Какие территории соединяет керченский пролив. Керченский пролив, история, описание, карты. Переправа в послевоенные годы

: 45°18′55″ с. ш. 36°34′06″ в. д.  /  45.31528° с. ш. 36.56833° в. д.  / 45.31528; 36.56833 (G) (Я)

Связывает Азовское море , Чёрное море Страна Россия Россия /Украина Украина Разделяет Керченский полуостров и Таманский полуостров Крайние мысы Ак-Бурун , Тузла Ширина от 4,5 до 15 км Длина 45 км Наибольшая глубина 18 м

В конце XVIII - начале XX веков пролив также называли Таврическим , Еникальским , Керчь-Еникальским . Древние греки называли его Боспор Киммерийский (др.-греч. Βόσπορος Κιμμέριος ) - по имени древнего народа киммерийцев .

Керченский пролив является зоной промысла многих видов рыб. Основной сезон отлова рыбы начинается в конце осени и длится несколько месяцев.

История

Античная мифология

Античная история и география

О том, что кочевники зимой переходили пролив по льду, известно из «Истории» Геродота . В VI веке до н. э. греки-ионийцы основали на западном берегу пролива город Пантикапей - будущую столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи .
Геродотом дважды упомянуты Киммерийские переправы .

Во II веке до н. э. на льду пролива со стороны Меотидского озера (Азовского моря) состоялось сражение между армией царя Митридата VI Евпатора под предводительством полководца Неоптолема и варварами:

Лед в этих местах столь крепок у устья Меотидского озера (то есть в керченском проливе), что в том месте, где зимою военачальник Митридата победил варваров в конной битве на льду, он же разбил в морском сражении тех же варваров летом, когда лед растаял.

Рассказывают, что полководец Митридата Неоптолем в одном и том же проливе летом разбил варваров в морском бою, а зимою в конном.

Страбон, VII, 3, 18

Скорее всего, разбито было племя ахеян, проживавших на территории современного Краснодарского края и обладавших войском и пиратским флотом.

Вход в Меотиду называется Киммерийским Боспором; начинается он с довольно значительной ширины, именно около семидесяти стадиев, где и переправляются из окрестностей Пантикапея в ближайший азиатский город Фанагорию, а оканчивается гораздо более узким проливом. Этот проход отделяет Европу от Азии…

Страбон, VII, 4, 5

XX век


В апреле началось строительство железнодорожного моста через пролив . 115 однотипных пролётов по 27,1 м, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролётное строение двойного судоходного отверстия над фарватером для прохода крупных судов, эстакады у берега и дамба составили полную длину мостового перехода. Строительство завершилось осенью того же года «к празднику 27-й годовщины Великой Октябрьской революции». Строительство велось из трофейных материалов, оставшихся после отступления немецких войск, которые намеревались по мосту переправлять свои вооруженные силы из Крыма на основную часть РСФСР . Впрочем, есть сведения, что строительство моста планировалось советским руководством ещё до войны и часть конструкций моста заказывалась как раз в Германии . Так как мост не имел ледорезов, в феврале 1945 года льдом из Азовского моря было повреждено около 30 % опор. Буквально за несколько дней до разрушения по мосту возвращался поезд советской делегации с Ялтинской конференции . Мост восстанавливать не стали, а уцелевшие части были ликвидированы, так как являлись препятствием для судоходства .

Вместо разрушенного моста в 1953 году была открыта Керченская паромная переправа . Её длина составляет 2,5 мили (4,6 км) , она соединяет Крым и Краснодарский край (линия Порт Крым - Порт Кавказ). В работе переправы участвовали четыре железнодорожных парома: «Заполярный», «Северный», «Южный» и «Восточный». Позднее в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: «Керченский-1», «Керченский-2» и «Ейск».

Напишите отзыв о статье "Керченский пролив"

Примечания

  1. Керченский пролив разделяет Керченский полуостров (часть Крымского полуострова) и Таманский полуостров . Таманский полуостров расположен в Краснодарском крае России . Бо́льшая часть Крымского полуострова и прилегающие воды являются объектом территориальных разногласий между Россией , контролирующей спорную территорию, и Украиной . Согласно административно-территориальному делению России , Керченский полуостров расположен на территории субъекта РФ - Республики Крым . Согласно административно-территориальному делению Украины , Керченский полуостров располагается на территории региона Украины - Автономной Республики Крым .
  2. Лист карты .
  3. Лист карты .
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. Еникальский пролив // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  6. Головкинский Н. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  7. Вы синие, синие волны,
    Где с морем сливается море,
    Где жало аргосской осы
    Когда-то по лютой пучине
    К берегам азиатским Ио
    Промчало от пастбищ Европы!
    Кого переправили к нам вы?
    Еврипид. Ифигения в Тавриде, ст. 393-399.
  8. Придешь ты после к Истму Киммерийскому,
    К воротам тесным моря. Там, отважившись,
    Должна ты Меотиды переплыть пролив.
    И память в людях славная останется
    Об этой переправе. Будет имя ей -
    «Коровий брод» - Босфор. Европы кинешь ты
    Равнины, на Азийский материк придешь.
    «Эсхил, Прометей прикованный», ст. 732-735. (Пер. А. И. Пиотровского)
  9. Плутарх, Тесей , 26
  10. «…скифы… толпами переходят по льду и на повозках переезжают в землю скиндов» Геродот, IV, 28
  11. Геродот, IV, 12, 45.
  12. Б. М. Надежин «Архитектура мостов», М.: Стройиздат, 1989
  13. Транспортная стратегия Российской федерации на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 1734-р
  14. // Lenta.ru , 25.04.2010
  15. Комсомольская правда. . Комсомольская правда (12.08.2014).

