Ушёл из жизни Валерий Нефёдов. Архитектор Валерий Нефёдов — о радикальных переменах на городских набережных Нефедов валерий анатольевич городской ландшафтный дизайн

29 января после тяжелой и продолжительной болезни ушел из жизни Валерий Анатольевич Нефедов (1949 - 2017).

Уроженец Риги Валерий Нефедов во второй половине 1960-х приехал в Ленинград и поступил на архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института, который закончил в 1973 году.

С учителями Нефедову повезло. На кафедре градостроительства, где он учился и работал над кандидатской диссертацией, его наставниками были профессора А.И. Наумов, В.П. Громов, В.К. Свешников, И.В. Барсова. Градостроители Ленинграда, о которых, к сожалению, сегодня уже начали забывать… Их влияние определило творческий и научный «почерк» В.А. Нефедова.

С середины 1970-х и до самого последнего времени его жизнь и деятельность были тесно связаны с архитектурным факультетом бывшего ЛИСИ, а ныне Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета. В сложные для нашего города времена - в конце 1980-х В.А. Нефедов стал деканом архитектурного факультета. Несмотря на сложности и противоречия постсоветского времени, В.А. Нефедов стремился к созданию архитектурной и научной школы факультета, с учетом как позитивного отечественного, так и зарубежного опыта, не всегда получая понимание и поддержку. Обладая даром убеждения, он в конце концов добивался понимания коллег и руководства.

Своей деятельностью в качестве руководителя персональной творческой мастерской - «Мастерской Нефедова», он убедительно показал, что профессиональное воспитание будущих архитекторов, как практическое, так и теоретическое является важнейшей частью архитектурного творчества. Сумел переломить сложившийся стереотип о том, что в педагоги идут люди, из которых не получились практики. Человеком он был чрезвычайно собранным и инициативным. Сумел написать докторскую диссертацию на тему «Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды», защитить ее в 2005 году, и одновременно руководил архитектурным факультетом и мастерской - это не у всякого получится.

Отдельная и важная сторона научной деятельности В.А. Нефедова - это создание Ландшафтной школы, основанной на урбанистическом понимании ландшафта как средства создания благоприятной городской среды. Результат научной «Школы Нефедова» - средовая направленность тематики выпускных квалификационных работ (бакалаврских и магистерских), темы 8 кандидатских диссертаций, выполненных и защищенных под его руководством, три монографии, из которых последняя называется «Вернуть город людям» (2015 г.), многочисленные выступления на конференциях и более 70 статей, вызывавшие несомненный научный интерес.

Не все в современной градостроительной практике Санкт-Петербурга ему нравилось. Он этого не скрывал и всегда стремился ее улучшить, советуя руководству города как это можно было бы сделать.

В.А. Нефедов стремился к созданию и укреплению партнерских связей с зарубежными архитектурными школами Германии, Италии, Франции. В большой мере это ему удавалось благодаря широкой эрудиции, профессиональному знанию английского и итальянского языков и личным качествам, способствовавшим установлению профессиональных контактов.

Тяжелая болезнь не смогла помешать педагогической деятельности Валерия Анатольевича. Будучи ответственным за магистерскую программу на кафедре градостроительства, он до последних дней руководил этой стороной подготовки, составлял программы обучения как магистрантов, так и бакалавров, непосредственно руководил магистрантами.

Доктор архитектуры, профессор, «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», член Союза архитекторов России, а главное, многочисленные воспитанники «Школы Нефедова» - это следствия его разносторонней деятельности более чем за 40 лет.

А.Г. Вайтенс, зав. кафедрой градостроительства СПбГАСУ

Валерий Анатольевич Нефедов окончил ЛИСИ – Ленинградский инженерно-строительный институт (ныне – Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ)) в 1973 году. В 1979 году он окончил аспирантуру в этом же вузе.

Завершив обучение, он начал преподавательскую карьеру. В настоящее время является профессором кафедры урбанистики и дизайна городской среды СПбГАСУ. Преподает ландшафтный дизайн, курсовое и дипломное проектирование.

Кроме того, читает курс «Современный ландшафтный дизайн городской среды» на факультете географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета и преподает в Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете на факультете ландшафтной архитектуры.

