Конкурс – викторина «Звёздный час. Числа правят миром сочинение Миром правят цифры интересные факты

by Записки Дикой Хозяйки

Многие люди уверены, что все удары судьбы предначертаны свыше, то есть судьба человека уже определена и, что бы он ни делал, изменить ее невозможно. Так считал французский писатель Бальзак. Он же говорил, что для каждого человека заранее определено и рассчитано количество всех бед, отпущенных ему, и их характер.

А можно ли узнать, сколько именно бед и несчастий, а сколько счастливых дней предназначено каждому в его жизни? В поисках ответа ученые умы еще до нашей эры обратили внимание на цифры и стали приписывать им магический смысл. «Все вещи можно представить в виде чисел», - говорил древнегреческий ученый и философ Пифагор. Таким образом, он давал понять, что миром правят числа и за каждым числом прячется тайна.

Конечно, Пифагор подходил к этому с мистических позиций. В свое учение он посвящал далеко не каждого, причем передавал свои знания из уст в уста, так что судить об учении можно только по запискам последователей Пифагора - пифагорейцев. Для них числа были не просто числами, они в их представлении тесно связаны с геометрическими фигурами. Из учения Пифагора следует, что все числа соединяются вместе и действуют на человека особым образом. Именно числа могут предопределять судьбу человека, руководить его жизнью, приносить ему удачу или несчастье.

Система Пифагора оказала огромное влияние на культуру греческого народа. Греки верили, что все числа, их окружающие, воздействуют на происходящие события, и большое значение придавали числам-талисманам.

Больше всего грекам нравилось число 4. Считалось, что оно - символ основательности и стабильности. Греки исходили из того, что имеется 4 части света, 4 стихии, 4 времени года, 4 недели в месяце, 4 стороны креста. Если приходилось решать какие-то важные дела, греки старались приурочить это к четвергу, четвертому числу месяца или к четвертому месяцу года.

Четверку не случайно считали числом устойчивости. Ведь стол и стул имеют, как правило, 4 ножки, животные имеют 4 лапы, а дом - 4 угла, то есть все, что обеспечивает устойчивость, делится на 4.

Число 3 греки не любили. Считалось, что это число может приносить горести. Существовало поверье, что, если случится одно несчастье, следует готовиться еще к двум: судьба не успокоится, пока человек не переживет именно 3 беды, и только потом фортуна может улыбнуться ему.

Во Франции, и по сей день, живет суеверие, что, если кто-то умер, в ближайшие дни в округе обязательно следует ждать еще двух смертей.

А у русского народа число 3 считалось чудодейственным и обладающим магической силой. Не случайно в сказках постоянно упоминаются 3 желания, 3 богатыря, тридесятое царство, 3 дня и 3 года. Да и славянская пословица: «Бог любит Троицу» говорит о том же.

Число 6 также расценивалось греками как счастливое, оно слыло символом надежности, верности и порядочности. Поэтому полагали, что те семейные пары, которые заключили свой союз шестого числа, будут жить очень долго и счастливо. Никогда под крышей их дома не возникнут ссоры, беды обойдут их стороной. Число 6 использовали как талисман при заключении сделки, когда хотели, чтобы партнерство принесло успех и было стабильным.

Число 7 для греков обозначало страх, тревогу, метания, сомнения. Но, с другой стороны, число 7 можно считать магическим числом. Ведь это число стремлений, желаний и фантазий. Семерка часто была талисманом для колдунов, шаманов и ведьм. Русский народ уделял числу 7 самое пристальное внимание. Вспомни, в скольких пословицах и поговорках используется число семь: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «У семи нянек дитя без глазу», «Семеро одного не ждут», «Один с сошкой, семеро с ложкой»... Вы, конечно, можете продолжить этот список. Семь - счастливое число для всех славянских народов.

Англичане приписывали семерке особую силу: если дата рождения ребенка кратна семи, значит, ему суждено прожить долгую и счастливую жизнь. Магическое влияние семерки прослеживается и в таком поверье: если у седьмого ребенка в семье родится семеро детей, последний из них обязательно будет наделен необычными способностями - он сможет видеть будущее, исцелять людей и общаться с потусторонним миром.

С числом 8 греки связывали уравновешенность, спокойствие и стабильность. Восьмерка издавна считалась талисманом новорожденных, она охраняла их от сглаза и злых чар. Может быть, всему виной ее символ, ведь он представляет собой бесконечность, не имея ни начала, ни конца. Именно на восьмой день рождения впервые позволяли взглянуть на новорожденного близким родственникам. В Дании же существовало поверье, что необходимо первые 8 дней жизни младенца не гасить огонь в очаге, чтобы ребенок был здоров.

Число 13 зачастую расценивается как самое несчастливое число, его называют также «чертовой дюжиной». А почему 13 считается дьявольским, несчастливым числом? Одно из объяснений можно найти в скандинавском мифе. В Валгалле, во дворце верховного бога, было устроено пиршество, на которое пригласили 12 богов. Все они приносили людям пользу: один был богом любви, другой - богом плодородия, третий - богом охоты... И только бога раздоров, зла и зависти намеренно не пригласили на праздник. Но когда пир был в самом разгаре, явился незваный гость. Он был так разгневан, что стал метать вокруг себя громы и молнии, и перессорил всех богов между собой. С тех пор число 13 стало считаться несчастливым.

Многие люди замечали, что это число плохо влияет на их судьбу, приносит неудачу. Существует даже поверье, что день свадьбы ни в коем случае нельзя назначать на тринадцатое, так как брак скоро распадется. Особенно опасаются тринадцатого числа, если оно выпадает на пятницу. Пятница, да еще и тринадцатое, - самый несчастливый день. Лучше всего в этот день не начинать новых дел, не отмечать праздников, не задумывать важных дел, способных повлиять на всю вашу судьбу.

Порой, даже если ужасно боишься пятницы, тринадцатого, в этот день ничего не случается, и тогда вы можете вздохнуть спокойно - ведь опасность миновала. Но чаще всего этот день бывает довольно необычным, непохожим на все остальные, так что не удивляйтесь, если весь ваш распорядок дня изменится, и вы займетесь тем, о чем вовсе и не думали.

Но нельзя объявить это число невезучим. Некоторые уверены, что именно это число является их счастливым талисманом. К таким людям, например, принадлежит примадонна российской эстрады Алла Пугачева. Она всегда считала, что 13 - то число, которое принесло ей успех не только на сцене, но и в жизни. Филипп Киркоров, добился благосклонности своей любимой, когда стал дарить ей букеты, состоящие из 13 и 113 роз.

Существует и такая примета: человек, родившийся тринадцатого числа, будет всегда удачлив в делах, в жизни ему все будет даваться легко. Как видишь, приметы и поверья противоречат сами себе, а это значит, что у всех людей свои счастливые и несчастливые числа.

А вот 12, наоборот, считается самым счастливым. Это особое число. В Евангелии говорится, что у Христа было 12 учеников - апостолов. Так как это число приносит удачу всем людям, лучше всего именно в этот день решать важные задачи. Он подходит и для того, чтобы отдохнуть, расслабиться. Двенадцатого хорошо также начинать доброе дело, которое принесет удачу не только тебе, но и другим.

Еще одно число - 20 - можно понимать и как счастливое, и как зловещее. Оно довольно коварно, поэтому с ним нужно быть осторожнее. 20 может нести с собой необыкновенную удачу, и следует быть очень внимательной, чтобы не упустить свой счастливый шанс. Но иногда даже те, кто считает число 20 своим счастливым талисманом, страдают от его непредсказуемости: может выручить, а может и навредить.

Почему же это число считается таким непостоянным и непредсказуемым? Может быть, все дело в прорицателях? Когда христианство стало распространяться по свету, появилось предсказание, что двадцатый век будет для человечества роковым: на долю людей выпадут большие несчастья, хотя будут и огромные успехи.

Как видите, их предсказания сбылись. Именно XX век принес и небывалые успехи, и ужасные бедствия. В этом веке человечество стало осваивать космос, пережило две мировые войны, создало атомную бомбу. Научно-технический прогресс достиг небывалого расцвета. Сейчас невозможно представить себе жизнь без компьютеров, теле- и видеотехники, сверхзвуковых самолетов и космических ракет, а всего сто лет назад человечество только осваивало первые автомобили, и единственным средством информации была газета.

