Почему гюстав лебон начал заниматься психологией. Современные идеи равенства и психологические основы истории. Влияние на ход истории

Гюстав Лебон

Психология толп

G. Le Bon

La Psychologie des foules

Печатается по изданию:

Г. Лебон. «Психология народов и масс»,

издательство Ф. Павленкова, СПб., 1898 г.,

с приведением текста к нормам современного русского языка.

КНИГА I

ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ

Введение

СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕИ РАВЕНСТВА

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ

Возникновение и развитие идеи равенства. - Произведенные ею последствия. - Во что обошлось уже ее прило-

жение. Нынешнее ее влияние на массы. - Задачи, намеченные в настоящем труде. - Исследование главных фак-

торов общей эволюции народов. - Возникает ли эта эволюция из учреждений? - Не заключают ли в себе эле-

менты каждой цивилизации - учреждения, искусства, верования и пр. - известных психологических основ, свой-

ственных каждому народу в отдельности? - Значение случая в истории и неизменные законы. - Трудность

изменить наследственные идеи в данном субъекте.

Идеи, правящие учреждениями народов, претерпевают очень длинную эволюцию. Образуясь очень медленно, они вместе с

тем очень медленно исчезают. Став для просвещенных умов очевидными заблуждениями, они еще очень долгое время

остаются неоспоримыми истинами для толпы и продолжают оказывать свое действие на темные народные массы. Если

трудно внушить новую идею, то не менее трудно уничтожить старую. Человечество постоянно с отчаянием цепляется за

мертвые идеи и мертвых богов.

Уже почти полтора века прошло с тех пор, как поэты и философы, крайне невежественные относительно первобыт-

ной истории человека, разнообразия его душевного строя и законов наследственности, бросили в мир идею равенства

людей и рас.

Очень обольстительная для масс, эта идея вскоре прочно укрепилась в их душе и не замедлила принести свои плоды.

Она потрясла основы старых обществ, произвела одну из страшнейших революций и бросила западный мир в целый ряд

сильных конвульсий, которым невозможно предвидеть конца.

Без сомнения, некоторые из неравенств, разделяющих индивидуумов и расы, были слишком очевидны, чтобы прихо-

дилось серьезно их оспаривать; но люди легко успокаивались на том, что эти неравенства - только следствия различия

в воспитании, что все люди рождаются одинаково умными и добрыми и что одни только учреждения могли их развра-

тить. Средство против этого было очень простое: перестроить учреждения и дать всем людям одинаковое воспитание.

Таким-то образом учреждения и просвещение стали великими панацеями современных демократий, средством для ис-

правления неравенств, оскорбительных для великих принципов, являющихся единственными божествами современно-

Впрочем, новейшие успехи науки выяснили все бесплодие эгалитарных теорий и доказали, что умственная бездна, 1

созданная прошлым между людьми и расами, может быть заполнена только очень медленными наследственными накоп-

лениями. Современная психология вместе с суровыми уроками опыта показала, что воспитание и учреждения, приспо-

собленные к известным лицам и к известным народам, могут быть очень вредны для других. Но не во власти философов

изъять из обращения идеи, пущенные ими в мир, когда они убедятся в их ложности. Как вышедшая из берегов река, которую не в состоянии удержать никакая плотина, идея продолжает свой опустошительный, величественный и страш-

ный поток.

И смотрите, какова непобедимая сила идеи! Нет ни одного психолога, ни одного сколько-нибудь просвещенного го-

сударственного человека, и в особенности - ни одного путешественника, который бы не знал, насколько ложно химери-

ческое понятие о равенстве людей, перевернувшее мир, вызвавшее в Европе гигантскую революцию и бросившее Аме-

рику в кровавую войну за отделение Южных Штатов от Северо-Американского Союза; никто не имеет нравственного

права игнорировать то, насколько наши учреждения и воспитание гибельны для низших народов; и за всем тем не най-

дется ни одного человека - по крайней мере во Франции - который бы, достигнув власти, мог противиться общест-

Гюстав Лебон

Психология народов и масс

LA PSYCHOLOGIE DES FOULES

© Издание на русском языке AST Publishers, 2016

Психология народов

Введение

Современные идеи равенства и психологические основы истории

Возникновение и развитие идеи равенства. – Произведенные ею последствия. – Во что обошлось уже ее приложение. Нынешнее ее влияние на массы. – Задачи, намеченные в настоящем труде. – Исследование главных факторов общей эволюции народов. Возникает ли эта эволюция из учреждений? – Не заключают ли в себе элементы каждой цивилизации – учреждения, искусства, верования и пр. – известных психологических основ, свойственных каждому народу в отдельности? – Значение случая в истории и неизменные законы. – Трудность изменить наследственные идеи в данном субъекте.

Идеи, правящие учреждениями народов, претерпевают очень длинную эволюцию. Образуясь очень медленно, они вместе с тем очень медленно исчезают. Став для просвещенных умов очевидными заблуждениями, они еще очень долгое время остаются неоспоримыми истинами для толпы и продолжают оказывать свое действие на темные народные массы. Если трудно внушить новую идею, то не менее трудно уничтожить старую. Человечество постоянно с отчаянием цепляется за мертвые идеи и мертвых богов.

Уже почти полтора века прошло с тех пор, как поэты и философы, крайне невежественные относительно первобытной истории человека, разнообразия его душевного строя и законов наследственности, бросили в мир идею равенства людей и рас.

Очень обольстительная для масс, эта идея вскоре прочно укрепилась в их душе и не замедлила принести свои плоды. Она потрясла основы старых обществ, произвела одну из страшнейших революций и бросила западный мир в целый ряд сильных конвульсий, которым невозможно предвидеть конца.

Без сомнения, некоторые из неравенств, разделяющих индивидуумов и расы, были слишком очевидны, чтобы приходилось серьезно их оспаривать; но люди легко успокаивались на том, что эти неравенства – только следствия различия в воспитании, что все люди рождаются одинаково умными и добрыми и что одни только учреждения могли их развратить. Средство против этого было очень простое: перестроить учреждения и дать всем людям одинаковое воспитание. Таким-то образом учреждения и просвещение стали великими панацеями современных демократий, средством для исправления неравенств, оскорбительных для великих принципов, являющихся единственными божествами современности.

Впрочем, новейшие успехи науки выяснили все бесплодие эгалитарных теорий и доказали, что умственная бездна, созданная прошлым между людьми и расами, может быть заполнена только очень медленными наследственными накоплениями. Современная психология вместе с суровыми уроками опыта показала, что воспитание и учреждения, приспособленные к известным лицам и к известным народам, могут быть очень вредны для других. Но не во власти философов изъять из обращения идеи, пущенные ими в мир, когда они убедятся в их ложности. Как вышедшая из берегов река, которую не в состоянии удержать никакая плотина, идея продолжает свой опустошительный, величественный и страшный поток.

