Переход причастий в прилагательные примеры. Московский государственный университет печати. Переход других частей речи во вводные слова

– Подумайте, присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? То есть можно ли назвать эти слова причастиями?

Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.

Слова блестящий, выдающиеся, зависимое, замкнутый, образованный, воспитанный утратили указанные глагольные свойства и обозначают только признак. В данных примерах мы наблюдаем явление перехода причастий в прилагательные.

Чтобы учащиеся глубже осознали этот процесс, предлагаю им ответить на вопрос: какие условия необходимы для перехода причастий в прилагательные и происходят ли при этом изменения в лексическом значении слов? Прошу подтвердить суждения конкретными примерами.

Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности) , отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества) , утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина) .

Приемом, позволяющим проверить, перешло ли причастие в прилагательное, является замена его синонимичными прилагательными, конструкции же с причастиями заменяются придаточными предложениями. Предлагаю учащимся это проверить на следующих примерах: блестящий успех, любящий взгляд, открытый характер, прыгающий мальчик .

Блестящий (прил.) успех – великолепный, превосходный, замечательный. Любящий (прил.) взгляд – добрый. Открытый (прил.) характер – искренний, прямой. Прыгающий (прич.) мальчик – мальчик, который прыгает.

Произведите подобную замену в следующих примерах: вьющиеся волосы, отравляющие вещества, волнующее зрелище, знающий специалист .

Вьющиеся волосы – волосы, которые вьются; кудрявые. Отравляющие вещества – вещества, которые отравляют; ядовитые. Волнующее зрелище – зрелище, которое волнует душу; тревожное. Знающий специалист – специалист, который много знает; грамотный, толковый, эрудированный.

В этих примерах наблюдается факт двоякой замены, который свидетельствует, что переход окончательно еще не завершен.

Заполните таблицу конкретными примерами.

Проанализируйте данные ниже примеры. Что ими подтверждается?

Блестящий ответ – ответ блестящ, блестящая речь – речь блестяща. Блестящий ответ – самый блестящий ответ. Угрожающее положение – опасное положение. Любимые цветы – самые любимые цветы. Выступить блестяще.

Из данных примеров видно, что перешедшие в прилагательные причастия приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки: способность иметь степени сравнения, краткую форму, от них образуются наречия, они могут иметь синонимы и антонимы из числа обычных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные

– Наиболее употребительные слова с одним н – причастия, перешедшие в прилагательные: вареный, печеный, жареный, кипяченый, сушеный, вяленый, копченый, моченый, соленый, топленый, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный .

Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака.

– Вспомните как можно больше причастий, перешедших в существительные.

Настоящее, прошедшее, будущее, трудящиеся, учащиеся, ведущие, борющиеся, нуждающиеся, убитый, отстающий, выступающий, идущий, секущая, провожающие, провожаемые, прибывшие, обучающие, обучаемые и т.д.

– Создайте «портрет» этих слов.

– В данных предложениях определите частеречную принадлежность выделенных слов, укажите, каким членом предложения они являются.

имена прилагательные. Этот переход, наблюдавшийся в предшествующие периоды истории русского языка, интенсивно осуществляется в наше время. В современном языке есть слова, совершенно утратившие присущую им некогда глагольность и превратившиеся в обычные прилагательные (откровенный от отъкрыти, обыкновенный от обыкнути и подобные: священный, блаженный, неприкосновенный, вдохновенный, умышленный, промышленный, дерзновенный, сокровенный, незабвенный, надменный, смиренный, благословенный, согбенный, окаянный, отчаянный, неожиданный, постоянный, непрестанный, несказанный и др.).

Причастными образованиями по происхождению, полностью утратившими глагольные признаки (значение процесса, время, вид, залог и способность управления), являются в современном языке прилагательные двух типов: лежачий, висячий, колючий, горючий и т.п. и смелый, горелый, зрелый, постылый, пришлый и т.п. (ср.: лежачий - лежащий, висячий - висящий и горелый - горевший, зрелый - зревший ).