Достижения и успехи людей в этом веке были столь высоки, что они позволили им с честью выйти из всех испытаний. Поэтому стоит обратить на число 20 больше внимания: наряду с невиданными трудностями и ужасными испытаниями оно сулит огромный подъем и ошеломляющий успех.

Так же внимательнее стоит приглядеться к тем числам, которые оканчиваются на 0. До сих пор сохранилось суеверие, что все такие числа означают начало конца, а значит, в эти дни лучше не начинать ничего нового - все равно дело не пойдет, помешает огромное количество препятствий.

Особенно несчастливыми объявлялись те числа, которые оканчивались на два или три нуля. Люди время от времени вспоминают, что грядет предсказанный конец света, но, когда это будет, никто не знает. Потому-то пристальное внимание обратили на числа, которые оканчивались на нули, объявляя эту дату, в очередной раз, концом света.

Нельзя сказать, что числа, оканчивающиеся на 0, обязательно несчастливы, не нужно переживать, если вы родились, скажем, 10 числа. Отрицательные качества таких чисел имеют скорее глобальный характер, и соотносить их несчастливые качества со своей судьбой не стоит.

Кроме счастливых и несчастливых чисел, имеются такие же даты. Не слишком счастливой считается дата 29 февраля. Почему? Пожалуй, потому, что она бывает только раз в четыре года и выпадает на високосный год, который называют «тяжелым». Если вы не разделяете это мнение, хотя бы посочувствуйте тем людям, чей день рождения выпадает на 29 февраля: они празднуют свой день рождения и получают подарки только раз в четыре года.

Счастливой датой можно считать 21 марта. Именно в этот день лучше всего переезжать на новое место жительства, покупать недвижимость, устраивать новоселье. Это связано с тем, что 21 марта - день весеннего равноденствия, праздник солнца и огня. Согласно легенде, именно в этот день и был сотворен мир.

Может быть, вы не уловили связи между днем сотворения мира и сменой места жительства? Связать эти два понятия вам поможет уверенность наших предков в том, что наша Земля - это наш дом в огромной Вселенной. Переселение же в новое место сопровождалось многочисленными обрядами, чтобы хозяевам жилось в доме легко и счастливо, чтобы они не знали горестей, бедности и ссор. Сотворение дома, как и сотворение мира, должны совпадать, именно поэтому новоселье будет веселым и жизнь в новом доме - безбедной, если перенести переезд на новое место жительства на 21 марта.

Самой несчастливой датой, перед которой даже пятница, тринадцатое, кажется пустяком, считали 28 декабря. Почему же именно эта дата приносила беду? Об этом поведала Библия. Оказывается, что именно в этот день произошло одно из самых трагических событий в истории человечества - убиение младенцев. До иудейского царя Ирода дошли слухи о том, что в Вифлееме родился царь Иудейский. Тогда Ирод приказал убить всех вифлеемских младенцев. Из-за этого бесчеловечного поступка имя Ирода стало нарицательным, теперь иродами называют людей, которые не знают ни справедливости, ни сострадания и способны на любую жестокость.

Была примета, что в этот день не стоит браться за новые дела, планировать что-то, совершать длительные поездки. Вот любопытный исторический факт. Важные дела в Англии старались на этот день не назначать. Но, по неосмотрительности, коронацию Эдуарда IV хотели провести именно 28 декабря. Священники вовремя заметили оплошность, и коронация была перенесена на 29 декабря. Священники, двор короля, да и простой люд были уверены, что, если бы король был коронован именно 28 декабря, его правление государством принесло бы только несчастья. По этой же причине 28 декабря не издавали указы и не проводили казни.

28 декабря можно считать несчастливым днем из-за того, что он находится в самом конце года, а, по статистике, самое большое количество преступлений и катастроф падает как раз на это время. Сейчас же вера в то, что 28 декабря приносит несчастья, угасла.

Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущая. Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».
Сегодня вы собрались на математическую конкурс – викторину «Звёздный час». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с математикой. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность.
Представляю вам игроков: I пара – …, II пара – …, III пара – …, VI пара – …
Поприветствуем их!
Все участники игры представлены, теперь познакомлю вас с ее правилами.

Правила игры

  • За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл.
  • Если и его партнер правильно отвечает на вопрос, то они получают звезду. В нашей игре это будет какая-либо геометрическая фигура.
  • Если игрок ответил неправильно, а партнёр – правильно, то звезда не даётся.
  • На обдумывание каждого вопроса даётся 5 сек.
  • После каждого тура, а их – четыре, будет отсеиваться одна пара игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  • В супер-игре сразятся две пары, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут...
Дерзайте, играйте и выигрывайте!
Итак, начинаем I тур, который состоит из четырёх отдельных заданий.

I тур

1 задание

Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.

1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? №1. Л.Н. Толстой. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».

2) С кем из них произошёл следующий случай: «… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда … – Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!» №2. М.В. Ломоносов.

3) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. №1. Л.Н. Толстой.

4) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»? №3. А.С. Пушкин.

5) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»? №2. М.В. Ломоносов.

6) Мне кажется, что фамилиями этих людей названы города. Так ли это? №1. Л.Н. Толстой. Оказывается, в Ленинградской области есть города Пушкин и Ломоносов. Города Толстой пока ещё нет.

7) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя? №2. М.В. Ломоносов.

2 задание

Перед вами четырёхугольники.

1) Какой четырёхугольник по очень важному признаку являются лишним? №3. Трапеция. Все эти четырёхугольники, кроме трапеции, являются параллелограммами, так как у них противолежащие стороны попарно параллельны.

2) Какая из этих фигур обладает наибольшим количеством свойств? №1. Квадрат.

3) Для какого четырёхугольника имеет смысл выражение: «Найдите среднюю линию»? №3. Трапеция.

4) Название какой фигуры в переводе с греческого языка означает «обеденный столик»? №3. Трапеция.

3 задание

Перед вами четыре кривые.

1) Я утверждаю, что все они являются графиками некоторых функций. Так ли это?

Рис. 4

2) На каком рисунке представлен график квадратичной функции? №1.

3) На каком рисунке изображен график возрастающей на всей области определения функции? №2.

4 задание

4) Я считаю, что графики всех предложенных функций расположены в I и II координатных четвертях. Верно ли это? №2. Графиком второй функции является кубическая парабола, он расположен в I и III координатных четвертях.

На этом первый тур окончен.

Игра с болельщиками: «Аукцион пословиц и поговорок»

Внимание, болельщики! Пока подсчитываются очки, которые набрали участники игры в I туре, проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку…

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Один в поле не воин.
Один пашет, а семеро руками машут.
Одна нога тут, другая – там.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Одна рука узла не вяжет.
От одного слова да навек ссора.
У ежа одна сила – колючки.
Раз солгал – навек лгуном стал.
Руки поборют одного, знанье – тысячу.
Трус умирает сто раз, а герой – один раз.
Первый блин комом.
Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.
Два сапога – пара.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Одна голова – хорошо, а две – лучше.
От горшка два вершка.
Палка о двух концах.
Сидеть меж двух стульев.
Скупой платит дважды.
Убить двух зайцев.
Уплетать за обе щеки.
Хромать на обе ноги.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
За одного битого двух небитых дают.
Старый друг лучше новых двух.
Ум хорошо, а два лучше.
Хвастуну цена – три копейки.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
От горшка три вершка.
Обещанного три года ждут.
Плакать в три ручья.
Без четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
На все четыре стороны.
Жить в четырех стенах.
Как свои пять пальцев.
Пятое колесо в телеге.
Семеро с ложкой – один с плошкой.

Семь верст до небес и все лесом.
Семи пядей во лбу.
Лук от семи недуг.
За семью морями.
На седьмом небе от счастья.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семеро одного не ждут.
Семь бед – один ответ.
Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Не трусливого десятка.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Жюри сообщает очки, набранные участниками игры в I туре …
К большому сожалению, из конкурса выбывает первая пара игроков …
Чтобы вам было не столь горько, вручаем сладкие призы...
А «Звёздный час», посвященный математике продолжается. Итак, начинаем II тур.

II тур

1 задание

Перед вами портреты древнегреческих учёных, живших в VI – III вв. до н.э.

1) Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Так воскликнул ученый, открыв новый закон. Он же с большой точностью вычислил значение p – отношение длины окружности к её диаметру. №2. Архимед.

2) Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? №1. Пифагор.

