Создает почву. Конспект ОД в подготовительной группе «Почва — живая земля. Кто создаёт почву? Чем опилки отличаются от травы, а щепа от соломы

МБДОУ д/с №8 ___________________________________________________________________

Конспект открытого НОД в старшей группе

на тему: «Почва-живая земля. Кто создаёт почву?»

Подготовила: воспитатель

Вурдиханова Татьяна Рамазановна.

г.Махачкала 2017г.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ : ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

Задачи:

1) познавательно-исследовательские

Формировать у детей представление о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми ее свойствами.

Упражнять в умении анализировать;

Формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

2) речевые

Активизировать словарь за счет слов: плодородная, воздухопроницаемая, водопроницаемая, перегной, примеси;

3)коммуникативные:

Формировать коммуникативные навыки, воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь.

4) двигательные:

давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка., работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим»,

5) восприятие фольклора: пословиц о земле.

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к повести Э. Н. Усперского "Дядя Федор кот и пес". Просмотр презентации «Почва».

Оборудование и материалы: схема-плакат «состав почвы»;,схема-плакат "почва-взаимосвязь с окружающим""; для опытов: образцы почвы(песчаной,глинистой,плодородной,чернозем), стаканы с водой, лупы, ложки,салфетки; пословицы, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

Методические приёмы:

вопросы к детям;

экспериментирование;

исследование;

использование физкультминутки

Предварительная работа:

наблюдения на прогулке за почвой;

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент:

(Воспитатель приглашает детей в круг.)

Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Придумано кем_то просто и мудро:

при встрече здороваться:"доброе утро!"

доброе утро солнцу и звездам

доброе утро улыбчивым лицам.

и каждый становиться добрым,улыбчивым.

пусть доброе утро длиться до вечера.

Мотивационно-ориентировочный этап:

Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо). Ребята, это письмо из Простоквашино от Дяди Федора. Он пишет, что у них возникли проблемы. Матроскин с Шариком посадили овощи, но урожай не везде вырос удачный. Дядя Федор просит нас разобраться, почему так получилось . Хотите ему помочь?

Поисковый этап:как мы можем помочь ему.Давайте порассуждаем.

где растут овощи(ответы детей).

Что же такое земля?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Конечно же, вы правы, слово земля имеет много значений – это и название нашей планеты,на которой живем,плодородный слой на нашей планете.мы с вами будем говорить о земле на которой все растет,о земле -матушке нашей кормилице.земля-какое это емкое слово!земля- кормилица,Земля-поилица,родная мать -Земля.так уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название-

Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.

Вы спросите зачем?

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.

Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.

Кто из вас видел как осенью с деревьев опадают листья?

А куда они потом деваются? (ответы детей)

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

Ребята, для того, чтобы сделать описание почвы, нужно провести опыты. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями.

Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.) Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте пройдем в лабораторию и сядем за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу.

(Дети подходят к столам. На столах стоят мисочки с землей, стаканчики с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканчики,

Практический этап:

У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей) .

дети рассматривают внешний вид почвы и дают описание. Что нужно сделать, чтобы описать внешний вид почвы? (Понюхать, рассмотреть, потрогать).

ОПЫТ 1:

нам нужно узнать, есть ли в почве воздух? Как мы можем это сделать? Находиться он между комками и комочками почвы в свободных местах. И чтобы доказать вам это – сделаем опыт. : Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы.Если в ней есть воздух,то мы увидим пузырьки,которые будут подниматься на верх.

Какой вывод можно сделать исходя из результата опыта? (в почве есть воздух необходимый для жизни растения.) Им дышат многие животные подземного мира

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения .

Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Наберем немного почвы в пробирку и нагреем, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. КРОТ,ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ , МУРАВЬИ,ПОЛЕВАЯ МЫШЬ (ПОЛЕВКА),МЕДВЕДКА .

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы!

Дети приглашаются на свои места. А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у плаката.

