Страстная свеча. Пусть время ваших перемен работает на вас! Книга “Обряды на Чистый Четверг”

Чистый четверг — Великий, Страстной, Чистый день Великой седмицы, с которым связаны многочисленные церковные ритуалы, а также очень много народных традиций и обрядов.

Во время церковных богослужений в Чистый четверг вспоминают одно из самых значимых евангельских событий — Тайную вечерю. Иисус Христос установил обряд Евхаристии — Святого Причастия, который признается всеми христианами и продолжается поныне. Этот ритуал заключается в том, что верующие вкушают вино и хлеб, подразумевая под ними Тело и Кровь Иисуса Христа.

Также во время Тайной вечери Спаситель омыл ноги своим ученикам, проявив тем самым пример братской любви и смирения.

С Великого Четверга и до самой Пасхи проводятся церковные службы во всех православных храмах, которые посвящены воспоминаниям о земных страданиях Иисуса Христа. С четверга верующие приходят на причастие и начинается подготовка к Пасхе.

В первую очередь в этот день наводят порядок в жилище, во дворе, стирают и, конечно же, сами моются.

Уборка в доме: Про то, что в Чистый четверг следует устраивать генеральную уборку, знают все. Если вы не сделаете это в данный день, то по религиозным понятиям, последующие шесть дней уборку делать нельзя.

Пятница — страстная, суббота — там своих дел полно перед Пасхой, воскресенье и последующие три дня — святой праздник, делать ничего нельзя.

Интересно, что в этот день во время генеральной уборки можно найти давно утерянные вещи. Также с четверга и до Пасхи нельзя ничего отдавать или одалживать из дома.

Кроме того, в этот день устраивали большую стирку, перестирывая всю одежду, постельное белье, скатерти, полотенца, занавески коврики, половики - словом, все, что можно постирать в доме. Считалось, что к приходу Пасхи в доме радуется каждая вещь, потому ее нужно подготовить к празднику.

Чистый четверг неправильно воспринимать только как день для стирки и уборки, — говорит отец Серафим. — В этот день мы вспоминаем таинство Святого причащения. Верующие готовят себя к этому дню заранее — духовным воздержанием, молитвой. Ведь если мы идем в гости, мы себя украшаем — умываемся, надеваем чистую одежду. Точно так же нужно готовиться для общения с Богом.

Четверговая свеча: в Чистый четверг во время церковных богослужений зажигается свеча, называемая четверговой. Эта свеча наделяется магическими священными свойствами и символизирует великую любовь верующих к Иисусу Христу, своему Спасителю.

По окончанию службы каждый верующий старается донести огонек от этой свечи домой, закрывая от ветра и не потушив по пути, что знаменует благополучие и здоровье в его семье. Дома хозяин должен обойти со свечей и осветить пламенем все уголки своего хозяйства, закрестить над входной дверью и окнами, чтобы выгнать напасти и нечистую силу, избавиться от сглаза и опасного влияния внешнего мира.

Омовение: В Чистый четверг, приводя в порядок жилье и хозяйство, нужно помнить и о чистоте собственного тела. Ведь вода в этот день наделена особыми магическими свойствами. Чтобы очиститься от грехов и суеты, несчастий и сглаза, избавиться от болезни, привлечь здоровье и красоту, необходимо умыться, облиться или выкупаться, причем до восхода солнца, пока птицы не проснулись.

С ритуалом омовения в Чистый четверг тесно связана и девичья любовная магия. Если девушка до восхода солнца успеет окунуться или хотя бы умыть лицо в проточной воде, то весь год она будет красивой и любимой, избавится от веснушек и отбелит лицо.

Также в Чистый четверг положено впервые подстригать волосы ребенку, которому уже исполнился год, чтобы они становились гуще и росли лучше. С этой же целью можно отстригать кончики волос и девушкам. Хозяева домашних животных также нередко прибегают к этому ритуалу, чтобы животные не болели и приносили хорошее потомство.

Четверговая соль , собранная с трех дворов — излечивает даже смертельные болезни. В российском ведовстве существует примета, что если собрать соль с трех дворов, то, добавляя эту соль в еду и питье, которое будет принимать смертельно больной человек, он может излечиться. Что значит собрать соль с трех разных дворов? Это значит, что в Чистый четверг необходимо пройтись по своим знакомым и друзьям и попросить по маленькой горсти соли. Потом эту соль необходимо перемешать в любой таре, хотя старики говорят, что лучше это делать в глиняной посуде. Но, опять-таки, все зависит от вашей веры.

