Краеведение в старшей группе детского сада. Цикл бесед.doc - «Цикл бесед по развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре" (на материале краеведения и традиций малой Родины) Беседы по краеведению

В реализации данной дополнительной образовательной программы «С чего начинается Родина?» участвуют дети старших и подготовительных групп, она рассчитана на 2 года.

Курс краеведения «С чего начинается Родина?» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Назарово, Красноярским краем

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «С чего начинается Родина?» заключается:
в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;
в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;
в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

Основные организационные формы:
непосредственно-образовательная деятельность;
в свободной деятельности;
целевые прогулки по городу;
экскурсии с различной тематикой о городе;
праздники, развлечения;
тематические выставки;
тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;
встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
работа в мини-музеи детского сада «Русская изба».

Методы и приемы:
диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
проблемные ситуации;
проектирование;
конкурсы, викторины;
экспериментирование;
коллективно-творческие дела;
наблюдения;
целевые прогулки и экскурсии;
рассматривание картин, иллюстраций.

Цель и задачи данной образовательной программы

Цель:
Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи программы:
Обучающие:
Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
Способствовать социализации воспитанников.
Обогатить знания дошкольников о городе Назарово, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
Развивающие:
Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
Развивать творческие способности детей.
Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.
Воспитательные:
Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
Прививать навыки здорового образа жизни.
Воспитывать уважение к труду назаровцев, создающих красивый город.
Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

Ожидаемый результат:
Дошкольники будут знать:
Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.
Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
Символику города и края.
Писателей и поэтов города и края, их творчество.
Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
Вести самостоятельные наблюдения в природе.
Узнавать изученные растения и животных.
Работать с элементами народного творчества.
Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.
Применять полученных знаний о Назарово в добрых делах и поступках на благо родного города.
Творчески мыслить и рассуждать.

Механизм отслеживания результатов:
— анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах)
— анкетирование родителей.

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик.

Уровни усвоения программы

Низкий
Объем представлений о растениях и животных Красноярского края незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения движения, отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Знает домашний адрес. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада.

Средний
Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы. Имеет представление о природных богатствах недр Красноярского края. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные Красноярского края занесены в нее. Знает понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знаком с достопримечательностями города Назарово.

Высокий
Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных Красноярского края, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Знает свой полный адрес, памятные места и историю города Назарово. Знает о городах края, их достопримечательностях, символике. Знает обычаи, традиции русского народа, других народов Красноярского края.

Основное содержание программы

Работая по данной программе, будет более эффективной при создании в группе предметно-пространственной среды, которая включает в себя:
— Уголок «Город мой Назарово», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о городе современном и старинном; решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам города (карта);
-Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево; или наоборот уединится одному, рассматривая фото;
— Центр Экологии и экспериментирования, где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, макеты природных зон, растения и животные; Здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях;
— Библиотека - книги о Назарово, городах Красноярского края; картотеки: «Игры разных народов», «Загадки народов Сибири», «Пословицы, поговорки», подборка произведений и стихов местных авторов.

1. Растения Красноярского края. Растения луга, леса, водоёмов. Что нам даёт тайга. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Практические занятия. Экскурсии в рощу, на водоём. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. Посадка цветов, кустарников на территории детского сада.

2. Животные Красноярского края. Животные луга, леса, водоёма. Редкие животные своего края. Практические занятия. Экскурсии. Наблюдения за жизнью животных.

3. Полезные ископаемые Красноярского края. Добыча каменного угля. Практические занятия. Работа с образцами полезных ископаемых. Экскурсия в краеведческий музей — просмотр экспозиции «Назаровский разрез»

4. Воды Красноярского края. Знакомство с основными реками, озёрами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей. Практические занятия Экскурсии на водоёмы, определение скорости течения.

5. Карта. Ориентирование на местности с картой. Условные знаки карт. Знакомство с картой своего края, города. Практические занятия. Путешествия по карте.

6. Охрана природы. Правила поведения в природе. Практические занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора. Проведения экологических акций.

7. Прошлое своего края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей города Назарово, Красноярского края. Памятники. Чтение книг по истории своего города, края.

8. Народы Красноярского края. Знакомство с национальностями, проживающими на территории Красноярского края, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Практические занятия. Народные праздники. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен.

9. Искусство. Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами Красноярского края и города Назарово. Практические занятия. Посещение выставок, встречи с интересными людьми города, чтение произведений.

Планирование

Первый год (старшая группа)
1. «Моя семья – моя радость» Беседа с творческим заданием.
2. Мой замечательный город (просмотр фильма)
3. «В гостях у предков» сказочный марафон
4. «Осень в родном городе» Экскурсия
5. «Мы все такие разные» Конкурс рисунков.
6. «Уважения достойны» Беседа о пожилых людях.
7. «Рождение города» (фотографии старого и нового города) сотрудничество с музеем
8. Знакомство с картой – схемой «Наш – город»
9. «История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов
10. «Достопримечательности города», «Памятные места города» Экскурсии
11. «Природа вокруг нас»
12. «Как растения дают нам кислород» (опыты, эксперименты)
13. «Сад на окошке» Акция.
14. «Символика города (герб, флаг, гимн)» Игра
15. Составление кроссвордов о животных, растениях края: «Что это? Кто это?».
16. Конкурс «Герб моей семьи»
17. «Кому нужна моя помощь?» Разведка добрых дел.
18. «Памятники города» (экскурсия по городу)
19. «Они служили в Армии» Встреча с родственниками детей
20. «Вам, защитники Отечества!» Акция.
21. «Река Чулым» Путешествие по карте.
22. «Кто живет с нами рядом» знакомство с народами края
23. Встреча с местными поэтами и писателями.
24. «Традиции нашего народа» праздники, развлечения.
25. «Зеленые ладошки земли» Десант чистоты и порядка в детском саду
26. «Люблю тебя, мой Красноярский край». Музыкальный час.
27. Творческая деятельность «Пусть цветы радуют глаз»
28. «Наш город Назарово» путешествие по страницам журнала.
29. «С чего начинается Родина?» КВН

Второй год (подготовительная группа)
1. «По каким правилам мы живем» Игра.
2. «Мои права и обязанности» Беседа.
3. Как живут наши друзья (целевая прогулка по территории детского сада, условия для жизни растений)
4. «Город, в котором я живу» Конкурс рисунков.
5. «История нашего края» Беседа с презентацией
6. «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» Беседа.
7. «Почему меня так назвали» Презентация детских проектов
8. «Кто живет в лесах Красноярского края»- виртуальная экскурсия по лесам
9. «Животные – рекордсмены» Просмотр видеофильма
10. «Спешите творить добро!» Ситуативный практикум
11. «Дорогая моя столица края» Заочное путешествие по городу Красноярску.
12. «Города и села Красноярского края на карте» исследовательская деятельность
13. «Из истории края» рассказы детей, подготовленные с родителями.
14. Музыкально – литературная гостиная «Песни и стихи для тебя Красноярский край»
15. «Макет города» (изготовление)
16. «Богатыри земли Русской» Занятие – вернисаж.
17. «Флаги и гербы» Беседа с творческим заданием.
18. «Мой папа – мастер на все руки» Презентация семейных творческих работ
19. Д/и «Растения нашего леса» составление альбома
20. «Полезные богатства края» -экспериментирование
21. Экскурсия «Аллея славы шахтеров»
22. «Животные нашего края» изготовление макетов природных зон
23. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма
24. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
25. «День птиц» Викторина.
26. Встреча с ветеранами -назаровцами
27. «Там, где погиб неизвестный солдат» Выставка рисунков.
28. «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь» Фестиваль творчества о Красноярском крае

Учебно-методические средства обучения

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
3. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
4. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
6. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
7. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
8. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
10. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
11. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
12. Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырёх выпусках. – Красноярск, 1989.
13. Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
14. Кириллов, М.В. Природа Красноярска и его окрестностей, Красноярское книжное издательство, 1991.

Акция «Сохраним родные леса»

Фольклорный праздник «Ярмарка»

Макет нашего города

Мероприятие в дополнительном образовании. Беседа с юными краеведами "Люби и знай свой край".

Вступительная часть
«Любовь к родному краю, знание его истории -
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.
Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни.
Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Д.С. Лихачёв

Ход занятия.