Отрывок, характеризующий Керченский пролив

Полицеймейстер, ездивший в это утро по приказанию графа сжигать барки и, по случаю этого поручения, выручивший большую сумму денег, находившуюся у него в эту минуту в кармане, увидав двинувшуюся к нему толпу людей, приказал кучеру остановиться.
– Что за народ? – крикнул он на людей, разрозненно и робко приближавшихся к дрожкам. – Что за народ? Я вас спрашиваю? – повторил полицеймейстер, не получавший ответа.
– Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа…
– Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки.
Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее.
– Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками.
Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку.
– Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе.

Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.
Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d"en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.
Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.
На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ?
Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.
Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.
Вся деятельность его, старательная и энергическая (насколько она была полезна и отражалась на народ – это другой вопрос), вся деятельность его была направлена только на то, чтобы возбудить в жителях то чувство, которое он сам испытывал, – патриотическую ненависть к французам и уверенность в себе.
Но когда событие принимало свои настоящие, исторические размеры, когда оказалось недостаточным только словами выражать свою ненависть к французам, когда нельзя было даже сражением выразить эту ненависть, когда уверенность в себе оказалась бесполезною по отношению к одному вопросу Москвы, когда все население, как один человек, бросая свои имущества, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства, – тогда роль, выбранная Растопчиным, оказалась вдруг бессмысленной. Он почувствовал себя вдруг одиноким, слабым и смешным, без почвы под ногами.
Получив, пробужденный от сна, холодную и повелительную записку от Кутузова, Растопчин почувствовал себя тем более раздраженным, чем более он чувствовал себя виновным. В Москве оставалось все то, что именно было поручено ему, все то казенное, что ему должно было вывезти. Вывезти все не было возможности.
«Кто же виноват в этом, кто допустил до этого? – думал он. – Разумеется, не я. У меня все было готово, я держал Москву вот как! И вот до чего они довели дело! Мерзавцы, изменники!» – думал он, не определяя хорошенько того, кто были эти мерзавцы и изменники, но чувствуя необходимость ненавидеть этих кого то изменников, которые были виноваты в том фальшивом и смешном положении, в котором он находился.
Всю эту ночь граф Растопчин отдавал приказания, за которыми со всех сторон Москвы приезжали к нему. Приближенные никогда не видали графа столь мрачным и раздраженным.
«Ваше сиятельство, из вотчинного департамента пришли, от директора за приказаниями… Из консистории, из сената, из университета, из воспитательного дома, викарный прислал… спрашивает… О пожарной команде как прикажете? Из острога смотритель… из желтого дома смотритель…» – всю ночь, не переставая, докладывали графу.
На все эта вопросы граф давал короткие и сердитые ответы, показывавшие, что приказания его теперь не нужны, что все старательно подготовленное им дело теперь испорчено кем то и что этот кто то будет нести всю ответственность за все то, что произойдет теперь.
– Ну, скажи ты этому болвану, – отвечал он на запрос от вотчинного департамента, – чтоб он оставался караулить свои бумаги. Ну что ты спрашиваешь вздор о пожарной команде? Есть лошади – пускай едут во Владимир. Не французам оставлять.
– Ваше сиятельство, приехал надзиратель из сумасшедшего дома, как прикажете?
– Как прикажу? Пускай едут все, вот и всё… А сумасшедших выпустить в городе. Когда у нас сумасшедшие армиями командуют, так этим и бог велел.
На вопрос о колодниках, которые сидели в яме, граф сердито крикнул на смотрителя:
– Что ж, тебе два батальона конвоя дать, которого нет? Пустить их, и всё!
– Ваше сиятельство, есть политические: Мешков, Верещагин.
– Верещагин! Он еще не повешен? – крикнул Растопчин. – Привести его ко мне.