В Чистый четверг начинают печь куличи и красить яйца.

Вокруг Великого четверга (четверга Страстной седмицы - недели, предшествующей празднику Пасхи) у восточных славян много веков назад сосредоточился целый комплекс поверий и обрядов. Некоторые из них существуют до сих пор. Самым известным, вероятно, можно считать повсеместно распространенное в России, Украине и Белоруссии верование в необходимость мыться, стирать и производить "генеральную" уборку в доме в Великий ("Чистый") четверг. Многие считают эту традицию чуть ли не требованием Православной Церкви.

Кроме того, в последние годы в некоторых православных храмах России среди прихожан получила распространение практика забирать домой свечи, с которыми стояли на службе 12-ти Евангелий вечером в Великий Четверг. Эти свечи в народе получили название "четверговых" (бытует также название "четверговый огонь"). Иногда прихожане стремятся донести свечу домой так, чтобы она не погасла. Считается, что дома от "четверговой" свечи нужно зажечь лампадку (или даже пользоваться огарком этой свечи для зажигания лампады в течение всего года). Встречается также убеждение, что дымом от "четверговой" свечи надо начертать дома крест над дверью, - "для охранения от зла".

Нужно сразу отметить, что в богослужебной литературе Православной Церкви мы не встретим никаких указаний на необходимость подобных действий с церковной свечой. "Согласно православным богослужебным книгам, - пишет священник Михаил Желтов, - служба 12 Евангелий, совершаемая вечером в Великий четверг, то есть накануне Великой пятницы, именуется совершенно особым образом: "Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа""... Служба 12-ти Евангелий "восходит к практике Иерусалимской Церкви IV и последующих веков проводить ночь с Великого четверга на пятницу в бдении, состоявшем из молитв, песнопений, чтений Евангельских рассказов на различных местах Святого Града, связанных со Страстями Господа, и шествий от одного такого места к другому" . "Во мраке ночи, со светильниками в руках, шли верующие по стопам Господа в непрестанной молитве" .

Ныне служба 12-ти Евангелий представляет собой особое богослужение Страстной седмицы, которое включает 12 отрывков из всех четырех Евангелий. Эти отрывки повествуют о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечере и кончая погребением Его и приставлением воинской стражи к Его гробу. Согласно указанию современного русского Типикона, во время чтения каждого Евангелия все молящиеся должны держать в руках зажженные свечи . "Вынесение" же из храма и особое почитание "четвергового огня" относится к числу народных традиций, связанных у восточных славян с Великим Четвергом.

Обязательно ли мыться в Чистый четверг?

В народном быту в Страстной четверг совершалось множество языческих по своей сути ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год .

Говоря о восприятии Великого четверга в русской народной традиции, В. Г. Холодная отмечает: "Идея очищения духовного и физического пронизывает весь праздник, чрезвычайно богатый разнообразными народными обычаями и обрядами, имевшими профилактический, превентивный (предупредительный), продуцирующий и очистительный характер. Многие из них дохристианского происхождения. По их количеству и значению Великий четверг иногда сравнивают с древнерусским новым годом, отмечавшимся в первых числах марта...

В 19 в. обрядность Чистого четверга в большей степени была связана с представлениями о границе, отделяющей Великий Пост, период безвременья, когда жизненные проявления были сведены к минимуму, от периода возрождения и обновления природы, начинавшегося с Пасхи. Подобная грань в древности отделяла старый земледельческий год от нового в преддверии весенних хозяйственных работ. В момент перехода от старого года к новому старый мир становился неустойчивым, рушился, теряя свою привычную структуру, а в человеческое пространство проникали существа потустороннего мира: предки и нечисть. Чтобы подтвердить и установить заново утраченный порядок, надо было прежде всего защититься от нечисти, очистить от нее человеческое пространство, устранив таким образом причину несчастий, в тоже время появлялась возможность заручиться поддержкой высших сил или предков, приобрести достаток и благополучие" .

У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Во многих русских губерниях в этот день хозяйка отправлялась к ближайшему источнику — реке или ручью — за водой для умывания. Идти за водой нужно было до восхода солнца. Женщина старалась не встретить никого по дороге, а если уж встречала, то сохраняла полное молчание.

