Тренировочных планов. Управление самостоятельными занятиями Виды учета тренировочных нагрузок

Рукопашный бой [Самоучитель] Захаров Евгений Николаевич

4.4. УЧЕТ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК

Управление своим тренировочным процессом возможно лишь при наличии информации о выполненных физических нагрузках, изменении уровня развития двигательных качеств, степени овладения техникой движений, функционального состояния Вашего организма и общей работоспособности.

Документальной формой учета необходимых данных является дневник тренировок. В этом дневнике ежедневно записываются показатели выполненных тренировочных нагрузок и самоконтроля.

Посте каждого занятия необходимо не только подробно его записать в дневнике, но и проанализировать, отметив, как переносилась та или иная физическая нагрузка, свои ощущения и наблюдения в процессе изучения базовой техники, а также самочувствие.

Для получения необходимой информации тренировочные нагрузки классифицируются и систематизируются по виду, направленности и специфичности. Нагрузки разного вида - это приемы рукопашного боя, бег, лыжи, плавание, подвижные игры, упражнения с тяжестями и т. п. Направленность нагрузки подразумевает ее воздействие на тот или иной механизм энергообеспечения. Специфичными являются все приемы рукопашного боя и сходные с ними специально-подготовительные упражнения. К неспецифическим относятся упражнения для общефизической подготовки. Показатели нагрузок подразделяются также на частные, суммарные и общие. К частным относят объемы нагрузок в выполнении отдельных приемов или связанных с ними упражнений (подготовительных, имитационных, специально-подготовительных и т. д.), как, например, в «Плане-графике». Суммарные - количество выполненных ударов рукой, ногой или других групп однотипных приемов, объемов нагрузки в различных разделах физической подготовки за какой-либо цикл тренировки - неделю, месяц (мезоцикл), этап, период. В общих объемах отражается суммарное выполнение нагрузок в каких-либо разделах (видах) подготовки за этап, период или за год. Необходимые суммарные и общие показатели тренировочных нагрузок представлены в таблицах 2 и 5.

При общем контроле за выполненной тренировочной работой необходимо учитывать и основные параметры упражнений для последующей классификации и систематизации нагрузок по четырем зонам различной направленности: 1) преимущественно аэробной (Н1); 2) смешанной аэробно-анаэробной (Н2); 3) гликолитичеасой анаэробной (НЗ); 4) алактатной анаэробной (Н4). Регистрацию объемов тренировочных нагрузок поэтому необходимо осуществлять как в количестве повторений (километраже бега, поднятых в ходе силовой подготовки тоннах отягощений и т. п.), так и в показателях затраченного на их выполнение времени (время выполнения упражнения + время отдыха). Если учет нагрузок по частным показателям и количеству повторений более подробно отражает «технологию» подготовки, то учет в обобщенных показателях времени позволяет учесть все выполняемые нагрузки по их физиологической направленности. Обычно у подготовленных спортсменов, занимающихся различными видами единоборств, процентное соотношение общих нагрузок различной направленности составляет: Н1–30–35 %, Н2–50–55 %, НЗ - 5–10 % и Н4–10–15 %. Для самостоятельного распределения нагрузок по зонам их направленности можно воспользоваться таблицей 7.

Значение компонентов нагрузки при распределении тренировочных упражнений по зонам их физиологической направленности

Примечание: Т - длительность упражнений; I интенсивность упражнений: 1 - малая, 2 - умеренная, 3 - большая, 4 - субмаксимальная, 5 - максимальная; остальные обозначения см. по тексту.

Из книги Думай! Бодибилдинг без стероидов! автора МакРоберт Стюарт

Учет калорий Подсчет калорий по диетологическому справочнику – это самое нудное, что есть в бодибилдинге. Но без этого никак не обойтись, по крайней мере, на первых порах.В течение нескольких недель принимайте примерно одинаковое количество калорий, после чего

Из книги Стань сильным! автора Глядя С. А.

