Жизнь за флот. Адмирал флота геннадий александрович сучков скончался после тяжелой болезни

сучков геннадий александрович

(р. 07.01.1947)

Командующий Тихоокеанским флотом с июля по декабрь

2001 г., командующий Северным флотом с декабря 2001 г. по сентябрь

2003 г. в первом президентском сроке В. В. Путина.

Родился в селе Митрополье Сеченовского района Горьковской

области. Образование получил в Ленинградском высшем военно‑морском

училище им. М. В. Фрунзе (1969), в Высших офицерских классах ВМФ СССР (1978), в

Военно‑морской академии (1983). В 1969–1970 гг. проходил службу в

должности командира торпедной группы БЧ‑3 большой подводной лодки

Северного флота. В 1970–1972 гг. командир БЧ‑3 подводной лодки.

Прошел все ступени службы: старший помощник командира подводной лодки, командир

подводной лодки, командир бригады подводных лодок, начальник штаба соединения,

командир соединения. С декабря 1994 г. первый заместитель командующего

Черноморским флотом, одновременно начальник Севастопольского гарнизона. С июля

2001 г. командующий Тихоокеанским флотом. С декабря 2001 г.

командующий Северным флотом. Сменил в этой должности В. А. Попова, снятого в

ходе расследования обстоятельств гибели атомной подводной лодки «Курск».

Адмирал. Прослужил в плавсоставе 19 лет. Участвовал более чем в 20 дальних

походах. Наплаванность (только на подводных лодках в подводном

положении) – около 10 лет. 11.09.2003 г. временно отстранен от

должности после гибели экипажа атомной подводной лодки К‑159, затем

переведен в распоряжение министра обороны РФ. 18.05.2004 г. приговорен

Северным морским военным судом за халатность, повлекшую по неосторожности

гибель людей, к четырем годам лишения свободы условно с испытательным сроком в

два года. Причиной послужила гибель в Баренцевом море в ночь на 30.08.2003 г.

списанной атомной подводной лодки К‑159, буксируемой с базы в Гремихе в

г. Полярный на судоремонтный завод для утилизации. В штормовых условиях один из

понтонов оторвался, и лодка затонула на глубине 170 м. Из десяти

находившихся на борту членов швартовой команды спастись удалось лишь одному –

старшему лейтенанту Максиму Цибульскому. Согласно решению суда, командующий

флотом не предусмотрел аварийно‑спасательного обеспечения экипажа и

должной подготовки личного состава. Кроме того, суд установил, что Г. А. Сучков

слишком поздно отдал приказ о начале операции по спасению экипажа.

Г. А. Сучков свою вину не признал и подал кассационную

жалобу, но Военная коллегия Верховного суда РФ 06.09.2004 г. оставила

приговор в силе. С апреля 2005 г. советник министра обороны РФ по вопросам

Военно‑морского флота. Награжден орденом Красной Звезды, орденом «За

службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени, многими медалями. Женат,



СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ отреагировали довольно оперативно, хотя сообщили об этом в трехстрочном телеграфном режиме. В этот же день умер заслуженный тренер России, воспитавший многих известных дзюдоистов, Анатолий Рахлин. И ТВ, и газеты, и Сеть уделили этому факту несравнимо больше внимания, что, в общем-то, понятно: Анатолий Соломонович - тренер российского Президента Владимира Путина в его юношеские годы. По этому поводу, конечно, Владимир Владимирович выразил глубокие соболезнования родным, высказал им слова утешения на похоронах, в которых участвовал лично. Об этом, естественно, СМИ, в первую очередь центральные, не могли не сообщить…

О смерти адмирала Сучкова они сообщили не просто телетайпно-коротко, а, как это сегодня в масс-медиа принято, в соответствующем им стиле. Хотя в несколько строк сложно вложить большой объем информации, тем не менее, подтекст публикаций был очевиден. Прочитав их, обыватель, не шибко осведомленный в биографии Г. Сучкова и происходивших коллизий на его служебном пути, узнал о нем: адмирал стал командующим Северным флотом после гибели АПРК "Курск"; был снят с должности и осужден за гибель АПЛ К-159; в последнее время проходил по "делу" о лоббировании вопросов ремонта торпед для Российского флота. Эта информация, в общем-то соответствует части того, что действительно происходило, но это - лишь несколько страниц большого жизненного тома, хранящего теперь уже завершенную биографию этого Человека, Моряка, Патриота России и ее Флота.

