Русская дворянская культура 19 века презентация. Русская культура в XIX веке. Лобачевский Николай Иванович

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская культура 19 века

I . Особенности развития культуры в 19 веке XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество.

Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т.п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениях с Европой и западноевропейской культурой.

Западники воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве. Славянофилы подчеркивали самобытный путь развития России, отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям

Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в., и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. И 19 век по праву называют «золотым веком», эпохой, когда российская культура и литература не только приобретают самобытность, но, в свою очередь, оказывают серьезное влияние и на мировую культуру.

II . Образование и просвещение. Уровень образованности общества – один из показателей культурного состояния страны. В России в конце 18 – начале 19 века он был крайне невысок.Правительство Александра I создает систему государственного бессословного образования: одногодичная приходская школа, трехклассные уездные училища и семиклассные гимназии. Николай I учреждает замкнутый сословный характер образования: приходские школы для крестьян, уездные училища для детей купцов, ремесленников, гимназии, кадетские корпуса для детей дворян и чиновников. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.

Образцовым учебным заведением стал с 1811 года Царскосельский лицей, программа которого соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А.С.Пушкин, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Дельвиг; дипломаты А.Горчаков и Н.Гирс; министр просвещения Д.Толстой и другие. Широко была распространена система домашнего образования, где основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе. В первой половине 19 века в России не было системы женского образования.

Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных людях, но в то же время боялись широкого просвещения народа, поскольку именно среди образованных людей распространялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти», - объяснял А.Бенкендорф 19 век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. Ведущие журналы, на страницах которых велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков, - «Вестник Европы», «Современник», «Отечественные записки». Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны.

III . Литература. Именно расцвет литературы позволил определить 19 век как «золотой век» русской культуры. В литературе первой половины 19 века сложились те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: * народность; * высокие гуманистические идеалы; * гражданственность; * чувство национального самосознания; * патриотизм; * поиски социальной справедливости

На рубеже 18 – 19 веков классицизм уступил место сентиментализму. Героические события 1812 года способствовали появлению романтизма. Во второй четверти 19 века в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России основоположником реализма стал А.С.Пушкин. После «Евгения Онегина» этот худ.метод стал доминирующим.

IV . Театр. Театр, подобно художественной литературе, в XIX в. начинает играть все большую роль в общественной жизни страны, беря на себя отчасти и роль общественной трибуны. Начиная с1803 г. на российской сцене доминируют императорские театры.

В театрах в начале 19 века господствовали классицизм и сентиментализм, позднее появились романтические пьесы. Романтизм на русской сцене связан с именем П.С. Мочалова, известного своей игрой с драмах Шиллера, создавшего образ романтического героя. Павел Степанович Мочалов В 30-40-е годы 19 века под влиянием отечественной литературы утверждаются реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала постановка в 1836 году пьесы Н.Гоголя «Ревизор» . Становление реалистической школы актерского искусства в России связано с именем М.С.Щепкина (роли Фамусова и Городничего в Малом театре) Михаил Семенович Щепкин

Конец 19 века стал свидетелем "театральной революции" К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, создавших в 1898 г. Московский Художественный Академический Театр. Сутью "революции" был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра 19 века и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей. Развитие русского театра середины – второй половины 19 столетия неразрывно связано с именем А.Н. Островского, пьесы которого и по сей день не сходят со сцены Малого театра. Александр Николаевич Островский Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович - Данченко

V . Музыка. В первой половине 19 века зарождается национальная музыкальная школа, которая связана с именем М.И.Глинки, родоначальником всех основных жанров классической музыки: оперы, романса, симфонии, этюдов, хоров, струнных квартетов. Он соединил классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Михаил Иванович Глинка Творчество «Могучей кучки» утвердило жанр музыкальной драмы. "Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" Римского-Корсакова составляют гордость русского и мирового искусства.

Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе 19 века, к которой композитор часто обращался (оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа"). Петр Ильич Чайковский

Смена стилей и направлений происходила в начале 19 века и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется романтизмом, проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова, а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. VI . Живопись. Орест Адамович Кипренский Василий Андреевич Тропинин Карл Павлович Брюллов

Наиболее значимым явлением в живописи 19 века стало «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие художники-передвижники, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции, история России, проблемы современной действительности, а также манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры. Репин Крамской Суриков Левитан Шишкин Перов

Репин «Не ждали», 1884 Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 Шишкин «Утро в сосновом лесу», 1889 Левитан «Золотая осень», 1895

VII . Архитектура. Архитектура 19 века - это прежде всего решение больших градостроительных задач, где господствует поздний классицизм. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. Петербург становится подлинным шедевром мирового зодчества.

После пожара 1812 года интенсивно отстраивается Москва. Появляются новые типы зданий, в строительстве которых архитекторы стремятся к стилизации «под старину», результатом чего становится появление так называемого «неорусского» стиля. Это здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Величайшие достижения русской культуры 19 века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов, композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом – формирования национальной культуры. 19 столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Если в 18 веке Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в 19 веке она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых высоких и почетных мест.



  • Развитие науки
  • Печать
  • Развитие образования
  • Литература
  • Архитектура
  • Живопись и скульптура
  • Театр
  • Музыка

  • Н.М. Карамзин «История государства Российского» - первый научно-систематизированный обзор истории России с древнейших времен до начала XVII века




В.В. Петров - исследование теплового и светового действия электрического тока

Н.И. Лобачевский - неевклидовая геометрия


Б.С. Якоби – новое направление в технике - гальванопластика

А.Г. Столетов – открытия в области электричества и магнетизма


Н.М. Сеченов – основоположник отечественной физиологии

Н.И. Мечников – создал бактериологическую станцию

К.А. Тимерязев – исследовал

процесс фотосинтеза


Д.И. Менделеев – открыл закон периодических элементов и составил на его основе Периодическую систему химических элементов


Н. И. Зинин – разработал новые виды красителей

Бутлеров А. М . – создал теорию химического строения вещества


Путешественники и первооткрыватели

1803-1806 гг. первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского




П.П. Семенов – Тян- Шанский – экспедиция на Тянь-Шань

1856 – 1857 гг.

Н.М. Пржевальский

исследование Уссурийского края

  • Н.Н. Миклухо-Маклай – описание обычаев, культуры, быта племен Новой Гвинеи

Современник

Москвитянин


2. Печать

А.Ф. Смирдин – известный русский книгопродавец, издатель


Отечественные записки

Русский вестник




  • Открыты университеты в Одессе и Томске, высшее техническое училище в Москве, политехнические институты в Риге, Киеве, Варшаве.
  • Открыты Бестужевские курсы и Медицинский институт, высшие женские курсы В.И. Герье.

Несмотря на расширение системы образования в России, уровень грамотности составлял к началу XX века – 20% населения страны

(39% мужчин и 17% женщин). Грамотными людьми в основном были люди дворянского происхождения.


5. Литература П оэты и писатели первой половины 19 века


Поэты и писатели второй половины 19 векаё



Русско – византийский стиль


7. Живопись. Скульптура

К.П. Брюлов «Последний день Помпеи»

















8. Театр

В.А. Каратыгин

П.С. Мочалов


М.С. Щепкин

А.Н. Островский



русского реализма в

музыкальном искусстве.

Опера «Русалка».


  • «Евгений Онегин»
  • «Лебединое озеро»
  • «Спящая красавица»
  • «Щелкунчик»

  • Прочитать учебник Артемов В.В. § 62. ответить на вопросы

«Русская культура 18 века» - А.Воронихин; б). Горный институт. Скульптура. Архитектура. «Екатерининский дворец». Казанский собор. В. Л. Боровиковский. Русская культура XVIII в. Особенности культуры. И. Е. Старов. «Зимний дворец». Фальконе. И.П.Мартос. И. П. Аргунов. Петровские реформы. И. П. Мартос. Золотой век Екатерины. А.П.Струйской. 3. Для культуры XVIII века характерным был стиль… а).