3.1. Учет нагрузок и контроль самочувствия Каждый атлет должен обязательно иметь дневник занятий. Он необходим для контроля самочувствия и тренировочных нагрузок, а также для планирования занятий на ближайшие дни, неделю, месяц.Дневник нужен для анализа спортивных удач и

Из книги Подготовка юного тяжелоатлета автора Дворкин Леонид Самойлович

8.3. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность тяжелоатлетов 12 лет Изменения результатов в рывке. Как было отмечено выше, контрольно-педагогические испытания в классическом двоеборье проводились через каждые 4 месяца

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

8.4. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность тяжелоатлетов 13 лет Изменения результатов в рывке. В более старшей по возрасту группе юных тяжелоатлетов через 4 месяца тренировок большую величину прироста результатов в рывке

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

8.5. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность тяжелоатлетов 14 лет Изменения результатов в рывке. Четырехмесячная экспериментальная силовая подготовка юных атлетов 14 лет позволила говорить о том, что даже одинаковая

Из книги Гири. Спорт сильных и здоровых автора Воротынцев Алексей Иванович

8.6. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность легкоатлетов 12 лет Бег 30м. В этом упражнении, которое у бегунов на короткие дистанции является тестовым для характеристики быстроты, через 4 месяца лучшими по показателю прироста

Из книги Современный бокс автора Атилов Аман

8.7. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность легкоатлетов 13 лет Бег 30 м. По данным исходных результатов 13-летние легкоатлеты были более быстрыми, чем 12-летние. Тем не менее, большой интерес в этом случае представляло влияние

Из книги Учебник подводной охоты на задержке дыхания автора Барди Марко

8.8. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность легкоатлетов 14 лет Бег 30 м. Вторая подгруппа юных легкоатлетов 14 лет, как и 12-летние спортсмены, через 4 месяца оказалась лучшей по показателю прироста результатов в беге на 30 м

Из книги Триатлон. Олимпийская дистанция автора Сысоев Игорь

10.4. Планирование и учет функциональных нагрузок, тестирование физических качеств и медико-педагогический контроль По мнению ведущих специалистов спорта, резервы дальнейшего повышения тренировочных нагрузок почти исчерпаны. Подготовленность борца в будущем,

Из книги автора

14.4. Учет и отчетность Учет работы секции спортивной борьбы Своевременный и правильный учет работы секции спортивной борьбы позволяет контролировать и направлять ход педагогического процесса, улучшать организационную работу, совершенствовать планирование, обобщать

Из книги автора

12.7. Учет и регулирование функциональных нагрузок (педагогический контроль функциональных состояний) По мнению ведущих специалистов спорта, резервы дальнейшего повышения тренировочных нагрузок почти исчерпаны. Подготовленность борца в будущем, по их мнению, должна

Из книги автора

15.4. Учет и отчетность Учет работы секции спортивной борьбыСвоевременный и правильный учет работы секции спортивной борьбы позволяет контролировать и направлять ход педагогического процесса, улучшать организационную работу, совершенствовать планирование, обобщать

Из книги автора

Из книги автора

Основные параметры планирования тренировочных нагрузок После того, как поставлены цели и задачи спортивной подготовки, следует переходить к определению содержания учебно-тренировочного процесса. Определение необходимого объема теоретических знаний, тактической,

Из книги автора

Принцип постепенного увеличения тренировочных нагрузок Заключается в том, чтобы интенсивность и объем тренировок постоянно возрастали. Мы уже говорили, что организм способен положительно реагировать на постоянно учащающиеся стимулы при условии, что они будут разумно

Из книги автора

Плавательная тренировка, виды тренировочных нагрузок Для того чтобы успешно пройти плавательный этап в олимпийском триатлоне, недостаточно много плавать в бассейне или в открытой воде, пусть даже и с хорошей техникой. Плавать нужно уметь быстро. Но и это еще не все. Вам

У правление своим тренировочным процессом возможно лишь при наличии информации о выполненных физических , изменении уровня развития двигательных качеств, степени овладения техникой движений, функционального состояния Вашего организма и общей работоспособности.
Документальной формой учета необходимых данных является дневник тренировок. В этом дневнике ежедневно записываются показатели выполненных тренировочных нагрузок и данных самоконтроля.

Дневник Вы можете сделать из обычной общей тетради, разграфив ее по образцу (см. табл 61).

Таблица 61. Образец подготовки страницы дневника тренировок

После каждого занятия необходимо не только подробно его записать в дневнике, но и проанализировать, отметив, как переносилась та или иная физическая нагрузка, свои ощущения и наблюдения в процессе изучения техники упражнений, а также самочувствие.
Для получения необходимой информации тренировочные нагрузки классифицируются и систематизируются по виду, направленности и специфичности. Нагрузки разного вида - это бег, лыжи, плавание, подвижные игры, упражнения с тяжестями, рукопашный бой и т.п. Направленность нагрузки подразумевает ее воздействие на тот или иной механизм энергообеспечения. Специфичными являются все упражнения, приемы и действия, сходные по биодинамике, энергетике или каким-либо другим определяющим параметрам со структурой профессиональных действий. К неспецифическим относятся упражнения для общефизической подготовки.

