Физические качества. Общая характеристика физической нагрузки Какое из физических качеств

Физические качества - это что такое? Ответ на поставленный вопрос мы рассмотрим в представленной статье. Помимо этого, мы расскажем вам о том, какие виды физических качеств существуют, и какова их роль в жизни человека.

Общая информация

Следует особо отметить, что без достаточного развития таких свойств спортсмен не может мечтать о каких-либо успехах и достижениях. Его основные физические качества развиваются во время регулярных тренировок, а также занятий различными упражнениями. При этом от степени их интенсивности и направленности зависит та или иная Так, разностороннее развитие всех качеств называют общей, а необходимых лишь в определенном виде спорта - специальной подготовкой.

Сила человека

Как физическое качество сила определяется через совокупность определенных способностей, обеспечивающих меру воздействия того или иного человека на внешние объекты или предметы.

Как правило, силовые способности людей проявляются только через силу действия (измеряется в килограммах), которая, в свою очередь, развивается благодаря мышечным напряжениям. Ее проявления в той или иной степени зависят от таких внешних и внутренних факторов, как величина отягощений, расположение тела, а также его отдельных элементов в пространстве, и от функционального состояния мышечных тканей человека и его психического состояния.

Кстати, именно расположение тела и его отдельных звеньев в пространстве позволяет влиять на величину силы. Это происходит за счет разного растяжения мышечных тканей при разных позах человека. Другими словами, чем больше растянуты мышцы, тем больше величина силы.

Помимо всего прочего, физическое качество сила, а точнее ее проявление, зависит от соотношения дыхания и фаз движения. Наибольшая ее величина определяется при натуживании, а наименьшая - при вдохе.

Виды сил

Сила может быть абсолютной или относительной. Первая определяется без учета массы тела максимальными показателями напряжений мышц. Что касается второй, то такая сила рассчитывается в виде отношения величины абсолютной к собственной массе тела.

Способы развития способностей

Степень проявления силовых способностей зависит и от количества мышечных тканей, которые вовлечены в работу, а также от особенностей их сокращений. В соответствии с этим различают 2 способа их развития:

  1. Использование всевозможных упражнений с максимальными усилиями. Такие задания предполагают выполнение определенных двигательных действий с околопредельными или предельными отягощениями. Такой метод позволяет максимально мобилизовать нервно-мышечный аппарат и давать наибольший прирост силовых способностей.
  2. Использование всевозможных упражнений с непредельными отягощениями. Данный способ характеризуется выполнением определенных двигательных действий с максимально возможным числом повторений. Происходит это при небольших отягощениях. Такой метод позволяет выполнить огромный объем работы и обеспечить ускоренный рост мускулатуры. Следует также отметить, что непредельные отягощения неспособны затруднить контроль техники движения. При таком режиме работы результат достигается в течение долгого времени.

Выносливость человека

Физическое качество выносливость определяется через совокупность определенных способностей, а также поддержание долгой работы в разных зонах мощности (умеренной, большой, околопредельной и максимальной нагрузки). При этом каждой зоне присущ только свой особенный комплекс реакций структур организма и его органов.

Длительность механической работы до утомления разделяется на 3 фазы:

  1. Начальное утомление.
  2. Компенсированное.
  3. Декомпенсированное.

Первую фазу характеризуют как появление начальных признаков усталости. Вторую - как прогрессивно углубляющееся утомление, а именно поддержание уже имеющейся интенсивности работы при помощи частичного изменения структуры двигательного процесса (например, уменьшая длину или увеличивая темп шагов при беге), а также дополнительных волевых усилий. Третья фаза - это высокая степень утомления, которая приводит к заметному понижению интенсивности работы вплоть до ее полного прекращения.

Виды выносливости

В практике и теории физического воспитания выносливость разделяют на:

  • специальную;
  • общую.

Выносливость специальная характеризуется длительностью работы, которая, в свою очередь, зависит от степени утомления и решения задач (двигательных). Что касается общей, то под ней подразумевается продолжительное выполнение работы с подключением всех жизнеобеспечивающих структур организма и органов.

Классификация специальной выносливости

Практически все основные физические качества имеют свои виды и подвиды. Так, специальная выносливость классифицируется по следующим признакам:

  • двигательное действие, при помощи которого решаются двигательные задачи (к примеру, прыжковая выносливость);
  • двигательная деятельность, в условиях которой решаются двигательные задачи (к примеру, игровая выносливость);
  • взаимодействие с иными физическими качествами, которые крайне необходимы для успешного решения двигательных задач.

Воспитание выносливости

Выносливость человека воспитывается путем решения двигательных задач, которые требуют мобилизации биологических и психических процессов в конце предшествующей фазы или компенсаторного утомления. Такие условия должны обеспечивать несколько вариантов работы с меняющейся структурой двигательного действия и нагрузок.

Основным в развитии выносливости является способ регламентированного упражнения, которое позволяет точно задавать объем и величину нагрузки. В паузах для отдыха спортсмены обычно выполняют задания на расслабление мускулатуры, дыхание, а также развитие подвижности суставов.

При субмаксимальных нагрузках развивать выносливость следует только после упражнений на координацию движений. Интервалы для отдыха, продолжительность и количество таких упражнений должны быть соотнесены с видом предшествующей работы.

Быстрота человека

Физическое качество быстрота выражается совокупностью скоростных способностей, которые включают в себя:

  • скорость одиночного движения, которая не отягощена внешним сопротивлением;
  • быстроту двигательных реакций;
  • частоту или же темп движений.

Большинство физических способностей, которые характеризуют быстроту, своими составными элементами входят и в другие физические качества, в том числе в качество ловкости. Быстроту развивают при помощи решения различных двигательных задач, успех которых определяется минимальным количеством времени, отведенного на их выполнение.

Выбор упражнений по воспитанию такого качества требует соблюдения определенных методических положений (высокого владения техникой двигательного действия, оптимального состояния организма, которое обеспечивает высокую работоспособность спортсмена).

Рассматривая такое физическое качество, нельзя не упомянуть о быстроте двигательной реакции. Она характеризуется минимальной продолжительностью от подачи определенного сигнала до начала выполнения движений. В свою очередь такие сложные реакции подразделяются на реакции движущегося объекта и выбора. Последняя представляет собой ответ каким-либо движением на сигналы. Условиями для воспитания данного качества являются высокая эмоциональность и повышенная работоспособность человека, а также желание выполнять задание до получения максимально возможного результата.

Ловкость человека

Ловкость как физическое качество выражается совокупностью координационных способностей и возможностью выполнять определенные двигательные действия с заданной амплитудой движений. Такое свойство воспитывают у спортсменов путем его обучения двигательным действиям, а также нахождением решения двигательных задач, которые требуют постоянного изменения принципа действий.

При развитии ловкости обязательным условием выступает новизна разучиваемого задания и способы его применения. В свою очередь данный элемент поддерживается координационной сложностью действия, а также созданием таких внешних условий, которые затрудняют выполнение упражнения.

Что такое координационные способности?

