Презентация "литературная история кубани". Презентация.Кубань-многонациональный край. презентация к уроку по краеведению на тему Стоянки времен палеолита обнаружены на территории Черноморского побережья и в предгорьях Кавказа

Презентация Ученика 6 «В» класса МАОУ Гимназии № 6 г.Тихорецка Болтава Ильи История Кубани Земля кубанская - древняя земля Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека Открытые на территории края стоянки древних людей позволяют проследить практически все археологические эпохи. Древняя Кубань имеет очень бурную историю: какие только племена и народы не ступали на эту землю основывали свои города-колонии древние греки, вторгались полчища гуннов, хазар, печенегов, половцев и монголо-татар. Были и колонии итальянских купцов, поддерживающих тесные связи с адыгейскими племенами. Позже турки смогли распространить на Кубань свое влияние. 13 сентября 1937 года АзовоЧерноморский край разделен на Ростовскую область и Краснодарский край с территорией 85 тыс. квадратных километров, включая Адыгейскую автономную область. В 1991 году Адыгейская автономная область вышла из состава края и была преобразована в Республику Адыгея. Символика Краснодарского края: герб, флаг По сторонам за щитом накрест положены четыре лазоревых знамени с золотым изображением коронованных вензелей императрицы Екатерины II и императоров Павла I, Александра I и Николая I, окруженных такими же дубово-лавровыми венками. Древки штандарта и знамен лазоревые, навершия, кисти на шнурах и бахрома штандарта, знамен и подтоки золотые. Водные и лесные ресурсы Краснодарского края Разделяя весь край почти пополам, с востока на запад протекает река Кубань, берущая свое начало за пределами Краснодарского края - на северо-западном склоне Эльбруса. На своем пути до Азовского моря (907 км) река пересекает альпийские луга, горные леса, степные просторы равнин и плавнево-болотистые низины и включает в свой бассейн 13569 рек общей длиной 38325 км Климатические и рекреационные ресурсы Краснодарского края Современная система особо охраняемых природных территорий в крае включает в себя 1 заповедник, 1 природный национальный парк, 11 заказников и более 300 памятников природы. Структура народного хозяйства Краснодарского края Главные железнодорожные магистрали Ростов-на-Дону - Баку, Волгоград Новороссийск, Армавир Туапсе - Адлер, Краснодар Ставрополь. Хорошо развита сеть автомобильных дорог, имеются морские порты (Новороссийск, Туапсе, Сочи), развито судоходство по р. Кубани. Столица края связана авиалиниями со многими крупными городами России, а аэропорт Адлер имеет международное значение Минеральные и земельные ресурсы Краснодарского края Общая площадь земель в крае составляет 7546,6 тыс. га. Распределение земельного фонда по угодьям (тыс. га): сельскохозяйственные угодья, всего - 4724,5; земли под поверхностными водами - 388,5; болота - 183,8; земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью - 1703,1; другие угодья - 548,6. Флора и фауна Краснодарского края Край богат разнообразными водными объектами, ценными в рыбохозяйственном отношении. К ним относятся более 500 рек общей протяженностью около 14 тыс. км, 6 водохранилищ площадью 59,1 тыс. га. С северозапада Краснодарский край омывают воды Азовского и с юго-запада - Черного морей.

Устич Наталья Ильинична
Презентация «История кубанского казачества»

В начале XIX в. единой формы у казаков не было . Черно­морцы носили синие шаровары и кафтан красного или синего цвета. Линейные казаки предпочитали одежду черкесского образца.

К середине XIX в. форма становится единой. Как правило, это были черные либо темно-синие черкески с газырями - напатронниками, под черкеску одевался бешмет-рубашка, сши­тая из атласа, сапоги, башлык. В зимнее время прибавлялась бурка - верхняя одежда из овечьих шкур без рукавов. Папахи у казаков были черные - парадные и серые - повседневные.

Во все времена женщины стремились одеваться модно. Ка­зачки не были исключением.

Традиционный женский костюм - юбка и кофта - шился из фабричных тканей. Фасоны были разнообразны, имелась масса украшений, обязательно надевалась нижняя юбка - «спидныця» . Волосы женщины заплетали в косу и укладывали в пучок на затылке. Пучок закрывался «шлычкой» , маленькой шапочкой, состоявшей из круглого донышка и узкого бортика, которая затягивалась на пучке шнурком. Девушки не ходили летом с непокрытой головой. На ноги казачки обували чувяки , черевики, сафьяновые сапожки.

Дом представлял собой прямоугольник длиной от 12 до 35 аршин (аршин - 71 см.) и шириной от 8 до 10 аршин под двух- или четырехскатной крышей. В доме было две комнаты «мала хата» и «велика хата» . Дом делали из самана (кирпич, высушенный на солнце, из глины, соломы и земли) либо строи­ли турлучный дом. Это когда казаки по периметру дома зака­пывали в землю сохи, которые переплетались лозой. Как толь­ко каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» , когда глину вперемешку с соло­мой забивали в плетень.

