Казахско джунгарские войны кратко. Основные сражения за независимость с джунгарами. Тактические приемы действий казахских ханов в войнах с джунгарами? Что было после

Годы великого бедствия. 200-летняя казахо-джунгарская война (страницы истории)

В первой половине ХVIII века на казахские степи обрушились полчища джунгарских хунтайджи. Войска джунгар сметали все на своем пути, не оставляя аулов, не щадя женщин, стариков и детей. Эти годы остались в памяти народной как годы великого бедствия.

Но предыстория казахско-джунгарских конфликтов началась задолго до этого. В казахских шежире казахско-джунгарские отношения занимают большое место. Кроме того, этот период был изучен в трудах М. Тынышпаева, Ж. Касымбаева, В. А. Моисеева.

Кто такие джунгары

Самоназванием джунгаров был этноним "ойраты". Они занимали земли Западной Монголии, и их племена после того как добровольно признали владычество Чингисхана над собой, стали составлять левое крыло войска великого монгольского кагана. С того времени их и стали называть джунгары, что в переводе с монгольского означает "левое крыло". Тюркские народы, а через них и русские называли джунгаров калмаками (калмыками). Этот термин происходит от слова "калмак" - "оставшийся, отколовшийся".

Народ ойратов состоял из племен чоросов, дербетов, торгоутов и хошоутов. Во второй половине ХV века, после того как к власти пришел Есен-тайджи, ойраты начали усиливаться. Но уже в ХVII веке они потеряли значительные территории в Западной Монголии, чему было множество причин.

Западные соседи ойратов - Могулистан и Казахское ханство - нанесли им несколько тяжелых поражений, после чего перед ними встала проблема объединения с остальными племенами джунгар в один союз. Ведомые главой Хара-Хулом и его сыном Батуром, ойраты вновь обрели прежнюю силу. Хунтайджи (главный князь) Батур (1635-1653 гг.) объединил и создал свое независимое государство. Оно стало называться Джунгарским ханством. Преследуя племена неприсоединившихся к ним торгаутов и хошоутов - около 50 тысяч домов, или 250 тысяч человек, - Аюка-хан в 1663 году прошел через земли Северного Казахстана и достиг реки Едиль (Волга). Так между реками Едиль и Жайык (Урал) образовалось Калмыцкое ханство, вошедшее в состав Российского государства.

После образования Джунгарского государства в 1640 году монголо-ойраты, жившие у подножия Тарбагатая, объединились и выработали свод законов.

Хан Жангир и Орбулакская битва

Одним из первых крупных и наиболее знаменательных сражений между казахами и джунгарами была Орбулакская битва. Казахско-джунгарская война началась в 1635 году. Нападающей стороной были джунгары во главе с Батуром. Продолжительное время война протекала с переменным успехом, побеждали то одни, то другие. В одном из боев казахский султан Жангир попал в плен, но через некоторое время его освободили.

Междоусобный раздор казахских феодалов продолжал сказываться на общей ситуации. Отсутствие единства в казахском обществе, необходимость объединения против захватчиков - именно эти проблемы пришлось решать Жангиру. Он умело строил отношения с известными батырами и влиятельными биями, уделял большое внимание контактам с Бухарским и Хивинским ханствами. Авторитет Жангира рос быстро. Ставка его находилась в городе Туркестане - столице Казахского ханства. Жангир поддерживал отношения и с правителями Восточного Туркестана. Так он начал крупную политическую игру, не будучи избранным ханом. Жангир (Джахангир) был третьим сыном казахского хана Есима.

Батур-хунтайджи собрал большое войско для наступления на Жетысу. К его коалиции примкнули сын хакасского Алтын-хана Омбо-Эрдени, зять Батура-хунтайджи Огирту, Цацен-ан, младший брат Огирту, тайши Чокур, тайши Солтан, предводитель сибирского народа холтов и другие мелкие вожди племен. Несмотря на множество знатных имен, всего войско насчитывало не более 50 тысяч человек. Жангир об этом знал и старался предпринять все возможные меры. Нужно было собрать казахское объединенное войско, а в случае острой необходимости попросить помощи у дружественных соседей.

Эта казахско-джунгарская война началась в 1643 году и длилась до 1647 года. Вначале войско Батура захватило часть земель в южных отрогах Тянь-Шаня, взяло в плен несколько тысяч казахов и кыргызов. Тогда Жангир обратился за помощью к эмиру Жалантосу. Была достигнута договоренность и с владетелями тянь-шаньских кыргызов. Они обещали свою помощь.

Казахи терпели поражение за поражением. Нужен был человек, который смог бы объединить народ и возглавить войско в войне с заклятыми врагами. Именно в тот момент выдвинулся Жангир. Еще при жизни отца он хорошо изучил джунгаров, многие детали политических событий в стане врагов для него не были тайной.

Чтобы обезопасить себя с юга, Джангир договорился о мире с Бухарским ханством, в частности с известным правителем Жалантосом Бахадуром, построившим знаменитые дворцы Самарканда. Впрочем, казахи всегда были тесно связаны с Бухарским ханством, часть их проживала здесь постоянно. По преданию, сам правитель Самарканда Жалантос Бахадур родился в низовьях Сырдарьи среди казахов рода торткара. Но вместе с аулами хана Шигая семья Жалантоса в свое время откочевала к горам Нурата, в район Бухары. Бухарский хан назначил Жалантоса эмиром Самарканда.

Обстоятельства требовали срочных действий. Жангир направился в Джунгарский Алатау, в местность Орбулак. Здесь казахские воины решили устроить засаду, чтобы приостановить продвижение джунгаров. У султана Жангира насчитывалось всего 600 вооруженных всадников, зато это была отборная дружина. Среди них - батыры Шапрашты Карасай, Аргын Агынтай, Алшын Жиембет, Канглы Сарбук, Найман Коксерек, Дулат Жаксыул, Суан Елтинды и другие.

Столь малочисленное по количеству войско Жангира, может быть, объясняется двумя причинами. Во-первых, власть Жангира еще не успела окрепнуть, и он не мог призвать под свое знамя большое войско. Причем, это были дни перед выборами хана. Во-вторых, чрезвычайные обстоятельства вынуждали даже с небольшим войском выступить навстречу стремительно продвигающемуся по родной земле врагу. Жангир разместил половину своих людей в ущелье, построив укрепления, или редуты. В узкой горловине среди скал джунгары потеряли тысячи людей.

Через несколько дней битва повторилась, но уже на пересеченной местности. Джунгары уже начали было праздновать полную победу, когда к немногочисленным казахским воинам успело подойти большое подкрепление. Таким образом, когда речь идет об Орбулакской битве, надо помнить, что она состояла из двух сражений. Первое - в горах, когда 600 казахских батыров противостояли тысячекратно превосходящей силе противника. И второе - на ровной местности с участием большого количества войск. После них Жангир получил в народе прозвище Салкам, то есть "Внушительный".

Битва, в которой казахские воины во главе с Жангиром в местечке Орбулак сражались против джунгарских завоевателей, - лишь один из многих эпизодов более чем двухсотлетней войны казахов с джунгарами-ойратами-калмыками. И за этой войной следили не только Россия и Китай, но и западные специалисты военного дела.

В 1647 году Батур-хунтайджи предпринял новый поход на земли казахов, пытаясь отомстить за свое прежнее поражение. Война шла с переменным успехом. В одном из сражений в 1652 году погиб умелый и смелый полководец хан Жангир.

Таким образом, казахское войско под предводительством Жангира одержало победу, имевшую большое значение в войне с джунгарами. А она была непростой, так как требовала мобилизации сил всего казахского народа. И возможно, именно с целью объединения всей степи, жертвуя своей жизнью, казахские батыры под Орбулаком своим мужеством и отвагой решили показать всему народу, как надо сражаться, и главное - что врагов бояться не следует!

