Основные характеристики открытой экономики. Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества Государственное регулирование внешней торговли

Открытая экономика - это такое национальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер. В начале 21 века национальные экономики и мировое хозяйство тесно и глубоко переплелись и взаимодополняют друг друга. В результате почти все национальные экономики становятся все более открытыми. Само понятие «открытая экономика» претерпевало изменения по мере усиления взаимозависимости стран в экономическом отношении. Сейчас к странам с открытой экономикой относят те, которые активно участвуют не только в международной торговле, но и в других формах мирохозяйственных связей, и прежде всего в международном движении капитала и валютно-расчетных отношениях.

Одним из важнейших показателей открытости экономики является участие в мировой торговле. Так, часто подсчитывают экспортную квоту, т.е. отношение экспорта к ВВП страны. По данным Всемирного банка, во второй половине 90-х гг. внешнеторговая квота составила у США 24%, Франции - 45, Южной Кореи - 67, Канады - 76, Бельгии - 137%, т.е. размер этой квоты коррелируется с размерами внутреннего рынка страны Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. М., 2000, с. 94. .

Из других относительных показателей открытости экономики страны нередко определяют долю импорт в розничном товарообороте, которая у России находится на уровне 40% Там же. .

Важны и абсолютные показатели открытости, например, стоимостной объем экспорта товаров и услуг на душу населения. У России он составляет около 700 долл., у США - свыше 3200 долл., у Китая - примерно 150 долл Там же, с. 95.

При анализе уровня открытости страны необходимо обращаться не только к международной торговле, но и международному движению факторов производства. Так, показателем участия страны в международном движении капитала является объем накопленных зарубежных капиталовложений в стране по отношению к ее ВВП, объем накопленных в стране иностранных инвестиций по отношению к ее ВВП и объем платежей по обслуживанию этого долга по отношению к поступлениям от экспорта товаров и услуг.

Российские капиталовложения за рубежом большинством экономистов оцениваются в 200 - 300 млрд. долл., что по отношению к нынешнему объему ВВП России (по ППС), равного примерно 1000 млрд. долл, составляет 0,2 - 0,3: 1. В свою очередь, объем накопленных капиталовложений в России составляет 0,02: 1. Для сравнения укажем, что у США эти соотношения составляют соответственно 0,6:1 и 0,7:1. В связи с небольшим объемом иностранного капитала в России его доля в ежегодных капиталовложениях в конце 90-х гг. составляет около 5% Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. М., 2000, с. 95. .

Степень открытости национальных хозяйств неуклонно возрастает. Например, в США доля экспорта в ВВП увеличилась с 5% в 1960 г. до приблизительно 10% в 90-е годы. По данным ВТО всего с начала текущего десятилетия на 10% прироста мирового производства приходится 16% прироста мировой торговли.

В то же время необходимо отметить, что усиление открытости стран имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. Бесспорно, что усиление внешнеэкономических связей выступает в качестве мощного усилителя тенденций развития. В условиях подъема эти связи усиливают благоприятную конъюнктуру, стимулируют технологический прогресс в стране, ведут к снижению издержек и улучшению качества выпускаемой продукции, содействуют прогрессивным изменениям в отраслевой структуре; в периоды спада и кризиса - наоборот, усугубляют экономические трудности. Наглядным примером может служить кризис в странах Юго - Восточной Азии, начавшийся летом 1997 г.

Усиление открытости стран в мировом хозяйстве открывает немалые новые возможности для развития, позволяет решать (или хотя бы смягчать) одни проблемы, но в то же время порождает новые вопросы и трудности. В результате расширения мирохозяйственных связей изменяется общий объем ресурсов, которыми располагает страна, преобразуется их материально-вещественная форма, усиливаются возможности заимствования знаний. Глобализация хозяйственной жизни в начале 21 века является важным фактором, содействующим синхронизации ее в странах с рыночной экономикой. Взаимозависимость стран настолько возрастает, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мировой системы неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны. Открытость стран порождает серьезные проблемы. В ряде случаев иностранная конкуренция приводит к вымыванию целых отраслей, увеличивая зависимость стран от импорта и размывая сложившуюся в них экономическую структуру и даже образ жизни.