Такие способности связаны с возможностями управлять движениями в пространстве и включают в себя:

  • пространственную ориентировку;
  • динамическое и статическое равновесие;
  • точность воспроизведения определенных движений по силовым, временным и пространственным параметрам.

Пространственная ориентировка - это сохранение представлений об изменениях внешних условий или же сложившихся ситуаций. Также данный элемент подразумевает умение перестраивать двигательные действия в соответствии с существующими изменениями. При этом спортсмен должен не просто реагировать на внешнюю среду. Он обязан учитывать ее динамику изменения и осуществлять прогноз предстоящих событий, и только на основе этого строить свою программу действий, которая направлена на достижение необходимого результата.

Воспроизведение временных, силовых и пространственных параметров движений, как правило, проявляется в точности выполнения определенных двигательных процессов. Их развитие осуществляется совершенствованием чувствительных механизмов.

Статическое равновесие проявляется при продолжительном сохранении определенных поз спортсмена. Что касается динамического, то оно, наоборот, характеризуется сохранением направленности перемещений при непрерывно меняющихся позах.

Гибкость человека

Гибкость - это способность человека производить двигательные действия с определенной амплитудой. Данное качество характеризуется степенью подвижности в суставах, а также состоянием мышечных тканей.

Плохо развитая гибкость значительно затрудняет координацию движений и ограничивает пространственные перемещения тела и его частей.

и ее развитие

Различают гибкость активную и пассивную. Первая выражается амплитудой движений, которые совершаются благодаря напряжению собственных мышечных тканей, обслуживающих определенный сустав. Вторая гибкость также определяется по амплитуде, но уже действий, совершаемых под непосредственным воздействием каких-либо внешних сил. Причем ее величина всегда больше активной. Ведь под влиянием утомления активная гибкость заметно уменьшается, а пассивная, наоборот, увеличивается.

Развитие гибкости происходит при помощи повторного метода, то есть когда все упражнения на растягивание выполняются сериями. При этом активный и пассивный вид разрабатываются параллельно.

Подведем итоги

Физические качества - это те качества человека, которые развиваются благодаря интенсивным и регулярным нагрузкам. Причем такие нагрузки способны оказывать двойное действие, а именно:

  • повышать устойчивость к кислородному голоданию;
  • увеличивать мощность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

В процессе воспитания какого-либо физического качества человек обязательно влияет и на все остальные. Кстати, величина и характер этого влияния зависит от двух причин: уровня физической подготовленности и особенностей используемых нагрузок.

Следует также отметить, что развитие представленных способностей на начальных этапах занятий нередко приводит к совершенствованию других. Однако в дальнейшем это прекращается. Таким образом, при упражнениях, которые раньше влияли на развитие всех качеств, теперь будет оказываться воздействие только на некоторые из них. Именно по этой причине несовместимой задачей является одновременное достижение максимальных показателей выносливости и силы (к примеру, бег на марафоне и поднимание большого веса). Хотя следует учитывать, что высшая степень проявления одного физического качества может быть достигнута только при развитии остальных.

Классифицировать упражнения - значит разделить их на группы в соответствии с какими-то определёнными признаками. Практическое значение классификации заключается в том, что она позволяет упорядочить упражнения, помогает лучше ориентироваться в их чрезвычайном многообразии, рационально подбирать и использовать их в повседневной практике.

При этом надо всегда помнить, что каждое физическое упражнение, как правило, обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Из этого следует, что не может быть создана какая-то одна неизменная и пригодная для всех случаев классификация. Всегда существует несколько классификаций физических упражнений, которые не остаются неизменными, а всё время совершенствуются и уточняются.

Из существующих в настоящее время классификаций для практики массовых занятий и самосовершенствования наибольшее значение имеют классификации, осуществлённые по следующим признакам.

1. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания , к которым относятся: гимнастика, игра, туризм, спорт. В соответствии с этим признаком различают:

· гимнастические упражнения;

· игровые физические упражнения;

· туристические физические упражнения;

· спортивные упражнения.

Как можно видеть, в этой классификации представлены очень крупные группы физических упражнений, поэтому она может рассматриваться только как самая общая ориентировка во всём их многообразии.

2.По анатомическому признаку . В данной классификации упражнения подразделяются по признаку преимущественного воздействия на отдельные мышечные группы:

· упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

· упражнения для мышц туловища и шеи;

· упражнения для мышц ног и таза и т.п.

3. По признаку преимущественной направленности на развитие того или иного физического качества :

· скоростно-силовые физические упражнения;

· упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости;

· упражнения, требующие преимущественного проявления координационных способностей;

· упражнения, воздействующие на развитие гибкости;,

· силовые упражнения и т.п.

4.По структурным биомеханическим признакам:

· физические упражнения циклического характера (бег, плавание, езда на велосипеде и т.п.);

· физические упражнения ациклического характера (метания, прыжки);

· комбинированные физические упражнения (прыжки или метания с разбега);

· вращательные и сложно-пространсвенные упражнения (акробатические, прыжки в воду и т.п.);

5. По мощности выполняемой работы (или по величине физиологической нагрузки):

· упражнения умеренной мощности;

· упражнения большой мощности;

· упражнения субмасксимальной мощности;

· упражнения максимальной мощности.

6. По степени близости к соревновательному упражнению. Данная классификация является наиболее приемлемой для спортивной практики. В соответствии с этим признаком различают:

· избранные соревновательные упражнения;

· специально-подготовительные упражнения;

· общеподготовительные физические упражнения.

Как уже отмечалось выше, в занятиях физическими упражнениями очень большое значение имеет правильное дозирование физических нагрузок с обязательным учётом последействия от предыдущего упражнения или занятия. Особенную важность это приобретает в процессе организации самостоятельных занятий, которые без таких знаний и умений теряют всякий смысл и могут принести вред здоровью. В этом отношении особенно полезными являются знания, связанные с классификацией физических упражнений, по зонам относительной мощности выполняемой работы (или по величине физиологической нагрузки). Поэтому рассмотрим её более подробно.

· Зона максимальной мощности работы находится во временных границах от 3-5 до 20-30 секунд. В этой зоне находится сравнительно небольшая группа упражнений циклического характера - спринтерские дистанции в легкой атлетике, плавании, велогонках. Максимальная мощность развивается за счёт максимальной скорости передвижения. После 20 сек. работы (а во многих случаях и раньше) скорость неизбежно снижается. В результате её снижения и мощность становится ниже предельных значений. Полное восстановление функций сердечно-сосудистой системы после такой нагрузки заканчивается через 20-25 минут.

В зоне работы субмаксимальной мощности происходит резкое снижение максимальной скорости передвижения. Работа в этой зоне мощности характеризуется близким к предельному уровнем интенсивности, который может поддерживаться в пределах от 20-30 сек до 3-5 минут. Такая интенсивность характерна для бега на средние дистанции в легкой атлетике - 800, 1000 и 1500 м; 500-3000 м - в конькобежном спорте, 100-400 м - в плавании. Полное восстановление после работы субмаксимальной мощности происходит в течение 1,0 - 1,5часов.