Отдельную группу причастных образований по происхождению составляют прилагательные типа сушеный, моченый , связь которых с производящими глаголами еще отчетлива и в современном языке. Такие прилагательные имеют значение «тот, который подвергся действию, выраженному основой производящего глагола» (ср. крашеный, глаженый и под.) и образованы, как правило, от глаголов переходных несовершенного вида, что отличает их от причастий страдательных прошедшего времени (ср.: жареный - зажаренный, печеный - испеченный ). Отсутствие у прилагательных этого типа управления (пояснительных слов) затемняет значения времени, вида и залога. Наоборот, наличие пояснительных слов восстанавливает глагольное значение основы и, следовательно, переводит эти прилагательные в разряд причастий (ср.: печеный хлеб - печенный в жестяной форме хлеб ).

Особую группу прилагательных составляют образования от глагольных основ посредством суффиксов -им-, -ем- , обычно употребляемые в сращении с не- (непобедимый, неподражаемый) со значением невозможности, недопустимости действия или состояния. Различие суффиксов -им-, -ем- в данном случае опирается на принадлежность исходных глаголов к разным типам спряжения: невыразимый (выразить - II спряжение), неподражаемый (подражать - I спряжение).

Наличие в современном русском языке прилагательных с суффиксами -им-, -ем- не предполагает обязательного образования этих прилагательных от соотносительных причастий. Такие прилагательные в отдельных случаях могли образоваться непосредственно от соответствующих глагольных основ с помощью суффикса -м- (ср.: невыносимый - прилагательное и уносимый - причастие) (см. § 156). Различение причастий и прилагательных с суффиксом -м- производится с учетом семантических и грамматических особенностей производящих основ прилагательных и причастий: страдательные причастия настоящего времени образуются от глагольных основ со значением переходности и несовершенного вида; прилагательные на -имый , за единичными исключениями (невредимый, независимый, необходимый и др.), образуются от глаголов переходных совершенного вида (ср.: нетерпимый - нестерпимый ).

В группе прилагательных с суффиксом -им- имеется большое число слов, которые употребляются только в сращении с не: невредимый, необходимый и др.

Прилагательные, употребление которых возможно и без не- , например: независимый - зависимый, незаменимый - заменимый и т.п., семантически и грамматически сближаются с причастиями при наличии дополнения в творительном падеже без предлога (со значением деятеля, орудия действия): В нем бродили какие-то неопределимые словами ожидания, желания, запросы (М. Г.).

Прилагательные с суффиксом -ем- представляют малочисленную группу слов, образованных от глагольных основ со значением непереходности и несовершенного вида: невозгораемый, невысыхаемый, неподражаемый, непромокаемый, несгораемый, несмолкаемый, неумолкаемый и т.п. Как правило, прилагательные на -емый употребляются только в сращении с не- и не соотносятся с причастиями на -емый , так как последние от непереходных глаголов не образуются (ср.: неугасаемый - прилагательное и непогашаемый - причастие).

Наличие в языке образований, имеющих один и тот же морфологический облик, но употребляемых и в значении прилагательных и в значении причастий, является результатом морфолого-синтаксического словообразования (ср.: распущенные волосы - распущенные дети ).

Образование прилагательных от причастий обусловлено рядом факторов: лексическим значением причастия, зависящим от контекста, наличием или отсутствием пояснительных слов и т.д. В различных группах причастий развитие качественных значений и утрата глагольности при образовании прилагательных протекают неравномерно. Так, действительные причастия в меньшей мере способны образовать прилагательные, чем причастия страдательные.

Действительные причастия прошедшего времени, особенно возвратные (на -ся ), являются более стойкими в отношении сохранения глагольности и реже образуют прилагательные. Наличие частицы-приставки не- у причастий придает им ярко выраженный оттенок возможного качества и облегчает образование прилагательных (неудавшийся актер, незадавшееся предприятие ). Особенно интенсивно развиваются качественные значения у страдательных причастий, причем причастия на -нный, -енный и -тый чаще образуют прилагательные, чем причастия на -емый, -имый .

Морфолого-синтаксическое образование прилагательных от причастий сопровождается преобразованием лексического значения причастия, при этом проявляется в большей или меньшей степени тенденция к распадению слова на два самостоятельных слова-омонима (ср.: залив, образованный природой, - человек образованный ).

