Изготовление ламп в стиле тиффани. Лампа витраж: абажур в технике Тиффани для настольной лампы. Овальный витраж с изогнутыми линиями

Ни одна витражная техника и стиль исполнения, пожалуй, не известны настолько, насколько известны витражи Тиффани. Изделия американского дизайнера из стекла узнаваемы даже людьми, абсолютно далекими от декоративно-прикладного искусства. Самобытные оконные витражи, ювелирные украшения, абажуры, вазы и картины более ста лет задают тон в витражном деле. Большие и маленькие, плоские и объемные витражи Тиффани способны стать изысканным украшением практически любого интерьера. В чем же их секрет?

Фото 1 — Витражные лампы Тиффани

Особенности витражей Тиффани

Технология

Классическая технология создания наборного витража, применявшаяся веками, предусматривала использование свинцового прута для соединения отдельных стекол. Масштабные витражи таким образом можно было изготовить, а вот небольшие изделия тонкой работы – нет. Кроме того, изготовление свинцово-паечных витражей – достаточно вредная работа из-за испарений. Поэтому Луис Тиффани предложил использовать вместо свинца медную ленту.

Авторская технология предусматривала оклеивание каждого стеклянного элемента медной фольгой и спаивание их между собой при помощи олова. Витраж Тиффани может быть изготовлен и при помощи комбинирования свинца и меди.

Фото 2 — Дверной витраж, выполненный в технике Тиффани от Galamosaic

Материалы

В создании витражей веками применялись различные виды стекла, но для того, чтобы воплощать сложные многоцветные сюжеты, требовалось использовать более мелкие детали или роспись красками. Тиффани задался целью повысить декоративные способности самого стекла, и его эксперименты с различными добавками увенчались успехом.

Впрочем, визитной карточкой витража Тиффани являются несколько особых видов стекла, не являющиеся изобретением именитого дизайнера, но популяризированых им.

Важно! Стекло Тиффани или опаловое стекло своим видом напоминает окрас одноименного камня. Благодаря специальным добавкам оно становится мутным и обладает интересным эффектом преломления света.

Иризирующее стекло отличается радужным металлическим блеском, получается благодаря присыпке остывающего стекла крошкой из металла.

Фото 3 — Опаловые и иризирующие стекла на фрагменте витража Тиффани

Эскизы

Витражи и витражные изделия Тиффани отличаются своим собственным стилем, сформировавшимся в рамках арт-нуво. Ему присущи природные мотивы и яркие краски, живописность без применения росписи и пограничность сюжетов между реальностью и стилизацией, современностью и прошлыми веками.

Картинки витражей Тиффани стали классикой, вдохновляющей на новые работы в стилемодерн. В то же время, следует различать витраж «в стиле» и витраж «в технике» Тиффани. Стиль Тиффани, передающийся сюжетом, линией, формой, цветом, фактурой, может быть реализован и в других витражных техниках, к примеру фальш-витраж. Так же, как и техника Тиффани может применяться для изготовления витража в других стилях.

Фото 4 — Живописный витраж в стиле Тиффани

Витраж Тиффани: заказать или сделать своими руками?

Как мы уже определились, не стоит расстраиваться, считая, что раз интерьер не в стиле модерн, в нем нет места витражу Тиффани. В такой технике может быть выполнен витраж любой стилистики. Тогда возникает разумный вопрос: витраж Тиффани заказать у мастера или сделать своими руками.

Чем сложнее желанное изделие и его монтаж, тем больше вероятность того, что стоит воспользоваться услугами профессионалов. Одно дело сделать витражную картину или витраж в межкомнатную дверь, и совсем другое –создать и установить большое витражное окно.

Фото 5 — Забавные фигурки, выполненные в технике Тиффани, от Пальмира Арт

В то же время, создать витраж Тиффани можно и своими руками. Но нужно быть готовым к тому, что медная фольга и специальные стекла – это далеко не все для витража. Специальное оборудование не понадобится (за исключением шлифовальной машинки для стекла), зато потребуются инструменты для резки и ломки стекла, паяльник, олово для пайки, флюс, латунный или стальной профиль для изготовления рамы, патина и т.п. Попробовать себя в качестве витражиста лучше на небольших изделиях.