И смотрите, какова непобедимая сила идеи! Нет ни одного психолога, ни одного сколько-нибудь просвещенного государственного человека, и в особенности – ни одного путешественника, который бы не знал, насколько ложно химерическое понятие о равенстве людей, перевернувшее мир, вызвавшее в Европе гигантскую революцию и бросившее Америку в кровавую войну за отделение Южных Штатов от Северо-Американского Союза; никто не имеет нравственного права игнорировать то, насколько наши учреждения и воспитание гибельны для низших народов; и за всем тем не найдется ни одного человека – по крайней мере во Франции, – который бы, достигнув власти, мог противиться общественному мнению и не требовать этого воспитания и этих учреждений для туземцев наших колоний. Применение системы, выведенной из наших идей равенства, разоряет метрополию и постепенно приводит все наши колонии в состояние плачевного упадка; но принципы, от которых система берет начало, еще не поколеблены.

Будучи, впрочем, далекой от упадка, идея равенства продолжает еще расти. Во имя этого равенства социализм, долженствующий, по-видимому, в скором времени поработить большинство народов Запада, домогается обеспечить их счастье. Его именем современная женщина требует себе одинаковых прав и одинакового воспитания с мужчиной.

О политических и социальных переворотах, произведенных этими принципами равенства, и о тех гораздо более важных, какие им суждено еще породить, массы нисколько не заботятся, а политическая жизнь государственных людей слишком коротка для того, чтобы они об этом более беспокоились. Впрочем, верховный властелин современности – общественное мнение, и было бы совершенно невозможно не следовать за ним.

Для оценки социальной важности какой-нибудь идеи нет более верного мерила, чем та власть, какой она пользуется над умами. Заключающаяся в ней доля истины или лжи может представлять интерес только с точки зрения философской. Когда истинная или ложная идея перешла у масс в чувство, то должны постепенно проявляться все вытекающие из нее последствия.

Итак, посредством просвещения и учреждений нужно приступить к осуществлению современной мечты о равенстве. С их помощью мы стараемся, исправляя несправедливые законы природы, отлить в одну форму мозги негров из Мартиники, Гваделупы и Сенегала, мозги арабов из Алжира и, наконец, мозги азиатов. Конечно, это – совершенно неосуществимая химера, но разве не постоянная погоня за химерами составляла до сих пор главное занятие человечества? Современный человек не может уклониться от закона, которому подчинялись его предки.

Я в другом месте показал плачевные результаты, произведенные европейским воспитанием и учреждениями на низшие народы. Точно так же я изложил результаты современного образования женщин и не намереваюсь здесь возвращаться к старому. Вопросы, которые нам предстоит изучить в настоящем труде, будут более общего характера.

Оставляя в стороне подробности или касаясь их лишь постольку, поскольку они окажутся необходимыми для доказательства изложенных принципов, я исследую образование и душевный строй исторических рас, т. е. искусственных рас, образованных в исторические времена случайностями завоеваний, иммиграций и политических изменений, и постараюсь доказать, что из этого душевного строя вытекает их история. Я установлю степень прочности и изменчивости характеров рас и попытаюсь также узнать, идут ли индивидуумы и народы к равенству или, напротив, стремятся как можно больше отличаться друг от друга. Доказав, что элементы, из которых образуется цивилизация (искусство, учреждения, верования), составляют непосредственные продукты расовой души и поэтому не могут переходить от одного народа к другому, я определю те непреодолимые силы, от действия которых цивилизации начинают меркнуть и потом угасают. Вот вопросы, которые мне уже приходилось не раз обсуждать в моих трудах о цивилизациях Востока. На этот маленький том следует смотреть только как на краткий их синтез.

Наиболее яркое впечатление, вынесенное мною из продолжительных путешествий по различным странам, – это то, что каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические особенности, и от него-то и происходят его чувства, его мысли, его учреждения, его верования и его искусства. Токвиль и другие знаменитые мыслители думали найти в учреждениях народов причину их развития. Я же убежден в противном и надеюсь доказать, беря примеры как раз из тех стран, которые изучал Токвиль, что учреждения имеют на развитие цивилизаций крайне слабое влияние. Они чаще всего являются следствиями, но очень редко бывают причинами.

Без сомнения, история народов определяется очень различными факторами. Она полна особенными событиями, случайностями, которые были, но могли и не быть. Однако рядом с этими случайностями, с этими побочными обстоятельствами существуют великие неизменные законы, управляющие общим ходом каждой цивилизации. Эти неизменные, самые общие и самые основные законы вытекают из душевного строя рас. Жизнь народа, его учреждения, его верования и искусства суть только видимые продукты его невидимой души. Для того чтобы какой-нибудь народ преобразовал свои учреждения, свои верования и свое искусство, он должен сначала переделать свою душу; для того чтобы он мог передать другому свою цивилизацию, нужно, чтобы он в состоянии был передать ему также свою душу. Без сомнения, не то нам говорит история; но мы легко докажем, что, записывая противоположные утверждения, она вводит себя в обман пустыми видимостями.

Мне пришлось однажды изложить пред большим конгрессом некоторые из развиваемых в настоящем труде идей.

ПЛАН

1. Итоги второй мировой войны для Англии.

2. Парламентские выборы 1945 г.

3. Правительство лейбористов: осуществление мер по национализации;
социальные реформы.
а) национализация Английского банка и ряда отраслей промышленности;
б) реформы в области социального страхования, народного образования и здравоохранения.

4. Экономическая политика правительства в 1945-1949 гг.
а) финансовое соглашение с США о ленд-лизе;
б) девальвация фунта стерлингов.

5. Внешняя политика в 1945-1949 гг.
а) сокращение влияния Великобритании на международной арене;
б) начало политики “холодной войны”;
в) создание Западного союза и подготовка к образованию НАТО.

6. Колониальная политика лейбористского правительства и начало распада Британской империи.

7. Политические партии. Рабочее движение.
а) Консервативная партия;
б) Либеральная партия;
в) Лейбористская партия;
г) Коммунистическая партия.

8. Кризис лейбористского правления и приход к власти кабинета консерваторов.

9. Внутренняя политика консерваторов. Экономическое положение.
а) денационализация предприятий металлургической промышленности и автодорожного грузового транспорта;
б) сокращение муниципальной программы строительства.

10. Рабочее движение в 1950-1960 гг.: усиление забастовочной борьбы.

11. Внешняя и колониальная политика Великобритании в 1950-1960 гг. Центробежные тенденции в британском Содружестве наций.
а) политика “холодной войны”;
б) гонка вооружений;
в) суэцкий кризис: вторжение в Египет;
г) распад Британской империи.

12. Английская экономика в 1961-1970 гг.

13. Политика правительства консерваторов в 1961-1964 гг. Парламентские выборы 1964 г.

Итоги второй мировой войны для Англии...................................................................

