Энергия мортидо. Психологическое понятие «мортидо. Как действует мортидо при неумелом обращении

Либидо и мортидо – это две силы, два влечения, определяющих и обрамляющих движение человека по коридору жизни. Либидо – это влечение к жизни, влечение к изменению, это само проявление жизни, то, что ее поддерживает во времени. Но все живое в своем проявлении жизни ограничено, то есть смертно, конечно. Мортидо – это сила, ограничивающая либидо, влечение к статичному состоянию, к смерти как к первичному состоянию, из которого неживое было введено в состояние жизни. Либидо – это стремление к конечной форме жизни (жизни в теле), а мортидо – стремление к бесконечной форме жизни (поскольку речь идет о силах, то иначе обозначить мортидо можно как стремление к состоянию, предшествовавшему жизни тела).

Человек – это принцип удовольствия, желание к наслаждению. Одним из центральных и базовых влечений высших животных и человека является стремление сохранить себя, данную форму жизни, тело и психику (в случае человека). Другим базовым влечением является репродукция, стремление продолжить себя во времени, передать свой генофонд в будущее. И у человека, и у животного эти влечения бессознательны , человек, однако, как чувственная и сознательная форма жизни, способен также осознавать в себе определенные психические проявления, следствия этих влечений.

Человек внутренне ощущает взаимодействие двух сил, либидо и мортидо, и находясь под их воздействием, пытается найти в себе некоторое равновесие, чтобы сохранить себя. Сохраняет себя он благодаря врожденным и приобретаемым способностям защитить себя от пагубных внешних воздействий и раздражений, а также за счет способности извлекать из жизни удовольствие, удовлетворение, наполняя им свои векторальные психические потребности. Со времен первобытной стаи и по сей день основным источником удовольствия является пища, она же становится и самой сутью связи между ранним человеком и внешней средой. Природа управляет человеческим видом через нехватку пищи, человек должен и хочет есть. Эта нехватка принуждает его к действию, принуждает всю первобытную стаю к коллективной охоте, что впоследствии, когда человек становится социальной формой жизни, приводит к появлению пищевой иерархии, внутри которой добытая пища делится и распределяется уретральным вождем между всеми членами стаи. Это не дележ поровну, каждый получает по потребностям, по нехваткам и согласно своему природному рангу в этой стае. Правильное ранжирование – согласно векторальному набору и своей способности принести пользу стае – и распределение пищи между всеми членами стаи по потребностям становится фундаментом человеческой психики, человека как социальной формы жизни. Каждый человек также получает чувство защищенности и безопасности – это также вид удовлетворения – внутри социальной группы от вождя. Ощущение чувства защищенности и безопасности – это фундаментальная психическая потребность человека, без нее человек не способен психически сохранять себя как в раннем детстве, так и в более взрослом состоянии.

Влечения нашего «Я» крайне консервативны, они постоянно стремятся вернуться к состоянию равновесия, пытаясь повторить ранее пережитое удовлетворение, давшее это равновесие. Влияние внешней среды таково, что человек постоянно должен реагировать на ее изменения и на идущие извне раздражения, чтобы вернуть утерянное, прежде достигнутое психическое равновесие. К тому же сами ненаполненные психические желания (векторальные желания) являются источниками внутреннего раздражения психического аппарата. Ведь пустота желания, наполнившись удовлетворением, возникает через некоторое время вновь. Этот цикл смены состояний в желаниях напоминает природу вибраций.

Соотношение либидо и мортидо в человеке

При рождении и до первого года жизни в человеке почти полностью преобладает либидо, а мортидо присутствует лишь как некая точка опоры для процесса жизни, устремляющегося к первоначальному состоянию, состоянию неживому или, иными словами, состоянию, предшествующему жизни в теле. Ведь маленького ребенка жизнь (сила жизни, то, что оживляет) первый год формирует, у него в том числе закладывается объем его индивидуального психического. В маленьком ребенке колоссальное количество энергии и сил, которое постепенно начинает уравновешиваться стремлением к статичному состоянию. Жизнь – это стремление к движению, к эманации энергии, к действенному использованию потенциала психической энергии, данного природой. Однако внутри живого органического вещества это стремление ограничивается иным стремлением – полностью уравновесить внутреннее психическое напряжение, вызываемое желаниями, т. е. отработать заданный индивидуальному человеку потенциал желания, исчерпать его силу и объем наслаждениями или сообразным наполнением, достигнув тем самым первичного статичного состояния. После первого года жизни в ощущениях ребенка начинает увеличиваться доля мортидо, и в какой-то момент в восприятии окружающего появляется элемент, препятствующий реализации своей жизни активным действием, в виде лени .