Витражи Тиффани, мастер-класс:

$ Витражи Тиффани. Цена

Витраж – это произведение искусства, дорогостоящие материалы и кропотливая работа, соответственно и стоимость его немаленькая. Витражи Тиффани (цена в Москве) стоят около 25000 рублей за квадратный метр. Киевские расценки находятся на уровне примерно 6500 гривен за 1 кв. м.

Инструменты и материалы для пайки

МЕДНАЯ ЛЕНТА

Используется для обрамления различных сегментов, витража, профилируя край U-образной формы. Бывает разной ширины, с одной самоклеящейся стороной. Медную ленту можно приклеивать как вручную, так и с помощью специального устройства. Электрический шлифовальный круг позволяет лучше обработать стекло и сделать край более гладким.

ПАЯЛЬНИКИ

  • 5 листов цветного стекла для витражей разных оттенков, каждое размером около 25 х 25 см
  • ножницы
  • припой (пруток) с 50%-ным содержанием олова

Таким образом, переходите от одной детали из стекла к другой, вырезая шаб­лоны из картона, а по ним - из стекла, и раскладывая их на бумаге. Из бирюзового стекла вырежьте цен­тральный ромб и маленькие треугольники.

Отламывайте кусочки стекла руками или используйте щипцы. Постоянно держите в чистоте рабочий стол, осколки убирайте щеткой. Витраж начнет играть разными оттенками.

Вырежьте детали из розового и желтого стекла.

Вырежьте дета­ли из зеленого стекла. Чтобы витраж не отли­чался по размерам от первоначально­го проекта, размер каждой детали надо тщательно проверять.

Когда стекла закреплены, можно при­ступать к окончательной пайке. Обработайте паяльной жидкостью медную окантовку, начиная с центрального ромба, отломите от оловянного прутка кусочек длиной 1 см. Подождите, пока олово не начнет плавиться, и растяните его, следуя по линии медной ленты. Отломите еще кусочек олова, нагрейте его и растяните, продолжая покрывать медь. Для того чтобы первая и вторая линии сварки соединились, проведите наконечником по неровностям, нагрейте и подождите, чтобы поверхность олова сама выпрямилась.

Последовательно обработайте центральную часть витража. Соедините все готовые блоки. Перед каждой пайкой не забывайте наносить паяльную жидкость. Спаяв центральную часть, переходите к боковым стеклам. Каждый раз, когда одна линия будет встречаться с другой, приостановитесь, чтобы их объединить.

Шов пайки должен быть немного выпуклым, чтобы из-под него не проглядывала медная лента, а чтобы он не выходил за края витража, оставляйте несколько миллиметров от края.

Протрите витраж тряпочкой, смоченной в мыльной воде.

ОВАЛЬНЫЙ ВИТРАЖ С ИЗОГНУТЫМИ ЛИНИЯМИ

НАРЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ СТЕКЛА

Начните работу со стеклами для фона, вырежьте шаблоны из кар­тона, не забывая убирать двойную линию. Эти стекла нарезаются с гладкой стороны. Сделайте надрезы по стеклу.

В работе с изогнутыми линиями следует использо­вать только щипцы. Не забывайте, что можно приблизиться к желаемой форме детали, только сделав в том же направлении множество надре­зов.

Для листьев и стеблей цветов используйте раз­ные типы зеленых стекол, чтобы получить рисунок светотени. Цветы вырезаны из белого опало­вого стекла, а некоторые дру­гие сегменты - из розового.

Вырежьте шаблон из картона, сде­лайте надрезы по стеклу и проведите царапины, чтобы максимально при­близиться к жела­емой форме.

Пестики выполнены из опалового стекла желтого цвета.

ОКАНТОВКА МЕДНОЙ ЛЕНТОЙ

Перед тем как начать окантовку, прот­рите стекла.Расположите стекло посередине мед­ной ленты, следите чтобы лента плотно прилегала к вогнутой поверхности. Сильно прижмите пальцами.

Подправьте резаком линии пайки там, где получились ступенчатые неровности. Разложите детали согласно рисунку и подготовьтесь к пайке.

