Положение о порядке распределения студентов по профилям подготовки. Что значит направление подготовки? Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования

Введение. В 2015 году Республика Беларусь присоединилась к европейскому пространству высшего образования. Болонские соглашения предусматривают индивидуальный выбор «траектории обучения» студентами, а это во многом зависит от их индивидуальных особенностей.

Успешность профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры определяется необходимостью учета индивидуально-психологических особенностей личности индивида, уровнем мотивации, функционированием психических процессов, жизненных проявлений основных свойств нервной системы, темперамента, характера студентов. Обычно на занятиях задачи пытаются решать через систему внешних воздействий, задавая студентам оптимальную норму двигательной активности. Однако существенным недостатком является то, что при этом не учитываются индивидуальные и личностные особенности занимающихся .

Основу дифференциации образовательного процесса должен составить учет индивидуальных особенностей личности с целью организации обучения не столько по различным программам и планам, сколько применение различных средств, методов, методических приемов для выделенных групп и отдельных студентов.

Наиболее часто в процессе физического воспитания используют вариант относительной индивидуализации, когда учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного студента, а группы, обладающими сходными особенностями и их комплексами. По мнению Л.В. Диордица, Б.П. Яковлева организация обучения на основе личностно-ориентированного подхода означает, что все методические решения педагога должны преломляться через призму личности обучаемого.

Поэтому было решено выявить личностные профили студентов факультета организации здорового образа жизни (ФОЗОЖ) Полесского государственного университета с различным уровнем знаний.

фактор А: общительность - замкнутость;
фактор B: высокий интеллект - низкий интеллект;
фактор С: эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость;

фактор E: доминантность - подчиненность;
фактор F: экспрессивность - сдержанность;
фактор G: ответственность - недобросовестность;
фактор Н: смелость - робость;
фактор I: чувствительность - жесткость;
фактор L:подозрительность - доверчивость;
фактор М: мечтательность - практичность;
фактор N: расчетливость - прямолинейность;
фактор О: тревожность - уверенность в себе;
фактор Qi: радикализм - консерватизм;
фактор Q2: самостоятельность - зависимость от группы;
фактор Q3: высокий самоконтроль - низкий самоконтроль;
фактор Q4: напряженность - расслабленность.

Максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 баллов. При интерпретации данных уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 4 баллов, а в «положительном» - от 7 до 10 баллов.

Рис. Личностные профили студентов 4 курса ФОЗОЖ с различным уровнем знаний

Всего обследовано 110 студентов 4 курса ФОЗОЖ Полесского государственного университета. По результатам экзаменационных сессий мы выделили группы: с высоким уровнем знаний - средний балл сдачи экзаменов от 8 до 10 (n=16); средним уровнем знаний - средний балл сдачи экзаменов от 5 до 8 (n=64) и низким уровнем знаний - средний балл сдачи экзаменов менее 5 баллов (n=30) и определить усредненный личностный профиль и их различия в этих группах (рисунок).

Анализируя представленный материал, можно заметить, что по большинству факторов студенты всех групп существенно не отличаются. Что поразило нас больше всего, что профили групп с высоким и низким уровнем знаний практически имеют одну конфигурацию. В этих группах отмечается «положительный» пик по фактору L (недоверчивый, упрямый, осмотрительный в действиях, больше погружен в собственное «Я», меньше заботиться о других людях) и два «отрицательных» пика по фактору I (независимый, практичный, имеет чувство ответственности) и фактору Qi (консервативный, терпимый к традиционным трудностям, убежден в правильности того, чему его учили). Студенты группы с высоким уровнем знаний превосходят всех по фактору А (легкость в общении, готовность к сотрудничеству, предпочтение социально значимой деятельности), фактору С (большая эмоциональная устойчивость, активность, трезвость в оценке действительности). В группе студентов со средним уровнем знаний наблюдается более сглаженный профиль, имеющих пики лишь по фактору О (тревожный, особенно в трудных ситуациях, обеспокоенный) и фактору Q1.

