Церковь на юго западной архангела михаила крещение. Храм Архангела Михаила в Тропареве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Православный молодёжный клуб «Неофит»

В течение всех постперестроечных лет в России было проведено много работ, по восстановлению разрушенных или используемых не по назначению православных церквей. Только в Москве уже имеется более 1000 церквей, в которых проводятся богослужения.

Церковь архангела Михаила (Архистратига Михаила) в Тропареве - один из первых храмов, восстановленных в постсоветские годы. Расположен храм в Тропарево - Никулинском районе г. Москвы.

История храма

Церковь в деревне Тропарево была построена в 1694 году и освящена во имя Архангела Михаила, или как его еще называют, Архистратига Михаила - военачальника ангельских небесных сил.

25 октября (по старому стилю) 1694 года церкви выдали антиминс, который в православной церкви является документом, разрешающим совершать литургии. Антиминс кладется на престоле в алтаре и служит обязательным атрибутом при совершении полной литургии.

Церковь была деревянная, ее дважды перестраивали. Последняя перестройка была в 1669 году. Потом, церковь сгорела и на ее месте в 1694 году построили каменную. Строительство велось на средства Новодевичьего монастыря, в чьих владениях находилась и деревня Тропарево. Церкви присвоили статус храма и освятили его во имя святого Михаила Архангела.

В войну 1812 года церковь не очень сильно пострадала и продолжала свое существование. В 1823 году храм архистратига Михаила в Тропареве был отремонтирован.

После революции 1917-го храм закрыли. Годы Советской Власти уничтожили храм: храмовые ценности были разграблены, внутреннее убранство испорчено или уничтожено, звонницы разрушены, колокола сброшены и похищены (за исключением одного, который был припрятан местными жителями), ограду снесли. Долгие шестьдесят лет церковь пробыла в таком состоянии. Какое-то время здание использовалось под зернохранилище, а потом для складирования декораций киностудии «Мосфильм».

В 1964 году были начаты работы по обследованию и реставрации куполов храма. В 1970 годах начались работы по полному восстановлению храма. Во время восстановительных работ был укреплен фундамент здания, устранены пробоины и трещины в стенах, перекрыта крыша, купола позолочены. В сарае были найдены царские врата восемнадцатого века. Их реставрировали и возвратили храму Колокола отлили заново, за исключением одного, который был чудом сохранен народом.

В 1988 году, в честь празднования тысячелетия крещения Руси, храм был возвращен Московской патриархии. Церковь во имя Михаила Архангела была освящена в 1989 году 23 февраля.

Архитектура храма

Архитектурный стиль храма повторяет стиль Новодевичьего монастыря . Это заметно в сочетании «украинского» сельского церковного зодчества с храмовой архитектурой «нарышкинского» барокко. Здание выполнено из красного кирпича, пятиглавое, композиция симметричная с трехэтажной шатровой колокольней. Фасад богато оформлен: на окнах резные наличники, углы оформлены колонками, колокольня выполнена в стиле московского узорочья, барабаны восьмигранной формы, купола и кресты позолоченные.

Внутреннее убранство

Купол внутри здания богато украшен фресками с изображением ликов святых. На алтаре иконы двенадцати апостолов, Матери Божией и других святых.

Святыни храма

Церковь богата своими иконами . Здесь имеются списки с известных икон, таких, как «Донская Божия Матерь» и «Смоленская Божия Матерь» (Одигитрия).

В храме имеются также специально написанные для храма иконы, а также иконы, переданные в дар:

Имеется уникальная икона XVIII века с ликами святых и крестом мощевиком, в который вшиты мощи святых, изображенных на ней: апостолов Петра, Павла и Иакова; архидиакона Стефана; святителей Иоанна Милостивого и Николая Чудотворца и других.

На официальном сайте храма можно узнать, в какие дни вспоминаются имена этих святых.

Настоящее положение дел

С 1989 года , после восстановления, храму Архистратига Михаила в Тропареве присвоен статус патриаршего подворья.

Церковь действующая. В ней проводятся ежедневные, воскресные и праздничные богослужения, исповеди, а также отмечаются престольные праздники.

Расписание Богослужений

Ежедневные:

  • 7:40 - вседневная заутреня, затем Божественная литургия;
  • после Литургии проводится Водосвятный молебен и Панихида;
  • 17:00 - вечернее Богослужение.

