Структура научно исследовательской работы. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. Тема, задача и материал научной-исследовательской работы

Основная проблема в изложении результатов НИР в виде пояснительной записки заключается в разработке ее структуры. Под структурой в данном случае следует понимать строение отчета о НИР, количество разделов (глав), подразделов, пунктов, их последовательность. Мало знать того, что сказано выше. Также необходимо предварительно представлять содержание этих глав, подразделов и пунктов, а также хорошо знать способы, методы последовательного, логического изложения материала. В данном подразделе методических указаний рассмотрен общий методический подход и общая структура изложения результатов научно-исследовательской работы.

В экономических системах проведение экспериментального этапа исследования затруднено физически, в лучшем случае эксперимент является процессом инерционным, длительным во времени . Поэтому научно-исследовательская работа зачастую завершается построением лишь теоретической модели (разработкой концепции, методики, модели и т.п.), с последующей проверкой на условных (возможно и на реальных) примерах.

В самом общем случае структура НИР должна содержать 3 – 4 главы (раздела). Возможно, конечно, и большее количество, но это будет соответствовать структуре НИР уровня докторской диссертации. В нашем случае этого делать не надо. Опыт написания студенческих НИР, кандидатских диссертаций демонстрирует наличие трех - четырех разделов. Кроме этого необходимо введение, выводы по каждому разделу (главе), общее заключение, список использованных источников, перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов, приложения (последние два пункта вводятся по необходимости). Ниже представлена последовательность расположения структурных разделов НИР :

1. Титульный лист

2. Аннотация

4. Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов

5. Введение

6. Основная часть

7. Заключение

8. Список использованных источников

9. Приложения

Вид титульного листа отчета о НИР представлен в приложении 1 данных методических указаний.

Аннотация должна содержать: сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, количестве использованных источников, перечень ключевых слов и текст.

Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание реферируемого отчета. Перечень должен включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, напечатанных в строку, через запятые.

Текст аннотации должен отражать объект исследования; цель работы; метод исследования; полученные результаты; эффективность и область применения.

Оптимальный объем аннотации - 1200 знаков (но не более страницы); оптимальная структура – 3 абзаца.

Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов . Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются (более трех раз) малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в отчете в виде отдельного списка, иначе расшифровку приводят в тексте при первом же упоминание. Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят, например, сокращение или термин, а справа – его детальную расшифровку или определение соответственно.

Введение научно-исследовательской работы должно содержать цель исследования; задачи для достижения поставленной цели в общем виде , а также общую оценку современного состояния решаемой проблемы (общий объем 1-2 страницы).

Основная часть НИР должна состоять из 3-4 разделов (глав), как упоминалось выше. Каждый раздел (глава) может содержать как минимум 2 подраздела. Для студенческих и кандидатских НИР целесообразно принимать в качестве верхнего предела - 5-6 подразделов в пределах главы.

Общая методика выполнения НИР заключается в следующем. Первая глава заключается в формировании цели исследования и ее задач , которая включать выполнение следующих действий:

1. Стратификация и композиция цели исследования (расчленение на подвопросы и упорядочение их по смыслу, логике). То есть, постановка цели и ее задач .

2. Локализация цели (ограничение поля исследования в соответствие с возможностями).

3. Финитизация цели (предположительное описание ожидаемого результата).

4. Частичная оценка цели исследования , которая заключается в следующем:

· кондификации (выявление всех методов, способов, приемов, методик исследования);

· инвентаризации (выявление возможностей и предпосылок достижения цели);

· компрометации цели исследования и установления ее актуальности (поиск доводов, возражений против поставленной цели; подтверждение необходимости решения).

Вторая глава заключается в определении состояния решения поставленной проблемы . Осуществляется это последующей оценкой цели исследования , а именно:

· когнификацией проблемы (выявление степени проблемности цели исследования в результате осуществления информационного поиска (литературного обзора)). Во вторую главу также следует включить анализ существующих способов решения поставленной проблемы и выводы, сделанные по ним (достоинства и недостатки).

· вариентизацией цели исследования (выработка альтернатив сформулированным задачам);

· описание методологии исследования (методов, способов, приемов исследования). Данный подраздел отчета о НИР, в зависимости от объема может выделяться в качестве отдельной главы (раздела).

Третья глава включает в себя целиком теоретическое исследование. Оно должно содержать следующие этапы:

· определение основных понятий, ввод терминов и условных обозначений, связанных с исследованием;

· построение гипотез относительно объекта (предмета) исследования и проведение компрометации гипотез;

· окончательное формирование теоретической модели (разработка модели, методики, концепции и т.п.).

Надо отметить, что после каждой главы необходимо делать выводы, конкретно сформулированные и четко изложенные по пунктам.

Заключение должно содержать выводы всей работы в целом, предложения по их использованию; оценку возможности внедрения, социальной и научной ценности результатов (1-3 страницы).

