Население африки сколько национальных состав. Народы северной, западной и центральной африки. Готовые работы на аналогичную тему

Sм-ка=29,2 млн. км2.

Африка разнообразна по этническому, языковому и антропологическому составу. Народы Африки разделяются по большим историко-географическим частям.

Северная Африка: северная часть Судана, Египет и страны Магриба;

Западная Африка: страны западного Судана, Гвинейского побережья;

Центральная Африка: Нигер, Чад, Конго...

Восточная Африка: Эфиопия, Сомали и тропическая часть;

Южная Африка: ЮАР, Намибия, Ботсвана, Мозамбик, Зимбабве…

Антропология: на севере преобладают европеоидные варианты (средиземноморский тип), а на остальной территории – восточные варианты большой негроидной расы. Основные типы:

Негрский: очень темная кожа, курчавые волосы, широкий нос, высокая чувствительность к изменению температуры;

Пигмейский: небольшой рост (140 см), кожа имеет красноватый оттенок, тонкие губы, очень широкий нос;

Бушменский: средний рост (150 см), не очень темная кожа, широкое и плоское лицо, туловище лишено волос, ранняя морщининость кожи.

14. Северная Африка. Особая роль государства в большинстве африканских стран заключается в том, что в отличие от Западной Европы возникновение государства не явилось результатом образования нации, а, напротив, само должно стать орудием сплочения народностей и создания нации.

Изучение всех статистических и картографических источников, освещающих современный этнический состав населения африканских стран, позволяет выделить на Африканском континенте четыре основные области. Эти области характеризуются определенными группировками стран и особенностями развивающихся в них этнических процессов.

К первой относятся страны Северной и отчасти Северо-Восточной Африки с более или менее однородным этническим составом населения (арабы и берберы), близким по религии (ислам) и культуре. Сюда входят также народы, говорящие на родственных языках единой семито-хамитской эритрейской языковой семьи. Этническую историю Северной Африки отличало многократное смешение берберских и арабских племен. В настоящее время между арабами и берберами сравнительно мало различий, кроме языковых. На основе широкого национального движения, в условиях политической независимости, завоеванной в жестокой борьбе с европейскими колонизаторами, здесь сформировались крупные арабские нации такие, как алжирская, египетская, сирийская и др.; некоторые из них выбрали некапиталистический путь развития и ведут борьбу с силами реакции и империализма.

На территории Северо-Восточной Африки, в Эфиопии, наметилось формирование эфиопской нации, ядро которой составляет крупная народность амхара. Процессы национальной консолидации начинаются и у соседних семитоязычных народностей (гураге, тиграи, тигре и др.), а также у народов галла и сидамо, говорящих на языках кушитской группы семито-хамитской языковой семьи. Консолидируются в единую нацию и сомалийцы, относящиеся к той же языковой группе.


Вторую область образуют страны Восточного, Центрального и Западного Судана. Этнический и языковый состав населения этих стран еще более сложен и отличается от населения как Северной Африки, так и Экваториальной и Южной Африки.

Восточный Судан представляет собой как бы переходную зону от арабского средиземноморского мира к негроидным народам Африки. Больше половины населения Республики Судан составляют арабы, постепенно ассимилирующие нубийцев, беджа и некоторые другие соседние народности и племена. На юге страны живут нилотские, негроидные по своему физическому облику народности и племена (динка, нуэр и др.), резко отличающиеся от арабов по языку, историко-культурным традициям, религии и уровню социально-экономического развития.

15. Африка «Южнее Сахары». Сложный по структуре, этническому и географическому, климатическому и политическому составу регион, у которого очень низкая перспектива стать отдельной цивилизацией. Этому есть ряд причин. Во-первых, большинство стран находятся за чертой бедности, что не только не способствует объединению, но и подстегивает различные локальные конфликты за передел ресурсов, в том числе и воды. Во-вторых, низкий уровень технического, социального и политического развития не только не дает представления о том, как необходимо объединяться и для чего, но и совершенно не отвечает на вопрос «кто мы есть?» среди большей части населения. Государства-нации не сложились на протяжении многих веков, а в динамике современного развития политической сферы неизвестно, сложатся ли в регионе государства-нации вообще. В-третьих, отдельные участки континента находятся в зоне бедствия, где развиваются заболевания от малярии до СПИДа, резко сокращающие численность населения. С севера регион граничит с арабо-исламскими странами, которые были основаны еще в эру арабских завоеваний. Продвижение на юг арабы сочли нецелесообразным и неоправданным, поэтому и в настоящее время геополитическая экспансия на юг у таких стран как Тунис, Египет, Алжир и Марокко практически отсутствует, а границы с южными соседями весьма условны. Кроме того, между странами арабо-исламского региона и африканского региона лежит пустыня Сахара, являющаяся естественным препятствием для взаимодействия и дипломатии.

Длительное время регион являлся колониальным континентом, который колонизировали Великобритания, Франция, Германия и, частично. Испания. В двадцатом веке с падением основных империй на территории Африки действует принцип «постимперской легитимности», когда административное деление империи экстраполируется на новые государства, освободившиеся от власти империи.

Используя этот принцип, Франция поделила территории своих бывших колоний (теперь это страны содружества КФА, объединенных как тесными политическими узами, так и единой валютой – франком КФА) с тем, чтобы продолжать оказывать на них свое влияние. Такие народы как зулусы и бинту оказались разделенными и являются этнической частью многих государств Африки, что не дает им через национальное самосознание создать свои политические процессы и политические структуры, не говоря уже о государствах-нациях.

