Классный час о первом спутнике. Интерактивный классный час «Первый искусственный спутник Земли. Четыре - Марс

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: расширить представление младших школьников о космосе, познакомить с историей освоения космоса.

Задачи: воспитывать чувство гордости за свою страну; уважение к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса.

Оборудование: плакат “55 лет – первый спутник Земли”, рисунки “Мои мечты о космосе”, презентация PowerPoint.

Ход классного часа

Учитель. С давних времён загадочный мир планет и звёзд притягивал к себе внимание людей. Наблюдая звёзды в телескоп, люди не переставали мечтать о путешествии к ним. Эта мечта сбылась в 20 веке.

В умах учёных много лет
Жила мечта заветная:
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное. (Слайд 1)

Учитель. 4 октября 2012 года исполнилось ровно 55 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли. (Слайд 2)

Учитель. Что означает слово “спутник”? (Слайд 3)

К полёту первый спутник был готов
В минувшем веке, пятьдесят седьмом году.
Он полетел благодаря труду
Конструкторов, ракетчиков, рабочих. (Слайд 4)

Учитель. В 1955 году С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначен С. П. Королёв. (Слайд 5.)

Ученик. Сергей Павлович Королёв выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. (Слайд 6)

Учитель. Ребята, попробуйте расшифровать ИСЗ (искусственный спутник Земли). Спутник представлял собой исключительно простое устройство и имел кодовое название. (Слайд 7)

Ученик. Изображение простейшего спутника надолго вошло в советскую геральдику. (Слайд 8)

Учитель. На базе артиллерийского завода №88 был создан научно-исследовательский институт (НИИ-88), который стал центром по всему комплексу работ. (Слайд 9) На опытном заводе ведут сборку слесари-сборщики Юрий Дмитриевич Силаев, Николай Васильевич Селезнёв. Ведущий конструктор первого спутника Ивановский Олег Генрихович, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.

Весь мир ещё не знает ничего
Обычные “Последние известия”.
А он летит через созвездия.
Земля проснется с именем его. (Слайд 10)

Учитель. Спутник ушёл за горизонт. Люди на космодроме выбежали на улицу, кричали “Ура!”, качали конструкторов и военных. И ещё на первом витке прозвучало сообщение ТАСС: “...В результате большой напряженной работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли...”. Русское слово “спутник” вошло во многие языки мира. В барах Западной Европы появились коктейли “Спутник”. Парикмахеры придумали новые модельные прически.

Ученик. Запуск первого искусственного спутника Земли – первый шаг в освоении космического пространства. Без ракеты-носителя невозможно вывести объекты на орбиту. К 1957 году такая ракета прошла все испытания. (Слайд 11, 12)

Учитель. Для запуска ракеты нужна была стартовая площадка. В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки вдали от крупных населённых пунктов. (Слайд 13)

Ученик. Спутник совершил 1440 оборота вокруг Земли (около 60 млн. км), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта. Его полёт увидел весь мир. Излучаемый им сигнал ловил любой радиолюбитель в любой точке земного шара. (Слайд 14)

Учитель. В 1958 году возле станции метро “Рижская” в Москве был установлен памятник создателям первого советского искусственного спутника Земли. (Слайд 15) В 1964 году в честь запуска “Спутника-1” возле станции метро ВДНХ, был сооружен 99-метровый монумент “Покорителям космоса” в виде взлетающей ракеты, оставляющей за собой шлейф огня. (Слайд 16)

Знаю, вас в День военно-космических сил
Человек бы любой об одном попросил:
Берегите себя и весь шар наш земной,
Отведите беду от Земли стороной!

Как космических воинов нам поздравлять.
Если в праздник свой пост им нельзя оставлять.
Каждый миг начеку им положено быть,
Чтобы зыбкий наш мир на Земле сохранить! (Слайд 17)

Учитель. День космических войск – это праздник тех, кто посвятил себя работе над созданием космических аппаратов оборонного значения, кто осуществлял и осуществляет их запуски.

