Какие бывают экологические акции. Экологические акции. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»

МБОУ «Кваркенская СОШ»

Составили: совет старшеклассников

Руководитель Павлушкина Е.Ю.


АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.

Цель проведения экологических акций : формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Задачи: -понимание совершенных проблем окружающей среды; - развитие критического отношения к результатам деятельности человека; - умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды; - воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни к себе.


Экологические акции проходят под девизом:

«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»


Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

(А. Смирнов)



Акция «Чистое село»

Акция в селе проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники.


Акция «За чистоту родного края»

Убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем Парк Победы, территорию школы, село.


Акция «Украсим планету цветами»

В праздник «День земли»учащиеся сеют семена цветов и выращивают цветы


Акция

«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»


Акция «Каждому певцу по дворцу!»

Совместно с родителями мастерим скворечники.

Можно прикрепить во дворе своего дома, в школе.


Оформление стендов

на экологические темы


Оформление выставки

в школьной библиотеке

Библиотечный урок


Операция « Лесная аптека »

В теплый солнечный день учащиеся с 5 по 8 класс вместе с классными руководителями выходят на сбор шиповника


«Давайте друзья, везде, где живём, Деревья посадим, сады разведём. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица, И доверяли повсюду нам, Как самым лучшим своим друзьям!»


Фотоотчёт о экологической акции «Делами добрыми едины».

Цель проведения экологической акции: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения, благоустройство территории школы.
Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.
«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»
«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!».

Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Важнейшая форма экологического образования учащихся – практическое участие их в той или иной экологической деятельности. Организация и проведение акций – действенный инструмент педагогики сотрудничества, объединения различных социальных групп в созидательной деятельности, развития социального партнерства. Какой бы характер не носила экологическая акция, она является наиболее привлекательной формой работы в процессе воспитания патриотизма и гражданской ответственности молодежи, т.к. воздействует на все сферы сознания личности школьников: интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Акции позволяют эффективно организовать различную практическую социально-значимую деятельность в природе (исследования состояния окружающей среды и её компонентов, уход за ландшафтами агитационно-пропагандистскую работу). В наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды конкретных территорий, владение учащимися практическим опытом созидательной деятельности.
Вот уже второй год стартует акция «Делами добрыми едины», в которой активное участие приняли в этом году учащиеся нашей школы. Ребята понимают, что озеленение планеты – очень важное дело.
Территория нашей школы озеленена и благоустроена. Здесь высажены деревья и кустарники, оборудована спортивная площадка, разбиты клумбы. Но есть и такие уголки, которые нуждаются в нашем внимании и заботе.

Это «березовая аллейка» как ласково называют ее старожилы. В ее закладке, в далеком 1970 году, принимали участие старейшие педагоги вместе с учениками нашей школы. Радовали глаз подрастающие березки, тополя.
Но в настоящее время этот чудесный уголок заброшен, зарастает сорняком, сломаны деревья. Сказалась на деревьях и засуха последних лет. Многие деревья погибли, стали сохнуть. Поэтому и возникла острая необходимость создания школьного парка, где могли бы отдыхать не только учащиеся школы, но и все желающие. Где можно было бы просто общаться в тенистой прохладе, проводить экскурсии, наблюдения и уроки на свежем воздухе.
Мы с ребятами, совершая каждодневные прогулки и экскурсии и видя всё это, решили посадить саженцы деревьев.
Жители нашего села помогли очистить территорию от погибших деревьев.
Папа Масловой Владиславы, Маслов Владимир Викторович, с дочкой помогли нам с саженцами, которые они выкопали в лесу.

Идёт заготовка посадочного материала - берёзок и сосёнок.


И вот настал день, когда дети смогли своими руками посадить наши деревья.
Ребята, организовавшись в группы, получили необходимый инвентарь (лопаты, вёдра, лейки), саженцы сосенок, берёзок и прошли инструктаж по их посадке, который провёл Маслов В.В..


Перед началом акции.




Работали с большим энтузиазмом. Сама посадка и поливка деревьев заняла немного времени. Некоторые даже пожаловались, что не успели, как следует, насладиться процессом. Но удовольствие получили все без исключения. Не только мальчики, но и девочки и саженцы поливали, и ловко управлялись с лопатой.


"Я посадила дерево в первый раз. Знаю, что его нужно поливать. Мы будем приходить сюда и следить за моей берёзкой. Когда она вырастет, я стану взрослой вместе с ней", - поделилась впечатлениями ученица 4 класса Маслова Влада.

Несмотря на пасмурную погоду, ребятам было жарко и весело трудиться.
Так ребята внесли свою лепту в озеленение родного села и считают свою работу полезной и своевременной. Вот что они сказали по окончании акции: "На село нужно смотреть, как на собственный дом. Мы рады, что нас становится все больше и больше. Только доброта и хорошие дела могут изменить к лучшему нашу жизнь. Каждому хочется жить в красивом и чистом селе, а начинать нужно с себя.
Все мы разные, но живем одной дружной семьей, как и деревья, которые сегодня посадили. Но сделали мы, я думаю, сегодня только половину дела. Ведь многие саженцы быстро погибают без должного ухода, поэтому обязательно теперь будем следить за тем, как наши зеленые друзья пойдут в рост."

«Мы в ответе за тех, кого посадили», - вспоминается известная фраза.



Что же: подрастай, молодое зеленое племя! В добрый час!

С большим воодушевлением ребята возобновили давнюю школьную традицию высаживания деревьев вокруг школы. В результате, около спортивной площадки появилось молодых 12 сосен и 10 берёзок!


А для того, чтобы наши односельчане относились бережно к природе, мы с ребятами проводим просветительскую работу: развешиваем боевые листы, проводим беседы, организуем акции.

Мировая рекламная индустрия уже долгое время оспаривает мнение о том, что экология - это скучно. Промокампании и экологические акции становятся все более захватывающими, а без эко-проектов не обходится, пожалуй, ни один мировой фестиваль рекламы или креатива.

Расширяем границы!

Этой весной Интернет взбудоражило письмо американской школьницы Брии Лавдей — девочка предложила Илону Маску, основателю компании Tesla, производящей электрокары, объявить конкурс фанатских роликов. Бизнесмену потребовалось меньше часа на раздумье, чтобы поддержать идею и запустить Project Loveday, названный в честь девочки.
Видео-победитель демонстрирует вместительность электромобиля в связи с отсутствием у него двигателя, а значит, с возможностью положить необходимые вещи ещё и под капот.
Будь в тренде или вымри!

В основе успешных экологических акций зачастую лежат современные форматы продвижения контента.
Интерактивная инсталляция «Гринписа» в виде тающего айсберга собрала вокруг себя множество людей, которым оказалось под силу его спасти, нужно лишь считать QR-код.

Не менее важное слагаемое успеха рекламной кампании - умение использовать тренды в свою пользу.
Ролик о проблемах глобального потепления снят мотивам «Игры Престолов» и имеет ироничный слоган «Зима не близко». В ролике белые ходоки проваливаются под лед.

