Три товарища оглавление. Три товарища, сюжет, проблематика, герои, постановки и экранизации. Новая встреча с Пат

Эрих Мария Ремарк

«Три товарища»

Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк (1898–1970) пользовался небывалым успехом во всем мире как один из представителей т. н. «потерянного поколения» писателей Старого и Нового Света, творивших после Первой мировой войны (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Ф.С. Фицджеральд и др.). Почти все романы Ремарка и поныне на «слуху» у читателей, литературных критиков, режиссеров театра и кино: «На западном фронте без перемен», «Триумфальная арка», «Время жить и время умирать», «Черный обелиск» и др. Трудно назвать лучшее произведение писателя – они различны по манере описания, но почти все одинаково любимы читателями. Но, пожалуй, более других знаменит роман «Drei Kameraden» («Kammerater») – «Три товарища» (1932–1936), который называют «самым красивым, самым увлекательным романом о дружбе, самым трагическим и пронзительным произведением о человеческих отношениях за всю историю XX столетия».

За последнее время у российской молодежи резко вырос интерес к произведениям Ремарка, что весьма озадачило многих библиотекарей, считающих «интерес к Ремарку – тревожным симптомом… В его книгах скептицизм, усталость от жизни, одиночество, пронзительное ощущение себя на ветру истории, какой-то эгоистической замкнутости, трагической любви, несостоятельности – все тревожное, безысходное. И вот спустя 50 лет Ремарком снова все зачитываются, хотя мы этого автора не пропагандируем: не ставим на выставки, не проводим вечера творчества» (В.Н. Тумарь, http://www.nne.ru/). Признаться, лучшей характеристики творчества писателя и заодно диагноза читательскому сообществу и не сыскать.

Эрих Мария Ремарк

Тема романа была выстрадана писателем. Участник Первой мировой войны, получивший несколько ранений, Ремарк хлебнул не только окопной правды, но и послевоенных лишений, когда ему в поисках заработка пришлось сменить десяток профессий. «Трех товарищей» писатель создавал в эмиграции. Начатый в 1932 г., роман увидел свет в 1936 г. в датском издательстве Gyldendal под названием «Kammerater». В Европе еще не выветрился запах пороха Первой мировой войны, а в воздухе уже запахло новой грозой. Ремарк не мог не ощущать шаткости мира меж двух бездн и, естественно, наделил своих героев, прошедших войну и испытавших боль потерь, большим жизнелюбием. Прочное жизненное основание они ищут в крепкой дружбе. Несмотря на то что герой романа утверждает, что «слишком много крови было пролито на этой земле, чтобы можно было сохранить веру в небесного отца!», это совестливый роман, начиная с авторского эпиграфа: «За все, что произошло, я ощущаю в какой-то мере и особую ответственность».

Словосочетание «три товарища» и на немецком, и на русском языке содержит в себе нечто магическое. Начав с магии названия, Ремарк магией сделал весь текст. При кажущейся простоте сюжета роман сложен, как время, о котором он рассказывает – 1928 г. – равноудаленное от Первой и Второй мировых войн, но не настолько, чтобы забыть кошмар прошлого и не предчувствовать ужас будущего. Тем не менее герои романа живут самой обычной жизнью, какой и сегодня живут миллионы молодых людей, о чьем прошлом вряд ли они станут вспоминать, что это были старые добрые времена, а «грядущее – иль пусто, иль темно».

Послевоенная Германия пребывала в экономической и политической разрухе, и маленький бизнес, нехитрый досуг, интрижка, добрый глоток рома, выброс адреналина в автомобильной гонке или уличной потасовке – значили много для «обычного» человека. Да и разве бывает другой жизнь? Что бы он ни описывал – улицы, меблированные комнаты Берлина, ремонтную автомастерскую, трактиры, санаторий, клинику – свою печаль и тревогу писатель облекал в легкую ироничную форму.

Повествование в романе ведется от лица тридцатилетнего Роберта Локампа, который стал вторым я автора – и по жизненному пути, и по образу мыслей. Мобилизованный в 18 лет, он был тяжело ранен, после войны сменил несколько профессий. Его два школьных друга Отто Кестер и Готфрид Ленц воевали вместе с ним. После войны Кестер учился, был летчиком, затем стал автогонщиком-любителем и приобрел автомастерскую, а «последний романтик» Ленц колесил по миру, пока все трое не сошлись в мастерской Кестера.

Однажды на аукционе Кестер купил по дешевке старую колымагу. Друзья, поставив на автомобиль мотор гоночной машины, назвали его «Карлом» и часто прогуливались на авто по окрестностям столицы. На одной из таких прогулок они познакомились с Патрис Хольман, ставшей для них прекрасной Пат, адля Роберта Локампа и верной возлюбленной. Голодное холодное детство обрекло девушку на смерть от туберкулеза, но до поры до времени друзья не догадывались о ее болезни. Они беззаботно проводили свободное время: катались по городу, заходили в бар, в луна-парк, болели за Кестера, участвовавшего и побеждавшего на своем ископаемом монстре в любительских автогонках.

Пат призналась Роберту в том, что она неизлечимо больна и уже целый год провела в клинике. После удачной сделки Роберт с Пат поехали к морю, но там у девушки началось обострение болезни, две недели она пролежала в постели, а затем им пришлось вернуться домой. Врач познакомил Роберта с историей болезни Пат и настоял на ее лечении в горном санатории. Там девушке сразу же прописали постельный режим.

Из-за злосчастного стечения обстоятельств друзья были вынуждены продать мастерскую и выставить на аукцион все свое имущество. В это время в городе происходили волнения, манифестации, вспыхивали драки и перестрелки между фашистскими молодчиками и представителями других партий. В одном из столкновений нелепо погиб Ленц. Альфонс, владелец пивной, большой друг Ленца, отомстил убийце, но со смертью товарища и понятие «три товарища» стало ущербной вывеской несуществующей мастерской, перестало быть магией и превратилось в памятник былого. Похоронив Ленца, Роберт с Кестером поехали в пансионат к Пат. Бедняжка доживала последние дни, и у них не хватило духу сказать ей о гибели друга. Кестер вернулся домой, продал «Карла», аденьги выслал Робертуна лечение девушки. Но Патрис уже ничто не могло спасти. Зло восторжествовало и на этот раз…

На русский язык «Трех товарищей» перевели в 1959 г. И. Шрайбер иЛ.Яковленко.