Парламентские выборы 1945 г.......................................................................................

Осуществление мер по национализации. Социальные реформы.............................

Финансово-экономическая политика лейбористского правительства.....................

Внешняя политика с 1945 по 1949 гг.............................................................................

Колониальная политика лейбористского правительства и начало распада Британской империи

Политические партии. Рабочее движение..................................................................

Кризис лейбористского правления и приход к власти кабинета консерваторов....

Внутренняя политика консерваторов. Экономическое положение в 1950 - 1960 гг.

Рабочее движение в 1950-1960 гг.............................................................................

Внешняя и колониальная политика Великобритании в 1950-1960 гг. Центробежные тенденции в британском Содружестве наций..............................................................................................

Английская экономика в 1961-1970 гг......................................................................

Политика правительства консерваторов в 1961-1964 гг. Парламентские выборы 1964 г.

Итоги второй мировой войны для Англии

Углубление общего кризиса мировой капиталистической системы, происшедшее в результате второй мировой войны, привело к ослаблению экономических и политических позиций английского империализма. Расходы Англии на войну превысили 25 млрд. фунтов стерлингов. Государственный долг вырос за годы войны втрое. Англия не подвергалась оккупации, на ее территории не было наземных боев, но вражеские бомбардировки, потеря судов причинили экономике страны значительный ущерб. Тем не менее война была источником обогащения крупных промышленных магнатов и банкиров, получивших огромные прибыли от военных заказов. Усилилась концентрация производства и капитала. Еще более возросло влияние монополий на политическую жизнь страны.

Образование мировой социалистической системы сузило сферу действия монополистического капитала, в том числе и английского. США воспользовались зависимостью от них Англии, получавшей в годы войны американское вооружение, чтобы овладеть многими британскими экономическими позициями в разных районах земного шара. Англия избежала фашистской оккупации благодаря Советской Армии. Сама же Англия не смогла противостоять немецкой агрессии в Европе и Японскому натиску в Азии. Руководство боевыми операциями союзных войск как на западно-европейском, так и на тихоокеанском театре принадлежало не Англии, а США. Все это в немалой степени предопределило серьезное ухудшение военно-стратегического положения Англии в результате войны. Английский империализм оказался не в состоянии помешать распаду Британской империи и образованию на ее обломках политически независимых государств. Возросла самостоятельность доминионов, а их экономические связи с метрополией стали слабее. Резко уменьшились возможности проведения политики “равновесия сил” в Европе, к которой Англия раньше широко прибегала, чтобы разделять и ослаблять своих противников. Создание ядерного оружия и межконтинентальных ракет также серьезно подорвало стратегические позиции Англии, извлекавшей прежде немалые выгоды из своего островного положения.

Международные соглашения, заключенные Англией с другими державами антифашистской коалиции во время войны, предусматривали ее участие в создании справедливого, демократического послевоенного мира. Эти соглашения отвечали коренным интересам английского народа и всех народов земного шара. Однако правящие круги Англии стали на путь пересмотра согласованных решений военного времени, отказа от сотрудничества с СССР, усиления гонки вооружений и проведения политики “холодной войны”. Этот курс осложнил положение Англии в послевоенном мире и затруднил разрешение стоявших перед нею проблем. Англия осталась великой державой, но ее международные позиции заметно ослабли, а роль в мировой политике и международных отношениях уменьшилась.

Антифашистский, освободительный характер войны способствовал усилению демократических тенденций в жизни страны и полевению английского народа. Это выразилось в ослаблении влияния консервативной партии, росте популярности лейбористов и укреплению позиций коммунистической партии. Наиболее ярким показателем изменений в соотношении классовых сил явились итоги парламентских выборов 1945 г.

Парламентские выборы 1945 г.

Значительная часть английских трудящихся отрицательно относилась к коалиции Лейбористской партии с Консервативной, которая скомпрометировала себя и реакционной внутренней политикой в 20 - 30-е годы, и мюнхенской внешней политикой накануне войны. Клемент Эттли, также как и лидер Консервативной партии Уинстон Черчилль, хотел сохранить коалицию до полного окончания войны, т.е. до разгрома Японии. Однако с окончанием войны в Европе, в начале 1945 года, в рядах Лейбористской партии движение за разрыв коалиции стало набирать силу. Учитывая эти настроения, Эттли предложил Черчиллю объявить о назначении парламентских выборов на октябрь 1945г. Черчилль решил опередить события и решил назначить выборы еще раньше (на 5 июля), надеясь, что его популярность как руководителя войны обеспечит победу его партии.

Наиболее подготовленной вступила в предвыборную кампанию Лейбористская партия. Еще в апреле 1945 г. она опубликовала свою избирательную программу “Лицом к будущему”, а в мае программа была утверждена партийной конференцией. Программа лейбористов была сильна тем, что в ней учитывались радикальные настроения, распространившиеся в массах в годы войны против фашистской Германии, надежды трудящихся на конструктивную перестройку общества, их мечты о плановом социалистическом хозяйстве без кризисов и безработицы, их чувства восхищения советским народом, внесшим решающий вклад в победу над врагом. В программе было записано, что Лейбористская партия “ есть социалистическая партия и гордится этим. Ее конечная цель в области внутренней политики есть создание свободного, демократического, процветающего, прогрессивного, проникнутого духом патриотизма государства - Социалистического Содружества Великобритании, материальные ресурсы которого будут поставлены на службу английскому народу”.

Программа “Лицом к будущему” обещала сохранение и расширение свободы слова, союзов, печати, вероисповедания; в ней заявлялось, что лейбористы не допустят свободы эксплуатации, урезывания заработной платы или взвинчивания цен ради личного обогащения. Многие положения программы Лейбористской партии были составлены в весьма туманных и осторожных выражениях. Тем не менее социалистическая оболочка программы привлекла на сторону лейбористов значительные массы трудящихся, особенно рабочих.

Партия консерваторов не выдвинула специальной избирательной программы, она выступала с личным обращением Черчилля к избирателям, в котором отстаивался принцип свободного предпринимательства и “свободы искать работу”, отвергался принцип государственного контроля над промышленностью. В области внешней политики Черчилль выдвинул неопределенный лозунг “добрых отношений” между всеми государствами. В своей предвыборной пропаганде консерваторы делали упор на борьбу против социализма, идеи национализации, т.е. как раз против тех лозунгов, которые были популярны в массах.

Консервативная партия потерпела на выборах сокрушительное поражение, собрав 9,9 млн. голосов и 290 мест в палате общин. За лейбористов было подано 12 млн. голосов, которые обеспечили им 389 мест в парламенте. Членами палаты общин были избраны два коммуниста - Галлахер и Пирэтин. Либеральная партия, собравшая 2,2 млн. голосов, получила 11 мест. Итоги парламентских выборов показали, что разгром фашизма способствовал ослаблению позиции английской реакции.