3) Много интересного рассказывают про этого учёного. Вот, например, один случай. Учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается на небе, а что у него под ногами, не видит». №3. Фалес.

4) Кто из этих учёных помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над учёным, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу. №2. Архимед.

5) Кому из них принадлежат слова: «Числа правят миром». №1. Пифагор.

6) Кто из этих учёных сформулировал следующие теоремы: а) Вертикальные углы равны; б) В равнобедренном треугольнике углы при основании равны; в) Диаметр делит круг пополам и другие. №3. Фалес.

2 задание

Перед вами квадратичные функции, графиками которых являются параболы.

1) Верно ли, что ветви всех парабол направлены вниз? №2. Вверх.

2) Вершина какой параболы находится в точке с координатами (0; 3) ? №4.

3) Осью симметрии какой параболы является прямая х = – 7 ? №3.

4) Какую из парабол можно получить из графика функции y = x 2 с помощью двух параллельных переносов: вдоль оси абсцисс на 7 единичных отрезка влево и вдоль оси ординат на 3 единичных отрезка вниз. №3.

3 задание

1) Локоть, дюйм, фут, фунт, по-моему, это единицы измерения длины. Так ли это? №4. Фунт – мера веса.

2) Расположите единицы длины в порядке убывания. №2-3.

1 локоть ~ 46 см
1 дюйм ~ 2,5 см
1 фут ~ 30 см

4 задание

1) Все ли представленные здесь преобразования являются движениями? №4. Преобразование подобия.

Многие считают занимательные задачи средством для приятного времяпрепровождения, отдыха, но если вдуматься, то становится ясной их гораздо более важная роль. Несомненно, что именно занимательные задачи являются одним из самых мощных инструментов развития человеческого интеллекта. Если человеку в течение жизни приходится, скажем, десяток раз оказаться в затруднительном положении, выход из которого можно найти с помощью логических рассуждений, то задачи представляют ему такую возможность сотни раз уже в детстве и юности – именно тогда, когда формируется его интеллект.

5 задание

1) Говорят, что Тортила отдала золотой ключик Буратино не так просто, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе. Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зелёную. На красной коробочке было написано: «Здесь лежит золотой ключик» , на синей – «Непустая коробочка» , на зелёной – «Здесь сидит змея» . Тортила прочла надписи и сказала: «Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой змея, а одна коробочка пуста. Но все надписи неверны. Если отгадаешь в какой коробочке лежит золотой ключик, он – твой». Где лежит золотой ключик? В 3 коробочке.

На этом заканчивается второй тур.

Игра с болельщиками: «Аукцион песен»

Внимание, болельщики! Пока жюри подсчитывает очки, которые набрали участники игры во II туре, проведём аукцион песен, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним пропоёт строчку из песни…(победителю вручается жетон).

С большой грустью объявляю, что игровую площадку покидают…

III тур

1 задание

Эти учёные жили в разные эпохи, но их объединяет то, что каждый из них пытался доказать аксиому параллельных прямых: через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести на плоскости не более одной прямой, параллельной данной.

1) Я думаю, что сначала жил Гаусс, затем Евклид и уже потом Лобачевский. Согласны ли вы с этим утверждением? №1–2. В IV веке до нашей эры жил Евклид, затем в VII – VIII вв. жил Гаусс, его более молодым современником был Лобачевский.

2) Кому из этих учёных принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики». №1. К.Ф. Гаусс.

3) Кто из них уже в 24-летнем возрасте был профессором университета. №3. Н.И. Лобачевский.

2 задание

1) Верно ли, что областью определения всех данных функций является множество действительных чисел. Согласны ли вы с этим утверждением? №3. D(у)={R\5}.

2) График какой функции не имеет общих точек с осью абсцисс? №2.

3) Графиком какой функции является гипербола? №3.

3 задание

1) Какая из этих фигур по одному очень важному признаку является лишней? №2. Все фигуры, кроме 2, являются плоскими фигурами. Куб – пространственная фигура.

4 задание

1) На каком из рисунков изображен график обратной пропорциональности? №2.

2) Какая из кривых является графиком нечётной функции? №4.

3) Какая из предложенных кривых является графиком ни чётной ни нечётной функции? №3.

5 задание

Перед вами формулы площадей некоторых фигур. Я считаю, что всё это площади треугольника. Так ли это? №4. Под номером 4 помещена формула для вычисления площади трапеции.

Это был последний вопрос третьего тура.

Игра с болельщиками: «Аукцион математических терминов»

Внимание, болельщики! Пока жюри подсчитывает очки, которые набрали участники игры в III туре, проведем аукцион математических терминов. Побеждает тот, кто последним назовет слово… (победителю вручается жетон).
Жюри, объявляет результаты II тура…
Увы, но игровую площадку покидают…
Вам вручаются утешительные призы…

IV тур

Задание

В корзине кубики с буквами. Участникам игры требуется из них составить слова. Победит тот, кто составит самое длинное слово. Если количество букв в словах участников будет одинаковым, то побеждает тот, у кого больше составлено слов. Собственные и нарицательные слова во множественном числе засчитываться не будет. Участники игры вместо недостающей буквы могут использовать звезду. На выполнение задания отводится две минуты. Болельщики тоже участвуют в этом туре.
Время пошло …

Звучит музыка.
Через две минуты игроки отдают листы с записанными словами жюри, а болельщики называют слова, которые помощник записывает на доске. Определяется победитель среди болельщиков, которому вручается жетон.

На этом четвёртый тур окончен.

Прежде чем мы узнаем победителя IV тура и определим две пары, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. Открыть их сможет партнёр того игрока, у которого больше всех звёзд, так как благодаря именно ему игрок набрал больше всего звёзд (подсчитывается количество звёзд). Это…
За каждый открытый ящик – звезда, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звёзды для финала.

Попросим жюри объявить результаты IV тура…
Выбывают… (им вручаются призы).
В финал вышли…

Финал

Из слова «арифметика» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т.е. буквы «а» и «и» – два раза, а остальные – по одному. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло…

Награждаются победители среди болельщиков (обладатели жетонов).

Две минуты истекли. Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

(Помощник записывает слова на доске).
Возможные варианты ответов:

Акр
Ар
Арка
Арфа
Икра
Камера
Кара
Карат
Карта
Катер
Кит
Кифара
Крем
Мак
Марка
Мера
Мерка
Метка
Метр
Метрика
Мир
Миф
Мрак
Рак
Ракета
Рама
Река
Ритм
Ритмика
Риф
Рифма
Тара
Тариф
Тема
Тик
Тир
Тиф
Фа
Фара
Ферма
Фирма
Фрак

Побеждают …
Настал их звёздный час!
Заключительное слово предоставляется победителю (основному игроку).
Фотография на память …

Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям). Звучит музыка.

Что тебе на роду написано? Ответ читается в числах, если знать их таинственный смысл.

Смысл нумерологии известен многим. Редкий человек не замечал, что определенное число играет в его судьбе особую, таинственную роль: или предвещает «черную полосу» неудач, или обещает перемены к лучшему. Наука о числах позволяет понять какие числа «вредят», а какие - «помогают» в жизни. Постигая магию чисел, люди открывают для себя многие секреты человеческого «Я». Например, ключ к загадочной связи между датой рождения и заложенными от рождения чертами характера. По древним представлениям, у каждого есть свое число, по которому легко определить особенности личности. Как его подсчитать? Посредством нехитрого арифметического действия: все цифры – день, месяц и год рождения – складываются до получения простого числа. По нему можно многое узнать о человеке.

Немного истории.

Какую цифру вы любите больше всего? Семёрку?

Пятёрку? А может, единицу? Вас удивляет такой вопрос: как можно любить или не любить какие-то цифры, числа? Однако не все так думают. У некоторых есть числа

«плохие» и «хорошие», например, число 7-хорошее, а13-плохое и т. д. Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад, а в средние века широко распространилось по всей Европе.

Особым почитанием окружены были числа в Древней Греции.

Философ и математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Он создал школу единомышленников, которые верили в магию чисел и думали, что за каждым предметом стоит какое-то число. Числа считали они, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Надо только узнать, какие из них добрые, а какие злые.