Тема: « Космическое путешествие».

Цели:

Расширить знания детей о космосе, известных космонавтах;

познакомить с историей создания ракетной техники;

развивать любознательность, мышление;

воспитывать гордость за свою страну, патриотические чувства;

Ход праздника:

Мчатся ракеты к дальним мирам,

К подвигам сердце рвется...

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели своей добьется!

И мальчишки, и девчонки,
Наяву и в добрых снах,
Все о космосе мечтают,
О далёких небесах..

Ныне праздник космонавтов! –
Поздравляем с этим днём.
Нам открыл его Гагарин.
Много сказано о нём:

Ученик.

В мире первый космонавт он,
Потому для всех герой.
Был добрейшим человеком,
Был с улыбкой неземной.

Оттого-то этот праздник
Для детишек добрым стал,
Потому, видать, про космос
Каждый в детстве помышлял:

Ученик.

На Гагарина похожи
Все мальчишки быть хотят,
В честь него рисуют дети
Разноцветный звездопад.

В честь Гагарина – проспекты,
Корабли и катера…
Ныне праздник космонавтов:
Космонавтике – «Ура!».

Учитель. О чем сегодня пойдет разговор?

Дети. О космосе, о космонавтах.

Учитель. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представ­ляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрус­тальным куполом неба со множеством сверкаю­щих звезд.

С тех пор прошло несколько тысяч лет. Люди построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солн­ца, делая один оборот вокруг своей оси за год.

Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (ат­мосфере). Но люди не останавливались на дос­тигнутом.

В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане. Место нахож­дения космодрома - Байконур.

Основоположники космонавтики - Констан­тин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев.

Эти два человека положили начало освоению космоса.

4 октября 1957 года - начало космической эры - был запущен первый искусственный спут­ник Земли (ПС-1).

3ноября 1957 года - запущен второй искусственный спутник, в его кабине была собака Лайка, снаб­женная всем необходи­мым для жизни.

12 апреля 1961 года - день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Га­гарина. День 12 апреля стал большим всенарод­ным праздником в честь летчиков-космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.

И наш празд­ник мы посвящаем 50-ле­тию полета в космос перво­го в мире космонавта - Юрия Алексеевича Гагарина.

Давайте перенесемся на 50 лет назад. По радио передают сооб­щение, по всей стране люди собрались у радиопри­емников: "Говорит Москва! Работают все радиостан­ции Советского Союза! Московское время - 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе вы­веден на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с чело­веком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Совет­ского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич".

Учитель.

– Юрий Гагарин пошел в школу 1 сентября 1941 года, в год, когда началась Великая Отечественная война с фашистской Германией. Беззаботное детство оборвалось. В деревню Клушино, где жила семья Гагариных, ворвались фашисты и почти два года хозяйничали в ней. Юрий Гагарин ненавидел врагов и, как мог, вредил им: разбрасывал на дороге, по которой ездили вражеские машины, осколки бутылок, кривые гвозди. Машины на полном ходу наскакивали на эти «мины» и протыкали себе шины.

И наступил счастливый день. Советские солдаты прогнали врагов. Взрослые начали строить, восстанавливать разрушенные дома, школы, заводы. Рабочих рук не хватало – ведь у многих отцы и старшие братья не вернулись с войны. И Юрий Гагарин пошел учиться на рабочего. Днем работал, вечером шел в школу. Он много читал. Однажды ему попалась книга о ракетах. Ему представились космические корабли и неудержимо захотелось самому летать.

Ученик

Заявил вчера Виталик:
– Быть Гагариным хочу!
Вы меня зовите Юрой,
Я ведь в космос полечу.

Посмотрите, посмотрите:
Ждать взросленья – нет уж сил,
Потому-то из коробки
Я ракету смастерил.

Полечу к Луне и звёздам
И на Марс я полечу…
Вы меня зовите Юрой –
Космонавтом быть хочу!

Ученик.

В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Ученик.