Заключение . Результаты данного исследования подтверждают существующее мнение, что нельзя ориентироваться лишь на усредненные групповые показатели. Как видим из рисунка, студенты добиваются успехов или неуспехов со сходными индивидуально-психологическими особенностями. Мы ни в коем случае не отрицаем необходимость и важность дифференцированного подхода. Если прослеживается явная тенденция зависимости успеха от того или иного показателя, например от уровня развития физических качеств, то почему не объединять занимающихся в группы с низким или высоким уровнем развития кондиционных способностей. В исследовании на студентах 4 курса ФОЗОЖ ПолесГУ такой закономерности по личностным качествам не обнаружено. А это значит, необходимо учитывать в большей мере индивидуальные особенности каждого студента. Хотя это очень трудно, но без этого не обойтись, педагоги должны учитывать индивидуальные характеристики и предлагать студентам доступные задания, то есть индивидуализировать процесс обучения и воспитания.

Список литературы

1. Григорович, И.Н. Совершенствование физического воспитания в вузе: состояние и пути развития многоуровневого физкультурного образования [Текст]// Сборник научных трудов 2-й межрегиональной научно-практической конференции»/ И.Н.Григорович. Тюмень: изд-во «Вектор-Бук», 1999. - с.35-38.
2. Диордица, Л.В. Предметно-рефлексивный анализ педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию [Текст]/ Л.В.
Диордица, Б.П. Яковлев// Теория и практика физической культуры.-2005.- №5. - с.49-53.
3. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. - М: ЭКСМО, 2007, - 416 с.
4. Поливаев, А.Г. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры с учетом индивидуально-психологических особенностей / А.Г. Поливаев, И.Н. Григорович, А.А. Гераськин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: научно- методический журнал. - 2011. - № 2. - С. 18-22.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Продолжаем цикл интервью с экспертами из различных областей юриспруденции и экономики, которые готовы помочь студентам пройти нелегкий путь выбора профессионального профиля.

На этот раз вызвалась помочь студентам к.ю.н., доцент, зав. кафедрой административного права Российского государственного университета правосудия Марина Анатольевна Штатина .Она рассказала об одном из востребованных на рынке труда профилей - в сфере административно-правового регулирования.

КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, как у студентов в вашем вузе происходит выбор кафедры, которая, как мы понимаем, и определяет выбор профиля? Сколько времени им дается на обдумывание и принятие решения? Оказывают ли кафедры помощь студентам при выборе специализации и в чем эта помощь заключается?

Штатина Марина Анатольевна: В Российском государственном университете правосудия студенты выбирают один из трех профилей - государственно-правовой, гражданско-правовой или уголовно-правовой. Более глубокое изучение административного права и дисциплин, связанных с административно-правовым регулированием, осуществляется, прежде всего, на государственно-правовом профиле. Однако и другие студенты продолжают изучать нормы и институты административного права. Так, на гражданско-правовом профиле изучается Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, ряд административных процедур (например, по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и административных договоров, а на уголовно-правовом профиле уясняются вопросы разграничения преступлений и административных правонарушений. Такой подход в полной мере отражает особенности современного административного права, активно взаимодействующего с другими правовыми отраслями и неразрывно связанного с повседневной жизнью общества и каждого человека.

Студенты выбирают профиль в первом семестре второго курса, но могут изменить свое решение в течение второго года обучения. Изучение профильных (вариативных) дисциплин в нашем университете начинается со второго семестра третьего курса.

Выбрать профиль студентам помогают и преподаватели, и работники деканата - они никогда не отказывают в консультациях по интересующим студентов вопросам. При этом проводятся как общие консультации для всего курса, так и индивидуальные беседы с любым обратившимся на кафедру студентом. Способствуют правильному (а для каждого студента он свой) выбору широко распространенные в нашем университете конференции и круглые столы по различным проблемам развития науки и правоприменительной практики.

КонсультантПлюс: Существует ли в выборе кафедры "добровольность"? Если большинство студентов выражают желание специализироваться на одной кафедре, предпринимает ли администрация в этом случае какие-то шаги?

Штатина Марина Анатольевна: Студентам-юристам очной формы, обучающимся по программе бакалавриата, приходится выбирать только из трех профилей, поэтому проблем с формированием групп пока не было, и принцип добровольности соблюдается неукоснительно. При этом по одному профилю может набираться несколько групп студентов, в зависимости от количества поданных заявлений. Однако локальные акты устанавливают правило, что в случае отсутствия минимально необходимого количества студентов, изъявивших желание выбрать вариативные дисциплины одного профиля, он открываться не будет.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, чем должны руководствоваться студенты при выборе профиля? На что они должны обращать внимание в первую очередь: на свой интерес к конкретной области права, ее популярность или перспективность?