В какой почве растения растут лучше всего? Почему?

Ответы детей.

Чернозем содержит много полезных питательных веществ. На нем растения лучше всего растут и развиваются.

Педагог подводит итог занятия.

Ребята, на какой же почве нужно выращивать урожай? Что мы напишем Дяде Федору?

Ответы детей.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Рефлексивно-оценочный этап:

После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью таблицы сиквейн.

1- «почва»,

2-как вы можете описать почву? (плодородная, сыпучая.

3-Что делает,.-пропускает и удерживает, питает.)

4-Где нет земли, там нет травы.

5- почва-это жизнь.

Дорогие ребята, вы хорошо потрудились, помогли Дяде Федору, выяснили из чего состоит наша земля, что она плодородна и она дарит вам сюрприз-целую корзину душистых,спелых,румяных яблок,за то,что вы заботитесь о ней,и она любит вас.


Экология потребления. Усадьба: Плодородная почва делается настолько просто, что в эту простоту очень трудно поверить, поэтому мы всё ещё ищем волшебное удобрение...

Сейчас для большинства людей плодородная почва – это утопия. Чисто потребительский подход к выращиванию растений разрушает плодородный слой почвы. Большинство агрономов думают, что плодородная почва – это земля определённого химического состава. Такое представление в корне не верно, и именно оно приводит к разрушению почвы.

Всем известно, что плодородный слой у почвы сравнительно небольшой, и находится на поверхности земли . Если выкопать в земле двухметровую яму, то видно невооружённым глазом, что плодородной почвы на её дне нет, хотя если предположить, что плодородие почвы определяется её химическим составом, то на такой глубине она наоборот должна быть более плодородной, т.к. растения сюда не добираются.


Также всем известно, что для нормального развития растений почва, в которой они растут должна быть рыхлой . Здесь нас АГРОНОМЫ ОПЯТЬ ЗАВЕЛИ НЕ ТУДА и сказали, что для этого нужно её регулярно перекапывать. Перекапывая почву, мы сначала делаем из неё землю, потом песок и, наконец, пыль. А потом всем этим дышим.

Ещё одна ошибка – то, как мы высаживаем растения . Разные растения потребляют и производят разные микроэлементы. Если на грядке вперемешку растут разные растения, то они работают друг на друга и практически не требуют за собой ухода. А если всю грядку заполняют растения одного вида, то они начинают бороться между собой за место под солнцем. В результате от недостатка микроэлементов мы получаем больные растения. Пытаемся вылечить их химией, опять же по совету агрономов, и вступаем в ПОРОЧНЫЙ КРУГ.

Так что же, нам всем идти бить агрономов за то, что они дают нам ложную информацию? Можно конечно и сходить, но проблемы это не решит. Более разумное действие – самим разобраться, чем определяется плодородие почвы. Оно того стоит – если нам удастся скопировать поведение Природы – ведь сейчас только она делает почву плодородной, то больше не нужно будет гнуть спину в огороде – там будет всё расти само . Заманчиво? Идём дальше.

ПЛОДОРОДНАЯ ПОЧВА - ЭТО ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ , а не просто набор химических элементов. То, что она содержит множество микроэлементов – это побочный эффект её «живизны». Для того, чтобы повысить плодородие почвы нужно повысить её «живизну», а в живую почву необходимые микроэлементы приходят сами. Не верится? Никакой мистики здесь нет, а есть только точные законы Природы.

Во-первых, плодородная почва – это не земля . Земля – неотъемлемая её часть, но это только каркас, на котором образуется плодородный слой.

Сначала разберёмся, как сделать почву рыхлой . Это просто – нужно несколько раз подряд высадить в неё однолетние растения с длинными корнями . Когда их длинные корни отомрут, останутся ходы, за счёт которых почва будет рыхлой.

