Тест на определение игровой зависимости. Как выявить зависимость от компьютерных технологий у подростков. Вы и творчество

В XXI веке игромания особо актуальна в связи с технологичностью, распространенностью и доступностью азартных игр. Наравне с алкоголизмом, наркоманией и другими аддикциями, игровая зависимость широко распространена в мире среди людей разного возраста, пола, социально-экономического статуса и других признаков. Со временем это увлечение может привести к серьезным проблемам в социальной, профессиональной, материальной и психической сферах.

Характеристика расстройства

Игровая зависимость официально признана психическим нарушением и внесена в список расстройств личности Международной классификацией болезней (МКБ-10) под шифром F 63.0. Вариантами игромании могут выступать понятия «гемблинг» и «лудомания».

Гемблинг - это влечение к азартной игре с целью получения выигрыша, т. е. материальных благ. Победа в основном зависит не от умения игрока, а от случая: стремление к совершению ставок на тотализаторе, участию в лотереях или игре в казино. В этом случае игрок получает удовольствие не от процесса игры, а от выигрыша или его предвкушения.

Лудомания представляет собой зависимость от игровой деятельности по причине эмоциональной вовлеченности. Зависимый выбирает такой способ жизни, поскольку нахождение в виртуальном мире ему нравится больше, чем в реальном. Ярким примером выступает зависимость от онлайн-игр. В данном варианте игрок наслаждается не исходом, а самим процессом игры.

Несмотря на некоторые отличия в этих понятиях, они часто используются как синонимы.

Признаки игромана

Лудомана можно выявить с помощью нескольких основополагающих признаков:

  • Отсутствие критики к своему состоянию. У страдающего этим расстройством нет возможности контролировать свой азарт. Патологическое увлечение управляет им. Даже после многочисленных поражений настоящий лудоман не перестает верить в фантомную победу. В навязчивом стремлении отыграться он тратит те средства, которые не были предназначены для игры - деньги на оплату счетов, сбережения и т. д.
  • Деформация личности. Со временем игрок становится вспыльчивым и срывается на тех, кто не верит в будущую грандиозную победу, которая сулит сказочное богатство. Интересы становятся очень узкими, поэтому лудоман может по нескольку дней не бывать дома, находясь в зале игровых автоматов или казино и игнорируя звонки родных и близких. Лудомания поглощает человека и отвлекает его от остального мира.
  • Изменения на поведенческом уровне. Сначала больной перестает за собой ухаживать, разрабатывает «гениальные» стратегии выигрыша, постоянно где-то пропадает, увлеченно рассказывает о своем новом хобби, уверяет всех своих знакомых в том, что скоро станет очень богатым и т. д. Впоследствии это может превратиться в аморальное и противозаконное поведение: вымогательство и кража денег с целью отыграться, физическое устранение игровых автоматов, скандалы с администрацией игорных домов с требованием вернуть проигранные деньги и т. п.

Вариантов дальнейшего развития событий только два. Пессимистичный вариант - лудомания превращает человека в зависимого, который теряет работу, семью и все деньги, но зато обретает колоссальные долги, недоброжелателей в виде кредиторов, проблемы с законом и психическим здоровьем.

Оптимистичный вариант - по своей инициативе или по наставлению близких игроман заставляет себя обратиться за помощью к специалисту.

Варианты тестов

Тест на лудоманию - это диагностический критерий, который позволяет выявить отдельные признаки лудомании или их комплекс, выразив их в количественном и качественном соотношении. Определение наличия зависимости - первый шаг к правильному лечению.

Методика психологической диагностики представлена в виде текстового опросника и может проводиться посредством интервьюирования. Анализ результатов позволяет установить наличие или отсутствие склонности испытуемого к игровой зависимости.

Шкала ложных пари

Этот тест является самым быстрым в прохождении и включает в себя всего 2 вопроса :

  • Возникало ли у вас желание ставить на игровой кон все больше и больше денег?
  • Вы когда-нибудь врали своим близким по поводу того, как много денег тратите на игру?

Преимущество этой методики в том, что друзья или близкие больного могут незаметно для него диагностировать игроманию. Хотя бы один утвердительный ответ свидетельствует о наличии склонности к гемблингу.

CPGI

Канадский показатель проблемного гемблинга (CPGI) представляет собой еще один скрининговый метод диагностики игровой зависимости. Он включает в себя 9 вопросов:

  • Вы когда-нибудь ставили на кон гораздо больше, чем могли себе позволить?
  • На протяжении последнего года вам приходится играть на большую сумму, чем раньше, чтобы удовлетворить свой азарт?
  • Часто ли вы возвращаетесь к игре только ради того, чтобы отыграться и вернуть свои деньги?
  • Вы когда-либо одалживали большие суммы или продавали имущество только ради того, чтобы вернуться к игре?
  • У вас возникало ощущение того, что азартные игры могут привести к серьезным проблемам?
  • Азартные игры являются причиной возникновения у вас стресса, тревоги или разного рода беспокойств?
  • Ваши друзья и родные негативно относятся к вашему азартному увлечению?
  • Азартные игры являются причиной финансовых проблем у вас или у ваших близких?
  • Возникало ли у вас чувство вины из-за этого увлечения или чувств, которые вы испытываете во время игры?

На вопросы можно ответить одним из четырех вариантов ответа:

  • никогда;
  • иногда;
  • чаще всего да;
  • почти всегда.