В приложениях следует включать отчет о патентных исследованиях, если они проводились при выполнении НИР; полный перечень авторских свидетельств или патентов, полученных в результате проведения НИР; вспомогательный материал:

· промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

· расчеты на конкретных числовых данных (реальных или условных), подтверждающие выводы, сделанные в основной части записки.

· таблицы вспомогательных цифровых данных;

· иллюстрации вспомогательного характера;

· таблицы и иллюстрации, представленные на листах формата более чем А4.

Традиционно сложилась определенная композиционная структура НИР, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение 4. Главы основной части 5. Заключение 6. Библиографический список 7. Приложения Титульный лист является первой страницей НИР и заполняется по строго определенным правилам. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки НИР и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Введение. Здесь обычно обосновывается научная новизна и актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов. Научная новизна НИР дает автору право на использование понятия «Впервые» при характеристике полученных результатов, это означает отсутствие подобных результатов до их публикации. Научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованны, методические рекомендации, которых внедрены в практику и оказывают существенное влияние на развитие науки в целом и ее от дельных направлений. Актуальность темы оценивается с точки зрения современности и социальной значимости, создается проблемная ситуация, выход из которой вы и предлагаете. Чтобы читателю НИР сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте и потому нуждается в дальнейшей разработке). Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство со специальной литературой, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме НИР, должны быть названы и критически оценены. От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой НИР, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав НИР. Это важно также и потому, что заголовки таких глав «рождаются» именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Обязательным элементом введения, является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание, именно предмет исследования определяет тему НИР, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования. В главах основной части НИР подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме НИР и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал. НИР заканчивается заключительной частью, которая так и называется "заключение". Как и всякое заключение, эта часть НИР выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое "выводное" знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность. После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей НИР и отражает самостоятельную творческую работу. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте. Если автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте, и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, помещают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата, помогающими пользоваться ее основным текстом Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение I", "Приложение 2" и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри"; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).

Для лучшего отражения логики научного исследования в научных работах используется рубрикация текста , т.е. подразделение рукописи на отдельные логически соподчиненные части. Самой простой рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки каждой части текста).

Абзацы предназначены для того, чтобы подчеркнуть мысли автора, а также чтобы их изложение носило более завершенный характер. Грамотная разбивка текста на абзацы помогает в процессе чтения и осмысления прочитанного.

Очень часто главы Основной части разбиваются на несколько параграфов. Такое деление следует производить с учетом логических правил деления понятия. Эти правила заключаются в следующем:

1. Перечислить все виды делимого понятия, т.е. глава по своему смысловому содержанию должна точно соответствовать суммарному смысловому содержанию всех относящихся к ней параграфов.

2. Избранный признак деления должен оставаться неизменным на протяжении всего деления, т.е. является недопустимой подмена одного признака деления другим, что может привести к неполному делению или/и к частичному совпадению содержания различных параграфов в одной главе.

3. Члены деления должны по смыслу исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое.

4. Непрерывность процесса деления, т.е. при делении следует переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них.

Например:

Какие еще требования предъявляются к заголовкам глав и параграфов? Они должны кратко и точно отражать содержание относящегося к ним текста, не сокращая, но и не расширяя объем смысловой информации, которая в них заключена. Не стоит использовать в заголовках узкоспециальные или местные термины, недопустимо включение в заголовок сокращений, аббревиатур, а также различных формул.

Возможны следующие системы нумерации рубрик:

Использование знаков разных типов – римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами;

Использование только арабских цифр, расположенных в определенных сочетаниях.

В современных научной и технических текстах используется, в основном, чисто цифровая система нумерации, при которой номера самых крупных частей научного произведения (первая ступень деления) состоит из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) – из двух цифр, третья ступень деления – из трех цифр и т.д.

Существует три основных приема изложения научных материалов: строго последовательный, целостный (с последующей обработкой каждой главы) и выборочный (когда главы пишутся отдельно в любой последовательности).

При строго последовательном изложении материала исследования автор не переходит к новому разделу, пока полностью не закончил предыдущий. Это приводит к тому, что работа может потребовать очень много времени, так как пока будет обрабатываться один раздел, остальной материал, пусть даже почти не нуждающийся в обработке, будет лежать без движения.

При использовании целостного приема затраты времени сокращаются примерно вдвое за счет того, что сначала пишется вся работа в черновом варианте, а затем осуществляется ее обработка в частях и деталях, с внесением дополнений и исправлений.

Окончательный выбор того или иного приема является сугубо индивидуальным и зависит только от Вас.

Язык и стиль письменной научной работы имеет свои характерные особенности, основывающиеся на выработанных годами традициях общения ученых.

В основном, научное изложение состоит из рассуждений, целью которых служит доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, которые указывают на:

Последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.),

Противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),

Причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же),

Переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдет к…, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть),

Итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать…).

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).