А знаменитые покемоны стали идеей для кампании WWF «Покемоны существуют. Сохрани их всех», где покемонов заменили на изображение редких зверей, призывая не ловить их.

Зеленое приземление

Иногда даже самые простые акции становятся успешными, например, проект зоопарка Копенгагена. Уже третье лето подряд аэропорт столицы Дании превращается в настоящий заповедник: здесь по-доброму рычит лев, полярный медведь предлагает измерить рост, кенгуру оставляет следы, по которым так удобно прыгать, а слон размашисто шагает, предлагая всем широкой поступью идти вслед за ним. Больше всего такая кампания действует на детей — а значит, цель кампании достигнута: ребята с родителями поспешат в зоопарк и узнают много нового про природу.

Ответственность как преимущество

Исследование Cone Group показало, что люди тянутся к социально ответственным компаниям: сразу 81% потребителей готовы покупать продукцию тех брендов, которые, предлагая товары по сравнимой цене и качеству, приносят дополнительную пользу обществу. Неудивительно, что множество вдохновляющих экологических акций посвящены «второй жизни вещей».

32 упаковки чипсов легко обратить в сумку IKEA:


Скамейка в парке, созданная силами фонда Keep America Beautiful, состоит из переработанных бутылок:

Даже платье от модного бренда H&M для супермодели Натальи Водяновой создано из переработанного пластика:


Всё это наглядно демонстрирует, что мы живем в мире, в котором даже рекламные конструкции могут помочь экологии, что доказала Toyota. При создании билбордов компания использовала виниловый слой с диоксидом титана, способный очищать оксиды азота, являющиеся основным компонентом смога.

Edutainment-проект для всей семьи

Крылатая фраза «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» из уст организаторов фестиваля «Золотая Черепаха» звучит иначе: лучше один раз принять участие, чем просто увидеть.
Это крупнейший международный эколого-просветительский проект, творческий конкурс, запечатлевающий красоту дикой природы, и единственное российское событие, проводимое в рамках десятилетия сохранения биоразнообразия, объявленного Организацией Объединенных Наций.
Технологии +мастерство = высокохудожественные произведения, которые будут представлены на фестивале в рамках экспозиции финалистов творческого конкурса « The Golden Turtle» в трех категориях: фото, живопись и дизайн.

Отдельного внимания заслуживает большое количество интерактивных форматов. На «Золотой Черепахе» заработает мультимедийное пространство, которое включает в себя площадки дополненной реальности, лекторий, детские образовательные зоны, увлекательный квест. «Золотая Черепаха» станет настоящим edutainment-марафоном для всей семьи и растянется сразу на полтора месяца — с 13 октября по 5 ноября в Москве и с 10 ноября по 22 ноября в Санкт-Петербурге.

Амбассадоры природы

Большую роль в эффективности привлечения внимания масс к защите экологии, безусловно, играют знаменитые люди. На собственном примере они показывают, что помогать природе — это просто, достаточно всего лишь зайти на сайт и сделать небольшое пожертвование.

«Мы часто сотрудничаем с благотворительными фондами и стараемся помогать тем, кто развивает культуру филантропии в стране. Недавно я даже инициировал собственный благотворительный проект — написал колыбельную, все средства от продажи которой будут направлены на помощь детям-сиротам. Я считаю, что очень важно поддерживать благотворительные инициативы, такие как «Золотая Черепаха». Они привлекают внимание людей к важным проблемам, и каждый посетитель может сделать свой вклад в большое дело — помочь детям справиться с тяжелой болезнью», — рассказывает лидер популярной группы Therr Maitz Антон Беляев

В число послов «Золотой Черепахи» также входят Ольга Свиблова, основатель и директор музея «Московский дом фотографии», Светлана Журова, депутат Государственной думы, Ольга Шелест, телеведущая, Алексей Кортнев, лидер группы «Несчастный Случай» и другие.

Цель проекта WWF, в котором принимают участие телеведущий Владимир Позднер и музыкант Илья Лагутенко, — привлечь к благотворительности как можно больше людей, чтобы они не просто восхищались красотой природы, но и действовали, перечисляя средства на защиту окружающей среды. Сейчас таких активных защитников всего 1% россиян, однако, проект уже дает первые результаты: пожертвования от 100 рублей в рамках акции сделали 25,4 тысячи жителей страны.

Владимир Познер и Илья Лагутенко, амбассадоры WWF, утверждают: «Гордиться — не значит помогать».

Экологическая акция «Добрый волк!»


Описание: Целью экологической акции было, на примере волка, привлечь внимание ребят к тому, что в природе нет понятий «вредный» или «полезный», а следовательно все виды живых организмов необходимо охранять. Она показала возможность информирования взрослых через детские плакаты о важности волка в природе и необходимости изменения отношения людей к этому виду млекопитающих.
Материал адаптируется к разному возрасту детей.
В ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» экологическая акция «Добрый волк!» проходила дважды: для учащихся 2-4 классов и учащихся 5-7 классов.
Публикация представляет интерес для учащихся школ, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы и биологии, классных руководителей, педагогов-организаторов, воспитателей дошкольных учреждений и всех любителей природы.

Цель акции: знакомство участников акции с ролью волка в природе и необходимостью бережного отношения к нему.
Задачи:
Обучающая – способствовать всестороннему изучению проблемы взаимоотношений волка и человека.
Развивающая – способствовать развитию экологического мышления и творческих способностей.
Воспитывающая – способствовать воспитанию ответственного отношения к природе.

Форма организации мероприятия: акция.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Материально-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийные презентации «Рацион волка», «Волк в сказках» и «Волк в скульптуре», доска, мел, листы бумаги (А-4, А-3), краски, цветные карандаши, фломастеры, иллюстрации волка.

Участники мероприятия: учащиеся учреждений образования 2-9 классов.

Продолжительность мероприятия: 2-3 часа

Время проведения: январь, 2017 года

Место проведения: ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», г.Слуцк.

Предварительная подготовка: подготовка стихов и выступлений.

Советы от автора:
1. Материал лекции «Проблема взаимоотношений волка и человека в современном мире» можно разделить между учащимися на отдельные выступления.
2. Сокращая и дополняя предложенный материал, его можно адаптировать для учащихся любого возраста.
3. Вместо конкурса плакатов «Добрый волк!» можно предложить мастер-класс в любой технике на тему, посвященную волку.