Семантическое перерождение причастия при переходе в прилагательное выражается в утрате причастием значения временного признака, создаваемого деятельностью предмета. Образованное от причастия прилагательное обозначает постоянный признак предмета (ср.: рассеянный туман - рассеянный школьник ), причем часто приобретает определенную качественно-оценочную окраску, положительную или отрицательную (ср.: воспитанный мальчик, распущенный мальчик ). Для прилагательных, образованных от страдательных причастий прошедшего времени, характерно метонимическое употребление, обусловленное семантическим отрывом от значения основы производящего глагола; ср.: растерянный багаж (определяемое слово багаж - объект действия) и растерянный вид (определяемое слово вид не мыслится как объект действия).

Со стороны морфологической прилагательное, образованное от причастия, лишено залоговых и видо-временных значений и потому характеризуется способностью: 1) образовывать краткие формы: кинжал блестящ ; 2) образовывать наречия посредством суффиксов -о, -е: напряженно, блестяще и т.п.; 3) иметь степени сравнения: организованнее, увереннее ; 4) образовывать отвлеченные существительные на -ость (рассеянность, видимость ) и 5) сочетаться с наречиями меры и степени: очень организованный коллектив, весьма изысканный вкус .

В отношении синтаксическом отпричастные прилагательные отличаются от причастий утратой глагольного управления. Дополнение в винительном падеже без предлога, характерное для причастий действительных (от глаголов переходных), и в творительном падеже без предлога (в значении субъекта и орудия действия) для причастий страдательных, невозможно при образованных от причастий прилагательных. В зависимости от синтаксических условий отпричастные прилагательные субстантивируются: Учащиеся благодарили преподавателя .

Этот переход интенсивно происходит и в наше время.

В предшествующие периоды истории русского языка появились прилагательные: блаженный, вдохновенный, надменный, неожиданный, неприкосновенный, несказанный, обыкновенный, окаянный, откровенный, отчаянный, постоянный, промышленный, священный, смиренный, сокровенный, умышленный.

Полностью утратили глагольные признаки - не обозначают действия, - и стали прилагательными:

1. Слова, образованные от глаголов с суффиксами -уч - (-юч - ), -ач - (-яч - ): висяч ий , горяч ий , лежач ий , могуч ий .

2. Слова, образованные от с суффиксом -л - : смел ый , горел ый , спел ый , устал ый , блёкл ый , вял ый , заскорузл ый , зрел ый , запоздал ый , уныл ый , постыл ый , пришл ый .

3. Сложные слова, в состав основы которых входят суффиксы причастий: новоиспечённ ый , многообещающ ий , почвообрабатывающ ий , свежезамороженн ый , свеженакрахмаленн ый и др.

4. Слова, образованные от глаголов при помощи суффиксов -н - , -ен - (-ён - ), когда при них нет зависимых слов: бережёный , вязаный , вяленый , глаженый , дублёный , езженый , жжёный , жёваный , званый , золочёный , квашеный , копчёный , ломаный , мороженый , мощёный , метёный , печёный , писаный (красавец), раненый , солёный , студёный , топлёный , тушёный , учёный .

Следует помнить, что наличие зависимых слов восстанавливает глагольное значение основы и, следовательно, переводит эти прилагательные в разряд причастий.

5. Слова, образованные от с помощью суффиксов -им - , -ем - , обычно употребляемые с не - : неподражаемый , непобедимый , невыразимый , невыносимый , невредимый , нетерпимый , независимый , необходимый .

Важно знать, что прилагательные с суффиксом -ем - не соотносятся с причастиями на -емый , т. к. причастия от не образуются: несгораемый , неумолкаемый , невысыхаемый , непромокаемый (ср.: неугасаемый - прилагательное и непогашаемый - причастие). Часть речи некоторых слов можно определить только в контексте. Если причастие легко заменяется синонимом и употребляется без зависимых слов в переносном значении - значит, это прилагательное: расстроенное лицо (печальное), раскисший вид (утомлённый, вялый), изысканный вкус (тонкий), распущенные дети .

Причастия прилагательные

Блестящие на солнце предметы →

блестящие способности (отличные).

Боец, вызывающий огонь на себя →

вызывающий вид (дерзкий).

Надежды, не сбывшиеся в юности →

несбывшиеся надежды (пустые).

Водолаз, опустившийся на дно моря →

опустившийся человек (неряшливый).

Концерт, организованный арт-директором →

организованный ученик (волевой).

Последняя туча, рассеянная бурей →

рассеянный взгляд (невнимательный).