В научный текст включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты, поэтому для их точного словесного выражения используется специальная терминология. Это дает возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

Очень важно не смешивать различную терминологию в одном тексте, так как каждая наука имеют свою терминологическую систему. Также нельзя использовать вместо принятых в данной науке терминов профессиональные слова и выражения, распространенные в среде узких специалистов.

В силу специфики научного познания, которое стремится установить научную истину, основной стилевой чертой научной речи является объективность изложения. Поэтому в тексте научных работ часто используются вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения. Например, с помощью таких вводных слов факт можно представить:

Как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно);

Как предполагаемый (видимо, надо полагать);

Как возможный (возможно, вероятно).

Для соблюдения объективности изложения материала обязательно следует указывать источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. С этой целью в тексте используются специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

Как правило, в научной работе изложение ведется от третьего лица («он», «она», «оно», «они»), так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа («ты»). Относительно редко используются местоимения первого лица, причем, обычно автор выступает во множественном числе и употребляет «мы» вместо «я», что позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления.

В то же время чрезмерное увлечение использованием в тексте местоимения «мы» также производит плохое впечатление, поэтому авторы научных работ стараются использовать конструкции, исключающие употребление этого местоимения. К таким конструкциям относятся:

Неопределенно-личные предложения (например, «В начале формулируют цели экспертизы, а затем производят отбор и формирование группы экспертов»);

Изложение от третьего лица (например, «автор полагает…»);

Предложения с глаголами в страдательном залоге (например, «Разработана экономико-математическая модель…»).

Одним из важнейших условий, обеспечивающих научную и практическую ценность информации, заключенной в письменной научной работе, является смысловая точность. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дав возможность двоякого толкования и придав всему тексту нежелательную тональность.

Не следует злоупотреблять псевдонаучной терминологией и иностранными словами, особенно если Вы сами не знаете точного значения данных слов и выражений.

Необходимым качеством научной речи является ее ясность , т.е. умение писать доступно и доходчиво.

Следует избегать ненужного многословия. Необходимым и обязательным качеством грамотной научной речи, определяющим ее культуру, является краткость. Важно уметь избегать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Цель в данном случае можно сформулировать так: «как можно не только точнее, но и короче донести суть дела.

Цитаты могут использоваться в тексте научной работы для подтверждения собственных доводов с помощью ссылки на авторитетный источник или для иллюстрации своей критики в адрес тех или иных положений, высказанных цитируемым автором.

Текст цитаты может быть двух видов: прямым, когда текст цитаты заключается в кавычки и приводится с сохранением авторского написания, или непрямым, когда за счет пересказа мыслей других авторов своими словами удается добиться значительной экономии текста.

В любом случае, необходимо в точности воспроизводить цитируемый текст, так как любое сокращение может исказить смысл, который был вложен автором приводимой выдержки, а также не забывайте указывать источник цитаты.

Для того чтобы сделать цифровой материал, а также доказательства и обоснование выдвигаемых положений, выводов и рекомендаций более наглядными следует использовать особые формы подачи информации, такие как схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.п.

В зависимости от содержания таблицы бывают двух видов:

1. Аналитические, которые являются результатом обработки и анализа показателей. Обычно после них делается обобщение в качестве нового знания (вывода).

2. Неаналитические, в которые обычно помещают необработанные данные, служащие только для информации или констатации.

Если в тексте содержится более одной таблицы, то все они должны быть пронумерованы арабскими цифрами (над верхним левым углом пишется «Таблица …» с указанием порядкового номера таблицы).

Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать над таблицей.

При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

Следует также помнить о необходимости указывать источники всех приводимых в таблицах данных.

Очень часто для представления статистических данных, иллюстрирующих тот или иной вывод или закономерность, лучше использовать графики или диаграммы. К оформлению иллюстраций в научной работе предъявляются следующие требования:

1. Иллюстрация должна быть встроена в текст и связана с ним, т.е. она должна органично дополнять сказанное.

2. Все иллюстрации должны иметь сквозную нумерацию (за исключением того случая, когда во всем тексте имеется единственная иллюстрация).

3. Ссылки на иллюстрации помещаются в тексте в том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией. Ссылку можно оформить или в виде выражения, заключенного в круглые скобки, или с помощью специального оборота, например: «(рис.2)», или «Как видно из рис.2…», или «…как это видно на рис.2». Не следует оформлять ссылку как самостоятельную фразу.

4. Каждая иллюстрация должна быть снабжена подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и содержанию иллюстрации.

К оформлению рукописи научной работы предъявляются следующие основные требования:

1. Все тексты печатаются на стандартной бумаге формата А4 (210х297 мм).

2. Число знаков в строке – 60-65 (включая пробелы), число строк на полной странице – 28-30.

3. Размеры полей: верхних – 20 мм, нижних – 20 мм, правых – 10мм, левых – 20-30 мм. Размер абзацного отступа 5 знаков (10 мм).


Тема 9. Оформление отчета по НИР .