После работы максимальной и субмаксимальной мощности часто происходит снижение ударного объёма сердца (количества крови, выталкиваемой сердцем за одно сокращение) . Это является следствием выключения “мышечного насоса” после прекращения работы мышц и резкого уменьшения венозного притока крови к сердцу. Крайне нежелательным результатом всего этого может быть, так называемый, “гравитационный шок”, возникающий в результате того, что кровь задерживается в расширенном кровяном русле нижних конечностей и ухудшения снабжения кровью верхней половины туловища, особенно, головного мозга, и потере сознания. Вот почему после таких упражнений нельзя сразу резко останавливаться, садиться и т.п.

Виды физкультурно-спортивной деятельности, относящиеся к зоне большой мощности , характеризуются довольно высоким темпом работы, поддерживаемом в течение относительно длительного времени - от 5-ти до 40 минут. В этих временных рамках выполняется бег на 3-5 км., плавание на 400 - 1500 м., лыжные гонки на 5-10 км. и т.п.

Значительная длительность и высокая интенсивность работы в зоне большой мощности обеспечивает полное раскрытие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Восстановление функций после работы в зоне большой мощности в основном происходит в течение 1,5 - 2,0 часов.

К работе умеренной мощности относятся циклические физические упражнения, выполняемые с относительно небольшой скоростью. Работа в этой зоне мощности сопровождается менее интенсивными, чем при работе субмаксимальной и большой мощности, сдвигами функций сердечно-сосудистой системы и характеризуется экономичным режимом работы сердца.

После пробегания сверхдлинных дистанций могут наблюдаться случаи падения артериального давления, вследствие ухудшения сократительной способности сердечной мышцы, утомлённой длительной работой. Расход энергии в единицу времени по сравнению с работой максимальной мощности уменьшается в 8-10 раз. В то же время суммарные энерготраты могут составить до 10000 ккал. , что в десятки раз превышает энегротраты, производимые в процессе работы субмаксимальной и максимальной мощности.

В практике повседневной жизни довольно широко распространено заблуждение по поводу того, что в решении задач физического воспитания можно вполне обойтись без физических упражнений, подменяя их выполнением трудовых двигательных действий. На самом деле это не так и объясняется существенными отличиями между этими разновидностями двигательных действий.

При помощи физических упражнений решаются педагогические задачи. Они направлены, прежде всего на себя, на свой организм, на его совершенствование, в то время, как трудовые двигательные действия направлены прежде всего на решение производственных задач.

Следовательно, физические упражнения выполняются в соответствии с закономерности физического воспитания, то есть наиболее рационального и разностороннего воздействия на организм с учётом индивидуальных возможностей занимающихся. Трудовые же действия организуются в соответствии с закономерностями производства, необходимостью повышения рентабельности, производительности труда и т.п. Поэтому регулирование нагрузки в физическом воспитании (объём, продолжительность, частота повторений, интервалы отдыха и т.п.) осуществляется в соответствии с закономерностями, позволяющими оказать наиболее эффективное и избирательной воздействие на ту или иную функцию организма Трудовые двигательные действия организуются в соответствии с требованиями наибольшей производительности в каком-то конкретном трудовом процессе, что неизбежно приводит к односторонности чрезмерности или недостаточности воздействий.

Имеют место и другие расхождения принципиального характера. Так, например, очень часто главной целью применения физических упражнений в процессе физического воспитания является доведение организма до глубокой степени утомления (при воспитании выносливости) Принципиальным отличием трудового процесса является то, что он предполагает всемерную экономию и минимально возможные траты энергоресурсов организма.

Таким образом, трудовые двигательные действия при определённых условиях, разумеется, могут оказывать положительное влияние на развитие организма человека. Однако, только специально разработанные комплексы физических упражнений и их методически грамотное использование может обеспечить целенаправленное и разностороннее развитие всех органов и систем организма в оптимальной мере и гармоническом соответствии.


Г Л А В А 6. Методы применения физических упражнений

Общее представление о методах. Основные понятия.

Эффективность используемых средств физического воспитания во многом зависит от методов их применения. Методов использования физических упражнений очень много. Данное обстоятельство обусловлено большим количеством, разнообразием и сложностью задач, которые невозможно успешно решать применяя какой-то один или несколько методов. Из этого также следует два очень важных положения:

· в природе не существует универсальных методов, при помощи которых можно решить все задачи физического воспитания;

· все методы в очень значительной мере специализированны (так как предназначены для решения определенных задач), и отличаются присущими только им характеристиками.

Знание всего состава и специфических характеристик методов позволяет правильно ориентироваться в их многообразии и отбирать наиболее эффективные из них для решения тех или иных задач физического воспитания и тренировки организма. Правильный выбор методов, их грамотное использование является одним из самых главных условий эффективности процесса физического воспитания.

В самом широком смысле “Метод”(от греч. - способ, путь) - это способ практических действий человека, направленных на достижение поставленной цели.

“Метод физического воспитания” - это определённым образом упорядоченная совокупность приёмов выполнения физических упражнений, обеспечивающих решение конкретной задачи (АР).

Методы физического воспитания реализуются через использование различных методических приёмов.

“Методический приём” - это конкретный способ реализации метода, осуществляемый в соответствии с особенностями какой-либо частной задачи (АР).

Наряду с этими терминами необходимо иметь представление и о понятии “методика”.

“Методика” - это совокупность (система) средств и методов, направленных на достижение определённого конечного результата в процессе физического воспитания.

Например, можно говорить о методике обучения какому-либо двигательному действию (методика обучения прыжку в высоту с разбега способом “перешагивание” или “фосбери-флоп”), или о методике развития какого-то физического качества (методика развития силовых способностей) и т. п.


6.2. Классификация методов выполнения физических упражнений.

Для решения задач физического воспитания применяется множество различных практических методов. Все они могут быть разделены на две неравные группы (Рис. 1):

* методы строго регламентированного упражнения;

* методы


Рис. 1. Классификация методов выполнения физических упражнений


В свою очередь, методы строго регламентированного упражнения подразделяются ещё на две группы:

* методы, используемые преимущественно при освоении двигательных действий;

* методы, используемые преимущественно в процессе развития физических качеств.

В группе методов, используемых при освоении движений , выделяют:

* метод разучивания упражнения в целом;

* метод разучивания упражнения по частям;

* метод “сопряжённого воздействия”, когда освоение двигательного действия идёт в условиях, требующих повышенных физических усилий;

* метод “управляемого взаимодействия”, основанный на применении разнообразных технических средств и тренажёрных устройств.

Группа методов частично регламентированного упражнения представлена двумя вариантами:

* игровым методом выполнения упражнений;

* соревновательным методом выполнения упражнений

6.3. Характеристика методов строго регламентированного

упражнения.

Группа методов, преимущественно направленных на развитие физических качеств , основаны на различных способах регламентации (регулирования) нагрузок и отдыха. Среди них выделяют.