Режимы на Африканском континенте нестабильны, что подтверждается постоянным вооруженным дрейфом и чередой переворотов, протекающих весь двадцатый век. Для стабилизации ряд государств, особенно Франция и США используют вооруженную силу для свержения или защиты правительств африканских государств. У Франции есть даже свои силы, которые называются «иностранным легионом» и пригодны только для подавления конфликтов в Африке. Успех в миротворческих миссиях переменный, например ООН удается часто контролировать ситуацию, французы достигли успехов при подавлении сопротивления в Кот-д’Ивуар, а вот американцы в Сомали успеха не добились.

Раздробленность континента на враждующие государства не позволяет говорить о геополитической законченности Африки. Отсутствие лидера процессов делает страны весьма уязвимыми с точки зрения внешней политики и роста собственной цивилизационной идентичности. Единственная страна, которая может претендовать на лидерство – это Южноафриканская республика. Однако она геополитически искусственное талассократическое образование, богатое алмазами и иными природными ресурсами, следовательно, не может претендовать на лидерство больших континентальных пространств.

Западное побережье Африки более ориентировано на торговлю и мореплавание, хотя чисто морскими государствами их назвать нельзя. Удобное положение делает их сторонниками талассократического строя, но сильные традиционные устои делают их уязвимыми для импульсов Суши, тем более делая их нестабильными. Восточное побережье является в большей степени государствами, склонными к власти Суши, хотя их двойственная природа могла бы смягчить строй. Это из-за того, что это побережье Индийского океана никогда не было богато торговым сообщением, а товарообмен между восточным побережьем и Азией и Австралией практически отсутствует.

Северные и центральные районы региона являются малопригодными для проживания и развития ввиду отсутствия значительных водных запасов и наличия белка, необходимого для выживания человеческого организма. В большинстве случаев жизнь и политическая активность продолжает поддерживаться в городах и пригородах, а границы между государствами весьма условны и часто не имеют выраженной географической компоненты.Регион весьма беден природными ресурсами.

16. Доколумбовая Америка . Предки современных индейцев пришли на американский материк из Азии через Берингов пролив около 25–30 тысяч лет тому назад. Изучение истории народов Америки, начавшееся в прошлом веке, открыло удивительный мир индейцев, их древние государства и своеобразную культуру.

Африка – огромный материк, на территории которого располагаются 55 государств. Численность населения Африки составляет 1 миллиард человек. Здесь проживает около 130 народов, 20 из которых насчитывают более 5 млн. человек каждый, а 100 – более 1 млн. человек каждый. Всего же насчитывается около 8000 народностей.

Население Центральной Африки

Все население этого региона относится к негроидной расе. Для этой расы характерно наличие смуглого, практически черного цвета кожи, темных глаз, жестких темных вьющихся волос. К ним относятся народы йоруба, банту, хауса, атхара, тубу, канури. У племен тубу и канури можно заметить примесь европеоидной расы. У них более светлая кожа и не такие волнистые волосы.

В экваториальных лесах Конго и Габона живут представители нигрилльской расы. Их особенностью является низкий рост (до 150 см) и красноватый или желтоватый оттенок кожи. В пропорциональном отношении голова по отношению к телу является очень большой. Их уникальные характеристики многие ученые объясняют жизнью в темных лесах.

Также на территории Центральной Африки проживают бушмены. Это кочующий народ, представляющий смесь негроидов с монголоидами.

Рис. 1. Женщина негроидной расы.

Население Северной Африки

На территории Северной Африки проживают, в основном, народы, относящиеся к европеоидной расе. У них смуглое (но не черное) лицо, темные глаза и волосы. К этим народам принадлежат арабы, нубийцы и берберы. На южных окраинах встречаются представители негроидной расы, а также множество смешанных типов и метисов. 90% людей, проживающих в этом регионе исповедуют ислам, а основным языком является арабский. Вторым языком по количеству людей, говорящем на нем, является берберский язык. Он распространен практически во всех странах кроме Судана.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Арабка в хиджабе.

Население Восточной Африки

На территории Восточной Африки проживают эфиопы, бушмены, представители негроидной и негрилльской расы. Эфиопы возникли в результате смешения представителей европеоидной и негройдной рас. В экваториальных лесах, которые представлены и на территории Восточной Африки, также обитают пигмеи.

Руанда является самым заселенным государством Африки. При населении в 12 млн. человек, плотность составляет 430 человек на 1 кв. метр.

Рис. 3. Эфиопка.

Население Южной Африки

Основными народами Южной Африки являются бушмены и готтентоты. Для этих народностей характерно сочетание черт негрилльских и негроидных рас. Здесь также проживают представители европеоидной расы и азиаты. Все они когда-то эмигрировали сюда и остались навсегда.

Население по региону распределено неравномерно. Основная численность населения сосредоточена в крупных городах: Йоханнесбург, Претория, Кейптаун.

Население Западной Африки

Население этого региона составляет 280 млн. человек. Большинство населения относятся к негроидной расе (волоф, киси, серер). На территории нескольких государств проживают бербероязычные туареги. Основными религиями являются ислам и христианство (в меньшей степени). Из иностранных языков распространены английский и французский.

Что мы узнали?

В этой статье кратко рассматриваются особенности населения каждого из 5 регионов Африки. В Африке проживают представители негрилльской расы, негроидной расы, европейцы, бушмены, пигмеи и многие другие народы. Страной с самой высокой плотностью населения является Руанда, а с самой маленькой плотностью – Намибия.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 313.