ВООБЩЕ-ТО объем биографии конкретного человека можно представить по-разному - как по ее структуре, содержанию, так и объему. Если описать ее применительно к Г. Сучкову, то ее рамки очень кратко можно определить следующими жизненными вехами.

Окончил Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе (1964-1969), Высшие специальные офицерские классы ВМФ (1977-1978), Военно-морскую академию им. Маршала Советского Союза А.А. Гречко (1981-1983), курсы при Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил в 1994 году.

Службу проходил командиром торпедной группы (1969-1970), командиром БЧ-3 (1970-1972), помощником командира, старшим помощников командира подводной лодки (1972-1977), командиром подводных лодок (1978-1985), в том числе Б-105 (10 октября 1978 - 9 июня 1980), Б-4 (9 июня 1980 - август 1981), начальником штаба (октябрь-декабрь 1985), командиром (декабрь 1985 - ноябрь 1988) 42-й бригады подводных лодок. Затем - начальник штаба (ноябрь 1988 - февраль 1992), командир (февраль 1992 - декабрь 1994) 4-й Краснознаменной ордена Ушакова I степени эскадры подводных лодок Северного флота, 1-й заместитель командующего Черноморским флотом (29 декабря 1994 - 19 июля 2001), командующий Тихоокеанским флотом (19 июля - 4 декабря 2001), командующий Северным флотом (4 декабря 2001 - 11 сентября 2003). С апреля 2005 г. - советник министра обороны России. Действительный государственный советник Российской Федерации III класса (2008). С декабря 2007 г. - президент Международной ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников. Награжден орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, Орденом Дружбы. Почетный гражданин гор. Полярный.

Как у любого офицера, военного моряка служба Геннадия Александровича Сучкова была насыщена множеством событий, больших и малых дел. Как и большинство флотских командиров жизнь его не баловала - были взлеты и падения, погружения и всплытия, уверенный ход прямым курсом и посадки на мели. И хотя на погоны подводника Сучкова "сели" три "мухи" - адмиральских звезды, что по нынешним временам - достижение пика службы офицером флота, тем не менее, к звездам этим он не просто шел через тернии, а преодолевал их с потом, кровью, растрачивая свои нервы, силы, не пряча в кубышку ресурсы своего, как и каждого из нас, небеспредельного здоровья…

ШИРОКАЯ ОБЫВАТЕЛЬСКАЯ ПУБЛИКА знает в основном лишь то, что командующим Северным флотом Г. Сучков был назначен вместо адмирала Вячеслава Попова, снятого с этой должности после расследования обстоятельств гибели атомной подводной лодки "Курск" в 2000 году. Но самым резонансным из публикаций о нем стало "дело Сучкова", открытое после гибели на Северном флоте 30 августа 2003 года вблизи острова Кильдин АПЛ К-159. Точнее, не атомохода как такового, а его корпуса. При этом, что трагично, погибли люди - 9 человек…

Атомоход К-159, находившийся во флотском строю с 1963 года, в 1989-м был выведен из его состава. После отстоя в пункте временного хранения лодку решили отбуксировать на утилизацию, по пути она и затонула. Естественно, командующего привлекли к ответственности, ведь такая фигура на флоте отвечает за всё. Правда, "дело Сучкова" приняло масштабы, в наше, да и в другие времена, несвойственные для подобного рода даже трагических случаев. Судили командующего флотом. Лично. Подобного рода дел ни до, ни после этого не было, хотя люди гибли и в большем количестве, к примеру, на том же "Курске" погибло 118 человек (оговорюсь - в данном, да и других случаях, когда гибнут люди, количественные показатели - не аргумент, но всё же…).