Воскресные и праздничные дни:

  • 6:40 - заутреня и Ранняя Божественная литургия;
  • 9:40 - праздничная заутреня и Поздняя Божественная литургия;
  • 17:00 - вечернее Богослужение, во время которого зачитывается Акафист святому Михаилу.

Исповеди:

Исповеди проводятся в 16:40 в канун Воскресных и Праздничных дней.

Подробную информацию, связанную с Богослужениями, проводимыми в храме Архангела Михаила, можно узнать, дав в интернете следующий поиск: «Храм Михаила Архангела в Тропареве расписание Богослужений».

Престольные праздники

В Церкви Архангела Михаила установлено четыре Престольных праздника , которые отмечаются в честь:

  • 23 февраля - Священномученика Харлампия - епископа Магнезийского;
  • 14 августа - Спаса Всемилостивого;
  • 19 сентября - чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех;
  • 21 ноября - собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.

Время проведения праздничных богослужений можно найти на официальном сайте храма.

Служители церкви

На службе в церкви состоят священнослужители, имеющие сан:

  • протоиерея - 3 человека, один из которых - настоятель церкви;
  • священника - 8 человек;
  • протодиакона - 1 человек;
  • диакона - 4 человека.

Духовно-воспитательная деятельность

Церковь проводит активную духовно-воспитательную деятельность детей, подростков и взрослых из числа прихожан и местного населения, прививает им чувство патриотизма, повышает их духовность, заботится об инвалидах, создает возможность общения людей друг с другом по интересам.

При церкви открыты и работают образовательные кружки, спортивные секции, клубы по интересам.

Воскресная школа для детей

Воскресная школа была открыта в 1991 году, директором которой является сам настоятель храма. Школа занимает двухэтажное здание с отдельными классами и актовым залом. Воскресная школа бесплатная.

Воскресная школа ставит перед собой цель не только религиозного и духовно-нравственного просвещения, но и возрождения традиций русской национальной культуры. Программа школы предназначена для трех возрастных групп: от 5 до 7 лет; от 11 до 15 лет и для взрослых любых возрастов.

В течение года все учащиеся участвуют в подготовке и проведении различных церковных мероприятий: празднования Рождества, Пасхи и других праздников и концертов; дети с выступлениями ездят в дома престарелых; совершают паломничества в святые места Москвы и Подмосковья.

Преподают в школе священники и диаконы храма, а также педагоги с профессиональным светским и богословским образованием.

Школа развития «Глаголь Добро»

Школа развития предназначена для детей в возрасте от 2 до 6 лет. Организация занятий с детьми осуществляется по комплексным методикам, основанным на русской народной и православной традициях в сочетании с духовным развитием.

Православный молодёжный клуб «Неофит»

Программа клуба «Неофит» предназначена для молодежи в возрасте от 17 лет и старше.

В клубе организуются встречи с лицами духовного звания, проводятся чаепития, знакомство с русскими и православными обычаями, совместный просмотр актуальных фильмов и обсуждения проблем современности. Форма открытого общения позволяет молодежи проявить свой творческий потенциал.

В клубе изучается история России, Москвы и области. Учащиеся клуба учатся быть бдительными, дисциплинированными, уметь руководить отрядом, развивать жизненно важные навыки, в том числе выживать в любых условиях, что проходится в курсе молодого разведчика.

Практическая часть занятий проводится в полевых условиях; организуются походы и участие в военно-патриотических играх со своими сверстниками из других городов; проводятся встречи с героями и ветеранами страны.

Родительский клуб

В январе 2011 года при Воскресной школе открыли родительский клуб. Он оказывает содействие школе в выполнении ее задач.

При храме также действуют:

  • Театральный кружок.
  • Центр им. св. Игнатия Богоносца, осуществляющий духовно-просветительскую деятельность.
  • Медицинские курсы им. святого Луки (Войно-Ясенецкого) для девочек.
  • Клуб «Лампада» для возможности общения людей - инвалидов.
  • Клуб «Эммаус» для семейного туризма по святым местам.
  • Спортивная секция им. А. В. Суворова «Русский рукопашный бой».

Расписания работы кружков можно узнать на официальном сайте церкви.

Церковь имеет также свое издательство. Здесь печатается духовная литература, а также книги для маленьких православных христиан. Приобрести книги можно в книжной лавке при церкви.

Почтовый адрес : 119571 Россия, Москва, пр. Вернадского, 90, строение 2.

Из любой точки Москвы к церкви можно доехать на метро до станции «Юго-Западная», дальше можно проехать одну остановку на транспорте или пройти пешком. Церковь на юго- западной архангела Михаила видна издалека.