Самая известная экранизация романа была осуществлена в Голливуде (режиссер Ф. Борцаг, 1938).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Красная книга ВЧК. В двух томах. Том 1 автора Велидов (редактор) Алексей Сергеевич

УБИЙСТВО ТОВАРИЩА ЗАКГЕЙМА Почти одновременно с захватом Дома народа вооруженная кучка белогвардейцев по готовому уже списку направилась прежде всего на квартиру председателя городского исполкома товарища Закгейма, проживавшего на Большой Рождественской улице. Они

автора Чехов Антон Павлович

1898 16 апрель. В Париже. Знакомство с М. М. Антокольским и переговоры насчет памятника Петру В.5 май. Вернулся домой.26 май. Приезжал в Мелихово Соболевский. Нужно записать, что в Париже, несмотря на дождливую, прохладную погоду, я провел 2–3 недели не скучно. Приехал сюда с

Из книги Дневниковые записи автора Хармс Даниил

Из книги Тюремная энциклопедия автора Кучинский Александр Владимирович

Три товарища Игра, в которой новичку предлагают выдергивать одну из трех спичек, зажатых в ладони. Если он вытянул самую короткую, то он с завязанными глазами должен угадывать, кто наносит ему удары. В большинстве случаев «спичечный шулер» изначально обрекает игрока на

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Ключи к разгадке автора Осокин Александр Николаевич

Эрих Кох – гауляйтер и рейхскомиссар Родился 19 июня 1896 г. в городке Эберфельде (Рейнская область). Окончил вечерние коммерческие курсы. Участвовал в Первой мировой войне в 1916–1918 гг. на Восточном фронте. Старейший член НСДАП (партбилет № 90), с 1925 г. близко сотрудничал с

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма автора Моссе Джордж

Эрих Ристов Принудительная стерилизация в целях сохранения силы и чистоты расы Существует полное единодушие по вопросу о том, что рекомендация о стерилизации не может быть отложена в связи с беременностью рассматриваемого субъекта. Окончательное решение выносится

Из книги Марина Цветаева. Жизнь и творчество автора Саакянц Анна Александровна

Эрих Эбермайер Потерянные друзья Лейпциг, 9 мая 1933 годаИ вот ты становишься все более одиноким.Повсюду твои бывшие друзья клянутся в верности Адольфу Гитлеру. А вокруг тех, кто этого не сделал, образуется как бы безвоздушное пространство.Лучшие друзья юности становятся

Из книги Великие советские фильмы автора Соколова Людмила Анатольевна

Из книги Анатомия глупости автора Линдхолм Марина

Служили два товарища (1968) Режиссер Евгений КареловСценаристы Юлий Дунский, Валерий ФридОператоры Михаил Ардабьевский, Виктор БелокопытовКомпозитор Евгений ПтичкинВ главных ролях:Олег Янковский - Андрей НекрасовРолан Быков - Иван КарякинВладимир Высоцкий - поручик

Из книги Шотландия. Автобиография автора Грэм Кеннет

Из книги 100 великих романов автора Ломов Виорэль Михайлович

Мария Шотландская просит о помощи королеву Елизавету, 1 мая 1568 года Мария Шотландская После убийства супруга Марии лорда Дарили в 1567 году и скоропостижного выхода замуж за главного подозреваемого в убийстве, графа Босуэлла, всего три месяца спустя, положение королевы

Из книги Уголовный розыск. Петроград – Ленинград – Петербург [сборник] автора Пименова Валерия

Николай Алексеевич Островский (1904–1936) «Как закалялась сталь» (1930–1932, опубликован 1932–1933) Русский писатель, в 15 лет вступивший в Красную армию, сражавшийся в кавалерийской бригаде Г. Котовского и 1-й Конной армии С. Буденного, ставший вследствие тяжелого ранения, контузии и

Из книги Во главе «Дикой дивизии» [Записки Великого князя Михаила Романова] автора Хрусталев Владимир Михайлович

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868–1936) «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936, не окончен) Русский писатель и общественный деятель Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) (1868–1936) прославился многими пьесами, очерками, рассказами, сказками,

Из книги Красная площадь и её окрестности автора Кириллов Михаил Михайлович

Похождения «товарища Сухова» В январе 1928 года в ленинградский уголовный розыск поступило заявление о краже мануфактуры из универмага «Пролетарий» на Садовой улице. Сыщики, выехавшие на место преступления, установили,что воры проникли в торговый зал, сломав стенку,

Из книги автора

Из книги автора

Похороны товарища Землячки В газете «Правда» было напечатано краткое сообщение о смерти члена ЦК ВКП (б), большевички с дореволюционным стажем, соратницы В.И.Ленина тов. Землячки. Прах её должен был быть захоронен в Кремлевской стене.К назначенному времени я уже был на

Ремарк... Писатель, которому хочется поклониться в пояс и сказать «Спасибо вам, что вы были».

Написал десять романов и одну пьесу. И ещё два, которые ему приписывают нынче, утверждая, что это ранний Ремарк. И которые, судя по всему, ничего общего с ним не имеют.

«Три товарища», по-видимому, самый известный и самый сильный роман Ремарка. В нём сошлись вместе его любимые темы, которые потом перекочевали и в другие романы. И в нём автор, видимо, достиг вершины мастерства. Ниже он не спускался, но, по моему мнению, и выше подняться не удалось. Возможно, потому, что выше - некуда. Последующие восемь выдержаны на уровне «Трёх товарищей», но ни один не превосходит его.

Мужская дружба

Автогонки

Туберкулёз

Обречённая любовь

Каждая из этих тем потом у Ремарка неоднократно встречалась. Но в «Трёх товарищах» - по сути, квинтэссенция их, каждой из них.

Пронзительный, до нутра достающий роман о потерянном поколении. Герои больше, чем друзья, больше, чем братья, и уж, конечно, больше, чем товарищи, как называет их автор. Они фактически живут ради друг друга, и поддерживают друг друга, и живы лишь благодаря этому.

Железный Отто Кестер, выдумщик и романтик Готтфрид Ленц, и очень стандартный, очень невыдающийся, очень теряющийся в тени своих друзей и во многом поэтому наиболее близкий читателю главгер Роберт Локамп.

«Пока мы живы, мы вытянем. Так было всегда. Пока жив Кестер, я не могу умереть. А пока живы мы оба, не умрет Пат». - так говорит Роберт.

Спойлер (раскрытие сюжета)

Три товарища не выстояли - жизнь расправилась с ними. Отто Кестер не сумел даже отомстить за смерть Готтфрида, а Роберт не сумел

удержать любовь - Пат умерла у него на руках.

Страшный, насквозь простреливающий финал. И, тем не менее, роман остаётся оптимистическим - и одним из лучших романов прошлого века.

С моей точки зрения - самым лучшим.

Оценка: 10

Это единственная книга, в которой, как я считаю, идеально все. Это, наверное, несколько громко сказано, поскольку я не читал оригинала, а довольствовался переводом, но суть не в отдельных словах. Я говорю о каждой написанной детали, о каждой мысли, о каждом действии героев. Настроение того или иного момента передает цвет неба, звук мотора, запах, звук скрипящей половицы... Любое движение, любой порыв главных героев вызывает у меня чувство... абсолютной правильности написанного, что-ли. Бывало у Вас такое, что читаешь произведение, и вроде интересно, но вот что-то не то: здесь слишком долго, здесь бы поподробнее, а здесь бы по-другому написать?.. В «Трех товарищах» напрочь отсутствует это чувство. Каждое событие именно там, где надо. Каждая мысль отражает суть происходящего. Каждая тревога героев абсолютно обоснована.