Война казахов с джунгарами длилась более двухсот лет, и борьба с ними была беспощадной и жестокой, принесла много несчастий обоим народам. Для казахов война с калмыками в ХVII-ХVIII веках была отечественной войной против джунгарских захватчиков. Казахские ханы Есим, Жангир, Тауке, Абылай, а также вышедшие из народной среды бии - Толе би, Казыбек би, Айтеке би все свои силы, талант и мужество отдали борьбе с джунгарами. В годину великих народных бедствий из простого же народа вышли герои-полководцы, слава которых не увядает до сих пор. Среди них - Богенбай, Кабанбай, Малайсары, Баян и другие.

Особенно страшной была война с джунгарами в 80-е годы ХVII века. В ту пору калмыки решили захватить предгорья Каратау, караванные пути и города, через которые осуществлялась торговля с остальным миром. Походы, осуществленные джунгарами в 1711, 1712, 1714, 1718, 1723-25, 1742 годах, принесли разорение и массовую гибель казахского народа. Их называют в истории "Актабан шубырынды" ("Годы великого бедствия").

Умелая политика хана Абылая

С приходом к власти талантливого хана и военачальника Абылая казахский народ, стоявший на грани исчезновения, собрался с силами и начал освободительную войну. Первая крупная победа была достигнута в 1728 году. У озера Шубартенгиз джунгарская армия была наголову разбита. А в 1729 году произошла знаменитая Аныракайская битва, в которой джунгары потерпели поражение. После этой битвы ойраты были выгнаны с занятых ими земель в Жетысу.

После смерти джунгарского предводителя Галдан Церена среди джунгарской знати начались междоусобные стычки, результатом которых явилась потеря джунгарами единства и порядка. Маньчжуро-китайский император, внимательно следивший за делами враждебного соседа, не замедлил воспользоваться отсутствием у джунгар единства и общего руководства. В 1755, 1756 и 1757 годах он совершил походы на джунгар, в результате чего погибло огромное количество ойратов. Как отмечает И. Я. Златкин, государство джунгаров было уничтожено. Таким образом, воинственный сосед казахского народа, с которым пришлось воевать в течение двух с лишним столетий, исчез с карты земли окончательно.

В этих беспощадных войнах с джунгарами погибло много людей, оба государства были сильно ослаблены, подорвана экономика, разорены земли. И только ценой неисчислимых жертв казахскому народу удалось спасти свою землю, чему в большой степени способствовала гениальная и гибкая внешняя политика хана Абылая, его талантливое руководство войсками во время сражений и боев. Примечательная деталь: в 50-60-х годах ХVIII века казахские племена во главе с предводителями вернулись на свои земли и за короткий период восстановили контроль на землях от Алтая до Сибири.

На освободившихся от ойратов территориях разместились роды и племена cтаршего и cреднего жузов, и восточная граница Казахстана теперь вплотную подошла к границам Маньчжуро-Китайской империи. Благодаря умелой политике хана Абылая казахам удалось сохранить свою территорию между Россией и Китаем, определить северо-западные границы, что весьма пригодилось позднее.

Перенеся неисчислимые страдания, отдав миллионы жизней, многострадальный казахский народ сумел спасти свою страну, свободу и независимость. В противоположность ему несчастный народ таких же кочевников - ойраты, следуя то за Россией, то за Маньчжуро-Китаем, не смог различить своих истинных врагов и был вычеркнут из истории. Такова весьма поучительная судьба ойратов. Видимо, так было угодно исторической судьбе. И о таких уроках забывать не следует.

В подготовке статьи использованы материалы из книги "Иллюстрированная история Казахстана".

Нурмаш АМИРТАЙ

Внутриполитическое положение Казахского ханства в конце XVII- начале XVIII веков было сложным. Характеризовалось оно политической раздробленностью и хозяйственным упадком. Производительные силы казахского общества развивались очень медленно, производственные отношения по-прежнему являлись патриархально-феодальными. Пережитки патриархальщины пронизывали все поры хозяйственной и социальной жизни народа. Феодальная собственность на землю находила свое выражение в праве феодалов распоряжаться кочевьями, присваивать лучшие из них, хотя по форме землепользование было общинным. Объектом частной собственности и средством феодальной эксплуатации был также скот. Крупные феодалы, по свидетельству источников, обладали стадами в несколько десятков тысяч голов.

Верховным распорядителем всех земель в ханстве по-прежнему считается хан. В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное право - сойургал. Скотоводы платили налог - зякет, делали подношение мясом - согым, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж (налоги). Простые люди привлекались к общественным работам - мардикар. Принимали на постой войска -каналга, а также знатных людей - жамалга. Собирался натуральный сбор для снабжений войск - тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.

Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак суек - белая кость, к ней относились только чингизиды - потомки Чингисхана и ходжи - потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к кара суек - черной кости.

Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов (биев), которые «собирались осенью, в одно место, в середине степи для рассуждения о делах народных», как гласит один из пунктов « Жеты Жаргы»

Система государственного управления была основана на обычном праве (адат). Наряду с нормами адата в системе феодального правопорядка действовали нормы мусульманского права (шариат). Составленный при Тауке хане в конце XVII века свод законов «Жеты Жаргы» юридически закрепил социальные и правовые нормы казахского общества того времени, направленные на укрепление государственной власти, а также власти феодальной верхушки.

Экономический базис казахского общества - кочевое скотоводство - в значительной степени препятствовал созданию предпосылок для развития и упрочнении государства на всей территорий ханств. Постоянные перекочевки населения сдерживали развитие контактов между отдельными племенами и родами. В силу объективных причин обусловленных природой кочевого общества, между казахскими жузами политико-экономические связи были слабы.

В конце XVII - начале XVIII века Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680 1718), занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности. Однако, смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султан Каип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы: в Старшем жузе - Болат хан, в Среднем жузе - (Шахмухамед) Семеке хан, в Младшем жузе - Абулхаир хан (1718-1748), а в Ташкенте ханом стал Жолбарыс.

Так начался процесс распада казахского ханства. Еще более тяжелым было внешнеполитическое положение Казахского ханства. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки, с севера - сибирские казаки, между ними действовали башкиры, с юга существовала постоянная угроза от среднеазиатских государств.

Об этой сложной исторической эпохе Ч.Уалиханов писал: « Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки башкиры с разных сторон громили улусы казахов, отгоняли скот и уводили в плен целыми семействами.».

В первой четверти XVIII века наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах наибольшего упрочнения своего потенциала, политического веса в Центрально-Азиатском регионе.

Основная цель нашествий джунгарских правителей на территорию Казахского ханства заключалась в подчинении казахских степей своей власти, в захвате кочевий и пастбищ. По мере роста численности поголовья скота кочевники вынуждены были расширять необходимую для скотоводческого производства территорию. В выгодное положение, по отношению к казахскому ополчению, джунгар ставило наличие у них артиллерии. Для войны с казахами джунгары покупали вооружение и пушки у русских оружейников.

Так, в 1635 г. на западе Монголии или в северо-западной части Центральной Азии сформировалось сильное кочевое государство - Джунгарское ханство, состоящее из монголо-ойратских племен: дэрбентов, чороссов, хошуотов и торгоутов. Основу экономики Джунгарского ханства составляло экстенсивное кочевое скотоводство, как и у соседних казахов, халхасов, алтайцев.

Эпизодические вторжения джунгар на территорию Казахстана начались ещё в XV в. В конце XVI в. небольшая часть ойратов после неудачных набегов на казахов попали в зависимость от казахского хана Тауеккеля. Сам Тауеккель в своих грамотах в Москву именует себя «царём казацким и калмыцким». Потерпев тяжелое поражение в войне с Цинской империей (1690 - 1697 гг.), джунгарские феодалы пытались возместить утраченное за счёт завоевания Казахстана и Средней Азии. В 1698 г. тумены ойратского хунтайджи Цэван-Рабдана вторглись в кочевья Старшего жуза, что положило начало новой полосе вооруженных столкновений между ойратскими (калмыцкими) и казахскими феодалами. Именно с этого времени джунгарская опасность начала превращаться в главную опасность, угрожающему самостоятельному существованию Казахстана.