Через неделю делали вторую мазку - «под пальцы» , когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальца­ми. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и «кизяк» (навоз) . Была еще и четвертая мазка - «вихтюваина» . Это когда тряпкой «вихтем» размывали стены, нанося на них тонким слоем глину. Побелку делали белой глиной. Для крыши заготавливали чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью

Со строительством дома были связаны специ­альные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строи­тельства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось» . Сволок - деревянные несущие бру­сья, на которые настилался потолок, - поднимался не голыми руками, а на полотенцах - «чтобы в доме не было пусто» . Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в сте­ну вмуровывали небольшой деревянный крест, призывая бо­жье благословение на обитателей дома. После окончания строи­тельных работ вместо платы (ее не полагалось брать за по­мощь) хозяева устраивали угощение (все это сопровождалось песнями) .

Есть ещё один способ постройки казачьей хаты . Сначала из глины и соломы формировали кирпичи (саман, а затем из него уже строили хату и дальше

Все заметные события жизни казаков были связаны с пра­вославной верой. Напутственным молебном кубанцев провожа­ли на службу, а благодарственным - встречали.

Хранителями обычаев выступали у казаков старики . В присутствии стариков не сидел даже атаман. К старшим обращались только на «Вы» , Важную роль в казачьей семье играла бабушка : муж на службе, жена в поле, а все воспитание детей ложилось на плечи бабушек, которые пользовались ува­жением в семье.

Благодаря традиции передачи устной информации от деда к отцу и от отца к сыну кубанцы сохраняли свою культуру.

Свою историю казаки знали и почитали . Кропотливо и бережно хранили все, что имело к ней отношение. Как бы они не жили – бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла.

Если в комнату заходили гости – первым делом крестились подле икон, укрытых сверху вышитыми или кружевными полотенцами, и от волны свежего воздуха начинал колебаться огонёк лампады.

А закладка каждой новой станицы или хутора начиналась с постройки церкви или храма.

Рассказ о казачьем быте был бы неполным, если бы мы не коснулись устного народного творчества. Казаки создали много образцов устного творчества, многие из которых дошли до нас в трудах И. Д. Попко «Черноморские казаки в гражданском и военном быту» и Ф. А. Щербины «История Кубанского казачьего войска » . Эти и другие работы этих авторов украшают фольклорные вставки : легенды, пословицы и т. д

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кубань -многонациональный край.

Общая численность населения Кубани составляет 5,2 млн. человек (по данным на 1 января 2010 года). Краснодарский край занимает 3-е место среди регионов Российской Федерации по числу жителей - после Москвы и Московской области. Удельный вес городского населения составляет 52,5 %, сельского - 47,5 %. Плотность населения - 67,9 чел./км² (данные 2010 года).

Численность в 2002 г. , тыс. чел. 4436,3 (86,6 %) 17,5 (0,3 %) 274,6 (5,4 %) 131,8 (2,6 %) 26,5 (0,5 %) 26,3 25,6 20,5 18,5 15,8 13,5 11,9 10,9 7 6,5 5 3,2 Народ Русские в том числе казаки Армяне Украинцы Греки Белорусы Татары Грузины Немцы Адыгейцы Турки Азербайджанцы Цыгане Мордва Молдаване Курды Шапсуги

Многонациональность исторически характерна для южных рубежей России (в крае проживают представители более 100 национальностей). Современный этнический состав населения Кубани начал складываться во второй половине XVIII века. Особенно интенсивно эти процессы протекали во второй половине XIX века, и новый их всплеск приходится уже на наше время. Однако и в более ранние периоды кубанская земля не была безлюдной. На ней жили и по ней проходили на пути к новым местам поселения многие народы. Они оставили нам памятники материальной культуры, названия местностей. Здесь решались иногда в кровавых сражениях судьбы целых народов. Территория Краснодарского края была перекрестком больших кочевий, здесь проходила зона взаимодействия жителей гор и степняков, поэтому национальный состав населения и границы расселения народов менялись довольно быстро.

Адыгейцы являются очень древним из исторически уловимых народов, населявших берега Кубани, хотя их корни и происхождение до конца еще не ясны. Существует гипотеза о переселении их далеких предков « кашаков » из Передней Азии в эпоху бронзового века. Уже в I тысячелетии до новой эры среди ряда народов Кубани выделяются меоты, которые традиционно считаются генетическими предшественниками адыгейцев. Кавказская война и выселение части адыгейцев в Турцию значительно изменили этническую карту Кубани. В 1867 году, после переселения, в Кубанской области оставалось всего 75 тысяч горцев.

