Свято боголюбский монастырь. Боголюбский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Среди бескрайних вод, в слиянии двух рек Нерли и Клязьмы располагается всемирно известный памятник древнерусской архитектуры - белоснежный храм Покрова. Он был построен в 1165 году, в эпоху правления князя Боголюбского. Из летописных источников известно, что церковь воздвигли в честь победоносных походов владимирцев на булгар, а также в память о гибели сына князя.

Уже более 8 столетий людей поражают белоснежный цвет храма и его изящные формы. Хотя изначально храм окружала галерея, а холм, на котором возвышался храм, был облицован белым камнем. Как показали археологические разыскания, храм строился на искусственно поднятом холме, своеобразной защите от весеннего половодья. В основании холма были заложены фундаменты-субструкции около 5,30 метров.

До XXI столетия этот шедевр искусства сохранился просто чудом, ведь игумен Боголюбского монастыря решил разобрать этот убыточный храм, а кирпич использовать для строительства другой колокольни. Но, к счастью, этого не произошло. Не сохранилась только внутренняя роспись храма из-за некорректных реставрационных работ 1877 года. И сейчас туристы и паломники могут полюбоваться мастерством наших предков, восхититься удивительной красотой объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время проводятся регулярные богослужения для верующих и экскурсии для туристов.

Боголюбский монастырь

Боголюбский монастырь построен в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери в одноименном поселке.

Монастырь был построен на месте замка князя Андрея Боголюбского, зверски убитого в своей резиденции. Архитектурный ансамбль монастыря состоит из Боголюбского собора, построенного в 1866 году, Рождественского собора 1751 года постройки, остатков дворца Андрея Боголюбского, построенного в 1165 году, Благовещенской церкви 1683 года, Боголюбского собора 1866 года, а также Надвратной колокольни, построенной в 1841 году.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери с гранитовым и мраморным полом полностью восстановлен. С 2002 года изготовлен новый трехъярусный резной позолоченный иконостас. Вокруг монастыря возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. На территории монастыря располагаются швейная, иконописная, столярная. Монастырские колокола весят 1 050, 2 500 и 8 000 килограммов.

А какие достопримечательности Боголюбово вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Боголюбовский луг

Боголюбовский луг - это историко-ландшафтный комплекс, образованный с целью охраны памятника архитектуры «Церковь Покрова на Нерли», который включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и прилегающего к нему естественного природного ландшафта – Боголюбовского луга.

Для туристов здесь разработаны два маршрута - пешеходный и экологический.

Пешеходный маршрут вымощен плиткой, имитирующей натуральный природный камень, благодаря которой тропа максимально приближена к природному ландшафту.

Экологический маршрут начинается у Церкви Покрова на Нерли, проходит через участки луга, зоны умеренного увлажнения и внутренние водоемы, после чего заканчивается в ста метрах от реки Клязьмы. Длина тропы составляет 1786 метров.

В Суздальском районе Владимирской области, в поселке Боголюбово возвышается один из старейших монастырей Руси - Свято-Боголюбский монастырь. По летописной легенде, место для строительства города и обители указала князю Андрею Боголюбскому сама Богородица, явившись ему во время молитвы.

На южном склоне холма, круто спускающегося от стен Боголюбовского монастыря к старице реки Клязьмы и монастырским прудам, находится чудотворный источник с купелью. В период активного восстановления обители, начиная с 2001 года, над источником появилась часовня в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник". Белоснежное здание часовни под синей крышей спрятано под сенью деревьев. Место здесь тихое, красивое, несущее успокоение в сердца. К источнику приходят верующие за исцелением души и тела.

В каменном здании часовни обустроены две раздельные купели: одна - для монастырских насельниц, другая – для паломников. Войти в мирскую купель можно только с благословения дежурной сестры, она же выдаст ключи. Для того, чтобы попасть к источнику, надо обойти почти двухкилометровую монастырскую ограду и спуститься вниз по крутой железной лестнице. Сами сестры ходят через калиточку в южной стене монастыря.

Вода из источника подается наверх, в монастырь, в том числе к киворию (водосвятной палатке), поэтому испить святой воды или наполнить ею припасенную емкость можно прямо на территории монастыря.

Пешеходный мост на станции Боголюбово

Во Владимирской области на станции Боголюбово открыт инновационный высокотехнологичный пешеходный мост через железнодорожные пути Горьковской железной дороги. Мост облегчил доступ туристам к лугу, на котором находится шедевр древнерусской архитектуры, древняя святыня - известный храм Покрова-на-Нерли, возведенный в XII веке.

Пешеходный мост, длиной более 150 метров, представляющий собой галерею из тонированного стекла, оборудован удобными пологими сходами для пешеходов. Подняться на него можно по ступеням, а также с помощью двух лифтов, расположенных со стороны станции Боголюбово и со стороны Боголюбовского луга. Широкий створ каждого лифта позволяет въехать внутрь на инвалидной коляске, что дает возможность пользоваться мостом людям с ограниченными физическими возможностями.

Лестничная башня с переходом. Рождественский собор

Город Боголюбов во время княжения Андрея Боголюбского играл довольно значительную роль. Резиденция князя, была вторым по важности политическим центром после Владимира. Здесь он принимал своих гостей из глухих земель и русских княжеств. Тут же князя и убили бояры в 1174 году.

Дворцовый ансамбль объединяет в себе княжеский дворец и Рождественский собор, связанные между собой башнями и арочными переходами.

Частью белокаменного дворцового ансамбля, сооруженного в 1158-1165 годах по заказу князя Андрея Боголюбского, является переход и лестничная башня. Последняя служила входом со двора к хорам дворцового собора, над ней в XVII веке соорудили шатровую колокольню, а в начале XIX века пристроили Андреевский придел, который скрыл арку перехода.

Расположенный между Рождественской церковью и лестничной башней переход состоит из двух частей. На нижнем этаже находится сквозная арка, состоящая из четырех пилонов, с импостами в виде четвертого вала. На втором этаже располагается небольшое помещение прямоугольной формы, которое перекрыто полным сводом.

Собор Боголюбивой иконы Божией Матери

Собор Боголюбивой иконы Божией Матери как гласит легенда архитектор К. Тона уже ранее возводил такую постройку- это был храм Христа Спасителя в Москве.

Храм обеспечен воздушным отоплением, которое на сегодняшний день не требует улучшения и не возможно превзойти такие технологии

В 1980 годах собор служил как Государственный архив кинофотодокументов, в это врем здание требовало реставрации. Вскоре стали производится работы, но их пришлось на время приостановить из за выезда архива.

В 1985 году была возведена одноэтажная выгородка внутри собора, по площади которая составляла 800 кв.м.

Вскоре Боголюбский собор был передан новому заказчику, который хотел усовершенствовать его, однако это не произошло в 1990 году монастырь отдали Владимирской Епархии.

На сегодняшний день сооружены новые фасады, изнутри отреставрированы фрески.

Колокольня Боголюбовского монастыря

В XII столетии Владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский основал в устье реки Нерли свою загородную резиденцию, которую назвал "камен град Боголюбово". Первой постройкой стал храм Рождества Богородицы. В ансамбль построек резиденции князя также входил двухэтажный дворец и киворий, огражденные каменными стенами. В XVIII веке над лестничной башней появилась шатровая колокольня и переход на хоры.

В 1866 году архитектором К.А.Тоном был построен грандиозный собор, посвященный иконе Боголюбской Богоматери. Он является центральным памятником в комплексе построек Боголюбского монастыря. Он был выполнен в русско-византийском стиле. Рядом с собором величественно возвышается сооруженная в 1841 году колокольня, высота которой составляет 58 метров.

Правильное название колокольни звучит так - Колокольня Всех Святых с надвратной церковью Успения Пресвятой Богородицы и Святыми воротами. Внешне она выглядит аккуратной и свежей, поскольку некоторое время назад была проведена реставрация. Осмотреть колокольню можно только снизу, поскольку доступ для туристов на нее закрыт, но и без того она производит впечатление. На каждой из граней колокольни располагаются часы. Любопытно, что все они показывают разное время, но при этом все часы работают.