К девяти часам утра, когда войска уже двинулись через Москву, никто больше не приходил спрашивать распоряжений графа. Все, кто мог ехать, ехали сами собой; те, кто оставались, решали сами с собой, что им надо было делать.
Граф велел подавать лошадей, чтобы ехать в Сокольники, и, нахмуренный, желтый и молчаливый, сложив руки, сидел в своем кабинете.
Каждому администратору в спокойное, не бурное время кажется, что только его усилиями движется всо ему подведомственное народонаселение, и в этом сознании своей необходимости каждый администратор чувствует главную награду за свои труды и усилия. Понятно, что до тех пор, пока историческое море спокойно, правителю администратору, с своей утлой лодочкой упирающемуся шестом в корабль народа и самому двигающемуся, должно казаться, что его усилиями двигается корабль, в который он упирается. Но стоит подняться буре, взволноваться морю и двинуться самому кораблю, и тогда уж заблуждение невозможно. Корабль идет своим громадным, независимым ходом, шест не достает до двинувшегося корабля, и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного, бесполезного и слабого человека.

Тузла – песчаный остров площадью 3,5 км² (длина острова варьируется от 6,5 до 5 км, ширина - около 500 метров) в Керченском проливе Азовского моря между Керченским полуостровом Крыма на западе и Таманским полуостром Краснодарского края на востоке. Получил известность в 2003 году после начала территориального спора относительно права собственности на остров между Украиной и Россией.

Керченский пролив - пролив, принадлежащий к акватории Азовского моря и соединяющий его с Чёрным морем. Западным берегом пролива является Керченский полуостров Крыма, восточным - Таманский полуостров. Ширина пролива - от 4,5 до 15 км. Наибольшая глубина 18 метров. Важнейший порт - город Керчь.

В конце XVIII - начале XX веков пролив также называли Таврическим, Еникальским, Керчь-Еникальским. Древние греки называли его Боспор Киммерийский по имени древнего народа киммерийцев.

Керченский пролив является зоной промысла многих видов рыб. Основной сезон отлова рыбы, начинается в конце осени и длится несколько месяцев.

История урегулирования

Образовался из Тузлинской косы, продолжения Таманского полуострова, размытой в 1925 году.

7 января 1941 года указом президиума Верховного совета РСФСР остров был включён в состав Крымской АССР, которая уже под названием Крымской области 19 февраля 1954 года была передана в состав Украинской ССР. После этого на картах, изданных в советское время, остров обозначался как территория УССР

В 1996 году депутат Законодательного Собрания Краснодарского края Александр Травников впервые поставил вопрос о территориальной принадлежности Тузлинской косы на сессии ЗСК. Обоснование законности территориальной претензии России на эту территорию были сформулированы в книгах А. Травникова «Коса Тузла перечисленная территория» и «Коса Тузла и стратегические интересы России». В 2003 году Керченский пролив оказался в центре спора между Россией и Украиной после того, как власти Краснодарского края, стремясь предотвратить размыв морского берега, вызванный уменьшением стока из Азовского моря и увеличением (летом) из Черного после строительства Цимлянского водохранилища, начали в спешном порядке возводить дамбу от крайней точки Таманского полуострова в сторону украинских островов, бывших ранее частью Тузлинской косы. Россию обвинили в посягательстве на украинскую территорию. Конфликт удалось решить после вмешательства президентов - строительство дамбы остановили, и Тузла осталась украинской.

Как сообщил заместитель городского головы Керчи Алексей Милованов, в случае создания посёлка, остров станет единственным населённым пунктом в черте города: «Произойдёт нарушение административно-территориального устройства города, чего Совмин делать не имеет права». Городской голова прокомментировал решение Совета Крыма следующим образом: «Принимая решение о создании на острове населённого пункта, Совет министров несколько превысил свои полномочия, поскольку, согласно действующему законодательству, по этому поводу должно быть решение Керченского городского совета, заключение Верховного Совета Крыма и постановление Верховной рады Украины. А пока, на наш взгляд, здесь больше амбиций некоторых политиков крымского уровня, которые хотят засветиться во всеукраинском масштабе и выглядеть самыми большими патриотами Украины»

24 декабря 2003 года в Керчи был подписан, а затем и ратифицирован Россией и Украиной договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива устанавливающий, что их воды исторически являются внутренними водами РФ и Украины. В ст. 1 договора отмечается, что урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между Сторонами..

12 июля 2012 года было опубликовано совместное заявление президентов России и Украины, в котором говорится, что: “Стороны исходят из целесообразности по достижении согласия в отношении всех упомянутых пространств заключить российско-украинский договор, охватывающий Азовское море, Керченский пролив, сопредельные территориальные моря, континентальный шельф и исключительные экономические зоны двух стран в Черном море. Соответствующим ведомствам двух стран поручено подготовить такой договор для подписания. Стороны подтверждают необходимость обеспечить сотрудничество в Азово-Керченской акватории, включая устойчивую работу и развитие Керчь-Еникальского канала, путем создания совместной российско-украинской корпорации по управлению этой наиболее надежной судоходной артерией в Керченском проливе. Россия и Украина активизируют двустороннее сотрудничество в области судоходства, рыболовства, защиты морской среды и экологической безопасности, а также в других сферах, с целью завершения работы над соответствующими соглашениями.”