Основные выгоды от расширения открытости страны получают, как правило, наиболее конкурентоспособные звенья хозяйства отдельных стран, в первую очередь ТНК и компании с давнишней экспортной ориентацией. Они оказываются в особенно выигрышном положении: внешнеэкономические операции еще больше усиливают их конкурентноспособность, снижая издержки производства, расширяя рынки, увеличивая прибыль. Соответственно, будучи заинтересованными в дальнейшем усилении взаимозависимости страны с мировым хозяйством, они подчеркивают прогрессивность модели открытой экономики.

Многие же звенья национального хозяйства - отстающие отрасли и регионы, мелкие и средние местные предприниматели - в результате усиления взаимодействия с мировым хозяйством оказываются в сложном положении. Именно по ним в первую очередь ударяет конкуренция импортной продукции, расширение производственной деятельности иностранных компаний в стране, а также усиление отечественных ТНК. Отсюда эти круги заинтересованы в меньшей открытости национально-хозяйственного комплекса. В целом последствия усиления открытости для отдельно взятых стран во многом зависят от их позиций в мировом хозяйстве. Международное разделение труда формировалось во многом державой, обладавшей в определенный исторический момент передовыми производственными возможностями. Как известно, машинное производство превратило Англию в мастерскую мира. Крупносерийное стандартизированное производство на многие десятилетия определило первенствующую роль в мирохозяйственных связях США. Современный научно - технический прогресс дал немалые «козыри» Японии. Остальные страны оказывались в положении подстраивающих внешнеэкономическую ориентацию своего хозяйства под потребности лидера.

Открытая экономика - это экономика, где совершаются операции на международных рынках товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. Данные операции совершаются чаще всего субъектами экономических отношений.

Регулирование открытой экономики происходит через валютные резервы и нормативы, так же существует свобода внешнеторговых сделок и валютный курс устанавливается свободно.

Открытая экономика означает, что все страны могут активно импортировать и экспортировать значительную долю товаров и услуг, они экспортируют факторы производства и свободы для их импорта, так же они участвуют в МРТ. Страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках, и они включены в систему международных финансово-экономических отношений.

Открытая экономика требует активного использования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации и рабочей силы.

К примеру, США является открытой страной и предпринимает разные меры по защите внутреннего рынка с помощью таможенных и не таможенных барьеров в отношении иностранных конкурентов, прежде всего Японии, а в последнее время и Китая.

Проведение принципов открытой экономики должно привести к созданию общемирового “Общего рынка”, как тот, который создан в рамках Европейского Союза.

Такие страны как Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария они являются странами с высокой открытостью экономики, а с наименее открытой – Северная Корея, Куба.

Рассмотрение степени открытости экономики выдвигает на первый план проблему экономической безопасности страны, которая включает в себя совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики.

Национальная экономическая безопасность – это защита экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый жизненный уровень населения, вследствие чего может возникнуть угроза политической дестабилизации страны.

Национальная экономика открывается для внешнего мира, значительно усиливается зависимость от внешних рынков: товарного, рынка капиталов, рынка труда, валютных рынков. К основным проблемам относятся: занятость населения, состояние курса национальной валюты и положение отечественных товаропроизводителей. В результате глобализации усиливаются взаимосвязи между национальными экономиками. Рост ВВП в одной стране способствует росту ее импорта, что, в свою очередь, стимулирует экономический рост в другой стране. И наоборот, снижение производства в одной стране может неблагоприятно повлиять на динамику экономического роста в других странах, связанных производственными, торговыми, валютно-расчетными и др. отношениями. Внешнеэкономические факторы оказывают влияние, в первую очередь, на динамику развития национальной экономики; темпы роста ВВП; уровень занятости; состояние наиболее прибыльных отраслей; состояние национальной валюты.

Открытая экономика предполагает усиленный контроль государства и межгосударственных институтов за внешнеэкономическими связями.

Что касается России, то за последние 10 лет она в значительной степени открыла свою экономику.