После ответов на вопросы респондент попадает в одну из групп: игроки без аддикции, личности, склонные к гемблингу, лица с начальными признаками игромании и явные лудоманы.

MAGS

Массачусетский опросник увлечения азартными играми (MAGS). Это профессиональный тест, который используют в своей практике психологи-диагносты. Методика состоит из 31 вопроса, на каждый из которых нужно ответить «да» или «нет»:

  • Вы когда-нибудь увлекались играми на азарт?
  • Вы когда-либо начинали игру или ставили больше денег на кон из-за психологического давления извне?
  • Вы уделяете этому занятию больше, чем остальные люди?
  • Как вам кажется, то сколько времени вы проводите за игрой - это нормально?
  • Ваши близкие считают, что у вас нет игровой зависимости?
  • Было ли у вас чувство, что кто-то или что-то заставляет вас продолжить игру, даже когда соответствующего желания уже нет?
  • Азартные игры являлись источником вашего чувства вины?
  • Ваши близкие не одобряют вашего азартного увлечения?
  • У вас есть желание прекратить играть, тратить на это меньше времени или денег?
  • Вы можете перестать заниматься этим, если захотите?
  • У вас были проблемы во взаимоотношениях с друзьями или родными из-за игры?
  • У вас возникали неприятности на учебе/работе из-за этого увлечения?
  • В последнее время вы менее ответственно относитесь к своим рабочим/учебным делам из-за игры?

  • Вы когда-нибудь обращались к кому-либо за материальной помощью, чтобы продолжить играть?
  • Азартные игры являлись источником ваших проблем с законом?
  • Возникали ли у вас навязчивые мысли, как и где достать деньги на игру?
  • Были ли такие мысли на протяжении последнего года?
  • Для удовлетворения вашего азарта приходится ставить на кон все больше и больше денег?
  • Вы осознавали, что количество времени, отведенного на игру, приходится увеличивать, чтобы не терять азарт?
  • Вы становились нервозным или раздраженным, если приходилось уменьшить время за игрой?
  • Благодаря игре вы вытесняете свои негативные переживания?
  • Вы играете, чтобы не думать о своих личностных проблемах?
  • Проиграв, вы тут же пытаетесь отыграться?
  • Для того чтобы достать деньги на игру, вам приходилось идти на преступление?
  • Вам угрожали увольнением с работы, отчислением с места учебы или разрывом отношений из-за вашего азартного увлечения?
  • Приходилось ли вам занимать деньги на игру или на оплату игровых долгов?
  • У вас были попытки избавиться от этого хобби?
  • В каком возрасте вы впервые начали этим заниматься?
  • Количество полных лет.
  • Правдивость ответов (от «очень нечестно» до «очень честно»).

Большее количество вопросов и шкал свидетельствует о высокой надежности этого диагностического метода.

Тесты на игровую зависимость имеют широкое распространение в интернете, поэтому всегда можно узнать свой результат.

Считается, что взрослые работающие люди лучше умеют управляться с обилием гаджетов и не так часто впадают в компьютерную зависимость, как дети и подростки, по поводу которых весь мир уже бьет тревогу. Однако исследования не утешают: у взрослых тоже нарушается концентрация внимания от обилия электронных устройств, а многозадачность - не лучший путь справляться с работой.

Есть ли у вас интернет-зависимость? Тест

Касается ли вас, взрослого человека, проблема "цифровой" зависимости? Или неумеренное использование гаджетов - это проблема лишь детей и подростков? Давайте разберемся. Для этого ответьте на следующие вопросы.

Если вы ответили "да" на любой из этих вопросов, то вы среди миллионов людей, которых захлестнули технологии. Можно ли научиться их укрощать, чтобы главными были вы, а они находились у вас на службе? Здесь самое время вспомнить о явлении многозадачности.

Многозадачность: плюсы и минусы

Выигрываем мы или проигрываем в результате присутствия множества технологий в нашей жизни? Удается ли нам делать больше? Одни исследователи считают, что различные способы стимуляции мозга могут способствовать творческому мышлению и открывать разум навстречу новым идеям.

Другие специалисты утверждают, что многозадачность в Интернете снижает нашу способность успешно доводить до конца каждую независимую задачу. Результаты исследования, проводившегося в Университете Пьера и Марии Кюри в Париже, показали, что часть человеческого мозга, известная как медиальная префронтальная кора, по сути делится надвое, когда сталкивается более чем с одной задачей одновременно. Подкиньте мозгу более двух задач, и он будет сбит с толку.

По сообщению газеты New York Times, среднестатистический компьютерный пользователь просматривает 40 веб-сайтов в день и переключается между программами до 36 раз в час.

Согласно исследованию, проводившемуся в Стэнфордском университете, основная проблема людей, злоупотребляющих многозадачностью, заключается в том, что они не умеют отфильтровывать неважные дела. Авторы исследования обнаружили, что эти люди легко отвлекаются и не способны игнорировать информацию, не относящуюся к делу (что неудивительно, если речь идет о подростках). Исследователи также обнаружили, что те, кто увлекается многозадачностью, постоянно жаждут информации, но плохо обрабатывают весь ее объем. Даже при переключении между вопросами любители многозадачности были медленнее. Намного медленнее.

К какому выводу пришли ученые? Для большинства из нас действует правило: чем больше гаджетов, тем больше мы отвлекаемся, тем менее эффективно работаем.