Чтобы увеличить магические очистительные свойства воды, во многих местностях в нее дома опускали серебряный (а если могли — то и золотой) предмет: монету, кольцо или серьги. Все домашние умывались этой водой, дабы в течение года быть здоровыми и не страдать от различных кожных заболеваний (чирьев, коросты, нарывов и др.), а также чтобы "жить весь год богато". Умываясь с серебра, крестьянки приговаривали: "Как серебро не портится, не ржавеет, так же бы и моя жизнь прошла хорошо". Девушки умывались в надежде, что четверговая вода придаст лицу особую белизну.

Набранной в Чистый четверг водой обычно обливались на улице, несмотря на то, что в это время года бывало еще довольно холодно. Для маленьких детей воду слегка подогревали и затем купали их в избе. В южнорусских губерниях было принято умываться или купаться обязательно в проточной воде, в ручьях и реках, чтобы "смыть болезни". В Вятской губернии на рассвете топили бани и мылись, а оставшейся от первого пара водой кропили детей.

В некоторых местах омовение в Чистый четверг сочеталось с ритуалом кликания весны. В Буйском уезде Костромской губернии девушки на восходе солнца трижды опускались в воду со словами: "Вода весенняя, здоровая! Дай и нам здоровья", - затем трижды кувыркались по земле и, забравшись на крыши, пели в честь весны песни. В соседних областях девушки, войдя в реку по пояс, водили хоровод и пели: "Весна, весна красная, приди, весна, с милостью, с великою благостью!" (если на реке еще был лед, хоровод водили вокруг проруби).

Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки белили печи, мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т. д.

Как отмечал С. В. Максимов, в народе Чистый четверг "признается не просто днем Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте и опрятности. В этот день, по народному убеждению, даже "ворона своих воронят в луже моет". На этом же основании и бабы считают своим долгом мыть ребят, а иногда и поросят, а также чистить избы. "Если в Чистый четверг вымоешь, — говорят они, — весь год чистота в избе водиться будет"... Кроме всеобщего мытья, крестьяне стараются приурочить к Чистому четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делается на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый четверг, сохраняет мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться со следующей короткой молитвой: "Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время"" .

Некоторые действия в этот день были направлены на обновление отдельных предметов утвари, символизировавших благополучие в соответствующей сфере хозяйства. К подобным ритуалам относится мытье дежи, известное у русских Курской губернии. В Чистый четверг хозяйка "наряжала" дежу: мыла, закрывала чистым куском грубого холста - "дежником", подпоясывала красным пояском, будто бы она на базар едет. Целый день дежа стояла "нарядивши", а вечером в ней ставили тесто для лепешек - "пелениц" ...

Таким образом, "мытье в Чистый четверг имело обрядовое значение, а вода наделялась особой магической силой. Благодаря умыванию, обливанию или купанию русские крестьяне стремились очиститься от несчастий и недугов, отогнать болезни, приобрести здоровье и красоту" . Обрядовое же значение имела и уборка избы.

Иными словами, обязательное проведение "генеральной" уборки в Великий четверг является не "предписанием" Православной Церкви, а языческим по происхождению обычаем.

"Освященный огонь" и магический круг

Выше было сказано о ритуалах Чистого четверга, связанных с водной стихией. Немало очистительных обрядов Страстного четверга было связано и с огнем, в первую очередь на Русском Севере и в Сибири. В Сибири кое-где добывали трением так называемый "деревянный огонь", считавшийся священным. Им поджигали "Богородишну траву" или собранный до рассвета сор из муравейника и муравьев, а иногда и навоз, и дымом окуривали скот с целью защитить его от чумы и порчи.

Окуривание (как один из способов очищения и изгнания нечисти) было распространено повсеместно. В лесных местах в Чистый четверг до восхода солнца специально ходили в лес за можжевельником (вересом), который считался обладающим чудодейственной силой . Кое-где крестьяне рассказывали, что войти в лес надо со словами: "Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и род", затем надо идти "не умывшись, не помолившись, и соблюдать строжайшую тайну, чтобы никто не приметил. Дома же принесенное надо разбросать по двору и хлевам, и только в таком случае не постигнет семью никакая напасть и не стрясется никакой беды над скотиной". Впрочем, в некоторых местностях, например, в старой Новгородчине, эти меры считались недостаточными, и, для окончательного успокоения и уверенности, нужно было сделать следующее: "принесенный из лесу верес, ранним же утром, до восхода солнца, зажигают на сковороде или жестяном листе посредине избы, на полу, и все члены семьи скачут через этот огонь, запасаясь на весь год здоровьем и окуриваясь от дьявольщины, которая в этот день в особенности хлопотлива и проказлива" . Можжевельником окуривали также скот и хозяйственные постройки.