По показателю экспортной квоты она практически вышла на уровень промышленно-развитых стран. По ряду экспортных товаров экспортная квота еще выше – сырая нефть – 45%, нефтепродукты – 36%, газ – 37%, минеральные удобрения – 72%, черные металлы – 72%, целлюлоза – 85%, алюминий – 90%. Практически, ряд отраслей работает просто на экспорт. Наличие у нашей страны столь высокой экспортной квоты, не соответствующей той группе стран, к которым мы относимся, говорит в большей степени не о вовлеченности России в международное разделение труда, а об односторонней экспортной направленности.

Степень открытости экономики России повлекла за собой радикальные изменения как положительные, так и отрицательные. К числу положительных можно отнести:

  • Повышение уровня рыночной конкуренции
  • Появление новых продуктов и внедрения новых технологий
  • Расширение потребительского выбора
  • Расширение экспортных возможностей

К числу проблем можно отнести следующие:

  • Ухудшение отраслевой структуры
  • Подавление импульсов развития в отстающих отраслях
  • Ослабление экономических связей и анклавизация национальной экономики.
  • Утечка капитала

На сегодняшний день насчитывается около 213 стран, которые находятся в разной экономической ситуации. Изучение классификаций характерных для оценки экономического развития дает возможность делать выводы об уровне этого развития каждой страны, как в отдельности, так и по соотношению к другим. В изучении этого вопроса важную роль играет отдельный статистический учет экономического развития, причем, это затрагивает даже некоторые зависимые территории других стран, которые в практике международной экономики рассматриваются как отдельные страны.

Существуют так же показатели по степени открытости экономики и к ним относятся: Экспортная квота, импортная квота, внешнеторговая квота и объем зарубежных инвестиц. В целях выявления групп стран схожих по уровню открытости экономики был проведен анализ по следующии показателям:

Основой для проведения кластерного анализа были выбраны следующие показатели:

Х1: Доля импорта в ВВП страны (2011-2012 гг.)- позволяет определить соотношение объемов ввозимых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики.

Х2: Доля экспорта в ВВП страны (2011- 2012гг.)- соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт.

Х3: ИРЧП (2013 год) – Индекс Развития Человеческого Потенциала- это индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны.

Х4: Доля объема Иностранных инвестиций (ВВП)(2011-2012гг.)- инвестиции выступают важнейшим фактором экономического процветания любой страны независимо от характера экономической системы.

Кластерный анализ проводится с помощью программы Statistic 6.1 RUS.

Количество кластеров, которое использовалось для дальнейшего анализа кластерных центров, было взято равным 3.

1 –й кластер подразделяется еще на три подкластера.

Таблица 1. Кластеризация стран по данным показателям (2011-2012гг.)

1 кластер(страны со средними показателями импорта и экспорта и высоким уровнем ИРЧП)
1 подкластер: Албания, Антигуа и Барбуда, Австрия, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Ботсвана, Босния и Герцеговина, Болгария, Камбоджа, Кабо-Верде, Дания, Фиджи, Грузия, Германия, Гана, Гондурас, Исландия, Ямайка, Иордания, Латвия, Македония. Маврикий, Монголия, Молдова, Намибия, Черногория, Марокко,Никарагуа, Парагвай, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Тунис, Польша, Самоа,Сербия, Вануату

2 подкластер: Аргентина, Армения, Австралия, Боливия, Канада, Чили, Китай, Хорватия, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, Финляндия, Франция, Греция, Гренада, Израиль Италия, Япония, Казахстан, Ливан, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Румыния, Великобритания, США, Турция, Узбекистан, Швеция, Швейцария, Испания, Шриланка Сенкт-Китс и Невис, Филипины, Перу, Португалия, РФ, Венесуэла

3 подкластер: Ангола, Азербайджан, Бахрейн, Бруней- Даруссалам, Конго Республика, Кувейт, Оман, Туркменистан, Катар, Саудовская Аравия