Существует принятая схема написания научно-исследовательской работы. Она едина для курсовых, дипломных, бакалаврских, магистерских и диссертационных работ. Эта схема предполагает наличие следующих частей в работе: содержание, введение, ряд глав (с минимум двумя параграфами в главе), заключение, список литературы, приложения.

Наиболее формализованная часть работы – ВВЕДЕНИЕ . Во введении излагается программа исследования – идеальный план действий исследователя, который необходим как для понимания что, зачем, как и с помощью чего исследовать, так и для понимания того, как реализовать это исследование (план последовательных действий). Введение имеет устоявшуюся структуру:

Актуальность темы исследования. В этой части введения дается обоснование того, зачем и почему изучается именно эта тема, проблема. Актуальность важно формулировать максимально конкретно, в рамках выбранной темы исследования. Нежелательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и человекознания, а также рассуждения о высокой значимости выбранного студентом направления и важности этой работы. Раскрывая актуальность исследования, следует показать, какие задачи стоят перед теорией и практикой, перед психолого-педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях, отразить, что уже сделано предшествующими учеными и исследователями и что еще не до конца изучено, какой новый ракурс проблемы раскрывается в работе.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной (максимум двух) для курсовой и двух-трёх страниц машинописного текста для дипломной работы показать главное – суть проблемной ситуации.

Актуальность темы курсовой работы достаточно выразить в понимании контекста исследования, аргументации интереса к избранной теме, проблематизации темы исследования.

Актуальность темы дипломного исследования, магистерской диссертации может раскрываться в трех направлениях:

Социальном . Абзац о современном социальном контексте по отношению к проблеме исследования. Например: «В условиях все большего разрыва в ценностных ориентациях разных поколений становится актуальной... такая-то проблема, раскрытие которой позволит...».

Теоретическом . Абзац о масштабе теории вопроса. Например: «Данная проблема рассматривалась в науках о человеке (или психолого-педагогических науках) в таком-то ракурсе (или аспекте). Однако основное внимание было уделено тому-то, а не вопросу…».

Практическом . Абзац о положении дел в практике обсуждаемой проблемы. Например: «Анализ практики показывает, что психологи (дети) не достаточно знакомы (не обладают достаточными умениями, не всегда уделяют профессиональное внимание), а все чаще сталкиваются с...». Или: «Раскрытие данной проблемы будет содействовать развитию … в практике…».

После того, как кратко и в то же время детально описана актуальность исследования, формулируетсяпротиворечие исследования . Под противоречием понимается определенная взаимосвязь между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловленными и взаимопроникающими противоположностями внутри единого объекта и его состояний. В педагогике и психологии противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо аспектами единого объекта. Например: «В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между тем-то и тем-то в теории... и тем-то и тем-то в практике...».

Исследование начинается с формулировки научной проблемы , которая вытекает из выбранной темы исследования. В широком смысле проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении какого-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Проблема исследования – это вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием, это то, что мы изучаем. Сформулировать проблему проще как вопросительную форму темы. Например: тема звучит как «Психологические особенности ролевого поведения женщины в неполной семье», тогда проблема может быть сформулирована как «Каковы особенности ролевого поведения женщины в неполной семье по сравнению с ролевым поведением женщин в полных семьях?». Или тема «Формирование профессиональной идентичности педагога в процессе вузовской подготовки» может предполагать такую проблему, как: «Каковы психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности педагога в процессе вузовской подготовки?»

Важно понять, что проблема – это не только уточнение темы, а нахождение и лаконичная формулировка определенного противоречия или неизвестного, которое нужно разрешить или выяснить в ходе исследования.

После того как проблема сформулирована, необходимо обозначить цель исследования. Цель – представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. С целью сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Цель - это то, что исследователь намерен достигнуть в процессе работы; то, что мы хотим в исследовании разъяснить. Например, «Цель исследования - выявление, обоснование и экспериментальная проверка условий...». Чем конкретнее цель, тем понятнее, что, как и какими средствами планируется достичь в работе. Также возможна фраза «Решение данной проблемы и составило цель исследования», что позволит избежать повторения-«перевертыша» проблемы.

Вслед за проблемой определяется объект исследования , а затем предмет исследования.

Объект исследования - это, как правило, область или сфера явлений, реальные психолого-педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, автор обозначает поле исследования.

Предмет исследования - это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта.Формулируя предмет исследования, автор проясняет вопрос: что исследуется?

Предмет - более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Размышляя над предметом исследования, студент определяет, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование. Предмет исследования должен быть созвучен теме исследования.

С объектом и предметом, проблемой и целью исследования тесно связаны задачи исследования. Задачи - это заданная в определенных конкретных условиях цель деятельности. В исследовании задачи – это конкретные вопросы или действия, разрешение или совершение которых приближает к раскрытию проблемы исследования и достижению цели работы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задается программа исследования: дать описание, определить теоретические основы исследования, выявить, дать характеристику, раскрыть специфику феномена (сделать предположение, подобрать методы, разработать программу, собрать сведения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д. – это внутренние задачи исследования, которые не выносятся в разряд общих).

