Что входит в учебную практику. Подготовка и защита отчета по производственной практике на предприятии. Оформление практики для студентов: пример

В любом ВУЗе в процессе обучения студентам необходимо проходить практику с целью закрепления полученных теоретических знаний и получения практических навыков работы. За весь период обучения проходят ознакомительную (учебную), и преддипломную практики. Окончание прохождения практики требует написания отчета, который сопровождается дневником и характеристикой с места прохождения практики. Чтобы написать отчет по практике самостоятельно, необходимо знать особенности каждого вида практики.

Учебная или ознакомительная практика становится первым испытанием для студентов. Ее проходят на 1 или 2 курсе. Целью является закрепление общетеоретических знаний, полученных в процессе учебы, а также получение общих представлений о выбранной специальности. Во время практики студентам дают возможность ознакомиться с работой предприятия путем чтения лекций и проведения экскурсий, а также посмотреть работу сотрудников выбранной вами специализации.

Производственная практика проходит на 3-4 курсе и является следующим шагом в освоении профессии. Практикантам дают возможность изучить работу предприятия изнутри под присмотром куратора, изучить и проанализировать документацию, собрать материалы.

Преддипломная практика является заключительным этапом обучения. На основе полученной на предприятии информации, необходимо будет . Отчет по преддипломной практике часто является второй главой диплома и представляет собой анализ работы предприятия.

Отчет о работе предприятия должен соответствовать требованиям программы практики вашего ВУЗа (Смотрите также: ), как правило, он содержит:

— календарный план;

— дневник;

— характеристику с места прохождения практики

— введение;

— основную часть;

— заключение;

— список литературы;

— приложения

Титульный лист оформляется по образцу из методических указаний. Титульный лист содержит данные о названии ВУЗа, типе практики (учебная, ознакомительная, производственная, преддипломная), теме практики, специальности, учащемся, руководителе, месте и годе написания.

Образец титульного листа

Календарный план оформляется в виде таблицы, содержит данные о виде, сроках и месте исполняемых вами работ на предприятии. Иногда входит в дневник.

Пример календарного плана отчета по практике

Дневник практики – схож с календарным планом. Дневник является основным документом, наравне с отчетом, по которому учащийся отчитывается о выполнении программы практики.

Практикант каждый день отмечает, что он делал или изучал сегодня. Оформляет все в виде таблицы.

Пример заполнения дневника практики

Характеристика с места прохождения производственной, учебной или дипломной практики должна отражать данные о знаниях, навыках и умениях практиканта. Об уровне его профессиональной подготовки, личных качествах, а также о работе и поручениях, которые выполнял студент во время посещения предприятия. И, конечно, рекомендуемая оценка.

Характеристику студенту должен получить от своего руководителя и приложить к отчету. Но на практике руководитель перекладывает эту обязанность на студента.

Образец характеристики с места прохождения практики

Образец содержания отчета по практике

Введение содержит:

  • сведения о месте прохождения практики;
  • ее цели и задачи, которые указаны в методических указаниях;
  • объект и предмет исследования;
  • оценку современного состояния исследуемой темы;
  • может содержать предполагаемые результаты прохождения практики.

Пример введения

Основная часть делится на главы. Содержит теоретическую и практическую части. В практической части описывается структура и деятельность предприятия. Проводится анализ. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия или учреждения. Приводятся все расчеты, графики и таблицы.

Заключение пишется на основе изученного материала. Содержит ответы на поставленные во введении задачи. Включает все полученные в основной части выводы. Можно включить оценку собственной работе и дать рекомендации по улучшению деятельности предприятия.

Образец заключения отчета по практике

Список литературы содержит все используемые при написании работы источники, в том числе указанные в . согласно методическим указаниям или ГОСТ. В него можно включить названия документов, полученных с предприятия, а также нормативную литературу, интернет-источники.

Приложения включают любые данные, на которые можно сослаться при написании работы, в тексте работы. Это может быть отчетность, организационная структура предприятия, выписки из законодательства, анкеты, чертежи, схемы, таблицы. Все, документы, которые вы нашли на предприятии и которые пригодились для написания отчетной работы.

Писать отчет по практике самостоятельно очень интересно и познавательно. Но если у вас возникли трудности с написанием или у вас не получилось пройти практику на предприятии, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам и получить квалифицированную консультацию.