Человек - это принцип удовольствия, и удовольствие он может получать как от действия и усилий, вложения психических и физических сил, так и от бездействия, неги, которая, как известно, тоже способна приносить удовлетворение. К 15-17 годам достигается некое устойчивое равновесие между либидо и мортидо в человеке, в котором он пребывает до 25-27 лет. В возрасте после 27 лет в жизни все больше и больше начинает преобладать мортидо. Вплоть до того момента пока мортидо не приходит в свою высшую форму и не ограничивает либидо полностью, приводя к концу жизни, к потере энергии жизни, потере влечения к вибрации. Такое проявление соотношений либидо и мортидо на протяжении жизни характерно для большинства людей, кроме уретральных и мышечных. У них соотношение либидо и мортидо в психике выражено иначе. Для среднестатистического кожного и анального мужчины без серьезных задержек психосексуального развития преобладание мортидо выражается в снижении сексуального влечения, ему нужно меньше сексуальных контактов в неделю, нежели он имел в более молодом возрасте. В среднем человек становится более тяжелым на подъем, в нем начинает все больше преобладать желание к уравновешенному бездействию, отдыху, и ощущается как отсутствие сил к действию.

Проявления мортидо можно наблюдать не только в пределах рамок, заданных возрастными коридорами жизни, но и, например, в виде некоего проявления своеобразного милосердия природы. Человек рождается с определенным потенциалом психической энергии, но если, прилагая все возможные усилия для получения удовольствия и радости, он раз за разом их не получает, то энергия подавляет себя, происходит сильнейшее притяжение к мортидо, лени, статичности, и возникает апатия, отсутствие интереса и сил жить. Такие состояния могут возникать у людей уже с раннего подросткового возраста.

Сексуальное влечение, которое занимает центральное место в либидиозных проявлениях нижних векторов, особенно интересно. На биологическом уровне сексуальное – это стремление воспроизвести первоначальную (ранее бывшую) структуру живой субстанции в виде зародышевой клетки, однако уже с унаследованными и вновь приобретенными способностями ныне живущего организма. То есть это влечение сохранить саму жизнь на более длительные времена, в противовес остальным влечениям, которые ведут организм к смерти. У мужчины психически это выражается в виде желания отдать свой эякулят женщине, испытав при этом самое яркое в жизни наслаждение, чувственно оправдывающее все тягости бытия, ведущие к этому пиковому наслаждению. У женщины психологически это стремление к получению чувства защищенности и безопасности от соития с мужчиной и получения мужского эякулята. Это акт подтверждения сохранения собственной жизни и подтверждения продолжения собственной жизни во времени. Поэтому женская природа как таковая в большей степени о желании сохранить жизнь как свою, так и своего потомства. Поэтому для нее крайне важны все факторы к этому располагающие, в том числе и свойства и развитость ее партнера по жизни, более или менее способного удовлетворить эти базовые потребности.

Особенности либидо и мортидо мышечного вектора

В мышечном векторе , т. е. у чисто мышечного человека, соотношение либидо и мортидо выражены с точностью до наоборот в сравнении с другими людьми. Мышечный вектор психически – это набор базовых желаний: есть, пить, дышать, спать и сохранять температуру своего тела. У мышечника особый ум, особая природная мудрость, эволюционно появившаяся как человеческий инструмент сохранения себя. А именно способность порождать мыслеформы о сохранении своей целостности через обеспечение желаний есть, пить, дышать, спать, подкрепленная наглядно-действенным мышлением.