2 кластер (страны с высокими показателями тмпорта, экспорта, ИРЧП и долей иностранных инвестиций)
Беларусь, Бельгия, Конго дем.Конгессемен, Эстония, Китай, Венгрия, Ирландия, Лесотто, Литва, Люксембург, Малаизия, Мальдивы, Мальта, Мавритания, Нидерланды, Палау, Сейшельские острова, Сингапур, Словения, Свазиленд, Тайланд, ОАЭ, Вьетнам
3 кластер (страны с наименьшими показателями открытости эклономики)
Афганистан, Бангладеш, Бенин, Бутан, Бразилия, Бурунди, Камерун, Центарально Африканская Республика, Чад, Колумбия, Коморские острова, Египет, Эретрия, Эфиопия, Гамбия, Гватемала, Гвинея, Гаити, Индия, Индонезия, Кения, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Непал, Нигер, Нигерия, Пакистан, Руанда, Сан-Томе- и Принсипи, Сенегал, ЮАР, Судан, Таджикистан, Танзания, Того, Уганда, Замбия, Зимбабве

В результате в 1-й кластер вошли 86 стран. Из 1-ого кластера вытекают еще 3 подкалстера.

В 1-й подкластер 1-ого кластера вошли 38 стран, во 2-й подкластер 38 стран, 3-й подкластер остальные 10 стран, во 2-ой кластер – 24 страны, а в 3-й 40 стран. Из анализа 189 стран были пропущены 39 стран в виду нехватки данных.

Ниже представлены средние значения по кластерам.

Таблица 2. Средние значения по кластерам

Кластер

Показатель

1 кластер 2 кластер 3 кластер Выборка по всем странам в целом
1 2 3
Х1 0,42 0,24 0,25 0,74 0,33 0,54
Х2 0,27 0,23 0,51 0,95 0,28 0,46
Х3 0,634 0,811 0,698 0,688 0,418 0,534
Х4 0,05 0,02 0,06 0,08 0,05 0,03

Таблица 2 иллюстрирует средние значения показателей по каждому кластеру. В 1-й кластере всех 3-х подкластеров были включены страны с со средними данными по показателям Импорта и Экспорта. Самым высоким значением в одном из трех подкластеров обладает ИРЧП. .Ко 2-му подкластеру были отнесены страны, чьи значения показателей оказались чуть меньше, чем в 1-оми 3-ем подкластерах.

2-ой кластер включает в себя показатели с самыми высокими значениями в большей степени по импорту и экспорту, нк и так же ИРЧП и иностранным инвестициям. Что же касается 3-го кластера, то здесь собраны самые наименьшие показатели, и он находится чуть позади первого кластера, но отстает не на много. Самым наименьшим показателем является показатель Х2 в 3 кластере. Очевидно, то, что значимое смещение произошло между 1 и 3 и 2 и 3 кластерами.

Кластеры были разбиты по следующим критериям:

  • 1 кластер

1 подкластер – страны со средними показателями импорта и экспорта.

2 подкластер – страны на равне с 1 подкластером, но некоторые показатели являются выше.

3 подкластер – страны с высокими показателями ИРЧП.

  • 2 кластер – Страны с самыми наибольшими показателями импорта, экспорта, ИРЧП и доли иностаннных инвестиций.
  • 3 кластер – Страны с низкими показателями открытости экономики.

Исходя, из Таблицы 2 были получены достоверные данные по всем показателям. Это свидетельствует о том, что все 4 показателя были справедливо использованы в процессе осуществления данного кластерного анализа. Можно сделать вывод, что все показатели оказали значительное влияние на открытость экономики.

Судя по центральным значениям кластеров, можно отметить то, что динамика всех показателей является положительной.

В 2011-2012 гг. лидирующие места занимали такие страны как: Китай.,Гонгонг, Ирландия, Эстония, Чешская Республика, Беларусь, Бельгия, Мальта, Нидерланды, Палау, Сейшельские острова, Сингапур, Словения, Свазиленд, Таиланд, ОАЭ, Вьетнам.

По проведенному анализу Российская Федерация вошла в первый кластер второго подкластера. Она имеет средние показатели по импорту равным 0,22 , экспорт составляет 0,29 , самый высокий показатель ИРЧП равный 0,788, а доля инвестиций составила 0,02.