После начала второй ойрато-цинской войны 1717 - 1722 гг. натиск джунгар на Казахстан ослабевает. Воспользовавшись этим, казахи вновь нанесли им удар. Таким образом, на протяжении двух с лишним десятилетии между Казахскими ханствами и Джунгарией периодически вспыхивали вооруженные конфликты, не приносившие решающего успеха не одной из сторон.

Наконец, заключив мир с Цинской империей, ранней весной 1723 г. ойратские феодалы всей своей мощью обрушились на Казахстан и Среднюю Азию. Население кочевых районов Казахстана, занятое подготовкой к переходу с зимних стоянок на летние пастбища, было застигнуто врасплох. Сметая на своём пути заслоны из разрозненных и немногочисленных казахских отрядов, джунгарские войска быстро продвигались вглубь Казахстана, оставляя после себя груды мёртвых тел, пепел пожарищ, угоняя в Джунгарию десятки тысяч пленных, караваны награбленных богатств.

Один за другим после ожесточённых схваток в руки ойратов переходили казахские и среднеазиатские города - Ташкент, Сайрам, Туркестан и др. Бросая скот и имущество, казахи уходили в Среднюю Азию и на запад: Средний и Старший жузы - в Ходжнту и Самарканду, Младший - в Хиву, Бухару, к Волге и Астрахани. Наплыв значительных масс кочевников и бежавших из земледельческих и ремесленных центров в города и области Средней Азии привело к обострению межнациональных противоречий, голоду, разрухе, вытеснению жителей этих оазисов в глухие, безводные районы. Узбекский историк Мухаммад Якуб Бухари писал, что «в Бухаре наступил такой голод, что даже человеческое мясо пошло в пищу людям, мертвых не хоронили, а съедали. Наступило полное смятение. Повсюду люди, покинув родные места, разбрелись в разные стороны. В Бухаре остались два гузара (квартала) жителей, в Самарканде ни одной души не осталось». То страшное время вошло в историю казахского народа, как годы Великого бедствия, а в устных казахских преданиях именуется «Актобан шубырынды».

Выражение «Актобан шубырынды» означает, что люди в полном изнеможении от голода и усталости бросились на землю и пластом залегли у озера Алаколь. На пути отступления казахов лежало два озера с одинаковым названием Алаколь. Первое находилось на левом берегу Сырдарьи, а другое - на правом, в 90 километрах от Ташкента. Поскольку отступившие казахи Старшего и Среднего жузов у озера Алаколь в полной уверенности, что они вне опасности и враги их не настигнут, то таким местом могло быть только озеро за Сырдарьёй, то есть на левом берегу.

В годы Великого бедствия обострились отношения казахов с Бухарой, Хивой, Ферганой и другими регионами Средней Азии, ввергли в голод и местное оседлое население. Положение казахов осложнилось еще и тем, что их передвижение под давлением джунгарских отрядов на запад привело к столкновению с туркменами, нарушению дружеских взаимоотношений с каракалпаками.

Огромные потрясения, вызванные джунгарским нашествием, массовая потеря основного богатства (скота) привели к экономическому кризису. А это, в свою очередь, усилило политические противоречия среди правящей казахской верхушки. Выходом из создавшегося положения мог быть лишь организованный отпор врагу, который остановил бы экономический и политический распад казахских жузов.

В результате джунгарского нашествия нависла угроза существования не только казахского народа. Судьба народов Средней Азии могла быть ещё трагичнее, если бы не нашлись в казахской степи силы, способные не только остановить, но и изгнать захватчиков.

Джунгарское нашествие на территорию Казахстана оставило заметный след на теле древнего Казахстана, прославило и сплотило нацию. Предлагаем окунуться в историю и разобраться, как проходили те далекие события.

Джунгарское нашествие: причины

Страницы истории Казахстана пропитаны кровью. Множество страданий и войн упало на плечи наших предков. Не раз захватчики заходили на территорию Великой Степи, однако в попытках поработить свободолюбивый народ обламывали зубы даже самые грозные из них. Например, ойраты из Джунгарского ханства.

Казахско-джунгарские войны начались в XVII веке. Джунгарские ханы хотели расширить территорию за счет казахских земель. Сначала их походы носили сравнительно редкий характер. Однако к началу XVIII столетия, когда на джунгарский престол взошел Цэван-Рабдан, ситуация обострилась.

Ойраты (джунгары) начали набирать силу, рос их политический вес и военная мощь. Это беспокоило даже Российскую империю, у которой в регионе были свои интересы. К 1720-м годам нападения джунгарских войск участились, стали более масштабными и кровопролитными.

С 1710-го неприятель совершил пять походов, постепенно оккупируя все новые территории. К 1717 году под пятой захватчиков оказалась часть Жетысу и территории Центрального Казахстана близ реки Сарысу. Цель кровожадного правителя была ясна - захватить и подчинить Казахское ханство своей власти.

Казахские воины не могли дать достойный отпор. Основная причина - распри среди ханов и султанов, которые возникли и не прекращались после смерти Есим-хана в 1628 году. Кроме того, казахи уступали джунгарам в военном отношении.

На вооружении калмыков стояла фитильная артиллерия и ружья, тогда как казахские войска были вооружены лишь луками, копьями, саблями, секирами, также было небольшое количество огнестрельного оружия. Помимо этого, число джунгарских воинов значительно превосходило казахские силы.

Джунгарское нашествие: основные события

Осознав пагубность положения, видные бии, старшины, батыры начали предпринимать первые действия для объединения сил трех жузов. Возле Каракума в 1710 году провели первое собрание старшин казахских родов, на котором приняли решение создать народное ополчение во главе с батыром Богенбаем.

Через год объединенные войска одержали первую победу, дав решительный отпор ойратам. Через некоторое время ополчение уже регулярно вторгалось на территорию неприятеля. В 1713 году Цэван-Рабдан организовал ответный поход, но он провалился.

Однако рано было праздновать победу. В борьбе за власть казахские правители снова разругались, и этим воспользовались враги. В период с 1714 по 1719 гг. джунгары практически безнаказанно грабили и сжигали поселения казахов.

К сожалению, проблемы с соседями этим не ограничивались. На севере бесчинствовали сибирские казаки, на юге - на границы посягали узбеки, а на северо-западе - башкиры.

Годы великого бедствия

До 1722 года ойраты действовали вполсилы. От полномасштабной войны их сдерживала Цинская империя. Но после смерти китайского императора джунгары словно с цепи сорвались. Четыре года они истребляли казахский народ, тысячи людей были взяты в плен, сотни тысяч убиты.

В годы великого бедствия часть казахских родов откочевала в пределы Сырдарьи, другие - вовсе ушли из Средней Азии. Под контроль Джунгарии перешел Южный Казахстан и Семиречье, также были захвачены такие важные города, как Ташкент, Туркестан и Сайрам.

Ответственность за страдания, голод, смерть многих мужчин, женщин и детей лежала на плечах не только ойратов, но и казахских правителей, которые в столь трудный час думали не о судьбе людей, а о собственной выгоде. Пока враг господствовал на казахских землях, они не прекращали споры о том, кто достоин править.

Устав от недальновидности султанов и прочей знати, народ сам стал решать вопрос своего спасения. Появились лидеры, которые возглавили ополчение, среди них были батыры:

  • Кабанбай.
  • Шакантай.
  • Жанибек.
  • Райымбек.
  • Наурызбай.
  • Есет; Букенбай.
  • Баян и другие.