Теперь разберёмся, где взяться микроэлементам , которые нужны растениям. Здесь тоже проблем нет – нужно просто не оставлять грядки голыми под палящими лучами солнца . Частично выполоть сорняки, а частично оставить, причём выполотые сорняки бросить здесь же на грядку. Плюс высаживать растения вперемешку друг с другом, а не отдельными грядками.

Последняя проблема – где взять воду . Вы наверно удивитесь, но и здесь проблемы тоже нет. Нужно всего лишь обложить всходы наших растений пятнадцатисантиметровым слоем соломы, листвы или хвои . Этот слой называется МУЛЬЧА .

Большинство людей, которые пользуются мульчей, думают, что она только сохраняет влагу. На самом деле она влагу ещё и производит. Вверху и внизу мульчи температура воздуха разная, за счёт этой разницы на мульче выпадает роса, так необходимая для растений.

Роса выпадает не только в мульче, но и в ходах, которые оставили корни старых растений, т.е. однолетние растения с длинными корнями несут двойную пользу.

Вот и вся техника плодородия почвы. Как видите, НИЧЕГО СЛОЖНОГО ЗДЕСЬ НЕТ. Плодородная почва делается настолько просто, что в эту простоту очень трудно поверить, поэтому мы всё ещё ищем волшебное удобрение, которое сделает нашу почву плодородной. Но истина в том, что такого удобрения нет и быть не может. опубликовано

Какая почва в вашем саду, на огороде? Ведь качество плодов и овощей зависит от состава и структуры почвы. Оказывается, и земля требует питания, своевременной подготовки для усвоения его, улучшения воздушного и водного режима.

Какая почва в вашем саду, на огороде? Ведь качество плодов и овощей зависит от состава и структуры почвы. Оказывается, и земля требует питания, своевременной подготовки для усвоения его, улучшения воздушного и водного режима.

Что же оздоравливает почву, делает ее плодородной? Весь верхний слой почвы (до 3 см) населен микроорганизмами, бактериями, полезной плесенью. При слишком глубокой перекопке с перевалом верхнего слоя вниз мы нарушаем жизнь этих микроорганизмов и лишаем корни культурных растений доступной формы различных элементов. Значит, усвоим правило: глубоко не пахать, не копать, верхний слой не углублять. Для того чтобы живой мир в почве не исчезал, нужно «подкармливать» его органикой. Осенью разбрасывают навоз, перегной, компост и заправляют в почву на глубину до 15 см и мельче.

А если нет навоза, тогда, простой соломы, травы, вернее, сухого сена, чтобы сильно не закисала почва. В междурядьях, около кустов ягодников, в приствольных кругах выкапывают канавки, бороздки, ямки глубиной до 12 см, укладывают в них рубленую солому, сенную труху, размельченную кору деревьев, опилки, стружки поливают болтушкой (1 кг полупревшего соломистого навоза, компоста на 1 ведро воды). Можно посыпать биогумусом. Биогумус поможет оздоровить почву в саду и огороде, обеспечить ее биологическим удобрением , которое содержит богатейшую флору бактерий, микроорганизмов.

Начинающие садоводы совершенно не следят за живым миром в почве, на многих, особенно новых участках, нет в земле даже дождевых червей. Нельзя откладывать до осени эту работу. Небольшое количество перегноя, биогумуса и по строгой норме минеральные удобрения нужно заложить и неглубоко заправить сейчас, после оттаивания земли.

Этот невидимый, очень сложный и благодатный мир в почве создается и живет тогда, когда земля рыхлая, пронизана воздухом, кислородом. Весной талые воды уплотняют бедные, лишенные органики, слои земли, затем она покрывается плотной коркой, и жизнь в такой почве замирает. Своевременное рыхление поможет обогатить землю кислородом и микромир заработает на пользу растениям. Чтобы не превратить почву в мертвый субстрат, почаще заносите на участок вместе с перегноем дождевых червей, мульчируйте в грядках разной органикой, не жгите прямо на земле костры, все здоровые растительные остатки не выносите с участка, а заправляйте неглубоко в землю.