Истории ныне подарен
Всего человечества взлёт.
Из космоса Юрий Гагарин
В легенду народа идёт.

Учитель. Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: "Гагарин," "Юрий", "Россия". Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.

После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка эки­пажей, и программа работы на орбите.

Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбиталь­ные станции кружат вокруг планеты.

Учитель. Ребята! А вы хотите побывать в космосе?

Ученик.

Скомандует диктор:

"Внимание - взлет!"

И наша ракета помчится вперед.

Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.

Ученик.

Хотим мы с тобой подружиться, Луна.

Чтоб ты не скучала все время одна.

Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть.

Сумеем в пути и к тебе заглянуть.

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим!

Самым смелым будет наш

Веселый, дружный экипаж.

Учитель.

В полете каждый космонавт должен выполнять специальные космические правила. Я буду говорить начало правила, а вы должны все вместе его продолжить. Итак...

Космонавт, не забудь...

Дети. Во Вселенную держишь путь.

Учитель. Главным правилом у нас...

Дети. Выполнять любой приказ.

Учитель. Космонавтом хочешь стать...

Дети. Должен много, много знать.
Учитель. Любой космический маршрут...

Дети. Открытдля тех, кто любит труд.

Учитель. Только дружных звездолет...
Дети. Может взять с собой в полет.

Учитель. Скучных, хмурых и сердитых...
Дети. Не возьмем мы на орбиту.
Учитель. Внимание! Внимание! Всем приготовиться к запуску!

Дети. Есть приготовиться к запуску!

Учитель:

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня – космонавт.

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким!

Конкурсная программа.

Конкурс «КОНСТРУКТОРЫ» (Слайд №5)

– Молодцы! Чтобы отправиться в космос, нужна ракета.

Учитель:

Придумал Незнайка корабль межпланетный,

Чертил чертежи в обстановке секретной;

Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,

Чертил на отдельных листах все детали.

А ты рассмотри все его чертежи

И полный чертеж из деталей сложи.

Все надо заметить, все надо учесть –

Быть может, ненужные, лишние есть?

Дети собирают из частей ракету, придумывают для нее название, связанное с космической темой.

Учитель. Итак, экипажи сформированы, ракеты имеют свои имена, и теперь самое время отправиться в полёт.

У. Внимание! К запуску ракеты приготовиться!

Д. Есть приготовиться!

У. Завести моторы!

Д. Есть завести моторы!

У. Пять! Четыре! Три! Два! Один!

Д. Пуск! Ура!

У. Сейчас мы с вами в центре Солнечной системы. Солнечная система – это семья, в которой живет и наша планета Земля. В центре ее раскаленный газовый шар – это Солнце. Земля получает лишь малую часть солнечного тепла. Вокруг Солнца вращаются 9 планет, тысячи астероидов и комет.

– Эй, Земля, а с кем ты дружишь?

Иль одна вкруг Солнца кружишь?

– Я в компании приличной –

Братьев семь, одна сестричка.

Мы горды своей почтенной

Нашей Солнечной системой.

Конкурс «Планеты» (Слайд № 6)

Расположить в порядке возрастания все планеты. Чья команда выполнит быстрее и правильнее.(Дети располагают карточки с названиями планет) Проверка по стихотворению.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Конкурс «Загадочный» (Слайд №6)

– В полёте космонавты в свободное время не только рисуют, но и сочиняют стихи. Потренируемся и мы. Вам надо закончить четверостишия.

Не в первый раз, не в первый раз

В огне и звуках грома

Ракета в космос поднялась

С земного (космодрома ).

Уходит в небо экипаж,

Отныне знаменитый.

Мы будем слушать репортаж

С космической (орбиты ).

Уже оставил луноход

Следы на лунной пыли:

На ближнем спутнике Земли

Тропинку (проложили ).

С друзьями в небо ты глядишь,

Конечно, твердо веря,

Что подрастешь – и полетишь

К загадочной (Венере ).

У нас сбываются мечты:

Покажут в телекадре,

Как по Сатурну ходишь ты

В космическом (скафандре ).

Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится.(Луноход.)

Чудо-птица – алый хвост

Прилетела в стаю звезд.(Ракета.)

Рассыпалось ночью зерно,

А утром – нет ничего. (Звезды.)

Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает.(Солнце.)

Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.(Космонавт.)

Учитель: В космосе всё не так, как на Земле. Ведь там нет воздуха, люди и предметы не имеют веса, всё, что не закреплено, – летает. Это состояние называется невесомостью (карточка ). Человеку хотелось преодолеть земное тяготение и выйти в космическое пространство. И в 1965 году человек выходит в открытый космос. И вновь это советский космонавт – Алексей Архипович Леонов. А в 1969 году человек ступает на поверхность Луны. Это был американский астронавт Нил Армстронг. Алексей Леонов не просто побывал в открытом космосе, но и показал потом людям, что он там увидел. Он написал картины, на которых запечатлел увиденное. Посмотрите, краски космоса удивительны! Без специального оборудования человеку в космосе не выжить. Для космонавтов создана специальная одежда.

Конкурс «Шифровка» (Слайд №8)

Отгадайте ребус – и вы узнаете, как она называется.

А Д А С Ф Р Н К

Н (((Скафандр.)

Выходя в открытый космос, космонавт надевает скафандр, который его защищает и позволяет ему дышать. Для космонавтов создана специальная еда. Бульон в тюбике, в каком обычно бывает зубная паста, шоколад в тюбике, чай в тюбике – так питались в космосе раньше. Сейчас в каждую космическую

экспедицию отправляются не только тюбики с продуктами, но и свежие фрукты, в том числе киви, апельсины, яблоки. А еще в полет отправляется лаваш – белый хлеб в виде большой плоской лепешки. Он не крошится и не так быстро черствеет, как хлеб. Когда экипаж станции проводит в космосе по полгода, свежий лаваш или кусочек яблока поднимают настроение.

Исполняется песня «Трава у дома».

Конкурс «Портрет инопланетянина» Пока наши космонавты брали пробу грунта, другие члены экипажа, глядя на экраны мониторов, сделали самое главное открытие: эта планета обитаема. Как жаль, что мы забыли взять с собой камеру и фотоаппарат! Теперь придется взять в руки карандаши и самим нарисовать портрет обитателя планеты. Каждый экипаж выбирает художника, а остальные члены команды подсказывают ему детали, которые им удалось разглядеть.

Задание - нарисовать портрет обитателя планеты.

Космос – не только удел мужественных и смелых. Он для любознательных и терпеливых, смекалистых и твердых, ищущих и верящих в будущее этого пока еще не познанного мира.

Ю. Гагарин

– Молодцы, ребята, вы хорошо слушали, играли. Я хочу нашу встречу завершить словами космонавта Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».

Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта!

Под музыку идёт награждение грамотами и призами все команды.

55 лет первому искусственному спутнику Земли Классный час Ярикова Марина Григорьевна, классный руководитель 5а класса МОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа» Звениговского района Республики Марий Эл Ярикова Марина Григорьевна, классный руководитель 5а класса МОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа» Звениговского района Республики Марий Эл


Использование искусственных спутников Земли для связи и телевидения, прогнозирования погоды и гидрометеорологической обстановки, для навигации на морских путях и авиационных трассах, изучения природных ресурсов Земли и контроля среды обитания становится всё более привычным для нас.


Когда же был осуществлён запуск первого в мире искусственного спутника Земли? 4 октября 1957г. в Советском Союзе в 22 ч. 28 мин. 34 сек. по московскому времени с космодрома Байконур был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли (ИСЗ). Это всемирно историческое событие стало началом новой эры в истории человечества – эры изучения и освоения космического пространства.








Внутри герметичного корпуса были размещены: блок электрохимических источников; радиопередающее устройство; вентилятор; термореле и воздуховод системы терморегулирования; коммутирующее устройство бортовой электроавтоматики; датчики температуры и давления; бортовая кабельная сеть.