Где находится храм архангела Михаила в Москве хорошо видно на карте Юго-Западной части города:

Телефон: +7 495 433-24-76

Официальный сайт: http:// troparevo - hram. org /

Храм Архистратига Михаила на Юго-Западе Москвы чудесным образом вписался в городскую застройку: средневековая православная архитектура храма и городская архитектура XX века не противоречат, а дополняют друг друга; храм наполняет городскую атмосферу духовностью.

Храм Архангела Михаила в Тропарево - старинная христианская святыня 1694 года, восставшая буквально из пепла, уникальный памятник архитектуры и духовный родник для жителей России.

Старинная церковь в некогда небольшом селе Тропарево, в теперь районе Москвы, является каменным старожилом среди современных построек, выделяясь на их фоне своим уникальным внешним видом.

Архистратиг Михаил

В святом Писании упоминается о семи архангелах, среди которых архистратиг Михаил наиболее известен и почитаем в православном мире.

Икона святого Архангела Михаила

Согласно Библии, именно этому архангелу Бог доверил изгнать из рая родоначальника зла, некогда прекрасного ангела. Иоанн Богослов пишет в «Апокалипсисе» (Откр.12:7), о том, что на Небесах произошла война между силами Света в лице Архангела Михаила, его ангелов - воинов и дьяволом, сатаной, которому удалось увлечь за собой треть ангельской Божьей армии.

Нет места на небе для тех, кто обольщается этим миром, пренебрегая благостью Творца и Спасителя.

В современном христианском мире верующие чтят предводителя небесных воинов, веря в его силу побеждать силы зла и ныне.

Икону архангела можно увидеть по правую сторону от Царских ворот. Каждый молящийся у светлого образа обретает чувство уверенности, победы над сложившимися обстоятельствами.

История появления уникальной святыни

Храмы в честь святого Михаила стали строиться в Руси с чуда исцеления царицы Орды Тайдулы.

Ордынцы с большим уважением относились к митрополитам, священству за их молитвы, даже дань и пошлина не бралась с церковных приходов во времена Тайдулы, матери царя Джанибека. Страдающая глазами царица пригласила к себе в 1357 году митрополита Алексия. Во время передачи приглашения шло богослужение в соборе Успения Богородицы, во время которого сами собой загорелись свечи у гробницы святого Петра. Свечи после чуда были раздроблены на части и розданы всем присутствующим в соборе. Одну из них митрополит взял с собой в поездку в Орду.

Чудо Михайлово произошло после молебна, совершенного у матери царя Джанибека. После зажжения свеч и окропления святой водой к царице Тайдуле вернулось зрение, и вся Орда воздала хвалу Всевышнему.

Храм Архангела Михаила в Тропарёве

В 2018 году исполняется 324 года со времени появления среди маленьких домиков под Москвой великолепного храма архангела Михаила, который выстоял среди пожаров и разгромов.

Село Тропарево за время своего существования принадлежало купцам, монастырям и державе, но неизменным источником духовности в нем оставался построенный в 1693 году храм архистратига Михаила.

Построенный в стиле московского барокко, пятиглавый хранитель московских земель отличался пышными элементами убранства, которые были позаимствованы у западной архитектуры.

В храмовую композицию вошли:

  • основное здание с пятью главами, что означает Иисус и 4 евангелиста;
  • трехчастная апсида;
  • трапезная;
  • трехъярусная шатровая колокольня.

Завершенные формы кокошников, глухие двухъярусные барабаны глав, оконные наличники, скорее всего, заимствованы с архитектуры Новодевичьего монастыря, на месте которого расположился знаменитый московский хранитель.

Первые упоминания о деревянной церкви в Тропарево встречаются в записях XIII века, его перестраивали дважды.

В начале XVII века были возведены первые каменные постройки, основное строительство завершили в 1694 году.

В XVIII веке Тропаревская церковь имела 2 придела:

  • южный - в честь честных древ Животворящего Креста;
  • северный - во имя святого мученика Харлампия.

Святой Харлапий - епископ города Магнезии, живший в III веке после Рождества Христова. Это было время разгула гонений на христиан. Император Септимий Север за непоклонение идолам и проповеди истинной веры приказал схватить епископа Харлапия.