Закрытая экономика (в чистом виде) - экономика, которая не включена в международное разделение труда, не экспортирует и не импортирует товары и услуги, не участвуй в международном движении факторов производства, стоит вне междуна­родных финансовых отношений. Она представляет собой такую экономическую систему, в которой все деловые операции осу­ществляются внутри страны и расчеты совершаются нацио­нальной валютой. В условиях закрытой экономики внешнеэко­номические связи страны либо вовсе отсутствуют, либо строго дозированы, и внешнеэкономическая политика носит ярко вы­раженный ограничительный характер. Можно сказать, что за­крытая экономика - экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тен­денций, имеющих место в мировом хозяйстве. Подобную эко­номику еще называют автаркия. Автаркия - экономическое обособление данной страны от других стран, создание само­удовлетворяющегося замкнутого хозяйства в рамках отдельного государства. В чистом виде автаркия проявлялась только в усло­виях натурального хозяйства в докапиталистических формациях. В современную эпоху страна может оказаться в состоянии ав­таркии или в силу внешних обстоятельств (проведение в отно­шении нее экономической блокады, введение экономических санкций), или за счет проведении государством политики автар­кии (например, в условиях подготовки к войне, что предполага­ет создание всякого рода препятствий развитию экономических связей с другими странами). Так, Германия, стремившаяся в 1930-е гг. накопить материальные ресурсы с целью создания экономической базы для ведения агрессивных войн, официаль­но провозгласила автаркию своей экономической политикой. Ввиду экономической блокады после Октябрьской революции и гражданской войны СССР оказался в положении вынужденной автаркии, ориентируясь на самообеспечение основными видами товаров. При таких обстоятельствах экономические связи стра­ны с другими национальными хозяйствами были минимальны, а все внешнеэкономические сделки осуществлялись только че­рез государственные внешнеэкономические организации. После окончания «холодной» войны, когда автаркия порождалась по­литической изоляцией страны от внешнего мира, после распада социалистического лагеря закрытый тип экономики фактически себя изжил.

Модель открытой экономики предполагает свободу эконо­мической деятельности как внутри страны, так и за ее преде­лами. Открытая экономика - экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс, а регулирование про- исходит через валютные резервы и нормативы. Открытая эко­номика означает, что страны активно участвуют в МРТ, экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, экспортируют факторы производства (труд, капитал, технологию) и свободны для их импорта, что страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках и включены в систему международных финансово-эко­номических отношений. Мировой опыт свидетельствует о том, что страны с закрытой экономикой в конце концов становятся беднее, чем те, которые участвуют в мирохозяйственных свя­зях, поскольку первые изолированы от новых идей и техноло­гий, от иностранных инвестиций, информации и т. п. Специ­фической чертой внешнеэкономической политики в открытой экономике является максимальное использование преимуществ внешнеэкономической деятельности для достижения наиболь­шей эффективности функционирования национальной эконо­мики. Открытая экономика исключает государственную моно­полию в сфере внешней торговли и требует активного исполь­зования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, инфор­мации и рабочей силы.

Степень открытости экономики во многом зависит от обес­печенности природными ресурсами, от численности населения, от емкости внутреннего рынка и от платежеспособного спроса населения. Кроме того, степень открытости экономики будет определяться воспроизводственной и отраслевой структурой на­циональной экономики. Как показывает практика, чем больше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (ме­таллургии, энергетики), тем меньше относительная вовлечен­ность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики. Можно сказать, что степень открытости экономики страны тем выше, чем более развиты в ней экономические отношения, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее обеспеченность собственными природны­ми ресурсами.

По степени открытости экономики страны можно разделить на следующие группы: страны с относительно зарытой экономи­кой (доля экспорта менее 10 % ВВП); страны с относительно от­крытой экономикой (доля экспорта более 35 % ВВП); страны, располагающиеся между первыми двумя. Исходя из этого крите­рия, странами с наиболее открытой экономикой являются Гон­конг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, с наименее от­крытой - Северная Корея, Куба.