1

В статье анализируются условия организации и проведения учебной практики как составной части программы высшего образования и формы учебного процесса на первом или втором курсе вуза. Она заключается в практической подготовке будущего специалиста и закрепляет полученные теоретические знания. Прохождение учебной практики организуется вузом по утвержденной программе, которая определяет конкретные цели и задачи практики. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией. Порядок проведения учебной практики разрабатывается кафедрой вуза в строгом соответствии с требованиями ФГОС. Её сроки устанавливаются согласно учебному плану и графику учебного процесса. Цель учебной практики – приобретение первичного профессионального опыта. В отличие от производственной практики, учебная практика предполагает не самостоятельную работу, а ознакомление с будущей профессией и получение первых навыков исследовательской деятельности. Учебная практика делится на три вида: ознакомительная (в основном, это раз-личные экскурсии по предприятиям вашей будущей профессии); предметно-методическая (сюда могут входить лекции и беседы); практика по приобретению начальных профессиональных умений – например, учебная практика в детском саду или в школе.

самостоятельная работа

руководитель практики

виды практики

базовые дисциплины

геоэкология

студенты технического вуза

учебная практика

образовательная программа

1. Вельш А.В., Ростовцева В. М. Система работы с молодыми учёными в национальных исследовательских университетах России // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. –– 2012. –– Т. 14. –– №. 2 (5). –– C. 1128-1133.

2. Глухий Я. А. , Качалов Я. Н. , Качалова О. И. Становление и развитие педагогики как науки // Вестник Томского государственного педагогического университета. –– 2013. –– №. 9(137). –– C. 13-17.

3. Жиркова З.С. Педагогическая практика студентов – подготовка к основным видам профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. –– 2012. –– № 6 (2). –– С. 360-364.

4. Комплексная геолого-съемочная практика: Учеб. пособие для вузов / А.А. Бакиров, Э.А. Бакиров, М.В. Бордовская и др. –– 20-е изд., перераб. и доп. –– М.: Недра, 1989. –– 215 с.: ил.

5. Соболева Н.П. Летняя геоэкологическая учебная практика как средство развития у студентов навыков самостоятельной работы // Сборник материалов вузовской научно-методической конференции «Совершенствование содержания и технологии учебного процесса» (12–13 февраля 2010 г.) –– Томск: Изд-во ТПУ, 2010. –– С. 56-57.

6. Стандарт предприятия СТО ТПУ 2.3.04-2008 «Система образовательных стандартов. Практики учебные и производственные. Общие требования к организации и проведению».

Учебная практика, как известно, являясь в высшем профессиональном образовании составной частью его основной образовательной программы, имеет одной из своих задач закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в вузе. Ее можно характеризовать как сферу учебной деятельности, позволяющей студентам реализовать приобретенные знания, умения и навыки, демонстрировать уровень усвоения содержания образовательной программы, «попробовать» себя в ситуациях, реально соотносимых с их будущей профессиональной деятельностью.

В процессе подготовки и проведения практики важную роль выполняют все её участники: и субъекты образования, и специалисты соответствующей отрасли. Субъектами образования принято считать студентов и профессорско-преподавательский состав . Применительно к условиям учебной практики это будут, соответственно, студенты и преподаватели-организаторы практики. Руководитель практики, назначаемый кафедрой, играет, безусловно, большую роль. Вместе с тем большой вклад в успешность учебной практики вносят представители организации, участвующие в ее проведении, поскольку от того, как будет организован прием на месте, также зависит качество прохождения практики студентами. Порядок проведения учебной практики разрабатывается кафедрой вуза в строгом соответствии с требованиями ФГОС. Её сроки устанавливаются согласно учебному плану и графику учебного процесса. Прохождение учебной практики организуется вузом по утвержденной программе, которая определяет конкретные цели и задачи практики. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией.

Цель учебной практики - приобретение первичного профессионального опыта. Реализация этой цели предусматривает: общее знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой; изучение функций подразделений предприятия; изучение нормативно-правовых документов, касающихся вопросов управления, и законодательных актов, которые регулируют деятельность предприятия; практическое знакомство с вашей специальностью и её особенностями; сбор материалов для написания курсовых работ. В отличие от производственной практики, учебная практика предполагает не самостоятельную работу, а ознакомление с будущей профессией и получение первых навыков исследовательской деятельности.

Учебная практика представлена тремя видами:

1) ознакомительной, представленной главным образом различными экскурсиями по предприятиям вашей будущей профессии;

2) предметно-методической, в которую могут входить лекции и беседы;

3) практикой по приобретению начальных профессиональных умений - например, учебная практика в детском саду или в школе.

Цель исследования

Целью исследования выступает определение условий организации и проведения учебной практики студентов технического вуза.