Дорогие ребята! На сегодняшнюю встречу приехали те из вас, кому интересна история нашей Родины, большой и малой, кто увлечён краеведением. А как вы понимаете слова «Краеведение», «краевед»? (ОТВЕТЫ: изучать историю края, сохранять в памяти, заботиться о сохранении музеев, объектов, умножать и пополнять имеющееся для будущих поколений)
Спасибо. Заметно, что здесь нет случайных и равнодушных людей. На сегодняшней встрече нельзя не упомянуть имя цитату Дмитрия Сергеевича Лихачёва, советского и российского филолога, историка русской культуры, академика РАН: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки». Я хотела бы добавить только то, что Краеведение – это направление научной и творческой деятельности, где могут успешно работать как профессиональные учёные, так и юные любители. Даже школьник может совершить открытие, касающееся истории семьи, села, района, края. Даже первоклассник может создать, нарисовать простейшее родословное древо.
Кто лучше вас сможет узнать историю своей семьи. Маститым ученым не хватит на это время, ваши родители в большей степени озабочены сегодняшним днём, а так же вашим будущим. Но учёные, педагоги готовы помочь подрастающему поколению своими советами, своими научными трудами и рекомендациями. А родители, конечно, будут рады принять участие в ваших исследованиях: подберут фотографии, подскажут знающих людей, многое вспомнят и расскажут.
Кто, кроме нас сможет заинтересованно и ярко рассказать о том, как жили наши деды и прадеды, как работали и воевали, как строили свои дома, какие песни пели, какими ремёслами занимались, о чём думали, мечтали?
Согласитесь, есть среди наших ровесников и такие, которые не считают краеведение интересным, нужным. Им невдомёк, что каждое поколение, в том числе и мы с вами, пишет очередную страницу в историю! И если мы этого не сделаем, то в истории будет пробел…
Разумеется, чтобы стать краеведом не на словах, а на деле вы должны научиться наблюдать, проводить обследование природных, культурных, исторических объектов, совершать экскурсии и походы по родному краю, проводить значительное время в библиотеках, работать с семейными архивами и, возможно с документами государственных архивов, смотреть телепередачи, проводить опрос населения, составлять анкеты, осуществлять переписку с земляками, встречаться со старожилами и интересными людьми. Но всё это стоит того. Ведь вы напишете ещё одну страницу в историю родного края, и получите при этом огромное удовольствие. Вы многое увидите и узнаете, обзаведётесь новыми друзьями.
Сегодня мы с вами подумаем, что и как можно сделать, чтобы этого не случилось. Наша встреча будет состоять из 4 блоков:
Люби и знай свой край!
Литературное Прибитюжье
Умей родство счесть…

«Скажи, какой ты след оставишь?
След, чтоб вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или … незримый прочный след
В чужой душе на много лет?»

Люби и знай свой край!
«Мы любим родные места не за их богатство,
а за то, что они прекрасны,
что эта обыкновенная земля –
часть нашей Родины»
К. Паустовский
1. Лекция –презентация с элементами беседы:
- Нужно ли, на ваш взгляд, изучать историю родного Края?
- Почему вас интересует история Воронежской области и Аннинского района?
- Какая краеведческая литература есть в вашей библиотеке? Что вы уже читали или знакомились?
-С какой целью вы обращаетесь к литературе краеведческого характера?
- Чем на ваш взгляд славен Воронежский край и Аннинский район?
2. Лекция с презентацией «Чем славится Воронежский край?»
Тезисы:
Самым ценным ресурсом нашего края являются черноземные почвы, которые занимают основную часть территории региона. В северной половине области распространены мощные черноземы. Они занимают почти половину территории. Толщина их слоя достигает одного метра. Большое содержание перегноя, который образовался из остатков погибших животных и растений на протяжении многих тысячелетий, способность почвы при обработке рассыпаться на мелкие комки делают черноземы весьма плодородными. В такую почву легко проникают и задерживаются в ней вода и воздух. Мощные черноземы являются наиболее ценными в хозяйственном отношении и признаны лучшими в мире.
Черноземные почвы – это дар природы, и его надо разумно использовать и охранять!
Леса. Растительный покров края характеризуется большим разнообразием. Почти каждый десятый гектар поверхности занят лесами. Самым распространенным деревом наших лесов является дуб. Наиболее старые и крупные дубравы Воронежского края – это Шипов и Теллермановский леса.
На востоке нашей области раскинулся живописный Теллермановский лес. Он тянется по правому крутому берегу рек Вороны и Хопра почти на сорок километров. Главной породой является дуб. Кроме дуба, в лесу растут вяз, ясень, ольха, осина, ветла, тополь, береза, липа. Есть здесь и лиственница – дуб севера, как ее иногда называют за твердость и прочность древесины. Теллермановский лес является непреодолимой преградой на пути ветров-суховеев. Он сохраняет в почве большое количество влаги и поддерживает полноводность протекающих рядом рек.
Усманский и Хреновской боры. Территорию нашего края украшают не только дубравы, но и сосновые леса, или боры. Наиболее богатыми и красивыми являются Усманский и Хреновской. В них сохранились участки, где можно встретить двухсотлетние сосны высотой до сорока метров. В этих вечнозеленых лесах встречаются деревья и лиственных пород – дуб, липа, тополь, береза, осина.
Реки. В Воронежской области более восьмисот рек и речек. Самой большой рекой является Дон. Есть и озера. Они расположены в основном в поймах рек. Многие из них объявлены памятниками природы. Главная река области – Дон. В него впадают реки поменьше. Наиболее крупные из них – Воронеж, Битюг, Ведуга, Девица, Икорец, Черная Калитва, Тихая Сосна. Получив запасы воды, Дон в нижнем течении щедро отдает их Цимлянскому водохранилищу. Из него донские воды вливаются в Азовское море.
Но в области есть такие пространства, где редко встретишь естественные водоемы. Поэтому еще в прошлом столетии люди начали сооружать пруды. Всего в области насчитывается около двух тысяч прудов. Самым крупным искусственным водоемом является Воронежское водохранилище. Его длина – 35 километров, ширина около двух километров. Площадь 70 квадратных километров.
"Воронежское море"
«Воронежское море», разделяющее город Воронеж на левый и правый берег, названо морем за его размеры: длина водоема около 30 километров, ширина – около 2 км, средняя глубина около 2,9 метров. Это водохранилище на реке Воронеж было построено в 1972 году, и стало первым в истории нашей страны рукотворным водоемом таких масштабов в черте города.
В недрах Воронежской земли обнаружено немало полезных ископаемых:
-Павловский гранит,
- Семилукские огнеупорные глины и кирпич,
- Кантемировская и Бутурлиновская охра, которая является ценным сырьем для красок,
- В Подгоренском, Калачеевском, Бутурлиновском, Лискинском районах имеются большие запасы писчего мела высокого качества,
- В нашей области широко распространены песчаники и мергели. Мергель – это смесь известняка с глиной; залегает он на небольшой глубине, а иногда выходит на поверхность. С помощью мергеля производят цемент, черепицу, гончарные изделия.
- В районе селя Белая Горка Богучарского района обнаружена минеральная вода. По своему составу и лечебным качествам она соперничает с водами многих известных курортов нашей страны. Эта вода источника по своему составу является единственной в России, повторяющей свойства всемирно известных источников Висбадена (Германия) и Крейцнаха (Пруссия).
Рамонская свистулька
Знаменитые глиняные свистульки, сувениры, игрушки, декоративные сосуды и блюда, копилки и многое другое прославили Рамонский район далеко за пределами России. Места эти давно известны мастерами, которые лепили из здешней глины «нехитрую забаву, детскую потеху» – так говорили здесь об игрушках-свистульках.
В связи с этим в Рамони появился уникальный музей керамики, в котором можно узнать, во что играли дети тысячи лет назад, увидеть творения местных мастеров.

Родина орловского рысака

Село Хреновое Бобровского района известно во всём мире тем, что в конце XVIII - начале XIX века на Хреновском конном заводе был выведен Орловский рысак – знаменитая русская порода лошадей с наследственной способностью к резвой рыси* (рысь – походка лошади, при которой она поочерёдно переставляет пары ног, расположенных по диагонали).
Воронежский народный костюм
У каждого народа мира есть свои особенности и отличия в национальном костюме. Традиционная русская одежда, несмотря на ее разнообразие, делилась на две группы: северновеликорусских губерний и южновеликорусских.
На территории Воронежской губернии преобладал южновеликорусский тип, но со своими местными особенностями, причем различия могли быть даже в пределах одного села..
В народном костюме каждая деталь и каждый цвет всегда символические. В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и черный. А черный цвет – цвет земли и покоя – считается любимым в Воронежском крае, потому что символизировал еще и чернозем. Линейно-геометрическая вышивка, наиболее используемая фигура - ромб, нагрудные, височные, ушные, ручные, наспинные и поясные украшения, самым распространенным нагрудным украшением был «гайтан», к которому привязывали косточку от куриного крыла – оберег от несчастий. Таков наш народный костюм.