За решительный отказ отказаться от Иисуса и веры в Него святой мученик был подвергнут страшным пыткам, во время которых он благодарил палачей за то, что во время истязаний его дух обновляется. Все раны на теле мучимого священника чудесным образом исцелялись, что только еще сильнее разжигало гнев императора.

Твердая вера привела в христианство многих горожан, присутствующих на казни святого, за что они также поплатились земной жизнью, но обрели Небесное царство.

На заметку! Ныне в Михайловском соборе в Тропарево можно поклониться лику святого мученика Харлампия и частицам его мощей.

В 1823 году Тропаревская святыня была реставрирована и частично перестроена.

Послереволюционное время не пощадило единственный в то время в Тропарево храм, в 1939 решением власти Советов святыню закрыли, сбросив с ее вершины колокола, один из которых был сохранен жительницей близлежащего села.

Нынешнему внешнему и внутреннему виду церковь архангела Михаила обязана реставрации, завершенной в 1993 году.

Возвращение святыни Православной Церкви

Тысячелетие Крещения Руси в 1988 году широко отмечалось по всей России, это событие буквально кардинальным образом поменяло отношение общества к христианской вере и ее святыням.

Росписи восточной стены церкви Михаила Архангела в Тропареве

В 1989 году полуразваленная церковь была в ужасном состоянии. Полусгнившая крыша пропускала дождь и снег, внутри здания находился ржавый металл, останки станков, но это не испугало верующих, которые буквально выскребали грязь со всех уголков святыни. Силами верных прихожан в храм приносились хранившиеся по домам церковные святыни.

Ныне десятки тысяч прихожан ежегодно посещают великолепный старинный храм, наделенный статусом патриаршего подворья.

Главы куполов современной постройки выполнены в форме луковиц, что означает пламенение к небесам, они отливают золотым светом в солнечные дни, озаряя все вокруг Божественным светом.

На заметку! Отличительной особенностью Михайловской церкви является крест. Князь Владимир крестил Русь крестом латинской формы. Русский крест имеет внизу косую нижнюю перекладину, отображающую противоборство ада и рая.

Современный крест на куполе святыни, покрытый позолотой, имеет полумесяц, расположенный у основания и пучок звезд в его середине. Это прообраз православной церкви, о котором говорится в послании Иоанна (Откр. 12:1)

Святыни храма

Святынями Михайловского собора в Тропарево являются иконы Богородицы и святых.

Чудотворные иконы Божьей Матери Донская и Смоленская находятся по обе стороны от Царских ворот в трапезном зале святыни.

Именно список с Донской иконы Богородицы был нанесен на хоругви донского войска, которое было уверено в том, что своей победой над татарами в Куликовской битве оно обязано защите Божьей Матери.

Богослужение в московском храме Архангела Михаила в Тропареве

Смоленскому списку святого образа Богородицы «Одигитрии», перенесенной из Новодевичьего монастыря, поклонялись русские воины в дни нашествия Наполеона, укреплялись верой в победу. Пречистая Матерь защитила святую землю от нашествия врага.

Одна из прихожанок церкви подарила храму икону благоверной Анны Кашинской, княгини принявшей схиму после смерти мужа. За свою праведную и жертвенную жизнь богобоязненная Анна, жившая в XIII веке, причислена к лику святых в 1649 году.

Богата Тропаревская святыня многими иконами, частицами святых, хранящимися в мощевике, молитвы около которых часто заканчиваются чудеса исцелений.

Информация для прихожан и паломников

Московский Михайловский собор открыт ежедневно, службы ведутся дважды в день. Утром в 7.40 совершается Божественная литургия. Вечернее богослужение начинается в 17.00.

На заметку! На вечернем воскресном богослужении можно присутствовать при чтении акафиста Святому Архистратигу Михаилу.

О расписании богослужений на каждый день необходимо узнавать лично, основную информацию предоставляет официальный сайт церкви.

Основной престольный праздник отмечается:

  • 21 ноября, в день Собора Архангела Михаила и всех Небесных сил бесплотных;
  • 19 сентября - Михайловское чудо;
  • 14 августа - Спас Всемилостивый;
  • 23 февраля - праздник святого мученика Харлампия.

Как добраться

Для желающих посетить старинный храм, и поклониться уникальным чудодейственным святыням, лучшим способом добраться до него станет метро.

Нынешней территорией сохранившейся святыни является парк Николино, расположенный в менее чем 1 км от станции «Юго-Западная» на проспекте Вернадского, д. 90.