Показатели нагрузок подразделяются также на частные, суммарные и общие. К частным относят объемы нагрузок в выполнении отдельных приемов или упражнений (подготовительных, имитационных, специально-подготовительных и т. д.). К суммарным - количество выполненных однотипных упражнений, приемов и действий, однонаправленные нагрузки в различных разделах физической подготовки за какой-либо цикл тренировки - неделю, месяц (мезоцикл), этап, период. В общих объемах отражается выполнение всех нагрузок за какой-либо промежуток времени или суммарные нагрузки в каких-либо разделах (видах) подготовки на больших отрезках времени - за период или за год. В качестве примера учёта показателей объемов тренировочных нагрузок можно использовать таблицу 19 (см. главу 5).
При общем контроле за выполненной тренировочной работой лучше всего учитывать основные параметры упражнений для последующей систематизации нагрузок по четырем зонам различной физиологической направленности:

  • преимущественно аэробной (Н1);
  • смешанной аэробно-анаэробной (Н2);
  • гликолитической анаэробной (Н3);
  • алактатной анаэробной (Н4).

Регистрацию объемов тренировочных нагрузок , поэтому, необходимо осуществлять как в количестве повторений (километраже бега и плавания, поднятых в ходе силовой подготовки килограммах и тоннах отягощений и т. п.), так и в показателях затраченного на их выполнение времени (время выполнения упражнения + время отдыха в интервальной работе). Если учет нагрузок по частным показателям и количеству повторений более подробно отражает специфическую «технологию» подготовки, то учет в обобщенных показателях времени позволяет учесть все выполняемые нагрузки по их физиологической направлености.
Для самостоятельного распределения нагрузок по их преимущественной направленности можно воспользоваться данными табл. 62.

Таблица 62. Значение компонентов нагрузки при распределении тренировочных упражнений по зонам их физиологической направленности (по Н. И. Волкову, 1968).

Направленность нагрузки

Компоненты нагрузки

Количество повторений

Отдых,мин

упражнений

в упражнении

до восст.

Особенностей и проделанной работы. Корректировка

Определение цели. Учет индивидуальных

Управление самостоятельными занятиями.

Чтобы управлять процессом самостоятельных занятий, необходимо провести ряд мероприятий: определить цели самостоятельный занятий; определить индивидуальные особенности занимающегося; скорректировать планы занятий (перспективный, годичный,

на семестр и микроцикл); определить и изменить содержание, организацию, методику и условия занятий, применяемые средства тренировки. Все это необходимо, чтобы достичь наибольшей эффективности занятий в зависимости о.т результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий. Учет проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносить коррективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля.

Цель предварительного учета - зафиксировать данные исходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся.

Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируются: количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность тренировочной работы: результаты участия в соревнованиях и выполнения отдельных тестов и норм разрядной классификации. Анализ показателей текущего учета позволяет проверять правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поправки в планы тренировочных занятий.

Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий или в конце годичного цикла тренировочных занятий. Он предполагает сопоставить данные состояния здоровья и тренированности, а также данные объема тренировочной работы, выраженной во времени, которое затрачено на выполнение упражнений, и в количестве километров легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавания различной интенсивности с результатами, показанными на спортивных соревнованиях. На основании этого сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл.

Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количественных показателей: ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов, спортивные результаты и др. Информация о количественных показателях позволит занимающемуся в любой отрезок времени ставить определенную количественную задачу, осуществлять ее в процессе тренировки и оценивать точность ее выполнения.

Количественные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде графика, тогда анализ показателей дневника самоконтроля, предварительного, текущего и итогового учета будет более наглядно отображать динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, что облегчит повседневное управление процессом самостоятельной тренировки.


6.4. Граница интенсивности физической

Взаимосвязь между интенсивностью занятий

и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки

К управлению процессом самостоятельных занятий относится дозирование физической нагрузки, ее интенсивности на занятиях физическими упражнениями.

Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вызвать в организме явления перенапряжения. Возникает необходимость установить оптимальные индивидуальные дозы физической активности для каждого, кто занимается самостоятельно какой-либо системой физических упражнений или видом спорта. Для этого необходимо определить исходный уровень функционального состояния организма перед началом занятия и затем в процессе занятий контролировать изменение его показателей.

Наиболее доступными способами оценки состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем являются одномоментная функциональная проба с приседанием, проба Штанге и проба Генчи (см. гл. 9).

Степень физической подготовленности можно контролировать с помощью определения величины максимального потребления кислорода по методу К. Купера (см. гл. 5).

Практика показала, что нетренированный человек с плохой подготовленностью (МПК меньше 25 мл/кг/мин) может ее увеличить в результате систематических.занятий примерно на 30%.

При дозировании физической нагрузки, регулировании интенсивности ее воздействия на организм необходимо учитывать следующие факторы:

* количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;

* амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает;

* исходное положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. К ней относятся: изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнений (стоя, сидя, лежа), применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимнастических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм, изменение положения центра тяжести тела по отношению к опоре;

* величина и количество участвующих в упражнении мышечных групп. Чем больше мышц участвует в выполнении упражнения, чем они крупнее по массе, тем значительнее физическая нагрузка;

* темп выполнения упражнений может быть медленным, средним, быстрым. В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых - медленный темп;

* степень сложности упражнения зависит от количества участвующих в упражнении мышечных групп и от координации их деятельности. Сложные упражнения требуют усиленного внимания, что создает значительную эмоциональную нагрузку и приводит к более быстрому утомлению;

* степень и характер мышечного напряжения. При максимальных напряжениях мышцы недостаточно снабжаются кислородом и питательными веществами, быстро нарастает утомление. Трудно долго продолжать работу и при быстром чередовании мышечных сокращений и расслаблении, ибо это приводит к высокой подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и к быстрому утомлению;

* мощность мышечной работы (количество работы в единицу времени) зависит от времени ее выполнения, развиваемой скорости и силы при движении. Чем больше мощность, тем выше физическая нагрузка (более подробно см. в гл. 5);

* продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями. Более продолжительный отдых способствует более полному восстановлению организма. По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными. При активных паузах, когда выполняются легкие упражнения разгрузочного характера или упражнения в мышечном расслаблении, восстановительный эффект повышается.

Учитывая перечисленные факторы, можно уменьшать или увеличивать суммарную физическую нагрузку в одном занятии и в серии занятий в течение продолжительного периода времени.

Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и физиологических показателей. К физическим показателям нагрузки относятся количественные признаки выполняемой работы (интенсивность и объем, скорость и темп движений, величина усилия, продолжительность, число повторений). Физиологические параметры характеризуют уровень мобилизации функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема).

Тренировочные нагрузки, выполняемые при ЧСС 131- 150 удар/мин относят к «аэробной» (первой) зоне, когда энергия вырабатывается в организме при достаточном притоке кислорода с помощью окислительных реакций.

Вторая зона - «смешанная», ЧСС 151-180 удар/мин. В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ в условиях недостатка кислорода.

Самочувствие довольно точно отражает изменения, происходящие в организме под влиянием занятий физическими упражнениями. Очень важно при самостоятельных занятиях знать признаки чрезмерной нагрузки.

Если нагрузка в занятиях является чрезмерной, превышает возможности организма, постепенно накапливается утомление, появляется бессонница или повышается сонливость, головная боль, потеря аппетита, раздражительность, боль в области сердца, одышка, тошнота. В этом случае необходимо снизить нагрузку или временно прекратить занятия.

6.5. Пульсовой режим рациональной тренировочной

нагрузки для лиц студенческого возраста.

чсс/пано (частота сердечных сокращений/порог

анаэробного обмена) у лиц разного возраста

Исследованиями установлено, что для разного возраста минимальной интенсивностью по ЧСС, которая дает тренировочный эффект, является для лиц от 17 до 25 лет - 134 удар/мин; 30 лет - 129; 40 лет - 124; 50 лет - 118; 60 лет - 113 удар/мин (рис. 6.4).

Рис. 6.4. Зоны тренировочных нагрузок по ЧСС:

I - зона оптимальных нагрузок, II - зона больших нагрузок

Зависимость максимальной ЧСС от возраста можно определить по формуле: ЧСС (максимальная) = 220 - возраст (в годах).