Воронежская «Катюша»
Долго сохранится в памяти нашего народа грозное оружие Великой Отечественной войны – реактивные установки, известные под ласковым именем «Катюша». Первые реактивные установки, в официальных документах называемые БМ-13, были изготовлены на Воронежском экскаваторном заводе имени Коминтерна
В память об этом одна из них установлена на высоком каменном постаменте на территории Воронежского экскаваторного завода им. Коминтерна.
Интересно, что существует несколько версий, почему реактивные установки БМ-13 стали называться «катюшами». По одной из них, поводом для такого названия послужила буква «К», значившаяся на заводских этикетках, крепившихся на всей продукции завода им. Коминтерна, в том числе и на минометах. По другой версии, установка стала именоваться по названию популярной в военное время песни Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского «Катюша».

Штурмовик Ил-2
Этот самолет конструкции С.В. Ильюшина признан в годы Второй мировой войны лучшим штурмовиком в мире. Его называли «летающим танком»
Мощь воронежских штурмовиков гитлеровцы особенно почувствовали во время битвы под Москвой зимой 1941 года. Именно оттуда пошла громкая слава этого самолета, именно после Московской битвы фашисты стали называть Ил-2 «черной смертью». В память о трудовом подвиге рабочих и инженеров Воронежского авиационного завода Ил-2 установлен на вечную стоянку на площади перед заводом.
Государственный академический Воронежский русский народный хор им.К.И.Массалитинова
История создания Воронежского народного хора, созданного композитором, собирателем народных песен Воронежской области Константином Ираклиевичем Массалитиновым, связана с нашим Аннинским районом. Именно в Анне он был создан первоначально в январе 1943 года. Именно наши лучшие народные певицы и певцы стали основой хора. С первых дней своего существования хор оказался тесно связанным с военной жизнью. Он стал один из самых любимых хоров в народе. За свою многолетнюю историю коллектив Воронежского русского народного хора неоднократно выезжал за рубеж и побывал с концертами более чем в 45 странах. С хором тесно связаны судьбы солистов: талантливой исполнительницы и автора многих частушек и песен Марии Николаевны Мордасовой, старотойденской собирательницы сказок Анны Николаевны Корольковой.

Воронежские конфеты
Фирменные конфеты Воронежской кондитерской фабрики: «Воронежские», «Песни Кольцова», «Никитинские» - известны далеко за пределами нашей области и даже страны.
История производства сладостей в Воронеже берет свое начало в далеких 1870-х годах и неразрывно связана с именами принцев Ольденбургских. Принцесса Евгения Ольденбургская очень любила сладости и сама руководила реконструкцией завода и подбором специалистов. Продукция фабрики с самого начала славилась высоким качеством по всей России и была отмечена самыми высокими наградами на выставках в Лондоне, Париже и Брюсселе.
В наше время на фабрике выпускают огромное количество разных сладостей: конфеты, карамель, вафли, зефир, печенье, мармелад, - которые известны и любимы не только в нашей области и во всей России, но и в других странах мира.
Воронежская матрешка
Матрешка – деревянная игрушка, ставшая символом нашей страны и одним из самых любимых сувениров.
В зависимости от места изготовления, куклы отличаются друг от друга формой и росписью. Около 50 лет назад в нашем крае появилась своя, воронежская матрешка. Создательницей и, как называют ее в народе, «мамой воронежской матрешки» стала Елена Геннадиевна Матвеева.
Интересно, что до сих пор точно не известно, почему куклу стали называть матрешкой. Самой распространенной является версия, что игрушка названа женским именем. Одни историки считают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, а другие – от женского имени Матрена, Матреша.
Художественные промыслы Воронежской области
Воронежская земля издавна славилась своими мастерами: вышивальцами и кружевницами, бисероплетельщицами, резчиками по дереву и гончарами. Воронежская глиняная игрушка, ковры, кисеты, сумочки, гайтаны полотенца, рушники, скатерти, покрывала славились по всем губерниям.
Новохоперский, Поворинский, Грибановский район были известны далеко за пределами области пуховыми платками.
Известно, что в середине 20-х годов XX века в одной только новохоперской Русановке женщины вязали около 8 тысяч платков в месяц.
Ковроделием и художественным ткачеством славились села Павловского, Острогожского, Богучарского, Рамонского, Бобровского, Новохоперского, Бутурлиновского районов. Изделия расходились по всей России и закупались в другие страны. Особую славу приобрели знаменитые ковры из Елань-Колено.
Керамическое производство было известно глиняной посудой, кирпичами, черепицей и игрушкой. В начале 20 века в нашей губернии насчитывалось более 200 гончарных заводов. Наибольшее их число было в Семилукском, Рамонском. Калачеевском, Хохольском районах.
В Павловском, Бобровском, Борисоглебском, Новоусманском, Бутурлиновском районах – была развита деревообрабатывающая промышленность и художественная резьба по дереву.

Воронеж – город воинской славы.
Город воинской славы- почётное звание Российской Федерации, присваиваемое отдельным городам Российской Федерации «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества». Положение об условиях и порядке присвоения почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы» утверждено указом президента Российской Федерации в конце 2006 года. В настоящее время 45 городов носят это высокое звание.
6 февраля 2008 г. Воронеж пополнил ряды городов, носящих звание «Город воинской славы». Это почетное звание присваивается лишь тем городам, на территории которых или в близости происходили ожесточенные бои с немецкими захватчиками, где защитники Отечества проявили храбрость, мужество и героизм.
Воронеж сыграл немалую роль в переломных сражениях Отечественной войны. 212 дней велись ожесточенные бои на территории и близлежащих окрестностях. Город был практически разрушен, но немцам не удалось полностью его захватить – левобережную часть отстаивали советские войска. 25 января город был освобожден от фашистских захватчиков. И неизвестно, каким был бы исход Сталинградской битвы, если бы город оставался под немецкими оккупантами.
Воронеж – колыбель русского военного флота.
В конце XVII столетия окрепшее государство Русское начало борьбу с Крымским ханством и Турцией за исконные русские земли и выход к морю. Для овладения крепостью Азов, которая закрывала Росси выход в Чёрное море, Петр I в 1695 году совершил легендарный поход, но воинам не удалось овладеть вражеской крепостью, и в Азовском море беспрепятственно плавал турецкий флот. Поэтому для овладения Азовом Российскому государству был нужен мощный военный флот. Именно в Воронежской губернии было решено сооружать парусные военные корабли. В течение 15 лет на верфях у села Таврова возле устья реки Воронеж и у города Павловска, где Осередь впадает в Дон, строились корабли. К весне 1696 года были готовы два крупных военных корабля и несколько мелких. За 15 лет было построено 250 кораблей разного типа. И только через несколько лет создание флота началось также на Балтийском море, но Воронежский край по праву считается колыбелью русского военного флота.

2. Практикум «Памятные и достопримечательные места Аннинского района»
Ребята, предлагаю подумать и вспомнить, что бы вы отнесли к памятным достопримечательностям нашего района. Кто будет мне помогать в оформлении наших предложений? Предлагаю такие разделы: природные ресурсы, гидрологические памятники, памятники истории и культуры, достопримечательные места района, интеллектуально-нравственные ценности. Кто первый?

Предполагаемы ответы иллюстрируются презентацией.
1. Природные ресурсы:
Чернозёмы
Леса.
Реки: Битюг, Тойда, Курлак, Токай, Анна
Пруды,
Парки и скверы
2. Гидрологические и лесные памятники природы:
Озеро Бабье у с. Бабинка,
Участок реки Битюг от п. Анна до с. В. Тишанка,
ценные лесные культуры по правому берегу р. Битюг у с. Васильевка,
дендропарк.
Родники: Холодный Ключ, Мокрая Вершина, Захаров колодец, Отряд, Голубой ключик, Святой колодец, Студёный, Ключ, Мосоловский, Монастырский колодец, Сеземовский.