Врата Боголюбовского монастыря

Приблизительно в 1683 году в древнем Боголюбском монастыре были построены каменные святые врата с надвратным храмом Св. апостола Андрея. Спустя сто лет Андреевскую церковь и ворота разобрали, и восстановили в 1788 году. Но в 1820 году обе постройки были снова разобраны. Те ворота в виде арки, которые предстают взорам путешественников и паломников сейчас, были построены в более позднее время.

Надпись на Святых вратах гласит: "Прiидите ко Мне Вси труждающiеся и обремененнiи и азъ упокою Вы...", ведь каждый, кто войдет на территорию монастыря, обретет здесь умиротворение и душевный покой. А ведь еще каких-то 30 лет назад монастырь пребывал в запустении и разрухе. Но с конца 1990-х годов усилиями сестер и насельников обители ведется восстановление святыни.

С 1995 года в монастыре возрождена традиция ежегодного крестного хода с главной святыней - Боголюбской иконой Божией Матери. Торжественное шествие, которое выходит в Боголюбский монастырь из храма Святых Константина и Елены в селе Доброе, входит в арку Святых ворот, а в главном храме обители начинается Божественная литургия...

Киворий Боголюбского монастыря

Киворий Боголюбского монастыря - это небольшая водосвятная часовня, расположенная рядом с главным собором Свято-Боголюбского женского монастыря.

Само греческое слово "киворий" означает небольшой стационарный навес, под которым располагается сосуд со святой водой. Киворий Боголюбского монастыря стоит на квадратном основании, а сверху его покрывает купол, покоящийся на четырёх массивных колоннах. Это сооружение было построено ещё в 12 веке, однако до нашего времени его первоначальный облик не сохранился - киворий несколько раз перестраивался.

Место для этой часовни также было выбрано не случайно - киворий расположен именно там, где великому князю Андрею Боголюбскому явилась Богоматерь, и где впоследствии был заложен посёлок Боголюбово. С тех пор освященная в этом кивории вода считается целебной и чудотворной, а сама часовня овеяна множеством легенд.

Железнодорожная станция Боголюбово

Небольшая станция Боголюбово находится во Владимирской области, на ветке железной дороги Московская-Нижегородская, в 10 километрах от города Владимира.

Это одна из немногих, сохранившихся деревянных станций с печным отоплением. Построена она, как и все дома в этой местности - из бруса, обитого деревянными наличниками в виде елочки. Территория огорожена старым, чуть покосившимся забором из деревянных реек. Внутри небольшой, но уютный зал ожидания. На станции останавливаются пригородные составы, следующие из Владимира. Сразу за станцией на заливном лугу виднеется местная достопримечательность церковь Покрова на Нерли.

Само местечко Боголюбово имеет свою старинную мифическую историю происхождения. Основано оно было по приказу князя Андрея в XXII веке. По легенде именно здесь князю явился лик Пресвятой Девы Марии, когда он вез во Владимир из Киева икону Божией Матери. На этом месте был построен монастырь. Позднее вокруг монастыря образовался небольшой поселок.

Самые популярные достопримечательности в Боголюбово с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Боголюбово на нашем сайте.

ЗАГОРОДНАЯ КРЕПОСТЬ-ДВОРЕЦ БОГОЛЮБОВО

Боголюбская загородная крепость строилась с 1157 по 1165 гг. См. .

Свято-Боголюбский мужской монастырь

Князь Андрей был зверски убит в своём замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н.Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в нач. XIII в., однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.
По другой версии монастырь был учрежден самим князем Андреем Боголюбским. Во время своего учреждения, монастырь управлялся игуменами, и первым его игуменом был Сергий, избранный самим великим князем в 1158 г.

В 1213 г. скончался живший на покое в Боголюбском монастыре , еп. Ростовский и Суздальский, который был погребён у стен Богородице-Рождественского храма Суздаля вместе с прочей братиею.

23 ноября 1263 г. в Городце на обратном пути из Орды скончался (принял перед смертью иноческое пострижение с именем Алексий). Тело его было привезено и положено в Боголюбском монастыре. Сюда же прибыли из Владимира извещённые о его кончине митрополит Владимирский Кирилл со множеством духовенства и народ. Взяв гроб с телом благоверного князя, они с честью понесли его во Владимир, где отпели и погребли останки князя в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Богородице-Рождественском мужском монастыре Владимира.

В 1360 г. Боголюбский монастырь посетил Московский митрополит , основавший тогда же в соседнем с. Добром Константино-Еленинский монастырь.

В 1-й трети XVI в. монастырь получил права на рыбные ловли в р. Клязьме.
В 1506 г. умер Феодосий – игумен Боголюбского монастыря.
1506-1515 гг. – игумен Иосиф. 1515-1530 гг. – игумен Варлаам. 1530 - сентябрь 1538 гг. – игумен Симеон. 1538-1548 гг. – игумен Геласий. 1548-1550 гг. (посвящен в архимандрита и переведен в другой монастырь) – игумен Гурий. 1550-1554 гг. - игумен Феодосий.
1554-1566 гг. – игумен Александр.
В 1550-х гг. в обитель приезжал царь Иван Грозный: в 1554 г. по челобитию Боголюбского игумена Александра царь Иоанн Васильевич Грозный своей рукой подписал и утвердил все прежде данные монастырю великими князьями жалованные грамоты и кроме этого дал ещё свою царскую жалованную грамоту, чтоб монастырских слуг и крестьян во Владимире никому ни по каким делам не судить. Для этого был даже назначен от Его Величества опекун - певчей дьяк Василий Парфеньев.
1566-1578 гг. – игумен Максим. 1578-1585 гг. – игумен Тихон. 1585-1591 гг. – игумен Мисаил (или Михаил). 1591-1594 гг. – игумен Трифон. 1594-1598 гг. – игумен Прохор. 1598-1599 гг. – игумен Нифонт. 1599-1605 гг. – игумен Иов (Кайсаров). 1605-1615 гг. – игумен Савватий. 1615-1622 гг. – игумен Евфимий. 1622-1631 гг. – игумен Пафнутий. 1631 г. – игумен Иосиф. 1631-1635 гг. – игумен Елисей.

Жалованной грамотой царя Михаила Федоровича от 28 июля 1619 г. монастырю предоставлялось право собирать деньги за перевоз через р. Нерль близ с. Добрынского. В 1622 г. село Ославское по жалованной вотчинной грамоте царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета записано за Боголюбовым монастырем. В 1634 г. монастырь был пожалован посадным двором во Владимире. Одним из важнейших источников обеспечения монастыря была руга (гос. жалованье духовенству, выдававшееся хлебом, иногда деньгами).
1635-1638 гг. – игумен Савватий. 1638-1644 гг. – игумен Евфимий.
В январе 1643 г. по пути на богомолье во Владимир Боголюбский монастырь посетил патриарх Иосиф.
1644-1648 гг. – игумен Кирилл. 1648-1654 гг. – игумен Филарет.
В январе 1653 г. Боголюбский монастырь посетил патриарх Никон. Он присутствовал на богослужении и одарил братию милостыней.
1654-1660 гг. – игумен Левкий. 1660-1665 гг. – игумен Петр.