План мероприятия
1. Вступление
2. Лекция «Проблема взаимоотношений волка и человека в современном мире»
3. Игра-викторина «Рацион волка»
4. Выступление участников акции со стихами о волке
5. Беседа «Волк в сказках»
6. Конкурс плакатов «Добрый волк!»
7. Заключение
Ход мероприятия

1.Вступление

Хищные животные - неотъемлемая часть природы. В природе хищных животных много, они существуют и среди насекомых, и среди птиц, и среди млекопитающих. И роль их не всегда однозначна.
Часто люди просто не знают о роли хищных животных в природе и относятся к ним отрицательно: раз хищник - значит, кровожадный; поедает других животных - значит, попросту убийца! Наиболее типичный пример тому - отношение людей к волкам.
Человек
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа - наша Мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
В. Киш, Н. Осьмак

2. Лекция «Проблема взаимоотношений волка и человека в современном мире»

2.1. Разновидности волка

Демонстрируются иллюстрации.
Есть около семи отдельных видов волков, и еще семнадцать (или около того) разновидностей серого волка, в результате чего в общей сложности около 24 видов, которые можно найти по всему миру.
Волк - типичный хищник, который добывает еду самостоятельно активным поиском и преследованием жертв. Повсюду основу питания волков составляют копытные животные: в тундре - дикие и домашние северные олени; в лесной зоне - лоси, косули, дикие свиньи, домашние овцы, коровы, кони; у степи и пустыни - антилопы разных видов и овцы; в горах - дикие и домашние козы.
2.1.1. Вымершие виды волка
Сумчатый волк или тилацин, как его иначе называют, официально считается вымершим животным. По официальным данным последний дикий представитель этого вида был убит в 1930 году, а последний содержащийся в неволе в частном зоопарке – умер от старости в 1936 году. Но все же сохраняется вероятность того, что сумчатому волку всё же удалось выжить в глухих местностях Тасмании.
Японский волк относится к классу млекопитающих и отряду хищных. Название Японский волк пошло от двух подвидов семейства волка обыкновенного, которые когда-то обитали на островах Японии. Во всемирной классификации Японский волк относится к волку. Он также известен как Эзо, волк, который обитал на острове Хоккайдо. А второй подвид – это Хондосский волк или волк Хонсю. На сегодняшний день оба вида считаются вымершими. По внешним размерам Хоккайдо намного был крупнее волка Хонсю, и по параметрам приближаясь к размерам обыкновенного волка. В 1889 году данный подвид вымер из-за усиленного заселения территории острова под строительство ферм, в период реставрации Мэйдзи Существующее Правительство Мейдзи определило награждение каждому, кто принесет голову убитого волка, тем самым организовав кампанию по их уничтожению.
Ньюфаундлендский волк жил на острове близ Ньюфаундленда восточного побережья Канады. Окрас имел светлый с темной полосой вдоль хребта. Размеры имел средние 5,5 футов (от носа до кончика хвоста) Рацион питания составляли: Карибу (так в канаде называют северных оленей), бобры полевки и прочие грызуны. Охота и пушной промысел в регионе обитания привели к полному исчезновению этого виды в 1911 году. Так же влияние на исчезновения оказали такие факторы как резкая нехватка продовольствия в 1900 годах, что привело к резкому сокращению популяции карибу.
2.1.2. Редкие виды волка
Полярный волк (Сanis lupus tundrorum) является одним из наиболее редких животных на нашей планете. Местом обитания полярного волка является Арктика. К условиям сурового арктического климата волк хорошо приспособлен. Уникальный мех полярного волка всегда привлекал к себе повышенное внимание охотников, что поставило полярного волка на грань вымирания. В связи с глобальным потеплением и таянием полярных льдов численность полярных волков продолжает сокращаться также из-за резких изменений в климате его привычных мест обитания. В настоящее время полярный волк занесен в Красную Книгу, и охота на него запрещена.
Красный волк – редкий вид, включенный в Красную книгу МСОП и Красную книгу РФ. На территории России находится под угрозой исчезновения. В Индии разрешается охота, но только по лицензиям. Внешне это животное имеет своеобразный вид – смешаны черты серого волка, лисы и шакала.
Гривистый волк или гуара, агуарачай получил свое название из-за украшающей его плечи и шею длинной шерсти, напоминающей конскую гриву. Средой обитания гривистого волка в основном являются саванны Южной Америки, но его можно встретить также в Бразилии, Парагвае, Боливии, Уругвае и Северной Аргентине, где он обитает в пампасах и по окраинам болот, заросших высокой травой. Агуарачаи или гривистые волки внесены в Международную Красную Книгу как вид, находящийся в опасности. В настоящее время непосредственной угрозы вымирания не наблюдается, но гривистый волк все равно остается весьма редким зверем.
Лирый волк найден исключительно в Южной Америке.
Эфиопский Волк - волк, очень похожий на лису. Этот вид находится под угрозой исчезновения, за мех, которому нет аналогов (цвет меха может доходить до желтого), распространен промысел этого зверя.
2.1.3. Виды волка, которые еще не в Красной книге
Макензенский Волк - также известный как Горный Волк, аляскинский или канадский лесной. Прямой родственник нашего лесного волка, но из-за специфических условий обитания имеет более густую шерсть и белесый окрас, остающийся даже летом.
Мелвильский островной волк, также называемый элсмирским или арктическим волком, обитает в Северной Америке на группе арктических островов и в северной части острова Гренландия. Мелвильский островной волк немного меньше по размерам, чем волк обыкновенный.
Волк обыкновенный (серый) имеет несколько подвидов. Например: Тундровый волк, Среднерусский лесной волк, Сибирский лесной волк, Степной волк, Кавказский волк, Монгольский волк и другие.

2.2. Волк в природе


Волк – хищник сравнительно больших размеров. Это зверь стройный, мощный, с покатой спиной, высокой холкой, крепким и широким крупом. Шея у него короткая и толстая, голова сравнительно крупная, лоб широкий, морда короткая, ноги достаточно длинные.


В период размножения и воспитания выводка волчат волчья семья прикована к выбранному месту обитания и участку охоты. Волки устраивают логово в укромных, труднодоступных, но сухих местах: на островках посреди болота, в зарослях канавы, на берегу водоема в зарослях кустарника и камыша, в бурьянах и тому подобных местах. Чаще всего логово находится в ложбинках под завалами деревьев, реже волки селятся в естественных или устроенных другими животными норах. Логово расположено обычно не дальше чем в 500 м от воды. Волчье семейство может жить в одном и том же логове несколько лет подряд.
В помете может быть 1-12, но чаще выводок состоит из 3-8 щенков, рождающихся в конце апреля - начале мая, слепых и беспомощными. Первые несколько суток волчица не покидает волчат и кормит их молоком. Корм волчице приносит самец. На участке обитания волчат часто устраиваются запасные логова, куда волчица переносит детенышей при возникновении опасности. Волчата открывают глаза на 9 – 13 день. Мать выкармливает выводок 4 – 6 недель.
С месячного возраста волчата начинают играть между собой у логова. В этом возрасте родители оставляют волчат одних и уходят на охоту. Постепенно волчата переходят на мясной корм. Сначала волчица кормит их мясом, которое отрыгивает из желудка, затем кусками мяса, оторванными от принесенной добычи. Подросшие волчата сами разрывают добычу, а иногда и умерщвляют раненых животных, которых приносят родители для их тренировки.
Осенью волки переходит к бродячему образу жизни. Волчата будут способны к самостоятельной жизни только к концу зимы, когда наступит период гона и матерые волки прогонят их прочь. Взрослыми они станут только к концу второго – началу третьего года своей жизни.
Волки обычно ведут в основном сумеречный и ночной образ жизни, но иногда активны и в светлое время суток. Обычно волки передвигаются шагом или легкой рысцой, они переходят на галоп, только преследуя добычу или убегая от преследователей. По твердой земле некоторые волки могут развить скорость 60-70км и поймать зайца. Добычу подстерегают из укрытия или активно и настойчиво ее преследуют.