Материал и методы исследования

В качестве материала исследования привлекались результаты учебной практики студентов первого и второго курсов, обучающихся по направлениям «Науки о земле» и «Геоэкология» в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (НИ ТПУ).

Результаты исследования

Среди всех видов практики студентов, обучающихся по специальностям, относящимся к направлению «Науки о земле», особое место занимают полевые практики, при прохождении которых студенты имеют возможность в полной мере погрузиться в свою будущую профессию. Такой вид практики, в частности, включен в образовательную программу специальности «Геоэкология», обучение которой проводится в стенах НИ ТПУ на кафедре геоэкологии и геохимии. В учебной программе по этой специальности содержание лекций по соответствующим дисциплинам обязательно включает вопросы воздействия предприятий региона на окружающую среду. Технические знания, которые получают студенты на этих лекциях и углубляют во время выполнения лабораторных работ, в последующем планомерно должны закрепляться в процессе учебных полевых практик, как это предписано государственным образовательным стандартом .

С этой целью в учебном плане предусмотрена геоэкологическая практика длительностью три недели. Группа студентов, обучающихся по специальности «Геоэкология», после второго курса направляется в летний период на полигон НИ ТПУ на базе Центра учебных геологических практик в Республике Хакасия. Цель учебной геоэкологической практики заключается в выявлении основных геоэкологических проблем, связанных с производственной деятельностью региона. Она проводится после освоения студентами базовых геологических дисциплин: общая экология, геология, география, гидрогеология, минералогия и картографирование.

Проблемам организации подобной практики уделяется пристальное внимание на кафедрах, обеспечивающих специальность «Геоэкология». В частности, уточняется и даже расширяется ее содержание. Например, Н.П. Соболева считает, что главным средством достижения этой цели учебной практики становится осмотр и знакомство с объектами горнодобывающего производства, на примере которых рассматриваются геоэкологические проблемы, связанные с деятельностью этих предприятий . В ходе подобной практики внимание студентов, как правило, в основном обращается на геоэкологическую проблематику, которая тесно связана с геологическими особенностями всех объектов региона, тем самым попутно осуществляется знакомство с их минералогией и петрографией.

Собственно наличие практики в учебном плане еще не свидетельствует об ее эффективности для получения студентами навыков, значимых для будущей специальности. В этом вопросе важную роль играет процесс ее проведения и то, как он подготовлен. Поэтому, рассматривая этот вопрос с педагогических позиций, целесообразно говорить об определенных этапах организации практики, среди которых можно выделить: этап подготовки к практике, этап собственно проведения практики и заключительный этап. Из них первый и третий проводятся на базе Томского политехнического университета, а второй - на полигоне, который определен согласно программе и возможностям кафедры.

Как правило, до отъезда на практику, кафедра геоэкологии и геохимии проводит собрание со студентами, где вместе с заведующим кафедрой и руководителем практики от кафедры обговаривается программа практики, проводится инструктаж по технике безопасности, напоминаются правила охраны труда, санитарии и пожарной безопасности. Здесь же выдаются индивидуальные задания студентам.

Известно, что практика подразумевает ознакомление со специальностью, знакомство студентов со всем новым и, безусловно, интересным. С этой целью выбирается целесообразная, на наш взгляд форма организации учебной практики при выезде и работе на местности - «экскурсия». Данный характер практики является профессионально обоснованным и интересным для конкретной специальности. Маршрутно-экскурсионный характер организации учебного обучения заключается в необходимости и целесообразности посещения как горных предприятий, так и различных месторождений полезных ископаемых. Студенты приобретают навыки работы в команде, самостоятельной работы, составления отчетности.

Студенты во время учебной геоэкологической практики как выезжают по специально разработанным маршрутам, так и работают на территории геологического полигона. Тем самым студентам предоставляется возможность, с одной стороны, ознакомиться с уникальными минералогическими, петрологическими, геологическими образованиями, ландшафтами и биоценозами. С другой стороны, знания по изученным ранее дисциплинам, таким как «Общая экология», «География», «Минералогия» и др., закрепляются через использование педагогического приема «экскурсия». Отметим, что в период практики происходит активизация межпредметных связей с целью обеспечения дальнейшей интеграции полученных знаний в учебном процессе и их систематизации посредством организации самостоятельной работы обучающихся в форме подготовки и написания отчета по итогам практики.