Викентий - монах и уставщик (т. е. знатоком и блюстителем порядка и образа совершения церковных служб по всем дням целого года, а также порядка и образа монастырской жизни, знатоком богослужебных книг и пения) Рождественского монастыря в 1661 г. создал синодик Боголюбова монастыря. В 1672 г. он известен уже как архимандрит Викентий, исправивший жития св. Александра Невского; в 1675 г. он был переведен в Троице-Сергиеву Лавру, а в 1676 г. присутствовал при поставлении на царство царя Федора Алексеевича. Имя этого человека многократно фигурирует во Вкладной книге Рождественского монастыря кон. XVII в., как архимандрита Викентия "дому Пресвятыя Живоначальныя Троицы и преподобных отец наших Сергия и Никона радонежских чудотворцов", который с 1678 по 1694 гг. давал в монастырь почти ежегодные щедрые пожертвования (иногда по обещанию) крупными суммами в сто, сто двадцать пять, двести, триста рублей - на каменное строение, связное к нему железо и другие нужды, дарил иконы, деисусы и целые иконостасы, драгоценные книги, облачения, украшения для ризницы и т.д., а в 1695 г. "ноемврия в 20 день по нем же архимандрите Викентии дано в казну 80 рублев денег, в вечное поминовение души его". Такая щедрость и привязанность к Рождественскому монастырю архимандрита из Троице-Сергиева монастыря может объяснятся лишь его происхождением отсюда.
Миниатюры синодика представляют собой довольно крупные, в размер листа, оконтуренные рисунки, тонированные неплотными красками трех - четырех цветов: красновато-коричневой, оранжевой (алой), зеленой, серой. Наиболее интенсивным оранжевым тоном раскрашена одежда, отделка на одеждах и детали мебели другого цвета. Зеленый цвет преобладает в одежде и архитектуре. Серым тоном окрашены предметы интерьера, оконные и дверные проемы, архитектурные детали. Миниатюры исполнены умелой рукой: рисунок четкий и правильный, красивых линий и пропорций, в тактичной и сдержанной колористической манере.
Архитектура в миниатюрах только служит благодатным фоном, позволяющим придать убедительность и универсальность или, напротив, конкретность сюжету. Архитектурный стаффаж древнерусских миниатюр не является в прямом смысле документальным изображением. Архитектурный фон составлялся из набора нескольких условных схем, пришедших из византийской и эллинистической миниатюры. Однако в более позднее время рисовальщик часто видел и знал то, что рисует, и стремился более или менее узнаваемо передать натуру, как это нередко встречается в Лицевом летописном своде XVI в. В миниатюрах Боголюбовского синодика этот опыт вполне усвоен монахом Викентием - искусным книжником и опытным рисовальщиком, хотя текст и рисунки и не называют определенного места. Будучи монахом и уставщиком Рождественского монастыря, он, конечно, должен был неоднократно бывать в Боголюбовском монастыре, и в рисунках могли вполне естественно передаться его живые впечатления. Осторожно обозначим их как архитектурные реминисценции.

1665-1667 гг. – игумен Нектарий. 1667-1673 гг. – игумен Филарет. 1673-1678 гг. – игумен Никон (произведен в архимандриты в Жураховский монастырь). 1678-1684 гг. – игумен Игнатий.
В 1678 г. или 1680 г. по пути во к благочестивому настоятелю Иллариону (будущий Суздальский митрополит) в монастыре останавливался царь Федор Алексеевич, пожертвовавший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест.

Церковь мученика Леонтия построена была в 1683 г. на месте древней церкви мученика Леонтия, возведённой ещё князем Андреем в 1158 г. (явление Богоматери князю Андрею произошло 18-го июня 1155 года в день памяти св. мученика Леонтия). В 1804 г. она была сильно перестроена, отчего утратила свой первоначальный вид. Тогда же она была переименована из Леонтьевского в Благовещенскую (Благовещенская трапезная церковь ), а в честь св. мученика Леонтия по левую сторону оставлен придел. В верхнем этаже храма помещался сам храм, а в нижнем этаже были устроены монастырские братские кельи и просфорня, в 1890 году заново отделанные.
Иконостас столярный, выкрашен голубой краской. На нем капители, карнизы с резными золочеными рамами для икон. Над царскими вратами в сиянии образ Владимирской и Боголюбивой Божией Матери в серебряной ризе, дар Спиридонова в 1820 г. В середине этого образа, в футляре, за стеклом врезана патриаршая панагия с резным изображением Успения Богоматери; в панагии находится часть Животворящего Древа Господня; весу в серебре 1 ф. 2 зол.



Благовещенская трапезная церковь


Иконостас Благовещенской церкви. Фотооткрытка. 1916–1923 гг.
В центре светлый одноярусный иконостас «ампирного» стиля, с профилированным карнизом и высоким цоколем, который украшен резным орнаментом в виде крупных овальных медальонов со свисающими кистями. В середине иконостаса арочный проём раскрытых царских врат (их не видно), по сторонам лопатки с накладными плоскими каннелированными и тонированными колоннами ионического ордера.
Слева икона Благовещения и открытый проём, в который видна арка с ободранной штукатуркой, справа Вседержитель на престоле; иконы в окладах и рамах. Над ними резные овальные медальоны тёмного цвета. Над карнизом широкий фриз: гладкий средник с угловыми розетками и боковыми вазонами, крупные полурозетки с радиальными лучами и тёмные овальные медальоны по краям. В проёме царских врат виден напольный семисвечник, за ним вертикально поднятый дощатый настил, в глубине алтаря «Благовещение»: фигура Марии перед раскрытой книгой на аналое, вазон с цветами, простёртая рука Гавриила.
Справа перед иконостасом аналой, напольный подсвечник и сооружение в виде киота, слева аналой и резной киот с пышным резным навесом, в киоте очень тёмная икона. На переднем плане слева стена или простенок с изображением двух князей в рост. Пол в алтаре и церкви дощатый, круглая солея каменная. На полу заметен сор, в плафоне на потолке крюк от светильника. Фотография могла быть сделана вскоре после закрытия монастыря в 1923 г. Открытки на фотобумаге бытовали с 1916 г.

1684-1695 гг. – игумен Ипполит.
В 1690 г. в монастырь приезжал император Пётр I, приславший затем в дар обители часы с боем, сделанные шведским мастером. Часы были установлены на небольшой колокольне над палатами святого князя Андрея, а царь Пётр тем временем построил в Москве храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском монастыре над могилами своих родственников Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта.
1695-1696 гг. – игумен Дионисий. 1696-1697 гг. – игумен Иосаф (Картычевский), переведен в Московский Знаменский монастырь. 1697-1699 гг. – игумен Иоасаф (сослан на Белоозеро).
В 1697 г. Боголюбов монастырь именовался Патриаршим домовым монастырём .
1699-1702 гг. – игумен Гедеон (переведен в др. монастрыь, в 1712 г. посвящен в архимандрита во Владимирский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы).
В 1701 г. по ружной книге монастырь числился 20-м из монастырей степенных, которых по всей России в то время было только 37.
1703-1704 гг. – игумен Иосиф. 1705-1711 гг. – игумен Иоаким (Печерский). 1711-1712 гг. – игумен Сергий. 1712-1717 гг. – игумен Арсений.
В августе 1717 г. в Боголюбской обители на богомолье была опальная царица Евдокия Федоровна (Лопухина). Она пожертвовала на украшение древней Боголюбской иконы свои золотые серьги с подвесками из жемчуга и драгоценных камней.
1717-1720 гг. – игумен Аверкий. В 1720 г. Боголюбский игумен Аверкий взят под стражу и увезён в Петербург в Тайную канцелярию за возношение имени Евдокии Федоровны царицею и за принятие Ея Величества по Царскому достоинству с благовестом и звоном. По тому же делу были взяты в Петербург из Боголюбского монастыря 8 иеромонахов и монахов и 7 человек монастырской прислуги. В застенках Тайной канцелярии игумен Аверкий провёл 7 лет, после чего был возвращён в Боголюбский монастырь.
1720-1725 гг. – игумен Иоанникий также взят в Тайную канцелярию.
В 1723 г. царем Петром I в Боголюбов монастырь присылались лифляндцы, для обучения крестьян монастырских косить рожь небольшими рижскими косами.
1725-1728 гг. – игумен Авраамий (Любецкий игумен; возвращен в свой ).
В 1728 г. Аверкий был освобожден из заточения. 1728-1739 гг. – игумен Аверкий.
1740-1749 гг. – игумен Михаил (из Флорищевой пустыни).
В 1749 г. монастырь поступил в ведение епархиальных архиереев.
1749 г. – игумен Иннокентий (тайно уехал в Киев). 1749-1750 гг. – игумен Матфей (из Волосова монастыря). 1750-1753 гг. – игумен Иннокентий (вновь возвращен, но в 1753 г. выслан из монастыря в Синодальную контору). 1753 г. – игумен Варлаам. В том же году снят и переведен во Владимирский Богородице-Рождественский монастырь «в клиросное послушание». 1754 г. – из иеромонахов в игумены назначен Симон, в том же году снят с должности. 1754 г. – игуменом из иеромонахов Архиерейского дома назначен Симеон. В 1758 г. по прошению уволен в Киев, т.к. родом был из Малороссии. 1758-1762 гг. – игумен Михаил (по прошению уволен в Грузию, т.к. родом был из Грузии). 1762-1767 гг. – игумен Аристарх (составитель монастырской летописи).
В 1764 г. при учреждении штатов монастырь сделан третьеклассным.
14.02-18.02.1767 г. – игумен Мефодий (из иеромонахов Цареконстантиновского монастыря, уволен). 18.02.-26.02.1767 г. – игумен Исаакий (уволен). 1767-1773 гг. – игумен Иринарх.
В 1772 г. учрежден крестный ход из монастыря с чудотворной Боголюбовской иконой Божией Матери во Владимир в мае, по случаю моровой язвы, бывшей в 1771 г.
1773-1775 гг. – игумен Киприан. 1775-1776 гг. – игумен Феофилакт. 1777-1786 гг. – игумен Парфений.
Евгений (Емельян Романов, будущий епископ Евгений) игумен Боголюбова монастыря в 1786-1789 гг. В 1785 г. переведен учителем Владимирской духовной семинарии. В 1786 г. назначен префектом Владимирской семинарии и игуменом 3-классного Боголюбовского м-ря. Вместе с занятиями по должности префекта преподавал философию. С 1788 г. префект объединенной Суздальско-Владимирско-Переславской духовной семинарии. 6 марта 1789 г. назначен настоятелем 2-классного Царе-Константиновского монастыря, в том же году занял пост ректора Суздальской семинарии.
1789-1793 гг. – игумен Митрофан. 1793-1795 гг. – игумен Иосиф (переведен в Кириллов Новгородский монастырь). 1795-1802 гг. – игумен Филарет. В 1797 г. в монастыре учреждена архимандрия. В 1799 г. Филарет произведен в архимандрита, а в 1802 г. переведен в Суздаля.