Демография

Поскольку постоянного населения на острове нет, после конфликта 2003 года Верховный Совет Автономной Республики Крым постановил создать новый населённый пункт, однако 6 сентября 2006 года Керченский городской совет, частью которого является остров, решил не создавать на острове нового населённого пункта.

Керченский пролив (укр. Керченська протока, Крым. Keriзboğazı, адыг. Хы ТIуалэ, называемый древними греками Боспор Киммерийский по имени древнего народа, киммерийцы) - пролив, соединяющий Чёрное и Азовское моря. Западным берегом пролива является Керченский полуостров Крыма, восточным - Таманский полуостров. Ширина пролива - от 4,5 до 15 км. Наибольшая глубина 18 метров. Важнейший порт - город Керчь.

Керченский пролив является зоной промысла многих видов рыб. Путина начинается в конце осени и длится несколько месяцев.

Миф, архаика:

Еврипид описывает, как со стороны Тавриды (Крыма) пролив переплывает Ио - возлюбленная Зевса, превращенная Герой в корову и гонимая оводом. Эсхил называет переправу через пролив - «Коровий брод». В своих «Жизнеописаниях» Плутарх, ссылаясь на Гелланика, сообщает, что амазонки переправлялись через Боспор Киммерийский по льду.

Античность

О том, что кочевники зимой переходили пролив по льду, известно из «Истории» Геродота. В 5 веке до н. э. представители старинного милетского аристократического рода Археанактидов основали на западном берегу пролива город Пантикапей - столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи.

Геродотом дважды упомянуты Киммерийские переправы.

ВоIIвеке до н. э. на льду пролива со стороны Меотидского озера (Азовского моря) состоялось сражение между армией полководца Неоптолема и варварами: «Лед в этих местах столь крепок у устья Меотидского озера (то есть в керченском проливе), что в том месте, где зимою военначальник Митридата победил варваров в конной битве на льду, он же разбил в морском сражении тех же варваров летом, когда лед растаял» (Страбон,II, 1, 6) «Рассказывают, что полководец Митридата Неоптолем в одном и том же проливе летом разбил варваров в морском бою, а зимою в конном». (VII, 3, 18)

В апреле 1944 началось строительство железнодорожного моста через пролив. 115 однотипных пролётов по 27,1 м, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролётное строение двойного судоходного отверстия над фарватером для прохода крупных судов, эстакады у берега и дамба составили полную длину мостового перехода. Строительство завершилось осенью того же года. Так как мост не имел ледорезов, в феврале 1945 года льдом из Азовского моря было повреждено около 30 % опор. Мост восстанавливать не стали, а уцелевшие части были ликвидированы, так как являлись препятствием для судоходства.

Для замены разрушенного моста в 1953 году открыта Керченская паромная переправа, соединившая Крым и Краснодарский край (линия Порт Крым - Порт Кавказ). В работе переправы участвовали четыре железнодорожных парома: «Заполярный», «Северный», «Южный» и «Восточный». Первоначально эти паромы планировали использовать на строящейся железнодорожной переправе через Енисей в Игарке, но в 1953 году эта стройка была закрыта и паромы перевезли в Крым. Позднее в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: «Керченский-1», «Керченский-2» и «Ейск».

В конце 1980-х годов, в связи со старением железнодорожных паромов прекращена перевозка пассажирских, а затем и товарных поездов через пролив. Из-за проблем с финансированием новые паромы для переправы построены не были, и в течение почти 15 лет переправа служила только для перевозки автомобилей. Неоднократно предлагались проекты строительства нового моста через Керченский пролив, но из-за дороговизны они не получили дальнейшего развития.

В 2004 году переправе был передан железнодорожный паром «Анненков», и в ноябре 2004 года в преддверии второго тура президентских выборов на Украине состоялось торжественное открытие паромной переправы. В акции приняли участие Виктор Янукович (на тот момент премьер-министр и кандидат в президенты Украины) и президент России Владимир Путин. После торжественной церемонии открытия железнодорожное сообщение через пролив было восстановлено и существует по сей день, но только для перевозки грузов.

Осенью 2007 года во время сильнейшего шторма в Керченском проливе затонуло несколько кораблей, в море вылилось множество тонн мазута, тем самым был нанесён огромный вред акватории Керченского пролива.

В настоящее время разработка моста через Керченский пролив не ведется.