3. Памятники истории и культуры:
Христо-Рождественский храм, построенный в 1899 году,
Храмы, церкви, приходы в сельских поселениях,
Железнодорожная ветка «Графская – Анна» и здание Железнодорожного вокзала, построенные в конце 19-начале 20 века супругами Барятинскими,
Старое здание больницы, построенные в конце 19-начале 20 века супругами Барятинскими,
Спиртовый завод, построенные в конце 19-начале 20 века,
Садовский сахарный завод,
Здание бывшего флигеля для прислуги, построенные в конце 19-начале 20 века супругами Барятинскими,
Здание, где в годы Великой Отечественной войны располагался штаб Воронежского фронта

4. Достопримечательные места Аннинского района:
Мемориальный комплекс в память землякам - аннинцам, погибших в годы Великой Отечественной войны,
Памятник женщинам - вдовам, матерям, вынесшим тяжесть и горе войны,
Памятник воинам, погибших в Афганистане,
Памятник воинам, погибшим в госпиталях,
Памятники в память о земляках, погибших в годы ВОВ на территориях всех сельских поселений,
Аллея Славы Героям Советского Союза Аннинского района,
Библиотека имени Евдокии Петровны Ростопчиной,
Аннинский краеведческий музей,
Стадион,
Здание нового физкультурно-оздоровительного комплекса,
Здание Аннинской школы с УИОП,
5. Предприятия:
ООО «Аннинское молоко»,
ООО Сахарный завод «Садовский»,
ОАО «Люкс»,
ОАО «Маслоэкстракционный завод «Аннинский»,
Хлебокомбинат,
ООО «Аннинский хлеб»,
Сельхозорганизации,
Фермерские хозяйства,
Частные индивидуальные предприятия

6. Интеллектуально-нравственные ценности:
10 Героев Советского Союза – участников в Великой Отечественной войне - аннинцев:
Перевёрткин Семён Никифорович, уроженец п. Анна;
Рубцов Герасим Архипович, уроженец с. Берёзовка;
Спахов Фёдор Яковлевич, уроженец с. Николаевка;
Дрожжин Михаил Петрович, уроженец с. Верхняя Тойда;
Бабкин Михаил Николаевич, уроженец с. Старая Тойда;
Сидоров Николай Григорьевич, уроженец с. Сабуровка;
Хорошилов Семён Иванович, уроженец с. Островки;
Булгаков Пётр Семёнович, уроженец с. Красный Лог;
Бобров Иван Яковлевич, уроженец с. Софьинка;
Сушков Фёдор Филиппович, уроженец с. Никольского.
Полные кавалеры орденов Славы:
Борзунов Николай Федотович, уроженец с. Старая Тойда;
Коновалов Николай Иванович, уроженец с. Старая Тойда.
Известные писатели, поэты, художники, учёные - уроженцы района:
Евдокия Ростопчина, поэтесса пушкинской поры, часто приезжавшая и жившая в своей усадьбе в Анне.
Братья Станкевичи, Николай и Александр, чьё литературное наследство небогато, но для краеведов эта фамилия - не просто факт принадлежности к владению имением в Новом Курлаке. Братья Станкевичи - это мучительные искания правды и истины, беспокойная мысль, зажигавшая благородным огнём лучшие передовые умы России
Королькова А.Н., член Союза Писателей Советского Союза, русская и советская сказочница, уроженка села Старая Тойда.
Арсений Кузнецов - пот – лирик, прославивший родившийся родное село Берёзовку и свою малую родину в стихах. Автор поэтических сборников: «Высокий берег», «Лирика», «Журавли летят», «Отрада», «Родные дали».
Константин Козлов, уроженец с. Старая Чигла, поэта называли продолжателем кольцовских традиций, к сожалению Константин рано ушёл из жизни, заболев туберкулёзом. При жизни была выпущена всего одна поэтическая книга «Степь», но она вошла в сокровищницу воронежской поэзии. В 1964 г издана ещё одна книга «Я здесь рождён».
Николай Горбачёв, писатель - прозаик, автор многих книг, изданных в Москве, преимущественно на военные и армейские темы. Лауреат Государственной премии РСФСР и нескольких литературных премий жил и учился в сёлах Старая Тойда, Кушлево, Новый Курлак
Семён Борзунов - член Союза Писателей Советского Союза, лауреат нескольких литературных премий, уроженец села Студёное.
Братья Люковы, Валентин и Алексей, уроженцы с. Нащёкино. Валентин - автор книг: «Дорогу осилит идущий», «Зарево над юностью», «Лесная симфония», «У подножия радуги». Валентин Иванович умер достаточно рано. Похоронен в Москве. Алексей много лет проработал учителем в Аннинской школе №3 и также, как и брат писал стихи.Коновалов Иван Яковлевич - высокопрофессиональный художник и не менее профессиональный поэт, «Заслуженный работник культуры России», лауреат премии комсомола, член союзов художников и журналистов РФ, автор шести поэтических сборников, уроженец с. Старый Курлак.
Владимир Капустяк - Заслуженный работник культуры, композитор и поэт, несколько лет проживший в Анне и связавший с ней свою судьбу и творчество.
Виталий Жихарев, член Союза Писателей России, прозаик и публицист, лауреат премии «Золотой фонд Воронежской области», автор многих произведений и книг о судьбах земляков и онашем районе. Уроженец с Артюшкино.
Елена Демидова - с именами которой мы знакомы благодаря книге «Анна. За веком - век». Она является одним из соавторов этой книги, а также книг «Русские провинциальные усадьбы», «Сквозь годы и риск», выпущенной к 80-летию Аннинского РОВД. Стихи Елены Вячеславовны печатались в районной и областных газетах, в литературно- художественном журнале «Подъём», интернет-журнале «Эрфольг». В 2005 г. вышел сборник её стихов «И душа раздвигает земные границы».
Валентин Варнавский) - автор книги стихов «Мир, которым я дышу», много лет проработавший учителем русского языка и литературы в Нащёкинской школе.
Курзанов Александр Михайлович, член Союза художников России, обладатель Большой серебряной медали Правления Союза художников России,

Мария Медведева
Беседа по краеведению в средней группе на тему «Моя семья»

Цель : привлечь внимание детей к их семье , учить любить семью , вызвать интерес к родословной, желание рассказывать о своих предках.

Оборудование : фотографии детей, фотоальбом, семейная родословная, открытка.

1. Организационный момент.

Сегодня мы поговорим о вас, с кем вы живёте и где.

2. Беседа о семье .

Все вы знаете своё имя, фамилию. Знаете ли вы, как называют людей, живущих в одном доме, квартире? (Семья , семейство, домашние)

Сколько человек в вашей семье ?

Кто самый старший в вашей семье ?

Кто самый младший в вашей семье ?

Сколько человек в вашей семье ?

3. Рассказ воспитателя о семье .

Родители и дети – это ваша маленькая семья . У вас есть и большая семья , в неё входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди. Бабушки, дедушки, тети и дяди могут жить в других домах, других городах и даже странах, но всё равно это ваши родные, родственники – это ваш род. Иногда на большие праздники родственники собираются вместе, всем бывает приятно и весело. Родственники немного похожи друг на друга. Кто- то из вас похож на маму, кто- то на бабушку или тётю.

4. Беседа о родственниках .

Кто такие бабушки?

Кто такие дедушки?

Кто такой дядя?

Кто такая тётя?

Дети, кто из вас может назвать свои семейные праздники?

Как они у вас проходят?

Как вы к ним готовитесь?

5. Рассматривание семейного фотоальбома.

У каждого из вас дома есть семейный альбом. Попросите своих родителей, бабушек или дедушек показать его вам и рассказать о себе и о ваших родных. Послушайте рассказы и вы узнаете много интересного.

6. Физкультминутка.

«Кто у нас живёт в квартире»

7. Пословицы и поговорки о семье .

1. В семье дружат – живут не тужат.

2. Нет лучше дружка, чем родная матушка.

3. В хорошей семье хорошие дети растут .

4. Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.

5. Жалей отца с матерью, других не найдёшь.

8. Рассказ воспитателя о родителях.