Это интересно


1. У волков хорошо развит слух. Находясь в лесу, они слышат звук на расстоянии 9 км. Если же волки находятся на открытой местности, то слышат звук на расстоянии 16 км.
2. Приручить волка невозможно. Собакой он никогда не станет.
3. Ученые установили, что волки способны различать 200 миллионов оттенков запахов. Полтора километра – расстояние, позволяющее волку учуять другое животное.
4. Период беременности волчицы длится 65 дней. Волчата родятся глухими и слепыми, а весят они всего полкилограмма.
5. Когда волчата открывают глаза, то можно заметить, что все они голубоглазые. Желтыми глаза становятся к 8 месяцам.
6. Голодный волк может съесть 10 кг мяса.
7. Волки спокойно могут проплыть 13 км. Помогают им в плавании перепонки между пальцами.
8. В 1600х годах много волков обитало в Ирландии. Поэтому Ирландию называли «Волчьей землей».
9. На людей волки редко нападают. Причины нападений – угроза хищнику или бешенство волков. (Бешенством волки заражаются от инфицированных лисиц, ежей, енотов.)
10. В волчьей стае при общении используется мимика движения. По поднятому «трубой» хвосту легко определить вожака стаи.
11. Волк – прекрасный семьянин. Волчья пара может просуществовать 12-18 лет – всю волчью жизнь. Волк предан своей спутнице жизни, предан семье. Если волчица спит, волк на страже – охраняет ее покой.
12. Волку присуще стремление к свободе. Попав в капкан, волк может отгрызть себе лапу и уйти. Вступив в схватку с противником, волк доводит ее до конца: или погибает, или побеждает

2.3. Проблема взаимоотношений волка и человека в мире


В России их испокон веков боялись и ненавидели. Слово «волк» стало символом зла, жестокости, кровожадности. С волками боролись любыми способами, уничтожали их, где только и как только возможно.
И не только в России. Во многих европейских странах за счет казны содержали специальные отряды истребителей волков, а в облавах, кроме охотников, нередко принимали участие полицейские и воинские подразделения.
В Англии последний волк был убит в начале XVI века, в Ирландии - в конце XVII века, в Японии в середине 20 столетия, в других странах численность хищников сильно сократилась или практически свелась к нулю.
Не смотря на это, в Европе и Азии волки сохранились. Потому что, кроме «мерзкого лика, дикого вида, устрашающего голоса, невыносимого запаха, коварного нрава», как охарактеризовал этих зверей великий французский натуралист Жорж Луи Бюффон, у волков есть еще кое-что. В частности, сила, выносливость, высокоразвитая нервная система, сообразительность. Они могут жить в самых различных природных условиях, быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам, новой обстановке, не теряются далее в самых неожиданных, трудных ситуациях.
Сегодня в тех странах Европы, где волков осталось мало, они взяты под защиту. Многие ученые стали выступать в защиту волков. Сегодня стало меняться наше представление об окружающей среде, наши знания о взаимосвязи всего живого на Земле. Сравнительно недавно ученые пришли к выводу, что волки, как и другие хищники, необходимы на Земле, что без них придется гораздо хуже тем самым животным, которых они уничтожают. Суть сводится к двум основным моментам .
Первый момент: волки, как и все хищники, нападают главным образом на больных животных. Уничтожая их, они не позволяют распространяться заболеваниям, которые могут погубить остальных, здоровых животных.
Второй момент: волки сдерживают увеличение численности копытных животных, не позволяют размножиться в таких количествах, когда им может угрожать смерть от бескормицы.
Однако у противников волков есть свои доводы: волки нужны лишь дикой природе. Сосуществование волков с оленями в тундре или в степях с сайгаками сбалансировано. Но ведь волки уничтожают и домашних животных! Это верно. Но только там, где не хватает дичи в природе!
Поэтому в районах развитого животноводства и в охотничьих хозяйствах численность волков должна быть под контролем человека.
Вместе с тем, как считают некоторые ученые и охотоведы, настало время перейти от безоговорочного и повсеместного истребления волка к более гибкому и внимательному отношению к этому хищнику, к изучению его места в природе.
Профессор В. Г. Гептнер писал, что «приручение волка и превращение его в собаку было одним из важнейших моментов в развитии человеческой культуры. И сейчас никто не может сказать, что вызовет в природе обратный процесс - уничтожение одного из важнейших экологических звеньев - уничтожение хищников. И какие последствия, какую цепную реакцию это может вызвать, и как это отразиться на человеке. Но, несомненно, отразится. И, безусловна, отразится очень значительно, а возможно, и глобально!».
В природе нет ничего случайного, как и нет ничего лишнего - каждая особь вносит свой вклад в ту или иную экологическую систему и каждая из них очень важна - будь то царь зверей или мелкая рыбешка. У каждой своя роль. Слаженный механизм. Убери один винтик - и рухнет вся система.
Вот один из примеров огромной роли волка в экосистеме.
Когда в 1995 году четырнадцать волков были выпущены на волю в Йеллоустонском национальном парке, ученые и не подозревали, что это кардинально изменит всю экосистему парка.
Волков не было в парке 70 лет, и все это время там царствовали олени, которые за годы бесконтрольного размножения (все усилия людей по контролю их популяции не приносили успеха) нанесли сильнейший урон местной флоре.
Четырнадцать волков, конечно, не смогли съесть всех оленей, но они заставили тех осторожнее выбирать места для пастбищ и избегать некоторых участков парка. На тех местах начала возрождаться растительность.
За шесть лет количество деревьев увеличилось в пять раз!
Появились бобры, которым деревья нужны для постройки плотин. В заводях завелись ондатры, утки и рыбы.
Волки уменьшили популяцию шакалов, что привело к увеличению количества зайцев и мышей, а те в свою очередь привлекли в парк ястребов, хорьков и лис.
В парк пришли медведи, так как они смогли отгонять волков от их добычи или доедать их объедки. В парке увеличилось количество ягод.
Но самое удивительное, волки изменили течение рек. Их русла выпрямились и стабилизировались, уменьшилась эрозия берегов. Случилось это потому, что влияние волков на оленей (регулирование их численности) привело к взрывному росту деревьев и травы по берегам рек, что привело к их укреплению.
Поменялась сама география парка, а все благодаря четырнадцати волкам, выпущенным туда менее двадцати лет назад.
Еще один пример роли волка в природе. Когда в 1970–х в России массово были уничтожены волки в Воронежской и некоторых других областях, в лесах расплодилось огромное количество бродячих собак, уничтожавших диких животных. Проблема решилась, когда волк вернулся в эти места.