Территориальный спор

В 1996 году депутат Законодательного Собрания Краснодарского края Александр Травников впервые поставил вопрос о территориальной принадлежности Косы Тузла на сессии ЗСК. Обоснование законности территориальной претензии России на эту территорию были сформулированы в книгах А. Травникова «Коса Тузла перечисленная территория» и «Коса Тузла и стратегические интересы России». В 2003 году Керченский пролив оказался в центре спора между Россией и Украиной после того, как власти Краснодарского края, стремясь предотвратить размыв морского берега, начали в спешном порядке возводить дамбу от Тамани в сторону украинского острова Тузла. Россию обвинили в посягательстве на украинскую территорию. Конфликт удалось решить после вмешательства президентов - строительство дамбы остановили, и Тузла осталась украинской. В качестве ответной уступки Украина согласилась подписать договор, по которому Керченский пролив был признан совместными внутренними водами России и Украины.

Переговоры экспертных групп по разграничению Азово-Керченской акватории и Чёрного моря продолжаются, однако, до сих пор.

МИД Украины считает позицию России по размежеванию Керченского пролива неправовой. Россия отказывается делить Керченский пролив по бывшей внутрисоветской административной границе, потому что в этом случае она теряет контроль над двумя третями Керченского пролива, что влечёт финансовые и политические издержки.

Украина обвиняет Россию в двойных стандартах, напоминая, что межгосударственной российско-эстонской границей в Нарвском и Финском заливах была признана по настоянию России именно бывшая внутрисоветская административная граница. Украина настойчиво требует поделить Керченский пролив аналогичным образом «в соответствии с международным правом».

Босфор

Босфор (греч.,«Коровий брод»), Босфор Фракийский - пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным, а в паре с Дарданеллами со Средиземным. Босфор является частью внутриевразийской границы. На обеих сторонах пролива расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул. Длина пролива около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере. Глубина фарватера от 36 до 124 м.

Босфор - почти самый узкий пролив, его наименьшая ширина всего 700 метров, что на 600 метров меньше ширины пролива Дарданеллы. Босфор сам по себе не только очень важный пролив для многих государств, но и очень красивое место. Люди, проезжающие по этому проливу беспрестанно восхищаются его красотой. Корабли входят в него словно в тесные ворота. Крутые берега Босфора похожи на крепостные стены. Но кое-где они понижаются, и в этих местах селения спускаются прямо к воде. Босфор - великолепное, ни с чем не сравнимое зрелище. Этот морской пролив, окаймленный живописными зелеными берегами, напоминает величавую реку, то сужающуюся, то широко разливающуюся. Только специфический "соленый запах" морских брызг от набегающих волн да необычная голубизна и прозрачность воды, как это бывает в солнечные дни на Черном море, напоминают о том, что это морской пролив.

В древности Босфор называли восьмым чудом света. Ещё аргонавты, проплывавшие через этот пролив на своем судне, направляясь за золотым руном, восторгались его красотой.

По легенде, пролив получил своё название благодаря дочери древнейшего аргивского царя Ио - прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором.

Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершен в 1973) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988) в 5 км к северу от первого моста. Планируется строительство третьего автодорожного моста но место строительства правительство Турции держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время идет строительство железнодорожного тоннеля «Marmaray» (срок окончания - 2012 год), который объединит скоростные транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.

Предполагается (теория черноморского потопа), что Босфор образовался лишь 7500-5000 лет назад. Прежде, уровень Чёрного и Средиземного морей был существенно ниже и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водоёмах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое, об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки.

Древние греки Босфором также называли Керченский пролив - Боспор Киммерийский.

Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.

Верхний Босфор, открытый северо-восточным ветрам, несколько пустынен: здесь меньше растительности, редки селения, разбросанные по прибрежным склонам. Но, начиная от старинных крепостей Румели-Хисары и Анадолу-Хисары, стоящих на противоположных берегах над самой узкой частью пролива, на фоне темной зелени все чаще и чаще появляются дома, дворцы, загородные виллы.

Ландшафты Босфора необычайно живописны. Их очарование - в бесконечной изменчивости, в изяществе очертаний прибрежных склонов, где высятся стройные кипарисы и гигантские платаны (или, как их называют на Востоке, чинары), где весной цветут багряник и глициния розовыми и фиолетовыми гирляндами, а осенью вереск раскидывает свой серебристо-синий плащ.

Но Босфор бывает и другим. Короткой зимой из-за туманов, дождей, изредка даже снега он выглядит довольно сурово. Северные ветры врываются в устье. Холодный влажный воздух несется по проливу, заставляя поёживаться тех, кто оказался поблизости. Скорость течения в Босфоре повышается. Ближе к весне, когда в бассейне Дуная начинается таяние снегов, течение достигает своей максимальной скорости. В узких местах пролива вода бурлит, как в кипящем котле. Словно стрела, проносится голубая струя воды вдоль берегов. Этот стремительный поток турки называют "шейтан акантысы" - "чертово течение". Кроме этого, верхнего течения, в Босфоре есть ещё и нижнее, идущее в обратном направлении - из Мраморного моря в Черное. По нему в Черное море поступает более солёная вода Мраморного моря.

