Способность ребенком ставить перед собой конкретные цели. Успешный педагог — залог успешного воспитания ребёнка. Как же заставить ребенка делать все самому

Непостоянство — одна из самых ярких черт детского характера. По свидетельству психологов, с возрастом это проходит, однако многие родители справедливо беспокоятся: что, если ребенок и в дальнейшем будет с такой же легкостью менять свои решения? Больше всего в этом контексте взрослых волнует неспособность детей достигать поставленных целей. Именно об этом мы сегодня и поговорим.

В первую очередь следует отметить, что воспитание целеустремленности, особенно у малыша — задача непростая. Знаете ли вы, что в психологии умение ставить цели считается социальным навыком, наряду со способностью находить общий язык с другими людьми и разрешать конфликты? А, значит, как и другим социальным навыкам, этому можно научиться.

Как известно, обучение детей подобным вещам может происходить двумя способами: они либо копируют поведение окружающих, либо «впитывают» информацию, которую им предоставляете вы, родители. Как показывает практика, идеальный возраст для развития целеустремленности — 7 лет, поскольку именно в это время большинство детей идут в школу и сталкиваются с определенными обязательствами и требованиями, которые необходимо выполнять строго в срок. А вот затягивать этот процесс не рекомендуется: по свидетельству специалистов, после 12-13 лет справиться с этим будет гораздо сложнее.

С чего начать?

Для начала научите ребенка ставить только четкие и ясные цели. Конкретика и еще раз конкретика: согласитесь, между словами «хочу в будущем лучше учиться» и «хочу закончить эту четверть без троек» есть огромная разница? Чем лучше вы и ваш ребенок сформулируете свое желание, тем выше будет вероятность, что оно исполнится.

Второе незыблемое правило логически вытекает из первого: цели должны быть реальными. Мечтать о том, что, возможно, никогда не произойдет — прекрасно. Однако подобный подход расхолаживает ребенка, заставляет усомниться в своих способностях. Объясните ему, что следует браться за решение только тех задач, которые ему по силам.

Спешка — главный враг

Одну крупную цель можно разделить на несколько этапов. Например, если ребенок загорелся мыслью побывать в Англии, предложите ему следующее: сначала в течение месяца он регулярно учит английские слова, затем добивается хорошей оценки в школе, после этого вы отправляете его на специальные курсы английского языка, после чего он получает долгожданную поездку. Все, что от вас требуется — сделать цель зримой, пусть и отдаленной, но возможной. Каждый вечер вы можете вместе обсуждать, насколько он продвинулся в достижении своей мечты.

Вообще деление на этапы считается одним из самых действенным приемов в развитии целеустремленности. Нередко дети в порыве энтузиазма хватаются за несколько дел сразу, но быстро устают и «перегорают», бросив начатое на полпути. Чтобы этого не происходило, мягко направляйте его, объясняйте, что лучше сделать сначала, а что — отложить на потом.

Очень важно при этом поддерживать ребенка, не давать ему усомниться в своих силах. Мотивация в борьбе с детским непостоянством играет очень важную роль. Объясните, что радость от достигнутого результата не может сравниться ни с чем другим, и вскоре он сам сможет в этом убедиться. Ни в коем случае не позволяйте себе высмеивать его в случае провала: ваша ирония не только не подстегнет его, но и, скорее всего, лишит уверенности в себе.

Очень важно дать понять ребенку, что цели и планы могут корректироваться в процессе — в этом нет ничего страшного. Вместо того, чтобы при малейшей трудности отказываться от желаемого и браться за что-то новое, стоит спокойно разобраться в ситуации.

Планы и списки своих целей

Неплохим практическим упражнением считается составление планов. Начинать лучше с небольших временных отрезков: заведите специальную тетрадку, в которую ребенок будет записывать свои планы на следующий день. При этом они не должны быть слишком сложными — приступая к планированию, выбирайте дела попроще.