На скорость роста и форму дерева может оказывать влияние структура почвы, например, на тяжелой глинистой земле крона у деревьев поникает, медленнее развивается. На такой почве корням не хватает кислорода. Полезно в междурядьях и даже в приствольном кругу сеять горох, гречиху, фасоль, люпин и другие травы. Их корни улучшают воздухопроницаемость к корням плодовых деревьев. Весной деревьям будет легче перенести талые воды.

Чернозем, чернозем, плодородие... А усыхает в камень. Один год после мульчирования сеном была очень рыхлой весной, но с мульчей - напряженка.

Чем можно разрыхлить? Некоторые советуют добавить песок и торф. Не знаю, как песок, а вот торф... Почва и так кислая, зачем добровольно ее закислять дополнительно?

Прочитала еще советы:

Высокая плотность почвы может быть вызвана повышенным содержанием натрия. Поэтому, прежде всего, необходимо исключить жидкие гуматные удобрения, в которых содержится натрий. Увеличить рыхлость почвы поможет добавление компоста или навоза, известняковой муки или торфа.

Чтобы сделать грунт рыхлым, я бы внес машину шелухи подсолнуха, а если вы хотите иметь обеднённую и кислую почву, то вносите песок и торф.

- "Осенью засеваешь рожь, весной как можно позже перекапываешь и всё." Ну, ко ржи я отношусь настроженно, но вообще сидераты должны помочь. Хотя - большое обсуждение сидератов и приносят ли они пользу

Неплохо помогает (если если такая возможность) завоз пары машин перегноя, добавление гречишной шелухи, добавление опилок и песка в землю. Одна моя знакомая делает так - после прополки сорняков закапывает их по дорожкам, а на следующий год делает на них грядки.

Используют торф, компост или перепревший навоз, хорошо ещё добавить золу или известь. Всё это раскладываете на будущей грядке и аккуратно перекапываете лопатой, а потом ещё раз протряхиваете всё вилами. И всё. Осенью, после уборки супер-урожая, в грядку можно добавить ещё торфа и золы и опять аккуратно перетрясти почву вилами, выбирая всякий мусор. Весной останется только порыхлить вилами и можно опять сажать.

Перегной, мульча, сидераты, раст. остатки через измельчитель. Земля как пух стала.

На грядки вносил всё: песок. навоз, торф, золу, компост, листву, хвою сосновую, траву скошенную. Поливал биопрепаратом «Возрождение». В результате многолетних усилий на грядках появилась почва вместо глины. В последние годы применяю ещё один метод: комки глины просто выношу с грядки и сваливаю за пределами участка в отвал.

Местные горячие головы привозили на картофельные гряды по самосвалу древесных опилок. Гряду перекапывали с опилками. После этого урожай картофеля 3 года был вообще никакой.

На применение древесных опилок решился прошлой весной. Сделал как рекомендуют спецы: в древесные опилки внёс минеральные удобрения: много азотных и мало фосфорных и калийных. Снижение урожая картофеля на этих 2 экспериментальных грядках было весьма ощутимым: примерно в 2 раза. В этом сезоне началось восстановление урожайности этих 2 грядок.

[ Я опилки замачивала в растворе мочевины и укладывала на дорожки. Осенью все рыхлилось, грядки намечались по-новому]

Для повышения плодородия [на глине] сделал бы так (подготовка грядок) снял верхний слой плодородной почвы до глины, полил глину настоем компоста, навоза, и добавил в него пекарских дрожжей из расчета 20гр на ведро воды.+треть стакана варенья. Получилось "озеро" , тогда беру лом и проделываю углубления в глине на расстоянии 10-15 см друг от друга. И получаем - дрожжи попадая в глину начинают рыхлить глину выделяя углекислоту,а образованные полости заполняет питательная среда разведенной органики. И так получаем более структурированную почву

Со своей почвой [гранит и гранитный отсев +8 КАМаЗов чернозема] (на песчаной такая же технология) делаю аналогичные "озера" только вместо дрожжей добавляю клестер (готовлю из муки)

А по поводу урожая картофеля - любит тепло, длинный световой день, рыхлую почву богатую калием. (в картофельной ботве 30-40% калия)

Если в качестве рыхлильщиков пригласить земляных червячков, они почти бесплатно поработают. Ну только пищевых отходов, травы да можно немножко навозу. У меня поработали.