К Страстному четвергу было приурочено в России приготовление некоторых веществ и предметов, обладавших, по поверью, лечебной силой. Так, свойствами исцеления различных болезней и защиты от сглаза наделяли "четверговую соль". Целительную силу приписывали также остаткам хлеба, испеченного к Страстному четвергу; говорили, что этот хлеб благословил Сам Господь. Крестьяне Тобольской губернии верили в особую чудодейственную силу лучины, которой вечером в Великую среду из печи доставали "первый огонь", зажигая им свечу или лампу. Эта обожженная лучина называлась "четвережный огарок" и, по убеждению крестьян, защищала скот от водяных и леших. Чтобы они не тронули скотину, ею ставили кресты на копытах и лбах животных, выпуская их в первый раз пастись .

В Великий четверг во многих местах исполнялся древний обряд очерчивания магического круга, связанный с установлением незримой границы, призванной обеспечить защиту и благополучие крестьянской семьи и хозяйства. В Вятской губернии на заре хозяин обходил дом, читая 102-й псалом Давида - "от воров". В некоторых местностях обходили избу с иконой в руках. Но чаще дом, двор, огород или поле трижды "объезжали" верхом на палке - клюке, помеле, ухвате или кочерге. Хозяин или хозяйка должны были делать это в одиночку рано утром, до восхода солнца, натощак, стараясь, чтобы никто их не увидел, произнося "заговорные слова", дабы уберечь хозяйство и семью от несчастья и оградить их от проделок нечистой силы и колдунов.

Одним из способов установления магической границы было так называемое "закрещивание" (известное также и в другие праздники, например, в Крещение). В Новгородской губернии, чтобы не допустить нечистую силу в дом, хозяин чертил в избе и в хлеву перед матицей ножом крестики по числу "дырочек" в доме и на дворе (двери, окна, печь и т.д.) и приговаривал три раза: "Во Имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь!" . Эти действия должны были защитить "отверстия" в доме, которые воспринимались как наиболее уязвимые для проникновения злых сил места.

Часто предметом, с которым совершали сходный по значению обряд, была "четверговая" свеча . В ряде губерний существовал обычай вечером Чистого четверга приносить из церкви свечу, с которой слушали чтение "Страстей Господних". Огонь этой "четверговой" свечи в народе считался святым. До дома "четверговую" свечу старались донести так, чтобы она не погасла. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечу иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, а затем ею коптили крестики на матице, над входной дверью и окнами. С горящей свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. "Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась".

"Четверговую" свечу положено было зажигать в особо важных случаях, например, во время летних гроз и бурь, чтобы сберечь дом от попадания молнии. Эту свечу давали в руки умирающим, ставили перед иконой во время трудных родов. Ей приписывалась сила уничтожать чары колдунов и лечить лихорадки.

"Четверговая" свеча называлась также "страстной", или "страшной". Впрочем, иногда крестьяне говорили, что не всякая четверговая свеча может называться страстной, и собственно страстной свечой считали ту, которая горела по крайней мере "на трех страстях" .

Ту же, что и "закрещивание" копотью свечи, цель имело мазание крестов смолой на дверях изб и хлевов, чтобы преградить дорогу колдунам.

"Закрещивание" часто сочеталось с заключением хозяйства в магический круг. Так, в Вятской губернии хозяйка верхом на банной кочерге - "ожоге" объезжала вокруг дома, зачерчивая его от татя и лихого человека. Останавливаясь во дворе перед каждой дверью и воротами, на их верхней притолоке она чертила обгорелым концом "ожога" кресты .

Вообще же, пишет Т. Золотова, в народной обрядности "вода, огонь и крест имели универсальное очистительно-предохранительное значение". Поэтому во всех календарно-обрядовых циклах использовались приемы возжигания огня, окуривания, окропления, купания, применения креста для отпугивания нечисти .

Вернемся, однако, к "четверговой" свече. Как замечал С. В. Максимов, "русские люди придают большое значение так называемому "освященному огню". Это огонь, вынесенный из церкви после великих священнодействий", во время которых он, по народному верованию, получал особенную силу и исключительную благодать. "Важное значение придается не только огню, но даже свечам" . Окружавшее "четверговую" свечу суеверное почитание является примером того, как на "освященный" (по представлениям народа) в церкви огонь - и, соответственно, на свечи, - были перенесены элементы языческого поклонения огню.