Валерий Нефедов – доктор архитектуры, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.

В сфере его профессиональных интересов: мировая новейшая архитектура и дизайн, интерьеры общественных и жилых зданий, использование новых технологий в проектировании городских открытых пространств.

Кроме того, он занимался выполнением исследования направлений и методов архитектурно-ландшафтной реконструкции города на основе концепции устойчивого развития.

Валерий Анатольевич Нефедов проводит многочисленные лекции и семинары, причем не только в России, но и за границей. Так, на протяжении семнадцати лет он ведет мастер-классы, лекции и семинары в США, Германии, Италии, Франции.

Принимал участие в ежегодных выставках дипломных проектов на международном уровне, выступая в качестве эксперта Фонда Ромуальдо дель Бьянко (Италия), созданного с целью международной интеграции.

Каждый год проводит мастер-классы по ландшафтному дизайну в Высшей национальной школе садоводства во французском городе Анже.

Один из вопросов, который находится под его пристальным вниманием, - это изменение облика родного ему Санкт-Петербурга, а именно, развитие городских и пригородных парков, парадоксы жилой застройки города.

Валерий Нефедов написал более полусотни научных работ (статьи, монографии, методические издания), посвященных ландшафтному дизайну, современной архитектуре северной столицы России, архитектурно-ландшафтной реконструкции городской среды.

В одном из интервью он рассказал, что обустроил небольшой сад рядом со своим подъездом. По его мнению, облик города зависит от каждого его жителя, так как обустроить подобный сад способны многие. Кроме того, он уверен, что укоренившееся в обществе представление о ландшафтном дизайне как способе обустройства только частных садовых участков крайне неверно. Ландшафтный дизайн способен преобразить улицы, площади, набережные, жилые дворы, сделав их полноценными фрагментами городской среды. А в городах, где с сентября по май не хватает ярких красок, элементы ландшафтного дизайна особенно необходимы, уверен профессор.

Чем заграничные сады отличаются от отечественных? Как правильно выстроить общение с дизайнером при планировании садового участка? Каких ландшафтных решений лучше избегать? На все эти вопросы отвечает Валерий Анатольевич Нефедов - доктор архитектуры, профессор кафедры урбанистики и дизайна городской среды СПбГАСУ.

Валерий Анатольевич, какие сейчас наблюдаются тенденции в ландшафтном дизайне?
- Сегодня природные формы составляют уже некую устоявшуюся логику, и, помимо привычной жесткой геометрии, вариаций может быть гораздо больше. Заметен уход от традиций, которые проявляли себя в симметрии, циркульности, ортогональности. Если к ним все больше прибавлять альтернативные свободные линии, формы, то в итоге мы получим приближение к современному дизайну.

В чем может проявиться необычность композиции?
- Иные композиции по набору и по количеству элементов ничем не отличаются от многих других, однако их оригинальность заключается в сталкивании каких-то парадоксальных элементов, идущих от фактуры материала, линии. В этом отношении мировой ландшафт становится все более разнообразным, так как сегодня он вполне способен впитывать новое в рамках страны. В России можно работать с водой, растительным материалом, металлом. Единственное, чего нам не хватает - приобщения к высоким технологиям.

Можете ли вы привести пример новой формы общения, к примеру, с водой?
- Сегодня вода - это то богатое пластическое средство, которое стоит позатейливее преподнести: так, чтобы она обволакивала какие-то высокотехнологичные поверхности, радовала глаз обилием красок благодаря подсветке. Фонтан раскрывает лишь малую часть водного ресурса.

Заметим, что тонкое водное зеркало где-нибудь в Швеции, Финляндии изначально делают мелководным, и в конце ноября, когда его нужно отключать, то, что было под водой, будет представлять собой выразительную первую линию, живописную фактуру.

Признание того, что мы все-таки северный город, северная страна, вынуждает нас искать приемы, которые нельзя взять, копируя примеры той же Германии, Голландии, Франции. Все свежие решения являются продолжением особенностей страны, климата.