В 1728 году батыры Казахского ханства нанесли первое значительное поражение ойратам. Под видом отступления ополчение заманило джунгарскую армию глубоко в степь, а затем резко развернулось и взяло их в клещи. Практически все враги были убиты, и лишь единицам удалось сбежать. Это сражение впоследствии было названо как «Место гибели калмыков».

Победа в одном из сражений казахско-джунгарских войн стала возможной не только благодаря скоординированным действиям войск, но и политической нестабильности, которая возникла в Джунгарии. Дело в том, что за год до сражения умер Цэван-Рабдан. Некогда мощное централизованное государство пошатнулось. Это позволило казахам перейти в наступление, атакуя западные границы Джунгарского ханства.

Великая Аныракайская победа

Через год после разгрома джунгарских сил на реке Буланты казахское ополчение фактически добило агрессора. Аныракайскую битву считают одной из самых масштабных в мировой истории. Она длилась 40 дней, а поле сражения протянулось на 200 километров. Точное количество войск неизвестно: одни источники утверждают, что с каждой стороны было 12 тысяч, другие - 150 тысяч воинов.

Битвой командовали: хан Младшего жуза Абулхаир с двадцатипятитысячной кавалерией, верховный правитель всех жузов Болат, его сын султан Абулмамбет и хан Среднего жуза Самеке.

Отбросив разногласия, правители впервые объединились перед лицом врага и ударили в это лицо единым мощным кулаком. К январю 1730-го джунгарские силы были практически уничтожены. Уцелевшие отряды отступили по реке Или.

Джунгарское ханство едва выдержало это поражение. Выжить им помог новый раздор среди казахской знати. Причина - смерть главного хана Болата. На это место претендовали его сын Абулмамбет, ханы Абулхаир и Самеке. После голосования престол занял Абулмамбет.

После этого, считая себя обделенными, предводители Младшего и Среднего жузов покинули место сражения. Абулмамбету пришлось отойти в Туркестан.

Затишье перед бурей и падение Джунгарии

В течение следующих пяти лет воцарилось относительное затишье. Батыры казахского народа и хан Абулхаир работали над прикрытием тыла перед решающим этапом войны. Им удалось добиться перемирия с волжскими калмыками и в целом наладить отношения со многими среднеазиатскими ханствами.

К концу 1730-х годов Джунгарское ханство заключает мир со своим давним врагом - Цинской империей - и начинает подготовку к крупному вторжению в Казахстан. В 1739 году казахские ханы уже знали о предстоящем нападении, но предпринимать что-либо не стали. Они были заняты более насущными проблемами - очередными спорами за власть после смерти хана Самеке.

В итоге, пропустив вторжение и не успев выстроить оборону, Казахстан потерял значительные территории Среднего жуза. В начале 1741-го тридцатитысячное ойратское войско дошло до реки Тобол. На этом месте прошло немало ожесточенных столкновений. В ходе одного из них в плен попал славный батыр Абылай, султан Дургун, батыры Коптуган и Акымшын.

После этого на общем совете было принято решение послать в Джунгарию предложение о перемирии. Как это ни странно, но переговоры прошли успешно. Пленных батыров освободили, а целостность государства была сохранена.

Абылай в 1743-м стал ханом объединенного Казахского ханства. Около десяти лет он готовился к новому витку войны с Джунгарией. Как оказалось, не зря. В 1752 году один из правителей ойратов Лама-Доржы нападает на Казахстан. Абылай, будучи талантливым стратегом, с легкостью разбивает силы противника, берет их предводителя в плен и казнит.

Заключая мир с Казахстаном, джунгарские правители, возможно, хотели взять паузу, чтобы перегруппировать войска и восстановить силы. Однако в 1745 году внутри Джунгарии начался раскол. Прежний хан умер, и началась борьба за трон, которая продолжалась десять лет.

Слабостью Джунгарии воспользовался Китай. В 1755-м полмиллиона маньчжурских войск вторглись на территорию ойратов, смели их армию и уничтожили 90% населения ханства. Верховный хан Даваци был взят в плен и доставлен к императору.

Без правителя Джунгарское ханство развалилось на несколько постоянно враждующих регионов. От некогда могущественной империи остались лишь руины. В последние годы существования Джунгарии казахские батыры регулярно нападали на ее территорию, добивая врага, который мордовал казахский народ в течение 200 лет. Борьба казахского народа с джунгарами носила освободительный характер и увенчалась успехом.

Война, в которой были пролиты реки крови, закончилась. По самым скромным подсчетам джунгарское нашествие унесло жизни более миллиона жизней. Эта трагическая страница казахской истории послужила катализатором объединения народа, появления прославленных героев и достойных правителей. Благодаря силе, решимости, смелости и слаженным действиям, воины-патриоты смогли поднять и вознести казахское знамя во имя жизни и процветания потомков.

Джунгарское ханство - последняя кочевая империя

Исторический отрезок с конца позднего Средневековья до начала Нового времени известен в специальной литературе, как "Период малого монгольского нашествия". Это была эпоха, когда многовековое противостояние Кочевника и Земледельца, наконец, завершилось в пользу последнего. Но как это ни парадоксально, именно в это время Великая Степь породила последнюю Кочевую империю, которая была способна практически на равных сражаться с крупнейшими земледельческими государствами региона

Отрезок азиатской истории с конца позднего Средневековья до начала Нового времени известен в специальной литературе как «период малого монгольского нашествия». Это была эпоха, когда многовековое противостояние Кочевника и Земледельца наконец завершилось в пользу последнего. На протяжении XV-XVII вв. прежде могучие кочевые народы один за другим признавали сюзеренитет оседло-земледельческих империй, а территория суверенных кочевых государств сжималась, как шагреневая кожа. Но, как ни парадоксально, именно в это время Великая Степь породила последнюю кочевую империю, способную практически на равных сражаться с сильнейшими государствами

Период с 30-х гг. XVII в. до первой половины XVIII вв. был исключительно важным в жизни народов не только Средней, Центральной и Восточной Азии, но и России. В это время на берегах Тихого океана завершился начатый еще Ермаком русский «бросок встречь Солнцу», сформировались общие контуры восточных и юго-восточных границ Российского государства, а также западных и северо-западных границ Китая, с некоторыми изменениями сохранившиеся до нашего времени; оформилась территория проживания среднеазиатских народов (казахов, киргизов, каракалпаков), произошло разделение монгольского народа.

Инициаторами создания централизованного государства в Западной Монголии выступили ойратские князья из дома Чорос. В середине 30-х гг. XVII в. одному из них - Батуру-хунтайджи - удалось объединить ранее враждовавшие племена. В последующие 120 лет Джунгарское ханство стало одним из ключевых политических «игроков» в центральноазиатском регионе. Джунгары приостановили российскую экспансию в Южную Сибирь, разгромили северомонгольское государство Алтын-ханов, в конце XVII в. подчинили населенный мусульманами Восточный Туркестан, опустошили кочевья Восточного и Южного Казахстана и в ожесточенном противостоянии одолели ханов Восточной Монголии.

Тяжелейшим испытанием для Джунгарии стали три войны с самым могущественным государством региона - империей Цин. Боевые действия шли на огромных пространствах, однако, несмотря на предельное напряжение сил, Империи так и не удалось подчинить себе молодую западномонгольскую державу. В первой половине XVIII в. под контролем ойратских правителей находилась значительная часть современного Казахстана, северная часть Синцзян-Уйгурского АО КНР, юго-запад Республики Монголии и южная часть Горного Алтая.

В чем же причина блестящих побед джунгар над своими могущественными воинственными соседями на протяжении почти ста лет?

