Евразия. Географическое положение евразии Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

Евразия - величайший материк земного шара. Он занимает 1/3 всей суши планеты. Огромные размеры и сложное строение земной коры создают неповторимые по разнообразию природные условия.

Географические рекорды материка

В Евразии находится самая высокая гора Земли - Джомолунгма (Эверест), самая большая горная система по площади - Тибет, самый большой полуостров - Аравийский, самая большая географическая область - Сибирь, самая низкая точка суши - впадина Мертвого моря.

Евразия - самый высокий материк на Земле, его средняя высота - около 830 метров. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 километров.

Рельеф Евразии чрезвычайно разнообразен, на нем находятся одни из самых больших равнин и горных систем мира: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Тибетское нагорье.

В Евразии находятся самые высокие горы на Земле - Гималаи, с высочайшей вершиной мира - горой Джомолунгма.

Рис. 4. Джомолунгма

Евразийские горные системы Гималаев, Тибета, Гиндукуша, Памира, Тянь-Шаня и др. образуют самую большую горную область на Земле. Это часть Евразии отличается большой активностью земной коры.

Рис. 5. Рельеф Евразии ()

Чем же объяснить разнообразие рельефа Евразии? Это результат взаимного действия внутренних и внешних рельефообразующих процессов.

Территория Евразии, как мозаика, составлена из платформенных блоков, соединенных разновозрастными складчатыми поясами. Самые древние - Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская и Южно-Китайская платформы.

Равнины и горы, созданные внутренними силами, постоянно изменяют свой рельеф под влиянием внешних сил.

Формы рельефа, созданные реками, распространены на материке повсеместно: склоны гор расчленены ущельями и каньонами, поверхности плато - террасами.

Речными наносами - аллювием - сложены крупнейшие равнины Евразии - Великая Китайская, Индо-Гангская, Месопотамская, Западно-Сибирская.

Рис. 6. Месопотамская низменность

На юго-востоке и юго-западе Евразии - п-ве Индокитай, в Средиземноморье, на Кавказе широко распространены карстовые формы. Известняки, слагающие поверхность, растворяются просачивающейся в толщу пород водой. И на поверхности возникают бездонные пропасти, а глубоко под землей - пещеры, перегороженные частоколами сталагмитов и сталактитов.

Домашнее задание

Прочтите § 43. Выполните практическую работу:

В контурной карте, используя карту атласа и текст лекции, нанесите объекты береговой линии материка.

Список литературы

Основна я:

География. Земля и люди. 7 класс: учебник для общеобраз. уч. / А. П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. Серия «Сферы». - М.: Просвещение, 2011. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас. Серия «Сферы». - М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная:

1. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. - М.: Просвещение.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А. А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. - 284 с.

2. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И. А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

3. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В. П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

4. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. География. - М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2005. - 160 с.

1.Русское географическое общество ().

2. Российское образование ().

3. Журнал "География"().

4. Географический справочник ().

Урок географии. 7 класс.

Тема: Население, политическая карта Евразии.

Цель: дать знания о населении Евразии, численности, национальном и языковом составе материка.

Задачи урока:

Сформулировать представление о населении и государствах Евразии.

Рассмотреть особенности современной политической карты материка. Познакомить учащихся с различными государствами Евразии.

Способствовать развитию умений и навыков работы с географическими картами.

Развить познавательные мотивы, индивидуально- творческие способности учащихся, формировать постоянное стремление к обогащению современными научными знаниями.

Воспитать толерантность, коллективизм, ответственность и творческую активность.

Оборудование: физическая карта Евразии, карта плотности и населения, политическая карта мира, атласы.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Форма проведения: коллективная, парная, индивидуальная, практическая работа с картами.

Структура урока

    Орг. Момент.

    Психологический настрой

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе проведем урок.

Пожелайте успехов глазами

И вперед за новыми знаниями!