1. Методы стандартного упражнения (со стандартной нагрузкой), к которым относят:

· метод равномерного упражнения, например, равномерный бег, поточное выполнение элементарных движений и т.п. (его отличительные черты состоят в том, что нагрузка не прерывается интервалами отдыха и не изменяется по величине);

· метод повторного упражнения, например, 5 раз по 30 м. (его отличительной чертой являются одинаковые порции нагрузки, следующие через определенные интервалы отдыха).

2. Методы переменного упражнения (с переменной нагрузкой) которые подразделяются:

· метод переменного непрерывного упражнения (например, “фартлек” - непрерывный бег с переменной скоростью);

· метод переменного интервального упражнения, имеющий разновидности: а) с прогрессирующей нагрузкой (например, подходы к штанге весом 40, 60, 80 кГ и т.п.); б) с убывающей нагрузкой (например, пробегание отрезков 800, 400, 200, 100 м.); в) интервального упражнения с варьирующей нагрузкой.

3. Методы упражнений комбинированного типа. Существование этих методов обусловлено тем, что далеко не все средства физического воспитания позволяют применять тот или иной метод в “чистом виде”. Во-вторых, тем, что соединение особенностей различных методов во многих случаях создаёт условия для более гибкого регулирования параметров нагрузки и отдыха и, тем самым, более целесообразного управления процессом развития физических качеств.

В принципе возможны самые разнообразные варианты комбинирования элементов, характеризующих разные методы. Соответственно и велико число комбинированных методов. Можно привести только некоторые их примеры:

* метод повторно-переменного упражнения (бег 200 м в быстром темпе и 100 в спокойном и т.п.);

* метод повторно-прогрессирующего упражнения с уменьшением объёма нагрузки в сериях (подъёмы штанги: 5 раз по 70 кг + 4 раза по 80 кг + 3 раза по 85 кг и т.п.)

* метод повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха (пробегание отрезков 400 м с интервалами отдыха 8, 6, 4 мин) и др.

Наряду с методами, которые чаще всего используются для развития физических качеств, существует и группа методов, применяемых, главным образом, в процессе освоения двигательных действий. Среди них выделяются, прежде всего два противоположных подхода: целостный, то есть без расчленения двигательного действия на отдельные части, и по частям, то есть с первоначальным их расчленением на составные элементы.

Оба эти подхода следует рассматривать как целесообразные. Они должны дополнять друг друга и применяться в соответствии с многими условиями: особенностями осваиваемого упражнения, этапом освоения, групповыми и индивидуальными особенностями занимающихся, наличием и качеством спортивного оборудования, возможностями использования технических средств и тренажёрных устройств т.п.

Начальное освоение движений может вестись как целостным методом, так и по частям.

В первом случае движения выполняются в составе той целостной структуры, которая характерна для данного конкретного действия (например, прыжок). Во втором случае действие подразделяется на основные элементы, и их осваивают поочерёдно (например, гимнастические комбинации). При этом никогда не следует забывать, что расчленение носит временный характер. Разучивание части двигательного действия не является самоцелью. Оно служит лишь первоначальным этапом, облегчающим овладение целостным действием. В конечном итоге все элементы должны быть сведены в целостное действие, иначе этот метод теряет всякий смысл.

Метод разучивания двигательного действия по частям имеет следующие положительные стороны:

* позволяет более полно сосредоточить внимание на выделенной части и более тщательно её изучить и освоить;

* уменьшает вероятность повторного неправильного выполнения движений, предупреждает закрепление ошибок;

* снижает утомляемость процесса освоения, что позволяет увеличивать количество выполняемых упражнений;

* делает процесс освоения более конкретным;

* этот метод незаменим при освоении координационно сложных двигательных действий, а также при необходимости дифференцированного воздействия на отдельные мышечные группы и суставы.

Вместе с тем данный метод имеет и существенные недостатки:

* не годится для тех случаев, когда двигательное действие невозможно расчленить (прыжки, ловля предмета и т.п.);

* отдельные детали движения даже при самом правильном и удачном расчленении не сохраняют полностью все свои характеристики, так как большинство таких характеристик определяются не их собственным содержанием, а особенностями взаимосвязи с другими элементами системы движений.

В тех случаях, когда расчленение целого может привести к изменению самой сути двигательного действия, резкому искажению его структуры, применяют второй путь - метод целостного разучивания.

При этом вначале структура целостного движения по возможности больше упрощается за счёт исключения отдельных, относительно самостоятельных деталей, которые затем, по мере освоения основного механизма, соединяются с основным действием и совершенствуются уже на фоне целостного выполнения двигательного действия.

Ценной чертой этого метода является то, что техника двигательного действия осваивается при постоянном взаимодействии его частей, что позволяет сохранять ритм действия и его общую структуру. Он особенно эффективен на заключительном этапе совершенствования двигательных действий.

Этот метод имеет и существенные недостатки:

* не исключает возможность грубых искажений в технике выполнения двигательного действия;

* не позволяет одновременно контролировать все детали движения, нуждающиеся в контроле и коррекции;

* при начальном разучивании, целостное повторение сложных двигательных действий приводит к быстрому утомлению, в результате которого дальнейшая работа по его освоению оказывается невозможной

* может быть использован при начальном разучивании только сравнительно несложных двигательных действий.

На различных этапах освоения и совершенствования двигательных действий ведущую роль может приобретать метод, который характеризуется целостным выполнением двигательных действий в условиях дополнительных нагрузок, позволяющих более активно воздействовать на развитие специальных физических качеств, наиболее важных для данного навыка и без нарушения его структуры. Такая группа методов впервые разработана и описана профессором В.М.Дьячковым, и объединяется под названием методов “сопряжённого воздействия”.

Особенно важным условием, соблюдение которого необходимо при использовании этих методов, является тщательный подбор применяемых дополнительных отягощений (сопротивлений) , которые должны отвечать строгим требованиям оптимальности. В свою очередь, оптимальность величины дополнительных отягощений зависит от:

* структурных особенностей двигательного действия;

* конкретных задач освоения и совершенствования;

* индивидуальных особенностей, уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности занимающихся.

Процесс первоначального освоения, а также совершенствования двигательных действий существенно упрощается и ускоряется в тех случаях, когда появляется возможность широкого использования технических средств и специальных тренажерных устройств, применяемых на основе разработанной профессором И.П.Ратовым концепции “искусственная управляющая среда”. Сюда относится огромное количество всевозможных устройств, действующих по принципу “управляемого взаимодействия”

Одно из основных направлений использования таких устройств заключается в том, чтобы ограничить до возможного минимума количество степеней свободы движущихся частей тела при выполнении какого-либо сложного двигательного действия, уменьшив или полностью исключив тем самым возможность неправильного его выполнения.

Такие тренажёрные устройства позволяют применять целостный метод при обучении не только сравнительно простым, но и сложнокоординированным двигательным действиям. Причём, использовать его на самых начальных этапах освоения движений без риска получения отрицательного эффекта, даже при освоении движений детьми младшего школьного возраста.