В ходе исследования, проводившегося Школой информатики и вычислительной техники Калифорнийского университета, обнаружилось, что в обычный день мы в среднем тратим около трех минут на любую электронную задачу или занятие. Личное неформальное взаимодействие в среднем длится четыре с половиной минуты. И куда девается время? Мы тратим его во множестве разных мест, везде понемногу.

В такой ситуации важно следить, чтобы выполняемые задачи не выходили из-под контроля, и свести их количество к минимуму. Расставьте их в порядке важности. Работайте эффективно, доводя каждую задачу до конца, вместо того чтобы позволять им накапливаться.

Помните о пределах своих возможностей и понимайте, когда многозадачность начинает пагубно влиять на вас. Честно оцените, действительно ли вы выполняете задачу или топчетесь на одном месте. Иногда лучше отложить ее и закончить позже, в более подходящее время или с помощью более подходящих средств. Вспомните, насколько эффективно заниматься одновременно только одним делом, и на время сведите многозадачность к минимуму.

Комментировать статью "Компьютерная зависимость: тест для взрослых"

Компьютерная зависимость. Психология, переходный возраст. Подростки. Во взрослом состоянии для развития этих качеств и навыков нужны мотивация и желательна квалифицированная помощь - с ней дело пойдет много эффективней.

Ограничение компьютерного и интернет времени для детей. Компьютерной зависимости у ребенка не будет, если… 5 шагов. Есть ли у ребенка компьютерная зависимость? 8 симптомов. Компьютерная зависимость: тест для взрослых.

Зависимость от компьютерных игр Активное развитие интернет технологий и глобальная информатизация привели к появлению компьютеров практически в каждой семье. Компьютерная зависимость у подростка: купили компьютер – перестал учиться.

Иными словами, работает ли это в записи, или не эффективно? Племяннице нужно к ЕГЭ готовиться, живет в Подмосковье, с репетиторами сложно. Я думала Фоксфорд ей поможет...

Зависимость есть не от смартфона, а от интернета в целом и сидения в нем за счет всего остального. И у меня пока не получается ограничивать, потому что она в том числе делает там важные дела: рисует она в компе и общается с рисующими сообществами.

ШПР и тесты. Опека. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Музыка на рабочем месте. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами.

У соседей постоянно работает узбек.Приходит на весь рабочий день- с 9 до 18.Весь день работает.Два выходных.Ему Себе бы тоже хотела такого незаметного, но эффективного.

Тема создана для обсуждения статьи 8 правил контроля над своим временем: как работать эффективнее. Советы перфекционистки: как перестать чувствовать себя загнанной.

Очень эффективно, если попадется хороший психолог. У меня несколько примеров попытки заставить 40-летнего работать и ни одного хорошего.

Для того чтобы это было эффективно, нужно 2-3 часа заниматься с нейропсихологом (3 раза в неделю ходили), плюс еще дорога до него, плюс ежедневно заниматься 20-30 минут.

продолжение про компьютерную зависимость.. Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста По результатам обсуждения я подумала вот что: Высказавшиеся правы, компьютерная зависимость - это не причина, а следствие.

3.Можете конечно работать с разными риэлторами, но лучше выбрать одного-более толкового и работоспособного, а также понимающего, что вам нужно, а не показывающего вам квартиры...

Она сработала очень эффективно и быстро, настоящий профессионал и хороший человек, светлый и добрый. только не забывайте пословицы и поговорки - они тоже реально работают.

Компьютерная зависимость. Психология, переходный возраст. Подростки. Сын, 13 лет, компьютерная зависимость, уже почти болезнь. по 11-12 часов в день. Влияния ни моего ни дедушки (папы у нас нет) уже нет, т.е. он сам выключает только когда уже видно сам одуревает.

Как эффективнее работать с психологом?. -- посиделки. Ребенок от 7 до 10. Имеет ли смысл пойти на групповые занятия (15-часовый треннинг на 15 человек) или лучше индивидуально?

Тестирование при МГУ. Нужна консультация психолога. Детская психология. А муж посчитал выводы несколько расплывчатыми. Насколько можно доверять таким тестам? Там сначала минут 40 -на компьютере, потом психолог их комментирует.

Нехимические (поведенческие) аддикции(обзор)
А.Ю. Егоров

Источник: http://narcom.ru

В обзоре, подготовленном д.м.н., профессором кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета А. Егоровым, рассматриваются различные варианты нехимических аддикций. По мнению автора, углубленное изучение нехимических аддикций должно помочь в лечении и реабилитации химически зависимых. Автор полагает, что лечение социально неприемлемой аддикции (наркомании, алкоголизма, гемблинга) во многом сводится к переводу зависимого в социально приемлемую форму аддикции (работогольной, отношений, религиозной, спортивной и т.д.).

Нехимическими называются аддикции, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не ПАВ. В западной литературе для обозначения этих видов аддиктивного поведения чаще используется термин «поведенческие аддикции».