В 1798 г. по пути в Казань монастырь посетил император Павел Петрович с сыновьями Александром и Константином.
1802-1803 гг. – архимандрит Вениамин (переведен в Переяславского Никитского монастыря). 1804-1809 гг. – архимандрит Анатолий. 1809-1818 гг. –архимандрит Августин (переведен в Спасо-Евфимиев монастырь). 1818-1823 гг. – архимандрит Аркадий (переведен из Солбинской пустыни; в июне 1823 г. переведен в Оршанский Кутинский монастырь).
В 1820 г. был учрежден крестный ход в г. Ковров, куда чудотворная Боголюбовская икона Божией Матери приносилась ежегодно в августе месяце.
1823-1824 гг. – (переведен из Псковского Спасо-Елеазарова монастыря). 1825-1827 гг. – (переведен в Московский Златоустов монастырь). 1827-1829 гг. – архимандрит Феоктист (переведен из Заиконоспасского монастыря).
(в миру Пётр Иванович Введенский) управлял Боголюбским монастырём с 1830 по 1834 гг. для отправления богослужений в монастыре в воскресные и праздничные дни о. Агапит в теплое время года часто ходил туда пешком из города. в бытность его настоятельства в 1823 г. в монастыре был отстроен большой двухэтажный каменный братский корпус.
Архимадрит Анастасий (в миру Анастасий Григорьевич Воскресенский), магистр Московской духовной академии, ректор Пензенской духовной семинарии, настоятель Высокопетровского монастыря в Москве (1828-1830 гг.), уволен на покой в Боголюбовский монастырь в 1830 г., где и скончался.
1835-1856 гг. – архимандрит Феофил (переведен из Дмитровского Борисоглебского м-ря).
10 августа 1837 г. монастырь посетил наследник в сопровождении генерал-адъютанта Кавелина. Он прикладывался к чудотворной Боголюбской иконе, осматривал древнюю часть великокняжеского замка.


Башня 2-я пол. XIX в.

До 1800 г. вокруг монастыря ограда была деревянная. Часть каменной ограды с юго-восточной стороны, при скотном дворе, вместо ветхой деревянной, построена в 1890 году. В том же году прежняя ограда с южной стороны значительно поднята через новую кладку, и верхи пяти башен, находящихся в разных частях ограды, переделаны из четырехугольных деревянных на конусообразные и покрыты железом в шахмат, а шестая башня, находящаяся на углу скотного двора,- возобновлена в 1889 г.

1851 год был ознаменован чрезвычайно печальным происшествием. 20 мая, в 4 часа дня, во время прохождения крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери через мост над оврагом, отделяющим с. Боголюбово от монастыря, мост внезапно обрушился и множество людей упало в овраг с высоты 12.5 метра. При падении погибло около 160 человек. Все они были отпеты Боголюбовским архимадритом Феофилом с братией и погребены в юго-восточной части монастыря, в конце монастырского сада, у стены.
Ко кресту с той и другой стороны могилы были прибиты иконки Боголюбивой Божией Матери, и перед ними повешены лампадки, зажигаемые под воскресные и праздничные дни. Пониже иконок находились списки погребенных.

Внутри решетки посажены по углам четыре пахучих тополя. Против этой могилы с восточной стороны сада в каменной ограде была устроена из железных прутьев дверь, чтобы проходящие мимо этого места видели могилу и возносили молитвы о упокоении в ней почивающих. Дверь отпиралась каждый раз при обхождении монастыря с крестным ходом, через нее заходили монахи и священнослужители, и тут совершалась лития по усопшим.
См.

1851-61 гг. в монастыре пребывал монах-историк .
1857-1865 гг. – .
1866-1882 гг. – .
В 1872 г. монастырь из 3-го класса переименован во 2-й класс.
В 1882 г. монастырь перешел в ведение Владимирских викариев и в течение 10 лет, вплоть до 1892 г., на месте им управляли сами епископы.
См. .

В 1889 г. при Боголюбовском монастыре были утверждены ярмарки: 19-20 мая и 17-18 июня.
В 1891 г. монастырь из второклассного переименован в первоклассный.


План монастыря 1891 г.
1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы; 2. Великокняжеские палаты и сени; 3. Место, где лежало тело св. кн. Андрея Боголюбвского, выброшенное по убиении его; 4. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя св. мученика Леонтия; 5. Св. шатер с каменной чашей; 6. Собор Боголюбивой Божией Матери; 7. Св. ворота, колокольня; 8. Монастырские кельи и корпус «Иустиновский»; 9. Настоятельский корпус; 10. Сторожка и кладовая; 11. Баня; 12. Сарай; 13. Скотный двор и при нем странноприимный дом; 14. Монастырская гостиница; 15. Общая могила убиенных мостом 20 мая 1851 года; 16. Кузница и помещение для рабочих; 17. Конюшни, погреба, сараи для экипажей и дров; 18. Тепличка; 19. Старая дорога на Суздаль; 20. Пруд и речка; 21. Монастырский фруктовый сад; 22. Дорога к вокзалу Нижегородской жел. дор.; 23. Шоссейная дорога; 24. Башни.

Монастырь имел подворье в городе Владимире (см. ). Один деревянный одноэтажный дом с мезонином, построенный в 1870 г., в 1881 г. был отделан под помещение приюта для престарелых и безродных лиц духовного звания. Второй дом (стоял рядом с первым), выстроенный в 1877 г. (заменил деревянный дом), был двухэтажный, и при нем находилась часовня Боголюбивой Божией Матери. Верхний этаж отдавался под квартиру за 710 руб., а нижний за 360 руб. в год (1891 г.).


Дом Боголюбова монастыря. Кон. 1870-х гг.
Вид с юго-запада. Двухэтажное красно-кирпичное здание с часовней в честь иконы Боголюбской Божией Матери (1876 г., архит. ), симметрично развернутое на две улицы. Южный фасад выходит на Б. Нижегородскую (ныне Б. Московскую), западный – на Троицкую (ныне Музейную).