ПАЙКА

После того как вы нанесли на медь паяльную жидкость, закрепите разные фрагменты стекла так, чтобы они не могли сдвинуться. Кисточкой нанесите паяльную жид­кость, отломите кусок оловянного прутка длиной 1 см, нагрейте его и растяните по медной ленте. Начните с центра витража.

Чтобы спаять внешний край, возьмите кусочек стекла, положите его на витраж и обведите флома­стером наружный контур. Проведите царапину стекло­резом, следуя рисунку.

Переверните витраж и спаяйте стекла с обратной стороны. Нанесите паяльную жидкость и спаяйте. Закончив пайку на тыльной стороне, переверните витраж.

Проверьте, чтобы пайка была выпол­нена хорошо, исправьте паяльником все неровности и протрите витраж тряпоч­кой, смоченной в мыльной воде. Неровности по краю витража можно подровнять напильником для мягких металлов. Расположите витраж так, чтобы он немного выступал за край стола, и, слегка нажимая, подшлифуйте.

ШКАТУЛКА

1. Увеличьте рисунок на копировальном аппарате и перенесите его в натуральную величину на бумагу и картон.

2. Для стекла других оттенков сделайте подборки цвета на эскизе.

ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:

  1. зеркало размером 15 х 15 см для дна шкатулки
  2. листы глухого стекла желтого цвета размером 15 х 15 см для боковин
  3. выдувное прозрачное стекло разме­ром 20 х 20 см для крышки и боковин
  4. желтые глухие стекла четырех оттен­ков размером 15 х 15 см для крыльев бабочки
  5. серое стекло для корпуса
  6. стеклорез
  7. щипцы, ножницы
  8. припой с 50%-ным содержанием олова
  9. медная лента
  10. паяльная жидкость
  11. паяльник

В одной из наших статей мы уже рассказывали о технике «Тиффани», тогда мы рассматривали возможность изготовления витража (см. статью «Витраж в стиле Тиффани »). В этой же статье мы хотим поведать читателю об аналогичном процессе, но с другим конечным результатом. Так мы расскажем о том, как сделать светильник из цветного стекла в стиле «Тиффани». Сразу надо заметить, что дело это сложное и потребует от вас не только умения, времени и терпения, но и должных материалов и инструментов.
Пусть вам не покажется, что такой светильник будет не дорогим, если собрать его в домашних условиях. На самом деле это еще и не дешевое хобби, но обо всем по порядку.

Материалы и инструменты для изготовления светильника из цветного стекла в стиле «Тиффани»

Из инструментов нам понадобятся: пассатижы, паяльник, ножницы, молоток, шлифовальный станок, стеклорез и наши руки.

… шлифовальный станок ниже …

Из материалов нам необходимо будет иметь: медную ленту с самоклеящейся основой, припой, химикаты для лучшей пайки и предотвращающие окисление после нее. Текстолитовые платины, те что применяются для изготовления монтажных радиотехнических плат. Конечно, нам потребуется стекло.

Стекло для витражей, а в нашем случае для светильника, используется специальное. Такое стекло предназначено именно для производства работ в стиле «Тиффани». Надо заметить, что стекло это в России и странах СНГ не дешевое, хотя в «загнивающих» капиталистических странах ценник на порядок ниже. Так у нас такое стекло площадью 0,6-0,8 кв. м может стоить и по 70 долларов за штуку. Именно поэтому производство таких не всегда рентабельно, если вы будете заниматься этим единожды.
Итак, получив основные рекомендации по инструментам и материалам

Процесс изготовления светильника из цветного стекла в стиле «Тиффани» своими руками

Производство витражей по технике Тиффани заключается не в скреплении стеклянных элементов с помощью стяжки, клея или еще каких либо средств и приспособлений, а их спаивании оловянным припоем. Каждый кусочек стекла обтачивают по размеру, оборачивают в медную ленту, раскладывают в соответствии с рисунком и спаивают между собой. После этого готовый витраж покрывают патиной. Прежде всего определяемся с будущим рисунком и четко расчерчиваем отдельные части, по которым далее будет резаться стекло. Также, чтобы не запутаться, элементы на шаблоне можно пронумеровать.