Мышечник – не человек интеллектуального труда, однако особенным образом природно предрасположенный к непрестанному физическому труду. Это человек в наименьшей степени отягощенный сознательной и эгоцентричной формой ощущения собственной единственности (противоположность ему – звуковик), человек, который ближе других находится к бессознательному, человек, особенным образом ощущающий свою принадлежность к стае, к общности. У мышечника, единственного среди людей, есть внутреннее ощущение «мы». Он делает все как все – «как все, так и я». Потому что ощущает себя, свое «Я», нераздельной частью общности, коллектива, поэтому его «Я» – это в большей степени ощущение «мы», нежели ощущение «Я». Это уникальные, однако простые формы восприятия, не отягощенные интеллектуальной сложностью и не порождающие у мышечника каких-либо философских измышлений о собственной природе восприятия. Тем не менее это маленькая по объему и выраженности проявлений, но совершенная и точная форма восприятия наличия психической связи, психической целостности людей вообще, человеческого вида. У мышечника наличие этой связи проявлено в простой форме восприятия и выражено как бы больше телесно, для него состояние комфорта – это нахождение плечом к плечу с большим количеством людей, в тесной общности. Он вообще не мыслит и не определяет жизни вне коллектива. А наибольшее страдание испытывает от вынужденного одиночества.

Мышечник рождается с ощущением прерванного «рая», поскольку все его желания – есть, пить, дышать, спать и сохранять температуру тела – были до рождения полностью удовлетворены в утробе матери. Рождение становится для него крушением состояния абсолютного психического комфорта и баланса. Мышечный человек – единственный, кто ощущает свое появление на свет прекращением истинной, в его ощущениях, жизни, поэтому у него особое восприятие жизни и особое отношение к смерти.

Для него убийство, разрушение целостности на всех четырех уровнях природы – неживой, растительный, животный и человек – становится актом совершения добра. Видовая роль мышечника – воин и охотник. Он с легкостью забирает чужую жизнь и с легкостью отдает свою. Мышечник испытывает радость от прекращения жизни, причем убивает живое он исключительно с благим намерением, обыкновенно чтобы накормить других, всю стаю и себя. Если же это убийство человека, то совершается оно ради сохранения стаи, а если говорить о личном отношении к уводу врага из жизни, то в восприятии мышечника это благое дело, это перевод человека в лучший из миров. В его восприятие мира то, что для всех является жизнью, влечением к жизни, для него – смерть, а то, что для других смерть, для него начало жизни. У мышечника жизнь начинается после смерти, и он с радостью несет эту смерть живому.

У мышечника есть удивительная способность получать большое удовлетворение от сокращения мышц, своей эрогенной зоны . Поэтому мышечник природно очень трудолюбив, много физически работает и это единственный человек, для которого лень противоестественна, т. е. он не ленив от природы и остается таким вплоть до глубокой старости. Мышечный человек просто не может жить без труда, даже в старости не может без того, чтобы работать с раннего утра где-нибудь на поле. Причем работать он может без оплаты, для него сама работа – это чувственная оплата. Главное чтобы была крыша над головой и тарелка еды.

В качестве примера эту обратность соотношения либидо и мортидо в мышечном векторе можно описать следующим образом: у мышечника стремление к жизни (к изменению через получение наслаждения) становится стремлением к смерти (стремлением и склонностью убивать живое и стремлением умереть с доблестью на поле боя), а стремление к статичному состоянию (к смерти, то есть то, что у других ярко проявлено ленью) становится стремлением к жизни, т. е. к труду. Работа от «забора до обеда» – это как раз про мышечника.

По следам более раннего (и поначалу оспоренного самим Фрейдом) открытия Сабины Шпильрейн , которая в середине 1910-х годов впервые ввела в классический психоанализ деструктивное понятие инстинкт смерти .

В дальнейшем исследованием данной темы занимался другой ученик Фрейда - Эрик Берн . Определенной деталировкой идеи мортидо выступает разграничение влечения к смерти как желания, ориентированного на самоуничтожение (мортидо ), и гипотетического деструктивного инстинкта агрессии, ориентированного на убийство других (деструдо). В этом контексте многие люди смешивают понятие мортидо с более узким термином деструдо или же, напротив, с танатосом , являющимся более широким понятием, включающим в себя как мортидо, так и деструдо.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Дуальнось: мортидо и либидо. Эдипов комплекс Хломов Даниил. Лекция №7

    Игумен Евмений. О либидо и мортидо или Божественный Переключатель

    эго, защитные реакции Эго, ваше либидо и разрушающее мортидо

    Субтитры

Краткая характеристика

Согласно классической теории психоанализа, в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо ) и деструктивное (мортидо ). Эго-либидо переживается как приятно знакомое, в то время как мортидо переживается как боль, потенциальная опасность и некое неизвестное, вселяющее страх.