Храм Архангела Михаила в Тропарево

Сельский храм, который стал городским. Церковь Михаила Архангела в Тропареве на юго-западе столицы. Первый храм, который заново открыли в постперестроечный период в Москве.

Храм в Тропарево: история

Собственно, история церкви в Тропареве такова, что когда-то это было село, которое находилось далеко за пределами Москвы. Село некоторое время принадлежало Новодевичьему монастырю. Затем столица разрослась и Тропарево, - а вместе с ним и храм Архангела Михаила, - оказались внутри МКАД.

Получилось село внутри Москвы:

60-е - 70-е: в округе еще можно встретить лошадей - хотя, территория вокруг уже начала активно осваиваться: построили метро «Юго-Западная», возник Проспект Вернадского.

А вот, как радикально с прокладкой Проспекта Вернадского изменился ландшафт. Раньше церковь стояла на пригорке, а после - нет.

В какой-то момент и лошади, и деревянные дома пропали, и на их месте возникли типичные муравейники: как эти, которые видно с храмовой территории:

Архитектура храма Михаила Архангела в Тропареве не совсем обычная. И вот в каком смысле: может быть, из-за того, что село имело прямое отношение к Новодевичьему монастырю (одному из крупнейших в стране), тропаревская церковь получила нетипично украшенный для сельской церкви фасад. Ее воздвигли в 1694 году:

То есть, с одной стороны, общая конструкция и планировка тропаревского храма вполне себе сельская, но что-то в ней «проступает» городского - причем, именно «московского» - словно кто-то тогда знал, что рано или поздно Москва станет огромной, а храм Михаила Архангела окажется московской приходской церковью.

Кажется, он, даже, чем-то отдаленно напоминает Знаменский собор, что в :

Конечно, сравнивать их напрямую нельзя, но общая идея очевидна: во-первых, в селе Тропарево в конце XVII века построили вполне «городскую» церковь; а во-вторых: в разных храмах одной эпохи часто можно встретить общие черты. Иногда, даже, в различных местах стоят почти одинаковые храмы.

Храм в Тропареве: когда вернули Церкви?

Итак, церковь в селе Тропарево была построена в 1694 году, вскоре после революции ее закрыли, в ней размещались казенные учреждения, а в 1988 году храм вернули Русской Православной Церкви.

Наколько известно, этот храм стал первым, который заново открыли в Москве после советской власти. Вернее, еще во время СССР, потому что храм Михаила Архангела освятили в 1989 году - когда Союз еще существовал. Президентом тогда был Михаил Горбачев.

Внутреннее убранство полностью восстановили:

Красивые фрески:

Еще двадцать с лишним лет храм Михаила Архангела оставался едва ли не единственной церковью на весь огромный спальный сектор: Тропарево, Никулино, Проспект Вернадского, Очаково. Поэтому здесь всегда было очень много народу - не только в праздники, но и в обычные дни. Сейчас ситуация стала лучше - вокруг открыли много других церквей.

Храм Михаила Архангела расположен между станциями «Тропарево» и «Юго-Западная» - недолго идти от обеих. Тропаревскую церковь хорошо видно издалека - она не закрывается зданиями - только деревяьми в весеннее и летнее время.

Храм Михаила Архангела в Тропарево: расписание богослужений

Службы в тропаревском храме служатся каждый день без исключения:

  • утром - Литургия в 8:00
  • вечером - Всенощная в 17:00
  • В воскресение и большие Церковные Праздники служатся две литургии, ранняя в 7:00 и поздняя в 10:00:

Святой архистратиже Божий Михаиле, моли Бога о нас!

Как свидетельствуют некоторые источники, в 1669 году деревянная церковь во имя Архистратига Михаила в селе была отстроена заново.

В переписных книгах Московского уезда 1675 года, говорится: «...в Сетуньском стану в монастырских вотчинах написано: вотчина Новодевичья монастыря село Тропарево, а в нем храм Чудо Архистратига Михаила древен».

Церковь возводилась клетями (срубами). О том, как она выглядела в те времена, можно, наверное, судить по картине художника Б. Черушева.

Год от года богател Новодевичий монастырь, и в 1693 году в Тропарёво вместо сгоревшей деревянной церкви построили сохранившийся и поныне каменный пятиглавый храм Михаила Архангела с шатровой колокольней и одноэтажной трапезной, с приделами в честь Происхождения Честных древ Креста Господня и мученика Харлампия (в нём хранятся частицы мощей этого святого). Вот почему видим мы тут не скромную сельскую церковку, как, скажем, в соседнем Конькове, а пятиглавый храм с шатровой колокольней работы большого мастера.