Почему командующего флотом "полного" адмирала Г. Сучкова судили, посадив в зале военного трибунала в "клетку", а с другими военными и другими начальниками подобного не происходило? Ответ на этот вопрос занял бы сотни страниц, да и нынче затрагивать эту тему, думается, не время и не место. Тем не менее, отметим: в этом "деле", как в фокусе, сошлись вполне определенные обстоятельства, вина конкретных лиц, элементы случайности, "человеческий фактор" и многое другое, в том числе и "дух времени", когда многое, в том числе в Армии и на Флоте, было выставлено на продажу. Из состава флота тогда были выведены и проданы за рубеж практически все советские авианосцы и вертолетоносцы (остался лишь "Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов"), сотни кораблей и подводных лодок всех классов и проектов, построенных за последние полвека, вспомогательные суда и многое другое, что составляло основу оборонной мощи страны и систему ее безопасности на море. В этих процессах, носивших явно коммерческий характер с целью обогащения, в том числе конкретных военачальников, участвовали западные советники, ученые и "фирмачи". Был создан многоступенчатый, многослойный шестерёнчатый механизм, под жернова которого и попал Г. Сучков. К тому же, в тот момент, когда другой ответчик свой роток закрыл бы на замок, Геннадий Александрович счел нужным не прикусить язык, а высказать своё мнение. Реакция начальника Генштаба генерала армии А. Квашнина была резкой, свое слово вставил и Главком ВМФ адмирал флота В. Куроедов, который тогда стоял наверху "утилизационной" пирамиды некогда крупнейшего в мире атомного подводного флота…

11 сентября 2003 года указом Президента России адмирал Г. Сучков был временно отстранен от командования Северным флотом на период следствия по факту гибели АПЛ К-159. 18 мая 2004 года военный суд Североморска приговорил его к 4 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в два года по обвинению в халатности, повлёкшей гибель членов экипажа атомной подводной лодки К-159. Подчеркнем особо: своей вины адмирал не признал. В сентябре 2004 года Верховный суд РФ, рассмотрев кассационную жалобу Сучкова, оставил приговор в силе.

В конце мая 2004 года Сучков был окончательно уволен с должности командующего Северным флотом. При этом, что показательно, в начале июня при представлении руководящему составу Северного флота нового командующего министр обороны РФ Сергей Иванов выразил благодарность Сучкову за руководство флотом, уже осуждённому к тому моменту. Иванов выразил надежду и уверенность, что Геннадий Сучков останется служить в Вооруженных Силах. Так и произошло.

С СЕРЕДИНЫ АПРЕЛЯ 2005 года адмирал Г. Сучков - советник министра обороны РФ Сергея Иванова. Главный военный прокурор РФ Александр Савенков в июне 2005 года заявил, что "назначение Сучкова в апреле этого года советником министра обороны - это факт, абсолютно не отвечающий задачам правосудия". При этом С. Иванов заявил, что Г. Сучков был назначен на должность советника министра после консультаций с А. Савенковым. Отметим: оставался Г. Сучков советником и при министрах А. Сердюкове и С. Шойгу. Этот факт прямо свидетельствует о том, что в "деле Сучкова" присутствовали как субъективный фактор, так и сложившаяся на тот момент конъюнктура. Скорее всего, теперь, после смерти Геннадия Александровича, в этой связи появится новая информация…

Конечно, Геннадий Александрович стремился отстоять свою честь и защитить своё имя не только официальным, юридическим путем. Как человек социально активный, имеющий авторитет у общественности и СМИ, он высказывал свое мнение по целому ряду актуальных для ВМФ страны проблем. В частности, в одном из его интервью сообщалось о фактической ликвидации стратегической ракетной системы морского базирования "Тайфун". Ответственность за это адмирал возложил на Главкома ВМФ В. Куроедова. В этих интервью Г. Сучков, например, сообщал, что Россия практически лишилась стратегической ракетной системы морского базирования "Тайфун", базирующейся в Западной Лице 18-й дивизии, в составе которой на тот момент осталось лишь три тяжелых подводных крейсера стратегического назначения проекта 941 ("Архангельск", "Северсталь" и находящийся на тот момент на модернизации "Дмитрий Донской"). Реакция руководства ВМФ была весьма оперативной: сделанные адмиралом выводы о боеготовности тяжелых атомных подводных крейсеров стратегического назначения были официально опровергнуты (хотя, что опровергать? - так и было на самом деле), названы "совершенным вымыслом". Но о каком "вымысле" шла речь? Заявив о развале Российского военного флота, Сучков сказал: из трех лодок системы "Тайфун" в составе ВМФ лишь одна - "Северсталь" - еще имеет 10 давно снятых с производства ракет РСМ-52. Ни лодка "Архангельск", с борта которой Президент В. Путин наблюдал в феврале 2004 г. неудачный пуск ракеты РСМ-54, ни спущенная на воду после ремонта в 2003 году лодка "Дмитрий Донской" ракет не несли.