2. 4. Волк в Республике Беларусь


Численность волка на территории Беларуси всегда была сравнительно высокая из-за наличия многочисленных лесных и болотных массивов. В последние десятилетие осушение болот и распашка территории в западных районах обусловило снижение численности волка. Без изменений остается она в северной, восточной и юго-восточной территориях Беларуси, где осушение болот и вырубка леса проводилась не так интенсивно.
Проблема волка в Беларуси заключена в том, что волк издавна считается вредным хищником, врагом животноводства и охотничьего хозяйства.
В нашей стране (а также в России и в Украине) волк находится вне закона. Его разрешено уничтожать в любое время года, в любом месте, без ограничений по численности, полу и возрасту. Жестокость белорусских законов в отношении к волку заключается в том, что для его уничтожения разрешено применять автомобили, снегоходы, вертолеты, осветительные приборы и приборы ночного видения (что в отношении других животных является браконьерством). За бесплатный отстрел волков охотникам выделяют премии из средств экологических фондов. Уничтожение волчат разрешено любым гражданам Беларуси без всяких разрешений. Белорусские СМИ постоянно публикуют статьи, разжигающие «антиволчью истерию», провоцирующие жестокость в отношении животных. Природоохранных организаций, защищающих волков, в Беларуси нет. Не издано ни одной книги по охране волков. Ежегодно в стране отстреливается до 60% волков, в результате чего численность волков с 1996 г. по 2006 г. опасно сократилась в 3 раза и насчитывается около 1200 волков.)
В последние годы на территории Беларуси начали появляться гибридные особи - помесь волка и собаки. Еще в конце 1990–х - начале 2000–х, когда в Европе изучали геном волка, его популяция в нашей стране была генетически чистой. Сегодня встретить гибрид волка и собаки не редкость. Можно назвать две причины: первая – сокращение численности волка, вторая – увеличение численности сначала бездомных, а потом, как следствие этого, одичавших собак. Следует отметить, что потомство волка и собаки отличается собачьим отсутствием страха перед человеком и умом волка. К тому же волки участвуют в циркуляции эпизоотии бешенства. Заболевший волк намного опаснее бешеной собаки. Однако в последние годы результаты различных исследователей все большее свидетельствуют о важности волка для регулирования и поддержания оптимальной численности парнокопытных млекопитающих.
Волк является очень значимым элементом видового разнообразия животных, выполняющий важные функции в их сообществах. Согласно последним исследованиям ученых польза от волка в природе намного превышает вред, наносимый им человеку.
Польза, приносимая волком природе.
1. Волк поддерживает здоровье популяций диких копытных животных: лосей, оленей, косуль и кабанов. Это связано с тем, что в пищу к нему в первую очередь попадают ослабленные и больные животные.
2. Волк ограничивает численность копытных млекопитающих, а, следовательно, не дает исчезнуть растениям, которыми они питаются.
3. Волк в немалой мере ограничивает численность таких вредоносных видов, как енотовидная собака и лисица. В условиях Беларуси годовое существование одного волка – это приблизительно 10 – 20 умерщвленных енотовидных собак и лисиц, а значит сотни сохраненных тетеревиных и утиных птиц.
4. Кроме того енотовидная собака занимает жилища и сокращает кормовую базу барсука, занесенного в Красную книгу Республики Беларусь. Таким образом, сокращая численность енотовидной собаки, волк способствует восстановлению численности барсука. Сама енотовидная собака чужеродный вид на территории нашей страны и поэтому не желательный.
5. В голодное время волки питаются мертвыми животными, а, следовательно, являются санитаром леса.
Вред, наносимый волком человеку.
1. Сокращение волком количества животных, на которых охотится человек.
2. Нападение волком на домашних животных в случае нехватки кормовой базы в лесу.
3. Больной бешенством волк приходит в населенные пункты и становится опасным для человека.

2.5. Волк в скульптуре

У человечества крайне странная привычка выражать признательность своим врагам. Одним из таких проявлений признательности можно назвать памятник волку. И ладно бы пытались запечатлеть образ волка в виде хищника, врага или хотя бы санитара леса, но нет. Памятники волкам чаще всего демонстрируют иронический образ.
Один только образ волка из мультфильма «Жил-был пёс» представлен в трех разных вариантах в трех городах: Ангарск, Томск и Красноярск.
Демонстрация презентации «Волк в скульптуре»

3. Игра-викторина «Рацион волка»


Цель: изучить рацион волка.
Волки имеют очень сложное охотничье поведение. В их поведении выделяют поиск добычи, скрадывание, нападение и преследование. Выследив добычу, волки обычно подкрадываются к ней на близкое расстояние и нападают броском. Если в результате броска волки не сделали удачной хватки, то они прекращают преследование. Часто короткая погоня, или бросок, длятся не более 500 м. догнав жертву, волки хватают ее за промежность или брюхо
Если хватка была удачной, то волки преследуют добычу, ожидая, когда она ослабеет, после чего окончательно добивают ее. Насытившись добычей, волки уходят на отдых, место для которого выбирают неподалеку. Они возвращаются к останкам до тех пор, пока те еще представляют определенную кормовую ценность. Иногда волки прячут часть добычи в виде кусков туши или нагрызенных и отрыгнутых кусков мяса. Почуяв опасность со стороны человека (капкан или просто запах), волки могут не возвращаться к добыче.
У волка очень быстро образуются условные рефлексы, и он хорошо приспосабливается к ситуации. Всем известна, например, способность волка в короткое время «научиться» отличать опасного для него человека (охотника с ружьем или без) от обыкновенного прохожего, дачника или грибника. В первой половине периода воспитания выводка матерые волка никогда не охотятся вблизи своего логова.

3.1.Загадки на тему «Что ест волк?»

Участникам акции предлагается отгадать загадки.
(Отгадки записываются на доске или листе бумаги.)

1. Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)

2. Есть в реке работники
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину –
Хоть пиши картину.
(Бобры)

3. Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Грызёт морковку.
(Заяц)

4. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)

5. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит травы.
(Олень)

6. Самый маленький олень,
Лёгкий и изящный,
Зимой серо-рыжий,
Рыжий летом яркий!
(Косуля)

7. Крыса мускусная я,
В норке вся моя семья.
Сама норка - на горе,
А вход в норку - в воде.
(Ондатра)

8. Ходит по земле легко,
И взлетает высоко,
Почками питается,
Ягод не гнушается!
(Тетерев)

9. Ест хвою, как индейка, да насекомых разных.
Тяжеловат в полёте – шумит, когда «взмывает»,
К тому ж про осторожность, токуя, забывает.
(Глухарь)

10. Маленький рост,
длинный хвост,
Серая шубка,
острые зубки.
(Мышь)

11. Зелёная, но не трава.
Холодная, но не лёд.
Поёт, но не птица-
Вот такая небылица.
(Лягушка)

12. По пригорочку бежит,
Хвостиком - рулём рулит.
Схватишь хвостик, только - ах!-
Убежала!... Хвост в руках.
(Ящерица)

13. Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый
(Жук)
14. Мех красивый – зверь пушной,