Как уже указывалось в гл. 5, порог анаэробного обмена (ПАНО) - уровень ЧСС, при котором организм переходит от аэробных к анаэробным механизмам энергообеспечения, находится в прямой зависимости от физической тренированности и от возраста. У тренированных людей ПАНО выше по сравнению с нетренированными, у молодых выше по сравнению с людьми более старшего возраста.

У среднефизически подготовленных людей от 17 до 29 лет ЧСС/ПАНО находится на уровне 148-160 удар/мин, тогда как у лиц 50-59 лет - на уровне 112-124 удар/мин. Чем выше ПАНО, тем в большей степени нагрузка выполняется за счет аэробных реакций. У квалифицированных спортсменов в видах спорта на выносливость ПАНО находится на уровне ЧСС 165-170 удар/мин, при потреблении кислорода, составляющем 65-85% максимального.

Следует еще раз напомнить, что аэробные реакции - это основа биологической энергетики организма. Их эффективность более чем вдвое превышает эффективность анаэробрых процессов, а продукты распада относительно легко удаляются из организма.

Повышение аэробных возможностей занимающихся в основном определяется способностью различных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, крови) извлекать из атмосферы кислород и доставлять его работающим мышцам. Значит, чтобы повышать аэробные возможности, необходимо увеличивать путем регулярной направленной тренировки функциональную мощность кровообращения, дыхания и системы крови.

Чтобы обеспечить гармоничное развитие физических качеств, необходимо на самостоятельных тренировочных занятиях выполнять физические нагрузки с широким диапазоном интенсивности. На основании анализа большого числа физиологических кривых по динамике физической нагрузки в процессе тренировки можно рекомендовать оптимальные ее соотношения на первые 2 года самостоятельных занятий, отмеченные в табл. 6.11.

Таблица 6.11.

Продолжительность периодов тренировочной

нагрузки различной интенсивности на 2 года

самостоятельных занятий

Комплексный контроль

Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3) показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, тулови­ща и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой груп­пы, является основой для оценки физического состояния спорт­смена.

Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (напри­мер, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специ­фическая особенность этих тестов заключается в выполнении не­предельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение мак­симально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, био­химических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Разновидности комплексного контроля. (виды контроля)

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, разли­чают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль - это контроль за оперативным состоя­нием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению оче­редной попытки, очередного упражнения, к проведению схват­ки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спорт­смена на тренировочные или соревновательные нагрузки, каче­ство исполнения технических приемов и комбинаций в целом.

Текущий контроль - это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его тех­ники и тактики.

Этапный контроль - это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально орга­низованных условиях.

Направления контроля

Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подго­товки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельно­сти. Современная измерительная и вычислительная техника по­зволяет регистрировать десятки различных показателей соревнова­тельного упражнения и соревновательной деятельности.

Контроль за тренировочными воздействиями заключается в сис­тематической регистрации количественных значений характерис­тик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок.

Основными показателями объема нагрузки являются количе­ство тренировочных дней; количество тренировочных занятий; вре­мя, затраченное на тренировочную и соревновательную деятель­ность; количество, километраж специализированных упражнений.

Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация уп­ражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений.

В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализи­рованных упражнений; объем упражнений, выполняемых в от­дельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений; направленных на совершенствование общей и специальной фи­зической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микроциклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показате­лей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выя­вить рациональные соотношения между отдельными типами тре­нировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты.

Контроль за состоянием подготовленности спортсмена. Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:

Оценку специальной физической подготовленности;

Оценку технико-тактической подготовленности;

Оценку психологического состояния и поведения на
соревнованиях.

Оценка состояния здоровья и основных функциональных систем проводится, как правило, медико-биологическими методами специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приводится в специаль­ных учебниках.

Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внима­ние уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины фи­зическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.

Оценка технической подготовленности. Контроль за техничес­кой подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполне­нии соревновательных и тренировочных упражнений.

Контроль техники осуществляют визуально и инструменталь­но. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность.

Оценка тактической подготовленности . Контроль за тактичес­кой подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за такти­ческим мышлением, за тактическими действиями (объем такти­ческих приемов, их разносторонность и эффективность использо­вания).

Обычно контроль тактической подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности.