Книга "Безумие пахаря" про окультуривание такого участка

В одном из романов Жюля Верна описывается, как герои оказались на необитаемом острове, практически лишенном какой-либо растительности. И они смогли на нем выжить и даже развести огороды, снабжавшие их зеленью и самыми разными овощами. И это при условии, что почвы на острове изначально, по сути, не было. Как им это удалось? Помогли водоросли и пепел, из которых и была создана плодороднейшая почва. Правда, стоит также отметить, что ко всему прочему у жюльверновских робинзонов был еще и целый набор лучших семян, а также необходимые орудия труда (как, собственно, обычно и бывает в подобных романах).

Все это я веду к тому, что многие начинающие садоводы и огородники оказываются примерно в сходных условиях, ведь семена и инструмент купить – не проблема, а вот с почвой сложнее. В большинстве случаев, если, конечно, у вас не дом в деревне, где столетиями вносился навоз, то, что в наших садах-огородах понимается под почвой – в реальности почвой назвать сложно. В лучшем случае – это дерново-подзолистая и вдобавок еще и кислая почва , на которой не будет расти даже мокрица (про огурцы, понятно, даже и речи нет). Все дело в том, что под садоводческие товарищества принято было отводить так называемые неудобья . Они чаще всего представляли собой болота или скалистые участки, практически лишенные почвы и в лучшем случае покрытые 3-4 сантиметровым подзолом – чуть ли не самым бесплодной из существующих почв. Если речь идет о болоте , то тут я ничего хорошего сказать не могу, так как, на мой взгляд, на болоте вообще перспективы никакой, ведь даже облагородив почву, избавиться от отрицательного влияния высокого уровня вод и более низких температур со всеми вытекающими последствиями невозможно. А вот если вам достался участок с дерном, слегка покрывающим обычные скалы (при прочих плюсах в виде экологически чистого района и хорошей освещенности), то при желании его вполне реально превратить в маленький сказочный садик-огородик с наиплодороднейшей почвой. По крайней мере, на моем участке это случилось именно так, хотя, конечно, на это ушли годы и годы каторжного труда.

Два пути создания почвы

Как известно, самыми лучшими считаются черноземные почвы , которые обладают естественным высоким плодородием, ведь на черноземе все растет как «на дрожжах». У нас, на Урале, к сожалению, таких почв не найти – их просто нет в природе. Здесь преобладают торфяные или дерново-подзолистые почвы , которые без окультуривания совершенно непригодные для выращивания овощных культур.

Поэтому первой и основной задачей в таком случае встает задача – сформировать на своих сотках достаточный для развития растений пахотный слой . Иными словами, создать плодородную землю практически из ничего. Одни прибегают к наиболее простому способу – привозят готовый грунт , что сейчас не так и сложно, так как аграрные предприятия продают желающим отслуживший свое грунт из промышленных теплиц. Но, с одной стороны, много ли привезешь, а с другой – в какие суммы это выльется? Однако финансовые затраты не идут ни в какое сравнение с тем, на какие затраты вам потом придется пойти, чтобы избавиться от последствий столь необдуманных действий. Поверьте, привезенный грунт, несмотря на то, что он, кажется, такой черный и рассыпчатый, не представляет для вас особой ценности. Более того, он может быть даже вредным, так как с такой землей могут прийти на участок целые полчища вредителей и возбудителей заболеваний, которые заставят вас в одночасье узнать все отрицательные прелести садово-огородной жизни.