Благодаря их использованию отпадает необходимость в долгих объяснениях, имитациях, появляется возможность сосредоточения внимания на самом главном, ускоряется освоение движений, появляются дополнительные возможности для учета индивидуальных особенностей занимающихся и т.п.

На начальном этапе освоения движений реализация такого подхода позволяет лучше прочувствовать движение, выполняя его с первых попыток правильно. Применяемые при этом дополнительные отягощения содействуют формированию более ярких двигательных образов, причём таких, которые соответствуют выполнению движений с рекордным для данного занимающегося результатом.

Одним из достоинств такого подхода является и то, что его реализация позволяет как бы раздвигать рамки доступности при освоении сложных движений. Очень важным является также и то, что в условиях данного подхода создаются предпосылки для повышения верхней границы “оптимальности” применяемых дополнительных отягощений, что способствует ещё большему повышению эффективности методов “сопряженного воздействия” в деле одновременного решения задач освоения движений и развития физических качеств.

Общие черты, характерные для методов строго регламентированного упражнения. Как следует уже из самого названия этих методов, при их использовании деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно более полной регламентацией., что выражается в следующем:

* твёрдо предписанной программе движений (состав движений, порядок их выполнения и т.п.);

* строгом дозировании нагрузки и управлении её динамикой в процессе упражнения;

* в строго установленном порядке чередования нагрузок и отдыха;

* использовании определённых искусственно созданных внешних условий, облегчающих действия занимающихся (технические средства, тренажёрные устройства).

Основной смысл такой регламентации состоит в том, чтобы:

* создать оптимальные условия для освоения новых двигательных действий;

* гарантировать точно направленное воздействие на развитие того или иного физического качества.

Использование методов строго регламентированного упражнения позволяет:

* обучать двигательным действиям любой сложности;

* избирательно воздействовать упражнениями на различные части тела;

* строго дозировать нагрузку от минимальной до предельной;

* избирательно воздействовать на развитие отдельных физических качеств;

* обеспечивать индивидуализацию в процессе физического воспитания;

* использовать физические упражнения в занятиях любого контингента людей: от новорождённых до пожилых, от обладающих феноменальными физическими возможностями до физически слабых и больных.

Методы строго регламентированного упражнения могут быть использованы на всех этапах освоения двигательных действий и развития физических качеств.

6.4. Характеристика методов частично регламентированного

упражнения.

Несмотря на все достоинства и великое разнообразие методов строго регламентированного упражнения ими не исчерпывается всё многообразие методических форм, используемых в процессе физического воспитания. В некоторых ситуациях очень существенное значение приобретают методы, допускающие относительно свободный характер действий для решения стоящих задач. К таким разновидностям регламентации выполнения физических упражнений как раз и относятся игровой и соревновательный методы.

Игровой метод. Этот метод в практике физического воспитания чаще всего используется в виде элементарных подвижных игр. Однако его не правильно отождествлять с какой-то конкретной игрой. В принципе, его основу могут составить самые разнообразные двигательные действия, организованные в соответствии с требованиями этого метода.

Для игрового метода характерна прежде всего “сюжетная организация”, когда деятельность занимающихся организуется на основе образного или условного сюжета. Сюжетом определяется замысел, план игры, общая линия поведения. Однако он не должен жёстко предопределять способы достижения игровой цели (например, попасть мячом в “утку” и самому, и передав его товарищу по команде). Такие условия представляют широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач, способствуют проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости.

Характерными чертами игрового метода являются:

* комплексный характер деятельности, разнообразие способов достижения цели;

* широкая самостоятельность, большие возможности для проявления инициативы;

* широкие возможности для моделирования напряженных межличностных и межгрупповых взаимоотношений;

* яркая эмоциональность, на фоне которой протекает двигательная деятельность.

Благодаря этим своим особенностям игровой метод позволяет:

* обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся;

* создавать условия для меньшей психической и физической утомляемости;

* обеспечить комплексное решение задач по развитию физических качеств;

* успешно решать задачи по совершенствованию уже освоенных двигательных действий;

* создать особенно эффективные условия для развития координационных способностей;

* выявлять личностные особенности занимающихся и активно влиять на формирование нравственных, морально-этических и интеллектуальных черт личности.

Вместе с тем для этого метода характерны и существенные недостатки:

* он не может быть использован для разучивания новых двигательных действий;

* существенно затрудняет дозирование нагрузки;

* не предоставляет возможности доводить развитие отдельных физических качеств до максимально возможного уровня

Представленные характерные черты игрового метода свидетельствуют, что он должен использоваться не на начальных этапах освоения движений и не с целью строго избирательного воздействия на отдельные физические качества, а для комплексного совершенствования двигательных действий в усложнённой игровой обстановке.

Его характерные черты также свидетельствуют о том, что он должен занимать ведущее место в физическом воспитании детей младшего возраста.

Соревновательный метод. Самой яркой определяющей чертой этого метода является сопоставление сил в порядке соперничества. Из неё вытекают и все другие его особенности.

По особенностям регулирования нагрузки соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым и методами строго регламентированного упражнения. Несмотря на наличие жестких правил соревновательной борьбы, он предоставляет ограниченные возможности для точного дозирования нагрузки и непосредственного руководства деятельностью занимающихся

В этом методе значительно больше, чем в игре выражены моменты психической напряжённости. Фактор соперничества и другие условия состязаний создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

В сравнении с другими методами он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и, тем самым, способствует их наибольшему развитию.

Основными характерными чертами соревновательного метода являются:

* подчинение всей деятельности главной задаче - победить;

* стимулирование максимальных проявлений двигательных и личностных возможностей и качеств, выявление уровня их развития;

* обеспечение максимальной физической и психической нагрузок;

Исключительно велико значение этого метода в воспитании таких морально-волевых качеств как: целеустремлённость, инициативность, настойчивость, самообладание, самоотверженность.

Однако необходимо помнить, что фактор соперничества и связанные с ним особенности взаимоотношений, могут способствовать формированию и отрицательных черт характера, таких как: эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, зазнайство и т.п.

Важно также помнить, что соревновательный метод, являясь очень эффективным на стадии совершенствования двигательных действий, не может применяться с целью первоначального их освоения.

Важнейшим и непременным условием эффективного применения этого метода является обязательное проведение предварительной тренировочной работы. Несоблюдение этого условия может привести к нанесению серьёзного вреда здоровью и является грубейшим нарушением одного из самых важных принципов отечественной системы физического воспитания - принципа её оздоровительной направленности.

Знакомство с многообразием методов выполнения физических упражнений позволяет сделать принципиально важный вывод о том, что ни один из них, взятый сам по себе, никогда не сможет оказаться (или оцениваться) как единственно полноценный и самый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывает себя только в тесной взаимосвязи с ними.

Успех гарантирует лишь умелое применение всего комплекса научно обоснованных и практически апробированных методов, основанное на обязательном учёте особенностей используемых средств (физических упражнений), конкретных условий занятий и, что особенно важно, возможностей занимающихся.