Чем дальше к югу, тем всё больше на берегах пролива появляется деревушек, парков, садов, вилл, мечетей, султанских дворцов. К самой воде сбегают небольшие постройки, рядом с которыми вырыты земляные ниши для хранения рыбачьих лодок. В наиболее живописных местах высятся нарядные дома в несколько этажей, по-южному опоясанные террасой, галереей.

Много на берегах Босфора и старинных крепостей. Их мрачные толстые башни и хищные зубцы стен живо напоминают о беспокойной истории Босфора, о бесчисленных кровопролитных сражениях.

Берега пролива по мере продвижения по нему то раздвигаются, то сближаются. Начинает казаться, что это какая-то цепь озёр, соединённых каналами. Одновременно берега то опускаются, то поднимаются вверх, и тогда корабль словно проваливается в ущелье, зажатое обрывистыми склонами гор.

Босфор - не длинный пролив, но всё-таки ни один корабль не может пройти по нему, не встретив рыбачью лодку, маленький пароходик или большой корабль какого-нибудь государства. Босфор - оживленная морская дорога, выход из Черного моря на просторы мирового океана.

Соединяют Азовское и Черное моря. С запада они омывают побережье Керченского полуострова, а с востока - береговую линию Таманского полуострова. Главным портом здесь считается Керчь.

Исторические названия

С уходом эпох Керченский пролив, ширина которого неодинакова по всей его протяженности, менял названия. В период античности народ, заселившийся на землях северо-восточного Причерноморья, именовал его Боспором (Босфором) Киммерийским.

В дальнейшем имена полуострову властители его побережий давали на тот манер, который был им удобен. Тюрками, правящими тут в Средневековье, он назывался Таман-Богазы. С приходом русских кусочек суши переименовывался не раз. Встречаются упоминания о Таврическом, и, наконец, Керченском проливе.

Размеры водоема

Какой шириной Керченский пролив? Какова его длина и насколько он глубок? Это интересно знать, прежде всего, географам и морякам. Исследователи установили, что его акватория растянулась в длину на 42 километра. Диапазон ширины колеблется в пределах 4-15 километров.

Максимальной глубины пролив достиг в фарватере. До дна там порядка 18 метров. В 70-е годы прошлого века произвели углубление фарватера с помощью землечерпательных машин. Однако понижение донных отложений не позволило многим глубокосидящим судам свободно перемещаться по проливу. С кораблей, следующих в порты Азова, производят перегрузку.

В Еникале дно обнаруживается на 12-14 футах. Рядом с Ак-Буруном водная толща достигает 18-23 футов. В районе Камыш-Буруна глубины колеблются от 22-24 футов. В зоне Чонгелека, в самой его середине, чтобы достигнуть дна, придется опуститься на глубину в 42-45 футов.

В направлении, соединяющем Данагию с Такилем, водную толщу в 58-60 футов имеет Керченский пролив. Глубина и ширина водоема в каждой зоне различны. Там, где пролегает мелководная линия Еникале, прорыли канал протяженностью в шесть миль. Толща воды в этом местечке - 18 футов.

Климат

Независимо от того, где какой шириной Керченский пролив обладает, погодные условия на всей его протяженности одинаковы. Воды в нем начинают прогреваться в конце мая, температура, добираясь на термометре до метки в 24-25° С, замирает. Если затрагивать проблемы видимости, то весной она доходит до 10 метров, а в летнее время отмечается ее существенное падение до трех, а то и до двух метров.

В зимний период воды в прибрежной зоне отчасти покрываются льдом и снегом. В проливе, больше напоминающем заснеженное поле, господствуют сильные ветра, достигающие 15 м/с, дрейфующие льды и полутораметровые волны. В штормовую погоду судоходство (доступное практически круглогодично) по водоему приостанавливается.

Как правило, течение направлено от Азовского к Черному морю. Впрочем, отдельные случаи, к примеру, возникновение сильных южных ветров, способны изменить водные течения. На побережье выпадают лишь скудные осадки. Путина, приходящаяся на конец осени, длится в течение нескольких месяцев.

Особенности береговой линии

Керченский пролив, ширина которого обусловлена очертаниями береговой линии, обрамляют низкие песчаные косы, удобные для туризма. Побережье, образованное Керченским полуостровом, представляет собой возвышенность, местами обрывистую и скалистую. Каменистые холмы здесь возвышаются над пляжами и нависают над водной гладью. Береговая линия, сформированная Таманским полуостровом, напротив, низкая.

Из-за скудности осадков берега пролива покрывает редкая растительность. Побережье наделено весьма извилистой линией. В него врезается множество крохотных полуостровков и бухточек. С береговой линии в воду вдаются довольно протяженные песчаные косы.