Таким образом, каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей. Всего рекомендуется постановка и решение не менее трёх, но не более пяти задач. После формулировки задач логично перейти к формулировке гипотезы исследования .

Гипотеза исследования - научное предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Формулировка гипотезы – наиболее сложный и важный этап проектирования исследования. Гипотеза во многом выстраивает «авторскую» логику проведения исследования.

Гипотеза содержит предположительный ответ на тот вопрос, который представлен в виде формулировки цели исследования.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре предмета исследования, о характере его элементов и их связей, о механизме функционирования и развития. Гипотеза содержит в себе факторы, которые детерминируют то или иное явление. Гипотезы должны быть проверяемы в ходе исследования, но они могут быть как подтверждены, так и опровергнуты.

Гипотеза не должна содержать не уточненных понятий; не должна допускать ценностных суждений; не должна включать много ограничений и допущений; должна быть проверяема при помощи наличной техники или методов.

Существуют различные виды гипотез:

1. описательные:

· структурные – предположение о характерном наборе элементов в изучаемом объекте;

· функциональные – предположение о форме связей между элементами изучаемого объекта;

2. объяснительные – предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной проверки.

Гипотезы также можно разделить на:

· общие – для объяснения всего класса явлений, выведения закономерного характера из взаимосвязей во всякое время и в любом месте;

· частные – для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного множества;

· единичные – для выявления закономерностей единичных фактов, конкретных событий или явлений;

· рабочие – предположение, выдвигаемое в начале исследования и не ставящее задачу окончательного выяснения причин и закономерностей. Она позволяет исследователю построить определенную систему (группировку) результатов наблюдений и дать согласующееся с ним предварительное описание изучаемого явления.

Кроме этого, гипотезы можно подразделить на: основные (являющие собой основание исследования) и выводные (выводящиеся из исследования и являющиеся предпосылкой следующего).

В исключительных случаях исследование (поисковые работы, историографические и т.п.) первоначально может не иметь гипотезы, но это должно быть обосновано.

Следующим шагом должно стать осмыслениетеоретико-методологической основы исследования. Теоретико-методологическая основа – одна или несколько взаимосвязанных концептуальных идей, в русле которых выстраивается собственное исследование. Методологической основой не может быть простой перечень фамилий ученых или теорий, которые обсуждаются в работе. Не стоит в качестве методологической основы выдвигать идеи из противоречащих друг другу научных парадигм или концепций. Методологическая основа исследования – заявленная позиция, исходя из которой будут пониматься и трактоваться частные вопросы исследования.

Во введении также упоминаются: методы исследования в виде простого перечисления по принципу от общих (анализ научной литературы по проблеме, терминологический анализ, опрос, наблюдение, наративные (описательные) методики и пр.) к конкретным (методики, используемые в эмпирическом исследовании); опытно-экспериментальная база исследования – организация, предприятие, подразделение (например, школа, вуз, фирма и т.п.), в котором проводится исследование или опытно-экспериментальная работа; выборка – общее число испытуемых и детализованное по значимым для исследования различиям (пол, возраст, социальные группы; экспериментальные и контрольные группы и т.п.).

Возможно (но необязательно) выделение пункта положения, выносимые на защиту , представляющие собой «ответы» на поставленные задачи, сформулированные в виде теоретических утверждений.

Во введении может отмечатьсятеоретическая и практическая значимость исследования – утверждения, что принципиально нового раскрыто в данной работе, как и в каких сферах можно будет использовать результаты исследования.

Если исследование выполнялось в несколько этапов, то дается краткая характеристика каждого этапа исследования: в какие сроки и что делалось.

Собственно работа структурируется на главы . Количество глав в курсовой работе – обычно две (максимум три); в дипломной – две-три (при особой необходимости – четыре). Если работа структурируется на три главы, то разумна следующая логика: первая глава – теоретическая; вторая – обоснование и описание методов исследования; третья – представление результатов исследования и их обсуждение. В более сокращенном варианте: первая глава – теоретическая; вторая – эмпирическая.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть работы. Обзор и анализ состояния изученности данной проблемы. В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направлениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д. В первой главе значимо обсудить основные понятия, дав их сущностную характеристику, и теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам. При анализе истории проблемы разумно делать акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах. В итоге первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования.

ГЛАВА 2. Эмпирическая часть работы. Содержит обоснование и описание процедуры и методов исследования; характеристику выборки, пространства исследования, собранных материалов; описание хода опытно-экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования; описание контрольной и экспериментальной групп; средств обработки данных. В главе дается описание результатов эмпирического исследования или эксперимента, их анализ и интерпретация; делаются выводы.