Новый состав парламента обеспечивал Лейбористской партии довольно солидное большинство. Лидер партии Клемент Эттли сформировал третье по счету в истории страны лейбористское правительство.

Осуществление мер по национализации. Социальные
реформы

Значительное большинство в парламенте давало правительству Эттли широкие возможности для осуществления лейбористской предвыборной программы с ее радикальными обещаниями. Однако очень скоро обнаружилось, что многое в этой программе было лишь декларацией, рассчитанной на достижение парламентского большинства, что лидеры партии и не помышляют о замене капиталистической системы социалистической, что главным содержанием их политики является “улучшение” существующей системы с целью ее укрепления. Правые лейбористы были готовы пойти на частичные уступки трудящимся и некоторые реформы, не задевающие основ общественного строя, лишь бы упрочить пошатнувшиеся позиции английского капитализма.

Правительство провело национализацию Английского банка, угольной и газовой промышленности, электростанций, части сталелитейных предприятий, всего внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной связи и радиосвязи. В результате этих мер на принадлежащих государству предприятиях была занята четвертая часть рабочих и служащих Англии. Таким образом, капиталистические противоречия ускорили перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм. Рост промышленного производства в Англии происходил быстрее, чем в период после первой мировой войны, но медленнее, чем в ряде других стран.

Не выдерживает никакой критики утверждение лейбористов, будто путем национализации ряда отраслей промышленности они создали в Англии социалистический сектор хозяйства и тем самым превратили экономику страны из капиталистической в смешанную. Лейбористская национализация была по своему характеру капиталистической, ее результатом явилось усиление государственно-монополистического капитализма, создание государственной собственности ради удовлетворения требований капитализма. Буржуазными по своему характеру были и проведенные лейбористами реформы в области социального страхования, народного образования и здравоохранения. Эксплуатация рабочего класса в Англии стала более интенсивной. Ему приходится отстаивать свои права и жизненный уровень в упорной стачечной борьбе.

Финансово-экономическая политика лейбористского
правительства

Важнейшие проблемы внутренней и внешней политики правительство Эттли стало решать не для блага трудящихся, а в интересах крупного капитала. В августе 1945 г. Соединенные Штаты без предварительного уведомления прекратили поставки по ленд-лизу. Англия должна была впредь оплачивать наличными все, что она приобретала в США. Американские правящие круги решили воспользоваться затруднениями Англии, чтобы получить от нее определенные уступки.

Англия испытывала нехватку долларов для оплаты возросшего импорта из стран долларовой валюты. Кризис английского платежного баланса стал хроническим. Главной его причиной были большие военные расходы за границей. Коммунистическая партия предложила правительству преодолеть кризис платежного баланса путем сокращения военных расходов и расширения торговли с СССР и европейскими социалистическими странами. Но лейбористы решили выйти из создавшихся трудностей с помощью американских кредитов.

В декабре 1945 г. было заключено финансовое соглашение, по которому США предоставили Англии заем в сумме 4400 млн. долларов. За вычетом 650 млн. долларов в качестве возмещения за поставки по ленд-лизу Англия получила кредит на сумму 3750 млн. долларов. Она могла его использовать в течение пяти лет, с 1946 по 1951 г. Погашение займа начиналось по истечении шестилетнего срока из расчета 2% годовых и должно было продолжаться в течение 50 лет. Получая заем, Англия обязалась восстановить свободный обмен фунта на доллар и снизить преференциальные тарифы. Эти обязательства были серьезной уступкой Соединенным Штатам. Многие англичане считали, что их выполнение подорвет национальную экономику и ослабит британские позиции в колониях.

Надежды правительства Эттли на покрытие дефицита платежного баланса в течение пяти лет с помощью американского займа оказались тщетными. В 1946 г. в США был отменен контроль над ценами. Экспортные товары подорожали, и Англия израсходовала полученный заем за один год. Тем не менее в июле 1947 г. английское правительство ввело свободный обмен фунта на доллар. Экспортеры потребовали расчетов в долларах, но Англия не в состоянии была удовлетворить их претензии. Через месяц английское правительство отказалось от свободного обмена валюты. Страна переживала острый финансовый кризис. Правительство сократило импорт. Уменьшение ввоза продовольствия нанесло удар по жизненному уровню трудящихся.

Во время экономического кризиса 1949 г. США сократили импорт из стран стерлинговой зоны, что привело к резкому уменьшению золотых и валютных резервов в Англии. Опасаясь дальнейшей утечки валюты и золота, лейбористское правительство провело в сентябре 1949 г. девальвацию фунта стерлингов на 30,5%. Девальвация фунта ослабила его значение как международной валюты и укрепило положение доллара. Это привело к росту цен и другим инфляционным явлениям.

В таких условиях происходило послевоенное восстановление экономики страны. Общий индекс промышленного производства в 1950 г. был выше довоенного на 25%. Но этот рост происходил главным образом за счет новых отраслей промышленности - автомобильной, химической и других, старые же отрасли продолжали хиреть: производство хлопчатобумажных тканей, например, в 1950 г. было на 43% ниже довоенного.

С большим напряжением и позже, чем в других странах, удалось несколько поднять уровень потребления. Долгое время продолжала применяться система рационирования продуктов и товаров первой необходимости, принятая во время войны, причем норма выдачи их и качество были ниже, чем в годы войны.

Внешняя политика с 1945 по 1949 гг.

Внешняя политика лейбористского правительства определялась интересами английского империализма, который стремился восстановить положение Великобритании как мировой державы, сохранить ее обширные колониальные владения. Лидеры Лейбористской партии были в этих вопросах верными преемниками консерваторов.

Самые уязвимые удары наносили империалисты ША своим английским союзникам в области внешней торговли, в течение веков являвшейся для Англии главным ис очником обогащения. В то время как доля США в мировом экспорте росла (в 1948 г. она достигла 23%), доля Англии все уменьшалась (в 1949 г. она составляла 11,7%)

Английские капиталовложения за границей, несмотря на предпринятые в послевоенные годы усилия для их восстановления, уменьшились на 13%. Особенно сильным был натиск американ кого капитала в английских доминионах. В Канаде американские инвестиции выросли, в то время как английские уменьшились. В 1949-1950 гг. не менее 70% канадского импорта поступало из США и только 12%- из Великобрита ии; канадский экспорт в США и Англию составлял соответственно 58 и 20%. Росли капиталовложения США в Австралии, Индий, Южно-Африканском Союзе.

“Никакая сила в мире не сможет помешать нам уничтожать германские армии на суше, их подводные лодки на море и разрушать их военные заводы с воздуха. Наше наступление будет беспощадным и нарастающим”.