Спутник летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 млн км), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта. Из-за трения о верхние слои атмосферы спутник потерял скорость, вошёл в плотные слои атмосферы и сгорел вследствие трения о воздух.


Спутник имел большое политическое значение. Его полёт увидел весь мир, излучаемый им сигнал мог услышать любой радиолюбитель в любой точке земного шара. Время прохождения спутника над различными населёнными пунктами заранее объявлялось в печати, и люди на разных континентах выходили ночью из своих домов, смотрели на небо и видели: среди привычных неподвижных звёзд одна движется! Спутник имел большое политическое значение. Его полёт увидел весь мир, излучаемый им сигнал мог услышать любой радиолюбитель в любой точке земного шара. Время прохождения спутника над различными населёнными пунктами заранее объявлялось в печати, и люди на разных континентах выходили ночью из своих домов, смотрели на небо и видели: среди привычных неподвижных звёзд одна движется!


Американский авиационный журнал "Америкен эвиэйшен" писал: "Запуск спутника Советским Союзом явился не только крупным научным достижением, но и одним из величайших событий в истории всего мира". Американский авиационный журнал "Америкен эвиэйшен" писал: "Запуск спутника Советским Союзом явился не только крупным научным достижением, но и одним из величайших событий в истории всего мира".


3 ноября того же 1957 года запустили второй ИСЗ весом 508,3 кг. Это была уже настоящая научная лаборатория. Впервые в космическое пространство отправилось высокоорганизованное живое существо собака Лайка. Но это уже другая история. 3 ноября того же 1957 года запустили второй ИСЗ весом 508,3 кг. Это была уже настоящая научная лаборатория. Впервые в космическое пространство отправилось высокоорганизованное живое существо собака Лайка. Но это уже другая история. Не прошло и месяца после запуска ПС-1, как был запущен ПС-2 - второй искусственный спутник Земли.


Какие бывают искусственные спутники Земли (ИСЗ) и для чего они служат? Искусственные спутники различают по целям запуска и задачам, решаемым с помощью ИСЗ. Кроме того, по орбитам, на которые они выводятся, типам некоторого бортового оборудования и т.д. Размеры, масса, оборудование искусственных спутников Земли зависят от задач, которые спутники решают.


По целям и задачам искусственные спутники Земли подразделяются на две группы: научно-исследовательские, прикладные. Научно-исследовательские спутники предназначены для получения новой информации о Земле и околоземном пространстве, для проведения для проведения астрономических исследований, исследований в области биологии и медицины, и других областях науки. Прикладные спутники служат для удовлетворения практических нужд человека, получения информации в интересах народного хозяйства, проведения технических экспериментов и т.д. По целям и задачам искусственные спутники Земли подразделяются на две группы: научно-исследовательские, прикладные. Научно-исследовательские спутники предназначены для получения новой информации о Земле и околоземном пространстве, для проведения для проведения астрономических исследований, исследований в области биологии и медицины, и других областях науки. Прикладные спутники служат для удовлетворения практических нужд человека, получения информации в интересах народного хозяйства, проведения технических экспериментов и т.д.


Спутники связи служат для передачи телевизионных программ, обеспечения радиотелефонной и телеграфной и других видов связи между надземными пунктами, расположенными на больших расстояниях друг от друга. Навигационные ИСЗ позволяют быстро и точно определить местонахождение морских кораблей в любой точке Мирового океана, независимо от погодных условий.


Метеорологические ИСЗ регулярно передают передачи на наземные станции изображения облачного, снегового и ледового покровов Земли; сведения о температуре земной поверхности и различных слоёв атмосферы. Эти данные используются для уточнения прогнозов погоды, своевременно предупреждают о надвигающихся ураганах, штормах, тайфунах. Специализированные ИСЗ для изучения природных ресурсов, передают информацию для различных отраслей народного хозяйства. Информацию можно использовать для прогнозирования урожаев, для определения заражённых вредителями участков леса, для контроля загрязнения природы.