Можно вообще схитрить и попросить детку вписать действия, которые он совершает каждый день: чистка зубов, завтрак, посещение школы, выполнение домашних заданий. Это необходимо для того, чтобы продемонстрировать ему принцип составления списков.

Пусть он вычеркивает пункты по мере их выполнения: специалисты утверждают, что вид списка с достигнутыми целями сам по себе является мощным мотиватором. После того, как у ребенка выработается привычка планировать, переходите к постановке более сложных и долгосрочных целей. Научите его четко формулировать свои мысли, детализировать. Еще одна хорошая идея — так называемая «Тетрадь достижений». Заведите красивый блокнот и попросите его заносить туда все свои успехи.

Как видите, сделать ребенка более целеустремленным и научить его добиваться поставленных целей вполне реально. От вас потребуется терпение, внимание, капелька фантазии и, конечно, родительская поддержка. Ободряйте его, хвалите, заставьте поверить в себя — и все получится.

Анна Сызгаева
Успешный педагог - залог успешного воспитания ребёнка

Профессиональное поведение педагога , его изменение, то какими новыми профессиональными умениями он овладел, и какая ценностная мотивация лежит в основе всех его преобразований, становится одной из важнейших проблем, обуславливающих сопровождение и воспитание ребёнка дошкольного возраста. Мастерство современного педагога формируется через постоянную профессиональную работу по самообразованию. Современному педагогу необходимо владеть предметными и психолого - педагогическими знаниями ; обладать высокими профессиональными качествами; способностью помочь ребёнку найти свой путь самореализации, стать самостоятельным, творческим, уверенными в себе человеком. Цель личностного и профессионального саморазвития педагога – успех в его педагогической деятельности . Можно развести личностную (внутреннюю) успешность : ощущение удовлетворённости жизнью, полноты самораскрытия, воплощение идеалов самоотдачи и т. д. – и профессиональную (внешнюю) успешность , которая обычно выражается в формальных показателях : профессиональном статусе, квалификационной категории. Внутренний успех возможен без внешнего успеха ,

но внешний успех невозможен без внутреннего ощущения успеха .

Успешный педагог , удовлетворённый собой и своей деятельностью, убежденный в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе , оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, членов коллектива, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность.

В условиях модернизации и инновационного развития нашего общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным . Анализ современной научной литературы дает основание рассматривать понятие «успех » в различных аспектах : в психологическом : «успех » понимается как переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность, либо совпал с её ожиданиями, надеждами (уровнем притязаний, либо превзошел их; в социально-психологическом : «успех » рассматривается как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами деятельности (когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе ); в педагогическом аспекте «успех » трактуется как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения . Таким образом, понятие «успех » можно рассматривать в узком и широком значении. Узкое значение сводится к пониманию оценки конкретного результата деятельности, значимого для личности. В широком смысле под успехом понимается жизненная успешность , которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать свой творческий потенциал. Успешный ребёнок обладает способностью продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же); высокий уровень знаний, способность использовать полученные знания в жизни, положительная мотивация к обучению, сохранение познавательного интереса, адекватно-позитивная самооценка.

Исследователи подчеркивают, что достижению высоких результатов способствуют такие качества, как вера в значимость и важность своего дела, понимание своей миссии, высокая работоспособность, энтузиазм, вера в себя, постоянное стремление к развитию и самосовершенствованию, внутренняя свобода. Именно высокая мотивация достижения, стремление к успеху определяют реальные результаты деятельности успешных людей .

Успеху способствует следующие особенности личности :

Упорное утверждение своей личности. Эта психологическая особенность обычно проявляется очень рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее, она выражается в стремлении не подлаживаться под окружающих, а идти к собственной цели, не пасуя перед преградами.

Способность контактировать с окружающими. Основа этой способности - умение понять психологические особенности сотрудников и соперников и правильно использовать эту козырную карту в жизни.

Физическая выносливость. Психическая гармония обеспечивает завидное здоровье, которое тоже относится к важному элементу успеха .

Удивительная способность точно предвидеть, как будут развиваться события.