Свойствами магического оберега наделялась в народном сознании не только "четверговая", но и "пасхальная" свеча (с которой обходили церковь во время крестного хода на Пасху), а также "богоявленская". Поверья, подобные тем, которые в России окружали "четверговую" свечу, в Греции относятся к "пасхальному огню" , а в католических странах Европы - к свече, освященной на праздник Сретения Господня .

Итак, распространенные в народе представления об "освященном" огне и о чудесной силе свечей восходят к языческим временам. Богослужебная же традиция Православной Церкви не знает никакого "освящения" "четвергового огня" или обряда нанесения копотью крестиков над дверями дома.

Святитель Иоанн Златоуст, говоря о магических приемах, предупреждал: "Если и имя Святой Троицы призывают на таковых действиях, если будет призывание святых, если и знамение крестное наводится, бежать подобает таковых и отвращаться" . Также и церковным авторам древней Руси приходилось выступать против суеверного, магического использования крестного знамения .

"Мнят себя христианами, а поганские дела творят..."

Характерное для восточнославянской народной обрядности Великого четверга стремление всеми возможными способами защититься от злых сил связано с тем, что, как говорилось выше, вокруг этого дня сосредоточились языческие представления о "пограничном" периоде, времени вторжения существ из потустороннего мира: умерших предков и нечистой силы. Считали, что в ночь на Великий четверг у колдунов и ведьм "бывают самые важные свидания с нечистой силой... И нет дня в году, наиболее удобного для тех, кто пожелает видеть нечистую силу и узнать от нее свое будущее" . Вологжане рассказывали, что ночью нужно придти в лес, снять с себя нательный крест, закопать его в землю и затем говорить: "Владыко лесной, есть у меня до тебя просьба", - и леший не замедлит явиться, чтобы раскрыть все тайны и рассказать о будущем .

До принятия христианства у восточных славян существовал особый Навий день, день поминовения умерших. С распространением христианской веры он был приурочен в народе к четвергу Страстной седмицы. Отсюда происходит украинское название Великого четверга: Навський Великдень (или Мавський Великдень, Мертвецький Великдень) , и белорусское Наўскi Вялiкдзень, то есть "Пасха мертвецов".

В литературе древней Руси мы находим сведения о так называемой "мови навьям" - ритуале, осуществлявшемся в честь предков ранним утром Великого четверга. Дело в том, что баню (мовь или мовницу) было принято топить не только для живых, но и для умерших - "родителей". Древнерусский автор писал о суеверах своего времени: "Мнят себя христианами, а поганские [языческие] дела творят и пеплом посреди мовницы сыплют. Оставляют мертвым мясо, молоко, масло, яйца и все необходимое бесам на печь льют. Для мытья им чехлы и убрусы у мовницы вешают. Вымывшись сами, целуют церт [здесь: печь] и кланяются", после чего покидают баню . Пепел насыпали на пол, чтобы увидеть след, оставленный помывшимися. В другом древнерусском поучении говорится: "Бесы же смеются злоумию их [топивших баню] и, войдя, моются и порплются [то есть валяются] в пепле том. Как куры след свой показывают на пепле на прельщение им. И вытираются чехлами и убрусами теми. И приходят топившие мовницу, и ищут на пепле след. И когда видят на пепле след, говорят: "Приходили к нам навьи мыться"" .

Предназначавшиеся для мертвецов продукты съедали сами хозяева на Пасху, полагая, что погостившие покойники уже отведали подношений. Целью таких жертвоприношений едой было задобрить умерших пращуров, заручиться их покровительством .

Стоглавый Собор (1551 г.) осудил тех, которые утром Великого четверга приглашали - "кликали" умерших предков: "А в Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласы [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом. И о том ответ. Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении" .

Обычай оставлять в бане ведро воды и веник для "родителей" или для "хозяина" (банника) просуществовал в России до конца XIX в. В качестве примера пережитков языческих представлений об умерших можно также привести существовавшее среди украинских крестьян верование, что в Великий четверг "мертвецы встают из своих гробов и собираются в церковь по звуку колокола, который ударяет всего только один раз. Собравшись вместе, они становятся перед храмом. Из среды их выходит священник и громогласно произносит какую-то молитву, по окончании которой двери храма отворяются сами собой. После этого мертвецы входят в храм и собор священников начинает совершать литургию... По окончании литургии мертвецы христосуются друг с другом и затем выходят из храма... Священник произносит молитву, после чего двери храма сами собою затворяются и мертвецы возвращаются на кладбище" .