Значимо, чтобы первая и вторая главы были содержательно взаимосвязаны. Обоснование хода исследования, выбора методов, логика анализа и интерпретации данных должны вытекать из теоретических обоснований эмпирического исследования.

Контрольная

Архивоведение и делопроизводство

Структура научно-исследовательской работы. Приложение задачи Введение Данная контрольная работа посвящена теме Структура научно-исследовательской работы. Целью написания данной работы является изучение структурных элементов научно-исследовательской работы.

PAGE 2

Тема: «Структура научно-исследовательской работы. Требования к введению, реферату, основной части и заключению».

Введение…………………………………………………………………. 3

  1. Структура научно-исследовательской работы………………….. 4
  2. Требования к титульному листу и оглавлению………………….. 5
  3. Требования к реферату…………………………………………….. 6
  4. Требования к введению……………………………………………. 7
  5. Требования к основой части……………………………………….. 7
  6. Требования к заключению и приложениям …………………….. 8

Заключение……………………………………………………………….. 10

Список используемой литературы………………………………………. 11

Приложение (задачи)……………………………………………………… 12

Введение

Данная контрольная работа посвязщена теме «Структура научно-исследовательской работы. Требования к введению, реферату, основной части и заключению».

Актуальность и значимость данной темы определяется тем, что никакая научная работа не обходиться без разделения на соответствующие части.

В современном мире разработаны четкие требования к научно-исследовательским работам.

Целью написания данной работы является изучение структурных эле5ментов научно-исследовательской работы.

Для достижения поставленной цели в работе решаются такие задачи:

Рассмотрена с труктура научно-исследовательской работы;

Рассмотрены требования к титульному листу и оглавлению;

Рассмотрены требования к реферату;

Рассмотрены требования к введению;

Рассмотрены требования к основой части;

Рассмотрены требования к заключению и приложениям;

Сформулированы основные положения по работе.

При написании работы были изучены различные учебные материалы: методические рекомендации, учебные пособия и нормативно-правовые акты.

Список используемой литературы приведен в конце работы.


  1. Структура научно-исследовательской работы

Любое произведение научного характера условно можно разделить на три части: вводную, основную и заключительную.

Все материалы, полученные в процессе исследования, разрабатывают, систематизируют и оформляют в виде научной работы. Это документ, который содержит исчерпывающие систематизированные сведения о выполненной работе.

Общие требования к научно-исследовательской работе:

Четкость и логическая последовательность изложения материала;

Убедительность аргументации;

Краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;

Конкретность изложения результатов работы;

Структура научно-исследовательской работы :

титульный лист;

список исполнителей;

реферат;

перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов;

введение;

основная часть;

заключение;.

— список использованных и c точников;

— приложения.


  1. Требования к титульному листу и оглавлению

Титульный лист – это страница рукописи, на которой указаны надзаглавочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаглавочные данные, сведения о научном руководителе, место, год выполнения работы .

К надзаглавочным данным относятся: полное наименование учебного заведения, факультета, кафедры, по которой выполнена работа. Далее указывается полностью фамилия, имя и отчество автора.

В средней части титульного листа пишется заглавие работы.

В подзаглавочных данных указывается вид работы (курсовая или дипломная, магистерская диссертация).

Затем ближе к правому краю титульного листа, пишутся ученная степень, ученное звание, полностью фамилия, имя и отчество научного руководителя.

В нижней части титульного листа указывается место и год написания работы.

Название глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.


  1. Требования к реферату

Реферат должен содержать :

сведения об объеме;

количестве иллюстраций;

количестве таблиц;

Количестве книг работы;

использованных источниках;

перечень ключевых слов;

текст реферата.

Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание реферируемого исследования. Перечень должен включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, напечатанных в строку, через запятые.

Текст реферата должен отражать :

Объект исследования,

Цель работы,

Метод исследования и аппаратуру,

Полученные результаты и их новизну,

Степень внедрения,

Эффективность, область применения,

Основные конструктивные характеристики,

Технико-эксплуатационные характеристики.

Оптимальный объем текста реферата 1200 знаков, но не более 2000 знаков.


  1. Требования к введению

Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблемных вопросов. В нем определяются :

Актуальность;

Новизна;

Научная и практическая значимость темы,

Степень разработанности;

Цели и задачи исследования;

Объект и предмет исследования

Методы исследования;

Практическая база исследования.

В диссертационных работах, кроме того указывают положения, выносимые на защиту и практическую ценность полученных результатов, сведения об их апробации.

Введение работы должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-исследовательской проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости выполнения работы.

Обычно объем введения не превышает 5-7% объема основного текста.

  1. Требования к основой части

Основная часть должна включать :

Выбор направления исследований;

Теоретические и (или) экспериментальные исследования;

Обобщение и оценку результатов исследований.