Начинаем заготовку элементов стекла. Так при резке стекла необходимо иметь определенные навыки, которые тоже не приходят мгновенно. Более подробно о процессе резки стекла можно узнать из статьи «Как резать стекло ». Далее придаем стеклу окончательную правильную форму, используя для этого шлифовальный станок.

Начинаем примерять и подгонять получившиеся элементы цветного стекла. Работа длительная, требующая аккуратности и терпения.

Для базирования витража возможно применение направляющих реек.
После примерки стеклышек начинаем обклеивать каждое из них медной лентой, имеющей с одной стороны самоклеющуюся основу, наподобие монтажного скотча.

Теперь собираем тот же орнамент, но стекло уже обрамлено медной лентой. Фиксируем витраж между рейками, начинаем пайку.

На края, обвернутые медной фольгой, наносим кисточкой паяльную кислоту, расплавляем олово, которое и соединяет элементы между собой.

Знайте, что испарения кислоты и пары при паянии очень вредны для здоровья, именно поэтому необходимо работать прежде всего в респираторе, а также с хорошей вентиляцией.
Переворачиваем витраж и аналогично спаиваем обратную сторону

Так паяем (собираем) все 4 стенки светильника

Соединяем стенки между собой, прежде произведя базирование так, чтобы стенки были перпендикулярны друг другу и основанию, на котором они установлены.

Для скрепления стенок возможно применение медной проволоки, для впайки ее в шов. Таким образом сборка будет более жестокой и крепкой. Крышку делаем по аналогии со стенками. Единственное, чем крышка должна отличаться от стенок, так это тем, что в ней должны быть предусмотрены отверстия (ие), через которые (ое) будет выходить теплый воздух от лампочки.

Припаиваем крышку на светильник.

Для фиксации плафона в деревянной основе светильника, снизу припаиваем подставку из текстолита.

В итоге у нас получается долгожданный светильник, которые вживую выглядит куда лучше, чем может вам передать любое, даже самое лучшее фото.

Завораживающая и магическая атмосфера, постоянно приковывающая к себе взгляд, особенно в вечернее время, вам гарантирована.

Приветствую всех рукодельниц и мастеров) Хотите узнать, как сделать оригинальный плафон для лампы, при чем без всякой резки, подгонки и шлифовки стекла? Тогда заходите) Предлагаю вам создать стильный абажур в стиле Тиффани из цветного стекла. Ниже размещаю подробный фото мастер-класс, из которого вы поймете, что все не так сложно, как кажется на первый взгляд. Удачи)

Маленькое отступление от создания абажура для тех, кто хотел бы купить и установить кондиционер в Киеве . Приглашаю вас посетить интернет-магазин «Комфорт», здесь вы сможете приобрести кондиционеры, увлажнители и очистители воздуха, сплит системы, чиллеры, мобильные кондиционеры, воздушные завесы, кулеры для воды и многое другое от лучших производителей, из них:В Daikin, Mitsubishi H.I., Toshiba, Panasonic, Samsung, LG, Mitsushito, Hitachi, Cooper&Hunter.

Для работы понадобятся готовые стеклышки — кабашоны. Кабашон — это способ обработки изделия из стекла или камня, когда нижняя сторона плоская, а внешняя выпуклая, гладкая. Обычно они округлой формы. Продаются такие стеклышки в отделах товаров для декорирования. Бывают разных цветов, с вкраплениями, с перламутровым покрытием, прозрачные и бесцветные. Диаметр от 10 до 25мм.


Скреплять их мы будем с помощью пайки оловянно-свинцовым припоем по технологии впервые предложенной Льюисом Тиффани в 1885году. Суть техники «Тиффани» заключается в следующем: стеклышки окантовывают медной фольгой, облуживают и спаивают между собой по торцам.В Медная фольга — фолия продается в рулончиках по 30 метров и бывает разной ширины: от 3 до 15 мм. Нам подойдет фолия 5-6мм шириной. Внутренняя сторона фолии покрыта слоем клеящего вещества и защищена тонкой бумагой.