Это роман о любви, но здесь нет розовых соплей.

Это роман о дружбе, но здесь нет бездумного самопожертвования.

Это роман о многих людях, но здесь нет толпы.

Это единственное произведение, после прочтения которого эмоции снова затрагивают те самые струны моей души даже через несколько лет после того, как я перевернул последнюю страницу.

И сейчас, когда я вспоминаю «Три товарища», я снова вижу небо желтого цвета, слышу звук мотора и чувствую руль у себя в руках; вижу улыбку Готтфрида, чувствую руку Отто, кладущего ее мне на плечо в знак поддержки и слышу стук своего сердца, потому что рядом со мной сидит моя Пат.

Оценка: 10

С этой книги нужно было бы начинать знакомство с автором, настолько она хороша, но я почему-то упорно задвигала ее на потом. С другой стороны..может, и хорошо, что не начала с нее? Я просто не верю, что можно написать что-то лучшее, а потому остальное творчество Ремарка как бы не поблекло бы на фоне..

Поначалу довольно таки приятная история, легко читающаяся. Но чего-то глубокого я не находила и задавалась вопросом, почему же, собственно, так нахваливают эту книгу?

Но подспудно зрело что-то темное, счастье казалось мимолетным – лишь отсрочкой перед бедою. И да, потом беды сыпятся одна за другою.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Сначала смерть Ленца: для меня очень неожиданная в тот конкретный момент повествования. Тем большее спасибо автору, ведь так оно и есть: вот есть человек и вот – миг! – и нет человека.

И понимаешь вроде, и не верится. Последующее повествование уже пронизано горечью; по сюжету книги зима, время летаргических снов и смерти. Уже знаешь, что будет дальше, как знают это Роберт, Отто и Пат, но легче от этого? Ни в коем разе. На последних страницах я плакала: переизбыток чувств.

Хочу отметить, что ТТ – роман удивительно «наполненный». Об эмоциональной окраске я говорила выше. Теперь говорю о наполненности событиями, во-первых, - самыми-самыми разными, но читать совершенно не скучно, всегда интересно. Нет ничего лишнего и едва ли что-то упущено. Во-вторых, сколько людских судеб (и людских трагедий) вмещает эта книга! Семейная пара Хассе – судьба именно пары, но и отдельно судьба герра и фрау. Безработный студентик Георг (и целые толпы безработных по всему городу, да и по всей стране, надо полагать). Вечно пьющий за жизнь Валентин. Быть может, не совсем зачерствевший булочник. Влюбленная проститутка, вяжущая свитерок дочке. Даже упомянутый лишь вскользь священник. Да много еще кто, бессмысленно перечислять здесь всех.

Три товарища – кто они? Мне представляется, не только трое фронтовых друзей Роберт, Отто и Готтфрид.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Но и три потерянных товарища: застреленный Ленц, проданный «Карл» и умершая Пат. Но и оставшиеся Роберт, Отто и пёс Билли.

«Три товарища» - это роман о настоящих чувствах, будь то любовь, дружба или что-то еще – главное, чтобы не наполовину, чтобы по-настоящему! – о том, что ценно для человека в его жизни. И потому, несмотря на всю горечь, для меня это роман жизнеутверждающий, светлый, пусть и сквозь слезы.

Чего греха таить, иной раз читатель закрывает глаза на мелкие недочетики, если книга понравилась. Но здесь.. я правда не могу назвать ни одного минуса. Настолько безупречный роман с точки зрения формы.

Я не знаю, сколько я буду отходить от ТТ. Финал вывернул меня наизнанку. И, следуя за рецензентом MikeGel, я кланяюсь автору и говорю: «Спасибо Вам, что Вы были!»

Оценка: 10

О чем можно написать, прочитав книгу, подобную «Трем товарищам» Ремарка? Не думаю, что можно найти такие слова, которые в полной мере описали бы погружение в мир глубочайшей тоски по будущему, которому не суждено наступить, печали по ушедшему прошлому, которое сложилось именно так, а не иначе, и недоверия к настоящему, которое ничего не обещает, а только отнимает последнее, что есть у человека – дружбу, любовь, веру в справедливость…

В послесловии И.Киреевой к изданию 1990-го года я увидела фразу: «Несмотря на трагический финал, «Три товарища» несут в себе и жизнеутверждающее начало. Роман близок нам своей поэтизацией общечеловеческих ценностей – дружбы, товарищества, любви, радости от общения с природой…» Возможно, сейчас я скачусь в жуткий пессимизм, но вот чего я в романе не увидела, так это жизнеутверждающих начал. Дружба и товарищество здесь действительно великолепны. Лучшие герои – Кестер, Ленц, Робби и все их многочисленные собутыльники друзья-товарищи всегда придут на помощь. И в горе, и в радости, в любое время дня и ночи они готовы примчаться и все устроить. Вот только устроить-то как надо не получается! Ведь вокруг тяжелые 1920-е годы, когда человек, потерявший работу, может смело ставить на себе крест, потому что другой уже не найдет. Когда люди, пережившие войну и кое-как перебивающиеся на жалких подработках, не верят в завтрашний день, боятся привязанностей, постоянства – а какое может быть постоянство, если завтра ты окажешься на улице, без гроша в кармане?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Потому, брат, ты и причастен к одному ордену, - к ордену неудачников и неумельцев, с их бесцельными желаниями, с их тоской, не приводящей ни к чему, с их любовью без будущего, с их бессмысленным отчаянием…»

А любовь? Которая, казалось, должна была стать путеводной звездой? Привести Роберта к счастью, дать ему то, что никто до встречи с Пат не смог ему дать – веру, что можно свою жизнь посвятить другому человеку, радоваться проведенному вместе времени и преодолеть все преграды на пути к будущему? К чему в итоге привела эта любовь?

Вот пишу я эти слова и плачу. А как по-другому? Ведь каждый человек хоть раз в своей жизни хотел бы, чтобы мир был устроен по-другому.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Отдельные детали чудесны, но все в целом – совершенно бессмысленно. Так, будто наш мир создавал сумасшедший, который, глядя на чудесное разнообразие жизни, не придумал ничего лучшего, как уничтожить ее».

Это роман о том, как человеческая глупость и ограниченность может превратить целую страну в место, где невозможно жить и любить, а можно только страдать. О потерях, которые неизбежно следуют за обретением чего-то по-настоящему дорогого и родного. И о счастье, которое настолько мимолетно, что нужно цепляться за него изо всех сил. Держаться за него, даже если ничего другого не остается, ведь оно так ненадежно и мимолетно.