В научно-исследовательской работе должны быть отражены:

— обоснование выбора принятого направления исследования, методы решения задачи к их сравнительные оценки, разработка общей методики проведения исследования, анализ и обобщение существующих результатов;

характер и содержание выполненных теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, для экспериментальных работ — обоснование необходимости проведения экспериментальных исследований, принцип действия разработанной аппаратуры, характеристики этой аппаратуры, оценка погрешностей измерений, полученные экспериментальные данные;

Оценка полноты решения поставленной задачи, соответствие выполненных исследований программе, оценка достоверности полученных результатов (характеристик, параметров), их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.

  1. Требования к заключению и приложениям

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной научно-исследовательской работе или отдельных ее этапов, предложения по их использованию, включая внедрение, оценку технико-экономической эффективности внедрения. В заключении к работе, для которой определение технико-экономического эффекта невозможно, необходимо указывать народнохозяйственную, научную, социальную ценность результатов работы.

Обычно объем заключения не должен превышать 5-7% объема основного текста.

В список литературы включаются только те литературные источники, которые были использованы при написании работы и упомянутые в тексте или в сносках. Список литературы оформляется по разделам, в соответствии с требованиями государственного стандарта.

В приложения следует включать отчет о патентных исследованиях, если они проводились при выполнении НИР, авторских свидетельств, патентов, если они были опубликованы или получены в результате выполнения НИР.

При необходимости в приложения следует включать вспомогательный материал в целях полноты отчета :

Промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

таблицы вспомогательных цифровых данных;

протоколы и акты испытаний;

описания аппаратуры и приборов, примененных при проведении экспериментов, измерений и испытаний;

инструкции и методики, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, разработанных в процессе выполнения НИР;

иллюстрации вспомогательного характера;

копию решения ученого (научно-технического) совета;

акты о внедрении результатов исследований.

При подсчете общего количества страниц исследования приложения не учитываются.


Заключение

Таким образом, можно сформулировать осиновые выводы по работе.

Любая научно-исследовательская работа имеет четкую структуру. Научно-исследовательская работа имеет следующую структуру: титульный лист; список исполнителей; реферат; содержание; перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов; введение; основная часть; заключение;. список использованных и c точников; приложения.

Титульный лист – это страница рукописи, на которой указаны надзаглавочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаглавочные данные, сведения о научном руководителе, место, год выполнения работы

Реферат должен содержать сведения об объеме; количестве иллюстраций; количестве таблиц; количестве книг работы; использованных источниках; перечень ключевых слов; текст реферата

Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблемных вопросов. В нем определяются: актуальность; новизна; научная и практическая значимость темы, степень разработанности; цели и задачи исследования; объект и предмет исследования методы исследования; практическая база исследования.

Основная часть должна включать: выбор направления исследований; теоретические и (или) экспериментальные исследования; обобщение и оценку результатов исследований.

В заключении в логической последовательности излагают полученные результаты исследования, указывают на возможность их внедрения в практику, определяют дальнейшие перспективы работы над темой.