Изучает историю формирования населения определенной территории, закономерности его естественного и механического движения, распределения по территории, этническую, половозрастную структуру населения и пр.

Определение 1

Население – это люди постоянно живущие на определенной территории.

Определение 2

Численность населения – это количество людей на определенной территории (в тыс. чел, млн чел).

Определение 3

Плотность населения – это количество людей, приходящееся на единицу площади (количество человек/ $км²$).

Определение 4

Структура населения – это разделение людей на группы по определенным критериям (возрасту, месту проживания, этнической принадлежности и т.д.).

На размещение и воспроизводство населения влияют как естественные, так и социальные факторы.

История формирования населения Африки

Именно Африка, по мнению антропологов, является колыбелью человечества. Ведь здесь обнаружены самые древние останки предков современного человека.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Население Африки 470 руб.
  • Реферат Население Африки 260 руб.
  • Контрольная работа Население Африки 220 руб.

В античные времена в Северо-восточной Африке возникло одно из древнейших государств из известных современным историкам – это Древний Египет. На востоке была известна Эфиопия, на западе – Гана.

На протяжении всей истории человечества население Африки менялось в результате войн, географических открытий и исследований, природных катаклизмов, социальных изменений.

Сегодня население Африки, принадлежащее к трем основным расам, можно условно разделить на коренное и пришлое. Основная часть жителей – коренное население.

Период колониального прошлого, длившийся почти четыре века, привел к существенному уменьшению численности населения. Только в период работорговли из Африки было вывезено около $100$ млн человек.

Много жителей, особенно детей, умирали от тяжелых условий в колониях, от болезней и плохих санитарных условий.

Расселение народов Африки

В Африке проживает около $500$ млн человек – примерно $1/10$ часть населения земного шара. Распределено оно по территории крайне неравномерно. Причина – природные условия, история освоения и развития территорий, политика государств.

Пример 1

Самая высокая плотность населения – в дельте Нила (более $1000$ чел/$км²$).

Это один из наиболее густо заселенных районов не только в Африке, но и на всей планете. Вспомним, что именно здесь находился Древний Египет.

Сравнительно густо заселены побережья Средиземного моря и Гвинейского залива и юго-восточное побережье континента. А в районах пустынь Сахара и Калахари население совсем незначительное (в основном – жители оазисов). Некоторые пустынные районы совсем безлюдные.

Современная расовая и этническая структура населения Африки

После упадка античных государств север материка заняли племена арабов и берберов – представителей европеоидной расы. К югу от Сахары континент заселен представителями негроидной расы. Но эта группа не является однородной. Они отличаются друг от друга формой головы, цветом кожи, ростом. В эту категорию входят бушмены, готтентоты, пигмеи, нилоты, эфиопы.

В результате смешения негроидной и монголоидной рас образовались малагасийцы, населяющие Мадагаскар. Средиземноморское побережье заселяли выходцы из прилегающих стран Европы, а на юге обосновывались выходцы из Нидерландов и Британии.

Определение 5

Их потомки получили название африканеров.

В экваториальной части захватывали колонии португальцы. Это сказалось на формировании государственных языков большинства современных стран Африки. После обретения независимости, во многих странах Африки начала проводиться демографическая политика, направленная на повышение санитарных условий жителей. Это позволило значительно сократить смертность и повысить численность населения стран Африки. Происходит и либерализация этнических отношений. Образуется смешение расовых черт, обычаев, языков, культур.

Продолжается развитие и формирование этнической структуры населения материка. В настоящее время нации находятся в стадии формирования. Этнические группы представлены племенами и народностями.

Африка принадлежит ко второму типу воспроизводства населения. Прирост населения очень высок – $2,7$% в год. Это привело во второй половине $XX$ века к демографическому взрыву.

Африканцы исповедуют различные религии – как мировые (ислам, христианство, буддизм, иудаизм), так и местные языческие культы.

В Африке по разным данным насчитывается от пяти сотен и до 8000 народов , включая малые народы и этнические группы, которые нельзя явно отнести к одному из них. Некоторые из этих народов насчитывают всего несколько сотен человек, действительно крупных не настолько много: более миллиона насчитывают 107 народов, и лишь 24 – более пяти миллионов. Самые крупные народы Африки: египетские арабы (76 миллионов), хауса (35 миллионов), марокканские арабы (35 миллионов), алжирские арабы (32 миллиона), йоруба (30 миллионов), игбо (26 миллионов), фульбе (25 миллионов), оромо (25 миллионов), амхара (20 миллионов), мальгаши (20 миллионов), суданские арабы (18 миллионов). Всего же в Африке на территории чуть больше 30 миллионов квадратных километров живёт 1,2 млрд. человек, то есть примерно одна шестая часть населения нашей планеты. В этой статье мы коротко расскажем о том, на какие основные народы делится население Африки.

Северная Африка

Как вы уже могли заметить, среди крупнейших народов много тех, в названии которых фигурирует слово арабы. Конечно, генетически всё это разные народы, объединённые в первую очередь верой, а также тем, что более тысячи лет назад эти земли завоевали с Аравийского полуострова, включив их в Халифат, и смешались с местным населением. Самих арабов, однако, было относительно немного.

Халифат завоевал всё североафриканское побережье, а также часть западного побережья вплоть до Мавритании. Эти места были известны как Магриб, и хотя теперь страны Магриба независимы, их жители по-прежнему говорят на арабском языке и исповедуют ислам, и их собирательно называют арабами. Они относятся к европеоидной расе, её средиземноморской ветви, и населённые арабами места отличаются достаточно высоким уровнем развития.