В чаще я живу лесной.
Домом для меня дупло,
И уютно, и тепло.
Хвост пушистый, полосатый,
Молод я, хоть и усатый.
Ну, узнал меня хоть кто-то?
Ведь зовут меня –
(Енотом)

15. С наружи похож на енота,
Скелет у собаки я взял,
Война с барсуком за жилище,
Еда все, что можно найти.
(Енотовидная собака)

16. На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки.
(Земляника)

17. Ягодка нежная
Прячется в валежнике,
Сине-черная сладкая,
Смотрит украдкою.
Рви да знай -
Руки не замарай!
(Черника)

18. Свежа, красна, полезна, вкусна:
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится - не даст простудиться.
В лес иди-ка - там ягодка...
(Брусника)

19. На усах расту я тонких
На болотах самых топких.
И за кислым витамином
Толпы лезут по трясинам.
(Клюква)

20. Хорошо известна я:
Любят кролики меня,
Мной питаются зайчата,
И козлята, и гусята,
Мной газон озеленяют.
Как меня все называют?
(Трава)

3.2. Вопросы «Рацион волка»

1. Что объединяет все слова записанные на доске? (Это пища волка)
2. На кого предпочитает охотиться волк? (Лось, косуля, кабан, олень)
3. Уничтожая, каких животных, волк приносит пользу аборигенным видам Республики Беларусь? (Енотовидная собака, енот-полоскун)
4. Зачем волк ест травы и ягоды? (Это лекарство и витамины)
5. Каких животных хищник употребляет в пищу, в крайнем случае? (Беспозвоночных)
6. В чем польза волка, как охотника на копытных животных? (Регулирует их численность, уничтожает ослабленных и больных млекопитающих)
7. Почему волка называют санитаром леса? (Может употреблять в пищу мертвых животных)
8. Какого зверя волк очень не любит: рысь, медведя или лису? (Рысь)
9. У этой хищной кошки сильны, высоки ножки.
Зимою шерсть пятниста, мохната и пушиста.
И кисточки на ушках, а лапы на подушках,
Они мощны, лохматы, опасны для пернатых.
Обед бывает сытным, когда он из копытных.
Кто это? (Рысь)
10. Предположите, почему волк не любит рысь? (Рысь – это пищевой конкурент волка.)
11. Может ли волк употреблять в пищу рыбу? (Да)
В условиях Республики Беларусь основу рациона волка составляют дикие парнокопытные млекопитающие: в северной ее части – лось, в южной кабан и косуля. Благородный олень в местах его обитания также является один из основных кормов волка. Иногда в рационе волка встречаются заяц, бобр, тетерев и другие звери и птицы.
Часто волки кормятся падалью, разыскивая ее как в лесу, так и вблизи животноводческих ферм. В теплое время года волк больше кормится животными средних и даже мелких размеров, хотя основу их рациона по-прежнему составляют дикие парнокопытные млекопитающие.

4. Выступление участников акции со стихами о волке


Ребятам предлагается прочитать стихотворения, посвященные волку.
В зависимости от возраста участников акции стихи могут быть различными.
***
Он живет в лесу густом,
Схожий на собаку,
В серой шубке и с хвостом,
И большие лапы.
Зайцу страху нагоняет,
Хочет съесть его в обед!
Как зовут его - все знают,
Это волк, сомнений нет!
Что за дикий, страшный зверь,
Водится в лесу теперь.
Быстро прыгает, кусает,
Каждый точно его знает.
Серый, по лесу бежит,
За добычей он поспешит.
Знает зверь в охоте толк,
Отвечаем, это…волк!
С.Антонюк

Добрый волк
Я – серый волк. Я – добрый волк.
Ну, кто сказал: «Зубами щёлк».
Не ел утят и поросят,
Не ел я семерых козлят.
Питаюсь апельсинами,
Морковкой, мандаринами,
Конфетами, печеньем,
Тортами и вареньем.
Но почему-то (почему?)
Никто не верит этому.
- Я – мама-волчица.
Хочу вам подтвердить.
Не хочет он учиться
Зайчиков ловить.
Не любит он козлятины.
Совсем не ест курятины.
А любит апельсины,
Морковку, мандарины,
Конфеты и печенье,
Пряники, варенье.
Но почему-то (почему?)
никто не верит этому.
Н. Исаева

***
Серый, грозный с виду, волк
Не такой ужасный,
Он бывает, одинок,
И совсем не страшный!
Ночью воет на луну,
От тоски по дружбе,
Потому, что и ему
Тоже кто-то нужен.
Но ему никто не верит,
От лисы и до зайчат,
Сторонятся волка звери,
И дружить с ним не хотят!
С.Антонюк

Волк
В зимний хмурый день холодный
Ходит - бродит зверь голодный.
По лесам, полям он рыщет,
И еду себе он ищет.
В сказках "серым" он зовётся,
И ему там достаётся.
То обманет вдруг лиса:
Он поверит в чудеса.
На пути он ей попался --
Без хвоста чуть не остался.
Где обман - поди, узнай-ка!
Даже вот трусишка-зайка
Постоянно за нос водит
И всегда из лап уходит.
Ото всех добра не жди!
Он кричит: "Ну, погоди!".
Нелегко ему живётся.
Как же этот зверь зовётся?
З. Торопчина

Волчонок
В лесу, где старые дубы,
Где сказка обитает,
Под тенью молодой листвы,
Волчонок отдыхает.
Он целый день провел в бегах,
Гонялся за зайчонком,
На барсука навел он страх,
И испугал бельчонка.
Устал ужасно и прилег
Пусть отдыхают лапы!
«Он должен бегать, он же - волк»
Сказал ему так папа!
С. Антонюк

Волк
Удачная на днях была охота,
Легко нашел я логово волков.
Волчицу сразу пристрелил я дробью,
Загрыз мой пес, двоих ее щенков.

Уж хвастался жене своей добычей,
Как вдалеке раздался волчий вой,
Но в этот раз какой-то необычный.
Он был пропитан, горем и тоской.

А утром следующего дня,
Хоть я и сплю довольно крепко,
У дома грохот разбудил меня,
Я выбежал, в чем был за дверку.

Картина дикая моим глазам предстала:
У дома моего, стоял огромный волк.
Пес на цепи, и цепь не доставала,
Да и наверно, он бы помочь не смог.

А рядом с ним, стояла моя дочь,
И весело его хвостом играла.
Ничем не мог я в этот миг помочь,
А что в опасности - она не понимала

Мы встретились с волком глазами.
«Глава семьи той», сразу понял я,
И только прошептал губами:
«Не трогай дочь, убей лучше меня».

Глаза мои наполнились слезами,
И дочь с вопросом: Папа, что с тобой?
Оставив волчий хвост, тотчас же подбежала,
Прижал ее к себе одной рукой.

А волк ушел, оставив нас в покое.
И не принес вреда ни дочери, ни мне,
За причиненные ему мной боль и горе,
За смерть его волчицы и детей.