Как писал И. П. Калинский, в народных поверьях и обычаях, приуроченных к Великому четвергу, "весьма явно пробивается древнеязыческое понятие наших предков о целебной силе огня и воды и о влиянии этих стихий на здоровье человека, особенно ввиду наступающей весны, которая считается временем возбуждения и оживления всех сил природы.

Не напрасно поэтому Стоглав сильно восстает против этих обрядов и называет их "прелестью и хулою еретичества"" .

В наши дни протоиерей Максим Козлов, говоря о суевериях, "которые в народном сознании сопутствуют церковной традиции, но с ней никак не связаны", отмечает, в частности, и представление о том, что "Великий или Чистый четверг — это день, когда нужно все мыть", производить уборку дома и т.д. "Ни в этот, ни в последующие дни концентрации на быте церковная традиция не предполагает, а от переоценки бытовых приготовлений и прямо нас предостерегает", - говорит о. Максим . "Самое важное в Страстной седмице - это Христос, - напоминает митрополит Иларион (Алфеев). - Вообще, Христос - самое важное в жизни Церкви, в духовной жизни христианина. К сожалению, об этом часто забывают" ...

Учитывая сказанное выше, становится также понятно, почему епископ Новосибирский Сергий (Соколов) на вопрос, будет ли он брать себе домой "четверговый огонь", ответил: "Я не огнепоклонник" .

Примечания:

Желтов М. С., свящ. Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы).

Http://www.bogoslov.ru/text/398799.html

Валентина Зандер. Христос - Новая Пасха. Объяснение служб Страстной седмицы и Пасхи.

Http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/strastnaya_sedmitsa/zander_obyasnenie_sluzhb-all.shtml

См.: Желтов М. С., свящ. Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы).

Http://www.bogoslov.ru/text/398799.html; он же.

Общая композиция служб Страстной седмицы. http://www.bogoslov.ru/text/397608.html;

Великая Пятница. http://www.pravenc.ru/text/150067.html;

Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. М., 1991 [Репринт]. С. 682; Типикон. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/typokon_r.htm;

О богослужении Страстной седмицы. Настольная книга священнослужителя.

Http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/nastolnaya_kniga_svyaschennosluzhitelya_23-all.shtml#33d.

У русских православных авторов XIX-XX вв. встречаются попытки дать символическое толкование традиции возжигания свечей при чтении страстных Евангелий. Так, протоиерей Г. С. Дебольский писал: "Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его (Ин. 13, 31-32), то есть "вместе с крестом", говорит Иоанн Златоуст. Страдания Господа за грехи наши были, сколько тяжки, столько же и славны для Господа..." (Великий Пяток Страстной седмицы Великого поста. http://www.pravoslavie.ru/put/1701.htm). Чтение страстных Евангелий слушают с возженными свечами, согласно С. В. Булгакову, "в знак пламенной любви к страдавшему Господу и подобно Евангельским девам, исшедшим в сретение Жениха своего с твердою верою, что Он не оставит их сирыми (сиротами), а "изыдет из гроба к свещеносным"" (С.В. Булгаков. Настольная книга для священнослужителей. Триодь Постная. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/triodion_bulgakov.htm). Наиболее известным является толкование протоиерея Серафима Слободского: "Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны - горячую любовь к своему Спасителю" (Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. М., 1991 [Репринт]. С. 682).

Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75

С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 209

В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг).

Http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm

В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm; Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75

В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm; Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75. О "четверговой" соли подробнее см.: Что такое "четверговая соль"? http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Bogoslovie_10/01127_Chto_takoe_chetvergovaya_sol.htm

В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг).http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm;

Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 76

Иначе называлась "четвережной", "страстяной" свечой, "огнем евангельским"

В. Г. Холодная. Четверговая свеча. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4096.htm

И. П. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489; В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm; Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 116

В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm

Татьяна Золотова. Сгинь, нечистая сила!.. Как защищались от "злых сил" сибирские старожилы // Родина. 2003. № 2, с. 76

С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996, с. 115

См.: Ольга Богданова. Сияние греческой Пасхи. http://www.taday.ru/text/367302.html

См.: "Сретенские" свечи и чин их освящения. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Hram_i_bogosluzhenie/01128_Sretenskie_svechi.htm

Цит. по: Протоиерей Александр Новопашин, Валерий Мельников. Ответы Святых Отцов Церкви на вопросы мирян. http://azbyka.ru/vopros/svyatye_otcy_otvety_09-all.shtml.