Отметим, что на эффективность прохождения студентом учебной практики влияют различные факторы. С одной стороны, это уровень общей подготовки студентов по специальности «Геоэкология» и знание конкретного материала по соответствующей дисциплине, с которым студент выходит на практику. С другой стороны, важными являются такие личностные факторы, как ответственность студента, умение работать самостоятельно, его внимательность, умение слушать и извлекать из услышанного ценную информацию. Кроме этого для будущего специалиста геоэколога немаловажным является наличие интереса к практике, желание получить знания и освоить навыки, которые предоставляет ему возможность прохождения практики. Здесь важна не только роль самого студента как субъекта образования, но и роль руководителя практики от кафедры.

В настоящее время используются нормативные документы по организации учебной практики, которые четко определяют функциональные обязанности руководителя практики. Проиллюстрируем это на примере НИ ТПУ, в котором действует Стандарт предприятия СТО ТПУ 2.3.04-2008 , определяющий цели, задачи и требования к организации учебной и производственной практик, прописывающий полномочия и ответственность руководителя практики как от кафедры, так и от предприятия. Данный стандарт также перечисляет обязанности студента, что является важным организационным фактором его учебной деятельности.

Мы считаем важным конкретизировать те требования, которые предъявляются к студентам на указанной практике, проводимой в форме экскурсии. Студент должен выполнять целый комплекс обязанностей. Прежде всего, в их число во время прохождения практики входит выполнение программы практики и индивидуального задания руководителя от кафедры и предприятия. Наряду с этим студент обязан вести дневник и написать отчет по итогам пройденной практике, оформив его по требованиям, приведенным в разделе 6.2.6 СТО ТПУ 2.3.04-2008, а также обеспечить своевременную сдачу отчета руководителю по практике от кафедры. Процедура выполнения отчета и анализ достигнутых студентами результатов укрепляют имеющийся у них учебный базис, являясь при этом основой для формирования профессиональной компетенции геоэкологов. Защита отчета проводится на кафедре по приезду в процессе учебных занятий.

Один из разделов СТО ТПУ четко определяет процедуру назначения руководителя от кафедры и его обязанности. Так, для руководства практикой студентов, организованной на базе университета, назначается руководитель практики из числа преподавателей или научных сотрудников соответствующих выпускающих кафедр . Безусловно, он должен быть специалистом в своем деле. В целом, можно сказать, что обязанности руководителя практики от кафедры заключаются в контролировании и направлении формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в период учебной практики. В дополнение отметим, что руководители выездной практики от кафедры, по сути, осуществляют методическое руководство практикой, обеспечивают нормальную жизнь коллектива, выполняя, главным образом, хозяйственные и снабженческие функции .

Согласно стандарту, руководитель практики от кафедры обеспечивает реализацию практики на всех этапах ее проведения. На первом этапе он совместно с заведующим кафедрой устанавливает связи с предприятиями, заключает договора на проведение практик, оформляет приказ, проводит организационные мероприятия перед отправкой студентов на практику. Безусловно, кафедрой уже установлены традиционные связи с предприятиями. Однако в ряде случаев осуществляется поиск новых контактов, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Дополнительно руководитель практики от организации совместно с руководителем практики, назначенным от кафедры, уточняют календарный план выполнения и конкретное содержание программы практики, а также разрабатывает тематику индивидуальных заданий. Во время практики он следит за выполнением студентами распорядка дня, соблюдением дисциплины, при необходимости проводит воспитательную работу со студентами, отвечает за соблюдение ими правил техники безопасности и, являясь представителем кафедры при сборе материалов к предстоящему отчету и выполнении студентами всех индивидуальных заданий, оказывает им методическую помощь. По завершении практики руководитель от кафедры оценивает результаты выполнения студентами индивидуальных заданий и отчет.

В соответствии с условиями договора на проведение практики, заключаемого между Томским политехническим университетом и предприятием, согласно приказу по предприятию для организации и проведения практики студентов назначается ее руководитель из числа высококвалифицированных инженерных работников.

В условиях учебной геоэкологической практики, носящей экскурсионный характер, помимо ознакомления с программой практики на начальном ее этапе, роль руководителя от предприятия на этапе собственно практики сводится к следующему:

Встретить группу студентов во главе с руководителем от вуза и обеспечить им доступ на предприятие;

Провести экскурсию с целью ознакомить студентов со структурой предприятия, особенностями его деятельности, его отделами, задачами, планами и мероприятиями по их выполнению;

Во время экскурсии отвечать на вопросы студентов по функционированию и деятельности предприятия;

В условиях полевой экскурсионной практики руководитель от организации не участвует в проверке отчетов студентов. Однако если предприятие заинтересовано в ком-либо из практикантов, то содействие возможно.