Как видим, по вопросу ведения войны с Германией здесь сказано очень много и в самом категорическом тоне. Но что будет с этой страной после войны? На такой вопрос тегеранская декларация ответа не дает. В речи Рузвельта от 24 декабря 1943 года можно найти некоторые указания по этому вопросу. Их стоит процитировать хотя бы для того, чтобы познакомиться с обязательством, которое Соединенные Штаты вместе с другими участниками Тегеранской конференции приняли на себя в отношении будущего Германии. Итак, в упомянутой речи Рузвельт сделал следующее весьма знаменательное заявление:

“Мы [на Тегеранской конференции.-С . Б. ] единодушно решили, что Германия должна быть лишена своей военной силы и что в обозримом будущем она не будет иметь возможности восстановить эту силу.

Объединенные Нации не имеют намерения поработить немецкий народ. Мы желаем немцам, чтобы они получили нормальные условия для мирного развития в качестве полезных и уважаемых членов европейской семьи. Однако мы со всей силой подчеркиваем слово “уважаемых”, так как мы намерены раз навсегда освободить их от нацизма и прусского милитаризма, а также от фантастического и пагубного убеждения в том, что они являются “расой господ” .

Остается выяснить, каким образом Тегеранская конференция или отдельные ее участники намеревались осуществить эту демократическую и прогрессивную программу в германском вопросе. Незадолго перед этим, на Московской конференции, министры иностранных дел весьма детально определили, в чем должна заключаться и каким образом должна быть осуществлена демократизация и дефашизация Италии. В отношении Германии таких постановлений опубликовано не было, и тегеранская декларация тоже не содержит их. Рузвельт же, касаясь конференции в Тегеране, сказал: “Мы обсуждали международные отношения скорее с точки зрения больших и широких целей, чем деталей. Однако на основе этого обсуждения я даже сегодня могу сказать, что не предвижу каких-либо разногласий между Россией, Великобританией и Соединенными Штатами, которые нельзя было бы урегулировать” . Сказанное Рузвельтом ни в чем не изменяет того факта, что этими, как он говорит, “деталями” предстояло заняться, так как именно от них в большой мере зависело осуществление “больших и широких целей”, которые провозглашались в германском вопросе.

Что же касается “деталей” германской проблемы, то на Тегеранской конференции возникли серьезные расхождения. Даже из короткой дискуссии, о которой сообщается в воспоминаниях участников конференции, вытекало, что германский вопрос требовал дальнейших переговоров. Американская сторона выступила с предложением расчленить Германию на пять следующих государств: Пруссия; Ганновер и Северо-Запад; Саксония; Гессен-Дармштадт, Гессен-Кассель и район к югу от Рейна; Бавария, Баден и Вюртемберг. Кильский канал и Гамбург, а также бассейны Рура и Саара должны были в соответствии с американским планом перейти под контроль Объединенных Наций. Английский проект заключался в разделе Германии на северную и южную части, с тем чтобы Южная Германия была включена в проектируемую Великобританией Дунайскую конфедерацию. СССР обращал внимание на опасность возрождения немецкого национализма. Представитель СССР заявил, что “Германия имеет все возможности восстановить свои силы после этой войны и через сравнительно непродолжительное время начать новую” . Великобритания же ставила вопрос следующим образом: “Наш долг обеспечить безопасность в мире по крайней мере на 50 лет путем разоружения Германии, предотвращения перевооружения, установления контроля над германскими предприятиями, запрещения военной и гражданской авиации и путем далеко идущих территориальных изменений. Все зависит от того, смогут ли Великобритания, Соединенные Штаты и СССР сохранить тесную дружбу и контролировать Германию в своих общих интересах. Нам не следует бояться отдавать приказы, как только мы увидим опасность” . Английская программа в том виде, как она была представлена на Тегеранской конференции, состояла из многих и притом весьма различных элементов. Наряду с “далеко идущими территориальными изменениями”, направленными на раздел Германии и включение ее южной части в Дунайскую конфедерацию, в ней были и весьма актуальные положения. Примером этих последних является утверждение, что благоприятное решение германского вопроса зависит от сотрудничества Большой тройки.

Как уже указывалось выше, расхождения во взглядах па различные аспекты германского вопроса помешали принятию конкретных постановлений о будущей судьбе этой страны.

Другим вопросом, в отношении которого Тегеранская конференция не пришла к окончательному мнению и который требовал дальнейших переговоров, был вопрос о создании новой международной организации. Московская конференция заложила соответствующий фундамент в виде решений, содержавшихся в декларации четырех государств о необходимости создания “в возможно короткий срок” новой международной организации. Поэтому понятно, что, когда через месяц после опубликования этого решения встретились главы правительств, они начали обсуждать вопросы, связанные с созданием такой организации. В декларацию трех государств, опубликованную после Тегеранской конференции, включены некоторые общие положения относительно будущих международных отношений, логически связанные с проблематикой новой международной организации. Так, в упомянутой декларации говорится:

“Что касается мирного времени, то мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир. Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных Нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения.

Совместно с нашими дипломатическими советниками мы рассмотрели проблемы будущего. Мы будем стремиться к сотрудничеству и активному участию всех стран, больших и малых, народы которых сердцем и разумом посвятили себя, подобно нашим народам, задаче устранения тирании, рабства, угнетения и нетерпимости. Мы будем приветствовать их вступление в мировую семью демократических стран, когда они пожелают это сделать” .

Однако в тексте тегеранской декларации нет никаких указаний относительно структуры и способа функционирования будущей международной организации.

Тем не менее эти вопросы, как уже говорилось выше, обсуждались в Тегеране. В документах Гопкинса обнаружена составленная Рузвельтом во время Тегеранской конференции (30 ноября 1943 года) первая схема структуры новой международной организации. Это были три окружности. В первой было написано “40 UN” , что должно было означать орган, охватывающий всех членов новой организации, которых Рузвельт насчитывал около 40. Другая окружность была снабжена надписью: “Executi e”, то есть “Исполнительный комитет”. Рузвельт предлагал, чтобы этот комитет был “в составе СССР, США, Соединен ого Королевства и Китая, двух представителей от европейских стран, одного-от Южной Америки, одного-от Среднего Востока, одного-от Дальнего Востока и одного-от английских доминионов”. Что касается компетенции “Исполнительного комитета”, то Рузвельт предлагал передать ему все невоенные вопросы,-такие, как экономика, продовольствие, здравоохранение и т. д. В ходе дискуссии “Сталин спросил, будет ли этот комитет иметь право принимать решения, обязательные для всех наций. Рузвельт не дал четкого ответа на этот вопрос. Он не был уверен, что конгресс согласится, чтобы Соединенные Штаты были связаны решениями такого рода. Он сказал, что комитет будет делать рекомендации для разрешения споров...” Наконец, третья окружность в схеме Рузвельта имела надпись “Четыре полицейских”. Это должен был быть орган, располагающий военной силой л имеющий право немедленного вмешательства в случае какой-либо опасности или угрозы миру. Этими “Четырьмя полицейскими”, по предложению Рузвельта, должны были стать четыре государства, которые во время Московской конференции опубликовали декларацию по вопросу о всеобщей безопасности, то есть Китай, Соединенные Штаты Америки, Великобритания и СССР. Как видим, в новых проектах учитывается особая роль этих государств, причем с американской стороны, несмотря на некоторую уступку в направлении признания Франции великой державой, сделанную на Московской конференции продолжает проявляться тенденция к устранению Франции из числа великих держав. По поводу органа, названного “Четыре полицейских”, завязалась дискуссия. “Сталин заявил, что предложение о создании “Четырех полицейских” будет неблагоприятно воспринято малыми странами Европы” . На фоне этой дискуссии по поводу предлагаемого органа под названием “Четыре полицейских” также можно обнаружить существенные изменения в американской политике, о которых уже шла речь. Прежняя концепция 1941 года относительно создания американо-английской “международной полиции” превратилась в систему “Четырех полицейских”. Уже было указано на причины, способствовавшие тому, что концепция американо-английской полиции в результате событий 1941-1943 годов должна была быть расширена за счет Советского Союза, а также Китая. Что касается Китая, то следует привести весьма характерное мнение, относящееся к тому периоду, о котором идет речь. Его автором является адмирал Леги, военный советник Рузвельта, а позднее Трумэна, принимавший участие в конференции в Тегеране.