Однако доля экспорта в ВВП - это не единственный инди­катор открытости экономической системы. В качестве показате­лей, используемых для измерения степени открытости экономи­ки, чаще всего применяются:

1. Показатели, характеризующие активность страны в миро­вой торговле:

Коэффициент внутриотраслевой международной специали­зации:

Показатель колеблется от -100 до +100 (в первом случае страна является исключительно импортирующей тот или иной товар, во втором - исключительно экспортирующей тот или иной товар). Показатели, располагающиеся между крайними точками, характеризуют степень вовлечения страны во внутриот­раслевую международную специализацию;

Экспортная квота - показатель, характеризующий значи­мость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции:

Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о воз­растающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности производимой ею про­дукции;

Импортная квота характеризует значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции:

Внешнеторговая квота определяется как соотношение сово­купной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах:

Структура экспорта, т. е. соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отрас­лей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, про­дукция которых идет на экспорт;

Структура импорта, особенно соотношение объемов ввози­мых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот пока­затель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей нацио­нальной экономики;

Сравнительное соотношение доли страны в мировом произ­водстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле: чем выше значения их показателей, тем значительнее вовлечена страна в международные экономические отношения.

2. Показатели вывоза капитала (международного движения капиталов):

Объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны и его соотношение с национальным богатством страны. Как правило, страна с высоким уровнем открытости экономики имеет большие возможности вложения капитала в эконо­мику других стран;

Соотношение объема прямых зарубежных инвестиций дан­ной страны за рубежом с объемом прямых иностранных инвестиций на ее территории. Это соотношение характери­зует развитие международных интеграционных процессов и тесно связано с эффективностью функционирования и уровнем открытости национальной экономики стран - субъектов инвестирования капитала;

Объем внешнего долга страны и его соотношение с ВВП (ВНП) данной страны.

Далее на основе приведенных показателей будет дана оценка степени открытости современной российской экономики, но прежде рассмотрим общие закономерности и тенденции, связанные с формированием экономической системы открытого типа в нашей стране.

Слово "открытость" имеет два связанных, но отличающихся значения. Оно может означать, что нечто является неограниченным, доступным и, возможно, уязвимым. Или же оно может означать, что некий объект, например, человек или организация, является прозрачным, а не секретным.

В первом значении это слово часто применяется к международной торговле, инвестициям и технологиям (хотя в большинстве определений открывающиеся возможности не связываются с уязвимостью). Такая открытость всегда приводила к структурным изменениям в экономике, особенно в том, что касается занятости. Структурные изменения могут быть одновременно и позитивными, и разрушительными. Политикам уже давно надо было найти баланс между абстрактным принципом открытости и конкретными мерами по ограничению худших последствий подобных изменений.

К счастью, научные исследования и исторический опыт могут помочь властям найти разумный ответ на этот вызов. Взять, к примеру, опыт небольших развитых стран Северной Европы, которые, как правило, являются открытыми. Для этого есть причина: если бы они не были открытыми, им понадобилась бы слишком высокая степень диверсификации торгуемой части экономики для удовлетворения внутреннего спроса. Это привело бы к высоким издержкам, поскольку малый размер внутреннего рынка не позволяет им достичь экономики масштаба в сфере технологий, разработки продуктов и производства.

Однако открытость этих стран привела к росту экономической и политической значимости как инвестиций в человеческий капитал, так и сильной системы социальной защиты. Меры социальной защиты вдвойне важнее для стран с небольшой, узкоспециализированной экономикой, поскольку воздействие внешнего шока на какой-либо один торгуемый сектор в этой стране может оказать влияние на всю экономику.

Так было не всегда. Канада, Австралия и Новая Зеландия, то есть страны с небольшой и средней экономикой, проводили протекционистскую политику, которая вызвала избыточную диверсификацию в торгуемых секторах. Но, по мере расширения международной торговли и усиления специализации, себестоимость товаров, произведенных внутри страны (например, автомобилей), по сравнению с импортными аналогами стала слишком высока для потребителей. В 1980-х и 1990-х годах эти три страны начали открывать экономику и пережили трудный переходный период структурных изменений, который, тем не менее, помог повысить производительность и принес многочисленные выгоды гражданам и потребителям.