Египетские жрецы создали уникальную нумерологическую систему, позволяющую рассматривать человека как нечто единое с Природой, полезное для неё и имеющее конкретные задачи. Благодаря этой системе человек стал предсказуем. Именно в Египте поставили конкретные качества человека в соответствие с конкретным числом, точнее, цифрой. Думаю, что система более всего преследовала такие цели: кем будет, как трудно или счастливо будет жить, как умрёт человек. Жизнь была гораздо проще и менее переполнена неожиданностями, людей в те времена волновала проблема выживания, так как бесконечные войны и междоусобицы ставили под сомнение само существование человека.

Пифагор, получивший знания о числах от египетских жрецов, привнес в них своё начало – математический аспект, основанный на гармонии квадрата, фигуры, имеющей множество осей симметрии.

Пифагор и его ученики заметно расширили возможности системы египтян, дополнив значения отдельных цифр значениями целевых линий квадрата Пифагора.

Прошло много веков. Тайные знания египетских жрецов дошли до нас в воспоминаниях древних историков, например Геродота.

Многие тайны жрецы Египта унесли с собой в могилы. Пифагор со своими учениками заживо сгорел на пожаре. Сведения, дошедшие до нас, оставлены его единственным уцелевшим учеником Филолаем, которому удалось спастись из страшного пожара.

Значения цифр.

Конечно, вера в счастливые и несчастливые числа уходит корнями в суеверие.

Посмотрите на него – «0». Его называют нулём или нолем и обозначают им « ничто». Прибавьте нуль к пяти - получится та же пятёрка. Ведь мы ничего к числу не прибавили, вот оно и осталось без изменения. Отнимите нуль от шести – получится опять-таки шесть. Казалось бы, что о нём говорить: нуль и нуль – пустышка

Недаром никчёмного человека называют «нуль без палочки».

Значит, подумает кое-кто, нуль – вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.

Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона. Как написать 10, 100, 1 000 000, если его нет? Как написать 102 или 1 905, если между цифрами не поместить волшебный кружок? Считается, что обозначать нуль впервые стали очень давно учёные Индии и арабы.

Как ни странно, «ничто»- самая важная цифра нашей счётной системы! Казалось бы, пустота, воздух – а какая сила! Ведь нуль только тогда ничего не значит, когда стоит слева от числа. Но стоит ему стать справа – число тут же увеличивается в десять раз. От нуля можно ожидать всяких фокусов.

У этой цифры есть ещё одно очень важное значение. Обычно мы думаем, что нуль стоит в начале ряда чисел и что любое число (один, два, три и т. д.) будет больше нуля. Взгляните, однако, на термометр. Здесь нуль помещен между двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз от ничего. Вверх идут цифры, обозначающие градусы тепла, вниз – градусы холода. Про числа, расположенные над нулём, мы говорим: «Выше нуля». А о числах под нулём: «ниже нуля». Что значит « ниже»? Значит, меньше нуля? Но разве может быть число меньше нуля? Оказывается, может. Такие числа называются отрицательными.

Таким образом, Нуль является как бы пограничным столбом между двумя бесконечными рядами чисел: положительных и отрицательных.

Теперь, пожалуй, вы согласитесь, что нуль – важное изобретение древних математиков.

Интересно будет узнать, что

«1» единица - это символ славы и могущества, действия и честолюбия. Она принадлежит тем, кто властвует, повелевает, командует.

Как число имени единица означает личность, полную энергии и желания действовать. С этим числом ассоциируются уверенность в своих силах и возможностях, такие понятия, как «смелость» и «храбрость». Но в то же время надо избегать непродуманных решений, рискованных мероприятий. Главный недостаток «единиц» - упрямство и привычка противоречить людям.

Успеха они достигают только при неустанной, тяжёлой работе, в результате которой могут стать маршалами, военными лётчиками, директорами, учителями и журналистами.

Имена эти - Вера, Наташа, Оксана, Толя, Костя, Илюша, Слава.

Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от неё пошел весь мир. И вправду единица-«героиня» и «прима» всякого счета. Та самая, о которой говорится: «Мал, да удал».

Без единицы не состоялось бы самое простое исчисление.

И в жизни, и в математике не раз доказывала единица, что и «один в поле воин»

Итак, представим двойку. Как утверждают древние греки, число это - символ любви и непостоянства, всё время находится в поисках высшей гармонии и равновесия.

Число 2 – это мягкость и тактичность. Стремление сгладить острые углы. Люди этого числа находятся как бы между светом и мраком, добром и злом, богатством и нищетой.

Как число имени два символизирует изменчивый характер и даже какое-то внутреннее беспокойство. Не волнуйтесь по мелочам и всяким незначительным поводам, избегайте споров и ссор.

Мягкие, тактичные, сверхчувствительные и неуверенные в себе «двойки», очутившись в неблагоприятной обстановке и не видя поддержки, быстро впадают в отчаяние. Если же их поддержать, то эти робкие и застенчивые люди храбро берутся за трудные задания.

Наибольший успех принесёт совместная работа с друзьями.

Из « двоек» получаются отличные целители, врачи, учителя младших классов.

В далёкие времена люди с трудом научились считать сначала до двух и только через много-много лет начали продвигаться в счете.

Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное.

Когда считали «один, два, много», то после двух было «всё».

Поэтому число 3, которое при счёте должно было идти за числом 2, обозначало «всё».

Долгое время число 3 было для многих народов пределом счёта, совершенством, символом полноты, счастливым числом. Число 3 стало самым излюбленным числом в мифах, и в сказках. Помните сказки о Трёх поросятах, о Трёх медведях, о Трёх богатырях, о Трёх братьях, которые три раза пытались достичь какой-то цели?

У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне, и Венере.

Число 3 считалось в древности магическим и потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=2+1), символизировалось треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее.

Ну, а что означает тройка как число имени? Это талант, разносторонность, весёлость, указание на науку, мир искусства, на спорт, на всё, что служит отдушиной человеку.

Люди «тройки» общительны, добры и благородны. Они верные друзья и верят в силу добра. Любят делать подарки, однако имеют склонность жить не по средствам, поэтому все думают, что им легко живётся. «Тройки» тяжело переносят трудности быта, но при всех неприятностях они остаются маленьким солнышком, способным обогреть. Лучше всего они выражают себя в религии, философии, искусстве и научной теории.

А теперь заглянем на минутку в наши магические книги. Итак, древние считали четвёрку символом устойчивости и прочности.

Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии-Огонь, Землю, Воздух и Воду.

А что означает четвёрка как число имени? Ани, Вадики, Пети, Светы и Зои! Знайте, что вас ждёт успех в науке и технике.

Люди- « четвёрки» прямолинейны и порядочны, требовательны и строги во всём. Они не созданы для развлечений и часто недооценивают себя. Поэтому, чтобы характер их не был мрачным, неуживчивым, они должны научиться радоваться жизни.

Отношения с людьми складываются не просто. Им нужно избавляться от упрямства и желания везде быть первыми.

« Четвёрки» медленно думают, и, чтобы достичь успеха в жизни, они много должны работать. Только в этом случае из них получатся хорошие юристы, пограничники, финансисты и научные работники.

Числу «пять» Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого ученого и математика древности, наверное, согласятся и все современные школьники.

Древние считали число «пять» символом риска, власти приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость.

Люди с числом имени «пять» больше всего любят путешествия и приключения. Путь этих людей труден и полон случайностей. Их постоянно влекут новые места, события и идеи. Они быстры и сметливы, не боятся трудностей. Но не переносят однообразия, поэтому любят начинать новые дела. Но лучших результатов в жизни можно достигнуть, если направить свою энергию на повседневный труд, учёбу. «Пятёрки» доброжелательны, у них много друзей. И везде они чувствуют себя как дома, однако главный недостаток – нетерпение и неумение слушать других.

Законы и запреты не для них. Нередко число 5 указывает на философский склад ума. Так что не исключено, что из вас получатся крупные учёные, выдающиеся философы, полководцы. Дерзайте! Вперёд к знаниям!!!

Пифагор считал 6 удивительным числом. Так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или перемножения всех чисел, на которые делится. Шестёрка делится на 1, 2, 3. И если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6: 1+2+3=1 2 3=6. Таким свойством не обладает ни одно другое число.

Как число имени 6 предвещает успех в делах. Это символ гармонии. Это число независимых, трудолюбивых людей. У них тонкий вкус, они понимают и ценят прекрасное, а богатое воображение делает их жизнь красочной и насыщенной. Вас ожидает большая известность в обществе благодаря вашим исключительно ценным научным и философским открытиям, но при условии, что слова будут совпадать с делами. Ведь общество ждёт от вас не слов, а дел. И ваши честные, добрые, благие поступки приведут вас к высокой цели.