Наибольшие затруднения вызывает правописание страдательных причастий прошедшего времени на -ный, перешедших в прилагательные (вареный, соленый). Это объясняется тем, что до сих пор учащимся помогало различать причастия и прилагательные то, что причастия образованы от глаголов, а прилагательные от существительных. Встретив прилагательные, которые тоже образованы от глаголов, учащиеся начинают их смешивать с полными причастиями.

Нужно, чтобы школьники твердо запомнили признаки этих прилагательных.

1) Отглагольные прилагательные данного типа образуются только от глаголов несовершенного вида: кипяченое молоко от кипятить, жженая пробка от жечь. Если же форма образована от глагола совершенного вида, то это причастие: решенная задача от решить, брошенные вещи от бросить. (Следует помнить о нескольких страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов несовершенного вида, о которых говорилось выше: читанный, писанный и др.)

2) У таких отглагольных прилагательных нет приставок: жареная котлета, путаный ответ. В то время как у причастий могут быть приставки: поджаренное мясо, запутанные следы. Если к прилагательному прибавляется приставка не-, то оно остается прилагательным и пишется с одним н: гашеная известь - негашеная известь; глаженое белье - неглаженое белье.

3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов: сушеные грибы, квашеная капуста. У причастий могут быть зависимые слова: сушенные на солнце грибы, квашенная на зиму капуста.

Следовательно, если мы рассматриваем форму, образованную от глагола, которая не имеет приставки или зависимого слова, то, прежде чем решить, причастие это или прилагательное, следует определить вид глагола, от которого она образована. От глагольные прилагательные на -ованный, -еванный всегда пишутся с двумя н (прессованный, корчеванный). Прилагательные кованый, жеваный, пишутся с одним н, так как -ов и –ев входят в корень, в чем учащиеся убеждаются, разобрав слова по составу.

Следует запомнить слова-исключения: желанный, священный, нежданный, негаданный, которые пишутся с двумя н, смышленый, названый - с одним н.

Полезно сопоставить смешиваемые формы: масляные (краски)- прилагательное, образованное с помощью суффикса -ян- от существительного масло; масленый (блин)-отглагольное прилагательное, образованное от глагола маслить; замасленный (фартук)- причастие, образованное от глагола замаслить.

Приводим упражнения для тренировки.

1. Превратить прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки. Составить с ними предложения. Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, стеганая куртка, путаный ответ.

2. Превратить причастия в прилагательные.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, вымощенная улица, перегруженная машина, жаренная в масле картошка.

3. От данных глаголов образовать отглагольные прилагательные или причастия, подобрать к ним существительные.

Хвалить, решить, косить, лишить, пустить, пленить, точить, плести.

4. Превратить прилагательные в причастия, а причастия в прилагательные:

распиленное бревно - пиленый сахар, кованый меч - закованный в цепи.

Тканая скатерть, вязаный шарф, травленый волк, заштопанный рукав, нехоженая тропинка.

5. От прилагательных образовать полное и краткое причастия, подобрать к ним существительные: ломаная линия - сломанный карандаш, игрушка сломана.

Мороженая рыба, вареное яйцо, сеяные травы, путаный рассказ, неглаженая рубашка,

6. Объяснить правописание.

а) Расчищенная дорожка, чищеные сапоги, чищенные сегодня ботинки, картошка не чищена, нечищеная обувь.

б) Крашеные полы, выкрашенные стены, некрашеные столы, крашенные белилами окна, полки покрашены.

в) Званый обед, вызванный ученик, незваный гость, званные к ужину гости.

Приводим предложения, которые можно использовать для различного вида диктантов по всей теме.

1) По стенам висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда (Пауст.).

2) Заплатанные извозчичьи армяки с жестяными номерами зарябили в глазах (Пауст.).

3) Наша бригада вошла в брошенную жителями, разоренную и полувыжженную турецкую деревню (Гарш.).

4) На большие столы без скатертей поставили по нескольку деревянных крашеных и золоченых мисок с жидкою пшенною кашицей (Гарш.).

5) В этот странный час светлой и туманной осенней ночи запущенный парк казался печальным и таинственным, как заброшенное кладбище (Купр.).

6) Желтели стены, выкрашенные масляной краской, захватанные грязными пальцами (Пауст.).

7) Их обогнал человек в рваном пальто и соломенной шляпе (А. Н. Т.).