Оценка: 10

Чем больше романов Ремарка я читаю, тем больше убеждаюсь в том что он конечно гений. Он гений в умении обращаться со словом. Никогда я еще не встречал писателя, который бы писал таким простым языком. Но в этом есть и что то страшное. Я бы охарактеризовал книги Ремарка как «отрезвляющий реализм». Он одинаково просто пишет о любви и дружбе и о том что кому то оторвало ноги и он истек кровью до смерти. Вот так просто, прям как бывает в жизни. На страницах многих его книг и этой тоже, вы найдете целую жизнь. Множество жизней. Много судеб. Ремарк любезно развернет их вам лицом, расскажет их истории. Будет всё. Любовь и дружба, товарищество, будет надежда, будет веселье, невероятные удачливые спасения, будет царить жизнь! Во всем её многообразии. Когда то счастливая, когда то грустная и тягостная.

А потом он напишет финал. Он разрушит все ваши замки из облаков, вытащит вас наружу, пустит пулю в сердце, а душу разорвет на куски и втопчет в грязь.

Он не будет с вами нянчиться. Будет груб. Будет жесток. Сделает все, что иногда может сделать с вами жизнь. Он создаст и он же уничтожит. Ремарк так делает часто.

И оставит вас полностью опустошенным. Так умеет только он. Люблю его и ненавижу. Прочту книгу и долго не могу его читать после. Но проходит некоторое время и руки тянутся к его романам. Душа требует надежды. И страданий.

Три товарища потрясающий роман.

Оценка: 10

Аннотация к роману:

Самый красивый в XX столетии роман о любви…

Самый увлекательный в XX столетии роман о дружбе…

Самый трагический и пронзительный роман о человеческих отношениях за всю историю XX столетия.

Вроде высокопарно,но даже эти слова не могут выразить глубину и душу произведения.Человеческие трагедии 20-30-х годов в Германии,безработица и безисходность.И вместе с тем такие чувства.Никакой сентиментальности.Написано так проникновенно,что верится-любовь,дружба,готовность придти на выручку-всё настоящее.Не фантастика.

Оценка: 10

Роман, который я прочитал в нужный жизненный период. Книга вызвала очень много эмоций. Это действительно классика! Произведение, погружающее читателя с головой в эпоху послевоенной Германии. Я о сюжете буду говорить очень мало, лишь упоминая о каких-то определенных событиях, ибо отзыв будет потоком моих мыслей.

Прежде чем начать разбор, сразу заявлю, что, к огромному сожалению, я знал концовку романа. Неважно, как это вышло, но все же небольшая доля удовольствия улетучилась. Второй крупный спойлер я получил при беглом осмотре статьи «Во имя мира», которая присутствовала в моем советском издании. Честное слово, я не понимаю логику тогдашних издателей. Какой смысл в начальной статье раскрывать все сюжетные перипетии, из-за чего читательский интерес может начисто исчезнуть? Хорошо, что я резко перестал читать её и перешёл к самому знакомству с книгой. К счастью, этот неприятный случай ни в коем случае не повлиял на итоговую оценку «Трех товарищей», ведь все же я не знал, как будет развиваться сама история.

Начну я, пожалуй, со стиля. Вот кто-то из посетителей пишет, что роман нудный. Да и меня предупреждали, что у меня может сложиться такое же впечатление. Не знаю, чем обусловлено такое мнение. Все-таки я склонен думать, что такие произведения нужно читать в подходящем расположении духа. Однако нельзя утверждать это с полной уверенностью, потому что язык, на мой взгляд, действительно прекрасен в художественном плане. Он очень простой, но при этом очень-очень красивый и отлично погружает в сюжет. Главы читались на одном дыхании. Моё настроение и текущие события в жизни тоже сыграли свою роль, как я сказал уже в самом начале. Скажу очень кратко, чтобы было понятно: меланхолия. Думаю, если бы я ознакомился с романом, скажем, года два назад, то моё мнение было бы не таким положительным.

Действия «Трех товарищей» происходит в маленьком городке Германии. Главные герои - три фронтовых товарища: Роберт Локамп, от лица которого ведется повествование, Готтфрид Ленц и Отто Кестер. Они содержат небольшую автомастерскую. Позже Роберт знакомится с Патрицией Хольман, будущей возлюбленной. Развитие их отношений является основой сюжета этой книги. Каждый из основных действующих лиц индивидуален и запоминается читателю. Давайте опишем товарищей.

Роберт Локамп - главный герой, 30 лет, участник Первой мировой войны. Вроде бы и он ничем особо не примечательный герой, несколько теряющийся на фоне своих двух других друзей, но, во-первых, читателю легче понимать такого персонажа, а во-вторых, во время отношений с Пат у Роберта проявляются множество хороших качеств. К тому же крайне интересны его рассуждения о самой жизни, ведь по ходу чтения понимаешь, что это человек с богатым жизненным опытом, повидавший очень многое.

Готтфрид Ленц - второй главный герой. Много путешествовал по миру после фронта. Сам себя именует «последним романтиком». Немного сентиментальный, с отличным чувством юмора, жизнерадостный.

Отто Кестер - третий главный герой. Был летчиком. Ныне работает в автомастерской вместе с Готтфридом и Робертом. Увлекается автогонками. Пожалуй, самый немногословный и хладнокровный среди своих товарищей. Очевидно, это из-за ужасов войны. Однако ради своих товарищей он готов на всё, что особенно проявляется в финале.

Прежде всего я скажу, что мне очень нравятся настроение и атмосфера романа. Несмотря на то, что Ремарк показывает проблемы того времени (безработица, нищета и голод), а роман ближе к концу становится всё грустнее и грустнее, вся книга не столь мрачна. Было ощущение, что через всю историю проходит чувство надежды. Особенно это проявляется в начальных главах, которые являются моими любимыми. В процессе чтения я отчетливо представлял себе кафе «Интернациональ», тот самый бар, людей, которые были там.

В книге очень много второстепенных персонажей, почти каждый из которых запоминается. Во многом благодаря ним передано настроение, о котором я сказал выше. Честно, многие из них не менее интересны, чем основные персонажи. Так, возьмем мрачного художника Фердинанда Грау, умозаключения о жизни которого заставляют задуматься. Вот пример: «Чем меньше знаешь, тем проще жить. Знание делает человека свободным, но несчастным. Выпьем лучше за наивность, за глупость и за все, что с нею связано, - за любовь, за веру в будущее, за мечты о счастье; выпьем за дивную глупость, за утраченный рай!». А ведь многие легкомысленные люди действительно очень счастливые. Или взять, например, Валентина, который тоже служил на фронте и запомнил каждый день и каждый час войны, как говорил Роберт Локамп, а теперь радуется тому факту, что он жив, и «пропивает» свое наследство. Он просто рад, что живет. Черт, а ведь в этом есть смысл! Жизнь настолько коротка, что нужно наслаждаться каждым её мгновением. Вспомним проститутку Розу, которая тоскует по некоему Артуру, который, как видно, совершенно не любил её и ни во что не ставил. Даже после долгой разлуки, вернувшись к ней, он не проявлял эмоций. Здесь, я считаю, Ремарк показал, как безумная любовь, существующая даже несмотря на унижения (или даже предательство) со стороны объекта симпатии, может повлиять на личность, фактически превратив человека в бледное подобие того, кем он некогда был: «Помолодевшая и окрыленная, она вышла, покачивая бедрами. Снова появился кто-то, кому она сможет отдавать свои деньги, чтобы он их пропивал, а потом еще и бил ее в придачу. Роза была счастлива».