В отличие от своих восточных соплеменников, западные монголы жили в централизованном государстве, во главе которого стояли правители-хунтайджи, обладавшие практически неограниченной властью. В условиях стремительного развития земледельческих государств джунгарские правители реализовывали грандиозный эксперимент по созданию общества-гибрида, в котором традиционный кочевой образ жизни совмещался с элементами оседло-земледельческой культуры. Чтобы выжить, кочевые сообщества должны были приспособиться к меняющемуся политическому и экономическому «климату» на континенте. Из всех кочевых народов именно джунгарам это удалось в наибольшей степени.

Уже Батур-хунтайджи стал активно поощрять земледелие и строить укрепленные «городки». Его последователи активно переселяли в центральную Джунгарию представителей оседло-земледельческих народов для развития там пашенного земледелия. Благодаря помощи иностранных мастеров в ханстве начали развиваться черная и цветная металлургия, суконное производство.

Особенно ярко элементы модернизации проявились в военной сфере. Нужно отметить, что военное искусство кочевников Западной Монголии прошло в своем развитии два основных этапа, которые с некоторой долей условности можно обозначить как «ойратский» и «джунгарский».

«Ойратское» военное искусство

На протяжении большей части XV - первой половины XVII вв. вооружение и тактика западных монголов (ойратов) мало отличались от вооружения и тактики кочевников Южной и Восточной Монголии.

Главной ударной силой армии были средневооруженные копей­щики-панцирники, способные вести дистанционный бой с использованием луков (а позднее фитильных ружей), а на короткой дистанции - опрокидывать противника с помощью копейной атаки и последующей конной рубки. Основным оружием ближнего боя были длинные ударные копья и пики, а также клинковое оружие - палаши и слабоизогнутые сабли.

Зажиточные кочевники использовали различные типы металлических панцирей, рядовые - стеганные на вате панцири, которые могли повторять покрой традиционной верхней одежды-халата. Руки воина защищали наплечники и пришедшие с запада створчатые наручи, шею и горло - металличе­ские, кожаные и матерчатые бар­мицы. Голову прикрывали клепаные шлемы, снабженные навершиями с втулками для плюмажа.

Наиболее распространенным видом плюмажа была кисть из узких матерчатых ленточек, которая уже в XVII в. стала символом ойрат­ской независимости. Также широко употреблялись султаны из конского волоса и птичьих перьев. Знать щеголяла в высоких сфероцилиндрических шлемах, напоминающих по форме вазу или кувшин с длинным узким горлышком - такие шлемы позволяли воинам издали увидеть своих командиров на поле боя.

Мнение о примитивности степного защитного вооружения в период позднего Средневековья опровергается сведениями из письменных источников. Монгольские и алтайские «мастера куяшного дела» изготавливали панцири, носить которые было престижно даже среди высшей феодальной аристократии Средней Азии. За обладание трофейными бурятскими «куяками» среди русских служилых и «охочих» людей вспыхивали настоящие потасовки. Более того: российские власти рекомендовали казакам брать ясак с сибирских «кузнецких людей» «…шеломами, и рогатинами, и саблями».

Монгольские воины использовали различные виды построений: клин, лаву, рассыпной строй, а также плотные построения шеренгами, которые европейские путешественники сравнивали со строем «крылатых» польских гусар. Одним из любимых был строй «лук-ключ»: центр армии отогнут назад, фланги выдвинуты в сторону противника. В ходе сражения один или оба вытянутых вперед крыла наносили мощный удар по флангам врага, а затем заходили ему в тыл.

Перед сражением номады выстраивались по отрядам, во главе с ханскими дружинниками. Древки знамен командиров подразделений снабжались флажками или конскими хвостами, большие знамена несли специальные «багатуры». Падение знамени нередко вызывало панику в рядах отряда.

Атака начиналась под рокот барабанов, а в момент столкновения противника оглушал рев больших труб. Первый удар обычно наносили лучники, затем в атаку устремлялись копейщики, а потом начиналась ожесточенная рукопашная схватка. Если противник выдерживал такое нападение, то монгольская конница незамедлительно отступала. В ойратском эпосе красочно описывается наступление масс копейной конницы: «Завиднелись тем часом бунчуки знамен, словно камыши; замелькали копейные острия, словно сахарный тростник».

Такая тактика была хороша против противника, вооруженного таким же холодным оружием, однако против ружейных стрелков она была малоэффективна. Попытки кочевников приобрести огнестрельное оружие жестко пресекались правительствами земледельческих государств. Российское царство и Цинская империя ввели строжайшее эмбарго на поставки ружей в монгольские государства.

Эпоха огнестрельного оружия

Военные реформы джунгарской армии в конце XVII - первой половине XVIII в. в первую очередь были связаны с освоением огнестрельного оружия. Первые факты использования ойратами ручного огнестрельного оружия относятся к началу XVII в.

Во второй половине XVII в. начались массовые поставки оружия из Средней Азии и России. Обойти ограничения, наложенные русским правительством на продажу оружия кочевникам, джунгарам удалось благодаря посредничеству среднеазиатских мусульманских купцов и сибирских «князцов». В Москве и других городах России торговцы явно, а чаще тайно, закупали оружие, а затем вместе с торговыми караванами скрытно переправляли его в Джунгарию. Размах контрабандной торговли даже сейчас поражает воображение: вплоть до начала 80-х гг. XVII в. в Джунгарию регулярно отправлялось «по 30 и больше возов» с огнестрельным оружием. Сделать это без ведома русских служилых людей в Сибири было практически невозможно. Есть основания считать, что в контрабандной торговле были замешаны и представители высшего командного состава сибирских острогов. Однако главную роль в перевооружении джунгарской армии все же сыграли поставки из Средней Азии.

В последней четверти XVII в. произошло то, чего больше всего опасались русские цари и китайские императоры: монополия земледельческих государств на массовое применение огнестрельного оружия была нарушена. Для позднесредневековой Азии это событие по значимости можно сравнить с расширением в наши дни клуба ядерных держав за счет «государств-изгоев». Распространение «огненного боя» в Джунгарию в корне изменило весь облик центральноазиатских войн.

Благодаря массовому импорту ружей традиционный состав родов войска номадов изменился - в нем появились многочисленные подразделения стрелков, вооруженных ручным огнестрельным оружием. Искусством стрельбы из него джунгарские воины овладели достаточно быстро. Стрелки передвигались на лошадях и на поле боя спешивались, то есть фактически представляли собой «азиатских драгун».

Плотность ружейного огня ойратов была настолько велика, что маньчжурские воины, несмотря на поддержку собственной артиллерии, были вынуждены спешиваться и атаковать джунгар в пехотных колоннах. Основной задачей джунгарских стрелков было остановить атаку войск противника, в то время как кавалерия (составлявшая вторую линию джунгарских войск) должна была опрокинуть его фланги.

Такая тактика, основанная на активных действиях кавалерии с опорой на «огнестрельную» пехоту, широко применялась в Средней Азии еще в XVI веке. Во многом благодаря ей были одержаны победы над халхасцами (приведшие к ликвидации восточномонгольской государственности) и лучшей армией Дальнего Востока - регулярными войсками империи Цин.

Пушки на верблюдах

Зависимость Джунгарии от поставок огнестрельного оружия из-за границы представляла угрозу национальной безопасности страны, поэтому в конце XVII - начале XVIII в. были предприняты экстраординарные меры по налаживанию его производства в степных условиях. Благодаря содействию русских и, вероятно, среднеазиат­ских мастеров, в Джунгарии было налажено собственное производство фитильных ружей и ружейной амуниции. В крупных производственных оружейных центрах трудились тысячи местных и иност­ранных мастеров и рядовых кочевников. В результате огнестрельное оружие получило широчайшее распространение даже среди рядовых джунгарских воинов.