Особая гибкость. Человек, рожденный для удачи, точно понимает, когда надо признать свое поражение, или пойти на разумный компромисс. Он умеет при необходимости быть и очень упорным, но не делает личной трагедии и из отступления, поскольку уверен в успехе .

Незаурядная способность убеждать других.

Творческая активность - это одно из самых важных качеств людей, демонстрирующих высокую успешность , которое проявляется в самых широких областях.

Среди отдельных качеств личности, определяющих творческую активность, можно выделить стремление к новому; критичность мышления; способность к преобразованиям; стремление к творчеству и достижению успеха .

Мотивация достижения успеха , по мнению Г. Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Множество исследований указывают на то, что вероятность успеха обучения повышается , когда учащиеся имеют возможность двигаться - в спорте, игровой деятельности, театральных постановках или на танцах, рисовать, исследовать. Американский психолог Говард Гарднер с полным основанием констатирует, что наша культура уделяет слишком много внимания вербальному и логическому интеллекту, тогда как другие формы интеллекта игнорируются. Преимущество такого представления об интеллекте - отсутствие дискриминации. Поэтому Гарднер обращает наше внимание на разные возможности творческого развития. Он выделяет семь видов интеллекта. Кроме того, важен тот факт, что каждый человек способен совершенствовать любой из семи интеллектов. К тому же все семь интеллектов сложным образом дополняют и усиливают друг друга. Известно, к примеру, что кинестетический интеллект имеет большое значение для наших вербальных, логических и «внутриличностных» способностей.

Учение о «семи интеллектах» напоминает о том, что интеллект проявляется не только в традиционно выделяемых вербальных и математических способностях. Интеллект - это наша способность успешно реагировать на новые ситуации и учиться на опыте. Он действует в разных жизненных ситуациях, в задачах, которые ставит перед нами жизнь.

1. Вербальный интеллект - это вербальные, речевые способности, интеллект журналистов, адвокатов, писателей, а также психотерапевтов, ведущих и тренеров. Тот, кто обладает этой формой интеллекта, может аргументировать, убеждать, беседовать, ободрять и учить, умело используя слова.

2. Логико-математический интеллект - операции с числами и логикой, интеллект ученого, программиста, экономиста и бухгалтера. Это наша способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распознавать образцы и рационально анализировать процессы и события.

3. Пространственно-визуальный интеллект - этот вид интеллекта «думает» в картинах и пространственных представлениях.

4. Музыкально-ритмический интеллект - здесь речь идет о восприятии ритмов и мелодии , их оценивании и создании.

5. Телесно-кинестетический интеллект - это интеллект нашего тела. К нему относится способность контролировать движения, ловко работать руками. В большинстве учебных ситуаций этим интеллектом недопустимо пренебрегают, хотя люди часто используют его при проведении досуга.

6. Межличностный интеллект - под этим подразумевается способность понимать других людей и сотрудничать с ними. Межличностный интеллект выражается в том, как мы воспринимаем настроения , темперамент и потребности других, как реагируем на них.

7. «Внутриличностный» интеллект - это наша способность понимать свой собственный внутренний мир. Сильный «внутриличностный» интеллект позволяет нам воспринимать наши чувства , установки и предрассудки и ориентировать поведение на наши собственные желания.

Каждый из нас обладает всеми типами интеллекта, хотя выражены они по-разному : одни сильнее, другие слабее. Практически нет таких вещей в жизни, для выполнения которых нам было бы достаточно одного типа интеллекта. Человек как животный организм может получать информацию с помощью органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, кожи, мышц) . Соответственно этому и различают виды информации : зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, осязательная, мышечное чувство.

Теория Гарднера - не типология «профилей одаренности» (это распространенное недопонимание) . Напротив, она помогает нам осознать наш потенциал : если мы хотим добиться лучших результатов в работе, нужно задействовать как можно больше видов интеллекта. Большинство людей могут развить любой тип интеллекта намного лучше, чем им кажется. Недостаточное развитие какого-либо типа связано с культурными предрассудками, влиянием родителей, системой образования или травматическим опытом.