Славяне имеют давние исторические связи с Кубанью: в X–XI веках на Тамани существовало древнерусское Тмутараканское княжество. Однако предки нынешнего славянского населения появляются здесь значительно позже, после длительного перерыва - с XVIII века. В 1710 году находят пристанище на Кубани некрасовские казаки численностью до 10 тыс. человек - выходцы с Дона, участники восстания Кондратия Булавина. Однако уже с 1740 года некрасовцы переселяются общинами на территорию Османской империи, спасаясь от притеснений царского правительства.

С конца XVIII века на Кубани начинают формироваться украинская и русская этнографические группы - черноморское и линейное казачество. Их основу составили запорожские и донские казаки и крестьяне южнорусских и украинских губерний, переселенные сюда для несения пограничной службы. Кубанские земли были жалованы бывшим запорожцам Екатериной II.

Армяне жили на Кубани со средневековья. Так, еще до прибытия сюда казаков, у горцев существовали армянские поселения - Гяурхабль и другие. Возможно, армяне переселились сюда из Крыма в XV веке. В 1839 году черкесо-гаи (кубанские армяне) основали селение Армавир. К концу XIX века относится массовая волна переселения на Кубань амшенских армян - выходцев с территории Турции.

Особенно значительные изменения в национальном составе населения Кубани происходят в 1860–1870-е годы. Это было связано с окончанием военных действия на Кавказе и правительственными мероприятиями по заселению нагорной полосы и Черноморского побережья nocле ухода части горских племен в Турцию. В это время здесь появляются греки, эстонцы, молдаване, которые, прибывая к новому месту жительства целыми общинами, основывали селения.

Миграционный поток на Кубань из других регионов России был, начиная с 60-х годов XIX века, очень активным. В результате население Черноморской губернии (приморская полоса от Анапы до Адлера, где не было военного казачьего управления) выросло с 1861 по 1914 год на 1600%, а Кубанской области - на 437%. К 1917 году большинство на Кубани составляло славянское население, не относящееся к казачьему сословию.

Изменения этнического состава населения происходили на Кубани и после 1917 года. Так, в течение 1920–1930-х годов значительно уменьшилось количество украинцев как результат голода 1933 года и насильственной смены национальности (ранее многие потомки запорожцев причисляли себя к украинцам). В 1924 году в Курганинском районе переселенцами из Карской области (Турция) был образован ассирийский хутор Урмия (ассирийцы в незначительном числе впервые появились на Кубани на рубеже XX века), а к 1930 году в этот хутор переселилось около 100 семей из Москвы, Ленинграда, Свердловска и других мест. Уже в последние десятилетия, с 1970-х годов, в крае появились курды, турки-месхетинцы, хемшилы (армяне-мусульмане).

Северный Кавказ, как уже неоднократно подтверждала история, является чрезвычайно важным для России регионом. Это - ворота, в том числе морские, в Закавказье и на Балканы, поставщик продовольствия в другие регионы страны и уникальная курортная зона. Вместе с тем Северный Кавказ - один из потенциально конфликтных регионов Российской Федерации. Причина этого - сложный клубок межнациональных противоречий, как исторически унаследованных от Российской империи, так и созданных после 1917 года.

Начиная с 1988 года, край стал центром притяжения беженцев, вынужденных переселенцев, иных категорий мигрантов из различных регионов бывшего СССР. В этом потоке на 1-ом месте по численности - русские, на 2-ом - армяне. Армянская диаспора на Кубани всегда была достаточно мощной, и во многих городах (Армавир, Туапсе, Сочи, Новороссийск, Анапа и Краснодар) количество этнических армян велико. Среди других переселенцев - азербайджанцы, курды, ассирийцы, украинцы, белорусы, греки, адыгейцы и немцы. Количество греков, немцев и турок в крае снизилось после репрессивных переселений 1930 -х - 1940 -х годов; адыги (шапсуги, натухайцы и др.), сейчас немногочисленные и являются аборигенными обитателями края. Самым многонациональным районом края является Крымский.

Народы, проживающие в нашем крае, отличаются своей культурой, языком, национальными традициями, обрядами, верой. И очень важно, чтобы каждый из нас с уважением относился к обычаям других людей независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. В этом и заключается принцип толерантности.

Люблю мой край несказанно богатый, Мою Кубань – жемчужину страны. Её простор, в садах вишнёвых хаты, Весёлый пляс и песни старины. Пусть небо будет чистым и безоблачным Цветут сады, кругом шумят поля. Живи всегда счастливо и свободно Казачий край, кубанская Земля!