Первую классификацию нехимических аддикций в России предложил Ц. П. Короленко (2001). Он выделил непосредственно нехимические аддикции, к которым относятся азартные игры (гэмблинг), аддикция отношений, сексуальная, любовная аддикции, аддикция избегания, работоголизм, аддикция к трате денег, ургентная аддикция, а также промежуточные аддикции, например, аддикцию к еде (переедание и голодание), характеризующиеся тем, что при этой форме задействуются непосредственно биохимические механизмы. Кроме вышеперечисленных, в настоящее время описано значительное количество других нехимческих аддикций: многообразные компьютерные зависимости или интернет-зависимости (Гоголева А. В., 2002; Войскунский А. Е., 2004; Young, 1998), аддикция упражнений (спортивная) (Murphy, 1994; Griffiths, 1997; Kjelsas et al., 2003), духовный поиск (Постнов В. В., Дереча В. А., 2004), «состояние перманентной войны» (Постнов В. В. и др., 2004), синдром Тоада, или зависимость от «веселого автовождения» (joy riding dependence) (McBride, 2000). В. Д. Менделевич (2003) рассматривает также фанатизм во всех его проявлениях (религиозный, политический, спортивный, национальный) как одну из форм аддиктивного поведения, отмечая, что любое сверхценное увлечение, при котором объект увлечения или деятельность становится определяющим вектором поведений человека, оттесняющим на второй план или полностью блокирующим любую иную деятельность, ивходит в состав аддиктивного, патохарактерологического типов девиантного поведения. Некоторые исследователи включают в число нехимических аддикций клептоманию и трихотилломанию (Lejoyeux et al., 2002; McElroy et al., 1995), которые, на наш взгляд, являются расстройствами влечений, а не болезнями аддикции.

И. Маркс (Marks, 1990) предложил следующие критерии для диагностики поведенческих (нехимических) зависимостей:

  • Побуждение к контрпродуктивной поведенческой деятельности (= тяга).
  • Нарастающее напряжение, пока деятельность не будет завершена.
  • Завершение данной деятельности немедленно, но ненадолго снимает напряжение.
  • Повторная тяга и напряжение через часы, дни или недели (= симптомы абстиненции).
  • Внешние проявления уникальны для данного синдрома аддикции.
  • Последующее существование определяется внешними и внутренними проявлениями (дисфория, тоска).
  • Гедонистичекий оттенок на ранних стадиях аддикции.

Нехимические аддикции часто сочетаются с другой психической патологией: аффективными расстройствами, обсессивно-компульсивными расстройствами, расстройствами личности, неврозами и химическими зависимостями (Менделевич В. Д., 2003; Schneider, Irons, 2001; Lejoyeux et al., 2002, и др.). Коморбидность невротических расстройств и нехимических аддикций, по мнению А. Р. Назмутдинова (2000), определяется тремя основными вариантами: невроз, манифестировавший на фоне ранее сформировавшейся аддиктивной зависимости (при наличии дополнительных патогенетических моментов, каким, например, является психотравма); длительное невротическое состояние, обусловившее своеобразный механизм психологической защиты в виде формирования аддиктивного поведения; невротические и аддиктивные расстройства, развивающиеся и протекающие параллельно, относительно изолированно друг от друга, но имеющие общие этиопатогенетические и патопластические феномены.

Рассмотрим теперь различные варианты нехимических аддикций.

1. Азартные игры (гемблинг, лудомания)

Гемблинг (патологическая склонность к азартным играм F63.0 по МКБ-10) «заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания обязанностям в этой сфере» (МКБ-10, 1994).

В последнее время проблема азартных игр приобрела исключительно важное значение в связи с повсеместным распространением денежных игровых автоматов, открытием множества казино. Все они красиво оформлены, что способствует усилению суггестивного эффекта легкой возможности выигрыша за короткое время. Игровые автоматы давно распространены во всем мире. Так, еще в 1970-х годах ХХ столетия в Англии возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счет возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США, по данным Р. Фольберг (Volberg, 1996), количество «проблемных гемблеров» - аддиктивных игроков, настолько зависимых от игровых автоматов, что их жизнь оказывается полностью подчиненной этой страсти, - достигает 5% населения. Данные других исследователей (Ladouceur et al., 1999) свидетельствуют о том, что только за первую половину 1990-х годов число проблемных гемблеров выросло в Канаде более чем на 75%.

В связи с этим многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьезной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость. Вместе с тем в литературе до сих пор не утихают споры - является ли гемблинг аддикцией или в большей степени одной из форм обсессивно-компульсивного расстройства (Blanco et al., 2001).

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся:

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.
5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко все более высокому риску.
6. Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.
7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) гемблинг возобновляется.

В американской классификации психических расстройств (DSM-IV, 1994) диагноз патологического гемблинга ставится при наличии пяти и более пунктов из раздела А и пункта раздела Б.

А.
Поглощен гемблингом, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту гемблинга, намеренно отказывается от гемблинга или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности гемблинга, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.

  • Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.
  • Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к гемблингу, играть меньше или совсем прекратить.
  • Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от гемблинга.
  • Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию).
  • Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).
  • Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в гемблинг.
  • Совершал криминальные действия - такие, как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для гемблинга.
  • Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста.
  • В ситуации отсутствия денег из-за гемблинга перекладывает решение проблем на других людей.
  • Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом.

Говоря о психологических особенностях проблемных гемблеров, большинство исследователей указывает на потерю контроля за собственным поведением, причем это касается всех вариантов гемблинга - от игры на тотализаторе до игровых автоматов (OConnor, Dickerson, 2003). Австралийские исследователи А. Бласцински и Л. Науэр (Blaszczynski, Nower, 1997) выделяют три подгруппы проблемных гемблеров: 1. с нарушением поведения; 2. эмоционально неустойчивые; 3. антисоциальные гемблеры, склонные к импульсивным поступкам, подчеркивая тем самым неоднородность группы аддиктов.

Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин эта аддикция принимает более тяжелые формы. Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них - личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1–4% случаев страсть принимает такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок - это женщина. Так, в недавнем сравнительном исследовании 70 проблемных гемблеров-мужчин и 70 гемблеров-женщин показало более прогредиентное развитие аддикции у женщин по стадиям: социальный гемблинг; интенсивный гемблинг; проблемный гемблинг. Половые различия между мужчинами и женщинами заключались также в том, что гемблингу у женщин чаще сопутствовало депрессивное расстройство, а у мужчин - алкоголизм (Tavares et al., 2003).

Следует отметить, что лица, участвующие в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими ПАВ, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для «игроков» типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.

Существуют факторы, предрасполагающие к гемблингу: неправильное воспитание в семье, участие в играх родителей, знакомых, стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.), вещизм, переоценка значения материальных ценностей, фиксированное внимание на финансовых возможностях, зависть к более богатым родственникам и знакомым, убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег (Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000). Американский исследователь А. Пастернак (Pasternak, 1997), в свою очередь, в качестве факторов риска выделяет принадлежность к национальному меньшинству, отсутствие семейного статуса, депрессию, а также различные варианты химической аддикции.

Р. Кастер (Custer, 1984) выделил три стадии развития гемблинга: стадию выигрышей; стадию проигрышей и стадию разочарования. Стадия выигрышей представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм. Для стадии проигрышей характерны: игра в одиночестве, хвастовство выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности - раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть. Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.

В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина (2003) описали развитие фаз и поведение пациентов, составляющих так называемый игровой цикл, понимание которого важно для формирования психотерапевтических задач при работе с проблемными гемблерами.

Фаза воздержания характеризуется воздержанием от игры из-за отсутствия денег, давления микросоциального окружения, подавленности, вызванной очередной игровой неудачей.

Фаза «автоматических фантазий», когда учащаются спонтанные фантазии об игре. Гемблер проигрывает в своем воображении состояние азарта и предвкушение выигрыша, вытесняет эпизоды проигрышей. Фантазии возникают спонтанно либо под влиянием косвенных стимулов.

Фаза нарастания эмоционального напряжения. В зависимости от индивидуальных особенностей возникает тоскливо-подавленное настроение, либо отмечаются раздражительность, тревога. Иногда это настроение сопровождается усилением фантазий об игре. В ряде случаев оно воспринимается пациентом как бессодержательное и даже направленное в сторону от игры и замещается повышением сексуального влечения, интеллектуальными нагрузками.

Фаза принятия решения играть. Решение приходит двумя путями. Первый из них состоит в том, что пациент под влиянием фантазий в «телеграфном стиле» планирует способ реализации своего желания. Это «очень вероятный для выигрыша», по мнению гемблера, вариант игрового поведения. Характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую. Другой вариант - решение играть приходит сразу после игрового эпизода. В его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм характерен для второй и третьей стадий заболевания.

Фаза вытеснения принятого решения. Интенсивность осознаваемого больным желания играть уменьшается, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением. В это время может улучшиться экономический и социальный статус гемблера. Сочетание этих условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (большая сумма денег на руках, прием алкоголя, попытка сыграть для отдыха и т. д.).

Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Часто гемблеры описывают это состояние как «транс», «становишься как зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные возражения, они тут же отметаются иррациональным мышлением. У игрока доминируют ложные представления о возможности контролировать себя. Игра не прекращается, пока не проигрываются все деньги. Затем начинается фаза воздержания и запускается новый цикл.

В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина (2003) уделяют особое внимание так называемым «ошибкам мышления», которые формируют иррациональные установки гемблеров. Ошибки мышления бывают стратегическими, обусловливающими общее положительное отношение к своей зависимости, и тактическими, которые запускают и поддерживают механизм «игрового транса».

К стратегическим ошибкам мышления относятся следующие внутренние убеждения:

  • Деньги решают все, в том числе проблемы эмоций и отношений с людьми.
  • Неуверенность в настоящем и ожидание успеха вследствие выигрыша, представление о возможности уничтожить жизненные неудачи успешной игрой.
  • Замещение фантазий о контроле над собственной судьбой фантазиями о выигрыше.

К тактическим ошибкам мышления относятся:

  • Вера в выигрышный - фартовый - день.
  • Установка на то, что обязательно должен наступить переломный момент в игре.
  • Представление о том, что возможно вернуть долги только с помощью игры, то есть отыграть.
  • Эмоциональная связь только с последним игровым эпизодом при даче себе самому слова никогда не играть.
  • Убеждение о том, что удастся играть только на часть денег.
  • Восприятие денег во время игры как фишек или цифр на дисплее.
  • Представление о ставках как о сделках.

В связи с повсеместным распространением игровых автоматов и отсутствием контроля, в частности, возрастного, в игровых залах России среди населения практически во всех возрастных группах началась своеобразная гемблинг-эпидемия. Подростки не оказались в стороне от нее. У последних имеются свои особенности гемблинг-зависимости. Исследование особенностей гемблинга среди подростковой популяции в 10000 человек в возрасте от 12 до 13 лет из 114 школ в Англии и Уэльсе показало, что подростки играют практически в те же игры, что и взрослые. Вместе с тем подростки предпочитают игровые автоматы (fruit machines, которые в настоящее время стоят во всех игорных залах России), а также билеты Национальной лотереи. По данным австралийских исследователей, более 5% подростков могут быть отнесены к проблемным гемблерам (Fisher, 1999).