Проблема, по словам Сучкова, была в том, что Московский институт теплотехники так и не довел новую морскую ракету "Булава", которой планировалось вооружить "Дмитрия Донского" и строящиеся в Северодвинске две новые лодки типа "Юрий Долгорукий", даже до стадии опытного образца. "Архангельск" и "Северсталь" стояли на приколе и давно не выходили на боевое дежурство. Об этом и многом другом Г. Сучков доложил на личном приеме Верховному Главнокомандующему.

Напомним: решение о создании "Булавы" было принято в 1998 году после трех неудачных испытаний ракеты "Барк" разработки Миасского КБ имени Макеева. Тогда на "Булаву" уже потратили свыше 15 млрд. руб. и продолжали тратить каждый год еще по несколько миллиардов, благодаря чему она стала самой дорогостоящей программой в Гособоронзаказе. Тогда было неясно, когда этот проект будет доведен до конца.

Результат заявлений Г. Сучкова и официальной реакции Главкомата ВМФ кое-кого удивил: адмирал Г. Сучков стал одним из кураторов программы по "доводке до ума" "Булавы" и приеме ее на вооружение. Занимался он и другими делами, в том числе имеющими самое непосредственное отношение к разрешению проблем Черноморского флота…

Около полугода назад имя адмирала вновь замелькало в прессе в связи с уголовным делом, возбужденным по факту незаконных поставок комплектующих для торпед. Г. Сучкову инкриминировали лоббирование интересов фирмы, которая якобы с нарушениями поставляла комплектующие для торпед в Россию из Казахстана. Конечно, новые обвинения, переживания по поводу других, в т.ч. житейских проблем, не могли не сказаться на здоровье адмирала…

У ЛЮБОЙ БОЛЕЗНИ есть диагноз, а у больного - эпикриз, в котором в случае летального исхода указывается причина смерти. Не раскрывая врачебных тайн, отметим: у подводника Сучкова был выработан ресурс аккумуляторных батарей. Их энергия расходовалась в автономках, при повседневной работе с личным составом, во взаимоотношениях с "терпеливыми" подчиненными и "чуткими" начальниками, при "преодолении тягот и лишений флотской службы" в "прочном корпусе" и вне его…

Свои силы и нервы Г. Сучков тратил, не откладывая дела "на потом" и "на завтра". Человек искренний и, порой, увлекающийся, он зачастую мгновенно принимал решения и действовал без оглядки. При этом не кривил душой и старался не рубить сплеча.

Характеризуя адмирала, можно было бы назвать ряд его качеств, примечательных сторон, достоинств и недостатков (у кого их нет?). Но, говоря кратко, следовало бы сказать: он не был похож на других. Возможно поэтому иной раз, как говорится, приходился не ко двору. Не знаю, как в другие периоды жизни, но особенно рельефно это проявилось в период его службы на Черноморском флоте.

ПЕРВЫМ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ командующего Черноморским флотом, который остро переживал процесс флотораздела, вице-адмирал Г. Сучков был назначен в конце 1994 года. На этой хлопотной должности он сменил вице-адмирала Виталия Петровича Ларионова, в свое время также командовавшего 4-й эскадрой подводных лодок Северного флота.

В должности 1-го зама командующего Г. Сучков прослужил почти семь лет, что "зашкаливало" за существовавшие и раньше, и, тем более, в наше время временные параметры. Сучкова, как минимум, дважды рассматривали на должность командующего Черноморским флотом, но… не складывалось, "звезды не сходились", в том числе по причине пресловутого "субъективного фактора". Кое-кто стал даже поговаривать, что у вице-адмирала, перешагнувшего через свой 50-летний рубеж, уже нет перспектив добраться до мостика флотского флагмана. Однако Судьба распорядилась иначе - в июле 2001 года состоялось долгожданное назначение, Сучков стал командующим ТОФ. Правда, всего на полгода.