Родители – самые родные для вас люди. Нужно слушать родительское слово, ласковое или требовательное, надо расти послушными детьми. Сколько разных дел ваши мамы успевают сделать за один только день! Рано утром – приготовить завтрак, убрать со стола, проводить вас в детский сад, а братишку или сестрёнку - в школу. Много часов провести на работе. Ещё мама успевает зайти в магазин и приготовить ужин, навести в доме порядок, почитать или поиграть с вами, потом ещё и постирать, пошить и повязать. Ни одна сказочная волшебница не успела бы переделать за один день столько дел! Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась, если бы ей не помогали папа и остальные домашние.

Папа у вас добрый, умный, образованный. Про всё на свете знает. Про разные страны и про рыб, а иногда даже умеет жарить яичницу – глазунью. Вот какие удивительные люди живут – поживают в ваших семьях . Будьте, пожалуйста, ласковы и добры с близкими людьми, проявляйте внимание и заботу, делайте это от души. Не огорчайте маму, папу, бабушку и дедушку.

9. Стихи для родителей. (Дети рассказывают стихи) .

10. Рассказ о родословном древе.

Дети, а как зовут ваших бабушек?

Кто они по профессии?

Можете ли вы назвать имя своей прабабушки?

Откуда она родом?

Кем были её родители?

Очень жаль. Ведь мы с вами не появились на свет сами по себе. Все мы ветви и листья огромного человеческого дерева. В старину его называли родословным деревом. С родословным деревом вам не справится, а вот с гирляндой вы справитесь. Вместе с родителями напишите на полосках бумаги своё имя, имя мамы, сестры, брата, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, если знаете. Каждую полоску склейте в колечко, а колечки соедините в гирлянду – получится родословная, у каждого своя, неповторимая.

11. Итог занятия.

Какие имена вы напишите?

Чьи это имена?

О ком мы сегодня говорили?

Кто живёт в вашей семье ?

Публикации по теме:

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе На тему: "Моя семья" Цель: Формирование представлений.

Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в
непосредственно образовательной деятельности
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в
жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим
поколением становится патриотическое воспитание детей.
В то же время следует отметить, что целостная научная концепция
формирования гражданина, патриота России в современных условиях ещё не
создана. У нас, педагогов – практиков в связи с этим возникает немало
вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического
воспитания, какими средствами следует его осуществлять. Большинство
авторов указывают на важность и значимость формирования патриотических
чувств дошкольников, но нет целостной системы работы в данном
направлении.
Как один из аспектов работы по патриотическому воспитанию старших
дошкольников на материале краеведения и историко­культурных традиций
малой Родины» нами рассматривался цикл бесед по развитию у
дошкольников представлений о человеке в истории и культуре (на материале
краеведения и традиций малой Родины) на кругах в мини – музее детского
сада.
Круг это особая форма работы, здесь дети получают и систематизируют
знания, делятся своими наблюдениями и впечатлениями, активно участвуют в
обсуждении, опираясь на собственный
опыт, работают с народным
календарём, с доской событий. Каждая неделя обычно посвящена изучению
какой­либо темы, проекту и совместная деятельность детей и педагога на
«круге» организованы соответственно изучаемой тематике.
При отборе содержания для цикла бесед на круге мы исходили из учёта
дидактических принципов доступности,
усложнения,
его воспитательной ценности, исторической
повторения, наглядности,
достоверности, а также интереса детей и возможности отражения полученных
знаний в праздниках и досугах, в творческой деятельности дошкольников.
Общие задачи цикла бесед по развитию у дошкольников представлений о
человеке в истории и культуре (на материале краеведения и традиций малой
Родины):
 Формировать чувство гордости, уважение к героическому прошлому
постепенности,
наших земляков;
 Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу; вызвать в
детях чувство гордости за достижения знаменитых земляков и стремление
сделать свою малую Родину богаче и краше;
 Вызвать интерес к истории возникновения окружающих предметов и
понимание того, что все предметы были когда – то придуманы человеком,
сделаны руками человека, и к ним необходимо относиться бережно.

Предлагаемый цикл бесед интегрирует основные направления
нравственного, патриотического, и умственного развития детей от 3 до 7 лет.
Существенное значение для дошкольников в формировании патриотических
чувств имеет ближайшее окружение. В разрабатываемом цикле бесед по
развитию представлений о человеке в истории и культуре (на материале
краеведения и традиций малой Родины) находят своё отражение впечатления,
наиболее доступные для детей старшего дошкольного возраста – семейные
традиции, труд родителей, историко – культурные ценности города Ишима,
общественные события и праздники, встречи с ветеранами, достижения
знаменитых земляков.
Количество бесед на круге в мини – музее дано из расчета две беседы в
месяц. Материал расположен по месяцам. По каждой теме предлагается
определенный объем знаний с постепенным усложнением и повторением
изученного материала. Все темы объединены в перспективном плане по
развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре (на
материале краеведения и традиций малой Родины), в котором материал
расположен также по месяцам.
Данный цикл бесед адресуется воспитателям, родителям и всем, кто работает
с дошкольниками. Цикл бесед создает наиболее оптимальные условия для
накопления впечатлений, развития у детей родной русской речи, интереса к
истории,
способствуют осмыслению общечеловеческих ценностей,
формируют патриотический потенциал дошкольников.
Тематическое планирование цикла бесед по развитию у дошкольников
представлений о человеке в истории и культуре (на материале
краеведения и традиций малой Родины)
Месяц,
№ П.П
Тема беседы
Содержание и задачи цикла
бесед
Сентябрь

1. Ишим – город
исторический

2.Развитие
труда хлебороба.
Представление об истории
возникновения нашего
города.
Задача: вызвать интерес к
изучению истории своей
малой Родины.
Цель: формировать
представление о труде
Ишимских хлеборобов.
Задача: вызвать интерес к
труду наших предков­
Практическая
работа,
экскурсии
Экскурсия в
Ишимский
историко­
краеведческий
музей
Изготовление
пряников,
калачей, булочек
из солёного
теста для

3.Архитектура
города Ишима.

4. Устройство
русской
избы.
Ноябрь

5 . Из истории
городского
транспорта...
сюжетно –
ролевых игр.
Презентация
«Архитектурное
наследие».
Коллаж «Улицы
моего города».
Рассматривание
экспозиции в
мини – музее
детского сада:
«Русская изба».
Детский
исследовательск
ий проект,
мультимедиа ­
презентация.
Создание
рисунков:
«Транспорт
будущего».
хлеборобов, понимание, что
давал этот труд в
результате, и насколько
легче стало людям
трудиться с наступлением
технического прогресса.
Представление об истории
улиц, домов нашего города
с интересными образцами
прошлых лет (деревянное и
каменное зодчество) и об
эволюции строительства
жилища ­ о наличии
современной архитектуры.
Задача: развитие чувства
гордости за мастеров,
создавших удивительные по
своей красоте памятники
деревянного и каменного
зодчества города Ишима.
Представление об истории
цивилизации на примере
устройства русской избы.
Задача: познакомить детей с
бытом, утварью русской,
Ишимской семьи, одеждой
взрослых и детей в давние
времена.
Представление детей об
изменении видов и форм
транспорта в связи с
потребностями общества и
техническим прогрессом.
Задача: сформировать
представление детей о том,
что транспорт существовал
всегда, но его формы и виды
изменялись в связи с
техническим прогрессом,
научить детей сравнению и
анализу.

6.Кто в городе
главный?
Декабрь

7. Никольская
ярмарка

8.Герб города
Ишима
Январь

9.Сибирский
валенок

10. Из истории
одного
памятника

Устное
сочинение на
тему: если бы я
был главой
города Ишима…
Подготовка
песен, танцев,
атрибутов,
«товаров» к
зимней
Никольской
ярмарке.
Создание
рисунков по
пословицам о
Родине.
Конкурс
«Сибирский
валенок».
Совместное с
родителями
украшение
валенок,
вышивка.
Городской забег
в валенках.
Экскурсия к
памятнику
Прасковье
Луполовой.

Представление о должности
главы
администрации
города.