Штатина Марина Анатольевна: При выборе профиля следует учитывать каждый из указанных вами факторов. Но, по-моему, самое главное, чтобы студенту нравились предметы, которые ему придется дополнительно изучать. Профиль для бакалавра - это не специальность и даже не специализация, по которой обучаются специалисты. Главное назначение профиля - не столько получение знаний, сколько их углубление и выработка навыков их применения, в том числе и путем трансформации теоретических знаний в законные и обоснованные решения, допустимые и уместные в определенных ситуациях. Профиль не ограничивает студента, а развивает его, помогая получить навыки, необходимые в любой профессиональной деятельности юриста. Оптимальное решение этих задач возможно только при личной заинтересованности студента.

Но бывает и так, что у студента нет ярко выраженных профессиональных интересов и предпочтений. В таком случае нужно постараться определить, какие виды юридической деятельности, связанные с тем или иным профилем, созвучны стремлениям, ценностным ориентирам, а также личностным особенностям, в том числе и темпераменту студента. Так, изучение административного права требует исследования очень большого числа актов и документов, которые к тому же постоянно изменяются и дополняются. Медлительных и не ориентированных на преодоление сложностей студентов углубленное изучение административного права поставит в положение выбора: либо постоянно испытывать дискомфорт, либо измениться и стать более выносливыми и целеустремленными.

Менее всего я рекомендовала бы обращать внимание на популярность определенной профессии или отрасли знаний. В популярную сферу идут многие, в результате там создается огромная конкуренция. Если в этой сфере вы станете уникальным специалистом, то сможете добиться успеха. Но если вы мечтали о другом поприще или в силу своих личностных особенностей были расположены к другой деятельности, то в популярной сфере, не ставшей для вас близкой, скорее потерпите неудачу.

КонсультантПлюс: Что происходит после того, как студент выбирает Вашу кафедру? Что подразумевает под собой этот выбор: углубленное изучение каких-то дисциплин, написание дипломной работы или выполнение еще каких-либо работ?

Штатина Марина Анатольевна: Выбор государственно-правового профиля предполагает, что студент будет углубленно изучать конституционное, муниципальное и административное право и такие специальные дисциплины, как административные процедуры, административные правонарушения, миграционное право.

В нашем университете бакалавры, в отличие от студентов, обучающихся по программам специалитета, дипломных работ не пишут.

КонсультантПлюс: Что дает студенту данный выбор в будущем? Влияет ли выбор профиля на последующее трудоустройство? Означает ли данный выбор, что будущий специалист сможет работать только в этой сфере? Насколько сегодня в России ценится специалист по административному праву по сравнению с другими юридическими специалистами?

Штатина Марина Анатольевна: Еще раз хочу подчеркнуть, что в настоящее время выбор профиля никак не ограничивает студента, поскольку при устройстве на работу имеет знание специальность (юриспруденция), а не профиль обучения. Однако конкурсный отбор, практикующийся многими частными организациями и во многих случаях обязательный при поступлении на государственную службу, диктует соответствующие условия.

В настоящее время многие выпускники стремятся попасть на государственную службу, а там необходимы знания по административному праву. Все частные организации взаимодействуют с государственными органами и должностными лицами, поэтому специалисты, готовые к такому профессиональному взаимодействию, получают соответствующие преимущества. Недавно был принят и вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который также поставил ряд вопросов перед судебной практикой. Специалистов административного права в настоящее время не хватает.

Государственные и муниципальные служащие должны иметь соответствующее образование и пройти профессиональную подготовку или переподготовку, связанную с государственным управлением и административным правом. Во всех министерствах необходимы специалисты, владеющие техникой подготовки правовых актов управления.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, какие черты характера должны быть у специалиста, выбравшего данный профиль? Как вы считаете, кому противопоказано быть юристом?

Штатина Марина Анатольевна: Лица, успешно занимающиеся отраслями публичного права, имеют особый склад ума, характеризующийся умением видеть общие закономерности, выделять общие интересы.

КонсультантПлюс: Как вы относитесь к современным информационным технологиям? Как вы думаете, нужно ли юристу административного права знать справочные правовые системы? Почему?