На пустынной улице показалась странная фигура испуганного человека (А. Н. Т.).

9) Дворцы гляделись в Неву расстрелянными пустынными окнами (А. Н. Т.).

10) Он лежал в чьем-то овчинном зипуне, окруженный целой толпой народа (Купр.).

11) Армия таяла, как брошенные в печь оловянные солдатики (А.Н.Т.).

12) Стены выбелены известкой, а снизу выкрашены коричневой масляной краской (Купр.).

1. Если причастие приобретает качественное значение, оно переходит в прилагательное. При этом оно теряет свои глагольные признаки: вид, залог и время. Сравните: 1) Камни,выдающиеся (которые выдаются) над поверхностью воды, гладко отшлифованы волнами. 2)Выдающиеся (исключительные) способности помогли товарищу блестяще справиться с заданием. В первом примере слово выдающиеся – причастие; оно имеет значение настоящего времени (сопоставьте: выдающиеся камни – выдававшиеся камни), во втором примере выдающиеся – прилагательное с качественным значением «исключительный», «яркий», «особенный»; оно потеряло значение времени (выражение «выдававшиеся способности» не имеет смысла).

Разные формы причастий имеют неодинаковые возможности для перехода в прилагательные. Очень легко переходят в прилагательные действительные причастия настоящего времени на-щий, например:

вызывающий вид (наглый), блестящие способности (очень хорошие), чарующая улыбка (прелестная), одуряющий запах (очень сильный), раздражающий тон, ошеломляющее впечатление (исключительно сильное), начинающий писатель (не имеющий опыта в писательском ремесле). От причастий этого типа, перешедших в качественные прилагательные, образуются краткие формы: улыбка чарующа, способности блестящи, вид вызывающ.

Не менее легко переходят в разряд прилагательных страдательные причастия прошедшего времени на-нный и-тый ; истощённый ребёнок (исхудалый), ограниченный человек (малоразвитый), испытанный друг (верный), образованный человек (получивший образование), изысканный вкус (тонкий), рассеянный человек (невнимательный, плохо замечающий всё окружающее), избитая тема (давно известная и надоевшая).

Некоторые прилагательные, происшедшие от страдательных причастий, образуют даже сравнительную степень: сдержанный – сдержаннее, образованный – образованнее.

Значительно реже переходят в прилагательные другие формы причастий: причастия от глаголов на -ся , причастия прошедшего времени на -вший . Вот примеры прилагательных, образованных от этих форм причастий: выдающийся писатель, неудавшееся предприятие и др.



2. Как и прилагательные, причастия могут употребляться в значении существительных, например: Я подошёл кспящему. Становясь постоянными обозначениями предметов, некоторые причастия переходят в существительные: учащийся, трудящийся, заведующий, прошедшее, будущее.

Упражнение 315 . Спишите, вставляя пропущенные буквы; укажите, где выделенные слова употреблены как причастия, где – как прилагательные, где – как существительные, где – как местоимения.

I. 1) На следу..щее утром выпал глубокий снег. 2) После долгих споров мы решили следу...щее: дождаться рассвета и потом уже продолжать поиски. 3) Катерок, следу...щий за нашим пароходом, начинает отставать. 4) Я с любопытством начал слушать следу...щий рассказ. 5) Подходите поскорей: кто следу...щий? 6) Очень подозрителен этот человек, всюду следу...щий за нами.

II. 1) Мы, живущие сейчас, отвечаем за нашу Родину перед буд...щими поколениями народа. 2) Наше буд...щее прекрасно. 3) Буд...щее покажет, насколько мы правы. 4) Посевная площадь в бу.д...щем году у нас ещё увеличится.

§ 253. Правописание н и нн в причастиях и прилагательных.

1. В полных страдательных причастиях прошедшего времени на -нный пишется два н ; картина, нарисованн ая художником; баржа, груженн ая лесом; зверь, раненн ый пулей; рабочий, квалифицированн ый по шестому разряду; решённ ая задача; брошенн ый ребёнок.

2. В прилагательных, образованных от глаголов, пишется дван , если они имеют приставки или оканчиваются на-ованный, -еванный (кроме кованый и жёваный): усиленн ое питание, избранн ые сочинения, возвышенн ый стиль, поношенн ое пальто, подержанн ые книги, квалифицированн ый рабочий, балованн ый ребёнок.