Египетские арабы составляют основу населения Египта и наиболее многочисленный из африканских народов. Этнически арабское завоевание мало повлияло на население Египта, в сельской местности так и вовсе практически никак, и таким образом по большей части они являются потомками древних египтян. Однако культурный облик этого народа изменился до неузнаваемости, кроме того большая часть египтян приняла ислам (хотя немалое их число так и осталось христианами, теперь их называют коптами). Если считать вместе с коптами, то общую численность египтян можно довести до 90-95 миллионов человек.

Второй по величине арабский народ – марокканские арабы , являющиеся результатом покорения арабами различных местных племён, не составлявших в те времена единого народа – ливийцев, гетулов, маврусиев и других. Алжирские арабы образовались из разношёрстных берберских народов и кабилов. А вот в крови тунисских арабов (10 миллионов) есть некоторый негроидный элемент, что отличает их от соседей. Суданские арабы составляют большую часть населения северного Судана. Также из крупнейших арабских народов Африки выделяют ливийцев (4,2 млн) и мавританцев (3 млн).

Чуть южнее, в жаркой Сахаре, кочуют бедуины – так называют всех кочевников независимо от их национальной принадлежности. Всего в Африке их около 5 миллионов, к ним относятся различные мелкие народы.

Западная и Центральная Африка

К югу от Сахары на смену смуглым, но белокожим африканцам, относящимся к средиземноморской подрасе европеоидной расы приходят люди расы негроидной, подразделяющейся на три основные подрасы: негрскую , негрилльскую и бушменскую .

Негрская наиболее многочисленна. Помимо Западной Африки народы этой подрасы живут также в Судане, Центральной и Южной Африке. Восточноафриканский её тип отличается в первую очередь высокорослостью – зачастую средний рост здесь составляет 180 см., а также характерен наиболее тёмной кожей, едва ли не чёрной.

В Западной и Экваториальной Африке народы этой подрасы доминируют. Выделим крупнейшие из них. В первую очередь это йоруба , живущие в Нигерии, Того, Бенине и Гане. Это представители древней цивилизации, оставившей в наследие много самобытных древних городов и развитую мифологию. Хауса живут на севере Нигерии, а также в Камеруне, Нигере, Чаде, ЦАР, они также имели развитую культуру городов-государств в древности, а ныне исповедуют ислам, занимаются земледелием и животноводством.

Игбо живут на юго-востоке Нигерии, имея малую площадь расселения, но зато большую плотность. В отличие от предыдущих народов игбо не имеют древней истории, поскольку образовались из множества разных народов относительно недавно, уже в эпоху колонизации Африки европейцами. Наконец, народ фульбе расселился по обширной территории от Мавритании до Гвинеи и даже в Судане. По данным антропологов они произошли из Средней Азии, а уже в Новое время этот народ отметился своей воинственностью, с большим энтузиазмом участвуя в исламских джихадах в Африке в XIX веке.

Южная и Экваториальная Африка.

В противоположность представителям негрской подрасы люди из негрилльской подрасы низкорослы, их средний рост едва превышает 140 см., потому они так и называются – пигмеи . Живут пигмеи в лесах Экваториальной Африки. Но их совсем немного, доминируют же на этой территории другие народы, в первую очередь из группы банту: это дуала , фанг , буби , мбоши , конго и другие для экваториальной Африки и коса, зулу, свази, ндебеле для Южной. Основу населения Зимбабве составляет народ шона (13 млн), также относящийся к группе банту. Всего банту насчитывают 200 млн. расселившихся по половине территории континента.

Также в Экваториальной Африке проживают представители третьей подрасы, бушменской или капоидной. Они характеризуются низкорослостью, узким носом и плоской переносицей, а также кожей куда светлее, чем у соседей, имеющей желтовато-бурый оттенок. Здесь выделяют собственно бушменов, а также готтентотов, проживающих преимущественно в Намибии и Анголе. Однако представители капоидной подрасы немногочисленны.

На самом юге же минимальную конкуренцию банту составляют группы африканеров, то есть потомков европейских колонистов, в первую очередь буры. Всего африканеров насчитывается 3,6 млн. Южную Африку вообще можно назвать плавильным котлом – если считать с Мадагаскаром, где поселились мальгаши из монголоидной расы, то здесь обитают выходцы едва ли не из всех частей света, ведь помимо монголоидов-мальгашей на юге Африки поселились также хиндустанцы, бихарцы, гуджаратцы, говорящие на индоарийских языках, а также тамилы, телугу общающиеся на дравидийских языках. Они пришли в Африку из Азии, а то время как мальгаши приплыли из далёкой Индонезии.

Восточная Африка

В первую очередь здесь стоит выделить эфиопскую подрасу. Как явствует из названия, к ней относится население Эфиопии, которое генетически нельзя отнести ни к смуглым, но белокожим северянам, ни к представителям негроидной расы, живущим на юге. Эта подраса считается результатом смешения европеоидной и негроидной, сочетая в себе черты тех и тех. Нужно отметить, что «эфиопы» – понятие собирательное, в этой стране живут следующие народы: оромо , амхары , тиграи , гураге , сидама и другие. Все эти народы говорят на эфиосемитских языках.

Два крупнейших народа Эфиопии это оромо, также живущие на севере Кении, и амхара. Исторически первые были склонны к кочевничеству и жили на восточном побережье, в то время как вторые тяготели к земледелию. Среди оромо преобладают мусульмане, а среди амхара христиане. К эфиопской расе относятся и нубийцы, живущие на юге Египта, насчитывающие до двух миллионов.