Большинство ружей джунгарского производства имело фитильный замок, длинный ствол, узкий приклад и, часто, деревянные сошки, опираясь на которые можно было существенно повысить меткость стрельбы. Ружейная амуниция (сумка, огниво, мешочки для пуль и т. д.) носилась на поясе. Иногда для повышения скорострельности порох ссыпался в специальные мерки, выполненные из кости или рога. Такие азиатские «бандельеры», в отличие от европейских аналогов, обычно носили не через плечо, а на шее.

Джунгарская армия конца XVII - начала XVIII в. состояла из дружин хунтайджи и крупных ойратских феодалов, народного ополчения, дружин вассалов и союзников ханства. Все ойраты, кроме детей, дряхлых стариков и лам, считались военнообязанными и несли воинскую повинность. При известии о приближении противника все мужчины, подлежавшие призыву, должны были незамедлительно прибыть в ставку местного феодального владетеля. Благодаря относительно компактному проживанию большей части ойратов джунгарским правителям удавалось достаточно быстро мобилизовать необходимое число воинов. По сведениям российских дипломатов, численность джунгарской армии в первой трети XVIII в. достигала 100 тысяч человек.

Последний и заключительный этап джунгарских военных реформ связан с появлением артиллерии. В 1726 г. в Джунгарии в районе Иссык-Куля был построен первый завод по производству пушек. Организовать его работу было поручено сержанту шведской армии Иоганну Густаву Ренату, который был взят в плен русскими солдатами под Полтавой, а затем переправлен в Тобольск. В 1716 г. он был вторично взят в плен, на этот раз джунгарами. Сержанту обещали свободу и щедрую награду в обмен на организацию пушечного производства в Ойратии. Для обучения пушечному мастерству ему были даны 20 оружейников и 200 рабочих, а несколько тысяч человек назначено на подсобные работы.

По позднейшим показаниям Рената, он «всех пушек зделал токмо четырехфунтовых 15, да малых 5, да мартир десятифунтовых з двадцать». Однако по сведениям российских послов число пушек, изготовленных шведом, было гораздо больше. Маловероятно, что Ренат изобрел новые виды орудий, скорее всего он просто воспроизвел известные ему формы пушек, но без лафетов европейского типа и колес - в Джунгарии не существовало дорог в европейском понимании этого слова, по которым можно было перевозить колесную артиллерию. Пушки перевозили на верблюдах, укрепив стволы в специальные «ясли» на их горбах.

Заложенные шведом основы артиллерийского производства давали свои плоды на протяжении еще полутора десятков лет. По сведениям самих джунгар, легкие орудия, перевозимые на верблюдах, в начале 40-х гг. XVIII в. исчислялись тысячами, а тяжелые орудия и мортиры - десятками.

Отливом пушек в Джунгарии в 40-е гг. XVIII в. наряду с ойратами занимались и русские мастера. Однако после начавшейся междоусобицы в Джунгарии артиллерийское производство начало приходить в упадок. Так, в 1747 г. изготовленная российским мастером Иваном Билдегой и его товарищами медная пушка «разорвалась при пробе».

Иностранные специалисты сыграли важную роль и в обучении джунгарских стрелков европейским приемам ведения дистанционного боя. Неподалеку от ставки хана были организованы регулярные учения, в ходе которых ойраты маршировали «построившись в колонны и шеренги», производили развороты и перестроения, а также выполняли «ружейные приемы» и вели огонь залпами.

Появление достаточно большого артиллерийского парка, применение которого имело еще и сильный психологический эффект, позволило ойратским полководцам подкорректировать методы ведения боя. В ходе сражений орудия располагали на возвышенностях и маскировали. Легкая джунгарская конница выманивала войска противника в поле и подводила под удар артиллерии и спешенных стрелков. Стационарные орудия били по наступающей пехоте и коннице врага в упор. Расстроенные ружейными и пушечными залпами отряды атаковали конные копейщики и пищальники.

Тактика ведения боя была исключительно гибкой. Латная копейная конница, легковооруженные всадники с пиками, луками и ружьями, пешие стрелки, «верблюжья» артиллерия - все они эффективно взаимодействовали и дополняли друг друга.

Таким образом, военными успехами последняя кочевая империя была обязана успешно проведенной модернизации вооруженных сил. Эффективность нового вооружения и новой тактики ведения боя доказали успешные войны джунгар как против кочевых, так и против оседлых народов.

Джунгарское ханство погибло в середине XVIII в. в результате длительной междоусобной борьбы ойратских феодалов. Весь степной мир Центральной Азии и Южной Сибири оказался фактически поделенным между крупнейшими региональными державами - Россией и Китаем. История кочевых народов и кочевых империй, как самостоятельного субъекта мировой политики, завершилась.

Мурат УАЛИ, Марал ТОМПИЕВ
Эпоха казахско-джунгарских войн (жаугершілік заманы), длившаяся с перерывами с 1635 по 1758 год, оказала огромное влияние на формирование казахской народности и образование территории современного Казахстана. Это влияние ещё не до конца исследовано и осознано даже наукой. Многие эпизоды войны и мира неизвестны, а те битвы, что попали на страницы скудных письменных источников, вызывают больше вопросов, чем ответов.
Для профессиональных историков это по большей части неблагодарный, «недиссертабельный» материал. Но ведь понятно, что история пишется не для того, чтобы защищать диссертации и публиковать научные монографии, а для того, чтобы народ знал своё прошлое. Я и мой друг Марал Томпиев не историки.
Наши диссертации защищены в других областях науки, поэтому мы решили пойти другим путём. На этом пути нами движет не стремление к публикациям или научным открытиям (что не исключается), а стремление лучше понять историю своего народа и донести её до самого народа. В наших разговорах и спорах на эту тему возникла идея, что если, не ожидая милостей от историков, побывать на месте битв, то рассказы жителей, природный рельеф, старые карты, логика военных действий могут подсказать ответы на имеющиеся вопросы. Мы решили объездить места наиболее важных казахско-джунгарских битв, зафиксировать их в фото- и видеоматериале, опубликовать впечатления в виде статей, понятных каждому. Этот просветительско-туристический проект, возможно, внесёт свой вклад в понимание казахской истории XVII–XVIII веков, а также в развитие современного внутреннего туризма.
Как говорят казахи: «асын барда ельге берiп, ель таны, атын барда жерде журiп, жер таны / имея средства, накорми людей – узнаешь народ, имея коня, путешествуй – узнаешь страну». Поэтому мы, оседлав своего механического тулпара по кличке Лэндкрузер, в сезоне 2012 года побывали на месте Орбулакской битвы, Анракайской битвы, Согетинской битвы (Ойран тобе), битвы на Аягозе. Впереди, в сезоне 2013 года, – новые битвы, новые путешествия и новые рассказы.
Если кто-то из читателей обладает старыми картами Центральной Азии, редкими книгами о казахско-джунгарских отношениях, оружием кочевников или даже готов оказать спонсорскую поддержку – будем рады любой помощи. Наша электронная почта: [email protected] .

Путешествие в Орбулакскую битву

Как известно из казахской истории, в 1643 году джунгарский хунтайши Эрдени Батур с большим войском выступил в поход на казахские земли, но потерпел поражение от казахского Жангир султана. При этом Жангир впервые применил необычную для кочевников тактику – его 600 воинов выкопали «шанцы» и использовали «вогненый бой» против 50-тысячного джунгарского войска. Затем на помощь Жангиру пришёл самаркандский эмир Ялантуш, и казахи победили. Хотя сражение 600 воинов с 50 тысячами выглядит нереально, это вовсе не легенда! Существует письменный первоисточник – отчёт тобольскому воеводе русских посланников Ильина и Кучеева к джунгарскому хунтайши. Эти посланники дожидались хунтайши в его ставке, пока он был в походе, а после его возвращения составили отчёт со слов участников похода.
Конечно, при этом возникает много вопросов:
– Где именно в Жетысу происходила битва?
– Откуда у Жангира появилось огнестрельное оружие?
– Откуда и как появился эмир Ялантуш с 20-тысячным войском?
– Как Жангир мог знать намерения и маршрут Эрдени Батура, чтобы успеть предупредить Ялантуша, достать ружья, выкопать окопы?
На эти вопросы ни в исторической литературе, ни у современных историков нет ответов. К примеру, профессиональный казахстанский историк Виль Галиев в своей книге «Хан Жангир и Орбулакская битва» указывает лишь место битвы – речка Орбулак в Джунгарском Алатау, а в остальном ограничивается пересказом русского первоисточника. Если добавить к этому, что известный русский синолог Н. Бичурин высказался о битве весьма скептически, как о «киргиз-кайсацких сказках», то становится понятно, что Орбулакская битва – одна из загадок казахской истории.