До сих пор ни один психоаналитик, в том числе и сам Федерн, не сумел создать модель психического аппарата, в котором сосуществовали бы эти два разнонаправленных инстинкта и два противоположных вида психической энергии. Понятие мортидо и сопряжённое с ним - деструдо, так и не закрепились в широком дисциплинарном обороте.

В то же время, несмотря на то, что современные биологические наблюдения не подтверждают существования мортидо, данный концепт составляет значимый фрагмент многочисленных теорий агрессии , трактующих последнюю как проекцию врожденного саморазрушительного влечения людей.

Физиология

Активизация мортидо - это угнетение метаболизма, гормональной эмиссии и иммунной активности, приводящее к постоянному депрессивному психическому статусу вследствие эндорфин -энкефалинового дисбаланса нейрохимии мозга.

Предполагается, что активизация мортидо происходит вследствие неудовлетворения базовых биологических потребностей (потребности в репродукции, в программах социального, имущественного самоутверждения, повышении иерархического статуса), первоначально эта программа подает сигнал: вместо эмиссии эндорфинов - внутренних наркотиков (морфиномиметическими пептидами, которые дают ощущение счастья, жизнерадостности, эйфории, уверенности в своих силах) - происходит выброска энкефалинов , которые действуют на психический континуум прямо противоположным образом - приводят к депрессивному состоянию, ощущению тоски, страха и нежелания жить.

Мортидо - термин, принадлежащий психоаналитической теории. Он тесно связан с либидо - одним из основных понятий, разработанных Зигмундом Фрейдом, однако и в научных кругах, и среди неспециалистов известен значительно меньше.

Инстинкт жизни и инстинкт смерти

В классическом психоанализе считается, что вся жизнь человека определяется борьбой Эроса и Танатоса, другими словами, стремлением к созиданию и стремлением к разрушению. Однако инстинкт смерти (Танатос) появился в работах значительно позже, чем энергия , которая олицетворяет все созидающие силы, в первую очередь инстинкт самосохранения и сексуальные инстинкты.

Только во второй, дуалистической теории Фрейда либидо было противопоставлено стремлению к разрушению и смерти - мортидо. Вообще, инстинкт смерти - находка не Фрейда. Впервые это понятие сформулировала ученица психоаналитика Сабина Шпильрейн. Изначально наставник исследовательницы отнесся к нему скептически, хотя многие другие его ученики и соратники также высказывались в пользу этой идеи.

Тем не менее впоследствии именно Фрейд сумел объединить различные взгляды на деструктивное стремление в стройную концепцию, где инстинкт смерти стал равным по силе антиподом либидо. Но все-таки сам термин «мортидо» тоже принадлежит не Фрейду. Это снова заслуга его ученика - Пауля Федерна. В дальнейшем идею мортидо развивал Эрик Берн, автор популярных сейчас книг по психологии межличностных отношений.

В целом мортидо и сопряженный с ним термин «деструдо», на котором мы остановимся чуть позже, не получили широкого признания среди психологов и не закрепились в научном обороте. Во многом это связано с тем, что Фрейд сосредоточил свое внимание главным образом на изучении либидо и влиянии энергии жизни на психику человека, а стремление к смерти всегда было для исследователя на втором месте.

Нет и убедительных биологических доказательств существования мортидо. Тем не менее это понятие часто становится важным элементом многих теорий , которые рассматривают агрессивное поведение как иначе направленную энергию саморазрушения, которая обращается во внешний мир.

Механизм проявления

Влечение к смерти находит отражение и на психологическом уровне, и на физическом, и на социальном. С точки зрения физиологии проявление мортидо выражается в угнетении обменных процессов в организме, нарушении гормонального баланса, снижении активности иммунитета.

Деструктивное стремление активизируется, когда не удовлетворяются потребности человека. Какие потребности особенно тесно связаны с мортидо?

  • Потребность в продолжении рода.
  • Потребность в обретении определенного статуса в иерархической системе отношений.
  • Потребность в самоутверждении.

