослов (тот, кто болтает вздор).
. Ябеда - 1)мелкий донос, клевета; 2) то же, что ябедник.
. Тихоня - тихий, смирный человек.
. Соня - сонливый, любящий много спать человек.
. Плакса - тот, кто много и часто плачет.
. Лежебока - лентяй, бездельник.
. Непоседа - очень подвижный, суетливый, беспокойный ребенок.
. Забияка - тот, кто любит затевать драки, ссоры.
. Неряха - неряшливый человек (неаккуратный, лишенный опрятности).
. Белоручка - тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной, грубой работы.
Подумайте, а когда можно использовать эти слова: когда говорим о хорошем человеке или о плохом?
(слайд 14) -Ребята на этих примерах мы убедились, что слова общего рода могут иметь положительную и отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей, лиц мужского и женского пола. Подумайте, нет ли таких слов на татарском языке? (матурым, алтыным, аппагым, акыллым)

(Слайд 16) В каких строчках указаны слова не только общего рода.

а) продавщица, умница, трудяга, рева
б) неряха, недотёпа, зануда, вредина
в) забияка, красавица, непоседа, жадина
г) плакса, разиня, кривляка, сирота

(слайд 17) Отгадайте загадку. Найдите в ней спрятанное существительное общего рода.

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. (еж) недотрога - обидчивый, чрезмерно щепетильный человек)

(слайд 18) Игра «Переводчик»
1) Кто быстрее заменит слова в словосочетаниях синонимами?
2)По значениям слов угадайте слова общего рода, имеющие положительную эмоциональную окраску.
а) Очень трудолюбивый, старательный человек — (работяга, трудяга)
б) умный человек — (умница)
в) неопрятный, грязный человек - (грязнуля, неряха))
г) тот, кто много и часто плачет - (плакса)
д) рассеянный, невнимательный человек - (разиня),
е) человек, который зазнается- (зазнайка)

(Слайд 19) — Составьте 3 предложения с данными словами, употребляя их для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола.
1 ряд- со словами, которые характеризуют положительные качества человека,
2 ряд - отрицательные качества.
Сирота, молодчина, зазнайка, соня, плакса, умница, бедняжка, работяга

(слайды 20-21) Очень часто сущ-ные общего рода встречаются в произведениях УНТ: в пословицах, загадках, сказках. Но их также используют писатели в своих произведениях. Ребята, что вы знаете об И.А.Крылове, что он писал? Какие его басни вам знакомы?

 В отрывке из басни И.А. Крылова выделено слово общего рода. Прочитай внимательно текст и определи, кого оно называет. Отметь правильный ответ.

1) Как ты, бедняжка, мне жалка,
Со всей твоей работой и с уменьем!
«Орёл и Пчела»
— Речь идёт о персонаже мужского пола или женского? Какое слово вам помогло определить род. Кто та бедняжка, которая трудолюбива и умна?

2) Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку…
«Волк на псарне»
— Речь идёт о персонаже мужского пола или женского? Кто этот серый?

Задание: спишите пословицы, существительные общего рода подчеркните.
На каждого простофилю найдется мошенник (непальская). Куда бедолага, туда и беда (азербайджанская). Гуляка в молодости - скромен в старости (турецкая). Голод заставляет воровать, обида делает задирой (монгольская). Языком мастер, а делом - левша (адыгейская). Пьяница как курица: где ступит, там и клюнет (русская).

10. Подведение итогов урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Какие особенности имеют имена существительные общего рода?

Домашнее задание:
а) Упражнение 220 (1 гр), 218 - (2 гр.) (письменно).
б) Словарная работа. Найти значение слов невежа и невежда по толковому словарю. Придумать с этими словами предложения, применяя их к лицам мужского и женского пола.