Штатина Марина Анатольевна: Юрист, специализирующийся на изучении административного права, должен постоянно обращаться к сведениям, содержащимся в справочных правовых системах. Огромный объем нормативно-правового регулирования ни освоить, ни систематизировать вручную в настоящее время невозможно. Кроме того, административное право не ограничивается буквой закона, а изучает также его применение и органами исполнительной власти, и судами.

КонсультантПлюс: Что бы вы посоветовали вашим студентам и студентам из других вузов, остановившим свой выбор на административном профиле? К чему им стоит готовиться, какие развивать качества характера, на кого ориентироваться в профессии, на какие дисциплины обратить особое внимание, чтобы в будущем стать успешным юристом?

Штатина Марина Анатольевна: Для тех, кто выберет углубленное изучение административного права и будет готовить себя к управленческой деятельности, очень важны такие качества, как сочувствие, стремление понять человека. Поскольку трудно найти такую отрасль права, которая изменялась бы так стремительно, как административное право, я пожелала бы всем, кто выбирает государственно-правовой профиль, развивать силу и гибкость ума, чтобы быть готовым не только ответить на вызовы времени, но предвидеть и формировать их.

Всем студентам-юристам искренне желаю целей высоких, мыслей четких, характера твердого, а настроя позитивного.

Мотивация в образовании. Зарисовка проблемы

На сегодняшний день многие студенты и школьники не стремятся проявлять большого усердия в изучении предметов. Это свидетельствует о их слабой мотивации обучению. Если спросить у самих обучающихся, то зачастую они отвечают, что те знания, которые они получают в учебных заведениях не имеют большой практической значимости, и все равно они не найдут им применения в жизни, или же они им попросту не интересны. Данный ответ, услышанный от школьников, в некоторой мере - оправдан, а вот учащихся ВУЗов, колледжей и других специализированных заведений - не особо.

А на сколько, вообще важна данная проблема? Ответим – сильно, и ответим почему. Учащиеся это будущие высококвалифицированные сотрудники нашей страны, отсутствие их мотивации на стадии обучения, угрожает отсутствием действительно квалифицированных сотрудников, в результате чего, экономика страны может потерять конкурентоспособность в будущем.

Для того чтобы понять что нужно современному студенту, нужно опять же задать вопрос самому студенту, только задать его «правильно». Таким «правильным» способом задавания вопроса может быть анкетирования. К счастью, в наши руки попал результат проведения анкетирования в одном из ВУЗов в Украине на кафедре менеджмента среди студентов. Конечно это не полномасштабное исследование, но тем не менее дает возможность хоть как-то оценить картину.



Ниже представлена диаграмма (рис. 1) причин поступления в ВУЗ, условно разделенная на группы.

Рис. 1 Распределение студентов по группам в зависимости от причин поступления

Всего 6 групп.

  1. «Интерес» - поступившие из интереса к специальности.
  2. «Знакомые» - поступили по совету родителей, родственников, друзей или знакомых.
  3. «Перспективность» - считали данную специальность перспективной.
  4. «Неопределенность» - не знали куда им вообще поступать.
  5. «Престиж» - посчитали специальность престижной.
  6. Причина не указана.

Из таких ответов стоит ожидать, что только от группы «Интерес» следует ожидать стремление к высоким оценкам и получению знаний, но к счастью нам не нужно гадать, все изображено на рис. 2.

Рис. 2 Успеваемость студентов

Следует сделать небольшое пояснение, в процессе анкетирования распределение оценок было весьма условно, поэтому следует считать так:

  • 1 – это «отличник»;
  • 2 – «хорошист»;
  • 3 – средняя оценка удовлетворительно, иногда бывают оценки «хорошо»;
  • 4 – практически «двоечник».

После эти значения были усреднены, и получилась диаграмма, указанная на рис. 2.

Исходя из результатов видно, что даже те, кто поступили в ВУЗ из собственного интереса, не учатся на «отлично». В итоге следует отметить, что таких всего ¼ от всех учащихся, что является, несомненно, малым количеством.

Итак, подводим итоги, что может изменить данную ситуацию. На сегодняшний день ВО является, негласно обязательным, из-за чего все подряд идут в ВУЗы, что является не совсем правильным подходом. Следует уделять большее внимание мотивированности учащихся, а не исходить из определения, что они изначально таковыми являются. Собственно это самые главные выводы.