Роман очень реалистичный и мрачный, что проявляется не только в финале, а в самой эпохе, в которой происходят действия. Как я сказал, автор показывает проблемы того времени. Давайте возьмем других персонажей: пару по фамилии Хассе, которые живут по соседству с Локампом. Нам показывают, что их жизнь очень тяжелая. Жена часто ссорится с мужем по причине финансового неблагополучия, а муж боится увольнения. Метко характеризует его сам главный герой: «Он был по сути добрый человек, с покатыми плечами и маленькими усиками. Скромный, добросовестный служащий. Но именно таким теперь приходилось особенно трудно. Да, пожалуй, таким всегда приходится труднее всех. Скромность и добросовестность вознаграждаются только в романах. В жизни их используют, а потом отшвыривают в сторону». Эти строки отражают всю проблему. Кульминация самой сюжетной линии Хассе очень плачевная.

Любовная линия превосходна. Она естественная, в ней нет лишней сентиментальности, а любовь Патриции и Роберта проявляется не в словах, а в самих поступках. На данный момент это лучший сюжет о любви, что я видел в литературе. Очень трудно объяснить, почему я так считаю, не раскрывая подробностей. Думаю, вам лучше узнать самим. Мне было очень жаль Роберта. Я верю, что он все-таки нашёл свое счастье и душевное равновесие в будущем.

Итог: история, благодаря которой задумываешься практически обо всех аспектах жизни. Это действительно шедевр, который, как мне кажется, без изъянов. И вправду самая красивая книга о любви и дружбе XX века. Когда-нибудь я обязательно прочитаю этот роман ещё раз, а в ближайшее время, вероятно, продолжу знакомство с Ремарком. Советую всем!

Оценка: 10

Первые впечатления после прочтения – это словно внутри тебя прошел мощный ураган, перевернул все с ног на голову и умчался дальше, изредка напоминая о себе сердитыми раскатами грома. Казалось бы, что нового можно рассказать о таких изъеденных авторами тем как дружба, любовь, долг…

Главные герои книги – три друга, три товарища. Они прошли войну и пытаются вернуться к обычной жизни, но это не так уж и просто. В каждом из них война оставила свой отпечаток, забрала что-то очень важное. Но, несмотря на это, они находят в себе силы продолжать жизнь, но не ради себя, а ради товарищей, чьи проблемы и переживания дороже своих собственных. Появление Патриции – девушки главного героя Робби – словно глоток свежего воздуха для его друзей и самого Робби. Жизнь снова полна смысла и надежды…

Сюжет разворачивается настолько плавно и гармонично, что ни на секунду не возникает ощущения затянутости повествования. Он захватывает и не отпускает до последней страницы. Роман о Дружбе, роман о Любви с большой буквы. Здесь нет пошлых «любовных» сцен и непобедимых героев, которым море по колено, без чего редко обходятся современные произведения. Здесь есть Жизнь, написанная ярким и живым языком великого классика. Товарищ – это не тот, кто ставит «лайки» и смайлики по поводу и без повода, Товарищ – это тот, кто подставляет плечо, когда другие даже не подозревают, что оно тебе нужно.

Оценка: 9

Роман о печали, об отчаянии, о страхе - о жизни после войны, о жизни, когда в одно мгновенье можешь лишиться всего. Может сложиться так, что остаются только друзья, но пока есть друзья - жить стоит и не все еще потеряно. Вот если не остается и друзей...

Роман, подающий надежды сперва, но пронзительный и стремительно разрушающийся у финала, настолько стремительно и настолько разрушающийся, что я не понимаю, как Ремарк смог написать такое. Читать-то тяжело, а каково же на душе было у писателя, каков должен был быть его настрой?

Оценка: 8

Легко могу согласиться практически со всеми тезисами позитивных отзывов, это действительно достойный, берущий за душу роман. Его читаешь - как смотришь хронику, даже если мне не импонирует образ жизни героев, но я верю каждой картине автора, каждой сказанной фразе, настолько они органичны, жизненны и правдоподобны. Его герои - действительно живые люди послевоенного времени. Редко мне попадал в руки роман, который создает такую степень достоверности (если вообще попадал). Если кто восторгался Уайльдом за цитатник афоризмов, кои мне у Уайльда редко приходились по душе, то тут я не смог удержаться, чтоб не процитировать их у Ремарка (особенно мне импонировали размышления Фердинанда):

Добродетель, доброта, благородство… – Эти качества всегда предпочитают находить у других, чтобы легче их же водить за нос.

Устоями человеческого общества являются корыстолюбие, страх и продажность. – Человек зол, но он любит добро… когда его творят другие.

Только глупец побеждает в жизни, умник видит слишком много препятствий и теряет уверенность, не успев еще ничего начать. В трудные времена наивность – это самое драгоценное сокровище, это волшебный плащ, скрывающий те опасности, на которые умник прямо наскакивает, как загипнотизированный. – Никогда не старайся узнать слишком много, Робби! Чем меньше знаешь, тем проще жить. Знание делает человека свободным, но несчастным. Выпьем лучше за наивность, за глупость и за все, что с нею связано, – за любовь, за веру в будущее, за мечты о счастье; выпьем за дивную глупость, за утраченный рай!

Такт – это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением. То есть жалкий компромисс.

Братья, жизнь – это болезнь, и смерть начинается с самого рождения. В каждом дыхании, в каждом ударе сердца уже заключено немного умирания – все это толчки, приближающие нас к концу.

И что вы все за люди, молодежь! Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведет к хорошему концу... - А что вы, собственно, называете хорошим концом? – спросил я. – Хороший конец бывает только тогда, когда до него все было плохо. Уж куда лучше плохой конец...

Человек всегда велик в намерениях. Но не в их выполнении. В этом и состоит его очарование.

Вы не успели заметить, что мы живем в эпоху полного саморастерзания? Многое, что можно было бы сделать, мы не делаем, сами не зная почему. Работа стала делом чудовищной важности: так много людей в наши дни лишены ее, что мысли о ней заслоняют все остальное.

Как это странно: люди находят подлинно свежие и образные выражения только когда ругаются. Вечными и неизменными остаются слова любви, но как пестра и разнообразна шкала ругательств!

Для оскорбленного чувства правда всегда груба и почти невыносима.

Героизм... нужен для тяжелых времен, – поучительно заметил Ленц. – Но мы живем в эпоху отчаяния. Тут приличествует только чувство юмора.

Лучше умереть, когда еще хочешь жить, чем дожить до того, когда и впрямь хочешь смерти. А по-твоему как?