Власти слишком часто хотят полностью исключить наступление перемен

Впрочем, поиск правильного баланса всегда сложен. Канада, Австралия и Новая Зеландия являются странами, которые богаты ресурсами и подвержены "голландской болезни ": ситуация, когда один сильный, капиталоемкий сектор вредит другим секторам, укрепляя национальную валюту. Это вызывает озабоченность недостаточной диверсификацией, которая делает данные страны уязвимыми перед волатильностью на глобальных товарных рынках и создает угрозы для занятости.

Обычно мы связываем структурную адаптацию с международной торговлей и инвестициями. Однако внутри страны промышленная деятельность тоже постоянно меняется, что вызывает локальные и региональные проблемы. Например, текстильное производство в США, когда-то плотно сконцентрированное в штатах Новой Англии, по большей части мигрировало в южные штаты (а затем переместилось в Азию и другие страны с низкими издержками).

В 1954 году бывший тогда сенатором Джон Кеннеди написал большую и увлекательную в журнале The Atlantic , в которой объяснял это нежелательное перемещение производства из Новой Англии системой налоговых льгот в южных штатах. Кеннеди утверждал, что подобные меры могут привести к неэффективно высокому уровню промышленной мобильности, поскольку корпорации всеми силами стремятся повысить прибыль, игнорируя влияние своих действий на местные сообщества. Для прекращения этой гонки на выживание (race to the bottom) Кеннеди призывал не к свободной торговле, а к регулированию, которое сделало бы торговлю более справедливой и эффективной.

Структурные перемены действительно необходимы для улучшения динамической эффективности. Однако необходимы и меры, которые гарантировали бы, что инвестиции и экономическая деятельность опираются на реальные сравнительные преимущества, а не временное стимулирование по принципу "разори соседа". Это особенно важно в периоды быстрых структурных изменений. Адаптация на стороне рыночного предложения является медленной, болезненной и дорогой, поэтому не стоит проводить ее без необходимости.

Но, как страны с закрытой экономикой, вообще упускающие выгоды торговли, так и страны с открытой экономикой, но обладающие значительными институциональными и политическими барьерами на пути структурных изменений, будут демонстрировать низкие результаты. Этим и объясняется, почему многие страны с открытой экономикой оказались сегодня не способны адаптироваться к новым технологиям и моделям торговли. Власти слишком часто хотят полностью исключить наступление перемен. Однако, хотя блокирование перемен может на какое-то время защитить существующие отрасли и рабочие места, подобные действия ведут к резкому снижению потока инвестиций, что, в конечном итоге, вредно для роста экономики и занятости.

Если структурные реформы не сопровождаются реформой социальной защиты, они, скорее всего, провалятся

Еще одним барьером на пути перемен в стране является структура ее экономики и социальной защиты. Как отмечает бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис, обещаний дивидендов, которые принесет рост экономики в долгосрочной перспективе, благодаря структурным реформам, оказывается недостаточно, чтобы успокоить тревоги людей по поводу их ближайшего, краткосрочного будущего, особенно если экономика находится в полустагнирующем состоянии. Если вы заменяете нечто ничем, вам следует ожидать значительного политического и социального сопротивления.

Если структурные реформы не сопровождаются реформой социальной защиты, они, скорее всего, провалятся. Реформаторская программа "План 2010", начатая бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером в 2003 году, является хорошим примером такого многостороннего подхода; однако для Шредера он оказался политически рискованным: в 2005 году он не был переизбран.

Важен также график реформ. Например, люди, имеющую работу, будут намного больше обеспокоены реформой социальной защиты в стране с плохим состоянием экономики, чем в стране, переживающей экономический бум. Политическое сопротивление структурным реформам, особенно со стороны работников старшего возраста, будет сильнее в стране, где высок уровень безработицы и низки объемы производства, потом что в таких условиях намного хуже оказаться без работы.

Как правило, правительствам не следует проводить структурные реформы, пока экономика страны не начала двигаться вперед, благодаря мерам бюджетной и инвестиционной политики. Действуя в таком порядке, можно уменьшить политическое сопротивление переменам. Сейчас Европа переживает умеренный, но значимый всплеск темпов роста экономики. Смогут ли политики воспользоваться этим шансом для проведения необходимых реформ, можно только гадать.