Отделив защитную пленку, клеящей стороной к стеклу, нужно осторожно обернуть кабошон по торцу, перекрыв концы фольги на 3-5 мм.

Плотно обжать фольгу пальцами и разгладить образовавшиеся складки деревянной палочкой.


Затем фольгу надо облудить, т.е. создать оловянный кантик прочно удерживающий внутри кабошон.
В качестве флюса лучше использовать современные гели для пайки. Они менее токсичны для человека и легко смываются водой. Припой должен быть с большим содержанием олова, как более прочный. Дело в том, что в отличие от обычного витража, мы будем спаивать стекла не по всему периметру, а только в отдельных точках соприкосновения деталей, что требует повышенной механической прочности.




Для экономии электроэнергии приобрел специальную экономичную лампочку мощностью 18ватт. Светит она как 75 ваттная лампа с нитью накаливания и почти не греется. Далее, о том как сделать форму-шаблон под размеры абажура…
Соединить друг с другом стекла, придав законченному изделию необходимую форму, согласитесь, без какого-то основания-опоры — дело не простое. Старый абажур моей лампы имел округлую форму, на мой взгляд единственно приемлемую для данного дизайна светильника. Примерно такую же форму имеет верхняя часть обычного воздушного шарика. Его я и использовал для приготовления шаблона.



Надув шарик, до диаметра чуть большего нижнего основания крепления абажура, поместил его в пластиковое ведро для фиксации.
Способом папье-маше получил прочный картонный слепок. В данном случае я не использовал крошеную бумажную массу, а обклеивал поверхность кусочками старых газет, слой за слоем.

Последний слой сделал из белой бумаги для придания эстетичного вида 🙂 После просушки осталось вытащить все из ведра и спустить шарик.

Форма готова. Можно приступать к пайке… Я не наносил никаких разметок, подбирал кабошоны по ходу дела.


Желательно за один раз выполнить не менее половины работы, а лучше всю 🙂 Тогда у вас будет возможность снять изделие с основания без угрозы разлома и смыть остатки флюса. флюс, оставленный на припое на длительное время, начинает корродировать поверхность.
Еще важно качественно пропаять все стыки и на внутренней поверхности плафона. Без этой операции вы не достигнете необходимой механической прочности изделия.

Также с внутренней стороны припаяйте медную проволоку для придания дополнительной жесткости и крепления к арматуре светильника. Со временем, под влиянием окружающей среды, блестящее олово потускнеет. Придать первоначальный блеск можно помыв абажур чистящим средством для металла. Можно и сразу покрыть все пайки раствором для тонирования — патиной. Патина продается в виде готового раствора. Если нет возможности или желания купить патину, то можно натереть все луженые части насыщенным раствором медного купороса, промыть, высушить и отполировать войлоком до медного блеска. Что тоже очень красиво.

Моя лампа осталась незаконченной. В серединки «цветков» планировал вставить цветные шарики, но нет пока у нас в продаже нужного размера..

При изготовлении витражей в технике Тиффани остается много мелких разноцветных кусочков стекла, которым годами не находится применение. Качественное стекло Spectrum Glass стоит очень дорого, поэтому даже маленький кусочек хочется использовать. Предлагаю варианты изготовления светильников-пирамидок в домашних условиях из остатков стекла Spectrum Glass своими руками.

Изготовление витражей в технике Тиффани затягивающее увлечение. Каждое новое штучное изделие - настоящее радостное событие. И если вы приобрели дорогие инструменты, то служить они будут долго, вам останется докупать только материалы и химию, используемые в изготовлении витражей Тиффани.

Витражное стекло требует особой резки, к рисункам подбираются определенные фрагменты стекла, и в результате остается много мелких разноцветных кусочков, которым годами не находится применение. Качественное стекло Spectrum Glass стоит очень дорого, поэтому даже маленький кусочек хочется использовать.

Предлагаю варианты изготовления светильников-пирамидок в домашних условиях из остатков стекла Spectrum Glass своими руками. Считается, что пирамида гармонизирует пространство, а с подсветкой сияет и окутывает комнату сказочным полумраком.