Лучше один раз увидеть…

Априори ясно, что в Орбулакской битве определяющую роль должен играть рельеф местности. Так же как в битве при Фермопилах, где 300 спартанцев сражались с 80-тысячной армией персов, защищая узкий проход между горами и морем. В нашем случае это должно быть узкое ущелье между горами. Причём настолько узкое, чтобы его могли перегородить, как упомянуто в источнике, половина жангировских бойцов, то есть 300 стрелков. Как было сказано выше, историк Виль Галиев, а также казахский писатель Бексултан Нуржекеев утверждают, что эта местность находится между хребтами Джунгарского Алатау и Алтын-Эмель.
Мы с Маралом, понимая, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, решили побывать на месте Орбулакской битвы.


Рано утром мы выехали из Алматы по Капшагайской трассе. Первым пунктом нашего путешествия стал посёлок Чокан в Кербулакском районе. Он получил своё название по имени Чокана Валиханова. Там находятся его музей и могила. Посёлок расположен за Капшагаем, у подножия горы Матай. Здесь начинается хребет Алтын-Эмель и тянется на северо-восток, а на подходе к хребтам Джунгарского Алатау поворачивает на восток. Между Алтын-Эмелем и Джунгарским Алатау образуется узкий коридор – живописные горные долины – жайляу, тянущиеся с запада на восток. Эта местность получила название Бельжайляу. Туда и лежит наш путь.
Покинув посёлок Чокан, мы поехали в направлении посёлка Алтын-Эмель. Ехать по шоссе в объезд не хотелось. Поплутав по степи и пообщавшись с местными чабанами, среди которых кроме казахов оказались и чечены и молдаване, мы наконец выехали на трассу, проехали Алтын-Эмель, Кугалы и приехали в посёлок Онжас. Здесь конец асфальтовой дороги и начало пути на Бельжайляу. Здесь нас ждал местный житель – проводник по имени Мухит, и мы едем дальше искать Орбулак. Договариваемся с Мухитом, что он покажет нам дорогу и мы привезём его обратно в Онжас.
По сторонам живописные пейзажи хребтов Джунгарского Алатау и Алтын-Эмель. Широкая вначале долина постепенно сужается. Впереди Бельжайляу – череда горных жайляу между двух горных хребтов. По этим жайляу дорога идёт из Прибалхашья в Илийскую долину. На пригорках стоят белые юрты, гармонируя с белоснежными шапками горных вершин. Рядом пасутся отары овец, табуны коней, стада коров и быков. Это одно из лучших мест Жетысу со своим особым микроклиматом. Летом здесь никогда не бывает иссушающей жары и выжженной травы. Регулярно идут дожди, и на полях само собой растёт то, что посадишь, а изумрудная трава летних жайляу позволяет скотине быстро наращивать вес и придаёт изумительный вкус кумысу. Об этом знали ещё древние саки, курганы которых попадаются вдоль дороги. Знали об этом и джунгары…
Продолжаем путь на восток. Дорога, а точнее колея, становится всё круче. Недавно прошёл дождь, и колея размокла. На некоторых наклонных участках джип сносит в размытую колею, и он с трудом едет, разбрызгивая жидкую грязь. Форсируем несколько речек. Главная из них – Кескентерен, которая выше течёт в глубоком и крутом ущелье между двух хребтов. Быстрое течение стремится снести тяжёлый джип. Мухит подбадривает Марала, говоря, что он ездил здесь на своей «Мазде-626». Непонятно, как здесь могла проходить «Мазда»? Даже джип то пробуксовывает в грязи, то скользит по мокрой траве склонов. Вот он чудом проскакивает наклонный участок дороги над крутым обрывом… Сердце уходит в пятки… Марал стирает пот со лба. А Мухит мечтательно вспоминает свою чудо-«Мазду» и жалеет, что продал её. Может, он называет «Маздой» трактор или вертолёт? На одном из наклонных участков джип сползает в размытую водой яму и, чуть не опрокинувшись на бок, застревает. Хорошо, что в яму, а не в обрыв! Приходится вылезать через окно и работать сапёрной лопаткой. Включив всю свою 4.5-литровую мощь наш джип еле-еле выползает из ямы назад. Снова вперёд! О возвращении назад не может быть и речи. Поняв это, Мухит загрустил. Теперь он сможет попасть домой лишь на следующий день, через Жаркент, после спуска в долину Или.
Колея идёт по сопкам со стороны Джунгарского Алатау. Кескентерен течёт справа внизу, под хребтом Алтын-Эмель. Само название реки говорит о том, что она прорыла себе узкое и глубокое русло, проход по которому невозможен. Но вот, наконец, колея выводит нас на холм, где за металлическим ограждением стоит гранитный камень размером 2х2х2 м. Вот оно место Орбулакской битвы! А памятник установлен в 2003 году в честь 360-летия битвы. Раньше к камню была прикручена стальная плита с текстом по-казахски о подвиге Жангира и его 600 батыров. Но от времени деревянные пробки выпали, и стальная плита упала на землю.


Мы стоим на гребне Орбулакской сопки. Высота 2200 м над уровнем моря. Внизу, с западной стороны течет речка Орбулак и впадает в Кескентерен, с восточной стороны течёт Жарбулак. Сопка имеет крутой склон на запад и пологий склон на восток. По крутому склону подняться можно, но с трудом. А если по гребню расставить стрелков, то долина Орбулака превратится в западню для врага, идущего с запада. Вот здесь, на месте битвы, сразу стало понятно, что джунгары могли идти только с запада, из Прибалхашья, а казахи подошли с востока, из Илийской долины.