При этом чтение далеко не маленького романа проходило спокойно и размеренно, не успевал читатель в моем лице пресытиться одной картиной, как ей на смену приходила другая и такой переход совершался всегда вовремя без скуки и без лишнего драматизма. Тем не менее сюжет постепенно накалялся аж до пронзительного финала. Если кратко охарактеризовать произведение, то оно про Дружбу и про Любовь. Именно так - оба слова заслуживают большой буквы! Я не хочу вдаваться в подробности сюжета, но, я думаю, никто не сможет сказать здесь про любовь в контексте розовых соплей, а такую дружбу, к сожалению, редко можно встретить в реальности, но так хочется верить, что она существует. У автора, чтоб она возникла, ей нужно было закалиться в ужасах войны, в крови и смерти.

Но есть и некоторые отрицательные моменты, причем хоть они и есть, но они скорее добавляют реалистичности, чем наоборот - в жизни не бывает все правильным и идеальным, и отвечай автор и этим критериям - определенный читатель смог бы выкрикнуть свое «не верю - все через чур идеально!». Во первых главный герой. Он выглядит самым слабым на фоне остальных своих товарищей, нет он тоже всегда готов подставить плечо и т.д и т.п. Но его товарищи склонны его щадить и беречь, он не лидер и выступает скорее на поводу, плывет по течению. Единственное его сильное самостоятельное решение за весь роман - назначить свидание Пат, рискнуть познакомиться «с такой девушкой», и то тут же на первом свидании он умудрился упиться до беспамятства:).

Во вторых, и это самый существенный нюанс, повлиявший на оценку, - по прочтении данной книги, начинаешь подсознательно сомневаться какая же нация держит первенство по количеству употребляемого алкоголя. Ведь добрая треть книги именно этому и посвящена! Ее герои постоянно пьют и выпивают: дома и на работе, с утра и перед сном, пьют и едут за рулем, потом опять пьют и едут дальше; пьют ром и коньяк, водку, наливки и коктейли, пьют с дамой и без дамы; в баре, ресторане, забегаловке; каждый день и особенно вечер! При этом все плачут как жить стало тяжело и ни на что не хватает денег, но как минимум каждый вечер заканчивается походом в заведение и попойкой. Главный герой особенно упился уже на первом свидании, а героиня имея больные лёгкие продолжает курить и никто ей не посоветовал бросить эту привычку. Наверно так оно и было в реальности у героев избранных автором, я в это верю, но не будь здесь этого пагубного образа жизни, я бы не поставил меньше девяти.

Оценка: 8

«Это классика», говорили мне, настоятельно советуя прочитать. «Там такие герои,« там такой сюжет», « там такая любовь»... Ну купил, прочел и что же? Три великовозрастных раздолбая, занимаются тем что пьют алкоголь как лошади, пьяные катаются на автомобиле с большой скоростью, деруться с себе подобными и втюхивают автохлам богатым лопухам. У них ни хобби, ни интересов. Если появляются какие-то деньги, они тратят их не на то чтобы выбраться из безнадежного состояния, а на пьянки и баб.И если Ленц и Отто хотябы держат автомастерскую открытую на свои деньги, то главный герои Роберт Локамп- работает в этой мастерской, просто потому что он их друг. Патриция Хольман- о-о это вообще песня! Девушка нигде не работает, не чем не занимается, живет мягко говоря как содержанка, (прошу прощения, но на самом деле, он просто проститутка.) раскручивая своих кавалеров на оплату своих хотелок. Можно возразить, мол она больна, да только нам говорится что она и до болезни жила так же.

Здесь есть и философия, и повествование, и описание героев, пейзажей, и переживание героев.

Строчку не удержался и процитировал:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

»...Никогда не старайся узнать слишком много. Чем меньше знаешь, тем проще жить. Знание делает человека свободным. но несчастным....»

Оценка: 10

Люди после войны

Послевоенные годы. Германия. Ужасная разруха, безработица, обесценивание человеческой личности, нарастающий культ реваншизма. Просто идеальные условия для написания истории о настоящих людях. Чем и пользуется гениальный писатель - Эрих Ремарк. Он создал произведение о трех боевых товарищах, которые вернулись с войны и пытаются вклиниться в нормальную жизнь, однако, по факту это произведение о целом поколении людей, которые могут существовать в любой стране, в послевоенные годы. Роберт, Готтфрид, Отто - три человека, на которых можно равняться, это для них жизнь товарища стоит выше собственной, это для них счастье товарища важнее каких-то материальных ценностей, это они могут в любое время вскочить с постели и отправится в путь, лишь по зову товарища. Они не понимают смысла назревающей новой войны, для них война - самое ужасное, что может быть, война выбила их из жизни, война лишила их полноты чувств, это она отобрала у них желание жить, лишь одноим дала война и было это - товарищество.

Его они гордо проносят через весь рассказ, через всю жизнь. Писатель в своем произведении, расчетливо подбрасывает им тяжелые жизненные ситуации, «пытаясь» разбить их о действительность. Но они не сдавались до последнего. Они приспособилсь жить ради другого человека и это ключевой момент их выживания. Каждый из них потерял все, чем дорожил, сохранить они смогли лишь чувство братства, эти трое так и остались боевыми товарищами, которые не смогли вписаться в новое время.

На мой взгляд, Это произведение шедевр. То как Ремарк раскрывает личности персонажей, то, как он плавно ведет повествование, нельзя не любить.

Оценка: 8

Год написания: 1936

Жанр произведения: роман

Главные герои: Роберт Локамп , Готтфрид Ленц , Отто Кестер - друзья, Патриция Хольман - девушка Роберта.

Сюжет

Действие проходит после первой мировой войны. Картины ужаса не покидают трех товарищей, участников той войны. Сейчас они работают в авто мастерской. Купили старую машину и поставили в нее гоночный мотор. По пути на празднование именин Роберта, друзья встречают Патрицию, или Пат. Робби влюбляется в нее, и девушку принимают в компанию. Для заработка было куплено такси. По очереди друзья ездили на нем. Но такси приносит небольшой доход. Однажды удалось заработать много денег продав кадилак. Роберт и Пат отправились на море. У девушки открылось кровотечение. Доктор посоветовал вновь лечиться в санатории от туберкулеза. Ленца убивают протестующие. Кестер мстит убийце. Чтобы Роберт был с Пат, Отто продал любимую машину «Карла». Патриция умерла рядом с любимым.

Вывод (мое мнение)

Роман показывает, какой большой вред война принесла как всей стране, так и душам людей. Они вынуждены запивать ужас алкоголем. Ремарк показывает, насколько цена дружба и любовь. За это можно всем пожертвовать.