В какое время суток виден искусственный спутник Земли? Как правило, искусственный спутник Земли не имеет собственных мощных источников света, которые позволили бы его наблюдать с Земли. Поэтому ИСЗ виден только в случае, если он освещен Солнцем, т.е не попал в тень Земли. Но на фоне дневного неба даже яркий спутник не виден. Следовательно, ИСЗ можно наблюдать вблизи вечерних или утренних сумерек. Невооруженным глазом наблюдаются только спутники на низких орбитах (не выше км над поверхностью Земли). Обычно продолжительность времени, в течение которого можно видеть спутник поздним вечером или под утро на высотах км, не превышает 1-2 ч.


Спутник тем легче наблюдать, чем он больше и чем выше отражательная способность его поверхности. Спутник, имеющий вид зеркального шара, пролетая над головой на высоте км, при диаметре 2 м будет казаться невооруженному глазу едва-едва различимой звездочкой.


1. Назовите точную дату запуска первого в мире искусственного спутника Земли? 2. Кто был главным конструктором первого искусственного спутника Земли? 3. Сколько дней летал первый искусственный спутник Земли? 3. Сколько дней летал первый искусственный спутник Земли? 4. На какие две большие группы по целям и задачам подразделяются ИСЗ? 4. На какие две большие группы по целям и задачам подразделяются ИСЗ? 5. На каких высотах над поверхностью Земли можно наблюдать искусственные спутники невооружённым глазом? 5. На каких высотах над поверхностью Земли можно наблюдать искусственные спутники невооружённым глазом? Вопросы по теме классного часа. (4 октября 1957 года) (92 дня) (научно-исследовательские и прикладные) (км, не выше км) (Сергей Королёв)


Использованная литература. 1.Фесенко Б.И. Астрономический калейдоскоп: вопросы и ответы: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, Энциклопедический словарь юного астронома / сост. Н.П. Ерпылев.-2-е изд., перераб. и допол. – М.: Педагогика, Фесенко Б.И. Астрономический калейдоскоп: вопросы и ответы: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, Энциклопедический словарь юного астронома / сост. Н.П. Ерпылев.-2-е изд., перераб. и допол. – М.: Педагогика, 1986.

4 октября 2017 года исполняется 60 лет со дня начала космической эры человечества. 4 октября 1957 года с космодрома Байконур на ракете-носителе «Спутник» был запущен первый искусственный спутник Земли.

В ходе проведения классного часа обучающиеся расширят свои знания о научной деятельности Сергея Павловича Королёва – основателя практической космонавтики в нашей стране, познакомятся с характеристиками первого спутника, а также узнают, какие виды спутников существуют сегодня и какие задачи они выполняют.

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Правила проведения викторины [PDF ] [DOCX ]

Цель:

  • систематизировать и расширить представление учащихся о запуске первого искусственного спутника Земли.

Задачи:

  • расширить представление учащихся об освоении космического пространства;
  • познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека;
  • формировать чувство патриотизма через изучение великих свершений русских людей;
  • воспитание чувства сотрудничества.

Тема нашего классного часа – «60 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли».

И начать его хочется словами основателя практической космонавтики в нашей стране Сергея Павловича Королёва:

«Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надёжный мост с земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звёздам открыта!»

Начало космической эре в истории человечества было положено 4 октября 1957 года, когда был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Кодовое обозначение спутника – ПС-1 (Простейший Спутник – 1).

Он был запущен с космодрома Байконур на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Давайте посмотрим видеофрагмент «Запуск спутника» .

Полёт первого искусственного спутника Земли увидел весь мир.

Посылаемый спутником сигнал ловил любой радиолюбитель в любой точке земного шара.

Над созданием искусственного спутника Земли трудились многие учёные.

Возглавлял эту работу Сергей Павлович Королёв – советский ученый, инженер-конструктор, основоположник практической космонавтики.

Под руководством Сергея Павловича Королёва был осуществлен и запуск первого космонавта планеты. Давайте посмотрим видео о научной деятельности Сергея Павловича Королёва .