Последний урок, о котором следует помнить: структурные перемены являются не просто неприятным побочным эффектом роста экономики и создания новых рабочих мест и новых отраслей экономики. Напротив, они являются неотъемлемой частью этих процессов.

Это можно четко увидеть на примере успешных развивающихся стран, где рецептом роста стали открытость, современные отрасли экономики, международная торговля, высокий уровень инвестиций, расширение базы человеческого капитала. Эти страны тоже подвергаются структурным сдвигам и сталкиваются с проблемами распределения. Однако их переходный период оказывается более быстрым и менее болезненным, поскольку инвестиции активно текут как в государственный, так и частный сектор, как в материальные, так и нематериальные активы.

Развитые страны в этом смысле мало чем отличаются. Значительный и широкий рост инвестиций не поможет решить все их проблемы с распределением и адаптацией. Но он, несомненно, способен подтолкнуть рост экономики и уменьшить экономическое и политическое трение, мешающее структурной адаптации.

Майкл Спенс - лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года, профессор экономики в Школе Стерна Нью-Йоркского университета

Copyright: Project Syndicate 2017

Открытая экономика – экономика интегрированная в мировую хозяйственную систему, участвующая в МРТ, в которой не существуют ограничения на перемещение товаров и услуг или эти ограничения минимальны.

Факторы, которые повлияли на открытие экономики:

· государство взяло на себя функции стимулирования экспортных производств, поощряя вывоз товаров, капиталов и услуг, содействовало кооперации с ТНК и создало стабильную правовую основу как гарантию инвестиций;

· укрепление ТНК, что позволило обходить барьеры национальных границ и укреплять международный обмен;

· прогресс транспортных и информационных технологий;

· увеличение мобильности населения.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, доступность внутреннего рынка (т.е. эта страна сама участвует активно в МРТ и даёт участвовать другим странам в своей экономике). Антиподом открытой экономики является автаркия, которая предполагает опору на собственные силы и изоляцию от внешнего мира.

Преимущества:

1) происходит углубление специализаций и коопераций производства;

2) происходит распространение мирового опыта;

3) происходит рациональное распространение ресурсов в зависимости от их эффективности;

4) рост конкуренции между отечественными производителями, т.е. обостряется конкуренция между импортными и отечественными товарами, и между отечественными товарами.

Недостатки:

1) увеличивается угроза экономической безопасности;

2) опасность массового разорения собственных производителей, чья продукция не конкурентоспособна;

3) интенсивное использование природных ресурсов.

Показатели открытости экономики:

a) экспортная квота – доля экспорта в ВВП

Эк=ЭК/ВВП

если более 10%, то страна активно участвует в мирохозяйственных связях

если свыше 35%, то считается, что страна с открытой экономикой

b) импортная квота показывает как импортные товары участвуют в воспроизводственном процессе страны

Ик=ИМ/ВВП

c) внешнеторговая квота

ВТк=(ИМ+ЭК)/ВВП

d) коэффициенты эластичности экспорта и импорта показывают на сколько возрастает экспорт или импорт при возрастании ВВП на 1%, рассчитывается как отношение процентного изменения стоимости экспорта/импорта за определённый период времени к процентному изменению ВВП за данный период.

если коэффициент больше 1 – речь идёт об увеличении открытости.

Различают:

Малую открытую экономику - экономика небольшой страны; её модель включает счет движения капитала и счет текущих операций. Она представлена на мировом рынке небольшой долей и практически не оказывает влияния на мировую ставку процента, принимая последнюю как данную, поскольку её сбережения и инвестиции – лишь незначительная часть мировых сбережений и инвестиций.

Большая открытая экономика – это экономика большой страны (США, Японии, Китая, Германии и т.д.), оказывающие существенное влияние, как на международную торговлю, так и на мировые финансовые рынки. Большие станы обладают значительной долей мировых сбережений и инвестиций, поэтому оказывают взаимодействие на мировую ставку процента.