См. также Матфей Властарь. Алфавитная Синтагма. О чародеях.

Http://www.agioskanon.ru/sintagma/012.htm#m1.

См.: Рыбаков Б.А. Дом в системе языческого мировоззрения.

Http://www.i-u.ru/biblio/archive/ribakov_jas3/00.aspx

С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 208

В. [В.] И[ванов], В. [Н.] Т[опоров]. Навь // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1997. Т. 2, с. 195

Елена Грузнова. Место, где все равны. Социокультурный феномен русской бани // Родина. № 9. 1995. С. 102

Стоглав. http://www.kopajglubze.boom.ru/stoglav/stoglav_text.html

В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm

А. Балов. Колокольный звон в народных верованиях // Живописная Россия, 1903. № 142. С. 446. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 262. См. также: Демонология. http://rus.ridna-ukraina.com.ua/demon

И. П. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489

В Москве состоялась пресс-конференция на тему "Как правильно подготовиться и провести Пасху". http://www.patriarchia.ru/db/text/1126687.html

Епископ Иларион (Алфеев): Христос учит нас жить в мире и проповедовать миру Его воскресение. http://www.pravmir.ru/article_2857.html

Прот. Николай Афанасьев о происхождении диаконского служения.

Http://deacon.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=843&sid=929cb7ff255babb21ca2d26fe6dcfca2&start=30

Обычай ставить свечу перед иконой является очень древним. Все знают, что непременно следует это сделать, но о причинах, по которым совершается этот обряд, знает не каждый. Страстная свеча после вечерней службы в четверг, что с ней делают. Для чего нужна, и какую пользу можно получить.

Пасхальные обычаи и обряды очень многообразны. Многие из них происходят из дохристианских времен, и были одними из главных праздников наших предков. Позднее они весьма органично вошли в христианский праздник и сохранились до сих пор.

Традицию зажигать свечи в храмах появилась в России еще в ветхозаветные времена и пришла из Византии. Светильники служили символом водительства Божия, зажигали их вечером пред Господом в период священослужения. Закон Божий есть светильник человеку в его жизни.

Со временем сформировались правила возжигания свечей в храмах. Изначально свечу зажигали перед выносом Евангелия, а под час самого чтения принято было зажечь все свечи.

После зажжённые свечи стали ставить перед гробами мучеников, священными предметами, и иконами.

Такая традиция существует и в наши дни. Многие даже не задумываются зачем ставят свечу, что это значит такие действия.

Свеча- символ молитвы, зажигают ее перед иконой в знак устремления к Богу. Сам же воск, из которого и делают церковные свечи, и есть символом раскаянья в своих грехах. Готовностью к послушанию перед Богом.

Сами свечи не стоит ставить бездумно у всех святынь церкви, стоит осознать, ощутить любовь в сердце перед тем, кому ставиться свеча. Купленная в церкви свеча это символ веры.

Страстная свеча после вечерней службы в чистый четверг

Четверговая свеча (четвережная, страстная, страшная свеча, огонь евангельский) – свеча, которая наделена необычными свойствами. Свеча зажжённая в Чистый четверг, на вечернем богослужении в период чтения 12 Евангелий, состоящая из вечера четверга и утрени Великой Пятницы.

Знак горячей любви верующего к самому Спасителю.

Огонек такой свечи считают святым, и ее после службы стараются принести домой, горящей. Существует примета, кто сможет донести горящую свечу до дома весь год будет счастливым а нет, с человеком будет беда.

Свечу окружали фонариком желтого или красного цвета в надежде укрыть от ветра.

В доме первым делом зажигали лампаду, и ставили крестик копотью от свечи крестик на двери, "чтобы не угасла благодать Господня в доме". Для защиты всего своего хозяйства и семьи, очищая от нечисти, обходили с зажжённой свечей все уголки своего двора.

Магическую силу свечам, зажженным во время церковных служб как в четверг, в пятницу при выносе плащаницы, и на утрене Светлого Воскресенья (Пасхи).

Огарком от такой свечи поджигали печь, зажигали перед иконами в доме.

Страстной свечой благословляли молодых, зажигали когда болели, или защищали от молнии, ее давали для облегчения страданий в тяжелых родах. Такой огарок зажигали даже когда умирал человек.