«Культура России 18 века» - Страницы книги «Театрум махинарум». Новизна разработки: XVIII – нач. XIX вв.). Содержание разработки. Ожидаемые результаты от внедрения: Раздел 1. Преобразования Петра I в области культуры (первая четверть XVIII в). «Русская культура XVIII века». Цель программы: Авторская программа спецкурса. Чертёж А.К. Нартова для постройки здания.

«Быт россиян в 18 веке» - Жилище. Галерея дворца в Архангельском. Досуг. Одежда. Быт россиян в 18 веке. Изменения в повседневной жизни. Дворяне участвовали в бесконечных балах,по-сещали театральные. Голова женщин. Катание с гор. Питание.

«Мода XVIII века» - Ф.Рокотов И.Аргунов Портрет Маркиной Л.А. Портрет Шереметьевой В.П. На плечи надевалась кружевная мантия из серебряных нитей. А. Вишняков Портрет Сарры Элеоноры Фермор. Изменения в женском костюме закреплялись указами и сразу же находили свое отражение в живописи. Мода при Екатерине II (1762-1796). Изменения в женской моде при Петре I (1682-1725).

«Культура России в первой четверти 18 века» - Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Арифметики». Наука. Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века. План. В 1703 году крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд. Образование. Изменения в быту. Музыка. Новый для России архитектурный жанр. Цель. Введение. Юности честное зерцало.

«Образование 18 века в России» - Образование и просвещение. Особенности государственной политики в области образования. Эпоха просвещения в России XVIII век. Изменения в системе высшей школы. Высшая школа. Старо­славянская кириллица. Обучение дворян. Школа для обучения иностранным языкам. Государственная политика в области образования в Екатерининскую эпоху.

Просвещение
1) В конце XVIII первой половине XIX в. в России
законодательно оформилась замкнутая
сословная система просвещения.
2) Задача реорганизации и расширения сети
учебных заведений
3)Высшее образование достигло больших
успехов, расширилась сеть высших учебных
заведений.
4) Открытие университетов.
5) Расширялось начальное и среднее
образование.

Просвещение
В первой половине XIX в. русское общество настоятельно
требовало коренных изменений в области народного
просвещения. В годы царствования Александра I была
создана система образования, включавшая на начальной
ступени приходские одноклассные школы и
двухклассные уездные училища, далее следовали
четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего
образования было положено обучение в университетах и
немногочисленных технических учебных заведениях.

Учебные заведения
Центральными звеньями этой системы были
российские университеты (Московский,
Петербургский, Казанский, Дерптский и др.).
Наряду с ними существовали и сословные
дворянские учебные заведения - лицеи,
самым известным из которых был
Царскосельский лицей. Военное
образование дети дворян получали в
кадетских корпусах.

Наука

Борьба между материалистическими и
идеалистическими воззрениями

Важнейшие события
1826- Лобачевский открыл
«неэвклидову геометрию»
1834- Якоби сконструировал первый
электромотор
1834- Черепановы создали ж\д состав
паровой тягой
1803-1806- Крузернштерн и Лисянский
совершили первое русское
кругосветное плавание.

Лобачевский Николай Иванович

(1792-1856, Казань),
русский математик,
создатель геометрии
Лобачевского.

Якоби Борис Семёнович

(1801- 1874) -
русский физик,
академик
Петербургской
Академии Наук
(1847).

Братья Черепановы

Ефим Алексеевич (1774-
1842) и Мирон
Ефимович (1803-1849)
Черепановы, русские
изобретатели и
промышленные
инженеры, отец и сын.
Они были из крепостных
Демидовых - знаменитой
семьи владельцев
заводов.Создатели ж\д
составов паровой тягой

Литература.
Первая половина XIX в. появление
творцов, преодолевших старый
культурный разрыв между верхами и
низами общества. Это время потом назовут
Золотым веком русской культуры.