Итак, мы обосновали, что для того, чтобы обеспечить студентам должный уровень прохождения практики, профессиональная квалификация руководителя от кафедры должна быть высока, поскольку он в полевых условиях выступает для студентов в роли первого и единственного наставника. Роль эта, безусловно, сложная, так как студенты в количестве 10-20 человек в группе абсолютно разные. В связи с этим возрастает значение индивидуального подхода, наличие таких личностных качеств, как настойчивость, толерантность в общении со студентами в течение трех недель, и организационные качества, прежде всего, в отношении установления и поддержания дисциплины в коллективе. Как справедливо отмечает З.С. Жиркова, в условиях практики проверяются качества подготовки студента в реальной ситуации .

Таким образом, учебная практика занимает большое место в реализации образовательной программы согласно стандарту по специальности «Геоэкология». Основываясь на результатах педагогических наблюдений за процессом проведения учебных практик по данной специальности, мы пришли к выводу о том, что значительная роль на всех этапах полевой геоэкологической практики в ее организации, проведении и подведении итогов принадлежит руководителю от кафедры. Поэтому целесообразно поставить следующий вопрос: какими качествами должен обладать руководитель практики от кафедры, чтобы эта работа была успешной? В их числе можно выделить профессиональные и личностные характеристики. К профессиональным характеристикам, безусловно, должны относиться профессиональная компетентность, наличие опыта работы со студентами, знание самого предмета практики. Личностные характеристики подразделяются нами на подгруппу профессионально-значимых, в числе которых готовность сотрудничать со студентами и знание психологии, и на личностные качества, свойственные современному преподавателю - это, на наш взгляд, толерантность, ответственность, требовательность, а также доброжелательность и корректность. Таков примерный «портрет» руководителя практики.

Таким образом, на учебной практике, проходящей под руководством опытных преподавателей от кафедры и представителей организации, закладываются основы, необходимые для дальнейшего теоретического и производственного обучения будущего специалиста, поэтому от ее содержания и качества так зависит подготовка студентов к самостоятельной творческой работе на производстве и в научных учреждениях.

Рецензенты:

Соколова И.Ю., д.п.н., профессор, кафедра инженерной педагогики Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

Барышников Н.В., д.п.н., профессор, кафедра иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.

Библиографическая ссылка

Качалов Н.А., Бородин А.А., Вельш А.В. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16453 (дата обращения: 29.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

– это практическая часть образовательного процесса в высшем или среднеспециальном учебном заведении, происходящая в организациях в режиме реальной рабочей деятельности. Практика призвана закрепить полученные теоретические знания и навыки, необходимые для присвоения квалификации и итоговой аттестации учащегося как специалиста. Итоги производственной практики оцениваются согласно нормам, принятым в учебном заведении, и вписываются в учебный процесс.

Студенту

Производственная практика для студента часто становится отправной точкой его профессиональной карьеры. Наиболее распространенная ошибка учащихся – это формальное отношение к процессу прохождении практики, как к еще одному учебному заданию. Чтобы извлечь из практики максимум пользы, необходимо иметь правильный настрой и понимать, что это уникальная возможность «прощупать почву», находясь при этом еще под крылом своего образовательного учреждения. Значительно сэкономив таким образом время и силы, вы не будете делать лишних движений по окончании вуза и будете точно знать, куда идти дальше.

Какие возможности дает практика студенту:

    закрепить теоретические знания;

    применить знания и навыки на практике;

    сориентироваться в реальном рабочем процессе и увидеть подводные камни выбранной специальности, которые не видны в теории;

    непосредственно контактировать с профессиональным сообществом;

    получить навык поиска работы и общения с работодателем;

    получить опыта взаимодействия с опытным профессионалом-наставником;

    как можно раньше понять, что специальность или даже область выбраны неверно и не соответствуют вашим требованиям к профессии;

    сориентироваться в профессии и определиться ;

    «прощупать» рынок и понять, что востребовано и чему еще нужно подучиться;

    подыскать себе рабочее место, подходящее для старта карьеры;

    получить начальный опыт, которого так не хватает молодым специалистам при устройстве на работу после обучения, и сделать свою первую запись в трудовой книжке;

    добиться первых успехов и проявить способности в выбранной специальности перед будущим работодателем.

Студенты проходят производственную практику на старших курсах вузов, когда уже выбрана специальность, и обычно тема практики соотносится со знаниями и навыками, полученными в семестре. Практика проходит на базах реальных предприятий, с которыми у вуза есть предварительная договоренность. Направление деятельности организации должно соответствовать специализации студента. Учащийся имеет право выбрать подходящую ему базу практики, а вуз должен предоставить список возможных вариантов. Если студент уже работает по профилю, то он имеет право проходить практику по месту настоящей работы.