Гораздо разумнее пойти другим путем – попытаться самим создать почву , внося повышенные дозы органических и минеральных удобрений параллельно с известкованием почвы. Правда, если почвы практически нет, то даже на один навоз, сдобренный минеральными удобрениями и известью, растения, конечно, не посадишь. Да и завести такое количество навоза (или куриного помета) совершенно нереально. Кроме того, сам по себе навоз не так уж быстро перегнивает, а для ускорения этого процесса, как и для получения рыхлой по своей структуре почвы он требует добавления других видов органики.

Быстрый способ формирования плодородного слоя

Именно в таких же условиях много лет назад оказалась и я. Завозить почву я не стала, догадываясь о возможных последствиях такого решения. Выход был один: получить гумусный слой за счет огромной массы растительных остатков, смешанных с ограниченным количеством навоза и извести. В качестве растительных остатков в дело может пойти абсолютно все – измельченная кора, опилки, тонкие ветки кустарников, использованные веники, солома, скошенная трава, листовой опад, камыши и кухонные отходы.

При этом, если вспомнить классические трактаты по овощеводству, все подобные отходы рекомендуется предварительно компостировать . Как известно, качественный компост получают за три года. Для реализации этого процесса обычно принято иметь три компостные кучи с разными сроками закладки отходов. Эти кучи периодически следует перелопачивать и увлажнять, и, наконец, по истечении третьего года можно приступить к использованию компоста из первой кучи.

Правда, сейчас этот процесс можно ускорить, так как в продаже появились ускорители компостирования. В результате, как обещает их инструкция, компост можно получить всего лишь за один год. Однако ждать три года (в то время ускорителей компостирования не было) я не хотела и не могла, потому что урожай, как и всем начинающим садоводам, хотелось иметь сразу. Поэтому я полностью отказалась от традиционного компостирования растительных остатков и до сих пор не жалею об этом. И смогла в итоге получить требуемый плодородный почвенный грунт. Причем уже с самого начала я имела небольшой, но верный урожай овощных и зеленных культур. А помогли в этом высокие гряды в двух вариантах: обычные вытянутые (то есть напоминающие обычные гряды) и небольшие круглые (мое личное изобретение).

Высокие (холмиковые) гряды

Метод высоких гряд – это один из вариантов быстрого формирования грунта , который подойдет для выращивания капусты, зеленных культур (укропа, салата, листовой петрушки, лука на перо) и репчатого лука из севка. Все названные растения можно даже при минимальном количестве имеющейся почвы вырастить на высоких грядах, сформированных прямо на дерне. А в результате к осени вы сможете не только получить некоторый урожай, дающий вам полное право называть себя садоводом, но и столь недостающую на участке почву.

Теоретически высокие гряды бывают двух типов: с бортиками и без них – так называемые «холмиковые» грядки. На первых этапах освоения участка возможен лишь второй вариант, так как даже при наличии досок постоянные гряды формировать нельзя, ведь участок еще не выровнен, да и времени на обустройство бортиков просто нет. Поэтому прямо на дерн слоями сложите любые имеющиеся древесные отходы: измельченные ветки, щепки, кору. Далее уложите слои листьев, извести, скошенной травы, навоза и опилок. Желательно добавить и слой торфа. Сверху все опять надо присыпать слоем листьев и извести, добавить горсть полного минерального удобрения. Затем идет последний слой – слой почвы, если она у вас имеется в достаточном количестве. Если же нет, то делаются ямки или рядки (в зависимости от культуры). Естественно, приведенный вариант – не догма, и состав холмиковой грядки может изменяться в зависимости от имеющейся в настоящий момент органики. Возможно использование в ее составе прудового или речного ила, водорослей, соломы, рубленого камыша, коры и прочей органики. Возможно формирование высоких гряд лишь на основе одних листьев, сдобренных минеральными удобрениями и известью. Правда, следует учитывать, что опавшие листья содержат крайне мало питательных веществ. Поэтому в данном варианте еще более актуальными становятся еженедельные подкормки посаженных культур органическими удобрениями интенсивного действия («Исполин», «Кормилец», «Идеал» и др.).