Настройтесь работать быстро, слушать внимательно, отвечать четко, умело работать с картой. Проверим снаряжение:

    Моря есть, плавать нельзя.

Дороги есть, ехать нельзя.

Земля есть, пахать нельзя.

Луга есть, сеять нельзя. (географическая карта)

2. Карты в ней одна к одной сшиты в типографии,

Он теперь всегда с тобой гид по географии. (атлас)

3. Шар не велик, лениться не велит,

Если знаешь предмет, то обойдешь весь свет. (глобус)

Повторим домашнее задание.

Проведем альтернативный диктант. (отвечаем да – нет). Согласны ли вы с утверждением

    Расположение природных зон тесно связано с климатом и климатическими поясами. (да)

    В зоне арктических пустынь лето жаркое, продолжительное, температура достигает + 40° (нет)

    Природные зоны простираются в широтном направлении, начиная с арктических островов на север до зоны тайги, а на к югу располагаются с запада на восток в виде узких полос. (да)

    Во внутренних районах, где влаги много формируются зоны пустынь и полупустынь. (нет)

    Тундра – природная зона с суровым климатом, на болотистых почвах произрастают мхи, лишайники и древовидная растительность. (да)

    Тайга является зоной, где растут только широколиственные деревья (нет)

    В природных зонах лесостепей и степей распространены очень плодородные черноземные почвы, названные « царем почв», здесь выращивают зерновые культуры (пшеницу, рожь, гречиху, ячмень, овес). (да)

    В зоне переменно- влажных лесов растут вечно зеленные деревья – магнолия, камелия, лавр, бамбук. Из животных обитают белые медведи и полярные лисицы. (нет)

    Тропические пустыни занимают Аравийский полуостров и пустыню Тар в Индии. (да)

    Во влажных экваториальных лесах произрастает более 40 тысяч видов растений, только пальм имеется около 300 видов. (да)

Коллективная форма работы, направленная на звуковое восприятие чужой речи и повторение домашнего задания « Найти ошибку»

Давайте посмотрим на физическую карту Евразии и послушаем, о чём я мечтаю.

Путешествие по Евразии.

Я очень люблю путешествовать. Лето. Отпуск, Я решила побывать в необычных точках материка Евразия. Села в самолёт и полетела на запад- к Тихому океану. Первая остановка была в Париже- столице Великобритании. Этот город окружают очень красивые горы Гималаи. Их мягкие, невысокие вершинки подчёркивают красоту ландшафта. Потом я добралась до побережья Норвежского моря. Субтропические растения- пихты, ели, сосны, кедры повсюду создавали уют и комфорт. Всюду летали бабочки, а в лесу можно было встретить даже сайгаков. Следующая остановка была на севере- на острове Шри- Ланка. Это самый холодный остров в арктическом климатическом поясе. Перелетев высокий Тибет, Тянь- Шань и Уральские горы я остановилась в центре добычи нефти- на Западно- Сибирской равнине, занимающей на сегодняшний день первое место в мире по добыче чёрного золота. Потом я полетела на восток, к Атлантическому океану. Там мощное течение Гольфстрим омывает берега полуострова Камчатка и создаёт там резко- континентальный климат. Побывав в знаменитой Долине гейзеров, я вернулась домой.

Молодцы! Вы узнали, какие географические ошибки допускаю я.

Знакомясь с характеристикой материка, мы затронули все природные компоненты. Для того, чтобы информация о материке была полной, что ещё мы должны узнать о материке?

Проблема: Почему на материке Евразия проживает более 4 млрд. человек (Мозговой) штурм).

Материк Евразия самый большой по численности населения и по количеству государств материк. И мы переходим к теме нашего сегодняшнего урока « Население и политическая карта Евразии» . Будем исследовать материк дальше.

Человек на материке Евразия живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития.

В Евразии известны древнейшие цивилизации Земли в Индии, Китае, Месопотамии, на побережье Средиземного моря.

На материке Евразия проживает более 4 млрд. Человек, ¾ населения земного шара.