В результате человек находится в подавленном, тоскливом состоянии, у него возникает чувство тревоги и страха, появляются мысли о смерти.

Инстинкт смерти включает помимо мортидо еще и деструдо. Разобраться, что такое деструдо и где проходит грань между ним и мортидо, довольно непросто. Считается, что деструдо - стремление к смерти, направленное на окружающих и выражающееся в агрессии по отношении к ним, мортидо же направлено на самого человека.

В то же время термин «деструдо» используется в психоанализе как показатель величины инстинкта смерти у того или иного человека. Деструдо можно назвать своего рода «побочным эффектом» мортидо: стремление к самоуничтожению сталкивается с энергией жизни, которую не может побороть, а потому оно вынуждено искать другой выход и перенаправляется с самой личности на других людей. Автор: Евгения Бессонова

Вряд ли найдется человек, который не слышал о либидо. Однако есть еще одна сила, заложенная в людях. И она не менее мощная. Последствия ее проявления могут быть самыми разрушительными. Речь идет об энергии под названием мортидо.

Противопоставление двух сил

Согласно теории психоанализа, в жизни человека правят бал две основные силы. Это мортидо и либидо. Данные побуждения являются фундаментальными. Либидо всегда переживается как нечто приятное, а мортидо воспринимается как боль, потенциальная опасность для человека. Мортидо - это нечто, вселяющее страх. Данная энергия, как считал Фрейд, берет свое начало в заложенном в каждом человеке инстинкте смерти. А источником либидо является стремление к жизни. Либидо и мортидо по Фрейду - взаимодополняющие силы. Одно не может существовать без другого. Пиковым проявлением влечения к жизни является интимная близость; а что касается самого сильного проявления мортидо, то это убийство.

Либидо является созидательной энергией, в то время как мортидо представляет собой проявления агрессии. Иногда можно встретить и другие названия мортидо - танатос. Считается, что стремление к развитию и деструкции наблюдается даже на физиологическом уровне. Например, клетка стремится к размножению, однако когда она делится, то фактически перестает существовать.

Возможная направленность мортидо

Мортидо - это энергия, которая направляется на созидание путем сублимации, если речь идет о высокоразвитой личности. Если же индивид недостаточно развит, то эта сила направляется против него. Он начинает разрушать себя в психологическом отношении, а затем может возникнуть и психосоматика. Мортидо - это сила, несущая разрушительный характер. Она имеет значение, противоположное либидо. Если речь идет о направленности энергии вовне - это гнев, раздражение, агрессия, стремление разрушить все вокруг. Если человек перенаправляет эту энергию в трансформационное русло - то это сильное желание достичь высокой цели, сублимация в великие дела.

Как действует мортидо при неумелом обращении

С точки зрения психологов, мортидо толкает человека на два типа преступлений - по отношению к себе самому и к другим. Невозможность справиться с собственными чувствами вызывает у человека конфликты, злость, желание противопоставлять себя всему миру. С точки зрения преступления по отношению к себе самому это интоксикация негативными переживаниями, проявления, связанные с садомазохизмом.

Из этого всего рождается стремление человека все сделать наоборот, вопреки текущей ситуации. Смыслом жизни человека становится постоянная борьба. Его интересует конфликт ради конфликта, и это очень печально. Ведь таким образом люди разрушают сами себя, свой организм. Нередки на почве неумелого обращения с собственными эмоциями онкологические заболевания. Вместо того, чтобы превращать неприятные переживания в музыку, стихи или картины, человек мучает сам себя неприятными эмоциями. Это не может не сказываться на организме.

Гнев настолько переполняет таких людей, что они становятся подверженными резким перепадам настроения. Сегодня они порхают от счастья, но завтра готовы уничтожить весь мир. Нередкими становятся вспышки гнева. Любая мелочь может вывести из себя человека, который неправильно обращается с энергией мортидо. Это приводит к плачевным последствиям в плане социализации. Человек может уйти в запой, с помощью протеста пытаясь доказать, что он хочет найти свое счастье.

Катексис

Также для лучшего понимания того, что представляет собой мортидо, необходимо рассмотреть понятие о катексисе. Под этим словом понимается направленность влечения. Например, если человек влюбился, значит, он катектировал свое влечение в избранный им объект. Иными словами, катексис является размещением энергии влечения.