Во время практики студент должен вести дневник, который подписывается руководителем его практики. По окончании практики ее итоги оцениваются наравне с экзаменами и зачетами и отмечаются в зачетной книжке. Также работу студента оценивает руководство практической базы, на которой он трудился, и выдает характеристику. Направление производственной практики может быть технологическим (непосредственно практическая работа, приобретение навыков) и научно-исследовательским или преддипломным (проведение научных исследований на практическом материале).

Правовая сторона вопроса должна быть определена в нормативных документах университета, а также регулируется соответствующими статьями ТК РФ. Продолжительность рабочего дня студента-практиканта от 16 до 18 лет должна составлять не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ) и в возрасте от 18 лет не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ). В период прохождения практики на студентов распространяются правила внутреннего распорядка, принятые в организации, и общие правила охраны труда. В случае, если практикант на время практики принят в штат, то он получает все права работника: право на получение зарплаты, право на оплачиваемый отпуск, на пособие по нетрудоспособности и т.д. Также на него возлагаются соответствующие работнику обязанности.

Работодателю

Несмотря на то, что студенты-практиканты – довольно хлопотное дело для организации, в производственной практике есть неоспоримые плюсы и для компании. Становясь базой практики и взаимодействуя с профильным образовательным учреждением, организация получает возможность:

    «воспитать» молодых специалистов под себя, обучая их в соответствии с необходимыми именно вашей организации требованиями и спецификой;

    скорректировать образовательные программы профильных вузов, взаимодействуя с ними.

Правовая сторона процесса оформления практиканта имеет ряд трудностей, которые, впрочем, вполне преодолимы. Основная загвоздка для кадровиков – это отсутствие статьи, четко регламентирующей принятие практиканта на работу. Понятие договора между студентом и организацией на случай прохождения практики отсутствует в принципе. В этой ситуации есть два варианта действий.

1. Заключение трудового договора с практикантом. В случае производственной практики и при наличии в компании соответствующего вакантного места студент принимается в штат на основании срочного трудового договора и вступает с организацией в трудовые отношения. Обоснование заключения договора можно сформулировать согласно статье 59 ТК РФ примерно так: «Трудовой договор заключается на время прохождения производственной практики». Если для студента это первое официальное трудоустройство, то ему необходимо завести трудовую книжку и свидетельство пенсионного страхования (статья 65 ТК РФ). С момента заключения договора практикант наделяется всеми соответствующими правами и обязанностями полноправного работника.

2. Оформление практиканта без зачисления в штат. В случае, если в договоре между образовательным учреждением и работодателем изначально прописано, что студенты проходят практику без официального трудоустройств, и если отсутствуют вакантные места, то Тогда студент не получает конкретную трудовую функцию, а находится на практике больше ознакомительно, не несет ответственность подобно работнику. Однако, правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии, и правила охраны труда на него распространяются. Для зачисления студентов на предприятие издается приказ, в котором прописываются все необходимые подробности (имена студентов, сроки и цели практики, порядок прохождения, ответственный наставник и пр.).

Если студент уже работает, и профиль его работы соответствует специальности, на которую он обучается, то он может проходить практику по месту своей работы, предоставив в вуз соответствующую справку.

Таким образом, производственная практика является взаимовыгодным мероприятием, как для студентов, так и для работодателей, помогая им познакомиться друг с другом и начать профессиональное взаимодействие.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Учебная практика является одним из основных элементов процесса подготовки высококвалифицированных специалистов в области управления и проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях различных организационно-правовых форм. Назначение практики состоит в приобретении студентами первоначальных навыков работы в службах и подразделениях, связанных с вопросами управления, организации и планирования учебной деятельности.

Учебная практика является составляющей учебного процесса подготовки современных специалистов для специальности 08.05.02.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», и проводится в соответствии с учебным планом специальности на 3 курсе в течение 6 семестра продолжительностью 6 недель. Место практики каждого студента определяется кафедрой экономики и управления на предприятии в общем порядке или студентами самостоятельно при согласовании с кафедрой.

После окончания практики в недельный срок студенты представляют на кафедру отчет и характеристику (отзыв), подписанную руководителем практики от предприятия и заверенную печатью, подтверждающую прохождение студентом учебной практики.