Также немалую часть населения Эфиопии составляет народ сомали, давший название соседнему государству. Они относятся к кушитской языковой семье вместе с оромо и агау. Всего сомали около 16 миллионов.

На востоке Африки тоже распространены народы банту . Здесь это кикуйо, акамба, меру, лухья, джаггга, бемба, живущие в Кении и Танзании. В своё время эти народы вытеснили отсюда кушитоязычные, от которых кое-что всё же осталось: ирако, горова, бурунги, сандава, хадза – но эти народы далеко не столь многочисленны.

Среди великих африканских озёр живут руанда, рунди, ганда, сого, хуту, тутси, а также пигмеи. Руанда – крупнейший народ этой области, насчитывающий 13,5 млн. Приозёрную область населяют суахили , коморцы , миджикенда .


Африка. Население

Этнический состав

Этнический состав современного населения Африки отличается большой сложностью (см. карту народов). Континент населяет несколько сот больших и малых этносов. 107 из них, насчитывающих более 1 млн. человек каждый, составляют 86,2% всего населения (1983, оценка). Численность 24 народов превышает 5 млн. человек, и они составляют 55,2% населения Африки. Крупнейшие из них - египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, оромо, суданские арабы.

Страны Северной и Северо-Восточной Африки населяют народы, говорящие на языках афразийской семьи. Наиболее распространённый из семитских языков - арабский является родным для 101 млн. человек (1 / 5 всех африканцев). Арабы - основное население Египта, Туниса, Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко; в Судане их живёт 49,1%, Чаде - 26%.

В эфиопской группе семитских народов наиболее крупный - амхара, которые составляют вместе с родственными тиграи, гураге, тигре ядро складывающейся эфиопской нации.

Народы, говорящие на кушитских языках, обитают в Эфиопии и соседних странах; крупнейший из них - оромо в южной Эфиопии. В кушитскую группу входят также сомалийцы и обитатели горных областей Южной и Центральной Эфиопии - омето, каффа, шинаша, ямма, сидамо и др. Обширные пустынные пространства на северо-востоке Судана и прилегающие области Египта и Сомали занимают беджа.

Древнее население Северной Африки - берберские народы (шильх, тамазигт, рифы в Марокко, кабилы и шавийя в Алжире) - сохранились лишь в горных и отчасти пустынных районах Сахары. Особое место среди них занимают туареги (самоназвание имошаг), которые кочуют по пустынным нагорьям Ахаггара и Тассилин-Аджера в Алжире, занимают нагорье Аир и прилегающие области Центральной Сахары в Нигере; их много в Мали.

К югу от Сахары обитают народы, говорящие на чадских языках (или языках хауса): хауса, бура, вандала и др. Подавляющее большинство хауса расселено в Северной Нигерии. Они живут также в сопредельных районах Нигера. Родственные хауса народы - бура, вандала, баде, маса, котоко и др., расселены на возвышенностях на востоке Нигерии.

Наиболее обширную территорию в Африке занимают народы, говорящие на конго-кордофанских языках. Среди народов, говорящих на нигеро-конголезских языках, выделяются своей многочисленностью этносы, говорящие на бенуэ-конголезских языках. К ним принадлежат и народы банту, составляющие подавляющее большинство населения во многих странах Центральной, Восточной и Южной Африки. 43 народа банту насчитывают свыше 1 млн. человек каждый. Самые крупные из них - руанда (в Руанде, Заире, Уганде и некоторых соседних странах), макуа (в Малави, Танзании и других странах), рунди и ха (в Бурунди, Заире, Танзании и Уганде), конго (в Заире, Анголе, Конго), малави (в Малави, Замбии, Мозамбике), зулу (в ЮАР), шона (в Зимбабве, Мозамбике, Ботсване), коса (ЮАР), луба (в Заире и соседских странах). Среди других крупных народов банту - кикуйю, тсонга, ньямвези, ганда, монго, лухья, овимбунду, педи, бемба, суто, тсвана.

На бенуэ-конголезских языках говорит целый ряд крупных и мелких народов Нигерии и Камеруна (ибибио, тив, бамилеке, тикар, экой и др.).

Народы, говорящие на ква языках, населяют обширную зону Гвинейского побережья от Либерии до Камеруна: крупные народы - йоруба, игбо, бини, а также нуле, гбари, игбира, иджо и другие в Нигерии, группа народов акан на юге Ганы и в БСК, эве на юге Ганы, в Того и соседних странах; фон (восточные эве) в Бенине; группа народов кру в БСК и Либерии, небольшие народы приморских лагун БСК и др.

Народы, говорящие на западно-атлантических языках, составляют основное население многих стран на крайнем западе Африки: волоф, фульбе, серер и другие в Сенегале, баланте, фульбе и другие в Гвинее-Бисау, темне, лимба, фульбе и другие в Сьерра-Леоне, фульбе, киси и другие в Гвинее. Наиболее многочисленны фульбе.

Народы, говорящие на гур языках, расселены в Буркина-Фасо, Гане, БСК, Мали. Самый крупный из них - моей, близко-родственные народы - лоби, бобо, догон. К другим народам этой группы относятся груси, гурма, тем, кабре и др.