Психологи считают, что у человека есть потребность катектировать не только либидо, но и мортидо. Это говорит о следующем: люди не только жаждут того, чтобы любить и быть любимыми; возможно, в нас заложена потребность в том, чтобы ненавидеть и вызывать ненависть.

Разрушительная сила

По крайней мере, такого мнения придерживаются психоаналитики. Ведь если человек не проецирует свое мортидо на других людей, то оно начинает разрушать его самого. В психотерапии часты такие случаи. Человек разводится с супругом, долгое время его терроризировавшим, или же переезжает от деспотичных родителей. Казалось бы, теперь должна начаться приятная и свободная жизнь. Однако такие клиенты начинали болеть и деградировать как личности. Так как исчезал объект, который ненавидел их, энергия мортидо начинала их разрушать.

Именно поэтому в психотерапии клиентов учат справляться со своими эмоциями, перенаправлять их в русло творчества. Арт-терапия занимает важное место в психологии. Мортидо - это энергия, которую проще всего выразить в виде образов, музыки, танца. Тогда не будет необходимости вымещать зло на других. Обращаясь к творчеству, человек перестает разрушать самого себя.

Еще одна трактовка мортидо

Есть еще одна интересная особенность, связанная с мортидо. Фрейд полагал, что эта энергия может не только делать для человека притягательной физическую смерть. Переход человека в форму существования после смерти для бессознательного эквивалентен существованию до рождения. И первое, и второе является небытием. Жизнь до рождения и жизнь после смерти - это события одного порядка. И поэтому стремление слиться с матерью в одно целое, метафорически вернуться к блаженному состоянию до появления на свет, которое в психоанализе называется регрессией, может расцениваться как мортидо.

Для обозначения вида психической энергии, источником которой является гипотетический инстинкт смерти . Введён в 1936 году Паулем Федерном , одним из учеников Зигмунда Фрейда по следам более раннего (и поначалу оспоренного самим Фрейдом) открытия Сабины Шпильрейн , которая в середине 1910-х годов впервые ввела в классический психоанализ деструктивное понятие инстинкт смерти.

В дальнейшем исследованием данной темы занимался другой ученик Фрейда - Эрик Берн . Определённой деталировкой идеи мортидо выступает разграничение влечения к смерти как желания, ориентированного на самоуничтожение (мортидо ), и гипотетического деструктивного инстинкта агрессии, ориентированного на убийство других (деструдо). В этом контексте многие люди смешивают понятие мортидо с более узким термином деструдо или же, напротив, с танатосом , являющимся более широким понятием, включающим в себя как мортидо, так и деструдо.

Краткая характеристика [ | ]

Согласно классической теории психоанализа, в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо ) и деструктивное (мортидо ). Эго-либидо переживается как приятно знакомое, в то время как мортидо переживается как боль, потенциальная опасность и некое неизвестное, вселяющее страх.

До сих пор ни один психоаналитик, в том числе и сам Федерн, не сумел создать модель психического аппарата, в котором сосуществовали бы эти два разнонаправленных инстинкта и два противоположных вида психической энергии. Понятие мортидо и сопряжённое с ним - деструдо, так и не закрепились в широком дисциплинарном обороте.

В то же время, несмотря на то, что современные биологические наблюдения не подтверждают существования мортидо, данный концепт составляет значимый фрагмент многочисленных теорий агрессии , трактующих последнюю как проекцию врожденного саморазрушительного влечения людей.

Физиология [ | ]

Активизация мортидо - это угнетение метаболизма, гормональной эмиссии и иммунной активности, приводящее к постоянному депрессивному психическому статусу вследствие эндорфин -энкефалинового дисбаланса нейрохимии мозга.

Предполагается, что активизация мортидо происходит вследствие неудовлетворения базовых биологических потребностей (потребности в репродукции, в программах социального, имущественного самоутверждения, повышении иерархического статуса), первоначально эта программа подает сигнал: вместо эмиссии эндорфинов - внутренних наркотиков (морфиномиметическими пептидами, которые дают ощущение счастья, жизнерадостности, эйфории, уверенности в своих силах) - происходит выброска энкефалинов , которые действуют на психический континуум прямо противоположным образом - приводят к депрессивному состоянию, ощущению тоски, страха и нежелания жить. [ ]