Сенсационная новость.

На планете Земля родился 7 млрд. житель планеты. Ежесекундно население увеличивается на 3 человека, а ежегодно на 90 млн.

Перед вами инструктивная карточка

Население и страны Евразии.

1. Человек в Евразии живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития.

В Евразии известны древнейшие цивилизации Земли:

В Индии

Китае

Месопотамии,

На побережьях Средиземного моря.

Они сыграли большую роль в развитии человеческого общества.

На территории Евразии располагаются крупные страны мира по площади: Россия, Китай, США, Канада, Австралия и мельчайшие – Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Ватикан и др.

Работа в группах. Раздаю детям разрезанные карточки с изображением лиц представителей различных рас (разрезается на четыре полосы- волосы, глаза, нос, рот)

Из составных частей соберите карточки. Что же у вас получилось? – правильно, портреты представителей разных раз.

А кто из вас помнит, что такое раса? Раса- это исторически сложившаяся группа людей, выделяемая на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве(цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и др.)

Население Евразии многообразно по расовому и национальному составу. Большую часть составляют народы европейской расы.

Задание. По данным таблицы опишите особенности рас Евразии:

Европеоидная

1. Задание. Определить расовый и национальный состав Евразии. Какие расы проживают на территории Евразии (определение рас)?

Группы людей со сходными расовыми признаками называются человеческими расами. По данным таблицы опишите особенности рас Евразии. Почему же существуют такие различия во внешнем облике представителей различных рас и почему каждой расе свойственны те или иные признаки?

В результате общения народов разных рас существуют смешанные расы.

Вывод: ученые считают, что человеческие расы сформировались в результате приспособления к разным условиям окружающей среды и эти условия наложили свои отпечатки на представителей различных рас. На Земле провозглашено равенство рас. Все расы между собой равны. Доказано, что среди рас нет высших или низших. Равенство рас доказано многими учеными. Одним из них был Н.Н. Миклухо - Маклай.

Работа с картой « Народы и плотность населения мира»

Задание 1. Какие народы, их семьи и группы проживают на территории Евразии? Назовите и покажите на карте.

Задание 2. Покажите на карте наиболее заселенные части континента. Какие территории населены слабо и почему?

Религия.

На территории Евразии возникли и получили дальнейшее развитие современные мировые религии

Мировые религии

Буддизм Христианство Ислам

Азия родина всех основных религий мира. В Иерусалиме расположены религиозные святыни трех религий ислама, христианства и иудаизма.

Политическая карта мира отображает территориально- политическое деление стран.

Карта, изображающая местоположение и границы государств на земном шаре называется политической картой мира .

Государств в мире более 250, а в Евразии около 90 Независимых государств. Страны Евразии по государственному устройству делятся на республиканские и монархические.

Республика - законодательный орган парламент, исполнительный - правительство, руководство на основе конституции осуществляет президент страны.

Монархия- форма правления, где государством правит одно лицо, и власть передается по наследству от отца к детям

Монархия

Абсолютная конституционная

Власть сосредоточена в власть ограничена исполняет

руках одного человека представительские функции

власть неограниченна Великобритания, Япония

король, шейх, султан

Классификация стран по географическому положению.

Приморские

Полуостровные

Островные и страны- архипелаги

Внутриконтинентальные.

Задание. Назовите страны, расположенные на побережье.

Государства, не имеющие выхода к морям и океанам

Какие государства граничат с девятью другими?

1. Страны большие по площади Россия, Китай, Индия, Казахстан, Саудовская Аравия

2. Высокоразвитые государства – Великобритания, Италия, Франция, Германия, Япония

3. Низкий уровень экономического развития - Непал, Бутан, Камбоджи, Лаос.

4. Нефтеэкспортирующие страны - Ливия, Саудовская Аравия, страны Персидского залива.

5. « Драконы Азии» - интенсивно развиваются Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Тайвань, Индонезия.