Мотивация в образовании. Мотивационный профиль студента

В прошлой статье была рассмотрена проблема мотивации в образовании и примерно определенно чего хотят студенты, но общих данных мало для построения правильной системы стимулирования студентов. Итак, задача – определить конкретно, чего хотят студенты, для дальнейшего построения системы стимулирования .

Для данной задачи, необходимо определить инструмент, при помощи которого можно решить поставленную проблему. В качестве такого инструмента был выбран мотивационный профиль. Итак, в первую очередь, что такое мотивационный профиль?

Мотивационный профиль – это индивидуальное сочетание мотивирующих факторов человека. Данное определение было выдвинуто после изучения труда Ш. Ричи и П. Мартина «Управление мотивацией». Данный труд является результатом их 20 летнего исследования мотивации среди управляющего персонала. В рамках своего исследования они использовали модель мотивационного профиля состоящего из 12 факторов. Исходя из определения мотивационного профиля, получается, что он состоит из n-факторов мотивирующих личность, но для построения какой-то общей картины следует принять адекватную модель исследуемой группе и в зависимости от цели исследования.

Исходя из предыдущей статьи, исследуемая группа – это студенты кафедры менеджмента одного из ВУЗов Украины, цель исследования – выявление факторов их мотивации. Ш. Ричи и П. Мартин в своем исследовании имели схожую группу, поэтому была выбрана установленная ими модель.

  1. Потребность в высоком заработке, материальном вознаграждении и материальных благах.
  2. Потребность в комфортных физических условиях работы.
  3. Потребность в структурированной работе, обратной связи и информации о собственной работе, снижения степени неопределенности, связанная с работой.
  4. Потребность в социальных контактах, на уровне легкого общения с широким кругом людей.
  5. Потребность в стойких длительных взаимоотношениях с небольшой группой людей.
  6. Потребность в признании заслуг, приобретение социальной значимости.
  7. Потребность в достижении и в постановке для себя вызывающих целей.
  8. Потребность во влиянии и установлении контроля над другими.
  9. Потребность в разнообразности и переменах, то есть желании постоянно чувствовать стимулирующий интерес.
  10. Потребность в самостоятельности, независимости и самосовершенствования своей личности.
  11. Потребность в креативности и широте взглядов.
  12. Потребность в интересной и полезной работе для общества.

Если, внимательно изучить эту модель, то она может напоминать раздробленную пирамиду А. Маслоу, только без соблюдения порядка.

Воспользовавшись данными анкетирования, была построена диаграмма (рис. 1) важности каждого из факторов по выбранной модели.

Рис. 1 Мотивационный профиль студента ВУЗа

Как читать диаграмму? Внизу подписаны по порядку мотивационные факторы из выбранной нами модели, высота колонок зависит от среднего значения согласно всем ответам респондентам отражающий данный вопрос, 0 – значит абсолютное отсутствие интереса к данному фактору, 3 – превосходное стремление к данному фактору, соответственно, чем выше столбик, тем он важнее. Также на диаграмме вы сможете найти пунктирную линию, она условна и обозначает, что факторы имеющие значение ниже нее можно даже не рассматривать. Погрешность составляет около 12-13%.

Исходя из диаграммы условно можно выделить четыре основных мотивирующих момента:

  • деньги;
  • комфортные условия;
  • поддержание взаимоотношений с близкими;
  • возможность осуществления творческой деятельности.

Итак, детальный портрет мотивации студента у нас есть, осталось построить систему его стимулирования, что мы и сделаем в следующей статье.

Стимулирование – это внешний способ воздействия на мотивацию человека. Стимул в образовании должен увеличивать мотивацию к обучению у тех, кто получает данное образование. Именно этот вопрос будет освещен в завершительной статье цикла «Мотивация в образовании».

Утвержден решением Ученого совета юридического факультета МГУ


1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок предназначен для обеспечения формирования индивидуальной образовательной программы студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» на юридическом факультете МГУ, с учетом разработанных профилей подготовки.

1.2. Профили подготовки формируются в рамках вариативной части основной образовательной программы и включают в себя:

1.2.1. Наименование профиля подготовки. Наименования профилей подготовки бакалавров приводятся в приложении к настоящему Порядку. Наименованиями профилей подготовки магистров являются названия программ подготовки магистров.

1.2.2. Набор специализированных компетенций. Набор специализированных компетенций профиля подготовки бакалавров указывается в Приложении к настоящему Порядку. Набор специализированных компетенций программ подготовки магистров определяется для каждой программы решением Ученого совета факультета по представлению руководителя программы подготовки магистров.