Улица Б. Московская, д. 43

У обители было два приписных монастыря: Покровский (см. ) и в 27 верстах от Боголюбова.
В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря, ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители.
Подворье при Боголюбовом монастыре находилось за шоссейной дорогой. Это – деревянный флигель, покрытые железом. Он отдавался под частные квартиры.
Близ монастыря за шоссейной дорогой в 1907 г. был выстроен деревянный дом на каменном фундаменте для монастырской больницы. В нём находилось 7 комнат: квартира для фельдшера, аптека, приёмный покой, две палаты для больных и две для престарелых монашествующих. В 1915 г. монастырская больница была расширена, и в ней устроен лазарет для раненых воинов. Недалеко от этого здания находилась монастырская школа, выстроенная из кирпича, в которой обучалось 38 детей.


Монастырская гостиница

Гостиный каменный трехэтажный корпус окончательно устроен в 1888 г. Верхние два этажа составляли номера для временного постоя (20-ть номеров), а нижний этаж по условию с 14 декабря 1890 г. отдан в аренду под булочное заведение крестьянину Семену Алексееву Козлову на три года, по 300 руб. в год. В 1889 г. на дворе гостиницы устроен каменный отъямник для погреба с деревянным над ним холодным помещением, а в 1890 г. амбары, навесы для сараев и помещения для дров. Гостиный корпус с трех сторон (северной, восточной и южной) был обнесен палисадником, огороженным деревянной решетчатой оградой и в 1890 г. засаженным разными дикими деревьями, с устройством куртин для цветов с северной стороны. За палисадником в 1890 г. насажены вишневые прививки число до 300 и огорожены деревянным забором.
Рядом с гостиницей в 1889 г. был построен каменный скотный двор. вверху его устроено помещение для сена. В 1890 г. большая часть скотного двора отделена от прочих его частей и засажена фруктовыми яблонными деревьями, числом до 163, и 31 кустами смородины и крыжовника. По саду проложены две крестообразные дорожки из кирпича и щебня. В восточной стороне сада располагалась, обложенная земляным дерном, могила погибших в 1851 г. от разрушения моста.
Каменный одноэтажный дом при скотном дворе разделялся на две половины: передняя половина назначена для временного помещения странников и богомольцев, задняя – для жительства скотниц и временного пребывания странниц и богомолок. Странникам и богомолам, как мужчинам, так и женщинам кроме покоя давалась от монастыря пища. В 1889 г. этот дом внутри и снаружи отремонтирован и над ним, посредине его, устроен мезонин.
У скотного двора стоял каменный одноэтажный дом для монастырских рабочих. К нему в 1890 г. была пристроена каменная кузница.
Каменная баня построена в 1888 г. Состояла из четырех отделений.
Дровяной сарай построен в 1888 г. и покрыт железом. С трех сторон он обгорожен деревянными, бревенчатыми стенами, заложенными в кирпичные столбы, а с одной примыкает к каменной монастырской ограде.
Каменная кладовая со сторожкой, каменный погреб с двум ледниками, каменный сарай для экипажей и каменная конюшня, три деревянных сарая, из них один назначен для рабочих телег, а другие два для склада разных хозяйственных вещей.
Каменный небольшой сарай с другими постройками и каменная теплица для цветов устроены в 1890 г.
21 декабря 1916 г. состоялось освящение Лазарета для душевно-больных воинов, устроенного под сению Боголюбовского мужского монастыря. Для лазарета отведена обширная монастырская гостиница. Освящение совершил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Шуйский в сослужении Епископа Евгения Юрьевского. Пел архиерейский хор. Пред освящением Высокопреосвященным Архипастырем сказано слово о долге русских людей, оставшихся в тылу, заботиться о раненых и заболевших защитниках Отечества. Во время освящения госпиталь был уже наполнен больными (на молебне присутствовало около 60 чел). После освящения госпиталя Его Высокопреосвященство обстоятельно осмотрел все палаты больных. Хор архиерейских певчих исполнил пред болящими несколько песнопений.

Монастырская колокольня

Воздвигнутая благоверным князем надвратная церковь в честь св.апостола Андрея Первозванного была разобрана в кон. XVIII в., а на её месте в 1842 г. построена колокольня, в первом ярусе которой помещались святые ворота, во втором - храм Успения Божией Матери, а в третьем - звонница с колоколами.

Самый тяжёлый из колоколов весил 498 пудов 35 фунтов, т.е. около 8 тонн. Высота всего здания - 58 метров. Внизу, в восточной части святых врат, была устроена усыпальница, украшенная внутри живописью. На решетчатых створах святых врат были расположены образы св. блгв. князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба, а над ними - образ Спасителя. В 1884 г. на колокольне было установлены куранты с четырьмя циферблатами. По свидетельству старожилов каждые 15 минут они вызванивали мелодию гимна Боже, царя храни.


Куранты с циферблатом



Монастырская колокольня

СОБОР БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В 1855 г. исполнилось 700 лет со дня явления Божией Матери св. блгв. кн. Андрею Боголюбскому. В память этого события 19 мая 1855 г. в монастыре состоялась торжественная закладка нового соборного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери. За год до этого, в феврале 1854 г., московская почетная гражданка купчиха Анна Герасимовна Алексеева со своими сыновьями Симеоном и Димитрием Петровичами обратилась во Владимирскую Духовную консисторию с просьбой о разрешении им на свои средства (было выделено 30 тысяч рублей серебром) соорудить в монастыре собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами: правый в честь святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866 г.); левый свв. первоверховных апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867 г.). Проект был составлен Владимирским губернским архитектором Я.М. Никифоровым, взявшим за основу образцовые проекты известного архитектора К.А. Тона, проектировавшего храмы в византийско-русском стиле. В основании престолов были вложены доски с надписями, в среднем основании.
Денежных средств купцов Алексеевых не хватило, и с 1860 г. братия обители ездили в окрестные губернии, ища благотворительной помощи для завершения строительства. Благодаря пожертвованиям благодетей А.В. Алексеева, В.М. Бостингтон, сыновей П.Г. Боткина, П.П. Воронина, М.Л. Королева, братьев П. и Ф. Правоторовых и многих других безвестных благотворителей постройка собора была завершена. Строительство собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1866 г.
20 мая 1866 г. состоялось , которое совершил, будучи тогда правящим архиереем Владимирской епархии, (причислен к лику святых в 1988 г.). 18 июня 1866 г. был освящен второй придел – во имя св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. 20 мая 1867 г. был освящен третий престол – во имя св. апостолов Петра и Павла.
Основную работу по возведению собора производил монах Серафим под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 г. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях.
Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление.
В 70-е гг. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями П. и С. Шороховыми (род Шороховых к тому времени занимался иконописанием уже более 100 лет и был известен не только во Владимирской, но и в Рязанской, Тамбовской, Вятской, Московских губерниях, куда их приглашали для росписи храмов).
Осенью 1870 г. были расписаны священными изображениями алтари, купол и своды собора. Колонны были расписаны позднее, т.к. в описи Боголюбского собора за 1875 год о столбах храма сказано: На северо-западной стороне первого правого столпа образ святого благоверного великого князя Александра Невского, на полотне, в вызолоченной раме. На втором правом столпе с северной стороны образ Владимирской Божией Матери, на полотне, в вызолоченной раме. На третьем правом столпе с северной стороны, образ Печерския Божией Матери, на полотне, в вызолоченной раме. На юго-западной стороне первого левого столпа образ святого благоверного князя Андрея Боголюбского на полотне, в вызолоченной раме и т.д.
Как указывает К. Тихонравов, многие из этих икон были написаны самим И.И. Шороховым.
В 1907-1908 гг. А.И. Шороховым была обновлена и дополнена настенная роспись собора. Тогда же им был сделан в главном приделе новый резной иконостас с колоннами, вызолоченный червонным золотом.




Собор Боголюбской иконы Божией Матери


Главки собора Боголюбской иконы Божией Матери

Вскоре после возрождения Свято-Боголюбского монастыря все приходящие в храм оказывались свидетелями чуда: в центральной части свода главного алтаря, на месте забеленной известью фрески, изображающей Господа Иисуса Христа Царя Небесного, проступили контуры лика царя.