Экономические отрасли

Развитие рыболовства и судоходства - основа здешней региональной экономики. Полезными ископаемыми этот край небогат. Лишь мыс Железный Рог, раскинувшийся по южному побережью Тамани, может похвастаться железорудным месторождением. Тут обнаружены местечки с уникальным выходом железных руд непосредственно на земную поверхность. Руда в них обогащена железом до 33%. Промышленная добыча железа до 1930-х годов в этом районе не велась. Население занималось простым сбором плит, откалывавшихся от рудных слоев и скапливающихся на мелководье.

Паромная переправа

Водоем с древних эпох считался привлекательным транзитным узлом. Благодаря географической уникальности местечка, втиснувшегося промеж морей, разные народы древности реализовывали амбициозные проекты. Греческие колонисты соорудили тут город Пантикапей - столицу Боспорского царства.

Античному Пантикапею с его важнейшей транспортной артерией древности и средневековья - Великим шелковым путем - не суждено было сохраниться, и теперь по территории, которую он занимал, раскинулся город-герой Керчь. Первое регулярное поперечное пересечение водоема организовали именно в эпоху Пантикапея.

Поселение Порфмий позволяло пересекать пролив грузам и людям. Водораздел преодолевали на гребных и парусных судах. В выборе места для города не было ничего случайного. Исследуя, какая ширина Керченского пролива в том или ином месте, грекам удалось обнаружить самое узкое местечко водоема, где и воздвигли впоследствии Порфмий.

В наши дни Керченский пролив, ширина которого в этой зоне порядка 5 километров, оснащен портом «Крым». Благодаря паромной переправе удалось наладить возможность постоянного сообщения с портовой гаванью «Кавказ». Античное поселение Порфмий выступило в качестве древнего прообраза и исторического прототипа Керченской переправы.

Переправа в военные годы

Серьезные усилия по соединению побережий Кубани и Крыма предпринимались в 40-е военные годы минувшего столетия. Немецким командованием, оккупировавшим Керчь, стратегическая ценность города высоко ценилась. Немцы знали то, какая ширина Керченского пролива, но их это не пугало, и они оборудовали водораздел существенно сократившим дорогу к кавказским нефтеносным регионам. Они, разработав проект, занимались активной подготовкой, позволяющей возвести мост. Осуществить план им помешало критическое военное положение рядом с Керчью. Советские солдаты, освободившие город, пытались решить тот же остро назревший вопрос: поставку военного груза с побережья Кавказа в крымский порт.

Линия фронта проходила вблизи водоема, поэтому он интенсивно обстреливался фашисткой армией. Это препятствовало проводке груженного морского транспорта. Поскольку не было возможности возвести полноценный мост, соорудили канатную дорогу, позволявшую переправлять над проливом в вагонетках груз. По ней ежесуточно переправлялось около 300 тонн всевозможной продукции. И только когда крымские земли полностью освободили, началось сооружение уникального из трофейных материалов через Керченский пролив. Ширина моста способствовала свободному передвижению железнодорожного транспорта.

Эстакада, не оснащенная ледоломами, просуществовала слишком мало. Сооружение, не выдержав напора гигантских льдов, рухнуло. Заниматься его восстановлением не стали, ликвидировали лишь руины стратегически важного объекта, мешавшие судоходству.

Переправа в послевоенные годы

В 1950-е на водоеме началось строительство Сооружение, вступившее в эксплуатацию в 1954 году, функционирует и сейчас. Оно приобрело статус международной линии, по которой переправляются пассажиры, автотранспорт и железнодорожные составы. А немалая ширина Керченского пролива (фото представлено в статье) перестала быть непреодолимой преградой.

Сначала по линии курсировали 2 парома, принимавшие на борт грузовые вагоны. Затем к ним присоединилась еще парочка судов (конструкция вагоноприемников у них была удлинена), перевозивших пассажирские поезда. Автомашины устанавливали на места, свободные от поездных составов, либо паром полностью грузили ими, не ставя при этом вагоны. Накатку вагонов на паромы производили с помощью двух локомотивов.

В 1970-х переправу оснастили двумя автопаромами-ледоколами. С их появлением мало кого стало интересовать, какова ширина Керченского пролива, ведь эти суда без проблем эксплуатировались даже зимой, в период покрытия водной глади льдами. Один из паромов-ледоколов вел расчистку фарватера ото льдов, а второй курсировал по линии. В конце восьмидесятых к ним присоединился еще один автопаром.

Работа переправы после распада СССР

Суда, находившиеся в эксплуатации свыше сорока лет, нуждались в серьезной модернизации. Экономические и политические сложности, последовавшие за развалом СССР, стали концом железнодорожного сообщения через Керченский пролив. Ширина водоема вновь стала непреодолимым препятствием из-за того, что устаревшие паромы списали в лом, а новых судов не поставили.

Действие паромной переправы, приостановившееся вплоть до 2004 года, возобновилось после ремонта и реконструкции ее железнодорожных секторов и поставки одного судна. В первую очередь восстановили переправу грузовых составов. В 2005 году ее оснастили еще одним железнодорожным паромом.