1.2.3. Устанавливаемый в структуре основной образовательной программы (в рамках ее вариативной части) перечень специализированных дисциплин, составляющих обязательную часть профиля подготовки, обеспечивающих приобретение обучающимися необходимых специализированных компетенций.

1.2.4. Перечень дисциплин профиля, изучаемых по выбору студента.

1.3. Трудоемкость дисциплин профиля и последовательность их изучения определяется соответствующим образовательным стандартом и учебным планом.

1.4. Профили подготовки утверждаются Ученым советом МГУ и вводятся в действие приказом ректора.

1.5. Кафедры, обеспечивающие преподавание дисциплин того или иного профиля, приводятся в Приложении к настоящему Порядку.


2. Общий порядок профильной подготовки студентов

2.1. Профильная подготовка студентов включает в себя:

2.1.1. Профориентацию студентов;

2.1.2. Освоение в рамках избранного профиля подготовки обязательных дисциплин и дисциплин по выбору;

2.1.3. Выполнение курсовых работ на 2-3 курсах и выпускной квалификационной работы бакалавра и (или) магистерской диссертации по теме, соответствующей избранному профилю подготовки;

2.1.4. прохождение практик в учреждениях, сфера работы которых соответствует избранному профилю подготовки;

2.1.5. сдачу итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению «Юриспруденция» с учетом освоенного профиля подготовки.

2.2. Профориентация студентов обеспечивается путем:

2.2.1. информирования академическими консультантами (кураторами академических групп) о существующих профилях подготовки, перечне дисциплин (модулей, курсов) и порядке их выбора;

2.2.2. изучения учебной дисциплины «Введение в специальность», программа которой должна предусматривать ознакомление студентов с существующими профилями подготовки и их возможным влиянием на последующее трудоустройство;

2.2.3. участия в работе кружков, студенческих научных обществ и конференций;

2.2.4. участия в мероприятиях воспитательной направленности (встречах с выпускниками факультета, мастер-классах, профессионально-ориентированных курсах и т.п.);

2.2.5. введения в учебный план дисциплин по выбору, рабочие программы которых включают обзор достоинств и достижений определенной программы подготовки магистров.

2.3. Освоение в рамках избранного профиля подготовки обязательных дисциплин и дисциплин по выбору.

2.3.1. Перечень дисциплин по выбору формируется по заявкам кафедр соответствующего профиля, согласовывается с методической комиссией, и утверждается Ученым советом факультета.

Дисциплины по выбору, предложенные кафедрой иностранных языков, а также лабораториями и научными центрами факультета, решением Ученого совета факультета могут быть отнесены к соответствующему им профилю подготовки по согласованию с заведующим кафедрой (заведующими кафедрами) данного профиля, если предложенная дисциплина затрагивает проблематику этой кафедры (этих кафедр).

2.3.2. По каждой дисциплине по выбору на сайте факультета размещается аннотация (в общем доступе), рабочая программа и иные необходимые материалы (в ограниченном доступе).

2.3.3. Студент вправе выбрать любую дисциплину из утвержденного для конкретного семестра перечня независимо от того, какая кафедра обеспечивает преподавание данной дисциплины.

2.3.4. Выбранная студентом дисциплина становится для него обязательной, и непрохождение по ней промежуточной аттестации рассматривается как академическая задолженность.


3. Порядок распределения по профилям студентов бакалавриата

3.1. Студенты бакалавриата распределяются по профилям подготовки в в сроки, определенные учебным планом и установленные учебным отделом.

3.2. Распределение по профилям подготовки бакалавров осуществляется по заявлению студента, поданному с помощью портала учебного отдела в сети интернет.

3.3. Предельное количество студентов бакалавриата очной формы обучения на одном профиле подготовки - 210 человек. При возникновении конкурса преимущество имеют студенты с более высоким академическим рейтингом (рейтингом успеваемости). При равенстве академических рейтингов преимущество имеет студент с меньшим количеством удовлетворительных оценок.

При возникновении конкурса устанавливается квота в размере 20% от предельного количества студентов бакалавриата очной формы обучения на одном профиле подготовки для внеконкурсного приема на профиль кафедры студентов, которые по заключению кафедры проявили склонность к научной работе в рамках данного профиля, активно и успешно участвуют в научной жизни кафедры (кружках, конференциях, иных формах научных исследований и обмена их результатами), а также в течение двух лет выполняют под руководством преподавателей кафедры курсовые работы.