Прогремела Первая мировая война, которая оставила неизгладимый отпечаток на судьбах и душах жителей Германии. Страна страдает от тяжкого экономического кризиса.
Дружба Роберта Локампа, Готтфрида Ленца и Отто Кестера началась еще в школьные годы. Затем они вместе воевали, а на момент действия романа работали в автомастерской. Роберт отмечает свой тридцатый день рождения – ему грустно, его тревожат воспоминания. Его мучает память об окончании школы, о призыве в армию в восемнадцатилетнем возрасте в 1916 году, о ранении Кестера, об ужасающей гибели однополчан от ядовитых газов и тяжелых ранений. 1919 год был не менее трудным – во время путча арестовали Ленца и Кестера, есть было нечего, а цены резко возросли. Кестер пытался заработать, как мог. Сначала он учился в университете, затем пробовал себя в качестве летчика и гонщика, но, в конце концов, приобрел мастерскую для ремонта автомобилей. Ленц и Локамп присоединились к Кестеру. Зарабатывали друзья немного, но на жизнь хватало, и только воспоминания по-прежнему не давали покоя. Для борьбы с прошлым существовало лишь одно действенное оружие – водка.
Кестер и Ленц торжественно встречают именинника с подарком – неизвестно где и как добытые шесть бутылок старого рома. Но отмечать товарищи будут позже, после работы. На аукционе друзья купили старую, полуразваливающуюся машину, которую они называют «Карлом». Они трудились допоздна, вставили в кадиллак мощный мотор гоночной машины и теперь развлекаются, с шумом обгоняя машины, которые внешне выглядят гораздо лучше, чем «Карл». Локамп, Ленц и Кестер поехали в пригород, чтоб отпраздновать день рождения. Там они встречаются с мужчиной и женщиной, машину которых они до этого обогнали. Все вместе они устраивают бурное застолье в одном из придорожных кафе.
После веселого празднования Робби возвращается к себе домой. Там автор знакомит читателей с соседями Локампа, которые волей судьбы оказались здесь. Это супружеская чета Хассе, непрерывно ссорящаяся из-за финансов, абитуриент Георг Блок, прикладывающий все усилия для поступления, хотя и он страдает от нехватки денег, а также граф Орлов, которого мучают воспоминания о жизни в России. Бедственное положение сближает всех жителей дома – они помогают друг другу деньгами, полезными советами и добрым отношением. Недалеко от пансиона находится кладбище и кафе «Интернациональ», в котором некогда работал Робби тапером.
Роберт назначает встречу Патриции Хольман – девушке, которую он встретил в придорожном кафе в день рождения. В ожидании ее Локамп пьет коньяк. В кафе много посетителей, поэтому они перемещаются в бар. Фред, владелец заведения, здоровается с Робби, что придает последнему уверенности. В баре никого, кроме Валентина Гаузера. Роберт знаком с ним со времен войны. Валентин получил наследство и теперь тратит деньги на алкоголь. Гаузер счастлив, что не погиб, и теперь празднует это каждый день. Локамп считает, что Гаузер – единственный, кому удалось из беды сделать собственное маленькое счастье. Роберту тяжело поддерживать разговор с Пат, но, изрядно выпив, все же его язык развязывается. Провожая Пат домой, Локамп понимает, что он пьян. Ему досадно от этой мысли и, вернувшись в бар, напивается окончательно.
Посоветовавшись с Ленцом, Роберт посылает Пат в качестве извинения букет роз. Локамп никак не может перестать думать о девушке. Ее появление в жизни Робби заставляет пересмотреть все его взгляды на мир. Ему вспоминается, как юноши изменились, вернувшись с войны. Несмотря на юный возраст, они были лишены веры. Их одолевало желание бороться со всем, что было в прошлом – с ложью и самолюбием, корыстью и равнодушием, они перестали кому-либо доверять, кроме лучших друзей. Время, когда господствовали духовные ценности прошло, теперь все решают деньги и положение в обществе.
Роберт и Пат снова встретились. Девушка, никогда ранее не водившая машину, впервые садится за руль на безлюдной улице. В этот момент Роберт и Пат чувствуют невероятную близость. Далее следует поход в бар, где они встречают Ленца, с которым и отправляются в парк аттракционов. После катания влюбленных на новой карусели и американских горках вся компания идет в павильон, где накидывают пластиковые кольца на крючки. Благодаря ловкости друзей и опыту (они так часто развлекались, будучи на фронте) Робби и Ленц выигрывают все призы не только в этом павильоне, но и в следующем. Третий же закрылся к приходу победителей. Радостные друзья раздают все выигранные призы прохожим, оставляя себе только вино и сковородку.
Ленц и Кестер уважительно относятся к чувствам Роберта, поэтому с удовольствием принимают Пат в свое общество. Таким образом, она оказалась на гонках, на которые записался Кестер. Всю неделю товарищи бережно следили за «Карлом». Остальные механики посмеивались над кадиллаком, что приводит Ленца в бешенство, хотя Робби удается его успокоить. Старт для «Карла» был неудачным – он выехал предпоследним. Но к концу он разогнался и, воспользовавшись помехами в двигателе противника, Кестер опережает его на два метра. Друзья хотят отпраздновать победу в баре, но бармен Альфонс приглашает их к себе за свой счет. Товарищи принимают приглашение с огромным удовольствием. За застольем на Пат обращают много внимания, поэтому Роберт предлагает ей незаметно ускользнуть. Они идут на тихое и туманное кладбище рядом с пансионом Робби, куда они потом и отправятся. Пат нравится комната Локампа за теплоту. Девушка засыпает, положив голову на руку Роберта. Теперь он понимает, что его любят, хотя и не осознает, за что.
Денег нет, поэтому друзья на аукционе покупают машину и поочередно подрабатывают водителями. Первым был Роберт. Он подрался с конкурентом, но затем они сдружились и вместе выпили водки. Так Робби стал таксистом и обрел нового друга, Густава.
Локамп впервые побывал в квартире Пат, которой она некогда владела. Теперь девушка снимает две комнаты. Мебель тут подобрана со вкусом и лишь напоминает о былом благосостоянии. Пат достает ром и рассказывает о своем тернистом жизненном пути; ей пришлось пережить голод и целый год в больнице. Она и сейчас испытывает финансовые трудности, поэтому устраивается на работу продавца грампластинок. Роберт недоволен тем, что Пат придется от кого-то зависеть, но ничем девушке помочь не может. Он терзается сомнениями, что, возможно, Пат нужен не такой мужчина, как Робби, а более обеспеченный.
Роберту удается удачно продать отремонтированный кадиллак, о чем незамедлительно сообщает друзьям, которые поражены коммерческим успехом Локампа, который не так часто с ними случается. Получив чек, Робби берет отпуск на две недели и везет Пат на море. По дороге они останавливаются в лесу, где лежат на траве и слушают кукушку. Девушка насчитала сотню криков кукушки и говорит, что именно столько она хотела бы прожить. Кестер позаботился о Пат и Роберте – он сообщает о предстоящем приезде пары фрау Мюллер, владелице отеля, в котором Отто останавливался на следующий после войны год. Влюбленные отдыхают на пляже, но Роберту опять не дают покоя воспоминания о фронтовых годах. В 1917 солдаты также нежились на пляже без снаряжения и оружия. Вскоре многие из них были убиты. Вечером пара отправилась на прогулку на ситроене, которую омрачила внезапное ухудшение самочувствия Пат. На следующий день, у нее открылось кровотечение. Роберт обращается за помощью к Кестеру, который находит доктора Жаффе, некогда лечившего Пат. Врача в скором времени доставили к больной. Через пару недель Пат стало несколько лучше, что она была в состоянии добраться домой.
Жаффе рассказывает Роберту историю болезни девушки и настоятельно рекомендует возобновить лечение в санатории. Он берет Локампа на обход больных, чтобы показать идущих на поправку пациентов. Роберту было необходимо не выдавать своего беспокойства. Чтобы поднять пат настроение, он приносит подарок Густава – милого, породистого щенка.
Работа таксистом не дает большого дохода, поэтому Густав предлагает Роберту сходить на скачки. Там ему крупно везет. Обращение к Робби удачи на тот момент было весьма кстати – «Карлу» в скором времени предстояли очередные гонки. На глазах Роберта и Густава происходит авария, они помогают пострадавшим добраться до больницы и обговаривают условия ремонта поврежденной машины. Но у них уже есть опасные конкуренты – еще четыре брата видели этот несчастный случай, и также хотели получить заказ. Схватка была жесткой (один из братьев уже отсидел за убийство), но товарищи победили и сразу же принялись за работу.
Погода испортилась: стало холодно, а дождь льет, не прекращаясь. Доктор Жаффе сообщает Роберту, что Пат надо срочно отвезти в санаторий, где ее уже ждут. Санаторий находится в горах, а синее небо, яркое солнце и пушистый снег определенно пойдут Пат на пользу. В поезде встречаются многие бывшие пациенты, возвращающиеся в горы. Пат и Роберт вместе провели неделю.
Однако и тут друзей подстерегла неудача. Владелец машины, которую недавно ремонтировали друзья, разорился, а автомобиль выставлен на аукцион. Машина не застрахована, поэтому товарищи ничего не получат за проделанную работу. Принято решение о продаже мастерской, так ка иного выхода больше нет.
Роберт ужинает в ресторане «Интернациональ», где встречает некоторых знакомых. Одна из них, Лилли, проститутка поневоле, чью свадьбу недавно так пышно справляли, разводится, так как ее благоверный потратил все ее деньги и теперь возмущен прошлым девушки, якобы до этого ему неизвестным. Роберт связывается с санаторием. Ему сообщают, что Пат не встает с постели. Робби настолько огорчен, что напивается. Кестер уговаривает его сесть за руль, несмотря на нетрезвое состояние.
В городе волнения из-за разрастающегося движения фашистов. Рабочие наивно полагают, что фашистов не волнует политика, и свято верят, что им помогут. На митинг идет и Ленц, которого потом забрали друзья. По пути к машине из ниоткуда появились четыре парня, один из которых выстрелил в Ленца. Кестер пытается догнать убийцу, но ему это не удается. Готтфрид Ленц погиб.
Роберт, Кестер и Альфонс решают найти преступника. В пригородном кафе убийца смог ускользнуть, но затем все равно был уничтожен Альфонсом. Робби и Кестер уезжают к Пат, так как им пришла телеграмма с просьбой о скорейшем приезде.
Денег не хватает, поэтому друзьям пришлось ехать на «Карле». Кестер и Роберт скептически слушают утешения врачей и рассказы о выздоровлении безнадежно больных. Друзья вывозят Пат из санатория пообедать в деревне. На обратном пути они любуются закатом. Все понимают, что это последний закат девушки, но молчат об этом. Кестер уезжает и вскоре присылает денег; Робби понимает, что «Карла» продали. Пат тоже больше не может слушать утешения врачей, поэтому просит у Роберта разрешения делать все, что пожелается, чтобы в последние дни быть абсолютно счастливой. В марте, когда в горах начались обвалы, Патриция Хольман умерла.