Просмотр и обсуждение видео о научной деятельности Сергея Павловича Королёва.

Во время запуска первого искусственного спутника Земли ставились следующие задачи:

  • проверить правильность расчётов и технических решений, на которых основывался запуск;
  • определить данные плотности верхних слоев атмосферы по спускаемому торможению космического аппарата;
  • исследовать ионосферное распространение радиоволн, которые излучают передатчики спутника;
  • провести анализ условий для адекватной работы аппаратуры прочих летательных устройств.

Внешне спутник представлял собой алюминиевую сферу диаметром 58 см, к которой были прикреплены крест-накрест две изогнутые антенны, позволяющие устройству равномерно и во всех направлениях распространять радиоизлучение.

Внутри сферы, сделанной из двух полусфер, скреплённых 36 болтами, располагались 50-килограммовые серебряно-цинковые аккумуляторы, радиопередатчик, вентилятор, термостат, датчики давления и температуры. Общая масса устройства составила 83,6 кг.

ПС-1 находился на орбите 92 дня и совершил за это время 1440 оборотов вокруг Земли, преодолев таким образом около 60 миллионов километров. Радиопередатчики спутника работали в течение двух недель после старта. Затем аппарат сгорел в верхних слоях атмосферы Земли.

Новость о спутнике, выведенном на околоземную орбиту советскими учеными, мгновенно облетела весь мир. Запуск первого спутника Земли позволил получить не только важные технические данные, необходимые для дальнейшего развития космонавтики, но и ценные научные сведения.

Газеты выпускали статьи, посвящённые первому искусственному спутнику Земли.

Выпускались почтовые марки к памятным датам запуска спутника.

Устанавливались памятники к памятным датам запуска ИСЗ

Современные искусственные спутники Земли выполняют множество задач и в зависимости от них подразделяются на несколько видов:

– астрономические спутники используют для исследования космических объектов и явлений; по сути, это мобильные обсерватории за пределами Земли;

– разведывательные аппараты поставляют информацию военным ведомствам своих стран о расположении и перемещении стратегических объектов на исследуемой территории;

– спутники связи необходимы для передачи радиосигнала между сильно отдалёнными точками на поверхности, находящимися вне зоны прямой видимости;

– навигационные спутники обеспечивают работу системы глобального позиционирования GPS, что очень важно для определения местоположения транспортных средств;

– метеорологические спутники незаменимы для изучения погоды и составления метеопрогнозов;

– спутники дистанционного зондирования с помощью радиолокации и фотосъёмки поверхности Земли производят разведку месторождений полезных ископаемых, учёт расположения природных ресурсов, контроль за состоянием экологической системы;

– на биоспутниках производятся исследования живых организмов в космических условиях;

– экспериментальные спутники запускают для испытания новых разработок.

Сейчас число искусственных объектов на земной орбите превышает 15,5 тысяч.

Проведение викторины.

Викторина проводится по принципу телеигры «Своя игра».

В качестве завершения классного часа предлагается

Правила проведения викторины

Для проведения викторины класс делится на две команды. Проводится жеребьевка, в ходе которой определяется, какая команда начинает игру. Представители команды выбирают вопросы. В случае правильного ответа на вопрос команда продолжает игру. В случае неправильного ответа в игру вступает другая команда. Победителем становится команда, набравшая наибольшее число очков.

Источники:

  1. История развития отечественных автоматических космических аппаратов // Научный редактор И. В. Бармин. – М.: Столичная энциклопедия, 2015. – 752 с.

4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли, открывший космическую эру в истории человечества. Полёт первого советского спутника стал возможен благодаря научному и трудовому подвигу учёных, инженеров, конструкторов – всего народа нашей страны.

В сентябре 1967 года Международная федерация астронавтики провозгласила 4 октября Днём начала космической эры.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Первый искусственный спутник Земли», посвящённого 60-летию его успешного запуска для обучающихся 1–4-х классов.