Алтарный свод. Отреставрированная живопись



Келейный корпус построен в 1840 г. в строгих формах классицизма. В 1890 г. он внутри и снаружи возобновлен: трапеза вновь расписана, и в ней полы устроены из соснового паркета. В верхнем этаже корпуса помещались приёмный зал, казначейские комнаты и 9 братских келий; в нижнем 11 братских келий, две кухни и украшенная росписью братская трапезная с полом из соснового паркета. Между ним и соборным храмом разделаны аллеи, обсаженные разными дикими деревьями, а ближе к корпусу устроены куртины для цветов. Аллеи и куртины обнесены железными решетками в деревянных столбах и окрашены масляной дикой краской. После закрытия монастыря в этом здании размещалась средняя школа. Затем некоторое время дом стоял в запустении, роспись и паркет не сохранились. Сейчас этот корпус отреставрирован, в нём живут сестры обители и размещается монастырская трапезная.



Двухэтажный келейный корпус

Дом архимандрита

К западу от собора расположен небольшой двухэтажный корпус дом архимандрита (настоятельский корпус), построенный в 1786 г. Верхний этаж занимали настоятельские покои, в нижнем помещались две келии и настоятельская кухня. Между настоятельским корпусом и соборным храмом, с восточной стороны корпуса, находились куртины для цветов, отделенные от других частей двора железной в каменных столбах решеткой с двумя створчатыми такими же воротами. С южной и западной сторон корпус был окружен фруктовым садом и густой аллеей из кленовых деревьев, с северно стороны корпуса устроены ворота и ледник. Вплоть до конца 1999 г. в нём располагалась местная телефонная станция. Сейчас в этом здании на первом этаже находится монастырский медпункт, а на втором жилые помещения.


Дом архимандрита

Двухэтажный Иустиновский келейный корпус

К югу от собора стоит ещё один двухэтажный келейный корпус. Нижний каменный этаж был построен во второй пол. XVII ве., второй деревянный этаж был построен спустя 100 лет. Одно время в этом доме жил на покое , и в верхнем этаже была устроена небольшая домовая церковь в честь св. мученика Иустина, но после того, как преосвященный уехал из обители, в 1883 г. церковь была упразднена. Корпус этот долго оставался в запустении и неустройстве. В 1889 г. он был реставрирован. В нижнем этаже помещалась братская монастырская больница, устроенная в 1890 г., а в верхний этаж и часть нижнего этажа предназначены для временного пребывания приезжавших архиереев. Перед ним с северной стороны были расположены куртины для цветов и между ними проложены дорожки. Восточная и западная стороны корпуса окружены были дикими и фруктовыми деревьями. В советское время в этом корпусе было сначала общежитие, а затем здание принадлежало райотделу милиции. Летом 1999 г. этот дом полностью отреставрирован, и сейчас в нём проживают паломники монастыря, находятся приемные покои для гостей-архиереев.


Иустиновский келейный корпус



В восточной стороне за келейным корпусом располагалась хозяйственная часть со множеством различных построек, баня, скотный двор и, за оградой монастыря, трёхэтажная гостиница для приезжающих богомольцев, выстроенная в 1866 г. Сейчас там размещается поселковая больница. А находившийся рядом странноприимный дом перестроен под поликлинику. В настоящее время эти два здания обители не принадлежат.



Новая часовня на месте, где, по преданию, лежало брошенное убийцами тело св. кн. Андрея Боголюбского

По сказанию Киевской летописи, мученическая кончина князя Андрея последовала под сенями его великокняжеской ложницы, отсюда тело его вынесено было в огород и затем перенесено в притвор храма, где лежало на ковре двое суток, прикрытое эпанчею. Место это находилось в огороде против юго-восточного угла Рождественского храма. Тут, по сказанию местного предания, на верху ограды, возвышается тонкая, устроенная из кирпичей шейка с небольшой главой над ней, увенчанная железным крестом; в нижней части ограды, при самом основании ее, вставлен древний, известкового свойства, четырехугольный камень, длиной и шириной в аршин; цвет его, от давнего нахождения на воздухе, голубовато-серый; на этом камне рельефно высечено было изображение лика Спасителя, какое видим на нерукотворенном Его образе, но часть лика, борода и буквы вокруг главы – сбиты, может быть, во время вражеских нашествий; осталась только в целости вокруг камня насечка, состоящая из полос с кольцами внутри их. Над местом, где лежало тело князя, устроена была деревянная часовня. Внутри на стене часовни было нарисовано изображение лежащего тела князя Андрея, возле которого стоит Косьма Киевлянин и просит у убийцы Анбала ковёр для прикрытия останков своего господина. Внизу часовни сделан из камня уступ. Перед изображением лежащего тела князя висела лампада, зажигаемая самые праздники и воскресные дни. К часовне вела дорожка, усыпанная песком. По обеим сторонам дорожки расположены могилки разных погребенных здесь лиц, покрытые земляным дерном.
В сентябре 1918 г. наместник монастыря архимандрит Александр сообщил в епархию, что Боголюбский волостной совет самочинно захватил корпус в монастыре, проломив при этом каменную стену. В ответ на жалобу в отдел юстиции 28 ноября волостной совет предложил наместнику приготовить к сдаче советской власти все монастырское имущество, а особенно золотые, серебряные и бриллиантовые вещи.
Летом 1919 г. по указу властей была предпринята попытка незаконного вывоза мебели и различных ценных предметов из монастыря. Но местные жители, предупреждённые заранее насельниками обители, взяв иконы и хоругви, преградили крестным ходом путь грабителям, и те, убоявшись большого стечения народа, вернули вещи на место.

18.03.1892-06.09.1905 гг. – архимандрит Варлаам. 1905-1912 гг. – архимандрит Паисий. 18.05.1912-1916 гг. – архимандрит Вениамин. 28.05.1916 - июль 1920 – .


Афанасий Ковровский

В 1921-1923 гг. настоятелем был викарий Владимирской епархии (Сахаров).
В 1922 г. было организовано обновленческое Церковное Управление - Живая Церковь. На своём заседании в октябре живоцерковники постановили занять помещения во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре, сам монастырь упразднить, а монахов оттуда выселить в Боголюбово. На содержание же своего обновленческого Синода было решено отчислять 50% из доходов Боголюбского монастыря. Но монастырь был не в состоянии прокормить даже себя, не говоря уже о выплате налогов в новую структуру.



«Палаты» Андрея Боголюбского. Мелехов Я.Я. 1890-е гг.

Сводчатое помещение галереи-перехода между собором Рождества Богородицы и лестничной башней (1158–1165 гг.), вид с севера на южную и восточную стены. На южной стене арочный проём бывшего хода на хоры; в проёме металлическая решётка: тонкие вертикальные прутья и несколько поперечных полос из кругов и ромбов. Роспись (1891, Л.И. Парилов): на своде орнамент «крины», стилизованный под XII в., и сюжетные изображения в овальных медальонах; на южной (фронтальной) стене, слева от проёма, собор Рождества Богородицы после перестройки XVIII в. и фигура Богоматери (видна голова), на восточной (левой) стене – сцена погребения князя Андрея Боголюбского, окно и частично сцена убиения князя. В левом углу расписанный аналой, на нём большая икона с изображением молящегося Андрея Боголюбского, без полей и рамы. Пол паркетный, в виде больших плит. Кроме аналоя с иконой, интерьер сохранился в том же виде.