Существуют разные возможности достижения успехов в области конкретного типа интеллекта. Например, кто-то не любит читать, но обладает высокоразвитым лингвистическим интеллектом, являясь прекрасным рассказчиком. Подобные факты нужно учитывать, предлагая задействовать в работе людей с разными типами интеллекта.

Теория множества интеллектов предлагает нам создавать различные ситуации в команде, соответствующие естественным склонностям детей, их личным потребностям. Нам необходимо заботиться о многообразии методов работы : не только разговаривать и печатать, но работать с рисунком, с движениями, с музыкой и ритмом, с пространством, взаимодействием и самонаблюдением.

Литература :

1. Говард Гарднер. Структура разума : теория множественного интеллекта. – М.: ООО «И. Д. Вильямс» , 2007. – 512 с.

Пару десятилетий назад мы обходились словами: цель, целеустремленность, сила воли. Сейчас царь и Бог слово «мотивация».

Мотивация (от лат. movere) – побуждение к действию; процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека. Например, жажда – это потребность, желание утолить жажду – это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется, – это цель. И грамотно взрастив в себе или в другом необходимое желание, мы придем к нужной нам цели.
Когда надобно сделать то, что нравится, мотивация не нужна. Разве нужна она, родимая, чтобы залечь у телевизора с пакетиком семечек? Это делается легко, на счет «раз». А вот встать с дивана и неумолимо отодвинуть от себя тарелочку с недоеденным вафельным тортиком – вот тут, все наше нутро требует: «Ну, мотивируй меня, мотивируй!».
И мы начинаем искать нечто такое, чтобы заинтересовать себя или другого – чтобы совершить нужное действие. О том, как это сделать со стопроцентным результатом, рассказывает специалист в сфере досуга детей Марина Саватеева.
«Без мотивации в наше время никуда. Подруга моей дочери на уговоры своих родителей лучше учиться отвечает: «А вы лучше меня мотивируйте, заинтересовывайте». Родители лишь крякают: чем еще мотивировать? И так летом лагерь в Турции и конная спортшкола, а зимой – каникулы в Европе, одежда из дорогих бутиков…
Как пробудить мотивацию у ребенка?
Мотивация: почему не работает метод кнута и пряника?

Доверительные отношения

Самое важное в воспитании ребенка – это доверительные отношения. Если они есть, то есть и контакт. Можно поговорить с подрастающим чадом, выслушать его, обосновать свои пожелания. Иногда бывает этого достаточно.
Ребенок понимает, чем вызваны просьбы родителей и выполняет их, чтобы не огорчать.

Статья по педагогике: Приёмы целеполагания для детей дошкольного возраста

Сидорова Марина Ивановна,педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, в которой описываются приёмы целеполагания, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей, педагогов школ.Педагоги могут использовать статью для выступлений на заседаниях МО, педагогических советах.

Цель: Ознакомление педагогов с приёмами целеполагания для детей дошкольного возраста
Задачи :
- познакомить педагогов со специальными знаниями и практическими умениями в области определения темы и постановки цели занятия совместно с обучающимися;
- научить использовать в практике приёмы целеполагания;
- повысить уровень мастерства педагогов.