Хунтайши Батур против Жангир султана

Об Орбулакской битве нам известно совсем немного фактов. Это факт похода Эрдени Батура на «алатауских и токмакских киргизов», факт подготовки Жангиром места сражения и применение огнестрельного оружия, факт помощи со стороны самаркандского эмира Ялантуша, факт поражения и отхода джунгарского войска. Но если вставить ноги разума в стремена логики, можно попытаться восстановить недостающие звенья в цепи событий.
Политический центр Джунгарского ханства в то время был в Тарбагатае. А сборный пункт джунгарских войск был, скорее всего, южнее, на берегах реки Лепсы. Там собирались ойратские тумены из Тарбагатая, Волжской Калмыкии, Южной Джунгарии. Оттуда, вдоль северных отрогов Джунгарского, Илийского и Киргизского Алатау по отрезку Шёлкового пути джунгары совершали походы на Сырдарью и Среднюю Азию. Оттуда в феврале 1643 года Эрдени Батур, собрав 50-тысячное войско (наверняка это были пять туменов численностью 4000–6000 каждый, а в общем около 20–25 тысяч), вышел в поход на «алатауских и токмакских киргизов». Токмак – это Чуйская долина, а рядом по Таласу – граница Бухарского ханства. Бухарский хан ввиду джунгарской угрозы отправляет на границу отряд под командованием самаркандского эмира Ялантуша. Но Эрдени Батур уходит назад, и Ялантуш опаздывает. Тут Ялантушу приходит весть о помощи от Жангира, и самаркандский эмир решает не возвращаться с пустыми руками, а пойти на помощь сыну своего друга и земляка Есим хана.
Эрдени Батур, возвращаясь назад по старой дороге, дойдя до реки Коксу, решает завернуть на Бельжайляу. Возможно, это входило в планы по разведке выходов в Илийскую долину и поиска удобных пастбищ или хунтайши хотел найти и наказать Жангира, или Жангир заманил джунгар в подготовленную засаду. В любом случае, отправив обозы с добычей вперед, джунгарский отряд количеством гораздо меньше 50 тысяч углубляется в ущелье.
Маршрут и намерения Эрдени Батура стали понятны. Теперь, если проанализировать события в жизни Жангир султана и его родственные связи, то станут понятнее и его действия. Ранее, в 1635 году, во время одной из стычек с джунгарами Жангир султан попадает в плен. Сколько времени он пробыл у джунгар и каким образом избавился от плена, в точности неизвестно. Известные факты таковы: 1) Жангир с чьей-то помощью бежит из плена, 2) одной из токал Жангира была калмычка Иуран (мать Тауке хана), 3) джунгарский Кундулен тайши называл Жангира приёмным сыном. Тайша был хошоутом а, как известно, хошоуты были в конфликте с Эрдени Батуром, и соответственно Кундулен был врагом и соперником Эрдени Батура.
Напрашивается предположение, что в Жангира влюбилась дочь (внучка) Кундулен тайши и они помогли ему бежать. Джунгарский тайша мог гордиться родством с чингизидом, а также видеть в казахском султане союзника для борьбы с Эрдени Батуром. Из этих же соображений Кундулен мог предупредить зятя в 1643 году о готовящемся походе Батура. О том, что Кундулен отказался участвовать в походе Батура и предупредил Жангира, прямо говорил тобольскому воеводе джунгарский посол Бахтый в следующем 1644 году: «А как де он, контайша, пришёл ис походу, и тех де урлюковых людей отпустил к Урлюку с аблаевыми да с тайчиновыми тайшей людьми, а с ними де послал лист, чтоб Урлюк-тайша с ним, контайшею, пошёл заодно на Талайтайшиных детей да на Кунделеня войной за то, что де Талайтайшины дети и Кунделен с контайшею на Янгира не пошли и ево де, контайшу, выдали… И ныне де у него, контайши, с Талайтайшиными детьми и с Кунделенем в том стала большая ссора и без войны де у них, чает, не будет». Получив предупреждение и маршрут хунтайши, Жангир начинает подготовку к отпору.
На самом деле подготовка к войне с джунгарами началась гораздо раньше. Будучи вольным султаном, Жангир по примеру отца большую часть времени проводит в Илийской долине на территории Могулистана. Видимо, его как специалиста по джунгарскому терроризму приглашает его кум – могульский хан Абдаллах. Сам хан занят междоусобными разборками со своим родственником яркендским ханом, и ему не до джунгар. Достигнутые договоренности закрепляют династийные браки. Одна дочь Жангира от старшей жены стала женой сына Абдаллаха – султана Юлбарса, другая дочь – женой бухарского султана Абдулазиза. Кроме того, отец Жангира Есим хан был ровесником и земляком самаркандского эмира Ялантуша, а младшая сестра Ялантуша была женой одного из приближённых Жангира. Таким образом, используя родственные и дружеские связи, Жангир создаёт антиджунгарскую коалицию. С помощью беглых донских казаков вносит изменения в традиционную тактику боя. На рынках Самарканда и Бухары закупает огнестрельное оружие, свинец, порох и из личной гвардии – туленгутов, создаёт отряд «спецназа», вооружённый самым современным на то время оружием – фитильными ружьями.
После получения предупреждения о походе Эрдени Батура начинается подготовка непосредственно к Орбулакской битве. Жангир посылает гонца к эмиру Ялантушу, собирает местное ополчение, договаривается о помощи с киргизским Тиес бием. Ближайшие помощники султана батыры: шапрашты Карасай, аргыны Керней, Агынтай, найман Коксерек, торткара Жиембет, канлы Сарбука, суан Ельтинды выбирают место засады, изучают тайные горные тропы, копают окопы, заготавливают порох и пули. А отряд «спецназа» при султане, состоящий из 600 сарбазов с ружьями, во главе с дулатом Жаксыгул мергеном проводит интенсивные тренировки по стрельбе.

Битва на Орбулаке

Мы стоим на гребне длинной высокой сопки, протянувшейся в виде стены от склона горы Джунгарского Алатау до реки Кескентерен. Впереди, внизу с шумом течёт Орбулак…
Вот из-за дальней сопки за Орбулаком показались первые джунгарские всадники. Казахские стрелки, вжавшись в окопы, затаились. Джунгары, переваливая через сопку, заполняют долину Орбулака. Жаксыгул мерген командует: «Аттан!», и залп 300 ружей оглушительным эхом разлетается по ущелью. Стрелки меняют ружья, и звук второго залпа догоняет и перегоняет первый. Убитые и раненые всадники падают на землю. Ущелье наполняется грохотом выстрелов, свистом пуль, ржаньем коней, криками и стонами раненых. Джунгары, впервые столкнувшиеся с применением огнестрелов, в панике. Некоторые пытаются взобраться на защищаемую казахами сопку, но, не добравшись до верха, сражённые пулями или длинными копьями, катятся вниз…


Через день, придя в себя, джунгары обходят Орбулакскую сопку по узкой тропе вдоль русла Кескентерена и попадают в долину Ушкуйган. В этой долине сливаются три речки, и она имеет относительно ровный профиль длиной несколько километров. Джунгары пытаются развернуть свою тяжёлую конницу, но их ждёт сюрприз. Их встречает могул-киргизское ополчение бытыров Табая и Котена, и битва продолжается ещё несколько дней. Силы, конечно, не равны, и джунгары начинают одолевать. Но тут Жангир преподносит джунгарам очередной сюрприз – обойдя долину по горной тропе, им в левый фланг заходит войско эмира Ялантуша… Джунгары, опасаясь окружения и новых сюрпризов, спешно отходят. Затем, подсчитав потери, которые составили около 10 тысяч, и поняв, что ворота победы перед ними закрыты, они уходят назад в Тарбагатай.

Жангир султан и царь Леонид

Орбулакскую битву часто сравнивают с битвой при Фермопилах, а Жангир султана с царем Леонидом. Действительно, многие моменты этих событий аналогичны. По легенде спартанский царь Леонид и его 300 воинов защищали узкий проход между горами и морем от 80-тысячной армии Ксеркса. На самом деле, как со стороны казахов было несколько тысяч могул-киргизского ополчения, так и со стороны греков было более 7000 гоплитов. Как греки в честь Фермопильской битвы в 1955 году поставили памятник, так и казахи в 2003-м в честь 360-летия Орбулакской битвы тоже поставили памятник. Про 300 спартанцев знает весь мир. О них написаны книги, сложены поэмы, Голливуд выпустил два художественных фильма. Царь Леонид – национальный герой Греции, а его воинов все знают по именам. Об Орбулаке тоже написана одна вышеупомянутая книга «Хан Жангир и Орбулакская битва» и несколько статей Бексултана Нуржекеева (на казахском языке). И всё! Неужели Жангир хан не тянет на национального героя?
Как Фермопилы, так и Орбулак не имели решающего политического значения (Греция в конце концов была завоёвана персами). Жетысу было позднее завоёвано джунгарами. Значение Орбулакской битвы в другом. Здесь впервые объединились представители трёх нарождающихся казахских жузов. Кроме того, вместе с казахами сражались киргизы, могулы, узбеки. Жангир султан получил прозвище Салкам, что означает неистовый. А джунгары, быстро усвоив горький урок, стали закупать огнестрельное оружие и создавать новый для себя род войск – пехоту.