А если от города перейти к каким-то более мелким формам - дачному хозяйству, что сейчас характерно для нашей страны?
- На мой взгляд, малый масштаб - это шанс на выражение идентичности личности, особого стиля. Но почему-то у нас человек, посмотрев на участок соседей, заказывает себя точно такую же композицию. Вроде бы нужно сделать для себя, а человек заимствует дежурные решения. В менталитете русских нет еще внутренней свободы от стереотипов, которая отличает жителей развитых стран. В идеале, нужно заявить дизайнеру: хочу ландшафт не такой, как у соседа, сделайте мне свое, именное. Пусть его основной чертой будет слишком большое количество элементов, главное - он не похож на другой.

Если бы люди, разные по характеру, состоянию, достатку, заказывали бы действительно разные формы растительности, и не цветы в первую очередь, а, к примеру, цветущие и плодоносящие кусты, разные хвойные, мы бы постепенно пришли к биоразнообразию. А это один индикаторов устойчивого развития ландшафтного дизайна.

Можете привести примеры типичных решений, которые уже набили оскомину?
- В первую очередь, это рокарии, альпийские горки, подпорные стенки с огромным количеством растительности, все эти банальные водные «каскадики». Это дежурный набор, фактически обнуляющий образование ландшафтного дизайнера, которому заказывают одно и то же. Но для этого ему не нужно учиться, достаточно открыть любой журнал и сделать все, как там написано.

Смысл дизайна - это поиск альтернатив. Ландшафтным дизайнером себя может называть только тот, кто умеет придумать новое, в то время как российский рынок перенасыщен непрофессионалами, которые умеют лишь компоновать подпорную стенку с водным каскадом.

Будущее - за теми, кто настроен получить настоящее образование. Дизайнер должен быть готов к тому, что сначала нужно провести философский диалог с заказчиком. Ведь задача специалиста - раскрыть черты характера клиента, понять особенности его образа жизни, выявить его культурные привязанности, и на основе всего это создавать дизайн.

Какие свежие решения можно посоветовать людям? С каким материалом стоит поработать?
- Самая большая проблема России - это острейший дефицит информации о новейших достижениях мирового дизайна. Любой уход от стереотипов требует дополнительного образования. Надо искать непохожие вещи, изучать информацию с любых мировых выставок ландшафтного дизайна, где есть хоть какой-то проблеск свежей линии, свежего материала, свежей трактовки. Скажем, у каждой есть свой девиз. Это касается и любой композиции, подходя к которой вы, не имея специального образования, должны как-то образно ее назвать, выразить ее сущность. Если же это просто нагромождение цветов, камней, и у этого нет названия, то тогда, я думаю, философия очень банальна.

Есть такое понятие «семантика сада». Это смысл, который вы должны сами прочитать, если вам композиция про что-то говорит. Это может быть сад добра или зла, сад радости или грусти. Если сад вам ничего не говорит, значит, дизайнер не сделал нормальную работу. Вся эта образность появляется, когда дизайнер трудится над созданием философии сада. Вот что важно, а вовсе не конкретное сочетание микрорельефа и растительности. Любая настоящая ландшафтная композиция, обладая языком, может с вами говорить. А если вы подходите, а там в ряд выставлены горшочки, а рядом стоит подпорная стенка, никакого общения не произойдет, потому что это просто набор готовых изделий.

Какие концепции садов чаще встречаются на тех же французских выставках? Какое настроение у этих композиций?
- Это радостные краски, радостные линии. Это некий сад, поднимающий вам настроение. Редко вы встретите композиции, выполненных с использованием поломанных элементов, хотя такое тоже бывает - в стиле кантри, когда посреди сада стоит разломанная телега, и на нее навешаны разные кашпо. Но большинство заказчиков все же просят сделать что-то современное, продвинутое, локальное, радующее - не только каждой позитивной линией, но и свежестью мышления. Это море положительных эмоций, некое послание доброты сада.

А как выглядит ваш собственный сад?
- Мой сад, который расположен рядом с моим подъездом, я делаю своими руками из подручных материалов. Хочу, чтобы соседи испытывали гордость за то, что вокруг хотя бы что-то обустроено, пусть это даже клочок 10×10 метров.
От каждого из нас зависит, быть ли в городе хотя бы маленькому садику, куда вложена душа, положительные эмоции.