3.4. Для студентов спецотделения (второе высшее образование) учебным отделом по согласованию с планово-финансовым отделом может быть установлена минимальная численность студентов профиля, при достижении которой занятия проводятся в вечернее время.

3.5. В случае, если студент в установленные учебным отделом сроки не воспользовался правом выбора профиля, учебный отдел вправе осуществить распределение самостоятельно, закрепив такого студента за профилем с наименьшей численностью.

3.6. Распределение студентов по профилям утверждается приказом по факультету.

3.7. Распределение студентов по профилям не является основанием для переформирования учебных групп и перехода студента из одной группы в другую.

3.8. Смена профиля подготовки студентом бакалавриата очной формы обучения допускается не позднее начала 4 курса при соблюдении следующих условий:

Наличие на профиле вакантных мест;

Хорошая и отличная успеваемость в течение 2 семестров, предшествующих подаче заявления о переводе;

Положительное заключение одной из профильных кафедр об успехах студента в научной работе (участии в работе научного кружка, конференциях и т.п.).


4. Порядок распределения по профилям студентов магистратуры

4.1. Перечень программ подготовки магистров, на которые осуществляется набор, ежегодно определяется Ученым советом факультета.

4.2. Для абитуриентов магистратуры, ранее обучавшихся на юридическом факультете по образовательному стандарту МГУ, распределение по программам, на которые открыт набор, производится с учетом профиля подготовки бакалавриата.


5. Порядок записи на дисциплины по выбору

5.1. Сроки записи студентов на дисциплины по выбору устанавливаются учебным отделом.

5.2. Запись на дисциплину по выбору осуществляется по заявлению студента, поданному с помощью портала учебного отдела в сети интернет.

5.3. Предельное количество студентов, записавшихся на одну дисциплину, - 100 человек. По решению кафедры для авторских дисциплин по выбору с учетом специфики их рабочих программ может быть установлена меньшее предельное количество, а также определено минимальное количество студентов для открытия дисциплины по выбору.

При возникновении конкурса преимущество имеют студенты с более высоким академическим рейтингом (рейтингом успеваемости).

5.4. Для студентов спецотделения (второе высшее образование) учебным отделом по согласованию с планово-финансовым отделом для записи на курс по выбору может быть установлена минимальная численность студентов, при достижении которой занятия проводятся в вечернее время.

5.5. В случае если студент в установленные учебным отделом сроки не воспользовался правом выбора дисциплины, учебный отдел вправе закрепить такого студента за дисциплиной с недостаточной численностью.

5.6. Распределение студентов по дисциплинам утверждается приказом по факультету.

5.7. Распределение студентов по дисциплинам не является основанием для переформирования учебных групп и перехода студента из одной группы в другую.

Статья, которая подробно раскрывает структуру ФГОС, а также рассказывает, что такое специальность, профиль в вузе. Как правильно выбрать профиль, как не попасться на уловку хитрых вузов. Обязательно к прочтению

А сейчас разберем крайне важный вопрос, связанный с пониманием системы высшего образования у абитуриентов в целом. Можно сказать, что не с пониманием, а его повсеместном отсутствии. Это надо исправлять. Все, что написано ниже, категорически важно понимать.

От знания нижеприведенной информации напрямую зависит, насколько вы удачно выберите вуз и поступите. А поступление – это один из самых важных шагов человека в первые 18-19 лет жизни.

Структура ФГОС: укрупненное направление-специальность-профиль

Что такое специальность в вузе? Те самые «специальности», которые вы можете найти на нашем сайте – это утвержденные минобром Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) . Система сложилась таким образом, что для всех уровней образования, а именно: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура у врачей и прочих предусмотрен свой список специальностей.

Если посмотреть на это в целом, то система высшего образования при всех своих недостатках устроена номинально грамотно: список специальностей составлен так, чтобы дать каждой сфере жизни государства, если можно так сказать, своих специалистов. В теории, все сферы каждый год пополняются квалифицированными выпускниками, которые начинают в них свою профессиональную деятельность.

Условно говоря, ФГОС имеет 3 уровня вложенности . Покажем вам суть этой структуры на примере , самого распространенного в вузах. По бакалавриату в вузах России предусмотрено 54 укрупненных направлений и 151 специальность.