Как оказалось, в Российском флоте, обескровленном в 90-х, к началу "нулевых" оказалась очень короткой "скамейка запасных" на высокие флотские посты. Можно сказать, новым назначением Сучкова был создан прецедент: командующий ТОФ стал командовать Северным флотом. Таким образом, время и флотская действительность доказали кредитоспособность адмирала, который был востребован там, где прошла основная часть его службы. Однако черноморское семилетие, как представляется, стало важнейшим периодом его жизни - Геннадий Александрович Сучков находился на острие процесса раздела Черноморского флота и определения его судьбы. По своей должности и душевным привязанностям, складу характера он боролся за то, чтобы сохранить флот для России и объективно - для Украины. Чтобы из флотораздела флот вышел с наименьшими потерями.

К сожалению, о его деятельности в тот судьбоносный для флота период сказано и написано немного - все-таки он был "вторым лицом" на ЧФ, а на виду, что, в общем-то, справедливо - "первые лица". Тем не менее, его деятельность на этом поприще следует оценить по достоинству. Особенно с учетом того, что Г. Сучкову пришлось служить под началом трех командующих - Э. Балтина, В. Кравченко и В. Комоедова - людей достойных, уважаемых, но очень разных, отличающихся друг от друга. К тому же, в определенный период под начало 1-го зама попали флотские структуры, ранее не имевшие по службе к нему отношения. Г. Сучков стал не только командиром, но и "политработником", проявив свои "комиссарские" качества, - он стал руководить офицерами-воспитателями, заниматься перманентно идущими выборами, взаимодействовать с общественностью. К нему бесконечно шли ходоки от флотских профсоюзов, казаков, пророссийских организаций, от деятелей культуры и образования… Развитие шефских связей с российскими регионами, в том числе "лужковской" Москвой, строительство "московской" школы, домов для черноморцев от Правительства Москвы, создание Филиала МГУ, поддержка флотских журналистов, артистов, спортсменов, постоянная забота о единственной боевой черноморской подлодке "Алроса"… Это перечисление можно долго не заканчивать… Причем, следует особо отметить: за какое бы дело ни брался Сучков, он относился к нему не просто ответственно, а заинтересованно и искренне. Потому, перейдя на другие флоты и должности, уже будучи в Москве, адмирал не просто не забывал о черноморцах, но и всячески, находясь в курсе всех дел и проблем, помогал им. Во многом благодаря его поддержке и помощи удалось сохранить флотские структуры и подразделения (в том числе в гуманитарной сфере) во времена обретения Вооруженными Силами "нового облика" по-сердюковски.

Увы, с уходом от нас Геннадия Александровича Сучкова в мир иной в Москве на один "черноморский штык" стало меньше. Но, слава Богу, что еще остались "штыки", точнее, "орудия главного калибра" в лице председателя Комитета по обороне Госдумы России адмирала Владимира Петровича Комоедова и советника начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России адмирала Игоря Владимировича Касатонова. В их поле зрения сегодня постоянно находится комплекс флотских вопросов и севастопольских проблем.

К слову, И. Касатонов оказался чуть ли не единственным флотским военачальником, поддержавшим Г. Сучкова в тяжелые месяцы его судебного преследования и самого суда. Игорь Владимирович работал рядом с Г. Сучковым последние шесть лет, поддерживал Геннадия Александровича после перенесенной им операции до его самого последнего, смертного часа…

В эти скорбные дни по поводу ухода адмирала Геннадия Александровича Сучкова в его последнее плавание будут сказаны памятные слова, прозвучат воспоминания, будут напечатаны некрологи. Наверное, о нем будет написано и после этих дней. Уж точно его имя, уже вписанное в историю Военно-Морского Флота, не будет предано забвению. Ну и, конечно, его образ сохранит Память - Адмирала, лицо которого обветрено, как скалы, а волосы - сплав серебра и платины. Моряка, остававшегося с Флотом до конца. До самого конца, до жизненного предела, до последней черты…


Добавить коментарий
(1947-01-07 )

Генна́дий Алекса́ндрович Сучко́в (7 января , с. Митрополье, Горьковская область - 7 августа , Москва) - военно-морской деятель, адмирал.