воспитанников
патриотизма

ответственности.
Задача: формировать у
чувства

гражданской

И
Представление о развитии в
Ишиме торговли и торговых
отношений.
Задача: активизация
интереса к изучению
истории Никольской
Ярмарки в Ишиме.
Представление о символе
государственности города
Ишима и истории их
возникновения.
Задача: воспитывать в детях
чувство привязанности и
любви к своей малой Родине
городу Ишиму.
Представление об истории
возникновения валенок,
используемых с давних пор и
до настоящего времени.
Задача: вызвать интерес к
валенкам, которые на
протяжении многих веков
остаются любимой обувью у
ишимцев.
Представление о скульптуре
выполненной Вячеславом
Клыковым,
посвященной
Прасковье
Луполовой,
дочери ссыльного офицера,
как образец
дочерней
любви.
Задача: развивать чувство

ответственности за начатое
дело, формирование у детей
чувства
патриотизма
посредством воспитания у
них таких нравственных
качеств, как любовь к своим
близким людям, стремление
помочь им.
11.Слава героям! Представление о подвигах
Февраль

военных и гражданских,
основателя Коркиной
слободы (будущего города
Ишима) казаку Коркину и
защитнику земли сибирской
­ атаману Ермаку.
Задача: развитие чувства
патриотизма и сохранение
памяти о подвигах героев.
Представление о
символическом обряде
прощания с зимой и встречи
с весной, имеющем глубокие
исторические корни; о блине
– символе солнца.
Задача: продолжать
знакомить детей с
праздничными традициями в
городе Ишиме.

Представление об
исторически сложившемся
на территории Приишимья
древнем ремесле ­
ковроткачестве.
Задача: вызвать интерес и
уважение к труду
ковроткачей.
Представление об истории
возникновения иголки,
использование с давних пор
Экскурсия к
памятнику
основателю
Коркиной
слободы (города
Ишима) казаку
Ивану Коркину.
Подготовка
песен, танцев,
атрибутов к
празднику
Масленицы.
Постройка и
«взятие»снежног
о городка.
Аппликация
«Ишимские
узоры».
Создание
коллекции игл
(для вышивания

12.Веселая
масленица.
Март

13.Ишимские
ковры.

14.Игла ­
помощница

и до настоящего времени.
Задача: вызвать интерес
игле, которая на протяжении
многих веков остается
нашей верной помощницей;
формировать уважение к
профессии швея.
Представление об авторе
сказки в стихах П.П.Ершове.
Задача: воспитывать любовь
к малой Родине через
знакомство с личностью и
творчеством П.П.Ершова.
Представление о знаменитых
земляках – людях
творческих, интересных.
Задача: развитие чувства
гордости за писателя ­
земляка, создавшего
замечательное, любимое
детьми произведение
художественной литературы.
и швейных) в
мини – музее
детского сада, а
также, вышивок
и первых
пришитых нами
пуговиц.
Создание
иллюстраций к
сказке
П.П.Ершова
«Конек –
горбунок».
Создание
коллажа к
повести
В.Медведева
«Баранкин, будь
человеком!»
Представление о знаменитых
земляках – людях
творческих, интересных.
Задача: воспитывать любовь
к малой Родине через
знакомство с личностью и
творчеством местного поэта
Михаила Смолина.
Литературная
гостиная.
Встреча с
поэтом, создание
книги
иллюстраций к
его
произведениям.
Формирование чувства
патриотизма, чувства
уважения к героическому
прошлому наших земляков,
Задача: развитие и
сохранение чувства гордости
и памяти о подвигах
защитников Отечества.
Изготовление
подарков для
ветеранов.
Праздничный
концерт для
ветеранов.
Апрель

15. Поэт –
сказочник
П.П.Ершов.

16.В.В.Медведев
– наш земляк.
Май

17.Поэт земли
Ишимской.

18.Спасибо вам
за победу! Ишим
в годы Великой
Отечественной
войны

Цикл бесед по развитию у дошкольников представлений о человеке в
истории и культуре (на материале краеведения и традиций малой
Родины)
1.Ишим – город исторический.
Цель: Формирование представления об истории возникновения нашего
города.
Задача: вызвать интерес к изучению истории своей малой Родины.
история, слобода).
Предварительная работа: экскурсии, рассматривание картин, книг, открыток с
видами города
Ишима, заучивание стихотворений об Ишиме, чтение
литературы.
Материал: виды древнего (старого), современного города Ишима.
Ход беседы.
Педагог обращает внимание на слайды (Приложение 1).
­ Ребята, скажите, какой город изображен на этих слайдах?
Ишим.
­ А как вы думаете, Ишим всегда была таким красивым городом?
Ответы
­ А вы знаете историю возникновения Ишима?
ответы
­Хотите узнать?
Да.
­Когда­то давным­давно рядом с русским царством за уральскими
горами лежала славная страна – Сибирь. Это был богатый край:
большие густые леса росли на берегах широких и быстрых рек. В
лесах жили разные звери. Люди убивали их, а мех брали себе и
продавали. Это был славный пушистый мех, тот самый, который
так хорошо греет нас в холодную зиму. Были в Сибири высокие
каменные горы, а в них много серебра и золота, только люди еще
не умели доставать его. Этот край принадлежал прежде хану
Кучуму и его народу.
­В 17 веке в бассейне реки Ишим кочевали сыновья Кучума, Канай и Азим.
Они совершали разбойничьи набеги на поселения мирных татар и русских. В
середине 17 века, для защиты мирных жителей, было принято решение
выстроить линию русских поселений (укреплений). Так, в Сибири начинается
возведение слобод и острогов по берегам рек. Среди других в 1687 году на
реке Ишим была построена Коркина слобода.
­ Как вы думаете, сначала это было большое поселение или маленькое?

Маленькое.
­ Чем оно было защищено?
Крепостной стеной, башнями.
­ Да, древний Ишим – маленькое поселение, которое было защищено
крепостной стеной с башнями.
­ Зачем наши предки защищали город крепостной стеной?
Чтобы обороняться от врагов.
­ Место для «Коркиной слободы» было выбрано на самом берегу
Киселёвского мыса, который с трёх сторон омывался рекой Ишим. Эта река
берёт свой начало в республике Казахстан. Слово «Ишим» в переводе с
тюркского означает «река с крутыми изгибами русла». Существует ещё и
красивая легенда о названии реки: «в далёкие годы Сибирского ханства,
утонул в многоводной безымянной реке ханский сын Ишим, и стали с тех пор
называть реку его именем».
В 1782 году в связи с учреждением Тобольского наместничества Коркинская
слобода по указу императрицы Екатерины II была переименована в город
Ишим, получивший своё название по имени протекающей рядом реки, а
спустя три года жалован герб.
Ишим является одним из старейших городов, расположенных на юге
Тюменской области. Это первый город Тюменской области, граничащий с
Казахстаном.
С тех пор прошло 230 лет. Наш Ишим строился и превратился в большой
современный город.
Итог.
Ответы.
­Что было трудным?
­Что было интересным?

2.Развитие труда Ишимских хлеборобов
Цель: формировать представление о труде хлеборобов.
Задача: вызвать интерес к труду наших предков­хлеборобов, понимание, что
давал этот труд в результате, и насколько легче стало людям трудиться с
наступлением технического прогресса.
­ В старину к хлебу относились бережно, с уважением. Хлеб почитали,
относились к нему как к живому существу. Даже прозвали его «батюшкой».
Потому что люди выращивали хлеб в течение года: пахали, сеяли, убирали,
обрабатывали, зерно хранили это очень тяжёлый труд. Хлеба простым людям

удавалось вырастить немного, так как в старину жили большим семейством.
Крестьянам приходилось большую часть урожая отдавать барину в казну.
Люди очень берегли и дорожили хлебом. Все люди, когда садились обедать,
всегда принимали в пищу кухочек хлеба.
­ Вы уже знаете, что главная отрасль нашего Ишимского района – сельское
хозяйство. Какие культуры выращивают на полях нашего района. (Пшеницу,
рожь, овес, ячмень). Как называют людей, которые выращивают хлеб.
(хлеборобы). Это одна из самых древних и почетных профессий на земле.
­Ребята, расскажите, как раньше наши предки выращивали хлеб.
Дети рассказывают.
­Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали
чистые рубахи, кланялись в пояс земле­матушке, просили о богатом урожае.
И с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы
и ржи. Вот идет крестьянин по полю и через каждые 2 шага разбрасывает
пригоршню зерна веером слева направо.
­А как вы думаете, какая должна быть погода?
Ответ.
­ Почему?
Ответы.
­ Ну что ж, выросли пшеница и рожь. Пришла пора убирать урожай. В старину
это делали так. Брали женщины в руки серпы и шли в поле. Срезали колосья и
собирали их в снопы (иллюстрация). В народе говорят так: «Хлеб в колосу,
пора жать полосу»
­ Но колосья нужно еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна. И для
этого мужчины брали цепу ­ ручное орудие для молотьбы, били по колосьям,
и зерна из них высыпались (иллюстрация) Затем зерна собирали и просевали
от мусора. Зерно везли на мельницу, там мололи, и получалась мука. Из муки
пекли хлеб.
­ Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово –
жизнь. В старину хлеб называли «жито», что означало «жизнь».
­ Что может быть для человека важнее хлеба? Только вода и воздух.
­ Что нужно человеку, чтобы выжить? (воздух, вода и хлеб)
­Во время Великой Отечественной войны хлеба в Ишиме не хватало.
Мужчины воевали на фронте с фашистами, а старики, женщины и дети
растили на полях хлеб. После уборки дети ходили по полю и подбирали
оставшиеся колоски, чтоб ни один не пропал. Берегли каждое зёрнышко,
ценили каждую хлебную крошку.
­ Ребята, мы с вами знаем, как люди в настоящее время выращивают
пшеницу и рожь. Очень много у них помощников – машин: это трактора,
сеялки, комбайны.
­ А в нашем городе Ишиме есть место, где люди пекут хлеб?
Ответы.