Светильник «Ромбы»

Для изготовления витражей Тиффани я использую инструменты и оборудование:

  • шлифовальную машинку «Кристалл»
  • паяльник с контроллером температуры Weller Profikit, 100W
  • стеклорез, машинку для резки мелких деталей, щипцы для разлома стекла; кусачки заг-заг, маленькие ножницы
  • профиль латунный (протяжка), фольгу (фолию) и приспособление для нее
  • флюс, патину, припой ПОС-61, финишное масло

На ватмане чертим треугольник с учетом, чтобы внутрь пирамиды свободно вошла лампа с подставкой. Для меня оказалось удобной длина 22 см, высота 26 см. Вычеркиваем одинаковые ромбы, снизу получаются 6 треугольников. Так как фигуры одинаковые, то подготовить нужно только 2 шаблона.

Берем небольшой кусочек стекла, прикладываем шаблон и обводим фломастером. После чего вырезаем фигуру, при необходимости доводим ее до нужного размера с помощью кусачек заг-заг и выкладываем на эскиз, подбирая наиболее приятные сочетания.

С левого нижнего угла начинаем обтачивать детали на шлифмашинке, чтобы стыки были идеально ровными. Для удобства по внешним линиям эскиза ромбы и треугольники закрепляем гвоздиками. После сборки нескольких деталей фигуры обертываются самоклеящейся фольгой, при этом обязательно расправляются уголки и тщательно проглаживаются.

Для более легкой сборки я прихватываю припоем собранные фигуры в несколько этапов.

После того как весь эскиз заполнен и прихвачен, вырезаю «ножки» светильника, где-то в длину 2 см, по высоте 1,2 см с наклоном по модели, обертываю фольгой и припаиваю по бокам внизу. После этого промазываю кисточкой швы флюсом и начинаю паять сам витраж, отступая от боков 0,5 см. Чем более выпукло будут швы, тем красивее будет смотреться светильник в готовом виде.

Переворачиваю, пропаиваю швы с обратной стороны без бугорков, там красота не видна. Вырезаю по боковым размерам с учетом ножек латунные профиля, прикладываю, зажимаю щипцами, промазываю флюсом, припаиваю швы с двух сторон и наношу тонким слоем припой на профили.

Таким образом собираем 4 стенки пирамиды, меняя цвета исходя из оставшегося подходящего стекла. Кстати, можно последнюю, четвертую стенку собрать из треугольников, разделив на эскизе ромбы пополам.

Собираем светильник. Можно закрепить стороны, а можно привлечь к творчеству друзей или членов семьи, чтобы подержали детали, пока вы прихватываете оловом по ребрам жесткости. По бокам можно нанести большое количество припоя и на нем сделать волны или что у кого получится. Это неважно, любой рисунок смотрится красиво.

Затем с помощью порошка и губки промываем стекла и швы стиральным порошком. Наносим губкой (не забудьте надеть перчатки!) патину и снова щедро ополаскиваем проточной водой. Осталось с помощью новой губки нанести финишное масло, которое придаст вашему светильнику блеск и праздничный вид. Я с маслом повторяю процедуру через несколько дней, а стекла протираю до блеска через неделю, чтобы все впиталось.

Источник света устанавливаю на квадрат из ДСП. Источник можно прикрепить к ребрам жесткости светильника, но при замене энергосберерегающей лампочки трудно подобраться к цоколю, поэтому я просто ставлю источник света под пирамиду.

Светильник из треугольников

Самая легкая и экономная пирамида по изготовлению, но от этого ничуть не уступает другим моделям. Сразу на фанере рисую треугольник, собираю все маленькие кусочки в плоскую коробку и выбираю те, что подходят по цвету, фактуре, по прозрачности. Прикладываю первый, максимально по размеру вырезаю треугольник, подбираю второй, и собираю не по эскизу, а по «возможности».

Весь процесс и последовательность работы выполняйте как описано в светильнике «Ромбы».

И даже после этих светильников у вас останутся совсем мелкие кусочки. Не выбрасывайте. Ведь еще существует мозаика. Я уверена, что творчество - это образ жизни, состояние души. Желаю вам замечательных новых изделий!