Г Л А В А 7 . Освоение двигательных действий

Характеристики физических упражнений

Пространственная характеристика двигательных действий. Движения человек выполняет в пространстве. К пространственным характеристикам относятся: исходное положение и положения тела и его частей во время выполнения упражнения, траектория движения.

Исходное положение – выражает готовность к действию, это точно принятое, эффективное, экономное соотношение взаимодействующих сил. Эффективность и результативность упражнения во многом определяется тем, насколько рационально выполняющий его использует внутренние (свои собственные) и внешние силы, обеспечивающие движение. Принятое исходное положение создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих действий. От сохранения наиболее выгодного положения тела и его частей зависит эффективность выполняемых упражнений. Изменяя исходное положение тела или его частей, можно изменить сложность упражнения, усилить или снизить нагрузку на разные группы мышц. При принятии исходного положения в теле или отдельных его частях наблюдается статическое напряжение. Некоторые исходные положения и статические позы имеют самостоятельное значение, например стойка «смирно». В работе с детьми используются разнообразные исходные положения: для ног – ноги вместе; на ширине плеч или слегка расставлены и т.д.; для рук – руки вдоль туловища, вперед, на поясе и т.д.

Траектория движения – путь движущейся части тела или предмета. От нее зависит успешное выполнение двигательной задачи. В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду движения.

По форме траектории бывают прямолинейные и криволинейные. Прямолинейные движения применяются, когда требуется развивать наибольшую скорость какой-либо частью тела на коротком пути (удар по подвешенному мячу). Криволинейные движения не требуют затраты дополнительных мышечных усилий для преодоления инерции тела, поэтому они используются чаще. Сложность траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще, например, движения руки разнообразнее, чем ноги.

Направление движения. Направление движущихся частей тела влияет на эффективность воздействия физических упражнений, выполнение двигательной задачи. Направление движения определяется по отношению к собственному телу. Их принято называть парно-противоположной терминологией – «вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево». Направление сгибательных движений определяют по плоскостям тела, применяя термины «вперед», «назад»; для движений в боковой (переднезадней) плоскости: например, наклон назад, вперед, вправо-влево; для движений в линейной плоскости: наклоны в сторону, направо, налево; для вращательных движений в горизонтальной плоскости: например, повороты направо, налево. Применяются также промежуточные направления (например, вполоборота налево и др.).



Амплитуда движения – величина пути перемещения частей тела. Она может определяться в условных величинах (градусах), линейными мерами (длина шага) и условными обозначениями (полуприседание) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног), ориентирами на собственном теле (хлопок о колено правой ноги). Амплитуда движений зависит от строения костей, суставов, эластичности связок и мышц. Подвижность сочленения, которая достигается сокращением мышц, называют активной . Подвижность, вызываемая действием внешних сил (партер), называется пассивной . Величина пассивной подвижности больше активной. В жизни и в практике физического воспитания максимальная, анатомически возможная амплитуда движений обычно не используется. Для достижения максимальной амплитуды требуется добавочная затрата мышечных усилий, направленных на предельное растяжение мышц-антагонистов и связочного аппарата. Если чрезмерно увеличить амплитуду, можно повредить мышцы и связки.

Пространственно-временные характеристики. Скорость движения определяется отношением величины (длины) пути, пройденного телом или его частью, к затраченному на это времени. При выполнении физических упражнений различают скорость движения всего тела и отдельных частей тела. Если временные характеристики не будут соответствовать требованиям двигательной задачи, ее выполнение окажется невозможно или будет затруднено. От степени своевременности и согласованности всех движений во времени в составе сложного двигательного действия зависит возможность его выполнения и конечная эффективность. В процессе физического воспитания ребенка необходимо учить управлять скоростью движений: выдержать заданную скорость (развивать «чувство скорости»), увеличивать или замедлять ее.

Временные характеристики. К временным характеристикам относится длительность выполнения упражнений и его отдельных элементов, отдельных статических положений и темп движения. Каждое упражнение выполняется в течение определенного времени и в определенной временной последовательности. По длительности выполнения упражнений и его отдельных элементов можно определить общий объем нагрузки и регулировать его. Большое значение имеет темп движений – количество движений в единицу времени или частота повторения циклов движений. Изменение темпа движений приводит к увеличению или уменьшению физической нагрузки. Дети дошкольного возраста выполняют упражнения в умеренном темпе, увеличение его повышает нагрузку на организм. У каждого ребенка свой индивидуальный темп движений. Это зависит от состояния его нервной системы, психического типа, роста, массы и т. д. Под воздействием систематических упражнений можно научить детей приспосабливаться к общему темпу.

Ритмическая характеристика. Ритм – одно из условий жизни, он проявляется во всем, формируя цикличность. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ритм представляет собой сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Точное чередование мышечного напряжения и расслабления является показателем правильности выполнения физического упражнения. Каждое движение совершается в определенном ритме. Основу ритма составляет закономерное расчленение временной последовательности акцентов. Без акцентов нет ритма, утверждал известный психолог Б.М.Теплов.

Ж. Далькроз говорил, что всякий ритм есть движение. В образовании и развитии чувства ритма участвует все тело человека. Каждый ребенок имеет свой индивидуальный ритм. Ритмические движения нравятся ребенку. Он с удовольствием прыгает через скакалку под стихотворный ритм. Под воздействием занятий физическими упражнениями можно изменить соотношение длительности активных и пассивных частей движения. Чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильного, экономного решения двигательной задачи. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.

Качественные характеристики движений. В теории физического воспитания широко используются количественные характеристики движений. Однако не менее важны и качественные их характеристики. Они представляют собой комплекс частичных признаков в их единстве. Качественные характеристики многообразны, тем не менее, некоторые из них можно выделить. Так, понятие «точность движения» включает пространственные, временные и силовые характеристики.

Точность движения – это степень соответствия требованиям двигательной задачи, которая будет выполнена, если движение соответствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.

Экономные движения – движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.

Энергичные движения – движения, выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.

Плавные движения – движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедлением, с закрепленными траекториями при изменении направления движений. Плавные движения характерны для художественной гимнастики.

Выразительность движения – выражение психического состояния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.

Воспитание выразительности движений имеет огромное значение, поскольку обеспечивает: управление психическими процессами; установление связи между внутренними переживаниями и внешними проявлениями; развитие психики, психофизических качеств; развитие отделов коры головного мозга; гармонизацию личности и т.д. Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные упражнения и сюжетные подвижные игры.

.2. Классификация физических упражнений

Классификация – это распределение физических упражнений по группам и подгруппам в соответствии с определенными признаками. Разные физические упражнения имеют много общих признаков. Важно установить главный признак, по которому следует разделить упражнения на группы. Этот признак должен быть существенным в педагогическом отношении. Классификации, составленные по разным признакам, помогают ориентироваться во множестве существующих физических упражнений, отбирать из них нужные в соответствии задачами. Одна из классификаций в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания и методов их применения является: гимнастика, игры, спорт и туризм.