Он отомстил. Но отомстил без крови.
Он показал, что он сильней людей.
Он передал, свое мне чувство боли.
И дал понять, что я убил ДЕТЕЙ.
А. Васёв

Волки тоже бывают добрыми
Волки тоже бывают добрыми
В их глазах янтаря сияние,
Из сугробов Москвы подобраны,
Грустной нежности обаяние…
К нам наверно Богом отправлены,
Чтоб учить нас любви и мудрости,
Души завистью не отравлены
Не знакомо им бремя скупости.
Люди взглядом скользнут презрительно
По спине их мохнатой, серой
Но Господь все поступки бдительно
Нам запишет, сравнив их с верой!
И когда наша жизнь закончится
На весах со грехами давними,
Что бы встретил там, очень хочется,
Серый ангел с глазами янтарными…
Нужно быть ко всему готовыми:
К небесам, скорой встрече праведной
С добрым ангелом, с жизнью новою,
Не земной, а иной. И - правильной.
Ангел четверолапый радостно,
Улыбнется глазами ласково.
Значит, жили ЗДЕСЬ не напрасно мы.
Значит, будет нам небо сказкою…
И. Зорина.

5. Беседа «Волк в сказках»

Ребятам предлагается порассуждать о характере волка как персонажа сказок и мультфильмов.

Ответы сопровождаются демонстрацией презентации.

1. Вспомните сказки и мультфильмы одним из персонажей, которых является волк.
2. Охарактеризуйте персонажей волка.
3. Какой волк по вашему мнению?
4. Как вы думаете, почему волк чаще отрицательный персонаж, чем положительный?

Ответы ребят и обсуждение образа волка в сказках и мультфильмах.

Образ волка присутствует практически в каждой сказке.
Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому серого часто одурачивают персонажи сказок, например, лиса.
В древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («Зимовье зверей»). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка и волк» остается без хвоста.
Еще одна сказка – «Красная Шапочка». Это история о девочке по имени Красная Шапочка, которую волк обманул и съел ее вместе с бабушкой. Лишь по счастливой случайности благодаря охотникам им удалось остаться в живых. Волк здесь предстает как коварное и хитрое существо.
В то же время волк может служить помощником сказочного героя. Вспомните сказку «Иван Царевич и Серый Волк», где дикий зверь переносит на себе царевича. Волк может быть не только врагом, но и союзником людей.
В мультфильме «Ну, погоди!» волк – комический персонаж. Он все время пытается обмануть зайца, чтобы съесть его, но сам остается обманутым. Мультфильм «Ну, погоди!» изменил представления детей о волке и создал комический образ.
Также волк часто присутствует в жанре фэнтези, будь это фильм или мультфильм. В фэнтези волк часто предстает оборотнем, в которого в лунную ночь превращается человек. Когда Редьярд Киплинг создавал Маугли для своей «Книги джунглей», он был вдохновлен одной из многочисленных историй о детях-волках, которые были распространены в Индии.

Экологическая акция «Знакомьтесь, это крыса!»


Описание. Публикация знакомит с синантропным видом зверей – крысой. Материал пригодится учителям школ, педагогам дополнительного образования.

Автор. Зубович Карина, учащаяся объединения по интересам «Эврика» ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Республика Беларусь.
Руководитель. Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Цель: знакомство учащихся с синантропным видом зверей Республики Беларусь – крысой.

Задачи:
- привлекать внимание к образу жизни крысы;
- развивать у учащихся исследовательские качества;
- воспитывать понимание, что в природе всё взаимосвязано между собой.

Предварительная работа: участникам акции дано задание провести опрос людей и узнать, что они думают о крысах.

Введение


Написали очень много
Про котов, собак, про лис,
Но я стих искала долго
Про обычных серых крыс.
Зря обидели зверька -
Обошли вниманием,
Жизнь и так ее горька,
Прямо наказание.
То капкан на крыску ставят,
То попрячут всю еду,
Крысу так уже достали,
Проклинает та судьбу.
Но хочу я всем напомнить,
Эти правила важны:
Раз живут они в природе,
Значит ей они нужны.
Иван Крылов


Обычно грызуны вызывают у человека неприязнь. Уничтожая крыс, комаров, мух и других, вредных с нашей точки зрения животных, люди считают, что они делают мир лучше.
Например, крыса. Она обитает на помойках, является переносчиком тяжелых инфекций, уничтожает продукты, многие её очень боятся.


Обычный человек делает выводы:
- крыса очень большой вредитель;
- крыс необходимо убрать с лица земли.
Так ли это на самом деле, и какова роль этих «вредителей» в природе?

1. Исследование «Ассоциация»


Цель: изучить, как характеризуют крыс взрослые и дети
Метод: опрос.

Ход исследования
Участникам опроса предлагалось одним прилагательным охарактеризовать крысу.

Было опрошено: 10 участников (от 18 и старше лет) и 10 участников (от 9 до 17 лет)
Результаты опроса:
Участники опроса в возрасте от 9 до 17 лет считают крысу серой, страшной, смелой, ужасной, быстрой.
Участники опроса в возрасте от 18 лет и старше считают крысу доброй, страшной, хвостатой, зубастой, гадкой.
Выводы:
- характеристики у взрослых и детей похожи;
- мнение о крысе у людей опирается на внешний вид;
- знания о крысе у участников опроса очень поверхностные.

2. Это интересно


1. Участники акции изучают образ жизни крысы и её взаимоотношения с человеком, пользуясь литературой и Интернет-ресурсами.
2. Участники выступают с информацией о крысах.

Выступающий 1:
В Республике Беларусь обитает два вида крыс: серая и черная.
Чем черная крыса отличается от серой?
Внешне черную крысу не сложно отличить от серой, особенно если смотреть на этих зверьков (или на их фотографии) одновременно:
1. Черная крыса мельче и несколько стройнее, у неё более вытянутая мордочка;
2. Уши у черной крысы большего размера – вместе с более длинным носом они делают её похожей на крупную мышь.
3. Черную крысу от её серого сородича отличают меньшие размеры, вытянутая мордочка и большие уши, что в целом делает её похожей на крупную мышь.
4. Кстати, ещё одно важное отличие черной крысы – хвост у неё всегда длиннее тела. У серой длина хвоста всегда меньше длины тела.


Черная крыса


Серая крыса
Может показаться, что главное отличие черной крысы от серой – это окраска меха. Это не всегда верно. Дело в том, что у вида имеется несколько цветовых окрасок, и некоторые из них оказываются даже более светлыми, чем серые крысы (пасюки).

Выступающий 2:
Крысы – животные общественные, образующие большие семьи. Обычно в крысиную семью допускаются потомки одного семейного сообщества, берущего начало от общего предка. В крысиных семьях существует строгая иерархия.
Преимущество больших групп в природе очевидно: легче обнаружить врага, отыскать корм, вырыть норы, кроме того, в большой группе легче выжить новорожденным малышам.
Однако существование значительного количества крыс на ограниченной территории нередко становится причиной внутрисемейных конфликтов, связанных, как правило, с недостатком пищи.
Для отграничения территории сообщества входящие в него крысы делают пахучие метки, по ним же грызуны отыскивают места кормления, водопоя и отдыха, с помощью пахучего секрета самка дает знать самцу, что готова к спариванию.