У них всегда есть своё мнение, но они не стремятся стать лидерами, потому что не переносят конфликтов и споров.

Благодаря интуиции и гармонии, они бывают, незаменимы при переговорах.

Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки типа « Семь бед – один ответ», « На седьмом небе» и т. п.

Когда-то семёрка была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где «семь» употребляется в значении «все».

Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли тогда и Солнце и Луну. Все непонятные явления природы приписывались богам. И постепенно представление о богах соединилось и с семью планетами.

Название дней связаны с именами богов. Во многих языках эти названия остались до сих пор: вторник у французов - марди (день Марса) среда - люнди (день Луны) воскресенье у немцев - зонтаг (день Солнца).

Семь стало священным числом. Его считали магическим.

Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через семь «отверстий» в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот).

Рим и Киев были построены на семи холмах. Согласно индийским преданиям, Будда сидел под фиговым деревом с семью плодами. Не случайно в радуге семь цветов и на свете семь чудес. Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней. Это число широко использовалось в сказках, мифах древнего мира.

«Семиричность» мира проявлялась, как думали, и в семи возрастах человеческой жизни:

7х1=7 лет (младенчество),

7х2=14 лет (отрочество),

7х3=21 год (юношество),

7х4=28 лет (молодость),

7х5=35 лет (зрелость) и т. д.

Семёрка – символ загадочности и тайны. У людей этого числа повышенная духовность. Им снятся фантастические сны, чудятся неведомые запахи, и всё это они толкуют по-своему. Они всегда заняты собой, и чужие проблемы их не касаются. Характер у них не неуравновешенный, взрывной. Их интересует история, искусство.

Это число древние считали воплощением надёжности, доведённой до совершенства. Символизировалось двойным квадратом. Разделённое пополам, оно имеет равные части (4 и 4). Если его ещё разделить, то части будут тоже равными (2, 2, 2, 2).

Люди с числом имени 8 – умеют управлять коллективом, увлекать за собой. Они обречены на вечную борьбу с собой. Капризные и непостоянные, они предъявляют к себе очень высокие требования. Их не легко сломать. Они независимы и делают по-своему. С ними не просто, поэтому они, как правило, одиноки. Их часто подстерегают потери и унижения, но в делах им многое удаётся. Взявшись за дело, они уходят в него с головой и делают его добросовестно, потому что не могут иначе. Заканчивая одну работу, они тут же принимаются за другую. Им всё интересно и хочется знать как можно больше. «Восьмёрки» умеют увлечь за собой коллектив и отлично проявляют себя в политике, деловом мире и искусстве.

Таинственную силу приписывают числу 9: в одни времена добрую, в другие – недобрую. «У девяти не будет пути», - говорили в древности. Название картины И. Айвазовского «Девятый вал» напоминает о грозных силах природы.

Эти поверья возникли, вероятно, тогда, когда переделом счёта было число 8, а за ним - что-то таинственное, странное

В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель» и т. д.

У древних греков за этим числом установилась добрая слава.

Так, жюри на Олимпийских играх состояло из девяти судей, существовало девять муз-покровительниц наук и искусств.

Почему греки относились так к числу 9?

Наверное, потому, что девятка - самое большое из натуральных чисел, она стала в нумерологии символом материального успеха. Девятка- символ воинственности. Это бойцы. Если войны нет, они превращают в битву саму жизнь. Вспыльчивые, резкие, безрассудные «девятки» или строят или разрушают. Третьего не дано. Они не думают об опасности, бросаясь в гущу событий. Отношения с окружающими сложные. Если в чём-то ошибаются, всегда винят кого угодно, только не себя. «Девятки» живут только собой. У них много друзей, но и много врагов, поэтому им следует воспитать в себе доброту и уважение к другим. Все профессии, требующие риска, мужества и упорства, им нравятся. Из них получаются хорошие военные, спортсмены, цирковые артисты, лётчики-испытатели, каскадёры и разведчики.

Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. Десяток стал основой десятичной системы счёта, которую используют во всём мире.

Вы помните о том, что в нумерологии каждое имя имело своё число? Как получить элементарное число от 10? Надо просто взять и сложить 1 и 0. Так что десяти соответствует число имени 1. Это Вера, Наташа, Оксана, Толя, Костя и Илюша.

Вы энергичны, уверены в своих силах и возможностях, смелы, любите риск. Но древние советуют вам не терять голову и десять раз подумать, прежде чем затевать очередную авантюру.

Может быть, имеет смысл прислушаться к этим рекомендациям? Хоть и древняя это наука - нумерология, хоть и далеко ушли мы от неё, но советы она даёт хорошие.

Выполнение расчёта Пифагора по дате рождения.

Допустим, дата рождения человека:

Для выполнения расчёта необходимо рассматривать каждую дату рождения как набор цифр, а не чисел. Запись даты рождения производится в строгой последовательности, однозначные числа записываются без нулей перед ними (верно – 15 4 1972, неверно – 15 04 1972).

Запись: число, месяц, год (порядок не нарушать!!!).

Выпишем числовой ряд для выбранной нами даты рождения:

1 5 4 1 9 7 2 (оставим место под цифрами для новых чисел); в пунктах 1, 2, 3, 4 запишем новые числа после их расчёта.

1. Вычислим первое число.

Для расчёта первого числа необходимо сложить все цифры числового ряда даты рождения.

1+5+4+1+9+7+2=29, первое число – 29 (1).

2. Вычислим второе число.

Для расчёта второго числа необходимо сложить цифры, из которых состоит первое число (1).

2+9=11, второе число – 11 (2).

3. Вычислим третье число.

Для расчёта третьего числа необходимо вычесть из первого числа (1) первую цифру всего ряда (в нашем примере цифра 1), умноженную на постоянный множитель – 2 (два)

29-1х2=29-2=27, третье число – 27 (3).

4. Вычислим четвёртое число.

Для вычисления четвёртого числа необходимо сложить цифры, из которых состоит третье число (3).

2+7=9, четвёртое число – 9. (4)

Запишем полученные числа под датой рождения:

Выпишем одинаковые цифры в Квадрат Пифагора (кроме цифры 0)

Получили запись Квадрата Пифагора для данной даты рождения (в дальнейшем, вместо квадрат Пифагора будем говорить – психоматрица).

Психоматрица по нашему примеру:

222 5 нет нет нет 999

Цифры 0 - нет (в расчёте).

Интересен тот факт, что Пифагор использовал идею о многих воплощениях души человека в различных телах после смерти.

Выполнив расчёт, он использовал его для вычисления «номера жизни» человека, сосчитав количество цифр в полученном расчёте (без нуля).

В нашем примере:

В расчёте – 14 цифр, значит, данная душа проживает 14-ую жизнь.

Если вам это нравится – пользуйтесь, но помните, что больше 15 цифр не будет. Пифагор считал, что душа имеет только 15 воплощений в других телах.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ЖИЗНИ.

Всё гениальное - просто.

Еще раз запишем выполненный нами расчёт по системе Пифагора:

Попытаемся провести анализ арифметических действий, которые мы использовали для расчёта четырех дополнительных чисел.

Для вычисления первого числа мы использовали сложение. Так как это действие отвечает за увеличение числа на какую-то величину, то первое число отвечает за будущее человека. Показывает наиболее важные качества, которые необходимо развить человеку для достижения поставленной перед ним цели. В нашем примере – это 2 (энергия) и 9 (память, ум). Наш воображаемый человек должен усилить энергию и память.

Второе число показывает ведущее качество человека и основную цель его появления на Земле. В нашем примере – это 11 – власть, гордыня. Вероятнее всего, человеку необходимо стать лидером или преодолеть свою гордыню (заносчивость, эгоизм).

Третье число рассчитывали через умножение и вычитание, а вычитание – уменьшение (уход назад по времени). Предположим, что третье и четвёртое число, так как оно получено из третьего, отвечают за те качества, которые даны человеку от рождения.

Первого греческого ученого, который начал рассуждать о математике, а не только пользоваться ею, звали Фалес. А о числах первым начал рассуждать грек Пифагор, который родился на острове Самосе в VI веке до нашей эры. Поэтому его часто называют Пифагором Самосским. Много легенд рассказывали греки об этом мыслителе. Его ученики уверяли даже, что он был сыном самого солнечного бога Аполлона, что его бедро было сделано из чистого золота, а когда он подошел к одной реке, та вышла из берегов, чтобы приветствовать Пифагора! Но мало ли что рассказывали люди в то легковерное время!