Традиционно педагог в начале занятия называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний. Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой).
Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Модернизационные изменения в дошкольном образовании дают свободу педагогу в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная педагогом форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.
На сегодняшний день разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются и внедряются в практику образовательной деятельности новые средства.
Первая задача - развить ребенка, чтобы он мог и хотел добыть (а не получить) знания, мог приобрести умения и навыки”. “Что такое развитие? Это не только приращение знаний, умений, навыков, но и превращение ребенка в обновленного человека, превращение знаний и умений в способности, в возможности свободной деятельности… Развивающее занятие – это не занятие готовых истин, а занятие поиска истины. Его признак – сомнение обучающегося в своих знаниях и даже в том, что говорит педагог. Именно с сомнения начинается поиск и творчество, именно сомнение вызывает интерес и показывает зарождение интереса… Обычное занятие учит отвечать. Занятие развития учит спрашивать” (Давыдов В. В.)
Формирование познавательных умений и навыков возможно только в процессе игровой деятельности, которая является основой развития обучающегося. Игровая деятельность понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Иными словами ребенок должен научиться учиться. Умение учиться, формируемое в игровой деятельности (и только в ней), резко выделяется из ряда всех умений. “Появление этого умения знаменует революционное событие в психическом развитии: с этого момента ребенок из обучаемого, ведомого взрослым становится хозяином, субъектом собственного развития – человеком, обучающим себя, меняющим самого себя сознательно и целенаправленно”. (Эльконин Д. Б.)
Переориентация детского мышления с результатов на способы действия возможна лишь в процессе решения цели и учебных задач. Но что значит поставить перед ребенком цель или задачу? Их недостаточно просто выдвинуть – задача, сформулированная педагогом, должна быть принята обучающимся, т. е. стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит ответить на занятии, должен стать собственным вопросом обучающегося, иначе он получит от педагога ответ на незаданный, не интересующий его вопрос и распорядится этим ответом так, как любой человек распоряжается случайной информацией, которую он сам не искал, не запрашивал: может быть, заинтересуется, может быть, “пропустит мимо ушей”.
Постановка темы и учебной цели связана с двумя принципиально важными “открытиями” обучающихся:
1) они должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения какой-то задачи);
2) они должны хотеть решить эту цель, стремиться к ее решению.
Цели должны быть:
- Диагностируемые.
- Конкретные.
- Понятные.
- Описывающие желаемый результат.
- Реальные.
- Побудительные (побуждать к действию).
- Точные.
- Личностно значимыми для воспитанников.
Рассмотрим принципы постановки темы и цели:
1) Вводимое понятие должно быть предельно общим, с тем чтобы последующие темы выступали для детей как конкретизация, уточнение первой темы.
2) Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления.
3) Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.
4) Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
Некоторые приемы целеполагания
Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели занятия.
Например, тема "Число и цифра 6".

2 4 1 6 3 5 0

Исключение
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема "Дикие животные".