С грустью смотря на наш город зимой, всякий раз мысленно возвращаюсь в скандинавские страны. Допустим, Стокгольм или Хельсинки - это города, которые нас в ландшафте радуют красками. Там нет цветущих, или их не так много. Там может стоять какая-то композиция из вереска, и она вас шокирует, потому что в январе или феврале вы меньше всего ожидаете ярких красок.

И самое главное из таких вещей, которые достойны осмысления, развития, продолжения, это ландшафтные модули психологической поддержки населения в северных странах. Эти модули находятся под стеклом. Температура там поддерживается +20...+25°C. Даже в самую лютую зиму, когда вокруг снег и лед, модули наполнены цветущей растительностью, которой вы любуетесь под фонограмму поющих птиц. Все это сделано, чтобы люди зимой твердо верили в то, что придет теплая весна. Так ресурс природы используется для создания положительных эмоций у человека. В нашем городе с середины сентября до конца мая наступает период, про который мы в ландшафте не думаем. Мы мало используем хвойные и вечнозеленые растения. Обогретые модули просто необходимы для создания приятной атмосферы даже в зимнее время.

Можно ли применять модули на загородных участках?
- Сегодня технологии позволяют обогревать растения, и это необязательно должна быть теплица. Можно сделать для себя модуль, который будет радовать вас зимой. Там и влажность будет необходимая поддерживаться, и растительность цвести. Морем цветов летом уже давно никого не удивишь. Ценно, если это происходит в холодное время года.

Если говорить о вашем профессиональном кредо, то вы выступаете за индивидуальность, разговор, коммуникацию?
- Я за коммуникацию, я за то, чтобы люди были разными, и у них были разные ландшафты. Если бы население было более образовано, разбиралось тоньше, интересовалось глубже, не было бы такой массовости в использовании стандартных решений, которую мы наблюдаем в ландшафтном дизайне дачных участков. Важно, чтобы наши люди с детства находились в благоустроенной среде. Тогда ребенок вырастает более креативным и небезразличным человеком.

Все гениальное - просто. Что можно посоветовать людям, желающим сделать нечто красивое на участке прямо сейчас?
- Взять вьющиеся растения, которые можно по каркасу поднимать на любую высоту, избавиться от убеждения, что засоленные почвы нам все усложняют - ничего подобного, надо поменять рельеф. Необходимо поднять вертикали, и все получится.

29 января 2017 года на 68 году жизни скончался Валерий Анатольевич Нефёдов - доктор архитектуры и профессор, профессор кафедры градостроительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ), Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, член Союза архитекторов РФ.

Валерий Анатольевич Нефёдов родился 20 мая 1949 года в Риге. В 1973 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ, ныне СПбГАСУ). В 1973-1976 годах работал архитектором в проектном институте ЛенжилНИИпроект. С 1980 и до конца 2016 года преподавал на Архитектурном факультете СПбГАСУ. Начав работу в качестве ассистента Валерий Нефёдов, стал профессором кафедры градостроительства, а в течение 10 лет с 1997 по 2007 годы занимал должность декана Архитектурного факультета СПбГАСУ.

В 2005 году Валерий Анатольевич защитил докторскую диссертацию на тему: «Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды». В качестве научного руководителя подготовил 7 кандидатов наук, в качестве руководителя учебной творческой мастерской подготовил сотни квалифицированных специалистов - выпускников кафедры «Градостроительство» и «Урбанистика и дизайна городской среды», ныне работающих в Санкт-Петербурге , а также других городах России и мира.

На протяжении 18 лет Валерий Нефёдов выступал координатором международных образовательных программ и совместных проектных семинаров с вузами Германии, Франции, Италии. В качестве приглашенного профессора читал лекции, проводил проектные семинары по архитектуре и дизайну в учебных учреждениях Китая, США, Франции, Швеции. Выступал с докладами и принимал участие в крупных научных международных конгрессах и конференциях, посвященных ландшафтной архитектуре, в Венеции, Порто, Бергене, Цюрихе, Рио-де-Жанейро.