Если отбросить сказки и выдумки, то окажется, что Пифагор очень много сделал для развития науки (хотя начинал он совсем не как ученый, а как победитель Олимпийских игр по кулачному бою!). Сначала он занялся музыкой. Ему удалось установить связь между длиной струны музыкального инструмента и издаваемым им звуком. И тогда Пифагор решил, что не только законы музыки, но и вообще все на свете можно выразить с помощью чисел. «Числа правят миром!» -- провозгласил он!!!

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

Шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка»;

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила

Всё это правда, а не бред

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий,

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять тёмно-синих глаз

Рассматривали мир привычно...

Но станет всё совсем обычным,

Когда поймёте наш рассказ.

Разгадать загадку поэта нам поможет следующее наблюдение. Выпишем упомянутые в стихотворении числа: 1, 10, 100, 101, 1100. Легко заметить, что все они записываются с помощью лишь двух цифр: 0 и 1. Может быть, здесь зашифровано разложение чисел по степени двойки? Проверим. Ей было 1100 лет»: 1 2 + 1 22 + 0 21 + + 0 1 = 12. Значит, ей было 12 лет. Она в 101-й класс ходила»: 1 2 + 0 21 + 1 2° = 5. Значит, она ходила в 5-й класс. И так далее. Действительно, получается совсем обычная картина. А помогла нам двоичная система счисления.

Когда людям приходилось считать на пальцах очень большие совокупности предметов, к счёту привлекали больше участников. Один считал единицы, второй -- десятки, а третий -- сотни, то есть десятки десятков. Он загибал один палец лишь после того, как у второго участника счёта оказывались загнутыми все пальцы обеих рук. Такой счёт единицами, затем десятками, затем десятками десятков, а там десятками сотен и т. д. лёг в основу системы счисления, принятой почти у всех народов мира. Она называется десятичной системой. Сначала говорили так: пять пальцев третьего человека, восемь пальцев второго и шесть пальцев первого. Но ведь это сколько времени надо произносить! Поэтому постепенно стали произносить короче. Вместо «палец второго человека» появилось слово «десять», а вместо «палец третьего человека» -- «сто». Вот и получилось: пятьсот восемьдесят шесть.

Сейчас десятичная система счисления применяется почти повсеместно. Но и теперь есть ещё племена, которые довольствуются при счёте пальцами одной руки. У них система счёта оказалась пятеричной. В странах, где люди ходили босиком, по пальцам легко было считать до 20. Поэтому довольно большое распространение получила двадцатеричная система счёта. Следы этого сохранились, например, во французском языке, где слово «восемьдесят» звучит как «четыре раза двадцать».

Самым серьёзным соперником десятичной системы счёта оказалась двенадцатеричная. Вместо десятков применяли при счёте дюжины, то есть группы из 12 предметов. Во многих странах даже теперь некоторые товары, например ножи, ложки, вилки, продают дюжинами. В столовый сервиз, как правило, входит по 12 тарелок, 12 чашек и 12 блюдец.

Кстати, в торговле ещё в начале нашего века применяли и дюжину дюжин, которую называли гроссом (большой дюжиной). Так что, пересчитав предметы в двенадцатеричной системе, можно было сказать: пять гроссов, восемь дюжин и ещё шесть предметов. В нашей системе обозначений это число

144 5 + 12 8 + 6 = 822.

Откуда же взялся интерес к дюжине? В древних памятниках письменности число 12 встречается часто и всегда в какой-то особой роли. То у пророка оказывается ровно 12 последователей, то герой должен совершить как раз 12 подвигов, чтобы искупить свою вину. Древние греки насчитывали 12 основных богов, которым они поклонялись.

Год разделён на 12 месяцев, и даже Гулливер в книге Свифта в 12 раз выше, чем его лилипуты, и в 12 раз ниже, чем великаны. Чем объяснить такое почтительное отношение к числу 12?

Ответить на этот вопрос помогла учёным глиняная табличка, на которой был записан самый древний шумерский счёт. Оказывается, шумеры считали в древности не по пальцам, а по суставам пальцев. А на каждом пальце руки, кроме большого, по 3 сустава -- всего 12.

Несколько раз совершалась попытка ввести двенадцатеричную систему, то есть вместо десятков считать дюжинами и гроссами. Однако дальше разговоров дело не пошло: непосильной оказалась задача переучить всех на новые обозначения и правила счёта.

Разумеется, победа новой десятичной системы счисления над всеми соперницами объясняется тем, что у человека на каждой руке по 5 пальцев. Было бы их по шесть, считали бы мы не десятками, а дюжинами. А если бы у нас, как у лошадей, на руках и ногах были копыта, то арифметика была бы такой же, как у папуасов, -- мы считали бы парами.

Но странные повороты делает история! Именно двоичная система счёта оказалась самой полезной для современной техники. На основе двоичной арифметики работают современные ЭВМ.

ЛЮБОПЫТНЫЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

У натуральных чисел есть много любопытных свойств, которые обнаруживаются при выполнении над ними арифметических действий. Но заметить эти свойства все же бывает легче, чем доказать их. Приведем несколько таких свойств.

1. Возьмем наугад какое-нибудь натуральное число, например 6, и запишем все его делители: 1, 2, 3, 6. Для каждого из этиx чисел запишем, сколько у него делителей. Так как у 1 только один делитель (само это число), у 2 и 3 по два делителя, и у 6 имеем 4 делителя, то получаем числа 1, 2, 2, 4. У них есть замечательная особенность: если возвести эти числа в куб и сложить ответы, получится в точности такая же сумма, которую мм получили бы, сначала сложив эти числа, а потом возведи сумму в квадрат

Может быть, все дело в том, что мы взяли число 6? Попробуем другое число, например 12. Здесь уже больше делителей: 1, 2, 3, 4, 6, 12. Записывая число делителей для каждого из этих чисел, получаем: 1, 2, 2, 3, 4, 6. Проверим, выполняется ли равенство

l3+23+23+33+43+63=(l+2+2+3+4+6)2.

Подсчеты показывают, что и слева, и справа ответ один и тот же, а именно 324. Какое бы число мы ни взяли, подмеченное нами свойство будет выполняться. Вот только доказать это довольно сложно.

2. Возьмем любое четырехзначное число, например 2519, и расставим его цифры сначала в порядке убывания, а потом в порядке возрастания: 9521 и 1259. Из большего числа вычтем меньшее: 9521-1259=8262. С полученным числом проделаем то же самое: 8622-2268=6354. И еще один такой же шаг: 6543-3456=3087. Далее, 8730-0378=8352, 8532-2358=6174. Вам не надоело вычитать? Сделаем все же еще один шаг: 7641 -- 1467=6174. Снова получилось 6174.

Вот теперь мы, как говорят программисты, «зациклились»: сколько бы раз мы теперь ни вычитали, ничего, кроме 6174, не получим. Может быть, дело в том, что так было подобрано исходное число 2519? Оказывается, оно здесь не при чем: какое бы четырехзначное число мы ни взяли, после не более чем семи шагов обязательно получится это же число 6174.

3. Нарисуем несколько окружностей с общим центром и на внутренней окружности запишем любые четыре натуральных числа. Для каждой пары соседних чисел вычтем из большего меньшее и результат запишем на следующей окружности, Оказывается, если повторить это достаточно много раз, на одной из окружностей все числа окажутся равными нулю, а поэтому и дальше ничего, кроме нулей, получаться не будет. На рисунке показано это для случая, когда на внутренней окружности написаны числа 25, 17, 55, 47.

  • 4. Возьмем любое число (хоть тысячезначное), записанное в десятичной системе счисления. Возведем все его цифры в квадрат и сложим. С суммой проделаем то же самое. Оказывается, после нескольких шагов мы получим либо число 1, после чего иных чисел не будет, либо 4, после чего имеем числа 4, 16, 37 58, 89, 145, 42, 20 и снова получим 4. Значит, цикла не избежать и здесь.
  • 5. Составим такую бесконечную таблицу. В первом столбце напишем числа 4, 7, 10, 13, 16,... (каждое следующее на 3 больше предыдущего). От числа 4 проведем вправо строку, увеличивая на каждом шагу числа на 3. От числа 7 поведем строку, увеличивая числа на 5, от числа 10-- на 7 и т. д.