Учет в процессе спортивной тренировки

Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и исполь­зования средств, методов и форм осуществления процесса спортив­ной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различ­ных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д. Ана­лиз данных учета дает возможность не только контролировать, но и, активно вмешиваясь в учебно-тренировочный процесс, совершен­ствовать его. Учету подлежат все стороны тренировочного процесса.

Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

Этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором - заключительным (итоговым).

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами пред­варительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тре­нировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.

Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдель­ных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин трени­ровочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоро­вья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную инфор­мацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, со­держании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления трениро­вочным процессом в ходе одного занятия.

Основными документами учета в спортивной школе являются жур­нал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсме­нов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, лич­ные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

Таблица Основное содержание комплексного контроля и его разновидности (Ж.К. Холодов)

Разновидности комплексного контроля Направления контроля
Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов Контроль за состоянием внешней среды
Контроль соревновательной деятельности (СД) Контроль тренировочной деятельности (ТД)
Этапный а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения Измерение иоценка показателей контроля в специально-организованных условиях в конце этапа подготовки За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях.
Текущий Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировке (если она предусматривается планом) а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями
Оперативный Измерение и оценка показателей на любом соревновании Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия. Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния.спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий
| следующая лекция ==>

Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Получая своевременную, полную и точную информацию о ходе подготовки игроков и команды позволяет хорошо организовать учет. Учету подвергается весь процесс подготовки, выполнение планов тренировочных занятий и выступления команд в соревнованиях, а также данные педагогического и медицинского контроля. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм осуществления процесса спортивной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д. Анализ данных учета дает возможность не только контролировать, но и, активно вмешиваясь в учебно-тренировочный процесс, совершенствовать его. Важное значение имеет учет эффективности тренировочной работы в спортивном коллективе. Он является составной частью педагогического контроля за ходом учебно-тренировочного процесса. Применительно к воспитанию основное содержание учета - изучение показателей, характеризующих эффективность тренировочной работы в спортивном коллективе; анализ результатов этой работы за определенный период; выявление причин неудач, трудностей, недостатков. Учет осуществляется путем педагогических наблюдений, измерений, изучения письменных материалов и записей данных учета. Полученные данные группируются, обобщаются и сопоставляются с запланированными показателями тренировочной работы, на основе чего делаются выводы об уровне тренированности спортсмена. Эти выводы используются при дальнейшем планировании тренировочного процесса, проведении конкретных тренировочных мероприятий, а затем сообщаются спортсменам для активизации самовоспитания и закалки характера.

Эффективность учета заключается в его систематичности на всех этапах спортивной тренировки, в разносторонности изучения и оценки технических, тактических, умственных и волевых свойств личности спортсменов.

Учету показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

Этапный учет осуществляется в начале и в конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором - заключительным (итоговым). Проводится для подведения итогов тренировочной работы за этап (месяц) или период подготовки. Он ведется по соответствующим разделам рабочих планов и дополняется данными педагогического контроля. Исходными данными для этапного учета являются данные текущего учета.

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами предварительного учета позволяет оценить эффективность учебно-тренировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.

Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдельных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния и подготовленности спортсменов, предполагает регистрацию посещаемости, отношение спортсменов к тренировкам и соревнованиям,; объем, интенсивность тренировочных нагрузок; качество усвоения пройденного материала; результатов соревнований, основных данных врачебного контроля.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную информацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, содержании и характере тренировки во время проведения занятий. Эти сведения необходимы для успешного управления тренировочным процессом в ходе одного занятия.

Итоговый учет подводит итоги тренировочной работы и соревновательной деятельности за год или несколько лет. По результатам итогового учета составляется план работы на следующий период. Исходными данными для этого учета служат данные этапных отчетов. Их сравнивают с запланированными данными годового и перспективного планов.

Основными документами учета в спортивной школе являются журнал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсменов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протокол соревнований, личные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

Журнал учета занятий - один из главных документов учета. Для всех отделений спортивных школ он должен иметь единую форму. Каждый учащийся спортивной школы обязан вести дневник тренировки, в котором фиксируется дата, время и продолжительность занятий; его содержание, дозировка тренировочной нагрузки; спортивные результаты, показанные на соревнованиях. В дневнике записывается, как соблюдается режим, восстановительные мероприятия. В дневник вносятся результаты выполнения контрольных тестов. Данные врачебного контроля позволяет судить о динамике тренированности и оценивать, как воздействует применяемая система тренировки на здоровье спортсменов.