Биография

Образование

После отстранения от должности в связи с гибелью корпуса ПЛ К-159

11 сентября 2003 года указом Президента РФ Владимира Путина временно отстранён от командования Северным флотом на период следствия по факту гибели корпуса ПЛ К-159 , затонувшего 30 августа 2003 года . Временно исполняющим обязанности командующего Северным флотом стал вице-адмирал Сергей Симоненко .

В конце мая 2004 года адмирал Г. А. Сучков был освобождён от должности командующего Северным флотом, новым командующим СФ стал вице-адмирал Михаил Абрамов . В начале июня 2004 года при представлении Абрамова руководящему составу Северного флота, Министр обороны РФ Сергей Иванов выразил благодарность Геннадию Сучкову за руководство флотом, (уже осуждённому к тому моменту за халатность, повлёкшей гибель членов экипажа атомной подводной лодки К-159). Иванов выразил надежду и уверенность, что Геннадий Сучков останется служить в Вооружённых Силах .

Главный военный прокурор РФ Александр Савенков в июне 2005 года заявил, что «назначение Сучкова в апреле этого года советником Министра обороны РФ - это факт, абсолютно не отвечающий задачам правосудия». При этом Сергей Иванов заявил, что адмирал Г. А. Сучков был назначен на должность советника Министра обороны РФ после консультаций с Савенковым .

С декабря 2007 года - президент Международной ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников

Сучков, Геннадий Александрович

командующий Северным флотом с декабря 2001 г. (11 сентября 2003 г. Указом Президента РФ временно отстранен от должности после гибели экипажа атомной подводной лодки К-159); адмирал; родился 7 января 1947 г. в с. Митрополье Сеченовского района Горьковской (Нижегородской) области; окончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе в 1969 г., Высшие офицерские классы ВМФ в 1978 г., Военно-морскую Академию в 1983 г.; служил на Северном флоте на должностях от командира торпедной группы до командира подводной лодки; с октября 1985 г. - начальник штаба, затем - командир 42-й бригады подводных лодок Северного флота; с ноября 1988 г. - начальник штаба, с февраля 1992 г. - командир 4-й эскадры подводных лодок Северного флота; с декабря 1994 г. - первый заместитель командующего Черноморским флотом, одновременно являлся начальником Севастопольского гарнизона; июль-декабрь 2001 г. - командующий Тихоокеанским флотом; 5 декабря 2001 г. указом Президента РФ был назначен командующим Северным флотом вместо адмирала В. Попова, снятого с этой должности 1 декабря в ходе расследования обстоятельств гибели атомной подводной лодки "Курск"; награжден орденом Красной Звезды, орденом "За Службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, медалями; женат, имеет двоих детей.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Сучков, Геннадий Александрович" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сучков. Геннадий Александрович Сучков Дата рождения 7 января 1947(1947 01 07) (65 лет) Место рождения с. Митрополье, Горьковская область, СССР … Википедия

    - (р. 07.01.1947) Командующий Тихоокеанским флотом с июля по декабрь 2001 г., командующий Северным флотом с декабря 2001 г. по сентябрь 2003 г. в первом президентском сроке В. В. Путина. Родился в селе Митрополье Сеченовского района Горьковской… … Путинская энциклопедия

    Сучков(а) русская фамилия. Сучком могли называть низкого, тощего человека. В рассказе Ивана Тургенева «Льгов» фигурирует владелец дырявой лодки «человек со странным прозвищем Сучок». Содержание 1 Известные носители 1.1 Мужчины 1.1.1 А … Википедия

    В списке представлены командующие войсками военных округов и флотами (а также Каспийской флотилией) на территории Российской Федерации России, с 1991 года (г.). Содержание 1 Дальневосточный военный округ … Википедия

    - … Википедия

    Содержание 1 1980 2 1981 3 1982 4 1983 5 1984 6 1985 … Википедия

    Список лауреатов Содержание 1 1967 2 1968 3 1969 4 1970 5 1971 6 … Википедия

    Приложение к статье Медаль «За спасение погибавших» Содержание … Википедия

    Полный список членов корреспондентов Академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской академии наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). # А Б В Г Д Е Ё Ж З … Википедия

    Полный список членов корреспондентов Академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской Академии Наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р … Википедия

В Полярном открыт памятник адмиралу Геннадию Сучкову, и названа его именем площадь

Событие это вовсе не регионального, а всероссийского масштаба, поскольку речь идет о государственном деятеле, известном на всех четырех флотах России – от Северного Ледовитого океана до Тихого, от Черного моря до Балтийского.