В первой половине 90-х годов появилось два десятка государств на бывшей территории СССР и Югославии. Провозглашен суверенитет Чехии и Словакии, Бельгия перешла от унитарной формы правления к федеральной. У Камбоджи изменилась форма правления из республиканской на конституционную монархию. Германия воссоединилась, многие абсолютные монархии в Азии стали конституционными: Гонконг и Аомынь из колоний стали провинциями Китая.

Наш мир многолик. Мир Евразии состоит из 101 государство мира (2010 год) крупных, средних, маленьких, Республик и королевств, развиты постиндустриальные страны и бедные, отстающие в своем развитии. Это Эйфелева башня и английский Биг - Бен, испанская коррида и Московский Кремль, Великая Китайская стена, Священная Фудзияма Японии и католический Ватикан, это молодая Астана и Древний Рим. Но всех нас объединяет одно, мы живем на одной земле, хотя мы и разные по цвету коже, вероисповеданию и интересам, мы жители планеты Земля.

Задание « Угадай объект» (определим страну по описанию)

1.Республику называют страной природных контрастов. Когда на севере еще лежит снег, на юге у подножия гор цветут сады и тюльпаны. Республика поражает не только своими размерами природными богатствами, но и щедрым гостеприимством. (Казахстан)

Мой Казахстан, велик, могуч!

В нем много рек и гор высоких

Народы в дружбе все живут

Нашли домашний все уют

Не знают горя и войны

И в край свой с детства влюблены

Живи, расти, моя страна.

Ты самая прекрасная!

2. Есть один полярный остров,

Он внутри, как самовар.

Там из расщелин в скалах острых

Со свистом вылетает пар

И в тот не сунется поток

Водичка словно кипяток

Столица страны льдов Рейкьявик отапливается природной горячей водой и поэтому здесь отсутствует дым и копоть. Тепло подземных источников идет в парниковое тепличное хозяйство, где растут бананы и помидоры, дыни и виноград. Этот город считают самым чистым городом мира. О какой стране идет речь? (Исландия)

3. В этой стране существует ежегодная традиция скашивания тюльпанов в середине мая. В этой стране установлен памятник корове. Есть музей сыра и горчицы. (Нидерланды)

4. На востоке есть страна

Сакурой славится она.

Подумай дам подсказку я

На островах эта страна.

Страна, которую называют очень странно, страна « наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, белый цвет является траурным. Страной восходящего Солнца назвали соседи ее. Встает из-за моря, за горы садится оно. (Япония)

5. Эта страна считается законодательницей мод. Город Пломбьер дал свое имя знаменитому мороженому пломбир. В ней есть Альен, Марсель. В ней говорят мадемуазель. В ней красота и грация. Конечно это…(Франция)

6. В Европе есть страна

На сапог так похожа она

Арина ответит или Алия

Что за прекрасная страна (Италия)

7. У Красного моря эта страна

С Саудовской Аравией соседствует она

Страна та называется (Йемен)

8. Две европейские страны имеют по два названия. Вспомните их. (Великобритания – Англия, Нидерланды - Голландия)

9. Назовите два европейско-азиатских государства (Россия, Турция)

10. Какая страна оканчивается на три « Я» (Австрия)

11. Самая большая по населению страна мира, по ее территории протекают величайшие реки мира Янузы и Хуанхэ. Основная сельскохозяйственная культура - рис. (Китай- Пекин)

12. В декабре 1971 года семь княжеств Персидского залива: Абу- Даби, Дибай, Аджман, Шарджа, Умм- Эль- Кайвайн, Эль- Фуджайра и Рас-эль-Хайма – создали федеральное государство. Для создания федерального государства сыграло немалую роль обнаружение огромных запасов черного золота. Назовите государство и столицу. (ОАЭ)

Евразия стала колыбелью древней цивилизации и культуры в истории развития человечества и в дальнейшем будет оставаться центром развития и процветания человечества.

Первичное закрепление материала.

1. Подчеркните то слово, которое вы считаете лишним в каждой строчке:

Рим, Берлин, Лима

Израиль, Австрия, Алжир

Кейптаун, Пекин, Токио

Индия, Австралия, Пакистан

Астана, Алматы, Москва.

2. Подчеркните названия народов, проживающих на территории Евразии:

Арабы, русские, австралийцы, казахи, араваки, китайцы, американцы, берберы, шведы, немцы, мексиканцы, якуты.

Давайте проанализируем урок: Каков уровень поставленных целей, прокомментируйте свои впечатления, достижения, учебные умения.

Выводы:

1. Материк Евразия- самый густонаселённый материк земного шара.

2. На нём проживает более 2500 народов и народностей.

3. На материке располагается 101 стран мира.

4. Все страны Евразии подразделяются на группы по разным критериям.

Закрепление.

Тест « Евразия»

1. Самый крупный материк земного шара

И) северная Америка

К) Южная Америка

Л) Антарктида

М) Евразия

2. На материке Евразия проживает

Н) 1 млрд.

О) 4 млрд.

П) 2 млрд.

Р) 3 млрд.

3. Сколько рас проживает на материке Евразия

И) 1

К) 2

Л) 3

М) 4

4. Представителями, какой расы являются казахи

Н) Негроидной

О) Монголоидной

П) Европеоидной

Р) Смешанной

5. Самое большое государство по территории

Б) Китай

В) Индия

Г) Канада

Д) Россия

6. Самое крупное по численности населения государство мира

Е) Китай

Ж) Япония

З) Канада

И) Польша

7. Самый многочисленный народ мира

У) монголы

Ф) поляки

Х) русские

Ц) китайцы

Выставление отметок за урок.

Рефлексия.

Напишите мини- сочинение на тему « Я хотел бы побывать в?, потому что……»

Заключительное слово учителя:

Мы много сегодня изучили.

Материал географии повторили

Молодцы, скажу я Вам

И наставления всем дам.

Чтоб в географии преуспеть.

Надо знания, умения, желание иметь.

Надо к знаниям стремиться

На уроках не лениться

И тогда оценку 5

Каждый будет получать.

До скорой встречи на географических широтах!

Изучение нового материала.

Актуализация знаний, переход к совместному определению темы и цели урока.

Материк Евразия – это олимпийский чемпион среди всех материков мира. Давайте вспомним, какими рекордами может гордиться материк:

  • Самый большой материк это по площади территории.
  • Единственный материк, который омывает все четыре океана.
  • Находятся самые высокие горы – Гималаи.
  • Самое глубокое озеро – Байкал. (1620 м)
  • Самое большое море - озеро – Каспийское
  • Самое низкое место земного шара – Мертвое море и самое соленое.
  • Самый большой полуостров – Аравийский.
  • На этом материке встречаются все климатические пояса и природные зоны северного полушария.

Я хочу показать вам один видеосюжет, по которому прошу вас вспомнить о еще одном рекорде материка.

Просмотр видеофрагмента о Китае . (Атлас Дискавери. Китай 1,16 мин)

На материке расположена страна, занимающая первое место по численности населения мира. И сегодня мы познакомимся с Населением Евразии.

Что бы вы хотели узнать о населении материка? (размещение населения Евразии, расовый состав населения Евразии, народы Евразии, религиозный состав населения Евразии, страны)

Нам предстоит узнать:

1.Численность и размещение населения;

2. Расовый состав населения Евразии

3. Национальный состав

4. Регионы и страны.

Это и есть цель нашего урока.

Численность и размещение населения.

Анализ таблицы (слайд презентации 2)

Сравните численность населения Евразии с численностью населения на других материках. Какой вывод можно сделать из такого сравнения?

В Евразии живёт около 3/4 населения земного шара .

Численность населения составляет около 4,5 млрд. человек.

Как же появился человек на материке Евразия?

Работа с текстом. Парная работа . (приложение 1)

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:

  1. Что вы узнали о заселении Евразии?
  2. Какие вы знаете древние цивилизации, покажите их на карте.

Вывод : Человек на материке Евразия живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития.

А как размещается население на материке, мы определим анализируя карту «Плотность населения. Народы» стр.18-19.

Анализ карты «Плотность населения. Народы».

Определите по карте:

  1. Слабозаселенные территории Евразии.

Северо- восток Евразии, Центральная Азия, горы Тибет, пустыни Гоби, Такла-Макан.

  1. Районы с высокой плотностью населения.

Восточная Азия, п-ов Индостан, Европа.

Какие факторы использует человек при выборе места жительства?

Рельеф, климат, близость рек, озер, морей.

Работа со статистическим материалом. (приложение 2)

  1. Определите по таблице страны с наибольшей и наименьшей площадью территории.
  2. Из таблицы «Численность населения мира» выберете страны Евразии, входящие в десятку наиболее крупных по численности населения.

Динамическая пауза.

Анализ карты «Расовый состав населения»

К каким расам относятся народы Евразии? Назовите расовые признаки. Раса - это исторически сложившаяся группа людей, выделяемая на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве (цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и др.)

Вывод: На территории Евразии проживает население европеоидной и монголоидной расы, на островах Малайского архипелага население негроидной расы.

Население Евразии многообразно по национальному составу.

Как можно отличить представителя одной национальности от другой (по национальному костюму, обычаям, традициям ).

Но главный отличительный признак - это язык. В России на территории республики Дагестан живут представители 40 национальностей, их села находятся в 10 километрах друг от друга, но они не понимают друг друга, т.к. говорят на разных языках. Многие национальности редкие или очень редкие. По карте назовите народы, численность которых меньше 10 млн. человек. А теперь народы, численность которых наибольшая.

Все народы достойны уважения. Знаменитый французский писатель Виктор Гюго сказал: «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом». «Каждый и самый малый народ есть неповторимая грань божьего замысла» Александр Солженицин.

А теперь маленький «эксперимент». В ходе эксперимента хочу выяснить, как вы знаете иностранный язык?

Я прошу переводить, то, что я скажу. По-белорусски: «Дзень добры», по-болгарски: «Здравей», по-сербски: «Добр дан», по-украински: «Здоровеньки булы». Поднимите руки, есть ли в классе украинцы, болгары, сербы? Почему мы поняли эти языки? Национальности со сходным языком объединяются в языковые группы , а группы в языковые семьи. К какой языковой семье относятся народы, которые я сейчас назвала (к славянской языковой семье).

Работа с учебником .

Проверка по слайдам презентации.

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов - святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Эти святые почитаются и в других странах, как создатели азбуки. Это не просто дань памяти основателям славянской письменности Кириллу и Мефодию, но и символ единства славянских народов, их неразрывной исторической связи и общего культурного наследия.

Корни нас объединили,

Кровь нам в жилах замесили,

Украинцы, белорусы,

И болгары, чехи, русы,

Россияне и хорваты,

Сербы все одним богаты.

Общий генный фонд у нас,

Он с веками не угас,

Только крепче стал, сильнее.

И теперь всего вернее

Все границы позабыть

И народами дружить.

Вернемся к карте. Какие языковые семьи распространены на материке Евразия (Индоевропейская, сино-тибетская, урало-юкагирская и т.д.)

Наиболее распространенные народы: китайцы, индийцы, пакистанцы, японцы.

Построение макета-картосхемы «Регионы Евразии»

Показать на карте регионы Евразии. Знание политической карты очень важно для людей.

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ
География Материки, океаны, народы и страны
Страноведение 7 класс
И. В. Душина

Раздел. Континенты и страны

Урок на тему: «Евразия. Основные черты природы Евразии. Население материка»

Как средиземнорсий краб или звезда морская,

Был выброшен водой последний материк.

К широкой Азии, к Америке приник,

Слабеет океан, Европу омывая.

Изрезаны ее живые берега,

И полуостровов воздушны изваянья;

Бискайи, Генуи ленивая дуга…

О. Э. Мандельштам

Цели урока: показать особенности географического положения и природы самого большого континента Земли; раскрыть закономерности развития и размещения основных компонентов природы; создать условия для самостоятельного учебного исследования основных черт природы и населения Евразии.

Средства обучения: глобус, карты атласа (физическая, строения земной коры, климатическая, климатических поясов и областей, почв, природных зон); образцы полезных ископаемых, гербарий, учебные картины и таблицы “Типы климата земного шара” с раздаточным дидактическим материалом, “Основные зональные типы почв земного шара”, “Растительный мир материков”, “Животный мир материков”; экранные пособия по теме урока.

Основные представления и понятия: материк, часть света, географическое положение, береговая линия, литосферная плита, платформа, складчатая область, климатические пояса, типы климата; современное оледенение, многолетняя мерзлота, широтная зональность и высотная поясность, природные зоны, природные и антропогенные комплексы; этнос, страна.

Номенклатура: основные объекты, характеризующие географическое положение материка, главные объекты природы материка, объекты Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Межпредметные связи: политическая карта Евразии в разные эпохи (история).

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Евразия – величайший континент Земли

Рассказ учителя. Образное эмоциональное описание материка. Древние цивилизации. Из истории исследования.

Практическая работа. Определить географическое положение Евразии, сравнить с другими материками. Сделать вывод о влиянии географического положения на природу континента.

2. Рельеф и полезные ископаемые

Объяснение учителя. Сложная и длительная история формирования рельефа. Причины особого взаимного расположения равнин и гор. Влияние внешних сил на рельеф. Богатство материка месторождениями полезных ископаемых.

Практическая работа. Составить характеристику одной из форм рельефа (по выбору).

3. Климат и внутренние воды

Беседа. Актуализация опорных знаний: каковы особенности климата Евразии? в чем проявляется влияние на климат каждого из климатообразующих факторов? какие воздушные массы формируют погодные условия материка?

Евразия - крупнейший материк на Земле, состоящий из двух частей света: Европы и Азии – он занимает 1/3 всей суши на планете, и со всех сторон омывается водами Мирового океана. Благодаря своей внушительной площади, материк Евразия обладает самыми значимыми природными объектами и высокой численностью населения. Рассмотрим кратко данную тему согласно плану описания.

Особенности рельефа

Евразия - это самый большой континент на нашей планете, занимающий почти 54 млн. кв. км. Протяженность его с востока на запад составляет 18 тыс. км, а с севера на юг - около 8 тыс. км. Площадь только одних островов, принадлежащих материку, составляет 3,5 млн. кв. км. Площадь Евразии настолько велика, что на ней размещается 17 часовых поясов.

Рельеф Евразии отличается большим разнообразием: на материке расположены крупнейшие в мире равнинные платформы и горные системы. Кроме того, это самый высокий материк на земном шаре, и его средняя высота над уровнем моря составляет около 830 м.

Здесь находятся самые высокие в мире горы - Гималаи, а горные системы Тибета, Памира, Гималаев, Тянь-Шаня образуют крупнейшую горную область на планете. На островах Юго-Восточной и Восточной Азии, на Камчатке, в Средиземноморье и Исландии встречаются действующие вулканы, и эти регионы отличаются высокой сейсмической активностью.

Рис. 1. Гималаи.

Самой высокой горой на планете является Эверест или Джомолунгма, высота которой составляет 8848 м. Расположена в Гималаях и среди альпинистов славится своим суровым нравом. Даже у опытных покорителей вершин подъем на пик Эвереста занимает около двух месяцев. Крутые склоны и сильнейшие ветры (до 200 км/час) на вершине горы становятся настоящей проверкой на прочность.