Тропарёвский храм был построен в стиле церковной архитектуры конца XVII века. В то время произошёл переход от трёхглавия (украинский стиль) к пятиглавию по-московски. Этот стиль часто называют «Нарышкинским барокко», поскольку в имениях князей Нарышкиных в то время были сооружены церкви подобного типа. Их характерная деталь – сочетание форм, привычных для русских православных церквей, и новых, более пышных элементов декоративного убранства, во многом навеянных западной архитектурой, которая проникала тогда в Россию – живописным декоративным убранством и строгой многоярусной структурой. В ряде исследований такой стиль получил название «московского барокко».
Вероятный строитель храма Пётр Потапов.

Здание имеет симметричную композицию, состоящую из двухсветного пятиглавого четверика с трёхчастной апсидой, трапезной и трёхъярусной шатровой колокольни. Среди подобных памятников в ближайших окрестностях церковь выделяется удлинёнными пропорциями бесстолпного четверика, завершённого кокошниками, имитирующими закомары, и «глухими» 2-ярусными барабанами глав, усиливающими выразительность силуэта здания. Детали архитектурного декора – колончатые с навершиями-гребешками оконные наличники, укрупнённые угловые колонки, карнизы нескольких типов – очевидно, навеяны формами построек Новодевичьего монастыря, сооружённых в 1680-х гг. Среди декоративных элементов храма можно выделить барочные детали: восьмиугольные и двухъярусные шеи глав, убранство стен «пилою» (декоративное оформление верхнего фриза), а также особый рисунок железной решётки в окнах второго этажа. Стройная и изящная колокольня, представляющая собой два четверика, несущих восьмерик звона, увенчанный шатром с окнами-слухами, по своей композиции и набору декоративных деталей более тяготеет к архитектуре середины XVII в. Возможно, она является самой ранней частью здания, сохранившейся от предшествующей церкви. Об этом же свидетельствует характер примыкания колокольни к кладке западной стены трапезной, осуществлённой с «перебивкой» карнизов.

Храм был хорошо виден издалека и, располагаясь с правой стороны от Боровской дороги, привлекал внимание проезжих людей, направлявшихся в Москву с юго-запада.

После постройки новой церкви ей выдавался антиминс – освящённый четырехугольный плат из льняной или шёлковой ткани, на котором изображается положение Христа во гроб, а по углам помещается изображение четырёх евангелистов; в верхнюю часть обычно вшивается частица мощей. В книге Патриаршего приказа о выданных антиминсах за 1694 гг. значится: «октября в 25 день... дан антиминс к освящению церкви Чуда Архистратига Михаила в Московский уезд, в село Тропарево; взял антиминс той же церкви поп Иоанн и за антиминс росписался».

К началу XVIII века в селе было выстроено сорок новых дворов. После постройки каменного храма в селе находились «двор монастырский, двор скотный... и 40 дворов крестьянских, в них 147 человек». В церкви служили «поп Иван Васильев и дьячёк Иван Иванов».

В переписи 1718 г. упоминается каменная церковь Михаила Архангела; Никулино также упоминается как принадлежавшее Новодевичьему монастырю. По переписи (ревизской сказке) 1748 года в Тропареве проживало 118 человек.

В то время село находилось ещё во владении Новодевичьего монастыря и представляло собой образец хозяйственного управления. В книге «Новодевичий монастырь в Москве» историка И.М. Снегирёва приводится следующее описание:

«В образец хозяйственного управления приведём ведомость деревни или подмосковного села Тропарева: «село Тропарево с деревнями, в них последнее – в 1744 году ревизии крестьянских 225 душ, к тому селу и деревням по писцовым дачам земли паханной и лесом поросло 590 четвертей...конюшенных припасов: веников 425 гнёзд, сенных покосов 405 копен, лесу непашенного 15 десятин, заповедных три рощи осиновых на 40 десятин, дубовые рощи на 10 десятинах. Земли на монастырь находилось 28 десятин в поле, а в двух по томуж. В монастырь высылалось в феврале 12 человек колоть лед на Москве-реке... 10 баб для рубки капусты и для чищения свёклы. Работники были при своем пропитании». При Тропарёве находились кельи для приезда властей монастырских, также сад и при нём садовник. Скотный двор, при коем было монастырского скота: коров 4, подтелков 2, бык 1, телят 6, овец 7».