Из народов манде широко расселены мандинка - в Гвинее, Мали, Сенегале, БСК. Близкие к ним бамана населяют центральные районы Мали, менде обитают в Сьерра-Леоне, сонинке на севере Мали в соседних государствах, сусу в приморских районах Гвинеи. В группу манде входят также дан, квени, мано, диула, ваи, буса, банди, лома и др.

Народы, говорящие на адамауа-восточных языках, составляют большинство населения ЦАР, расселены они также в Заире, Камеруне и Судане. Наиболее крупные народы: банда, гбайя, азанде (занде), чамба, мбум.

На кордофанских языках говорят малочисленные народы, населяющие горы Кордофан в Судане: коалиб, тумтум, тегали и др.

Народы, говорящие на нило-сахарских языках, составляют шесть групп. На шари-нильских языках говорят многие народы бассейна реки Нил. Большая часть восточно-суданских народов (южные луо - ачоли, ланго, кумам и др.; джолуо, динка, нубийцы, календжин, тесо, туркана, карамоджонг, нуэр, масаи и др.) живёт на юге Судана, в Уганде, Кении. Центральносуданскую группу образуют мору-мади, мангбету, багирми и сара, а также пигмеи - эфе, ака, асуа и некоторые другие.

Койсанские народы населяют полупустынные территории в юго-западной части Африки (в Намибии, Ботсване, Анголе, ЮАР). К ним относятся бушмены, готтентоты, горные дамара. Остров Мадагаскар населяют малагасийцы, говорящие на австронезийских языках.

На индоевропейских языках (германских, романских и индоарийских) говорит население европейского (африканеры, или буры, англичане, французы, испанцы, итальянцы, португальцы и др.) и азиатского (выходцы из Индии и Пакистана, индомаврикийцы и др.) происхождения. Лица европейского происхождения составляют менее 1,5% населения Африки. Их численность после завоевания странами Африки политической независимости заметно сократилась. Однако в ЮАР они занимают господствующее положение в экономической и политической жизни.

По языку и отчасти по культуре к европейцам примыкает смешанное метисное население. В ЮАР к нему относятся так называемые цветные. Они подвергаются наряду с другими «небелыми» народами жестокой расовой дискриминации. На океанических островах, окружающих Африканский континент, в результате этнического смешения образовались различные метисные этносы (реюньонцы, зеленомысцы, маврикийцы-креолы и др.).

Б. В. Андрианов, С. И. Брук.

Этнические процессы - изменение основных признаков этнической общности (языка, культуры, самосознания и т. д., то есть тех черт, которые отличают данную общность от других) - подразделяются на процессы этнического объединения, включающие ассимиляцию, консолидацию и интеграцию, и процессы этнического разъединения. В Африке представлены не только разные их типы, но и различные стадии консолидационных, интеграционных и ассимилятивных процессов, а также разные формы этнических общностей - от небольших бродячих групп собирателей и охотников, сохраняющих пережитки родового строя, до различных этносов переходного типа, этнолингвистических и этнополитических общностей, крупных народностей и многомиллионных наций.

Формирование населения Африки происходило в течение длительного времени в результате сложных миграционных процессов, взаимодействия и взаимовлияния разных этнокультурных компонентов. Один из важных этапов этнической истории Африки связан с передвижением обитателей Сахары по мере её усыхания (с III в. до н. э.). Постепенно негроидные племена распространились на юг континента. В результате многовековых миграций народов, различных по антропологическому типу и языку, стадии консолидации и ассимиляции, в Западной Африке образовалось смешанное население. Следующий этап связан с передвижением с запада народов банту (начиная с 1-го тысячелетия н. э.). В Восточной Африке они оттеснили на север и частично ассимилировали племена кушитов и на юго-западе - бушменов и готтентотов. В результате контактов пришлых бантуязычных племён с первоначальным этническим субстратом происходило формирование этнического облика современных народов. В VII-XI вв. происходили переселения арабов в Северную Африку, затем в Центральный и Восточный Судан, на восточно-африканское побережье и острова Индийского океана. Большое влияние на этническую историю оказали древние и средневековые государства Африки - Гана , Мали , Сонгай, Конго, Куба и др. В их границах шло объединение родственных племён и постепенная консолидация их в народности. Однако этот естественный процесс был нарушен работорговлей, которая привела к опустошению огромных территорий. Значительное влияние на этнокультурное развитие Африки оказал период колониализма. Колониальная зависимость, реакционная политика колонизаторов, направленная на сохранение социально-экономической отсталости, на разобщение народов, консервация отживших институтов родо-племенного общества, разделение границами колоний единых этносов - способствовали этнической стратификации и изоляционизму, тормозили процессы сближения различных этносов. Однако объединительные процессы развивались и в колониальный период. В разных странах складывались центры этнической консолидации, наметились процессы этнической интеграции. В борьбе против колонизаторов развивалось и крепло национальное самосознание. После достижения африканскими государствами политической независимости наступил новый этап в их этнокультурном развитии. В новых исторических условиях процессы формирования крупных этнических общностей развиваются стремительно, захватывая одновременно различные уровни и формы этносоциальной структуры - от семей (больших и малых) до целых народностей. Большинство этносоциальных общностей уже прошло стадию развития, обозначаемую термином «племя». Повсеместно идут процессы формирования народностей, смешение, трансформация этнических общностей разного уровня, смена родо-племенных связей территориальными, усиление социальной стратификации.