­ Ребята, как много надо труда, чтобы у всех был сегодня хлеб на столе. И
поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с
хлебом?
Ответы.
­Ребята, я вам предлагаю сегодня изготовить из солёного теста пряники,
калачи, булочки для сюжетно – ролевых игр.
Дети изготавливают из солёного теста пряники, калачи, булочки для
сюжетно – ролевых игр.
3.Архитектура города Ишима
Цель: формировать представление об истории улиц, домов нашего города с
интересными образцами прошлых лет (деревянное и каменное зодчество) и об
эволюции строительства жилища ­ о наличии современной архитектуры.
Задача: развитие чувства гордости за мастеров, создавших удивительные по
своей красоте памятники деревянного и каменного зодчества.
Программное содержание:
Образовательная область «Социализация»:
Расширять представление архитектурном наследии малой Родины.
Образовательная область «Художественная литература»:
Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские
навыки детей при чтении стихотворений местных поэтов.
Образовательная область «Коммуникация»:
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Отрабатывать интонационную выразительность.
Словарная работа: побуждать детей интересоваться смыслом слов (город,
история, архитектура, деревянное, каменное зодчество, слобода).
­Ребята, мы с вами живем в красивом городе, который называется?
Ишим
­ А мы с вами?
Ишимцами.
­ Город Ишим строили наши деды, прадеды и прапрадеды. И рос Ишим год
от года, богател, хорошел. И сейчас Ишим – очень большой и красивый город.
­ Вы любите свой город?
Ответы
­ За что вы любите свой город?
Это моя родина. За то, что он красивый, современный, чистый, уютный,
светлый, детских садов, школ, есть институт, и я здесь родился.
­В нашей стране много городов. Один город отличается от другого зданиями.
Или, по –другому можно с азать, что в городе есть архитектура. Давайте

произнесем это незнакомое для слово.. Архитектура – это строительство
зданий и других сооружений
­А человек, который проектирует здания и сооружения – это архитектор.
Ответы.
­Но город Ишим не всегда был таким красивым, как теперь..
Предлагаются слайды (Приложение 2).
­Три столетия формировался архитектурный облик Ишима. Расположенный
на отрывистом берегу реки, среди полей, заливных лугов и перелесков,
сохранил он старинные тихие улицы с интересными образцами деревянного и
каменного зодчества. Дерево в нашем городе было важным строительным
материалом. До середины 20 века деревянная застройка была доминирующей
в архитектурном городском ансамбле. Крепкое и пластичное,дерево ценилось
не в меньшей степени, чем камень. Оно давало ощущение особой теплоты и
уюта, напоминало о лесе, в деревянных стенах легко и свободно дышалось.
Дома построенные из сосны долго не подвергались гниению. Сосну
доставляли в Ишим из Сорокинского и Викуловского районов там были
большие сосновые леса. Оказывается, по русским поверьям сосну можно было
рубить в момент зарождения луны. Чтобы сохранить живую душу дерева.
В Ишиме очень много разных зданий. Но, особую гордость и восхищение
у всех нас, ишимцев, вызывают храмы и церкви (Приложение 3).
На фоне современной застройки, обновленного городского парка они
выглядят, как сказочные …
Дети: терема, замки …
К сожалению, время беспощадно, и деревянная застройка ветшает и исчезает
буквально на глазах. Деревянные дома, быстро утрачивают важные детали
оформления: ставни, надкарнизные
стенки­аттики, резьбу и другие
элементы. Была очевидна необходимость реконструкции обветшалого от
времени старого здания.
­Когда пройдет время, вы вырастите, и, может быть, кто – нибудь из вас
станет прославленным архитектором, который спроектирует для города, а
может быть и для всей России необычайно красивые здания.
­А сейчас мы из бумаги другого материала создадим коллаж «Улица моего
города».
­Ребята, Ишим ­ это город, в котором вы живёте, здесь трудятся ваши
родители. И нужно не только любить свой город, но и стараться сделать его
лучше, чище, красивее…
Итог.
­ Что нового вы узнали об Ишиме?
Ответы.
­Что было трудным?
­Что было интересным?
­О чем бы вы хотели узнать в следующий раз?

4. Устройство русской избы
Цель: формировать представление об истории цивилизации на примере
устройства русской избы.
Задача: познакомить детей с бытом, утварью русской, Ишимской семьи,
одеждой взрослых и детей в давние времена.
Беседа проводится в мини – музее детского сада(Приложение 4).
­Ребята, я приглашаю вас в далёкую старину, когда жили по закону, детей
чадами называли, любили и почитали до самой старости отца и мать. Жили­то
по православному, а житьё то было все привольное да раздольное.
­Посмотрите, пожалуйста, на фотографии…Что это за дома?
Ответы.
­Да, это дома, которые называют избами. Хотите узнать, кто жил в этой избе?
Ответы.
Вот такой мужичок (показывает) строил дом – избу для своей семьи. Сначала
они все входили в сени (прихожую), затем в избу. Что в избе главное?
В доме тепло и на сердце легко! Как вы думаете, о чём это я говорю?
О печи.
­ Да, о печи – помощнице наших предков­прабабушек и прадедушек. А чем же
она им помогала?
Дом грела, еду готовили на печи, хлеб пекли.
­ Верно, а ещё за что ей был почёт?
Спали на ней старики и дети.
­ Без печи – изба не изба. Здесь возле печи и закуток хозяйки. Там хранила
она всё, что требовалось ей по хозяйству. Вот сундучок непростой, а с
секретом. Как вы думаете, что в нём?
Ответы.
­ Нет в сундучке ни злата, ни серебра, нет в нём алых ленточек и разноцветных
платочков, а живут там разные загадки. А вы любите загадки?
Любим.
­Тогда, отгадывайте.
На стене висит болтается,
За него всяк хватается.
Полотенце.
­ Ну, смекалка, ну, сноровка, как отгадываете ловко. А ну – ка, доставай
отгадку из сундука. А теперь давайте, девицы и молодцы, вы мне загадки
загадывайте!
Дети
Верчусь, верчусь – не потею,

Конспект беседы по краеведению в подготовительной группе «Экскурсия по селу Путилово»

Цель: формировать интерес к изучению истории родного края.

Задачи:

Дать детям доступные представления об истории и культуре села.

Расширять и закреплять знания детей о родном крае.

Развивать интерес к знаниям о прошлом нашего края. Познакомить с легендами и документальными фактами.

Развивать познавательный интерес к изучению истории своего c ела, к его достопримечательностям.

Воспитывать чувство патриотизма, гордость за родное село, его историческое прошлое.

Воспитывать у детей любовь к своей стране, через любовь к своей малой Родине – родному краю.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картинок, фотографий, предметов старины, экскурсии по поселку, посещение краеведческого музея «Горница», беседы о родном селе, чтение стихов о родном крае поэтов-земляков.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю, всех я вас приветствую!

Воспитатель: Ребятки, а сейчас послушайте стихотворение.

Жура-жура-журавель! Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Действительно ребята, лучше и дороже родного края ничего нет. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь. Знать историю родного края - значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.

Ой, ребята, а вы слышите, что-то шуршит? Да это-то же наш знакомый – домовенок Кузя! Здравствуй Кузенька!