«18 ноября 1922 г. в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы происходило общее собрание братии Боголюбова монастыря. Здесь присутствовали: представитель приходского Совета при монастыре от граждан села Боголюбова Шерохов, Быков, церковный староста Доронов и от Губернского Отд. Управ. Двойнов. Председательствовал уполномоченный В.Ц.У. прот. Авроров. На собрании были рассмотрены приходо-расходные книги.
Выяснилось: запись поступающих сумм и расход ведется неправильно. Происходит утайка сумм со стороны ходовых иеромонахов и некоторых членов коллектива (!). Натуральные доходы в книгу не записываются и распределяются между ходовыми монахами, что страшно возмущает братию. Свечи из хода с иконой, оставшиеся после молебствий, также расходуются каждым произвольно вместо сдачи в свечной ящик. Порядок монастырской жизни представляет из себя сплошной хаос.
Дальше идет постановление, регулирующее «братские дела» (газета «Призыв», 5 декабря 1922).
11 мая 1923 г. две действующие монастырские церкви Рождественская и Благовещенская были опечатаны (в соборе уже не служили, т.к. не было возможности его отапливать).
Официальной датой закрытия Боголюбского монастыря можно считать 3 июня 1923 г.
«В бывш. Боголюбовском монастыре работает паровая мельница товарищества «Электросила» .
Т-во «Электросила» состоит из Никанорова, его жены, тетки Щелоковой, тестя Сисунова, Сидорова и рабочего Горохова. Вся эта теплая семейка вселилась в монастырь и по своему поповскому и капиталистическому обычаю занялась эксплоатацией темных рабочих.
Не так давно эта компания решила ремонтировать мельницу, для чего, конечно, нужны были средства.
- «Но зачем тратить по напрасно», - думает «Электросила» - обойдемся без этого. И действительно обошлись. Нашли одного томного рабочего Горохова ни давай ему крутить голову.
- «Ты, Горохов, устрой нам мельницу, а за это мы тебя пайщиком сделаем».
И стал бедный Горохов ломить по 15 часов в сутки. Через два месяца мельницу устроил, а пайщиком не стал.
Никаноров получил от Т-ва доверенность, которую подписала его жена, да тетушка.
Что касается работы, то ее здорово разделили. Горохову предложили быть мельником, работать по 12 часов, а получать ¼ с пуда ржи.
Жена Никанорова стала бухгалтером(!).
Никаноров деньги огребает, да по матушке рабочих ругает. Если рабочий скажет не по его, то в 24 секунды с мельницы долой, как это было с рабочим Куликовым.
Что же касается тетушек, они ручки не пачкают, выезжают на спине рабочих, а прибыль тоже загребают.
Смотрел, смотрел волостной милиционер на эту «Электросилу», да и сообщи в управление милиции, а последнее донесло отделу труда.
Отдел труда срочно командировал инспектора, который нашел нарушение по всем статьям кодекса закона о труде.
Во-первых рабочие работают 16 часов в сутки, а получают от 2 до 10 ф. муки в день, или от 4 до 6 р. в день…
Рабочие все взяты помимо Биржи Труда.
А о спец-одежде и говорить не приходится.
Когда инспектор труда задал на этот счет вопрос их главарю Никанорову, он отнекивался и ссылался на Барсанова, который сам работает у компании по найму.
Надо «Электросиле» воздать по заслугам, вышибить раз и навсегда эксплоататорскую энергию, которой слишком много у сватьев и братьев «электрического» товарищества» (Газета «Призыв», 12 июля 1923 года).
На основании постановления Владимирского УИК от 21 декабря 1923 г. и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 г. состоялась передача бывшего Боголюбского монастыря со всем оставшимся имуществом в ведение музейного отдела.
Верующие женщины-прихожанки хранили у себя ключи от монастырского собора и уже после закрытия монастыря тайно вынесли оттуда чудотворную Боголюбивую икону Божией Матери, поставив её в приходском храме свв. Иоакима и Анны, в котором ещё совершались богослужения. По рассказам старожилов, до начала 1940-х гг. икона находилась в приходском храме, и лишь после окончательного его закрытия икону взяли в музей.
Некоторое время на здания монастыря, и, в частности, на Благовещенский храм, претендовали обновленцы. В 1924 г. по распоряжению обновленческого ВЦУ, жителями с. Боголюбово Д.С. Дороновым, П.А. Шороховым и И.А. Поляковым были предприняты попытки зарегистрировать монастырь как религиозную организацию общества верующих. Обновленцы намеревались даже устроить на монастырской территории пастырскую школу для подготовки своих священников. Однако ни в том, ни в другом начинании они не имели успеха.
В 1927 г. в Боголюбском монастыре появились ещё одни квартиранты - часть зданий занял приемник-распределитель беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги.
В тот день, когда с колокольни Боголюбского монастыря сбрасывали колокола, туда собралось множество народа из самого посёлка и окрестных деревень. Явка была принудительная. По окончании мероприятия всем женщинам было подарено по белому ситцевому платку. Сбрасывали сначала самый большой колокол благовест, весивший 8 тонн, остальные колокола падали на него и разбивались, раскалываясь друг о друга с последним погребальным звоном.
Из монастырских подвалов повыходили монахи худые, оборванные, в заплатанных холщовых подрясниках. Они стояли и молились, провожая колокола в последний путь. Скупые мужские слёзы стекали по впалым щекам и терялись в полуседой бороде. А деревенские женщины причитали в голос.
Комиссар, руководивший этим делом, позже сгорел заживо в одном из монастырских корпусов - Иустиновском.
Часовой механизм курантов тогда же был разобран, и городские власти намеревались перевести и повесить их где-либо во Владимире, но намерению этому не суждено было осуществиться. Во Владимир были перевезены в то время лишь часы, висевшие на малой колокольне над великокняжескими палатами, по преданию подаренные ещё Петром I.
В 1929 г. монастырский собор был приспособлен под склад зерна, вскоре зерно было ссыпано на хранение и в древний Рождественской церкви, а в её притворе был размещен телятник Боголюбского колхоза; в алтаре Андреевского придела была устроена кубовая с кипятильником, а в честь св. блгв. кн. Андрея Боголюбского был разрушен, монастырское кладбище разорено, перекопано и уничтожено, а 20 лет спустя в Рождество-Богородицком храме и великокняжеских палатах был открыт музей.

В 1991 г. часть монастырских зданий была передана Православной Церкви, и здесь организован мужской монастырь, первым настоятелем которого назначен архимандрит Иероним (Деркач). 1991-1997 гг. – настоятель обители Иероним (Деркач).

В кон. июля 1991 г. во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, а затем и сам патриарх Алексий II служил перед ними молебен в благословение новоустрояющейся обители. Тогда же, в память этого события, Святейший патриарх вручил наместнику монастыря архимандриту Иерониму настоятельский посох, а в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь прп.Серафима Саровского.
С 1995 года возрождена прерванная в советское время традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери.



Продолжение »»»»

Copyright © 2018 Любовь безусловная

Мы побывали в этом монастыре буквально накануне получившего широкую огласку скандала с воспитанницами местного приюта. Точнее скандал был уже в полном разгаре, однако ещё не дошёл до прессы. Уже потом стало понятно, почему местные обитательницы были так хмуры и неприветливы. Однако, сейчас не об этом.
Итак. На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158-1164 гг. раскинулся на высокой береговой гряде "город камен именем Боголюбый". Предание связывает его основание и выбор места с покровительством Богородицы. 18 июня 1155 г. князь Андрей Юрьевич проезжал здесь, двигаясь из Киева в Суздаль, свою вотчину. Князь вез с собой чудотворный образ Божьей Матери византийского письма, названный впоследствии Владимирским. Вдруг кони встали, отказываясь двинуться с места. И так продолжалось дотемна, покуда князь не приказал раскинуть шатер для ночлега. И ночью усердно молился перед чудотворной иконой, и так сильна и горяча была его молитва, что Божья Матерь сама явилась ему. На этом месте князь основал замок и повелел написать явленный ему образ Богоматери. Икона Боголюбской Богоматери стала местной святыней. А привезенную икону поместили во вновь построенный Успенский собор во Владимире.


Если добираться до городка Боголюбово на поезде, вы выйдете вот на этой станции. Монастырь отлично видно уже отсюда.




Перейдя через железную дорогу...

...через пять минут мы в монастыре.
За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря. Древнейшая его часть - белокаменные памятники княжеского дворца XII в.Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием, которое летопись сравнивает с храмом Соломона. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Такими же галереями и башнями он соединялся с жилыми покоями князя и с крепостью.
Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды.Перед входом в храм стояла белокаменная водосвятная чаша под шатром, священный столп с четырьмя Богородичными ликами. Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками.