Эксплуатацию объекта до всем известных событий осуществляли одновременно два государства - Украина и Россия. Совместное управление регулировалось межправительственными соглашения. Перевозка поездных составов, автомашин и людей велась в круглосуточном режиме.

Сейчас перспективные разработки, касающиеся переправы, направлены на то, чтобы максимально большим грузопотоком преодолевалась ширина Керченского пролива. Паромы и другие суда должны подвергнуться оптимизации, которая позволит усовершенствовать процесс обработки грузов и улучшить сервис для пассажиров. Как полагают, развитие позволит увеличить пропускную способность переправы, особенно летом, когда резко возрастает поток пассажиров и автотранспорта.

Транспортное соединение с паромной переправой

Керченский автовокзал - благоустроенный транспортный узел. От него проложен ряд автобусных маршрутов, доставляющих пассажиров до порта «Крым», Ялты, и прочих крымских городов. Отсюда производится не только пригородное сообщение, здесь берет начало множество городских маршрутов. Городской центр связывается с окрестными поселками благодаря передвижению автобусов, маршруток и функционирующей троллейбусной линии. Площадь с железнодорожным вокзалом расположилась на въезде в Керчь.

Керченский мост

Эффективное развитие транспортной артерии региона связывают с возведением моста. Аналитики считают, что регулярный транспортный путь, связав Кубань с Крымом, подтолкнет развитие региональной экономики.

В настоящее время, невзирая на то, какая ширина Керченского пролива в том или ином месте, по водоему курсирует около ста судов. Водные толщи скрывают передвижение мощных рыбных косяков и тайны затопленных городов древности, памятников старины и множества различных эпох мироздания.

Керченский пролив соединяет Черное и Азовское море, ширина Керченского пролива находиться в интервале от 4,5 до 15 км . Наиболее узкая часть, находиться между портом Крым и портом Кавказ и составляет 4,5 км здесь и находиться Керченская паромная переправа.

Керченский пролив на карте

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Керченский пролив разьединяте Крым и Тамань (Материковую часть России) Глубина Керченского пролива разная от 5 до 15 метров .

В Керченском проливе преобладают течения из Азовского в Черное море, при сильном южном ветре течение может меняться. Керченский пролив является судоходным он соединяет выход всех судов следующих из Росси в Турцию и другие Европейские страны.

Природа побережья Керченского пролива

Керченский полуостров в районе Керченского пролива занят преимущественно возвышенностями, местами обрывистыми и скалистыми, другая же сторона пролива (Таманская) низменная. Осадков на берегах пролива выпадает немного, в следствии этого здесь редкая растительность. Линия побережья пролива очень извилистая, с множеством мелких полуостровов и бухт. С российского берега выступают длинные песчаные косы.

История Керченского пролива

В далекие античные времена Керченский пролив носил название Боспор Киммерийский. Киммерийцы в то время заселяли северо-восточное Причерноморье в II/III-VII вв. до н. э., еще до появления здесь скифов. Примерно две с половиной тысячи лет назад между мысами Панагия и Тузла на берегу Таманского залива находился древнегреческий город-колония Корокондама. С тех пор море отвоевало у берега 2 километра, и город оказался на дне. Во время Второй мировой войны Керченский полуостров стал местом кровопролитных боев между германскими и советскими войсками. Сражения становились еще ожесточеннее в зимнее время, когда пролив замерзал и по нему могли перемещаться войска.

Крым и материковую часть Росси в керченском проливе разделяет остров, коса Тузла. Тузлинская коса была постоянно предметом территориального спора между Россией и Украиной.

Краткая справка о косе Тузла

Тузла - песчаный остров площадью 3,5 км² (длина острова варьирует от 6,5 до 5 км, ширина - около 500 метров

Мост через Керченский пролив является вполне осуществимым проектом. Еще во времена Второй мировой войны мост через Керченский пролив уже был построен. В 1943 г. Адольф Гитлер потребовал возвести автомобильный и железнодорожный мост длиной 4,8 км, чтобы совершить бросок на нефтяные районы Кавказа и Персии, но эта затея провалилась, когда немцев изгнали из Крыма. Что не удалось немцам, на некоторое время удалось русским: И в 1944 г. они построили железнодорожный мост через Керченский пролив. Фото мост через керченский пролив во времена второй мировой войны Строительство моста через Керченский пролив было закончено в ноябре 1944 г., но опоры сооружения не были защищены ледорезами, и металлические сваи разрушились во время одного из зимних штормов в феврале 1945 г.

Мост через керченский пролив 1944 год

Мост не стали восстанавливать и заменили на паромную переправу которая которая продолжает работать в наше время.

  • Мост через Керченский пролив
  • Видео презентация моста через Керченский пролив
  • Расписание паромов в Крым через Керченский пролив
  • Расписание поездов через Керченский пролив