Кузя: Здравствуйте, ребята. Я услышал, что вы сегодня будете беседовать о своем родном селе.

Воспитатель: Да, Кузя. Как хорошо, что ты к нам пришел. Ты живешь много лет и знаешь про наше село много интересного?

Кузя: Конечно, я очень много знаю, а ребята хотят знать историю своего село?(ответы детей)

Воспитатель: Кузя, мы с ребятками и книжки смотрели, и на экскурсии ходили, и стихи выучили.

Кузя: Стихи? Хотелось бы послушать

Дети читают стихи

Путилово – боль и гордость моя!

1-й ребенок: Куда бы я не ездил, где бы не бывал,

Двойника Путилову сроду не видал,

На высотах ладожских, у залежей плиты,

Там мастеровые жили без нужды.

2-й ребенок: Улицы ровнешеньки, дом за домом, сад,

Всем на загляденье выстроены в ряд,

А на главном месте – гордость всех селян –

Церковь с колокольною возвышалась там.

Ф. Е. Естюшов

Ветеран войны и труда, г. Гатчина

Кузя: Молодцы! Вот я пока слушал вас, вот о чем подумал, а не пригласить ли мне вас на экскурсию по селу Путилово. Согласны? (ответы детей)

Воспитатель: Ой. Кузя. А в чем же ты пойдешь на экскурсию? Ведь на улице не лето, а какое время года, дети? (ответы детей) Как мы должны одеваться? (ответы детей)

Кузя: Ничего. Наша экскурсия будет не простая, а волшебная. Мы, не выходя из детского сада, будем переноситься в разные места нашего села, и не только настоящего, но и прошлого. Согласны? Тогда мы отправляемся. Я буду – главный экскурсовод, а вы будете мне помогать.

Старинное село Путилово раскинулось на живописной возвышенности. (Слайд №2)

Попасть в это старинное селение можно, свернув с Мурманского шоссе по указателю на Горную Шальдиху.

Дорога поднимается в гору, где на развилке дорог стоит старинная красивая часовня Спаса Нерукотворного образа. Конечно, она сложена из путиловской плиты - известняка, добывавшегося в этих местах еще со времен Новгородской вечевой республики. Сегодня часовня отреставрирована, ухожена и благоустроена. (Слайд №3)

Чтобы попасть в Путилово от часовни следует повернуть направо. Практически на въезде в селение, откуда раскрывается прекрасный вид на синявинские низины, гостей встречает памятник императору Александру II, установленный в 1901 году на пожертвования жителей Путилово. Надпись на лицевой стороне постамента гласит: «Царю-освободителю Александру II», - а ниже: «От благодарных крестьян Путиловской волости в память сорокалетия освобождения». И, наконец, на обратной стороне постамента можно прочитать: «Осени себя крестным знамением православный русский народ и призови Божие благословение на твой свободный труд». (Слайд№4)

Путиловские жители первыми в России на свои деньги поставили памятник императору-освободителю. Спустя годы подобные памятники появились по всей стране, но после революции практически все они были безжалостно уничтожены. Тяжело сложилась судьба и у этого памятника - на протяжении многих лет от него оставался один лишь постамент. Однако в сентябре2012 г. в связи с 300-летием села изготовленный петербургским скульптором Алексеем Архиповым бюст Александра II вернулся на законное место. Символично, что, как и столетие назад, памятник был воссоздан на частные пожертвования, собранные благотворительным фондом «Путиловский камень».

Слева от памятника располагается Центральное братское захоронение. Здесь захоронены воины, павшие в годы Великой Отечественной войны на Ленинградской земле. (Слайд №5)

Еще одной достопримечательностью села Путилово является уникальный для сельской местности архитектурный ансамбль, образованный старинной церковью сейчас она находится на реконструкции.(Слайд №6)

Ребята, следующая достопримечательность наша река Рябиновка. Раньше ее называли Шальдиха.(Слайд №7)

Почему реку называют кормилицей? Кто живет в вашей реке? (ответы детей)

Ребята, а, вы знаете откуда начинается наша река? А куда впадает? (ответы детей)

Правильно, наша река берет начало на синявинских болотах и впадает в Ладожское озеро. (Слайд №8)

А теперь давайте немного отдохнем.

Физ. Минутка

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось,

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели,

Вправо, влево поворот, а потом наоборот!

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем,

Верх и вниз, верх и вниз, приседать не торопись,

И в последний раз присели, а теперь на место сели.

Поиграли мы немножко

И отправились в дорожку.

Ребятки, а я ведь непросто так привел вас на речку. Что построено через реку? Правильно, мост. А из чего он построен, из какого материала? (ответы детей) (Слайд №9)

Правильно, ребята, а главной достопримечательностью, богатством нашего села является «путиловский камень».(Слайд №10)

Интересно, что возвышенность, на краю которой стоит Путилово, представляет собой Балтийско-Ладожский береговой уступ, о который сотни миллионов лет назад бились волны древнего моря.(Слайд №11)

До сих пор в обломках известняка, который местами открыто выходит на поверхность, можно найти окаменевшие останки или отпечатки моллюсков других обитателей древнего моря. (Слайд №12)

История села Путилово началась три столетия назад - с освобождением этих земель, отторгнутых Швецией у России в начале XVII в. по условиям Столбовского мирного договора. Предание гласит, что, сдавая в1702 г. Петру I крепость Орешек-Нотербург, завоеватели-шведы сокрушались: «Не жаль нам крепости Орешек, а жаль нам золотой Путиловской горы». Вероятно, они уже тогда оценили качество и запасы местного известняка, разработку месторождений которого начинали еще новгородцы.

В1710 г. по указу Петра I «на вечное житье» прибыли в Санкт-Петербург мастеровые из разных губерний. Затем часть из них была поселена на Путиловской горе Вся плита, добытая в Путилово грузилась на суда и отправлялась в Петербург.(Слайд №13)

В блистательной Северной столице, напоминавшей в ту пору большую строительную площадку, известняки наиболее широко использовалась при возведении фундаментов и цокольных этажей зданий и сооружений.

Путиловцы считались «особым классом мастеровых», получали казенное жалованье и не несли крестьянских повинностей. С октября по апрель их посылали на казенные работы - на строительство дворцов и парков в Петербурге и Стрельне.

Камень из Путилова использовали при строительстве многих зданий и сооружений. Коренные путиловцы и сегодня не без гордости говорят: «На путиловской плите стоит весь Петербург!» (Слайд №14)

Каменные ломки существуют и сегодня. «Путиловский камень» поставляется как на многие объекты реставрации, так и на новостроящиеся жилые кварталы. (Слайд №15)

Ну вот, наша экскурсия подошла к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. А расскажите, чем вы занимаетесь в детском саду? (ответы детей) (Слайд №16)

Воспитатель: Кузя. Наши ребятки еще прочтут стихи про свое село

Дети читают стихи.

Путилово – родная сторона

2-й ребенок: Еще какие здесь бывали мастера!

Мне часто чудится:в предутренней заре,

В туманной дымке, - тень Великого Петра

На Золотой Путиловской горе.

3-й ребенок: И слышится мне колокольный звон,

Привычный гам торговой суеты…

Когда Санкт-Петербург был возведен

Из бутовой путиловской плиты.

4-й ребенок: Село Путилово – родная сторона,

Я прохожу, и мне березки машут вслед.

Россия-матушка огромная страна,

Но для меня села роднее в мире нет!

1-й ребенок: Село родное на горе – земной мой рай,

В нем каждый труженик талантом наделен,

И знает фермеров путиловских наш край,

А хлеб путиловский – весь Кировский район!

Людмила Кицюк

Кузя: Ой, порадовали вы меня. Молодцы! Скажите, что больше всего вам запомнилось, и что вы расскажите дома родителям о сегодняшней экскурсии?

Воспитатель: Ребята, село Путилово – это наша малая Родина, самое родное место на Земле. Мы с вами – жители нашего родного села. Именно от нас зависит, каким он будет в будущем.Пока вы ещё дошкольники, вам ещё предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно гордиться и любить свое село.

Кузя: Дорогие ребята! Любите свою родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага. А у меня для вас задание, спросить у родителей, что же было построено из нашего «путиловского камня». Ребятки за ваше старания я приготовил для вас угощенье, давайте пить чай с конфетами.