Первый – укрупненные направления. Например, возьмем укрупненное направление . В нее включены специальности (или направления):

  • Архитектура
  • Градостроительство
  • Дизайн архитектурной среды
  • Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

Этот список как раз является вторым уровнем вложенности. Каждая специальность предусматривает учебный план из определенного набора дисциплин (предметов обучения). Если что-то называется на нашем сайте «специальность», то это как раз вот эти из списка выше.

Третий уровень – профили , самый важный в контексте выбора места учебы. Вузы могут после согласования с минобром преподавать более узкую специализацию по определенным специальностям.

На примере : вы хотите заниматься дизайном. Вполне логично ищете на нашем сайте, либо на сайте вуза специальность «Дизайн». Но есть одно НО: профили или более узкие специализации, которые реализуются в конкретном вузе.

Возьмем 2-х абитуриентов, первый хочет быть web-дизайнером, второй дизайнером интерьеров. Оба выбрали вуз N, в котором есть специальность «Дизайн». Они подают документы и уже после зачисления оказывается, что в данном вузе по специальности «Дизайн» реализуется профиль «Дизайн костюма». Да, на каждой специальности предусмотрено изучение основных дисциплин, но в данном примере оба абитуриента окажутся у разбитого корыта, так как программа профиля не предусматривает точечного обучения ни тому ни другому. И у поступившего возникает большая проблема, которую после поступления решить крайне сложно. Гораздо проще заранее позаботиться об этом перед поступлением.

Запомните, что, например, специальность «Юриспруденция» имеет огромное количество профилей:

  • административно-правовой
  • государственно-правовой
  • гражданско-правовой
  • уголовно-правовой и прочие

И в зависимости от ваших планов на будущее вы должны выбирать те вузы, в которых есть нужный профиль. А не во всех вузах обучают на каждый из профилей. Тут нужно выбирать.

Не все вузы на видном месте своего сайта указывают информацию о том, какие профили обучения реализуются по той или иной специальности. Поэтому зачастую до поступления сложно понять, чему именно будут учить. Некоторые вузы делают это специально. Для чего это и как избежать напишу далее.

Изначально при проектировании сайта мы пошли слегка неверным путем и указывали профили как текстовое поле в специальностях, без раскрытия их учебных планов и прочего. На данный момент переводим все данные вузов на новую структуру, раскрываем все профили, их учебные планы. Уже много где внедрена новая структура, пользуйтесь на здоровье.

Сейчас на нашем сайте мы размещаем информацию о специальностях и подробнейшую информацию о профилях в них. Если вы будете знать, по каким профилям обучает конкретный нужный вуз, то будете уверены, что поступите куда надо и не потеряете впустую самые важные годы в жизни.

Как выбрать профиль обучения в вузе

Вы можете воспользоваться сайтом вуза или нашим. На нашем сайте профили либо так и называются «профили», либо именуются «программы». На страницах вузах во вкладке «Программы» вы можете посмотреть профили этого вуза. В разделе программы в меню выше все профили по всем вузам с удобной фильтрацией.

Вузы не всегда размещают информацию и еще реже в размещают ее в удобном виде.

Как правило, информация находится в разделах «Поступающим» или «Приемная комиссия». Зайдите в списки программ, специальностей. Есть вузы, которые подходят к наполнению сайта с ответственностью, но, к сожалению, таких меньшинство. Если что, всегда можно посмотреть на нашем сайте.

Темная сторона вузов: как вас могут обманывать с профилями подготовки

Закон обязует вузы размещать информацию на своем сайте по определенным пунктам:

  • о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
  • о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;
  • о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);
  • И прочее

Некоторые вузы пользуются лазейкой и не размещают информацию о профилях. Это делается либо по недосмотру и ненужности сайта, либо специально, чтобы скрыть профили и привлечь как можно больше абитуриентов. Будьте осторожны при поступлении на популярные специальности (Менеджмент, экономика, реклама и связи с общественностью и т.д). Ряд вузов может специально скрывать профили, чтобы привлечь вас к себе даже на тот профиль, который вам не подходит.

Я надеюсь, что вы прочитали эту статью до конца и она была вам полезна. Поступление в вуз – невероятно важный этап жизни. И теперь вы чуть лучше к нему готовы.