Выступающий 3:
Следует отметить, что запах крыс одной семьи отличается от запаха других животных, даже их ближайших соседей. Информация о характерном запахе передается от родителей детям генетически.
Одна пара крыс за год может стать целой колонией в 2000 крыс. В отличие от других животных, в период, когда им грозит опасность вымирания, у крыс наблюдается резкое увеличение количества крысят в одном помете.
Многие животные питаются этими грызунами: лиса, сова, горностай и т.д.

Выступающий 4:
Большинство крыс обитают рядом с человеком.


Крысиные полчища могут стать причиной болезней, голода, аварий. Однако следует помнить, что главная причина, по которой крысы поселяются в домах, является мусор.


Лабораторные крысы часто используются в науке для тестирования различных лекарств (приложение 1).


Декоративные крысы – одни из лучших домашних питомцев. Они легко приручаются, умны, сообразительны, поддаются дрессировке и не требуют особого ухода. Существуют даже выставки декоративных крыс (приложение 2).


Несмотря на то, что люди крыс недолюбливают, во многих городах мира им установлены памятники.




3. Викторина «Знакомьтесь – это КРЫСА!»


1. Правда ли, что моряки, прошедшие Великую Отечественную войну, рассказывали, что крысы убегали не только с тонущих судов, но и с тех кораблей, которые на следующий день ожидала торпедная атака? (да)
2. Правда ли, что крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди? (да)
3. Правда ли, что ученые считают, что крыса является лучшим модельным объектом для исследования и разработки методов лечения и предотвращения заболеваний человека? (да)
4. Правда ли, что крыса может плыть 3 дня подряд, проплыть несколько километров (зафиксированный рекорд - 29 км!) и утонет, если только не будет возможности выбраться? (да)
5. Правда ли, что серые крысы способны перемещаться со скоростью 10 км/ч? (да, и даже прыгать вверх на высоту до 80 см, а в агрессивном состоянии - до 2 метров в высоту)
6. Правда ли, что зубы крыс растут только один месяц? (нет, они растут всю жизнь, поэтому они все время что-то грызут для их стачивания)
7. Правда ли, что у крыс - богатейший словарный запас криков с особенными значениями? (да)
8. Правда ли, что пасюк в год потребляет около 12 кг продуктов, но это несравнимо с количеством пищи, которую он делает негодной? (да)
9. Правда ли, что крысы не способны отличить отравленную пищу от обычной? (нет, они чувствуют яд даже тогда, когда его разведение одна часть на миллион)
10. Правда ли, что крыса может жить без воды дольше, чем верблюд? (да)

Заключение


Итак, что мы знаем о крысах? Обычно только то, что размножаются они с огромной скоростью, приживаются везде, чрезвычайно умны и сообразительны, отлично прыгают, бегают и плавают. А самое главное мы знаем что крыса – это страшное существо, которое надо уничтожать!
Крысы обитают преимущественно рядом с человеком, поедая его съестные запасы, повреждая электропроводку и перенося множество опасных для человека и животных заболеваний.
А кто в этом виноват?
Крысы обитают рядом с человеком уже несколько столетий, занимая свалки и помойки. В населенных пунктах у них мало врагов. Таким образом, в появлении полчищ крыс виноват сам человек.
В природных экосистемах крыс поедают совы и филины, аисты, хорьки, ласки и т.д. Так, что они являются пищей других животных и, следовательно, без них многим стало бы не очень сытно жить.
Выводы:
1. В природе нет «ненужных видов»! Это придумал человек!
2. Чтобы крыс было меньше, необходимо навести чистоту в своих городах и деревнях.

Источники


1. Рождественская А. С. «Крыса черная»/ Звери: Популярный энциклопедический справочник (Животный мир Беларуси). Минск, 2003. С.165-167
2. Гричик В. В., Бурко Л. Д. «Животный мир Беларуси. Позвоночные: учеб. пособие» Минск, 2013. -399 с.
3. Сержанин И. Н. «Млекопитающие Белоруссии». Издание 2-е. Минск, 1961. -321с.
4. Савицкий Б. П. Кучмель С. В., Бурко Л. Д. «Млекопитающие Беларуси», Минск, 2005. -319с.

Приложение 1

Лабораторные крысы


Благодаря подопытным животным сделаны крупные открытия в познании жизнедеятельности млекопитающих, выяснены многие вопросы по распространению опасных инфекций, разработаны профилактические меры в борьбе с болезнями человека и домашних животных, производятся лечебно-профилактические биопрепараты (сыворотки, вакцины и т.п.).
Выпуску биопрепаратов для широкого практического применения должно предшествовать испытание на лабораторных животных с целью выявления активности, профилактических и лечебных свойств этих препаратов, а также степени безопасности для человека и домашних животных. Для этого требуются самые различные животные, потребность в которых с каждым годом возрастает.
Белые крысы являются «классическим» видом животных, используемых для опытов. Важное преимущество белых крыс как лабораторных животных заключается в том, что они довольно устойчивы к инфекционным заболеваниям и дают большой приплод. Вес их небольшой, разводить их и содержать в условиях вивария несложно, и это позволяет проводить над ними массовые опыты.
В настоящее время в России развита сеть научно-исследовательских институтов: медицинских, ветеринарных, биологических, где широко используются лабораторные животные. Они способствуют развитию медицины, ветеринарии, биологии и др. наук.
В США каждый год используют 20 миллионов мышей и крыс, а также морских свинок, хомяков, песчанок. С развитием технологий генной инженерии генетически модифицированные мыши могут быть созданы на заказ для изучения широкого спектра человеческих заболеваний. Крыс часто используют в психологических исследования, тестах на токсичность и в изучении раковых заболеваний.

Приложение 2

ТОП-7 популярных разновидностей декоративных крыс


Стандарт – гладкошерстные массивные создания весом до 0,5 кг. Хвост (20 см) почти равен по длине туловищу (24 см). У них широкие, округлые, но в меру большие ушные раковины;
Сатиновые – отличаются глубоким блеском шерстного покрова. Мех приятен на ощупь, а волосинки длинные, тонкие и гладкие.


Дамбо – выделяются низко посаженными и более круглыми ушами на довольно острой морде. Формой корпуса (грушевидной) напоминают бесхвостых крыс, отличаясь от них более длинным хвостом и укороченным телом.


Сфинкс – абсолютно безволосая разновидность вплоть до отсутствия усов. Младенческая пигментация с возрастом исчезает, и складчатая кожа грызуна обретает чистый розовый цвет.


Бесхвостые – крысы, которые рождаются без хвоста. Первая подобная особь появилась (как результат незапланированной мутации) в 1983 году. Туловище напоминает грушу.


Рекс – эти крыски наделены не только густой кучерявой шерстью, но и короткими, лихо закрученными усами. Мех (по сравнению со стандартными) более жесткий и менее блестящий.


Пуховые – представители этой разновидности покрыты редким просвечивающим мехом, лишенным остевых волос. Но зато у пуховых есть кудрявые короткие усики.