И дело даже не в том, что Геннадий Александрович Сучков, моряк до мозга костей, был единственным в нашей истории адмиралом, которому выпало командовать и Северным, и Тихоокеанским флотами. Хотя и в этом тоже.

Он не водил свои флоты в сражения. По жизни у него была другая задача – спасать эти флоты от погрома псевдореформаторов. Спасать от воровской распродажи боевых кораблей, не выслуживших своего срока, спасать флот от застоя в базах и в бессрочных ремонтах.

Благодаря титаническим усилиям адмирала оба наших океанских флота сохранили свое стратегическое ядро, свою боеспособность в лукавые пацифистские времена, когда было объявлено, что у России нет внешних врагов, и Вооруженные силы ей, в общем-то, не больно нужны. Как тут не вспомнить революционный 1917 год, когда громили флот, а офицеров выбрасывали за борт…

А он считал иначе и действовал наперекор предательской доктрине. Бился за то, чтобы на флот поступало оружие новейших разработок, и за то, чтобы бесценные специалисты не покидали своих кораблей.

Душу свою положил за флот. Такое у нас не прощается: «Ты что, святой? Белая ворона?». Так мы тебе покажем, где вороны зимуют!».

Это была даже не подковерная борьба: поединки с конформистами шли на открытых рингах, если судебные заседания можно назвать рингом.

Его боялись. Боялись, что именно такой адмирал займет кресло главнокомандующего и прикроет «теплые местечки», перекроет сомнительные «финансовые потоки». Желтая пресса взахлеб злословила по поводу «злоупотреблений адмирала» в связи с поставкой флоту новых торпед. Травля Сучкова достигла своего пика, когда адмирала классически подставили с буксировкой списанного атомохода К-159, затонувшего в Баренцевом море. Под улюлюканье «демпрессы» адмирала отдали под суд.

Свои протесты по поводу «громкого» процесса выразили и объединенный Совет ветеранов ВМФ, и международный клуб моряков-подводников, и главы многих субъектов РФ, и бывшие главкомы, и старейшины российского флота. Но можно было не опасаться «давления на суд». Наш военный суд, самый независимый (особенно от мнения общественности) и, разумеется, самый справедливый в мире, определил меру наказания в «три года условно».

А дальше произошло беспрецедентное назначение Сучкова на новую должность: «уголовника», хоть и условного, взял к себе советником тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов. Но это уже никого не волновало. Главное, что вероятный претендент на пост главкома ВМФ надежно устранен. И хотя наказание было условным – душа и сердце адмирала болели более чем реально. Это была катастрофа всей его безупречной карьеры, точнее, всей его нелегкой морской жизни, его беззаветного служения российскому флоту. Утешаться оставалось только тем, что и такие военачальники, как Ушаков и Суворов, Жуков и Кузнецов – тоже знавали опалу…

У англичан есть такое определение – «адмирал с палубы», то есть не паркетный адмирал. Применительно к подводнику адмиралу Сучкову это могло бы прозвучать так: «адмирал из прочного корпуса». Большая часть его службы прошла в прочных корпусах полярнинских подводных лодок.

Один из его дальних походов длился 18 месяцев! Никто в мире не уходил от своих баз на полтора года. Это был рекорд человеческой выносливости, поставленный не ради книги Гиннеса, а в силу сложившейся военно-политической обстановки. Капитан-лейтенант Геннадий Сучков с честью выдержал это суровое испытание.