Приведённое описание ещё раз подтверждает, что село Тропарёво было одной из богатых вотчин монастыря и занимало особое положение среди окрестных селений.

На протяжении «монастырского» периода храм поддерживался в хорошем состоянии. Это видно по описаниям конца XVIII века (сразу после выхода села из-под монастырской опеки): «Московский округ, Пехрянские десятины, село Тропарёво, в нём церковь во имя святого Архистратига Михаила, каменная, в твёрдости, утварно посредственна, церковь большая. Священник Симеон Фёдоров, указ имеет».

Многие сёла и деревни, расположенные в юго-западных окрестностях Москвы, были разорены во время нашествия Наполеона в Россию в 1812 году. Хотя Тропарёво находилось на достаточном удалении от Смоленской дороги, по которой наступали французы, ему также был нанесён ущерб. Возможно, это произошло при отступлении наполеоновской армии по Старокалужской дороге (ныне - Ленинский проспект). Пострадал и храм Архангела Михаила. Приведём прошение священника тропарёвской церкви Василия Симеонова, написанное в ноябре 1812 года: «...В нашу Архангельскую церковь многократно входили супостаты и чинили святотатства, как-то, в ризнице и со святых икон серебряные венцы и оклады с престолов как настоящего храма, так и придела происхождения честных древ, одежды... посняли, и церковный архив передрали, с придела же сосуды и святый антиминс похитили, а в настоящей Архангельской церкви сосуды и святой антиминс имеется в целости; почему и прошу Вашего преосвященства повелеть настоящий храм освятить и о сем учинить Архипастырское решение... ». Решение епископом Дмитровским Августином было принято незамедлительно и через несколько дней храм в соответствии с чиноположением был освящён.

Согласно источникам, храм впоследствии был отремонтирован. Как свидетельствуют «Клировые ведомости церквей Московского и Богородского уезда» 1822 года, крыша храма была покрыта железом и выкрашена зеленой краской, а сама церковь и колокольня – желтой.

В XX веке храм в Тропарёве не избежал участи многих российских монастырей и храмов. В 1936 году внутреннее убранство храма было разорено. В таком виде церковь простояла более полувека, периодически используясь под различные хозяйственные нужды: в ней размещались то зернохранилище, то склад декораций киностудии «Мосфильм», то производственный цех монументальной чеканки. Временные хозяева практически не заботились о ней, и постепенно церковь приходила в запустение и разрушалась.

Накануне войны, в 1939 году, по словам очевидцев была совершена последняя литургия, и храм закрыли, перекрыв духовный источник этой местности. Колокола были сброшены с колокольни и, все кроме одного, впоследствии возвращённого храму, бесследно исчезли.

Долго пребывал храм в полузапустении и полузабытьи. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, вышло постановлением московских властей и церковь Архангела Михаила в Тропарёве была передана в пользование Московской Патриархии Русской Православной церкви. Московский Патриархат принял решение придать ему особый статус – Патриаршего подворья. Церковь Архангела Михаила стала второй по счёту (после Свято-Данилова монастыря) из храмов, возвращённых верующим в годы «перестройки».

Освящение храма провели 23 февраля 1989 года. В этот день отмечается праздник священномученика Харалампия. Настоятелю храма отцу Георгию удалось найти бережно сохраняемую людьми икону святого с частицей его мощей. Жители района ждали этого события, но войти в храм удалось лишь за два дня до освящения. Всего за два дня и две ночи жители, которые двадцать лет добивались возвращения храма, успели разобрать завалы мусора и вынести из храма горы хлама. После того как расчистили главное помещение, был сделан временный иконостас и состоялось освящение. Ещё сырой и холодный храм освятил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, управляющий делами Московской Патриархии, с благословения Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Этот день можно считать днём возрождения храма, который с этого момента вновь стал действующим. Начались службы, началось восстановление.

К тому моменту, когда верующим вернули святыню, храм трудно было узнать: на куполах и в стенах зияли дыры, фрески практически не сохранились. «Первое, что я сделал, – говорит отец Георгий, – позолотил купола и кресты, а их общая площадь – 125 м², это значит 250 книжек тяжёлого золота. Долги, конечно, потом долго отдавал. Это можно считать дерзостью: храм полуразрушен, вокруг непроходимая грязь, в буквальном смысле слова, по колено (я на службу приезжал в резиновых сапогах), а купола сияют и кресты на них, как отрада людям, – возрождение началось!» Когда храм был готов для росписи, работы в нём проводил художник Виктор Павлович Мясоедов.