Список литературы

  1. Білуха М.Т. Основи наукових досліджень. – К.: Вища шк.., 1997. – 271с.
  2. Капица П.Л. Эксперемент, теория, практика. – М., Наука, 1977. – 420 с.
  3. Рачков П.А. Науковедение. – М. Изд-во Московского ун-та., 1974. – 242с.
  4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования : учебное пособие для вузов. М., Инфра-М, 1999. – 245 с.
  5. Сабитов Р.А. "Основы научных исследований": Учеб. пособие /К., Вища школа, 2001 – 118 с.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39933. ПСИХОЛОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ ДІЯЛЬНОСТІ ЗАСОБІВ МАСОВОЇ ІНФОРМАЦІЇ 55.5 KB
Суспільство здебільшого набирає рис постіндустріального інформаційного а оскільки історія людства крім всього іншого є історією боротьби за владу панування то в контексті нинішньої ситуації влада опиняється в руках тих хто має доступ до інформації ідентифікації внутрішнього світу людини й змістових картин. Під засобами масової інформації далі ЗМІ розуміють газети журнали теле і радіопрограми кінодокументалістику інформаційні агенції інші періодичні форми публічного розповсюдження масової інформації. Зрозуміло що діяльність ЗМІ...
39934. Історія розвитку комунікаційних технологій та їх вплив на Інтернет 49.5 KB
Наголос робиться не техногогії як такій що не раз радикально змінювалась а розглядається неспадаючий ріст кількості комунікацій еволюція типу інформації що пересилається відношення людей до кумунікаційних технологій та еволюція ціноутворення. В той же час спрощується схема ціноутворення. Схеми ціноутворення що спрямовані на предоставлення диференційованих рівнів послуг навряд чи матимуть місце в майбутньому. Уподобання користувачів полягають в готовності платити більше за простими схемами ціноутворення.
39935. Рода связи, виды связи. Условные знаки 60.71 KB
2: радиосвязь радиорелейная связь тропосферная связь спутниковая связь проводная связь волоконнооптическая связь сигнальная связь. Радиосвязь это род связи который реализуется с использованием радиосредств земных и ионосферных радиоволн. Радиосвязь является важнейшей а во многих случаях единственной связью способной обеспечивать управления частями и подразделениями в самой сложной обстановке и при нахождении командиров в движении. Радиорелейная связь это род связи который реализуется с использованием радиорелейных средств связи...
39936. Радиосвязь и ее место в системе управления войсками 61.93 KB
Однако при организации и обеспечении радиосвязи необходимо учитывать: Возможность перехвата переговоров и передач; Возможность определения противником мест нахождения работающих радиостанций и создания им преднамеренных помех; Зависимость состояния связи от условий прохождения радиоволн и возможных помех в пункте приема; Условия ЭМС РЭС; Сильное влияние на связь высотных ядерных взрывов; Уменьшение деятельности действий радиостанций при работе в движении. Средства используемые для обеспечения радиосвязи в ВС РФ подразделяются на подвижные и...
39937. Общая характеристика и боевое применение проводной связи 40.18 KB
При организации проводной связи необходимо учитывать: возможность обеспечения связи только между неподвижными пунктами; большую уязвимость кабельных линий от ядерных взрывов ударов авиации огня артиллерии противника от танков бронетранспортеров и автомашин; сложность прокладки и снятия на зараженной и труднопроходимой местности громоздкость материальной части и сравнительно малую скорость работ по прокладке и снятию линий связи; потребность в большом количестве сил и средств для перевозки прокладки эксплуатационного...
39938. Общая характеристика, способы организации ФПС 44.27 KB
Подвижные средства применяются для обеспечения фельдъегерскопочтовой связи с вышестоящим штабом между пунктами управления подчиненных частей подразделений во всех видах боевых действий при передвижении и расположении войск на месте. При организации фельдъегерскопочтовой связи следует учитывать: характер местности; состояние и загруженность маршрутов скорость и проходимость подвижных средств; местонахождения пунктов управления и посадочных площадок; необходимость охраны фельдъегерей доставляющих секретные документы и воинских...
39939. Общая характеристика и боевое применение радиорелейной связи 52.82 KB
В тоже время при организации радиорелейной связи необходимо учитывать зависимость ее от рельефа местности что вызывает необходимость тщательного выбора трассы линии связи невозможность работы или значительное уменьшение дальности действия радиорелейных станций в движении возможность перехвата передач и создания радиопомех противником. Способы организации радиорелейной связи Радиорелейная связь может быть организована по направлению по сети и по оси. Применение того или иного способа в каждом отдельном случае зависит от конкретных условий...
39940. Тропосферная связь 15.2 KB
Тропосферные станции предназначаются для строительства прямых многоканальных линий связи большой протяженности. Дальность связи на одном интервале тропосферной линии может составлять 120250 километров.
39941. Понятие о системе связи 23.76 KB
В связи с этим можно дать следующее определение. Система военной связи подсистема системы управления войсками силами и оружием обеспечивающая обмен информацией и автоматизацию управления. Оно отражает функциональное предназначение системы военной связи обеспечение обмена информацией и автоматизацию управления.

Определяется ГОСТ 7 32 01. Все материалы, полученные в процессе исследования, систематизируют и оформляют в виде научной работы. Отчет о научно-исследовательской работе (НИР) - научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс и/или результаты научного исследования. Материал должен быть изложен четко и в логической последовательности, убедительно аргументирован, формулировки должны быть краткими и точными, исключающими возможность неоднозначного толкования, рекомендации и предложения – обоснованными.

Структурными элементами отчета о НИР являются:

титульный лист;

список исполнителей;

определения;

обозначения и сокращения;

введение;

основная часть;

заключение;

список использованных источников;

приложения.

Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в отчет по усмотрению исполнителя НИР.

Требования к содержанию структурных элементов отчета

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей отчета о НИР и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

наименование вышестоящей организации;

наименование организации-исполнителя НИР;

индекс Универсальной десятичной классификации (УДК);

коды Высших классификационных группировок Общероссийского классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции для НИР (ВКГОКП), предшествующих постановке продукции на производство;

номера, идентифицирующие отчет;

грифы согласования и утверждения;

наименование работы;

наименование отчета;

вид отчета (заключительный, промежуточный);

номер (шифр) работы;

должности, ученые степени, ученые звания,фамилии и инициалы руководителей организации-исполнителя НИР, руководителей НИР;

место и дату составления отчета.

Список исполнителей

В список исполнителей должны быть включены фамилии и инициалы, должности, ученые степени, ученые звания руководителей НИР, ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей, принимавших творческое участие в выполнении работы.

Реферат

Реферат должен содержать:

сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей отчета, количестве использованных источников;

перечень ключевых слов;

текст реферата.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста отчета, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать:

объект исследования или разработки;

цель работы;

метод или методологиюпроведения работы;

результаты работы;

основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики;

область применения;

экономическую эффективность или значимость работы;

прогнозные предположения о развитии объекта исследования. Если отчет не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.