Крестьянский внук, сын офицера-фронтовика, он был воспитанником и героем самой отчаянной на Флоте эскадры – Четвертой эскадры дизельных подводных лодок. Прошел на ней все должностные ступеньки – от лейтенанта-минера до командира-адмирала. «Столетие» уже рассказывало о судьбе адмирала Сучкова («Прости нас, адмирал!» от 30.08.2013):

«Отец передал ему профессию защищать Родину. В 1969 году Геннадий окончил лучшее наше военно-морское училище – высшее ВМУ имени М.В. Фрунзе, и пришел на Северный флот лейтенантом. Сначала попал на тральщик, но сделал все, чтобы перевестись на подводную лодку и, в конце концов, был назначен командиром торпедной группы на дизельную подводную лодку Б-9. Именно с этой поры он, как говорят моряки, «не вылезал из морей», прочный корпус стал ему вторым домом: «автономка» за «автономкой», сначала на полгода, потом на девять месяцев, потом на год, и в 1975–76 годах невольный мировой рекорд – боевая служба в отрыве от базы на 18 месяцев! Полтора года в Атлантике и Средиземном море в отсеках дизельной подводной лодки!».

Заметим, что все свои лейтенантские и капитанские звездочки Сучков получал в морях, да и все его ордена окроплены морской солью – и орден Красной Звезды, и – «За службу Родине в ВС СССР». Офицер без каких бы то ни было связей, без поддержки сверху, шел по ступеням служебной лестницы весьма уверенно: командир подводной лодки, командир бригады подводных лодок, командир эскадры подводных лодок, заместитель командующего Черноморским флотом, командующий Тихоокеанским флотом, после гибели атомной подводной лодки «Курск» его назначили командующим родным Северным флотом…

До этого он занимал пост первого заместителя командующего Черноморским флотом. В то, более чем непростое, время Сучков всеми силами души способствовал сохранению российского флота в Крыму, проявлял недюжинные дипломатические усилия. Севастопольцы произносят его имя с искренним уважением и благодарностью. И не только они одни.

На открытие памятника флотоводцу приехали в Полярный его сослуживцы, друзья, а главное – оба сына – Александр и Егор, внук Тимур, который вместе с командующим Кольской флотилией вице-адмиралом Олегом Голубевым, сдернул покрывало с монумента. Потом был торжественный митинг, ружейный салют почетного караула. Парадным маршем прошли экипажи надводных и подводных кораблей Флотилии. Духовой оркестр играл «Прощание славянки», «День Победы» и даже переложенную на строевой шаг любимую песню Геннадия Сучкова «Прощайте, скалистые горы»…

Адмирал Сучков «обронзовел» только после смерти. Три бронзовых бюста поставлены в его честь: на малой родине в городе Сеченове, что в Нижегородской области, на Троекуровском кладбище в Москве и здесь, в Полярном, былой столице Северного флота, которая назвала Геннадия Сучкова своим почетным гражданином. При жизни же он был открыт всем, кто искал у него помощи и поддержки. Не было более веселого и остроумного собеседника в тесной офицерской компании.

Но самое удивительное: моряк-подводник Сучков никогда не пил. Даже глотка из рюмки не делал. Поднимал вместе со всеми и ставил на стол. Может быть, в этом и заключался секрет его феноменальной памяти и исключительной работоспособности?

Так или иначе, но адмирала Сучкова чаще видели на причалах и палубах, в отсеках и рубках, чем в береговом кабинете. И даже далеко на суше, в стенах министерства, он всегда оставался моряком. У него всегда собирались моряки. Он всегда и все делал для флота и во имя флота. Будем верить, что однажды появится на Севере боевой корабль с именем «Адмирал Сучков» на борту. Адмирал Сучков спасал флот, помогал морякам. Вот только себя не смог спасти, себе не смог помочь – скоропостижно скончался от запущенной болезни. Обычно в таких случаях говорят – сгорел на работе. Да, сгорел. Но жизнь его просияла, как факел. Как свет маяка, предупреждавшего: ваш курс ведет к опасности.

Теперь они стоят в ближайшем соседстве: бюст адмирала Геннадия Сучкова и бронзовое изваяние адмирала Федора Ушакова. Оба смотрят на причалы Екатерининской гавани, на корабли под Андреевским флагом, готовые к выходу в дальние моря. В этом и был смысл службы и служения адмирала Геннадия Александровича Сучкова – отправлять в дальние моря боевые корабли, и ждать их с победой.


Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».