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, по теме "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешниепризнаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей занятия.
Тема: "Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака"
1. Организационный момент
- Сядет тот, кто правильно назовёт месяц
- Первый месяц года (январь)
- Первый месяц весны (март)
- Месяц перед маем (апрель)
- Месяц после мая (июнь)
- Последний месяц лета (август)
- Самый короткий месяц (февраль)
- Год кончает, зиму начинает (декабрь)
- Середина лета (июль)
2.Этап постановки цели. Актуализация знаний. Теоретическое обоснование данного умения.
- Определите, какой последний звук в слова?
- На какие две группы можно разделить эти слова?
- Что общего в звучании названий месяцев 2 группы? (В конце названий месяцев слышится мягкий согласный звук)
- Какую букву будете писать в конце каждого названия месяца? (Букву Ь)
- Почему? (Так как она обозначает мягкость согласного звука)
- Чем сегодня будем заниматься на занятии? (Обозначать мягкость согласных при помощи буквы Ь)
Домысливание
Например: «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами»
I.Организационный момент.
II. Введение в тему занятия.
- Мы с вами уже многое умеем и знаем. Поэтому именно к нам обратился за помощью один очень известный сказочный герой. Он очень не любит учиться. Говорит, что умеет кушать, на улице играть. А больше ему ничего не надо.
Он не знает ничего…
А вы знаете его…
Мне ответьте без утайки-
Кто в гостях у нас? (Незнайка)
- Незнайка на занятии писал предложения под диктовку и не справился с заданием. Умница Знайка ни одного балла ему за работу не поставил.
- Внимательно прочитайте предложения, посмотрите на ошибки. Подумайте, какой материал не усвоил Незнайка? Чего он не знает?
ё
Лодка плывот по реке.
ё
Летит быстрый самолот.
ю я
Луба и Рая лепат снеговика.
- Незнайка не научился использовать гласные буквы для смягчения согласных звуков. Поможем Незнайке?
- Мы должны заработать 5 баллов для Незнайки, выполнив 5 сложных заданий.
- Итак, тема занятия «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами».
Проблемная ситуация
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели занятия.
Например, « Звуки [х-х,] и буква «Ха».
Цель: познакомить обучающихся со звуками [х-х,] и буквой «Ха».
Ход занятия
І Организационный момент.
Педагог: Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Педагог предлагает детям присесть, удобно расположиться и послушать одну историю.
ІІ Сообщение темы и цели занятия
Педагог: Сегодня мы должны познакомиться с новой буквой и звуком. А с какой, догадайтесь.
Педагог: эта история произошла в одном сказочном лесу, в котором, жил озорной весёлый хомячок. Он всё хотел знать, и прилежно учился, как и вы (на экране появляется образ Хомячка). Но в соседнем лесу жила злая волшебница, и ей не нравилась любознательность этого животного. Разозлилась она, и заколдовала его, забрав имя. Но оставила такой наказ: (появляется образ злой волшебницы, звучит голос за кадром) «Расколдовать сможет тот, кто приложит много умения и старания, выполнив все задания. За правильное выполнение, вы получите буквы, из которых составите имя Хомячка. Найти задания помогут цветы с цифрами, которые я у вас рассыпала».
Педагог: что сделала злая волшебница?
Дети: заколдовала имя.
Педагог: А чьё имя она заколдовала?
Дети: Хомячка.
Педагог: Какой первый звук в слове «хомячок?
Дети: Звук [х].
Педагог: А знакомились ли мы со звуком [х] и буквой «Ха»?
Дети: Нет.
Педагог: Какова тема нашего занятия?
Дети: Звуки [х-х,]; и буква «Ха».
Педагог: Да, верно. Что мы должны узнать о звуках [х-х,] и букве «Ха»?
Дети: (Высказывания детей педагог корректирует).
Педагог: Мы сегодня дадим характеристику звуков [х-х,], узнаем какой буквой они обозначаются, но для этого нам нужно выполнить все указания злой Феи и вернуть имя хомячку.
Обобщая материал на данную тему, необходимо отметить, что приемы целеполагания могут быть разными. Это зависит от ряда факторов: типа занятия в цикле занятий по данной теме, возрастных особенностей обучающихся и их уровня владения предметом и т.д.
Но всегда нужно помнить, что обязательными условиями использования приемов целеполагания являются:
- учет уровня знаний и опыта детей;
- доступность, т.е. разрешимая степень трудности;
- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;
- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
На занятиях организовать постановку темы и цели и решения учебной задачи довольно сложно, но это возможно. Педагогу необходимо продумывать каждый шаг, каждый вопрос, каждое задание, чтобы цель стала
“собственной” целью для детей, чтобы дети понимали значимость этой цели и необходимость ее решения.

Наверное, едва ли не самая сложная задача для родителей - научиться стоять в стороне и смотреть, как их дети ставят перед собой цели и не могут их достичь. Когда дети говорят о крушении надежд и своем бессилии, естественной реакцией некоторых родителей будет защитить их от разочарования. Взрослые вмешиваются в учебу своих детей и переписывают, например, заданное на дом сочинение. Они спорят с тренером о том, почему их детей не взяли в школьную сборную, настаивают па том, чтобы учитель повысил ребенку оценку, или пишут записку с требованием продлить срок сдачи задания. У всех подобных поступков есть общая подоплека: ими вы пытаетесь оградить детей от разочарования, несправедливого обращения или возможной неудачи.