Гимнастика занимает значительное место в системе физического воспитания. Она подразделяется на оздоровительную или общеразвивающуюся (основная, гигиеническая, атлетическая), спортивную (акробатика, художественная и спортивная) и прикладную (профессионально-прикладная, военно-прикладная, спортивно-прикладная, гимнастика на производстве, ЛФК).

Специфические особенности гимнастики: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные суставы, мышечные группы; возможность точной дозировки нагрузки; использование физкультурных снарядов, инвентаря; проведение упражнений под музыку и их разнообразие.

Подвижная игра – это сложная деятельность, выполняемая в неожиданно изменяющихся условиях и ситуациях, обусловленная установленными правилами, направленными на выявление конечного итога или количественного результата. Подвижные игры отличаются особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею. По ходу игры возникает необходимость двигаться и действовать во внезапно изменяющихся ситуациях и решать двигательные задачи в кратчайшие сроки, проявляя физические качества. Это приводит к закреплению двигательных навыков. В игре деятельность детей организуется на основе образного сюжета или игровых заданий, которые побуждают ребенка с большим удовольствием выполнять упражнения. Выполнение правил игры вызывает взаимообусловленность поведения, содействует воспитанию нравственных качеств. В игре детям предоставляется возможность проявить самостоятельность в выборе способа выполнения действия.

Спорт -это достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов. Он предъявляет высокие требования к физическим и духовным силам человека. Поэтому он доступен лишь с достижением определенного этапа возрастного развития при условии соответствующей физической подготовленности и состояния здоровья. спорт содействует физическому совершенству и способствует воспитанию морально-волевых качеств. С детьми дошкольного возраста используются различны6е упражнения из гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения); спортивные упражнения (ходьба на лыжах, катание на коньках и велосипеде, плавание); спортивные игры (настольный теннис, бадминтон, городки). В результате этого создается база для дальнейших занятий физическими упражнениями и различными видами спорта в последующий возрастной период.

Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного возраста организуются прогулки за пределы участка и за город с использованием различных способов передвижения (пешком, на лыжах, на велосипедах). В пути, на остановках могут применять спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом и т.д. Выполнение физических упражнений на воздухе повышает их оздоровительный эффект.

Следующая классификация по преимущественному развитию физических качеств, которые группируются на упражнения для развития ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости. Упражнения могут распределяться по использованию снарядов, предметов. Существует классификация по анатомическому признаку (упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног и т.д.).

Классификация по структурному признаку: упражнения циклического, ациклического и смешанного типа. Циклические упражнения (ходьба, бег, плавание и др.) характеризуются закономерной последовательностью циклов и связью элементов движения в цикле. В ациклических движениях (метание, прыжки) каждое упражнение является законченным действием. В смешанных движениях (прыжки в высоту и в длину с разбега) соединяются циклические с ациклическими.

В биомеханике делят упражнения на поступательные (прыжки в длину с разбега); вращательные (метание диска) и т.д. В физиологии упражнения различают по мощности выполненной работы: малой, средней, большой, субмаксимальной и максимальной.

Кроме того, упражнения делятся на естественные (ходьба, бег), которые применяются в повседневной жизни. Абстрактные упражнения специально созданы для решения задач физического воспитания: упражнения для отдельных групп мышц, разных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (бег на месте, упражнения на брусьях, кольцах, со скакалкой).

Упражнения делятся на динамические и статические. Динамические упражнения связаны с перемещение тела в пространстве. Статические упражнения основаны на длительном мышечном напряжении в одном положении (стойка на голове, на руках).

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите цель физического воспитания.

2. В чем состоят задачи физического воспитания ребенка?

3. Перечислите средства физического воспитания.

4. Дайте характеристику физических упражнений.

5. Определите следующие понятия: форма, содержание, техника физических упражнений.

6. Дайте характеристики физических упражнений: пространственную, временную, ритмическую.

Физические качества - это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными движениями.

Известно, что любой человек может научиться кататься на коньках или на велосипеде . Но это не значит, что любой человек сможет пробежать на коньках 10 км или проехать 100 км на велосипеде. Это сможет только тот, у кого развита сила, быстрота, выносливость, ловкость. Мы говорим: человек сильный, быстрый, выносливый, ловкий. Этими словами и обозначают физические, или, как их еще называют, двигательные, качества.

Изменение физических качеств с возрастом.

Без достаточного развития физических качеств нельзя серьезно мечтать о каких-либо успехах в спорте. Физические качества развиваются во время тренировок, занятий физическими упражнениями. От степени их развития и зависит физическая подготовка спортсмена. Общая физическая подготовка - разностороннее развитие всех качеств; специальная физическая подготовка-развитие физических качеств, необходимых в определенном виде спорта.

Развитие физических качеств (например, силы ) - это не самоцель. Определенная сила нужна спортсмену, чтобы быстрее овладеть необходимыми двигательными навыками. Если у подростка нет силы поднять прямые ноги к перекладине из виса, то он никогда не научится выполнять подъем разгибом, как бы хорошо он ни знал технику выполнения этого гимнастического элемента. Поэтому, прежде чем выучить какое-либо движение, надо обязательно хорошо сделать целую серию подготовительных упражнений. Физические качества важны. Они помогают занимающимся научиться управлять своими движениями, воспитывают двигательный навык. А для этого важно, чтобы физические качества развивались всесторонне и своевременно. Дисгармония в их развитии - такое же отклонение от нормы, как и диспропорция в телосложении. Помогают развить физические качества нормативы комплекса ГТО. Спортсмены, чтобы получить разряд или звание по избранному виду спорта, обязательно сдают нормы комплекса ГТО.

В жизни человека имеются определенные периоды, когда лучше всего можно развить то или иное двигательное качество. Это следует учитывать при тренировках. Чтобы оценить уровень развития физических качеств, используют различные тесты или контрольные упражнения. Основным показателем силы как двигательного качества является максимальная величина развиваемого мышцами напряжения. Измеряют силу различными динамометрами. Известно, что сила мышцы зависит от ее толщины. При одинаковом уровне тренированности люди большего веса могут проявить большую силу. Для сравнения силы людей разного веса пользуются понятием «относительная сила» , т. е. максимальное напряжение.

Абсолютная сила - сила, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена. В видах спорта, связанных с перемещениями тела спортсмена в пространстве, важное значение имеет относительная сила .

Для каждого вида спорта требуется развитие силы определенных групп мышц. Для штангистов наиболее важно развить мышцы рук, ног и туловища, для прыгунов - ног, для гимнастов - мышц плечевого пояса. Чтобы развивать различные мышцы, надо постоянно менять упражнения.