П. Дельфабро и Л. Трапп (Delfabbro, Thrupp, 2003), рассматривая социальные детерминанты, способствующие возникновению подросткового гемблинга, указывают на факт гемблинга среди родителей, а также положительное отношение к игре в семье. Говоря о факторах, препятствующих подростковому гемблингу, исследователи отмечают воспитание в семье таких качеств, как умение сохранять свои деньги, составлять и поддерживать бюджет.

2. Любовные аддикции и аддикции избегания

Существуют три вида аддикций отношений - любовные, сексуальные и избегания, которые соприкасаются друг с другом. У них общие предпосылки возникновения: проблемы с самооценкой, неспособность любить себя, трудности в установлении функциональных границ между собой и другими. Поскольку такие лица не могут установить границы своего Я, то у них отсутствует способность к реальной оценке окружающих. Для этих людей существуют проблемы контроля - они позволяют контролировать себя или пытаются контролировать других. Характерны навязчивость в поведении, в эмоциях, тревожность, неуверенность в себе, импульсивность действий и поступков, проблемы с духовностью, трудность в выражении интимных чувств (Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000).

Любовная аддикция - это аддикция отношений с фиксацией на другом человеке. Такие отношения, как правило, возникают между двумя аддиктами; они получили название соаддиктивных, или созависимых. Наиболее характерные соаддиктивные отношения развиваются у любовного аддикта с аддиктом избегания. При таких отношениях на первый план выступает интенсивность эмоций и их экстремальность, как в положительном, так и в отрицательном отношении. В принципе, созависимые отношения могут возникнуть между родителем и ребенком, мужем и женой, друзьями, профессионалом и клиентом и т. д.

Идея о том, что любовные отношения также могут носить аддиктивный характер, была высказана четверть века назад (Simon, 1982). Как отмечает Т. Тимрек (Timmreck, 1990), термин «любовная аддикция» может быть применим к лицам, которые навязчиво добиваются восстановления прежнего, доставляющего удовольствия уровня отношений с бывшим объектом любви. Дисфункциональные эмоциональные состояния, такие как недоверие, чувства отклонения, потеря себя, укоренившийся гнев, чувства неудачи, потери и масса других отрицательных эмоций и саморазрушающих моделей поведения, возникают в эмоционально раненом любовном аддикте.

Признаки любовных аддикций, описанные Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриевой (2000), заключаются в следующем:

Непропорционально много времени и внимания уделяется человеку, на которого направлена аддикция. Мысли о «любимом» доминируют в сознании, становясь сверхценной идеей. Процесс носит в себе черты навязчивости, сочетаясь с насильственностью, от которой чрезвычайно трудно освободиться.

Аддикт находится во власти переживания нереальных ожиданий в отношении другого человека, находящегося в системе этих отношений, без критики к своему состоянию.

Любовный аддикт забывает о себе, перестает заботиться о себе и думать о своих потребностях вне аддиктивных отношений. Это распространяется и на отношение к родным и близким. У аддикта имеются серьезные эмоциональные проблемы, в центре которых стоит страх, который он старается подавить. Страх часто находится на уровне подсознания. Страх, который присутствует на уровне сознания, - это страх быть покинутым. Своим поведением аддикт стремится избежать покинутости. Но на подсознательном уровне представлен страх интимности. Из-за этого аддикт не в состоянии перенести «здоровую» близость. Он боится оказаться в ситуации, где придется быть самим собой. Это приводит к тому, что подсознание ведет аддикта в ловушку, в которой он подсознательно выбирает себе партнера, который не может быть интимным. По-видимому, это связано с тем, что в детстве аддикт потерпел неудачу, пережил психическую травму при проявлении интимности к родителям.

Признаки аддикции избегания:

Уход от интенсивности в отношениях со значимым для себя человеком (любовным аддиктом). Аддикт избегания проводит время в другой компании, на работе, в общении с другими людьми. Он стремится придать отношениям с любовным аддиктом «тлеющий» характер. Налицо амбивалентность отношений с любовным аддиктом - они важны, но он их избегает, не раскрывает себя в этих отношениях.

Стремление к избеганию интимного контакта с использованием техник психологического дистанцирования. На уровне сознания у аддикта избегания находится страх интимности. Аддикт избегания боится, что при вступлении в интимные отношения он потеряет свободу, окажется под контролем. На подсознательном уровне - это страх покинутости. Он приводит к желанию восстановить отношения, но держать их на дистатнтном уровне.

Процесс аддикции позволяет выделить в нем несколько этапов:

Период, при котором интенсивные эмоциональные переживания будут иметь положительный знак. Этап знакомства аддиктов: аддикт избегания производит впечатление на любовного аддикта.

Развитие фантазирования. Происходит связь ранее имевшихся фантазий с реальным объектом, что несет радость и чувство освобождения от неприятных ощущений жизни как неинтересной и серой. Любовный аддикт на пике фантазирования проявляет все большую требовательность к партнеру, что способствует уходу аддикта избегания от этих отношений.

Развитие осознания того, что в отношениях не все в порядке. На каком-то этапе любовному аддикту приходится признать, что его покидают. Появляются явления отнятия, для которых характерны депрессия, дистимия и безразличие. Начинается анализ произошедшего с целью вернуть все назад. Отношения разрушаются, но в будущем могут быть восстановлены либо с прежним, либо с другим партнером.