“Англичане,-писал Леги,-не имели такой глубокой заинтересованности в Китае, как мы. Создавалось впечатление, что они не учитывают того, что поражение Японии будет стоить гораздо больше кораблей, человеческих жизней, не говоря уже о долларах, если плохо вооруженные, плохо питающиеся армии [китайские.-С. Б.] не будут удержаны на поле боя... Американские руководители штабов были убеждены, что поддержка Китая имела принципиальное значение для нашей собственной безопасности и для успеха союзников” .

В связи с этим становится понятным, почему американские политики соглашались на включение Китая в группу “Четырех полицейских”. Ведь в происходившей войне с Японией была необходима помощь китайского народа, и поэтому американская сторона считала уместным осуществить некоторые мероприятия, направленные на повышение престижа Китая.

Реализация концепции “великих держав” в предложенной Рузвельтом форме не могла получить необходимой поддержки со стороны других государств.

Роль великих держав, предусмотренная предложением, известным под названием “Четыре полицейских”, была несовместима с принятым принципом суверенности. По сути дела, предлагаемый орган должен был решать вопрос о санкциях, а участвующие в нем государства- осуществлять их при помощи своих войск. Располагая столь широкой компетенцией, он не предусматривал соучастия других государств, кроме государств Большой четверки. Государства, не относящиеся к Большой четверке, не имели никакого представительства в этом органе и, таким образом, не оказывали какого-либо влияния на существенные для мира и безопасности решения. На практике это означало верховенство Большой четверки, совершенно не считающееся с мнением других государств. Поэтому данный проект оказался неприемлемым. Хотя окончательного решения по вопросу структуры будущей международной организации принято не было, однако сам факт начала дискуссии и обмен мнениями способствовали прогрессу в решении этого вопроса.

Основное внимание на Тегеранской конференции было уделено проблеме создания второго фронта в Европе в 1944 году. При обсуждении этого вопроса западные государства оправдывались в том, что вопреки конкретным обязательствам они до сих пор не открыли второго фронта. Характерно, что, обосновывая проволочку, они ссылались на американо-английские операции в бассейне Средиземного моря. Однако следует указать, что на Тегеранской конференции они даже не пытались утверждать, что итальянская кампания была вторым фронтом в Европе. Излагая ход Тегеранской конференции, Черчилль пишет, что операции в бассейне Средиземного моря осуществлялись “с полным сознанием того, что они носят второстепенный характер” . В ходе длительных совещаний относительно будущих военных действий выявились серьезные разногласия и даже конфликты между американским и английским правительствами, причем предпринимались попытки смягчить их. Вообще дискуссия, связанная с проблемами войны, на которых мы здесь не останавливаемся, обнаружила много спорных вопросов, решить которые пытались с помощью переговоров.

Черчилль, выступая в палате общин 22 февраля 1944 го а с обширным отчетом о т кущем военном положении, возвратился к вопросу о конференции в Тегеране.

“Личные контакты, которые мы установили,-сказал он тогда,-были-и я глубоко убежден, будут-полезными для нашего общего дела. Было бы очень немного разногласий между великими державами, если бы их главные представители могли встречаться раз в месяц. Во время таких встреч, как официальных, так и частных, могли бы быть свободно и откровенно поставлены все трудные вопросы, а наиболее деликатные из них рассмотрены б з риска, раздоров и недоразумений, которые имеют место, когда единственным средством контакта является переписка” .

Укрепление отношений между государствами Большой тройки ухудшало положение агрессора и предвещало его скорое поражение. Вот почему атмосфера, которая возникла в результате совещаний глав правительств главных государств антигитлеровской коалиции, и их близкий непосредственный контакт, равно как и принятые на Тегеранской конференции решения, явились серьезным шагом в направлении нанесения государствам “оси” окончательного поражения.

Использованная литература

1. Всемирная история / Гл. ред. : Е. М. Жуков (гл. ред.) и др. Т. ХI
/ Под ред. А. О. Чубарьяна (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1977.

2. Всемирная история / АН СССР. Ин-т всеобщей истории. Ин-т истории СССР. Ин-т славяноведения и балканистики. Ин-т востоковедения; Гл. ред.: Е. М. Жуков (гл. ред.) и др. Т. XII / Под ред. Р. Ф. Иванова (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1979.

3. Всемирная история / АН СССР. Ин-т всеобщей истории. Ин-т истории СССР. Ин-т славяноведения и балканистики. Ин-т востоковедения; Гл. ред.: Е. М. Жуков, С. Л. Тихвинский (гл. ред.) и др. Т. XIII / Под ред.
С. Л. Тихвинского (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1983.

4. Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка. 1939-1975. Учеб. пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов. / Под ред. Стецкевича. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978.

5. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров.
2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1982.

W. Churchill, The dawn of liberation-War speeches, London, 1945, p. 7.

W. S. Churchill, The dawn of liberation-War speeches, London, 1945, p. 17.

«Великие события родились не из рационального,
а из иррационального.
Рациональное создаёт науку,
иррациональное направляет историю»

Лебон Гюстав

Французский историк, основатель социальной психологии.

В 1895 году Гюстав Лебон опубликовал книгу: Психология народов и масс / La psychologie des Foules. О дин из главных выводов книги: в массе (толпе) индивидуум чувствует, думает и действует совершенно и н аче – и, как правило, более примитивно – чем можно было от него ожидать… (По свидетельству историков, эту книгу внимательно изучали и перечитывали: В.И. Ленин , Гитлер , Муссолини , И.В. Сталин ).