Завоевание независимости способствовало разрушению патриархально-феодальной замкнутости многих областей, укреплению экономических связей, распространению общих форм культуры и общелитературных крупных языков (суахили - на востоке Африки, хауса и других - на западе). Происходит процесс складывания наций на севере, крайнем юге (африканеры), в ряде стран Тропической Африки (у йоруба, хауса, игбо в Нигерии, конго в Заире и некоторых других). Как правило, этот процесс происходит на основе консолидации уже существующих народностей. Что касается формирования наций в рамках государственных границ, то на современном этапе этносоциального развития можно говорить лишь о тенденции этого процесса.

Многообразие, неоформленность и аморфность этнических общностей в государствах Тропической Африки, подвижность этнических границ, наличие большого числа переходных типов не всегда позволяют определённо охарактеризовать уровень этнического развития.

Интенсивно развиваются в Африке процессы этнической консолидации - складывание крупных этнических общностей на более или менее однородной этнической основе или же дальнейшее сплочение сформировавшегося этноса по мере его социально-экономического и культурного развития. Они наблюдаются у лухья и кикуйю в Кении, у народов акан в Гане, у игбо, йоруба, нупе и ибибио в Нигерии и др. Так, вокруг кикуйю группируются близкие по языку и культуре этнические группы, обитающие на южном и восточном склонах горы Кения: эмбу, мбере, ндиа, кичугу, меру. По языку к кикуйю наиболее близки эмбу, кичугу, мбере и ндиа. Ещё сохраняются племенные языки и этнические самоназвания; в переписях населения кикуйю, эмбу и меру учитываются отдельно.

Уровень консолидационных процессов у разных этносов различен. Игбо в Нигерии расселены компактно и имеют общую в основных чертах материальную и духовную культуру. Однако сохраняются пережитки племенного деления, племенные диалекты, существуют локальные различия в культуре. Если по переписи 1952-53 все игбо считали себя единым народом, то в период нигерийского кризиса 1966-70 (см. в ст. Нигерия. Исторический очерк) и последующие годы наблюдалась тенденция к обособлению этнических подразделений. Этнические подразделения продолжают существовать и у йоруба (иджеша, ойо, ифе, эгба, эгбадо, ондо и др.). Тенденция к обособлению отдельных этнических подразделений сдерживает консолидационные процессы у игбо и йоруба.

Наряду с консолидацией во многих странах получили развитие процессы межэтнической интеграции, сближения разных этносов, появление у них общих культурных черт. Они протекают на основе взаимодействия различных этнических компонентов, отличающихся по языку, а также уровню социально-экономического и культурного развития. Эти процессы могут перерасти в полную этническую интеграцию разных этносов в рамках одного государства.

Интеграционные процессы происходят всюду в Африке, причём в некоторых странах они идут в масштабах всего государства и на уровне отдельных народностей. Социально-экономические преобразования, создание единого национального рынка, постепенное возникновение общенациональной культуры в рамках государственных границ, складывающейся из многих этнических культур, способствуют постепенному формированию сознания общности - нигерийской, конголезской, гвинейской и т. п. Африканцы всё чаще называют себя не традиционными этнонимами, а по названию государства - нигерийцами, конголезцами, гвинейцами и т. п.

Примером интеграции на уровне отдельных народностей могут служить этнические процессы у хауса. Вокруг хауса, составляющих большинство населения Северной Нигерии, не только группируются близкородственные этнические группы, но и происходит постепенная ассимиляция многих мелких племён центральных районов страны: всё больше распространяется язык и культура хауса. Из этих разнородных этнических компонентов формируется нация хауса. В её состав входят: собственно хауса, ангас, анкве, сура, баде, болева, карекаре, тантале, бура, вандала, маса, мусгу, муби и др. Большинство этих групп сохраняет свои самоназвания. Основная масса говорит на языке хауса, другие - двуязычны, говорят и на родных языках. Многие из этих народов входили в состав хаусанских государств (см. Хауса государства), их хозяйственные и культурные контакты с хауса имеют давнюю историю, что содействует интеграционным процессам. В одних случаях интеграционные процессы могут привести к сложению единой этнической общности в пределах государственных границ. В других случаях в условиях этнического плюрализма и сложности межэтнических отношений могут возникнуть несколько центров интеграции и соответственно несколько этносоциальных общностей. В результате интеграционных процессов в африканских государствах происходит формирование новых этнополитических. (метаэтнических) общностей.

Ассимиляционные процессы очевидны там, где по соседству живут народы, резко отличающиеся по уровню социально-экономического развития, по происхождению, языку и культуре. Таковы в Кении кикуйю и ассимилируемые ими группы ндоробо, нилоты луо и бантуязычные кисии и суба; в Руанде - руанда и пигмеи тва; в Ботсване - тсвана и бушмены; в Того с эве постепенно сливаются мелкие этнические общности - акебу, акпосо, аделе. В Гвинее происходит объединение с киси близких по языку и культуре бага, ммани, ландума. В то же время многие бага и ландума говорят на языке сусу и частично ассимилируются сусу. В Судане арабы ассимилируют нубийцев, беджа и др. В БСК бауле ассимилируют лагунные народы, кробу, гва и др. В Нигерии многочисленные этнические группы в районе Огоджи испытывают значительное влияние соседей - игбо и ибибио.

Наряду с объединительными процессами в ряде районов Африки наблюдаются и процессы этнического разделения, хотя в прошлом их роль была несравненно большей. Так, в истории Африки известны широкие миграции арабских племён, которые привели к образованию обособленных этносов. В древности на протяжении столетий в Центральной Африке шёл сложный процесс распространения и обособления бантуязычных этносов; известны средневековые миграции луо с берегов Нила на юг - в Межозерье, сопровождавшиеся их разделением на ряд этносов; подобный процесс шёл в XIX в., когда часть южноафриканских племён зулу (нгуни) мигрировала на север. В Кении отделились от гишу этносы масаба и букусу.