Получается такая таблица:

  • 4 7 10 13 16 19 …
  • 7 12 17 22 27 32 …
  • 10 17 24 31 38 45…
  • 13 22 31 40 49 58…
  • 16 27 38 49 60 71…
  • 19 32 45 58 71 84…

…………………………….

Если взять любое число из этой таблицы, умножить его на 2 и к произведению прибавить 1, то всегда получится составное число. Если проделать то же самое с числом, не входящим в эту таблицу, то получаем простое число. Например, возьмем из таблицы число 45. Число 2 45+1 = 91 составное, оно равно 7 13. А числа 14 в таблице нет, и число 2 14+1 = 29 простое.

Этот замечательный способ отличать простые числа от составных придумал в 1934 году индийский студент Сундарам. Наблюдения за числами позволяют открывать и другие замечательные утверждения. Свойства мира чисел поистине неисчерпаемы.

СУЕВЕРИЯ И ЧИСЛА

натуральный число ростовщик суеверие

Число 7 -- символ обновления. Через 7 месяцев прорезываются зубки у младенца, в 7 лет обновляются зубы у ребенка, семимесячный новорожденный обычно выживает и т.п.

В глубокой древности это число долгое время считалось неопределенно большим количеством. Безграмотные люди боялись больших чисел, связывая с ними различные предрассудки, склоняли перед ними голову. Последствия такого представления о числе 7 дошли и до наших дней. По мусульманской религии через 7 дней после смерти проводят поминки; покойника заворачивают в «кафен» из 7 слоев белой ткани.B неделе 7 дней. В башкирских народных сказках число 7 принимает загадочно большое значение: «Батыр спал 7 дней, 7 ночей», «Батыры встретились на распутье семи дорог» и т. д. А пословица «Семь раз отмерь -- один раз отрежь» учит обдуманным поступкам, благоразумное.

Рисунок семилепесткового курая в государственной символике Башкортостана означает существование семи основных племен -- родоначальников башкирского народа.

Большое значение числу 7 придает и христианская религия. Будто бы «Бог создал мир за 7 дней», посвятив седьмой день отдыху. На Руси число 7 применялось в колдовстве и заклинаниях, лечили.

Суеверные люди связывают несчастье и неудачу с числом 13 и называют его «чертовой дюжиной». Возможно, это связано с тем, что число 13 -- простое, не имеет делителей кроме себя и единицы, т. е. неудобное число. Религия окутала его оболочкой несчастья. По религиозному сказанию Иуда, тринадцатый ученик Христа, оказался предателем.

Суеверия, связанные с числом 13, особенно распространены в некоторых странах Запада. Там нет дома 13-го номера и 13-ой квартиры. В кинотеатрах нет 13-го ряда и места; не ходят трамваи и троллейбусы под 13-ым номером, 13-го числа не отправляются в плаванье корабли.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ ЧИСЛА: и е.

ЗАДАЧА О РОСТОВЩИКЕ

Представителю знаменитой швейцарской династии математиков Якобу Бернулли принадлежит идея следующей задачи.

Некий ростовщик дал взаймы купцу определённую сумму денег с условием, что через год тот вернёт заём в двукратном размере. Когда купец в следующий раз обратился к нему с просьбой дать денег, ростовщик изменил условия договора: за первые полгода подлежащая возврату сумма возрастёт в полтора раза, а по истечении второй половины срока вновь образованная сумма увеличится ещё в полтора раза. Ростовщик рассчитал, что таким образом он повысит первоначальную сумму займа в 9/4 раза, что, безусловно, выгоднее двукратного увеличения.

Постепенно в голове ростовщика сложился ещё более хитрый план: сумму, подлежащую возврату, увеличивать непрерывно. А именно: весь срок, на который купцу одалживаются деньги, разделить на большое число n равных промежутков. По истечении каждого промежутка сумма долга должна возрастать в (1 + 1/n) раз. Так что к окончанию срока первоначальный заём увеличится в (1 + 1/n) раз. «Наверное, это очень большое число», -- подумал ростовщик.

Когда эту формулу вывел для себя купец, он рассудил так: «С одной стороны, показатель степени n, увеличиваясь, тянет за, собой в бесконечность всю степень, поскольку основание её, 1 +1In, больше единицы. Казалось бы, непрерывное приращение долга в конце концов выльется в колоссальную денежную сумму -- сверхприбыль для ростовщика и соответственно сверхубыток для меня. Но, с другой стороны, хотя основание 1 + 1/n и больше единицы, с увеличением n оно всё стремительнее к ней приближается. А эту упрямую цифру в какую степень ни возводи, всё равно лишь единицу получишь...». На самом деле выражение (1 + 1/n) с ростом n стремится к числу е = 2,718281828459045..., называемому также эйлеровым числом. Это одна из самых замечательных математических констант, основание натурального логарифма. Первые знаки числа е запомнить несложно: два; запятая, семь, год рождения Льва Толстого -- два раза, сорок пять, девяносто, сорок пять.

Для того, чтобы понимать друг друга, людям нужны были знаки. Они использовали звуки, которые со временем превратились в буквы, а потом складывались в слова и предложения. На языке нумерологии ( древняя система знаний о символическом значении чисел), цифра - это «буква», а число - это «слово». Слово «цифра» без уточнения обычно означает один из следующих десяти («алфавит») знаков : 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (т. н. «арабские цифры »). Сочетания этих цифр порождают дву-(и более)значные коды числа.

Существуют также много других вариантов («алфавитов»):

  • римские цифры (I V X L C D M )
  • шестнадцатеричные цифры (0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F )
  • цифры майя (от 0 до 19)
  • в некоторых языках, например, в древнегреческом, в иврите, в церковнославянском, существует система записи чисел буквами и др.

Во множественном числе в обиходной речи слово «цифры» также может обозначать «числовые данные» (так как любое число записывается набором цифр). Например, «приведем такие цифры» (даже когда речь идет об одном числовом данном, записанном одной цифрой, следует употреблять множественное число). Однако неверно говорить «здесь цифры больше», так как сравниваются не цифры, а числа.

Само слово «цифра» происходит от арабского «цифи» - «ничего, ноль» и в современном русском языке пишется через букву «и», в отличие от слов-исключений: цыган, цыпленок, цыпочки.

Число - основное понятие математики, используемое для количественной характеристики, сравнения и нумерации объектов. Возникнув еще в первобытном обществе из потребностей счета, понятие числа с развитием науки значительно расширилось. Письменными знаками (символами) для записи чисел служат цифры.

Все вокруг нас - это Свет. Вы знаете, что Свет раскладывается на спектр всех цветов радуги когда преломляется через призму и воспринимается человеческим глазом, как определенная волна. Познавая мироустройство, мы можем удивляться разнообразным способностям Творца. Он создал Мир вокруг, точно рассчитав все по формулам и создав точные модели, в которых мы живем и развиваемся.

Издавна людей интересовали порядки, которые были заложены в основу мироздания. Люди понимали, что Творец не случайно создал Свет, а из него радугу. Все вокруг нас подчинено закону вибрации Света и длине световых волн. Наше подсознание, языком образов (а цвета это также образы) воспринимает мир и таким же способом может общаться с Творцом.

Цвет может переходить через цифры в буквы, потому что изначально цифры возникли, как обозначение числительных из определенных букв. О происхождении русских числительных и их связи с разными цветами спектра радуги вы можете почитать в

С помощью метода исследовательницы Лилиан Бондс, описанного в ее книге «Магия цвета. Цветотерапия на каждый день» становится возможным просчитать свой цвет имени, дату рождения и выяснить дефицит недостающего вам цвета возможно который так жизненно необходим для гармоничного функционирования организма. Это объединение цвета, цифр и букв алфавита.

Таблица перевода цветов через цифры в слова (русcкий алфавит)

красный

оранжевый

желтый

зеленый

голубой

синий

фиолетовый

розовый

золотой

Цифры - это одно из древнейших явлений, которое дошло до нас. В Вавилоне (2-е тысячелетие до н.э.) цифры представляли собой клинописные знаки для чисел 1, 10, 100, все остальные натуральные числа записываются посредством их соединения. Пифагору (570-490 гг. до н. э.) и его ученикам удалось сократить все числа до цифр от 1 до 9.