Популярный тезис Густава Лебона : «Спорить с убеждениями масс всё равно, что спорить с извержением вулкана».

«Нужно, чтобы она (идея – Прим. И.Л. Викентьева) сначала была принята небольшим числом апостолов, которым сила их веры или авторитет их имени дают большой престиж. Они действуют тогда более внушениями, чем доказательствами […]
Массы не дают себя никогда убеждать доказательствами, но только утверждениями, и авторитет этих утверждений зависит от того обаяния, каким пользуется тот, кто их высказывает […]
Не учёными, не художниками, не философами основывались новые религии, управлявшие миром, ни те громадные империи, которые простирались от одного полушария до другого, ни те великие религиозные и политические революции, которые перевернули Европу, но людьми, достаточно поглощёнными известной идеей, чтобы пожертвовать своей жизнью для её распространения».

Густав Лебон, Психология народов и масс, СПб, «Макет» 1995 г., с. 108 и 110.

«Интересная деталь. Я хотел узнать, какими книгами чаще всего пользовался Ленин. Как мне сказала Гляссер (один из секретарей В.И. Ленина – Прим. И.Л. Викентьева), среди этих книг была «Психология толпы» Густава Лебона. Остается гадать, пользовался ли ею Ленин как незаменимым практическим ключом к воздействию на массы или извлёк из замечательного труда Лебона понимание того, что, вопреки наивным теориям Руссо , то сложное вековое переплетение элементов жизни декретами фантазёров и догматиков изменить совсем не так легко (отчего после всех блестящих революций и возвращается всегда ветер «на круги своя»)».

Борис Бажанов, Воспоминания бывшего секретаря Сталина, СПб, «Всемирное слово», 1992 г., с.112.

«Всё, что создало величие цивилизаций: науки, искусства, философские системы, религии, военное могущество и т. д. - было созданием отдельных личностей, а не общественных организаций. Важнейшие открытия и культурные успехи, которыми пользуется всё человечество были осуществлены отборными людьми, редкими и высшими продуктами некоторых наиболее даровитых рас. Народы, у которых индивидуализм наиболее развит, именно благодаря этому и становятся во главе цивилизаций и господствуют в мире. ...Люди, мало приспособленные к сознательному развитию, жадно добиваются равенства, но мало интересуются свободой. Свобода - это состязание, непрестанная борьба, мать всякого прогресса. В ней могут торжествовать только самые способные, сильные люди. Только сильные могут переносить одиночество и рассчитывать лишь на самих себя. Слабые к этому не способны. Они скорее предпочтут самое тяжёлое рабство, чем одиночество и отсутствие поддержки. ...Предоставленный сам себе пролетарий - ничто, пустое место; в союзе же с равными себе он превращается в силу, и достаточно грозную... Но это - сила толпы, не более того... Если только не истреблять в каждом поколении всех сколько-нибудь возвышающихся над уровнем самой скромной посредственности, то социальные неравенства, порождаемые неравенством умственным, все равно бы рано или поздно восстановились после любых общественных уравнительных акции. ...Неравенство - это закон природы, который, в принципе, невозможно игнорировать». Естественные неравенства, как старость и смерть, - роковая участь человека. ...Отдельная личность, достаточно сильная, чтобы полагаться только на свою предприимчивость, на своё разумение, и потому способная самостоятельно содействовать прогрессу, стоит перед толпой, слабой в отношении этих качеств, но сильной своей численностью... Их интересы - противоположны и непримиримы. ...Не восходя к первобытному коммунизму - этой низшей форме развития, с которой начинали все общества, мы можем сказать, что в древности уже были испытаны разные формы социализма, которые предлагаются ныне».

Гитин В.Г., Самые дерзкие и страшные афоризмы, остроты, максимы, или чёрный цитатник, М., «Aст», 2007 г., с. 252.

Гюстав Лебон скептически относился к кабинетной науке: «Полуучёными я называю тех, кто не имеет других знаний, кроме книжных, и, следовательно, не имеет никакого понятия о действительной жизни. Они продукт наших университетов и школ, этих жалких «фабрик вырождения» […] Профессор, учёный, студент нередко многие годы и очень часто всю жизнь остаются полуучёными».

Гюстав Лебон, Психология социализма, СПб, «Маркет», 1995 г., с. 82.

Гюстав Лебон

Психология толп

G. Le Bon

La Psychologie des foules

Печатается по изданию:

Г. Лебон. «Психология народов и масс»,

издательство Ф. Павленкова, СПб., 1898 г.,

с приведением текста к нормам современного русского языка.

КНИГА I

ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ

Введение

СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕИ РАВЕНСТВА

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ

Возникновение и развитие идеи равенства. - Произведенные ею последствия. - Во что обошлось уже ее прило-

жение. Нынешнее ее влияние на массы. - Задачи, намеченные в настоящем труде. - Исследование главных фак-

торов общей эволюции народов. - Возникает ли эта эволюция из учреждений? - Не заключают ли в себе эле-

менты каждой цивилизации - учреждения, искусства, верования и пр. - известных психологических основ, свой-

ственных каждому народу в отдельности? - Значение случая в истории и неизменные законы. - Трудность

изменить наследственные идеи в данном субъекте.

Идеи, правящие учреждениями народов, претерпевают очень длинную эволюцию. Образуясь очень медленно, они вместе с

тем очень медленно исчезают. Став для просвещенных умов очевидными заблуждениями, они еще очень долгое время

остаются неоспоримыми истинами для толпы и продолжают оказывать свое действие на темные народные массы. Если

трудно внушить новую идею, то не менее трудно уничтожить старую. Человечество постоянно с отчаянием цепляется за

мертвые идеи и мертвых богов.

Уже почти полтора века прошло с тех пор, как поэты и философы, крайне невежественные относительно первобыт-

ной истории человека, разнообразия его душевного строя и законов наследственности, бросили в мир идею равенства

людей и рас.

Очень обольстительная для масс, эта идея вскоре прочно укрепилась в их душе и не замедлила принести свои плоды.

Она потрясла основы старых обществ, произвела одну из страшнейших революций и бросила западный мир в целый ряд

сильных конвульсий, которым невозможно предвидеть конца.

Без сомнения, некоторые из неравенств, разделяющих индивидуумов и расы, были слишком очевидны, чтобы прихо-

дилось серьезно их оспаривать; но люди легко успокаивались на том, что эти неравенства - только следствия различия

в воспитании, что все люди рождаются одинаково умными и добрыми и что одни только учреждения могли их развра-

тить. Средство против этого было очень простое: перестроить учреждения и дать всем людям одинаковое воспитание.