Основные функции учебной практики:

    формирование профессионального мышления и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;

    совершенствование имеющихся и освоение новых практических навыков работы экономиста-менеджера на предприятии;

    развитие навыков научно-исследовательской работы по профилю профессиональной подготовки;

    формирование профессиональных качеств с учетом современных требований к специалистам;

    адаптация студентов к реальным условиям экономики и создание возможностей для будущего трудоустройства

Цель учебной практики - закрепление теоретических знаний и совершенствование практических навыков, полученных студентами в процессе обучения по специальности, в процессе исследования экономической деятельности конкретной организации во взаимосвязи с системой управления, развитие научно-исследовательских навыков и формирование научно-исследовательских интересов студентов, способствующих адаптации к реальным условиям экономики, создание возможностей будущего трудоустройства.

Задачи учебной практики:

    Изучение и описание экономического субъекта – базового предприятия, на котором проходит практика (объекта практики), в том числе общая структура, имущество, собственники и т.д.

    Изучение системы управления базового предприятия.

    Изучение внешних факторов, влияющих на показатели деятельности базового предприятия.

    Изучение корпоративной культуры базового предприятия.

    Изучение основных производственных процессов на базовых предприятиях.

    Изучение и освоение основных правил по технике безопасно­сти на объектах практики.

2. Организационно-методические указания

Программа по проведению учебной практики разработана в соответствии с требованиями государст­венного стандарта высшего профессионального образования по специальности 08.05.02.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» Минобразования России от 25.03.03 № 1154.

Местом прохождения учебно-ознакомительной практики являются коммерческие и некоммерческие организации различной отраслевой принадлежности и различных организационно-правовых форм, в том числе:

    Сельскохозяйственные организации;

    бюджетные учреждения;

    производственные предприятия;

    торговые организации;

    банки и финансовые институты;

    аудиторские фирмы и др.

Основными объектами практики являются организации, для которых производится целевая подготовка специалистов, а также организации, с которыми существуют договорные отношения о проведении научно-исследовательских, проектных и др. работ.

В течение месяца до начала практики студенты получают в деканате направления на практику. Практику могут проходить только студенты, не имеющие академической задолженности.

Общее руководство практикой на факультете возлагается на декана факультета (его заместителя), организационное, методическое и документационное обеспечение по кафедре экономики и управления – на ответственного по кафедре за проведение практики в учебном году, который, согласно указаниям заведующим кафедрой, составляет списки распределения студентов-дипломников по темам и научным руководителям.

Непосредственное организационное и учебно-методическое руководство практикой студентов осуществляют:

    заведующий кафедрой;

    ответственный по кафедре за проведение практики;

    научный руководитель практики от кафедры (руководитель диплома);

    руководитель практики от предприятия.

Ответственные за организацию и проведение практики студентов на кафедре по организационным и учебно-методическим вопросам подчиняются заведующему кафедрой.

Научные руководители практики из числа преподавателей кафедры:

    определяют содержание Задания студентов;

    принимают участие в проведении установочной конференции для студентов перед началом практики;

    осуществляют общее методическое руководство практикой студентов;

    контролируют качество и сроки выполнения работ, предусмотренных программой;

    оценивают отчет о практике.

Перед прохождением практики каждый студент, получает задание, которое должен выполнить при прохождении практики (сбор практического материала, расчеты и т.д.), и самостоятельно готовит календарный план исполнения задания.

Каждый студент при прохождении практики обязан вести дневник (Приложение 2), который должен содержать:

Подпись научного руководителя практики;

Календарный план (вносится в дневник перед началом практики);

Записи о выполненных работах за время прохождения практики (присутствие на производственных совещаниях; производственные экскурсии; научно-исследовательская работа и др.) включая общественную работу;

Выводы студента о результатах практики.

Руководитель практики от предприятия периодически проверяет знания студента и его записи в дневнике. Все замечания и поощрения, связанные с трудовой дисциплиной студента во время прохождения практики в организации вносятся в дневник. По окончании практики руководитель от предприятия должен написать на студента Характеристику, заверенную печатью базовой организации, по установленной форме (Приложение 3), отразить в ней положительные и отрицательные стороны поведения студента во время прохождения учебной практики, оценить общее прохождение практики по пятибалльной шкале.

В период практики студенты выполняют правила внутреннего распорядка организации, предприятия, учреждения. В соответствии с программой практики студенты осваивают виды деятельности, технологии, методы и умения по профилю специальности.

Выполнение заданий и отработка практических вопросов осуществляется на отведенных рабочих местах сторонних организаций или в компьютерных классах факультета согласно расписанию занятий, где каждому студенту во время практики предоставляется возможность быть индивидуальным пользователем компьютера. Кроме того, отдельные задания могут выполняться в свободное от плановых занятий время на факультете или дома.