По поводу современных, так называемых «арабских» цифр. Они представляют собой не что иное, как буквы индийского алфавита, принесенные арабами в Испанию в XII-XIII вв. н. э., во времена активного распространения ислама. Из Испании использование арабских чисел распространилось и по всей Европе. Наша цифра 5 - это, на самом деле, индо-бактрийская буква, соответствующая русскому звуку «П». Она является первой буквой санскритского слова «панчан», означающего «пять». Например, число 4 совсем не случайно напоминает русскую букву "Ч". Оно происходит от первой буквы санскритского слова «чатур», которое, как вы и догадались, означает «четыре».

Арабы узнали цифры из ведического санскрита, древнейшего языка ариев. В 1202 итальянец Леонардо Фибоначчи в своей книге «Liber Abaci» познакомил европейцев с арабской системой счета и, несмотря на то, что знал, что арабы пользуются цифрами заимствованными из санскрита, он назвал эти цифры «арабскими». С тех пор цифры, заимствованные арабами из ведического санскрита, все называют арабскими.

Названия цифр на санскрите:

1 - «eka», «эка» - один (ekah (муж.р) -один, ekam (ср.род.) - одно, ekâ (жен.род) - одна). А также, дополнительные переводы «он», «единственное бытие», «единое». «Ади» (adi) один (высший) - скандинавский Бог Один. В русском языке есть слово «раз», означающее «один». Первичное значение слова «раз» - это «черта, проведенная острым орудием, нарезка». На санскрите «reka» - это рисунок, черта, чертить, царапать, рисовать, писать (др.рус.: раз, образ, резы, резать).

2 - «dva» - два (dvau (муж.род) -два, dve (жен. и ср. род) - две). А также, другие слова «dvaja»- двое, «dvi» - две, «dvina» - «двойная».

3 - «Tré , tri» - три (trayah - три (муж.род), trini - три (ср.р.), tisrah - три (ж.род.). А также, другие слова «trini» - тройной, «trayas» - трое, «trika» - тройка. Трита - бог, олицетворение молнии. Древнее ведийское божество, упомянутое в «Ригведе». В Ведах одним из его дел было «отпущение греха» и принятие вины на себя.

4 - «Сatur» (чатур) - четыре («catvârah»-четверо (муж.род.), «catvâri» - четверо (ср. род), «catasrah» - четыре (жен.род).

5 - «pañcha» - пять («паньча джана» - пять человеческих рас). «Панктис» (pankti-s) - пять, старославянское «пяшть», русское «пячь».

6 - «S"a-s» (шаш) - шесть . «Sad» - шесть.

7 - « Saptá» (сапта) - семь.

8 - «А stá» (аста) - восемь . «Аste» - остается, «ast`an» - восемь, «astaka» - восьмерка.

9 - « Náva» - девять , «nanva» - девять.

10 - « Das"a» - десять . Дашагва - жрецы-ангирасы, которые служили 10 мес. (срок, в течение которого они пели гимны, соответствовал длительности светового года). Древнеримский год состоял из 10 месяцев и позднее год стал составлять 12 месяцев, но название «десятый»- «децембер» осталось в римском календаре. «Das"an» - десятый, «das"atara» - десятеро.

0 --« Su-nya» (шунья) - нуль (пустота, небытие, отсутствие). Шуньята-вада - учение о пустоте.

Пифагорейцы рассматривали числа от 1 до 10 (Декаду) как изначальные силы, сформировавшие основу для всех остальных чисел. Идеи, соответствующие этим числам, дошли до нас благодаря трудам Аристотеля. Он разделяет числа на ограниченные и неограниченные, мужские и женские, правые и левые, покоящиеся и движущиеся, прямые и изогнутые, светлые и темные, хорошие и плохие...

Наш мир был создан как воплощение Замысла Творца. Каждый элемент мира - от травинки до галактики - представляет собой воплощение одного из элементов Его Замысла. Сама Божественная Идея настолько масштабна, что для человеческого ума ее можно считать непостижимой. Однако человеку не запрещено им руководствоваться в той степени, в которой он способен этот Замысел постичь. Более того, его разум изначально имеет «встроенную» потребность познать неизведанное и таким образом приблизиться к Богу. В житейском смысле это означает понять, для чего он создан, и попытаться жить сознательно, в соответствии с Планом Создателя. Тогда меньше будет ошибок и страданий, в конечном счете, он сможет реализовать свое предназначение и познать истинное счастье.

Божественный Замысел представлен несколькими Высшими Принципами, которые человеческий разум может распознать как цифры. Каждая цифра имеет свою вибрацию, она создает, питает и разрушает различные аспекты мироздания. И каждый объект явленного мира - в том числе и каждый человек - несет в себе определенное сочетание Высших Принципов, некоторое сочетание вибраций, которое определяет его предназначение.

Ниже приведены вибрации основных цифр в ранней Пифагорейской школе. При анализе цифр, которые вас окружают (номер машины, квартиры, паспорта, телефона и т.д.), вы сможете применить их значение и понять вибрации окружающего вас мира.

Значения цифр в Пифагорейской школе.

1 - отождествлялась с Создателем и потому представляла мужское качество и силу.

2 - представляла женское начало и слабость.

3 - цифра целостности (оно символизирует начало, середину и окончание).

4 - олицетворяла справедливость и стабильность.

5 - связывалась с браком, поскольку представляет собой сочетание четного и нечетного, мужского и женского.

6 - представляла единство, мир и жертвенность.

7 - отождествлялась с радостью, любовью и благоприятными возможностями.

8 - считалась указанием на непреклонность, упорство и равновесие.

9 - означала завершение.

10 - считалась особой цифрой, священной и стояла отдельно от остальных.

Пифагорейская система имеет наибольшее распространение в наши дни, благодаря тому, что она относительно проста и логична. Так, например, буквы алфавита в ней нумеруются в соответствии с их порядком в алфавите.

В Пифагорейской нумерологии используется 11 чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 и 22. Числа 11 и 22 имеют особое значение, они называются мастер-числами. Считается, что если они присутствуют в нумерологическом портрете человека, то дают этому человеку особые возможности, на порядок выше, чем у других людей. Однако не факт, использует ли человек свои особые возможности, или будет иметь от них одни неприятности.

Ниже, приведены предельно сжатые трактовки цифр и чисел.

1

Единица подчеркивает индивидуальность человека, его самодостаточность. Она дает стремление достигать своих целей и побеждать, полагаясь лишь на собственные усилия и способности. Для нее характерно стремление к независимости, желание быть во всем первой, способность к лидерству.

2

Для Двойки самое важное - умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения с другими людьми. Здесь не важно, какого рода взаимоотношения, просто есть я и есть другой человек. Двойка умеет учитывать интересы партнера, может шагнуть навстречу и предложить сотрудничество.

3

Ключевой принцип тройки - самовыражение. У нее есть, что сказать людям, и она стремится высказаться при любой возможности. "Высказываться" она может в самых разных областях деятельности, но очень часто проявляет себя именно в словесном творчестве. Тройка, например, очень часто встречается в нумерологических характеристиках писателей.

4

Четверка испытывает человека ограничениями, трудностями. Она побуждает его сконцентрироваться, установить в душе и в жизни порядок, и за счет этого превратить ограничения если не в достоинства, то в точку опоры. Часто Четверке приходится быть в подчинении, служить другим людям. Борьба с ограничениями - характерная для нее ошибка. Нужно не бороться, а научиться жить с ними.

5

Пятерке предоставляется множество разнообразных возможностей. И везде она может себя так или иначе проявить. Главное при этом - не потерять себя, не растратить свой потенциал впустую и чего-то все-таки достичь. Здесь существует большой соблазн - просто перебирать возможности и наслаждаться свободой и изобилием.

6

Главный принцип Шестерки - поддержание равновесия в отношениях с другими. Для нее важно не только отдавать, но и брать - и наоборот, не только брать, но и отдавать. «Брать» и «отдавать» относится ко всему - вещам, поддержке, сочувствии, любви, информации... Одна из важных сторон Шестерки - ответственность «за тех, кого вы приручили».

7

Для Семерки характерно стремление понять, докопаться до истины, причем в основном за счет собственных усилий, а не расспрашивая других. Она анализирует, проникает в самую суть, раскрывает тайны, накапливает понимание. Один из внешних атрибутов Семерки - отстраненность, стремление к уединению.