Валерий Анатольевич Нефедов автор трёх книг: «Ландшафтный дизайн и устойчивость среды» (2002), «Городской ландшафтный дизайн» (2012), «Как вернуть город людям» (2015) и более 70 научных статей по актуальным проблемам архитектуры, градостроительства и дизайна городской среды.

В 2007 году выдающемуся преподавателю СПбГАСУ было присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Комитет по градостроительству выражает искренние соболезнования родным и близким Валерия Анатольевича Нефёдова, а также всему коллективу Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета.

Сообщаем, что прощание и гражданская панихида состоится 1 февраля 2017 года (среда) с 11 до 12 часов в Доме архитектора по адресу ул. Б. Морская, д. 52. Отпевание состоится в 13.30 в Храме Смоленской иконы Божией Матери по адресу ул. Камская, д. 24.

Доктор архитектуры, профессор Кафедры урбанистики и дизайна городской среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Валерий Нефедов рассказывает, как с помощью правильной организации общественных пространств обеспечить оптимальную экологическую ситуацию в городе и максимально адаптировать среду к меняющимся интересам современного человека.

Книга посвящена формирующемуся эко-сознанию современных городов. Как пишет Валерий Нефедов, его ключевыми индикаторами становятся развитие городских парков, прибрежных территорий, общественного транспорта и «зеленых» технологий в строительстве. Ландшафтный урбанизм как стратегия развития мегаполисов предполагает, что природа выступает в качестве основного фактора структурной оптимизации общественных пространств и взаимодействует с другими видами городских инфраструктур, включая транспортные сети и инженерные коммуникации.

О степени экологического благополучия среды, её социальной адаптации и, наконец, о реализации современных зелёных технологий в пользу живущего в городе человека можно судить по организации полноценной природно-парковой среды в городе. Парк перестал быть декоративным элементом, сегодня он способен заменить и дачу, и дальние путешествия.

Концепция зелёной трансформации — «парки вместо бывшей промышленности» — за последние полвека обрела в международной практике многократное подтверждение.

Парижские парки «Ла Вилетт» и «Ситроен» — прямое тому подтверждение. В них воплотилась новая идеология парка — как пространства свободы выбора рекреационных занятий и постоянного интеллектуального развития. Оба парка возникли на месте бывших промышленных территорий и превратились в благодатную среду для рекреации.

Развитие жилых территорий нового Стокгольма, включая возведение района Hammarby Sjostad, было использовано авторами проекта для организации берегового «камышового» парка, ставшего излюбленным местом прогулок местного населения. При этом из традиционного для исторических парков набора компонентов ландшафта в нём не осталось никаких следов, зато польза для экологии района обретена немалая — парк как устойчивая экосистема с механизмом саморегулирования стал фактором стабилизации ландшафта.

В большинстве случаев парки как часть новой зелёной стратегии города стали логичным результатом целенаправленной градостроительной политики по превращению бывших промышленных и складских территорий в жизненно важный для города элемент природной инфраструктуры, максимально приближенный к местам проживания большого количества людей и способствующий нормализации там экологической ситуации.

В книге «Как вернуть город людям» приводится множество успешно реализованных проектов ландшафтного дизайна, о которых читателям наверняка захочется узнать самостоятельно. Валерий Анатольевич также является активным пользователем Facebook и регулярно публикует примеры организации качественной и гуманизированной городской среды на своей странице в соцсети (авторская стилистика и пунктуация сохранены):

BERLIN, ADLERSHOF. «Если городской ландшафт делать надолго и по-настоящему. Никаких иллюзий с однолетними растениями. Стабильно и надежно — природа в городе как дома. Минимум затрат на поддержание ландшафта. Всё просто растет и создает комфортную среду для человека... Не дорого и не монументально, но очень естественно».

HELSINKI. «Верные приметы наступившей зимы в финской столице — яркие краски вереска и хвойников до глубокой ночи. Вроде бы мелочь, а приятно, когда краски живой природы с утра до ночи наполняют городское пространство ощущением полноценной жизни. И не так дорого стоит, но в этом часть менталитета — всегда вместе с природой. В красках природы и обилии реальной растительности в январе можно легко разглядеть признаки не только иного отношения к природе и альтернативного представления о зимнем имидже городской среды, о смысле ландшафтного образования, но и заметить, что январь может быть наполнен многими источниками позитива для человека».