Таким-то образом учреждения и просвещение стали великими панацеями современных демократий, средством для ис-

правления неравенств, оскорбительных для великих принципов, являющихся единственными божествами современно-

Впрочем, новейшие успехи науки выяснили все бесплодие эгалитарных теорий и доказали, что умственная бездна, 1

созданная прошлым между людьми и расами, может быть заполнена только очень медленными наследственными накоп-

лениями. Современная психология вместе с суровыми уроками опыта показала, что воспитание и учреждения, приспо-

собленные к известным лицам и к известным народам, могут быть очень вредны для других. Но не во власти философов

изъять из обращения идеи, пущенные ими в мир, когда они убедятся в их ложности. Как вышедшая из берегов река, которую не в состоянии удержать никакая плотина, идея продолжает свой опустошительный, величественный и страш-

ный поток.

И смотрите, какова непобедимая сила идеи! Нет ни одного психолога, ни одного сколько-нибудь просвещенного го-

сударственного человека, и в особенности - ни одного путешественника, который бы не знал, насколько ложно химери-

ческое понятие о равенстве людей, перевернувшее мир, вызвавшее в Европе гигантскую революцию и бросившее Аме-

рику в кровавую войну за отделение Южных Штатов от Северо-Американского Союза; никто не имеет нравственного

права игнорировать то, насколько наши учреждения и воспитание гибельны для низших народов; и за всем тем не най-

дется ни одного человека - по крайней мере во Франции - который бы, достигнув власти, мог противиться общест-

венному мнению и не требовать этого воспитания и этих учреждений для туземцев наших колоний. Применение систе-

мы, выведенной из наших идей равенства, разоряет метрополию и постепенно приводит все наши колонии в состояние

плачевного упадка; но принципы, от которых система берет начало, еще не поколеблены.

Будучи, впрочем, далекой от упадка, идея равенства продолжает еще расти. Во имя этого равенства социализм, дол-

женствующий, по-видимому, в скором времени поработить большинство народов Запада, домогается обеспечить их

счастье. Его именем современная женщина требует себе одинаковых прав и одинакового воспитания с мужчиной.

О политических и социальных переворотах, произведенных этими принципами равенства, и о тех гораздо более важ-

ных, какие им суждено еще породить, массы нисколько не заботятся, а политическая жизнь государственных людей

слишком коротка для того, чтобы они об этом более беспокоились. Впрочем, верховный властелин современности -

общественное мнение, и было бы совершенно невозможно не следовать за ним.

Для оценки социальной важности какой-нибудь идеи нет более верного мерила, чем та власть, какой она пользуется

над умами. Заключающаяся в ней доля истины или лжи может представлять интерес только с точки зрения философ-

ской. Когда истинная или ложная идея перешла у масс в чувство, то должны постепенно проявляться все вытекающие из

нее последствия.

Итак, посредством просвещения и учреждений нужно приступить к осуществлению современной мечты о равенстве.

С их помощью мы стараемся, исправляя несправедливые законы природы, отлить в одну форму мозги негров из Марти-

ники, Гваделупы и Сенегала, мозги арабов из Алжира и наконец мозги азиатов. Конечно, это - совершенно неосущест-

вимая химера, но разве не постоянная погоня за химерами составляла до сих пор главное занятие человечества? Совре-

менный человек не может уклониться от закона, которому подчинялись его предки.

Я в другом месте показал плачевные результаты, произведенные европейским воспитанием и учреждениями на низ-

шие народы. Точно также я изложил результаты современного образования женщин и не намереваюсь здесь возвра-

щаться к старому. Вопросы, которые нам предстоит изучить в настоящем труде, будут более общего характера. Остав-

ляя в стороне подробности, или касаясь их лишь постольку, поскольку они окажутся необходимыми для доказательства

изложенных принципов, я исследую образование и душевный строй исторических рас, т. е. искусственных рас, образо-

ванных в исторические времена случайностями завоеваний, иммиграций и политических изменений, и постараюсь дока-

зать, что из этого душевного строя вытекает их история. Я установлю степень прочности и изменчивости характеров рас

и попытаюсь также узнать, идут ли индивидуумы и народы к равенству или, напротив, стремятся как можно больше

отличаться друг от друга. Доказав, что элементы, из которых образуется цивилизация (искусство, учреждения, верова-

ния), составляют непосредственные продукты расовой души, и, поэтому, не могут переходить от одного народа к друго-

му, я определю те непреодолимые силы, от действия которых цивилизации начинают меркнуть и потом угасают. Вот

вопросы, которые мне уже приходилось не раз обсуждать в моих трудах о цивилизациях Востока1. На этот маленький том

следует смотреть только как на краткий их синтез.

Наиболее яркое впечатление, вынесенное мною из продолжительных путешествий по различным странам, - это то, что каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические особенности, и от него-то

и происходят его чувства, его мысли, его учреждения, его верования и его искусства. Токвиль и другие знаменитые

мыслители думали найти в учреждениях народов причину их развития. Я же убежден в противном, и надеюсь доказать, беря примеры как раз из тех стран, которые изучал Токвиль, что учреждения имеют на развитие цивилизаций крайне

слабое влияние. Они чаще всего являются следствиями, но очень редко бывают причинами.

Без сомнения, история народов определяется очень различными факторами. Она полна особенными событиями, случай-

ностями, которые были, но могли и не быть. Однако рядом с этими случайностями, с этими побочными обстоятельствами

существуют великие неизменные законы, управляющие общим ходом каждой цивилизации. Эти неизменные, самые общие

и самые основные законы вытекают из душевного строя рас. Жизнь народа, его учреждения, его верования и искусства суть

только видимые продукты его невидимой души. Для того, чтобы какой-нибудь народ преобразовал свои учреждения, свои

верования и свое искусство, он должен сначала переделать свою душу; для того, чтобы он мог передать другому свою циви-

лизацию, нужно, чтобы он в состоянии был передать ему также свою душу. Без сомнения, не то нам говорит история; но мы

легко докажем, что, записывая противоположные утверждения, она вводит себя в обман пустыми видимостями.

Мне пришлось однажды изложить перед большим конгрессом некоторые из развиваемых в настоящем труде идей. Со-

1 «L’Homme et les sociйtйs, leurs origines et leur histoire», «Les Premiиres civilisations de l’ancient Orient», «Les Civilisations de l’Inde», «La Civilisation des Arabes», «Les Monuments de l’Inde».

брание состояло из всякого рода выдающихся людей: из министров, губернаторов колоний, адмиралов, профессоров, ученых, принадлежавших к цвету различных наций. Я рассчитывал встретить в подобном собрании некоторое едино-

мыслие относительно основных вопросов. Но его вовсе не было. Высказанные мнения оказались совершенно не завися-

щими от степени культурности тех, кто их высказывал. Передавали эти мнения главным образом то, что составляло

наследственные чувства различных рас, к которым принадлежали члены названного конгресса. Никогда мне не было так

ясно, что люди каждой расы обладают, несмотря на различие их социального положения, неразрушимым запасом идей, традиций, чувств, способов...