17 лет владимирского княжения провел князь Андрей в своем загородном замке - продолжении столичного Владимира. Здесь он принял мученическую смерть от рук политических соперников - бояр Кучковичей. Убийство произошло в ночь на 29 июня 1174 г. в лестничной башне. Именно эта двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея - единственное, что сохранилось из обширного дворцового строения.













Место, где был убит Андрей Боголюбский.



А вот таким он был, Андрей Боголюбский. Реконструкция Герасимова.



Облик древнего собора и дворца стал известен благодаря многолетним археологическим исследованиям Н.Н. Воронина. В Боголюбове теперь женский монастырь. Уникальный памятник гражданского зодчества - палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы совместно используются Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и монастырем; внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Построен в 1751-1758 гг. на месте храма, воздвигнутого, возможно, в 1157-58 гг. Первоначально собор являлся центром дворцового ансамбля Боголюбова, вероятно, в последней четверти XII в. стал монастырским.

Стены собора XII в. сохранились по всему периметру на уровне 3 рядов каменной кладки. Древний собор был одноглавым, трехапсидным, четырехстолпным, круглые столпы-колонны, увенчанные резными капителями, «корунами», были расписаны под мрамор. Столпам отвечали изнутри плоские лопатки.
Фрагмент вымостки дворцовой площади XII в.









Светлый и просторный внутренний объем был роскошно декорирован с использованием меди и золочения («издну церкви от верха и до долу, и по стенам, и по столпом ковано золотом, и двери же и ободверье церкви златом же ковано и бяшеть же и сень златом украшена, от верха и до деисиса», согласно «Повести об убиении Андрея Боголюбского» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 581-582).
Пол был выстлан полированными плитами красной меди (на хорах - глазурованной цветной плиткой с изображением птиц и орнаментов); листами золоченой меди были покрыты закомары и порталы (гвозди с фрагментами позолоченной медной оковки сохранились на косяках и колонках зап. портала).
Храм был расписан фресками (выполнены, очевидно, в 50-х гг. XII в. греч. иконописцами) и насыщен «церковным строением»: иконами, священными сосудами (в их числе знаменитый «ерусалим злат с камении драгими»), тканями, книгами и др. («иконами многоценными, златом и каменьем драгим и жемчюгом великым безценныи»).


Современная настенная живопись выполнена в 1891 г. живописцем из с. Палех Львом Париловым, в технике, близкой к древней фреске. Образцом для росписи послужил Владимирский Успенский Собор.





















После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание - Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму.





Собор в честь Боголюбской иконы Божьей Матери. Заложен 19 мая 1855 г. и освященный 20 мая 1866 г. Владимирским еп. свт. Феофаном Затворником.
Храм в русско-византийском стиле возведен по проекту К. А. Тона под наблюдением губернского архит. Я. М. Никифорова, большую часть средств на строительство пожертвовали московская купчиха А. Г. Алексеева и ее сыновья. В храме имелись приделы во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866) и апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867). Здание собора крестово-купольное, с 5 тесно примыкающими друг к другу главами на граненых барабанах и постаментах, центральный купол выделен высотой и объемом. Фасады собора украшены пилястрами, карнизом и закомарами с архивольтами и круглыми нишами.
Своды центральных рукавов креста по высоте и ширине превосходят боковые компартименты, что подчеркнуто размерами закомар. Иконостас храма создан по рисункам акад. Ф. Г. Солнцева. Внутренние росписи в академическом стиле выполнены в 70-х гг. XIX в.
В 1907-1908 гг. настенная роспись была обновлена, в главном алтаре установили новый резной позолоченный иконостас.















Святой шатёр (киворий).
В современном виде построен в XVII в., впервые упомянут в описях монастыря 80-х гг. XVII в. Раскопки Воронина (1934-1938) позволили восстановить вид этой постройки в XII в.: это была белокаменная резная 8-колонная аркада, под к-рой стояла белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из чаши кн. Андрей брал деньги для раздачи рабочим, строившим храмы и др. здания Боголюбова, из нее же он наделял деньгами бедных. В Б. м. ежегодно 18 июня, в день празднования Боголюбской иконы, в этой чаше совершалось освящение воды.







Один из входов в монастырь.


На этом всё)))
Использована информация.

) - женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области (Владимирская епархия Русской православной церкви).
Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского - единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени, хотя бы частично.

История монастыря
Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский был первым, после святого равноапостольного великого князя Владимира, созидателем и устроителем Русской земли. От своего знаменитого деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал многие черты характера: мужество, благородство, великодушие к врагам, цельность натуры и упорство в достижении поставленной цели. За свое дивное благочестие князь Андрей получил прозвище Боголюбский. Он знал наизусть весь церковный Богослужебный круг (святцы), был очевидцем явления Пресвятой Богородицы и даровал Руси две чудотворные Ее иконы, выстроил свыше 30-ти храмов и монастырей. Князь обладал и полководческим даром – он совершил несколько военных походов на Волжскую Булгарию, которая делала опустошительные набеги на Владимиро-Суздальскую землю. Господь чудом помог князю одержать победу, и в честь этого было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 (14) августа. Кроме того, в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою, князь Андрей выстроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте слияния двух рек – Нерли и Клязьмы. Он сам установил празднование Покрову Богоматери 1 (14) октября в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свою защиту. (Позднее при храме был устроен женский монастырь, просуществовавший до 1764 года, а затем там находился скит от Боголюбского мужского монастыря .)
Велики Князь Андрей Боголюбский летом 1174 года князь был убит руками заговорщиков – врагов земли Русской – за деятельность, направленную на объединение раздробленных русских княжеств в единодержавное государство. Место мученической кончины святого князя в лестничной башне Боголюбского замка сохранилось до наших дней.
После кончины князя устроенная им обитель несколько раз претерпевала разорение и разграбление, но продолжала существовать. Монастырьчасто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился святой князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его тело. Святитель московский митрополит Петр, будучи еще на Владимирской кафедре, совершал здесь богослужения. А в 1360 г. здесь был и московский святитель митрополит Алексий. С 1364 по 1373 гг. здесьподвизался суздальский епископ Иоанн, причисленный позднее к лику святых. В 1552 г. во время казанского похода здесь побывал царь Иоанн IV. Сюда приезжали на богомолье патриархи московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово. По пути во Флорищеву пустынь в 1680 г. в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. В 1690 году обитель посещал царь Петр I. Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья. Знаменательно то, что в конце июля 1991 года во время перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево , крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, и сам Патриарх Алексий II служил перед ним молебен в благословение новоустрояющейся обители. Позднее в память этого события, в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь Серафима Саровского .
13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.
В XIX веке в обители, как и во всей России, был духовный расцвет: увеличилось число насельников, строились новые корпуса, в 1841 году была построена новая монастырская колокольня (высотой 58 метров), а за 11 лет (1855–1866 гг.) был выстроен новый пятикупольный соборный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами в честь святых Симеона Богоприимца и пророчицы Анны и святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из самых больших храмов в Центральной России – вмещает около 5 тысяч молящихся. Он был сооружен на средства московской купчихи Анны Герасимовны Алексеевой с сыновьями по проекту губернского архитектора Я.М. Никифорова, взявшего за основу образцовые разработки К.А. Тона. Освящал храм в 1866 году святитель Феофан (Затворник), который тогда являлся правящим архиереем Владимирской епархии. В 70-х гг. XIX века собор был расписан внутри масляной живописью в академическом стиле артелью потомственного иконописца И.И. Шорохова с братьями.
В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь был возведен в I класс. К началу XX века братии в обители было около 75 человек. Последним настоятелем монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году был святитель Афанасий Сахаров, причисленный ныне к лику святых (прославление состоялось 29 октября 2000 года).

Период советской власти
После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них приняли от рук безбожников мученическую кончину. В монастырских корпусах разместились школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах – хранилища и склады.

Возрождение монашеской жизни
В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года, по решению священноначалия, сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спас-Преображенского монастыря; возникло 2 монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.
Собор Боголюбской иконы Божией Матери полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и ещё девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором - солея, алтарь, престол и жертвенник. Завершена реставрация росписи, с 2002 года изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.
Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля - в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.
Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.