HELSINKI, VIIKKI. «Природные приоритеты жизни в городе проявляются в том, как хвойная растительность применяется для структурирования пространств, все более востребованных для постоянного использования — велостоянка около информационного центра „Корона“. Простая логика — полезны те виды растительности, которые всегда зеленые и не требуют никакого дополнительного ухода».

ESPOO, ESPOOLAHTI. «Площадь как общественное пространство меньше всего нуждается в монументах, напоминающих о прошлом. Гораздо больше пользы от того, что площадь может предложить для развития людей в будущем, включая их общение и развитие. При этом присутствие природы, в первую очередь, высокой растительности, как обязательный индикатор гуманности общественного пространства, делает пребывание на площади гораздо более привлекательным. Про малые формы и уличную мебель слова особые — именно они продвигают и развивают вкус населения, вытаскивая его из ветхих линий прошлых веков с бесполезным декорированием».

BERLIN, ADLERSHOF. «Если городскую площадь делать по уму, то дождевая вода там тоже может пригодиться. Просто где её больше, там вырастет больше травы. И с каменным мощением не стоит торопиться — чередование зеленых модулей с пониженной отметкой и брусчатки на площади уже не похоже на военный плац. И парадов там не предвидится. И для деревьев места много. Есть и где посидеть, и на что смотреть. Без монументов. Триумф природы на площади».

LYON, Cite International. «Уровень развития общественного транспорта и выделение для него специальных „зеленых“ коридоров — еще один из верных индикаторов наличия эко-сознания у очень многих людей, влияющих на развитие транспортной системы города. В Лионе для движения троллейбуса специально создана улица, по которой не ездят автомобили, но рядом ходят пешеходы и ездят велосипедисты. Создана среда для жизни без прессинга автомобилей с приоритетами человека и природа».



ESPOO, ESPOOLAHTI. «Городские площади возвращаются людям, когда машины с них уходят под землю. Но на земле от них остаются спуски в подземные парковки. Вопрос выбора строительных технологий — как сделать такой спуск не сильно раздражающим людей на площади — дело вкуса. Но шанс для эксперимента есть всегда, включая выбор оригинальной технологии печати на бетоне».

BERLIN, ADLERSHOF. «Поверхность городской улицы по-немецки. Удобно для пешеходов и велосипедистов. Технологично и эстетично. Никаких кошмаров тотального каменного мощения в один серый цвет. Появление новых „зелёных“ технологий и переход к реализации стратегии устойчивого развития позволяют минимизировать разрушительное воздействие на природу. Зарубежные города смогли продемонстрировать реальные шаги по изменению среды в пользу человека. При этом вектор развития всерьёз сместился в сторону ландшафтного урбанизма».

ESPOO, KAUKLAHTI. «Полихромия финской улицы с застройкой таунхаусами — разумный масштаб и адекватная природному окружению архитектура. Это когда разум зримо торжествует над распирающим желанием непременно построить себе коттедж-замок за городом на участке в пару гектар и обнести его забором, чтобы только ни за что и никогда не видеть соседа. Архитектура соседства и согласия как отражение состояния общества».

COPENHAGEN, Residence Frederiks Holm. «Среда для жизни без заборов и признаков элитности. Когда автомобили отступили перед приоритетами природы. Пространство торжества разума с мыслями о здоровье следующего поколения. Эко-сознание как фактор реального прогресса в обустройстве городской среды».


HELSINKI. «Зимним вечером под чередующимся дождем и снегом в финской столице можно заметить, что световой дизайн давно составляет особый смысл организации жилой среды для человека. Во дворе, не убитом свалкой машин, человек может почувствовать зримую безопасность благодаря световому сопровождению до самого ярко светящегося крыльца каждого подъезда».

ESPOO, NOKIA Headquarter in Keilaniemi. «Над идеей „архитектуры как продолжения природы“ финны работали очень давно. И даже уйдя в самые высокие технологии Hi-Tech, они не забывают, что вокруг самых современных зданий природы должно быть ещё больше».


Изображения: Валерий Нефедов


  • Темы: