Где находится родовая усыпальница князей радзивиллов. Костёл Божьего Тела в Несвиже. Смерть Барбары Радзивилл

Один из самых уникальных архитектурных памятников на территории Беларуси. Построен в конце 16 века и являющийся первым творением в раннем барокко в Речи Посполитой – Фарный костел в Несвиже . Архитектор – талантливый итальянец Бернардони , которого пригласил хозяин несвижских земель Радзивилл Сиротка . Прообразом постройки послужил храмовый комплекс Иль Дзесу в Риме , который соорудили зодчие Виньола и Порту.

В комплекс к костелу иезуитов вошел специализированный коллегиум.

Обитель иезуитов обладает крестово – купольной базиликой с тремя нефами из камня, по бокам апсиды имеются двухэтажные сакристия и часовни.

Основная фасадная часть с латинским изречением “Поклонюсь святому дому Твоему в страхе Твоем ” заканчивается треугольным фронтоном. В углублениях ниш можно наблюдать скульптурные изображения святых.


фото середины 20 века, (Ян Булгак)

Интерьерная составляющая выделяется пышностью декорированных частей, украшенными фресками куполом, сводами. Алтарь, живописец Хески украсил композицией “Тайная вечеря”. Специалисты определили больше сорока произведений во всей храмовой росписи. Величественный орган находится над главным входом в костел, там же расположены фрески со святыми.

Из числа скульптур примечательны алтари Иисуса Христа, Девы Марии, изящно выполненные из мраморных частей, памятники хозяину – Радзивиллу , его отпрыскам.

Храмовый компекс стал усыпальницей рода Радзивиллов , в подземных помещениях упокоены забальзамированные останки знатной фамилии. Рассматриваемая усыпальница признана единственным восточноевропейским некрополем, сравнимым с габсбургской криптой, мадридским замком Эскориале .

Костёл находится на улице Мицкевича, город Несвиж, Несвижский район, Минская область

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Второй раз гробы вскрывали в 1953 году, сразу после смерти Сталина (это точно помнят жители Несвижа. - Авт.). Чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде, советские ученые под руководством профессора В.Ф.Червакова искали самые совершенные методы бальзамирования.

В надежде найти уникальный рецепт для мумифицирования ученые спускались в четырехсотлетнюю гробницу Радзивиллов. Точно вскрыли несколько гробов и бочонок с забальзамированным сердцем княгини Радзивилл. Но помогли ли несвижские секреты поддержать тело вождя всех народов?

Пане Каханку моль оставила без штанов

В Национальной библиотеке Беларуси мне удалось отыскать публикацию 1971 года, повествующую о результатах тех исследований. Любопытно, что даже дата вторжения в крипту была сознательно искажена. Видимо, чтобы открытие гробов не связывали со смертью тирана - 1951 год. Байка была придумана потрясающая: из Несвижа в Министерство здравоохранения БССР был сделан запрос: не опасны ли останки в подвале костела?

Первым комиссия из Москвы открыла самый древний гроб - Николая Кшиштофа Радзивилла Сиротки. Ученые ожидали увидеть мумию в плаще пилигрима - так завещал сам князь. Вместо этого открылась иная картина: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шелковая рубаха, на ногах - белые чулки машинной вязки. Под головой лежала холстинная подушечка, набитая неистлевшим сеном, а под ней… скомканный медицинский халат и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой значилась парижская фабричная марка.

Все эти предметы относились явно к 1905 году. Комиссия переодела Сиротку!.. Советские ученые задались вопросом зачем.

Ответ был найден быстро. На дне гроба лежало много сухой моли и мелкие черные шерстинки. Знаменитый плащ пилигрима уничтожила моль!.. Не пощадила она и мумию: по свидетельству ученых, от нее остался скелет с остатками высохших тканей.

Рецепт Радзивиллов не был уникальным

Вскрытие нескольких других гробов позволило достаточно точно установить способ, которым радзивилловские врачи бальзамировали умерших хозяев. В то время по христианским канонам вскрытие покойника было строго запрещено. Поэтому придворные лекари смазывали тело умершего «бальсанами» (бальзамами) и смолистыми пахучими веществами, не производя вскрытие, не удаляя внутренние органы.

При этом мази наносились только на переднюю поверхность. Ткани высыхали, и верх тела сохранялся, образуя своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть высыхала и распадалась.

Так отыскала ли комиссия то, что хотела - секрет бальзамирования белорусских магнатов?.. Ответить сложно. Выводы показали, что никакого особенного секрета и не было - врачи просто опирались на знания и опыт, доступные в те времена.

Герметичные саркофаги вскрывать не решились

Примечательно, что в 19 веке Радзивиллы вовсе перестали бальзамировать тела своих умерших членов семьи. Стал применяться другой способ: тело покойника - без особенной обработки - просто запаивали в герметические цинковые гробы.

Находясь в таком гробу, мертвое тело продолжает гнить, пока выделяющиеся газы не создадут предельного давления, при котором процесс разложения останавливается. Даже через много лет через впаянное в крышку толстое корабельное стекло можно увидеть лицо покойника.

В 1953 году ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов. У них уже был печальный опыт, когда при вскрытии герметичного гроба композитора Николая Рубинштейна, доставленного из Парижа в Москву, тело рассыпалось буквально на глазах.

Где Радзивиллы взяли рецепт мумификации?

Самая вероятная версия - в Египте. В 1583 году Николай Кшиштоф Радзивилл Сиротка совершил путешествие в Италию, Иерусалим и Египет.

В своей знаменитой книге «Перегринации» Сиротка довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что “розныя зеллі і масці так спеклі целы, што тыя ажно свецяцца, як смала зацвярдзеўшы…косці тых целаў цэлыя і надта белыя, бо тыя масці пахучыя і ад счарнення іх бароняць…” «…намазаныя тры тысячы гадоў цэлыя ляжаць».

Покидая Каир, Радзивилл решает взять несколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных тела - мужчины и женщины. Но везти их целиком было нельзя: считалось, что мумия на корабле может принести этому судну гибель. Поэтому каждое тело поделили на три части, каждую из которых упаковали в отдельный ящик.

Уже когда мумии были погружены на корабль и судно ждало попутного ветра, поднялась страшная буря. Моряки стали паниковать: мол, все погибнем. Не выдержав психологической атаки, Сиротка приказывает выбросить все ящики в море.

Сиротка не довез до Несвижа мумии, но привез саму идею бальзамирования.

Разрешение на создание усыпальницы давал лично Папа Римский

Несвижский костел Божиего Тела в этом году будет отмечать 415-летие. Строил костел гениальный итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони.

Чтобы основать усыпальницу, Сиротка ездил просить разрешения у Папы Римского. Папа благословение дал. Таким образом, в Несвиже возникла третья в Европе семейная гробница после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии.

Основывая семейную усыпальницу, Сиротка установил два правила. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (надо сказать, что Сиротка сам же и нарушил его - к его ногам позднее лег верный слуга). Второе: все умершие погребаются в простой одежде, без украшений. Благодаря этому мудрому закону, про который знали все, на протяжении веков усыпальница не подверглась разграблению - вскрывать гробы ради мумий искателям кладов не было резона.

Первым Радзивиллом, погребенным в крипте, стал сам Сиротка; произошло это 28 февраля 1616 года.

Усыпальницу спасали Кеннеди и Муссолини

Во время Второй мировой войны немцы не трогали имущество князей благодаря тому, что один из Радзивиллов породнился с Муссолини. Итальянский диктатор, будучи союзником Гитлера, посодействовал сохранности владений белорусских магнатов. Несвижские старожилы вспоминают, что немцы выставили на входе в крипту постоянную охрану, чтобы оградить фамильный склеп от вандалов.

В 60-е годы помогло другое родство Радзивиллов: потомок княжеского рода , 35-го президента Америки. В костельном архиве и сейчас хранятся письма из Госдепа США, где сказано: будут закрывать - пишите.

Коммунисты выжили ксендза Григория Колосовского из костела, он жил в гараже. Но закрывать боялись, ксендз сразу говорил: «Я буду писать».

Легенды о крипте

Пожалуй, самый легендарный гроб в усыпальнице - горбатый (крышка с «горбом»). По легенде, здесь похоронена юная княжна, которая замерзла, ожидая в парке своего возлюбленного. Ее окоченевшее тело не смогли положить в гроб.

Вскрытие показало, что в гробу еще один, где покоилась 74-летняя княгиня Карницкая-Радзивилл. А на крышке была приделана изящная ваза - для этого внешний гроб и пришлось изготовить с «горбом».

Кстати, именно из-за этой вазы тело покойной не сохранилось: нарушилась герметичность гроба, и покойница просто «рассыпалась».

Возле одного из саркофагов стоит железный бочонок с ручками. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что все, что от него осталось, сложили в такую емкость.

Но и эта легенда тоже была развенчана. В бочонке, в специальном растворе, оказались сердце, легкие, печень и почки. В 19 веке уже делали вскрытие. Один из Радзивиллов запретил удалять внутренние органы своей жены: «Я не могу позволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили». На гробу любимой он выковал эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».

Крайнее боковое помещение крипты заставляет содрогнуться: здесь стоит 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут покоится несчастная мать Катажина Радзивилл. За свою жизнь она похоронила 5 детей и 7 внуков. По другой версии, во всех 12 гробах - дети княгини. Говорят, в лунную ночь возле костела раздаются нечеловеческие крики - это душа Катажины, обернувшись совой, безутешно плачет об умерших младенцах.

Еще одна легенда связана с количеством гробов. В 1905 году комиссия насчитала в крипте 78 гробов. В польской монографии 1937 года говорится о 102. Сейчас гробов 70.

По одной версии, часть саркофагов была утрачена во время войны. По другой - в крипте есть еще один подземный этаж: в некоторых местах пол отзывается слишком гулко. Но проверить эту версию невозможно, так как взрывать пол в костеле, который является уникальным памятником архитектуры, никто не осмелится. А вдруг там просто пустота! А памятник попортят.

Мумии Радзивилов - не единственные в Беларуси

Например, в подземелье костела в Будславе (Мядельский р-н) можно прямо в открытых гробах увидеть две отлично сохранившиеся мумии, которые практически не иссохли!.. Но даже настоятель костела не знает, кто похоронен здесь. Мумиям столько, сколько и костелу, возведенному в 1767 году.

Захоронения, которым несколько веков, можно встретить в подвалах костела в Камаях (Поставский р-н), Вишнево (Воложинский р-н), Субботники (Ивьевский р-н), Засвирь (Мядельский р-н)…

  • Дворец Радзивиллов
  • Огромный парк из пяти частей
  • Фарный костел иезуитов

Контакты

Несвиж: дворец Радзивиллов, костел Тела Господня и еще 10 объектов

375 1770 2 06 02

Минская обл., г. Несвиж, ул. Замковая
Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»

Координаты для навигации:

53.222768, 26.691699

375 1770 2 06 02

Благодарим за заказ! Мы доставим Вас в "Несвиж: дворец Радзивиллов, костел Тела Господня и еще 10 объектов" максимально комфортно и оперативно!

Факты

  1. Первым белорусским книгоиздателем был Франциск Скорина. Но первые книги непосредственно на территории Беларуси и на белорусском языке были изданы несколько позже именно в Несвиже Симоном Будным. «Новый завет» с комментариями Будного считается первым в мировой литературе случаем рациональной критики Евангелия.
  2. В Несвиже появился один из первых театров, созданный Франтишкой Уршулей Радзивилл и располагавшийся в «Комедихаузе». Хоть представления велись и на польском языке, театр стал первым в Беларуси и давал представления не только в Несвиже, но и за его пределами.
  3. Прямо возле Несвижа проходит водораздел между бассейнами Балтийского и Черного морей. На территории деревни Осмолово, что чуть южнее Несвижа, протекают реки Лань и Уша. Первая затем впадает в Припять и Черное море, вторая – в Неман и Балтийское море.
  4. В Несвиже произошло первое в Восточной Европе восстание в гетто – 21 июля 1942 года. Памятный знак в честь жертв несвижского гетто установлен в Иерусалиме.
  5. Несвижский замок хранит немало тайн. Под его валами проходят подземные ходы, а легенда гласит, что в подземельях спрятаны 12 статуй апостолов, сделанных из золота. Статуи якобы были покрыты драгоценными камнями, а утеряны они были во время войны 1812 года.
  6. Самая известная легенда замка связана с Черной Панной – Барбарой Радзивилл, которая якобы разгуливает по его коридорам. Интересно в этой легенде то, что Барбара Радзивилл умерла в 1551 году, еще до того, как нынешний каменный замок был заложен, да и сама она ни разу не была в Несвиже.

Что посмотреть

  • Дворец Радзивиллов
  • Огромный парк из пяти частей
  • Фарный костел иезуитов
  • Идеально сохранившаяся замковая башня
  • Слуцкая брама – часть исторических фортификаций
  • Ратуша и историческая застройка

А посмотреть здесь действительно есть на что. Это и дворцово-замковый комплекс Радзивиллов, бывший на протяжении нескольких веков основной резиденцией одного из самых богатых и знатных родов ВКЛ и Речи Посполитой, и удивительная замковая башня, сочетающая в себе черты готики и ренессанса, и городская ратуша, сооруженная в честь обретения городом магдебургского права, и находящиеся рядом с ней старинные торговые ряды, и уникальная Слуцкая брама, встречающая гостей исторического центра с востока, и многое другое. Сами улицы, несмотря на события последних столетий, хранят богатую историю города, которую можно сполна ощутить и сегодня.

Центральное место в Несвиже занимает дворцово-парковый ансамбль. Это не только замок с прекрасным внутренним двором, рвом и фортификациями, но и парк площадью более 90 гектаров, водоемы и прилегающая территория. Поражает органичное сплетение различных архитектурных стилей комплекса: за время его существования он приобрел различные черты ренессанса, классицизма, барокко, рококо, модерна и неоклассицизма. Сейчас замок полностью восстановлен, внутри располагается историко-культурный музей с богатой экспозицией, есть гостиница и ресторан.

Костел Божьего Тела, строительство которого началось в 1587 году, стал первым в Восточной Европе храмом в стиле барокко. Долгие годы костел принадлежал ордену изуитов. Белоснежный фасад храма великолепно вписался в атмосферу старинного города. Уже в XVIII веке рядом с костелом на средства помещика Булгарина была построена часовня, архитектором которой вероятнее всего был итальянец Маурицио Педетти. Интерьер костела богато декорирован скульптурными – барельефы, бюсты, мраморные алтари и памятники – и живописными изображениями. Главный алтарь украшает картина художника Ксаверия Геского «Тайная вечеря», созданная в 1750-е годы. В подвалах костела находится фамильная усыпальница Радзивиллов – 70 саркофагов, 2 канопы и урна с прахом. Костел и крипта открыты для посещения.

Возле костела возвышается замковая башня, построенная в конце XVI века, в архитектуре которой видны черты готики и ренессанса. Изначально она была частью городских оборонительных сооружений. Но уже в XVIII веке стала использоваться как звонница-колокольня. Башня хорошо сохранилась, и кажется, что ее возвели совсем недавно. Стены из красного кирпича и белые контуры окон неизменно привлекают внимание туристов.

Превосходный парк является частью дворцово-замкового ансамбля. По сути это несколько различных парков, созданных в XIX и начале XX века. Всего за 25 лет их было создано пять: Замковый, Старый, Японский, Английский и Марысин. Общая площадь парков составляет более 60 гектаров. Каждый парк по-своему интересен и неповторим. Кроме парков следует обратить внимание на озера: Дикое, Замковое, Бернардинское, Девичье, которые являются органической частью природного ансамбля.

Почти сразу после обретения городом магдебургского права была создана городская ратуша. Строительство завершилось в 1596 году на средства самих горожан, а работами руководил Ян Мария Бернардони. Будучи построенной как самая высокая точка города, ратуша и сегодня остается таковой: ни одно здание за пять с лишним веков не оспорило ее первенство. Сегодня в ратуше представлена музейная экспозиция и проводятся экскурсии.

Еще одно превосходное барочное сооружение ― знаменитая Слуцкая брама. Раньше она была частью городских фортификаций и воротами города со стороны Слуцкого тракта (с юго-востока). Со временем массивные дубовые ворота сняли, а браму перестроили в барочном стиле. Теперь брама служит символом могущества Радзивиллов, Несвижа и ВКЛ тех времен, своеобразной триумфальной аркой. В летний период Слуцкая брама открыта для посетителей.

Нынешний Несвижский государственный педагогический колледж им. Якуба Коласа на протяжении нескольких веков был женским монастырем бенедиктинок. Несмотря на смену профиля, здания бывшего монастыря во многом сохранили свою атмосферу и внешний вид. Особенно интересна брама-колокольня, построенная в 1760-е годы.

Городская застройка представляет большой интерес для туристов. Обязательно прогуляйтесь по старому городу – Вы будете немало удивлены разнообразием архитектурных стилей.

В самом замке и некоторых других исторических памятниках регулярно проходят костюмированные представления. Смотрите расписание!

История

Несвиж был основан до появления в городе замка: первое его упоминание относится к 31 мая 1223 года. Впрочем, археологические раскопки говорят о том, что поселение здесь появилось лишь в XV веке. В результате пересмотра исторических данных сейчас склоняются к тому, что первое упоминание о Несвиже все же датируется 1445 годом.

Изначально город и земли вокруг него принадлежали Миколаю Яну Немировичу, получившему их от великого князя. В 1492 году Несвиж попал в распоряжение к одному из наиболее богатых людей ВКЛ – Петру Кишке. Вскоре владельцами города стали Радзивиллы.

Николай Радзивилл Черный в 1547 году добился получения титула «князя Священной Римской империи» для себя и своих потомков. С этого момента и началось стремительное развитие Несвижа как культурного центра и основной резиденции одного из самых богатых и влиятельных родов Великого княжества Литовского. В 1586 году Радзивиллы закрепили Несвиж за собой юридически в качестве ординации – неделимого владения, передаваемого по наследству только старшему сыну. В этом статусе город оставался до 1939 года.

В 1560-е годы в Несвиже действовала типография, в которой были изданы первые книги на белорусском языке на территории современной Беларуси. Здесь же увидели свет философские и религиозные книги на польском языке, и один из первых нотных сборников в ВКЛ – «Канционал». Примерно тогда же появляется и первый театр.

Сын Черного Николай Христофор Радзивилл Сиротка превратил деревянный Несвиж в каменный. Вернувшись из путешествия по Европе и Ближнему востоку полным идей, он стал воплощать эти идеи в городе, благо, средства богатейшего рода позволяли делать это достаточно быстро. В итоге при нем хаотичная застройка сменилась аккуратной квартальной, вокруг города появились укрепления, а на месте многих деревянных строений появились каменные, созданные итальянскими архитекторами в стиле барокко.

Сиротка снял с местных жителей часть феодальных повинностей, а также ослабил налоговое бремя, что способствовало бурному росту ремесленной деятельности и экономики Несвижа в целом. Кроме того, при нем город получил магдебургское право. В Несвиже начали действовать слесарный, ткацкий и портняжный цеха. В 1583 году началось строительство каменного замка, который расположился несколько южнее существовавшего до этого деревянного. Вскоре на центральной площади за деньги горожан возводится ратуша, а у въездов ― каменные ворота (брамы). За это же время в Несвиже появились каменные культовые сооружения – иезуитский костел, монастыри бернардинцев, бернардинок и доминиканцев. В 1586 году город, согласно привилею короля Стефана Батория, получил собственный герб.

В 1655 и 1660 годах замок безуспешно штурмовали войска московского царя. В 1706 году Несвиж полностью разграбили шведы. Впрочем, уже через несколько десятков лет он снова блистал. В эпоху Михаила Казимира Радзивилла по прозвищу Рыбонька (1702-1762 годы) в Несвиже действовал театр, типография, кадетский корпус, ряд мануфактур, был восстановлен дворец, отреставрирован костел, упорядочена семейная усыпальница.

В ходе борьбы за власть и влияние между Каролем Станиславом Радзивиллом по прозвищу Пане Коханку и князей Чарторыйских последние прибегли к помощи российской императрицы Екатерины II. В результате в 1764 и 1768 годах город был оккупирован российскими войсками. После второго раздела Речи Посполитой он стал частью Российской империи, но остался в собственности Радзивиллов.

В 1921 году Несвиж стал частью Польши, в 1939 году – СССР, а с 1941 по 1944 год находился под оккупацией Германии. В послевоенное время Несвижский замок был превращен в санаторий «Несвиж», который подчинялся КГБ, а позже – Четвертому Главному управлению Министерства здравоохранения БССР и управлению «Межколхозздравница». С распадом СССР замок перешел в распоряжение Министерства культуры Беларуси, после чего началась масштабная реставрация. Она завершилась в 2012 году, а официальное открытие замка состоялось 20 июля того же года.

История

Первое упоминание о Несвиже встречается в русских летописях в XIII веке, когда рассказывается о том, что князь Юрий Несвижский принимал участие в битве на Калке (1223). Умирая от ран, он дал поручение своему слуге – добраться до Несвижа и сообщить жене и всем приближенным, как погиб князь. Когда слуга выбирался с поля битвы, его пронзила стрела – в самое сердце, но он все равно добрался до княжьего замка и принес с собой трагическую весть о гибели князя и приходе на Русь татар. После включения земель Белоруссии в состав Великого княжества Литовского несвижские князья владели своим уделом с XIII по XV вв. при условии, что они служат князю. Правда, уже в 80е гг. прошлого века ученые доказали, что город и замок появились здесь не ранее XV века. Таким образом, первым письменным упоминанием о городе теперь считается 1446 год, когда в летописи рассказывается о передаче местечка Несвиж великим князем литовским Казимиром Миколаю Яну Немировичу.

В 1492 г. Несвиж переходит во владение белорусскому магнату Петру Кишке, а в 1513 г., когда его дочь Анна становится женой Яна Радзивилла, город в составе ее приданого становится владением Радзивиллов. В 1547 году сын Анны и Яна – Николай Радзивилл Чёрный – становится князем Священной Римской империи и делает своей резиденцией именно Несвиж. Чтобы не допустить более передачи своих владений «по кудели» (в составе приданого), он устанавливает право майората – титул, земли и все богатство переходят старшему сыну. Остальные отпрыски мужского пола должны были либо уйти в монастырь, либо стать рыцарями в войске какого-нибудь короля. Именно благодаря этому Несвиж оставался владением Радзивиллов до 1939 г.

Памятник Симеону Будному-первопечатнику из Несвижа

Типография

Расцвет Несвижа связывают с именем князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки - сына Николая Радзивилла Чёрного. Наследник огромного состояния, он мог бы провести жизнь праздно, но он путешествует по Европе и Ближнему Востоку, и даже пишет путевые заметки об увиденном. Получив от отца деревянную усадьбу и небольшой городок при ней, он возводит каменный замок, застраивает заново город, превращая его в европейский: освобождает горожан от многих налогов и феодальных повинностей, развивает торговлю и ремесла. В Несвиже при нем открываются школа, госпиталь, ткацкий и портняжный, слесарный и скорняжный цеха. В 1562 г. открывается типография, где были изданы первые книги на белорусском языке. Чуть позже именно здесь возникает первый белорусский театр, а еще в городе размещался кадетский корпус и школа флотских офицеров для частного войска Радзивилла. В 1583 г. начинается строительство Несвижского замка, для чего привлекаются итальянские мастера. За весьма короткий срок (чуть более 30 лет) по последней фортификационной моде был построен замок и город.

«Город, получивший магдебургский привилей («право Саское Магдебургское»), отчислял деньги на фортификационные работы из своих доходов. Согласно артикулам магдебургского права, в городе были организованы сторожевая, противопожарная службы и ополчение. Все жители несли сторожевую и оборонную повинности, участвовали в военных смотрах («полисах») и тренировках («муштрах»). К концу XVI в. городские укрепления в основном были сооружены. Гравюра несвижского картографа Томаша Маковского, сделанная около 1600 г., изображает Несвиж, основу обороны которого составлял высокий земляной вал. Он имел вид пятиугольника с 7 бастионами, который охватывал город со всех сторон.

Внутрь попадали через пятеро ворот-брам: Слуцкую, Клецкую, Виленскую, Мирскую и Замковую. Городскую фортификацию окружал водяной ров, соединявшийся с рекой Ушой. Перед каждой брамой имелся подъемный мост. Не последнее место в обороне Несвижа занимали 4 каменных кляштора -- бенедиктинский, иезуитский, бернардинский и доминиканский с комплексами построек, поставленные в тактически важных и выгодных местах. Они закрывали прямую дорогу к замку и были серьезным препятствием на пути противника. Водяной ров вокруг города выполнял еще одну функцию: он был зарыблен и превратился практически в рыбий питомник. Однако ловить рыбу мещанам запрещалось. Радзивиллы приказывали строго следить за этим поручику или цейхгварту, уполномочив их отнимать сети у горожан».
М. А. Ткачев «Замки Беларуси»

Во время русско-польской войны замок выдержал две длительных осады русских войск, бравших штурмом сам Несвиж, в 1654 и 1659 гг. В 1706 г. Несвиж, как и близлежащий Мир, разграбляют шведские войска. Через 15 лет его восстанавливают, возводя также дворцовую часовню, тогда-то он и приобрел тот облик, который мы наблюдаем сегодня. В 1764 и 1768 гг. сюда вторгаются русские войска, в 1792 г. замок-таки берут приступом русские отряды, а после раздела Речи Посполитой в 1793 г. город входит в состав Российской Империи. В 1812 году Доминик Иероним Радзивилл выступил на стороне французской армии, после чего вынужден был бежать. Только в 1860-х гг. замок вернулся к Радзивиллам, после чего вокруг замка разбили несколько парков (общая площадь паркового комплекса составляет 90 гектаров). В 1921 г. Несвиж входит в состав Польши, в 1939 г. - в состав Белоруссии, в 1941-1944 гг. находится под фашистской оккупацией. Во время СССР во дворце размещался санаторий КГБ, в 2002 г. в замке случился пожар, уничтоживший большую его часть. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы, которые обещают закончить к 2010 г.

Замок, фарный костел и городская застройка внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Замок

Согласно плите над входом в замок, замок был закончен 7 мая 1583 года. Повторю, что раньше на этом месте стояла деревянная усадьба, новую же крепость в камне строил итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони. Сдается мне, что князь Радзивилл настолько был впечатлен итальянскими образцами стиля, что решил построить в Несвиже нечто подобное, для чего и привез архитектора из Италии. Кроме крепостных стен и башен, расположенный на полуострове замок окружали рвы и валы, и даже сейчас заметно, какими внушительными они были в те времена. Реку Ушу запирала плотина, таким образом, уровень воды во рву можно было регулировать. Той дороги по дамбе, по которой мы шли к замку от костела, тогда не существовало – через озеро был перекинут длинный деревянный мост, который в считанные минуты разбирался. Второй мост был перекинут через оборонительный замковый ров. Эта система очень живо напомнила мне замок в чешском городке Тржебонь и его систему прудов – строилось-то все примерно в одно время.

В плане замок имел форму четырехугольника 170*120 м, окруженного высоким земляным валом с бастионами по углам. За облицованными камнем валами были окопы, стрелковые ячейки, поверху бруствера шла дорожка. Со стороны двора брустверная линия огня защищалась еще одной каменной стеной. Таким образом, Несвижский замок стал родоначальником нового типа бастионных укреплений в Белоруссии - так называемой «новоитальянской системы». Ранее, чем где-либо в Белоруссии, в Несвиже была создана литейная пушечная мастерская -- людвисарня. Уже в 1576 г. здесь отлили первую партию из семи пушек -- «подделков», стрелявших 2-фунтовыми ядрами. В 1598 г. здесь отлили колокола для Несвижского и Мирского замков (они прослужили замкам по 300 лет каждый). В 1785 г. в замке насчитывалось 66 пушек собственного производства. Неудивительно, что Несвижский замок выдержал столько осад!

Просторный замковый двор окружали три здания. Напротив въездных ворот высился главный корпус с княжескими палатами. Разобщенные корпуса в последующие века перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав к настоящему времени замкнутый парадный двор. По углам замка возвышаются милые 8-гранные башенки. Кроме большого парадного двора, в замке существуют еще два маленьких – хозяйственный (конный) и интимный. Конный двор располагался в южной части замка, когда в валах были устроены конюшни. Третий двор прячется в строениях и пользовался им только сам хозяин - он сообщался с внешним миром секретными переходами. Рассказывают, что эти подземные ходы ведут к фарному костелу и к Мирскому замку.

С XVI по XX вв. Радзивиллы собирали в замке огромную библиотеку на 20 тыс. томов, уникальный архив со старинными документами (здесь хранились практически все акты Великого княжества Литовского, начиная со времен Ягайлы, собственноручно писанные письма европейских монархов), картинную галерею (около тысячи полотен), коллекцию оружия, слуцкие пояса (тканые из золота, ими можно было обернуться с ног до головы), молчу про такие мелочи, как мебель из драгоценных пород дерева, коллекции монет, гобелены, шпалеры, фамильные драгоценности и сервизы лучших фарфоровых фабрик мира. Гид с воодушевлением рассказывала нам о том, как еще в XIX г. в окрестных деревнях находили золотые кирасы, из которых кормили свиней, или супницы майсенского фарфора, используемые для хозяйственных нужд пейзан. Библиотека, к слову сказать, частично хранится в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Как водится, все это великолепие легло в основу о легендах о кладе Радзивиллов, который Доминик Радзивилл, перешедший на сторону французов, не успел вывезти из замковых подвалов. Якобы доверенный слуга спрятал сокровища где-то в подземных ходах, а сам сгинул во время наполеоновского нашествия. Охотники за сокровищами разрыли парк Альба, некогда окружавший замок, и даже во время Второй мировой фашисты отрядили сюда саперную роту, чтобы докопаться до клада – но безуспешно. Сдается мне, что ничего и не найдут: книги и часть архивов, как мы уже выяснили, были отправлены в Россию, картины, мебель и драгоценности с сервизами запросто могли разграбить как русские войска, так и жители окрестных деревень, а знаменитые золотые и серебряные слитки, из которых были выложены штабеля в княжеской сокровищнице, как мне кажется – из ряда замковых легенд – хозяева к тому времени наверняка держали свои капиталы не в слитках, а в европейских банках. На что-то же живут отпрыски Радзивиллов в Лондоне и Париже по сей день:)

Как всякий уважающий себя замок, Несвижкий имеет свое привидение – Черную Даму, это дух Барбары Радзивилл, жены короля Речи Посполитой Сигизмунда Августа, отравленной матерью короля, Боной Сфорца

то наверняка видели чудотворный образ Богоматери над Мядининскими воротами – считается, что рисовали образ с Барбары Радзивилл). Король настолько печалился, что пытался вызвать дух Барбары (произошло это в Кракове ,

в одном из домов на Рыночной площади), а когда призрак явился, пытался его обнять, что было строжайше запрещено. С тех пор привидение бродит среди дорогих ее сердцу мест – по фамильному замку.

Несмотря на то, что экспозиция внутри замка очень бедненькая (все новодельное), за вход берут 3000 рублей – наверное, на дальнейший ремонт собирают. Если не хотите идти в замок, можно погулять по парку – это бесплатно, разве только у входа или где-нибудь на аллейке вас не встретит паренек с чумазым носом на велосипеде, который предложит вам рассказать легенду о замке и показать «камень желаний» - разумеется, не бесплатно. Камень, который на самом деле «закладной» - с него началось некогда строительство замка, отчего-то трансформировался (не без участия местных жителей, вероятно) в камень, при прикосновении к которому исполняются желания. Не бесплатно: под камень «положено» совать деньги, которые шустрые пареньки собирают, едва группа отходит на пять метров.

Парки очень приятные, хотя посмотрели мы небольшую часть их непосредственно у замка. Интересен памятник любимой борзой князя, не раз спасавшей ему жизнь на охоте и погребенной под этим самым камнем, на котором стоит ее изображение.

Неподалеку на камне сидит русалочка, а вдалеке виднеется и сама Черная дама.

Указав на одну из аллей, наша гид рассказала, что некогда был Невижский меридиан (мол, чем мы хуже Гринвича или Парижа), и аллея посажена как раз вдоль него.

На подходе к замку имеется небольшая аллея главных действующих лиц в истории Несвижа – в том числе Джованни Бернадони, Николая Радзивилла Сиротки и Юрия Несвижского.

Город

Хотя в городке со времен Радзивиллов мало что осталось, уделить ему полчаса все же стоит. По планировке Несвиж до сих пор напоминает квадрат, в центре города имеется просторная площадь с Ратушей и торговыми рядами, куда сходятся все улицы. Ратуша была построена в Несвиже вскоре после обретения им магдебургского права (1586) и неплохо сохранилась по сей день. Тогда в ней располагались кабинет бургомистра, магистрат, канцелярия, зал суда, казна и архив, а в XVII в. рядом построили торговые ряды. Через дорогу стоит здание библиотеки, т.н. «Дом на рынке» (1721) – с барочным «волнистым» фасадом. На месте кинотеатра когда-то был расположен доминиканский монастырь (1672).

Ближе к озеру еще сохранился женский монастырь бенедиктинок (1596), возведенный на средства Николая Сиротки и его супруги Елизаветы Вишневецкой. Сейчас от всего комплекса сохранились только трехъярусная башня (XVIII в.) и корпус келий, где сейчас размещен педагогический колледж. Говорят, здесь до сих пор бродит собственное приведение - это Черная Монашка, наказанная вечным скитанием за свои прегрешения.

На берегу озера стоит Слуцкая брама (1760) - единственные дошедшие до наших времен несвижские ворота. Когда-то вправо и влево уходили высокие крепостные валы, делавшие из города настоящую крепость, а брам было 5. Название ворота получили от Слуцкого тракта. На гравюре с изображением Несвижа, датированной началом XVII в., на месте брамы изображена укрепленная башня. В 1760 г. башню перестроили в барочном стиле. На первом этаже брамы располагались помещения для стражи, во втором - часовня.

Фарный костел

«Во второй половине XVI в. Радзивиллы, Ходкевичи, Воловичи, Сапеги и прочие магнаты стали переходить из католичества в протестантство – с прицелом на то, чтобы секуляризировать церковные земли, то бишь прибрать их к своим рукам. Николай Радзивилл Черный даже основал в 1553 году общину кальвинистов в Вильно, а также пытался организовать издание кальвинистской литературы в Бресте, где в 1563 по его распоряжению была издана Библия на польском языке. В Несвиже с его подачи протестантский печатник Сымон Будный (прямо Семен Буденный), получивший образование в Краковском университете, издал «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом». Однако церковники не сдались просто так, ксензды и члены монашеских орденов развернули масштабную идеологическую борьбу за умы магнатов, увенчавшуюся успехом. Когда Николай Черный умер, его сын-католик Николай Сиротка стал скупать кальвинистские книги, изданные отцом в Несвиже и Бресте, и сжигать их». (с) Глеб, По следам Великого княжества Литовского

Как символ возвращения Радзивиллов в лоно католической церкви, Николай Сиротка заказывает Джованни Бернадони иезуитский костел. В 1593 г. в Несвиже появляется барочная церковь по образу и подобию главного иезуитского храма – римской Иль Джезу (1584). Считается, что это был первый на территории Речи Посполитой храм в стиле барокко.

«Поклонись храму твоему в страхе твоем» - гласит латинская надпись над входом в несвижский фарный костел. Храм – как будто символ веры Радзивиллов: боковые алтари вот-вот упадут, но нет – их поддерживают ангелы. А с левой стороны, у самого спуска в крипту, обратите внимание на серый надгробный памятник Сиротке: на могилах рыцарей той эпохи было принято изображать рыцаря в полном боевом облачении, с оружием, Николай Сиротка же изображен на плите коленопреклоненным, в одеянии пилигрима, с походом и с широкополой шляпой за плечами. Рыцарское вооружение лежит, небрежно отброшенное, сзади. Под барельефом - длинная латинская эпитафия, которая гласит, что пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим.

В другом боковом алтаре есть мраморная скульптура молодой женщины, которая сидит на крышке гроба. Это Мария, возлюбленная Сиротки - по легенде, ее похоронили заживо - в состоянии летаргического сна – эту историю очень любят рассказывать гиды, возбужденно размахивая руками. Главное украшение костела – это его роспись (считается, что автором росписи, художником Х.Г.Хески использовались для работы композиционные схемы Рубенса). Говорят, можно уговорить органистку, чтобы та пропустила вас наверх на хоры или даже показала, как пользоваться органом, но это, кажется, из разряда баек.

Крипта

А вот проникнуть в недоступную крипту под костелом все-таки можно: когда мы осматривали росписи, в костеле еще была служба, после которой вход закрыли. Одна из девушек в нашей группе так сильно переживала о том, что не удалось увидеть крипту, что я рассказала ей о статье , прочитанной мной до приезда сюда – как одна из прихожанок, пани Янина Шидловская, пускает в усыпальницу туристов за плату в 1500 рублей с человека. Девушка взялась за дело активно, и после осмотра группой замка буквально притащила нам эту пани, которая, увидев, что группа большая (было нас человек 20), да еще две группы тоже изъявили желание, сообщила, что возьмет по 1000 рублей с человека, мол, соберите. Правда, к деньгам она даже не прикоснулась, велев запихнуть их в коробку для пожертвований.

Итак, фамильная усыпальница князей Радзивиллов представляет собой темный подвал, где рядами стоят простые деревянные гробы (внутри они металлические), общим количеством 78 или 79. Первым здесь был похоронен сам Николай Сиротка в 1616 году, от него же передавался из поколения в поколение рецепт бальзамирования трупов, привезенный им из путешествия по Востоку. Каждый из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями – сделано это не для того, чтобы не выпустить призраков (как многие рассказывают), а для того, чтобы те же туристы (несколько гробов стоит не за решеткой, а прямо под окошком в подвале) не лезли вовнутрь, или искатели приключений не вскрывали гробы в поисках ключа к кладу (такие случаи тоже были). Последнее захоронение в склепе состоялось в 1999 году – сюда привезли Антония Радзивилла, умершего в Лондоне (это его гроб стоит под окошком). Как утверждала наша гид, это третье по величине семейное захоронение в Европе, после усыпальниц Валуа и Габсбургов (правда, на наш вопрос, не в Сен-Дени ли Валуа, и какие Габсбурги имеются в виду – в или , дама затруднилась с ответом).



Несвиж - город-легенда, город-сказка, город-сон. Таких городов немного, и все они знаковые в белорусской истории - Полоцк (столица Полоцкого княжества - первого государственного образования на территории Беларуси), Новогрудок (первая столица Великого Княжества Литовского), Краков, Гродно, Вильня, Прага...

Даже время появления Несвижа окутано тайной. Долгое время было принято считать, что город основан в 1223 году - эту дату вы увидите и сегодня на въезде в город. Согласно летописному упоминанию, 31 мая 1223 на реке Калке в Украине произошла битва русских и половецких войск с татаро- монголами, когда и погиб «князь Юрий Несвежский». Историки ошибочно решили, что раз Несвежский - значит, из Несвижа. Позже выяснилось, что тот «Юрий Несвежский» был, вероятно, из украинского города Несвич, что сходно по звучанию.

Другая, более правдоподобная дата основания Несвижа − 1446 год, когда Несвиж упоминается в летописи в связи с тем, что Великий князь Казимир Ягеллончик передал его Миколаю Яну Немировичу. Однако понятно, что для несвижанина трудно свыкнуться с мыслью, что город моложе на два столетия. Так и приветствует число «1223» горожан и гостей. Однако же от такого «помолодения» этот славный город не становится менее интересным или привлекательным для исследователей, туристов и любителей старины.

Сначала город принадлежал Немировичам, потом Кишкам, с 1513-го - неизменно Радзивиллам. Значение Несвижа особенно возрастает в 1586 году, когда появляется Несвижская ординация Радзивиллов - неделимое владение, которое передавалось только от отца к старшему сыну.

Поэтому услышав название Несвиж, любой образованный человек тут же откликнется: «Радзивиллы!» И не ошибется.

Радзивиллы







Сколько будет существовать Несвиж, столько он будет бла-годарить Радзивиллов. Этот ве-ликий род, согласно легенде, ведет свое начало от мифическо-го пращура Лиздзейки, который советовал (белор. «радзіу») ве-ликому князю Гедымину зало-жить столицу (Вильню) на том месте, где князю приснился ве-щий сон о рычащем волке. В благодарность за ценные советы Гедымин приказал отмерить Лиздзейкестолько земли, пока будет слышен звук охотничьей трубы, - так Радзивиллы обрели

герб «Трубы» (1413 год). Легенду о Лиздзейке даже описал в «Пане Тадеуше» великий Адам Мицкевич.

Согласно более правдоподобной версии, начиналось все с Виленского каштеляна Кристина Осцика (около 1363 - около 1443), назвавшего сына Радзивиллом. Позже имя стало фамилией. Фамилией, которая будет гром-ко звучать на землях Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой долгие века.

Этот славный княжеский род получил город во владение в 1533 году, когда Ян Радзивилл Бородатый женился на Анне из рода Кишек. Ян Радзи-вилл был храбрым рыцарем, доверенным лицом короля Жигимонта I Старого. Сын Яна Радзивилла Миколай Радзивилл Черный стал канцле-ром ВКЛ и виленским воеводой. Его двоюродная сестра Барбара Радзивилл вышла замуж за польского короля и великого князя Жигимонта II Августа. Таким образом владелец Несвижа, по сути, породнился с самими Ягеллонами...

Наибольший расцвет Несвижа произошел во времена князя Миколая Криштофа Радзивилла Сиротки, сына Миколая Черного.

Город получил Магдебургское право (право на самоуправление) - Сиротка сам составил соответствующий привилей и на Гродненском сейме 24 июня 1586 года подписал его у короля Стефана Батория. Благодаря Маг- дебургскому праву город получил ратушу, к которой мы еще вернемся. Сегодня это, кстати, старейшая ратуша в Беларуси.

Вслед за ратушей идет строительство величественного костела, мо-настыря, активно строится замок, в городе появляются другие каменные сооружения: из деревянного Несвижа Сиротка сделал каменный.

Мудрость Сиротки заключалась в том, что он не копил деньги ради денег, а инвестировал в себя, в честь и, говоря современным языком, бренд своего рода. Именно он зало-жил фундамент славы и достоинства семьи, имя которой звучит на просторах Европы вот уже шесть столетий.

Однако не Сироткой единым славится этот великий род: с 1466 года и до наших дней эта семья дала Великому Кня-жеству Литовскому и Речи Посполитой более 40 сенаторов, а также канцлеров, маршалков, гетманов, воевод, епископов...

Добрую память оставили после себя все без исключения правители Несвижа, но наиболее (после Сиротки) - Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька» и его жена Францишка Уршуля из дома Вишневецких. Рыбонька практически завер-шил постройку замка (которую окончил его сын Пане Коханку), финансировал росписи костела. Францишка Уршуля основала в Несвиже театр, написала для него 16 пьес и 14 эскизов сценографии этих постановок...

Про род Радзивиллов написано уже множество книг и монографий, а будет еще больше - настолько велики его дела и огромны достижения. «Bognamradzi» («Бог нам советует», белор. «радзіць») - девиз рода Радзивиллов, начертанный на их гербе. И этот девиз никогда не подвел.

Костел Божьего Тела (1589-1593 гг.)

Костёл, колокольня и ратуша

Костёл

Костёл и часовня св. Роха

Св. Екатерина Александрийская

Костел Божьего Тела является одинаково большой святыней и для семьи Радзивиллов , и для всех народов бывшего ВКЛ, и для каж-дого верующего человека.

19 августа 1584 года Сиротка подписал акт основания в Несвиже коллегиума иезуитов. Приход-ская святыня, строительство кото-рой началось еще в 1583 году на мес-те деревянного храма, была пере-дана иезуитам. Было решено пере-строить его, для чего в течение 2 лет храм разобрали. Возведенный на этом месте позднее костел Бо-жьего Тела стал выполнять роль не только иезуитского храма, но впоследствие и приходского.

С точки зрения архитектуры это первая всецело барочная по-стройка на территории Восточной Европы и вторая - в мире. Кроме того, храм примечателен еще и тем, что за 420 лет своего сущест-вования никогда не был закрыт. Для рода Радзивиллов это семей-ная усыпальница , где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. В свое время крипта Несвиж-ского костела стала третьей семей-ной усыпальницей в Европе (после усыпальницы Бурбонов во Фран-ции (аббатство Сен-Дени) и Габс-бургов в Австрии (Капуцинкирхе в Вене)). Разрешение на создание усыпальницы князь Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» по-лучил лично у Папы Римского, по-скольку в то время считалось не-приемлемым, чтобы покойники оставались после смерти не зако-панными в землю, а на поверх-ности.

Говоря об архитектурном ас-пекте, нельзя обойти феноменаль-ную личность архитектора Джован-ни Мария Бернардони. Как мы уже знаем, в 1582-84 годах Сиротка от-правился в паломничество в Еги-пет, Святую Землю и Италию. Уви-дев там лучшие образцы передовой европейской архитектуры, Радзивилл задумал сделать Несвиж не ху-же. Для этого в Риме Сиротка при-глашает приехать в Несвиж моло-дого архитектора-иезуита Бернар-дони. Тот соглашается и обещает прибыть в Несвиж вслед за Сирот-кой. Однако дорога от Рима до Несвижа занимает несколько лет. Дли-тельное время оставалось загадкой, почему архитектор ехал так долго, однако белорусская исследователь-ница архитектуры Тамара Габрусь раскрыла эту загадку... посмотрев на карту Европы! Выяснилось, что Бернардони, бывший иезуитом, по дороге останавливался не в отелях, а в монастырях и миссиях иезуитов. И почти везде с ним случалась, три-виально говоря, одна и та же исто-рия. Отцы-иезуиты в один голос го-ворили талантливому архитектору: «Построишь нам костел, а потом поедешь дальше!». Воти вышло, что на пути из Рима в Несвиж Бернар-дони оставил в память о себе не-сколько прекрасных костелов. По-следнюю - перед Несвижем - оста-новку Джованни сделал уже в Грод-но, на территории Беларуси. Ко-роль Стефан Баторий также угово-рил архитектора «построить кос-тел» - который известен нам как ка-менная Фара Витовта (разрушена коммун истами в 1961 году).

Впрочем, когда Джованни Ма-рия Бернардони наконец доехал до Несвижа, Сиротка не отпускал его целых 13 лет!

Первым делом был разобран прежний, недостроенный храм, который показался Радзивиллам «мелким». 14 сентября 1589 года был заложен краеугольный камень нового костела, который освятил Виленский епископ, краковский кардинал Юрий Радзивилл. Точная дата известна благодаря памятной доске на стене костела. Бернардони возводит величественный и возвы-шенный каменный храм, прототи-пом для которого в некотором смысле стала базилика Иль Джезу в Риме: возведенная в 1568-1584 го-дах, она задала мотив для последу-ющих храмов иезуитов. Джованни дали свободу творчества, и он по-строил прекраснейший барочный храм (1589-1593 гг.), ставший чудом и прорывом в архитектуре для на-ших земель в то время. Перед косте-лом возникла массивная башня - ныне колокольня, являющаяся са-ма по себе прекрасным памятни-ком архитектуры.

Помимо костела в Несвиже, выдающийся архитектор, вероят-но, построил храмы в Вильне, Но-вом Свержене, Чернавчицах, что под Брестом, деревне Деревное под Столбцами... Выехав, наконец, из Несвижа, Бернардони отпра-вился в Краков, где построил... точную копию костела в Несвиже! И сегодня костел Петра и Павла, в крипте которого похоронен вели-кий теолог Петр Скарга, отличает-ся от Несвижского разве что деко-ром... Тамже, в Кракове, Бернардо-ни умер, успев возвести храм под купол - верх достраивали уже его ученики... Интересный и малоиз-вестный факт: купол Несвижского храма также возводил не Бернар-дони, а приглашенный из Италии архитектор Джузеппе Бризио...

Интерьер костёла

Пресвитерий

Фреска

Фреска в нутри купола

Фреска в нутри купола

Фреска

Внутреннее убранство храма вызывает не меньшее восхищение, чем внешний его вид: барочные черты находят здесь продолжение и даже усиление. После возведения храма началась работа над его внутренней отделкой. С левой сто-роны был создан алтарь Святого Креста из белого, розового и чер-ного мрамора. Над ним работали итальянский скульптор Джиролама Компани и архитектор Чезаре Франко. Алтарь возвышается ровно над входом в усыпальницу Радзивиллов. Интереснейший факт: изначально этот алтарь должен был быть главным в том меньшем храме, который разобрали. А затем был размещен сбоку в новом костеле.

В середине XVII века, во время польско-шведской войны, инте-рьеры храма сильно пострадали, чудом сохранились только камен-ные алтари и надгробья. Всю вто-рую половину XVII века храм про-стоял просто побеленный, причем как снаружи, так и внутри. Масш-табные работы начались в первой половине XVIII века: были сняты перекрытия из боковых нефов, за счет чего визуальный объем косте-ла значительно увеличился; тогда же, в середине XVIII века, были соз-даны фрески и главный алтарный образ «Последняя вечеря». На гра-вюре Гирша Лейбовича 1747 года всего этого еще нет.

Надо сказать, что библейские сюжеты выполнены настолько воз-вышенно и утонченно, что создают импрессию трепета и торжества. Здесь хочется молчать или же мо-литься. Внутреннее убранство хра-ма уже само по себе великолепное явление. Стоит заметить, что если внешний вид храма остается не-изменным вот уже 420 лет, то внутри каждый из князей мог осторожно привнести что-то свое, либо это делали непосредственно сами благодарные прихожане.

Восхищение вызывают колон-ны и арки под самым куполом хра-ма. Особенно когда понимаешь или, по крайней мере, догадыва-ешься, что они всего лишь нарисо-ваны на плоскости! Настолько объемно и правдоподобно это вы-полнено!.. В главном алтаре поме-щена икона «Последняя вечеря», напоминающая нам о последней вечере Христа, а именно во имя Божьего Тела и назван храм. Как мы помним, хлеб был переменен в Божье Тело, а вино - в Кровь. Этот вечный сюжет создает великолеп-ный акцент храма, концентрируя вокруг себя все иные сюжеты-при-ложения. Кстати, создан этот об-раз, как и церковные фрески, в 1752 году Ксаверием Домиником Геским и его сыном Юзефом Ксавери-ем - придворными художниками Радзивиллов.

В боковых алтарях заняли свои места иконы «Святой Игна-тий» и «Святой Франциск Ксаве-рий». Краски всех фресок обнов-лялись в самом начале XX века, над этим работали краковские мастера Бруздович, Матейко и Страйновский. К тому времени, когда рабо-ты по отделке храма были законче-ны, его уже называли «чудом све-та» - за неверояное великолепие. Ректор Новогрудского иезуитского коллегиума в 1752 году писал: «Весь мир объедешь, а такой красоты не найдешь».

Поскольку Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» был челове-ком не только гуманистических взглядов, но и человеком совре-менным, логичным было появле-ние после его смерти барельефа фундатору непосредственно в са-мом храме. Хотя такие «светские» вещи не приветствовались и пото-му не были широко распростра-нены. Надгробье Сиротки из песчаника изображает его во вре-мя молитвы, в плаще пилигрима, который был на нем во время всей пилигримки в Рим и Святую Зем-лю. За спиной Сиротки - изобра-жение рыцарских лат. И эпитафия, которую якобы составил перед смертью сам князь: «Перед лицом смерти никто не рыцарь...» (Кста-ти, гроб Сиротки в усыпальнице стоит ровно под этой надгробной плитой). Неподалеку - памятники умершим детям Сиротки: Миколаю (умер ребенком) и Криштофу Миколаю, который умер в 1607 году от чумы в Болонье. На эпитафии указано: «умер от боли в животе в возрасте 16 лет, 10 месяцев, 3 дней и 13 часов».

В XX веке в костеле появилось несколько мемориальных таблиц: в 1902 году поклонники творчества писателя Владислава Сырокомли (Людвига Кондратовича) в сороковую годовщину со дня его смерти посвятили ему памятную доску; Сырокомля, жизнь и творчество ко-торого тесно связано с Несвижем, венчался в этом храме в 1844 году. В 1930-х годах возникла памятная дос-ка Эдварду Войниловичу, боль-шому другу Радзивиллов, основа-телю Красного костела в Минске. В 2006 году прихожане создали слева от входа в храм (на внешней стене) памятную таблицу ксендзу Гжегожу Колосовскому (1909-1991), кото-рый служил в этом костеле с 1939 года как викарий, а в 1941-1991 годах как настоятель. Ксендз Колосовский спас костел от пожара во вре-мя войны и от разрушения в совет-ское время.

Вообще говоря, внутреннее убранство костела Божьего Тела мож-но смело назвать одним из выда-ющихся музеев художественной европейской традиции своего вре-мени.

Усыпальница Радзивиллов (1616)

В нутри усыпальницы

Саркофаги

Усыпальница

Усыпальница