3. В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов (а также не имеющих суффикса-ованный), пишется однон: гружён ая баржа, сеян ая мука, копчён ая колбаса, вялен ая рыба, вязан ые рукавицы, гашён ая и негашён ая известь, солён ый огурец, ткан ая скатерть, ранен ый солдат.

4. Исключения: надо писать с однимн: смышлён ый ученик, назван ый брат, а также существительное придан ое; с двумян: священн ый долг, данн ый случай, желанн ый гость, нечаянн ый случай, невиданн ый и неслыханн ый успех.

Примечание. Одно н пишется в отглагольных прилагательных, когда они входят в состав сложного слова, например: гладкокрашеный материал, свежемороженое мясо.

Упражнение 316.

Жаре...ая рыба–зажаре...ая баранина, калё...ые каштаны– закалё…ая сталь, выжже...ая степь – жжё...ый кофе, высея...ые семена – сея...ая мука, вощё...ая бумага – навощё…ая нитка, вытка...ый рисунок – тка...ая скатерть, вяза...ая кофта – связа...ые руки, гашё...ая известь – погаше...ый костёр, рва...ые ботинки– сорва...ое яблоко, краше...ый дом – выкраше...ый пол, учё...ый скворец – выуче...ый урок, пуга...ая ворона – испуга.. ый ребёнок.

317. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) В беше...ой торопливости оседлал он коня. 2) На него напали взбешё...ые люди. 3) Со скрежетом ударяли о камень мостовой кова...ые копыта. 4) Конь чувствует опуще...ый повод, сразу забирает рысь. 5) Миновали мостик, переброше...ый через речонку. 6) Глубоко в землю врыт круглый тёса...ый дубовый столбище. 7) Я в этих делах стреля...ая птица. 8) Смышлё...ый мальчишка понравился матросу. 9) Без пальто она была, в вяза...ой кофте. 10) Через Киев на юг проходили эшелоны, груже...ые людьми, повозками, кухнями, орудиями.

(Н. Островский.)

318. Спишите, вставляя н илинн.

1) Стены были выкраше...ы белой краской. Стены, выкраше…ые белой краской, были очень чисты. По краше...ым полам были постла...ы дорожки и половики. 2) Офицер, ране...ый в руку, оставался в строю до конца боя. Ране...ого офицера отправили в госпиталь. 3) Гружё...ые платформы товарного поезда быстро мелькали мимо полустанка. В тупике стояла платформа, гружё...ая камнем. 4) Суровое, изреза...ое морщинами лицо старика было хмуро и сосредоточе...о. Всё моё внимание было сосредоточе...о на решении трудной задачи.

319 . Спишите, вставляя н или нн (повторить § 170).

Фабрич...ый, батальо...ый, ю...ый, зелё...ый, студё...ый, серебря...ый, оловя...ый, кожа...ый, полотня...ый, деревя...ый, рассея...ый, сея...ый, конопля...ый, песча...ый, копчё...ый, закопчё...ый, утре-ий, родстве...ый, родстве...а, расклее...ый, расклее...а, клее...ый, глиня...ый, соломе...ый, клюкве...ый, ветря...ой двигатель, ветре...ая погода, масле.. .ые руки, масля...ые краски, лимо...ый, авиацио...ый.

320. Спишите, вставляя н илинн.

1) Дорога была прекрасна и во многих местах вымоще...а. 2) На дороге в виде плотины навале...ы каменья. 3) Через ручьи выстрое...ы были каме...ые мосты. 4) Нечая...ый случай разрешил мои недоумения. 5) Землянка устл…а и обвеша...a богатыми коврами. 6) В тот год осе...яя погода стояла долго на дворе. 7) Долго кова...ый кувшин волною звонкой наполнялся. 8) На серебря...ом просторе ходит месяц золотой. 9) В горах, окова...ый, у стада проводит пленник каждый день. 10) Они вдвоём рука с рукою гуляют утре...ей порою. 11) Кибитка остановилась перед деревя…ым домиком, выстрое...ым на высоком месте. 12) Маленький человек в кожа...ом картузе и фризовой шинели вышел из телеги. 13) Мы встретили ране...ого казака. 14) Здесь я увидел Михаила Пушкина, ране…ого в прошлом году.

(Из произведений А. С. Пушкина.)

ДЕЕПРИЧАСТИЕ