Однако умение справляться с неудачей и совершенными ошибками, учиться па них и ставить новые цели - это жизненно важный навык. Сталкиваясь с проблемами и трудностями, дети вырабатывают стойкость и характер . Они узнают, что ошибки в жизни неизбежны, и их самоуважение не страдает, когда они ошибаются. И наоборот, родители, которые ограждают детей от разочарований и неудач, тем самым невольно показывают детям, что те не способны ‘Преодолевать трудности самостоятельно, и приучают их сдаваться, как только задача становится слишком сложной.

Как же помочь своим детям понять, что прожить без ошибок и неудач невозможно? Как научить своих детей ставить перед собой реальные цели и безболезненно приходить в себя, если дела пошли не по плану? Мы подскажем, что можно сделать, чтобы выработать у ребенка позитивный взгляд на совершение ошибок и на необходимость учиться па них, а также на постановку целей.

Помогите своим детям ставить цели

Возможно, ваш ребенок хочет играть в школьной футбольной команде, попасть на доску почета ил и отказаться от какой-нибудь плохой привычки, например перестать грызть ногти. Может быть, у вашего ребенка есть стимул начать питаться здоровой пищей или лучше развить спортивные навыки. Какими бы ни были их цели, помогите своим детям определить необходимые для их достижения шаги. Для этого помогите им:

Ставить перед собой конкретную, а не обобщенную цель. Например, ваша дочь говорит, что хочет лучше учиться в школе. Помогите ей немного сузить поле деятельности, пояснив, чего же именно она хочет достичь. Утверждение, что она хочет получить пятерку по французскому, звучит конкретнее, чем желание стать лучшей ученицей в классе.

Устанавливать реалистичное время для достижения цели. Эту цель легко достичь в ближайшем будущем или ваш ребенок будет стремиться к ней длительное время?

Разбивать цель на маленькие этапы. Некоторые цели сначала кажутся недостижимыми. Нельзя похудеть на 15 килограммов или подготовить и разослать 10 заявлений о зачислении в колледжи за один вечер. Помогите своим детям легче добиваться поставленных целей, объяснив им, как разбить их на мелкие задачи. Например, если вашему сыну за три недели надо создать 45-минутную компьютерную презентацию для урока естествознания, расскажите ему, что первые два дня нужно собирать информацию, на третий набросать раскадровку и т. д.

Не потерять сосредоточенности . Даже при очень четком плане результат может не соответствовать желаемому. В таком случае помогите детям вернуться назад и подумать, что им нужно сделать, чтобы достичь своих целей.

Представить, как они будут жить в ближайшие шесть месяцев . Если они решат продолжать добиваться цели, каков должен быть конечный результат и какие чувства они будут испытывать? И наоборот, что они почувствуют, если не попытаются достичь своей цели или сдадутся?

Подавайте пример

Дети - внимательные наблюдатели. Они смотрят, как вы преодолеваете трудности, они наблюдают за вашими реакциями на неудачи и провалы. Думайте о том, как вы реагируете, когда сталкиваетесь с ситуацией, в которой можете потерпеть неудачу. Видят ли ваши дети, как вы берете препятствия приступом, ставите цели и подбираете пути решения их, если ваши первые попытки не увенчались успехом? Можете ли вы служить примером гибкости и решительности? Или они видят, как вы отступаете? Находите ли вы оправдание своим ошибкам, осуждая других или жалуясь, что задача слишком тяжела? Хотя демонстрация правильного отношения к ошибкам не гарантирует, что ваши дети будут поступать так же, она все же дает им пример, которому им нужно следовать.

Несовершенные родители

Порой лучше всего подбодрить детей is обучении может возможность увидеть, что их родители тоже не совершенны. Когда вы делаете ошибку - говорите, что же вы сделали неправильно: забыли, что должны были испечь для школьного праздника тридцать кексиков или опоздали па родительское собрание. Но обязательно добавляйте, чему вы научились на своей ошибке - например, с этого дня вы будете выходить на десять минут раньше или будете вести календарь, чтобы помнить, когда наступает ваша очередь нести в школу угощение.