Выдающиеся писатели

А.С Пушкин (1799-1837)
М.Ю Лермонтов (1814-1841)
Н.В Гоголь (1809-1852)

Проверь себя

1. Какой период называют «золотым
веком» русской культуры?
а) первую половину XVIII века
б) 60-90-е годы XIX века
в) первую треть XIX века
2. Какой известный русский писатель
был послом в Иране в первой половине
XIX в.?
а) А.А.Иванов;
б) А.С.Грибоедов;
в) М.Ю.Лермонтов

Архитектура

В свои позиции классицизм с его
пристальным архитектуре и скульптуре
сохраняли вниманием к античному
наследию как норме и идеальному образу.
В архитектуре его вершиной стал стиль
ампир, который выражался в массовых
формах с наличием скульптур,
дополнявших архитектурное оформление
зданий.

Известные архитекторы:

А.Н.Воронихин (1759-1814)
О.Монферрана (1786-1858)
О.И.Бове (1784-1834)

О. Монферран

К числу наиболее
выдающихся памятников
архитектуры первой
половины XIX в
относится огромный
Исаакиевский собор в
Петербурге, стоившийся в
1818 по 1858г по проекту
французского
архитектора
О.Монферрана.

А.Н.Воронихин

В 1814 году завершил строительство Казанского
собора известный архитектор А.Н.Воронихи. На
площади перед Казанским собором установлены
статуи Кутузова и Барклая- де-Толли.

Проверь себя

1. Кто является архитектором
Исаакиевского собора в Петербурге?
а) К.И.Росси;
б) И.Е.Старов;
в) О.Монферран
8.Автором какого сооружения в
Петербурге является архитектор
А.Н.Воронихин?
а) Казанский собор;
б) Исаакиевский собор;
в) Адмиралтейство.

Живопись

1. Особенности этапа развития;
2. Выдающиеся деятели;
3. Крупнейшие произведения;
4. Тестовые вопросы;

Особенности этапов развития живописи

В русской живописи первой половины ХIХ века
универсальный стиль классицизма уступает место
романтическому мироощущению.
Классицизм
Романтизм

Выдающиеся деятели

К. П. Брюллов (1799 – 1852);
Известнейшее произведение –
картина «Последний день
Помпей», написанная в
Италии. Так же в его творчестве
присутствует так называемый
итальянский жанр, яркими
образцами которого являются
картины «Итальянское утро» и
«Итальянский полдень»
К. П. Брюллов, автопортрет

Проверь себя

1. Назовите имя известного художникапортретиста первой половины XIX
века?
а) И.Н.Крамской;
б) А.А.Иванов;
в) В.А.Тропинин.
2. Как называется картина А.А.Иванова,
которую он писал всю свою жизнь?
а) «Явление Христа народу»
б) «Неравный брак»
в) «Последний день Помпеи»

Проверь себя

3. Какой русский художник изображал на
своих картинах крестьянский быт?
а) А.А.Иванов;
б) А.Г.Венецианов;
в) С.Ф.Щедрин
4. Кисти какого художника принадлежит
картина «Последний день Помпеи»?
а) И.Н.Крамского;
б) К.П.Брюллова;
в) А.А.Иванова.

Музыка
начало XIXв.в России - господство
сочинений иностранных авторов
в 1830-х появляются крупные
музыкальные произведения, в которых
отечественные композиторы
широко используют национальные
мотивы

Выдающиеся деятели:

М.И Глинка (1799-1862)
А.Н Верстовский(1799-1862)
А.С Даргомыжский (1813-1869)
А.А Алябьев (1787-1851)
А.Е Варламов (1801-1848)
А.Л Гурилев (1803-1858)

М.И Глинка (1799-1862)

Общепризнанный
родоначальник русской
классической музыки. Две
его оперы («Жизнь за
царя» и «Руслан и
Людмила»)положили
начало двум направлениям
в развитии русской оперынародной музыкальной
драме и опере-сказке,
опере-былине.

Проверь себя

1. Назовите композитора, автора оперы
«Руслан и Людмила» ?
а) М.И.Глинка;
б) А.С.Даргомыжский;
в) А.Е.Варламов.
2. Какой русский композитор написал оперу
«Жизнь за царя»?
а) М.И.Глинка;
б) А.С.Даргомыжский;
в) А.Л.Гурилев.