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF ] [DOCX ]

Цель: формирование ценностного отношения к знаковым событиям в истории нашей страны и мира, осмысление обучающимися значимости научного и трудового подвига граждан нашей Родины.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся чувства гордости за свою страну;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Рассмотрите предмет, изображенный на слайде.

Что вы знаете о нём?

Предположите, о чём пойдёт речь на занятии.

4 октября 1957 года в СССР был успешно осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли.

Вопросы:

Сколько лет прошло со времени этого великого события?

Как называлось тогда наше государство Россия? (Расшифруйте СССР.)

Первый космический аппарат, преодолевший земное притяжение, представлял собой металлический шар с прикреплёнными к нему антеннами, весил чуть больше 83 килограммов.

Спутник провел в космосе 92 дня и совершил 1440 оборотов вокруг нашей планеты.

Конструкторы назвали его ПС-1 (Простейший спутник – 1)

Что означает слово «спутник»?

Кого называют «спутниками», «спутниками по жизни»? (идущие вместе, сопровождающие друг друга)

Почему мы говорим о спутниках планет Солнечной системы, о Луне – спутнике Земли?

Задание 1. (рабочий лист)

В 1960 году на экраны нашей страны вышел мультипликационный фильм «Мурзилка на спутнике» («Союзмультфильм»).

*С 1924 года по сегодняшний день издается журнал «Мурзилка», его главный герой – веселый жёлтый зверек (медвежонок или щенок).

Мурзилка, мультипликационный герой, мальчик-журналист, который в 2060 году рассказывает историю первого спутника.

Вопросы и задания:

Постарайтесь определить, какие предметы будущего показаны в мультфильме. (мини-ракета, фотоаппарат, умеющий смотреть в прошлое, огромные антенны)

Знаете ли вы памятник , у которого встречаются школьник и Мурзилка? Как он называется, где находится? (Монумент «Покорителям космоса» у ВДНХ, сам монумент – часть Музея космонавтики.)

Что означает вопрос Мурзилки: «А знаешь ли ты, парень, какой он (спутник) имел вес для всего человечества»?

Почему юному журналисту пришлось обратиться к истории?

Постарайтесь ответить на вопросы:

Кого во время своего полета встретил Мурзилка? (планеты Солнечной системы, героев мифов разных народов)

Как вы думаете, что означает эта встреча? (победу научной картины мира)

Посмотрите на открытку и ответьте на вопросы.

Что и кто на ней изображены?

Как вы понимаете смысл слов на этой открытке?

Посмотрите следующий фрагмент мультфильма . Постарайтесь услышать сигнал спутника, как его слышали во всех уголках земного шара.

Вопросы:

Над какими странами летит спутник?

Как его встречают жители этих стран?

Что означают слова «Дорога в космос открыта»?

Этот фрагмент расскажет о запусках следующих спутников.

Посмотрите внимательно.

Предположите , какие новые данные о Луне смогли получить советские ученые в 1959 году.

(Космический аппарат «Луна-3» сфотографировал обратную сторону Луну, никогда не видимую с поверхности Земли.)

Задание 2. (рабочий лист)

Перед вами открытка, которой более 50 лет.

Вопросы:

Что на ней изображено?

О чём стало возможно мечтать после полета первого спутника?

Конечно, мультфильм рассказал нам историю первого спутника так, как рассказывают сказку. Но мы знаем, что этот первый космический полёт стал результатом научного подвига таких великих учёных, как Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королёв.

Для того чтобы это произошло, трудились тысячи советских инженеров и конструкторов, вся наша Родина, весь народ, совсем недавно переживший самую страшную войну на планете.

Задание 3. (рабочий лист)

Задание 4. (рабочий лист)

(Как вариант можно предложить эти слова с пропущенными буквами, или провести соревнование между командами на знание космической терминологии.)

Что означает слово «пионер»?

*Пионер (от фр. pionnier, pion - первопроходец, зачинатель)

Согласны ли вы с утверждением:

«Первый советский спутник – пионер космической эпохи».

Поясните свой ответ.