И еще: вместо того чтобы говорить детям, что делать ошибки - это нормально, расскажите им о вашем собственном опыте из детства. Например, вы очень хотели играть в школьном театре, но так перенервничали, что на спектакле забыли все свои реплики. Поделитесь с детьми тем, что вы чувствовали, когда совершили ошибку, а также, как вы справились с трудностями. Расскажите, чему вы научились и что вы делали по-другому, когда вышли на сцену в следующий раз. Не забывайте подчеркивать, что вы пережили это поражение, - и тогда ваши дети переживут свои.

Используйте ошибки в качестве обучающих моментов

Иногда, вне зависимости от того, насколько усердно ваши дети стараются достичь цели, им это не удается. Возможно, им помешали какие-то внешние факторы, а возможно, они просто сделали ряд ошибок на пути к цели. В любом случае они могут огорчаться и беспокоиться о том, как бы не совершить таких же ошибок снова.

Когда такое случается, ваши дети могут отказаться от новых попыток. Вероятно, они попросят вас сделать дело за них. Как бы ни был велик соблазн оградить их от трудностей, все же настаивайте, чтобы они сделали еще одну попытку, и спросите, что, по их мнению, они могли бы сделать по-другому. Чему научил их опыт? Мягко укажите на то, что они сделали неправильно, и подчеркните то, что им удалось.

Опять же, важно подчеркнуть, что далеко не всем все удается с первой попытки. Все так или иначе ошибаются - на спортивных мероприятиях, на выступлениях, в играх, в школе. Когда и ваши дети, в свою очередь, ошибаются, предложите им хорошенько подумать о новых способах и новых стратегиях, с помощью которых можно достичь поставленных целей.

Выказывайте безграничную любовь

Очень важно отделять понимание того, что ваш ребенок потерпел неудачу, от представления, что ваш ребенок - неудачник. Будьте осторожны, чтобы не привить ребенку это чувство. В моменты гнева или раздражения у вас могут ненароком вырваться утверждения вроде:

  1. Как ты мог такое сделать?
  2. Ты никогда меня не слушаешь!
  3. Что с тобой случилось?
  4. Ты такой неуклюжий.
  5. Я же тебе говорила, что ничего не выйдет.

Все эти утверждения снижают самоуважение ребенка. Помните также о том, что если ваши дети будут бояться, что вы рассердитесь, накажете их, будете меньше их любить за ошибки, они научатся скрывать от вас все свои неверные шаги. И они с меньшей вероятностью решатся в будущем ставить перед собой сложные задачи, так как будут бояться неудачи.

Сценарий самого худшего

Когда вы видите, что ваши дети, боясь неудачи, сомневаются, браться ли им за что-то новое или ставить ли перед собою какую-то цель, спросите их, что самое плохое может случиться, если они сделают попытку и потерпят поражение. Да, они расстроятся, но, возможно, чему-то научатся па горьком опыте. В большинстве случаев последствия неудачи будут совсем не так масштабны и ужасны, как думали дети.

Важность целей и ошибок

Очень часто детям не удается достичь своих целей, потому что они совершают ошибки, расстраиваются и сдаются. Взрослый вы или ребенок, ошибки являются частью жизни. Подумайте над следующими сведениями, которые предоставляет Калифорнийская комиссия по повышению самоуважения и личной и общественной ответственности.

Ошибки - естественная часть жизни. Мы учимся на своем опыте; ошибки и провалы могут научить нас куда лучше удач и успехов. Эйнштейн провалил выпускной экзамен по математике. Эдисон перепробовал около 9000 видов нитей накала, прежде чем нашел ту, которая бы работала в электрической лампочке. Уолт Дисней пять раз становился банкротом, прежде чем был построен Диснейленд. Если мы примем свои ошибки, мы сможем продолжать рисковать, узнавать новое и двигаться дальше с воодушевлением и удовлетворением.

Подумайте о том, насколько изменилась бы наша жизнь, если бы эти преуспевающие, талантливые люди сдались при первом же провале их экспериментов. Они могут служить вдохновляющим примером для вашего неустрашимого затейника.