Быстрота . Существуют два слова для определения одного и того же двигательного качества: быстрота и скорость. Скорость бега, например, зависит от частоты и длины шагов, от силы мышц ног. Для характеристики этого физического качества пользуются понятием «быстрота», - которая складывается из трех показателей: времени двигательной реакции (времени ответа на какой-либо заранее известный сигнал); времени отдельного движения; частоты, темпа движений. Быстроту можно определить как способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Скоростные способности человека относительны: можно очень быстро выполнять одни движения и значительно медленнее другие. Если движения разные, например бег и плавание, то можно быстро бегать и очень медленно плавать . Для каждого движения быстроту нужно развивать отдельно, хотя и в сходных движениях имеет значение приобретенный ранее навык. Чтобы воспитать быстроту, нужно чтобы была правильно освоена техника упражнения. Упражнение выполняют в полную силу, как можно быстрее и в короткий промежуток времени, так как долго поддерживать максимальную скорость невозможно. Число повторений должно быть таким, чтобы очередная попытка не вызывала снижения скорости. Между попытками необходимо отдохнуть, чтобы упражнения напоминали соревнования или игры.

Выносливость - способность человека к длительному выполнению какого-либо вида деятельности без снижения его эффективности, способность противостоять утомлению. Различают общую выносливость - способность длительно выполнять различные виды движений умеренной интенсивности - и специальную выносливость - способность длительно сохранять работоспособность. Чтобы развить выносливость, нужно постепенно увеличивать время выполнения упражнений умеренной интенсивности: бежать в спокойном темпе, идти на лыжах, плавать. В дальнейшем надо постепенно увеличивать скорость прохождения дистанции. С развитием выносливости воспитываются волевые качества , развивается способность, как говорят спортсмены, «терпеть» на дистанции. Появление чувства тяжести в ногах (ноги, как гири), стеснение в груди (сердце вот-вот выскочит), удушье (нечем дышать), апатия (зачем все это нужно) - признаки наступления так называемой мертвой точки. От спортсмена требуется большая сила воли , чтобы преодолеть это состояние. После этого наступает «второе дыхание», спортсмен испытывает чувство облегчения и может еще долго продолжать работу. Главная причина «мертвой точки» - недостаточная перестройка работы сердца и органов дыхания. Это состояние появляется при чрезмерно высокой нагрузке или скорости в начале дистанции, если разминка перед забегом была недостаточной или если спортсмен плохо подготовлен физически. Волевые качества развиваются и при спуртах - ускорениях на дистанции.

Развитие выносливости требует времени и терпения.

Ловкость - способность человека быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки.

Ловкость - это сложное двигательное качество, и измерить его очень трудно.

Показатель ловкости - точность выполнения движения, высокая координация, быстрая реакция, способность к быстрому овладению новыми движениями. Нагляднее всего ловкость проявляется в спортивных играх и в видах спорта, связанных с единоборствами: боксе, борьбе, фехтовании.

Для развития ловкости надо постоянно менять упражнения и усложнять условия их выполнения.

Среди других физических качеств очень важны: гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой; координация - умение точно и экономно выполнять различные движения; равновесие - умение сохранять заданное положение тела, а также чувство времени, ритма, пространства.

Наивысшего развития какого-либо физического качества невозможно достичь без высокого уровня развития других физических качеств. Физическая подготовленность должна быть разносторонней.

Большое значение для улучшения физической подготовленности имеет точное знание и регистрация спортивных результатов.

Каждый школьник, каждый спортсмен должен записывать и знать свои результаты. По ним можно судить, насколько изменилась физическая подготовка. Такие записи наглядно покажут эффект занятий физическими упражнениями.

Все основы уровня и качества жизни взрослого человека закладываются в детские годы – это сегодня ни для кого не секрет. Не является исключением и здоровье. Каким будет здоровье человека во взрослые годы во многом зависит от того какое внимание уделялось физическому развитию ребенка и в частности общей физической подготовке его организма. Одним из показателей уровня физического развития ребенка является уровень развития физических качеств.

Физическими качествами человека называют отдельные его двигательные возможности, такие, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и пр. Другими словами, это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают изменения в процессе роста и развития организма. Однако эти изменения можно усилить за счет целенаправленных занятий физическими упражнениями. Жизнь красноречива в своих примерах и неустанно демонстрирует нам, что нельзя серьезно мечтать о хорошем здоровье без достаточного уровня развития целого комплекса физических качеств. Поэтому в программе воспитания «Стиль Белого Льва» уделяется не малое внимание данному аспекту общей физической подготовки в процессе занятий боевыми искусствами.


В основе совершенствования физических качеств человека лежит одна из многих замечательных способностей человеческого организма. Эта способность – отвечать на повторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления тренировочных физических нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей.

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешнему сопротивлению за счет мышечных усилий.

Быстрота – способность человека выполнять движения в минимально короткий срок. Развить быстроту помогут простые по координации физические упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью.

Выносливость – это способность человека выдерживать физические нагрузки, совершать работу заданной интенсивности в течение по возможности более длительного времени. Еще выносливость можно охарактеризовать, как способность организма противостоять утомлению.

Гибкость – это способность выполнять движения, в том числе движения специальных физических упражнений, с большой амплитудой.

Координация движений – это способность сочетать физические и психологические процессы в едином целенаправленном движении. Это качество необходимо для успешного проведения большинства физических действий, в том числе и в повседневной жизни. Координация движений играет главную роль в развитии ловкости.

Ловкость – способность человека менять, перестраивать свою двигательную деятельность с учетом требований внезапно меняющейся обстановки и обстоятельств.

Координация движений и ловкость являются теми физическими качествами, которые можно развить только через тренировки. И занятия боевыми искусствами – один из наиболее эффективных методов развития координации движений. Отрабатывая приемы самообороны, требующие высокого уровня координации, ребенок постепенно добивается согласованности в сложных движениях, тем самым повышая уровень развития не только специальной, но и общей координации движений. В программе воспитания «Стиль Белого Льва» через занятия боевыми искусствами решается целый комплекс различных педагогических задач, в том числе воспитательных (об этом подробнее расскажем в другой статье).

Физические качества человека не развиваются изолированно. Совершенствуя одно из физических качеств, мы обязательно воздействуем и на остальные (так называемый перенос физических качеств). Такой перенос качеств может быть и положительным, и отрицательным. Приведем пример: развитие силовых качеств улучшает скоростные качества, но только до определенного предела, перешагнув который силовые качества начинают отрицательно влиять на скорость движений. Штангисты не могут выполнять быстрые движения так же эффективно как те кто, например, занимается боевыми искусствами. Из этого следует, что одностороннее развитие физической силы на определенном этапе приведет к снижению показателей быстроты и даже выносливости. Вот почему для достижения хороших результатов в физическом развитии ребенка необходима разносторонняя правильно сбалансированная общая физическая подготовка. Этот принцип неукоснительно соблюдается в программе воспитания «Стиль Белого Льва» в тренировочном процессе во время занятий боевыми искусствами. Такой подход обеспечивает разностороннее физическое развитие ребенка. И является частью процесса воспитания, направленного на развитие гармонической разносторонне развитой личности ребенка. Правильно организованная разносторонняя общая физическая подготовка ребенка помогает заложить прочный фундамент его хорошего здоровья во взрослые годы.

Основными средствами развития физических качеств являются