В любом случае после окончательной подготовки гряд потребуется небольшое количество почвы или для заполнения лунок при посадке рассады капусты или же для заполнения рядков при посадке зеленных культур и лука. Затем гряды интенсивно увлажняются и на них высеваются зеленные (укроп, салат, листовая петрушка) или высаживается рассада капусты, лук на перо и лук из севка. При дальнейшем уходе стоит иметь в виду, что высокие гряды быстро пересыхают, поэтому к поливам нужно отнестись с большим вниманием.

Круглые мини-грядки

Данный вариант мини-грядок , которые также можно сформировать прямо на слое дерна, идеально подойдет для выращивания тыкв и кабачков. Каждая грядка формируется из ведра дерна, ведра навоза, нескольких горстей опилок – нижним слоем пойдет нетронутый дерн, затем навоз. В навозе делаете углубление в виде большой лунки и все густо посыпаете опилками. Затем в лунку насыпаете полведра лесной земли или почвы с участка и сдабриваете горстью комплексного удобрения.

Такие грядки размещаются на некотором расстоянии друг от друга так, чтобы растениям было достаточно свободно. Затем все они поливаются водой и укрываются пленкой (каждая куча своим куском пленки). Пленку надо тщательно придавить камнями, чтобы не сдувал ветер. В середине грядки-кучи в пленке нужно прорезать круглое отверстие, в которое после высадите одно растение кабачка или тыквы. Могу гарантировать, если все сделаете правильно, уже в первый год будет неплохой урожай. Правда, подкармливать кабачки и тыквы придется несколько раз за сезон комплексными удобрениями и золой, а также поливать по мере необходимости.

К осени дерн под кучами в большинстве случаев перегнивает, значит, вскапывать его уже будет значительно легче. К тому же у вас уже образуется и некоторый слой почвы за счет перегнивших куч и перепревшего дерна.

Что делать в первую осень

Если ваш участок представляет довольно ровную поверхность, то вам повезло. В этом случае, разрушив импровизированные гряды и выровняв граблями поверхность, можно будет приступать к обычной перекопке. А здесь уже никаких особенных нюансов нет: копаете, убираете выступающие камни и корни явно не желающих сгнивать многолетних сорняков. А затем, учитывая, что слой почвы у вас еще совсем невелик, опять формируете все те же высокие гряды – вполне возможно, что уже большую часть из них удастся разместить на постоянном месте.

Если ваш участок на холме, то все будет гораздо сложнее: вам придется подумать о террасах и создать опорные стенки для намеченных террас. На первое время можно возвести временные опорные стенки с сухой кладкой из обычных, вытащенных в процессе перекопки камней. После этого на каждой из террас надо разровнять почву, разрушив грядки, а затем провести обычную перекопку. И затем вновь сформировать высокие гряды для посадок следующего сезона, но уже на террасах.

Кроме того, осенью желательно подготовить посадочные площади для смородины, крыжовника и малины. Для этого во вскопанном плодородном слое нужно вырыть ямы – они должны быть небольшими (до скального грунта или глины), а поверх них насыпать холмы по принципу холмиковых гряд. В верхнюю часть холмов нужно будет внести хотя бы полведра нормальной почвы. Следующей весной в центр каждого из холмов вы сможете высадить приобретенные растения – осенью высаживать их не стоит, так как на холмиках кустики могут зимой замерзнуть. В течение следующего лета вам придется подумать о заполнении пока пустого пространства между холмиками с ягодниками появляющейся органикой, чтобы к осени кустики располагались уже не на холмиках, а на ровной поверхности. Тогда следующей зимой растения уже не замерзнут, а когда корни кустарников выйдут за пределы изначально сформированных холмов, их там уже будет ожидать плодородная почва, успевшая сформироваться из заложенной органики.