В отношениях аддиктов отсутствуют здоровые разграничения, без которых невозможны интимность между партнерами, признание права на собственную жизнь. Это приводит к тому, что они обвиняют друг друга в нечестности, используют сарказм, преувеличения и оскорбления.

Вместе с тем любовный аддикт и аддикт избегания тянутся друг к другу вследствие «знакомых» психологических черт. Несмотря на то что черты, привлекающие у другого, могут быть неприятными, вызывать эмоциональную боль, они привычны с детства и напоминают ситуацию переживаний детства. Возникает влечение к знакомому. Оба вида аддиктов обычно не увлекаются неаддиктами. Они кажутся им скучными, непривлекательными; они не знают, как себя с ними вести.

Существуют факторы, способствующие влечению любовных аддиктов к аддиктам избегания:

привлекательность того, что знакомо;

привлекательность ситуации, содержащей в себе надежду на то, что «раны детства» могут быть излечены на новом уровне;

привлекательность возможности реализации фантазий, созданных в детстве.

3. Сексуальные аддикции

Сексуальные аддикции относятся к скрытым, замаскированным аддикциям. Это связано с социальными табу на обсуждение данной тематики. Чем более закрыта, табуирована эта тематика, тем меньше выявляется аддикций. Таким образом, сексуальные аддикции всегда должны рассматриваться в транскультуральном плане. П. Карнес (Carnes, 1991) сообщает, что сексуальной аддикции подвержены от 3 до 6% населения США. В более позднем исследовании приводится цифра в 20 миллионов человек (Coleman-Kennedy, Pendley, 2002).

Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева (2000) подразделяют сексуальные аддикции на ранние, которые начинают формироваться очень в юном возрасте на фоне общего аддиктивного процесса, и поздние, пришедшие на смену другой формы аддиктивного поведения.

Признаками сексуальной аддикции являются (Goodman, 1997):

  • повторяющаяся потеря контроля над своим сексуальным поведением;
  • продолжение такого сексуального поведения, несмотря на вредные последствия.

Теоретическая модель сексуальной аддикции, предложенная А. Гудманом (Goodman, 1997), включает в себя три компонента:

  • нарушение регуляции аффекта;
  • нарушение тормозного контроля за сексуальным поведением;
  • нарушение функционирования мотивационной системы награды.

В генезе сексуальных аддикций большое значение имеет ранняя сексуальная травматизация в детстве: от прямого инцеста до закладки у ребенка убеждений, что он представляет интерес только как сексуальный объект. В такой ситуации формируется комплекс неполноценности, изоляция, недоверие к окружающим и зависимость от них, чувство угрозы извне и сверхценное отношение к сексу (Schwartz, 1992).

Большое значение имеет формирование системы верований и убеждений. Согласно этой системе любой аддикт относится к себе изначально плохо. Он не верит, что окружающие могут хорошо к нему относиться. У него появляется убежденность, что секс - это единственная сфера, в которой он может проявить свою самостоятельность. Секс - единственное средство, которое может сделать изоляцию аддикта переносимой.

Как показали исследования, у сексуальных аддиктов выше уровень тревоги, депрессии, обсессивно-компульсиных проявлений, а также интерперсональной сенситивности, по сравнению с контрольной группой (Raviv, 1993). У сексуальных аддиктов встречается достаточно высокая коморбидность с другими психическими расстройствами, такими как злоупотребление ПАВ, тревожные и аффективные расстройства (Black et al., 1997). Л. К. Шайдукова (1993) описала частое сочетание сексуальной аддикции с ранним алкоголизмом у женщин, где мотивом и алкоголизации, и промискуитета был поиск новых ощущений. Мотив поиска «острых ощущений» как ведущий при сочетании сексуальной и алкогольной аддикции приводится и в работе индийских исследователей (Chandra et al., 2003).

Сексуальная аддикция часто сосуществует с различными формами наркоманий и может являться причиной, часто неустанавливаемой, рецидива химической зависимости. А. Уоштон (Washton, 1989) обнаружил, что 70% кокаиновых наркоманов, походивших амбулаторное лечение, одновременно являлись и сексуальными аддиктами. Автор показал наличие «реципрокного рецидива», когда компульсивное влечение к сексу провоцировало прием кокаина, и наоборот. В недавнем исследовании (Rawson, Washton, 1998) было показано, что 3/4 мужчин с амфетаминовой наркоманией и больше половины мужчин-кокаинистов отмечают, что под действием наркотиков их сексуальная активность становится «извращенной» или «ненормальной», а их сексуальные фантазии являются своеобразным триггером для употребления наркотиков. Сравнивая компульсивную сексуальную активность при приеме различных ПАВ, Роусон с коллегами (Rawson et al., 2002) обнаружили, что стимуляторы и алкоголь в большей степени, чем опиаты, способствуют проявлениям сексуальной аддикции. Причем кокаин обусловливает неконтролируемое сексуальное поведение преимущественно у мужчин, а амфетамины - у женщин.

Полную версию статьи читайте на сайте http://narcom.ru

Как справиться с компьютерной зависимостью Краснова С В

Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета

Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр предлагается серия вопросов-утверждений, опрашиваемые должны ответить, верно или нет утверждение.

1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда играете в компьютерные игры?

2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?

3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?

4. У вас есть боли в запястьях?

5. Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми (несрочные дела)?

6. Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?

7. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером? Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?

8. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?

9. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми? Вы регулярно загружаете порнографические материалы из Интернета?

10. Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?

11. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?

12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)?

13. В последнее время вас беспокоит сухость глаз?

14. В последнее время у вас было сильное желание играть?

15. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться?

16. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?

Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25 % и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.

Из книги Самоучитель UML автора Леоненков Александр

10.3. Зависимости В общем случае отношение зависимости также было рассмотрено ранее (см. главу 5). Напомним, что зависимость не является ассоциацией, а служит для представления только факта наличия такой связи, когда изменение одного элемента модели оказывает влияние или

Из книги Бизнес путь: Yahoo! Секреты самой популярной в мире интернет-компании автора Вламис Энтони

Из книги Журнал «Компьютерра» № 13 от 03 апреля 2007 года автора Журнал «Компьютерра»

КЛИМ КЛИМОМ: Опросник Айзенка на языке EXIF Автор: Алексей КлимовЧто бы вам ни подарили на первое апреля, это наверняка более осмысленная вещь, чем дурацкие сюрпризы «23-го» или «8-го». Мне, например, достался «мужской» фотоаппарат Sanyo (заслуживающий отдельного обзора хотя бы

Из книги Разгони свой сайт автора Мациевский Николай

Зависимости Еще одна проблема, которая связана с динамическим подключением скриптов, заключается в разрешении зависимостей. Предположим, что у вас есть 3 скрипта и для three.js требуется функция из one.js. Как вы гарантируете работоспособность в этом случае?Наиболее простым

Из книги Как справиться с компьютерной зависимостью автора Краснова С В

Сюжеты компьютерных игр Выделяют немало сюжетов компьютерных игр, такие как: эпоха Древнего мира до нашей эры (динозавры, древние ящеры); эпоха Древнего мира, зарождение человеческой цивилизации, (например, игра «Начало нового мира»); фантастика: далекое будущее,

Из книги Защита вашего компьютера автора Яремчук Сергей Акимович

Тест-опросник К. Леонгарда С помощью этого опросника родственники и люди, заинтересованные в том, чтобы человек меньше работал за компьютером, могут понять, что представляет собой этот «компьютерный раб» и насколько изменилась его душевная конституция. Кроме того, с

Из книги Самоучитель работы на компьютере автора Колисниченко Денис Николаевич

Синдром компьютерных игр Целью покупки большинства домашних компьютеров является использование их в качестве развлекательной платформы. В первую очередь это игры. Синдром зависимости от компьютерных игр до сих пор не исследован, и при его изучении можно столкнуться с

Из книги Инфраструктуры открытых ключей автора Полянская Ольга Юрьевна

Словарь компьютерных терминов А abend (abnormal end) - аварийное завершение работы программы, завершение работы программы с ошибкой, синоним этого термина - crashAC (Accumulator) - аккумуляторAC (Alternating Current) - переменный токaccept - соглашаться, приниматьactive - активный,

Из книги Сетевые средства Linux автора Смит Родерик В.

Сертификаты установления пункта доверия Самоподписанные сертификаты являются сертификатами только в том смысле, что имеют формат сертификата стандарта X.509. Подпись на самоподписанном сертификате подтверждает только то, что у издателя есть открытый и секретный ключи,

Из книги Домашний компьютер автора Кравцов Роман

Протокол установления соединений Протокол установления соединений Handshake Protocol состоит как бы из трех подпротоколов, которые позволяют выполнить аутентификацию сторон, согласовать алгоритмы и параметры безопасности для протокола передачи записей .Handshake Protocol

Из книги Введение в QNX/Neutrino 2. Руководство по программированию приложений реального времени в QNX Realtime Platform автора Кёртен Роб

Настройка сервера регистрации для установления соединения Для настройки сервера XDMCP используются конфигурационные файлы, которые обычно находятся в каталогах /etc и /etc/X11. Исходя из сообщений защиты, большинство дистрибутивных пакетов сконфигурировано так, что обращения

Из книги Omert@. Руководство по компьютерной безопасности и защите информации для Больших Боссов автора Экслер Алекс

Классификация компьютерных игр Классификация по жанрам3D Shooter (3D-шутеры, «бродилки»)В играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия, выполняя задания уровней. Врагами часто являются:

Из книги Как тестируют в Google автора Уиттакер Джеймс

Замечания о функциях установления соединения Перед тем как углубиться в отдельные сообщения, однако, есть смысл подчеркнуть, что для всех функции установления соединения структура сообщений идентична (взято из , с небольшими изменениями):struct _io_connect { // Для

Из книги автора

Алфавитный список функций установления соединения и ввода/вывода В данном разделе в алфавитном порядке приведен список точек входа в функции установления соединения и ввода/вывода, которые вы можете заполнять самостоятельно (эти две таблицы затем передаются функции

Из книги автора

О «КОМПЬЮТЕРНЫХ СПЕЦИАЛИСТАХ» Да, в этой книге мне придется много рассказать о достаточно специфических компьютерных вещах - потому что в большинстве своём безопасность информации напрямую связана с компьютерами. Однако без этого не обойтись. Пока у тебя вопросами

Из книги автора

Что станет с тест-директором и тест-менеджером Как все эти ролевые изменения отразятся на менеджерах, директорах и вице-президентах по тестированию? Их станет меньше. Те из них, у кого есть технические знания, перейдут на другие роли, более подходящие их инженерной