Рельеф северных районов и некоторых горных областей много лет назад оказался под воздействием древнего оледенения. В настоящее время ледники на территории Евразии находятся на островах Арктики, в высокогорьях и Исландии.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Линия границы между Европой и Азией на материке проходит по склонам Уральских гор, реке Урал, северо-западному побережью Каспийского моря, восточному и южному побережью Черного моря, Гибралтарскому проливу.

Евразия - это единственный материк на Земле, который омывается всеми четырьмя океанами:

  • на севере - Северным Ледовитым;
  • на юге - Индийским;
  • на востоке - Тихим;
  • на западе - Атлантическим.

Рис. 2. Индийский океан.

Климат и природные зоны

Климат Евразии самым тесным образом связан с ее большими размерами и протяженностью с севера на юг.

Таблица “Евразия: природные зоны”

Природная зона

Тип климата

Географическое расположение

Арктические пустыни

Арктический

Острова северного Ледовитого океана

Тундра и лесотундра

Субарктический

Северные части Европы, часть Исландии

Умеренно-континентальный

Большая часть России, Скандинавский полуостров, запад Японии

Смешанные леса

Умеренный

Европейская часть России, страны Прибалтики

Широколиственные леса

Умеренный морской

Восточное побережье Тихого океана, страны Европы

Жестколистные вечнозеленые леса

Южные регионы стран Европы

Лесостепи и степи

Умеренный

Казахстан, Причерноморье, северо-восток Монголии

Пустыни и полупустыни

Умеренный, субтропический, тропический

Китай, Аравийский полуостров

Саванны и редколесья

Субэкваториальный

Индия, юго-восток Евразии

Переменно-влажные леса

Муссонный

Побережье юго-восточного региона материка

Постоянно влажные экваториальные леса

Влажный тропический

Острова Индийского океана

Большое количество природных зон материка обусловило большое разнообразие его растительного и животного мира. Однако высокая плотность населения и бездумная человеческая деятельность привели к тому, что многие представители дикой флоры и фауны оказались под угрозой вымирания.

Население Евразии

Материк Евразия является не только самым большим на планете, но и самым густонаселенным. На его территории проживает около 5 млрд. человек, что составляет 3/4 населения всей Земли.

Плотность населения на материке распределена неравномерно, и это вызвано несколькими факторами:

  • природные;
  • климатические;
  • геополитические.

Наибольшее количество людей проживает в экономически развитых странах, с высоким уровнем жизни. Немаловажное значение на распределение населения играет и принадлежность к той или иной религии, устоявшимся обычаям. К примеру, уровень жизни в Индии гораздо ниже, чем в Европе или Китае, однако эта страна занимает второе место в мире по численности населения.

Рис. 3. Жители Китая.

Во всех регионах материка городское соотношение городского и сельского населения не в пользу последних. Это связано с тем, что в крупных городах гораздо проще найти себе работу с приемлемой заработной платой, а условия жизни более комфортные.

В Евразии проживают представители трех крупных рас, которые обладают следующими характерными признаками:

  • европеоидная раса: светлая кожа, волосы и глаза, у жителей южных стран оттенок кожи темнее, глаза и волосы также темные;
  • монголоидная раса: узкие раскосые глаза, желтоватая смугла кожа, чуть приплюснутое широкое лицо, темные глаза и волосы;
  • негроидная раса: кожа очень темного цвета, волосы темные, курчавые, широкие приплюснутые носы и полные губы.

На территории Евразии проживает большое количество народов и народностей, которые смогли сформировать уникальную, самобытную культуру.

Что мы узнали?

При изучении темы «Евразия» по программе географии 7 класса мы узнали, что Евразия является самым крупным материком на планете, с разнообразным рельефом, природными зонами, богатой флорой и фауной. Мы выяснили, где находится граница между Азией и Европой, какова плотность населения материка и от каких факторов она зависит. Данная информация будет очень полезна для детей 5-7 классов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 722.