Через год произошло маленькое чудо: помимо колоколов, специально отлитых для храма на одном из уральских заводов, церковь Архангела Михаила вновь обрела один из прежних собственных колоколов, который был сброшен безбожниками с колокольни в дни закрытия церкви в годы советской власти. Этот колокол был подобран, спрятан и сохранён одной благочестивой прихожанкой, жительницей села Тропарёва. В возвращении колокола храму приняла самое деятельное участие труппа Театра на Юго-Западе во главе с главным режиссёром В. Беляковичем; этот театр – одно из плодородных зёрен русской культуры, достойная внимания достопримечательность современного Тропарёва.

Сегодня в храмовый комплекс входят уже несколько построек. Это дом причта с крестильным храмом, с библиотекой и читальным залом, с просфорной и кабинетом протоиерея. Заново расписана трапезная храма, рядом здание воскресной школы на 150 детей, два кирпичных киоска – иконный и книжный. Святые парадные ворота, восстановленные по чертежам. За церковью выстроен мемориал в память о всех, кто некогда был похоронен на церковном кладбище, которое в 1939 году сровняли с землёй. В честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов все имена погибших воинов-тропарёвцев были выбиты на каменных досках, а перед ними установлен памятный крест.

21 ноября храм в Тропарёво отмечает свой престольный праздник – день памяти святого Архистратига Божиего Михаила. Этот праздник был установлен Православной Церковью ещё в IV веке.

Архангел Михаил почитается как предводитель небесного воинства, борющийся против сил зла (в переводе с греческого архистратиг – «верховный военачальник»). Изображение на иконах Архангела Михаила имеет символический смысл и выражает разного рода почитания.

В древнерусском искусстве Архангела Михаила обычно изображают в двух вариантах: в одном – Архангел предстаёт в придворном облачении с лорантной лентой («лор» или «лорум» – широкая и длинная полоса ткани, расшитая жемчугом и драгоценными камнями), в руках он держит сферу (зерцало) и жезл, одет он в хитон и гиматий; в другом – изображается как воин, Архистратиг небесных сил – в правой руке – поднятый меч, а в левой руке – ножны, он облачён в плащ и длинную кольчугу. Почитание такого типа изображения Михаила Архангела было распространено на Руси с XIII века, об этом свидетельствуют его изображения на печати великого князя тверского Михаила Ярославовича (стоит отметить, что Архангел Михаил считался покровителем князей и ратной славы), на фреске церкви Успения в Волотове, на соборной иконе в Архангельском соборе Московского Кремля.

По этому же типу написана и храмовая икона Архангела Михаила в тропарёвском храме, она расположена справа от царских врат. Образ Архистратига Михаила передаёт чувство уверенности в победе, убеждение это создаётся радостным цветовым созвучием разнообразных оттенков красного цвета.

В Харлампиевском приделе хранится икона с частицами мощей этого святого, которая в день праздника выносится для поклонения. Придел во имя происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня был создан и освящён после перенесения иконы из домовой церкви того же наименования, существовавшей в селе Воронцово у князя П.И. Репнина.

В храме, по разные стороны от царских врат, находятся списки с двух чудотворных икон Божией Матери – Смоленской (Одигитрии) – слева, и Донской – справа, являющейся святыней.

Список с Донской иконы особо почитаем в храме, так как жившие в Тропарёво сподвижники Дмитрия Донского и их потомки всегда считали её своей заступницей. Каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю) Донская икона Божией Матери торжественно выставляется в честь своего праздника в храме перед верующими.

Традиция почитания Смоленской иконы Божией матери, называемой «Одигитрия», пришла в храм из Новодевичьего монастыря, в чьи владения, как уже упоминалось, входило Тропарёво. Тропарёвский список сделан, по всей видимости, с иконы XVII века. Глядя на него, невольно вспоминаешь сказания о чудотворной силе иконы. В 1398 году, во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконою Смоленской Божией Матери князь Витовт благословил дочь свою Софию, супругу князя Василия Дмитриевича, бывшую в Смоленске для свидания с отцом, и ею перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. Помогала она и во времена нашествия Наполеона. Накануне Бородинской битвы икону носили по лагерю, чтоб укрепить молитвою воинов к великому подвигу. Особо чтимых списков с этой иконы насчитывалось когда-то более 3 тысяч, они хранились в церквях Москвы и других городов.

Объект культурного наследия федерального значения.