В дневнике спортсмена позволяет ответственнее относиться к процессу тренировки, участию в соревнованиях, советам тренера и врача. Регулярные записи помогают анализировать свои успехи и неудачи. Дневник спортсмена содержит следующие разделы:

личные данные;

характеристика физической, технической, пс

ихологической и т.д. подготовленности;

перспективный план подготовки;

годовые задания по видам по

дготовки;

контрольные задания и результаты их выполнения;

результаты участия в соревнованиях;

записи по каждому заданию и соревнованию, сопровождаемые критическим анализом выполнения индивидуальных заданий, и запись данных контроля;

дневник тренера - документ, отражающий виды планирования и учета тренировочной работы. Основные разделы дневника тренера:

списочный состав команды и краткая характеристика каждого игрока;

анализ рабочих планов подготовки, замечания и выводы;

анализ результатов контрольных заданий;

анализ результатов участия в соревнованиях;

корректирование выполнения рабочих планов.

Учет результатов на тренировках. В процессе тренировки легче, чем в игре, учитывать результативность волейболисток. На тренировке может быть использовано дополнительное оборудование и частично исключена зависимость от партнеров и противника. Преимущество более точной оценки частичного результата на тренировке особенно ярко проявляется в области физической и технической подготовки. Поскольку приведенные тесты представляют собой не только одну из форм контроля результативности, но одновременно служат средством тренировки для улучшения двигательных навыков, то здесь необходима регулярная проверка не является дополнительной нагрузкой в работе тренера. Интервалы между этими проверками определяются в зависимости от резерва времени. Однако проверки должны проходить возможно чаще.

Учет результатов на соревнованиях. В ходе соревнований осуществляется учет по отдельным показателям значительно труднее, чем на тренировке. Использование вспомогательного оборудования исключено, отдельные составные части игры тесно сплетены, противники и партнеры оказывают сильное влияние на качество игры спортсмена. Во время игры можно проанализировать как результаты команды противника, так и результаты свой команды, а также результаты отдельных игроков. Основное правило здесь: чем меньше число игроков, за которыми ведется наблюдение, те лучше общий чет, и наоборот.

Результаты технико-тактических игровых действий учитывается по количеству и качественному уровню. Вся система оценки строится на эффективности техники, успехе в игре. При этом полностью учитывается тот факт, что успех не во всех случаях идентичен качеству исполнения. Если сравнивать полученные данные с результатами более сильного противника, то можно легче увидеть, какие элементы нуждаются в доработке.

С помощью математических методов на основе полученных данных игрового анализа можно вычислить фактор эффективности для каждого игрока и применительно к каждому техническому элементу, чтобы выявить фактическую результативность отдельного игрока в совокупных игровых показателях. Не смотря на достаточную убедительность дифференцированного анализа игры, нельзя не обратить внимание и на сложность его проведения. Для такого анализа требуется несколько наблюдателей, которые должны быть соответственно проинструктированы.

Организационно-методические указания по учету результативности.

Чтобы получить достоверные показатели при учете результативности, следует обращать внимание на ряд обстоятельств. Назовем наиболее существенные из них, которые в равной степени имеют значение как для тестов, так и для анализа игр.

1. Необходимо четко определить цель учета результативности.

2. Нельзя стремиться охватить одним разом все. Хороший тренер постепенно создает систему контроля результативности и совершенствует ее. При этом главное внимание он сосредотачивает на тех факторах, которые являются существенными для его команды и для данной ситуации.

3. Подготовка к учету должна проходить самым тщательным образом (письменные принадлежности, подготовленные формуляторы, инструктаж наблюдателей, необходимые приборы и др.).

4. Учет следует проводить при одинаковых условиях для всех игроков.

5. Учет результативности следует проводить регулярно. Чем больше будет показателей, тем достовернее вывод. Нельзя пытаться делать заключение на основе лишь только однократного контроля результативности или одного анализа игры.

6. Суждения о полученных результатах следует проверять (полностью использовать, но не делать никаких слишком далеко идущих выводов!).

7. Таким образом, в этой глав показала что такое контроль, необходим в учебно-тренировочном процессе, рассказала о требованиях к контролю в игровой и тренировочной деятельности. Прописала что необходимо учесть и проконтролировать тренеру в подготовке волейболистов, какие тесты можно провести на группе (можно внутри группы, а можно и на всей) для определения или повышения результативности в подготовке.