История написания

Ремарк работал над романом «Три товарища» в течение почти четырех лет. В 1933 году вышла книга «Пат» - первая ступенька к грандиозному роману о настоящей мужской дружбе в нелегкие времена.

В то время в Германии книги Ремарка уже были внесены в черные списки, их показательно сжигали на площадях. Писатель был подавлен всем, происходящим в Германии в частности и в мире вообще. Он жил на своей вилле в Швейцарии, пил, болел, встречался с немецкими эмигрантами.

Когда работа над романом уже близилась к завершению, Ремарк получает от германского правительства предложение вернуться на родину. Эрих Мария отказывается помириться с нацистами и отправляется в Париж - на конгресс писателей в изгнании.

Роман вышел в 1936 году в Дании, на датском языке, затем публикуется в США на английском языке - в журнальном варианте. И только в 1938 году в Амстердаме выходит книга «Три товарища», изданная на немецком. А вскоре писателя и его жену лишают германского гражданства.

Роман был неоднократно экранизирован, по нему поставлены спектакли на сценах разных театров. На сцене театра «Современник» спектакль «Три товарища» с неизменным успехом идет уже более 12 лет.

Сюжет

«Три товарища» - книга о настоящей дружбе, о мужских развлечениях, о любви и о простой жизни обыкновенных людей в обыкновенном небольшом городке в послевоенной Германии. Друзья, выжившие во время войны, и в мирное время стоят друг за друга горой. А когда один из них влюбляется - любимая девушка становится не камнем преткновения, а еще одним товарищем.

Когда обнаруживается серьезная болезнь Пат, все три товарища делают всё возможное, чтобы помочь ей вылечиться. Один из друзей даже принимает решение продать свой любовно собранный гоночный автомобиль. Глубину этого поступка трудно переоценить - автомобиль настолько дорог друзьям, что имеет собственное имя и воспринимается почти одушевленным персонажем.

Ситуация складывается неблагоприятно - дела идут всё хуже, Пат болеет, кризис в стране усугубляется. Всё становится совсем плохо, когда трагически гибнет один из друзей… После этого уже ничего не сможет быть «как раньше». А что станется с ребятами потом - неизвестно. Впереди большая война…

Отзывы

Роман любят читатели и критики. Наверное, потому, что реалии послевоенной Германии несколько отступают на второй план, скрытые красотой романтизированной мужской дружбы. Такую дружбу хочется называть «настоящей», но много ли людей встречались в жизни с дружбой столь высокой пробы?

Роман больше хвалили, чем ругали, и это вполне обоснованно. Мастерские диалоги, четкость образов и притягательность чистых чувств мало кого способны оставить равнодушным.

Цитаты

«От принципов необходимо иногда отступать, иначе они не доставляют радости».

«Жизнь слишком длинна для одной любви».

«Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы».

«Чем меньше человек заботится о своем душевном состоянии, тем большего он стоит».

«Меланхоликом становишься, когда размышляешь о жизни, а циником - когда видишь, что делает из нее большинство людей».

«Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги - это свобода. А свобода - жизнь».

«Человек без любви - всё равно что мертвец в отпуске».

«Такт - это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением».

«Хороший конец бывает только тогда, когда до него всё было плохо. Уж куда лучше плохой конец».

«Живем, питаясь иллюзиями из прошлого, а долги делаем в счет будущего».

«Человек слишком мало лежит. Он вечно стоит или сидит. Это вредно для нормального биологического самочувствия. Только когда лежишь, полностью примиряешься с самим собой».