История казачества Кубань – российская житница. Кроме того, этот регион еще и оплот казачества. В далеком 1792 году императрица Екатерина ii подписала грамоту о «пожаловании Черноморскому казачьему войску в вечное владение состоящей в области Таврический остров Фанагария со всею Землею, лежащего по правую сторону реки Кубани, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой Земли…». В обязанность войску вменялись «бдение и стража пограничная». После этого много воды утекло, и, как мы знаем из истории, много чего произошло. Но казачество существует и ныне, а говоря о кулинарных традициях Кубани нужно понимать, что они неразрывно связаны с историей этой земли – с казачьей историей. Кубань – российская житница. Кроме того, этот регион еще и оплот казачества. В далеком 1792 году императрица Екатерина ii подписала грамоту о «пожаловании Черноморскому казачьему войску в вечное владение состоящей в области Таврический остров Фанагария со всею Землею, лежащего по правую сторону реки Кубани, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой Земли…». В обязанность войску вменялись «бдение и стража пограничная». После этого много воды утекло, и, как мы знаем из истории, много чего произошло. Но казачество существует и ныне, а говоря о кулинарных традициях Кубани нужно понимать, что они неразрывно связаны с историей этой земли – с казачьей историей.


Традиции застолья Первым делом на стол выставляется паляныца (хлеб), которая в повседневной жизни - обычная еда, а в дни праздников и торжеств - символ хлебосольства, гостеприимства, прочности семьи. Для каждого торжества выпекали свой каравай, который соответственно и оформлялся. Затем хозяйка подавала пирожки, кулебяки, сметану, кислое молоко, ряженку, коровье масло, холодные мясные и рыбные закуски


Затем подают горячие блюда: коронное блюдо кубанского стола - борщ. Он пришел в кубанскую кухню из Украины. Первоначально борщом называли похлебку из борщевика (растение семейства зонтичных с острыми пористыми листьями), а затем - первое блюдо из свеклы, капусты и помидоров. Однако эти компоненты не являются единственными в борще. Каждая хозяйка варит борщ по своему, добавляя в него мясо, сало, чеснок и еще массу всевозможных продуктов. У каждой хозяйки борщ был неповторимым: даже у матери и дочери они были не похожи друг на друга. Блюдо это стало настолько популярным на Кубани, что его стали кушать чуть ли не три раза в день.


Любили казаки и мясо. Характерным для кубанской кухни было приготовление крупных кусков мяса, домашней птицы, фаршированной яблоками или сухофруктами. Кроме мяса подавали ещё и каши, лапшу. Из покон веков любимым кушаньем на Кубани была каша, приготовленная из гарбуза (тыквы). Ее так и называли гарбузянная каша. Обычно такую кашу варили сладкую. А как полюбили казаки украинские вареники с сыром, с вишнями, с капустой! Чтобы накормить большую семью варениками, хозяюшке нужно было иметь сноровку. Любили казаки и блинчики. Они никогда не надоедают, ведь есть тысячи начинок для блинчиков: с печенью, рисом, творогом, икрой, черносливом:. Блинчики могут быть сладкими, постными, из гречневой или кукурузной муки. Блинами отмечали Масленицу, их ставили на повседневный стол. Любили казаки и мясо. Характерным для кубанской кухни было приготовление крупных кусков мяса, домашней птицы, фаршированной яблоками или сухофруктами. Кроме мяса подавали ещё и каши, лапшу. Из покон веков любимым кушаньем на Кубани была каша, приготовленная из гарбуза (тыквы). Ее так и называли гарбузянная каша. Обычно такую кашу варили сладкую. А как полюбили казаки украинские вареники с сыром, с вишнями, с капустой! Чтобы накормить большую семью варениками, хозяюшке нужно было иметь сноровку. Любили казаки и блинчики. Они никогда не надоедают, ведь есть тысячи начинок для блинчиков: с печенью, рисом, творогом, икрой, черносливом:. Блинчики могут быть сладкими, постными, из гречневой или кукурузной муки. Блинами отмечали Масленицу, их ставили на повседневный стол.


Обязательно к обеду на стол выставлялась бутыль с квасом. Каких только рецептов его изготовления не знали казачки: и свекольный, и хлебный, и яблочный! Нельзя так же представить себе кубанскую кухню, кубанское застолье без хорошего местного вина. Обязательно к обеду на стол выставлялась бутыль с квасом. Каких только рецептов его изготовления не знали казачки: и свекольный, и хлебный, и яблочный! Нельзя так же представить себе кубанскую кухню, кубанское застолье без хорошего местного вина.


Такой вкусный обед могла приготовить только та стряпуха, которая выполняла эту работу с любовью и с желанием, в чистоте и порядке и содержала свое рабочее место – кухню. Такой вкусный обед могла приготовить только та стряпуха, которая выполняла эту работу с любовью и с желанием, в чистоте и порядке и содержала свое рабочее место – кухню.