Характер и темпы этнических процессов в Африке обусловливаются историческими, социально-экономическими и политическими факторами: общая экономическая отсталость, многоукладный характер экономики, засилье иностранных монополий во многих странах, нерешённость социальных проблем, острота национального вопроса, доставшиеся от колониализма экстерриториальные проблемы и т. д.

Многие из африканских этносов сохраняют сложную иерархичность этносоциальной структуры, когда одна и та же совокупность людей входит одновременно в состав этнических общностей разного уровня. Такова, например, многомиллионная этнолингвистическая общность акан, объединяющая группу этносов в южной и центральной Гане и соседних областях БСК. Близость языков акан способствует этнокультурному сближению как в рамках всей широкой этнолингвистической общности, так и на уровне крупных этносоциальных подразделений - ашанти, фанти, аким и др. Социально-экономические преобразования, протекающие в Гане, способствуют формированию у разных народов акан этносоциальных общностей - народностей. Этот процесс развивается параллельно с формированием широкой этнополитической общности в рамках государства Гана.

Этнические процессы в современной Африке не только сложны, но и крайне противоречивы. С одной стороны, происходит рост самосознания, стирание племенных различий, создание более крупных этносоциальных и этнополитических общностей, отказ от узкоплеменных интересов и подчёркивание общегосударственных. С другой стороны, наблюдается рост этнического самосознания, повышение его роли в политической жизни, усиление племенного сепаратизма.

Сближению народов способствуют прогрессивные экономические, культурные процессы, урбанизация, миграции населения. Африканские города с быстро растущим рабочим классом, развивающейся буржуазией и интеллигенцией стали центром развития консолидационных и интеграционных процессов. В городах происходит интенсивный обмен культурными ценностями между представителями разных народов, сближение языков и диалектов, образование литературных языков. Всё это является важным условием ликвидации племенной обособленности (детрайбализации).

В городах возникают новые межэтнические связи, хотя это не означает, что горожанин сразу порывает со своей этнической группой. В городах существуют многочисленные этнические союзы и землячества, что свидетельствует о сохранении общинно-племенных связей.

Массовые миграции населения, работа в городах на одних предприятиях людей разной этнической принадлежности способствуют ломке традиционных племенных структур и активизируют этнические процессы. Малочисленные этнические группы, как правило, быстро адаптируются к иноэтнической среде и могут полностью ассимилироваться; многочисленные мигранты предпочитают селиться вместе и в известной степени сохраняют этнические особенности, присущие их образу жизни на родине, и определенную специфику своей социальной организации. В некоторых случаях мигрантов заставляет держаться вместе не всегда доброжелательное отношение местного населения и опасность возникновения конфликта. Этническому партикуляризму способствует и установившийся ещё в колониальное время порядок размещения населения во многих городах и больших сёлах: расселение по кварталам носит этнический характер, выходцы из одной этнической группы предпочитают селиться вместе. В Гане кварталы, где живёт пришлое население, называют «зонго», в Северной Нигерии - «сабон гари» (на языке хауса - «новый город»). Такое положение не только не приводит к детрайбализации, но, напротив, усиливает этническое самосознание.

Африканские государства, образовавшиеся в рамках прежних колониальных границ, унаследовали все трудности, вытекающие из несоответствия политических и этнических границ. В разных государствах оказались такие крупные народы, как эве, конго и др. Разделение политическими границами единой этнической территории какого-либо народа и длительное сохранение такого разделения приводят к возникновению серьёзных различий между частями народа. Существенное значение при этом имеют общие социально-экономические и политические условия, в которых протекают этнические процессы. Государственная политика может способствовать интеграционным процессам и формированию единой общности из разных этнолингвистических компонентов, в ином случае может образоваться несколько этнических общностей. Так, в Того при благоприятном развитии интеграционных процессов эве могут влиться в единую тоголезскую этническую общность, в Гане могут сохраниться как самостоятельная этническая единица.

В условиях многоукладности экономики социальная структура этнических общностей, в том числе народностей и формирующихся наций, крайне неоднородна. Сохранение многих архаичных институтов и структур, ведущих своё происхождение из недр родо-племенного общества: касты, патриархальное рабство, презрительное отношение к некоторым профессиям, этнические предубеждения и предрассудки, нормы племенной морали, значительная роль традиционных систем власти, этническая стратификация и т. д. - накладывают существенный отпечаток на темпы и уровень этнических, прежде всего интеграционных процессов.

Конкретные исторические условия предопределяют различные варианты этнического развития. В странах Северной Африки с более или менее однородным этническим составом уже сложились многомиллионные арабоязычные нации - алжирская, египетская, марокканская и др. В большинстве стран этническое развитие идёт по пути укрепления наиболее крупных этнических общностей и усиления интеграционных процессов. Наиболее яркий пример складывания единой этнополитической общности - Танзания, где на базе языка суахили, признанного официальным языком страны, из более ста различных этнических групп складывается единая общность, которая может превратиться в танзанийскую нацию.

В Южной Африке этническое развитие коренных африканских народов деформировано реакционной расовой политикой правящих кругов ЮАР. Активно идут процессы формирования крупных этнических общностей (народностей и наций) у народов банту. Создание бантустанов и проводимая в ЮАР консервация традиционных институтов родо-племенного общества оказывают негативное воздействие на процессы национальной консолидации.