Если студент не выполняет обязанности практиканта, то он освобождается от прохождения практики. Студенту, не прошедшему практику по уважительной причине, назначаются новые сроки практики.

На период практики один из студентов группы назначается старостой. В обязанности старосты входит ведение учета посещаемости, распределение поручений, оповещение о мероприятиях, распоряжениях руководителей практики.

Студенты при прохождении учебной практики обязаны:

    внимательно изучить настоящую Программу учебной практики и методические рекомендации по подготовке отчета о практике полностью руководствоваться ими в процессе прохождения практики и написания отчета;

    поддерживать связь со своим научным руководителем в течение всего периода практики и подготовки отчета;

    выполнять график прохождения практики, разработанный совместно с научным руководителем и вести дневник.

По окончании практики на предприятии в трехдневный срок студент представляет на кафедру (научному руководителю):

    направление с отметкой о прохождении практики;

    характеристику;

  • письменный отчет о выполнении программы практики.

Практика студентов заочного отделения. Студенты заочных отделений университета делятся на три группы. К первой группе относятся студенты, работающие по специальности. Ко второй группе - студенты, работающие в учреждениях соответствующих профилю профессиональной подготовки, но не по специальности. К третьей группе относятся студенты, работающие не по специальности.

Студенты первой группы по решению совета факультета могут быть освобождены от прохождения практики на основании представленной с места работы характеристики, подписанной руководителем. Подпись руководителя заверяется печатью.

Практика студентов второй и третьей групп проводится в основном по месту жительства студентов при наличии баз практики.

Для студентов, обучающихся по сокращенным программам, уменьшается объем учебной и учебной практик при условии, если студент имеет высшее либо среднее специальное образование, соответствующее профилю подготовки. Таким студентам переаттестовывается практика. Для остальных студентов практики проводятся в полном объеме.

Что такое учебная практика? Это составная часть программы высшего образования, одна из форм учебного процесса на первом или втором курсе вуза. Она заключается в практической подготовке будущего специалиста и закрепляет полученные теоретические знания.

Прохождение учебной практики организуется вузом по утвержденной программе, которая определяет конкретные цели и задачи практики. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией.

Порядок проведения учебной практики разрабатывается кафедрой вуза в строгом соответствии с требованиями ФГОС. Её сроки устанавливаются согласно учебному плану и графику учебного процесса.

Задачи учебной практики

Цель учебной практики - приобретение первичного профессионального опыта. Реализация этой цели предусматривает:

  • общее знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой;
  • изучение функций подразделений предприятия;
  • изучение нормативно-правовых документов, касающихся вопросов управления, и законодательных актов, которые регулируют деятельность предприятия;
  • практическое знакомство с вашей специальностью и её особенностями;
  • сбор материалов для написания курсовых работ.

Учебная практика юриста, экономиста или психолога по сути будет такой же, как и учебная практика по бухгалтерскому учету, менеджменту и большей части других профессий. В отличие от производственной практики>, учебная предполагает не самостоятельную работу, а ознакомление с будущей профессией и получение первых навыков исследовательской деятельности.

Виды учебной практики

Учебная практика делится на три вида:

  1. Ознакомительная. В основном, это различные экскурсии по предприятиям вашей будущей профессии.
  2. Предметно-методическая. Сюда могут входить лекции и беседы.
  3. Практика по приобретению начальных профессиональных умений - например, учебная практика в детском саду или в школе.

В любом варианте вуз в обязательном порядке назначает руководителя практики. Как правило, в его роли выступает преподаватель соответствующей кафедры или ведущий специалист предприятия/университетской базы.

Отчёт по учебной практике

Любая учебная практика - менеджера, бухгалтера, практика по экономике или психологии подразумевает аттестацию по результатам её прохождения. Студент обязан сдать дневник практики и отчёт, содержание и оформление которого должно соответствовать требованиям ФГОС.

Посмотрите на образец и пример отчёта по учебной практике. Правила написания отчёта можно прочитать здесь:

Нет времени написать отчёт самостоятельно?

Специалисты Dip24 знают, что такое учебная практика, и всегда готовы помочь вам. Если вы приняли решение "куплю отчет по практике ", достаточно просто оставить онлайн-заявку - и вы получите грамотно составленный и правильно оформленный отчёт. Не забудьте прочитать о наших акциях!

Мы работаем круглосуточно и без плагиата!