В деревнях для сохранения поголовья скота с четверговой свечой провожали в поле.

Некоторые считали, что с помощью этой свечи показывается цвет папоротника в Иванову ночь.

Стоит помнить, что церковь против всех магических свойств, и все это скорее суеверие. По учению Православной Церкви исцеление приходит благодаря обращению к Богу, и принятии воли его, а не магическим действиям.

Значимой приметой в Чистый четверг считается четверговая соль.

Четверговая соль приготовление и применение

Готовят ее из простой соли или освящая в церкви, или ложа на всю ночь возле образа Иисуса Христа и горящей лампады.

После эту соль не едят, как обычную, а ссыпают в мешочек и хранят для особо важных случаев. Также ее используют, как оберег. Для этого соль насыпают в маленький мешочек и носят на шее. Соль тоже обладает свойством удерживать информацию. Чаще ее используют для наведения порчи, для вызывания различных ссор.

Четверговая соль делает только добро. Если в доме намечается скандал, ее можно (буквально щепотку) бросить в воду и вымыть этой водой полы. Очень хорошо солить этой солью пасхальные яйца, особенно то, которое съедается первым после окончания поста.

Считается, что тогда человек будет удачлив весь год, во всяком случае крупных неприятностей с ним точно не произойдет.

Четверговую соль можно (буквально чуть-чуть) насыпать под порог своего дома. Считается, что она может защитить от проникновения в дом негативной энергии.

Четверговая свеча на удачу

Еще одной очень важной приметой является четверговая свеча. Ее приносят горящей из церкви, поджигают от нее лампаду или другую свечу. После с принесенной обходят весь дом, начиная от дальних комнат, доходят до порога и тушат.

Кто живет в частном доме, и у кого есть домашние животные, желательно обойти с этой свечой и помещения для скота.

Огарок свечи не выбрасывают, а хранят весь год. Использовать ее можно только если кто-то заболеет или случится какое-то несчастье. Просто так поджигать ее, если в доме отключили свет нельзя.

Четверговая свеча и целебная вода

Считается, если эту свечу положить на некоторое время в воду, то вода тоже станет целебной. Такую воду давали пить больным, ею умывались девушки, чтобы лицо приобрело особой привлекательности и поскорее нашелся жених.

Такая вода могла помочь, когда в семье происходило охлаждение чувств. Если муж и жена выпивали такой водицы, между ними вновь вспыхивала любовь.

Только злого с помощью этой воды делать нельзя, например, привораживать чужого мужа. Такой поступок будет воспринят, как кощунство над памятью Христовой.

В этой примете нет никакой мистики. Огонь всегда обладал очищающей силой. А воск и вода - это такие материалы, которые очень хорошо записывают и передают информацию. Недаром и вода и воск используются магами и заклинателями.

Принесенная из церкви свеча несет на себе информацию добра, которое делал Иисус для всех нас и его безграничной к нам любви.

Ритуал на удачу и счастье

Этот ритуал можно делать в разные дни, но особую силу он имеет в Чистый Четверг, следующую за ним пятницу и субботу. Для его проведения нужно, чтобы никто не мешал. Обычно его выполняют вечером, когда все повседневные хлопоты уже закончились.

Нужно поставить на стол четверговую свечу, зажечь и некоторое время смотреть на пламя, думая о себе, о своих поступках за последнее время. Кому трудно думать про себя честно, может поставить рядом образ (иконку) Христа. Тогда получается лучше.

Это действие гораздо сильнее, чем исповедь, потому что в мысленном разговоре участвуют только двое - Вы и Бог. Больше никто вас не слышит и поэтому кривить душой нет смысла.

Затем нужно взять чистый лист бумаги и абсолютно честно написать, что в Вас самих, какие Ваши поступки мешают Вам стать счастливыми, мешают Вашему успеху и так далее. Писать нужно именно о Ваших просчетах и ошибках, а не о том, что кто-то Вас не замечает или недооценивает. Писать пожелания и просьбы на этом листе нельзя.

Когда Вы напишете все, что плохого в себе вспомните, сожгите этот лист на пламени четверговой свечи, думая о том, что все написанное должно из Вас уйти. Куда Вы выбросите пепел, нет разницы, главное, чтобы грязи не осталось.

Этот ритуал очень действенный, он помогает очень во многом, и улучшить отношения в семье, и достичь успехов на работе. Главное его условие - не кривить душой и не забывать, перед кем Вы исповедуетесь.